Третьяковка приглашает полюбоваться картинами марка шагала. В третьяковской галерее открылась выставка картин марка шагала Третьяковская галерея на крымском валу шагал

МОСКВА, 8 января. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/ . Очень ненадолго, только до марта 2003 года, свое законное место в экспозиции Государственной Третьяковской галереи /ГТГ/ заняли картины Василия Кандинского и Марка Шагала.

Несколько полотен, известных всему миру как шедевры русского авангарда, сделали краткую остановку дома в промежутке между заграничными турне. Сегодня работы этих мастеров - настоящие "звезды", почти непрестанно находящиеся "на гастролях" в разных концах света. Так, холсты Кандинского недавно вернулись из Японии, где с успехом прошла крупнейшая в последние годы его персональная выставка.

Как сообщила в интервью РИА "Новости" старший научный сотрудник ГТГ Светлана Маслова, в Стране Восходящего Солнца из наследия первого абстракциониста было "показано все, что есть в России". Уже весной картины отправятся на Запад - в Испанию. Все лето 2003 года выставка Василия Кандинского будет открыта в Барселоне, в октябре она переместится в Мадрид, где холсты из России останутся до конца января 2004 года.

А пока столичные зрители могут вновь на Крымском валу увидеть классику - прославленную "Композицию VII" /1913/, "Импровизацию холодных форм" /1914/, "Смутное" /1917/, "Белый овал" /1919/, а также работу Кандинского позднего периода - "Движение" /1935/.

Рядом в постоянной экспозиции "Искусство ХХ века" помещены картины Шагала витебского периода - поры выдающихся творческих открытий: "Над городом" /1914-1918/, "Ландыши" /1916/, "Венчание" /1918/ пронизаны трепетным, полным фантазии восприятием российской реальности. Три ранних работы ярко иллюстрируют становление Мастера, еще при жизни превратившегося в легенду искусства ХХ века. По сути, это знаковые произведения - проникнутые мощным темпераментом, они отмечены окончательно сложившейся к тому времени неповторимой манерой Шагала.

В марте персональная выставка Шагала откроется в Париже, в Национальной галерее Гран-Пале. В июле эта же обширная экспозиция развернется в музее Сан-Франциско /США/. Но некоторые полотна из собрания ГТГ уже уехали в Амстердам на выставку "Семь панно Марка Шагала", сказала Маслова.

Еврейский исторический музей показывает в своих стенах "ударные" экспонаты из Третьяковки - семь панно большого формата, написанных в 1920 году для оформления интерьера Еврейского камерного театра в Москве. "Введение в Еврейский театр", "Любовь на сцене" и фриз "Свадебная трапеза", а также знаменитые аллегории Музыки, Танца, Театра и Литературы - все эти холсты были созданы за два года до того, как художник навсегда покинул Россию.

Вскоре после закрытия театра панно тоже оказались "в изгнании": более полувека пролежав в запасниках, они вновь увидели свет лишь в 1991 году. Бригада реставраторов ГТГ под руководством Алексея Ковалева, проделав титанический труд, фактически спасла панно, и каждый раз их демонстрация становится праздником для Третьяковки.

И у самих художников - Василия Кандинского /1866-1944/ и Марка Шагала /1887-1985/, в начале 1920-х годов покинувших Россию, и у их работ судьба сложилась непросто. Два первооткрывателя в искусстве, стоящие в одном ряду с такими титанами ХХ века, как Казимир Малевич, Павел Филонов, Наталья Гончарова, Владимир Татлин, на родине долгое время были скорее легендой, чем реальностью. Их наследие, хранящееся в отечественных музеях, в СССР фактически было исключено из художественной жизни страны.

Напротив, за рубежом они были известны еще до Первой мировой войны, а в 1930-е годы к ним пришла настоящая слава. Познали оба и гонения: Кандинский в 1933 году был вынужден уехать из Германии, где преподавал в знаменитой школе Баухауз, активно выставлялся и даже принял гражданство. До конца дней он прожил в Париже, там же в 1923 году поселился и Шагал.

В 1937 году их заочно объединила в Германии выставка "Дегенеративное искусство", устроенная нацистами в Мюнхене. Вскоре Шагалу пришлось вообще покинуть Европу - в годы Холокоста он спасся в США.

Как и прочие лидеры новаторского искусства России ХХ века, оба художника подверглись на родине замалчиванию, что усугублял их отъезд в эмиграцию. Официальные идеологи СССР удерживали их картины под замком, подальше от зрительских глаз, до тех пор, пока не рухнула вся старая система ценностей. Хотя Третьяковка, Эрмитаж и Русский музей давно располагают великолепными собраниями работ Кандинского и Шагала, относящимися к наиболее ценимому раннему периоду, десятки лет они "лежали под спудом" - творчество эмигрантов не позволялось пропагандировать.

Лишь в 1973 году, когда слава Шагала была поистине всемирной, "пробили" его выставку в Третьяковке - тогда и сам автор впервые после 1922 года приехал в Россию. Кандинский же был выставлен широко только в 1989 году, хотя некоторые его работы мелькнули на прогремевшей выставке "Москва-Париж" /1981/.

Прорывом в неведомое пространство авангарда казался до 1985 года крохотный зал ГТГ, где работы крупнейших мастеров эпохи экспонировались не десятками, что было бы вполне реально при богатстве фондов, а по одной-две картинке.

При этом еще в 70-е годы музеи СССР начали предоставлять работы "запретных" живописцев на зарубежные выставки, носившие такие характерные названия: "Кандинский. Тридцать картин из советских музеев" /Париж, 1979/.

Подлинный масштаб этих художников показали персональные ретроспективы, прошедшие в Москве и Ленинграде на постперестроечной волне заполнения лакун в истории российского искусства. Тогда выставки авангарда становились событием, собирая огромные очереди.

Однако уже около 10 лет всерьез познакомиться с Шагалом или Кандинским в России не удается: даже после открытия экспозиции ХХ века Третьяковка чаще, чем в отечестве, показывает наследие "великих" за рубежом, где оно широко известно и востребовано. Вызывая все нарастающий пиетет, оба мастера выставлялись в Европе и США и в 10-е годы ХХ века, и в 20-е, а с начала 30-х художников из России охотно принимали лучшие музеи и галереи Старого и Нового света /не стали исключением даже военные годы/.

Тогда же работы Кандинского стали покупать крупные собиратели - Соломон Р.Гуггенхайм и Артур Дж. Эдди /США/, Митчел Т.Садлер /Великобритания/, Виллем Беффи /Дания/. И уже в 1937 году его холсты появились в коллекции Музея Соломона Р.Гуггенхайма /Нью-Йорк/, а затем и в других ведущих музеях современного искусства - Центре Жоржа Помпиду /Париж/, галерее Ленбаххауз /Мюнхен/. Не уступал Кандинскому и младший коллега - Шагал: его наследие хранят Музей Людвига /Кельн/ и Базельский музей искусств, музеи Лондона, Иерусалима, Парижа, Нью-Йорка, Монреаля и т.д., а в Ницце открыт Музей Шагала.

Количество частных коллекционеров, обладающих работами двух этих авторов, практически не поддается учету. В ранг национального достояния оба мастера возведены сразу в нескольких странах - от Германии и Франции до Израиля.

Выдающиеся представители русской культуры, Кандинский и Шагал принадлежат мировому искусству ХХ века, а их наследие - "золотому фонду" Третьяковки, Русского музея и целого ряда сокровищниц российской глубинки. Их работы регулярно показывают в крупнейших музеях разных стран. Недавние примеры - международные выставки "Кандинский и Россия" в Швейцарии, "Марк Шагал: Еврейские традиции" в Испании.

Выставка малоизвестного графического наследия Марка Шагала (1887-1985). На выставке «Марк Шагал. Истоки творческого языка художника» творчество художника представлено в контексте поиска истоков его искусства

Шагал принадлежал к поколению художников, которые в начале ХХ века в попытке обретения себя, собственного образного строя и пластического языка, обращались к народному искусству. Шагал не получил последовательного профессионально образования, его первым и главным учителем стала естественная среда - еврейское, русское, белорусское, литовское, французское окружение, "та живая вода", которая "заряжала" и вдохновляла мастера на протяжении всей жизни.

Реальные и невероятные события, запечатленные художником, прочно соединены с земной средой ключевыми для него предметами быта, приметами места, ставшими характерными шагаловскими "паролями": от наивной вывески парикмахера в Витебске или молочника в Париже до креста православного собора или химер парижского Нотр-Дам, от простенькой вышивки до семисвечника и Торы, от покосившейся крестьянской избы до Вильнюсской синагоги и ворот еврейского кладбища, от лубков и иллюстраций народных изданий, бродячих музыкантов до знамен революции. Художник утверждал: "Неправда, что мое искусство фантастично! Я реалист, я люблю землю!".

Основу экспозиции в Третьяковской галерее составляют произведения из собраний семьи художника: уникальные, никогда не экспонировавшиеся в России, произведения "семейного круга" - автопортреты, портреты матери, бабушки, кузенов, сестры, жены Беллы и дочери Иды, исполненные в конце 1900-х - 1910-х годах. В этих работах перед зрителем предстает своеобразная автобиография художника, летопись его семьи (У окна. Мать и дочь. 1908; Кольцо. 1908-1909; Модель. Сестра художника. 1910; Рождение. 1911 и другие). Гравированная история жизни Шагала запечатлена в листах серии "Моя жизнь" (1922). Своеобразным лейтмотивом выставки предстает образ его любимого города - Витебска, присутствующий в том или ином виде во всех картинах мастера.

Из французского собрания поступила и группа работ 1960-1970-х годов в редкой технике коллажа (Триумф музыки. Эскиз панно для Метрополитен Опера, Линкольн Арт Центр. 1966, Клоун и его тень (Синий скрипач). 1964. Лиловая обнаженная. 1967. Гимн Набережной часов. 1968).

ГМИИ им. А.С. Пушкина предоставил на выставку созданные в России в 1910 году "Пейзаж с козой (Лиозно)" (1910), "В зале Теи" (1910), "Комната на Гороховой" (1910), подаренные музею Идой Шагал. Произведения первого парижского периода, примеры интерпретации Шагалом современного французского искусства, - "Обнаженная с цветами", "Лежащая обнаженная" (обе - 1911) - предоставлены фондом Sepherot Foundation (Лихтенштейн).

Впервые московскому зрителю будут показаны недавно приобретенные во Франции юношеские альбомы Шагала, происходящие из архива Блеза Сандрара, писателя и поэта, друга и переводчика мастера, введшего молодого художника в круг парижских авангардистов (коллекция Т. и И.Манашеровых, Москва).

Помимо оригинальных рисунков в состав выставки включены и выполненные по инициативе парижского галериста и издателя серии "Книга художника" Амбруаза Воллара иллюстрации к "Мертвым душам" Н.В.Гоголя (1923-1925) из собрания Третьяковской галереи, полученные в дар от автора в 1927 году.

Открытиями для отечественной публики станут и знаменитый "Свадебный сервиз" (1951-1952. Керамика, белая эмаль, роспись), созданный Шагалом в честь свадьбы дочери Иды (частная коллекция, Париж) и две мраморные скульптуры для фонтана - "Рыба" и "Птица" (1964. Коллекция Фонда Пьера Джанадда, Мартини, Швейцария). Представленные на выставке предметы народного искусства из Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) и Музея истории евреев в России (Москва) дополнят представление зрителей об истоках образной системы Шагала.

Posta-Magazine собрал

самые интересные факты о художнике и о его работах.

За прошедшую четверть века панно, написанные для Еврейского театра, объездили весь мир, от тихоокеанского побережья Соединенных Штатов до Японии, побывали в 46 городах. А вот в Москве выставлялись лишь дважды: они были показаны после реставрации в 1991 году и на ретроспективной выставке Марка Шагала 2005 года. И вот, впервые за эти годы, у города появилась возможность включить их в состав постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Марк Шагал получил заказ на оформление театра в 1920 году, после переезда ГОСЕТа из Петрограда в Москву. Летопись гласит, что художник отозвался тогда на заказ с большим энтузиазмом. «Вот возможность перевернуть старый еврейский театр с его психологическим натурализмом и фальшивыми бородами. Наконец-то я смогу развернуться, и здесь, на стенах, выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра», - говорил он.

Всего за два месяца мастером было создано 9 панно, из которых сохранились, однако, только 7. После закрытия театра в 1949 году панно были переданы Третьяковской галерее и позднее отреставрированы. Сейчас экспозиция занимает зал № 9, а полюбоваться ею можно будет до середины декабря. После чего работы отправятся в Монреаль, на крупную выставку Марка Шагала, а затем снова вернутся домой.

Пока вы размышляете, стоит ли посмотреть на эти работы, Posta-Magazine собрал самые интересные факты о художнике.

Будущий знаменитый художник-авангардист появился на свет в маленьком белорусском городе Витебске - там до сих пор жива легенда о том, что однажды в этом месте родится мальчик, который прославит город. В тот день, 7 июля 1887 года, в Витебске случился большой и страшный пожар, спаливший полгорода. Стихия не тронула лишь несколько домов, в том числе и тот, где родился Шагал. Позже художник расскажет, что именно по этой причине он всю жизнь испытывал тягу к перемене мест (кроватку с младенцем во время пожара постоянно переносили из угла в угол) и так часто на своих картинах изображал огонь, пощадивший его. Стихию он рисовал в виде петуха с растущим из туловища птицы огненным деревом. А красный цвет с тех пор означал для художника и жизнь и смерть одновременно.

Легенда гласит, что Марк Шагал с Казимиром Малевичем враждовали всю жизнь. И что именно автор «Черного квадрата» изгнал «коллегу» из родного Витебска, заполонив весь город футуристическими плакатами и бюстами, что сильно оскорбило Шагала. «Гипсовые бюсты, которые наперебой заказывали скульпторам-недоучкам из моей школы. Боюсь, их всех давно размыло витебскими дождями. Бедный мой Витебск!» - писал он в своей книге.

Большую часть жизни Марк Шагал прожил во Франции. Но сначала уехал в Москву, причем по несколько более банальной причине - его вынудили на это захватившие власть красные комиссары. Тогда, в 1920-м году, художнику и заказали расписать Еврейский камерный театр, которым в то время руководил Алексей Грановский. Сорок дней потребовалось Шагалу, чтобы создать шедевр, но руководство театра осталось недовольно - за работу ему не заплатили. Позже так же с ним поступил и Станиславский во МХАТе.

Разочарованный Шагал вскоре после этих событий покинул родину и отправился во Францию. Но, как известно, «нет худа без добра», со временем Шагал стал единственным в мире художником, чьими витражами украшены культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагоги, лютеранские храмы, католические костелы - всего 15 зданий в США, Европе и Израиле.

Специально по заказу президента Франции Шарля де Голля Шагал оформил плафон Гранд-опера в Париже, а вскоре после этого написал два панно нью-йоркскому Метрополитен-опера. В июле 1973 года в Ницце открылся музей, получивший название «Библейское послание», украшенный работами художника, который через некоторое время был удостоен правительством статуса национального.

Кстати, работы Марка Шагала, наряду с полотнами Пабло Пикассо и Хуана Миро, считаются самыми востребованными среди похитителей картин - на сегодняшний день пропавшими без вести числятся более полутысячи его работ. А это ли не главный признак популярности автора?

Любвеобильного Шагала называют еще и зачинщиком сексуальной революции в живописи - за любовь к изображению обнаженных женщин. Первую натурщицу художника звали Тея Брахман. Она была дочерью известного витебского врача Вольфа Брахмана и первой любовью Шагала. У него не было денег на натурщиц, поэтому барышня позировала юному дарованию бесплатно.

Кстати, именно Тея познакомила Марка Шагала с его будущей женой и любовью всей жизни Беллой Розенфельд. Которая тоже вначале ему позировала, потом ждала возвращения из Парижа, а потом, как шутил сам художник, «все закончилось свадебным венцом». Они родили дочь Иду и прожили в любви и согласии 19 лет, пока Белла не скончалась в Америке. Шагал погоревал и вскоре связал свою жизнь с разведенной женой ирландского художника Вирджинией Хаггард, с которой родил мальчика по имени Дэвид. Но Вирджиния оставила мужа, влюбившись в фотографа, и Шагал через несколько лет снова женился - на Валентине Бродской, дочери фабриканта и сахарозаводчика. Как и все другие его жены, она была из богатой семьи.

Еще одна легенда гласит, что когда Марк Шагал был без настроения, он любил рисовать либо библейские сцены с непременным распятием, либо полевые цветы, среди которых особенно выделял чертополох и васильки. Обыватели предпочитали покупать вторые, чем сильно расстраивали художника.

Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Эти его летающие образы влюбленных людей, кажется, не оставляют равнодушным никого. Очередное предание гласит, что некая цыганка в свое время нагадала художнику, что тот проживет долгую и насыщенную жизнь, будет любить необыкновенных женщин и умрет в полете. И что вы думаете - предсказание сбылось: 28 марта 1985 года 98-летний художник вошел в лифт, чтобы подняться на второй этаж своего французского особняка, и во время этого короткого полета его сердце остановилось.

Как добраться до музея

  • На метро
  • На машине

От станции метро «Октябрьская»: выйдите из метро на улицу Крымский вал и следуйте в сторону моста. Напротив главного входа в Парк Горького перейдите дорогу.

От станции метро «Парк Культуры»: выйдите из метро на улицу Крымский вал и следуйте через мост. Напротив главного входа в Парк Горького перейдите дорогу.

Следуйте с Калужской площади по внутренней стороне Садового кольца.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

В Третьяковской галерее открылась выставка «Марк Шагал. Истоки творческого языка художника», приуроченная к его 125-летию. Упор в экспозиции сделан на малоизвестную графику, также в нее включены образчики еврейского народного искусства и русские лубки.

Отправляясь в 1922 году в эмиграцию, Марк Шагал написал: «Ни царской, ни советской России я не нужен. Меня не понимают, я здесь чужой. Зато Рембрандт уж точно меня любит. И может быть, вслед за Европой меня полюбит моя Россия». Прогноз полностью оправдался, хотя дожидаться признания на родине художнику пришлось полвека. В 1973 году он приезжал в Москву, чтобы открыть свою персональную выставку в Третьяковке. Впрочем полноценное признание, сопровождаемое любовью широкой публики, случилось уже после смерти Шагала – в перестроечные времена. Пушкинский музей устроил в 1987 году большую ретроспективу мастера, получившую бешеную популярность: очередь в музей занимали с ночи. Да и относительно недавний, 2005 года, проект Третьяковской галереи под названием «Здравствуй, Родина!» пользовался немалым успехом

Нынешнюю экспозицию в Инженерном корпусе можно считать своего рода набором сносок и комментариев к предыдущему «фолианту».

Здесь нет всенародно любимых хитов вроде «Прогулки над Витебском» или «Скрипача на крыше», зато имеются полторы сотни экспонатов с более камерным звучанием. Большинство из них нашим зрителям не знакомы. По словам куратора выставки Екатерины Селезневой (в свободное от кураторства время она работает директором департамента международных связей Минкульта РФ), почти все эти материалы номинировались семь лет назад на участие в проекте «Здравствуй, Родина!», но в окончательный состав не попали. Надо полагать, в первую очередь из-за того, что меркли на фоне масштабных полотен. Тогда же и решено было устроить в неопределенном будущем отдельную выставку графики и малоформатной живописи, чтобы сосредоточиться на корнях и истоках шагаловского творчества. Как пошутила на пресс-конференции внучка художника Мерет Мейер, «если уподобить выставку ребенку, то семь лет вынашивания могли бы привести к появлению на свет некоего монстра». Однако представленный публике «младенец» вышел довольно симпатичным – по крайней мере, без отклонений в развитии. Хотя вундеркиндом его тоже не назовешь.

Ни для кого не секрет, что искусство Марка Шагала стало результатом мощного синтеза сразу нескольких стилей, манер и визуальных культур. Свой персональный миф художник складывал по наитию и вдохновению, заимствуя вокруг не столько идеи и образы, сколько «плацдармы» для собственных эмоций. Но задним числом можно выявить изрядное число параллелей, зачастую совершенно бессознательных.

Если бы устроители выставки действительно преследовали цель исследовать «истоки творческого языка художника», они бы не ограничилась включением в экспозицию бронзовых менор, ритуальных бокалов, ханукальных светильников и прочих примет местечкового быта.

Такого рода предметы, одолженные в Российском этнографическом музее и в Музее истории евреев в России, здесь чрезвычайно уместны, но явно недостаточны. И даже небольшая коллекция русских лубков тему «истоков» все равно не закрывает. Для полной убедительности потребовались бы и православные иконы (их Шагал чрезвычайно ценил), и произведения кубистов с сюрреалистами, и даже избранные работы отечественных классиков – от Александра Иванова до Михаила Врубеля. В каталоге выставки подобные связи прослежены, а в экспозиционной реальности их не видно. Легко понять почему: такое исследование не только потребовало бы дополнительных (причем немалых) организационных усилий, но еще и выбило бы из колеи так называемых «обычных» зрителей. Фигура Марка Шагала перестала бы играть главную и исключительную роль; публике пришлось бы пробираться к его работам через лабиринты смыслов. С точки зрения демократичности проекта такой подход наверняка показался устроителям неприемлемым, хотя с искусствоведческих позиций выглядел весьма соблазнительным.

Но нет худа без добра. Минимизация привлеченных аллюзий позволяет прильнуть к творчеству Шагала напрямую, без посредников.

Хотя ставка сделана на графику, в том числе печатную, найдется здесь и живопись, так что любители узнаваемых шагаловских эффектов внакладе не останутся. Особенно драматичным должно стать воздействие полотна «Обнаженная над Витебском»: стоит иметь в виду, что написано оно в 1933 году, когда художник получил сразу две моральные травмы.

Нацисты тогда сожгли ряд шагаловских работ после выставки «Большевизм в искусстве», а французские власти отказались предоставить ему гражданство, припомнив период комиссарства в Витебске. В определенном смысле эту картину можно расценивать как сеанс душевного самолечения.

Впрочем у Шагала почти все автобиографично, даже фантасмагории. Скажем, гравированные иллюстрации для книги «Моя жизнь» (любопытно, что мемуарный том художник закончил писать в возрасте всего-то 37 лет) исполнены сюрреалистическими подробностями – и все же воспринимаются почти как документальные свидетельства. Тем более достоверными выглядят портреты членов семьи – матери, жены Беллы и дочери Иды, кузенов, дальних родственников. По этому поводу вспоминается фраза Шагала: «Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизни и их поступки, напротив, сильно повлияли на мое искусство».

Чем не еще один «исток творческого языка»? Семейную тему на выставке несколько неожиданно продолжают фрагменты «Свадебного сервиза» – керамической посуды, расписанной художником в честь замужества дочери.

Мерет Мейер утверждает, что этим сервизом при дедушкиной жизни они частенько пользовались в быту.

Выставка принципиально не следует никаким хронологиям, так что по соседству в едином пространстве можно встретить и юношеские зарисовки, и знаменитые офортные серии иллюстраций к Библии и к «Мертвым душам» (это работы 1920-х – 1930-х годов), и поздние подкрашенные коллажи, которые вообще-то не предназначались для публики, а служили эскизами к монументальным работам, например к панно «Триумф музыки» для нью-йоркской Метрополитен-оперы. Понятно, что смешение разных периодов творчества тоже не способствует аналитическому восприятию. Хотя в случае именно с Шагалом такой экспозиционный прием себя частично оправдывает. Всю свою долгую жизнь он словно намывал круги возле собственных эмоций, среди которых одной из важнейших была тоска по утраченному Витебску. Так что разрывы в десятки лет между работами кажутся не столь уж и критичными.

Тeги: Марк Шагал, Третьяковская галерея