Художник поленов биография и его картины. Запоздалая любовь «рыцаря красоты» Василия Поленова: Неизвестные страницы личной жизни русского гения

Вторая половина 19 века была временем расцвета русской живописи. Одним из представителей плеяды выдающихся художников этого периода является Василий Поленов, картины которого поражают реализмом и стремлением «дарить счастье и радость». Последние слова принадлежат самому живописцу и являются девизом его творчества и жизни, о чем свидетельствует биография художника.

Родители

Будущий знаменитый художник появился на свет в культурной и довольно состоятельной дворянской семье в 1844 году. Его отец, Дмитрий Поленов, был известен как увлеченный археолог и библиограф. Мать, Мария Алексеевна, в девичестве Воейкова, занималась живописью и писала книги для детей. Она была дочерью Веры Николаевны Львовой, которая после ранней смерти родителей и до замужества воспитывалась в семье Г. Державина.

Детские годы

Дмитриевич провел детство в Санкт-Петербурге, однако его семья часто выезжала на лето в Олонецкий край и в имение Ольшанка Тамбовской губернии, принадлежавшее бабушке художника. обожала внуков и любила развлекать их, рассказывая былины, предания и сказки. Она также хорошо была знакома с русской и европейской поэзией, поэтому сыграла большую роль в формировании художественного вкуса маленького Васи. Что касается зарождения у него любви к живописи, то рисованием с детьми занималась мама. Она же настояла на том, чтобы супруг нанял репетиторов для Василия и младшей дочери Елены. В качестве педагога был приглашен П. Чистяков, который на тот момент сам обучался в Академии художеств. Параллельно с этим мальчик посещал гимназию и проявлял большое рвение к учебе.

Студенческие годы

В 1863 году Василий Поленов окончил гимназию и вместе с младшим братом Алексеем поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Однако любовь к живописи была сильнее увлечения наукой, и по вечерам юноша посещал Академию художеств. Кроме того, молодой Поленов увлекался музыкой, был частым посетителем оперного театра и даже пел в студенческом хоре Академии.

Вскоре юноша взял и посвятил все свое время живописи. В 1867 году Василий Поленов окончил Академию художеств. При этом он получил серебряные медали за этюд и рисунки.

Сразу же после этого молодой человек вернулся в университет, однако поменял факультет и начал учиться на юриста.

Встреча с Репиным

В 1869 году Василий Поленов загорелся желанием получить золотую медаль Академии художеств. С этой целью им была написана картина «Иов и его друзья». Она получила малую награду и дала ему право продолжить участие в соревновании. Новое задание заключалось в создании полотна «Воскрешение дочери Иаира», а соперником молодого художника стал Иван Репин.

Результат состязания был неожиданным: оба мастера кисти представили превосходные работы, поэтому жюри наградило их большими золотыми медалями и поездкой в Европу.

В 1872 году Дмитриевич с Репиным отправились сначала в Германию, а затем в Италию и в Париж. Столица Франции настолько очаровала художника, что он решил там задержаться. В Париже Поленов написал полотно «Арест графини д’Этремон», за которое после возвращения в Россию ему присвоили звание академика. Талант живописца был по достоинству оценен и представителями императорской фамилии. В 1876 году он занял должность придворного художника и отправился на русско-турецкую войну, где состоял при ставке цесаревича Александра.

Московский период

Вернувшись с театра военных действий, Поленов Василий Дмитриевич поселился в Москве и стал преподавать в столичном училище живописи, ваяния и зодчества. Там его учениками были И. Левитан, К. Коровин, И. Остроухов, А. Архипов, Е. Татевосян и А. Головин.

В то же время художник и сам много писал, и в 1877 году представил свою работу «Московский дворик» на 6-й передвижной выставке. Картина имела оглушительный успех, а Поленов Василий Дмитриевич был признан родоначальником нового жанра, названного критиками «интимным пейзажем».

Еще одним знаковым событием московского периода жизни художника стало его решение примкнуть к передвижникам, среди которых к тому времени у него было множество друзей.

Библейская тематика

Ветхозаветные и христианские сюжеты с самого начала присутствовали в творчестве Поленова. В поисках вдохновения в 1881-1882 годах художник отправился в путешествие по библейским местам, на Ближний Восток. Он посетил Константинополь, Сирию, Палестину и Египет. Из путешествия художник Поленов Василий привез наброски и эскизы к картине «Христос и грешница» и другие работы, написанные под впечатлением увиденного. Часть из них привела в восторг Павла Третьякова, который приобрел полотна для своей коллекции.

Образ Христа

В 1883 году живописец вместе с супругой отправился в Италию. Там он продолжил работу над картиной «Христос и грешница», которую представил публике на 15-й выставке передвижников. Полотно произвело фурор, и о желании видеть его в своем музее заявил император Александр Третий, который благоволил к художнику со времени русско-турецкой войны.

В 1888 году Поленов Василий Дмитриевич написал еще одну на библейскую тему — «На Тивериадском (Генисаретском) озере». На новом полотне он вновь изобразил Христа - человека с восточным типом лица и со взглядом мудреца, но не страдальца. Причем важным «действующим лицом» картины явился пейзаж, написанный по эскизам, сделанным художником с натуры во время путешествия в Ближний Восток.

Жизнь в Бехово

В 1890-е Василий Поленов, биография которого представляет собой длинный перечень успехов, принял решение покинуть столицу и переехать в Тульскую область. Там на берегу Оки построил он дом. К основному зданию несколько позже были пристроены мастерские, в которых Поленов обучал рисованию сельских детишек. Основанной усадьбе живописец дал название Борок и стал прилагать усилия для того, чтобы она со временем превратилась в народный музей.

Василий Поленов: «Золотая осень»

Виды окрестностей Борока покорили сердце художника. Именно они стали темой работ, которые в начале 1890-х годов написал Василий Поленов. «Золотая осень» занимает среди них особое место. На полотне изображены берега Оки, окаймленные березами в ярком убранстве. Картина экспонируется в музее-усадьбе «Поленово» (бывшая усадьба «Борок») и разительно отличается от ранних пейзажей, которые написал Василий Поленов («Заросший пруд», «Старая мельница» и др.).

После 1917 года

После Октябрьской революции Поленов принимал активное участие в организации театрального кружка в усадьбе Борок и много работал с крестьянской молодежью.

В это же время он написал полотно «Разлив на Оке», которое стало одним из самых лучших произведений художника зрелого периода.

Последние годы жизни

В 1924 году в честь 80-летия художника в Третьяковской галерее была устроена персональная выставка работ Василия Дмитриевича. Вообще советская власть была благосклонна к художнику. В частности, в 1926 году живописцу было присвоено звание Народного художника РСФСР. Скорее всего, это было связано с благотворительной деятельностью Поленова и стремлением его всеми силами способствовать народному просвещению еще во времена, когда этим занимались лишь редкие представители русской интеллигенции.

18 июля 1927 года живописец скончался. Художника похоронили на берегу Оки, в окрестностях основанной им усадьбы Борок.

«Поленово»

В 1931 году советское правительство приняло решение о создании музея в усадьбе Борок. Ее переименовали в Поленово, и там сохранены интерьеры, которые были при жизни художника. Там регулярно проводятся интересные культурные мероприятия и выставлены полотна известного живописца.

Теперь вам известны основные события биографии В. Поленова и история создания некоторых наиболее значимых его произведений, которые входят в число шедевров русского изобразительного искусства 19 века.

«Рыцарем красоты» называли современники Василия Дмитриевича Поленова. Подписываюсь под каждым знаком))) Но вот что странно: имя его, безусловно, известно очень и очень многим, но, когда речь заходит о Поленове, большинство (непрофессионалов, конечно) вспоминают его дом-музей, его «Московский дворик», изредка «Христос и грешница» - пожалуй, всё. А вот Игорь Грабарь, к примеру, писал Василию Дмитриевичу: «...в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим». А многие ли (включая профессионалов) знают Поленова-архитектора, постановщика, декоратора, актёра-трагика, композитора, просветителя, автора богословских трудов и духовных сочинений, бытописателя жизни Христа?

Товарищество передвижников, абрамцевский кружок; руководство Секцией содействия фабричным и заводским театрам, постановка спектаклей, где играли рабочие и дети из сиротских домов, и для которых он разработал облегчённые, мобильные декорации; занятия архитектурой (церковь в Абрамцево в соавторстве с Виктором Михайловичем Васнецовым и Троицкая церковь в Бёхово, дом и постройки усадьбы «БорОк», переименованной после смерти художника в «Поленово»); создание музыки к опере «Призраки Эллады» (либретто Саввы Ивановича Мамонтова), поставленной в 1906 году в Большом зале консерватории (кроме того, сохранились романсы Поленова на стихи М.Ю. Лермонтова, его драматический этюд «Замок Трифельс»); оформление спектаклей в театре «Частная опера» - вот далеко не полный перечень интересов Василия Дмитриевича, широта которых не может не поражать. И, наконец, преподавательская деятельность - в числе его учеников И.И. Левитан, К.А. и С.А. Коровины, А.Е. Архипов, А.Я. Головин, И.Я. Остроухов и другие художники, впоследствии ставшие известными. Такой необъятной была душа этого великого человека.

"Осень в Абрамцево". 1887 год . Х. м.

"Женщина, идущая по лесной тропинке". 1883 год. Х. м.

"Венеция". 1896 год. Х. м.

"Венецианский дож" . Х. м.

"Бейрут". 1882 год. Х. м.

"Берег моря". 1881-1882 гг. Х. м.

"Право господина". 1874 год. Х. м.

"Античный пейзаж". 1906 год. Х. м.

"Церковь на берегу озера". 1880 год. Дерево, масло.

"Зал в волшебном замке". 1882-1883 гг. Эскиз декорации к спектаклю "Алая роза" по пьесе С.И.Мамонтова. Бумага. акварель.

"Лестница к замку. Эскиз декорации к спектаклю "Алая роза" по пьесе С.И.Мамонтова". 1882-1883 гг. Бумага, акварель.

"Сад Маргариты. Эскиз декорации к опере Ш. Гуно "Фауст". 1882 год. Бумага, акварель, карандаш.

"Амазонка на коне. (Е.Д. Поленова)". Офорт.

В.Д. Поленов родился в 1844 году. Он рос в замечательной атмосфере «дворянского гнезда», многие представители которого оставили свой «след» в русской художественной истории. Так, его прадедом был знаменитый архитектор XVIII века Николай Александрович Львов, отец, Дмитрий Васильевич - известный историк и археолог. Мать, Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, была неплохой портретисткой брюлловской школы. Семья жила в Петербурге, но на лето все уезжали в своё имение Илюченцы Олонецкого края или в Ольшанку Тамбовской губернии - имение бабушки Веры Николаевны Воейковой («бабаши», как любовно называли её внуки).

Рисовать Поленов начал рано, но несмотря на изрядные успехи, он поступает одновременно в Санкт-Петербургский университет и Академию художеств, которую заканчивает с Большой Золотой медалью, дававшей право на шестилетнюю пенсионерскую командировку за границу. Он едет в Европу и знакомится с художественной жизнью Западной Европы, с искусством эпохи Возрождения. В Италии и чуть позднее в Париже, заинтересовавшись исторической живописью, Поленов задумал и написал несколько этюдов и картин на исторические темы, отличительной особенностью которых (по мнению современников) стало поразительно точное воспроизведение деталей в изображении сцены или образа.

«Изображать предметы по возможности ближе к действительности, какая бы она не была, для меня несравненно выше вымысла… внешний вид изображаемого предмета имеет огромное значение, и вот этого-то, правдивости во внешнем виде, я и доискиваюсь…», - эти поленовские строки можно отнести ко всему многогранному творчеству Василия Дмитриевича, поскольку он был одним из немногих художников России, который на протяжении всего творческого пути работал сразу в нескольких направлениях, стилях, жанрах. Удивительным даром считалось его особенное видение живописи: он умело сочетал в одном произведении пленэрные и декоративные задачи.

"Воскрешение дочери Иаира". 1871 год. Х. м.

За эту работу В.Д. Поленов получил Большую Золотую медаль.

"Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д"Этремон". 1875 год. Х. м.

Вдова убитого вождя гугенотов адмирала Колиньи по дороге в тюрьму, где она была заточена пожизненно.

"Гугенот". 1870 год. Х. м.

"В парке. Местечко Вёль в Нормандии". 1874 год. Х. м.

"Цезарская забава". 1879 год. Х. м.

"Стрекоза (Лето красное пропела)". 1876 год. Х. м.

"Белая лошадка. Нормандия". 1874 год. Х. м.

"Мельница на истоке речки Вёль". 1874 год. Х. м.

"Одалиска". 1875 год. Х. м.

После возвращения в Россию Поленов поселился в Москве. Его, привыкшего к петербургским дворам-колодцам, поразили и старые московские улочки, и красота московского зодчества, и патриархальный уклад жизни Москвы того времени. И как-то сам собой сложился романтический образ старинной дворянской усадьбы, чему способствовали и семейные предания, и реальные, сохранившиеся с детства воспоминания. Отличительным качеством новых работ Поленова стало появление в них света и воздуха, так поразивших критиков и ценителей искусства в его картинах «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Лето» и, конечно же, «Московский дворик» - полотне, в которое он вложил всю силу своей любви к людям и к жизни. Подобно саврасовским «Грачам», «Московский дворик» говорил зрителю о самом близком и родном, о том, что с детства живёт в сознании и сердце каждого человека – собственно, это то, на мой взгляд, что мы называем Родиной.

"Московский дворик". 1878 год. Х. м

Этюды к картине "Московский дворик" художник писал из окон своей московской квартиры (на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков). Церковь - Храм Спаса Преображения Господня на Песках (Спасопесковский переулок, д. 4) – существует до сих пор.

"Бабушкин сад". 1878 год. Х. м.

"Заросший пруд". 1879 год. Х. м.

"Золотая осень". 1893 год. Х. м.

"Берёзовая аллея в Абрамцево". 1880 год. Х. м.

"Берёзки и папоротники". Х. м.

"Зима. Имоченцы". 1889 год. Х. м.

"Железная дорога близ станции Тарусская". Х. м.

"Пруд в Абрамцево". 1883 год. Х. м.

"Старой мельница". 1880 год. Х. м.

"На лодке. Абрамцево". 1880 год. Х. м

"Больная". 1886 год. Х. м.

В 1876 году, когда началось восстание против власти турецкого султана на Балканах, Поленов поехал добровольцем на фронт в штаб генерала Михаила Григорьевича Черняева, командовавшего сербскими войсками. Василий Дмитриевич делил с офицерами и солдатами тяготы войны в дальних переходах, ночевал в лесу, страдал от холода и недоедания. В составе Летучего отряда полковника Андреева принимал участие в боевых действиях и был награждён сербским золотым орденом Таковский крест и медалью «За храбрость».

Военные впечатления Поленова нашли отражение в многочисленных рисунках и живописных этюдах, которые он делал на небольших дощечках. Помимо этого, Поленов написал ряд картин батального жанра, но этот род живописи - в силу особенностей натуры - был абсолютно чужд художнику. ««Сюжеты… человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть представлены на полотне», - писал Поленов, - по крайней мере, я чувствую в себе какой-то ещё недочёт, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто…».

"Балканский пейзаж". 1877 год. Из серии натурных этюдов, выполненных на Балканах в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Х. м.

"Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце". 1883 год. Х. м.

"Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце". 1878 год. Х. м.

"Убитый солдат. Близ селения Мечки". 1883 год. Х. м.

"Долина реки в Болгарии". 1883 год. Х. м.

"Девушка в дозоре. Герцоговина". 1876 год. Х. м.

"Черногорец". 1876 год. Этюд. Дерево, масло.

"Зима в Болгарии". 1878 год. Бумага, акварель.

"Зарисовки в период Русско-турецкой войны на Балканах. Болгарский домик". 1877 год. Картон, графитный карандаш, свинцовый карандаш.

"Повозка с ранеными". 1876 год. Бумага, карандаш.

Поленов-портретист – малоизучен и известен гораздо менее Поленова-пейзажиста. И тем не менее несколько работ в этом жанре у художника есть. Наиболее популярная из них, пожалуй, портрет сказителя Никиты Богданова.

"Сказитель былин Никита Богданов". 1876 год. Х. м.

"Портрет художника Ильи Ефимовича Репина". 1879 год. Х. м.

"Портрет Исаака Ильича Левитана". 1891 год. Х. м.

"Сказитель Василий Петрович Щеголёнок". 1879 год. Х. м.

"Портрет Н.В. Якунчиковой" (будущей жены художника). 1879 год. Бумага, итальянский карандаш.

В 1881 году В.Д. Поленов в компании с князем С.С. Абамелек-Лазаревым и А.В. Праховым отправляется в своё первое путешествие на Восток. Они последовательно посещают Константинополь, Сирию, Палестину, Египет, поднимаются по Нилу до первого порога (до границы Древнего Египта), а на обратном пути на некоторое время задерживаются в Афинах. И везде Поленов пишет этюды, в которых, по мнению многих, ему удалось на холсте выразить световоздушную атмосферу Востока с присущими тому яркими красками и цветовыми контрастами. Когда эти этюды демонстрировались на очередной выставке передвижников, они практически все были приобретены П.М. Третьяковым для его коллекции.

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, - писал о нём Фёдор Иванович Шаляпин, - как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озёрами веет дух божества?»

"Баальбек". 1882 год. Х. м.

"Большие пирамиды Хеопса и Хефрена". 1899 год. Х. м.

"Нил у Фиванского хребта". 1881 год. Х. м.

"Голова нубийца". 1881 год. Х. м.

"За старым Каиром". 1882 год. Х. м.

"Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель". 1882 год. Х. м.

"Генисаретское озеро". 1880-е гг. Х. м.

"Олива в Гефсиманском саду". 1882 год. Х. м.

"Палестинский монах". 1886 год. Х. м.

"Харам Эш-Шериф - площадь, где находился древний иерусалимский храм". 1882 год. Х. м.

"Эрехтейон. Портик кариатид". 1882 год. Х. м.

Василий Дмитриевич с ранней юности ищет героя и, как многие, останавливается, в конце концов, на личности Христа, образу которого посвящён весь творческий путь художника. С 1882 года Поленов начинает работать над серией картин из жизни Христа. И начинает он не с работы над холстом, он начинает с путешествия – второго путешествия на Восток. Ему захотелось самому пройти по тем местам, по которым ходил Иисус Христос. И вот о Христе-человеке замечательный совершенно русский художник начинает писать картины. Он стремится запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать самого Христа, природу, которая его окружала, людей, которые вставали на его пути. "Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события", - писал Поленов о своём цикле Л.Н. Толстому. А Христос Поленова - очень земной, живущий на земле, ступающий по ней, отсюда потемневшие от загара лицо и руки, некоторая усталость человека, идущего под палящим солнцем, опираясь на посох. И именно поэтому такая деталь, как посох, воспринимается всего лишь как характерный атрибут всех странствующих, помогающий путнику твердо стоять на земле. И не более. Хотя именно в нём заключена вся суть евангельской мысли: «И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе…» Иисус в работах Поленова - «сын человеческий», сын плотника, чей земной путь - от Вифлеема до Голгофы - художник прошёл сам.
В цикле о Христе было более шестидесяти работ. Судьба большинства неизвестна, к сожалению.

"Возвестила радость плачущим". 1899-1909 гг. Х. м.

"За кого Меня почитают люди". 1890-1900-е гг. Х. м

"И возвратился в Галилею в силе Духа". 1890-1900-е гг. Х. м.

"Иисус и самаритянка". 1889-1909 гг. Х. м.

"Марфа приняла Его в дом свой". 1890-1900-е гг. Х. м.

"Исполнялся премудрости". 1889-1900-е гг. Х. м.

"Приделы Тирские". 1911 год. Х. м.

"Он виновен". Х. м.


"Христос и Мария Магдалина". Х. м.

"Среди учителей". 1896 год. Х. м.

"Источник Девы Марии в Назарете". Конец 1890-х гг. Х. м.

"Мечты (На горе)". 1894 год. Х. м.

"На Тивериадском (Генисаретском) озере". 1889 год. Х. м.

Поленов много лет работал над произведением, которое, как он полагал, должно было бы стать его главным делом – большой картиной из жизни Христа, - «Христос и грешница». Впрочем, сам художник хотел назвать картину «Кто из вас без греха?». Графический вариант работы находится в музее-усадьбе Поленово, в самой большой и светлой комнате, окно которой выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Там же можно видеть и подготовительные материалы к живописному варианту картины «Христос и грешница».

Интересовал Василия Дмитриевича Христос исторический, если так можно выразиться – не символ (хотя и это тоже), не тот идеальный, прекрасный образ, которого подарила нам мировая живопись, а такой, каким Он мог бы быть в реальной жизни. Он удивительно достоверен, в том смысле, в котором вообще живопись на эту тему может быть достоверной.

Х. м. Х. м.

Недалеко от Тарусы - на противоположном берегу Оки, на высоком холме более - более ста лет стоит красивый трёхэтажный белый дом. Его архитектура очень необычна для среднерусской полосы. «Дом воплощённой мечты», который по праву считается самым гениальным произведением великого русского художника, просветителя В. Д. Поленова. И создал он его не на холсте, ни красками и кистью, а на пустом клочке земли, на песчаном косогоре. В руках у мастера были топор и пила, лопата и саженцы, кирпичи и мастерок. В этой усадьбе всё – от проектов заданий и построек до дверных петель и ручек из кованой стали - сделано по рисункам Василия Дмитриевича.
В этом доме, а ныне музее, не было ничего случайного: творчество, работа по устройству усадьбы, быт, непременные новогодние ёлки не только для членов семьи, но и для крестьянских детей, театр, экскурсии для крестьян, каминные вечера, летние пленэры для художников, постоянные гости.

Кроме того, усадьба В.Д. Поленова (и сейчас музей – что важно, на мой взгляд!) - это образец уважительного отношения к другой культуре, к другому человеку, к другому образу мысли, поскольку попадая сюда, вы как бы попадете в маленькую Европу. Вы увидите дом в стиле финского модерна, вы увидите фахверковые постройки – немножко немецкие, немножко чешские. Вы увидите его мастерскую, о которой сам он писал: «Строил себе мастерскую, а получилось аббатство, маленький французский монастырёк». И всё это - в абсолютно русском пейзаже, который удалось сохранить. И очень русское по настроению.

Большой дом.

Большой дом асимметричен, выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн. Опередил Василий Дмитриевич время.

Кабинет.

Не смогла оставить за "кадром" этот чудесный дубовый готический шкаф (прелесть что такое!) для хранения нот и графических работ, который сделан и по рисунку Василия Дмитриевича, и его руками. Он очень массивен, но легко передвигается на стеклянных шарах-ножках.

Аббатство.

При жизни Поленова «Аббатство» было его любимым местом работы и отдыха. В "Аббатстве" Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Из помещения мастерской узкая дверь ведёт в кирпичную башню с небольшими узкими окнами и балконом. Башня была предназначена Поленовым для хранения семейного архива.

Адмиралтейство. Диорама. Выставочный зал.

Это был лодочный сарай (лодки делались своими руками) - Поленов называл его «Адмиралтейство». Сейчас здесь выставочный зал и диорама - одна из последних работ художника, без которой невозможно представить экспозицию музея.

«Диорама – прозрачная картина, её изобрёл французский художник Дагерр. Картины меняются в зависимости от направления освещения спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, улицы. (…) Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира… С тоски можно умереть… И вдруг – кругосветное путешествие!». В.Д. Поленов.

Фахверковый сарай - выставочный зал.

Фахверковые здания были распространены в средневековой Западной Европе. В поленовской усадьбе почти все хозяйственные постройки были фахверковыми (фахверк – каркас здания, был обычно деревянным, состоял из горизонтальных элементов и раскосов, свободное пространство между которыми заполнялось камнем. Он разбивал фасад на панели различной формы и придавал зданию своеобразный вид, являясь не только конструктивным, но и декоративным элементом).

«Бёховская церковь была построена по проекту художника. В ней нет следования архитектурным канонам. Поленов, руководствуясь соображением красоты, соединил европейскую готику с византийским округлением купола и ритмикой кровельных плоскостей…». Ф.Д. Поленов.

В.Д.Поленов за работой в "Аббатстве", 5 января 1924 года - одна из последних фотографий художника.

Василий Дмитриевич мог быть удовлетворен. Его труд, которому он отдавал все силы души, получил признание современников. Он так долго изучал и писал Иисуса Христа, столько жизни вложил в свои картины, что и сам, подобно Его ученикам, стал в какой-то мере апостолом - просветителем, подвижником, сеятелем добра и человечности...

гуру

Будущий талантливый мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи родился в 1844 году в многодетной и просвещенной дворянской семье. Именно окружение Василия в детские годы оказало на него огромное влияние, сделав его восприимчивым к различным проявлениям жизни и подарив возможность отражать свои чувства на полотне.

Удивительный талант художника сформировался под влиянием бабушки, которая воспитывала детей, прививая им любовь к искусству и русской природе. Она поощряла художественные способности внуков и их любовь к рисованию. В детстве на Василия оказал огромное влияние северный Олонецкий край с богатейшей природой, практически незатронутой человеческим влиянием.

Будущий художник после гимназии пошел учиться на физмат университета , но и свою любовь к живописи не забыл. После занятий он учился в Академии Художеств, посещая множество разнообразных занятий и классов по разным дисциплинам в этой сфере. Василий был разносторонним и богато одаренным человеком. Кроме рисования, он увлекался оперным искусством, хорошо пел и писал музыкальные творения.

Для получения художественного образования мастеру пришлось прервать курс обучения в университете и закончить Академию (с серебряной медалью). В это время он уже успешно выставлялся и получал за свои выдающиеся работы признание и награды в виде золотых медалей. Но все это не вскружило голову молодому человеку, и он успешно завершил учебу в университете на юридическом факультете. С помощью академической стипендии художник уезжает заграницу, побывав в странах, которые сейчас стали , . Он много времени прожил во , в , где создал знаменитое полотно «Арест графини д"Этремон», которое принесло ему звание академика.

Жизнь художника была бурной и очень интересной. В 1874 году он вместе с живет и работает во французской Нормандии, где пишет многочисленные пейзажи, отражающие красоту местной природы. Через два года он возвращается в , а когда начинается русско-турецкая война, становится официальным художником при ставке будущего императора Александра III.

Следующие годы жизни художника тесно связаны с преподаванием и работой с театральными декорациями. Преподавание в знаменитом Училище живописи, ваяния и зодчества в связано с именами таких в будущем известных художников, как Коровин, и множество других.

На выставке художников-передвижников в 1877 году картина Поленова «Московский дворик» становится известной и очень популярной, а сам мастер приобретает статус основателя нового жанра, названного «интимным пейзажем».

Став членом Товарищества передвижных художественных выставок, художник увлекается пейзажной живописью и много путешествует по местам, связанных с древней историей и зарождением христианства. Любовь к природе и большим открытым пространствам заставляет его приобрести имение над рекой Ока, которое сейчас всем хорошо известно как Поленово. Там мастер обустроил все по своему вкусу, построив дом и художественные мастерские по своему проекту. В своем имении он много и продуктивно работал над полотнами, а также занимался образованием сельских детей, в том числе и обучая их живописи.

В последующие годы художник неоднократно выезжает заграницу для получения нужных сведений и художественного материала для своих полотен. Он провел много лет над созданием серии картин на евангельскую тематику, побывал в Италии и Германии.

Во время Первой Мировой войны его картины участвовали в благотворительных выставках, проводимых для сбора средств раненым и пострадавшим от военных действий. После революции художник жил в своем имении и продолжал работать над художественными произведениями, отражая в них красоту и безбрежную мощь русской природы.

Мастер прожил долгую, плодотворную и насыщенную событиями и свершениями творческую жизнь. Он скончался в возрасте 83 лет и похоронен в Поленово, в своем любимом месте, где он часто рисовал с натуры. После художника осталось множество картин и его дом, ставший музеем.

Известный художник-живописец-пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов в своих произведениях отражает свой внутренний мир. Он непревзойдённый пейзажист. В его полотнах природа нашего удивительного края – средней полосы России, изображена так, что создается впечатление, что она продолжает там жить и радовать его почитателей. Всем поклонникам таланта Поленова известна любовь к дорогому его сердцу родовому деревенскому дому-усадьбе, основанному им в средней полосе России, в Тульской области. Там же, вокруг дома, заложил и основал Василий Поленов потрясающий парк, находящийся на живописных берегах реки Оки, дошедший до нас совсем без изменений.

Друзья и соратники прозвали его Великим Рыцарем Красоты или Живописи Поэтом – за его непревзойдённое понимание и передачу природных красот Среднерусской полосы. Из всех четырёх времён жизни года В. Д. Поленов очень любил осень. Только осенью в средней полосе России играют краски.

Он говорил, что буйство цветов и оттенков в природе так и просится на холст. Зимой преобладает белый цвет, а весна и лето – все мыслимые и немыслимые оттенки зелёного. И только каждой осенью происходит перерождение художника. Каждый год в течении своей жизни, Поленов В. Д. со своими детьми или один с первого по десятое октября, бросал все свои дела и отправлялся в пешие походы по берегу любимой реки Оки писать свои потрясающие воображение пейзажи, смотреть и восхищаться Золотой Осенью, когда безраздельно царствуют Красота и Вдохновение. Ведь именно на этот период времени года приходится самый пик осенней гармонии в многоцветности. Здесь он нашёл для себя целостное обобщение образа русской природы. Здесь он написал самые знаменитые свои произведения-пейзажи.

Полотна, прославившие его на весь мир, – это и «Ранний снег», написанный им в 1891г, и написанные в 1893г. полотна «Лето на Оке», «Осень на Оке близ Тарусы», «Золотая Осень». Знаменитые картины «Стынет» 1892 г. и «Разлив на Оке» 1918 г. Именно в этих работах можно увидеть и почувствовать, как безгранично любил В. Д. Поленов свою малую Родину. В этих работах видна душа Мастера, которую он так старательно, чутко и радостно растрачивал на свои пейзажи, на которых, как нигде передано состояние и величие природы.

Произведения кисти Василия Поленова, при всей своей простоте восприятия многогранны, сложны, а иногда даже весьма противоречивы. Как и сам художник, с его талантом многогранным, сложным, а иногда, также как и его произведения-картины противоречивым.

Помимо своего постоянного занятия живописью, Поленов занимался, и надо отметить довольно успешно, архитектурой, музыкой, театром и прикладным искусством, где также достиг больших высот. Он один из тех редких людей, которые одарены редким качеством – разносторонними талантами.

У Поленова был талант, переданный ему от родителей при рождении, это незаурядный дар, как архитектора, так и музыканта: исполнителя и композитора. Он прекрасно играл на клавишных инструментах, на скрипке и аккордеоне. Он попробовал себя на сцене как артист и режиссёр. Был известным для своего времени талантливым театральным педагогом и Учителем живописи. У него была целостная гражданская позиция, которую он везде пропагандировал и отстаивал. Он был достаточно известным и активным борцом за справедливое отношение к низшим слоям общества в своё время. Именно он – первый из Русских живописцев заинтересовался такими областями в искусстве, которые ранее не привлекали внимание знаменитых мастеров-живописцев. Это и книжная иллюстрация, и сценическое оформление, и прикладное искусство. Он считал, искусство – это и есть счастье и радость бытия, иначе оно ничего не может стоить в жизни. Он был убежден, что проявление искусства во всех его видах может преобразовывать мир по закону красоты.

Сам Поленов считал, что не мог бы жить без занятий искусством. Он любил все виды искусства. Занятия архитектурой приносили заработок и удовольствие. А занятия поэзией и скульптурой наслаждение и радость. А без живописи и музыки его в жизни просто не было бы. И это понятно, потому что в Поленове, в его стремлении охватить разные области искусства, родился новый тип художника, которому подвластно любое из направлений искусства. Это явление – Поленов В. Д. – первый в России художник-универсал.

Василий Дмитриевич Поленов (20 мая (1 июня) 1844, Санкт-Петербург - 18 июля 1927, усадьба Борок, Тульская область) - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Биография Василия Поленова

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом. Мать будущего художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей и занималась живописью.

Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых, но наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей — П.П. Чистяковым — стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах.

После долгих колебаний в 1863 году он, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета.

Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но так же с интересом слушает лекции по предметам анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. Сделав тем самым правильный выбор, ведь уже в 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд.

В 1871 году он получает диплом юриста.

Творчество Поленова

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» - большую золотую медаль.

Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика.

Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III).

С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882-1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра - «интимного пейзажа».

С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем приумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства.

В 1881-1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма.

В 1883-1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников.

В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Работы художника

  • Бабушкин сад. 1878
  • Березовая аллея. 1880
  • Московский дворик. 1878
  • Золотая осень. 1893
  • На лодке. Абрамцево. 1880
  • Заросший пруд. 1879


  • Старая мельница. 1880
  • Зима. Имоченцы. 1880
  • Ранний снег. 1891
  • Ливень. 1874
  • Осень в Абрамцеве. 1898
  • Пруд в Абрамцеве. 1883
  • Сказитель былин Никита Богданов. 1876
  • Теремной дворец. Наружный вид. 1877
  • Христос и грешница. 1888
  • Олива в Гефсиманском саду. 1882
  • Голова еврея. 1884
  • Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1881-2
  • Арест гугенотки 1875
  • Мечеть в Дженине. 1903
  • В парке. Нормандия. 1874