Селевко г.к. современные образовательные технологии

В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии. Оглавление

Введение

II. Педагогические технологии

2.1. Понятие педагогической технологии

2.2. Основные качества современных педагогических технологий

2.3. Научные основы педагогических технологий

2.4. Классификация педагогических технологий

2.5. Описание и анализ педагогической технологии

III. Современное традиционное обучение (ТО)

IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества

4.2. Гуманно-личностная технология

4.3. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

5.1. Игровые технологии

5.2. Проблемное обучение

5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре ()

5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала ()

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. Технология С. НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов ()

6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,)

6.7. Коллективный способ обучения КСО (,)

6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» ()

7.2. «Диалог культур» (,)

7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ ()

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий ()

VIII. Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте ()

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе ()

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач ()

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков ()

8.5. Система поэтапного обучения физике ()

IX. Альтернативные технологии

9.1. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

9.2. Технология свободного труда (С. Френе)

9.3. Технология вероятностного образования ()

9.4. Технология мастерских

X. Природосообразные технологии

10.1 Природосообразное воспитание грамотности ()

10.2. Технология саморазвития (М. Монтессори)

XI. Технологии развивающего обучения

11.1 Общие основы технологий развивающего обучения

11.2 Система развивающего обучения

11.3 Технология развивающего обучения -

11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (, ГС. Альтшуллер,)

11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение ()

11.6. Технология саморазвивающего обучения ()

12.2. Модель «Русская школа»

12.4. Школа-парк ()

12.5. Агрошкола

12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий

Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нрав ственного облика Человека.

Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, се мьи, микрои макросоциума.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекват ных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

От учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

От чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структу рированным системам умственных действий;

От ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индиви дуализированным программам обучения;

От внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности , который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий , идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и предназначена эта книга.

В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа.

В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.

В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

Описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются и анализ и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую классификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, список литературных источников.

К сожалению, в силу ограниченности объема книги в нее не вошли некоторые отечественные и зарубежные образовательные технологии прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии. Эти аспекты составят программу другой книги.

Автор выражает глубокую благодарность коллективам и руководителям инновационных школ, которые воплощали и испытывали многие из описанных технологий: г. Ярославль - № 26 (), № 59 (), № 70 (), г. Рыбинск - № 2 (), № 8 (), № 18 (), № 19 (), г. Тугаев - № 3 ().

I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной педагогике (, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни - это конечная цель системы. Принципиально важно - что и как формировать у него для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности , как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторон никое, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня

Академик РАО ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня является и понятие личности.

Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека (в материалистической концепции -продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на" две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.

Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромны спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существования своего «Я» в. мире и обществе себе подобных (самосознание).

Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

- совокупность социально значимых свойств человека;

- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

- система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

- осознание окружающего мира и себя в нем;

- система потребностей;

- совокупность способностей, творческих возможностей; -совокупность реакций на внешние условия и т. д.

Все это образует содержательное обобщение «личность».

1.2. Структура качеств личности

В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по).

1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).

2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т. п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.

3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно - СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравственных качеств (условно - СЭН).

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» - социальная сущность человека.

Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)

Знания и их классификация. Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.

По локализации отражения выделяют:

индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;

общественные знания - продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.

По форме отражения ЗУН выделяют:

- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;

- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

- вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществленные результаты деятельности;

- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

Обширна классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.

По психологическому уровню выделяют: знание - узнавание, - воспроизведение, - понимание, - применение, - автоматические действия, - отношение и знание - потребность.

По степени обобщенности: факты - явления, понятия - термины, связи - закономерности, гипотезы - теории, методологические знания, оценочные знания.

Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти - фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов - ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).

Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать поставленные внешними обстоятельствами задачи.

Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие - не то, что наблюдается, а это абстракция , выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания.

Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности - умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению деленной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все относящиеся сюда навыки личности.

Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки. Навыки - это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык - это автоматизированное умение.

Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).

ЗУНы определяют так называемую «объемность» личности, т. е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности - способам умственных действий.

1.4. Способы умственных действий (СУД)

Все живые организмы стремятся решить задачи существования, удовлетворения первичных потребностей в пище, продолжении рода, безопасности. Человек преуспел в решении этих задач, создав уникальную цивилизацию - синтез науки, техники, культуры, искусства.

Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации - это мышление.

Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление - это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы - хранящиеся в памяти эмоциональные и знаковые образы и их связи - являются базой, средством для мышления.

Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим образом:

1)по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;

2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципация , гипотеза, эксперимент и др.

3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;

4) по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классическилогические) и разумно-теоретические (диалектико-логические, по). Кроме термина «способы умственных действий» (СУД), в педагогических технологиях применяется и близкий к нему термин «способы учебной работы» (), которым обозначается область процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для успешного научения.

Важнейшими общеучебными способами работы (общеучебными умениями и навыками) являются:

I. Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учеб ной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.

II. Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.

III. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

IV. Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция - дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем.

V. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической, этической; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.

Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние действия учащегося (в дальнейшем понятие СУД будет употребляться в расширительном значении, включающем и внешние действия, и общеучебные умения).

На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так называемая «обучаемость» ребенка, т. е. его способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления (в данном случае -учитель) посылает команды исполнителю (объекту управления - ученику) и должен получать информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятельности.

Человек по отношению к своей деятельности является и объектом, и субъектом управления; встречая на пути яму, он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением.

Человек - весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления - одна из главных характеристик личностного развития.

Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируются личностью «изнутри». Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют три интегральных качества (психогенные факторы развития): потребности, направленность, Я-концепция (рис. 1).

Потребности. Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, эстетическом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека.

Направленность. Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.

Интересы - осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес - стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес - основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования.

Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется.

Рис. 1. Самоуправляющие механизмы личности

Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.

Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Мировоззрение - упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и других).

Я-концепция. Я-концепция личности - это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.

Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т. п.

Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности - ее уровень притязаний, т. е. представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.

Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности - ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением. Эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение - формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех его формах) - духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.

Эстетическое воспитание - это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы - приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.

Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии.
«Народное образование». 1988, с. 14.

Понятие педагогической технологии .

Технология - эр совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств, она есть организационно-методический инструментарий педагогического
процесса. (Б. Т. Дихачёв).

Педагогическая теория- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
(И.П. Волков).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализация учебного процесса. (В.П.
Беспалько).

Технология - э1го искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения
состояния. (В.М. Шепель).

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы. (М. Чошанов).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания, усвоения знаний с учётом технологии и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М. В. Кдорин).

Понятие педагогическая технология может быть представлена тремя аспектами:

1.Научным. Педагогические технологии - гость педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержания, методы обучения и проектирующая педагогические процессы.

2 Профессионально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения.

3.Процессуально действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве системы способов, принципов и результатов, применяемых в обучении и реального процесса обучения.

Понятие «Педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных условиях:

1 .Общепедагогический: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная)
технология синонимична педагогической системе: включаются цели, содержание, средства и
методы обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2 Частнометодический: частнопредметная педагогическая технология - совокупность
методов и средств для реализации определяемого содержания обучения и воспитания в рамках
одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика
компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

3.Локальный (модульный): локальная технология представляет собой технологию отдельных гостей учебно-воспитательного процесса (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, технология урока, усвоение новых знаний и др.)

Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.

Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтаповой последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий.

Педагогическая система - основа для разработки педагогических технологий.

Любая деятельность может быть либо технологией,

либо искусством. Искусство основано на интуиции,

технология - на науке. С искусства все начинается,

технологией - заканчивается, чтобы затем все

началось сначала.

1.1 .Сущность педагогической системы.

Под педагогической системой мы понимаем определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организованного, целенаправленного и предна­меренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Структура педагогической системы представляется в настоящее время следующей взаимосвязан­ной совокупностью инвариантных элементов:

1 - учащиеся; 2 - цели воспитания (общие и государственные); 3 - содержание воспитания; 4 -
принцип воспитания и обучения; 5 - учителя или ТСО (технические средства обучения); 6 - орга­низационные формы воспитательной работы.

Общественно-государственный заказ

В структуре дидактической задачи отображается цель - необходимость формировать определен­ные качества личности. Каждая дидактическая задача разрешена с помощью адекватной техноло­гии обучения, целостность обеспечивается 3 компонентами: организационной формой, дидактиче­ским процессом и квалификацией учителя.

В дидактическом процессе различают собственно воспитательный процесс и процесс обучения.

В чем же состоит смысл педагогических технологий?

    Практическое преподавание следует перевести на путь Предварительного проектирования учеб­
    но-воспитательного процесса.

    Проектирование учебно-воспитательного процесса определяет структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося, что ведет к высокой стабильности успехов прак­тически любого числа учащихся.

    Существенная черта педагогических технологий – процесс целеобразования.
    Проблема целей рассматривается в 2-х аспектах:

1) диагностического целеобразования и объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала и

2) развитие личности в целом.

4. Благодаря представлению о предмете педагогические технологии как проекте определенной пе­дагогической системы можно сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и ее реализации на практике - принцип целостности.

2. Диагностическая методика целеобразования - исходный пункт разработки педагогической технологии.

2.1. Диагностическая постановка целей образования и воспитания, проблемы и методы.

Цель в педагогической система должна быть поставлена диагностично, т. е. настолько точно и определенно, чтобы можно был однозначно сделать заключение о степени ее реализации и по­строить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Цель обучения (воспитания) поставлена диагностично, если:

а) дало настолько точное и определенное описание формируемого личностного качества, что его можно безошибочно отдифференцировать от любых других качеств личности.

б) имеется способ (инструмент) для однозначного выявления диагностируемого качества личности в процессе объективного контроля его сформированное^

в) возможно измерение интенсивности диагностируемого качества на основе данных контроля,

г) существует шкала оценки качества, опирающегося на результаты измерения.

2.2.Методика диагностичного описания цели формирования опыта учащихся на этапе оперативного целеобразования.

Описание и измерение уровней усвоения опыта (см. Беспалько В.П.)

3.Педагогическая технология как средство гарантированного достижения целей обучения.

3.1. Дидактический процесс педагогической технологии.;

Структуру дидактического процесса можно представить в виде 3-х взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов: мотивационного, собственно познавательной деятельности учащихся и управление этой деятельностью со стороны педагога.

Мотивационный этап.

Мотивация - процесс в психолого-педагогической науке jв результате которого определенная деятельность для индивида преображает известный личностный смысл, создает устойчивость его

интереса к ней и превращает внешне созданные цели его деятельности во внутренние потребности личности.

Мотивация какой-либо деятельности - это развивающийся во времени сложный психологический процесс.

Мотивация учебно-познавательной деятельности не возникает самопроизвольно, ее создание - задача и признак мастерства преподавателя.

Педагогические методики формирования мотивации.

1) Занимательность занятий в классе или текста учебника.

Занимательность имеет подчинённое, вспомогательное значение, в основном способствуя поддержанию интереса в обучении, а не создание исходной мотивационной установки на учебную работу;

2) Методика создания мотивационно-поблемных ситуаций - более эффективна. Это постановка специальных учебно-познавательных проблемных задач, которых отображается практический смысл изучения данной предметами темы.

Этап учебно-познавательной Деятельности.

Усвоение знаний происходит только в результате их собственной учебно-познавательной деятель­
ности. ,

Для помощи учителю в организации дидактического процесса в соответствии с целями обучения рекомендуются те или иные методики рассмотрения учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом специфики изучаемого предмета.

Выполнение учащимися всех заданных ему учебно-познарательных действий будет полноценным, если проводить периодический контроль за качеством усвоения.

3.2.Методика исследования и оценки эффективности дидактического процесса.

Основная цель организации дидактического процесса - осуществить формирование личности учащегося в соответствии с заранее заданными целями за,;возможно, более Короткое время. Наличие целей и времени - основные отличия организационного дидактического процесса от стихийного.

Для этого надо выработать необходимые и достаточные требования (принцип) проведения любого дидактического исследования:

    Четкая и определенная характеристика существа научного поиска проблемы, степени ее исследовательности педагогической науке и тех новых научных задач, которые предполагается решить впоследствии.

    Выбор и обоснование дидактических параметров соответственно каждой исследовательской задаче и объективных методов контроля степени их изменения в ходе исследовательской работы.

    Четкое и воспроизводимое в эксперте описание исследуемого дидактического процесса и тех процессов, которые являются контрольными в исследовании.

    Адекватная статистическая обработка и содержательная интерпретация результатов исследования.

Заключение.

Схема этапов разработки любой педагогической технологии. Слагаемые педагогической технологии.

    Анализ будущей деятельности учащихся.

    Определение содержания обучения по каждой ступени обучения.

    Выбор организационных форм обучения и воспитания, Наиболее благоприятных для реализациипомеченного дидактического процесса.

    Подготовка материалов (текстовых ситуаций) для осуществления мотивационного компонента дидактического процесса по отдельным темам и конкретным занятиям.

    Разработка системы учебных учреждений и включение их в содержательный контекст учебных пособий.

    Разработка текстов для объективного контроля за качеством усвоения учебных знаний и действий, соответственно целям и критериям обучения оценка степени усвоения.

    Разработка структуры и содержания учебных занятий, направленных на эффективность решения образовательных и воспитательных задач, планирование уроков и домашней учебной работы школьников.

    Апробация проекта на практике и проверка завершенности учебно-воспитательного процесса.

Беспалько В. П. Теория учебника. Москва, «Педагогика»; 1988, с.53-67.

3.2.Объективная методика усвоения контроля качества.

3.2.1.Целеобразование по качеству усвоения знаний учащихся.

Степень мастерства учащегося определяет совершенство овладения им деятельностью, выполняемой на основе усвоения соответствующей информацией и "внешне наблюдаемой при выполнении им специально достроенных испытаний

Правила выполнения деятельности или отдельных ее операций называют ориентировочной ос­ новой деятельности (ООД).

Виды деятельности.

Алгоритмическая деятельность часто называется репродуктивной, т. к. она в основном вы­полняется человеком по памяти.

Примеры репродуктивной деятельности учащихся:

Впроцессе выполнения не создается никакой новой информации, это просто подражательная
деятельность;

Описание признаков и свойств изученных ранее учебных элементов;

Расчет по предложенной формуле или известной расчетной схеме, или деятельность по инструк­ции;

    Изложение с анализом, используя известные положения;.

    Пересказ информации, которая содержится в учебной книге, в той же последовательности;

    Решение типовых (адаптированных) задач.

Эвристическая деятельность относится к продуктивной. В процессе этой деятельности создает новая информация.

Примеры продуктивной деятельности.

    Решение нетиповых задач;

    Расчет по самостоятельно подобранной формуле;

    Рационализаторская и изобретательская работа;

    Исследовательская работа.

Следует подчеркнуть, что любая деятельность вспоминается человеком всегда на основе ранее ус­военной информации.

Развитие опыта учащегося при изучении предмета происходит при помощи 4-х уровней усвое­ния.

1.2. Тесты для выявления качества усвоенной деятельности.

Тесты -специально проверочные инструменты.

Тестирование - испытание для выявления свойств объекта, применяемое в сочетании с вполне определенной методикой измерения и оценки результатов (общее понятие для медиков, инжене­ров, психологов).

Правильный и полный метод выполнения заданной деятельности по всем операциям с указанием среди них существенных, т. е. отражающих суть и содержание испытаний, называется эталоном. Т (тест) = 3 (задание) + Э (эталон)

Тест, лишенный эталона, это не тест, а обычное контрольное задание.

Тесты должны отвечать определенным требованиям: адекватность (валидность), определенность, простота, однозначность и надежность.

Адекватность (валидность) теста - это точное соответствие содержания задаваемой тестом про­бы смыслу и содержанию выявляемого признака.

    Определенность - важно, чтобы учащийся, читая тест, хорошо понимал, какую деятельность он должен выполнять, какие знания продемонстрировать и в каком объеме.

    Простота - необходимость иметь в тесте возможно более четкую и прямолинейную формули­ровку задания на деятельность.

    Однозначность - в тестах должны быть выделены некоторые единицы, позволяющие вести их
    уверенную обработку и счет, чтобы получать вполне определенный результат.

    Надежность - обеспечение устойчивости последовательности результатов тестирования одного
    и того же испытуемого.

1.3. Техника построения тестов различного уровня.

1. Тесты нулевого уровня. Подготовленность учащегося к восприятию и усвоению нового мате­
риала. Строится на материале учебного предмета, который предстоит изучить.

Пример: известно, что обучение и воспитание подрастающего поколения осуществляется в специ­ально создаваемых для этой цели педагогических системах. Предварительное проектирование та­ких систем отражается в таких учебно-методических документах, как учебный план, учебные про­граммы, учебные пособия, учебники. Эти документы являются различными моделями по полноте отображения в них педагогической системы.

Как вы думаете, какая из моделей педагогической системы является наиболее полной и конкрет­ной?

а) учебный план; б) учебное пособие (средство); в) учебная программа; г) учебник. Эталон: б) и г). Существенных операций - 2.

Для проверки качества усвоения информации должны использоваться тесты, требующие выпол­нение действия по узнаванию: задание на опознание, различение или классификацию объектов, явлений и понятий, в котором результатом является ответ-«Да» или «Нет».

2. Тесты первого уровня. Выполняется алгоритмическая репродуктивная деятельность подсказкой,
т. к. ответ содержится в самом тесте.

В тестах этого уровня нет объяснительного теста, на основании которого формируется задание теста. На этом уровне используются тесты на различение или избирательные, выборочные тесты.

    Тесты второго уровня. Это специальные контрольные задания для проверки и коррекции усвое­ния, позволяющие воспроизводить и обсуждать информацию, решать типовые задачи. Это тесты -
    постановки, конструктивные тесты.

    Тесты третьего уровня. Это нетиповые задачи, требующие эвристической деятельности по при­менению знаний в реальной практической деятельности.

Пример: Нетиповая задача: «Разработайте диагностическую методику задания цели по такому ка­честву личности, как трудолюбие».

Эталона здесь нет.

5. Тест четвертого уровня. Выявляется умение учащихся ориентироваться и принимать решения в
новых, проблемных ситуациях.

Создание тестов - сама по себе сложная педагогическая проблема.

Тесты четвертого уровня - это проблемы, решения которых - творческая деятельность, сопровож­дающаяся получением объективно новой информации.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Учебное пособие «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко является одной из лучших книг в этой области. Кроме Г.К. Селевко этим вопросом занимались и другие: Левитес Д. Г. «Практика обучения: современные образовательные технологии»; Атутов П. Р. «Технология и современное образование», № 2; Бордовский Г.Л., Извозчиков В.А. «Новые технологии обучения: Вопросы терминологии», № 5.

В пособии Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.

Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

Проанализируем это пособие и отметим его полезный потенциал.

Цель данного учебного пособия – помочь современному учителю ориентироваться в спектре современных инновационных технологий, а студента-филолога не только познакомить с ними, но и научить применять их в своей профессиональной деятельности.

Учебное пособие включает в себя тринадцать значимых глав:

- I.Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии.

- II.Педагогические технологии.

- III.Современное традиционное обучение (ТО).

- IV.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.

- V.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

- VI.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.

-VII.Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

- VIII.Частнопредметные педагогические технологии.

- IX.Альтернативные технологии.

- X.Природосообразные технологии.

- XI.Технологии развивающего обучения.

- XIII.Заключение: технологии проектирования и освоения технологий.

Отметим, что материал в пособии излагается систематизировано. Автор постепенно ведет читателя к пониманию «педагогических технологий»: от понятий «личность», «структура личности», классификации «знаний, умений и навыков» к классификации способов умственных действий, самоуправляющим механизмам личности, ее эстетическим и нравственным качествам.

Существенно то, что материал по изучении педагогических технологий представлен по принципу «от простого к сложному». Сначала в книге дается определение понятия «технология», затем – различные трактовки понятия «педагогическая технология». В учебном пособии затрагиваются вопросы основных качеств современных педагогических технологий, а именно: структура, ее критерии и источники. Важно, что в книге представлены философские основы технологии: «философская концепция экзистенциализма», «концепция прагматизма», «сциентистско-технократические концепции», – а также научные концепции усвоения социального опыта: «ассоциативно-рефлекторная концепция обучения», в рамках которой разработана «теория формирования понятий», сущность которой в том, что процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний и образование определенных понятий; «суггестопедическая концепция обучения».

Интересно, что автор затрагивает вопрос классификации педагогических технологий, несмотря на то, что каждая технология уникальна, поскольку каждый педагог привносит что-то свое, авторское. Однако в данном пособии технологии классифицированы по некоторым общим признакам: по уровню применения, по философской основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания и структуры, по организационным формам, по типам управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по преобладающему (доминирующему) методу, по направлению модернизации существующей традиционной системы, по категории обучающихся.

Очень важно, что в данном пособии в отдельной главе уделяется внимание «традиционному обучению». Благодаря этой главе студенты-филологи могут узнать, что у традиционной системы обучения есть не только плюсы, но и минусы; к тому же минусов у ТО будет гораздо больше, поскольку традиционное обучение ориентировано на усвоение знаний, умений и навыков, а не на развитие личности. Эта глава важна и для современного учителя, т.к. благодаря ей он может найти недостатки в своей методике обучения.

Важно, что все приведенные педагогические технологии проанализированы на основе их классификационных характеристик: по уровню применения, по философской основе, по основному фактору развития, по концепции усвоения, по ориентации на личностные структуры, по характеру содержания, по типу управления, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучаемых.

Технологии, рассмотренные в данном учебном пособии, направлены на современные требования к обучению. В результате, автор анализирует педагогические технологии на основе личностной ориентации, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности управления и организации учебного процесса, дидактического усовершенствования и реконструирования материала. Кроме того, в пособии рассматриваются и частнопредметные, альтернативные, природосообразные технологии, а также технологии развивающего обучения, технологии авторских школ.

Особенностью учебного пособия является то, что описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются анализ и интерпретация этих технологий.

В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

Таким образом, учебное пособие Г.К. Селевко поможет студентам-филологам и учителям овладеть современными педагогическими технологиями в условиях модернизации школьного образования.

Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

Творческий путь

Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.

В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант, появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.

В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.

В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.

Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области.

В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».

В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.

За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

В своих исследованиях Г.К. Селевко последовательно разрабатывает технологический подход в образовании. В рамках этого подхода им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, концептуал социального педагога, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основой которой является парадигма саморазвития. Особое значение при этом имели использование и разработка на технологическом уровне идей академика А.А. Ухтомского о воспитании доминанты самосовершенствования личности ребенка.

Форпостом практического освоения технологии стала её экспериментальная база, включающая более 150 экспериментальных площадок в Российской Федерации и ближнем зарубежье.

В 2000 году Г.К. Селевко награждается медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование». Проведенная автором работа по обобщению и интеграции педагогических технологий, концептуальному и методическому анализу позволила раскрыть сущность современных педагогических идей и закономерностей, которые отражены в конкретных технологиях, понять потенциальные возможности педагогического управления учебным процессом и развитием учащихся и реализовать их в практике обучения.

Селевко Г.К.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ

Москва
Народное образование
2005

Рецензенты:
В.Г. Бочарова - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва
К.Я. Вазина - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород
А.Г. Каспржак - кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва
А.М. Кушнир - доктор психологических наук, Москва
О.Г.Левина - кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный
колледж», г.Ярославль
Р.В. Овчарова - академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой
общей и социальной психологии КГУ, г. Курган
Е.Н. Степанов - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

Селевко Г.К.
Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование,
2005.
Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.
В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий
по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу
педагогические технологии на основе применения современных информационных средств
Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно
которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.
В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и осо бенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики
технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также
представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

Селевко Г.К.
Народное образование

Оглавление
Предисловие к первому тому........................................................................................................ 7
Введение: Технологический подход в образовании..................................................................9
I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий.................12
1.1. Основные категории и закономерности педагогики............................................................12
1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии............................16
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)............................................................................................. 20
1.4. Способы умственных действий (СУД).................................................................................22
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)................................................................23
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)...........................................25
1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)...............................................................26
1.8. Сфера творческих качеств (СТК)..........................................................................................27
1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)...............................................................28
1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности.....................................................28
Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 32

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических
технологий.......................................................................................................................................34
2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии...........................................35
2.2. Структура педагогической технологии................................................................................37
2.3. Терминологические взаимоотношения................................................................................39
2.4. Основные качества современных педагогических технологий...........................................43
2.5. Научные основы педагогических технологий..................................................................... 46
2.6. Классификация педагогических технологий....................................................................... 53
2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии.............................................. 59
Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 65

III. Современное традиционное обучение (ТО)....................................................................... 66
3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения................................. 68
3.2. Технология классического и современного урока...............................................................75
Урок в малочисленной сельской школе........................................................................................... 81

3.3. Пути совершенствования традиционной технологии..........................................................84
Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 89

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации
педагогического процесса............................................................................................................ 90
4.1. Педагогика сотрудничества.................................................................................................. 92
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили....................................................... 107
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
.....................................................................................................................................................110
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин).........................................................113
Предтечи, разновидности, последователи..................................................................................... 116
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 123

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
учащихся (активные методы обучения) ................................................................................ 124
5.1. Игровые технологии............................................................................................................127
Игровые технологии в дошкольном периоде................................................................................ 130
Игровые технологии в младшем школьном возрасте................................................................... 132
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.................................................. 133

5.2. Проблемное обучение......................................................................................................... 140
5.3. Технология современного проектного обучения...............................................................145
5.4. Интерактивные технологии................................................................................................ 153
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).................155

4
Технология проведения дискуссий................................................................................................ 158
Технология «Дебаты»...................................................................................................................... 161
Тренинговые технологии................................................................................................................ 168

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)..............181
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала (В.Ф. Шаталов)......................................................................................................... 186
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 191

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
учебного процесса........................................................................................................................193
6.1. Технология программированного обучения...................................................................... 196
6.2. Технологии уровневой дифференциации...........................................................................203
Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик).......................205
Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В.
Фирсов)............................................................................................................................................. 207
Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель
сводных групп», «стратовая» дифференциация)........................................................................... 208

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)........213
Модель «Профильное обучение».................................................................................................. 216

6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)....224
Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного
образования..................................................................................................................................... 229
Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении........................230

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).................................240
Вертикальный вариант (Красноярский)......................................................................................... 242
Горизонтальные варианты.............................................................................................................. 244

6.6. Технологии групповой деятельности................................................................................ 250
Модель: групповая работа в классе............................................................................................... 252
Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ).................................................. 256
Модели коллективного творческого решения проблем................................................................ 258

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием
опорных схем при комментируемом управлении.....................................................................261
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 264

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и
реконструирования материала.................................................................................................266
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)........................................................................... 269
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).............................................................. 274
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев).............................................279
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,
Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)..................................................................................................282
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов). 287
7.6. Технологии интеграции в образовании.............................................................................. 293
Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева............................................................. 294
Модель «Технология воспитания экологической культуры» ....................................................... 298
Модель глобального образования.................................................................................................. 302
Концепция холистической педагогики.......................................................................................... 304
Концепция гражданского образования.......................................................................................... 307

7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах................................................310
Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» ................................................ 311
Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем...............................312
Модель межпредметных связей...................................................................................................... 312

7.8. Технологии концентрированного обучения.......................................................................314
Модель суггестивного погружения............................................................................................... 316
Модель временнóго погружения М.П. Щетинина........................................................................ 317
Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур.................319

5
Особенности идеографических моделей........................................................................................ 322

7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга..............................................326
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 333

VIII. Частнопредметные педагогические технологии..........................................................335
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)............................ 337
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
.....................................................................................................................................................339
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)..................342
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).....345
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев).................................................. 348
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского.......................... 350
8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе.....................................356
8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России».................................... 362
Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года - 90»
А.Е. Сутормина................................................................................................................................ 365
Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя
года - 91» В.А. Гербутова............................................................................................................... 366
Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России - 92»
А.В. Зарубы...................................................................................................................................... 368
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93»
О.Г. Парамонова.............................................................................................................................. 371
Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
........................................................................................................................................................... 373
Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95»
З.В. Климентовской......................................................................................................................... 374
Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка
«Учителя года России - 96» Е.А. Филипповой.............................................................................. 375
Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России - 97»
А.Е. Глозмана................................................................................................................................... 376
Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина..................378
Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова. .380
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000»
В.А. Морара..................................................................................................................................... 381
Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России - 2001»
А.В. Крылова..........................................................................................................................