Короленко слепой музыкант проблемы. Нравственные проблемы в повести В

Тема урока . Нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Тип урока : совершенствование знаний, умений и навыков, целевое применение усвоения.

Вид урока: Урок – исследование с элементами анализа 2-х эпизодов.

Цель урока: Познакомить обучающихся с повестью В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Образовательная

задача: повышение уровня восприятия и глубины проникновения

В художественный текст;

Показать духовное обновление человека, обиженного

Судьбой, путь к осознанию своего предназначения.

Задача развития:

Воспитание внимательного и вдумчивого читателя;

Умение работать с художественным произведением,

Анализировать прочитанное, отбирать главное;

Обучение грамотному анализу отдельных эпизодов;

Умение говорить.

Воспитательная

задача: помочь учащимся услышать нравственное звучание

Повести, ее житейские мудрости;

Воспитание терпимости, милосердия.

Оборудование: презентация,

Рисунки учащихся к различным эпизодам, музыкальное сопровождение,

Ход урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока и

создание условий для осознанного восприятия нового материала.

I. Организационный момент Психологический настрой учащихся.

(Учитель проводит с учащимися упражнение на создание положительного эмоционального настроя. Звучит лёгкая музыка)

Учитель. Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики. Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро. Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!

2. Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. Мы вновь будем восхищаться, удивляться… Помогите мне, ребята! Продолжите!Что еще? (Узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, удивляться, анализировать, думать, вникать в суть…). Достаточно, ребята, молодцы! Спасибо! Нам понадобится учебник, ручка, карандаш. Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! Комментарий: Дети проверяют наличие необходимых принадлежностей на рабочем месте. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

– познавательные – проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– коммуникативные – контролировать действия партнера;

– регулятивные – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Этап 2. Организация и самоорганизация

учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Учитель: Чтобы продолжить работу на д повестью, надо определить, что обозначают такие понятия, как тема, идея, жанр, сюжет, композиция произведения.

Комментарий: Предварительно детям было дано задание по группам. Обобщив всю собранную информацию, представители каждой группы готовили выступление и подбирали слайды по темам.

1 группа(2 об-ся) – (работа с литературоведческим словарем)теоритический материал проецируется на экране.

2 группа(5 об-ся)- определяет и называет тему, идею, жанр, композицию повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Тема: о преодолении трудностей, об испытаниях, выпавших на долю героя с самого

Рождения, о важности человеческого участи.

Идея: показать трудный путь к осознанию своего предназначения.

«Моя задача была не специально психология слепого, а

Психология общечеловеческой тоски по полноте

Существования».

Жанр: повесть.

Сюжет: включает в себя как бы 2 повествования:

1 – о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к жизни;

2 – история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в

Себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе

Понимание и сочувствие ко всем обездоленным.

Композиция:

Экспозиция: 1, 2 гл. – предчувствие беды - и приговор: «Ребенок родился слепым».

Это трагедия. Как сложится его жизнь?

Развитие действия: Судьба мальчика зависит от окружающих, от участия близких:

/мама, дядя Максим, Эвелина/.

Кульминация: Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

/встреча со звонарем, разговор с дядей/.

Развязка: Путь поисков, обретение счастья: жена, сын, талант, признание.

Эпилог: Вместо слепого, эгоистичного страдания он обрел в душе ощущение жизни «… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость».

Комментарий: Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные – формирование способности к самоучению, саморазвитию;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи;

– познавательные – умение работать в информационной среде, ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

активное использование речевых средств и средств ИКТ при предъявлении результатов работы; самостоятельно делать выводы;

Этап 3. Практикум

Слово учителя:

1. Формулирование темы урока

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути.

Жизнь требует от каждого не только умения выживать, но и гражданской ответственности. И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир – слепому? Об этом сегодня на уроке пойдет разговор.

Комментарий: на экране проецируется портрет писателя.

Тема урока - нравственные проблемы в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Сообщение целей урока

Цель нашего урока – попытаться понять, какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести?

3. Постановка учебной задачи

Главный вопрос, который поставил в повести автор таков: «Для чего, собственно, создан человек?» («Человек создан для счастья, как птица для полета». Но с горькой иронией отвечает герой рассказа: « … только счастье не всегда создано для него».)

Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные:

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

– познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структуирование знаний; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение);

– регулятивные:

принимать, сохранять и ставить учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

2.Дискуссия.

Учитель: Вопросам о том, что такое счастье, где его границы, в чем его смысл, способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году. Итак, я приглашаю вас к беседе и к размышлению о прочитанном.

Рождение слепого ребенка – это трагедия. Что с ним будет? Как сложится его жизнь?

Рассмотрим этапы становления личности, в ходе которой формируется главный герой:

1 – этап: Пути познания мира.

/1 –й контакт с миром природы происходит у мальчика приблизительно в

3 года. Как тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые

Испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые

Переживания, впечатления детской души.

Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны : (работа с текстом- 1 гл., подзагл.6: « Звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой,

Трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса,

Людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей. / 1 глава, подзаголовок 6/.

Как происходит познание окружающего мира?( Болезненно вслушивается, встревожено протягивает руки, разыскивает мать, прижимается к ней.)

Вывод : мир воспринимается мальчиком через звуки, запахи, ощущения. Звуковые формы стали главными формами его мысли.

Какие чувства вызывает этот мир? / Любопытство,страх/.

Учитель : Но ему повезло. Два человека приняли сначала особое участие в судьбе ребенка:

его мать и дядя Максим. Два разных начала – нежность и поэтичность матер и мужество старого воина – помогли Петру узнать мир.

Вывод: Роль дяди неоценима. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника. И не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалиды: он без ног, у другого - нет зрения.

Именно он не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». И мы убеждаемся в его правоте.

Что бы стало с мальчиком без участия дяди? /Ушел бы в себя/.

Рядом с ним любящие люди. Назовите их, какова роль этих людей. О дяде уже сказали. (Судьба подарила Петру в образе Эвелины Ангела – хранителя).

Учитель: Он знал тепло семьи, доброе дружеское участие окружающих

Какой талант открылся в мальчике? (Ему дарован талант: любовь к музыке /Иохим)/.

Комментарий. Формирование и развитие УУД обучающихся:

– личностные:

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;

развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

понимать чувства других людей и сопереживать им.

Познавательные 6

Освоение способов решения проблем поискового характера (находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять главную мысль текста; понимать информацию, представленную в неявном виде);

Понимание основы смыслового чтения художественного текста, умение выделять существенную информацию из текста;

Проводить сравнение по заданным критериям;

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

Устанавливать аналогии;

– регулятивные:

Выполнять учебные действия в умственной форме;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Формулировать собственное мнение и позицию.

2-й этап Работа по группам

Казалось, что все хорошо. Но дядя решил расширить границы пространства. Знакомит с людьми разных общественных положений:

1-я группа рассказывает о встрече с семьей Ставрученков, зачитывая описания из текста

2-я группа рассказывает о встрече со слепыми нищими-бандуристами, зачитывая описания из текста

Петрусь узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погрузился во мрак, в личное несчастье. Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого?

3-я группа отвечает на вопрос: - Почему обострились страдания в его душе и после встречи со звонарем?Что он почувствовал?/ Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступил душевный кризис/. Почему?

Комментарий: После выступления каждой группы представители других групп и своей ставят флажок соответствующего цвета на стол выступившей группы (зеленый – сообщение и выступление понравилось, синий – сообщение и выступление было не полным, красный – не всё удалось).

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция.Физкультминутка.

1. Физминутка. «Нам пора передохнуть» (для снятия общего утомления).

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)

Встали ровно. Наклонились.

Раз – вперёд, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем. (Приседания.)

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Проблематика повести

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант»

ученица 8 класса

ГБОУ ООШ с. Ст. Максимкино

Руководитель:

Григорьева Л.Г.,

учитель русского языка

и литературы

с. Кошки, 2015 г.

Введение ………………………………………………………... стр. 3

Глава 1. Проблематика художественного произведения…… стр. 4

Глава 2. В.Г.Короленко – писатель-гуманист ………………. стр. 6

Глава 3. «Слепой музыкант» - борьба за счастье и свет …… стр. 7

3.1. Смысл человеческой жизни ……………………………… стр. 7

3.2. Истинная слепота и духовное прозрение ……………….. стр. 9

3.3. Выбор героев повести……………………………………... стр. 12

Заключение ……………………………………………………… стр.13

Список использованных источников информации ………….. стр. 15

Введение

"Человек создан для счастья, как птица для полета"

Творчество В. Короленко еще при его жизни стало символом совести и чести эпохи. Благодаря своей наблюдательности и умению понимать людей, писатель черпал сюжеты для своих произведений из реальных жизненных событий.

Во многих его произведениях поднимается вопрос о том, для чего существует человек, какую роль он играет в обществе . В « Слепом музыканте» очень четко прослеживается тема самоопределения, выбора жизненного пути. В.Г. Короленко предоставляет читателю возможность разобраться, что понимать под слепотой человека: физическое или духовное ее проявление.

Актуальность исследования заключается в том, размышления и переживания автора по поднятой в повести проблеме важны для понимания своего места в жизни и сегодня.

Его герой лишен способности видеть. Но к нему приходит понимание, что выбор жизненного пути, жизненной цели принадлежит самому человеку, что человек должен найти способ реализоваться, чтобы выжить в обществе. Каждый человек должен бороться за свое счастье, преодолеть физические и нравственные преграды, мешающие человеку найти свое предназначение в жизни.

Цель работы : определить проблематику повести «Слепой музыкант»

Задачи:

Изучить понятие проблематики художественного произведения;

Проанализировать повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант» на предмет определения типа проблемы в произведении;

Проследить этапы становления личности, в ходе которой формируется главный герой, формируется его «видение» окружающего мира;

Объект: повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Предмет исследования: проблематика повести

Глава 1. Проблематика художественного произведения

Проблематика художественного произведения – это проявление авторской позиции к изображаемой реальности. Это размышления и переживания автора по той теме, которую он поднимает в своем произведении. Писатель часто своим произведением вызывает читателя на откровенный разговор, приглашает его подискутировать по предлагаемым вопросам. Автор того или иного произведения представляет к обсуждению ряд проблем, систему ценностей, представлений о мире, обществе, о принципах и смысле жизни и т.д.

Проблематика – это центральная часть художественного содержания. В ней заключается основная затея произведения, то, ради чего оно создано, в ней заключается авторский взгляд на мир. Читая текст художественного произведения, человек проникается сочувствием, переживаниями к героям, размышляет над событиями, происходящими в повести или романе, хотя, может быть, и не всегда может согласиться с автором, имея свое видение разрешения ситуаций.

В проблематике проявляется неповторимый авторский взгляд на мир, на окружающую действительность, потому что эта категория характеризуется субъективностью художественного содержания. Потому анализируя художественный текст, мы рассматриваем индивидуальное своеобразие произведения, сравниваем его с произведениями самого автора или же чаще сопоставляем с произведениями других авторов.

В литературоведении различают несколько типов проблематики художественного произведения. Есин А.Б. в книге «Принципы и приемы анализа литературного произведения» выделяет следующие типы проблематики художественного произведения:

    Мифологическая проблематика – это проблематика фантастической литературы, дающей объяснение возникновению разных явлений.

    Национально-историческая проблематика связана с произведениями, в которых решаются вопросы, связанные с судьбой народа, с переломными моментами в его истории, с определением национального характера.

    Социокультурная проблематика отличает произведения, характеризующиеся описанием быта, обыденного мнения, привычных, свойств и качеств людей, сложившихся в разных слоях общества. В произведениях с этой проблематикой важна не отдельная личность, а среда, в которой формируются качества человека.

    Романная проблематика делится на ещё две разновидности: авантюрную и идейно-нравственную.

В произведениях с первой разновидностью «писатели делали основной акцент на динамике внешних изменений в судьбе и положении личности. Идейный интерес писателей сосредоточивался на том, какие превратности выпадают на долю человека, как благоприятные и неблагоприятные случайности стремительно меняют его положение и как сам человек "держится" в этом потоке несущих его событий».(2)

В произведениях с идейно-нравственной проблематикой в центре внимания находится человек, находящийся в поиске. Герой в таких произведениях пытается найти ответ на вопросы, которые ставит перед ним жизнь: что есть добро и зло, в чем заключается смысл жизни, где правда и справедливость и т.д.

Глава 2. В.Г.Короленко - писатель-гуманист

Короленко писал в тяжелое время, когда все живое старались подавить, в обществе воцарилось уныние, в искусстве слышались ноты скорби и тоски. В рассказах Короленко зазвучали другие мотивы: мотивы борьбы, мужественности, воли, чести.

«Он был одержим гуманистической, романтически-красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье», - говорит о В.Г. Короленко историк литературы Ф.И. Кулешов. (4)

«Нельзя писать о человеке без человечного отношения к нему, и в творчество каждого писателя неизбежным элементом входит естественная любовь к людям - к тем самым людям, которые в той или другой форме составляют предмет и конечную цель его прекрасного изображения», - поддерживает Ю.Айхенвальд. (1)

В произведениях В.Г. Короленко человек всегда выносится на первый план. Благодаря силе писательского слова, автор заставляет нас сопереживать главному герою, вместе с ним переживать жизненные трудности, проникаться его мыслями и чувствами. Автор заставляет задуматься о судьбе человека, о его предназначении в этой жизни. «Жизнь вообще, в самых мелких и самых крупных своих проявлениях, кажется мне проявлением общего великого закона, главные, основные черты которого – добро и счастье. А если нет счастья? Ну, что ж, исключение не опровергает правила. Нет своего счастья – есть чужое, а все-таки закон жизни есть стремление к счастью и все большее его осуществление», - считал сам писатель. (14)

К пониманию своего места в жизни герои проходят постепенно: «ни малейшего понятия о назначении человека» - «столкновение … иллюзий с трезвою действительностью» - «человек создан только для счастья, как птица для полета» (…)

«… счастье только в жизни, а жизнь вся – стремление, достижение, новое стремление», - говорит В.Короленко, рассуждая о небольшом по объему рассказе «Огоньки». (14) В этом произведении, больше похожем, как он сам определяет, на стихотворение в прозе, писатель изложил философскую мысль о смысле и цели человеческого существования. Часто человек на непростом жизненном пути опускает руки, испытывая сплошные срывы и неудачи.

«Но все-таки... все-таки впереди - огни!», которые заставляют встать и идти, маня своей близостью, обещанием, светом. И мы продолжаем жить и надеяться на лучшее, стремиться достичь цели, надеяться на лучшую жизнь, иначе, зачем она нужна.

Становление личности в произведениях В.Г.Короленко проходит в столкновении героев с реальностью, с жизненной действительностью, с жизненной философией. Герои размышляют о противоречивой действительности, о своем отношении к ней. Иногда эти размышления приводят к сильным внутренним противоречиям, которые кажутся неразрешимыми. Герои пытаются найти выход из сложившейся ситуации, пытаются проверить свои теории практикой.

Идейно-нравственная позиция человека формируется в активном взаимодействии с разными точками зрения на мир, с другими «правдами».

Любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное – внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности. Эти постулаты объединяют многие произведения писателя.

Глава 3. «Слепой музыкант» - борьба за счастье и свет

3.1. Смысл человеческой жизни

Способен ли человек, как личность, сопротивляться обстоятельствам, изменить эти обстоятельства? – автор посвятил одно из самых замечательных своих произведений «Слепой музыкант», впервые опубликованный в 1886 году.

Повесть «Слепой музыкант» - это произведение об определении своего назначения в мире, о счастье каждого человека. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель свой этюд.

Уже самим заглавием Короленко определил одну из важных тем своего произведения. Его герой - слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он - музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и "унижен", и "возвышен" природой. Жизнь Петра протекает среди любящих его людей, но его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Знакомство с новыми людьми и большим миром приносят юноше понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку. На смену злобе и отчаянию приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им главное о жизни, то, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

«Моя главная художественная задача была не специально психология слепого, а психология общечеловеческой тоски по недостижимому и тоски по полноте существования», - говорит В.Г.Короленко, не смотря на то, что жанр произведения он определяет как этюд. Этюд, как известно, с французского языка переводится как «учение, изучение». Познать себя, свои возможности и способности предстоит и герою произведения Петру Попельскому.

Жизнь ставит героев Короленко в самые тяжелые условия, порой заставляет терять самообладание, терять веру в людей, убедить, что нет ничего доброго и душевного в окружающих ни в людях, ни в жизни, но зов души заставляет идти вперед, сравнивать, делать выводы, убедиться на своем опыте в обратном.

В.Короленко считает, что высшая логика человеческих проявлений заключается в велении сердца, а не в законах разума. Так дядя Максим пытается объяснить своему племяннику, что такое «малиновый» и «красный» звон колокола. Петр не видит, но Максим пытается дать представление об особом звоне колокола, заменяя зрительные образы слуховыми, музыкальными. Он хочет, чтобы мальчик представил веселый праздничный звон колокола, почувствовал атмосферу пробуждающейся весенней жизни.

Петр пытается это «увидеть». По мнению Короленко, суть человеческих способностей заключается в том, что лишенный зрения человек будет стремиться к удовлетворению инстинктивно, бессознательно, потому что это заложено в человека природой. В душе героя должны зародиться нотки протеста против такой неестественности, против нарушения законы природы.

Мучительно, болезненно Петр старается собрать отдельные музыкальные, звуковые представления о мире в одно целое. Его воображение творил «свой собственный мир, грустный, печальный и сумеречный, но не лишенный своеобразной, смутной поэзии». Так Короленко исследует, подобно ученому, отдельные ощущения, впечатления своего героя в сложные понятия и идеи.

Автор утверждает: если мальчик слеп, это не значит, что он ничего не может, он должен чему-то научиться, чтобы крепко стоять на ногах, на дороге жизни. Герой Короленко проходит те же испытания, которые писатель знал по собственному внутреннему опыту, через что сам прошел в жизни. Это стремление к свету, преодоление преград на пути к свету.

3.2. Истинная слепота и духовное прозрение

Из-за трагического стечения обстоятельств герой повести «Слепой музыкант» лишен возможности удовлетворить одну из важнейших потребностей человека - потребность видеть.

Автор шаг за шагом описывает жизненный путь слепого мальчика. Вокруг него огромный мир с множеством дорог с разными препятствиями. Что с ним будет дальше? Как сложится его жизнь? Как правильно выбрать свой жизненный путь? Многое будет зависеть от людей, которые будут его окружать, от их умения поддержать и подать руку в сложные моменты.

Короленко заостряет внимание на психологическом процессе душевного переворота героя. О н пытается проследить этот процесс от первых, инстинктивных движений души человека до осознанных социальных действий. Не только главный герои, но и окружающие его люди постоянно оказываются на внутреннем распутье.

Рождение слепого ребенка – это всегда трагедия. Так трагично воспринимают известие о слепоте Петруся мать и его дядя. Герои оказываются перед выбором. Как быть? Какое представление о жизни дать ребенку?

Максим, лишенный ног, инвалид, как никто понимает сложности будущей жизни своего племянника. Он, мужественный старый воин, не может оставаться равнодушным к судьбе племянника, не позволит сестре сделать из ребенка «тепличное растение». Два разных начала – нежность и поэтичность матери и мужество старого воина – помогают Петру узнать мир.

Первый контакт с внешним миром происходит у мальчика приблизительно в три года. Тонко и удивительно точно передает автор чувства, которые испытывает слепой ребенок. Короленко подмечает едва уловимые переживания, впечатления детской души. Мальчик болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать мир восприятия мальчика, автор находит в языке все нужные слова для описания весны: «звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей».Болезненно вслушивается мальчик в незнакомые звуки, испуганно протягивает руки, разыскивая мать, прижимается к ней. Это первое его знакомство с миром природы, закончилось тем, что он несколько дней был в бреду. Сложный путь предстоит герою в познании окружающего его мира и мира собственных ощущений.

Мир мальчик начинает воспринимать через звуки, запахи, ощущения. Звуковые формы стали главными формами его мысли. Этот мир вызывает у него любопытство и страх. Но ему повезло. Рядом с ним любящие его мама и дядя, которые стараются помочь мальчику осмысливать звуки и ощущения. Петрусь полюбил слушать игру конюха Иохима на дудке. Он учится у него игре на дудке. Максим просит конюха играть для мальчика народную музыку.

Петр продолжает изучать мир в звуках и ощущениях. Он представляет некоторые совершенно незнакомые ему понятия в звуках. Но в то же время, эти же звуки сыплются на него со всех сторон, не давая отдыха. Иногда он даже не может выдержать напора эмоций. Так случилось, когда мать покупает фортепьяно. Каждый новый звук вызывал в душе Петра новые эмоции. Звуки нового инструмента оказались для мальчика грубыми по сравнению с дудкой Иохима и вызвали у него новые расстройства.

Ему дарован талант: любовь к музыке. Мелодии, которые он играет, завораживает всех слушателей: слепой мальчик умеет ощущать звуки, они помогают ему видеть окружающий мир без зрения. Судьба дарит ему знакомство с Эвелиной.

Кажется, что все хорошо. Но Максим решил расширить границы пространства. Он знакомит Петра с людьми разных общественных положений. Приглашает в гости семью Ставрученко. Дядя хочет, чтобы Петр почувствовал, что рядом течёт яркая и интересная жизнь.

Но вскоре он почувствовал себя чужим, ущербным. Петр целиком погружается во мрак, в личное несчастье. Этот мир ему неизвестен и захочет ли этот мир принять слепого? Страдания в его душе обостряются после встречи со звонарем. Он почувствовал, что участь слепых – злость и обида. Наступает душевный кризис. «Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим», - с гневом говорит он юноше. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!...» – бросает Максим Яценко племяннику. Дядя раскрывает перед юношей всю глубину людских страданий: внушает, что личные несчастья ничтожны по сравнению со страданиями других.

Герой получает свой нравственный урок, слова дяди являются определяющими и вносят в мысли и поступки героя ясность. Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди. После долгого странствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его душу: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился. Помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки. Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам. Петр стал уверенным, сильным.

Знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

3.3. Выбор героев повести

В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель нас убеждает, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Произведение заканчивается концертом Петра Попельского. Среди зрителей в зале находится и его дядя. Максим, как никто слышит и чувствует музыку своего племянника. Он слышит звуки природы, звуки народной музыки и мелодию нищих слепцов-бандуристов. Дядя понимает, что племянник нашел свой путь в жизни, он нашел свое счастье в музыке, своей семье, Эвелине и сыне. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря. П онимает, что именно в помощи становления слепого племянника и был главный смысл его жизни, в этом его счастье.

Итак, повесть «Слепой музыкант» о сложном постижении мира, о его маленьких победах над недугом, о том, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства, должен преодолевать преграды на пути, чтобы найти себя.

Заключение

«Слепой музыкант» пронизан глубинными душевными переживаниями писателя. Владимир Галактионович, как основы всей русской классической литературы, рассматривает в своем произведении вечные вопросы бытия, главные ценности в жизни человека и смысл его существования.

И одновременно он жаждет узнать, почему же ему дана именно такая жизнь, почему он проходит через столько испытаний. Ведь если человек не знает, зачем ему подарена жизнь, отчего у него такая судьба, его дар может стать напрасным, бесполезным для душевного становления человека.

Многие покорно, спокойно несут бремя, другие жалуются, грустят, разумно мирятся, творя "народную мудрость" о том, что глупо идти против судьбы. Но есть и такие, которых не лишила ограниченность. Они не могут с ней мириться. Недуги, неудачи, сложности рождают их протест и рождает их творчество. Такова основная мысль этюда «Слепой музыкант».

Нужно побеждать тёмные стороны своей жизни, поэтому "приходится налегать на вёсла" и идти к свету, солнцу, счастью!

Слепой Петр Попельский в конце концов не только осознал себя необходимым для жизни, но преодолел свою слепоту. «Прозрение» Петра Попельского не могло произойти без приобретенного им социального опыта, без его «хождения в народ», когда он, окунувшись в ранее неведомый ему мир нищеты, горя и слез, сумел почувствовать страдание обездоленных, как свое собственное, благодаря чему и смог преодолеть эгоистическую сосредоточенность на собственном несчастье.

Таким образом, проблематика повести «Слепой музыкант» Короленко – это утверждение необходимости борьбы за счастье. Это понимание полноты жизни как служения другим, «напоминание счастливым о несчастных». Это утверждение неустанного стремления к самосовершенствованию, к желанию познать самого себя. Ничего так просто не бывает. Для достижения любой цели необходима высокая мотивация , но только слишком сильное желание достичь чего-либо является обычно основной преградой.

Но … «дорогу осилит идущий»

Список использованных источников

1. Айхенвальд Ю. И. Короленко
http://korolenko.lit-info.ru

http://bookucheba.com/teoriya

3.В.Б.Катаев. Мгновения героизма

4.Ф.И.Кулешов. Мятежный талант

5.Мережковский Д. С. Рассказы Вл. Короленко

14. (Короленко о счастье)

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, - слепому?

В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины.

Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.

Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, «что эта живая волна катится мимо него». Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к Миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает «тихий любви»: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Проблема нравственного выбора в повести Короленко «Слепой Музыкант» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, - слепому?

В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.

Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, “что эта живая волна катится мимо него”. Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их дружба много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою жизнь. Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает “тихий подвиг любви”: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины. Это ее выбор. Ради слепого Петра она сразу и навсегда закрывает перед собой путь, так заманчиво обрисованный студентами. И писатель смог нас убедить, что это была не жертва, а проявление искренней и очень самоотверженной любви.

июня 25 2011

Проблема нравственного выбора в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, - слепому?

В очень сложные условия ставит Короленко своего , слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Он знал тепло семьи и доброе дружеское участие Эвелины. Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.

Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, “что эта живая волна катится мимо него”. Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но возможно и другое отношение к миру, к людям. Есть о слепом бандуристе Юрке, участвовавшем в походах атамана Игната Карого. Эту легенду Петр узнал от Ставрученко: знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание

Того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Более всего помог Петру дядя Максим, его уроки. После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам. Таков выбор слепого музыканта.

В повести Короленко не только Петр сталкивается с проблемой выбора. Не менее сложный выбор должна сделать и Эвелина, подруга слепого. С детства они были вместе, общество и заботливое внимание девочки помогало и поддерживало Петра. Их много дала и Эвелине, как и Петр, она почти не имела представления о жизни за пределами усадьбы. Встреча с братьями Ставрученко была и для нее встречей с незнакомым и большим миром, который был готов принять ее. Молодые люди пытаются увлечь ее мечтами и ожиданиями, они не верят, что в семнадцать лет можно уже распланировать свою . Мечты опьяняют ее, но в той жизни нет места Петру. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает “тихий