Эмоциональное реагирование и его характеристики. Понятие эмоционального реагирования

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, т.к. неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Изучением эмоций занимались такие видные ученые, как Р. Вудвортс (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресс (1975), Я. Рейковский (1979), К. Изард (2000), отечественные ученые М.П. Якобсон (1958), В.К. Вилюнас (1973), Б.И. Додонов (1987), П.В. Симонов (1962, 1975, 1981, 1987), Л.И. Куликов (1997).

Однако до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Роль эмоций в управлении поведением человека велика, не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением. В первой половине XX века уже говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения.

Эмоциональное реагирование характеризуется:

1) знаком (положительные или отрицательные переживания);

2) влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее);

3) интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов);

4) длительностью протекания (кратковременные или длительные);

5) предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).

1. Знак эмоционального реагирования. По тому, какие переживания имеются у человека (положительные – удовольствие или отрицательные – отвращение), эмоциональное реагирование отмечается знаком «+» или «?». (Следует отметить, что деление во многом условно. Например, такую эмоцию, как страх, относят к отрицательным, но она имеет и положительное значение для животных и человека, и, кроме того, может доставлять человеку удовольствие. К. Изард отмечает положительную роль такой отрицательной эмоции, как стыд. Кроме того, он отмечает, что радость, проявляющаяся в форме злорадства, может принести испытывающему ее человеку такой же вред, как и гнев.)

2. Интенсивность эмоционального реагирования. Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Для блаженства характерно приятное ощущение по всему телу. (Например, человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе, или поглощая холодный напиток в жаркую погоду.) Высшая положительная эмоция реагирования называется экстазом. Обычно люди испытывают экстаз, когда переживают верх счастья. (Это может быть религиозный экстаз.) Это состояние характеризуется тем, что оно охватывает все сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективном восприятии исчезает внешний мир и человек находится вне времени и пространства. В двигательной сфере при этом наблюдается либо неподвижность, либо телесная легкость, выражающаяся в бурных движениях. Экстатические состояния наблюдаются при душевных заболеваниях: при истерии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко наблюдаются галлюцинации: райские ароматы, видение ангелов.

3. Длительность эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни.

В.М. Смирнов и А.И. Трохачев (1974) выделяют эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Эмоциональные реакции: гнев, радость, тоска, страх. Реакции подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект).

Эмоциональные состояния, согласно В.М. Смирнову и А.И. Трохачеву, являются эмоциональной составляющей психических состояний. Эмоциональная составляющая близка к эмоциональному тонусу (настроению).

4. Предметность как характеристика эмоционального реагирования. В.К. Вилюнас (1986) пишет, что беспредметные эмоции обычно тоже имеют предмет (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться).

Итак, мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое.

Билет 34

Общая характеристика эмоций. Функции эмоций.

Билет 33

Жизненный выбор. Жизненные ценности и способы их достижения.

Билет 32

Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей. Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора. Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики.

Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности . Свойства эмоций: выражет состояние сб и его отношение к объекту; полярность (связано с древностью); субъективность; участие в побуждении деятельности.. Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Функции эмоций: Функции оценки: следообразующая (накопление индивидуального опыта); предвосхищение; Критерий оценки: мотивационная значимость. Оцениваются собственные состояния, объекты внешнего мира. Функции побуждения и организации: энергетическая (активация и мобилизация организма); дезорганизующая – аффект (в аварийной ситуации); регуляторная = направляющая = селективная (видим то, что хотим видеть); эвристическая (предвидение); синтезирующая (эмоц синтез по принципу ассоциаций – аффективные комплексы). Функции экспрессии: общения; сигнальная (природный уровень); знаковая (социальный); символическая (личностный).

Характеристика различных видов эмоционального реагирования . Эмоциональный тон . Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений. Первая функция эмоционального тона ощущений - ориентировочная функция, которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться. Второй функцией эмоционального тона ощущений является обеспечение обратной связи, задача которой - сообщить человеку, что его биологическая потребность удовлетворена или не удовлетворена. эмоция - это реакция на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Аффект. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Почти всегда аффекты возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. Аффект характеризуется: быстрым возникновением; очень большой интенсивностью переживания; кратковременностью; бурным выражением (экспрессией); безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек не способен «держать себя в руках». При аффекте мало продумываются последствия совершаемого Аффективные проявления положительных эмоций - это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы безудержного веселья, смеха; аффективные проявления отрицательных эмоций - это ярость, гнев, ужас, отчаяние. Иногда аффект сопровождается ступором..Настроение (эмоциональный тон в данный момент.). А.Г.Маклаков рассматривает настроение как «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. В обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д.. В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций. По С.Л.Рубинштейну, «Настроение - не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и, по большей части, расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство». Настроение характеризуется: слабой интенсивностью; значительной длительностью (настроение может длиться часами, а то и днями); подчас неясностью его причины. Постоянно присутствуя в качестве эмоционального фона, настроение повышает или понижает его активность в общении или работе. Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т.е. о повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью. гипотимия: пониженное настроение, своеобразный эмоциональный «минор», который, аналогично гипертимному характерологическому складу, может стать основой формирования гипотимного характера. Чувства как вид эмоций. чувства являются одной из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающейся относительной устойчивостью. Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение. Чувство надситуативно. Чувства длительны. Максимальная степень выраженности чувства - страсть. Страстно можно и любить, и ненавидеть. Страсть напоминает аффект, но это не аффект. Для чувств характерна субъективность, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различные значения. Для ряда чувств характерна интимность, т.е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Наиболее распространенной классификацией чувств является их деление в зависимости от сферы проявления на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические. Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношения к ним. Интеллектуальные - это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Стресс. Стресс - физиологической реакции организма на действие отрицательных факторов, представляющих для него угрозу. Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химического, термического, физического), и имеет определенные стадии: реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»); стадия устойчивости, когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям; стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. Фрустрация. Понятие « фрустрация » (от лат. frustratio - расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели, т.е. фрустрационная ситуация; 2) эмоциональное состояние, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо потребности, упреков извне. Данное состояние сопровождается сильными эмоциями: враждебности, гнева, вины, тревоги и пр. Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. По С.Розенцвейгу, состояние фрустрации может проявиться в трех формах поведения (реакций): экстрапунитивной, интрапунитивной и импунитивной, которые свидетельствуют о направленности реакций. Экстрапунитивная форма реагирования характеризуется направленностью реакции вовне. Человек склонен обвинять в случившемся обстоятельства, других людей. Интрапунитивная форма фрустрации характеризуется аутоагрессией: самообвинением, появлением чувства вины. Импунитивная форма реагирования связана с отношением к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию, которое со временем «разрегулируется» само по себе. Кроме того, выделяют определенные виды фрустрационного реагирования: Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции; Апатия (например, ребенок в ситуации фрустрации лег на пол и смотрел в потолок); Агрессия и деструкция; Стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; Регрессия, проявляющаяся в примитивизации поведения.

Виды эмоционального реагирования

До сих пор имеются большие трудности в выделении разных видов эмоционального реагирования, чему во многом способствует терминологическая неразбериха. По мнению В. К. Вилюнаса, это является свидетельством того, что «феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание» (1984, с. 5).

Вилюнас отмечает, что можно выделить два основных подхода во взглядах на эмоциональное реагирование. В одном случае оно не является чем-то специфичным и, сопутствуя всякому психическому процессу, выполняет универсальную роль (Вундт, Грот, 1879-1880; Рубинштейн, 1999). В другом случае эмоциональное реагирование рассматривается как самостоятельный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования животного и человека произошли какие-то отклонения (Сартр, 1984; Симонов, 1966). Близка к этому и точка зрения А. В. Вальдмана и др. (1976), отмечающими, что внутренние сигналы организма вызывают сдвиги эмоциональности в положительном или отрицательном направлениях в том случае, если они выходят за пределы обычных значений. Таким образом, нарушение внутреннего гомеостаза приводит к появлению эмоционального реагирования. А это свидетельствует в пользу того, что эмоциональное реагирование является самостоятельным феноменом.

С учетом приведенных выше (раздел 1.2) характеристик эмоциональных реакций в отечественной психологии традиционно выделяют следующие их классы: эмоциональный тон ощущений, эмоции (включая аффекты), настроения.

Правда, имеются и другие подходы. С. Л. Рубинштейн (1957), например, писал, что аффективные процессы подразделяются на: 1) стремления, влечения, желания и 2) эмоции, чувства. Таким образом, в разряд аффективных у него попали и мотива-ционные образования. Оправданием этому может быть только то, что в них представлен и эмоциональный компонент. Но тогда есть опасность, что любое психологическое образование будет причислено к эмоциональным процессам.

Иной и более продуктивный, на мой взгляд, подход имеется у В. М. Смирнова и А. И. Трохачева (1974), которые выделяют эмоциональные реакции и эмоциональные состояния.

Эмоциональные реакции (гнев, радость, тоска, страх) подразделяются ими на эмоциональный отклик, эмоциональную вспышку и эмоциональный взрыв (аффект). Эмоциональный отклик является, по мнению авторов, самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека, отражая быстрые и неглубокие переключения в системах отношений человека к рутинным изменениям ситуаций обыденной жизни. Интенсивность и продолжительность эмоционального отклика не велики, и он не способен существенно изменить эмоциональное состояние человека. Наличие таких мгновенных реакций было зафиксировано Е. Хаггардом и К. Ай-зексом (Haggard, Isaacs, 1966). Они открыли существование «кратковременных вы-

2. Эмоциональное реагирование и его характеристики

Эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как пережи­вание, душевное волнение. Еще в первой половине XX века говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоциональ­ного возбуждения. Например, С. Л. Рубинштейн (1957) использовал термины «эмо­циональные» и «аффективные» как равнозначные: «…трехчленное деление психиче­ских явлений на интеллектуальные, эмоциональные и волевые не может быть удержа­но. Первичным, основным является двухчленное деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные...» (с. 269).

Характеристики эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование ха­рактеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью про­текания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознаннос­ти и связи с конкретным объектом).

Е. Д. Хомская (1987), наряду со знаком, интенсивностью, длительностью и пред­метностью, выделяет такие характеристики, как их реактивность (быстрота возник­новения или изменения), качество (связь с потребностью), степень их произвольного контроля. Первая из них не вызывает возражений. Хотя, говоря о быстроте возник­новения эмоциональных реакций, следует сказать и о быстроте их исчезновения. Сомнение вызывают две другие характеристики, особенно последняя. Произвольный контроль эмоций - это прерогатива волевой сферы личности, а не эмоциональной.

Знак эмоционального реагирования. По тому, какие переживания имеются у чело­века (положительные - удовольствие или отрицательные - отвращение), эмоцио­нальное реагирование отмечается знаком «+» или «-». Следует, однако отметить, что это деление во многом условно и, по крайней мере, не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человекам конкретной ситуации. На­пример, такую эмоцию, как страх, безоговорочно относят к отрицательным, но она безусловно имеет положительное значение для животных и человека, и кроме того, может доставлять человеку удовольствие. К. Изард отмечает положительную роль и такой отрицательной эмоции, как стыд. Кроме того, он отмечает, что и радость, проявляемая в форме злорадства, может принести испытывающему ее человеку такой же вред, как и гнев.

Поэтому К. Изард полагает, что «вместо того, чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволит нам отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением при учете более общих этологических и экологических факторов» (2000, с. 34).

Мне представляется, что маркировка эмоционального реагирования тем или иным знаком в качестве постоянной его характеристики не оправдывает себя и лишь вво­дит людей в заблуждение. Положительными или отрицательными бывают не эмоции, а их влияние на поведение и деятельность человека, а также впечатление, которое они производят.

Интенсивность эмоционального реагирования. Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Например, человек испы­тывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе или, наобо­рот, поглощая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно, что приятное ощущение разливается по всему телу.

Высшая степень положительного эмоционального реагирования называется экста­зом, или экстатическим состоянием. Это может быть религиозный экстаз, переживав­шийся средневековыми мистиками, а в настоящее время наблюдающийся у членов некоторых религиозных сект; такое состояние также свойственно шаманам. Обычно люди испытывают экстаз, когда переживают верх счастья.

Это состояние характеризуется тем, что оно захватывает все сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективном восприятии исчезает внешний мир, и человек находится вне времени и пространства. В двигательной сфе­ре при этом наблюдается либо неподвижность - человек длительно остается в при­нятой позе, либо, наоборот, человек испытывает телесную легкость, проявляет дохо­дящую до исступления радость, выражающуюся в бурных движениях.

Экстатические состояния наблюдаются и при душевных заболеваниях: при исте­рии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко отмечаются галлюцинации: райские ароматы, видение ангелов.

Длительность эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящих­ся часы и дни. Эта характеристика послужила В. М. Смирнову и А. И. Трохачеву (1974) основанием для выделения разных видов эмоционального реагирования.

Предметность как характеристика эмоционального реагирования. Как пишет В. К. Вилюнас (1986), мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощу­щаемое, воспринимаемое, мыслимое. Так называемые беспредметные эмоции, пишет он, обычно тоже имеют предмет, только менее определенный (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может при­знаться). С последним положением можно поспорить. Бывает плохое настроение, которое трудно объяснить. А если я не могу этого сделать, значит, я не могу приуро­чить его к определенному предмету, объекту.

Эмоциональное реагирование, как психофизиологическое состояние.

Из изложенного выше ясно, что эмоциональное реагирование человека представля­ет

сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личнос­ти. Следовательно, эмоциональное реагирование можно понимать как возникнове­ние психофизиологического (эмоционального) состояния.

На то, что эмоции следует рассматривать как состояния, впервые акцентировал внимание Н. Д. Левитов (1964). Он писал по этому поводу: «Ни в какой сфере пси­хической деятельности так не применим термин "состояние", как в эмоциональной жизни, так как в эмоциях, или чувствах, очень ярко проявляется тенденция специ­фически окрашивать переживания и деятельность человека, давая им временную направленность и создавая то, что, образно выражаясь, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни.

Изучение проблемы любых состояний человека, в том числе и эмоциональных, испытывает серьезные трудности в связи с тем, что до сих пор не существует обще­принятого определения понятия «состояние» и классификации состояний человека, возникающих в процессе его деятельности и общения. Естественно, речь идет не о физиологических состояниях возбуждения и торможения, активации и дезактива­ции, а о более сложных состояниях, затрагивающих всю личность, а следовательно, и ее эмоциональную и психическую сферы (поэтому я и называю их психофизиологи­ческими состояниями).

Понимание эмоционального реагирования как состояния, с моей точки зрения, имеет принципиальное значение, так как оно дает возможность точнее понять суть эмоции, ее функциональное значение для организма, преодолеть односторонний под­ход к ней лишь как к переживанию своего отношения к кому- или чему-нибудь. В связи с этим я подробнее остановлюсь на обсуждении вопроса о том, что такое со­стояние, что бы было легче, во-первых, понять, почему эмоции считают состояниями и, во-вторых, сделать вывод о том, целесообразно ли эмоцио­нальные состояния считать частью (компонентом) психических состояний или же следует считать, что эмоциональные состояния представляют собой определенный вид психических состояний. Сразу оговорюсь, что я не отождествляю эмоциональ­ные и психические состояния; есть психические состояния, которые не осложнены эмоциональными переживаниями: бдительной настороженности («оперативный по­кой», по А. А. Ухтомскому), решимости в безопасной ситуации и др.

Многозначности практического использования понятия «состояние» сопутству-­
ет и многозначность его научных определений. Однако большинство их имеют одну
и ту же логическую основу: состояние характеризуется как совокупность (симпто-
мокомплекс) каких-то характеристик: процессов (Марищук, 1974), функций и ка­-
честв (Медведев, 1974), компонентов психики (Сосновикова, 1972) и т. д., обуслов­-
ливающих эффективность деятельности, работоспособность, уровень активности
систем, поведение и т. п. Логическую схему этих определений можно представить
так:

Состояние (сумма характеристик) ----> Эффективность деятельности,

работоспособность

Если быть последовательным в расшифровке понятия «состояние» с помощью приведенных выше определений, то можно легко установить их несостоятельность, так как они сразу принимают такой вид, который, вероятно, отвергнут и сами авто­ры, давшие эти определения.

Начну с первой половины приведенной выше схемы - с симптомокомплекса оп­ределенных характеристик. Подставим вместо загадочного комплекса функций и ка­честв реальные показатели: частоту сердечных сокращений, частоту и глубину дыха­ния, тремор, время реакции, интенсивность и переключение внимания, т. е. все то, что регистрируется при выявлении того или иного состояния и служит его характерис­тиками. В соответствии с даваемыми определениями получается, что их изменение влияет на работоспособность и эффективность деятельности человека. Но разве есть прямая связь между уровнем выраженности этих показателей и работоспособностью человека? Разве частота сердечных сокращений и работоспособность не зависят от других факторов, в частности - от возникшей эмоции, от волевой регуляции, от энер­гетического баланса в организме? Очевидна подмена определения сущности состоя­ния описанием сдвигов, происходящих при возникновении состояния.

Вторая половина анализируемой схемы тоже не безупречна с точки зрения пони­мания сущности состояний. Во-первых, почему состояние нужно непременно харак­теризовать через изменение работоспособности? Разве без этого критерия мы не мо­жем судить о возникшем состоянии (например, о радости, о страхе)? Во-вторых, многие состояния появляются раньше, чем изменяется (в частности, снижается) работоспо­собность человека. Следовательно, изменение работоспособности - явление вторич­ное и не отражает прямо сущность состояния. Например, во многих руководствах по физиологии и психологии утомление характеризуется как временное снижение ра­ботоспособности в результате деятельности человека. В действительности же состо­яние утомления появляется раньше, чем начнет снижаться работоспособность (Мызан, 1975; Шабунин, 1969; Hoffmann, Clark, Brawn, 1946). Не случайно теоретики спорта выделяют в работе на выносливость фазы компенсированного и некомпенси­рованного утомления. В первой фазе возникающие в работе затруднения компенси­руются за счет волевого усилия.

Более того, например, при состоянии монотонии (скуке) на первых этапах ее раз­вития физическая работоспособность даже увеличивается, что выражается в повы­шении темпа рабочих движений, увеличении мышечной силы, сокращении времени простой сенсомоторной реакции.

Итак, хотя изменение работоспособности и может являться характеристикой ряда состояний, возникающих под влиянием физических, умственных и эмоциональных нагрузок, эта характеристика изменчива и неоднозначна. Кроме того, определение состояния как фактора, влияющего на работоспособность, не раскрывает сущности состояний. Поэтому вряд ли целесообразно факт изменения работоспособности ста­вить во главу угла при определении состояний.

Имеются и другие подходы к определению состояний. Например, состояния сво­дятся к системе личностных характеристик человека. Так, по мнению А. Ц. Пуни, «состояние... можно представить как уравновешенную, относительно устойчивую систему личностных характеристик спортсменов, на фоне которых развертывается динамика психических процессов» (1969, с. 29). При таком подходе к состояниям становится непонятным, что же тогда сама личность?

Таким образом, существующие определения состояния в лучшем случае указы­вают, как можно выявить состояние (поскольку описываются последствия его воз­никновения), но не что такое состояние.

С моей точки зрения, состояние в самом широком понимании - это реакция функ­циональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение по­лезного для организма результата. Во многих случаях полезный результат выражается в сохранении целостности организма и обеспечении его нормальной жизнедеятель­ности в данных условиях. Однако, как указывал П. К. Анохин, было бы совершенно непрогрессивным для живой природы, если бы «система "стремилась" найти лишь устойчивое состояние» (1972, с. 31). Он пишет далее, что «система "стремится" по­лучить запрограммированный результат и ради результата может пойти на самые большие возмущения во взаимодействиях своих компонентов... Именно результат при затрудненном его получении, может привести всю систему в крайне беспокойное и отнюдь не устойчивое состояние» (Там же). Отсюда можно сделать вывод, что со­стояние - это реакция функциональной системы не только для сохранения ее устой­чивости, но и для ее изменения с целью адаптации к новым условиям существования.

Следует отметить, что представление о состоянии как о реакции на воздействия иногда проскальзывают в некоторых публикациях (Марищук, 1974), но не заклады­ваются в основу определения понятия «состояние».

Я определяю психофизиологическое состояние как целостную реакцию человека на внешние и внутренние стимулы, направленную на достижение полезного результата. Следует подчеркнуть, что полезный результат для функциональной системы может не совпадать с ожидаемым человеком полезным эффектом. Поэтому, говоря о полез­ном эффекте, являющемся следствием развития определенного состояния, нужно иметь в виду, прежде всего биологическую целесообразность возникновения состоя­ния. Например, возникновение состояния страха неблагоприятно для человека, но является целесообразной и полезной реакцией организма на угрожающую ситуацию. Конечно, я далек от мысли, чтобы доказывать, что все состояния обеспечивают до­стижение такого полезного результата, который вступает в противоречие с целью поведения человека и с задачами, стоящими перед ним. Достаточно упомянуть, что человек может вызвать ряд состояний произвольно (самовнушением) или внуше­нием извне и тем самым направить реакцию функциональной системы в направле­нии, нужном для эффективности его деятельности.

Данное определение психофизиологического состояния предполагает, что оно - причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личнос­ти в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Вследствие этого, как правильно указывал Н. Д. Левитов (1964), всякое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различ­ных его функциональных систем. Оно имеет внешнее выражение не только по ряду психофизиологических показателей, но и в поведении человека.

В общих чертах функциональную систему, отражением реакции которой являются психофизиологические состояния, можно представить как многоуровневую, вклю- чающую психический уровень (в том числе переживания человека), физиологичес­-
кий (центральная нервная система, вегетативная система) и поведенческий уровень
(психомоторные реакции, мимика, пантомимика). В любом психофизиологическом
состоянии все эти уровни должны быть так или иначе представлены, и только по со-­
вокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно делать заключе-­
ние об имеющемся у человека состоянии. Состояние характеризует синдром, т. е. со­-
вокупность симптомов, а не отдельный симптом, даже очень важный с точки зрения
диагностики.

Итак, эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде эмоциональ­ных переживаний (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, ра­дости достижения успеха и т. д.), а физиологическая сторона - в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. И переживания, и фи­зиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причин­ным фактором может быть каждый из них. Например, при развитии состояния монотонии причиной усиления парасимпатических влияний может быть чувство апатии и скуки, а при развитии состояния утомления причиной появления чувства усталости могут быть возникающие физиологические изменения в двигательных нервных центрах или мышцах и связанные с этим ощущения.

Психические состояния оказывают влияние на протекание деятельности. Этому соответствует и представление об эмоциональном состоянии, как о фоне, на котором развивается и психическая, и практическая деятельность человека. Надо, однако, пом­нить и другое: во многих случаях именно через деятельность (умственную, сенсорную, физическую) развивается то или иное состояние. Поэтому оно во многих случаях яв­ляется продуктом деятельности. В то же время, как это ни парадоксально звучит, в ряде случаев состояния бывают результатом бездеятельности человека, поэтому, говоря о них, следует всегда рассматривать конкретные ситуации, в которых они воз­никают.

В заключение следует отметить, что все состояния «метятся» знаком и модально­стью эмоциональных переживаний. Это служит еще одним доказательством нераз­рывности эмоций и состояний. Но из этого не следует, что «...в эмоциональных со­стояниях непосредственно... реализуются переживаемые человеком эмоции» (Витт, 1986, с. 54). С моей точки зрения, Н. В. Витт допустила здесь две неточности. Во-пер­вых, говорить о переживаемых эмоциях некорректно: чуть выше автор определила эмоцию как специфическую форму переживания (получается - переживаемые пе­реживания). Во-вторых, и это самое главное, переживаемая эмоция, по Витт, реали­зуется через эмоциональное состояние. Выходит, что эмоция - это одно, а эмоцио­нальное состояние - это нечто другое, производное от эмоции.


Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления . Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химического вещества или вкус продукта; приятный или неприятный звук; раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и т.д.

Первая функция эмоционального тона ощущений, на которую указывают многие авторы –ориентировочная функция , которая состоит в сообщении организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него надо избавиться.

Второй функцией эмоционального тона ощущений являетсяобеспечение обратной связи , задача которой – сообщить человеку, что его биологическая потребность удовлетворена (и тогда возникает положительный эмоциональный тон – удовольствие) или не удовлетворена (тогда возникает отрицательный эмоциональный тон – неудовольствие). Эмоциональный тон впечатлений является следующим шагом в развитии эмоционального реагирования. Он сопровождает впечатления человека от процессов восприятия, представления, умственной деятельности, общения. Мы можем вспомнить о приятно проведенном отпуске, назвать собеседника «скучным», а лекцию – «интересной», с удовольствием рассказать о своем удачном выступлении и т.д.

Эмоциональный тон впечатлений входит составной частью в эмоции. Именно это обстоятельство дает основание делить эмоции на положительные (связанные с удовольствием) иотрицательные (связанные с неудовольствием), т.е. метить из знаком. Поэтому можно сказать, что эмоциональный тон впечатлений – это знак эмоции. Эмоциональный тон впечатлений не сводим к конкретной эмоции. Например, страх может вызывать не только отрицательные переживания, но, при определенных обстоятельствах, и положительные (иначе, зачем прыгать с «тарзанкой?»).

Испытывая удовольствие или неудовольствие по поводу различных объектов, человек часто не может объяснить, что именно привлекает или отталкивает его в них. Самое интересное заключается в том, что такой анализ и не требуется, а подчас он бы даже мешал. Еще И.М.Сеченов заметил, что «анализ убивает наслаждение», а П.В.Симонов, в связи с этим, писал, что «если бы человек при выборе спутника жизни вел себя как вычислительная машина, он никогда бы не смог жениться».

Эмоция как реакция на ситуацию и событие

Чаще всего эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо или к кому-либо (в наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Однако эмоции – это не только переживание отношения, но и то, что мотивирует, организует и направляет наше восприятие, мышление и действие, а значит, и поведение в целом. Несомненна роль эмоций в организации целесообразного для данной ситуации поведения. В таком случае, высказывание П.Жане (1928), что функция эмоций - дезорганизовать поведение, воспринимается как вполне естественная шутка.

В отличие от эмоционального тона эмоция – это реакция на ситуацию, а не на отдельный раздражитель. Когда мы внезапно испытываем сильную боль, возникает страх. И страх является реакцией не столько на сам болевой раздражитель, сколько отражает особенности ситуации в целом: угроза в настоящем, неприятные последствия в будущем, возможно, переживание неспособности противопоставить что-то травмирующему раздражителю и др.

Эмоция нередко представляет собой заблаговременную реакцию на ситуацию. Благодаря эмоциональному предвидению, человек реагирует на еще не наступившее событие: предвкушение свидания, радостные хлопоты накануне отпуска или путешествия, ожидание рождения ребенка. Зачастую, переживания в преддверии чего бы то ни было приносят не меньшее, а то и большее удовольствие, чем реальные события. Эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для человека той или иной ситуации, механизма заблаговременной и адекватной подготовки к ней.

Эмоция достаточно тонко показывает нам желательность - нежелательность, значимость - незначимость той или иной ситуации или события. Нечто может не просто не нравиться нам: это может огорчать, печалить, вызывать разочарование, гнев или скорбь, возмущать, вызывать ненависть или отвращение.

Эмоция является механизмом закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, эмоции являются положительным или отрицательным подкреплением поведения. Эмоции могут проявляться активно и пассивно. Страх проявляется активно (убегание) и пассивно (замирают от страха). Радость может быть бурная и тихая. Рассердившись, человек может горячиться, а может лишь нахмуриться. В гневе человек может буйствовать, или же никак не проявит своего гнева («все кипит внутри»).

В начале ХХ века аффекты стали выделять в самостоятельную группу. И все же аффект – это просто особый вид эмоций. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция . Как пишетА.Г.Фортунатов (1976), если эмоция – это душевное волнение, то аффект – это буря. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом. Почти всегда аффекты возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения.

Аффект характеризуется:

      быстрым возникновением;

      очень большой интенсивностью переживания;

      кратковременностью;

      бурным выражением (экспрессией);

      безотчетностью, т.е. снижением сознательного контроля за своими действиями. В состоянии аффекта человек не способен «держать себя в руках». При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека иногда говорят, что он находится «в беспамятстве»;

      диффузностью. Сильные аффекты захватывают всю личность, что сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия. Контроль внимания фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект: «гнев застилает глаза», «ярость ослепляет».

Аффективные проявления положительных эмоций – это восторг, воодушевление, энтузиазм, приступы безудержного веселья, смеха;аффективные проявления отрицательных эмоций – это ярость, гнев, ужас, отчаяние.

Иногда аффект сопровождается ступором (застыванием в неподвижной позе). Чаще аффект имеет яркие внешние проявления, которые, в ряде случаев, приобретают разрушительный и даже криминальный характер. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном, т.е., так называемый, аффективный шок . Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности (человек как бы разрешает себе экстремальные эмоциональные проявления), либо об имеющемся у него нервно-психическом расстройстве.

Настроение (эмоциональный тон в данный момент.) Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим.А.Г.Маклаков (2000) рассматривает настроение как «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. В обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие желания) человека в данный момент общаться, чем-то заниматься, соглашаться или не соглашаться и т.д. (недаром подчиненные, собираясь на прием к начальнику, стараются узнать, в каком он находится настроении).

В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций. По С.Л.Рубинштейну , «Настроение – не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние. Настроение отчасти более сложно и, главное, более переливчато-многообразно и, по большей части, расплывчато, более богато мало уловимыми оттенками, чем четко очерченное чувство» (1989, с.176). С.Л.Рубинштейн также подчеркивает, что настроение, в отличие от других эмоциональных переживаний,личностно.

В отличие от эмоций настроение характеризуется :

      слабой интенсивностью;

      значительной длительностью (настроение может длиться часами, а то и днями);

      подчас неясностью его причины. Испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями. Например, если человек находится в плохом настроении после сна, о нем говорят, что он «не с той ноги встал»;

      влиянием на активность человека. Постоянно присутствуя в качестве эмоционального фона, настроение повышает или понижает его активность в общении или работе.

Настроение может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, т.е. о повышенном натроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, жизнерадостностью с приливами бодрости, оптимизма, счастья. Постоянное проявление гипертимии воплощается в такую характерологическую особенность как гипертимность . Это эмоциональный стереотип поведения, который при резкой выраженности может приводить к некритическому проявлению активности: человек претендует на большее, чем умеет и может сделать, он норовит за все взяться, всех поучать, старается привлечь к себе внимание любой ценой. Такого человека часто «заносит».

Противоположностью гипертимии являетсягипотимия : пониженное настроение, своеобразный эмоциональный «минор», который, аналогично гипертимному характерологическому складу, может стать основой формирования гипотимного характера. Настроение на самом деле тесно связано с характерологией, о чем речь пойдет ниже.