Что такое ноктюрн кратко. Значение слова ноктюрн

Ноктюрн

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke , более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Библиография

  • Янкелевич В. Le nocturne. - Париж, 1957
  • Марина Малкиель. Цикл лекций по истории зарубежной музыки (Век романтизма)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Ферра, Кристиан
  • Тренчкот

Смотреть что такое "Ноктюрн" в других словарях:

    НОКТЮРН - (ноктурно) род музыкальной композиции, мечтательные, певучие, меланхолические пьесы. Всемирной известностью пользуются н ны Шопена. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. НОКТЮРН, НОКТУРНО музыкальная… … Словарь иностранных слов русского языка

    НОКТЮРН - НОКТЮРН, ноктюрна, муж. (франц. nocturne, букв. ночной) (муз.). Род небольшого лирического музыкального произведения. Ноктюрн Шопена. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Маяковский. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    ноктюрн - См … Словарь синонимов

    ноктюрн - а, м. nocturne adj., < ит. nocturno ночной. 1. Небольшое лирическое музыкальное произведение. БАС 1. Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Толст. Война и мир. Добряк слыхал в Москве Фильда и думал, что в музыке только и бывают… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    НОКТЮРН - (франц. nocturne от лат. nocturnus ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно… … Большой Энциклопедический словарь

    НОКТЮРН - НОКТЮРН, а, муж. Небольшое лирическое, преимущ. фортепьянное музыкальное произведение. | прил. ноктюрновый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    НОКТЮРН - «НОКТЮРН», СССР, РИЖСКАЯ киностудия, 1966, ч/б, 88 мин. Военный фильм, трагическая мелодрама. По одноименному рассказу Жана Гривы. Француженка Иветта и латыш Жорж познакомились в годы гражданской войны в Испании, где они сражались на стороне… … Энциклопедия кино

    Ноктюрн - (Notturno, Nottorno, итал.) ночная музыка, род серенады,предназначенной для исполнения в тишине ночи; характер спокойный,нежный. Пишется в колонном складе и преимущественно в размере 8/8.Художественную обработку Н. получил у Фильда, Шопена и др.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Ноктюрн - (фр. nocturne, букв. – ночной) – в XVIII – нач. XIX вв. многочастное инструментально музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполняющееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; с XIX в. небольшая… … Энциклопедия культурологии

Эволюция жанра ноктюрн

Первым композитором, писавшим ноктюрны в современном значении этого слова, являлся Джон Фильд. Он создал 18 фортепианных ноктюрнов, до сих пор входящих в репертуар исполнителей.

Джон Фильд был создателем ноктюрна в нынешнем смысле этого слова. Если в XVIII -- начале XIX веков ноктюрнами называли близкое к кассации и инструментальной серенаде музыкальное произведение для духовых инструментов, то именно Джон Фильд создал ноктюрн как жанр фортепианной музыки. Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, «Камаринская», несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Дж. Фильд написал семь концертов для фортепиано с оркестром.

Современникам Джон Фильд был прежде всего известен как пианист-виртуоз. Как композитор Дж. Фильд был оценен позднее. Сейчас его ноктюрны и некоторые другие фортепианные пьесы входят в репертуар многих ведущих пианистов.

Творческие достижения Дж. Фильда в этой области, его новаторство очень высоко ценил Ф. Лист: "До Дж. Фильда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п. Фильд же ввел жанр, не относящийся ни к одной из этих категорий, жанр, в котором чувство и мелодия обладают верховной властью и свободно движутся, не стесненные оковами насильственных форм. Он открыл путь всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием "Песен без слов", "Экспромтов", "Баллад" и т. п., и был родоначальником этих пьес, предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний. Он открыл эти области, предоставившие для фантазии более изысканной, чем величественной, для вдохновения скорее нежного, чем лирического, столь же новое, как благородное поприще" .

Композиторская и исполнительская манера Дж. Фильда отличается певучестью и выразительностью звучания, лиризмом и романтической чувственностью, импровизационностью и изысканностью. Пение на фортепиано -- одно из важнейших свойств исполнительского стиля Фильда было столь подкупающим для М. Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов и ценителей музыки. Фильдовская певучесть была родственна русской народной песенности. М. Глинка, сравнивая манеру исполнения Дж. Фильда с игрой других известных пианистов, писал в «Записках», что «игра Дж. Фильда была часто смела, капризна и разнообразна, но он не обезображивал искусство шарлатанством и не рубил пальцами котлет, подобно большей части новейших модных пьянистов».

Ноктюрны Дж. Фильда имеют большое значение. Ф. Лист прав, говоря, что его ноктюрны -- импровизации, фантазии. Действительно, Дж. Фильд, сочиняя бессознательно, находит форму, подходящую к характеру чувств, которые в данный момент наполняют его душу. Но не только в этом внутреннем отношении Дж. Фильд должен считаться предшественником Ф. Шопена: характер его ноктюрнов вытекает также из характера инструмента. Нельзя сказать, чтобы Л. Бетховен не понимал значения фортепиано, но играя на нем и сочиняя для него, он находился под влиянием музыки оркестровой и камерной, тогда как Дж. Фильд сочинял, приспосабливаясь к специвике и отличительному характеру фортепиано. Как Дж. Фильд, так и Ф. Шопен писали исключительно для фортепиано. У них мелодия отделяется от аккомпанемента, походя на вокальное пение, аккомпанемент же приспособлен исключительно к исполнению на фортепиано. Подвижные фигурации, бисерные украшения, характер пассажей, употребление педали, не игравшее до тех пор роли, развитие певучей игры, благодаря применению различных туше, -- все это обусловлено характером инструмента, начато Дж. Фильдом и закончено Ф. Шопеном и Ф. Листом. Для оценки музыкальной деятельности Дж. Фильда важна статья Ференца Листа, предпосланная изданию Фильдовских ноктюрнов (Schubert et Co.) и перепечатанная в русском переводе в журнале "Пантеон и репертуар русской сцены" (1851 г., т. II, № 4, ст. 22--26). Ференц Лист высказывает следующие мысли о ноктюрнах Дж. Фильда: «30 лет прошло после появления ноктюрнов Фильда, и многое, сочиненное после них, устарело, они же не утратили своей свежести и никогда не утратят, так как вытекают непосредственно из души композитора, одаренного редкими качествами; они отличаются простодушием без всякой аффектации и всегда останутся образцами простодушной грации, меланхолической наивности и нежного, томного самозабвения. До появления ноктюрнов Дж. Фильда сочинялись рондо или сонаты, Дж. Фильд создал новый род композиций, в котором на первом плане стоит выражение чувств и пение, а уже на втором -- форма сочинения; он изобретатель композиций, известных под названиями "песен без слов", "баллад", "баркоролл", "impromptus" и т. п.».

Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Ф. Шопена (например, в ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Дж. Фильда. Позднее композитор начал усложнять гармонию, и даже использовать более свободную форму.

Музыкальные мысли Ф. Шопена рождались в импровизациях за фортепиано и облекались в чисто пианистические звучания. По воспоминаниям современников, в исполнении самого Ф. Шопена, с его характерным rubato и изменчивым характером интерпретации, было ясно ощутимо импровизационное происхождение его музыки. Новая эмоциональная атмосфера этой музыки - её интимные настроения, поэтическая свобода, тончайшие переливы светотени, воздушность, зыбкость, неуловимость - все это воплощалось через особый строй музыкального выражения, неразрывно связанный с новыми колористическими возможностями фортепиано. Инстинктивное постижение природы обертонных звучаний на фортепиано, тончайшая разработка выразительных возможностей педального фона и педального смешения гармонических нюансов породили у Ф. Шопена новую пианистическую фактуру, которая является важнейшим неотъемлемым элементом выразительности самой темы. Тема у Ф. Шопена не только немыслима вне ее чисто пианистического облачения, но часто весь ее художественный смысл кроется в особенностях пианистической фактуры. Эффекты таяния и растворения в пространстве, эффекты слияния нескольких звуковых плоскостей, разрастающейся и затухающей гулкости, обволакивания звука, тембрового раскрашивания темы, как и множество других, содействовали тому, что музыкальные темы Ф. Шопена лишались прямолинейной рельефности и воздействовали на слушателя своим неуловимым романтическим настроением.

Мелодия редко показана у Ф. Шопена в виде простой «песенности», противопоставляемой гармоническим голосам. Она обычно сливается с окутывающим ее фактурным и гармоническим фоном.

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь -- время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Ф. Шопена, пожалуй, самый известный из романтических. Именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Р. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Ф. Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 -- лирический ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Эдвард Григ, Ференц Лист. Музыка ноктюрна Ф. Листа «Грёзы любви» посвящена Каролине Петровне Витгенштейн, самой большой любви в жизни великого композитора. История любви, к сожалению, трагична и не имеет счастливого конца, но благодаря ей мировая музыкальная культура обогатилась множеством прекрасных мелодий. Русские композиторы -- М. Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Дж. Фильда), М. Балакирев, П. Чайковский.

М. Глинка - ноктюрн «Разлука». У М. Глинки в автобиографических «Записках» имеется лишь одно краткое упоминание о ноктюрне «Разлука», из которого мы узнаём, что ноктюрн написан для его сестры - Елизаветы Ивановны, в замужестве Флёри. И хотя это произведение издается без посвящения, мы теперь знаем, кому оно предназначалось. К тому же нельзя исключать, что ноктюрн действительно был посвящен Е. И. Флёри, ведь мы не знаем ни автографа, ни первого издания, осуществленного фирмой «Одеон» в 1839 году. Так что, мы не можем исключать того, что ее имя могло стоять на титульном листе первого - прижизненного - издания. Ноктюрн дошел до нас в издании Ф. Т. Стелловского в приложении к журналу «Музыкальный и театральный вестник» за 1858 год. Через год после смерти Глинки и 20 лет после создания произведения! Во-вторых, это свидетельство определяет тот контекст творчества композитора, в который вписывается ноктюрн, и, таким образом, побуждает и нас взглянуть на это произведения в ряду признанных глинкинских шедевров. В-третьих, интересные сведения можно попутно извлечь из этого документа, касающиеся творческой лаборатории композитора. Оказывается, некоторые его шедевры заключают в себе определенные музыкальные идеи, не принадлежавшие им изначально, а предназначавшиеся для каких-то других произведений. Нашедшие, однако, свое место там, где мы их сейчас видим, они необычайно гармонично сочетаются с новыми музыкальными идеями.

Ноктюрн «Разлука» - это творение зрелого мастера. М. Глинка внес большой и ценный вклад в русскую фортепианную литературу. Фортепианное творчество сопутствовало ему на протяжении всей жизни. Любовь к этому инструменту у М. Глинки неразрывно связывалась со всей артистической деятельностью, с его высоким исполнительским мастерством. Обладая превосходными пианистическим данными, он с юных лет проявил себя вдумчивым исполнителем. Он брал уроки у знаменитого тогда пианиста Джона Фильда, который как композитор прославился именно своими фортепианными ноктюрнами, оказавшими влияние не только на М. Глинку, но и на Ф. Шопена.

Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Ноктюрн Ф. Мендельсона из сюиты «Сон в летнюю ночь».

Сон в летнюю ночь (Ein Sommernachtstraum) -- концертная увертюра (op. 21) и музыка Феликса Мендельсона для одноименной комедии Уильяма Шекспира (op. 61).

Увертюра была завершена 26 августа 1826 года и впервые публично исполнена в феврале 1827 года в Щецине под руководством Карла Лёве. Поначалу Ф. Мендельсон не собирался дополнять увертюру другими частями.

В 1841 году король Фридрих Вильгельм IV, который был в восторге от театральной музыки Ф. Мендельсона к трагедии «Антигона» Софокла, прозвучавшей в Новом дворце в Потсдаме, предложил композитору сочинить побольше произведений подобного жанра. Ф. Мендельсон принял заказ и в течение 1843 года дописал к увертюре еще 10 частей, превратив ее, таким образом, в сюиту. Первое исполнение музыки к комедии состоялось 14 октября 1843 года в Потсдамском дворце. В увертюре 11 частей, шестая - ноктюрн.

Работа над увертюрой шла быстро: в письме от 7 июня 1826 года Ф. Мендельсон пишет о намерении сочинить увертюру, а через месяц рукопись уже готова. По словам Р. Шумана, «расцвет юности чувствуется здесь как, может быть, ни в одном другом произведении композитора, -- законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». «Сон в летнюю ночь» открывает период зрелости композитора. Первое исполнение увертюры состоялось в домашней обстановке. Ф. Мендельсон сыграл ее 19 ноября 1826 года на фортепиано в четыре руки с сестрой Фанни. Премьера прошла 20 февраля следующего года в Штеттине под управлением известного композитора Карла Лёве (вместе с премьерой в этом городе Девятой симфонии Бетховена). А сам автор впервые дирижировал ею в Лондоне в Иванов день -- 24 июня 1829 года.

17 лет спустя после написания увертюры Ф. Мендельсон -- прославленный композитор, пианист и дирижер, руководитель симфонических концертов Королевской капеллы и хора Домского собора в Берлине -- вновь обратился к пьесе «Сон в летнюю ночь». Комедия У. Шекспира ставилась ко дню рождения прусского короля Фридриха-Вильгельма IV: премьера спектакля состоялась 14 октября 1843 года в театральном зале Нового дворца в Потсдаме, а 4 дня спустя -- в Шаушпильхаузе в Берлине. Успех был огромным -- именно благодаря Мендельсону. Никогда еще музыка не способствовала в такой степени популярности шекспировской пьесы.

Выдающимся образцом импрессионистической музыки являются три ноктюрна («Облака», «Празднества», «Сирены») Клода Дебюсси.

Известный французский композитор Клод Дебюсси создал три ноктюрна, каждый из них - для различного оркестрового сочисостава. Они были задуманы композитором в 1894 году, когда ещё не было закончено его первое зрелое симфоническое произведение «Послеполуденный отдых фавна». В одном из своих писем бельгийскому скрипачу Эжену Изаи он говорил о том, что работает над тремя «Ноктюрнами» для скрипки соло с оркестром. Оркестр первого представлен струнными, второго -- флейтами, четырьмя валторнами, тремя трубами и двумя арфами. Оркестр третьего соединяет и то и другое. В целом это поиски различных комбинаций, которые способен дать один и тот же цвет, как, например, в живописи этюд в серых тонах». Однако уже в следующем году замысел меняется, и на протяжении трех лет Дебюсси работает над тремя «Ноктюрнами» для симфонического оркестра.

«Облака». Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, литавры, арфа, струнные.

«Празднества». Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 2 арфы, литавры, малый барабан (в отдалении), тарелки, струнные.

«Сирены». Состав оркестра: 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 2 арфы, струнные; женский хор (8 сопрано и 8 меццо-сопрано).

Премьера «Ноктюрнов», состоявшаяся в Париже 9 декабря 1900 года, не была полной. Под управлением Камилла Шевийяра прозвучали только «Облака» и «Празднества», а «Сирены» присоединились к ним год спустя, 27 декабря 1901-го. Эта практика раздельного исполнения сохранилась и столетие спустя -- последний «Ноктюрн» (с хором) звучит значительно реже.

Программа «Ноктюрнов» известна от самого К. Дебюсси. По словам автора, заглавие «Ноктюрны» имеет значение более общее и в особенности более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, а во впечатлениях и ощущении света.

«Облака» -- это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проплывающими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом.

«Празднества» -- это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего через праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время -- это праздник, это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма.

«Сирены» -- это море и его безгранично многообразный ритм. Среди посеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен.

В то же время сохранились и другие авторские пояснения. По поводу «Облаков» К. Дебюсси говорил друзьям, что это взгляд с моста на тучи, подгоняемые грозовым ветром; движение по Сене парохода, гудок которого воссоздается короткой хроматической темой английского рожка. «Празднества» воскрешают память о прежних увеселениях народа в Булонском лесу, иллюминированном и наводненном толпой. А трио труб -- это музыка республиканской гвардии, играющей зорю. По другой версии здесь отражены впечатления от встречи парижанами российского императора Николая II в 1896 году.

Немало параллелей возникает с картинами французских художников-импрессионистов, любивших рисовать струящийся воздух, блеск морских волн, пестроту праздничной толпы. Сам заголовок «Ноктюрны» возник от названия пейзажей английского художника-прерафаэлита Джеймса Уистлера, которыми композитор увлекся еще в молодые годы, когда, окончив консерваторию с Римской премией, жил в Италии, на вилле Медичи (1885--1886). Это увлечение сохранилось до конца жизни. Стены его комнаты украшали цветные репродукции картин Д. Уистлера. С другой стороны, французские критики писали, что три «Ноктюрна» К. Дебюсси -- это звукопись трех стихий: воздуха, огня и воды, или выражение трех состояний -- созерцания, действия и упоения.

«Облака» нарисованы тонкими импрессионистскими красками небольшого по составу оркестра (из медных использованы только валторны). Зыбкий сумрачный фон создается мерным колыханием деревянных духовых, образующих причудливые скользящие гармонии. Своеобразный тембр английского рожка усиливает ладовую необычность краткого основного мотива. Колорит светлеет в среднем разделе, где впервые вступает арфа. Она вместе с флейтой ведет в октаву пентатонную тему, словно насыщенную воздухом; ее повторяют солирующие скрипка, альт, виолончель. Затем возвращается сумрачная мелодия английского рожка, возникают отголоски других мотивов -- и все будто уплывает вдаль, подобно тающим облакам.

«Празднества» образуют резкий контраст -- музыка стремительна, полна света и движения. Полетное звучание струнных и деревянных инструментов перебивается звонкими возгласами медных, тремоло литавры и эффектными глиссандо арф. Новая картина: на том же пляшущем фоне струнных гобой ведет задорную тему, подхватываемую другими духовыми в октаву. Внезапно все обрывается. Издалека приближается шествие (три трубы с сурдинами). Вступают молчавший до того малый барабан (в отдалении) и низкие медные, нарастание приводит к оглушительной кульминации tutti. Затем возвращаются легкие пассажи первой темы, мелькают и другие мотивы, пока звуки празднества не затихают вдали.

В «Сиренах» вновь, как и в «Облаках», господствует медленный темп, но настроение здесь не сумеречное, а озаренное светом. Тихо плещет прибой, набегают волны, и в этом плеске можно различить манящие голоса сирен; повторяющиеся аккорды без слов небольшой группы женского хора дополняют звучание оркестра еще одной причудливой краской. Мельчайшие, из двух нот, мотивы варьируются, разрастаются, сплетаются полифонически.

В них слышатся отзвуки тем предшествующих «Ноктюрнов». В среднем разделе голоса сирен становятся настойчивее, их мелодия -- более протяженной. Вариант у труб неожиданно сближается с темой английского рожка из «Облаков», и сходство еще усиливается в перекличке этих инструментов. В конце пение сирен замирает, как истаивали облака и исчезали вдали звуки празднества.

Известны также ноктюрны других композиторов, например, Ф. Шуберта:

Обработка сочинения В. Матейки - ноктюрн для флейты, скрипки и гитары; Ф. Шуберт в 1814 добавил партию виолончели, существенно переработал сочинение, написал дополнительную вариацию в 3 части и второе трио к менуэту. Другое сочинение - для фортепианного трио - Ноктюрн Es-dur ор.148 (написан около 1828 г.)

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstucke. Настраиваясь слушать, можно представить: «Сейчас будет музыка нежная, мечтательная». Но что такое? Зазвучал марш… Да, да, медленный марш. А далее следует оживленная, взволнованная музыка, и в ней отчетливо проступают то маршевые, то танцевальные ритмы. Нет ни мечтательности, ни того мягкого лиризма, которые так обычны в ноктюрнах. Ноктюрны Р. Шумана задуманы совсем необычно. Каждый из них, как отмечал композитор в одном из писем, имеет еще особый заголовок: «Траурное шествие», «Странное общество», «Ночная оргия», «Хороводная песнь с голосами соло». А ноктюрнами они имеют полное право называться потому, что и здесь характер музыки «ночной», но навеяна она не тишиной уснувшей природы, а фантастикой необычных ночных видений. Ноктюрны такого плана встречаются очень редко. Большинство же ноктюрнов привлекают своим мягким лирическим складом. Музыка их кажется рожденной ночным безмолвием. Чаще всего она раскрывает чувства человека, оставшегося наедине с самим собой, уснувшей природой.

Более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Известно, что существует жанр ноктюрна и в творчестве других авторов. В основном это 1-2 отдельные произведения, не включённые в какой-либо цикл, преимущественно фортепианные произведения. Среди них:

Кароль Бернард Залуский. Ноктюрны Ля минор, Ми-бемоль мажор для фортепиано

Габриэль Форе. Три ноктюрна, Op.33 для фортепиано

Ф. Амиров. Ноктюрн си минор для домры

А.П. Бородин - ноктюрн из второго квартета

А.Н. Скрябин - фортепианные ноктюрны, в том числе ноктюрн для левой руки

Д. Шостакович - Ноктюрн из музыки к кинофильму "Овод"

Музыка Ференца Листа - "Грезы Любви" (Ноктюрн N3 S 541).

Вывод

В первой главе мы рассмотрели терминологию жанра «ноктюрн», существовавшую в разные временные периоды; отметили исторические этапы развития этого жанра.

Ноктюрн (от лат. Nocturnus - ночной) - обозначение, применявшееся к различным по исполнительскому составу, форме и характеру музыкальным произведениям. В 18 - начале 19 века термином notturno называли род дивертисмента, многочастное произведение, исполняемое на открытом воздухе в ночное время ансамблем духовых или духовых и струнных инструментов (у Й. Гайдна, В. Моцарта). Встречались и одночастные ноктюрны для одного или нескольких голосов, обычно без сопровождения, близкие вокальной серенаде (у В. Моцарта, Д. Верди, Д. Россини). Обозначение ноктюрн применялось и к оперным "ночным" сценам. Джон Фильд своими ноктюрнами утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую пьесу для фортепиано, обычно в репризной 3-ч форме. Ф. Шопен углубил и обогатил этот жанр. Р. Шуман в ноктюрне акцентировал причудливо-фантастические черты. К. Дебюсси назвал ноктюрном триаду оркестровых пьес.

А также дали краткую характеристику ноктюрнов в творчестве следующих композиторов: Дж. Фильд, Ф. Шопен, К. Дебюсси, Ф. Мендельсон, М. Глинка.

ноктюрн жанр домра композитор

Ноктюрн

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke , более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Библиография

  • Янкелевич В. Le nocturne. - Париж, 1957
  • Марина Малкиель. Цикл лекций по истории зарубежной музыки (Век романтизма)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Ферра, Кристиан
  • Тренчкот

Смотреть что такое "Ноктюрн" в других словарях:

    НОКТЮРН - (ноктурно) род музыкальной композиции, мечтательные, певучие, меланхолические пьесы. Всемирной известностью пользуются н ны Шопена. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. НОКТЮРН, НОКТУРНО музыкальная… … Словарь иностранных слов русского языка

    НОКТЮРН - НОКТЮРН, ноктюрна, муж. (франц. nocturne, букв. ночной) (муз.). Род небольшого лирического музыкального произведения. Ноктюрн Шопена. «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Маяковский. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    ноктюрн - См … Словарь синонимов

    ноктюрн - а, м. nocturne adj., < ит. nocturno ночной. 1. Небольшое лирическое музыкальное произведение. БАС 1. Жюли играла Борису на арфе самые печальные ноктюрны. Толст. Война и мир. Добряк слыхал в Москве Фильда и думал, что в музыке только и бывают… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    НОКТЮРН - (франц. nocturne от лат. nocturnus ночной), в 18 и нач. 19 вв. многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно… … Большой Энциклопедический словарь

    НОКТЮРН - НОКТЮРН, а, муж. Небольшое лирическое, преимущ. фортепьянное музыкальное произведение. | прил. ноктюрновый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    НОКТЮРН - «НОКТЮРН», СССР, РИЖСКАЯ киностудия, 1966, ч/б, 88 мин. Военный фильм, трагическая мелодрама. По одноименному рассказу Жана Гривы. Француженка Иветта и латыш Жорж познакомились в годы гражданской войны в Испании, где они сражались на стороне… … Энциклопедия кино

    Ноктюрн - (Notturno, Nottorno, итал.) ночная музыка, род серенады,предназначенной для исполнения в тишине ночи; характер спокойный,нежный. Пишется в колонном складе и преимущественно в размере 8/8.Художественную обработку Н. получил у Фильда, Шопена и др.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Ноктюрн - (фр. nocturne, букв. – ночной) – в XVIII – нач. XIX вв. многочастное инструментально музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполняющееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; с XIX в. небольшая… … Энциклопедия культурологии

Темные, почти черные берега. Темное зеркало реки. Спокойное небо и на нем огромная зеленоватая луна. Ее отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся недвижной воду.

Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. Каждый, хоть раз видевший эту картину, никогда ее не забудет. Это А. И. Куинджи, «Ночь на Днепре». А вот еще одна картина:

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо.
Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.

И картину Куинджи, и отрывок из поэмы Пушкина «Полтава» можно определить как своего рода ноктюрн.

Французское слово «nocturne» как и итальянское «notturno» в буквальном переводе означает - ночной. Термин этот, употребительный в разных искусствах, появился в музыке XVIII века. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время. Многочастные произведения, чаще всего для нескольких духовых и струнных инструментов, по характеру были близки инструментальным серенадам или дивертисментам . Иногда звучали вокальные ноктюрны - одночастные сочинения для одного или нескольких голосов.

В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. И картина Куинджи, и стихи Пушкина ассоциируются именно с таким ноктюрном.

Впервые лирические фортепианные ноктюрны стал сочинять ирландский композитор и пианист Джон Филд. Филд долгое время жил в России. У него брал уроки фортепианной игры юный Глинка . Быть может, поэтому и великий русский композитор написал два фортепианных ноктюрна. Второй из них, с названием «Разлука», широко известен.

Писали ноктюрны Чайковский , Шуман и другие композиторы. Однако больше всего известны ноктюрны Шопена . То мечтательные и поэтичные, то строгие и скорбные, то бурные и страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано.

Л. В. Михеева

Ночью люди обычно спят. Однако для вас, молодежи, это время суток обладает особой романтикой, таинственностью, поэтичностью. Вы воспринимаете все оттенки природы и настроений ночи. Ваши чувства обострены, все воспринимается серьезней и значительней, чем утром или днем, которые кажутся гораздо прозаичнее.

Так воспринимали ночь и композиторы-романтики, которые любили сочинять музыкальные пьесы таинственно- мечтательного характера, подчас страстно-патетического, драматического, созерцательного и т. д. Они и называются ноктюрнами. Французское слово nocturne означает "ночной". Сейчас мы в основном знаем ноктюрны Ф. Шопена и его современников, однако родился этот музыкальный жанр еще в XVIII веке. Тогда любили исполнять музыку на открытом воздухе, в том числе и в ночное время, сопровождая ее красивым освещением. Подборки пьес (сюиты) обычно для духовых ансамблей, как самых мобильных и хорошо слышимых на воздухе ("на пленэре", как тогда говорили), и назывались ноктюрнами.

М. Г. Рыцарева