Карельский мраморный каньон в горном парке рускеала. Мраморный карьер, рускеала - в карелию на машине

Всем привет 🙂

Только приехали с двухдневного путешествия на мраморный карьер в карелии (Рускеала).

Уже несколько лет хотели съездить посмотреть, но все как-то не получалось, даже до карьера в Карраре (Италия) удалось добраться быстрее, чем до мраморного карьера карелии 🙂
Бродили, изучали и фотографировались целый день.

Я люблю карьеры, почему-то притягивают меня природные каменные выступы и обнажения. Сколько помню себя всегда любил залезь на какую-нибудь гору.

Летом 2013 года мы ездили по Европе () и почти за 2 месяца проехали больше 14000 км — забирались на вершины, посещали мраморные карьеры, где добывают мрамор Каррара, Бречия Сардо, Россо Леванте, а вот на наших карьерах так и не были.

Поэтому чтобы разнообразить очередную поездку в Финляндию, мы решили проехать более интересным маршрутом и заехать на мраморный карьер в карелии в п. Рускеала.

Кстати, в Финляндию мы ездили для того, чтобы открыть визу и подготовиться к новому автопутешествию по Европе.

Снова поедем колесить по разным странам почти 2 месяца 🙂 Запланировали посетить выставку MARMOMACC в Вероне — это международная выставка природного камня и мрамора, дизайна и технологий для его обработки и использования.

Подробнее скоро напишу, если не хотите пропустить, то 🙂

Ладно 🙂 пора переходить к основной теме — фотоотчету о поездке в Карелию на мраморный карьер Рускеала.

Путешествие на мраморный карьер в Карелии

Наш двухдневный маршрут выглядел следующим образом:

Наш маршрут через мраморный карьер в карелии

Саму дорогу и как добраться до мраморного карьера в карелии описывать не буду. Этой информации и так полно на просторах интернета.

Но вот несколько моментов отмечу.

Например, за несколько километров до карелии кончилась привычная асфальтированная дорога и асфальт начался непосредственно перед въездной табличкой «республика Карелия» 🙂

Через несколько километров асфальт снова закончился и так несколько раз. Если на карте посмотреть, то дорога выложена асфальтовым пунктиром 🙂

Но на самом деле дороги в Карелии мне очень нравятся. Красивые они:

Красивые дороги карелии

Не доезжая до п. Рускеала примерно 3 км., находятся водопады, где снимали фильм «А зори здесь тихие».

Здесь снимали «А зори здесь тихие»

Красивое место, но очень много туристов из-за этого как-то неуютно было.
Долго здесь не выдержали.

водопады рядом с карьером

Сразу после водопадов заехали на местную ГЭС, где посмотрели еще один водопад. Место не популярное и здесь совсем не было туристов, потом отправились дальше на сам мраморный карьер.

Въезд в п. Рускеала

Для нормальной ориентации на местности сделали копию спутникового снимка окрестностей карьера с основными точками, которые необходимо посетить:

Схема карьера со спутника

Карьер уже давно закрыт и затоплен. Но несколько лет назад, его облагородили и сделали доступным для туристов.

Мраморный карьер в карелии работает круглый год. Но время делится на два сезона (Летний и Зимний).
Зимой здесь включают подсветку, катают туристов в собачьих упряжках, а летом сдают в аренду лодочки.

К лодкам постоянные очереди. Желающих очень много.

Туристы плавают по мраморному карьеру в карелии

На уровне воды в мраморном карьере есть несколько гротов. Это система горизонтальных штолен, в которых раньше добывали рускеальский мрамор.

Часто в них скрываются туристы на лодках 🙂

грот в мраморном карьере карелии

На этом фото можно оценить масштаб карьера.
Высота мраморого карьера в некоторых местах больше 50 метров.

Высота мраморного карьера карелии

Пеший маршрут по карьеру ведет в одну из штолен. Система горных выработок распространяется на несколько километров, но многие штольни затоплены и недоступны.

Одна из них находится над водой и через нее лежал наш маршрут:

Горизонтальная штольня в мраморном карьере

Вертикальная прямоугольная шахта.
Высота 40 метров, 20 из которых затоплена водой.
Насколько я понял, раньше здесь ходил «лифт», которым пользовались для подъема мрамора и для доступа к горизонтальным штольням.

Вертикальная шахта мраморного карьера

Сейчас здесь сделан металлический мост, с которого можно хорошо рассмотреть штольню.

Мост в штольне мраморного карьера

Внутри практически везде видны следы от инструмента, которым забуривались в мрамор, чтобы откалывать блоки.
Диаметр примерно 2-3 см.
Даже не представляю наскольком это тяжелая работа была.

следы от инструмента в карьере

Итальянский мраморный карьер в Карелии.

Продолжение маршрута по мраморному карьера проходило через подземное озеро, но летом его можно посмотреть только сверху.
А вот «Итальянский карьер» доступен

указатель к подземному озеру

В свое время, на эту часть карьера было завезено итальянское оборудование и мрамор добывался канатным пилением, а не взрывным методом. Кстати, именно поэтому он и называется «Итальянским карьером».

Поэтому здесь блоки имеют уже более привычные очертания и виден рисунок местного мрамора.

итальянский карьер в карелии

Забравшись повыше удалось сделать фото всего мраморного карьера.

Посередине видно «озеро»:

Итальянский мраморный карьер

Хорошо видна структура и природный узор мрамора на срезе.

Кстати, мрамор с этого карьера в карелии использовался для облицовки некоторых станций метрополитена, полов казанского собора, при строительстве Исаакиевского собора, даже несколько раз видел .

итальянский карьер в рускеала

Хорошо видны следы от забуривания. Здесь они большего диаметра, чем в подземных штольнях.
В некоторых местах были керны диаметром 120 мм.

так добывали мрамор на карьере

Характерные следы от распиловки канатом.
Но грани блоков получались не очень ровными. В некоторых местах «волна» почти 100 мм.

Камнедроильный завод в карелии

Через окошко видно заброшенное оборудование:

заброшенный завод

В общем, поездка на мраморный карьер понравилась. Интересное место. Есть на что посмотреть.

Мраморный карьер карелии — отличное место

На этом первый день нашего двухдневного путешествия закончился, на следующий день отправились в Финляндию смотреть древнюю крепость в Савонлинне, но об этом чуть позже 🙂 Чтобы не пропустить следующий фотоотчет — 🙂

Продолжаю рассказ о нашей поездке на выходные в Карелию на машине. Главной целью путешествия был Мраморный каньон Рускеала.

Я жаждала посетить Карелию, потому что страшно хотела увидеть северные пейзажи, реки и озера вместо изрядно замусоливших глаз видов тайских пальм и пляжей.

Звучит странно, ведь так? Думаю, многие грезят как раз об обратном — понежиться на теплом песочке вдали от суеты и поплавать в море, но когда в течение пяти месяцев погода и пейзажи за окном почти не меняются, начинает хотеться чего-то другого. Как и большинству людей, мне нравится разнообразие.

Периодически ребята пишут вопросы в соц сетях о том, не жалею ли, что приехала в Россию и не скучаю ли по Азии. Где уж там! В России шикарная природа, скоро наступит лето, поэтому самое время продолжить изучение этой необъятной страны, тем более что мраморный карьер Рускеала, открывшийся моему взору в Карелии — это, пожалуй, одна из самых ярких природных достопримечательностей, которые довелось посетить в этом году. Россия таит в себе еще немало подобных сокровищ.

Гостиницы и квартиры в Сортавале

Про начало путешествия и организационные моменты, цены в Карелии и нашу гостиницу вы можете почитать в посте:

Если вы планируете ночевать в районе каньонов, следует учитывать, что ближайшее место, где можно снять гостиницу, квартиру или отель — это город Сортавала в 30 км от Рускеалы.

Лучше бронировать жилье заранее, особенно в выходные или летом в высокий сезон. Мы ездили на майские праздники, большинство гостиниц в Сортавале были заняты.

Можно изучить цены на нескольких поисковиках или как минимум записать адреса понравившихся гостиниц, чтобы знать, куда именно ехать. Ссылки на гостиницы в Сортавале:

Итак, заселившись в заранее забронированную гостиницу Сеурахуоне в городе Сортавала, мы с Мариной, Костей и Максом отправились к каньону Рускеала, который находится недалеко от одноименной деревни в 30 км от Сортавалы. Приблизительно столько же километров отделяют залежи мрамора от финской границы.

История горного парка Рускеала

Горный парк “Рускеала” стал туристической достопримечательностью лишь в 2005 году. Интересно, что он был создан на частные средства нескольких предпринимателей из Северного Приладожья. На то, чтобы обустроить окрестности каньона и создать туристическую инфраструктуру, потребовалось около двух лет и порядка 600 тысяч рублей.

До второй половины 18 века территории близ Рускеалы принадлежали шведам, которые активно добывали мрамор из недр земли. После Северной войны земли отошли России, и о карьерах забыли.

Русские о месторождении мрамора в тех краях вспомнили при Екатерине II, с легкой руки которой разработки возобновилась, и из карьеров начали добывать мрамор четырех разных видов: белого с серыми прожилками, пепельно-серого, бело-серо-синего и серо-зеленого.

Строительство Санкт-Петербурга требовало значительных объемов материалов. Из мраморных карьеров Рускеала были взяты блоки для облицовки Исаакиевского собора, отделки Михайловского замка и многих других зданий в Петербурге, Гатчине и Лен. области, им же выложены полы Казанского собора и украшен мемореал Брестской крепости в Беларуси.

С началом Советско-финской войны в 1939 году выработка на карьере полностью прекратилась. После ВОВ были предприняты слабые попытки возобновить добычу мрамора, но водоносный слой был уже поврежден, и вода в карьере прибывала так быстро, что добытчики мрамора в спешке бросали тракторы, краны и другую спецтехнику.

В 1973 году добыча мрамора возобновилась в созданных поблизости от Рускеалы новых выработках. В настоящее время работы проводятся в ограниченном количестве из-за опасности обрушения карьера.

Парковка на территории парка бесплатная, а вход в сам парк платный. Билеты продаются в этом деревянном домике:


Справа билетные кассы, слева — вход на территорию Горного парка

На территории продаются сувениры (магниты, кружки и деревянные изделия). Также есть кафе.

Что посмотреть в Горном парке Рускеала:

— Мраморный каньон Рускеала

Пожалуй, одной из самых интересных достопримечательностей Горного парка можно смело назвать рукотворный Мраморный каньон. Это гигантская чаша, выдолбленная руками человека в горном пласте и за годы своего существования наполнившаяся грунтовыми водами.

Вдоль каньона идет живописная тропа, с которой открываются захватывающие виды на гроты, пещеры, а также бесподобную водную гладь. Стены бывшего карьера пронизаны штольнями, штреками и шахтами, в которых ранее велась добыча мрамора. Сейчас большинство выработок затоплены водой. Длина каньона составляет около 450 м, ширина – 60-100 м, глубина – 30-50 м.


Мраморный каньон Рускеала
Тропа вокруг каньона
Живописная пешеходная дорожка
Жабки нежатся на солнце:)

По периметру оборудовано множество смотровых площадок:


@Фото Марины Саморосенко


Главное не заходить за специальные ограждения, потому что в некоторых местах стены каньна разрушаются

На эту площадку заходить запрещено, так как она постепенно разрушается. Относительно недавно 20 тонн земли и горных пород обрушились в воду. По незнанию, мы провели на этой площадке около получаса, пока проходящий мимо гид не сказала о возможной опасности.


Под водой слева можно увидеть обрушившиеся пласты

Помимо облагороженного карьера, на землях близ Рускеалы есть еще несколько заброшенных или разрабатываемых карьеров, но их мы не искали.

— Штольни на карьере Рускеала

На территории горного парка осталась только одна штольня, которую можно посетить без сопровождения гида, и которая не была затоплена финнами перед советско-финской войной. Если честно, то это первая в жизни посещенная мною штольня.

До поездки на карьеры я и слова-то такого не знала. Еще, кстати, в Питере познакомилась с понятием “лахта”. В общем, иногда полезно для обогащения словарного запаса путешествовать и менять место жительства. :)


Вид на штольню сверху

Штольня — горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на земную поверхность. В штольнях в свое время добывали мрамор.


Вход в штольню. Внутри очень холодно, с потолка капает вода Штольня изнутри

На самом дне до сих пор лежит снег

— Рускеальский провал

Рускеальский провал возник в 60-е гг 20-го века в результате взрывов на соседних карьерах. Если спуститься в это отверстие по специальной веревке (спуск обойдется в 1000 рублей) и пройти по туннелю, можно попасть в центр выработки мрамора. Интересно, что лед в коридорах не тает даже летом. Раньше через рускеальский провал можно было добраться до основного карьера, но сейчас все проходы завалены.

Зимой толщина льда составляет порядка 25 см. В рускеальский провал спускаются отважные альпинисты, не боящиеся холода, ночуют там и вытачивают фигурки изо льда, чтобы потом приглашенные в пещеру туристы могли любоваться леданями скульптурами. Также зимой в провале можно покататься на коньках.


Рускеальский провал в середине мая

Разболтались мы с парнишей, который отвечает за спуск туристов в рускеальский провал по веревочке. Поведал он нам историю о том, как в день нашего посещения один экономный гражданин решил залезть в пещеру бесплатно через шахту, не поставив в известность работников парка Рускеала.

На приключение он отправился не один, а с товарищем. Будучи человеком неглупым, гражданин наш предоставил своему другу возможность идти первым. В итоге товарищ его провалился под лед, не ступив и нескольких шагов.

Благо, наш искатель приключений вовремя протянул руку помощи и вытянул своего спутника за шкирку. В общем, если вы не опытный спелеолог и не начинающий самоубийца, то лучше спускайтесь в пещеру под присмотром сотрудников горного парка. Ребята уверяют, что прошли специальную подготовку и в случае опасности могут всех спасти.

Рускеальский провал пока покрыт льдом

— Итальянский карьер

После осмотра рускеальского провала можно отправиться по тропе к Итальянскому карьеру, чтобы увидеть мрамор в разрезе. Относительно недавно эту часть карьера начали разрабатывать итальянцы, но качетво мрамора на выходе получилось настолько низким, что любители пасты отказались от своей затеи и покинули разработку. Дело в том, что качество мрамора зависит от глубины его расположения, а на поверхности мрамор слишком хрупкий.


Итальянский карьер

Чем заняться в Горном парке Рускеала:

— Дайвинг в Мраморном карьере Рускеала

Мраморный карьер пользуется большой известностью и популярностью среди российских дайверов (особенно среди спелеодайверов и технодайверов). В Рускеалу приезжают понырять из клубов Питера и Москвы, потому что это единственный на северо-западе России глубокий водоем с подводными пещерами и отличной прозрачностью. В карьере видимость достигает 12 метров, в штольнях доходит до 17 метров. Осмотр подводных шахт доступен только опытным дайверам.

На дне карьера осталась техника. Кран, автомашины и мотоциклы были затоплены финнами перед началом войны 1939-40 г.г. и теперь мирно покоятся на глубине. Разработано несколько подводных маршрутов разной степени сложности.

Под водой можно увидеть куски обвалившейся горы

Официальный спуск к берегам каньона

Мраморный каньон — место завораживающей красоты . Недалеко от деревни Рускеала, расположенной примерно в двадцати пяти километрах к северу от города Сортавала, республика Карелия, находятся живописные мраморные карьеры, долгое время служившие местом добычи мрамора. Еще в далеком 17 веке шведы начали здесь добычу мрамора, Тогда мрамор использовался для весьма приземленных целей — постройки фундаментов в окрестных поселениях и для производства строительной извести. Практичным шведам не нужен был помпезный материал для украшения зданий, они всегда любили лаконичность и практичность, поэтому рука не дрогнула переводить добро. Однако, спустя почти век, наша страна начала добычу мрамора по прямому его назначению.

Рускеальским мрамором украшены Исаакиевский собор, Мраморный дворец, Казанский собор и Михайловский замок

Мрамор из Рускеальских каменоломен, был высоко оценен такими выдающимися архитекторами того времени, как Ринальди и Монферран. Они стали использовать мраморные плиты для украшения возводимых ими зданий. Многие известные здания Санкт-Петербурга. облицованы мрамором из Рускеальских карьеров, главными из которых являются Зеленый и Белый, названных по цвету мрамора, который из них добывают. Например, белый мрамор из Карелии использовали при постройке Исаакиевского собора, одного из фасадов Михайловского дворца, постамента памятника Петру I, им украшали окна Зимнего дворца. Мрамор Зеленой горы пригодился при постройке Казанского собора и других объектов Питера, Гатчины и Царского села. В наши дни Рускеальский мрамор был использован для облицовки подземных залов станций Санкт-Петербургского метрополитена. Мрамор добывали на разных уровнях, называемых горизонтами, которые расположены даже под землей. Первоначальные горизонты не дошли до нашего времени, их заменили более поздние. Я не буду писать о том, как происходила добыча мрамора, потому что вам будет гораздо интереснее услышать эту историю от квалифицированного экскурсовода в парке, который все подробно расскажет. В настоящее время часть карьеров заброшена и затоплена, а часть продолжает использоваться для промышленной добычи камня. Сочетание природы Карелии и деятельности человека придали этим карьерам удивительно живописный вид, который привлекает любителей путешествий не только из Карелии, но и из Санкт-Петербурга, Москвы и других мест. Один из карьеров, именуемый теперь “горный парк Рускеала”, оборудован для посещения туристами - вокруг расчищены и ограждены пешеходные дорожки, оборудована стоянка, прямо в карьере, можно взять на прокат лодку и насладиться видом с воды на мраморные стены, имеющие высоту более двадцати метров. Он разрабатывался с 1765 года, сегодня его протяженность с севера на юг составляет четыреста шестьдесят метров, ширина - до ста метров. Расстояние от самой верхней точки борта каньона до его дна - свыше пятидесяти метров. Прозрачность воды достигает до восемнадцати метров.

Кроме мраморного каньона горный парк включает множество других интересных объектов

Перед входом в парк находится площадь, на которой стоит длинный ряд сувенирных палаток и здание администрации, где продают билеты. Здесь же расположена смотровая площадка на самый большой карьер Рускеалы. Горный парк занимает небольшую площадь и его осмотр не займет много времени. Если взять напрокат лодку, то с воды можно заплыть в мраморный грот и полюбоваться причудливой игрой света, отраженного от воды, на чуть прозрачных мраморных сводах. Отвесные скалы также оставляют неизгладимые впечатления.

По вечерам в карьере включают цветную подсветку. Вокруг парка находятся еще несколько карьеров. Интересный факт — карьеры отличаются друг от друга цветом воды. В основном карьере вода имеет изумрудно-зеленый оттенок, в соседних — голубой и серый с голубым отливом. И это не случайно: оттенок воды напрямую связан с цветом добываемого здесь мрамора. Помимо затопленных штолен, здесь есть и не затопленные. Но попасть в них самостоятельно без сопровождения — невозможно.

Карьер заполнен кристально-чистой водой с изумрудным оттенком и обрамлен узорчатыми берегами — отвесными скалами. Местами, мрамор светится сквозь воду. Со смотровых площадок, расположенных по периметру карьера, открываются очень живописные виды. Берега карьера — крутые, отвесные скалы. Лазать по ним запрещено, о чем извещают соответствующие таблички. При выдаче лодки предупреждают, чтобы не подплывали к скале, огороженной на воде буйками, так как сверху там иногда обваливаются камни.

За пределами парка так же есть на что посмотреть

Вплотную к нему находятся так называемые «итальянские каменоломни», где хорошо видны пласты ровно отрезанного мрамора, как непосредственно в горе, так и в виде забракованных и брошенных огромных каменных блоков. Итальянские — потому что первые разработки здесь велись с привлечением итальянских специалистов и технологий. Здесь же находится вырезанный в «полу» и заполненный водой мраморный бассейн.

Одной из достопримечательностей этого места являются кирпичные печи 19 века, для для обжига мраморной крошки (XIX век), трубы печей чем-то похожие на башни или минареты. К ним можно подойти вплотную, и даже заглянуть внутрь. Моно осмотреть старинное административное здание, сделанное полностью из рускеальского мрамора.

Отдельная тема — дайвинг. Затопленные карьеры Рускеалы, соединенные между собой штольнями, это настоящий рай для дайверов. Лабиринты тоннелей, не менее трех подземных горизонтов добычи мрамора и отдаленные неизведанные подводные пещеры притягивают сюда любителей дайвинга в большом количестве. На дне основного каньона навечно осталась техника, используемая в свое время для добычи мрамора. В сочетании с удивительно прозрачной водой, эти техно-артефакты только увеличивают привлекательность места. К слову сказать, прозрачность воды обусловлена ее низкой температурой: вода в карьере ключевая и постоянно обновляется.

Если Вы едете на машине, по пути к мраморным карьерам обязательно надо остановиться на берегу реки Тохмайоки, у водопада Ахвенкоски. Здесь специально сделаны скамейки и домики для того, чтобы можно было остановиться и отдохнуть. Набравшись сил, можно сходить и к разрушенной финской электростанции, расположенной на этой же реке Тохмайоки, чуть ниже по течению. Для этого надо вернуться немного назад по шоссе — менее километра и повернуть направо, пройдя метров пятьсот по лесной дороге. Водопад искусственный, но красивый.

За прогулку по территории парка взимают небольшую сумму денег. Прокат лодок, разумеется, тоже платный. Впрочем, цена для людей, потратившихся на дорогу из Санкт-Петербурга или другого крупного города, не покажется высокой. Специально для дайверов предоставляют пирс для погружения. Зимой здесь организуют каток и можно взять на прокат коньки.

Как добраться до мраморного каньона Рускеала

Общественным транспортом до деревни Рускеала добираться сложно, хотя и возможно. Для начала надо добраться до города Сортавала. Из Санкт-Петербурга до него можно доехать на поезде или на рейсовом автобусе. От Сортавалы до поселка Рускеал,а можно добраться на автобусе (ходит 2 раза в день до Вяртсиля через Рускеала) или на такси. Как вариант, можно доехать до станции Маткаселькя на поезде Санкт-Петербург — Костомукша, и пройти до парка пешком порядка восьми километров по дороге. Время прибытия поезда очень неудобное 1:00 и 4:00, хотя, с другой стороны, будете первыми посетителями. На личном автомобиле добираться значительно легче. Из Санкт-Петербурга надо доехать до города Сортавала по шоссе А-129 Санкт-Петербург — Сортавала. Далее ехать на север по шоссе А-130 на Вяртсиля до поселка Рускеала. В нем будет указатель на Горный парк. Машину можно оставить на стоянке комплекса (парковка бесплатная) или на обочине близлежащих дорог. Путь неблизкий. Из Санкт-Петербурга до Горного парка порядка трехсот тридцати километров.













Мраморный каньон Рускеала — одно из прекраснейших и интереснейших мест в России, где вы можете не только отдохнуть, но и познакомиться с историей горного дела, осмотрев руины старого мраморного завода.

Находится мраморный каньон в республике Карелия, в деревне Рускеала.

В части карьера до сих пор добывают мрамор, а вторая часть отведена для посещения людьми, и называется она «Горный парк Руакеала». Парк является гордостью и изюминкой нашей страны, уникальнейшим в Европе объектом, с жемчужиной — мраморный каньон. Его берега возвышаются над изумрудными водами, по которым на весельной лодке вы можете попасть в таинственные штольни и гроты. Для дайверов доступны и более укромные уголки — подводные лабиринты.

Горный парк Рускеала

Горный парк Рускеала открыт в 2005 году, и создан туристической фирмой «Колмас Карелия» Его посещают десятки тысяч туристов ежегодно. После того, как добыча камня прекратилась, заброшенные каменоломни превратились в прекраснейшие озера — беломраморные чаши с голубовато-зеленой водой.

Горный парк — объект культурного наследия, неповторимый природный ансамбль, прекрасный в любое время года. Зимой мраморное озеро покрывается людом, и по нему вы легко доберетесь до штолен и гротов. «Рускеальский провал» превращается в сказочный ледяной замок с причудливыми колоннами«

В темное время суток каньон озаряется художественным освещением, что делает его еще более таинственным и впечатляющим.

Каньон Рускеала — излюбленное место дайверов, которые заплывают в самые потаенные уголки карьера. Река Тохмайоки манит к себе любителей рифтинга, спускающихся по бурным водам. Вы можете взять на прокат лодку, и прокатиться по чистейшим водам. Также вас ждет рыбалка, сбор грибов и ягод.

Гости туристических баз могут посетить город Сортавала, славящийся восхитительной финской архитектурой. В музее Северного Приладожья имеются резные картины российского художника Кронида Гоголева, которые также стоит увидеть ценителям искусства. Вы можете посетить Валаамский мужской монастырь, и другие потрясающие места.

Чистота парка тщательно поддерживается его сотрудниками, которые плавают по озеру и собирают пластиковые бутылки, пробки и другой мусор. Однако многие посетители, тронутые красотой этого дивного места, стараются тут не мусорить.

Многие их представителей растительного и животного мира парка занесены в Красную книгу. Тут есть экзотические мхи, лишайники, орхидейные растения, редкие виды пресмыкающихся и земноводных, а также рукокрылые.

Как добраться до мраморного каньона Рускеала?

Мраморный каньон находится в 300 км. от Санкт-Петербурга. Ехать нужно из Санкт-Петербурга по Приозерскому шоссе (Федеральная трасса А 129) до г. Приозерска, а далее до города Сортавала. Далее двигайтесь по направлению к Петрозаводску, и через 10 км. от Сортавала сверните на п. Вертсиля (Трасса А 130) Общее время в пути займет у вас около 5 часов.

Из Санкт-Петербурга вы можете добраться до мраморного каньона на поезде Санкт-Петербург-Костомукша, идущего с Ладожского вокзала. Доехать нужно до станции Сортавала, а далее на такси до Горного парка.

Из Петрозаводска в Сортавала ходят маршрутки и такси, на которых вы также можете доехать.

Цены, базы, где остановиться

Посещение парка стоит 150 рублей. Экскурсия для взрослого — 200р., для студентов — 150р., для школьников — 80р., для детей до 7 лет — бесплатно.

Аренда лодки на 4 человека будет стоить 250р.

Остановиться вы можете на базе отдыха «Рускеала». Сутки в двухместном номере обойдутся вам от 2500р.

Размещение в 2-х местном номере на базе отдыха «Черные камни» обойдется вам от 2500 в сутки.

Любители спартанского отдыха на лоне природы могут остановиться, например, на хуторе «Елки». Цена за размещение палатки — от 150р в сутки.

Мраморный каньон Рускеала — это удивительное место, которое стоит посетить. Те, кто уже тут побывал, получили незабываемые впечатления, и мечтают вернуться сюда вновь.

Этот пост — продолжение статьи о нашей поездке к Мраморному каньону. Начало с рассказом о дороге до Рускеала, заезде в крепость Корелу и к рускеальским водопадам читайте .

Проехав от водопадов еще пару километров мы увидели сам поселок Рускеала.

Проскочить поворот к поселку трудно, прямо на нем стоит большая зеленая вывеска, которая гласит, что вы добрались до Горного парка.


Ну вот мы и на месте! Вот он — прекрасный Мраморный каньон, который даже на фото производит впечатление своей красотой и величественностью, чего уж говорить о реальной картинке.


Я сейчас говорю не столько величине, потому что в мире существуют гораздо более масштабные каньоны, а о совокупности атмосферы, природы, строгих вертикальных утесов и истории. Я не могла оторваться, когда смотрела на отвесный склон, освещенный лучами солнца.


Когда мы приехали, уже вечерело. На часах было чуть больше четырех часов, и времени на прогулку оставалось не так много, так как нам предстояла еще обратная дорога. Но времени до закрытия было еще достаточно. С сентября парк перешел на осенний режим работы — до 21.00. Летом он работал до полуночи, а зимой будет работать лишь до 19.00.

Мои спутники отвлекли меня от созерцания, и мы пошли покупать билеты. Вход в парк для взрослых без льгот стоит 150 рублей. Касса находится справа от входа и представляет собой небольшое деревянное здание, в том же стиле, как и остальные постройки в зоне перед парком. А там их предостаточно: это и домики с сувенирам, и кафе, и даже туалет — все выглядит как маленькая бревенчатая улочка. Большая часть сувениров, кстати, сделана из добытого здесь же мрамора.




Чем заняться в парке Рускеала.

Вообще, видно, что инфраструктура парка активно развивается, поэтому за дополнительную плату здесь организованы различные экскурсии и развлечения для туристов. Разработаны пешие и водные маршруты прогулок. Их можно пройти как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы.

Пеший маршрут представляет собой прогулку вокруг каньона с осмотром доступных достопримечательностей, среди которых спуск в сухую штольню — горизонтальную выработку, которая имеет выход на поверхность земли.

Остальные штольни давно затоплены и попасть к ним можно только по воде, а внутри они доступны только дайверам.


(Взяла на сайте ruskeala.info)

Для водных прогулок организован прокат лодок. Здесь оборудована небольшая лодочная станция. Водная прогулка стоит 400 рублей и рассчитана на один час. Двигаясь ближе к правому берегу можно приблизиться к мраморной стене, заплыть в мраморный грот.

Раньше, чтобы получить возможность прогуляться на лодочке, нужно было бронировать ее дня за 2-3, сейчас же предварительной брони нет. За время, которое мы провели возле Каньона, не было ни минуты, чтобы водную гладь не потревожили всплески весел. Желающих прогуляться достаточно, но свободные лодки все же были.



Водные экскурсии возможны не только по поверхности озера. Есть развлечение и для любителей дайвинга. У них есть возможность осмотреть подводные лабиринты затопленных штолен и штреков.

По одной из версий затопления (да-да, этих версий несколько), перед началом советско-финской войны 1939-1940 гг. финны, которые вели здесь активные работы по добыче мрамора, покинули карьер. При прекращении работ они уничтожили все документы по расположению подземных штолен, и, бросив здесь горнодобывающую технику, затопили карьер, соединив его с рекой Тохмайоки.

По другой версии, затопление произошло после окончания ВОВ, когда были попытки восстановить работы в карьере. Водоносный слой оказался настолько поврежден, что вода начала проникать в карьер и скапливаться слишком быстро, и уже советские рабочие были вынуждены стремительно покидать место работы, оставляя свою технику.

Словом, прощальная ли вредность финнов тому виной, либо стечение обстоятельств, но затопление сослужило прекрасную службу для формирования здесь чудесного пейзажа. Так что до сих пор туристам-дайверам удается обнаружить те самые брошенные машины на дне затопленных штолен. Тоже в своем роде прикосновение к истории.


Для тех, кого больше влечет не глубинная тьма, а, наоборот, высота и чувство полета, организованы прыжки с тарзанкой и спуски по канату, натянутому над Мраморным каньоном. Спуски нам довелось наблюдать со стороны, и честно говоря, особого впечатления это занятие не производило. Скорость была не очень высокой, да и судя по реакциям «летающих», которые молчаливо скользили по канату, эффекта «вау» это мероприятие не давало. Впрочем, может быть мне так показалось со стороны. В любом случае, если даже не захватило дух, то просто посмотреть на каньон с такого необычного и непривычного ракурса было, наверное, любопытно и занятно.:)



Еще существует такое развлечение, как катание на упряжках с собаками хаски. Но насколько я поняла, оно доступно в зимнее время.

Наша прогулка.

Мы, как и многие самостоятельные туристы, решили обойтись без экскурсий. Обзор каньона начинается с его восточного склона. По всему периметру выложены очень симпатичные пешеходные дорожки, обсыпанные щебнем и окаймленные белым камнем, вероятно, местным мрамором.



Периодически по краям дорожки встречались некие подобия пирамидок из камней, судя по всему выложенные самими же посетителями.



Вдоль дорожек с определенным интервалом расположены смотровые площадки.


В некоторых местах склон разрушается, поэтому подходить к краю обрыва запрещено, о чем уведомляют соответствующие таблички.


А в некоторых местах, за пределами пешеходной дорожки, заметны облюбованные туристами места с отполированными камнями или вытоптанной травой. Разумеется, они находятся у края склона, потому что оттуда открываются самые эффектные и захватывающие виды. Табличек там я не заметила, так что и мы на свой страх и риск внесли свою лепту в полирование камней и вытаптывание травы.



Вид со склона и правда прекрасный. Нашему взору предстали монолитные мраморные стены, внизу которых видны отверстия штреков и штолен. Все штреки и штольни, кроме одной, затоплены. Входы в них можно рассмотреть, с лодки, но внутрь не попасть — они закрыты решетками.


Также на противоположном от входа в парк склоне показался мраморный грот, в который можно заплыть на лодке



Достопримечательности Горного парка «Рускеала».

Основных достопримечательности в парке пять: это сам Мраморный каньон, сухая штольня, Рускеальский провал, руины Мраморного завода и Итальянский каньон. Все эти объекты находятся в общем-то вокруг каньона, на пути пешеходного маршрута, никуда сворачивать не надо. Только для того, чтобы дойти до Рускеальского провала и Итальянского карьера, нужно сделать небольшую петлю. Мраморный завод остался немного в стороне, но мы его не искали.

Спуск в штольни впечатлил. Когда ты стоишь наверху, и только теоретически представляешь, что тут велись такие сложные работы, ты все-равно остаешься под воздействием картинки вокруг — той волшебной природы, которая тебя окружает, чувствуешь теплые лучи солнца на лице, видишь поблескивание чешуек воды, рассекаемой носами лодок, говор туристов, щебетание птиц… Но стоит спуститься в штольню, и тебя окутывают совершенно другие эмоции.





Понятно, кто самый любопытный.

Когда я была маленькой, я каждое лето проводила в деревне у бабушки, в большом деревенском доме. Горницы были очень светлыми, всегда залитыми солнцем, с окнами на высоте больше человеческого роста.

Я обожала этот дом. Но было там одно место, которое всегда меня… смущало, что ли. Это был ледник. Маленькая каморка в задней стене дома, на подвальном уровне. В ней была глубокая яма с глыбой льда внутри, которая не таяла даже летом.

Ледник играл роль некого холодильника, в нем хранились вяленое мясо, огромные бутыли, содержание которых для меня так и осталось загадкой, и другая снедь, за которой меня периодически посылали. Я не боялась этого места, нет. Но оно казалось мне очень таинственным, заставляло затаивать дыхание. Стоило туда войти, как холод тут же продирал до кости, и по телу бежали мурашки, хотя вот тут, буквально за дверью, светило и грело солнце.

Так вот, когда мы спустились вниз, я очень явственно вспомнила это чувство. Огромная темная шахта, пересекаемая штольнями, не впускающая в себя свет и тепло и окутывающая мраком и холодом…


Страшно представить, как тут работалось. Раньше, судя по всему, по вертикальному спуску ходил механизм, наподобие лифта, который перемещал рабочих и технику по горизонтальным штольням. Теперь же одна из штолен оборудована мостиком, с которого можно осмотреть шахту.



Выйдя из шахты, было безумно приятно ощутить теплые лучи солнца.


После непродолжительной прогулки по тропинкам, заходом на все легальные и нелегальные смотровые площадки, мы вышли к развилке с вывеской-указателем нового маршрута «По следам мастеров».

Отсюда можно свернуть налево, и пойти к выходу из парка по западной части каньона, а можно пойти прямо и увидеть еще одно «окно в подземелье». Это Рускеальский провал — овальное отверстие в земле, которое, по сути, является провалившейся кровлей одной из бывших штолен, ныне затопленных водой.


Глубина провала до водной поверхности составляет около 12-ти метров.

Рускеальский провал интересен тем, что, благодаря особому микроклимату в нем, лед в его отдаленных участках не тает даже летом. Попасть внутрь можно только спустившись на веревке в резиновую лодку, а затем высадиться на лед.





Название карьера объясняется просто. Здесь добывали мрамор итальянцы, а в процессе разработок использовалась итальянская техника, которая позволяла вместо взрывного метода, что практиковали шведы, финны и русские, использовать канатное пиление. Это хорошо видно по более ровным, четким контурам отрезанных блоков.


Выйдя из Итальянского карьера мы снова попали на тропинку вокруг Мраморного каньона.

Солнце клонилось к закату, и тень от него уже начала задевать восточный склон. Оттого цвета и краски становились глубже и насыщеннее.


Мы еще немного полюбовались прекрасной изумрудной прозрачностью воды, белеющей отвесной громадой мраморных стен в нежном обрамлении желтеющей поросли на склоне, понаблюдали за дрейфующими лодочками и направились к выходу.



Изначально в мои планы, конечно, входила прогулка на лодках, но по причине нехватки времени, она уже никак не вписывалась. Точнее, кроме этого по плану был еще привал на одном из озер и собственноручно приготовленные шашлыки, но времени оставалось на что-то одно, ведь впереди была еще обратная дорога в Питер.

Я попыталась робко напомнить о лодочной прогулке, но увидев, как переглянулись мои парни, решила, что зачем мне в лодке три злых голодных мужика, тем более с заплывом в темный грот.


Ну что ж, было жаль, конечно, прощаться с этим удивительным местом, но это однозначно не последняя наша поездка в Карелию, и пусть первая, но не единственная встреча с Мраморным каньоном.


Перед тем, как отправиться в обратный пусть, мы разыскали очень живописное местечко на берегу озера для нашего экспресс-пикника. Особого труда это не составило, благо радующих взгляд пейзажей там — хоть отбавляй. Пока ребята колдовали над мангалом, я прошлась по окрестностям.

От ощущений и впечатлений хотелось собраться с мыслями и все обдумать. Ну разве такие пейзажи, тишина и спокойствие вокруг к этому не располагают?




А вот и вся честная компания на прощальном ужине перед обратной дорогой.


Домой, кстати, по традиции, мы добрались быстрее. Уже более-менее знали дорогу и обошлись без пробок.