Российская страница творчества венгерского художника михая зичи. Венгерский художник зичи михаил александрович Зичи иллюстрации

При дворе русских императоров Произведения Михая Зичи из собраний Эрмитажа Кантор-Гуковская А.С.

Михай Зичи. Творческий путь

Михай Зичи. Творческий путь

Судьба Михая Зичи по случайному стечению обстоятельств оказалась теснейшим образом связана с Россией. Он родился в 1827 году в Венгрии – в имении Зала. Старшая ветвь его рода имела графское достоинство. Получив первоначальное художественное образование у Джакомо Марастони, основавшего в Пеште первую художественную школу, он в частном порядке продолжил обучение у известного австрийского художника Фердинанда Георга Вальд- мюллера, который ряд лет являлся профессором Венской академии художеств, и вскоре стал его любимым и многообещающим учеником.

В 1843-1845 годах Зичи участвует в венских выставках, не оставаясь в стороне от полемики между сторонниками старых академических канонов и новых методов обучения, проповедуемых Вальдмюллером. Будучи верным своему учителю, Зичи отразил в своих ранних работах его творческие наставления, за что не замедлил поплатиться, не получив ожидаемой премии, присуждаемой академическим жюри. Вместе с Вальдмюллером, который в знак протеста оставил Академию, он отправляется в поездку по Италии. В 1847 году Вальдмюллер в ответ на предложение великой княгини Елены Павловны взять на себя обучение живописи ее дочери рекомендует на эту должность Зичи.

В январе 1848 года Зичи приезжает в Петербург. Великая княжна Екатерина Михайловна, дочь брата императора Николая I, была одного возраста с юным учителем. По-видимому, Зичи одновременно давал уроки и ее сестрам. Известие о молодом талантливом живописце-учителе быстро распространилось в аристократических кругах Петербурга, и у него появилось множество учеников. Он стремится развить зрительную память своих высокородных подопечных, отучить от копирования, привить основы знаний анатомии, приносит на занятия гипсовые слепки, череп и т.п. Но это вызывает лишь насмешки. Юному, но уже познавшему успех на родине честолюбивому художнику крайне докучают заказы знатных покровителей – нарисовать их любимых собачек или какую-нибудь сентиментальную сценку – сюжеты, недостойные его кисти. Не проходит и года со времени приезда в Петербург, как он вынужден отказаться от преподавательской деятельности и вскоре остается без средств к существованию. Неблагоприятная для Зичи политическая обстановка – изданный 26 апреля 1849 года императором

Михай Зичи в венгерском костюме. 1900-е гг. Фотография

Продавец яблок и пряников. 1852-1853. Акварель

Николаем I манифест в поддержку Австрии в подавлении венгерского восстания, вступление русских войск в Венгрию и разгром повстанцев в августе того же года – создала вокруг художника атмосферу недоверия.

Как вспоминает анонимный автор очерка о Зичи, 1849 и 1850 годы были для него временем тяжелых испытаний: “Живя в бедной, убогой каморке на заднем дворе в одной из неказистых петербургских улиц, Зичи, нравственно разбитый, озлобленный на себя и на все окружающее, разрезывал свои исторические картины, не находившие сбыта, на маленькие квадратные кусочки, чтобы рисовать на них прекрасные типы городской жизни – типы пьяных, рабочих, фигуры полицейских, блюстителей порядка, типы, попадавшиеся на улице” 1* .

Видимо, автор слишком сгущает краски. Несмотря на бедственное положение человека, оказавшегося на чужбине, без работы, без денег, Зичи не теряет вкус к жизни. Отнюдь не все отказались от сношений с художником. Княгини Воронцова-Дашкова, Голицына, Чернышева и ряд других высокопоставленных лиц не оставляют его без заказов. Вокруг него собирается небольшая группа близких по интересам живописцев, рисовальщиков, журналистов. Зичи женится на привлекательной русской женщине Александре Ершовой. Вряд ли многие из своих полотен он разрезал на части. Для работы ему хватало бумаги, карандаша, акварели и маленьких тетрадей, которые он заполняет зарисованными непосредственно на месте жанровыми сценками из жизни петербургского простонародья. Положение семейного человека заставляет забыть о честолюбивых амбициях.

Генерал перед выходом. 1853. Акварель, белила

Мечты о большом искусстве, которые Зичи, уверенный в своем высоком призвании, лелеял воплотить по приезде в Петербург, пришлось отложить на лучшие времена. Дополнительный заработок он находит в полуремесленной работе в фотографии Венингена, одной из немногих в Петербурге. На этой своеобразной портретной фабрике он вместе с владельцем ателье и другими помощниками ретушировал и раскрашивал снимки, придавая им большее сходство с оригиналом и, по желанию клиентов, сообщая их чертам недостающую красивость. Многих заказчиков он с этой целью приглашал на дополнительные сеансы. Видимо, эта практика положила начало дальнейшей портретной деятельности Зичи и сотням зарисовок голов, заполнивших его тетради.

В 1852-1853 годах Зичи исполняет серию юмористических, не слишком изысканного вкуса, рисунков офицеров, занятых своим туалетом. Два из них он преподносит Николаю I (кат. 20, 21). Рисунки понравились императору, и он приглашает Зичи в Гатчину, поручив ему зарисовать события нескольких дней, проведенных при Дворе. Так родилась первая “Хроника трех дней в Гатчине”. Видимо, к тому же времени относится и акварельный групповой портрет царствующего семейства (ГРМ).

В 1852 году по заказу императрицы Александры Федоровны (не без ведома Николая I) Зичи исполняет два альбома офицеров лейб-гвардии Коннопионерного дивизиона и Конной артиллерии (кат. 1-5). В них явственно проступают черты конкретных персонажей, но основная цель рисунков – точное изображение мундиров, аккуратных, без единого изъяна облегающих фигуры офицеров. Отсюда и соответствующая манера исполнения – гладкое наложение краски плотным слоем. Вольно или невольно художник создал памятник эпохи с ее военщиной, смотрами, парадами.

Офицеры лейб-гвардии Конно-пионерного дивизиона. 1852. Гуашь, акварель

Мастерство портретиста начинает привлекать внимание и Двора, и петербургской аристократии. По распоряжению императрицы Зичи делает копию с портрета матери А.Х. Бенкендорфа; в 1852-1853 годах исполняет на слоновой кости по всем правилам искусства миниатюры два портрета герцога Мекленбург-Стрелицкого (ГРМ), двойной портрет сыновей Александра II (тогда еще наследника) Николая и Александра (ГРМ), графа Н.В. Левашова (ГЭ). В той же манере исполнены портрет маслом сенатора И.Н. Толстого и акварельный портрет драматурга и педагога Петра Каратыгина. Известное мастерство, хотя и не без налета сухости, приличествующей сугубо официальному заказу, художник проявляет и в серии портретов шефов и командиров лейб-гвардии Гусарского полка (в которую входят и Николай I, и Александр II), выполненной в 1860-х годах (кат. 50-65).

Одновременно с заказными работами Зичи стремится реализовать склонность к исторической живописи. Выполняя работы, заказанные членами Императорского дома в последние годы царствования Николая I, Зичи, несомненно, мечтал о месте придворного живописца. Он преподносит в дар императору подготовительный рисунок к задуманной картине “Аллегория славы России” (ГЭ) – “Эскиз, изображающий Его Величество освободителем христиан на Востоке”. Фрейлина цесаревны А.Ф. Тютчева оставила колоритное описание рисунка в своем дневнике: “6 декабря 1854 г. именины государя. Вечером государь пришел пить чай к цесаревне, как он обычно это делает с тех пор, как государыня больна. Здесь была великая княгиня Мария Николаевна, игравшая в карты. Она привезла с собой, чтобы показать государю, картину венгерского художника Зичи, представляющую императора опирающимся на крест и простирающим над славянами, припавшими к его ногам, свой поднятый меч, как бы в защиту их; рисунок сделан плохо, и кажется, будто император тяжело давит этим мечом одного из славян, умоляющих его о помощи, и сильно ему мешает. Нет ли скрытой эпиграммы в этом плохо удавшемся рисунке? Государь, рассмотрев рисунок, сказал с недовольным видом: «Лучше бы художник поместил на моем месте кого-нибудь из тех». Кого из тех? Наполеона или Пальмерстона? Действительно, есть основание опасаться, что в конце концов кто-нибудь из «тех» освободит славян из-под турецкого ига. Великая княгиня Мария Николаевна спросила отца, не хочет ли он купить эту картину и что передать от него художнику. «Скажите ему, чтобы он занялся чем-нибудь более полезным». Я не могла воздержаться от замечания: «А все-таки se non е vero, е ben trovato (если это и не так, то все же хорошо подмечено)» – сказанного довольно громко, так что цесаревич остановил меня гневным взглядом, но государь ничего не сказал” 2* .

Портрет В. В. Левашова. 1858. Миниатюра

Оба рисунка композиционно рыхлые, невыразительные не оправдали надежды художника на высочайшую признательность. К тому же сюжет рисунка в связи с неудачами в Крымской войне мог восприниматься императором как упрек в его адрес. Тем не менее, несмотря на явное недовольство императора, “поднесенный Государю Императору художником фон Зичи эскиз, изображающий Его Величество Освободителем христиан на Востоке”, был передан на хранение в Эрмитаж 3* .

После смерти Николая I Зичи (теперь уже в честь нового императора) пишет картину маслом “Воззвание к народу в 1855 году”, герой которой, Александр II, призывает под свои знамена народ для отпора врагу. При новом правителе подобные произведения находят благоприятную почву.

В 1856 году группа художников, куда входит и Зичи, получает заказ сделать рисунки всех эпизодов коронации Александра II, чтобы подготовить подробный литографированный коронационный альбом. На протяжении нескольких месяцев Зичи создает ряд последовательных сцен коронационного процесса. 19 августа 1856 года с натуры зарисовывает въезд Александра II в Москву, выход на крыльцо Грановитой палаты, саму процедуру коронования императора и императрицы, прием посланников в Кремле, торжественный спектакль в Большом театре и т. д.

Особый интерес с точки зрения композиционного решения, полной свободы в распределении компонентов привлекает акварель 1857 года с группой писателей на параде в Москве (Государственный Литературный музей). Казалось бы, центром композиции должен был быть парад, которому все государи на протяжении XIX столетия уделяли максимум внимания. Но для художника войска, двигающиеся церемониальным маршем, – лишь малорас- члененная масса в глубине сцены, а на первом плане – народ и группа легко узнаваемых русских писателей справа – Гончаров, Тургенев, Тютчев и другие. Этот композиционный прием – один из излюбленных, повторяющихся в течение многих лет. Вряд ли Зичи не осознавал, что предпочтение, отдаваемое им второстепенным персонажам, отдаление наиболее важных, с точки зрения государственной иерархии, лиц (будь то царь или его ближайшее окружение) на дальний план, выглядит несколько странно для придворного художника. Тем не менее работа Зичи над коронационным альбомом понравилась Александру II.

30 апреля 1858 года Михаил Александрович Зичи, как его уже давно называют в Петербурге, по соизволению великой княгини Марии Николаевны, президента Академии художеств, возведен в звание академика акварельной живописи. Спустя год, 30 мая 1859 года, император Александр II “пожаловал академику Михаилу Зичи звание живописца Его Императорского Величества с причислением его к Императорскому Эрмитажу и с производством ему из Кабинета Его Величества жалования по 572 рубля и столовых 286 рублей, всего 858 рублей в год” 4* . 10 февраля 1860 года следует еще одно распоряжение царя – предоставить Зичи для мастерской комнату в нижнем этаже Нового Эрмитажа у Парадной лестницы, где прежде была канцелярия II Отделения.

Отныне, наряду с материальной обеспеченностью, деятельность художника приобретает строго регламентированный характер. Все свое время, талант, творческую фантазию ему предстоит отдать жизни Императорского двора. Возможно, чтобы придать своему новому положению хотя бы видимость самостоятельного выбора действий, Зичи в ноябре 1862 года обращается к министру Двора с письмом, в котором излагает свои предложения в роли придворного художника. Своей обязанностью он полагает составление подробной хроники жизни Двора, исполнение портретов членов царствующей фамилии, всех высокопоставленных при Дворе персон, дипломатов, послов; полное и точное изображение как основных официальных событий, так и событий частного быта дома Романовых: зарисовки царских охот, торжественных церемоний, спектаклей, развлечений, балов, приемов – повсюду, куда бы ни отправился император, – в Петербург, Царское Село, Гатчину, Петергоф.

Александр II выразил удовлетворение планами художника, оговорив лишь, что зарисовки на темы частной жизни царской семьи, как и их покоев, должны согласовываться с ним лично.

В 1863 году “император пожаловал академика Зичи за исполнение 8 больших рисунков для хромолитографий и 10 гравюр для текста следующих к изданию описания «Священнейшего Коронования Их Величеств» кавалером ордена Св. Станислава II степени, причем присовокупил, что сообщено вице президенту Академии художеств с препровождением Орденских знаков” 5* .

Положение придворного живописца-хроникера вынуждает Зичи неукоснительно придерживаться составленной им самим программы. События государственного значения – приезды германского императора, персидского шаха, приемы посольских депутаций, сцены обручения и свадьбы наследника, рождение и крещение великого князя (будущего Николая II), военные смотры, парады, равно как и развлечения царского семейства и приближенных к нему лиц, – спектакли, костюмированные балы, игры в шарады и особенно царские охоты с их разработанным ритуалом действий каждого участника, – все является предметом тщательного изображения.

Художник редко пользуется масляными красками. Для быстрой фиксации событий на месте требуется более подвижный язык графических средств. Блестящая память помогает вспомнить то, что не успевает запечатлеть рука. Гибкими, то ломкими, мелкими штрихами, то плавными линиями карандаша художник передает сложные повороты фигур в движении, позы – от величественных до карикатурных. Перед своими сановными заказчиками он не испытывает особого пиетета и даже в наиболее ответственные с исторической точки зрения картины привносит элемент шутки. В поисках новых средств изображения, способных оживить привычные сюжеты и придать работе творческий характер, Зичи прибегает к интересному композиционному приему – внутри обобщающего декоративного обрамления включает несколько самостоятельных групп и эпизодов, размещая их по всей поверхности листа в разных направлениях.

Основной сферой творчества Зичи вне придворной службы становится портрет и иллюстративная графика. Он увлекается русской поэзией, исполняет серию рисунков на мотивы поэмы “Демон” Лермонтова, “Бахчисарайского фонтана”, “Кавказского пленника”, “Песни о вещем Олеге” Пушкина.

В 1869 году благодаря покровительству императрицы в Петербурге состоялась первая персональная выставка Зичи, в основном работ, исполненных в России, – живопись, акварели, гуаши, карандашные рисунки, – всего 91 работа. Ко времени открытия выставки был издан краткий каталог и пространная брошюра анонимного автора, видимо близко знавшего художника, под названием “Несколько слов о художнике М.А. Зичи. I. Биографический очерк. II. Обзор художественной деятельности” (С. Петербург, 1869). Это первое подробное описание жизненного пути художника, его невзгод, успехов и неудач за 20 лет пребывания в России. Зичи включил в выставку самые разные работы – здесь и веер с росписью, заказанный ему для подарка танцовщице М.С. Петипа с ее портретом среди виньеток; и мелодраматические сценки из жизни обманутых бедных девушек и их совратителей; и рисунки к произведениям Лермонтова, Пушкина. Не преминул он показать на выставке и картину с воззванием Александра II к народу 1856 года.

Выставка вызвала интерес у петербургской литературной и художественной критики. Отмечая бесспорный талант Зичи, его незаурядную технику, поэтический вымысел, ряд авторов, тем не менее, упрекал его в космополитизме, в отсутствии интереса к жизни русского народа. Упрек вряд ли справедливый.

Зичи разделял демократические убеждения русских графиков, со многими из которых его связывали тесные дружеские отношения. Он отнюдь не чуждался ни художников, чьи народнические идеалы лежали в основе их эстетики, ни русской тематики. Кстати, именно народ, колоритная толпа занимает первые планы многих композиций художника даже вполне официального назначения. Ряд лет Зичи снимал квартиры в районах ремесленной бедноты – отсюда его жанровые акварели, наброски в альбомах.

Прирожденный рисовальщик, человек любознательный, интересующийся всеми видами изобразительного искусства, он органично вживается в атмосферу всеобщего увлечения графикой. С 1857 года Зичи входит в число “членов-соучастников” Общества поощрения художников. Целью Общества провозглашалось содействие успехам изящных искусств в России и поощрение дарований русских художников. Одно из главных направлений деятельности Общества – выпуск литографических художественных изданий. Одновременно Зичи является одним из учредителей возникшего по инициативе

учеников и выпускников Академии художеств общества, объединившего творческую молодежь из средних и низших сословий. Однако опасения правительства, что столь демократический состав может привести к “нежелательному” направлению деятельности общества, вскоре привели к его роспуску.

Кроме участия в вышеназванных обществах, Зичи – постоянный посетитель так называемых пятничных рисовальных вечеров, где раз в неделю, по очереди, на квартире у каждого из участников собиралась творческая молодежь, в основном графики, за рисованием. В.Ф. Тимм и И.К. Айвазовский, А.К. Лавеццари, М. Клодт, И.И. Соколов и Л.О. Премацци, князь В.Н. Максутов и директор Рисовальной школы при Обществе поощрения художников Ф.Ф. Львов, и многие другие русские и приезжие молодые художники включались в работу над своими излюбленными сюжетами. Готовые рисунки затем выставлялись в витринах петербургской художественной лавки Бег- грова, расположенной на Невском проспекте, для обозрения и продажи в пользу нуждающихся членов кружка. Встреча в 1858 году с Зичи известного французского поэта и художественного критика Теофиля Готье, посещение квартиры художника и нескольких пятниц колоритно описаны Готье в его путешествии в Россию (Theophile Gautier. Voyage en Russie. Paris, 1867) и получили широкий резонанс в Петербурге.

По инициативе князя Львова Комитет Общества поощрения художников предоставил для занятий одну из зал на Бирже, а впоследствии добился разрешения президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны собираться и в залах Академии. Творческое общение, обмен рисунками, критический, но всегда дружеский разбор достоинств и недостатков, допущенных в работе, чаепития, веселые розыгрыши, маскарады еще более сближали художников.

В литературе утвердилось мнение, что признание художественных заслуг Зичи в петербургском обществе получило широкое распространение благодаря появившимся в печати восторженным отзывам Теофиля Готье. Несомненно, какую-то роль в известности Зичи Готье сыграл. Однако и до знакомства с французским писателем Зичи был известен и в светских кругах, и среди художественной общественности столицы.

Он частый посетитель так называемых четвергов – собраний петербургской Артели художников, организованных по инициативе русского живописца Крамского; Зичи входит в комитет по изданию сборника “Русская складчина”, в котором печатаются крупнейшие русские писатели – Гончаров, Тургенев, Некрасов. Наряду с Репиным, Васнецовым, Мясоедовым, он готовит иллюстрации к образовательно-публицистическому сборнику “Нашим детям”. Возможно, именно эта сторона деятельности Зичи стала причиной его опалы. Исполняя иллюстрацию к стихотворению Якова Полонского “Мишенька” (о медведе, освобожденном от цепей, который при попытке вновь лишить его свободы загрыз хозяина), художник включил в композицию верстовой столб с цифрой “19”. Эта вольность не могла пройти незамеченной царской цензурой – слишком явным казался намек на манифест 19 февраля об освобождении крестьян и новую волну реакции.

Видимо, наступило время взаимного охлаждения. Со стороны художника накопилась усталость от придворных обязанностей, со стороны Двора – недовольство стремлением Зичи к иным формам творчества. Во всяком случае только так (или, возможно, какими-то иными обстоятельствами, намек на которые содержится в прощальных статьях друзей художника в связи с его отъездом) можно объяснить кажущееся внезапным прошение Зичи об отставке, на которое последовал незамедлительный приказ: “…причисленного к Эрмитажу живописца Его Величества академика Зичи, согласно его прошению, уволить от означенной должности с Того января 1874 г.”. И художник летом 1874 года, после недолгих сборов, покидает Россию. Как записал он в одной из своих тетрадок: “…уехал в немилости за границу”.

Оставляя вне рассмотрения эстетическую концепцию художника в годы его отсутствия в России – в “заграничном” искусстве, – нельзя обойти вниманием резко обозначившуюся политическую направленность творческих поисков Зичи. К нему вновь возвращается вера в свое высокое призвание живописца насыщенных глубоким смыслом исторических творений. То неприятие мироустройства, которое лишь косвенно проявлялось в России, в Европе – в Будапеште, Вене, Париже – выплеснулось с неожиданной силой. Достаточно упомянуть иллюстрации Зичи к патриотически-бунтарским стихотворениям венгерских поэтов, таким как “Король и палач” (с группой повстанцев под лозунгом “Свобода, равенство и братство”), “Восстало море”, “Национальная песня”; или монументальные полотна “Час призраков”, “Современная Сирена” и особенно “Триумф гения разрушения” (известное и под названием “Орудие дьявола”) со страстным обличением деспотизма европейских монархий и ярко выраженной антиклерикальной позицией. Политический скандал, вызванный картиной, чрезвычайно осложнил положение художника, почти лишив его официальных заказов.

По прошествии нескольких лет, на расстоянии, Россия вновь обретает привлекательность для Зичи. Он никогда не прерывает связей с русскими художниками. Посылает в Петербург свои станковые работы на первую выставку русских акварелистов. В парижской мастерской Зичи под его руководством совершенствует художественное образование ученица Репина, портретистка, живописец и график Мария Этлингер (Эристова). По просьбе Альберта Бенуа он помогает оказавшемуся в Париже в затруднительном положении скульптору Евгению Лансере получить заказ; с готовностью соглашается написать портрет писателя Алексея Константиновича Толстого в ответ на просьбу его жены. В 1879 году с радостью принимает предложение главы русской книгоиздательской фирмы И. Глазунова подготовить серию рисунков к edition-luxe поэмы “Демон” Лермонтова, что явилось поворотным моментом в решении вернуться в Россию.

М. Зичи. Иллюстрация к книге Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре” (Тифлис, 1888)

Летом 1881 года вместе с Марией Этлингер Зичи отправляется на Кавказ. Впервые за много лет он может распоряжаться своей свободой, посвятить ее творчеству Лермонтова, самого любимого им русского поэта. Художник очарован природой, людьми, их бытом, посещает места, где жил Лермонтов, делает многочисленные зарисовки в окрестностях Пятигорска и Кисловодска, его принимает родственница поэта. Зичи знакомится с местной интеллигенцией и живет яркой творческой жизнью. Артистический талант художника находит претворение в театральной деятельности. В 1882 году он ставит в тифлисском театре (а затем в театре Кутаиси) 10 живых картин на сюжеты, заимствованные из “Витязя в тигровой шкуре” Шота Руставели. Фантастика, страсти, исполненные пафоса воинственные схватки находят отклик в романтическом мироощущении Зичи, воспитанного на национальных традициях венгерского искусства. Он тщательно разрабатывает мизансцены, костюмы персонажей, их цветовое решение, являясь одновременно театральным художником, декоратором и режиссером. Постановка имела успех. Театральные эскизы, составившие целый альбом, послужили дальнейшей работе над иллюстрированием самой поэмы – в 1888 году она была издана на грузинском языке с 26 иллюстрациями, отпечатанными по его рисункам способом цинкографии, и с одной заглавной хромолитографией. Позднее, в 1937 году, оригинальные рисунки художника вошли в юбилейное московское издание поэмы. Зичи интересует все, что происходит на Кавказе, и особенно связанное с именем Лермонтова. Он является членом жюри объявленного в 1883 году конкурса на памятник Лермонтову в Пятигорске.

Собрав необходимый материал для работы над иллюстрациями к “Демону” и другим сочинениям Лермонтова (издатели к этому времени значительно расширили свои планы), Зичи переезжает в Петербург. В 1882 году у него уже готовы большие постраничные и текстовые рисунки для “Демона”, ряд станковых композиций к “Княжне Мери”, но к концу года его ждет горькое разочарование – Глазунов неожиданно расторгает договор с Зичи. Цикл рисунков к “Демону” остался разрозненным, и лишь некоторые листы были изданы в разные годы.

Оказавшись без средств к существованию, художник вынужден принять предложение министра Двора Воронцова-Дашкова (сменившего на этом посту недоброжелателя Зичи Адлерберга) снова занять должность придворного живописца. Он включается в водоворот уже известных ему обязанностей. На первых порах художнику предстоит запечатлеть события, связанные с коронацией Александра III, и составить торжественный коронационный альбом. Работа для Зичи не новая, некогда он исполнял аналогичный заказ для Александра II.

Вместе со свитой императора он едет в Москву, где в соответствии с принятым ритуалом 15 мая 1883 года в Успенском соборе Кремля происходит акт коронации. Зичи зарисовывает с натуры весь цикл торжественных церемоний – от появления герольдов, объявляющих о начале коронования, въезда императора на площадь перед Кремлем, посещения церкви Успения, коронации императора, императрицы, торжественного обеда в Грановитой палате, сцены приветствий разных сословий, духовенства и проч. Художник пользуется случаем и делает ряд зарисовок на улицах Москвы – толпы людей, здания.

По возвращении в Петербург Зичи по натурным эскизам работает акварелью и гуашью. Для коронационного альбома он создает целую галерею портретных зарисовок лиц, приглашает их к себе в мастерскую на сеансы позирования. Трудно переоценить значение этих портретов, среди них – многие лица, игравшие значительную роль в истории России: Юсупов, Голицын, Васильчиков, Воронцов-Дашков, послы, дипломаты, духовные лица.

Но многочисленные обязанности, как и утомление от однообразия работы, отвлекают Зичи от занятий альбомом. Около 1895 года, после смерти Александра III, работа с альбомом почти полностью прекратилась. С этого года и на протяжении долгих лет 32 большие акварели, лишь частично завершенные, хранились в застекленном виде и в рамах в отведенной для них гардеробной комнате на верхнем этаже Зимнего дворца, откуда впоследствии часть акварелей поступила в собрание рисунков Эрмитажа.

Среди прочих заказных работ нельзя обойти вниманием вклад Зичи в декор интерьеров Большого дворца, перестраивавшегося в 1850-1870 годах под руководством А. Штакеншнейдера. На втором этаже, в первом зале (бывшей Парадной приемной), где экспонируются картины итальянских школ, вмонтированы десюдепорты с живописными панно, на которых изображены путти, и десюдепорты со сценами из мифа о Диане и Аполлоне кисти Зичи. Видимо, те и другие были исполнены им еще до 1869 года, так как упомянуты автором очерка о произведениях Зичи на выставке, о которой говорилось ранее.

В число непременных и весьма познавательных для художника обязанностей входило сопровождение царской фамилии в поездках по стране. Западные губернии, Кавказ, центральные города и их окрестности, Финляндия, Крым – все находит отражение в рисунках Зичи. Уличные сценки, виды селений, избы, крестьяне, казаки, музыканты придворного оркестра и уличные с их незатейливыми инструментами – все изображено вперемешку с чисто официальными, предусмотренными царским протоколом сценами. Впервые в альбомах 1890-х годов появляются и яркие пейзажные мотивы с романтичными руинами, лесные чащи, морские виды, исполненные крупными мазками акварели и тронутые белилами, гуашью, мелом. Видимо, на склоне лет пейзаж, ранее не волновавший художника, пробудил в нем новые струны.

Большое место в творчестве Зичи (вне работ при Дворе), особенно в последние десятилетия жизни в Петербурге, занимают иллюстрации и станковые графические листы; одни связаны со своеобразной интерпретацией литературных произведений, другие рождены склонностью художника к историко-аллегорическим концепциям; порою и то и другое объединялось вместе. Например, таков “Гений со сломленными крыльями” – явно биографического характера, с грудой включенных в композицию, ставших ненужными, атрибутов искусства – того большого искусства, о служении которому он не перестает мечтать.

Поэтическая обязанность моего искусства, писал Зичи, сделать популярными наших поэтов и нашу поэзию. Он исполняет иллюстрации к философской “Трагедии человека” И. Мадача, к балладам Я. Араня, которого почитает великим венгерским поэтом, создает цикл рисунков к поэме Ш. Петефи. Акцентируя национальный венгерский колорит, Зичи изобретает оригинальное декоративное оформление книжного листа, объединяя смысловое содержание текста, точнее его графическое начертание, со зрительными образами.

Патриотизм художника, которого не могут не волновать судьбы его родной Венгрии, отнюдь не препятствует и даже упрочивает глубинные связи с русской культурой. Зичи дорого все, что связано с русской литературой, фольклором, поэзией. Он первый из современников создал цельный цикл иллюстраций к поэме Лермонтова “Демон”, к “Герою нашего времени”, в частности к “Княжне Мери”; несколько листов посвятил “Евгению Онегину” Пушкина, произведениям Гоголя, Гончарова.

Из записных книжек Зичи известно, что, приезжая в Москву, он посещает Л. Пастернака, В. Серова, В. Васнецова. Дарит К.Е. Маковскому одну из своих “охотничьих” акварелей. К середине 1890-х годов известность Зичи-рисо- валыцика, акварелиста, иллюстратора получила широкое признание – он считается одним из лучших иллюстраторов в России. Редкий дом петербургской интеллигенции не владел его акварелями, сепиями, литографиями. Александр Бенуа, отнюдь не щедрый на завышенные оценки художественных достоинств современников, писал: “Сказать мимоходом, ои [Бакет] иногда прямо подражал знаменитому в те времена придворному живописцу Михаилу Зичи… но, перефразируя слова Давида про Буше, я скажу: «N’est pas Zichy qui veut» [не каждому дано быть Зичи], и если Теофиль Готье и перехвалил через край в своих восхвалениях блестящего венгерца… то все же Зичи остается, бесспорно, одним из самых удивительных виртуозов середины XIX века. В смысле мастерства как раз Зичи не столь уж уступает ни Буше, ни Фрагонару” 6* . По мнению Бенуа, некоторое влияние Зичи сказалось на раннем творчестве Лансере и Бакста. Через 50 лет после приезда в Петербург он удостаивается и официального признания – 23 февраля 1898 года на общем собрании Академии художеств Зичи избран ее почетным членом.

Неразрывная связь с русской культурой обнаруживается и в интересе Зичи к театру. Он частый посетитель Александрийского театра, знаком со многими из его актеров, в частности с Петром Каратыгиным, портрет которого исполнил еще в 1850-е годы, с Василием Самойловым. Именно Зичи принадлежала инициатива организовать в 1884 году празднование 50-летнего юбилея артистической деятельности Самойлова.

Интерес к театру не ограничивался портретами и дружбой с актерами. Со времени постановки живых картин в тифлисском театре его не оставляет мечта о самостоятельной театральной работе. Возможно, этим желанием объясняется его просьба к дирекции Эрмитажного театра разрешить делать зарисовки ряда спектаклей. Одна из тетрадей с зарисовками почти целиком посвящена спектаклям “Царь Борис”, состоявшимся на сцене Эрмитажного театра 31 января и 2 февраля 1889 года (кат. 87). Здесь настолько полно передана вся драма, начиная от перечня смены актов, описаний места действия, персонажей, их костюмов до развернутых мизансцен и отдельных реплик, сопровождающих наброски, что эти зарисовки могут служить детальным либретто. По рисунками Зичи можно было бы заново восстановить весь спектакль в том виде, как его играли в конце XIX столетия.

Наброски персонажей и Тронного зала в спектакле “Царь Борис”. 1889. Карандаш. Кат. 87

Не меньший интерес представляют и рисунки, сделанные во время подготовки к спектаклю “Трагедия о Гамлете, принце датском” Шекспира в переводе великого князя Константина Константиновича (кат. 100, 101). Он же исполнял роль Гамлета в спектакле 1901 года на сцене Эрмитажного театра.

Зичи оформляет пригласительные билеты, меню дворцовых приемов. Несмотря на болезнь, сопровождает Николая II в поездке в Москву, где делает ряд набросков для панорамы города, по возвращении в Петербург переносит их на большой лист, но так и оставляет незаконченной. Многочисленные страницы в тетрадях 1903 года заполнены беглыми зарисовками исторических событий – приемов эмира, итальянского короля, устроенных в их честь спектаклей, банкетов, балов; несколько страниц отведены наброскам заседаний Государственного совета.

Еще с конца 1890-х годов Зичи начинает составлять списки работ, исполненных во время придворной службы. 13 писем заведующему библиотекой Р.А. Гримму, хранящиеся в Эрмитажном архиве 7* , – свидетельство беспокойства художника за судьбу своих произведений. С согласия Николая II все его законченные и незаконченные работы, тетради, описи хранились в отведенном для них помещении в Зимнем дворце и после его смерти составили ту коллекцию, которую мы имеем в настоящее время.

Зичи умер 15 февраля 1906 года. Гроб с его телом был перевезен в Венгрию; похоронили художника на будапештском кладбище. Смерть Зичи не осталась незамеченной. В журналах и газетах появились многочисленные некрологи и статьи, проникнутые искренним чувством. “15 февраля скончался художник Михаил Александрович Зичи, – писали в одном из некрологов, – художник редкий, прекрасный, обладавший оригинальным и ярким дарованием, полный особой мягкости, грации и чистоты. Скончался редкой души человек, обаятельный в общении, добрый и отзывчивый” 8* .

Любопытны оценки творчества Зичи такого подлинного знатока искусства, как Николай Врангель: “Портреты Зичи свободные, непринужденные, размашистые. Этот капризный и разнузданный мастер был все же удивительным виртуозом. Он, последний миниатюрист в России, сказал красивое и живое слово о людях своего времени. Он, как яркий фейерверк, вспыхнул и озарил умирающее искусство” 9* .

Но если в России Зичи давно причислили к русским художникам, то в Венгрии его воспринимали как представителя своего национального искусства. Внучка и наследница работ Зичи Мария-Александра Зичи (ум. в 1986 году) и ее муж Иштван Чичери-Ронаи основали в 1927 году мемориальный музей художника, приурочив открытие к столетию со дня его рождения. Их сын, правнук Зичи, Иштван Чичери-Ронаи-младший возглавил в 1990 году работы по воссозданию в Зале, родном поместье Зичи, дома-музея художника.

Память о Зичи не была предана забвению и в России. В 1907 году Петербургское общество художников организовало посмертную выставку его произведений из частных собраний. Станковые листы, отражающие быт Императорского двора, юмористические и жанровые наброски, рисунки по мотивам русской литературы нередко присутствуют в составе различных графических выставок. Большое художественное наследие, оставшееся после смерти Зичи, хранится не только в Эрмитаже, куда его рисунки, акварели, миниатюры поступили из Зимнего дворца, но и в других прежних императорских владениях – в Русском музее, во дворцах-музеях Царского Села (г. Пушкин), Павловска, Гатчины; в музеях Москвы и провинциальных городов. Нельзя не упомянуть и о Грузии, где художник провел несколько счастливых лет, свободных от официальной службы.

На русском языке творчеству Зичи помимо отдельных небольших статей посвящена монография Л.С. Алешиной, основанная на привлечении русских и венгерских материалов 10* .

Эрмитажная выставка впервые в столь значительном составе и по количеству, и по разнообразию материала дает возможность представить творчество Зичи и как искусного графика, и прежде всего как придворного художника-хроникера.

1* Несколько слов о художнике М.А. Зичи. СПб., 1869. С. 16, 17.

2* Тютчева А.Ф. Воспоминания. М., 2000. С. 114.

3* Архив ГЭ, ф. II, оп. 8, л. 16, 1854; внесен под № 11700 в опись Кабинета рисунков, портфель 226 дек. 16, 1854 – ныне утрачен.

4* Архив ГЭ, ф. II, оп. 4, л. 36, 1859.

5* Архив ГЭ, ф. II, on. 1, л. 28, 1863.

6* Бенуа А. Мои воспоминания. М., 1980. Т. I. С. 626.

7* Архив ГЭ, ф. II, on. V, д. 34, л. 76, 1898-1899.

8* Нива. 1906, № 9. С. 144.

9* Врангель Н. Очерки по истории миниатюры в России // Старые годы. 1909. Октябрь. С. 549.

10* Особенно ценной частью книги Л.С. Алешиной является составленный ею список основных произведений М.А. Зичи, хранящихся в музеях нашей страны. Он состоит из данных о времени создания, техники, размерах, инвентарных номерах и местонахождении произведений. В каталоге настоящей выставки в графе “Литература” даны ссылки на этот список (с. 188-237). В тех случаях, когда в книге имеется материал, связанный с экспонируемыми рисунками, даются ссылки на предыдущие страницы книги.

Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

Путь наверх Репин Илья РепинБурлаки на Волге.1870–1873Холст, масло. 131,5 х 281 смГосударственный Русский музей,Санкт-ПетербургУгодив на один прием с директором музея Гуггенхайма Томасом Кренцем, который от своего русского происхождения сохранил только православие, я

Из книги История русской семиотики до и после 1917 года автора Почепцов Георгий Георгиевич

1.7. Творческий компонент В данном параграфе мы хотели бы подчеркнуть достаточно сильную тенденцию начала XX века, которую мы обозначим как метаискусство. Сюда мы отнесем активную работу по созданию новых языков в области музыки, живописи, литературы, театра. Внезапно

«Через многовековой путь искусства…»* Горизонт - цирковая проволока, по которой бегают художники, жонглируя вещами. Горизонт - цирковая арена художников. Через многовековой путь Искусства, под которым подразумевалось нечто великое, откровение новых идей, оказался

Из книги Есть всюду свет... Человек в тоталитарном обществе автора Виленский Семен Самуилович

ОЛЬГА АДАМОВА–СЛИОЗБЕРГ Из книги «Путь» ЩЕПКАВ 1935 году я взяла к детям няню. Это была работящая чистоплотная женщина тридцати лет, очень замкнутая. У меня не было привычки внимательно присматриваться к внутренней жизни домработницы. Общее впечатление было, что она

Из книги Рерих автора Дубаев Максим Львович

Из книги 125 запрещённых фильмов: цензурная история мирового кинематографа автора Соува Дон Б

Из книги Дневник дизайнера-маньяка автора Франк Яна

Когда Музы нет дома. Творческий кризис как образ жизни Агент, раскручивающий иллюстраторов, отверг кандидатуру Доминика.- Я хочу еще сто пятьдесят работ, - сказал он, закрывая папку с красивыми картинками. - Сто пятьдесят работ лично мне, в мое пользование,

Из книги Оноре Домье автора Эсколье Раймон «Как труден горний путь». Владимир Соловьев Портрет Толстого, предназначенный в дар Третьяковской галерее, оказался причиной размолвки Ярошенко с Третьяковым.Третьякову портрет не понравился, и он сообщил об этом художнику с обычной, не сдобренной любезностями

Из книги Архитектура Петербурга середины XIX века автора Пунин Андрей Львович

Эклектика: новый творческий метод и новый стиль Необходимость осознать место и значение периода эклектики в общей эволюции зодчества ставит вопрос: позволяют ли особенности эклектики считать ее определенным стилем?Стиль в архитектуре - это относительно устойчивая,

Михай Зичи - Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II

Михаил Александрович Зичи или Михай Зичи (Zichy Mihály), (1827, Зала (территория Венгрии), Австрия - 1906, Санкт-Петербург, Российская империя), - венгерский рисовальщик и живописец из знатного рода Зичи, много работавший в России.
Получил гимназическое и университетское образование в Будапеште, а потом изучал рисование и живопись сперва там же, у итальянского художника Маростони, а потом в Венской академии художеств, где его главным наставником был Ф. Г. Вальдмюллер.

Михай Зичи

В 1847 году великая княгиня Елена Павловна, сестра русского царя Николая Первого, обратилась к Фердинанду Вальдмюллеру с просьбой учить её дочь живописи. Капризному венцу не хотелось уезжать из родного города в Северную столицу, и он послал в Санкт-Петербург своего лучшего ученика. Так Михай Зичи оказался в России.

В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 года. В этот 15-летний период своей деятельности, он исполнил множество рисунков, изображающих различные происшествия придворной жизни, сцены императорской охоты, карикатуры на людей, близких ко двору, и т. п. (находились в основном в императорских дворцах и альбомах высочайших особ).
Ещё перед этим, в 1856 году, им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика.

Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года

Александр II с группой военных за столом в готическом интерьере

Александр II с придворными в Арсенальном зале Гатчинского дворца - 1859

Завтрак императоров Александра II и Вильгельма I в Зимнем дворце

Въезд процессии Александра II

Портрет императрицы Марии Александровны, вдовствующей императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини Александры Иосифовны - 1857

Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года - 1874

Парадный обед в Концертном зале Зимнего дворца

Торжественный обед в Грановитой палате

Празднование 100-летия Лейб-гвардии Павловского полка

Александр III на охоте в Беловежской пуще в августе 1894 года

Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 года

Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Фёдоровны - 1867

Сцены встречи Александра III и австрийского императора Франца-Иосифа в Кремзире в августе 1885 года - 1887

Императрица Мария Федоровна рядом с телом Александра III - Серия "Смерть Александра III в Ливадии" - 1895 - Эрмитаж

Вынос тела Александра III из Малого дворца в Ливадии

Спуск гроба с телом Александра III в Севастополе


Похороны Царя Александра III

Венчание великой княжны Ксении Александровны и великого княза Александра Михайловича 25 июля 1894 года в Большой церкви Петергофского дворца - 1895

Княгиня Мария Фёдоровна Барятинская (1793-1858) - 1859

Портрет графа Ивана Николаевича Толстого - 1854 - Государственная Третьяковская галерея

Прихожая в Императорском дворце в Царском Селе - 1865 - Эрмитаж

Тарас Бульба - Иллюстрация

За чтением. Молодой человек (Утро) - 1867 - ГМИИ им. А.С. Пушкина

Фальстаф с кружкой вина и трубкой - 1873 - Эрмитаж

Имя художника М.А.Зичи мало что говорит нашим современникам. Оно известно только знатокам русской живописи. Но в середине XIX века его работы пользовались большой популярностью в России, хотя за рубежом и были почти неизвестны. Готье в своих записках о путешествии в Россию шутливо замечает, что русские держат Зичи только для себя. Однако это был достаточно своеобразный и интересный человек. Мой рассказ о М.Зичи разбит на две части: М.Зичи - придворный живописец, М.Зичи- иллюстратор и художник природы и быта.

Родившийся 15 октября 1827 г., будущий художник Михай Зичи (а в России его звали Михаил Александрович) получил своё образование в Венской академии искусств, изучал живопись в Италии и Франции, где и был нанят к дочери Николая I Екатерине в качестве учителя рисования. В 1848 г. вместе с великой княгиней он отправился из Парижа в Санкт Петербург. Но через год, в знак протеста против подавления «жандармом всей Европы» освободительной войны венгров против Габсбургов, покидает двор. Оставшись в Петербурге, живёт за счёт ретуширования фотографий, бедствует, женится и вскоре вновь оказывается при царском дворе. В 1856 г. запечатлевает на холсте церемонию коронации Александра II. Через два года становится членом Русской Академии художеств. В 1859 г. получает звание «Живописец Его Императорского Величества».


Бал в честь Александра II, организованный г. Гельсингфорсом в сентябре 1863 г. в здании железнодорожного вокзала, 1864


Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны, 1867

Портрет императрицы Марии Александровны, вдовствующей императрицы Александры Федоровны и великой княгини Александры Иосифовны, 1857

В течении 30 лет художник был «историком придворной жизни». Он заносил на страницы своих альбомов как парадные, так и семейные события: придворные балы, театральные представления, парады, лагерную жизнь, императорскую охоту и карикатуры на придворных. Он был любимым портретистом Николая I, Александра II. Его произведения коллекционировал Александр III и украшал свои комнаты в Гатчинском дворце.


Корнация Александра II в Успенском соборе Московского кремля 26 августа 1856 года, 1857


Передняя в императорском дворце в Царском Селе, 1865

Во время венгерской кампании император Николай Павлович поручал ему иллюстрировать военные реляции. После войны император заказал художнику альбом рисунков из петербургской жизни. Зичи до кончины Николая Павловича оставался хроникёром-иллюстратором придворной жизни в Гатчине. Но известность Зичи была обеспечена лишь после восторженного отзыва о нём французского писателя Теофиля Готье. В 1858 году Зичи был признан академиком за три акварели, изображавшие убитых волка, лисицу и рысь. В 1859 году император Александр II назначил его придворным живописцем.

Портрет великого князя Михаила Николаевича, 1852


Николай I на строительных работах, 1853

Зичи исполнил за 15 лет до 500 иллюстраций интереснейших событий из придворной жизни. В 1869 году на выставке, устроенной Царской Семьёй в пользу раненых, были собраны все его произведения. Из них выдавались картины: "Мессия", "Лютер в Вормсе", "Флорентийская оргия", "Смерть царя Кандавла" и "Мученики испанской инквизиции". Из примечательных его картин придворной жизни надо упомянуть о картине, исполненной по случаю празднования серебреной свадьбы императора Александра II по собственным заметкам государя. Излюбленный материал, которым пользовался Зичи, смотря по тону, - акварельные краски, карандаш, растушёвка или смесь того и другого.


Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 г. , 1865


Кавалергардская атака. Эпизод парада на Марсовом поле в честь визита германского императора Вильгельма I , 1873

Парадный обед в Концертном зале Зимнего дворца по случаю визита в Санкт-Петербург германского императора Вильгельма I , 1873


Александр II и Насир-ад-Дин Шах во время парада на Царицыном лугу, 1874

Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года, 1874

Умение подметить в грустном смешное и наоборот, выразить это красочным языком акварели позволило Зичи создать интереснейшие сцены придворной охоты на игральных картах. "Лица, имеющие счастье быть приглашёнными на производимые в Высочайшем присутствии охоты", как именовались гости, сопровождавшие Александра II во время охотничьих забав, изображены Зичи с большой долей юмора, некоторые были частыми объектами шуток. Особенно досталось тучному генерал-адъютанту Огарёву, который, судя по всему, был человеком добродушным. Среди персонажей, ставших героями забавных охотничьих сцен, - внук Суворова, будущий генерал-губернатор Петербурга, Александр Аркадьевич Суворов и светлейший князь Варшавский, граф Эриванский Фёдор Иванович Паскевич, сын известного полководца.



Охотничьи карты. Репринт игральных карт со сценами охоты императора Александра II.


Автопортрет-шарж, 1861

Меценат. Игра в шарады, 1859 г.

Находившемуся при императорском дворе Михаю Зичи вменялась в обязанность фиксация событий государственного значения - военных смотров, парадов, учений, приёмов и разных других важных церемоний! Сопровождая императора в поездках по стране, Зичи делал много зарисовок, которые впоследствии служили материалом для работы над большими композициями.


Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II



Завтрак Александра II и Вильгельма I в Зимнем дворце, 1873 г.

На выставке 1869 годы было много работ полно отражавших творческие увлечения художника, за одним, впрочем, очень важным исключением: в экспозиции почти совсем отсутствовали рисунки и акварели на темы современной русской жизни. Отклики в печати сводились к высокой оценке технического мастерства художника, но подвергали критике содержание его работ. « Зичи не живёт жизнью своего народа – венгерцев, но не живёт и жизнью нашею, русской », писали критики. Итоги выставки, её оценки в кругах русских деятелей искусства, сблизили Зичи с русскими художниками.
Свободолюбивый нрав художника не мог долго терпеть деспотическую атмосферу царского двора, направленную на преследование передовой интеллигенции. В 1874 г. налаженный жизненный путь Зичи резко изменился: он просит и получает отставку и вместе с семьёй, уезжает в Венгрию.


Прием персидского шаха Наср-эд-Дина в Петербурге во время его визита 11-14 мая 1889 года, 1889


Заседание Государственного Совета в 1884 году, 1885

В 1883 году художник вынужден вновь стать придворным живописцем. Поражает количество работ, выполненных Зичи в этой должности. Почти каждый день ему приходилось зарисовывать жизнь двора. В 1898 году он был избран почётным членом Академии художеств России. Уже слабеющий художник продолжал творить до последних дней своей жизни. Умер Зичи 15 февраля 1903 года на 79 году жизни. В некрологе журнала «Нива» писалось: « В лице М.А. Зичи русский художественный мир лишился одного из самых важных своих представителей. Русское искусство – одного из преданных и пламенных поборников, а всё русское общество – редкой души человека, посвятившего своей второй родине лучшие годы своей жизни ». Похоронен был Зичи в Будапеште. Родина устроила торжественные похороны художника на Керепешском кладбище.

Сцены встречи Александра III и австрийского императора Франца-Иосифа в Кремзире в августе 1885 года, 1887


Торжественный обед в Грановитой палате, 1883 - 1895 гг.

Александр III на смертном одре, окруженный ангелами со скорбящим юношей, символизирующим династию Романовых, 1895

Спуск гроба с телом Александра III в Севастополе, 1895

В Будапеште в Костеле Матиаша, есть часовня, посвящённая Св. Имре, сыну первого венгерского короля Иштвана. Створки резного деревянного алтаря украшены картинами венгерского художника Михая Зичи, родившегося в местечке Зала. Там, в фамильной усадьбе художника, сейчас работает музей Михая Зичи или Михаила Александровича, как называли его при царском дворе в Петербурге.

Следующая небольшая глава-продолжение о Михаиле Александровиче Зичи - иллюстраторе и просто художнике. И.Е. Репин назвал его одним из лучших иллюстраторов России, едко добавив, что « ему бы иллюстрировать да иллюстрировать, а он всякими глупостями занимается » (о глупостях чуть дальше...). « Между нами, художниками, иллюстраторов нет совсем, а такие как Зичи - являются столетиями » (Н. Александров) .

Имя Зичи-иллюстратора встречается уже в 1850-х годах. В традициях русской книжной графики в 1853 году выполнены его литографии к «Слову о полку Игореве» (Игорь, князь Северский. Перевод Н. Гербеля. СПб., 1854. 4 тоновых литографии). В начале 70-х годов Зичи обращается к иллюстрированию современных произведений русской литературы, нередко при этом выбирались актуальные и злободневные по своему общественному звучанию произведения. 1860-ми годами датируется его иллюстрация к «Песне о вещем Олеге» А.С. Пушкина. К этим работам примыкает акварельный лист «Мария и Зарема» на тему пушкинского «Бахчисарайского фонтана» (Государственная Третьяковская галерея).

Очень известны рисунки М. Зичи к поэме Лермонтова «Демон». Поэма «Демон» при жизни М.Ю. Лермонтова по цензурным соображениям не печаталась. Полный текст был издан в 1856 году за границей, а в 1860-м году - в России. Это событие не могло не привлечь внимание художника.

Зичи, воспитанный на классической западноевропейской литературе и хорошо знавший «демоническую» тему по произведениям Дж. Мильтона, И.-В. Гете, Дж. Байрона, был увлечен романтической стихией поэзии Лермонтова. «

С тех пор, как я научился русским складам , - писал М. Зичи, - творчество Лермонтова породило во мне подлинный культ этого поэта <...> я пытался его иллюстрировать » (из письма к А.А. Бильдерлингу, организатору Лермонтовского музея при Николаевском кавалерийском училище в Петербурге). Передавая свои первоначальные эскизы иллюстраций к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» во вновь образованный музей, автор датировал их 1860-м годом. Девятнадцать подписных листов этой серии ныне хранятся в музее Института русской литературы. Эскизы повествуют о борьбе добра и зла за душу Тамары: «Летящий Демон», «Тамара у источника», «Демон над плачущей Тамарой», «Спящая Тамара и Демон», «Молящаяся Тамара в церкви», «Тамара в объятиях Демона», «Ангел, уносящий душу Тамары», «Ангел с душой Тамары и Демон».

Гравюра «Тамара. Изъ Лермонтова “Демонъ”». Симмонс по рисунку М.А. Зичи

Рисунки постепенно составили целый цикл станковых иллюстраций к наиболее значительным эпизодам поэмы. В том же письме М.А.Зичи сообщает в одном из писем: « Как раз сейчас я работаю над большим иллюстрированным увражем, задуманным г. Глазуновым. Это издание будет иметь около ста листов рисунков, в которых я постараюсь исправить недостатки моих предшествующих рисунков.<...> Нет никаких сомнений, что среди массы этих рисунков и множества различных вариантов останется несколько, которые я постараюсь добавить к тем, которые посвящены памяти Вашего великого поэта...»

Намерение И.И. Глазунова выпустить в свет отдельное, с иллюстрациями, роскошное издание (Edition de luxe) поэмы ознаменовало в 1879 году начало нового этапа в истории иллюстрирования произведений Лермонтова, связанной с именем Михаила Александ ровича Зичи.

Тамара

В 1881 году он совершил несколько поездок на Кавказ, посетив места, связанные с кавказской темой в творчестве М. Ю. Лермонтова, и сделал зарисовки пейзажей и зданий. Коллекции своих рисунков Зичи в 1883 г. преподнес в дар музею Лермонтова в Пятигорске.

Вспоминая свою поездку, Зичи рассказывал: " Путешествуя по Кавказу с целью изучить природу и типы страны для иллюстраций сочинений Лермонтова, я был поражен необыкновенной точностью его описания весьма даже неживописных местностей, а также и строений, где, по его рассказу, как бы происходил роман "Княжны Мери"... точность подобного описания была заранее предусмотрена и преследуема Лермонтовым, как средство для достижения наибольшего впечатления и уверения в правдоподобности его рассказа... рисунки мои не есть, что либо выдуманное и фантастическое, а, так сказать, точная копия с описанных оригиналов.
Поместив в виде стаффажа несколько фигур на рисунках, я передал все выдающиеся сцены романа. Так, что собрание имеющихся здесь пейзажей, представляет почти полную иллюстрацию романа "Княжна Мери".

Иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова "Княжна Мери"

Иллюстрации Зичи к "Княжне Мери" были частично изданы в 1891 в виде альбома с соответствующими отрывками текста ("Живописное приложение к роману М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери", СПБ, 1891; альбом переиздан фототипическим способом в 1900).


Иллюстрация к роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени": дуэль Печорина и Грушницкого

Эпилогом попыток М. Зичи иллюстрировать поэму Лермонтова «Демон» стало ее издание в Тифлисе в 1891 году. Небольшая книга украшена пятью гравюрами, сделанными с рисунков Зичи анонимно, без указания автора оригиналов. Гравюры «Ангел-хранитель», «Искушение», «Поцелуй», «Тамара в гробу», «Триумф доброго Ангела», собранные вместе и помещенные в контекст литературного произведения, лишь отчасти дают представление о той серии рисунков, которую художник задумал еще в 1860-х годах. Он много работал над ней в 1870-х и с большим размахом собирался завершить этот труд в начале 1880-х годов.

Искушение

За иллюстрирования грузинского эпоса «Витязь в тигровой шкуре», Грузия считает Зичи своим национальным художником.

В 1883 году художник вынужден опять становится придворным живописцем. Отдавая очень много времени обязанностям летописца придворной жизни, Зичи стремился не ограничивать свою творческую жизнь только этим. Значительное место в его художественной жизни занимают, помимо прочего, иллюстрации к произведениям венгерских поэтов. Самой значительной работой этого плана явилась иллюстрация поэмы Имре Мадача «Трагедия человека». Философское произведение Мадача «Трагедия человека», развёртывающаяся на протяжении всей истории человечества, давала благодатный материал для такого художника, как Зичи.

Иллюстрации к поэме Имре Мадача «Трагедия человека»

М.А. Зичи иллюстрировал не только русскую классику, но и Гете, Шекспира и других известных писателей. Вот несколько довольно забавных иллюстраций этого художника.


Из акварельных работ М.Зичи привлекают внимание уникальные изображения любимой «царской забавы» - охоты.

В 1858 году Александр II, сам страстный охотник, сделал Гатчину официальным местом Придворной охоты. В то время гатчинский Зверинец наполнился разными животными, даже такими экзотическими, как зубры. В архивах сохранились отчетные документы о том, сколько было «завалено» самодержцем российским медведей, зубров и дичи помельче.
На многих листах художника запечатленные сцены охоты сопровождаются забавными комментариями, например, такая надпись сделана на акварели «Охота на медведя»: « Нравственно пораженные меткостью выстрелов охотников в медведя, четыре чувствительные собаки пали жертвами внезапной апоплексии. Злые языки уверяют, что в каждой из тех собак было найдено по пуле; но это сущая клевета ». Видно в запале охотники перестреляли собственных собак.


В 1867 году Венгрия компромиссным австро-венгерским соглашением получала некоторые политические права, составив вместе с Австрией двуединую империю. Эти обстоятельства сыграли известную роль в решении Зичи обосноваться для дальнейшей работы в Париже, где условия для его творчества были более благоприятными, чем на родине. Здесь он создаёт самое значительное своё произведение – картину «Триумф гения разрушения» (музей-усадьба Зичи, посёлок Зала, Венгрия). Идея её была рождена реальными событиями, потрясавшими Европу тех лет: разрушительная франко-прусская война, оттоманские зверства над славянским населением Балкан и русско-турецкая война. На полотне можно различить черты Александра II, германского императора Вильгельма и римского папы Пия IX. Деспотичные монархи в своих низменных интересах развязывали войны, а правящая церковь, каждой из сторон, их благословляла.

«Триумф гения разрушения»

Демон (набросок к картине)

Музей-усадьба Зичи

Рассмотреть в деталях данную работу можно здесь: Триумф гения разрушения

Еще несколько довольно интересных работ Михаила Александровича Зичи. По ним видно, что он был достаточно талантливым художником.

Трубадур


Фальстаф с кружкой вина и трубкой, 1873


Спасательная лодка, 1847

Собачья семья

Ну, а теперь немного о том, что предсталял из себя дом художника. Его описание нам оставил все тот же Готье, которому удалось встретиться с Зичи.
...Просторная гостиная, одна из стен которой была увешана охотничьим оружием. На оленьих рогах и шкурах рыси, волка и лисицы висели ружья, карабины, ножи, охотничьи сумки и пороховницы. Все было как в доме обер-егермейстера или спортсмена-охотника. Но на других стенах висели гравюры и картины в рамах, а также висело несколько пустых рам, ожидавших полотен. Это уже указывало на жилище художника. На окне стояли вазоны с тепличными растениями. Посередине комнаты стоял большой круглый стол, за которым по пятницам собирались приглашенные гости.

Сразу после неё шла вторая, гораздо меньшая комната. Угловой диван украшал в ней сразу две стены. Напротив него стояла резная перегородка (Готье отмечает, что такие перегородки являются шедеврами русского столярного искусства). Внешне она напоминала работу из кованого железа, так как, повинуясь фантазии мастера, там были и арабески, и решетки, и древовидный орнамент, и различные завитки. Из жардиньерок тянулся плющ и другие вьющиеся растения, свешивая свои настоящие листья на резные деревянные. Все вместе это выглядело очаровательно. С помощью таких ажурных перегородок можно уединиться в углу гостиной или посередине комнаты, можно составить себе спальню, кабинет или будуар, т.е. можно уединиться и в то же время находиться в общей атмосфере дома. На консолях, образуемых выступами орнамента, стояли статуэтки Полле. Сквозь решетку можно было видеть развешанные на стене национальные костюмы черкесов, лезгин и казаков. На боковых стенах висели великолепные гравюры с фресок Каульбаха, украшавших лестницу Берлинского музея. Висели также картина Поля Делароши "Убийство герцога Гиза", несколько медальонов с портретами работы самого Зичи, а также другие безделицы.

В комнате, где Зичи принимал Готье, выделялись детские доспехи XVI века, которые стояли на каминной полке, там, где обычно стоят часы. Вместо зеркала на камине висели доспехи и оружие разных народов. Здесь были: толедские шпаги, дамасские клинки, ятаганы, малайские кинжалы, кортики, ружья с длинными черными стволами, приклады которых были инкрустированы бирюзой и кораллами. Стена была увешана колчанами, луками, большими мушкетонами, пистолетами, грузинскими кольчужными шлемами, персидские штыки, наргиле из корассанской стали, африканские дротики и еще множество предметов. Оружие было страстью Зичи, который выискивал его, где только возможно. Другая стена была занята книжными шкафами, где были шедевры почти всей европейской литературы на языках подлинников. Две другие стены занимали окна, занавешенные красивыми тяжелыми шторами. Пюпитр художника стоял около окна, в углу, и художник мог работать только в светлое время суток.


Ну, а теперь немного про обещанные "глупости", за которые так журил художника И.Е.Репин. Это веселые картинки из жизни народа, часто довольно фривольного содержания. Но выполнены они мастерски.


Любовь художника, 1861


Продажная любовь, 1861


Продавец селедки, 1850-е гг.

Другие работы художника: М.А.Зичи работы

Ну, а за более серьезные глупости его любят и знают любители "клубнички" или как сейчас говорят - эротики и порнографии. Михаил Александрович наверно им знаком только с этой стороны... увы. Возьму на себя смелость и помещу несколько этих его работ сюда. Без комментариев...




Для желающих рассмотреть детали и другие подобные работы художника продолжение здесь:
Эротика М.А.Зичи

Но все же надеюсь, что последнее не будет основным в наследии этого замечательного и интересного художника. Многие его работы стали раритетами, книги с иллюстрациями коллекционеры рвут с руками...

Эрмитаж: Зичи, Михай - Один из эпизодов коронационного чина – коронование “императором государыни императрицы”. Со времени Ивана IV Грозного она происходила в Успенском соборе Московского Кремля. 26 августа 1856 года


Эрмитаж:Зичи, Михай - Бракосочетание великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны состоялось 28 октября 1866 г. в Соборе Зимнего дворца.


Поздравление от императорской семьи императору Александру II.


Эрмитаж: Зичи, Михай - Торжественный обед в Грановитой палате


Коронационный банкет для посланников в золотом зале


Александр II с придворными в Арсенальном зале Большого Гатчинского дворца


Бал в честь императора Александра II, организованный городом Гельсингфорсом в
сентябре 1863 г. в здании железнодорожного вокзала.


М.А. Зичи. "Высочайший прием в Зимнем дворце 5 апреля 1866 года после первого покушения на императора Александра II. ", выполненную в 1866 г. (бумага, акварель, белила).


Эрмитаж: Зичи, Михай - Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года

Эрмитаж: Зичи, Михай - Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора Александра II 5 февраля 1865 г.


Эрмитаж: Зичи, Михай - Парадный спектакль в честь германского императора Вильгельма I в Михайловском театре


Эрмитаж: Зичи, Михай - Кавалергарды на встрече персидского шаха Насир-ад-Дина


Эрмитаж:Михай Зичи. Александр II и шах Наср-эд-Дин во время парада на Царицыном лугу. 1873 год. Шах Наср-эд-Дин, Александр II и великий князь Николай Николаевич верхом, в сопровождении многочисленной свиты, объезжают парадный строй войск на Царицыном лугу.


Эрмитаж: Зичи, Михай - Парад перед Аничковым дворцом 26 февраля 1870 г.

Эрмитаж: Зичи, Михай - Передняя в императорском дворце в Царском Селе
(Кабинет Александра II)


Эрмитаж: Зичи, Михай - Завтрак императоров Александра II и Вильгельма I в зимнем дворце


Эрмитаж: Зичи, Михай - Приезд принцессы Алисы Гессенской в Ливадию 10 октября 1894 г.


Триумфальное прибытие в Москву императора Александра II


Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования
императора Александра II

1. Михай Зичи. Сцены встречи Александра III и австрийского императора
Франца-Иосифа в Кремзире 13-14 августа 1885 года.
2. Портрет князя Петра Романовича Багратиона


Кончина Александра III в Ливадиии.


Панихида по Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии Изображены: Александр III на смертном ложе; слева протоиерей И.Н. Янышев с кадилом; вокруг члены семьи, среди которых императрица Мария Федоровна, великая княгиня Мария Александровна, греческая королева Ольга Константиновна, принцесса Алиса Гессенская, великая княгиня Елизавета Федоровна и другие; справа группа великих князей, среди которых Сергей Александрович и Владимир Александрович.


Вынос тела Александра III из Малого дворца в Ливадии


Эрмитаж: Зичи, Михай - Спуск гроба с телом Александра III в Севастополе


Эрмитаж: Зичи, Михай - Вынос гроба с телом Александра III


Михаил Александрович Зичи или Михай Зичи (венг. Zichy Mihály; 14 или 15 октября 1827, Зала (Венгрия) - 28 февраля 1906, Санкт-Петербург) - венгерский рисовальщик и живописец из знатного рода Зичи, много работавший в России.

Получил гимназическое и университетское образование в Будапеште, а потом изучал рисование и живопись сперва там же, у итальянского художника Маростони, а потом в Венской академии художеств, где его главным наставником был Ф. Г. Вальдмюллер. Заслужив уже некоторую известность выставленными в Вене картинами, был приглашен великой княгиней Еленой Павловной в преподаватели рисования и живописи к её дочери, великой княжне Екатерине Михайловне.

В Санкт-Петербург прибыл в 1847 году и, кроме занятий с её высочеством, получил уроки в некоторых аристократических петербургских домах. Через два года ему пришлось отказаться от учительства и изыскивать себе средства к жизни изготовлением рисунков для продажи и ретушированием светописных портретов. В эту трудную пору своей жизни Зичи нашёл некоторую поддержку в принце Александре Гессен-Дармштадтском. Улучшением своего положения Зичи обязан Теофилю Готье, посетившему в 1858 году Санкт-Петербург.

В 1859 году Зичи был назначен придворным живописцем, и в этом звании оставался до 1873 года.
Ещё перед этим, в 1856 году, им воспроизведены в акварелях главные этюды коронования императора Александра II, за которые Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1869 году была устроена выставка его произведений. В 1874 году он уехал в Париж.

С 1880 года Зичи опять в России, на прежней должности, и трудился в качестве рисовальщика-хроникёра церемоний, развлечений и семейных событий высочайшего двора.
Скончался в Санкт-Петербурге.

Сейчас, когда есть цифровые фотокамеры, видео, папараци, мы знаем все, про жизнь сильных мира сего. А как же дело обстояло, лет этак 100 - 150 назад? А вот так....позвольте представить Вам, придворного живописца Михая Зичи!

Mihaly Zichy,1840.
Если Вы хотите увидеть работы в полном масштабе, и внимательно все рассмотреть, кликаем на работы и готовимся к очень большом масштабу.
1.
"Ball in Honour of Alexander II Arranged in Helsingfors in September 1863 on the Premises."

2.
"Alexander II and Nasir al-Din Shah on a Parade in the Tsaritsyn Meadow."

3.
"Ante-Room in the Imperial Palace at Tsarskoye Selo."

4.
"Introduction of Grand Princess Maria Alexandrovna to Shah Nasir al-Din in the Winter Palace".

5.
"Ball in the Concert Hall of the Winter Palace during the Official Visit of Nasir al-Din S."

6.
"Breakfast of Emperors Alexander II and William I in the Winter Palace."

7.
"Поздравления, приносимые его величеству императору Александру II членами императорской фамилии после совершения коронования 26 августа 1856 года."

8.
"Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II."

10.
"Coronation of Alexander II in the Dormition Cathedral of the Moscow Kremlin on 26 August".

11.
"Entry Procession Alexander II".

12.
"Народный праздник на Ходынском поле в Москве по случаю священного коронования императора Александра II."

13.
"Portrait of Empress Maria Alexandrovna the Dowager Empress Alexandra Fiodorovna and Grand"..

14.
"Prozession Alexandra Fjodorownas in die Uspenskij-Kathedrale", 1856.

15.
"Gala Night in Honour of German Emperor William I at Mikhailovsky Theatre".

Михай Зичи оказался в России случайно. Родился в октябре 1827 года в городе Зала в Венгрии, а скончался в Санкт-Петербурге 28 февраля 1906 года. Благородное происхождение (старшая ветвь его рода имела графское достоинство) на его биографию влияния не оказало. Зато художественное образование он получил: учился в первой в Пеште художественной школе у Джакомо Марастони, а затем стал брать уроки у знаменитого австрийца Фердинанда Георга Вальдмюллера, вскоре став его любимым учеником. Близость к учителю и привела Зичи в Россию. Сам Вальдмюллер не принял приглашения великой княгини Елены Павловны давать уроки живописи ее дочери, а ученика порекомендовал - в январе 1848 года Зичи приезжает в Петербург.
Молодой учитель бывших ему ровесницами девиц из дома Романовых - отличное начало придворной карьеры. Однако он нервничает, многочисленные заказы ему в тягость, а тут еще, как назло, венгерское восстание 1849 года: Николай I подписывает манифест в поддержку Австрии, русские входят в Венгрию, повстанцев утихомиривают, а редкий в Петербурге венгр, Зичи, оказывается не таким уже желанным гостем. Он теряет часть заказов и место при дворе, пробивается жанровыми зарисовками и службой ретушера в фотографии Венингена. Однако отлучение от двора не было долгим: уже в 1852-1853 годах он преподносит императору пару юмористических рисунков, изображающих офицеров за туалетом, - рисунки понравились, и Зичи получил заказы, сперва на хронику нескольких дней при дворе в Гатчине, а затем на два альбома офицеров лейб-гвардии конно-пионерского дивизиона и конной гвардии. Дальше - больше. Императоры будут меняться, но Зичи останется при дворе почти что неизменным. За акварельные работы художнику было присвоено звание академика Петербургской Академией художеств, и он был назначен придворным живописцем. В течении 30 лет художник был «историком придворной жизни». Он заносил на страницы своих альбомов как парадные, так и семейные события: придворные балы, театральные представления, парады, лагерную жизнь, императорскую охоту и карикатуры на придворных. Он был любимым портретистом Николая I, Александра II. Его произведения коллекционировал Александр III и украшал свои комнаты в Гатчинском дворце.
Главные придворные заказы (на коронационные альбомы), звание академика, звание придворного живописца, мастерская в Новом Эрмитаже, отличное жалованье, ордена, персональные выставки под патронажем членов императорской фамилии...
В 1858 году Александр II, сам страстный охотник, сделал Гатчину официальным местом Придворной охоты. На многих листах художника запечатленные сцены охоты сопровождаются забавными комментариями, например, такая надпись сделана на акварели «Охота на медведя»: «Нравственно пораженные меткостью выстрелов охотников в медведя, четыре чувствительные собаки пали жертвами внезапной апоплексии. Злые языки уверяют, что в каждой из тех собак было найдено по пуле; но это сущая клевета». Видно в запале охотники перестреляли собственных собак.
Блестящая карьера и близость к самым высочайшим кругам, ставшие следствием не только таланта, но и благонадежности Михая Зичи, не помешали ему создать множество рисунков и гравюр, изображающих различные сексуальные сцены.