Калерия кислова: никогда в жизни не встречала настолько душевного и благородного человека, как гейдар алиев - фото. Легенда отечественного телевидения калерия кислова принимает поздравления с юбилеем Карелия кислова год рождения режиссера

Героиня нашего репортажа родилась всего на день раньше английской королевы, и в ее руках тоже долгие годы находилась огромная империя - информационное телевидение СССР, а потом и России.

Главный режиссер, заслуженный деятель искусств Калерия Кислова была свидетелем и участником самых важных, интересных и драматичных событий, происходивших в стране. Это она показала всему миру «Олиипиаду-80», она единственная знала, что произойдет с олимпийским мишкой, она построила первый в истории телемост между Советским Союзом и Америкой. Она до трансляции знала, что будет говорить 31 декабря 1999 года первый президент России Борис Ельцин.

У нас в редакции ее очень любят. И Калерия Венедиктовна - реальный символ всего отечественного телевидения.

Она помнит время, когда кнопки были большим, камеры - неподъёмными, а все программы шли только в прямом эфире - запись изобрели не сразу. К этой скромной и до сих пор безупречно элегантной женщине прислушивались все генсеки и президенты. Михаил Горбачёв чувствовал себя уверенно перед телекамерой, только если под объективом сидела она.

«Он говорил: я не могу в эту стекляшку смотреть, садись под камеру!» - рассказывает телевизионный режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ Калерия Кислова.

«Она умела очень тонко, ненавязчиво и как-то незаметно помочь ему, чтобы он знал точно, кому он говорит», - отмечает диктор Центрального телевидения СССР Игорь Кириллов.

А Леонид Брежнев с лёгкой руки Гейдара Алиева называл её «Мисс телевидение» и при встрече расплывался в улыбке.

«Ой, миссис, мисс. Как-то у него смешно там получалось. И обязательно обнимался», - рассказывает Калерия Кислова.

Калерия Кислова для всех, кто связан с телевидением, - человек-легенда. Почти 30 лет главный режиссёр главной программы страны. Все парады и демонстрации, партсъезды и поездки первых лиц страна видела её глазами. Телеведущая Татьяна Миткова пришла на ТВ её помощником.

«Кто-то сидит за пультом, кто-то давит на кнопки, двигает микшера, а Калерия как дирижёр стоит в аппаратной и командует оркестром своим - сейчас эта камера, сейчас эта камера, звук потише, звук погромче», - рассказывает телеведущая, заместитель генерального директора НТВ Татьяна Миткова.

Полвека назад она первой вошла в здание телецентра «Останкино». В день переезда с Шаболовки её попросили быть вместо кошки. Она же лично проверяла путь Брежнева до трибуны.

«Всё же устилали коврами везде, и ковры эти встык. А если он упадёт у меня в кадре?» - говорит Калерия Кислова.

А речь Леонида Ильича Кислова нередко исправляла буквально по словам.

«Вместо «социализма» скажет «капитализм»! Мы из другого совершенно его выступления искали, где он сказал нужное нам слово», - вспоминает Калерия Кислова.

Она вела трансляцию похорон генерального секретаря, после которой по стране поползли слухи, что гроб будто бы с грохотом уронили в могилу.

«Вблизи не было ни одного включённого микрофона! Это был залп из нескольких орудий, совпало так, что когда его опускали», - говорит Калерия Кислова.

Немощного генсека Черненко ей пришлось снимать прямо в больничной палате, которую на время съёмки репортажа превратили в избирательный участок.

«Там поставили урну, украсили всё, как надо. Всё равно, конечно, было видно, что человек очень сильно болен, он опустил бюллетень, посмотрел, и всё», - рассказывает Калерия Кислова.

Она снимала отречение Горбачёва от власти. А уже на следующий день записывала Ельцина. Она первая прочтёт на экране телесуфлёра знаменитые слова «Я ухожу». И первый российский президент в последний раз посмотрит на неё с абсолютным доверием.

«Единственный, кому он позволял поправлять себя, пересаживать, правильно ставить свет, это была она», - рассказывает ведущая программы «Время» Екатерина Андреева.

Но главная работа её жизни – «Олимпиада-80». И знаменитые кадры XX века - улетающий мишка.

«Я единственная на телевидении в то время знала, что он улетит, я была к этому готова! Я даже поставила дополнительную ПТС двухкамерную на Ленинские горы», - вспоминает Калерия Кислова.

Когда весь мир рыдал, ей одной было не до слёз. Ведь контролировать пришлось сразу 50 телевизионных камер.

«Обязательно показать реакцию зрителей. Из того огромного количества, которое давали мне все камеры, я выбирала, на мой взгляд, какие-то самые эмоциональные моменты», - говорит Калерия Кислова.

Её судьба похожа на сказку. Девочка из сибирского села всегда мечтала оказаться в Кремле. И по любви к телевидению бросила театр, главные роли, и долгие годы была кремлёвским режиссёром. Она и сегодня не может жить без работы. И ровно в 21 час для всех, кто делает программу «Время», её фирменная команда, словно гагаринское «Поехали!» - «Программа пошла!»

Героиня нашего репортажа родилась всего на день раньше английской королевы, и в ее руках тоже долгие годы находилась огромная империя - информационное телевидение СССР, а потом и России.

Главный режиссер, заслуженный деятель искусств Калерия Кислова была свидетелем и участником самых важных, интересных и драматичных событий, происходивших в стране. Это она показала всему миру «Олиипиаду-80», она единственная знала, что произойдет с олимпийским мишкой, она построила первый в истории телемост между Советским Союзом и Америкой. Она до трансляции знала, что будет говорить 31 декабря 1999 года первый президент России Борис Ельцин.

У нас в редакции ее очень любят. И Калерия Венедиктовна - реальный символ всего отечественного телевидения.

Она помнит время, когда кнопки были большим, камеры - неподъёмными, а все программы шли только в прямом эфире - запись изобрели не сразу. К этой скромной и до сих пор безупречно элегантной женщине прислушивались все генсеки и президенты. Михаил Горбачёв чувствовал себя уверенно перед телекамерой, только если под объективом сидела она.

«Он говорил: я не могу в эту стекляшку смотреть, садись под камеру!» - рассказывает телевизионный режиссёр, заслуженный деятель искусств РФ Калерия Кислова.

«Она умела очень тонко, ненавязчиво и как-то незаметно помочь ему, чтобы он знал точно, кому он говорит», - отмечает диктор Центрального телевидения СССР Игорь Кириллов.

А Леонид Брежнев с лёгкой руки Гейдара Алиева называл её «Мисс телевидение» и при встрече расплывался в улыбке.

«Ой, миссис, мисс. Как-то у него смешно там получалось. И обязательно обнимался», - рассказывает Калерия Кислова.

Калерия Кислова для всех, кто связан с телевидением, - человек-легенда. Почти 30 лет главный режиссёр главной программы страны. Все парады и демонстрации, партсъезды и поездки первых лиц страна видела её глазами. Телеведущая Татьяна Миткова пришла на ТВ её помощником.

«Кто-то сидит за пультом, кто-то давит на кнопки, двигает микшера, а Калерия как дирижёр стоит в аппаратной и командует оркестром своим - сейчас эта камера, сейчас эта камера, звук потише, звук погромче», - рассказывает телеведущая, заместитель генерального директора НТВ Татьяна Миткова.

Полвека назад она первой вошла в здание телецентра «Останкино». В день переезда с Шаболовки её попросили быть вместо кошки. Она же лично проверяла путь Брежнева до трибуны.

«Всё же устилали коврами везде, и ковры эти встык. А если он упадёт у меня в кадре?» - говорит Калерия Кислова.

А речь Леонида Ильича Кислова нередко исправляла буквально по словам.

«Вместо «социализма» скажет «капитализм»! Мы из другого совершенно его выступления искали, где он сказал нужное нам слово», - вспоминает Калерия Кислова.

Она вела трансляцию похорон генерального секретаря, после которой по стране поползли слухи, что гроб будто бы с грохотом уронили в могилу.

«Вблизи не было ни одного включённого микрофона! Это был залп из нескольких орудий, совпало так, что когда его опускали», - говорит Калерия Кислова.

Немощного генсека Черненко ей пришлось снимать прямо в больничной палате, которую на время съёмки репортажа превратили в избирательный участок.

«Там поставили урну, украсили всё, как надо. Всё равно, конечно, было видно, что человек очень сильно болен, он опустил бюллетень, посмотрел, и всё», - рассказывает Калерия Кислова.

Она снимала отречение Горбачёва от власти. А уже на следующий день записывала Ельцина. Она первая прочтёт на экране телесуфлёра знаменитые слова «Я ухожу». И первый российский президент в последний раз посмотрит на неё с абсолютным доверием.

«Единственный, кому он позволял поправлять себя, пересаживать, правильно ставить свет, это была она», - рассказывает ведущая программы «Время» Екатерина Андреева.

Но главная работа её жизни – «Олимпиада-80». И знаменитые кадры XX века - улетающий мишка.

«Я единственная на телевидении в то время знала, что он улетит, я была к этому готова! Я даже поставила дополнительную ПТС двухкамерную на Ленинские горы», - вспоминает Калерия Кислова.

Когда весь мир рыдал, ей одной было не до слёз. Ведь контролировать пришлось сразу 50 телевизионных камер.

«Обязательно показать реакцию зрителей. Из того огромного количества, которое давали мне все камеры, я выбирала, на мой взгляд, какие-то самые эмоциональные моменты», - говорит Калерия Кислова.

Её судьба похожа на сказку. Девочка из сибирского села всегда мечтала оказаться в Кремле. И по любви к телевидению бросила театр, главные роли, и долгие годы была кремлёвским режиссёром. Она и сегодня не может жить без работы. И ровно в 21 час для всех, кто делает программу «Время», её фирменная команда, словно гагаринское «Поехали!» - «Программа пошла!»

Легенда советского телевидения, бессменный режиссер программы «Время» ЦТ Калерия Кислова успела поработать за свою долгую профессиональную жизнь с первыми лицами СССР и России Леонидом Брежневым, Юрием Андроповым, Михаилом Горбачевым, Борисом Ельциным и Гейдаром Алиевым. Но именно Гейдар Алиевич стал для Калерии Венедиктовны особенным начальником, а в последствии и добрым другом. "Моих воспоминаний об экс-президенте Азербайджана хватило бы на целую книгу", - призналась Калерия Кислова корреспонденту «Москва-Баку» .

Первое знакомство

Впервые я оказалась в Баку в 1987 году. Тогда Леонид Ильич Брежнев приехал в столицу Азербайджана с официальным визитом, а я работала в составе телевизионной группы Брежнева. У меня сложилось впечатление, что Леонида Ильича встречал весь город Баку и как положено очень гостеприимно. В первый же день я познакомилась с Гейдаром Алиевичем. Он сразу расположил к себе всю нашу делегацию. Никогда не забуду его приветливость и простоту. Хотя уже тогда он занимал высокий пост и был Первым секретарем Компартии Азербайджанской ССР. Я знала всех руководителей союзных республик, но Гейдар Алиевич был особенным. Во-первых, он прекрасно знал свое дело, настоящий профессионал, дипломат, а во-вторых, с ним по-человечески было легко и интересно работать. Казалось бы, человек необыкновенный и статусный, а вел себя очень просто. Позже мы с ним по работе объездили весь СССР и полмира: были на юге, западе и востоке, и я ни разу не видела, чтобы он на кого-то смотрел свысока.

Он всегда знал, кому нужна помощь

С первых минут знакомства Гейдар Алиев называл меня Калерией, а я его, конечно, Гейдар Алиевич. Он прекрасно владел русским языком, но иногда мог вот так, запросто, позвонить на работу в «Останкино», или домой и консультироваться со мной, как лучше построить то, или иное предложение. Он меня уважал и ценил за то, что я всегда пыталась ответить на его просьбу. Иногда даже приходилось приезжать в его Кремлевский кабинет, где мы подолгу обсуждали вопросы, много общались. Еще одно качество, за которое Гейдара Алиевича ценили все его сотрудники - это желание помочь. Он всегда приходил на помощь, никогда не спрашивал напрямую, но всегда знал, кому нужна помощь и какая. Было и такое в моей жизни, что он спас меня, когда я очень сильно болела. За такую заботу безмерно благодарю его до сих пор!



Зарифа Алиева – милосердная и отзывчивая

Так сложилось, что с супругой Гейдара Алиевича мы познакомились не сразу, а спустя какое-то время и не в Баку, а в Алма-ате. Когда я приезжала в Баку в первый раз, у Зарифы Азизовны были дела и много работы. Она почти никогда не появлялась вместе с мужем. Только украдкой мне удалось увидеть ее на приеме в честь отъезда Брежнева из Баку в 1978 году, но тогда я постеснялась подойти и познакомиться. В Алма-ате мы встретились случайно, но как оказалось, Зарифа Азизовна уже знала меня по имени, тепло обняла и даже сделала комплимент. Она сказала, что ей понравилось платье, в котором я тогда была на приеме. Позже Зарифа Азизовна всегда при встрече называла меня Калерия ханум. Первая леди никогда не ограничивалась формальным светским общением, она всегда была внимательна и добра, а также щедра. Никогда не отпускала из Баку без подарков и почти всегда лично провожала в аэропорту. В последний раз с Зарифой ханум мы виделись ровно за месяц до ее ухода из жизни. Я не знала, что она уже тяжело болеет и, что это наша последняя встреча. На ее похоронах все как могли поддерживали Гейдара Алиевича. У меня даже сохранились фотографии об этом грустном дне, и до сих пор стоят на полке. Вместе с Зарифой Азизовной ушла и часть Гейдара Алиевича, на нем лица не было. Но ему помогла семья – совсем молодые Ильхам и Мехрибан. Они стали для него опорой.

Посмотрите на Баку с верхней точки...

В первый раз я приехала в Баку в 1978 году, а крайняя поездка состоялась летом 2014, отдыхала на берегу моря почти месяц. Наверное, я люблю Баку за то, что он мне многое дал, так сложились звезды. Здесь я много работала, и отдыхала, сначала вместе с сыном, потом с внуком. Я знакома с разным Баку, но он всегда был хорошим и меня радовал. Когда приезжала во времена СССР и ехала из аэропорта, то видела только засохшую пустыню и «качалки» нефти. Но и этот пейзаж я очень любила. Теперь же этот город как оазис в пустыне: с прекрасными дорогами, инфраструктурой и небоскребами. Мне Баку нравился всегда. Могу сказать, что это один из самых прекрасных городов на земле, а я объездила полмира и поэтому могу судить. Могу посоветовать тем, кто только собирается туда поехать: обязательно посмотрите на Баку с верхней точки в светлое и темное время суток. Я уверенна, что это воспоминание останется с вами на всю жизнь.

Навечно в памяти людей

Уже 13 лет прошло с тех пор, как Гейдара Алиевича нет на этом свете. Но в моей памяти и в памяти людей он останется навсегда. Особенно хорошо его негласное присутствие ощущается в Баку. Когда я туда приезжаю, иду к нему на могилу поклониться и долго разговариваю…Нас связывала работа и дружба, очень большой отрезок времени, который невозможно забыть. Во многих интервью рассказываю о его характере, о том каким он был человеком и так далее. Возможно, воспоминаний хватит на целую книгу, и ее издадут мои дети. Тайн в нашей дружбе не было и мне хочется рассказать еще больше о нем, о его прекрасной семье и стране, которую он безмерно любил.


СПРАВКА: Калерия Венедиктовна Кислова родилась 20 апреля 1926 года в поселке Каргат Новосибирской области. Закончила школу-студию при театре "Красный факел" в Новосибирске и ГИТИС в Москве. Работала в театрах Новосибирска и Алма-Аты. С января 1961 г. - ассистент режиссера в Новосибирской студии телевидения. В этом же году перешла на работу в Молодежную редакцию ЦТ в Москве. Работала над созданием цикла передач "Наш современник", тележурнала "Молодость", телепередачи "А ну-ка,девушки!" и других. Много работала на передвижных телевизионных станциях (ПТС) во время трансляции парадов и демонстраций на Красной площади, фестивалей молодежи и студентов Болгарии и Финляндии, соревнований Олимпиады-80, телемостов, Ленинградского Всемирного форума молодежи. В 1974 году по приглашению Главного редактора перешла на работу в главную редакцию информации (программа "Время"). Режиссер, а потом главный режиссер руководила трансляцией всех самых ярких событий в жизни нашей страны. Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель искусств РФ, награждена Орденом "Знак почета", медалью к ордену "За заслуги перед Отечеством" II степени, Благодарностью Президета РФ. Лауреат премии Телегранд-2011 г. С 2004 года работает в редакции программы «Время», но на другой должности. Говорит, что просто уйти на пенсию не может, а ее роман с телевидением не закончится никогда.

Е. Афанасьева Добрый вечер, в эфире «Телехранитель», программа о сути телевидения и о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева, и, как всегда по воскресеньям, говорим мы с вами о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра.

Сегодня у нас в гостях человек, который стопроцентно повлиял на то, каким наше телевидение становилось за эти годы, потому что это легенда нашего телевидения – Калерия Венедиктовна Кислова, человек, который вел прямые эфиры всего и вся, начиная с 60-х годов Центрального телевидения и до 90-х.

К. Кислова ― Не до 90-х, почему.

Е. Афанасьева ― До 2000-х.

К. Кислова ― И в 2000-м тоже. Я перешла в 2003-м уже в другое…

Е. Афанасьева ― В консультанты. Калерия Венедиктовна Кислова, режиссер Центрального телевидения, потом уже телекомпании «ОРТ» и «Первый канал». И человек, который, ну, вот действительно легенда абсолютная. Если вы сейчас смотрите сетевизор, вы можете увидеть Калерию Венедиктовну и никогда в жизни не поверите, что в этом году – она не скрывает – отметила 90-летие. Это фантастика, это просто фантастика. И поражает нас всех жизнерадостностью, бодростью и, главное, феноменальной памятью. Калерия Венедиктовна помнит все.

Я хотела вас все равно спросить, раз мы сегодняшнюю тему назвали «Телевидение от Брежнева до Путина», я думаю, что все равно слушателям в первую очередь, несмотря на то, что вы сделали огромное количество разных передач, прямых эфиров, трансляций, парадов, олимпиаду вели и прочее.

К. Кислова ― От открытия до закрытия.

Е. Афанасьева ― Вероятно, раз такая тема манкая, интересно узнать: а вы каждого лидера советского, а потом российского государства знали лично?

К. Кислова ― Да. Да, так сложилось. Так получилось, что я делала очень много передач, и фильмы делала, и трансляции прямые вела. А вообще пришла на телевидение, когда и записи не было, все передачи шли живьем. Ну, вот потом получилось так, что я стала работать в главной редакции информации и вела программу «Время». И потом меня вот параллельно еще назначили работать, так сказать, вести, всякие записи тогда уже появились и трансляции, связанные с первыми лицами. И получилось так, что с первым я начала работать с Леонидом Ильичом Брежневым, с ним проработала до конца его, так сказать, работы. До конца его жизни фактически.

Е. Афанасьева ― Трансляцию похорон тоже вы вели, наверное.

К. Кислова ― Трансляцию похорон тоже. И причем вот я с ним ездила в командировки и по стране, и за рубеж. Я не политик, я просто режиссер и всегда хотела делать свою работу так, чтобы было за нее как-то не стыдно. Особенно когда стала работать вот с первыми лицами – это все-таки престиж государства. И я, конечно, старалась и Леонида Ильича показать так, чтобы…

Е. Афанасьева ― Аккуратненько.

К. Кислова ― Да, чтобы все было нормально.

Е. Афанасьева ― Потом череда была у вас подряд первых лиц.

К. Кислова ― Да, потом, когда Леонид Ильич умер, я даже, честно говоря, 10 ноября 82-го года прошлого века, меня просто вызвали с дня рождения моего свекра, не сказали, куда и что, и ночью меня увезли в Колонный зал, и в Колонном зале я сидела, приехала туда где-то около 11 вечера, ждала до 2 часов ночи в полном неведении, что здесь будет происходить, и для чего меня сюда позвали. Я вот одна в большом Колонном зале темном.

Е. Афанасьева ― То есть, вас вызвали, чтобы организовывать трансляцию.

К. Кислова ― И только уже в третьем часу появились люди, которые этим занимались, ближайшее его окружение, охрана и начальник девятого управления, которое занималось охраной первых лиц государства. И тогда только я узнала, что Леонид Ильич умер. Меня, собственно, вызвали для того, чтобы я определила, какая у меня здесь будет стоять техника, где будут стоять камеры – в общем, решить все такие вопросы.

Е. Афанасьева ― А потом Юрий Владимирович Андропов практически не появлялся на экране, когда он был генсеком, он же болел.

К. Кислова: Я ― то его узнала раньше, потому что было такое очень неприятное время, когда я ездила с Брежневым в Узбекистан, в Ташкент, и там произошло на авиационном заводе… короче говоря, там обломился какой-то балкон, там на него посыпались люди. И у меня пленку эту изъяли.

Е. Афанасьева ― На Брежнева посыпались люди?

К. Кислова ― Да, на Брежнева. И потом шло расследование. У меня эту пленку украли просто практически. Потому что я ее положила в сейф на сохранение там же в Ташкенте, а ее изъяли, ну, органы безопасности местные, которые проморгали это. И потом началось расследование такое, меня без конца, в общем, вызывали. И последняя инстанция была, меня когда вызвали к Юрию Владимировичу Андропову.

Е. Афанасьева ― То есть, он сам разбирался.

К. Кислова ― Да. Ну, потому что это очень серьезно. Собственно, им надо было определить, как это: или это был подстроенный какой-то акт, или это была случайность. Вот его с этой стороны больше интересовало. И мы с ним довольно долго, в общем, в течение нескольких часов тоже ночных, я была у него в кабинете на Лубянке, как тогда Джержинка называлась. То есть, теперь называется, а тогда была Дзержинка. И я ему все это дело рассказывала. Это был 82-й год, конец апреля, с ним вот встреча, и он был очень бодрый.

А потом он стал генеральным секретарем после Леонида Ильича. Я с ним встречалась. Сначала он не хотел вообще, чтобы его показывали. Он говорил: перекормили мы телевидение, перекормили, поэтому не надо. Показывать на фотографиях то, что происходит, приемы какие-то – это тоже не выход из положения. И я была у него вот…

Е. Афанасьева ― Вы его убеждали, что надо показывать.

К. Кислова ― Да, я убеждала, что пусть немного, но все-таки… Потому что когда прислали фотографию, где награждали много-много всяких выдающихся людей, в том числе и Михаила Сергеевича…

Е. Афанасьева ― Еще молодого.

К. Кислова ― Да. И они там все сидели в линеечку, а мне показывать потом эту фотографию в программе «Время», ну, просто невозможно. И я сказала, что лучше, чтобы вот так…

Е. Афанасьева ― Все-таки была съемка.

К. Кислова ― Пусть без звука, пусть так. Ну, мы начали, в общем, стали нас приглашать.

Е. Афанасьева ― Как это теперь называется, на паркет, да?

К. Кислова ― Но он очень быстро заболел и очень быстро как-то…

Е. Афанасьева ― То есть, он чуть больше года пробыл, потом…

К. Кислова ― Он побольше года пробыл, да.

Е. Афанасьева ― Да, он в феврале умер. Был Черненко, который был не менее больной.

К. Кислова ― И потом Константин Устинович пришел Черненко, с которым я тоже была знакома, причем я знакома с ним была за несколько лет до этого.

Е. Афанасьева ― Калерия Венедиктовна – я, во-первых, напомню, что это легендарная Калерия Венедиктовна Кислова, режиссер Центрального телевидения. Мы с ней вспоминаем, что она знала всех лидеров государства, вела трансляции, снимала.

Если у вас есть вопросы - +7-985-970-45-45, пожалуйста. Это уникальный наш сегодняшний гость, может рассказать всю историю нашего телевидения.

Я вспоминаю свое глубокое детство и кадр, когда Черненко показывали, он якобы голосовал – а это, видно, ему в больнице делали избирательный участок, или что? Расскажите секреты. Какое-то это было очень странное такое детское мое воспоминание.

К. Кислова ― Сделали, так сказать, оформление как избирательный участок.

Е. Афанасьева ― Прямо как нормальный участок.

К. Кислова ― Но, конечно, все равно было понятно… Меня потом очень многие спрашивали наши коллеги из-за рубежа, которые здесь были аккредитованы: где ты его, где?.. Ты снимала? Где? Чего? Ну, в общем, так получилось, потому что он был в больнице, и он голосовал там.

Е. Афанасьева ― Ну что, теперь уже осталось перейти к более длинной эпохе Горбачева.

К. Кислова ― А потом появился Михаил Сергеевич, энергичный, молодой тогда. И он сначала тоже как-то так к телевидению не очень хорошо относился.

Е. Афанасьева ― Не очень?

К. Кислова ― Поначалу – да.

Е. Афанасьева ― Почему?

К. Кислова ― Он сначала сказал, что не надо, чтобы со мной ездили, не надо, чтобы вот… Он поехал в Питер первый раз, Ленинград тогда назывался. И там его первый раз – он там выступал и встречался с народом, и работало с ним телевидение ленинградское.

Е. Афанасьева ― А, то есть, даже не поехало Центральное телевидение.

К. Кислова ― Да. А вторая его такая поездка была в этом же 85-м году, в начале сентября, и он поехал в Тюмень. И там вот мы с ним совершенно случайно… А меня послали с операторами туда. И там случайно совершенно он сам ко мне подошел. Не знаю, он не знал, чисто случайно. Он решил, что я там какой-то…

Е. Афанасьева ― Начальник.

К. Кислова ― Нет, в обкоме, мы с ним встретились в обкоме. Я стояла там у стенки за колонной, чтобы пропустить, когда они там шли. А я там устанавливала камеры в зале, потому что чужая ПТС, без операторов, операторов я ставила киношных. И, в общем, вот такая вот была заваруха. И вот он увидел, подошел и спросил у первого секретаря обкома, говорит: что это у тебя тут женщины за колонной где-то тут прячутся?

Е. Афанасьева ― Перепуганный секретарь обкома не знал, что сказать.

К. Кислова ― Тот меня впервые видел, тоже не понял. Ну, тут к нему подошел генерал такой Плеханов был, начальник девятого управления при нем…

Е. Афанасьева ― И объяснил, кто вы такая.

К. Кислова ― Нет, он не объяснил. Он сказал: Михаил Сергеевич, это наша. Михаил Сергеевич решил, потом он мне сам сказал: я же думал, что мне, как Каддафи, набрали охрану из женщин. И он так посмотрел на него, руку мою так сразу отпустил, потому что он до этого здоровался.

Е. Афанасьева ― Вдруг сломаете.

К. Кислова ― И говорит: ну, Юрий Сергеевич, ты даешь! Повернулся и пошел.

Е. Афанасьева ― То есть, он решил, что вы охрана.

К. Кислова ― Да, но я тут не растерялась, я Юрия Сергеевича тогда за пальто…

Е. Афанасьева ― Да, если я ваша…

К. Кислова ― Мне надо было улететь в Целиноград, то есть теперешняя Астана. Потому что Михаил Сергеевич улетал туда.

Е. Афанасьева ― А вам надо было готовить съемку.

К. Кислова ― А мне нужно было хотя бы с ним туда прилететь. Потому что небо закрыто и никакие самолеты не взлетают.

Е. Афанасьева ― А небо закрыто потому, что он должен лететь.

К. Кислова ― Потому, что он должен лететь через три или четыре часа. И я тогда: Юрий Сергеевич, мне надо улететь в Астану, то есть в Целиноград. Ну, он мне объяснил, что мне надо сделать. Поезжай после этого, мы, - говорит, - будем обедать, а ты поезжай туда, скажи там такому-то, чтобы тебя посадили в основной самолет. И я полетела с ним туда.

Е. Афанасьева ― И когда же Михаил Сергеевич узнал, что вы все-таки режиссер Центрального телевидения, а не его охранник?

К. Кислова ― Когда они ехали после обеда или до обеда…

Е. Афанасьева ― Ему все-таки объяснили.

К. Кислова ― … ему Юрий Сергеевич объяснил, кто я. И тогда Михаил Сергеевич сам ко мне пошел знакомиться. Он уже знал имя, он подошел, говорит: «Ну, Калерия, давай будем знакомиться». – Давайте!

Е. Афанасьева ― А выходы его в народ – вот это все вы тоже снимали? Он же любил вот остановиться где-то посреди города…

К. Кислова ― Конечно, потом все…

Е. Афанасьева ― А как же это можно было организовать технически? Я знаю, что это пугало охрану. А вот как вы снимали это, когда он незапланированно останавливался, хоть где-то в России, в Советском Союзе, хоть в Европе или в Америке?

К. Кислова ― Везде. Потому что я обычно ехала в головной машине перед ним.

Е. Афанасьева ― А операторы ваши где ехали?

К. Кислова ― С операторами.

Е. Афанасьева ― Тут выбегали…

К. Кислова ― Да, и мы тут же выбегали. Почему мы и в Ташкенте оказались, когда Леонид Ильич, когда на него свалилась эта палка.

Е. Афанасьева ― Тоже впереди были.

К. Кислова ― Потому что единственные мы там были, больше никого, всех остальных отправили в Ташкент. А его первый секретарь ЦК Узбекистана уговорил.

Е. Афанасьева ― Значит, получается, вы познакомились с Михаилом Сергеевичем, ездили с ним на все его исторические визиты, все вот эти съезды народных депутатов.

К. Кислова ― Да.

Е. Афанасьева ― Партконференция, где Ельцин уходил – все вы снимали?

К. Кислова ― Все я, да.

Е. Афанасьева ― То есть, все вы. Потрясающе! И отставку Михаила Сергеевича вы снимали?

К. Кислова ― И отставку Михаила Сергеевича – я.

Е. Афанасьева ― То есть, тоже грустную всю эту историю.

К. Кислова ― Да.

Е. Афанасьева: 25 ― го, да, по-моему?

К. Кислова ― 25 декабря 91-го года. И после этого вот… и, опять же, у меня все время как-то получалось как бы из-за такта. Потому что вот Борис Николаевич – с Борисом Николаевичем я первый раз встретилась на военном заводе в Зеленограде у нас здесь, когда он еще приехал из Свердловска и стал первым секретарем МГК.

Е. Афанасьева ― Горкома партии.

К. Кислова ― Ну, Московский городской комитет партии.

Е. Афанасьева ― Это не все сейчас уже молодые слушатели знают, поэтому мы расшифровываем.

К. Кислова ― И мы приехали туда, там был закрытый цех, нам сказали: погуляйте немножко. А была жара, июль месяц, пекло такое. Я там села на скамеечку во дворе, где пекло, скамеечка одна единственная стояла под деревом. Я там села одна и сижу. И идет Ельцин, новый секретарь МГК, Московского комитета партии, в сопровождении одного какого-то мужчины. Они что-то идут разговаривают так. А двор пустой, все же очистили.

Е. Афанасьева ― Одна вы там.

К. Кислова ― Да, и я одна только сижу. И я слышу… они так далеко проходили, и вдруг Борис Николаевич говорит: давайте посидим вот здесь, здесь хоть тень. И они подходят.

Е. Афанасьева ― К вам.

К. Кислова ― Я чувствую, что другой скамейки нет…

Е. Афанасьева ― То есть, они просто к вам идут.

К. Кислова ― Да, они прямо так направляются. Он подходит, говорит: здравствуйте. Я говорю: здравствуйте, Борис Николаевич. Он говорит: а можно с вами тут вот?..

Е. Афанасьева ― Присесть.

К. Кислова ― Присесть. Я говорю: конечно. Я так сразу сдвинулась на краешек. Ну, там скамейка большая, такая лавочка, как я сказала. И мы, значит… И он стал сам со мной разговаривать. Он говорит: а почему вы не там? Я говорю: меня не пустили. – Журналист? Я говорю: да не совсем. – А что значит не совсем? Я говорю: я вообще режиссер. - А вот интересно, а что делает режиссер? Я ему стала рассказывать. И мы с ним, наверное, часа полтора, не меньше, сидели разговаривали. Потом там обед был, и после обеда был другой цех, и все. Я только, единственное, я не помню, то ли он… по-моему, я ему визитную карточку не давала. Или как-то… я не знаю.

Е. Афанасьева ― В общем, запомнил он вас.

К. Кислова ― Он меня запомнил. Это же был еще 86-й, по-моему, год. И в 91-м году, когда вот он стал…

Е. Афанасьева ― Уже президент России.

К. Кислова ― Президентом России пока еще, тогда еще Россия, и еще СССР существовал. И когда Михаил Сергеевич подписал указ о своей отставке…

Е. Афанасьева ― И вы это все транслировали.

К. Кислова ― Я его и провожала, и вывела туда вот в эту зеленую гостиную, там было очень много журналистов, много камер. Я ему объяснила, куда смотреть, там, что. Потому что это прямой эфир был, не запись.

Е. Афанасьева ― Мы сейчас на вот этой животрепещущей ноте рассказа об отставке Михаила Сергеевича, как Калерия Венедиктовна Кислова снимала отставку Горбачева и дальше начало телевизионной эры Ельцина – мы прервемся на выпуск новостей на «Эхо Москвы» и продолжим наш разговор в программе «Телехранитель».

Е. Афанасьева ― Мы продолжаем программу «Телехранитель», в студии Елена Афанасьева, в гостях сегодня у меня легенда нашего телевидения – Калерия Венедиктовна Кислова, режиссер Центрального телевидения, потом «Первого канала», человек, который снимал все ключевые события истории страны. И мы начали вспоминать, как она работала с лидерами государства, дошли уже до истории, когда уже слагал свои полномочия Михаил Сергеевич Горбачев и приходил к власти – в конце это 91-го года – Ельцин.

Итак, вы закончили снимать отречение Горбачева, это шло в прямом эфире. И тут же пришлось снимать, наверное, Бориса Николаевича.

К. Кислова ― Нет.

Е. Афанасьева ― Нет, не тут же?

К. Кислова ― Борис Николаевич не приезжал туда. Мы закончили в шесть часов, в восемнадцать шла эта живая передача, опускался флаг над Кремлем, поднимали триколор – это тоже…

Е. Афанасьева ― То есть, у вас отдельные камеры стояли.

К. Кислова ― Да, я показывала и флаг, и Михаила Сергеевича, который, так сказать, подписал указ. И даже когда он расписывался, стояла у меня камера на его руку, которая подписывала этот указ.

Е. Афанасьева ― Исторический документ. А Ельцина надо было, наверное, уже снимать с новогодним…

К. Кислова ― Да, а на второй день…

Е. Афанасьева ― На следующий день.

К. Кислова ― Да. И буквально на второй день - я уже вот сказала, что с Ельциным я познакомилась на военном заводе в Зеленограде, но это было за много лет до этого события, в 86-м году. А тут на второй день мне сказал наш главный редактор – тогда это был Добродеев…

Е. Афанасьева ― Олег Борисович, ныне руководитель ВГТРК.

К. Кислова ― И он мне сказал, что нужно ехать…

Е. Афанасьева ― В Кремль.

К. Кислова ― … в Кремль к Борису Николаевичу. Я решила, что не очень как-то удобно: я вчера попрощалась с Михаилом Сергеевичем, как-то сразу… Я говорю: давай кого-нибудь другого. И мы отправили туда… Но еще на следующий день…

Е. Афанасьева ― Все-таки вызвали вас.

К. Кислова ― Да. Тот же самый Добродеев…

Е. Афанасьева ― Умели вы запомниться лидерам государства, Калерия Венедиктовна.

К. Кислова ― Он сказал: ты что, с ним знакома? Я говорю: нет, ну, как знакома? Я показывала его, когда он там партбилет положил, на пленуме я была, на котором все это… То есть, я видела, он меня – нет. И мне вдруг Олег Борисович говорит: а вот помощник его позвонил и сказал, что если я на месте, то чтобы – просил, чтобы приехала я.

Е. Афанасьева ― И вы поехали.

К. Кислова ― Мы поехали вместе с Олегом тогда и еще там с другими людьми, большой группой поехали к Борису Николаевичу. И меня чем он удивил, что когда ему по очереди представляли, вот такой-то, такой-то, дошли до меня, говорят: Калерия Кислова, программа «Время». А он повернулся к своему помощнику и говорит: что вы мне говорите? Я с ней еще в 86-м году…

Е. Афанасьева ― То есть, память у него не хуже, чем у вас была.

К. Кислова ― В Зеленограде – он сказал – на завалинке сидел. Я говорю: Борис Николаевич, мы с вами на лавочке сидели, а не на завалинке. А он так пошутил, говорит: ну, на завалинке романтичнее. И пошел дальше.

К. Кислова ― Все вот эти годы, которые он работал…

Е. Афанасьева ― И летали в командировки.

К. Кислова ― Да, я работала с ним. И летала, и в Штаты опять же. В Штаты я со всеми летала. И конечно больше всего с Михаилом Сергеевичем. С Борисом Николаевичем тоже. И до самого конца и все новогодние поздравления, и все…

Е. Афанасьева ― И тот знаменитый эфир: я устал, я ухожу – это снимали тоже?..

Е. Афанасьева ― Прямо день в день?

Е. Афанасьева: 99 ― й год, да?

К. Кислова ― Да.

Е. Афанасьева ― То есть, вы записали новогоднее обращение обычное.

К. Кислова ― Да, новогоднее поздравление, новогоднее обращение. Но он, когда стал прощаться, он сказал: вы знаете, вы пока не разбирайте – а мы там елку нарядили. Он говорит: вы пока не разбирайте и не увозите камеры. Вы приедете еще.

Е. Афанасьева ― То есть, он знал, что что-то будет.

К. Кислова ― А я говорю: Борис Николаевич, да вы все хорошо сказали, я смонтирую все это на VHS, перегоню и вам, пришлю как всегда. А он так как-то… Но потом-то я, конечно, когда анализировала, думала, что он, конечно, тогда уже…

Е. Афанасьева ― Знал, что будет прощаться?

К. Кислова ― Да. Он сказал: нет, наверное, вы все-таки еще приедете. Я сам напишу текст, - вот такую фразу сказал.

Е. Афанасьева ― И вас вызвали 31-го, да?

К. Кислова ― И накануне буквально, 30-го числа, вечером поздно звонок, и говорят, что завтра в 6 утра чтобы все те же самые люди были у Спасской башни. Я начала всех собирать, потому что новогодние праздники, кто-то уже в отпуск ушел, я боялась, что кто-то уехал. Но тем не менее всех собрала, и мы на второй день утром рано в 6 утра – мороз был – подъехали.

Е. Афанасьева ― Но вы не подозревали, что будет не просто переписанное обращение, думали?..

К. Кислова ― Что просто переписанное обращение.

Е. Афанасьева ― И в какой момент вы поняли, что он прощаться будет? Уже когда записали или раньше?

К. Кислова ― Я поняла только тогда, когда увидела текст.

Е. Афанасьева ― А текст как увидели?

К. Кислова ― Вот мы приехали в 6, мы собрали всю схему нашу, там, звук, видео, все вместе, все – а текст не несут.

Е. Афанасьева ― А его надо набрать на телесуфлер, да?

К. Кислова ― Надо набрать на компьютер. И чтобы подать ему на телесуфлер. И текста нет, текста нет. И буквально где-то за 15 минут до 10-ти – а я знала, что Борис Николаевич никогда не опаздывал. Вот назначенное время – он минута в минуту обычно уже выходил. И я смотрю, уже без четверти 10 – текста нет. И потом вдруг выходит его помощник Валентин Юмашев и дает мне текст. И мне говорит: Калерия, быстренько надо набрать. И я иду, подхожу к нашей Наташе Стрежневой, которая набирает текст. Я говорю: Наташенька, быстро… и я не посмотрела в текст, не взглянула, думаю – ну, как обычно. И хожу так на нерве немножко, потому что, как вот он придет – а в у нас не готово. И потом буквально где-то минуты, наверное… А там пришел человек, который проверяет еще, чтобы ошибок нигде не было. И они так печатают там, а я подошла к его креслу, и вот так облокотилась на спинку и смотрю на экран, на телесуфлер. И как раз попала на фразу: я ухожу.

Е. Афанасьева ― Вот так.

К. Кислова ― Тут сразу, конечно, я определила, и потом выходит Таня, которая работала у него тоже в это время уже, дочь его, и она мне говорит: Калерия, вы, пожалуйста, вот если не успеет, вы как-нибудь поговорите, но так чтобы… только не сочувствуйте, там… Я говорю: нет-нет.

Е. Афанасьева ― Тут вот спрашивают, извините, Калерия Венедиктовна, Виталий Авилов спрашивает: «Сколько дублей потребовалось Ельцину, или он сказал прощальные слова с первого раза?»

К. Кислова ― Сразу, первый раз. Мы только-только успели – у нас же в 12 дня был эфир, и поэтому как только записали полностью – он, кстати, вообще записывался обычно без дублей, он делал один дубль, в крайнем случае там надо было что-то переговорить, если где-то была неточность, значит, он переговаривал. Он не делал по нескольку дублей никогда.

Е. Афанасьева ― И в тот же день, вероятно, вы записывали Владимира Путина?

К. Кислова ― Да. И он, конечно, волновался. Когда он вошел ровно в 10, вот просто на кремлевских часах над дверью я смотрю: 10, и дверь открывается – он вошел. Вошел, такой прямой и такой собранный очень, а то обычно он входил, разговаривал со всеми, а тут такой был очень… Вот вошел, поздоровался и сразу на место сел. А я понимаю, что еще текст не готов, поэтому я начинаю с ним… я говорю: Борис Николаевич, можно я вам поправлю прическу вот здесь? Там нечего было поправлять, но я что-то поправляла, я что-то ему говорила, в общем, я как-то пыталась, не касаясь этой темы, я пыталась как-то отвлечь его внимание, что мы не готовы.

Е. Афанасьева ― И вы в один день снимали вот это: я устал, я ухожу. И тут же снимали, тут же Путин уже поздравлял народ.

К. Кислова ― Сделали этот дубль, сразу кассету вручила я Ефимову Алексею, и Эрнст нас ждал в Останкино, и кто-то повез кассету. А мне сказали, что надо остаться еще, потому что мы еще поздравили с Новым годом, с новым веком, выпили по бокалу шампанского. Борис Николаевич подарил нам цветы, женщинам группы.

Е. Афанасьева ― И вам сказали, что дальше вы снимаете обращение.

К. Кислова ― … да, записывать Владимир Владимировича.

Е. Афанасьева ― И вы первый раз записывали Владимира Владимировича?

К. Кислова ― Я впервые увидела, так сказать, близко. Так я уже знала его, но, вот он вышел сразу, поздоровался…

Е. Афанасьева ― Владимир из Пензы интересуется: «А с кем из лидеров вам было легче всего работать профессионально?

К. Кислова ― Да вы знаете, мне не было трудно ни с кем из них, во всяком случае, с теми, с кем я так помногу работала. Но у каждого были, естественно, какие-то особенности, какие-то трудности. Допустим, трудно было монтировать Леонида Ильича.

Е. Афанасьева ― Потому что плохо говорил?

К. Кислова ― Потому что у него иногда были оговорки, там надо было исправить. А тогда очень к этому относились серьезно.

Е. Афанасьева ― И техника была еще такая, что монтировать сложно.

К. Кислова ― И техника была тогда слабее. А потом, ну, Михаил Сергеевич любил много дублей сделать.

Е. Афанасьева ― Да?

К. Кислова ― Он потом выбирал, он смотрел, мы вместе смотрели. Мы садились у него в кабинете и смотрели. Он по десять дублей делал. Причем, они не очень отличались. Но он вот – еще что-то, а вот еще, а вот еще так… И он не разрешал его исправлять. Я однажды исправила его неправильное ударение «нАчать», как он говорил, а я попросила его: Михаил Сергеевич, скажите еще «начАть, начАть, начАть» несколько раз. И он поговорил, а у меня микрофон был включен. И я взяла и ему…

Е. Афанасьева ― … вклеили правильно.

К. Кислова ― Он на второй день мне тут же позвонил сам. Михаил Сергеевич этим отличался, что он мог сам позвонить.

Е. Афанасьева ― То есть, без секретарей соединение.

К. Кислова ― Что-то там сказать ему надо – он мог сам позвонить просто в обход без всяких секретарей.

Е. Афанасьева ― Просто звонил и говорил: это Горбачев.

К. Кислова ― Калерия, ты же можешь подъехать сегодня ко мне? Подъезжай тогда-то. И все. Он на «ты» всех называл, он с комсомольским таким задором, он вот так был. А Борис Николаевич наоборот со всеми всегда на «вы»… Не знаю, мне не было трудно ни с кем.

Е. Афанасьева ― Я еще раз напоминаю, что это Калерия Венедиктовна Кислова, режиссер Центрального телевидения с огромным стажем работы.

Сергей из Саратова пишет: «С такой памятью надо писать мемуары». Не собираетесь мемуары писать?

А я хочу сказать еще, что Калерия Венедиктовна вела трансляцию олимпиады, церемонию Олимпиады 80.

К. Кислова ― Да.

Е. Афанасьева ― То есть, это тоже все ваше – и улетающий мишка, и плачущие… это все вы показывали?

К. Кислова ― Да. К олимпиаде я долго готовилась, потому что я работала вместе с режиссером-постановщиком Тумановым таким, был такой режиссер массовых таких зрелищ, очень интересный. И я очень серьезно к этому относилась, и на открытии у меня работало 11 передвижных телевизионных станций.

Е. Афанасьева ― То есть, по тем временам это вообще колоссальное что-то.

К. Кислова ― Где-то около 50-ти камер.

Е. Афанасьева ― Это почти сопоставимо с нынешними крупными трансляциями.

К. Кислова ― Сейчас это можно сделать значительно меньшим количеством камер, потому что камеры другие.

Е. Афанасьева ― То есть, это были те камеры, которые вот такие огромные, да?

К. Кислова ― Не такие, конечно, они огромные, но были большие. И вот на открытии, например, никто не знал, как побежит спортсмен, бегун, который с факелом, который будет зажигать, потому что там не было лестницы.

Е. Афанасьева ― Да, он же бежал через вот этих…

К. Кислова ― Он бежал просто по живым щитам, которые держали спортсмены.

Е. Афанасьева ― Да, это была уникальная особенность.

К. Кислова ― Да, это придумка была такая у Туманова.

Е. Афанасьева ― То есть, это хранилось в тайне.

К. Кислова ― Он подбегал к этой трибуне, где нет ступенек никаких, ни дорожки, и тут появлялась первая, вторая, третья, и он по этим ступенькам по живым…

Е. Афанасьева ― Это вы знали на репетициях…

К. Кислова ― Это я знала.

Е. Афанасьева ― Но это тщательно скрывалось.

К. Кислова ― Это скрывали, да. А вот что улетает мишка, мне сказал Туманов, что мишка будет улетать на закрытии, но сказал: если кому-нибудь скажешь – убью. Сам, - говорит, - убью. Никому не говори!

И я от всех держала действительно в тайне, что он – на генеральной он никуда не улетал и не должен был улетать, а вот тут он улетал у нас, и я даже дополнительную передвижную телевизионную станцию ПТС двухкамерную, я еще одну поставила на трамплин.

Е. Афанасьева ― Трамплин – это на Воробьевых горах.

К. Кислова ― На Воробьевы горы на обзорную площадку. И меня ругали: зачем ты еще одну ПТС берешь? Зачем? Я говорю: надо. И я даже своей правой руке – у меня была ассистент, потом она стала режиссером Таня Петровская, мы с ней работали вместе, и даже ей я не открывала эту тайну, что мишка будет улетать. Все думали, что его выведут, вынесут как на генеральной репетиции, он покатается, постоит – и все. А тут он улетал.

Е. Афанасьева ― А вы были готовы.

К. Кислова ― Да. И вот я только перед самой, когда уже ему надо было, когда он уже стоял, мишка, на арене, я сказала ребятам, которые работали на вот этой дополнительной ПТС на Ленинских горах, я говорю: ребята, внимание всем – мишка сейчас будет улетать. – Как? Я говорю: будет улетать.

Е. Афанасьева ― Готовьтесь.

К. Кислова ― Да. Будьте готовы. А мне хотелось, чтобы заканчивать, чтобы был такой план, где видна вся Москва, и как бы со стороны виден стадион Лужники и над ним улетающий мишка. Вот для этого я дополнительную ПТС поставила еще.

Е. Афанасьева ― Да, уважаемые наши слушатели, Калерия Венедиктовна Кислова, режиссер Центрального телевидения с более чем 45-летним стажем, человек, который в этом году отметил 90 лет. Не поленитесь посмотреть трансляцию в сетевизоре – в это поверить невозможно. Если у вас есть вопросы +7-985-970-45-45.

Пишут тут: «Спасибо за мишку!» И спрашивают, как, с кем были знакомы – с одним, с другим, с третьим… Я думаю, что вы со всеми были знакомы.

К. Кислова ― Я со всеми была знакома. Больше всего, конечно, это был, наверное, Леонид Ильич, Михаил Сергеевич и Борис Николаевич.

Е. Афанасьева ― А кроме политических трансляций, освещения первых лиц государства, что еще входило в ваши профессиональные обязанности? Что вы показывали кроме этих визитов?

К. Кислова ― Кроме этого я все остальное показывала – все съезды, все парады военные на Красной площади.

К. Кислова ― 1 мая, демонстрации, парады, я ездила в другие города, вела трансляции. Я ехала, допустим – я же не просто так ездила с Михаилом Сергеевичем, с Леонидом Ильичом по городам, я города Советского Союза и столицы союзных республик объехала, везде была, куда они ездили. Поэтому я от Норильска до Ташкента, если с севера на юг; от Владивостока до Бреста, до Кишинева. Конечно, Закавказье и Средняя Азия – все, понимаете? И кроме этого, конечно, я ездила, летала в разные страны, особенно с Михаилом Сергеевичем много, потому что при нем как-то особенно было, и в Вашингтоне каждый год.

Е. Афанасьева ― Калерия Венедиктовна, в те времена все-таки закрытая у нас достаточно система была, сильно отличалась работа советского телевидения, вот когда вы прилетали или в Америку, или куда-то – мы отставали, или у нас было что-то другое, или мы были на уровне? Как тогда это было?

К. Кислова ― Вы знаете, в техническом отношении мы отставали тогда. И в общем постепенно старались догонять. А в смысле творческом – трудно сказать, но я знаю, что ко мне, вот после олимпийских игр меня разрывали – брали интервью, потом даже уже через год еще английское телевидение приезжали и брали интервью, откуда я показывала эти планы, когда тогда не было летающих кранов.

Е. Афанасьева ― Дронов не было.

К. Кислова ― А я говорю: вы смотрели, что там вертолета не было. – Откуда же вы показывали эти?..

Е. Афанасьева ― Откуда вы показывали?

К. Кислова ― С этих вот осветительных башен, которые стояли с двух сторон, такие трехсотметровые.

Е. Афанасьева ― Которые на старом стадионе были.

К. Кислова ― Над полем над самим они стояли.

Е. Афанасьева ― Как же можно было туда установить?..

К. Кислова ― Внутри там лифт, а дальше там винтовая лестница, они почти на 200 метров только отставали от нашей башни Останкинской.

Е. Афанасьева ― Вы туда камеры размещали?

К. Кислова ― Да. Там сделали площадку. Мы туда сначала с оператором ведущим Сережей…

Е. Афанасьева ― Вы сами?..

К. Кислова ― Поднялись туда сами сначала, посмотрели оттуда, какие там действительно просто с высоты птичьего полета. И мы поставили на этих, вот заказали поставили…

Е. Афанасьева ― Камеры были такие радиоуправляемые, или там оператор был?

К. Кислова ― Нет, с оператором. Там сделали ограждение такое, когда уже… Нас-то отругали, что мы поднимались туда без всякого инструктора.

Е. Афанасьева ― Нарушили правила безопасности.

К. Кислова ― Да. Потом операторы у нас сдавали какой-то там экзамен и медицинские справки получали, что они имеют право работать на высоте.

Е. Афанасьева ― Ну, конечно, там же много часов надо было работать.

К. Кислова ― Понимаете, открытие и закрытие, это же шло – открытие шло где-то 5 часов.

Е. Афанасьева ― Ой-ей-ей!

К. Кислова ― И закрытие чуть поменьше.

Е. Афанасьева ― И все это время человек был там.

К. Кислова ― Да.

Е. Афанасьева ― И вы управляли в этот момент в прямом эфире всеми пятьюдесятью камерами.

К. Кислова ― Ко мне непосредственно все приходили…

Е. Афанасьева ― Вы сами сели за пульт?

К. Кислова ― Я сама, да, естественно, и в наушниках, и всем говорила, потому что, просто в течение пяти часов я вот так вот говорила, как сейчас. Еще надо было громко кричать, чтобы перебить музыку, потому что я понимаю, что там же шумно, и операторы, хоть и в наушниках, но они не очень хорошо слышат. Чтобы режиссер, сидящий в каждой ПТС, чтобы оператор, стоящий у каждой камеры, слышал мои команды, потому что я знала точно, какая камера у меня что будет показывать.

Е. Афанасьева ― Из всего этого огромного калейдоскопа ваших впечатлений, все-таки какой эфир самый памятный у вас в жизни – олимпиада или что-то другое?

К. Кислова ― Конечно, самый памятный – это олимпийские игры, безусловно. Потому что это было тогда так же как сейчас олимпиада 2014 года, это в наше время в теперешнее уже, а тогда это тоже было слово сказанное, потому что даже японцы, которые не принимали участия в олимпийских играх, они там потом вообще так нашу трансляцию высоко оценили – и японцы, и американцы, и англичане – все, которые бойкотировали наши игры.

А сейчас я, конечно, уже работаю… – я работаю до сих пор.

Е. Афанасьева ― Потрясающе!

К. Кислова ― Каждый день я на работе. Но, естественно, уже не такой. И с Владимиром Владимировичем я успела поработать вот когда он первый раз был президентом.

Е. Афанасьева ― В первый срок?

К. Кислова ― Да. С ним, конечно, очень легко работать.

Е. Афанасьева ― Почему?

К. Кислова ― Ну, потому что, во-первых, потому что он быстро все воспринимает. Спросил – где, чего, что – вот он вошел первый раз, подошел, поздоровался, сел. Я сказала: садитесь, пожалуйста, сюда. – Так, вот эта камера, да? Он с первого раза сразу записался.

Е. Афанасьева ― Без дублей?

К. Кислова ― Да. Потом, когда мы к нему уже приезжали, там, второй или третий раз, я не помню, потому что я много довольно писала его интервью. И он спросил: а как бы увидеть? Я говорю: мы вам можем показать, у нас монитор с собой.

Е. Афанасьева ― Уже все хорошо было с мониторами.

К. Кислова ― Покажите. И он пошел, потом он посмотрел, на него это такое впечатление тогда произвело, он так посмотрел очень с интересом. А потом стал со всеми прощаться и он так шел, со всей группой, с каждым за руку попрощался, и стоит его охранник, и он ему тоже… потом засмеялся.

Е. Афанасьева ― Ну, что, у нас эфир, к сожалению, стремительно подошел к концу. Я думаю, много эфиров не хватит, чтобы Калерия Венедиктовна Кислова рассказала даже о незначительной части своей потрясающей телевизионной биографии. Большое спасибо.

Калерия Венедиктовна, здоровья…

К. Кислова ― Спасибо.

Е. Афанасьева ― Всего самого-самого! Приходите к нам еще рассказывать о телевидении.

К. Кислова ― Спасибо.

Е. Афанасьева ― Елена Афанасьева, прощаюсь с вами до следующего воскресенья.

К. Кислова ― Спасибо вам!

Е. Афанасьева ― До свидания.

, СССР

Калерия Венедиктовна Кислова (род. 20 апреля , село Каргат , Сибирский край) - режиссёр советского и российского телевидения. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985), лауреат Государственной премии СССР (1977). В 1977-2006 годах - главный режиссёр программы «Время » .

Биография

Детство провела в сибирском селе Маслянино, увлекалась прослушиванием пластинок с цыганскими песнями . В 15-летнем возрасте, узнав о гастролях театра «Ромэн » в соседнем Новосибирске , отправилась туда, чтобы увидеть своего кумира - артистку Лялю Чёрную . Посещая спектакли, смогла познакомиться с Лялей и под её влиянием решила связать жизнь с театром .

Училась в студии новосибирского театра «Красный факел », а затем - в , после окончания вуза некоторое время работала в провинциальных театрах.

В течение нескольких десятков лет руководила съёмками главных событий страны (Олимпиады-1980, первого телемоста между СССР и США и т. д.) и её руководителей (по словам Е. Андреевой , Кислова была единственной, кому Б. Н. Ельцин «позволял поправлять себя, пересаживать, правильно ставить свет») , единственной из редакции имела доступ к государственной тайне . С 1975 года фактически была личным режиссёром Л. И. Брежнева , который с подачи Гейдара Алиева называл Калерию «наша Мисс Телевидение» .

Калерия Кислова сопровождала Л. И. Брежнева во время поездок по стране и за рубежом. По словам Калерии Венедиктовны, он всегда называл её «Мисс телевидения», всегда расплывался в улыбке при встрече с ней. В 1980 году она сопровождала его в Дели во время визита Генерального секретаря ЦК в Индию.

В 2006 году ушла с должности главного режиссёра и стала режиссёром-консультантом, по состоянию на 2019 год - один из старейших работников «Первого канала » .

Семья

Родители поженились в 1926 году. Мать - Феона Степановна Кобякова (? - 1981), умерла в почтенном возрасте. Своего деда по материнской линии Степана Кобякова К. В. Кислова не помнит. Однако её бабушка по материнской линии Александра Георгиевна Кобякова умерла в 1930-е годы, когда её внучка Калерия уже ходила в школу.

Отец Венедикт Александрович Кислов был настоящим таборным цыганом. По профессии - агроном. Умер в 1981 году.

Дед по отцу Александр Кислов тоже был настоящим таборным цыганом. Калерия его тоже не помнит, так как он умер в декабре 1926 года, через 8 месяцев после её рождения. А бабушку по отцу Екатерину Степановну Кислову она очень хорошо помнит. Сама Калерия Венедиктовна говорит: ,Всегда считала себя русской, хотя во мне присутствовала и цыганская кровь’’.

Брат - Пётр Венедиктович Кислов.

Муж - ? (жив), работал на Центральном телевидении СССР.

Сын - Михаил Кислов, пошёл по стопам родителей - работает на телевидении, но не на центральном канале.

Внук - также работает на телевидении, бывал в многочисленных командировках.

Награды

Примечания

  1. Ярошенко, Александр . Калерия Кислова: Главный кадр - за кадром , Российская газета - Неделя, № 7307 (141) (2 июля 2017). Дата обращения 16 августа 2017.
  2. «Время» - «50 лет в эфире»! // Сайт премии «ТЭФИ»
  3. Калерия Кислова в передаче «Винил» радиостанции «Эхо Москвы» от 11 апреля 2013
  4. Аннапольская, Светлана Ильинична. Акватория любви: театр - моя душа, телевидение - жизнь. - Москва: Звонница-МГ, 2002
  5. Указ Президиума ВС РСФСР 1264 О присвоении почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» Кисловой К. В. // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1985
  6. Сегодня поздравления с юбилеем принимает легенда российского телевидения - режиссёр, заслуженный деятель искусств Калерия Кислова // А. Зотов, «Первый канал»