Новые выставки в музеях кремля март. Выставки и музеи в кремле

Гойя, Дали, Климт, Шиле, Тициан, Гауди, Мураками, Каттелан: редакция The Art Newspaper Russia выбрала самые интересные выставки нового года в Москве и Санкт-Петербурге, которые вы наверняка не захотите пропустить

Сальвадор Дали. «„Капричос“ Гойи». Серия из 80 гравюр. «Нет». 1977. Из собрания Бориса Фридмана. Фотография предоставлена ГМИИ им. Пушкина

«Капричос». Гойя и Дали
Главное здание ГМИИ им. А.С.Пушкина
С 24 января по 12 марта

Откроет год выставка гравюр Франсиско Гойи и Сальвадора Дали , на которой 41 офорт художника XIX века соседствует с 41 гравюрой, созданной на 180 лет позднее. Лицемерие, несправедливость, лень, спящее человеческое сознание, страх — галерея пороков, облаченных в фантастические образы испанскими гениями, мало отличается от сегодняшней. Но в музее предостерегают от поспешных выводов: сам Дали на одном из офортов экспозиции изобразил предшественника в виде загадочного сфинкса, лежащего на фоне пустыни. Интерпретациям работ в экспозиции посвящена внушительная лекционная программа. Но и помимо нее каждую пару «капричос» предваряет литературный комментарий самого Гойи, поясняющего, наряду с сатирическим подтекстом, мистические истоки своих персонажей. Расположенные парами офорты затягивают в дополнительную игру: иногда Сальвадор Дали просто следует за предшественником, не вторгаясь в изображение, но нередко переводит сюжеты в другую плоскость, вводя дополнительных персонажей и новые детали.

Вид ГЭС-2. V-A-C

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. Франция, 1230-1248. Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель»
Патриарший дворец Музея Кремля
С 2 марта до 4 июня

Французский король, имя которого связано с расцветом готического стиля во Франции, был увлеченным собирателем христианских реликвий. Начав с тернового венца Иисуса Христа, он собрал более 20 священных предметов: от частицы Креста Господня до Копья Судьбы. Все они хранились в Сент-Шапель — капелле-реликварии, обладающей к тому же самым полным ансамблем витражей XIII века. Часть из них демонтировали шестью веками позднее. Теперь благодаря Центру национальных памятников Франции витражи вместе с другими шедеврами готического искусства Франции из Лувра, Музея Клюни, Национальных Библиотеки и Архивов Франции можно будет увидеть в Москве.

Музей современного искусства «Гараж»

Триеннале современного искусства
Музей «Гараж»
Март

Кураторы «Гаража» исследовали города России от Калининграда до Владикавказа, чтобы найти самых заметных региональных художников и искусство, лучше всего отражающее дух времени. В экспозиции будет выделено семь направлений, отражающих одинаковые художественные тенденции на разных территориях огромной страны. Экспозиция, помимо музея, расположится и в парке Горького, а на открытие позовут всех выбранных художников, которых оказалось более 60.

Василий Кандинский. Эскиз. 1920. Бумага, акварель, тушь, кисть. Ярославский художественный музей

«До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Часть II
Еврейский музей и центр толерантности
С 30 марта по 28 мая

Проект, первая часть которого вошла в рейтинг лучших выставок года нашей газеты, в новом году представит около 100 произведений русского авангарда времен Гражданской войны, перехода к НЭПу и коллективизации. От куратора Андрея Сарабьянова снова ожидают неизвестные произведения, никогда раньше не выставлявшиеся в Москве.

Зинаида Серебрякова. «За туалетом» («Автопортрет»). 1909. ГТГ

Ретроспектива Зинаиды Серебряковой
Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке
С 4 апреля по 30 июля

В Третьяковской галерее, как и петербургском Русском музее, пару лет назад уже проходили выставки художницы. Теперь посетителей ждет ретроспектива с исчерпывающим набором живописных работ не только из русских музеев, но также из парижского фонда художницы, частных английских и французских коллекций. Впервые зритель познакомится с декоративными панно Зинаиды Серебряковой для виллы бельгийского барона Жана Броуэра , которые считались погибшими во время Второй мировой войны, но чудом уцелели и нашлись в 2007 году в подвале той самой виллы. Большую галерею портретов разбавит серия картин, посвященных закулисной жизни Мариинского театра, а также пейзажи и эскизы росписей Казанского вокзала.

Джорджо Де Кирико. «Ностальгия по бесконечности». Пьяцца д"Италия

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»

С 19 апреля по 23 июля

Для выставки основателя метафизической живописи и предтечи сюрреализма Джорджо Де Кирико свои экспонаты предоставили парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта, Фонд Джорджо и Изы Де Кирико , Национальная галерея современного искусства в Риме. Творчество художника будет представлено очень широко: около 100 произведений искусства от живописи и скульптуры до театральных костюмов. Зрителям напомнят и о русском следе в творчестве мастера авангарда. Живя в Париже с русской актрисой Раисой Гуревич-Кроль , де Кирико создал костюмы к дягилевскому спектаклю «Бал» — они, а также архивные фотографии и материалы станут дополнительным украшением экспозиции.

Василий Верещагин. «Прогулка по воде». 1903. Государственный Русский музей

«Василий Верещагин. К 175-летию со дня рождения»
Русский музей
Апрель — июль

Историки шутят, что единственной принятой когда-либо Верещагиным наградой был орден Святого Георгия за оборону Самаркандской крепости. Импульсивный, эгоцентричный, любящий свободу художник-баталист обожал путешествовать и принимал участие во всех военных действиях, которые выпадали в его судьбе. На ретроспективной выставке художника покажут 220 произведений мастера, в том числе знаменитые Балканскую и Туркестанскую серии, множество пейзажей, а также этнографические зарисовки и графику. Экспозицию украсят предметы из Этнографического музея, связанные с многочисленными поездками Верещагина.

Ансельм Кифер. «Велимиру Хлебникову». 2004-2010 Phillips

«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову»
Государственный Эрмитаж
С 31 мая по 3 сентября

О том, что «Председатель Земного шара» Велимир Хлебников вдохновляет каббалиста Ансельма Кифера , мировое сообщество узнало, когда работа Кифера «Велимиру Хлебникову. Доктрина войны: Битвы» в 2016 году была продана на летнем аукционе Phillips за £2,4 млн. Оказалось, что Кифер постоянно перечитывает переведенные на немецкий стихи футуриста. В своей фантастической инсталляции для ретроспективы в Париже и Лондоне он иллюстрировал математическую теорию Велимира Хлебникова о цивилизационных столкновениях в истории. Ее можно будет увидеть в Эрмитаже, где к ней добавится еще 18 масштабных работ.

Саграда Фамилия. Фото Bernard Gagnon

«Антонио Гауди. Барселона»
Московский музей современного искусства
С 22 мая по 10 сентября

Вместо того чтобы читать путеводитель по Барселоне, в конце весны можно будет прийти на выставку. Эскизы и макеты самых выдающихся сооружений мастера ар-нуво, а также коллекцию снимков из архива Каталонского колледжа архитектуры покажут в ММОМА. Архитектор оставил после себя 18 сооружений, и 12 из них находятся в Барселоне. Это прежде всего знаменитый собор Саграда Фамилия, над которым архитектор работал 43 года и которому в экспозиции будет посвящен отдельный раздел. Четыре других уделят внимание его жилым постройкам, созданию дворца Гуэля, истории совместной работы с главным заказчиком, промышленником Эусеби Гуэлем , и мебели, автором которой также был архитектор. Экспозицию завершит документальный фильм «Дали и Гауди» из Испанского архива кино, что закономерно, если вспомнить, что Сальвадор Дали называл архитектуру, вдохновлявшую сюрреалистов, «самым оригинальным явлением в истории искусства».

Иоганн Гроот. «Сова, сидящая на суку». 1750-е. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

«Братья Грооты: портретист и зверописец. Немецкие художники при российском дворе»
Хлебный дом Музея-заповедника «Царицыно»
С 1 июня по 17 сентября

Летняя выставка в «Царицыно» посвящена немецким мастерам портретной живописи XVIII века, связавшим свою жизнь с Россией и сыгравшим огромную роль в становлении отечественной живописи. Георг Гроот прославился прежде всего изящными портретами Елизаветы Петровны (например, в образе Флоры) и ее придворных, а его брат Иоганн оказался самым первым анималистом в Петербургской академии художеств, дав основу целой школе зверописцев. Мастерскую Иоганна Гроота посещал в восхищении весь двор — так реалистичны были изображенные им звери и птицы. Выставка в Царицыно, где покажут около 60 работ, собранных из музеев обеих столиц и частных коллекций, откроет удивительный и трогательный мир диких зверей XVIII века и домашних питомцев при дворе первых русских императриц.

Паоло Веронезе. «Аполлон и Марсий». ГМИИ им. Пушкина

«Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи»
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Июнь — конец августа

Наследие венецианской живописной школы составляет одну из самых ярких страниц в истории итальянского Возрождения. Венецианцы, оказавшиеся в стороне от итальянских материковых феодальных войн, переживали радость жизни на редкость полно, перенося в свои работы чувственную красоту мира и яркий колорит. Пока что не сообщается, какие именно шедевры увидит зритель на открывающей летний сезон выставке, ясно лишь, что они отразят период от расцвета школы и до ее угасания в творчестве Тинторетто . Другой отличительной особенностью станет жанровое многообразие полотен, которых в экспозиции будет около 40 — от излюбленного венецианскими мастерами портрета до религиозных и мифологических сюжетов. Билетами, судя по всему, стоит озаботиться заранее.

Аристарх Лентулов. «Звон». («Колокольня Ивана Великого»). 1915. Фото: Третьяковская галерея

«Аристарх Лентулов. К 135-летию со дня рождения»
Театральный музей им. А.А.Бахрушина. Основное здание
Лето

Аристарх Лентулов был неутомимым экспериментатором. Писал и в духе экспрессионизма, и в стиле Сезанна , после поездки во Францию перешел к кубофутуризму, создав одну из самых известных своих картин — «Собор Василия Блаженного». Один из основателей «Бубнового валета» , художник боялся повторений, о чем и должна рассказать грядущая выставка. Ее музей планирует сделать довольно масштабной и обещает показать зрителям 24 работы периода 1910-1920-х годов.

Павел Филонов. «Коровницы». 1914. Русский музей

«Мечты о мировом расцвете»
Русский музей
Август — ноябрь

Столетие Октябрьской революции отразилось на программах большинства музеев и галерей, о чем мы уже . Петербургский Русский музей тоже решил осмыслить последствия событий 1917-го в истории искусства. В экспозицию выставки «Мечты о мировом расцвете» войдет большое количество работ Павла Филонова , посвятившего «мировому расцвету» — идее символического цветения и прорастания как в обществе, так и в живописи — целый поэтический гимн «Проповедь о проросли мировой». Кроме него, на выставке можно будет увидеть произведения Каземира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова и других художников из собрания музея, которые, несмотря на отличия в манере и политических взглядах, с одинаковым энтузиазмом делились своими взглядами на послереволюционное будущее.

Кузьма Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде». Государственная Третьяковская галерея

«Некто 1917 год»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
27 сентября — 14 января 2018

Выставка должна не просто показать иконографию образов революции, но и отразить внутренние дискуссии, напряженную борьбу художественных течений и идей начала XX века. Экспозиция задумана масштабной: узнать о том, с какими мыслями и чувствами художники встретили революцию, можно будет на примере 120 работ, среди которых полотна Нестерова, Петрова-Водкина, Серебряковой , а также Филонова, Родченко, Кандинского, Малевича. Чтобы показать контраст между живописью и реальной жизнью измученных и оголодавших людей, выставку дополнят фотографиями и кинохроникой тех лет. Чтобы рассказать об одном из самых значимых событий новейшей истории, революции 1917 года, Третьяковская галерея отбирала экспонаты не только в регионах России, но и за рубежом: в Центре Помпиду, галерее Тейт, нидерландском Стеделейк-музее, музеях Испании, Греции, Израиля.

Такаси Мураками. «Каикаи». 2000-2005. 2000-2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved. Private Collection. Courtesy Galerie Perrotin

Ретроспектива Такаси Мураками
Музей «Гараж»
Сентябрь

Осенью в «Гараже» можно будет познакомиться с искусством одного из самых дорогих и веселых современных японских авторов — Такаси Мураками . Это первая в России ретроспектива поп-арт-художника, оригинальным образом соединяющего мангу с современным искусством и дизайном. Работы с ушастым мистером Добом — альтер эго 54-летнего «кидалта», плакаты с самыми невероятными мультяшками и скульптурами неоновых цветов — как раз то, что понадобится в осенний сезон. Во много раз усилить воздействие такого искусства решили, сыграв на контрастах: в экспозицию войдет старинная японская живопись и гравюра из собрания Музея искусства народов Востока и ГМИИ им. Пушкина. По уже сложившейся традиции, выставка выйдет из пределов музея на прилегающую площадь Искусств, где появится монументальная скульптура Мураками. Ее название пока держится в секрете.

Телевизор Lambert («Ламберт») 21-S-502 стационарный кинескопный. Политехнический музей

«Энциклопедия телевидения»
ВДНХ, павильон № 64 «Оптика»
Сентябрь-октябрь — январь 2018

Узнать все секреты телевидения — от советского вещания до самых рейтинговых современных передач — предложат гостям осенней выставки на ВДНХ. Здесь покажут оборудование, которым пользовались первые русские телевизионщики: от камер до записывающих и проекционных установок из фондов российских музеев, телевизионных студий и телеканалов. Пока не сообщается, будет ли экспозиция интерактивной, но что можно будет увидеть и услышать однозначно, так это архивные кадры со съемок, макеты студийных декораций, а еще костюмы, реквизит, смешные фрагменты из телепередач и музыкальные темы к ним.

Эгон Шилле. «Климт в синем халате». ГМИИ им. Пушкина

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина
ГМИИ им. Пушкина
Середина октября — середина января 2018

Венский музей Альбертина в обмен на полотна импрессионистов предоставил ГМИИ им. Пушкина 120 графических работ Густава Климта и Эгона Шиле . Последний считал себя учеником Климта, и известно, что во время их первой встречи Климт не просто согласился обменять свою работу на рисунок художника 28 годами младше, но и выкупил несколько работ, отметив: «Почему вы хотите обмениваться со мной? Вы все равно рисуете лучше». Впоследствии Климт покровительствовал художнику, знакомя его с выгодными покупателями и выставляя его произведения вместе со своими. Благодарный ученик делал его портреты и рисунки, один из них — «Климт в синем халате» — скорее всего, можно будет увидеть в экспозиции.

Маурицио Каттелан. Инсталляция на Frieze Art Fair. Photo: Timothy Schenck; courtesy of Frieze Projects

Выставка Маурицио Каттелана
Мультимедиа Арт Музей
С 30 октября по 17 декабря

Выставку скандалиста давно ждали в России, с тех пор как художник, нарушив слово о том, что навсегда уходит из искусства, выставил свои работы в Парижском монетном дворе в прошлом году. Вряд ли Мультимедиа Арт Музей выделит специальную комнату для селфи с золотым унитазом — недавним шедевром Каттелана , который сейчас находится в нью-йоркском Музее Гуггенхайма. Но можно однозначно рассчитывать на знаменитые чучела животных, застрявших головами в стене, и провокационные восковые скульптуры. Кто знает, может быть, итальянец создаст произведение специально для российской выставки.

UPD: проект отменен

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое» («Генеральная линия»). 1929 г. Серебряно-желатиновый отпечаток. Государственный центральный музей кино

«Эйзенштейн. Революция в искусстве»
Государственный Эрмитаж
7 ноября — 5 марта

Московские музеи посвятили в ушедшем году несколько проектов личности эксцентричного режиссера, художника и педагога. Музей «Гараж» сравнил работы Эйзенштейна с творчеством Франсиско Гойи и Роберта Лонго , а в Мультимедиа Арт Музее большим проектом с фрагментами из кинофильмов, афишами, эскизами декораций и рисунками автора открыли празднование юбилейного сезона. О том, что именно покажут на выставке в Петербурге, пока мало известно. С одной стороны, это может быть очередной проект под знаком Великой Революции с демонстрацией киноленты «Октябрь» и исследованием влияния режиссера на революционное советское кино. С другой — проект может раскрыть Эйзенштейна с его графикой, визуальными и театральными решениями как новатора, «революционизирующего» искусство как таковое. «Если бы не революция, я бы никогда не „расколотил“ традиции, только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения», — писал он в автобиографии.

Хаим Сутин. «Вид на Сере». 1921

Ретроспектива Хаима Сутина
ГМИИ им. А.С.Пушкина
11 ноября — 19 февраля 2018

Живопись одного из ярчайших представителей Парижской школы Хаимы Сутина московский зритель мог видеть в 2011 году, на выставке художников Парижской школы. На ней он был представлен наибольшим числом работ. В этом году ГМИИ вместе с парижским Музеем Оранжери готовит ретроспективу экспрессиониста, который рисовал голым, чтобы не износить одежду, и морил себя голодом, пока не нарисует натюрморты с селедками или окровавленными тушами быков.

Лазарь Лисицкий

Эль Лисицкий
Еврейский музей и Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
16 ноября — 4 февраля 2018 Популярные материалы

8 сентября 2017 года одновременно в двух городах России, Калининграде и Салехарде, откроются выставочные проекты из собрания Музеев Московского Кремля .

В Калининградском Музее Мирового Океана пройдет выставка «Покровители мореплавателей, небесные и земные» . Выставка проходит в год 320-летия начала Великого посольства и пребывания в Кенигсберге царя Петра Алексеевича , основателя российского флота, и призвана познакомить посетителей с уникальными произведениями XV - начала XIX веков из Музеев Кремля.

На выставке представлены предметы из царской казны, среди которых дипломатические дары, привезенные царю Михаилу Федоровичу от королей Англии Карла I и Якова I , от короля Дании и Норвегии Кристиана IV. Особую ценность имеют портреты императоров Петра I и Александра I , выполненные на Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуре в XVIII-XIX вв., а также уникальный, вырезанный на янтаре портрет императрицы Екатерины II . Посетители увидят иконы XV-XIX вв., в том числе образ Богоматери «Одигитрии», который датируется последней третью XV в. В экспозиции представлены иконы, награды, холодное оружие, драгоценная посуда, монеты, медали, а также предметы из кабинета императора Александра I . Один из разделов выставки посвящен эпохе славы российского флота. Всего на выставке представлено 86 экспонатов. Более трети из них показываются публике впервые, значительная часть была специально отреставрирована для проекта.

Выставка обещает стать важным культурным событием не только для Калининграда, но и в целом для региона, и позволит посетителям познакомиться с подлинными шедеврами отечественного и зарубежного искусства, запечатлевшими становление морской славы России.

Выставка проводится в рамках совместной программы с ПАО «ЛУКОЙЛ» .

В Ямало-Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе имени И.С. Шемановского представят выставку «Охота царей и императоров в России в XVII-XVIII вв. из собрания Музеев Московского Кремля» , посвященную одному из излюбленных развлечений русских царей и императоров - охоте, являющейся важной частью дворцового церемониала, призванного демонстрировать подданным и иноземным гостям блеск и величие, авторитет и могущество правителей.

Более восьмидесяти уникальных экспонатов выставки расскажут о разных видах охоты, о вкусах и личных предпочтениях русских царей и императоров XVII-XVIII столетий. Выставка познакомит зрителей с Оружейной палатой и Конюшенным приказом , где на протяжении нескольких столетий изготавливались и хранились церемониальные доспехи, парадное оружие и драгоценное конское снаряжение. На выставке представлено оружие, принадлежавшее правителям России, - лучшие образцы работы мастеров ведущих российских и западноевропейских оружейных центров. Экспозиция включает редкое оружие из коллекции императора Петра III , экспонаты, связанные с «парфорсной» охотой, ружья с вензелями императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II . Впервые посетители смогут увидеть полосу кортика и гарду, принадлежавшую князю А.Г. Долгорукому - участнику охот императора Петра II . Сокровища государевой Оружейной и Конюшенной казны, дорожное снаряжение, лучшие образцы охотничьего оружия, принадлежавшего российским правителям, сопровождает портретная галерея царей-охотников.

Выставка представляет интерес для всех, кто увлекается русской историей, культурой и искусством, она познакомит зрителя с миром русской придворной жизни XVII-XVIII веков и уникальными экспонатами Музеев Московского Кремля .

«Icons of Modern Art. The Shchukin Collection»

Фонд Louis Vuitton, Париж
22.10.2016 - 05.03.2017
_ Если до 5 марта вы окажетесь в Париже, непременно посетите Фонд Louis Vuitton - проект архитектора Фрэнка Гери (автора музея Гуггенхайма в Бильбао), расположенный в Булонском лесу. На выставке Icons of Modern Art собраны произведения из коллекции Сергея Щукина - русского коллекционера и мецената XX века. Он был большим поклонником французской живописи, но после революции эмигрировал, а в 1948 году его коллекция была расформирована и с тех пор не выставлялась как единое целое. Посетителям предлагают совершить путешествие по воссозданному особняку Щукина - прежде чем увидеть сами произведения, они попадают в зал с фотографиями щукинского дома в Москве, а на первом этаже даже построены арочные своды, как в его вестибюле. Выставка занимает все четыре этажа Фонда, начинается она с зала «Первая коллекция» с произведениями XIX века. Здесь собраны прерафаэлиты, английские художники и даже один из первых французских реалистов Гюстав Курбе. Главные залы сосредоточены вокруг основных имен: «Розовая гостиная. Анри Матисс», «Кабинет Пикассо», «Большой иконостас» с произведениями Винсента ван Гога и Поля Гогена. В остальных залах произведения расположены по жанрам, здесь и пейзажи, и портреты. Так зритель может проследить развитие живописи на рубеже XIX–XX веков - времени больших перемен в искусстве. Но это еще не все: несколько залов посвящены русским художникам начала ХХ века и их диалогу с французскими живописцами. Малевич здесь соседствует с Матиссом, а рядом с Пикассо размещены работы Татлина. В 1911 году в доме Щукина была открыта галерея, и многие русские художники вдохновлялись там произведениями французских импрессионистов. Специально к выставке была подготовлена видеоинсталляция Питера Гринуэя и Саскии Боддеке «Щукин - Матисс: танец и музыка» - история о взаимодействии русского и французского искусства. А после просмотра всех залов приятным завершением выставки станет прогулка по открытым террасам, откуда можно полюбоваться видами на Эйфелеву башню, современный район Дефанс и сам Булонский лес.

Выставка понравится тем, кто интересуется русской живописью и творчеством постимпрессионистов. Рекомендуем почитать «Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена» Джона Ревалда. А для того чтобы лучше понять русское искусства начала ХХ века, стоит обратить внимание на книгу Екатерины Бобринской «Русский авангард: границы искусства» - автор учитывает роль русских художников не только в формировании отечественного искусства, но и в зарубежном художественном процессе. Сайт: fondationlouisvuitton.fr

Visions of the Hispanic World

Национальный музей Прадо, Мадрид
04.04.2017 - 10.09.2017
_ В музее Прадо в апреле откроется выставка коллекции Испанского общества Америки, которая объединит произведения испанского, португальского и латиноамериканского искусства, собранного за пределами Иберийского полуострова. В экспозицию войдут самые значительные предметы искусства: археологические находки, произведения исламского и средневекового искусства Испании, шедевры Золотого века - периода с XVI до XVII века, когда страна переживала великий культурный расцвет, живопись XIX и XX веков, а также искусство Латинской Америки со времен колонизации до XX века. Выставка разделена на секции, в первых двух будет размещаться искусство Испании и Латинской Америки - римская скульптура, керамика и стекло, ткани и ювелирные изделия (и христианские, и исламские), а также произведения эпохи Ренессанса и барокко. Особое внимание уделят испанской и колониальной живописи. Этажом выше разместится зал с испанской живописью XIX и XX веков и большая портретная галерея. Испанское общество Америки было основано в 1904 году в Нью-Йорке Арчером Хантингтоном, коллекционером и поклонником испанской культуры. Оно было одновременно публичной библиотекой, музеем и образовательным учреждением, а его задачей стало распространение испанской и португальской культуры, изучение языков, истории, литературы и искусства.

Эта выставка - отличная возможность познакомиться с испанским искусством от древности до наших дней. И конечно, чтобы его понять, нужно повторить историю, ведь именно на Иберийском полуострове греческое, римское и византийское наследие вступили в противостояние с арабскими традициями, и в результате сформировалось яркое и самобытное искусство. Сайт: museodelprado.es

Открытие музея Лувр Абу-Даби, Абу-Даби

В этом году в Абу-Даби откроется свой Лувр - настоящий музейный город на воде. Он состоит из 55 небольших секторов под куполом с сияющей иллюминацией. «Город-музей» архитектора Жана Нувеля - это улицы, площади и каналы, а выставочное пространство располагается не только внутри, но и снаружи павильонов. Коллекция для музея собирается с 2012 года и включает в себя не только предметы арабского искусства, но и классическую европейскую живопись. Сотрудничество французских музеев с эмиратом позволило создать новый центр культурного притяжения, который будет открыт для всех. Лувр станет местом открытий и образования в Арабских Эмиратах, а также будет играть важную социальную роль. Диалог между арт-объектами, скульптурой и живописью позволит посетителям найти исторические связи между культурами по всему земному шару. А на первых выставках в музее покажут коллекции Пита Мондриана, Ива Сен-Лорана и Пьера Берже и других.

Так что тем, кто соберется в отпуск в ОАЭ, представится отличная возможность совместить безмятежный отдых на пляже и знакомство с актуальными трендами мира искусства. Сайт: louvreabudhabi.ae

«За звездами. Мистический пейзаж от Моне до Кандинского»

Музей Орсе, Париж
14.03.2017 - 25.06.2017
_ Художники на протяжении всей истории пытались убежать от реальности и приблизиться к тайнам мироздания. Явление мистицизма существовало во всех религиях и объединяло людей всех континентов. Рубеж XIX–XX веков отмечен ростом урбанизации и популярностью материализма, поэтому многие художники, разочарованные в традиционной религии, обращались к мистике, и в это время сформировалась европейская символическая живопись. В экспозицию вошли произведения из Европы, Скандинавии и Северной Америки. Одна из главных и известных картин - «Звездная ночь в Арле» Винсента ван Гога. Также здесь собраны другие европейские художники рубежа XIX–XX веков (Гоген, Дени, Ходлер, Мунк, Климт и ван Гог) и мастера канадской школы 1920–1930-х (Лорен Харрис, Том Томсон и Эмили Карр и даже Джорджия О’Кифф).

Перед посещением можно почитать французских символистов, например Шарля Бодлера и Лотреамона. Как и любое искусство, живопись символистов - это сообщение, процесс расшифровки которого может быть очень увлекательным. Сайт: musee-orsay.fr

«Де Кирико. Ностальгия по бесконечности»

Третьяковская галерея на Крымском Валу
19.04.2017 - 23.07.2017
_ Выставка Джорджо де Кирико в Москве станет его первой масштабной ретроспективой в России. Де Кирико - один из самых ярких художников итальянского авангарда и изобретатель метафизической живописи, предвестницы сюрреализма. Художник помещал обыденные предметы в ирреальное пространство, создавая контраст между реалистичным изображением, искаженной перспективой и выдуманным миром. Именно его работы вдохновляли Сальвадора Дали и Рене Магритта. В Москву привезут около 100 произведений живописи, графики, скульптуры и театральные костюмы, которые художник создал для постановки Сергея Дягилева к балету «Бал» в 1929 году. В экспозицию также войдут архивные материалы и фотографии. Своими экспонатами поделились Фонд Джорджо и Изы де Кирико, парижский Центр Помпиду, лондонский Музей Виктории и Альберта и другие.

Ретроспектива Такаси Мураками

Музей современного искусства «Гараж», Москва
Сентябрь 2017 года
_ Осенью в Москву привезут первую ретроспективу Такаси Мураками, одного из самых известных современных японских художников. Такаси изучал традиционную японскую живопись нихонга в Токийском университете изобразительных искусств. В своем творчестве он обращается к более современным продуктам японской поп-культуры - аниме и манге. Именно ему принадлежит изобретение стиля Superflat - японской живописи свойственна плоскостность, и эту особенность он использует. В экспозицию также войдет традиционная японская живопись и графика из собрания Пушкинского музея и Музея искусства народов Востока. В «Гараже» будут представлены работы Мураками с 1990-х годов, а сама выставка покинет пределы музея и разместится на Площади искусств в парке Горького.

Перед посещением стоит почитать о классическом японском искусстве, чтобы разглядеть намного больше смыслов за яркими арт-объектами. Также рекомендуем познакомиться с японской литературой - например, «Похвалой тени» Дзюнъитиро Танидзаки, где автор сравнивает японскую и европейскую культуры.

Венецианская биеннале современного искусства

13.05.2017 - 26.11.2017
_ Темой 57-й Биеннале в Венеции станет «Viva Arte Viva» («Да здравствует живое искусство»). Выставка последовательно раскрывается перед зрителем и увлекает его в путешествие, где каждый павильон рассказывает свою историю. Россию здесь будут представлять художники Гриша Брускин, Саша Пирогова и арт-группа Recycle. Тема павильона - «Театр жизни и смерти». Recycle мастерски обыгрывают «мусор» цивилизации, превращая его в произведения искусства. Также они работают с брендами и символами, например в Paradise Network буква F (от Facebook) становится изваянием в форме креста, а разнообразные барельефы напоминают о Древней Греции, только тема у них другая - общество потребления. Художники Recycle сочетают классические приемы и провокационные темы в своих работах и наверняка смогут удивить даже искушенного зрителя.

Перед поездкой в Венецию, кроме путеводителей, рекомендуем почитать «Историю искусства» Эрнста Гомбриха - в ней очень простым и увлекательным языком дается объяснение самых сложных тем изобразительного искусства. А также внимания заслуживает книга «Измы. Как понимать современное искусство» Сэма Филлипса, который помещает произведения в нужный контекст и тем самым дает ключ к их пониманию. Биеннале определенно стоит посетить хоть раз, чтобы стать участником самой актуальной дискуссии. А еще там будут проходить «открытые столы», где каждый сможет узнать больше о творчестве художников и разделить обед с друзьями. Сайт: labiennale.org

Christian Dior

Музей декоративного искусства, Париж
06.07.2017 - 07.01.2018
_ В доме Dior продолжаются мероприятия в честь 70-летнего юбилея, и одним из значительных событий 2017 года станет ретроспективная выставка Christian Dior в Музее декоративных искусств в Париже. Она будет построена по классическому принципу: главными темами станут жизнь и творчество одного из последних великих модельеров ХХ века. За годы работы Кристиан Диор возвел моду в ранг искусства, стал настоящим художником и сотрудничал и дружил с самыми талантливыми современниками, среди которых были Ман Рэй и Жан Кокто. Диор начинал свою карьеру в качестве иллюстратора для модных журналов - после кризиса 1929 года молодой галерист остался без средств. Первая коллекция произвела фурор в 1947 году. Зрители как будто снова оказались в Belle Époque, забыв о послевоенной экономии и дефиците тканей. Возрождение уже знакомых силуэтов и абсолютно новый, архитектурный подход к крою сделали модельера известным на весь мир, а изобретенный им new look популярен до сих пор.

Выставка понравится всем поклонникам моды и тем, кто интересуется ее историей. Она обещает быть одной из самых подробных в этом году. Перед посещением рекомендуем полистать альбомы Dior для вдохновения, а также почитать о нем - например, книгу «Dior: The New Look Revolution» или «Кристиан Диор» Шарлотты Синклер.

Корона-реликварий. Долина Мааса (Льеж?). 1260-1280. Париж, Лувр RMN-Grand Palais (musée du Louvre)/Martine Beck-Coppola

Десять с лишним лет главным двигателем выставочных успехов Музеев Кремля был цикл «Императорские и королевские сокровищницы мира в Кремле». Кажется, что за это время цикл честно исчерпали. Или почти исчерпали. В кремлевских планах на предстоящие 12 месяцев есть, например, уже повторное обращение к японским сюжетам. А есть довольно экзотический поворот темы — сокровища португальской короны, что с исторической точки зрения резонно, раз португальская колониальная империя когда-то была богатейшим территориальным конгломератом мира. Но все же это несколько локальный предмет рядом с сокровищами Тюдоров, Габсбургов или скопидомных саксонских Веттинов — а они в цикле уже отыграли свои славные роли.

«Двойная помолвка». Витраж из Сент-Шапель. 1230-1248. Франция, Центр национальных памятников Patrick Cadet/Centre des monuments nationaux

Более того, и сокровища французских королей в рамках выставочной серии уже в Кремле гастролировали: драгоценные средневековые, ренессансные и барочные сосуды из личной коллекции Людовика XIV привозили из Лувра в 2004 году. И все же именно теперешняя выставка о Людовике Святом на излете «сокровищного сериала» (даром что формально она к нему вроде как и не относится) безупречно вписывается в его контекст. Нужно только вспомнить, что дело происходит в Кремле, который со всеми его алмазными, золотыми, иконными, фресковыми и белокаменными фондами — это еще и хранилище символических образов власти. А про власть, особенно власть средневековую с ее сакральными и мистическими обертонами, гуманитарная наука последних 50 лет недаром любит рассуждать с методологической опорой на знаменитые труды о ритуальной ауре вокруг французской короны: «Короли-чудотворцы» Марка Блока, «Два тела короля» Эрнста Канторовича и так далее.

Реликварий Тернового венца. 1806. Позолоченное серебро, хрусталь. Собор Парижской Богоматери Сathédrale Notre-Dame de Paris/Pascal Lemaître

Людовик IX, правивший Францией в 1226-1270 годах (то есть во времена наших Александра Невского и его сына Даниила Александровича, первого удельного князя Московского), был образцовым воплощением этой чрезвычайно возвышенной идеи королевского сана. Набожный христианин, носивший под порфирой власяницу. Мудрый и могущественный правитель, который сделал Францию общеевропейским средоточием и политического авторитета, и культурного превосходства. Строгий блюститель правосудия, самолично рассуждавший тяжбы своих подданных всех чинов; что-то из его деяний в этом качестве (истребление богохульников, ростовщиков, игроков, проституток) вне контекста времени верхом правосудия может и не выглядеть, но сами принципы верховенства общегосударственной судебной власти, презумпции невиновности, опоры на систему римского права и запрета на варварские пережитки вроде ордалий и судебных поединков вообще-то в любом контексте неплохи. Рыцарь без страха и упрека, а значит, и крестоносец: Людовик лично участвовал в Седьмом и Восьмом крестовых походах. Которые для него, при всем его рвении и героизме, оборачивались сплошными бедствиями: поражения, плен, вынужденные уступки сарацинам, лагерные болезни (в особенности дизентерия, которая и сгубила короля, — конечно, не романтично, но что делать!). Но дополнительный блеск его короне придавали и они.

«Мадонна с Младенцем». Франция, конец XIII — начало XIV в. Слоновая кость, дерево, следы зеленой и красной краски и позолоты. Высота 34 см. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Не всем великим правителям удается создать идеальный и красноречивый архитектурный манифест, но Людовику Святому это удалось. Его Сент-Шапель, Святая капелла, не просто хрестоматийный образец высокой готики. Во-первых, это знак королевского величия. В Сент-Шапель, собственно, два храма, расположенных один над другим. Приземистый нижний — для королевских слуг, верхний, ослепительно прекрасный, залитый разноцветным светом, преломляющимся в витражах, которых так много, что вещественная тектоника стен исчезает, был предназначен для монарха.

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых. Северная Франция, середина XIII в. Слоновая кость, следы раскраски. Государственный Эрмитаж. Фото: А.М.Кокшаров

Казанова, помнится, с гордостью писал о венецианской базилике Святого Марка, что ни один государь в мире не может похвастать такой дворцовой часовней. Такой именно, как Сан-Марко, действительно некому было хвастать, кроме дожей, но Сент-Шапель Людовика IX все ж таки была вне конкуренции, и не только благодаря немыслимому архитектурному совершенству. Это было сакральное пространство особого статуса, единственный в своем роде грандиозный реликварий для хранения важнейших святынь христианского мира.

В этой коллекции, освящавшей и возвышавшей власть Людовика, были не только очередные частицы Креста Господня и Вифлеемских яслей. Если верить средневековым источникам, там был, например, Нерукотворный образ (тот самый, «мандилион», Святой убрус — полотенце с чудесно отпечатавшимся ликом Христа). Было Копье Лонгина — реликвия голгофской драмы, вызывавшая в средневековом сознании особый трепет. И был предполагаемый Терновый венец Спасителя, это уже известно совершенно точно.

«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен-Патю «Житие и чудеса Святого Людовика». 1330-1340, Франция. Национальная библиотека Франции (BNF)

Эти сокровища Людовик не обрел чудесным образом в брошенном храме, не получил в дар от великодушного чужестранного правителя, не завоевал в бою. Все куда прагматичнее. Незадачливый латинский император Балдуин II Фландрский, правивший в захваченном крестоносцами Константинополе, был вынужден, чтобы как-то сводить концы с концами, заложить венецианцам принадлежавшие его державным византийским предшественникам святыни, включая Терновый венец. Людовик Святой их выкупил за 135 тыс. ливров. Для сравнения: на то, чтобы за рекордно короткий по тем временам срок в семь лет построить Сент-Шапель, ушло 40 тыс. А в еще 100 тыс. королю обошлось создание огромного, трехметровой высоты, драгоценного ковчега, куда реликвии были помещены. Ковчег этот не сохранился, его переплавили во время Великой Французской революции. Но сохранилось множество предметов, связанных с биографией самого Людовика IX и его посмертным почитанием (включая документы канонизационного процесса), с литургической практикой Сент-Шапель, его любимого храмового детища, и вообще вещей, отразивших ту эпоху во всем ее готическом великолепии и со всеми странными переплетениями: ослепительный идеал власти и будничные феодальные зверства, схоластическая ученость и неоплатоническая мистика, аскеза и куртуазная придворная культура.

«Людовик Святой». Деревянная скульптура. Париж, Национальный музей Средневековья (Музей Клюни) RMN-Grand Palais (musée de Cluny - musée national du Moyen-Âge)/Franck Raux

Эти вещи и показывают Музеи Кремля на своей выставке. Большая часть из 75 экспонатов привезена из Франции: из Лувра, Национального музея Средневековья (Клюни), Национальной библиотеки. Ряд особо хрупких, плохо переносящих дальние вояжи произведений XIII века (резная кость, лиможские эмали) отпустил в Москву Государственный Эрмитаж. Но самые сенсационные экспонаты предоставлены французской стороной. В художественном смысле главное украшение выставки — фрагменты оригинальных витражей Сент-Шапель. В смысле сакральном — реликварий для хранения Тернового венца, правда не средневековый, а постреволюционный, наполеоновских времен, скромное, но напоминание о благочестивых амбициях Людовика Святого, в своем собирании святынь считавшего себя преемником императоров Византии. Равно как и обитавшие в Кремле государи московские.

Специально для The Art Newspaper Russia завотделом культуры «Коммерсанта»

Музеи Московского Кремля
Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель
3 марта - 4 июня

18+

Десятая юбилейная биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017», как и всегда, охватит несколько столичных площадок, главной из которых по традиции станет Мультимедиа Арт Музей. В рамках фестиваля, который продлится до мая 2017 года, можно будет увидеть, к примеру, знаковые снимки летописца перестроечной рок-культуры Игоря Мухина, репортажные кадры Филиппа Шанселя, рассказывающие о парижской молодёжи 1980-х годов, и фотографии, созданные Питером Линдбергом для нового календаря Pirelli.

Событие уже прошло

Выставка «Шедевры Византии» 0+

С искусством Византии разных исторических периодов зрителей познакомит Третьяковская галерея. Изысканные колоритные иконы, роскошные миниатюры и утончённые резные изделия будут представлены по соседству с постоянной экспозицией, посвящённой древнерусскому искусству, что позволит убедиться в родственности двух культур.

Событие уже прошло

Выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» 0+

Музеи Московского Кремля представят зрителям произведения французского готического искусства, относящиеся к эпохе правления Людовика Святого - короля, который приобрёл у Латинской империи Терновый венец Спасителя и другие ценнейшие для христианского мира реликвии. Одно из центральных мест на выставке займут витражи из Сент-Шапель, демонтированные в XIX столетии.

Событие уже прошло

Триеннале российского современного искусства 0+

Весной в Музее современного искусства «Гараж» пройдёт дебютная Триеннале российского современного искусства, которая объединит более 60 художников из разных уголков страны. Произведения, некоторые из которых будут созданы специально для показа в Москве, продемонстрируют многообразие применяемых авторами творческих приёмов и позволят убедиться в универсальности языка актуального искусства.

Событие уже прошло

Выставка «Энди Уорхол. Вымирающие виды» 0+

В Дарвиновском музее можно будет увидеть серию шелкографий Энди Уорхола, созданную художником в 1983 году. На картинах, выполненных в фирменной технике короля поп-арта, изображены редкие животные, находящиеся под угрозой исчезновения, - амурский тигр, снежный баран, гигантская панда и другие.

Событие уже прошло

Лекция «Зинаида Серебрякова» 0+

На ретроспективной выставке Зинаиды Серебряковой в Инженерном корпусе Третьяковской галереи будут экспонироваться как известные полотна художницы (например, автопортрет «За туалетом»), так и работы, давно осевшие в частных коллекциях за рубежом и ранее не демонстрировавшиеся российской публике.

Событие уже прошло

С 11 по 16 апреля в Центральном доме художника пройдёт Московская биеннале дизайна - знаковое событие для тех, кого интересует дизайн как искусство, средство коммуникации или же способ продвижения товаров и услуг. В рамках фестиваля состоятся тематические выставки, посвящённые той или иной разновидности дизайна.

ул. Крымский Вал, д. 10

Выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения» 0+

В Третьяковской галерее на Крымском Валу пройдёт большая выставка Джорджо де Кирико - итальянского художника, стоявшего у истоков метафизической живописи и сюрреализма. В экспозицию войдут около 100 произведений одного из крупнейших мастеров авангарда XX столетия, среди которых - костюмы для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал».

Событие уже прошло

Выставка «Джорджо Моранди. 1890–1964» 0+

С наследием ещё одного итальянского мастера XX века - Джорджо Моранди - познакомятся посетители Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Выставка станет масштабной антологией творчества художника и представит ключевые работы живописца, прославившегося своими сдержанными изысканными натюрмортами.

Событие уже прошло

Выставка «Антонио Гауди. Барселона» 0+

В мае в Московский музей современного искусства приедут около 150 работ каталонского архитектора Антонио Гауди - чертежи и макеты незавершённого храма Саграда Фамилия и других построек мастера, а также предметы мебели, которые представят публике Гауди-дизайнера.

ул. Петровка, д. 25

Событие уже прошло

Мультимедийная выставка «Чудеса России» 0+

В рамках Года экологии в Историческом музее откроется мультимедийная выставка, посвящённая многогранной природе России. Благодаря современным технологиям зрители смогут совершить захватывающее путешествие по стране, понаблюдать за спящими вулканами Камчатки, полюбоваться бескрайними просторами Байкала и взглянуть на неприступный Эльбрус.

Событие уже прошло

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» 0+

В сентябре 2017 года в Музее современного искусства «Гараж» откроется выставка эксцентричного японского художника, скульптора и дизайнера Такаси Мураками. В экспозицию будут включены живописные и графические работы, фильмы и анимация в жанре психоделического поп-арта. При входе в музей гостей будет встречать новая скульптура мастера анимешного китча.