Индия. Штат Индии Пенджаб

До раздела Индии на Индию и Пакистан в 1947 году, исторический Пенджаб занимал обширные области на территории Северной Индии (нынешний штат Пенджаб, штат Харьяна и некоторые области Химачал-Прадеша), а также на востоке Пакистана и на юго-востоке Афганистана.

Первые города на территории исторического Пенджаба, относящиеся к Хараппской цивилизации, возникли ок. 5000 лет назад. Это древнейшая цивилизация из известных археологам и историкам на территории Индостана. Во втором тысячелетии до нашей эры на территорию Пенджаба пришли племена ариев. К той эпохе относятся события, описываемые в эпосе "Махабхарата", в частности, Битва при Курукшетре, которая произошла на территории современного штата Харьяна. В полумифические времена "Вед" и "Махабхараты" Пенджаб именовался Панчала и Панчанада (Пятиречье), что соответствует и современному названию.

В середине первого тысячелетия до нашей Пенджаб находился под персидским влиянием. В 326 г. до н.э. территория Пенджаба была завоевана Александром Македонским. На несколько веков регион попал под влияние европейских цивилизаций, в первую очередь - древне-греческой и древне-римской. Вплоть до конца первого тысячелетия нашей эры на территории Пенджаба доминировали, сменяя друг друга, зороастрийцы, джайны, буддисты и индуисты.

Начиная с 7-го века н.э. по территории Пенджаба потянулись орды мусульманских завоевателей, вторгавшихся в Индию со стороны Афганистана и стремящихся захватить Дели. Засилие ислама, насаждавшегося огнем и мечом, а также моральное разложение индуизма, не способного противопоставить ничего, кроме прогнившей кастовой системы, привело к тому, что в 15 веке под предводительство Гуру Нанака образовалась новая религия - Сикхизм.

Сикхизм - это своего рода сплав воинственности ислама и объединяющей философии индуизма, при этом лишенный кастовости, классовой вражды и прочих религиозных пережитков. Сикхи объявили себя одной семьей, призванной защищать всех его членов. А защищать было от кого. Могущественная династия Великих Моголов, хоть и приходила постепенно в упадок, всё еще была реальной силой, которая правила большей частью тогдашней Индии. Кроме того, с запада постоянно напирали афганские завоеватели. Лишь только в 18 веке сикхам, не без помощи англичан, удалось объединить свои земли в независимую сикхскую империю и, с переменным успехом, осуществить несколько победоносных военных кампаний.

В 1840-х годах после нескольких проигранных битв, армия Хальсы была разбита англичанами, для которых сикхи из союзников в борьбе проти Империи Моголов превратились в конкурентов. Сикхи долгое время были бельмом на глазу у британской администрации. В 1857 году они поддержали восстание против британского владычества в Индии, которое было с большим трудом и жестокостью подавлено.

Жестокое подавление народных волнений в 1919 году в Амритсаре, когда были расстреляны сотни безоружных людей, послужило толчком для активного развития движения за независимость Индии.

Англичане отыгрались на сикхах в 1947 году, когда Индия наконец обрела независимость. Ими был инициирован раздел Пенджаба на мусульманскую часть (сейчас в Пакистане) и сикхскую (сейчас в Индии). Поскольку, население обеих частей было смешанным сикхо-мусульманским, это привело к чудовищным погромам на национальной и религиозной почве (около миллиона погибших) и многомиллионному потоку беженцев в обе стороны: мусульмане бежали из индийского Пенджаба, а сикхи - из Пакистанского.

В современном виде штат Пенджаб был сформирован в 1966 году, когда юговосточная часть, населенная преимущественно индуистами, была выделена в новый штат Харьяна. Часть северо-восточных территорий отошла Химачал-Прадешу. У Харьяны и Пенджаба одна столица - город и союзная территория Чандигарх.

В начале 80-х годов 20-го века в Пенджабе стали развиваться сепаратистские настроения. Движение за образование независимого сикхского государства Кхалистан возглавлял Джарнаил Сингх Биндранвале. В конце 1983 года он и несколько сотен его сторонников забаррикадировались в храме Атал Такхат на территории комплекса Золотого Храма в Амритсаре. Тогдашний премьер-министр Индии Индира Ганди послала в Амритсар войска, отдав им приказ любой ценой подавить восстание. 6 июня 1984 года, после многочисленных неудачных попыток взять штурмом Атал Такхат, индийская армия обстреляла храм из танков, частично разрушив его и покончив с мятежниками. Во время штурма, кроме 300 сеператистов, погибли ок. 200 индийских военных и 500 мирных паломников, которых держали заложниками в злополучном храме.

Разрушение сикхской святыни вызвало бурю протеста и всего сикхского населения Индии. По всему Пенджабу и за его пределами прошли массовые демонстрации и столкновения с полицией и армией. В том же 1984 году Индира Ганди поплатилась жизнью за свой приказ - ее застрелили ее собственные телохранители-сикхи. После этого в Дели, начались погромы, направленные против сикхов. Эти погромы, во время которых было убито ок. 3100 человек, осуществлялись с молчаливого согласия правящей партии Индийский Национальный Конгресс, что тоже сказалось на отношении сикхов к индийским властям.

Напряжение в Пенджабе стало сходить на нет только в 90-х годах, которые принесли относительно экономическое благополучие по сравнению с другими штатами. Хотя, разногласия на национальной и религиозной почве все еще дают о себе знать, современным пенджабцам удалось в значительно мере преодолеть эти трения и направить свои усилия на развитие штата.

В 2004 году премьер-министром Индии стал уроженец Пенджаба сикх Манмохан Сингх.

Амритсар – это столица сикхизма. В Амритсаре находится знаменитый Золотой храм, который является точкой притяжения миллионов туристов со всего мира. Собственно именно Золотой храм в Амритсаре и был основной целью нашего путешествия в Пенджаб, попутно мы посмотрели еще некоторые достопримечательности Амритсара и, конечно же, шоу закрытия индо-пакистанской границы. Но давайте обо всем по порядку.

Как доехать до Амритсара

На поезде

Это, наверно, самый простой и комфортный способ доехать до Амритсара. Именно таким способом добирались и мы. Билеты, как всегда, мы покупали с помощью сервиса Cleartrip (сайт , мобильное приложение ). Цены и время в пути сильно зависит от самого поезда и класса вагона.

Например самый дешевый вариант из Дели (New Delhi ) в Амритсар (Amritsar Junction ) в слипере — от 220 INR , время в пути — 11 часов . Мы выбрали чуть более дорогой вариант (на целых 60 INR ☺), но время в пути было 7 часов 30 минут . Нам кажется это совсем несущественная плата за 3,5 часа разницы.

На автобусе

Автобусное сообщение с Амритсаром развито очень хорошо. В/из Амритсара можно легко добраться из Дели, Дармсалы, Манали и других туристических городов Индии.

Примерные цены на билеты и время в пути взяты с сайта RedBus . Кстати, очень удобный сайт для того, чтобы планировать перемещении автобусом по Индии, жаль, что с банковской картой, выпущенной вне Индии, купить билеты на нем не получится. Кстати, если у вас, всё таки, получилось оплатить билет на данном сайте картой, например, российского банка, обязательно отпишитесь в комментариях.

  • из Дели в Амритсар — 8 часов , билеты от 325 INR ;
  • из Дармсалы в Амритсар – 5 часов , билеты от 799 INR (не спрашивайте почему такая разница, сами в шоке);
  • из Манали в Амритсар — 14 часов , билеты от 1349 INR .

На самолете

В Амритсаре есть аэропорт и сюда можно без проблем долететь из Дели. Рейсы выполняют авиакомпании IndiGo , Vistara , AirIndia и SpiceJet . Цены на билеты из Дели в Амритсар можно посмотреть на календаре ниже. В среднем полет длится около 1 часа , а цены стартуют от 1200 рублей с человека:

Пара замечаний про авиакомпании SpiceJet и Vistara : SpiceJet – лоукостеры и пытаются сделать деньги на каждом чихе. Мы летели ими и по глупости не распечатали электронный билет. Так вот без распечатанного электронного билета нас не пускали в здание аэропорта, нельзя было зарегистрироваться на рейс, а за его распечатку с нас взяли по 100 INR с носа.

Где питаться в Амритсаре

Если вас интересует местная кухня, то в районе Золотого храма много небольших кафешек и макашниц (не знаем как правильно это называется в Индии, но в Таиланде, когда готовят на передвижной, скажем так, телеге, это называют макашницами), в которых можно очень дешево поесть. К сожалению, не можем гарантировать, что это будет гастрономический оргазм, но вполне приемлемо.

Честно сказать, мы отдали предпочтение фастфудным, которые находятся на пешеходной улице (Golden Temple Road ). Здесь можно найти McDonald’s , Subway , Domino’s Pizza и т.п. Мы в курсе, что фастфуд это вредно, но все равно очень рекомендуем посетить индийский Макдак. Во-первых, McDonald’s в Индии – это вегетарианский ресторан, здесь вы не найдете гамбургеров, чизбургеров или нагетсов.

Зато можно поесть вкусные врапы (что-то типа шавармы) с нежнейшими картофельными или овощными котлетками, Махараджа бургер и много других вегетарианских блюд. Во-вторых, в McDonald’s можно расплачиваться картой, а значит копить мили для новых путешествий.

Что посмотреть в Амритсаре

Золотой храм и Хармандир Сахиб (Божественный храм)

Золотой храм — это туристическая Мекка Амритсара, но рассматривать его отдельно от храмового комплекса Хармандир Сахиб не вижу смысла.

Но начну, пожалуй, с Музея при храме. Если перед входом в храмовый комплекс спуститься вниз по ступеням, то вы попадете в музей, в котором можно прослушать лекцию об истории сикхизма и Золотого храма. Для входа в музей придется разуться. Режим работы: ежедневно, кроме понедельника с 8:00 до 17:00 . Пускают не по одному, а по мере формирования групп, поэтому, возможно, придется немного подождать. Вход в музей бесплатный.

Для иностранцев предоставляют аудиогид на английском, так же бесплатно. Правда просят в залог какой-нибудь документ. У нас с собой ничего не оказалось, но добрая сотрудница музея пришла нам на выручку и оставила свой ID. Это было очень мило, приятно и неожиданно.

Признаюсь честно, лекция оказалась не из легких, так как читалась она на каком-то супер академическом английском, с такими сложными языковыми конструкциями, что мы их раньше никогда не встречали в живом общении, а только в учебниках или классической литературе.

Лекция длится около 40 минут . В процессе вы переходите из зала в зал, где показывают фильмы о разных этапах истории Амритсара и сикхизма. Почему нельзя все показать в одном зале – загадка, наверно, чтоб индусы, коих большинство среди посетителей, не заскучали, как это было, например в .

Единственный минус этого музея – внутри холодно, и за время лекции мы успели капитально промерзнуть и отморозить себе босые лапки, в смысле, ноги ☺. Тем приятнее было из сумрака лекционного зала выбраться на солнышко и обратить все свое внимание на храмовый комплекс.

Посещение храмового комплекса так же бесплатно, открыт он для всех желающих, правда перед этим нужно будет выполнить пару нехитрых действий: покрыть голову и снять обувь, если вы еще не сняли ее перед посещением музея. Обувь можно оставить в одном из специальных окошек, главное взять талончик и не забыть номер того самого окошка, опять же, все бесплатно. Перед входом в храм нужно омыть ноги в мелком бассейне-ванночке, которая находится перед каждым из входов в храм.

При посещении храма голова и плечи должны быть покрыты. Можно покрывала захватить с собой или купить на площади за 10-20 INR .

Вся территория храмового комплекса представляет собой огромный квадрат из белого мрамора, по углам которого находится храмы, они отмечены на карте, но представляют интерес, на мой взгляд, в основном для приверженцев сикхизма.

В центре квадрата находится священное озеро Амрит Саровар, в котором можно совершить омовение. А в центре озера находится главный храм, покрытый золотом, откуда, собственно, и название – Золотой храм, соединенный с «большой землей» узким проходом.

По периметру пруда идет широкая мраморная набережная, по которой следует двигаться по часовой стрелке. На территории храма постоянно толпы народа, не важно в какой день вы придете. Но удивительно то, что не смотря на бурлящий поток людей, здесь довольно спокойно и умиротворенно.

Единственное, непосредственно у Золотого храма будьте готовы стать объектом фотоохоты со стороны индусов. Запечатлеть себя с белым человеком на фоне Золотого храма – что может быть круче ☺.

Если вы посещаете Золотой храм не только с туристической, но и с религиозной целью, то при входе следует окунуться в Амрит Саровар, а затем совершить парикарму – обход храмового комплекса, с припаданием к особо святым местам, а так же оставить пожертвования.

Самой священной реликвией для сикхов является Гуру Грантх Сахиб, которая находится и «служит» в Золотом Храме. Каждое утро (в 4:30 летом и в 5:00 зимой) Грантх Сахиб переносят из храма Акал Такхат (Akal Takhat Sahib ), который находится в западной части храмового комплекса, непосредственно в Золотой Храм на службу. Где в течение всего дня верховные сикхи читают оттуда священные тексты. А вечером (в 9:15 летом и в 10:15 зимой) Грантх Сахиб относят обратно на покой.

Для того что бы объяснить что такое Гуру Грантх Сахиб, придется для начала рассказать немного о том, что это за религия такая сикхизм и кто такие сикхи:

  • Сикхизм – это религиозное течение, возникшее в начале XVI века на стыке индуизма и ислама, но совершенно не похожая на них. Основатель сикхизма гуру Нанак, а родина город Лахор, который теперь относится к Пакистану, а во времена Нанака (в XV веке ) был частью Индии. Всего у сикхов было последовательно 10 гуру. Последний из них Гобинд Сингх (с 1675 до 1708 ) упразднил пост наследственных гуру и объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов;
  • Гуру Грантх Сахиб – это священное писание сикхов, составленное первыми пятью гуру. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом у сикхов и определяет пути и законы всего учения. Так, в соответствие с Гуру Грантх Сахиб, Сикхи (не путать с Ситхами из вселенной «Звездных войн» ☺) верят в Единого Бога – Творца. Причем бог существует как бы в двух ипостасях: вселенский абсолют (Ниргун) и божественное начало в каждом живом существе (Саргун). В теории сикхизма не существует ни рая, ни ада, а после смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу. Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее.

Поклонение божественному абсолюту должно осуществляться через свое внутреннее божественное начало по средствам медитации, никакие другие ритуалы не нужны. Форма медитации может быть любой на усмотрение самого сикха: молитва, пение сутр, мантр, медитация в ходьбе, сидячая и т.п. и т.д.

Несмотря на то, что Гуру Грантх Сахиб говорит что ритуалы, за исключением медитации, приносят мало пользы, и сикхам не рекомендуются, с течением времени многие ритуалы и обряды все же возникли в их жизни, например обряд посвящения в сикхи или правило 5К, обязательное для сикхов.

Согласно учению сикхом может стать любой человек, независимо от национальности, пола и происхождения, для этого необходимо лишь выразить свою волю стать сикхом, совершить омовение, надеть чистые одежды и пройти процедуру инициации, называемую амршпа-саискар или пахул. Настоящий сикх должен всегда соблюдать правило 5К:

  • У настоящего сикха должен быть Кеш - нетронутые волосы, спрятанные под дастар (чалму, тюрбан);
  • Кеш должен поддерживаться Кангша - деревянный гребень, поддерживающий волосы;
  • Руки должны украшать Кара - стальной браслет;
  • Сикх должен носить Качча - трусы до колен;
  • И всегда иметь при себе Кирпан - меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими. Каждый сикх, зная, что другие тоже имеют при себе меч, уважает других.

Основной морально-этический постулат сикхизма — любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения. Настоящий сикх должен быть хорошим человеком и стараться не делать зла умышленно или не умышленно. Но это все в идеале, в реальности же, с Золотым храмом и сикхами связаны весьма кровавые события в современной индийской истории. Например, доподлинно известно, что премьер министра Индии Индиру Ганди убили ее телохранители-сикхи.

Почему они это сделали — это другой вопрос. Не буду вдаваться в подробности, так как в таких историях всегда сложно определить кто прав, кто виноват, и мне не хочется разводить здесь политический диспут. Если же вас заинтересует эта тема, прочитайте, например, про операцию Голубая звезда .

Большинство людей влечет в Амритсар две вещи: Золотой храм и шоу закрытия индо-пакистанской границы. Это две самые значимые достопримечательности Амритсара, и мы переходим ко второй из них:

Шоу закрытия индо-пакистанской границы – это не совсем достопримечательность, скорее мероприятие, как, например, в Кочи. Причем мероприятие весьма неоднозначное, со сложной историей, достойное отдельного рассказа. Поэтому здесь я не буду рассказывать подробно о том как проходит шоу закрытия индо-пакистанской границы, расскажу лишь основные организационные моменты.

Где проходит:

Шоу закрытия индо-пакистанской границы проходит на переходе Аттари-Вага . Это единственный наземный пункт перехода границы между Индией и Пакистаном, открытый для иностранцев. Но он не всегда открыт, из-за того что в индо-пакистанских отношениях периодически происходит обострение. Тогда переход закрывают, а шоу закрытия индо-пакистанской границы могут и отменить.

Для справки: если вдруг у вас появится мысль посетить Пакистан, то для этого нужно заранее сделать визу. На сегодняшний момент получить визу в Пакистан можно только у себя в стране.

Время проведения:

Шоу закрытия индо-пакистанской границы начинается в 16:30 зимой и в 17:30 летом. Но приезжать рекомендуется сильно заранее, чтобы успеть пройти досмотр и прочие формальности и занять лучшие места. Заканчивается шоу на закате.

Сколько это стоит:

Само шоу закрытия индо-пакистанской границы БЕСПЛАТНО , не верьте тем, кто будет пытаться содрать с вас деньги за билет.

Важно: не берите с собой сумки, зажигалки, ножи и прочее. Максимум, что можно пронести с собой на шоу закрытия индо-пакистанской границы – это маленький клатч, воду и фотоаппарат. Все остальное придется сдать на хранение (услуга платная — 50 INR ) или выбросить.

Можно попробовать пронести зонт для защиты от солнца или дождя, но только не трость, зонт-трость – это потенциальное оружие ☺. Мы обычно с собой носим дождевики, но если вы не столь предусмотрительны, по трибунам перед началом шоу ходят торговцы, которые продают небольшие зонты (такое ощущение, что они для одноразового использования), кепки, платочки, воду, мороженное и всякие сувениры.

Самое важное, что с собой нужно взять на шоу закрытия индо-пакистанской границы – это деньги ☺.

Как добраться:

На автомобиле (на такси):

Самый простой, приятный, комфортный и, естественно, самый дорогой способ. Договариваться об автомобиле лучше прямо в гостинице, у них обычно есть свои водители, да и с оплатой потом не будет лишних проблем. Вас заберут из отеля, отвезут до границы и будут ждать столько, сколько нужно. После чего с ветерком доставят обратно.

По пути вы можете попросить сделать остановку около каких-нибудь магазинов, но навязывать шопинг, как это любят делать на организованных экскурсиях вам никто не будет. Поехать на индивидуальном автомобиле с кондиционером на шоу закрытия индо-пакистанской границы стоит 1200 INR за 4-6 местную машину.

Выезжать нужно около 2-х часов. Время в пути около часа. Почему так рано? Еще n-ое количество времени вам потребуется на прохождение досмотра.

Другие способы добраться до индо-пакистанской границы:

  • На джипе: в районе Золотого храма обитает куча зазывал, которые набирают народ для поездки на шоу закрытия индо-пакистанской границы. Обычно в джип помещается 5-6 человек. Цена – 300 INR с человека. Джипы отъезжают от Золотого храма в сторону индо-пакистанской границы в районе 13:30 ;
  • На минивэне: на микроавтобусы (вэны) народ так же собирают в районе Золотого храма. Отдельно зазывал искать не надо, они сами тебя находят ☺. Цена вопроса: 200 INR с человека. Автомобили отъезжают от Золотого храма в сторону индо-пакистанской границы в районе 13:00 . При поездке на минивэне есть риск, что по пути вы будете неоднократно останавливаться на поесть, на покупку сувениров и прочий ненавязчивый или навязчивый шопинг;
  • На моторикше: моторикша (тук-тук) будет стоить около 200 INR в одну сторону. Но тут есть риск, что вас могут развернуть по дороге, почему-то полиция очень не любит, когда белые туристы едут на шоу закрытия индо-пакистанской границы на моторикше. Тут как повезет;
  • Hа поезде: через станцию Аттари проходят поезда, идущие из Индии в Пакистан (через Амритсар и Лахор). Откуда либо пешком, либо на моторикше. Но тут надо сильно подгадывать по времени;
  • На автобусе: с автостанции в Амритсаре ходит автобус до деревни Аттари, откуда, как и в случае с поездом, либо пешком, либо на моторикше. Полагаю, что это самый бюджетный способ, но на сколько — сказать не могу, не проверяли.

Мы рекомендуем посмотреть шоу закрытия индо-пакистанской границы, это весьма забавное зрелище, можно сказать, агитирующее за мир. Пусть уж лучше военные так демонстрируют друг другу свою силу, мощь и что там они еще могут продемонстрировать, чем ведут реальные боевые действия.

Как вы понимаете, Золотой храм и шоу закрытия индо-пакистанской границы являются главными достопримечательностями Амритсара, но в городе есть еще несколько небезынтересных мест:

По легенде эта башня построена в честь сына гуру Харгобинды – шестого гуру сикхизма. Лучшего друга Атала укусила смертельно опасная змея. Но Атал не захотел терять друга и воскресил его, за что получил серьезный выговор от отца, так как нарушил вселенское равновесие и замысел Бога.

Дабы восстановить утраченное равновесие Атал покончил с собой. Мальчику было 9 лет, и в память о его самопожертвовании была возведена 9-ти этажная башня Baba Atal Tower .

Найти его не очень легко, так как он окружен плотным кольцом домов. Парк открыт с рассвета и до заката. Туристы, не знакомые с историей, вряд ли найдут там что-то примечательное, разве что толпы индусов, бесцеремонно хватающих вас за руки, дабы запечатлеть себя на фоне вас.

Тем не менее парк Джаллианвала Багх — это по сути мемориал мирным жителям, которые 13 апреля 1919 года были здесь расстреляны британскими военными, за демонстрации против введения закона о задержании без суда и следствия индийцев, подозреваемых в антиколониальных настроениях.

Солдаты, под предводительством генерала Дайера, вошли в окруженный домами двор и открыли огонь на поражение. За 10 минут было убито и ранено более 2000 человек . На стенах вокруг площади до сих пор можно увидеть следы пуль.

Храм Дургиана больше известен как Серебряный храм, и именно это название (Silver Temple ) нужно говорить таксистам и рикшам, ни про какого Дургиана они слыхом не слыхивали. Храм открыт с 6:00 до 20:00 . Он мог бы быть вишенкой на торте интересных храмов Амритсара. Золотой и Серебряный храмы – хорошо же звучит? Прям как Черный и .

Но что-то пошло не так, и Серебряный храм стал наполовину золотым. Зачем — сложно сказать, но индийцы просрали все полимеры испортили такую хорошую идею. Храм Дургиана посвящен вовсе не Дурге, как можно было бы предположить из названия, а нескольким божественным парам: Сите-Раме, Лакшми-Нараяне и Радхи-Кришне.

Ничего особенно примечательного в нем нет. Обычный индуистский храм, разве что с прудом в центре и серебряными дверьми, ничего особенного, но разок взглянуть можно, быть может это мы такие избалованные.

Ну вот, пожалуй, и всё, что мы можем рассказать про Амритсар. Это город, который стоит посетить ради Золотого храма, шоу закрытия индо-пакистанской границы и непосредственно сикхов. Сикхи весьма сильно отличаются от обычных индусов, у них есть какая-то стать, внутренняя гордость и в целом они приятнее среднестатистического индуса. Но на долго в Амритсаре задержаться у нас желания не возникло, но увидеть все это своими глазами стоило.


Отвлекемся от горных пейзажей и перенесемся километра на 2 ближе к уроню моря в штат Пенджаб на северо-запад Индии.
Не вдаваясь в сложные логистические подробности скажу, что именно Амритсар стал тем местом, где я впервые ступил на Индийскую землю.


Амритсар - крупнейший город в штате Пенджаб с населением 1,5 млн.человек, находящийся на Индо-Пакистанской границе. Амритсар - главный священный город и место паломничества для последователей сикхизма, своеобразной смеси индуизма и ислама. Главная достопримечательность, святыня и центр внимания Амритсара - всемирно известный Золотой Храм, стоящий посреди священного пруда и огромного комплекса религиозных построек самого разного назначения. Комплекс Золотого Храма - однозначно одна из жемчужин Северной Индии.

Вааах, Золотой храм! Прекраснейшее место! Огромная территория размером с несколько футбольных полей!
Кругом все из бело-голубого мрамора, постройки в арабской архитектурной стилистике вокруг огромного озера-пруда.
В центре находится само здание Храма, сверкающего золотой обшивкой. Золотой храм - это одно из тех мест, которые я бы посетил вновь.

Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.
Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.
Форма поклонения Богу в сикхизме - медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Сикхи - добродушные и наивежливейшие создания в тюрбанах, с мясистыми щеками, таким же носом и животиком, повышенной бородатостью на лице, и непередаваемой грустинкой в глазах как у спаниелей. Имеют при себе декоративно-аксессуарные мечи, сабельки да копья. По религии положено. Когда я, только сойдя с трапа самолета, увидел кругом таких вот расписных кренделей, хотелось тут же достать фотоаппарат и снимать не переставая весь этот карнавал. Только представьте себе: аэропорт, стойка паспортного и таможенного контроля, и там сидит вот прямо такой пестрый дядька в чалме да с бородой... Я без улыбки не мог на это смотреть и за все время, что был в Амритсаре, так и не привык к такой экзотике.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах,карме и новых перерождениях.
Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» - всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими!

Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу.
Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее. Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения и веры.
Прикольно, да? :))

Свой Золотой Храм сикхи вылизывают как кот одно место, любят его и преклоняются.
В храме хранится изначальный экземпяр священного писания Грантх Сахиб.
Это большая книга, листы чуть ли не по метру длиной, и главный объект поклонения сикхов.
В ней изложены учения десяти гуру, принимавших участиве в создании сикхизма. На ночь книгу уносят в здание на берегу - Акал Такхт.

На территорию комплекса люди приходят отдохнуть, пообщаться, помолиться, поспать, поесть и т.д. и т.п.

Приходя в Храм индусы надевают самые красивые и нарядные свои одежды.
Поход в Храм для индуса это как для русского экзамен - всегда праздник.

Омовение - обязательная часть ритуала. Залезая в пруд сикхи держатся за специальную цепь чтобы не подскользнуться и не повредить свои священные тушки.

В Золотом Храме круглые сутки поют бхаджаны, сочиненные основателем религии, которого звали Гуру Нанак. Поют очень красиво, поют волшебно, завораживающе.
Можно много часов сидеть в храме или на берегу озера и слушать, слушать, смотреть, проникаться, погружаться. Атмосфера располагает к медитации.

Чистят сикхи не только сам храм, но и пруд. Специально обученный сикх палкой собирает пылинки-соринки с поверхности воды.

Еще один специально обученный сикх следит, чтобы никто из посетителей, достигнув просветления, случайно не потонул. Обидно было бы:)

Вот что меня поразило в Индии - молятся все от мала до велика, от нищего до состоятельного индийца. Очень набожная и религиозная нация.

Непременные атрибуты сикхов - браслет на руке, гребень в волосах, короткие кожаные штаны и кинжал на боку. С кинжалом они не расстаются ни при каких условиях.

Сикхам не полагается стричься и бриться. Для удобства они подвязывают длинные волосы специальной сеточкой. Чалма – удел настоящих мужчин.
Юноши носят ее упрощенное подобие, а дети – вообще маленький платочек на голове. Цвет чалмы также имеет значение. Сикхи в чалмах синего цвета – наиболее уважаемые.

Для паломников на территории комплекса имеется бесплатная столовая. Ежедневно через нее проходят тысячи людей. Еда простая, но сытная.
Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. Я, прикинувшись паломником, отведал халявной индийской пищи.
Обошлось без последствий. Даже не пронесло. Или наоборот, пронесло. Тут уж как порсмотреть:) В общем обошлось!

Рассаживаются здесь прямо на полу на длинных тканевых дорожках. Добровольцы из сикхской коммуны разносят еду в корзинах и кастрюлях.
Брать можно сколько захочется. Если не хватает, принесут еще. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние.
Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. Я так и сделал.

Некоторые сикхи носят на чалме металлическое плоское кольцо с остро заточенным внешним краем. Оно предназначено для метания в противника.
А еще говорят, что все люди братья.. :))) Короче, как я понял, чуть что, на голову укоротят без проблем:)

Женщины-сикхи укрывают голову обычным платком.

Европейцы в тех местах, судя по всему, редкость.
- One photo with you, please!!!
- Окей, говорю! Дуй сюда.
Чуствовал себя этакой обезянкой. Зато теперь у изрядного количества индийцев в мобильнике есть моя фотка:)

При выходе из Золотого храма тебя уже поджидает огромное количество рикш и тук-туков, готовых увесзти куда угодно.
Их даже искать не надо, можно просто встать и расслабиться как тут же тебя подхватят, посадят, погрузят и повезут.

  1. Пенджаб — штат на северо-западе Индии.
  2. Столица - Чандигарх (не входит административно в состав Пенджаба, а образует отдельную союзную территорию), крупнейший город - Лудхияна.
  3. Население 24,989 млн человек (15-е место среди штатов; данные 2001 г.).
  4. Этот индийский штат образует часть более крупного региона под тем же названием, куда также входят пакистанская провинция Пенджаб, а также индийские штаты Харьяна и Химачал-Прадеш.
  5. Дух людей Пенджаба выражается двумя словами: “предприимчивость” и “трудолюбие”. За 50 лет, прошедшие со дня достижения независимости, Пенджаб, благодаря предприимчивости и упорному труду его жителей заслужил прозвище “амбара Индии”.
  6. Средние темпы роста в Пенджабе составляют 10% - одни из самых высоких в стране, что ясно свидетельствует о прогрессивности экономики штата. Уровень грамотности в Пенджабе составляет 58%, а доход на душу населения является самым высоким в Индии. Сегодня Пенджаб превратился в край безграничных возможностей с крайне благоприятными условиями для инвестирования и развития промышленности.
  7. После недавней либерализации индийской экономики Пенджаб начал активно участвовать в международном бизнесе. Ведущие мировые компании создают в Пенджабе совместные сельскохозяйственные предприятия.
  8. Пенджаб, с его благоприятными природными условиями и деятельным населением, считается землей рек, плодородных почв и выдающихся достижений. Этот штат, который характеризует неподражаемое умение успешно реализовывать любую потенциальную возможность, первым воспользовался сельскохозяйственными технологиями для проведения “зеленой революции” и показал самые высокие темпы роста в области производства пищевых продуктов. Из второстепенного производителя Пенджаб превратился в ведущий штат, выращивающий рис. Во время операции “Наводнение” Пенджаб показал самые высокие нормы производства молока на душу населения, дав толчок “Белой революции”.
  9. На сегодняшний день в Пенджабе насчитывается более 197 тысяч мелких и средних и около 653 крупных производств. Этот штат лидирует в производстве станков, инструментов, печатного оборудования, оборудования для производства бумаги, в производстве автозапчастей и электрооборудования. Пенджаб выпускает более 75% велосипедов, швейных машин, трикотажа и спортивных товаров. Пенджабская продукция, отвечающая мировым стандартам качества, прочно заняла свою нишу на мировом рынке.

Исторические факты

В 3-1-ой половине 2-го тысячелетия до нашей эры территория Пенджаба входила в зону распространения одной из древнейших цивилизаций мира (так 3называемая Хараппская, также - индская или протоиндская); начиная со 2-й половины 2-го тыс. до н. э. П. постепенно заселяют продвигавшиеся с запада и северо-запада племена так называемых ариев, в результате контактов которых с местным населением происходит формирование индоарийских народностей и племён (мадра, джартика, кекайя и др.). В конце 6 в. до н. э. значительная часть П. была включена в состав древне-персидской державы Ахеменидов; в 327-325 до н. э. земли до р. Гифасис (Биас) были завоёваны Александром Македонским, после смерти которого П. был включен в состав древнеиндийской империи Маурья. С конца 2 в. до н. э. до середины 6 в. н. э. П. последовательно входил в состав Греко-Индийского царства, Кушанской империи, индийского государства Гупта, державы эфталитов. После распада последней (567) в П. возникло несколько небольших государств, где правили местные правители. С 7 в. П. становится объектом завоеваний наместников Омейядских халифов, утвердившихся в Синде и на территории современного Афганистана, а со 2-й половины 10 в.- мусульманских эмиров Газни. В начале 11 в. П. стал частью державы Газневидов, правители которой перенесли свою столицу в г. Лахор. С конца 12 в. П. входил в состав государства Гуридов, Делийского султаната, державы Великих Моголов. Господство мусульманских правителей привело к широкому распространению в Пенджабе ислама.

Упадок державы Великих Моголов открыл дорогу в Пенджаб иранскому завоевателю Надир-шаху Афшару (1736 – 47), а затем афганским шахам из династии Дуррани, присоединившим П. к своим владениям. Развивавшееся в П. с начала 16 в. движение сикхов привело в 60-х гг. 18 в. к образованию нескольких независимых сикхских княжеств. В начале 19 в. все пенджабские земли к З. от р. Сатледж объединил в едином независимом Пенджабском государстве Ранджит Сингх (правил в 1799-1839). В результате англо-сикхских войн 1845-46 и 1848-49 оно было завоёвано английской Ост-Индской компанией и расчленено на провинцию Пенджаб и 43 небольших княжества. В августе 1947 при образовании доминионов Индийский Союз и Пакистан, Пенджаб был разделён между этими государствами в соответствии с религиозным составом его населения (районы, населённые преимущественно мусульманами, отошли к Пакистану, сикхам и индусам, - к Индии).

Географические особенности

Пенджаб (от персидского: пендж – пять, аб – вода, река), природная и историческая область в Южной Азии, на территории Индии и Пакистана. Занимает северную часть Индо-Гангской равнины, сложенную главным образом речным аллювием. На З.- песчаная пустыня Тхал. Орошается системой рр. Сатледж, Джелам, Чинаб, Рави и Биас, сливающихся в р. Панджнад (левый приток Инда). Преобладающие высоты 150-350 м, уклоны поверхности незначительны (1-2°).

Климат сухой, тёплый, с резкими перепадами температуры (в январе 13-16 °С, в мае около 35 °С). Осадков на З. около 150 мм, на В. до 700 мм в год (максимально во время летнего муссона).

Реки ежегодно разливаются, часто меняют свои русла. Естественная растительность - опустыненные саванны с колючими кустарниками - сохранилась главным образом на водораздельных участках. Культурные ландшафты преобладают на 70-90% территории П. Широкая сеть оросительных каналов. Крупные города - Лахор (Пакистан), Амритсар Индия.

Экономика

  1. Пенджаб, провинция на С.-В. Пакистана, в басейне Инда, его притоков - р. Чинаб и др. Площадь 182 тыс. км2. Население 37,4 млн. чел. (1972). Административный центр - г. Лахор. Экономически Пенджаб - наиболее развитый район страны.
  2. Основа хозяйства - многоотраслевое орошаемое земледелие. Значительно развита промышленность.
  3. На долю Пенджаба приходится 25% территории и 57,6% населения страны, он даёт свыше 77% общенациональных сборов пшеницы, 43% риса, 72% хлопка и сахарного тростника, в Пенджабе сосредоточено 45% промышленной продукции Пакистана.
  4. В сельском хозяйстве используется около 6,5 млн. га, из них орошается около 5 млн. га. Значительная сеть оросительных каналов. Основные сельскохозяйственные культуры: пшеница (37% посевной площади провинции), грэм (13%), баджра (12%), рис (5%), джовар, кукуруза, хлопчатник, сахарный тростник, масличные.
  5. Скотоводство преимущественно в северных и северо-западных районах; в поголовье преобладают овцы (9 млн.) и козы (4 млн.). Добыча угля, сурьмы, каменной соли, нефти.
  6. Получили развитие пищевая, текстильная (в Лайалпуре и Мултане сосредоточена значительная хлопчатобумажная промышленность) и другие отрасли лёгкой промышленности; машиностроение, металлообработка (преимущественно в Лахоре и его пригородах), химическая, цементная промышленность.
  7. Распространено кустарное изготовление металлических и гончарных предметов обихода, художественных резных изделий из слоновой кости.
Пенджаб (Punjab) буквально переводится как Пятиречье. При разделении бывшей британской колонии Индии на два доминиона (в 1947 году), Пенджабу повезло меньше всего - его поделили на две половины, одна из которых (мусульманская) отошла Пакистану, а другая (сикхская) - стала штатом Индии. Некогда бесплодные равнины Пенджаба, после применения сложных систем орошения, стали одними из самых плодородных в Азии, а сам штат - одним из самых процветающих. Местных жителей обычно описывают как предприимчивых и трудолюбивых, а уровень комфорта для путешественников как весьма высокий для Индии.Сюда едут погружаться в атмосферу древней цивилизации, обозревать многочисленные памятники истории и многонациональной культуры.

Столица штата - Чандигарх, одновременно является столицей штата Харьяна и находится за пределами Пенджаба. Точнее, она с ним граничит: западная часть города считается столицей Пенджаба, восточная - Харьяны.

Как добраться до Пенджаба

На самолете

Единственный международный аэропорт Пенджаба находится в 11 километрах от священного города Амритсара. Сюда можно прилететь из Лондона, Барселоны, Братиславы и Торонто, и, разумеется из Дели. Для россиян наиболее удобны рейсы со стыковкой в казахстанских аэропортах.

На поезде

Железнодорожное сообщение связывает все крупные города Индии. На поезде вы можете приехать в Пенджаб из Дели, Мумбая, Калькутты, Варанаси и Джамму.

На автобусе

Основные автобусные маршруты связывают Пенджаб с Дели. В индийский Пенджаб, также удобно попасть из Пенджаба пакистанского (при наличии визы).

Транспорт

Перемещаться и осматривать достопримечательности Пенджаба удобнее всего на такси, или арендованной машине. Как и везде в Индии, в Пенджабе популярны авторикши (или в просторечии темпо). Хорошо развита система междугородного автобусного сообщения.

Климат Пенджаба

Климат Пенджаба резко континентальный: зимой столбик термометра может опускаться до?4 °C, а летом подниматься до 48 °C. Различаются три основных сезона: лето, сезон муссонов, и зима. Лучшее время для посещения Пенджаба с октября по ноябрь и с февраля по март.

Кухня

Удивительно, но факт - то, что европейцы считают Индийской кухней, на самом деле - кухня Пенджаба. Кулинарные традиции, которые формировались в течении тысячелетий, создали в итоги разнообразную кухню, которая может удовлетворить запросы как вегетарианцев, так и мясоедов.

Цыплята тандури - визитная карточка кухни Пенджаба, маринуются в йогурте с добавлением острых специй, а потом запекаются в специальной печи -тандури. Чрезвычайно вкусны традиционные лепешки наан, изготовляемые из пресного теста и начиняемые бараниной, овощами, сыром или картофелем (с добавлением тмина и изюма). Пенджабский напиток ласси - это коктейль, который взбивается из йогурта, воды, сахара, специй и фруктов.

Достопримечательности Пенджаба

Золотой храм в Амритсаре

В Амритсаре, крупнейшем центре паломничества сикхов находится религиозная святыня - Золотой храм. По преданиям здесь медитировал Будда. Храм стоит посредине озера. С берегом храм соединяется мостом, символизирующим пути души, после того как она покинет бренное тело. Начало строительства храма датируется 1574 годом, но сказать, что строительство было в какой-то момент завершено - неверно, храм реставрируют и украшают и по сей день. Внешние стены и центральный купол храма отделаны медными пластинами, покрытыми позолотой. Золотой храм служит хранилищем Грант Сахибу - священной книге сикхов. Для настоящего сикха является почетной традицией хотя бы раз в жизни в течение недели поработать в храме.Храмовый комплекс работает практически круглосуточно (с 6 утра до 2 ночи), поэтому для полноты впечатления стоит посетить его дважды: при свете дня и при эффектном ночном освещении. Перед входом в храм полагается снять и сдать обувь, а также омыть ноги. Головы мужчин и женщин должны быть покрыты. На территории храма вам бесплатно предложат ритуальную еду - просад.

Чандигарх - город будущего

Столица Пенджаба была спроектирована и построена великим Ле Корбюзье в пятидесятых годах прошлого века. По плану архитектора город должен повторять функции человеческого тела. Голова это комплекс Капитолия, сердце - городской центр, легкие - многочисленные парки, кровеносная система - дорожная сеть.

События

В Пенджабе происходит довольно много празднеств и фестивалей, как связанных с какими-то легендами и историческими событиями, так и имеющими религиозное значение.

В Кила Раипур ежегодно в феврале происходит трехдневный фестиваль, включающий в свою программу гонки на воловьих упряжках. Фестиваль культуры в Патиале знаменит не только красочными выступлениями певцов и танцоров, но массовым запуском воздушных змеев. В апреле пенджабцы парадами и процессиями, сопровождаемыми барабанным боем, отмечают сикхский Новый Год (он же праздник урожая).