Личностное развитие (personal growth). Психология личностного развития

Личность - это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях.

Исходным и естественным условием становления личности является нормальная (без патологических отклонений) биологическая природа (индивидная организация) ребенка. Наличие соответствующих отклонений или затрудняет, или делает вообще невозможным развитие личности. Особенно это касается головного мозга и органов чувств. Например, при врожденной или ранее приобретенной аномалии головного мозга у ребенка может возникнуть такое психическое заболевание, как олигофрения. Оно выражается в недоразвитии (умственной отсталости) и личности в целом. При глубокой олигофрении (в стадии идиотии) ребенок вообще не может стать личностью даже при самых благоприятных условиях . Он обречен на индивидное (животное) существование.

Врожденные аномалии зрения (слепота) или слуха (глухота) тоже существенно затрудняют процесс воспитания личности.

Для преодоления и компенсации подобных отклонений приходится использовать специальное коррекционное обучение, развитие и воспитание. В целом, индивидные свойства и особенности человека выступают как факторы, облегчающие или затрудняющие развитие тех или иных личностных образований: интересов, черт характера, самооценки и др. Поэтому их необходимо хорошо знать и принимать во внимание при разработке стратегии и тактики воспитания. Надо сказать, что они недостаточно хорошо изучены. Эти вопросы являются предметом такой отрасли психологии, как .

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребенку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности -наличие социальной среды, то есть конкретных людей - носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ребенок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребенку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным. Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребенка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др. Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т. п. Каждое из них требует от ребенка определенных умений, а самое главное - способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности - это активная деятельность ребенка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Ее можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта. Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается ее содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности. Существует также множество других психологических усло-вий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека . Развитие личности - это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребенка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребенок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребенка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребенке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности человека носит не плавный, а скачкообразный характер . Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности человека осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития:
1) младенческий возраст (от рождения до года);
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет);
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет);
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет);
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность еще раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимающихся вопросами образования и воспитания.

Доброго времени суток, друзья!

На тему сегодняшней статьи меня навела мысль о том, что вот я вроде упоминала несколько раз в своих статьях о том, что личное развитие очень способствует улучшению жизни в целом и отдельных её сфер в частности, а что именно подразумевается под этим понятием «личное развитие» не расшифровывала нигде подробно. Вот и решила сегодня исправить это упущение.

Личное развитие – что это?

Предположу, что многие из вас при упоминании этого понятия сразу представляют себе какие-то академические знания, которые нужно запихивать в себя, неважно, интересны они вам или нет. Однако, это совсем не так! Ваше личное развитие происходит тогда, когда вы привносите в свою жизнь нечто новое, что расширяет ваш кругозор, увеличивает багаж знаний и умений.

То есть всё то, что помогает вам не стоять на месте, а меняться, совершенствоваться. И не надо думать, что «считается» только что-то серьёзное, типа освоения новой профессии или второе высшее образование. Вовсе нет! Даже такие мелочи вроде нового способа заваривать чай или умения делать закладки в браузере, вносят свою лепту в наше развитие.

И дело тут даже не только и не столько собственно в новых знаниях (хотя, они тоже чрезвычайно важны для нас), сколько в том внутреннем ощущении «Я могу! У меня получается!», которое возникает при освоении нового. Потому что именно на это ощущение и притягиваются улучшения в вашей жизни. Ну например, если вы совершенствуетесь в вашем хобби, это тоже личное развитие.

На что влияет личное развитие

Да практически на любую сферу нашей жизни! Но пожалуй самая отзывчивая сфера в этом плане – деньги. Первое, что сигнализирует вам о том, что вы прекратили
развиваться – это снижение дохода. Деньги чрезвычайно чувствительны в этом плане и просто обожают, когда человек развивается.

Поэтому вот вам один из способов «разбудить» денежную сферу, если у вас там застой – начните осваивать что-то новое или выходите на более высокий уровень уже имеющихся у вас умений. То есть, от вас требуется рост и движение вперёд. И поверьте, деньги откликнутся и придут к вам!

Личное развитие даёт нам очень важную вещь – . А я уже не раз писала о том, что высокая самооценка просто необходима вам, если вы хотите чего-то добиться в жизни. Потому что она даёт вам веру в себя, в свои силы и знания, уверенность в том, что вы сможете добиться желаемого. А человек с таким настроем попросту «обречён» на успех.

Опять же, посмотрите на богатых людей, на тех, кто создал себе большое состояние. Они не позволяют себе останавливаться в развитии. Потому что знают о том, что в мире нет такого понятия, как остановка. Не двигается только то, что мертво. А всё живое обязательно находится в движении. Поэтому, если нет движения вперёд, то сразу же начинается движение в обратном направлении.

Понимаете? Есть или прогресс или регресс. Стояние на месте невозможно. И если вы прекращаете развиваться, то это автоматически означает, что вы сразу начинаете скатываться вниз. Пусть даже вам самим кажется, что вы просто остановились. Ну а что означает регресс? Это ведь не просто касается только лично вас, мол, подумаешь, забуду что-то и т.п. Нет, это означает и «проседание» по всем сферам жизни – регрессируете вы, ухудшается ваша жизнь.

Расслабьтесь и получайте удовольствие!

Вот пишу я всё это сейчас и думаю, а ведь некоторых читателей наверняка напряжёт эта информация. Скорее всего будут те, кто подумает «Ох, так что же это, конец спокойной жизни, если хочешь улучшений?! Теперь не расслабишься, нужно всё время бежать вперёд?» Да-да, некоторые люди почему-то сразу представляют себе, что нужно будет обязательно делать что-то сложное и неприятное, вроде нелюбимого предмета в школе или институте.

Спешу вас сразу же успокоить и обрадовать – не нужно! Если вы хотите действительно развиваться и становиться успешными, то совершенствуйтесь в том, что вам нравится. Развивайтесь в том направлении, которое вам интересно, от чего вы получаете удовольствие и кайф!

Кстати, сразу скажу тем, кто считает, что получать удовольствие можно только от лежания на диване и просмотра телевизора – вам следует задуматься об уровне своей ! Если у человека нет стремлений и все его желания лежат лишь в сфере потребления, это говорит об очень низком уровне энергии.

Ну что же, друзья, как видите, «секрет» улучшения жизни не так уж и сложен – надо просто постоянно идти вперёд. Не останавливаясь. И помните всегда, что если вы идёте к Своей Цели, то вам легко и интересно. Поэтому и личное развитие в правильном для вас направлении – процесс приятный во всех отношениях.

Поэтому мне остаётся в итоге только пожелать вам идти вперёд по жизни с удовольствием! Развивайтесь, растите, двигайтесь и насаждайтесь!

Ваша Екатерина

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

Елизавета Бабанова

Существуют тысячи, если не сотни тысяч, практик, которые мы можем применять в процессе своей реализации и личностного развития.

В этой статье я поделюсь с вами пятью эффективными технологиями, которые я использую в категории личностного развития.

1. Ежедневно внедряйте в свою жизнь как минимум однo улучшение.

Например, вставайте на 10 минут раньше до тех пор, пока не начнете вставать с 4 до 5 утра. Усложняйте физические тренировки. Делайте работу, на которую раньше уходил 1 час за 40-50 минут. Максимально исключите из своего дня праздное времяпрепровождение и постоянно ищите возможность улучшить то, что вы делаете сейчас.

Если вы серьезно подходите к вопросу личностного развития, то каждый день вы впускаете в себя огромное количество информации.

К сожалению, 99% знаний просто проходят через нас, не оседая глубоко. Так и не применив рекомендации из ранее прочитанных книг или прослушанных лекций, не ощутив изменений в себе, мы продолжаем искать новые знания, которые улучшат нашу жизнь.

Очень важно не гнаться за новыми идеями, если мы не чувствуем изменений в жизни от того, что мы уже изучили.

Чтобы не топтаться на месте, применяйте принцип постоянного улучшения во всех сферах жизни. Таким образом вы будете практиком, а не теоретиком личностного развития. 🙂

2. Поставьте для себя цели и уверенно, шаг за шагом реализуйте их. Пример того, как можно ставить цели вы можете прочитать в .

3. Если вам позволяет ваше финансовое положение, найдите наставника, который поможет вам быстрее продвигаться вперед.

Если вы пока не можете себе позволить заниматься с бизнес-тренером или с топ консультантом вашей индустрии, создайте мастер-майнд группу людей своего уровня и помогайте друг другу в реализации своих проектов.

4. Работайте с партнером по подотчетности. Очень полезно взаимодействовать с партнером по подотчетности, когда вы решили что-то кардинально изменить в своей жизни. Например, если вы взялись за новую диету и спорт, очень часто вас будет посещать идея пропустить тренировку или перестать следовать правильному рациону питания.

Чтобы значительно повысить шансы на успех, договоритесь со своим другом или знакомым из спортивного клуба, что будете ежедневно помогать друг другу выдерживать заданный режим.

5. Найдите для себя способ выражать то, чему вы научились. Это может быть ведение блога, даже если он закрытый, т.е. ваш единственный читатель – это вы. Иногда достаточно просто вести для себя дневник со своими наблюдениями и полученным опытом. Когда вы по-своему излагаете приобретенные знания, вы пропускаете их через себя, и они становятся “вашими”.

Это также может быть общение с семьей и обучение близких тому, чему вы научились. Однако очень важно при общении с людьми соблюдать деликатность и быть уверенным на 100%, что они разделяют ваши интересы. Навязывание своего миропонимание никогда не вызовет уважения и восприятия ваших знаний. 🙂

Мне было очень сложно выбрать топ 5 методик для этой статьи, так как я использую десятки различных подходов в сфере личностного развития.

В будущих статьях я продолжу делиться испытанными на себе технологиями. Я с интересом прочитаю комментарии о ваших любимых методиках и практиках.

На протяжении жизни человек никогда не должен останавливаться в своем развитии. Кроме интеллектуального и профессионального развития важной составляющей совершенствования человека является личностное развитие.

Под словом «развитие» подразумевают изменение качественных характеристик. Для каждого человека могут быть свои пути личностного развития и свои этапы роста. Все зависит от того, какой уровень у человека был вначале и чего он хочет достичь.

Развитие личностных качеств может происходить под влиянием внутренних и внешних факторов. Внешние факторы личностного развития могут менять человека, независимо от его воли и осознания процесса. Сюда относится воспитание, наследственность, окружающая среда. Внутренние факторы являются подконтрольными человеку. Наилучшим вариантом развития являются внутренние факторы, внутренняя мотивация и желание изменить себя.

Книги для личностного роста и развития

Для личностного роста и развития помогают человеку пересмотреть свои взгляды и выбрать новое направление личностного движения. Для своего развития можно почитать такие книги:

  1. Стивен Р. Кови «7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности».
  2. Николай Козлов «Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности».
  3. Ричард Темплар «Правила жизни».
  4. Роберт Бетс «Выбрасываем старые ботинки! Даем жизни новое направление».
  5. Кови Стивен Р. «Восьмой навык. От эффективности к величию».
  6. Вячеслав Красько «Год весны. Кругосветное путешествие длиною в год».

Личностное развитие является необходимым компонентом в процессе духовного и нравственного становления личности. Без личностного развития и самосовершенствования невозможно себе представить зрелого состоявшегося человека, довольного своей жизнью и каждым прожитым днем. Для достижения такого результата необходимо постоянно работать над собой, заниматься улучшением полезных навыков. Само собой ничего не происходит, везде требуется прилагать усилия. Развитие личности начинается с детского возраста и продолжается во взрослом состоянии. В юности и молодости от человека требуется принятие на себя ответственности, умение решать сложные задачи. Все это придает уверенности и помогает двигаться вперед. В данной статье будут рассмотрены особенности и уровни развития личности.

Особенности личностного развития

Личностное развитие имеет ряд характерных особенностей. Эти особенности определяют уровень раскрытия настоящих способностей и умений, необходимых для удачной самореализации. Почему они имеют такое большое значение?

Неравномерность

Любое развитие никогда не происходит линейным образом. Личностное развитие отличается крайней неравномерностью и постепенностью. Иногда развитие конкретного индивида окружающим кажется незаметным и многие не замечают, что оно вообще есть. Однако на самом деле человек никогда не стоит на месте. Не бывает такого, чтобы сегодня индивид чего-то не умел, а завтра у него это с лихвой получалось. На все требуется время и приложение определенных усилий. Вот почему зачастую самому человеку не заметны перемены к лучшему. Только спустя весомый промежуток времени можно будет с уверенностью говорить о том, что движение происходит в правильном направлении. Раньше об этом вести речь не только не полезно, но и порой просто бессмысленно. Если все время пытаться подсчитывать свои достижения на начальном этапе, можно окончательно разочароваться.

Переход от отчаяния к надежде

Немаловажной особенностью развития является постоянное сомнение в достигнутом результате. Создается впечатление, что человек периодически анализирует собственные недостатки, пытаясь их исправить. В момент движения к своей мечте у личности неоднократно случаются метания от отчаяния к надежде. Все потому, что уверенность в себе тоже необходимо развивать. На первых же этапах преследует крайняя неуверенность в себе, неумение понять, что же в действительности происходит. Негативные эмоции захлестывают, но они отступают под влиянием положительных впечатлений. Нет ничего плохого в том, чтобы сомневаться в себе. Это характеристика начального уровня развития личности. Если бы каждый человек изначально был столь самоуверенным, чтобы сразу начать двигаться к своей цели, каждый не стал бы проходить через определенные трудности. А любые сложности, как известно, закаляют характер, делают нас сильнее.

Развитие самосознания

Становление самосознания – крайне значительная особенность формирования будущей уверенности в себе. Самосознание подготавливает личность к тому, чтобы иметь возможность с достоинством встретить свой успех. Без этого шага нельзя выйти на более высокий уровень. Личностное развитие требует от человека максимальной сосредоточенности на выполняемой задаче и умения быть честным с самим собой. Без этого невозможно хоть сколько-нибудь сдвинуться с места. Изменить уровень своего самосознания – значит, приблизиться к просветлению, сделаться открытым для новой информации. Это обстоятельство и составляет значимые особенности ищущего человека. Он всегда остается верным самому себе.

Переосмысление

Никакое развитие не может состояться без качественного переосмысления произошедших в прошлом событий. Любые достижения нуждаются в своевременной оценке и анализе. В противном случае нельзя будет выйти на более высокий уровень. Стремление не останавливаться на достигнутом результате составляет особенность развивающейся личности. Только в том случае, когда человек постоянно ставит перед собой цели, он действительно движется вперед. Время от времени необходимо переосмыслять уже имеющиеся достижения, рассматривать возможность выхода на другой уровень.

Уровни личностного развития

Психологическая наука выделяет конкретные уровни развития личности, которые способствуют скорейшему продвижению вперед. Рассмотрим их особенности более подробно.

Внутреннее стремление

Чтобы человек начал двигаться в направлении желаемого, необходима сильная мотивация. Не всегда она появляется у индивида автоматически, по умолчанию. Некоторым людям приходится всячески стимулировать себя и подталкивать к активным шагам. Это первый уровень продвижения к цели. С него обычно все начинается. Если человек не удовлетворяется результатами первых усилий, то постепенно к нему приходят новые возможности для преобразования ситуации. Однако большинство людей не стремятся заглядывать слишком далеко и удовлетворяются сравнительно небольшими достижениями. Все потому, что они боятся действовать открыто, ставить перед собой реальные задачи.

Это основный этап, который может длиться годами. У некоторых людей поиск собственной уникальной сущности происходит всю жизнь. Они постоянно находятся в поисках лучших идей, созревают для великих стремлений. Поиск себя – это уровень зрелости личности, показатель ее серьезности и нацеленности на удовлетворительный результат. Поиск себя может затянуться за счет появления личных испытаний, высокого уровня тревожности или повышенной неуверенности в себе. Главное при этом – продолжать действовать, не останавливаться на достигнутом результате, не сдаваться. Препятствия на то и даны нам, чтобы учиться их преодолевать. Когда человек осознает, зачем ему нужно подняться на ту или иную ступень, все получается естественным образом.

Обретение стабильности

Обретение стабильности – это завершающий этап личностного развития, однако оно на этом не заканчивается. Просто сам человек приходит в состояние внутреннего удовлетворения. Он обретает сильную уверенность в себе, знает себе цену и стремится к постоянному росту. Завтрашний день уже не пугает, он перестает казаться такой неожиданностью, как прежде. Люди, которые счастливы, всегда притягивают к себе улыбки и невольно вызывают восхищение.

Таким образом, личностное развитие представляет собой процесс последовательного прохождения личностью определенных этапов на пути к заветной цели. Оно осуществляется за счет постоянных усилий самого человека, его стремления не засиживаться на одном месте, а постоянно двигаться к новым горизонтам. Необходимость совершать открытия – значимая особенность индивида, который стремится сделать свой мир еще прекраснее и гармоничнее.