.

Благодаря Александру Сергеевичу Пушкину , в русской литературе появилось бесчисленное количество прекрасных произведений, а вместе с тем и храбрых, отважных и гордых героев. Одним из таких героев был герой одноименной повести Дубровский - сын небогатого псковского помещика, вынужденный оставить службу из-за сложившихся в семье обстоятельств и стать разбойником. На протяжении всей повести мы видим, что идет вечная борьба добра со злом. В развитии конфликта между Дубровскими и Троекуровыми участвуют и люди подневольные, то есть крестьяне, прожившие всю жизнь в имении зажиточных дворян.

В отличие от Троекурова , двор Дубровского был всегда полон верных, преданных и человечных крестьян. Ни один из них не захотел подстроиться под нового хозяина и предать тем самым Владимира Андреевича. После смерти Андрея Гавриловича , все люди, которые жили и работали в Кистеневке, по доброй воле перешли в служение к молодому Дубровскому. Никто не пожелал идти к новому хозяину Троекурову, так как всем было известно, что он был грубым и жестоким барином. Народу под его руководством тяжко жилось. Для него люди без титулов, словно сорняки, ничего не значили, а для Дубровского, наоборот, каждый крестьянин был по-своему уникален и дорог.

Читая эпизоды с участием крестьян, можно уловить авторскую любовь к ним. Например, описывая няню Владимира, Егоровну, он, скорее всего, опирался на личностный портрет своей няни - Арины Родионовны. Это простая русская женщина, в характере которой на первом месте доброта и душевность. Мы понимаем, что за слегшим хозяином она ухаживала без какой-либо корысти, а из благодарности за хорошее отношение к ней и к другим крестьянам. Именно Егоровна написала Владимиру письмо в Петербург с просьбой срочно выехать домой. Она понимала, что сложившиеся обстоятельства не терпят отлагательств.

После того как дом отошел во владения к Троекуровым, еще один персонаж из народа показал себя с героической стороны. Хорошо понимая, кто свел их дорогого барина в могилу, кузнец Архип, полный решимости, пришел ночью поджечь дом с судейскими приказными. И рука у него не дрогнула, когда он закрывал дверь на ключ, хотя Владимир просил этого не делать. На самом деле, бунт крестьян против несправедливости начался еще до смерти Андрея Гавриловича. Это произошло тогда, когда уездный суд вынес решение о переходе собственности Дубровских в руки Троекуровых.

Зная, недовольство людей, служивших во дворе Кирилы Петровича, естественно, народ взбунтовался и с нетерпением ждал приезда наследного хозяина Кистеневки - молодого Дубровского. Когда же Владимир решил стать разбойником с большой дороги и разорять лицемерных богачей, они, ни минуты не раздумывая, все вместе пошли к нему на служение. Так что этот пожар стал первым шагом шайки Дубровского. Дальше в округе пронеслась серия поджогов и грабежей. Все они касались только богатых помещичьих домов. Таким образом, крестьяне, которые не захотели работать на Троекурова и встали на защиту своих прав, стали лесными разбойниками.

Наряду с персонажами дворян, которым Пушкин уделил основное внимание, описывая их быт, характеры, взаимоотношения, мы знакомимся в повести и с представителями крестьянства - бесправными, неграмотными и в то же время добрыми, отзывчивыми и преданными людьми. Интерес к теме крестьянства у Пушкина не случаен: воспевая мужество и отвагу, которые проявил русский народ в борьбе с Наполеоном за независимость родины, поэт был возмущен несправедливым отношением к народу-победителю, жестокостью властных и сытых крепостников. Еще в стихотворении «Деревня» Пушкин пишет про «барство дикое, без чувства, без закона». Эту же тему он продолжает и в «Дубровском», только народ в повести показан непокорным, готовым к восстанию.

В том, что простые люди Пушкину симпатичны, мы убеждаемся не раз. Взять хоть бы Егоровну, няню Владимира Дубровского, - с какой любовью описывает ее автор и как восхищается ею! Никогда не учившаяся никаким наукам, однако прекрасно чувствующая богатство русского языка, старая крестьянка видится нам хоть и наивной, но посвоему умной- женщиной. Тут же смекнув, чем может закончиться ссора ее барина с Троекуровым, Егоровна, употребив все свое «дипломатическое» мастерство, просит Владимира приехать: своим материнским и женским чутьем крестьянка угадала, что принесет сейчас ее барину наибольшую радость и покой. Беспокоилась она и о душе юного Владимира,- не хотела, чтоб всю оставшуюся жизнь ее воспитанник укорял себя в эгоизме по отношению к отцу. Егоровне присуще чувство благодарности. Всю жизнь с преданностью служившая одному барину, растившая чужого сына, как своего, старая крестьянка не покидает своих благодетелей в трудные для них времена. Воспитанная в духе любви к ближним, Егоровна призывает не причинять зла никому, какими бы плохими ни были люди. Она настоящая христианка.

Пушкину, без сомнения, легко было рисовать портрет Егоровны. Читая строки, посвященные этой женщине, вряд ли кто усомнится в существовании реального прототипа - Арины Родионовны, няни поэта и друга его детства.

То, что Андрей Гаврилович Дубровский с благодарностью относился к Егоровне, несомненно. Но он установил теплые отношения и с другими крестьянами, иначе они не восприняли бы беду своего барина как свою личную, а смерть его - как утрату близкого и родного человека: на похоронах старого Дубровского «бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком».

Зная жестокость и суровость, с которыми относился к своим крестьянам Троекуров, люди Дубровского напрочь отказываются подчиниться ему, они готовы лучше умереть, чем попасть под власть деспота и тирана. Чиновники, исполняющие волю Кирилы Петровича, для них тоже враги. Потому-то с такой злобой отнеслись к ним кистеневцы, потому не дрогнула рука Архипа, кузнеца, когда он запирал дверь. Сказать, что Архип - человек бездушный, жаждущий крови, нельзя: слезы умиления вызывает эпизод со спасением кошки. «Чему смеетеся, бесенята… Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - говорит человек, который еще недавно с таким равнодушием отправил на тот свет людей. И объяснение этому есть: несправедливость и бесчеловечное отношение большинства помещиков к простым крестьянам привели к тому, что крестьяне перестали воспринимать их как «божиих тварей».

Крестьяне идут за молодым Дубровским, они увидели в нем наличие тех добродетелей, которыми отличался и его отец. Они готовы мстить всем, кто станет у них на пути. Они - бунтари. Этого ли хотел для крестьян и для свой страны Пушкин? Нет. Он мечтал об отмене крепостного права, унижающего человека, но без крови, путем мирных реформ. Поэтому-то и скажет он устами главного героя Владимира Дубровского: «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии».

Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести “Дубровский”, – время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо.
Особенно тяжело было крепостным у таких помещи­ков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избало­ванного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли (причем не только крепостные). Он держал под замком горничных,

Кото­рые должны были заниматься рукоделием, насильно выда­вал их замуж по своему усмотрению. В то же время соба­кам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился “строго и свое­нравно”, те боялись барина, однако надеялись на его по­кровительство в отношениях с соседями.
Совсем другие взаимоотношения сложились с крепост­ными у соседа Троекурова – Андрея Гавриловича Дубров­ского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали при­езда сына Андрея Гавриловича – молодого Владимира Дубровского.
Случилось так, что ссора между бывшими друзьями – Дубровским и Троекуровым – привела к передаче иму­щества первого (вместе с домом и крепостными) Троекуро­ву. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело пере­живший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает.
Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозя­евам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защи­щать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старо­го барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя засту­пился за приказных, которые приехали разъяснить поло­жение дел после передачи имущества. Крестьяне уже со­брались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: “Ребята! долой их!”, когда моло­дой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему.
Приказные совершили ошибку, оставшись ночевать в доме Дубровского, ведь народ хоть и затих, но несправед­ливости не простил. Когда молодой барин обходил ночью дом, он встретил Архипа с топором, который сперва объяс­нил, что он “пришел… было проведать, все ли дома”, но после честно признался в своем глубинном желании: “всех бы разом, так и концы в воду”.Дубровский понимает, что дело зашло слишком далеко, он сам поставлен в безвыходное положение, лишен помес­тья и потерял отца из-за самодурства соседа, однако уве­рен и в том, что “не приказные виноваты”.
Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достал­ся чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.
Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить прове­рить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет. Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку. Это он укоряет мальчишек, радующихся неожи­данной забаве: “Бога вы не боитесь: божья тварь поги­бает, а вы сдуру радуетесь”.
Кузнец Архип – сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации.
Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Гри­горий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода.
В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он “сла­вился умом, отважностью и каким-то великодушием”. Про­винившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестоко­стью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд “народных мстителей”.
Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубров­ским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримири­мую борьбу со своими угнетателями

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина “Дубровский”

Другие сочинения:

  1. В своем романе “Дубровский” А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский – воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него Read More ......
  2. Социально-бытовой роман Дубровский был написан А. С. Пушкиным в 1833 году. Фигура благородного разбойника Дубровского несколько романтизирована, зато почти все остальные образы от крепостников-помещиков до крепостных крестьян даны с величайшей реалистичностью. Н. Чернышевский писал: Трудно найти в русской литературе более Read More ......
  3. Повесть А. С. Пушкина “Дубровский” рассказывает нам о честном, благородном человеке, молодом дворянине Владимире Дубровском. На протяжении всего произведения мы видим его жизненный путь, и неизбежно возникает вопрос: почему же офицер гвардейского полка вдруг стал разбойником? Отец Владимира – Андрей Read More ......
  4. Многие поэты и писатели XIX века затрагивают в своих произведениях тему взаимоотношения господ и крепостных крестьян. Не прошел мимо нее Александр Сергеевич Пушкин. В своей повести “Дубровский” он изобразил два непохожих друг на друга типа русского барства. Андрей Гаврилович Дубровский Read More ......
  5. Роман А. С. Пушкина “Дубровский” был написан в 1832 году. В нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. В центре повествования находится жизнь двух дворянских семей – Троекуровых и Дубровских. Кирила Петрович Троекуров из-за глупой ссоры решил лишить Read More ......
  6. Роман А. С. Пушкина “Дубровский” был написан в 1832 году. В нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. В центре повествования находится жизнь двух дворянских семей – Троекуровых и Дубровских. Кирилла Петрович Троекуров – русский барин, самодур. Он Read More ......
  7. На страницах “Дубровского” мы знакомимся со многими людьми дворянского сословия. Одни из них обрисованы полно и всесторонне (Троекуров, Дубровские), другие – фрагментарно (князь Верейский), о третьих и вовсе говорится вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Надо сказать, что помещики Read More ......
  8. Можно ли оправдать то, что Дубровский стал разбойником? На этот вопрос у нас в классе отвечали по-разному. Одни гово­рили, что у него не было другого выхода, что он должен был отомстить Троекурову за свое разорение и смерть отца. Другие не Read More ......
Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина “Дубровский”

В своем романе "Дубровский" А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский — воспитанный, интеллигентный человек, уважающий прежде человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди — это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравный, порой жесткий. Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправство Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказным, привезшимы решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не покорились, они понимали, что решение будет выполнено и в их силах изменить свою судьбу.

Ночью молодой господин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и слаб? Я думаю, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее нужно защищать, поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.

После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником. А. С. Пушкин, всю жизнь который ненавидел несправедливость, пустоту и "дикость" дворянства, в романе "Дубровский" выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же состояния, молодого Дубровского. Самодурство и деспотизм знатного господина Троекурова приводит к тому, что старый господин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его поместье незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализированный Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умный, образованный, благородный, мужественный, добрый, статный, красивый. Его отношения с крестьянами бытовыествий построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных "идолов".

Бунт в душе народа почти всегда выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы. Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин увеличивает конфликт свадьбой Маши Троекуровой и летнего князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.

А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.

В повести Александра Сергеевича Пушкина « » ярко изображено дворянское общество. Оно представлено рядом персонажей. Первые – Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров – обрисованы подробно и всесторонне. Вторые – князь Верейский – менее полно. Третьи – Анна Савишна и гости Троекурова – только лишь упоминаются на страницах романа.

Все черты провинциального дворянства того времени находят воплощение в образе главного героя Кирилы Петровича Троекурова. Именно в нем писатель отобразил владыку мира, ярого сторонника продолжения крепостного права. Получая огромные доходы от эксплуатации крестьян, находящихся в его единоличной власти, Троекуров ведет праздный и разгульный образ жизни. Делами и заботами барин себя нисколько не утруждает. Соседи во всем ему угождают, являются в гости по первому зову, больше боясь, чем уважая знатного помещика. А он принимает такие знаки внимания, как нечто должное. Другого отношения к своей высокой персоне он и не представляет.

Кирила Петрович не занимался науками, был человеком необразованным, зато каждый вечер самоотверженно отдавался еде и питью. Часто бывал «навеселе» и страдал от обжорства.

Праздные бестолковые дни свои богатый барин скрашивал всякого рода забавами, одной из которых была затея с медведем. Троекуров намеренно содержал зверя в поместье, чтобы при удобном случае подшутить над прибывшим гостем. Эти развлечения не всегда заканчивались безобидно. Гости испытывали ужас, а порой получали увечья. Но никто не смел жаловаться. Власть Кирилы Петровича в округе была неограниченной.

На слепом и рабском подчинении строил он отношения и с любимой дочерью. Потакая всем ее прихотям, он вдруг становился жестоким и суровым. Выдавая за нелюбимого мужа, князя Верейского, он в первую очередь думал о богатстве и выгодной партии, совсем забывая о счастье единственной дочери.

Итак, богатый и своевольный помещик – образ, раскрывающий черты уклада жизни того времени, когда одни человек порабощал другого, и это не вызывало недоумения, а даже, наоборот, являлось нормой. Поместное дворянство вело разгульную жизнь, с пирушками и охотой, и отличалось алчностью и примитивностью.

А вот образ второго помещика, так же полно раскрытый на страницах романа, предстает совершенно иным. Андрей Гаврилович Дубровский по-другому осмысливал жизнь и оценивал роль крепостного крестьянства. Кистеневский барин не притеснял дворовых людей, а они уважали и любили своего хозяина. Ко всем увеселениям и попойкам соседа Дубровский относился отрицательно и хоть и посещал их, но с большой неохотой. У этого дворянина сильно развиты чувства гордости и собственного достоинства. Он не боялся Троекурова, мог спокойно высказать при нем свое мнение, зачастую отличное от мыслей знатного барина. В правила и убеждения Дубровского не входило заискивать перед богатым и властным соседом.

А.С. Пушкин в противовес самовлюбленному помещику Троекурову показывает образ благородного дворянина Дубровского, заботящегося не о собственной наживе, а о вверенных ему крепостных крестьянах.