Хиджаб защищен… Конституцией Российской Федерации. Россия запретила хиджаб

Тема хиджабов в российских школах снова оказалась в центре общественной дискуссии. Поводом стал заочный спор между министром образования Ольгой Васильевой и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Формально любые религиозные атрибуты в одежде в наших школах запрещены, а фактически в ряде мусульманских регионов хиджабы давно уже легализованы. Это хорошо или плохо для России в целом?

На днях один из судов в очередной раз запретил учителям и ученикам ходить в школу в мусульманских платках – хиджабах. На сей раз дело касалось села Белозерье в Мордовии.

Это уже не первое подобное решение – за последние годы суды в разных субъектах Федерации выносили такие запреты, и их пытались опротестовать вплоть до Верховного суда. В этот раз ситуацию попросили прокомментировать министра образования Ольгу Васильеву, и она его поддержала, сказав, что не думает, «что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть». Министр, известная как православная христианка, отметила, что в России «светский характер образования», и напомнила о принятом несколько лет назад решении Верховного суда, подтвердившем, что хиджабу не место в школе.

Слова Васильевой раззадорили Рамзана Кадырова, который написал, что «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки», а в России Конституцией «каждому гарантируется право выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом Кадыров указал, что вопрос о ношении хиджабов в школе не рассматривался Конституционным судом (Васильева в интервью перепутала Верховный и Конституционный суды), а поэтому, дескать, министр «свое личное убеждение навязывает миллионам граждан»:

«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?

Убежден, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами».

Спустя сутки спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что в республике незамедлительно инициируют разработку закона, «при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы». Понятно, что речь идет о республиканском уровне. Но и тут есть проблема – сейчас на федеральном уровне регулируется то, как должны быть одеты учащиеся, и одним из признаков школьной одежды является ее светский характер.

Против хиджабов в школах и общественное мнение – как показывает опрос, проведенный полтора года назад «Левада-Центром», 74 процента считают хиджабы недопустимыми, а 18 процентов за – то есть расклад примерно соответствует конфессиональному.

Дискуссия о хиджабах идет уже не первый год, и в этот раз Кремль решил воздержаться от участия в ней. Дмитрий Песков лишь напомнил, что «существовали разные форматы подхода к этой теме»:

«Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии – тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, не судебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса».

Но при этом позиция Владимира Путина на эту тему хорошо известна – несколько лет назад он высказывался о хиджабах в школе. Последний раз это было весной 2013-го:

«Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, особенности национальных республик, но то, о чем вы сказали, это не национальная особенность, это демонстрация известного отношения к религии... В нашей стране в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».

Тогда же Путин напомнил, что даже в некоторых мусульманских государствах (например, республиках бывшего СССР) ношение хиджабов в школе запрещено законом.

В целом подход Путина характеризует еще одно его высказывание на эту тему:

«Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе – у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить...

У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства.... Если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, все остальные, представители всех других традиционных религий, так или иначе в недалеком будущем будут чувствовать себя ущемленными».

То есть если мы позволим одной группе граждан выделяться по религиозному признаку, то другие вскоре возмутятся. И это так – если смотреть на европейский опыт, который у нас перед глазами. Там борьба за хиджабы давно уже приняла политический оттенок. Многие предрекают, что разрешение хиджабов в европейских школах станет первым шагом к переходу Старого Света к жизни по нормам шариата. Но как раз тут начинаются важнейшие отличия России от Европы.

В отличие от Европы, у нас традиционные ценности не в упадке – христианство не вымирает, а возрождается, да и другие религии не в кризисе. А мусульмане у нас являются не пришлыми иностранцами, а коренным населением части регионов страны. И это очень важное отличие – тем более в том случае, если мы идем не европейским путем, а своим. И поэтому то, что неприемлемо или опасно для Европы, вполне может работать у нас.

Мусульманское возрождение, проявляющееся в том числе и в ношении хиджабов – а это вовсе не накидка, закрывающая как фигуру, так и все лицо женщины, оставляя открытыми лишь глаза, это всего лишь платок на голове – совершенно не опасно для России в случае соблюдения трех условий.

Первое. Это допустимо в тех регионах, где исторически проживают мусульмане. И только в том случае, если они сами считают хиджаб соответствующим своей традиции, подходящим для своих детей – тогда местные парламенты вправе устанавливать вариант школьной формы, включающий головной платок для девочек. Весь страх перед платками вовсе не связан с неприятием ислама как такового. Такую же реакцию вызывают кое-где и бороды. Если в Дагестане борются с «бородатыми», то это не потому, что так сильно любят бриться, а потому, что привнесенный извне ваххабистский извод ислама на нашем Северном Кавказе действительно часто сопрягается с вооруженным террористическим и сепаратистским подпольем.

Второе. В русских и неисламских регионах России мусульманки тоже могут ходить в школу в хиджабе – но только в частную, негосударственную.

Третье. Россия движется в сторону все большего учета религиозных и национальных обычаев и уклада не просто всех населяющих ее народов, но и в первую очередь государствообразующего русского народа. Это не значит, что православие будет навязываться атеистам или язычникам – но наше государство и общество будет все больше и больше соответствовать представлениям русского народа о справедливости, порядке, достоинстве, труде, солидарности, общем деле. И это соответствие будет все больше замечаться везде – в школе, на улицах городов, на экранах телевизоров.

Вот что важно – если мы сильная, причем в первую очередь духом и верой, страна, то нам только на пользу пойдет наше внутреннее разнообразие. Наши буддистские Калмыкия и Тува, наши мусульманские Дагестан и Чечня будут укреплять нашу общую великую Россию. При полном, стопроцентном, признании всеми их жителями того простого факта, что наше светское и многонациональное государство создано русским народом, поголовно православным если не по форме, то по сути, по содержанию, по своим предкам и исторической памяти.

Так что платочки могут и объединять нас. Ведь еще несколько десятилетий тому назад абсолютное большинство русских женщин не выходило из дому с непокрытой головой, а в храм православные и сейчас заходят, только убрав волосы под платок или шляпку. Да и без платков – если у нас есть общие или близкие семейные, исторические и нравственные ценности, то вопрос с хиджабами мы точно сможем решить так, чтобы ни на своей малой родине, ни в России в целом никто не чувствовал себя ущемленным.

Верховный суд России в среду признал законным запрет носить мусульманским девочкам платки в школах, отклонив жалобы семи родителей из Мордовии, передает РБК.


Это не первая подобная жалоба, которая заканчивается запретом. Россия — многоконфессиональная страна, при этом — светское государство. Как обеспечить равные права для всех граждан России, при этом не задев религиозных чувств представителей разных конфессий? У экспертов нет единого мнения на этот счет. Одни считают, что в светском государстве должна быть свобода выбора. Другие полагают, что необходимо уважать право на проявление религиозности.

Президент Института национальной стратегии, политолог и публицист Михаил Ремизов считает «абсолютно правильным» решение «об исключении хиджаба как символа религиозности в публичных школах».

«Могут быть школы религиозные, мусульманские, христианские, но в публичных государственных муниципальных школах, точно так же, как и в вузах, запрет абсолютно правомерен», — сказал Ремизов «Актуальным комментариям».

«Сегодня ситуация отношения к хиджабу в школах используется родителями учеников в некоторых случаях, по сути, для тестирования на прочность российской общественной системы, и является темой для вполне сознательных и намеренных провокаций», — полагает эксперт. «В этой ситуации государству нужно просто демонстрировать последовательную позицию и не поддаваться на давление. Не только государству, но и обществу», — отметил Ремизов.

«По большому счету, исламисты займут ровно столько места, сколько им оставит общество. Поэтому уступчивость в таких вопросах будет восприниматься как зеленый свет для дальнейшей экспансии», — констатировал эксперт.

Диаметрально противоположного мнения придерживается советник муфтия Ставропольского края, эксперт совета муфтиев России, инспектор по правам человека в гражданском комитете и комиссии по правам человека в Северо-кавказском федеральном округе Руслан Камбиев. По его словам, данное решение ущемляет религиозные права девочек, воспитанных в традициях ислама, и обязанных носить платок с 12 лет.

«Я только что разговаривал с муфтием Ставропольского края, это наше консолидированное решение о том, что мы не поддерживаем это», — сказал Камбиев «Актуальным комментариям».

Эксперт совета муфтиев отметил, что Духовное управление Ставропольского края и Совет муфтиев России подадут совместную просьбу президенту РФ Владимиру Путину.

«В общем, постараемся оспорить это решение», — подчеркнул Камбиев, напомнив, что суд пересмотрел решение отнести Коран к экстремистской литературе. «Мы надеемся, что и это решение (запрет на ношение хиджаба в школе — прим. ред.) будет пересмотрено», — сказал советник муфтия.

Исполнительный директор фонда имени Григория Богослова Леонид Севастьянов назвал проблему ношения хиджаба в школах надуманной: «В светском государстве государством не навязывается норма или мода на одежду. Человек сам имеет право на выбор — надеть ему джинсы или строгий костюм».
«Другое дело, если в школе есть общепринятый дресс-код, как то было в советское время, когда все школьники должны были быть в школьной форме. В таком случае приверженцы других культурно-религиозных традиций, желающие учиться в этой школе, должны придерживаться данного дресс-кода. Но в случае отсутствия строго регламентированной формы в школах любое ограничение девушек на ношение головного убора является ущемлением их прав именно с точки зрения светского государства», — отметил эксперт АК.

Павел Зарифуллин, директор «Центра Льва Гумилева» в интервью «Актуальным комментариям» подчеркнул, что проблема языкового и национального многообразия России сейчас особенно актуальна.

Впрочем с хиджабами он посоветовал решить просто: «Надо ввести косынки как обязательную форму для девочек — в школу — как в церковь».

По данным экспертов, в России насчитывается до 8 миллионов мусульман, большинство из которых проживает, в том числе, в Поволжье. Только в Мордовии существует 60 традиционных татарских сел, где девочек с малых лет приучают ходить в платках и косынках.

В мае прошлого года правительство Мордовии постановлением запретило посещать школы с покрытой головой. С жалобой на это постановление в Верховный суд осенью прошлого года обратились семь жителей Мордовии. Заявители рассказывали, что их дочерей стали унижать в школах, срывать хиджабы и не пускать на уроки. Некоторым из них пришлось перейти на домашнее образование, а некоторым — перейти в другие школы.

Против удовлетворения жалобы выступала представитель правительства Мордовии. Она отмечала, что Россия — это светское государство, а запрет на ношение платков в школах связан с тем, что не все дети адекватно относятся к проявлению религиозности у других.

Гумилев-центр

О том, должна ли одежда школьников быть светской, о вненациональных ценностях и «плавильном тигле советской империи» размышляют директор Традиционной гимназии иерей Андрей ПОСТЕРНАК, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник» протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ и Руководитель сотрудник РИА Новости Радик АМИРОВ.

Напомним, что в Госдуме в рамках дискуссии о проекте закона об образовании законопроекта «Об образовании в РФ» обсуждается вопрос о введении единой школьной формы. Поводом стал вызвавший большой резонанс в обществе и в СМИ случай в одной из школ Ставропольского края, в которой учащейся мусульманке запретили посещать занятия в хиджабе. Как сообщило вчера агенство РИА Новости , президент России Владимир Путин также высказал свое мнение о ношении хиджабов в российских школах и предложил ввести для учащихся форму единого образца.

Иерей Андрей Постернак: В нашей стране нет традиции носить особую «конфессиональную» одежду

Директор традиционной гимназии, кандидат исторических наук, декан исторического факультета ПСТГУ иерей Андрей ПОСТЕРНАК, считает, что обсуждение в Думе ношения конфессиональной одежды в школах уведет дискуссию о российском образовании в сторону от настоящих проблем:

«Если бы я был директором светской школы, меня бы смутило появление в школе детей в хиджабах, ведь мы живем в исторически православной стране, а не в мусульманской. Вопрос обозначать или не обозначать свою конфессиональную принадлежность в школе, должен согласовываться с теми культурными традициями, которые существуют в стране. Если в стране нет традиции, носить определенную одежду, выдающую конфессиональную принадлежность, то может быть, и не стоит настаивать на ее изменении.

Проблема состоит в том, что об этом чаще всего рассуждают люди, которые никакого представления не имеют о том, что должно являться главным атрибутом вероисповедания, и что означает религия для человека. Сейчас аналогичный закон принят в Европе. Не удивительно, что и у нас эти законы обсуждаются и их готовы принять.

Это связано, с одной стороны с антиклирикализацией, а с другой стороны с всеобщей секуляризацией. Другой вопрос, что в наших условиях этот законопроект скорей всего не самое главное, по поводу чего сейчас следует ломать копья. Есть масса других вопросов, связанных с образованием и воспитанием, которые государство никак не решает. Я вообще не считаю, что это принципиальный вопрос, который надо решать на уровне Думы. Лучше было бы обсудить вопрос о воспитании молодежи».

Радик Амиров: Хиджаб – не показатель истинности веры
сотрудник РИА Новости, исполнительный секретарь Союза мусульманских журналистов Радик Амиров рассказал о своем отношении к проблеме:

«В московском метро в вагон заходит девушка в хиджабе – и тут же вокруг нее образуется громадное пространство. Люди сторонятся ее, косятся, многие выходят на следующей же станции. Это объективная картина. Российское общество не готово к полной «хиджабизации», будем откровенны.

Я – мусульманин. Например, мои дети ходят без хиджаба. Я не буду им это насаждать. Но они, повторюсь, – мусульмане. Они знают про ислам, они знают религиозные праздники, быт. Но в хиджаб я своих трех дочерей не «загоню». Решения все равно останутся за ними. Почему одни, ведя себя слишком вычурно (чего раньше и в помине не было) не понимают, что тем самым лишают себя возможностей: общения, карьеры, может быть даже учебы.

Мы живем в светской стране, где русских, а значит, православных, - большинство. Давайте учтем этот фактор. Очень важно не вызывать раздражения, не надо лишний раз подчеркнуто, по пижонски эпатажно говорить о своей религиозной принадлежности. Хиджаб – единственный способ «прописать» себя в мусульманстве?! Иных путей нет? Во время хаджа я видел, как богатые паломники покупали национальные арабские платки в дорогих супермаркетах, напяливали себе на голову и шли, не замечая ничего и никого: «У меня «арафатовка» от Giorgio Armani». Но при этом ни цента не давали нищим у этих супермаркетов. Спрашивается, твое мусульманство в этой куфие («арафатовке от Армани»?). Если ты истинный мусульманин, веришь в единого Бога, то, наверное, не нужно акцентировать свой образ жизни только атрибутами одежды. Разве только в хиджабах дело?! В таком случае, есть и обычные платки, которые носят в нашей стране на Северном Кавказе, в Поволжье и в Москве. Ведь главное не то, носить или не носить хиджаб. Главное не ходить с открытыми волосами. Проще, не опростоволоситься, как в народной пословице.

Конечно, для многих рьяных ревнителей веры было бы радостно, если в школах девушкам подросткам позволили ходить в хиджабе, но зачем же вызывать раздражение? Неужели не может быть компромиссов? Дело в том, что в нашей большой стране сложно увязать традиции религиозные, национальные и светские. Мусульмане, настроенные радикально, говорят: «Моя дочь не пойдет в школу, потому что там нельзя носить хиджаб». Им, по-моему, в таком случае надо найти для обучения какие-то специальные исламские религиозные школы. Возможности для этого есть».
Протоиерей Максим Первозванский: Самое мудрое – не выносить вопрос хиджабов на уровень парламента
Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский связывает эту дискуссию с поиском национальной идентичности после интернационального «плавильного тигля» эпохи советской империи:

«Самым грамотным и мудрым было бы не выносить этот вопрос на уровень Госдумы. Советы школ наделены достаточными полномочиями, чтобы принимать такие решения самостоятельно. Уточню, не администрация школы в лице ее директора, а именно Совет школы, в который входят родители учеников. Так, сейчас этим органом самоуправления успешно решаются вопросы о том носить или не носить школьную форму, и какой она должна быть.

Вообще решение о том может или не может внешний вид учащихся обозначать их религиозную идентичность не является вопросом глобальным. Он, скорее, тактический вопрос. Дело в том, что любая большая многонациональная страна, а Россия - это многонациональная страна, нормально и стабильно существует только тогда, когда она устроена по типу империи. А империя существует только тогда, когда общие имперские ценности в глазах жителей империи превосходят ценности национальные. То есть, когда человеку важно быть татарином, узбеком или русским, но еще более важно быть россиянином. Такая страна является «плавильным тиглем наций». Таким был Советский Союз. Для советского человека более важным было «Достаю из широких штанин, дубликатом бесценного груза: смотрите, завидуйте, я гражданин Советского Союза!». При этом этот гражданин мог быть русским, турком, чеченцем и кем угодно. Но проблема формирования такой идентичности в Советском Союзе была в насильственном характере ее насаждения. Поэтому, когда Советский Союз пошатнулся, и рухнул ореол святости империи, каждый человек начал искать для себя новую идентичность. На этой почве поражения и возросли национальные идентичности. То же самое можно сказать и про религиозные идентичности.

Хотя империя не модное слово, но многонациональное государство Российская Федерация существует не по принципу конфедерации. А раз не конфедерация, значит империя. Пусть это не модное слово и стало носить характер «тяжкого имперского наследия», но если из него убрать популистскую шумиху, то, безусловно, Российское государство существует по типу империи: с центрами, провинциями, префектурами. Империя – прекрасная форма существования государства, народы в нее входящие, живут спокойно, без локальных войн и конфликтов, пользуясь теми преимуществами, которые предоставляет общее государство (транспортная сеть, армия, беспошлинная торговля, образование и многое, многое другое).

В настоящий момент большинство «многонациональных» стран теряют наднациональную и надрелигиозную привлекательность. Мы видим это и в Испании и в Соединенном королевстве. Поэтому и поднимаются сейчас эти вопросы о допустимости публичного проявления религиозных или национальных идентичностей. И крайне важно государству в целом заботиться о значении наднациональных ценностей внутри страны. Тогда все будет работать. И ни у кого не возникнет вопроса, почему в школе тот или иной ребенок соблюдает пост, отказываясь от мяса, или, например, носит те или иные элементы религиозной одежды».

Хиджабы снова в центре внимания. Руководство Мордовии потребовало от учителей и учениц школы в селе Белозерье, где проживают преимущественно татары, не надевать на занятия мусульманские платки. Власти объяснили это профилактикой экстремизма в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года. Запрет поддержала министр образования , заявив, что хиджабу, как религиозной атрибутике, не место в школе. После чего глава Чечни как само решение мордовских властей, так и позицию министра. попросила первого заместителя председателя Дамира-хазрата Мухетдинова рассказать о возможных путях решения этой деликатной проблемы.

«Лента.ру»: Должны ли мусульманки носить хиджаб в государственной школе, если государство светское?

Мухетдинов: Проблеме уже не один год. Мы неоднократно говорили о том, что права верующих граждан должны соблюдаться в соответствии с конституцией нашей страны. Но лично я при обсуждении поднимал ряд других вопросов, которые по инерции пойдут за вопросом хиджаба. А в результате мы упираемся в вопрос светскости нашей школы, светскости государства.

Если на первом этапе мы принимаем как должное хиджаб, то вполне закономерно, что завтра у нас в повестке дня возникнет вопрос халяльного питания, чтобы школа на альтернативной основе обеспечивала им мусульман. Можно пойти еще дальше и спросить, нужно ли преподавать теорию Дарвина, разрешает ли исламский шариат уроки рисования, пения и физкультуры. Кто-то потребует раздельного обучения мальчиков и девочек.

Таким образом мы запускаем очень опасный механизм. Государству, учитывая многоконфессиональность и многонациональность страны, необходимо учитывать права разных меньшинств, в том числе и атеистов, которых в России много.

Выходит, права министр Васильева?

Я всегда говорил о необходимости многовариантного подхода. Должны быть разные компоненты, принимаемые во внимание с учетом мнения разных сторон.

А что с конкретной ситуацией в селе Белозерье, где местные власти запретили хиджаб?

Это более простой вопрос. Здесь речь идет о сугубо мусульманском, татарском селе и мусульманских детях, которые традиционно, даже в сталинский период гонений, надевали платочки. Не совсем понятно, почему региональное министерство так к этому привязалось. Здесь я солидарен с Рамзаном Ахматовичем, который говорит, что у нас в школе действительно есть серьезные проблемы - наркомания и другие социальные пороки. Если бы региональные министры и вообще чиновники от образования так ретиво боролись с этим, с участием и родителей, тогда бы школы у нас намного быстрее облагородились.

Поэтому я вижу двоякую ситуацию. С одной стороны, мы говорим, что ученикам необходимо прививать нравственные ценности, и у нас есть отдельный предмет, в рамках которого школьники могут выбрать изучение мусульманской культуры. С другой стороны, если запускать этот маховик [запретов] в отношении мусульман, то, естественно, он ударит и по остальным. Мусульмане завтра скажут: почему в кабинете директора, в самой светской школе висит распятие при входе, почему в классе висит икона? А в мусульманском регионе христиане придерутся к какому-нибудь молитвеннику из Священного Корана. Можно пойти дальше, как во Франции, где запретили кипу и нательный крестик. В Казахстане недавно был случай, когда учитель сорвал с ученика крестик.

Тогда, быть может, правы французы, и в светском государстве школы должны быть свободны от любой религиозной атрибутики? Чтобы все были в равных условиях?

Если мы, как заявила министр Васильева, говорим о том, что Россия - сугубо светское государство со светским характером образования, то это правило нельзя применять к отдельно взятой религии. И мусульмане сейчас усматривают в этих ее словах именно политический, специфический контекст. Православные могут на территории школ, университетов, других образовательных учреждений строить свои часовни, открывать молитвенные комнаты. Туда будут приходить священники, преподаватели и творить все, что угодно. А когда в традиционной мусульманской среде девочки надевают платки, речь заходит чуть не о третьей мировой войне.

Мы не Франция. Наша страна хорошо называется - Российская Федерация. В слове «федерация» заложены главный механизм и философия государства, согласно которым без учета особенностей населения, проживающего в том или ином регионе, мы не в состоянии построить гармоничное общество. Если мы не примем особенности чужого, иного для нас человека, то никогда не обретем гармонию и не придем к единому знаменателю. Рамзан Кадыров четко все объяснил в одной фразе, сказав, что его дочери всегда ходили и будут ходить в хиджабе, и никто не посмеет его с них сорвать (здесь имеется в виду не только его семья, но и вся Чеченская Республика), иначе получит то… что получит.

Почему Верховный суд подтверждает право местных властей запрещать хиджаб в школах, а апелляции не приносят никаких плодов?

Это нормальный живой процесс. Через 25 лет после падения атеизма [как государственной идеологии] вакуум понемногу заполняется. У большинства чиновников есть понимание, что Россия - это прежде всего православная страна. Когда у нас осознают, что мусульмане, иудеи и иные наши религиозные группы - не пасынки, но сыны нашего отечества, на которых распространяются одинаковые права и обязанности, то на корню поменяется вся система исполнительной и законодательной власти, отношение судов.

Пока же есть мажоритарная группа, и в отношении нее мы ничего подобного не рассматриваем. Против меньшинства можно принимать законы, ущемляющие его права, но надо понимать, что чем больше пружина сжимается, тем с большей силой она разожмется.

Как вы оцениваете слова Ольги Васильевой о том, что истинно верующему человеку не нужны никакие внешние атрибуты его религиозности?

В философском плане я разделяю ее позицию, и вообще, вопрос хиджабов - дискуссионный. Даже с точки зрения теологии есть точка зрения, что хиджаб не предписан так строго, как традиционно принято считать в мусульманских сообществах.

Действительно, истинно верующий человек никогда не выставляет свою веру напоказ. Особенно это заметно в кавказских суфийских традициях, когда суфии и дервиши отказывались от практики публичного отправления религиозного культа и совершали все ритуалы тайком ночью, чтобы общество не заподозрило их в лицемерии и демонстративной набожности.

Но надо понимать, что есть дети и родители, которые не готовы к глубокому философскому взгляду на суть религии и Бога. Им нужны именно формы, и в них они видят свое существование, смысл своей веры. В их понимании, если ты снял с женщины платок, то лишил ее чести и достоинства. Это болезненно воспринимается любым человеком, а у мусульман особенно.

Как донести эту позицию до властей?

Даже те площадки, которые на сегодняшний день у нас есть - , и иные, к сожалению, не работают в полной мере. Я много лет участвую в рождественских чтениях в Госдуме и СФ, внимательно слушаю Святейшего Патриарха, сановников, лидеров фракций. Все апеллируют к тому, что Россия - многоконфессиональная страна.

Но у меня есть вопрос, который сформулировал мой сын: почему из года в год на этих мероприятиях ни один мусульманский деятель не имеет право высказать свою точку зрения? Почему, если мы говорим о светском характере нашего государства и общества и наши чиновники апеллируют к многообразию наших религий и национальностей, не звучит наша позиция по той или иной проблеме?

Этот вопрос еще не дозрел. Не все участники диалога до конца понимают, что они должны иметь возможность не только вещать и слушать, но и быть услышанными. Думаю, через какое-то время организаторы подобных мероприятий подумают о том, чтобы и голос мусульман, и других многочисленных общин был услышан. Мусульман в России от 25 до 30 миллионов. Это уже 15 процентов, а в ближайшем будущем - 20-25 процентов населения страны, самого молодого, самого активного и самого жизнерадостного. Не учитывать их голоса будет катастрофой для государства.

А как быть сейчас?

Сейчас эффективнее всего эту позицию доносит до руководства страны Рамзан Ахматович Кадыров. Одним своим «Инстаграммом» он выражает мысли миллионов российских мусульман, становясь в их глазах поборником веры. Ведь далеко не все религиозные деятели так ярко, жестко и принципиально высказываются. Главу авторитетной республики нельзя не услышать. Я уверен, что это поднимет новые волны обсуждения и приведет к обсуждению вопроса на других площадках.

В России на федеральном уровне не существует официального запрета на ношение хиджаба (исламского женского головного платка) в учебных заведениях. Согласно Федеральному закону "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года (с поправками от 4 июня 2014 года), в образовательных учреждениях внешний вид учащихся, а также ношение школьной формы определяет администрация. Типовые требования к школьной форме утверждают власти регионов. В 2013 года Министерство образования и науки РФ разработало образец типовых требований субъекта Федерации к школьной одежде, согласно которым "внешний вид и одежда учащихся... должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер".

Прецеденты, связанные с отказом учениц ходить в школу без хиджаба

Несмотря на эти требования, с 2012 года в РФ произошли два громких прецедента, связанные с отказом учениц посещать занятия без мусульманских платков.

В октябре 2012 года в Ставропольском крае в школе № 12 села Кара-Тюбе произошел конфликт между администрацией учебного заведения и родителями девушек-мусульманок. Директор школы запретила учащимся появляться на уроках в хиджабе, мотивируя это тем, что школа является светским образовательным учреждением.

Спустя несколько дней, 31 октября, правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. В частности, документ запрещал школьникам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. Несколько родителей учеников обратились в суд, требуя отменить эти правила, поскольку они противоречат Федеральному закону РФ "О свободе совести и религиозных убеждениях" от 26 сентября 1997 года. Однако 22 марта 2013 года Ставропольский краевой суд отказал в иске, указав, что единые требования к школьной одежде установлены в целях обеспечения светского характера школ и не могут рассматриваться в качестве ограничений свободы совести и вероисповедания. Заявители подали апелляционную жалобу в Верховный суд (ВС) РФ. 10 июля 2013 года коллегия ВС оставила решение краевого суда без изменений.

В Мордовии конфликт в школе села Белозерье разгорелся после того, как 12 мая 2014 года правительство республики утвердило требования к форме учащихся, запрещающие посещать занятия в одежде "с религиозными атрибутами" и хиджабах. Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. 24 октября 2014 года Верховный суд Мордовии отказал в удовлетворении заявления, указав, что требования к внешнему виду обучающихся направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между ними и создание деловой атмосферы, необходимой на занятиях. В конце января 2015 года истцы подали апелляционную жалобу в ВС РФ.

В Астраханской и Мурманской областях региональные власти также ввели требования к школьной форме, запрещающие учащимся посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить "религиозную одежду, в том числе закрывающую лицо". Правительство Татарстана ввело запрет на ношение "атрибутов одежды, закрывающей лицо". В Башкирии запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах носит рекомендательный характер.

Власти РФ против хиджабов в школе

Российские власти неоднократно высказывались против ношения учащимися мусульманских головных уборов в образовательных учреждениях. 25 апреля 2013 года в ходе "прямой линии" с россиянами президент РФ Владимир Путин отметил: "Ничего хорошего в этом нет - это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране, в мусульманских регионах никогда такой традиции не было".

11 июля 2013 года в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил: "Мы светское государство, и наша школа является светской, поэтому хождение в хиджабах недопустимо. Если родители хотят, чтобы их дети получили образование в государственной школе, они должны быть готовы соблюдать правила, которые в ней установлены". В начале февраля 2015 года министр вновь напомнил, что одежда в школе должна быть светской.