Биография. Тосканини Артуро — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Приложение из книги м

Выдающийся итальянский дирижёр.

С 13-и лет выступал как профессиональный виолончелист. Ещё учась в Консерватории, Артуро Тосканини руководил оркестром студентов.

В 1886 году итальянская труппа отправлялась на гастроли в Рио-де-Жанейро, где из-за конфликта между дирижёром и менеджерами, юному Артуро Тосканини пришлось встать за дирижёрский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди и продирижировать оперой наизусть... С этого началась его карьера дирижёра.

«Тосканини рос как нелюбимый ребёнок и в дальнейшем требовал от всех и каждого беспрекословного подчинения.
Если исполнению его желаний что-то препятствовало, он впадал в ребяческое раздражение и бросался в окружающих острыми предметами.
Всё, кроме мгновенного удовлетворения и полного согласия - со стороны отечески опекавшего его правительства или по-детски доверчивых музыкантов - вызывало у него реакцию самую бурную.
С оркестрами Тосканини был груб и создал культ грубости, которую переняли у него другие дирижёры, сделав из неё в наше авторитарное время символ авторитетности.

Он был задирой - но не трусом. Перед лицом и наёмных головорезов, и верховной, теоретически, власти современного государства Тосканини упрямо держал голову поднятой над бруствером истории.

Многие считают его величайшим из дирижёров всех времен. «Музыка никогда прежде не звучала так, как под дирижёрской палочкой Тосканини, - заявляет дочь одной из его певиц, - и сегодня многие и многие из нас могут засвидетельствовать, что она и с тех пор никогда так не звучала».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 81-82.

«И спустя два сезона его уже стали называть в числе трех-четырёх выдающихся театров мира - положение, которого он с тех пор так и не утратил. В следующие полстолетия слишком в нём владычествовала крошечная фигурка Тосканини, независимо от того, был он связан с тем или иным сезоном или не был.
К триумфу Тосканини прибавились как счастливая находка двух лучших в то время певцов - лирического тенора Энрико Карузо и высокого баса Фёдора Шаляпина , - так и умение подбирать отвечающие их талантам оперные партии.
Карузо блеснул в прелестной, давно не ставившейся комедии Доницетти «Любовный напиток», а огромный русский бас спел зловещего Мефистофеля в одноименной опере Бойто. Другими звёздами театра стали баритон Антонио Скотти и лирическое сопрано Розина Сторчио, ставшая трагической любовью Тосканини.
После того, как на исходе столетия умер Верди , Тосканини обратился в общественное лицо итальянской музыки - именно он, а не Пуччини и не веристы, чьим операм, при великой их популярности, недоставало возвышенного благородства.
Благодаря Тосканини главным в музыке стал дирижёр, а не композитор .
Противники Тосканини сплотились, борясь с его политикой и высокомерием. Местные композиторы и их влиятельный издатель, Рикорди, развернули ксенофобскую кампанию, направленную против его любви к чужеземным операм, театральную публику возмущал отказ Тосканини повторять популярные арии.
На последнем спектакле сезона 1902 года они потребовали биса посреди первого акта «Бала-маскарада». Тосканини продолжал дирижировать, не обращая внимания на поднявшийся крик, а в антракте покинул театр.
Он появился дома на час раньше обычного, в крови - из-за того, что пробил кулаком оконное стекло. «Что случилось? Всё уже закончилось?», - спросила его жена Карла. «Для меня закончилось», - ответил дирижёр и отправился заказывать билеты до Буэнос-Айреса, в котором и проработал следующие четыре сезона».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 86.

Артуро Тосканини был главным дирижёром театра «Ла Скала» в Милане, «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке и т.п.

В 1929 году он уехал из Италии, не желая сотрудничать с фашистским режимом.

С 1937 года Артуро Тосканини провёл 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC), что сделало его имя известным десяткам миллионов человек.

«Когда его положение в Италии стало шатким, медиа-гигант США обратил семидесятилетнего Тосканини в головную, престижную фигуру, отведя ему главное место в своем круглосуточном коктейле из новостей, мыльных опер и развлекательной музыки. The National Broadcasting Company (NBC) предложила создать для Тосканини оркестр из 92 виртуозов, дабы он дал с ними десять концертов, которые будут транслироваться по радио из студий компании. NBC это обходилось в 50 000 долларов, ежегодно выплачиваемых дирижёру, и в сумму ещё в шесть раз большую, уходившую на жалованье музыкантов, однако расходы эти позволили компании нажить престиж и предотвратить расследование Конгрессом стандартов радиовещания. NBC получила также эксклюзивные права на издание записей Тосканини под маркой своей материнской компании, The Radio Corporation of America (RCA).

Поначалу с подозрением относившийся к записям, Тосканини в конце концов признал их как средство, которое позволяет подтвердить его превосходство с помощью более чистого, чем у других дирижёров, звука и большего, чем у них, числа проданных пластинок.
Хотя превзойти в последнем отношении Леопольда Стоковского и Филадельфийский оркестр - в том, что касается такой популярной классики, как «На прекрасном голубом Дунае» и сюита из музыки к «Щелкунчику», - ему не удалось, в репертуаре более серьёзном имя Тосканини на конверте пластинки задевало душевные струны потребителя совсем по-иному.
Музыка в исполнении Тосканини словно бы обладала сертификатом качества: все признанные авторитеты гарантировали, что это музыка великая и превосходно исполненная. Его записи можно было покупать с полной уверенностью и выставлять на полках гостиной как символ исповедуемых их обладателем культурных ценностей. Иными словами, они исполняли роль «китча» - подставного искусства, однажды определённого (Вильгельмом Фуртвенглером) как проявление «боязни человека, интеллектуального лишь наполовину что его надуют».
Прессе скармливались выдуманные истории - «Самый большой барабан в мире спешно везут в Нью-Йорк для использования в концерте Тосканини», - и даже его политическая позиция по отношению к происходившему в Европе обращалась в сенсационную новость.
Портреты Тосканини появлялись на обложках Life, Time и любого сколько-нибудь почтенного журнала. И хотя слушатели Тосканини составляли едва ли одну шестую радиослушателей Боба Хоупа, рейтинг трансляции любой серии его концертов был в два раза выше.
Тосканини стал первым дирижёром, у которого имелась массовая аудитория, а для большинства людей и единственным, чье имя они способны были назвать.
Слава - или, по крайней мере, то, что именуется ею на жаргоне средств массовой информации, - оказалась приемлемым суррогатом любви».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 89-90.

«Тосканини обладал плохим зрением, и ему приходилось выучивать партитуру наизусть и без нот обдумывать до тонкости всё, что сокрыто в записи. Работая по ночам, он отдавал сну лишь три часа в сутки. Итак, мы видим, что «в борьбе художника за совершенство нет конца, а есть одно непрерывное начало» (Стефан Цвейг ). Творческие поиски всё более глубокого понимания гениальных произведений и совершенного выражения их в исполнении, необходимость постоянно держать в полной готовности значительное число ранее выученных пьес и пополнять их запас, стремление непрерывно оттачивать технику, которая, как правило, быстро притупляется, если о ней забывают - вот, что не даёт покоя подлинному художнику, делает его величайшим тружеником».

Савшинский С.И., Пианист и его работа, Л., «Советский композитор», 1961 г., с. 18.

«Он был известен просто как «Маэстро» - дефиниций не требовалось, поскольку Тосканини сам дефиницией и был: единственным из дирижёров мира.
Владелец нью-йоркской фирмы грамзаписи, приславший автомобиль за «мистером Тосканини», получил строгий выговор: «МАЭСТРО, а не мистер», - сказал Маэстро. Впрочем, цель составляла не слава, но власть.
Он был скромным человеком, сказавшим: «Я не гений. Я ничего не создал. Я играю музыку, написанную другими. Я просто музыкант».
Обожествление Тосканини было американской выдумкой - созданной для нации с глобальными амбициями и монолитными, вскормленными на нехитрых несомненностях средствами массовой информации, исповедовавшей монотеистическую веру в единственного идола - по одному Синатре , по одной Гарбо , по одному поэту, по одному живописцу и одному президенту за раз.
Для того чтобы проникнуть на широкий рынок, музыка, сокрытая среди высот американских радиобашен, которые и сформировали образ Тосканини, неизбежно нуждалась в богоподобном посреднике. Этому тотему надлежало представлять собой нечто большее, чем просто музыкант во фраке.
В идеале, ему следовало быть и видной фигурой мировой сцены - идеологической иконой, защитником демократии, - и в то же самое время человеком, с коим мог бы отождествить себя средний американец: любящим домашний уют патриархом в шлёпанцах, который смотрит по телевизору бокс и играет с внучатами в прятки в саду.
Тосканини сыграл обе составляющие этого мифа и в конечном счёте уверовал в него сам».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 82.

16.01.1957

Артуро Тосканини
Arturo Toscanini

Итальянский Дирижер

Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в городе Парма, Италия. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 1885 году, в 18-летнем возрасте, с отличием окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини. Ещё в студенческие годы руководил небольшим оркестром, организованным им из соучеников.

По окончании консерватории был принят в передвижную итальянскую оперную труппу в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора. В 1886 году труппа отправлялась на зимний сезон в Рио-де-Жанейро. Во время этих гастролей, 25 июня 1886 года, из-за пререканий между постоянным дирижёром труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижёрская карьера, которой он отдал большую часть своей жизни.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел мировую премьеру Паяцев Руджеро Леонкавалло в Милане в 1892 году. Его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине в 1896 году. С 1896 года выступал также в симфонических концертах. В 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского. В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини, от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала». С 1898 по 1903 он делил свое время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904 году покинуть этот театр, в 1906 он вернулся туда ещё на два года. В 1908 году очередная конфликтная ситуация побудила дирижера вновь покинуть Милан.

Так он впервые оказался в США, где в течение семи лет, с 1908 по 1915, был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала». В 1929 году Тосканини надолго покинул Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом.

Ещё с 1927 года Тосканини одновременно работал в США: был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер. После слияния оркестра в 1928 году с Нью-Йоркским симфоническим оркестром вплоть до 1936 года возглавлял объединённый Нью-Йоркский филармонический оркестр. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне.

В Европе он дважды дирижировал на Байройтских вагнеровских фестивалях, на Зальцбургском фестивале. Он основал свой собственный фестиваль в Лондоне и дирижировал также на фестивале в Люцерне. В 1936 году он способствовал организации Палестинского оркестра, ныне Израильский филармонический оркестр.

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини, запечатлённый в многочисленных записях, начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио. С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов. После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио.

Он умер во сне в своём доме в Ривердейле, штат Нью-Йорк, 16 января 1957. Похоронен в Милане в семейном склепе. На похоронах дирижера пришедшая публика пела знаменитый хор Va", pensiero из оперы «Набукко» Джузеппе Верди.

- 16 января , Ривердейл , Нью-Йорк) - итальянский дирижёр .

Биография

Родился в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме . Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 1885 году, в 18-летнем возрасте, с отличием окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини; ещё в студенческие годы руководил небольшим оркестром, организованным им из соучеников . По окончании консерватории был принят в передвижную итальянскую оперную труппу в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора. В 1886 году труппа отправлялась на зимний сезон в Рио-де-Жанейро; во время этих гастролей, 25 июня 1886 года, из-за пререканий между постоянным дирижёром труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижерский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди . Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижёрская карьера, которой он отдал около 70 лет .

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине . В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел мировую премьеру Паяцев Руджеро Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине (1896) . С 1896 года выступал также в симфонических концертах; в 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского .

В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра «Ла Скала ». С 1898 по 1903 он делил своё время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса . Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904 году покинуть этот театр, в 1906 он вернулся туда ещё на два года. В 1908 году очередная конфликтная ситуация побудила дирижера вновь покинуть Милан. Так он впервые оказался в США, где в течение семи лет (1908-1915) был дирижером «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижером «Ла Скала». Этот период (1921-1929) стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала». В 1929 году Тосканини надолго покинул Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом .

Ещё с 1927 года Тосканини одновременно работал в США: был главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер; после слияния оркестра в 1928 году с Нью-Йоркским симфоническим оркестром вплоть до 1936 года возглавлял объединённый Нью-Йоркский филармонический оркестр . В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. В Европе он дважды дирижировал на Байройтских вагнеровских фестивалях (1930-1931), на Зальцбургском фестивале (1934-1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935-1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938-1939). В 1936 году он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини, запечатлённый в многочисленных записях, начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC) . С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своём доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957. Похоронен в Милане в семейном склепе. На похоронах дирижера пришедшая публика пела знаменитый хор

Целая эпоха в дирижерском искусстве связана с именем этого музыканта. Почти семьдесят лет стоял он за пультом, являя миру непревзойденные образцы интерпретации произведений всех времен и народов. Фигура Тосканини стала символом преданности искусству, он был подлинным рыцарем музыки, не знавшим компромиссов в своем стремлении достигнуть идеала.

О Тосканини написано немало страниц и писателями, и музыкантами, и критиками, и журналистами. И все они, определяя основную черту в творческом облике великого дирижера, говорят о его бесконечном стремлении к совершенству. Никогда он не бывал удовлетворен ни собой, ни оркестром. Концертные и театральные залы буквально содрогались от восторженных оваций, в рецензиях его награждали самыми превосходными эпитетами, но для маэстро взыскательным судьей была только его музыкантская совесть, которая не знала успокоенности.

«...В его лице, - пишет Стефан Цвейг,- служит внутренней правде произведения искусства один из правдивейших людей нашего времени, служит с такой фанатической преданностью, с такой неумолимой строгостью и одновременно смирением, какое мы вряд ли найдем сегодня в любой другой области творчества. Без гордости, без высокомерия, без своеволия служит он высшей воле любимого им мастера, служит всеми средствами земного служения: посреднической силой жреца, благочестием верующего, требовательной строгостью учителя и неустанным рвением вечного ученика... В искусстве - таково его нравственное величие, таков его человеческий долг - он признает только совершенное и ничто, кроме совершенного. Все остальное - вполне приемлемое, почти законченное и приблизительное, - не существует для этого упрямого художника, а если и существует, то как нечто глубоко ему враждебное».

Свое дирижерское призвание Тосканини определил сравнительно рано. Он родился в Парме. Отец его участвовал в национально-освободительной борьбе итальянского народа под знаменами Гарибальди. Музыкальные способности Артуро привели его в Пармскую консерваторию, где он учился по классу виолончели. А через год после окончания консерватории состоялся дебют. 25 июня 1886 года он дирижировал оперой «Аида» в Рио-де-Жанейро. Триумфальный успех привлек к имени Тосканини внимание музыкантов и музыкальных деятелей. Вернувшись на родину, молодой дирижер некоторое время работает в Турине, а в конце века возглавляет миланский театр «Ла Скала». Постановки, осуществленные Тосканини в этом оперном центре Европы, приносят ему мировую славу.

В истории нью-йоркского театра «Метрополитен-опера» поистине «золотым» был период с 1908 по 1915 год. Тогда здесь работал Тосканини. Впоследствии дирижер не особенно похвально отзывался об этом театре. С присущей ему экспансивностью он говорил музыкальному критику С. Хоцинову: «Это свиной хлев, а не опера. Им нужно бы сжечь его. Это был плохой театр даже сорок лет тому назад. Меня много раз приглашали в «Метрополитен», но я всегда говорил «нет». Карузо, Скотти приезжали в Милан и говорили мне: «Нет, маэстро, «Метрополитен» - это театр не для вас. Он хорош для того, чтобы наживать деньги, но он не серьезный». И продолжал, отвечая на вопрос, почему он все-таки выступал в «Метрополитен»: «Ах! Я пришел в этот театр потому, что однажды мне сказали, что туда согласился приехать Густав Малер, и я подумал про себя: если такой хороший музыкант, как Малер, соглашается туда приехать, «Метрополитен» не может быть уж слишком плохим». Одной из лучших работ Тосканини на сцене нью-йоркского театра была постановка «Бориса Годунова» Мусоргского.

Снова Италия. Снова театр «Ла Скала», выступления в симфонических концертах. Но к власти пришли молодчики Муссолини. Дирижер открыто проявлял свою неприязнь к фашистскому режиму. «Дуче» он называл свиньей и убийцей. В одном из концертов он отказался исполнить фашистский гимн, а позднее в знак протеста против расовой дискриминации не участвовал в байрёйтскйх и зальцбургских музыкальных торжествах. А прежние выступления Тосканини в Байрёйте и Зальцбурге были украшением этих фестивалей. Только боязнь мирового общественного мнения помешала итальянскому диктатору применить по отношению к выдающемуся музыканту репрессии.

Жизнь в фашистской Италии становится нестерпимой для Тосканини. На долгие годы покидает он родные края. Переехав в Соединенные Штаты, итальянский дирижер в 1937 году становится во главе вновь созданного симфонического оркестра «Национальной радиовещательной корпорации» - «Эн-би-си». В Европу и Южную Америку он выезжает лишь на гастроли.

Нельзя сказать, в какой области дирижирования талант Тосканини проявился более ярко. Его поистине волшебная палочка рождала шедевры и на оперной сцене, и на концертной эстраде. Оперы Моцарта, Россини, Верди, Вагнера, Мусоргского, Р. Штрауса, симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, оратории Баха, Генделя, Мендельсона, оркестровые пьесы Дебюсси, Равеля, Дюка - каждое новое прочтение было открытием. Репертуарные симпатии Тосканини не знали ограничений. Его особенной любовью пользовались оперы Верди. В свои программы вместе с классическими произведениями он часто включал и современную музыку. Так, в 1942 году руководимый им оркестр стал первым исполнителем в Соединенных Штатах Седьмой симфонии Шостаковича.

Способность Тосканини охватывать новые произведения была уникальной. Его память вызывала удивление многих музыкантов. Бузони как-то заметил: «...Тосканини обладает феноменальной памятью, пример которой трудно найти во всей музыкальной истории... Он только что ознакомился с труднейшей партитурой Дюка - «Ариана и Синяя борода» и на следующее утро назначает первую репетицию наизусть!..»

Своей главной и единственной задачей Тосканини считал верно и глубоко воплотить то, что написано автором в нотах. Один из солистов оркестра «Национальной радиовещательной корпорации», С. Антек, вспоминает: «Однажды на репетиции какой-то симфонии я в перерыве спросил Тосканини, как он «сделал» ее исполнение. «Очень просто, - ответил маэстро. - Исполнял так, как она написана. Это, конечно, нелегко, но другого пути нет. Пусть невежды-дирижеры, уверенные, что они превыше самого господа бога, делают, что им вздумается. Надо иметь мужество играть, как написано». Запомнилось мне еще одно замечание Тосканини после генеральной репетиции Седьмой («Ленинградской») симфонии Шостаковича... «Она так написана,- сказал он устало, опускаясь по ступенькам эстрады. - Теперь пусть другие начинают свои «интерпретации». Исполнять произведения, «как они написаны», исполнять «точно» - вот его музыкальное кредо».

Каждая репетиция Тосканини - это подвижнический труд. Он не знал никакой жалости ни к себе, ни к оркестрантам. Так было всегда: и в молодости, и в зрелые годы, и в старости. Тосканини негодует, кричит, умоляет, рвет на себе рубаху, ломает палочку, заставляет музыкантов вновь повторять одну и ту же фразу. Никаких уступок - музыка священна! Этот внутренний импульс дирижера незримыми путями передавался каждому исполнителю - великий артист умел «настраивать» души музыкантов. И в этом единении людей, преданных искусству, рождалось совершенное исполнение, о котором всю жизнь мечтал Тосканини.

Л. Григорьев, Я. Платек