5 травм которые мешают нам жить. Пять травм, которые мешают жить

Психолог Лиз Бурбо в одной из своих книг («Пять травм, которые мешают быть самим собой») описывает пять основных душевных травм, которые человек переживает в своей жизни, и которые могут привести его не только к психоэмоциональным страданиям, но и негативно повлиять на состояние физического здоровья.

Душевные травмы – это последствия болезненных детских впечатлений, которые влияют на жизнь человека и во многом определяют его способность преодолевать трудности.

Так как эти душевные травмы человек получает, начиная с раннего детства, то Лиз Бурбо рассматривает их в хронологическом порядке:

  • «отвергли»,
  • «покинули»,
  • «унизили»,
  • «предали»,
  • «были несправедливы».

Вместе с объяснением этих травм, психолог предлагает читателю познакомиться и с так называемыми масками, которые человек вынужден создать, чтобы защитить себя от пережитой душевной боли.

Эти маски призваны в течение жизни прикрывать полученные травмы, поэтому у каждой травмы есть своя маска: у травмы «отвергли» — маска «беглец», «покинули» — «зависимый», «унизили» — «мазохист», «предали» — «контролирующий», «были несправедливы» — «ригидный (жесткий)».

Рассмотрим указанные травмы и маски подробнее, чтобы «знать их в лицо», так как именно они могут стоять за теми или иными психосоматическими недугами.

Травма «отвергли» — маска «беглец»

Травма отвергнутого (телосложение беглеца)

По мнению Лиз Бурбо, эта травма – очень глубокая, так как появляется в возрасте до года. Отвергнутый чувствует эту травму как отказ от самой его сущности, как отрицание его права на существование.

Яркими примерами являются такие ситуации, как нежеланный ребенок, ребенок не того пола.

Следует отметить, что психолог разделяет два разных понятия: — человек, страдающий комплексом отвергнутого. «Маска беглеца» — характер человека, развивающийся как средство уклонения от страданий отвергнутого. То есть маска нужна, чтобы не быть самим собой.

Если говорить о человеке-беглеце, то, Лиз Бурбо, исходя из своей практики, выявила типичные признаки его телосложения. Само тело такого человека имеет «ускользающую», «убегающую» форму: не занимает много места и пространства, то есть, небольшое, узкое, худенькое тело («кожа да кости»), похожее на бесплотный признак (как будто намек на то, что человек даже не полностью воплотился, так как сомневается в своем праве на существование). Часто тело отвергнутого выглядит деформированным (ассиметричное, скрюченное, неполностью «укомплектованное» с маленьким лицом и глазами, полными страха).

Характеристика травмы

Ребенок, чувствующий себя отвергнутым и создающим маску беглеца, живет в своем воображаемом мире. В связи с этим, согласно мнению Лиз Бурбо, он бывает умным, благоразумным, тихим и не создающим проблем. Ему хорошо в своем мире, он даже может придумать себе утешительную историю, что его родители – ненастоящие, что они просто перепутали в роддоме и забрали не того. Для него характерно желание бежать из дома по любому поводу (так, у них есть ярко выраженное желание идти в школу, хотя там тоже чувствуют себя отвергнутыми).

С другой стороны, отмечает психолог, отвергнутый ребенок хочет, чтобы родители его заметили (болеет, получает серьезные раны, прячется в шкафу и ждет, чтобы нашли и т.п.)

Так как такой ребенок, как правило, телом меньше среднего, то родители могут начать его сильно опекать, из-за чего он начинает думать, что его опять не принимают таким, какой он есть.

Отвергнутый часто спрашивает себя: что он делает на этой планете? Его привлекает все, что связано с духом и интеллектом, а на материальное он смотрит как бы свысока. Этой же его позицией можно объяснить такие последствия, как затруднения в сексуальной жизни.

Беглец как личность не верит в свою ценность и ни во что не ставит себя, поэтому стремится быть совершенным, чтобы обрести эту ценность. Как пишет Лиз Бурбо, характерными словами такого человека являются «никто», «ничто», «не существует», «исчезнуть» и т.п.

Такой человек обычно ищет одиночества и уединения, так как боится окружающих из-за того, что не знает, как себя вести при них. У него мало друзей, как в школе, так и на работе, и говорит он мало. В свою очередь, его считают замкнутым и оставляют в покое, и это делает его еще более одиноким.

У беглецов часто возникают проблемы с кожей, чтобы к нему не прикасались: так как кожа является контактным органом, то ее заболевания становятся бессознательным способом оградить себя от прикосновений.

Лиз Бурбо утверждает, что травма отверженности переживается с родителем своего пола. При этом, не обязательно, что у родителя есть намерение отвергать ребенка. Дело в том, что это личное чувство ребенка: ребенок по определенным причинам (которые связаны с жизненными уроками, которые и пришла пройти его душа) не чувствует приятия, ни доброжелательности со стороны родителя одного с ним пола. Он хочет завоевать любовь этого родителя, но в то же время очень чуток к замечаниям со стороны этого родителя, и всегда готов решить, что тот его отвергает.

В такой ситуации в ребенке может развиться горечь и озлобление, нередко переходящие в ненависть (как сильная, но разочарованная любовь — так велико его страдание).

Как отмечает Лиз Бурбо, ребенок легко паникует и цепенеет от страха в присутствии родителя или других людей своего пола. В его словаре часто встречается слово «паника». Страх перед собственной паникой приводит к к тому, что беглец теряет память в ответственный момент.

Что касается родителя противоположного пола, то, как пишет психолог, беглец сам боится отвергнуть его и всячески сдерживает себя в своих действиях и высказываниях по отношению к нему.

Если же беглец переживает чувство отвергнутого родителем противоположного пола, то обвиняет в этом самого себя и отвергает сам себя.

Лиз Бурбо выявила, что травма влияет и на особенности приема пищи. Так, беглец предпочитает маленькие порции, а когда он переживает приступы страха, у него часто пропадает аппетит. Подчас он склонен к анорексии, так как считает, что он слишком большой и упитанный, хотя это не так (вспомним телосложение отвергнутого).

Как утверждает Лиз Бурбо, беглецы питают слабость к сладкому, также их могут привлекать спиртные напитки или наркотики.

Также у такого человека может развиться депрессивное или маниакально-депрессивное состояние, следствием которого может стать замысел о самоубийстве. Иногда из-за обожания своего кумира может развиться психоз.

Травма «покинули» — маска «зависимый»

Травма покинутого (телосложение зависимого)

Покинуть – значит оставить человека, удалиться временно или навсегда. Если отвергнутый переживает свою травму на уровне «быть», то покинутый переживает свою травму на уровне «иметь» и «делать». Обычно эта травма возникает между одним и тремя годами.

Ощущение себя покинутым может развиться в таких ситуациях:

  • занятость мамы в связи с появлением нового ребенка;
  • постоянная занятость родителей на работе и, в связи с этим, непродолжительное времяпрепровождение с ребенком;
  • госпитализация одного ребенка, без родителей (ребенок не может понять, почему родители не с ним);
  • оставление ребенка с бабушками на время отпуска;
  • ребенок предоставлен самому себе (мама болеет, папа работает), испытывание недостатка эмоционального и физического питания и др.

Как пишет Лиз Бурбо, телосложение зависимого отличается недостатком тонуса в теле: длинный, тонкий, обвисший корпус, мышечная система недоразвита и вялая, большие печальные глаза, слабые ноги и длинные руки, иногда искривлена спина, некоторые части тела расположены ниже нормального, некоторые части тела также выглядят свисающими (плечи, щеки, живот и др.).

Характеристика травмы

По наблюдениям Лиз Бурбо, травма покинутого наносится родителем противоположного пола. Также она выявила, что нередко травма покинутого сочетается с травмой отвергнутого. Человек с травмой покинутого постоянно испытывает эмоциональный голод.

Пытаясь скрыть от себя свою травму, человек создает для себя маску зависимого. Зависимый уверен, что ничего не способен сам достичь, что ему необходима поддержка. Такой человек склонен становиться жертвой, и есть высокая вероятность того, что и его родитель (или оба родителя) также являлись жертвами.

Здесь психолог поясняет, что жертва в данном случае означает человека, который всегда склонен создавать себе проблемы, чтобы привлечь к себе внимание, и в основном, это проблемы со здоровьем. Это связано с потребностью зависимого, так как ему кажется, что ему уделяют слишком мало внимания.

Такой человек слишком все драматизирует, создавая для себя много проблем, так как роль жертвы позволяет ему получить так необходимого внимания.

Изучая эту маску, Лиз Бурбо выявила, что зависимый часто охотно играет роль спасителя – что является тонким способом привлечь к себе внимание. Но эта роль негативно сказывается на его здоровье спины, так как он взваливает на себя чужие обязанности.

У зависимого чередуются периоды взлета и падения (ощущение себя счастливым чередуется ощущением себя несчастным). Он испытывает острую потребность в поддержке со стороны других людей, с трудом принимает отказ на свою просьбу о помощи, не любит действовать в одиночку.

Самый большой страх зависимого связан с одиночеством, поэтому и цепляется за других. Такой человек, по словам психолога, обладает самой мощной способностью не видеть проблемы в своем партнере, так как не хочет быть покинутым. В связи с этим не любит слово «оставлять».

Самая сильная эмоция, которую испытывает зависимый – это печаль. Чтобы ее не чувствовать, зависимый ищет общества других людей. В кризисные моменты такая личность может дойти до мысли о самоубийстве и говорить всем об этом. Хотя первая попытка будет неудачной, но при отсутствии сочувствия, может реально это сделать.

В то же время зависимый думает, что недостоин внимания другого человека. Он боится всех начальников и властных людей, так как они представляются ему холодными и безразличными.

По наблюдениям Лиз Бурбо, зависимая личность склонна к булимии: она может съедать много, не набирая веса. Это связано с тем, что такой человек внутренне настроен на то, что ему всегда и всего не хватает.

Зависимые часто болеют, особенно в детстве, они слабы и тщедушны телом. Среди частых недугов таких людей психолог выделяет астму, болезни бронхов, поджелудочной железы и надпочечников, близорукость, истерию, депрессию, мигрени, а также редкие и неизлечимые болезни.

Травма «унизили» — маска «мазохист»

Травма униженного (телосложение мазохиста)

Унижение – это оскорбление, удар по достоинству человека, который ощущается им как притеснение, стыд и позор.

Эта травма, по мнению Лиз Бурбо, пробуждается в возрасте от одного до трех лет, во время осознания ребенком функций своего физического тела: ребенок учится самостоятельно принимать пищу, ходить в туалет, разговаривать и слушать то, что говорят ему взрослые и т.д.

Моментом пробуждения травмы являются ситуации, когда ребенок чувствует, что родитель стыдится его из-за того, что ребенок что-то сделал, испортил, часто на виду у других (испачкал, описался и т.п.).

Травма униженного чаще всего переживается с мамой.

Как считает Лиз Бурбо, униженный создает себе маску мазохиста – человека, который испытывает удовлетворение, удовольствие от страданий и бессознательно ищет унижений.

Униженный имеет большое и толстое тело, которое как бы отражает его убеждения о себе как о низком, нечистоплотном.

У него бочкообразное тело за счет излишнего жира. Если травма неглубокая, то закругленными будут только некоторые части тела (живот, ягодицы, груди). Телосложение мазохиста также отличается короткой талией, толстой расплывшейся шеей, круглым лицом с широко раскрытыми невинными глазами.

Характеристика травмы

Мазохист стремится доказать свою надежность и исполнительность, поэтому взваливает на себя много работы и обязанностей. Как пишет Лиз Бурбо, у такого человека есть дар втягиваться в ситуации, в которых он должен кем-то заниматься, кому-то помогать, кого-то опекать, постепенно забывая о себе. При этом, чем больше он взваливает на себя, тем больше становится его вес.

Вес и размеры тела мазохиста растут и занимают все больше места в связи с тем, что он сам хочет занять место в жизни. Поэтому, вмешиваясь в жизни близких, делает все за них, не осознавая, что тем самым унижает их.

Лиз Бурбо утверждает, что мазохисту трудно выразить свои настоящие потребности и чувства, потому что с раннего детства он боится говорить, так как боится испытать стыд (или заставить других испытать стыд). Как правило такой человек сверхчувствителен, и любой пустяк может его ранить. Вместе с тем он готов смешить других, выставляя себя объектом насмешки.

Критику мазохист воспринимает с чувством унижения и собственной никчемности. Но и сам считает себя намного более никчемным и ничтожным и никудышным, чем есть на самом деле (отсюда, любимые слова «немножко», «маленько»). Поэтому любит маленькие дома, машины, предметы и т.д.

Такая личность склонна наказывать саму себя. Как подтверждение в этом, он даже любит брать вину других на себя и извиняться.

Самый большой страх для такого человека – свобода, поэтому всегда неосознанно устраивает так, чтобы не быть свободным.

К основным недугам мазохиста Лиз Бурбо относит боли в спине, ощущение тяжести на плечах, заболевания дыхательных путей, проблемы с ногами и ступнями (варикоз, растяжение, перелом), проблемы с печенью, боли в горле, ангины и ларингиты, болезни щитовидной железы, кожный зуд и чесотку, болезни поджелудочной железы, сердечные заболевания. Сода же следует отнести хирургическое вмешательство как следствие его убежденности в неизбежности страдания.

Травма «предали» — маска «контролирующий»

Травма преданного (телосложение контролирующего)

Предать – значит перестать быть верным. Предательство связано с невозможностью доверять и полагаться.

По мнению Лиз Бурбо, эта травма пробуждается в возрасте от двух до четырех лет, когда развивается сексуальная энергия и возникает так называемый эдипов комплекс (когда возникает бессознательное или сознательное влечение к родителю противоположного пола). Отсюда, травма переживается только с родителем (или с другим человеком, выступающим в роли этого родителя) противоположного пола.

Психолог выявила, что те, кто страдают травмой предательства, не разрешили эдипов комплекс в детстве: их привязанность к родителю противоположного пола осталась слишком сильной, что во взрослой жизни начала влиять на взаимоотношения с противоположным полом. Такие люди постоянно сравнивают своих партнеров со своим родителем и ожидают от них того же, что не смог дать им этот родитель.

Преданный ребенок склонен чувствовать, что в нем нуждаются, особенно ему хочется, чтобы родителю противоположного пола было хорошо.

Лиз Бурбо перечисляет ситуации, которые пробуждают травму предательства: если родитель противоположного пола не сдерживает своего обещания или злоупотребляет доверием такого ребенка, ребенок чувствует себя преданным этим родителем. Чувство предательства у ребенка появляется и тогда, когда родитель одного с ним пола предан родителем противоположного пола, а также в ситуации, когда отец отстраняет от себя маленькую дочку из-за того, что родился новый ребенок – мальчик.

Ребенок, который начал переживать такую травму, создает себе маску «контролирующего», чтобы обеспечить выполнение взятых на себя задач, сохранить верность, оправдать ответственность или требует всего этого от других.

По мнению Лиз Бурбо, контролирующий создает себе тело, которое отличается силой и мощью, как будто говорит: «Я отвечаю за все, вы можете мне довериться». Так, контролирующий мужчина отличается красивыми широкими плечами, а контролирующая женщина – шириной и «объемистостью» в области живота, ягодиц, бедер.

Характеристика травмы

Взгляд контролирующего пристален, поэтому такой человек схватывает ситуацию очень быстро. Его взгляд держит недруга на расстоянии, а слабого прощупывает, запугивает. Но это – лишь способ скрыть свою слабость и уязвимость.

Согласно характеристике Лиз Бурбо, контролирующие делают все, что в их силах, чтобы быть сильными, ответственными, особыми и значительными людьми. Таким путем они удовлетворяют свое эго, которое не желает видеть, сколько раз он предает себя или других.

Контролирующий отличается самыми большими ожиданиями, так как любит все предвидеть и проконтролировать, чтобы проверить, хорошо ли другие делают, что должны делать и можно ли на них положиться.

Психолог описывает контролирующего как сильную личность. Такая личность активно утверждает то, во что верит и ожидает от других полного приятия его верований. Он твердо уверен в своей правоте и свое мнение высказывает категорическим тоном.

В то же время контролирующий избегает конфликтных ситуаций из-за страха потерять контроль. Он боится обязательств из-за страха отказа от обязательств (потому что отказ от своих обязательств он считает предательством, которое он испытал в детстве от своего родителя противоположного пола, не выполнявшим свои обязательства в соответствии с его ожиданиями).

У него часто бывают перепады настроения. Он нетерпелив к медлительным людям, так как любит скорость и быстроту действий (в том числе быстро ест). Такой человек не любит опаздывать, не любит поручать другим дела, так как из-за этого можно потерять контроль. Он более требователен к другим, чем к себе. Репутация для него – превыше всего, даже превыше счастья своих детей.

Контролирующий не любит, когда его самого контролируют или исправляют после него, так как любит все делать по-своему.

Такая личность склонна к «футуризации»: он постоянно занят планированием ближайшего будущего, поэтому практически не осознает суть настоящего.

Контролирующему очень важно показывать другим свою силу и смелость, но он с трудом может довериться другому из-за страха, что его информация может быть использована против него же. Он очень чувствителен, но это почти невозможно заметить.

Самый сильный страх у контролирующего связан с распадом, разъединением, разрывом (разводом), а также с отречением (понимает как предательство).

У такого человека особые затруднения вызывает выбор, так как ему кажется, что из-за неправильного выбора он может потерять контроль.

Травма «были несправедливы» — маска «ригидный (жесткий)»

Травма несправедливости (телосложение ригидного)

Несправедливость Лиз Бурбо поясняет как отсутствие справедливости и честности. Чувство несправедливости человек чувствует тогда, когда не видит признания своего достоинства, когда ему кажется, что он не получает того, чего заслуживает.

По мнению психолога, эта травма пробуждается в возрасте от трех до пяти лет, в период развития индивидуальности ребенка, когда он осознает, что является человеческим существом, отдельной целостной сущностью со своими особенностями. Ребенок ощущает как несправедливость то, что он не может целостным и неприкосновенным, не может самовыразиться и быть самим собой.

Травма несправедливости переживается, как правило, с родителем своего пола: ребенок страдает от его холодности (как кажется ребенку), властности, строгости, от его постоянных замечаний.

Лиз Бурбо утверждает, что ребенок с такой травмой создает себе маску ригидности, чтобы отгородить себя от испытываемых переживаний, таким образом обезопасить себя. Но то, что он отрезает себя от переживаний, не значит, что он ничего не чувствует. Наоборот, такой человек очень чувствительный, но он развивает в себе способность не ощущать своей чувствительности и не показывать ее другим. Поэтому ригидный человек выглядит холодным и бесчувственным.

Такого человека психолог характеризует как отличающегося прямым, ригидным, и нередко, совершенным корпусом. Телосложение пропорциональное, плечи прямые и по ширине одинаковы с бедрами. Ригидные, как правило, больше других боятся увеличения веса. Для них характерны динамичные, но недостаточно гибкие движения, сжатые челюсти, гордо выпрямленная шея, чистая кожа и ясный взгляд.

Для ригидных женщин характерен маленький рост. Такие личности любят тесные пояса и выделяющую талию одежду. Это связано с тем, что, зажимая свою талию (область солнечного сплетения), они будут меньше чувствовать.

Характеристика травмы

По мнению Лиз Бурбо, уже в детском возрасте ригидный замечает (или так думает), что его ценят по тому, что он делает, а не за то, что он собой представляет. Поэтому становится трудолюбивым, исполнительным, привыкает самостоятельно выбираться из трудных положений.

Характерный жест, присущий ригидным личностям – скрещивание рук на груди как символ блокирования области солнечного сплетения (чтобы не чувствовать). С такой же целью такие личности любят носить одежду черного цвета.

Как пишет Лиз Бурбо, ригидный человек добивается правильности и справедливости любой ценой, сам также стремится быть совершенным во всем и справедливым. Он больше всех склонен завидовать особенно тем, кто, по его мнению, заслуживает меньше, но получает больше.

Психолог отмечает, что заслужить, по заслугам, по достоинству – ключевые понятия у ригидного, так как он любит добиваться справедливости. И для него очень важно убедиться в том, что то, что он получает, он заслужил (в противном случае он может отказаться от награды). В связи с этим ригидный не любит принимать подарки.

Вместе с тем, ригидные склонны преувеличивать. Так, они любят использовать слова «никогда», «всегда», «очень» («тебя всегда нет»).

Чтобы скрыть свою чувствительность и эмоции, ригидные прибегают к смеху. По этой же причине на вопрос о делах, он всегда отвечает «Прекрасно!» (даже если это и не так).

Самый большой страх у ригидных – страх ошибиться, так как они всегда озабочены совершенством. Может быть, поэтому они чаще других страдают профессиональным истощением. Еще одним большим страхом является страх перед холодностью.

А самую мучительную несправедливость, утверждает Лиз Бурбо, ригидные испытывают от самого себя, так как часто себя обвиняют (что покупает что-то себе, что отдыхает и т.п.).

Чаще всего ригидные переживают эмоцию гнева (особенно по отношению к себе).

Среди основных недугов ригидных Лиз Бурбо выделяет негибкость и напряженность верхней части спины, в шее, коленях, локтях и др. гибких участках тела. В этот список входят болезни, имеющие окончание –ит, также нервное истощение, нервозность, бессонница, запор, геморрой, спазмы, судороги, проблемы кровообращения и варикозов, проблемы кожи (сухость, прыщи, псориаз), расстройства печени, нарушения зрения.

Пути исцеления

Ранее мы писали, что рассмотренные травмы могут негативно повлиять как на душевное, так и на физическое здоровье человека. Ключевое слово здесь «могут», это значит, что при соблюдении определенных условий, этого можно избежать. Что же это за условия? Они как раз перекликаются с путями исцеления психосоматических недугов.

  1. Для того, чтобы начать путь исцеления, человеку необходимо увидеть свою проблему (в данном случае — травму). Почему этот момент надо особо выделить: потому что многие не хотят видеть или так срослись с травмой, что и в самом деле не видят ее.

Увидеть проблему поможет наблюдение и анализ событий и людей в вашей жизни. Лиз Бурбо особо выделяет следующую закономерность: чем глубже травма человека, тем сильнее он притягивает к себе обстоятельства, в которых оказывается отвергнутым (преданным, униженным и т.д.) или отвергает (предает, унижает и т.д.) сам. И чем больше он это делает по отношению к себе, тем сильнее его страх быть отвергнутым, преданным, униженным и т.д.

Мы упрекаем в других то, чего не желаем видеть в самих себе. Поэтому человек и привлекает соответствующих людей или ситуации: чтобы через них увидеть то, что есть в нем.

  1. Осознать и принять травму: понять ее суть и согласиться, что она – в вас (многие обычно отнекиваются от своей травмы).

Так как, согласно теории Лиз Бурбо, куда бы не пришел человек с душевной травмой, где бы не пытался спрятаться от напоминающих о его травме ситуаций – это страдание будет его преследовать только по одной простой причине – травма сидит в нем, в его внутреннем мире, в его душе.

Отсюда исцеление начнет происходить только в том случае, когда человек перестанет убегать от самого себя, от своей душевной боли, когда он поймет, что окружающие его люди ни в чем не виноваты, как и он сам. Просто он пришел на эту Землю, чтобы пройти через этот опыт и, исцелившись, освободиться.

Что нужно сделать для успешного исцеления? Ответ кроется в причине травм. Как выделяет Лиз Бурбо, главная причина любой травмы – это неспособность простить себя за рану, нанесенную себе или другим людям.

Значит, первое, и самое главное – простить и себя, и других. На самом деле сделать это просто, если знаешь суть своей травмы и принимаешь, что «Да, так получилось, что Я захотел пройти через этот опыт, поэтому притянул соответствующие обстоятельства своей жизни (родителей, близких, события), чтобы они показали мне, что это есть внутри меня. Значит, и винить некого, так как все они, и я в том числе, играли свои роли в этой пьесе (под названием Жизнь). Я понимаю, что все это делалось не со зла, а во благо моей душе, моему развитию. Поэтому я легко прощаю и себя, и других за боль (как сигнал, что что-то не так), которая была частью этого опыта и причиняла страдание всем, кто участвовал в этой пьесе. Я БЛАГОдарю себя и всех за этот опыт, который сделал меня мудрее».

Хочется напомнить одну притчу про то, как души договаривались о предстоящем жизненном уроке.

Одна сильная Душа захотела узнать, что такое прощение и что значит прощать. Другие Души сначала отговаривали ее, потом из-за любви к ней, согласились помочь. Одна Душа сказала, что только из-за огромной любви к ней согласна воплотиться ее родителем и будет унижать и ругать постоянно для того, чтобы та поняла, что такое прощение и что такое прощать. Другая Душа также согласилась помочь и сказала, что воплотиться ее мужем и будет бить, обижать и изменять, чтобы та поняла, что такое прощение и что значит прощать. Эта Душа сказала, что сделает это только потому, что очень любит ее. И другие Души подлетали к ней и говорили, что только из-за любви к ней готовы пойти с ней на Землю в качестве ее будущих непослушных детей, предающих друзей и других приносящих ей страдание близких. Только ради Нее. Когда все они воплотились на Земле, то забыли про договор. Забыла и та Душа, которая хотела пройти опыт прощения, ради которой все другие Души сделали обещанное: пришли в ее жизнь и стали помогать ей увидеть выбранный ею опыт.

Разве после этого можно всерьез кого-то обвинять или ненавидеть?

Желаю Вам увидеть свой (выбранный Вами) опыт и пройти его с пониманием сути и благодарностью ко всем актерам (включая и себя).

Всем привет. Я рада нашей новой встрече на страницах моего . И я с большим удовольствием расскажу вам об одном из открытий в психологии, которая сделала Лиз Бурбо, описав его в своей книге.

На самом деле, в открытии этого феномена участвовало множество лиц. Как говорит сама Лиз, её открытие опирается на работы учеников , а я от себя добавлю, что и на работы всех учёных и специалистов в области метафизики, которые в последнее время работают над теорией и

В своей теории Бурбо утверждает, что наши мысли творят не только нашу реальность, но и наше тело в том числе. То есть это уже более чем доказанный факт, но мы почему-то не до конца научились ему верить и слышать .

Она утверждает, что если мы в состоянии скрыть каждую свою сознательную мысль, то вот бессознательные мысли мы уже скрыть от посторонних никак не можем. Нас выдаёт наше тело. И как бы мы ни пытались оправдаться в той или иной мысли, тело никогда не врёт. И это даёт нам ещё один шанс найти все наши негативные скрытые мысли, используя в качестве инструмента наше собственное тело.

Для этого нам лишь нужно более внимательно к нему отнестись и услышать о чём оно нам говорит своими привычками, заболеваниями, лишним весом в определённых или всех частях тела, склонностью к тому или иному образу жизни, продуктам питания и т. д.

Лиз Бурбо свела классификацию психологических травм к основным и обобщила их в 5 групп, которые объединила по общим признакам, таким как часто используемые слова, формирующие наше мышление, за которыми мы пытаемся скрыть нашу травму, образ жизни и пристрастие к тем или иным продуктам, людям, отношениям, болезням и т. д.

Эти травмы формируются ещё в детском и подростковом возрасте либо с одним из родителей, либо с обоими. Они формируют в нас страхи, обиды, комплексы, связанные с отвержением, покинутостью, предательством, унижением и несправедливость. За свою длительную практику Бурбо заметила, что в большинстве случаев человек испытывает сразу несколько видов травм, скрывая свои раны под психологическими масками.







Соответственно, что по теории , кармы, жизненной цели на Земле, мы сами формируем события, для того, что бы пройти те или иные испытания в жизни. Для этого мы ещё до рождения сознательно выбираем для себя семью, в которой должны получить свой опыт и жизненные уроки, научится справляться с психологическими травмами.

А зачастую мы порой даже и не замечаем, что получили какую-то травму, и благополучно продолжаем с ней жить, притягивая в свою жизнь людей с такими же программами. По моим наблюдениям все травмы полярны, ну, или хотя бы 4 из них, а 5-я присуща почти каждому.

Так, например, человек с травмой покинутый, прячется за маской зависимости. Но для того чтобы он отработал свою травму, в его жизнь привлекаются люди с травмой предательства, бросая его снова и снова. Чаще всего такие люди прячутся за маской контролирующего. Аналогичная ситуация с травмами отвергнутого и униженного, скрывающимися за образами беглец и мазохист.

Читая книгу, в которой очень подробно описана каждая травма, я пришла к выводу, что почти каждый период в моей жизни соответствовал одной из них или сразу нескольким. Причём некоторые травмы я уже отработала, а вот некоторые, о которых я и не подозревала, все ещё активны и продолжают работать. Моё же тело не может мне врать.

Каждая травма очень подробно описана. И если, читая характеристику, той или иной травмы, я не могла себя к ней отнести, то читая более подробное описание самой травмы и маски, я очень даже узнавала себя в тех или иных ситуациях. А порой даже и в повседневном поведении. Самое удивительное и то, что, наблюдая за окружающими меня людьми, я смогла заметить и те закономерности, которые указывают на те или иные травмы, по мнению Лиз Бурбо.

Что делать, если вы нашли какую-то травму у своего знакомого или друга, определив это по его поведению, соответствующей маске или различного рода заболеваниям? Ни в коем случае не стоит заниматься его самолечением, т. к. мы неспециалисты в этой области. Но если наше желание помочь ему очень велико, мы можем дать ему эту книгу для ознакомления и самодиагностики.

Мне кажется, что это правильный выход из ситуации, у которой есть ещё один положительный момент. Мы можем попросить своего друга прочитать её для того, чтобы помочь нам самим найти то, что обычно нам незаметно, или то, в чём мы сами не хотим себе признаваться. Ведь мнение со стороны более объективное.

И самое главное. Если после прочтения книги, вы нашли в себе соответствия и признаки всех психологических травм, то не все так печально, как вы думаете. Нахождение – это первый шаг к освобождению и излечению.

Буквально пару месяцев назад, одна моя знакомая рассказывала, что прочла невероятно большую статью о том, что в самокопании и самодиагностике психологических травм нет ничего полезного. Суть стать была в том, что даже если вы и нашли свои барьеры, комплексы, обиды, то по большому счету вам это ничего не даёт, кроме очередного падения самооценки, уже только оттого, что вы знаете о существовании своих скрытых психологических проблем. Так зачем тогда в себе копаться и тратить на это столько времени.

Я в корне с этим несогласна. Да, без хорошего специалиста, мы не сможем быстро справиться с проблемой, но мы будем знать в каком направлении двигаться, где искать помощь. Хотя, на мой взгляд, правильное понимание и осознание своих проблем, уже половина пути. Вторая половина – это осознанное изменение причин их сформировавших.

В книге Лиз Бурбо отдельная глава посвящена тому, как правильно излечивать и трансформировать психологические маски. А я же, в свою очередь, сделала для вас маленькие графические подсказки по характеристикам 5 травм, с которыми мы постоянно имеем дело.

Также, надеюсь, что книга принесла вам не только возможность хорошего проведения досуга, но и пользу. Есть желание выразить свои мысли в комментариях о 5 травмах или их проявлении в вашей жизни?

Глава 1. Возникновение травм и масок

Уже при рождении ребенок в самой глубине своего существа знает, что смысл его воплощения заключен в том, чтобы проработать все многочисленные уроки, которые преподнесет ему жизнь. Кроме того, его душа с совершенно определенной целью уже выбрала конкретную семью и окружение, в котором он рождается. У всех нас, приходящих на эту планету, миссия одна:пережить опыты , и пережить так, чтобы принять их и через них полюбить себя .

Поскольку иногда опыт переживается в неприятии, т.е. в осуждении, чувстве вины, страхе, сожалении и других формах отрицания, то человек постоянно притягивает к себе обстоятельства и личности, которые снова и снова приводят его к необходимости переживать этот же опыт. А некоторые не только переживают один и тот же опыт по многу раз в течение жизни, но и должны повторно, а иногда и несколько раз воплощаться вновь, чтобы достичь полного его приятия.

Приятие опыта не означает, что мы отдаем ему предпочтение или согласны с ним. Речь идет скорее о том, чтобы дать себе право экспериментировать и учиться через то, что мы переживаем. Мы должны, прежде всего, научиться распознавать, что для нас благоприятно, а что нет. Единственный путь к этому состоянию - осознавать последствия опыта . Все, что мы решаем делать или не делать, все, что мы делаем или не делаем, что говорим или не говорим, и даже все, что мы думаем или чувствуем, влечет за собой определенные последствия.

Человек хочет жить все более осознанно и разумно. Убедившись, что некий опыт влечет за собой пагубные последствия, он, вместо того чтобы разозлиться на себя или еще на кого-то, должен научиться просто принимать собственный выбор (даже несознательный) - принимать ради того, чтобы убедиться в неразумности такого опыта. Впоследствии это вспомнится. В этом и состоит приятие пережитого опыта.

Напомню тебе, что в противном случае, даже если ты решительно скажешь себе: «Я не хочу больше этого переживать», - все снова повторится. Ты должен дать себе право на многократное повторение одной и той же ошибки или неприятного опыта, прежде чем у тебя накопится достаточно смелости и решимости, чтобы изменить себя. Почему мы не понимаем с первого раза ? Да потому, что у нас есть эго, защищенное нашими верованиями.

У каждого из нас есть множество верований, которые мешают нам быть самими собой. Чем больше неприятностей они нам приносят, тем сильнее мы стараемся их спрятать, затушевать. Мы даже умудряемся верить, что у нас больше нет верований. Чтобы разобраться с ними, мы должны воплощаться по нескольку раз. И только когда наши тела - ментальное, эмоциональное и физическое - станут слушать внутреннего БОГА, наша душа испытает полное счастье.

Все, что пережито в неприятии, накапливается в душе. И душа, будучи бессмертной, постоянно возвращается на Землю - в различных человеческих формах и с накопленным в ее памяти багажом. Прежде чем родиться, мы принимаем решение о том, какую задачу должны будем решить в предстоящем воплощении.

Это решение, как и все, что было накоплено раньше в памяти души, не записано в нашей сознательной памяти (памяти интеллекта). Лишь на протяжении всей жизни мы постепенно осознаем наш жизненный план и то, с чем нам надлежит разобраться.

Когда я упоминаю или говорю о чем-то «неулаженном », я всегда имею в виду некий опыт, пережитый в неприятии себя . Возьмем для примера молодую девушку, которая была отвергнута отцом, ожидавшим сына. В этом случае принять опыт означает дать своему отцу право желать сына и отвергнуть собственную дочь.

Принять же себя для этой девушки означает дать себе право злиться на отца и простить себя за то, что злилась на него. Не должно остаться никакого осуждения отца или себя самой - только сочувствие и понимание той субличности, которая страдает в каждом из них.

Она узнает, что этот опыт полностью завершен и улажен, когда, в свою очередь отвергнув кого-то, не станет себя обвинять, а испытает к себе великое сочувствие и понимание.

У нее есть еще один шанс убедиться, что такого рода ситуация поистине улажена и пережита в приятии: личность, которую она отвергла, не станет на нее за это злиться, а будет также испытывать сочувствие, зная, что каждому человеку в определенные моменты жизни приходится отвергать другого.

Не давай себя дурачить твоему эго, которое нередко пускает в ход все средства, лишь бы убедить нас, что мы уладили ту или иную ситуацию. Как часто мы говорим себе: «Да, я понимаю, что другой поступил бы также, как и я», - лишь бы избавиться от необходимости осознать себя и простить себя! Таким приемом наше эго пытается украдкой убрать с глаз долой неприятную ситуацию.

Случается, что мы принимаем ситуацию или личность, но при этом не прощаем себя, не даем себе права на нее злиться - в прошлом или настоящем. Это называется «принимать только опыт ». Повторяю, есть существенная разница между приятием опыта и приятием себя. Последнее осуществить труднее: наше эго не желает признавать, что все наши самые трудные опыты мы переживаем только затем, чтобы удостовериться: мы сами ведем себя с другими точно таким же образом.

Замечал ли ты, что когда ты кого-то в чем-то обвиняешь, этот же человек обвиняет тебя в том же?

Вот почему так важно научиться понимать и принимать себя настолько полно, насколько это вообще возможно. Только так мы можем постепенно обеспечить себе переживание ситуаций без излишних страданий. Лишь от тебя зависит решение - взять себя в руки и стать хозяином своей жизни или позволить контролировать ее своему эго.

Чтобы взглянуть прямо в лицо этой дилемме, потребуется все твое мужество, так как в этом случае ты неминуемо разбередишь старые раны. А это очень больно, особенно если ты носишь их уже несколько жизней. Чем сильнее страдаешь ты в определенной ситуации или с определенным человеком, тем древнее твоя проблема.

В поисках выхода ты можешь рассчитывать на своего внутреннего БОГА - всезнающего, вездесущего и всемогущего. Его могущество всегда пребывает в тебе и постоянно работает. Оно действует таким образом, чтобы направлять тебя к людям и ситуациям, которые необходимы для твоего роста и эволюции в соответствии с планом жизни, составленным еще до твоего рождения.

Еще до рождения твой внутренний БОГ увлекает твою душу к тому окружению и к той семье, которые понадобятся тебе в будущей жизни. Это магнетическое притяжение, как и его цели, предопределены, с одной стороны, тем, что в предыдущих жизнях ты не научился жить в любви и приятии, а с другой - тем, что у твоих будущих родителей существует своя собственная проблема, которую им надлежит разрешить через ребенка, то есть через тебя. Этим объясняется тот факт, что обычно и родителям, и детям приходится иметь дело с одними и теми же травмами.

Родившись, ты уже не сознаешь всего своего прошлого, поскольку сосредоточен на потребностях своей души; а душа твоя хочет, чтобы ты принял себя вместе со всем твоим благоприобретенным опытом, ошибками, сильными и слабыми сторонами, желаниями, субличностями и т. д.

Эту потребность испытываем мы все. Однако вскоре после рождения мы начинаем замечать, что наше стремление быть самими собой вызывает недовольство у взрослых и окружающих. И мы делаем вывод, что быть естественным нехорошо, неправильно. Это открытие не из приятных, и нередко оно вызывает вспышки гнева у ребенка. Подобные вспышки становятся настолько частыми, что к ним все относятся как к чему-то нормальному. Их называют «детским кризисом» или «подростковым кризисом».

Быть может, они и стали нормой для человеческих существ, но назвать их естественным нельзя никак. Если ребенку позволено быть самим собой, он будет вести себя естественно, уравновешенно и никогда не станет устраивать «кризисов». К сожалению, таких детей почти не бывает. Вместо этого, по моим наблюдениям, большинство детей переживают четыре следующих этапа:

1-й этап - познание радости существования, бытия самим собой;

2-й этап - страдание от того, что быть самим собой нельзя;

3-й этап - период кризиса, бунт;

4-й этап - чтобы избежать страданий, ребенок уступает и в конце концов строит из себя новую личность, соответствующую тому, чего хотят от него взрослые.

Некоторые люди увязают в третьем этапе и всю свою жизнь постоянно находятся в состоянии противодействия, гнева, или кризиса.

На протяжении третьего и четвертого этапов мы и создаем в себе новые личности, маски - несколько масок, которые служат нам для защиты от боли, испытанной на втором этапе. Этих масок всего пять, и соответствуют они пяти основным душевным травмам, которые приходится переживать человеческому существу.

Многолетние наблюдения позволили мне констатировать, что все человеческие страдания можно свести к этим пяти травмам. Вот они в хронологическом порядке, то есть в порядке их появления в жизни человека:

ОТВЕРГЛИ

ПОКИНУЛи

УНИЗИЛИ

ПРЕДАЛИ

Были НЕСПРАВЕДЛИВЫ

Расположив эти слова в другом порядке, можно прочитать по их первым буквам слово «предательство; акростих подчеркивает тот факт, что, переживая или причиняя кому-то любую из этих травм, мы участвуем в акте предательства человеческого существа. Предано, утрачено доверие к внутреннему БОГУ, к потребностям нашей сущности, и мы предоставляем нашему эго вместе с его верованиями и страхами управлять нашей жизнью.

Создание масок - это следствие нашего стремления скрыть от самих себя или от других людей нашу неулаженную проблему. Скрытничание есть не что иное, как форма предательства.

Что же это за маски? Вот их список вместе с теми травмами, которые они пытаются прикрыть.

Травмы Маски

Отвергнутый Беглец

Покинутый Зависимый

Униженный Мазохист

Предательство Контролирующий

Несправедливость Ригидный

Эти травмы и соответствующие им маски будут подробно рассмотрены в последующих главах. Важность маски определяется глубиной травмы. Маска представляет соответствующий ей тип личности, поскольку в человеке развиваются многочисленные верования, которые определяют и его внутреннее состояние, и его поведение - как нормальные для принятой маски. Чем глубже твоя рана, тем чаще ты страдаешь от нее и тем чаще вынужден носить свою маску.

Мы носим маску только тогда, когда хотим защитить себя. Например, если человек чувствует несправедливость, проявленную им при каких-то обстоятельствах, или судит себя за то, что был несправедлив, или боится, что его осудят за несправедливость, -он надевает маску ригидного, то есть начинает вести себя как жесткий, ригидный человек

Чтобы лучше представить, как связаны между собой травма и соответствующая ей маска, предлагаю тебе аналогию: внутреннюю травму можно сравнить с физической раной, к которой ты давно притерпелся, не обращаешь на нее внимания и не заботишься о ней.

А чтобы не видеть рану, ты просто замотал ее бинтом. Вот этот бинт и есть эквивалент маски. Ты решил, что так будет лучше всего, вроде бы ты и не ранен. И ты серьезно считаешь, что это решение проблемы? Конечно нет. Все мы хорошо знаем это, но только не наше эго. Оно не знает. Это его способ дурачить нас.

Вернемся к ране на руке. Предположим, что ты испытываешь сильную боль каждый раз, когда кто-то прикасается к повязке. Если кто-то в порыве любви хватает тебя за больную руку, вообрази его удивление, когда ты завопишь: «А-а-ай! Ты мне делаешь больно!» Разве он хотел причинить тебе боль? Нет. И если тебе больно каждый раз, когда кто-нибудь прикасается к твоей руке, то это потому, что ты сам решил не заниматься раной. Другие люди не виновны в твоей боли!

Так же обстоит дело со всеми твоими травмами. Несть числа случаям, когда мы уверены, что нас отвергли, покинули, предали, унизили, обращались с нами несправедливо. На самом же деле, каждый раз, когда мы чувствуем боль, это всего лишь наше эго убеждает нас, что винить в этом нужно кого-то другого.

Хорошо бы найти виновного. Иногда нам кажется, что мы сами и есть этот виновный, но в действительности это не более справедливо, чем обвинять кого-то другого. Знаешь, ведь в жизни нет виновных; есть только страдающие. Теперь я уже знаю, что чем больше обвиняешь (себя или кого-то), тем упорнее повторяется все тот же опыт. Обвинение приносит один-единственный результат: оно делает людей несчастными. Но если мы попытаемся смотреть на страдающую часть человека с сочувствием, то ситуации, события и люди начнут меняться

Маски, создаваемые с целью самозащиты, проявляются в телосложении и внешности человека. Меня часто спрашивают, можно ли обнаружить душевные травмы у маленьких детей. Лично я с большим интересом наблюдаю за своими семью внуками (в момент, когда я пишу эти строки, им от роду от семи месяцев до девяти лет), и у большинства из них я уже обнаруживаю душевные травмы, запечатленные в их физической внешности.

Чем отчетливее видна внутренняя травма в этом возрасте, тем она серьезнее. С другой стороны, в телосложении двух моих взрослых детей я замечаю иные травмы - не те, что я наблюдала у них в детстве и отрочестве.

Наше тело настолько осознанно, что оно всегда находит способ сообщить, что у нас не в порядке,не улажено . В действительности это наш внутренний БОГ использует тело для сообщений

В следующих главах ты прочитаешь о том, как распознавать свои маски и маски других людей. В последней главе я расскажу о новых принципах поведения, которые необходимо усвоить ради исцеления давно запущенных травм и избавления от страданий. Процессу исцеления сопутствует и естественное преображение масок, прикрывающих эти травмы.

Кроме того, не следует особенно доверять словам, употребляемым для обозначения травм или масок. Человек может быть отвергнут, а страдать от несправедливости; другого предали, а он живет как отвергнутый; еще кто-то покинут, а чувствует себя униженным, и т. п.

Когда ты прочитаешь описания всех травм и присущих им признаков, все это станет для тебя понятнее.

Пять характеров, описанных в этой книге, могут напоминать другие классификации, используемые при изучении характеров. Всякое исследование имеет свои особенности, и настоящая работа не ставит целью опровержение или замену исследований, выполненных в прошлом.

Одно из таких исследований, проведенных психологом Джерардом Хеймансом около ста лет назад, популярно до сих пор. В нем мы находим восемь характерологических типов: страстный, холерический, нервный, сентиментальный, сангвинический, флегматический, апатический и аморфный.

Слово страстный , применяемое автором для описания человеческого типа, не исключает того, что и другие типы могут переживать опыт страсти в своей жизни. Каждое слово, употребленное для описания типа, относится лишь к доминирующей черте личности. Поэтому я повторяю: не слишком полагайся на буквальный смысл слов.

Вполне возможно, что, читая описания отдельных травм, а также особенностей поведения соответствующих масок, ты будешь узнавать себя в каждой из них - физическое тело не обманывает. Я хочу подчеркнуть: очень важно хорошо запомнить описание физического тела, поскольку тело очень точно отражает то, что происходит внутри личности.

Намного труднее узнать себя в эмоциональном и ментальном плане. Запомни, что наше эго не желает обнаружения всех наших верований - ведь они составляют его пищу, оно ими живет. В этой книге я больше не буду останавливаться на описании эго, так как ему посвящено достаточно страниц в моих книгах «Слушай свое тело, твоего лучшего друга на Земле» и «Слушай свое тело снова и снова!».

Возможно, ты почувствуешь сопротивление и желание возразить, когда будешь читать, что лица, страдающие определенной травмой, находятся в конфликте с одним из родителей. Прежде чем прийти к этим выводам, я проверила не одну тысячу людей и убедилась, что дело обстоит именно так. Я повторяю здесь то, что говорю на каждом своем уроке или семинаре: больше неулаженных проблем остается с тем из родителей, с кем у ребенка или подростка было, казалось бы, больше взаимопонимания .

Что ж, это вполне нормально - человеку трудно поверить в свою злость на родителя, которого больше любил. Первой реакцией на такое утверждение обычно бывает отрицание, затем следует гнев, и только после этого человек бывает способен посмотреть в лицо реальности.

Тебе может показаться неприятным описание поведения и других особенностей человека, связанных с различными травмами. В результате, узнавая какую-то из своих травм, ты, возможно, станешь отрицать описание соответствующей маски, которую ты создал себе для защиты от страданий. Это вполне нормальное, человеческое сопротивление. Дай себе время. Помни: если ты ведешь себя так, как диктует твоя маска, значит, ты не являешься самим собой.

Это же относится и к каждому из окружающих. Не приносит ли тебе облегчения мысль о том, что, когда чье-то поведение тебе не нравится или раздражает тебя, - это знак, что тот человек надел свою маску, пытаясь избежать страдания? Не забывай об этом, и ты станешь более толерантным и тебе легче будет смотреть на других с любовью.

Возьмем в качестве примера подростка, который ведет себя как «крутой». Когда ты обнаруживаешь, что он ведет себя так потому, что пытается скрыть свою ранимость и свой страх, твое отношение к нему меняется, ты уже знаешь, что никакой он не крутой и не опасный. Ты сохраняешь спокойствие и даже способен видеть его хорошие качества, а не только ошибки и грубость.

Обнадеживает тот факт, что, даже если ты уже родился с травмами, которые тебе предстоит излечить и которые постоянно проявляются в твоих реакциях на окружающих людей и обстоятельства, маски, которые ты создаешь для самозащиты, не остаются постоянными. Практикуя методы исцеления, предложенные в последней главе, ты увидишь, как твои маски постепенно тают и как вследствие этого преображается твое тело.

И все же пройдет не один год, прежде чем результаты можно будет констатировать на уровне физического тела: тело всегда изменяется медленнее в силу природы осязаемой материи, из которой оно построено. Более тонкие наши тела (эмоциональное и ментальное) преображаются за более короткий период времени после того, как в глубине нашего существа принято - с любовью - определенное решение.

Например, нам очень легко пожелать (эмоционально) и представить себе (ментально), как мы путешествуем за границей. Решение совершить такую поездку может быть принято за несколько минут. Конкретизация же этого проекта в физическом мире (составить план, договориться, собрать деньги и т. д.) потребует большего времени.

Есть хороший способ проверить твои физические перемены: фотографируйся каждый год. Делай снимки всех частей тела крупным планом, чтобы хорошо были видны подробности. Да, кто-то изменяется быстрее, кто-то медленнее, точно так же как одни люди быстрее собираются в путешествие, чем другие. Главное - не прекращать работу внутреннего преображения, ибо именно это наполняет жизнь счастьем.

Я рекомендую тебе во время чтения следующих пяти глав записывать все, что ты примешь на свой счет, а затем перечитать главы, в которых окажутся самые подходящие описания твоего поведения и, главное, твоей физической внешности.

Прежде чем родиться, мы принимаем решение о том, какую задачу должны будем решить в предстоящем воплощении.
Это решение, как и все, что было накоплено раньше в памяти души, не записано в нашей сознательной памяти (памяти интеллекта). Лишь на протяжении всей жизни мы постепенно осознаем наш жизненный план и то, с чем нам надлежит разобраться.

Случается, что мы принимаем ситуацию или личность, но при этом не прощаем себя, не даем себе права на нее злиться - в прошлом или настоящем. Это называется «принимать только опыт». Повторяю, есть существенная разница между приятием опыта и приятием себя. Последнее осуществить труднее: наше эго не желает признавать, что все наши самые трудные опыты мы переживаем только затем, чтобы удостовериться: мы сами ведем себя с другими точно таким же образом.

Замечал ли ты, что когда ты кого-то в чем-то обвиняешь, этот же человек обвиняет тебя в том же?

Еще до рождения твой внутренний БОГ увлекает твою душу к тому окружению и к той семье, которые понадобятся тебе в будущей жизни. Это магнетическое притяжение, как и его цели, предопределены, с одной стороны, тем, что в предыдущих жизнях ты не научился жить в любви и приятии, а с другой - тем, что у твоих будущих родителей существует своя собственная проблема, которую им надлежит разрешить через ребенка, то есть через тебя. Этим объясняется тот факт, что обычно и родителям, и детям приходится иметь дело с одними и теми же травмами.

Родившись, ты уже не сознаешь всего своего прошлого, поскольку сосредоточен на потребностях своей души; а душа твоя хочет, чтобы ты принял себя вместе со всем твоим благоприобретенным опытом, ошибками, сильными и слабыми сторонами, желаниями, субличностями и т. д.
Эту потребность испытываем мы все. Однако вскоре после рождения мы начинаем замечать, что наше стремление быть самими собой вызывает недовольство у взрослых и окружающих. И мы делаем вывод, что быть естественным нехорошо, неправильно. Это открытие не из приятных, и нередко оно вызывает вспышки гнева у ребенка.

По моим наблюдениям, большинство детей переживают четыре следующих этапа:

1-й этап - познание радости существования, бытия самим собой;
2-й этап - страдание от того, что быть самим собой нельзя;
3-й этап - период кризиса, бунт;
4-й этап - чтобы избежать страданий, ребенок уступает и в конце концов строит из себя новую личность, соответствующую тому, чего хотят от него взрослые.

Некоторые люди увязают в третьем этапе и всю свою жизнь постоянно находятся в состоянии противодействия, гнева, или кризиса.
На протяжении третьего и четвертого этапов мы и создаем в себе новые личности, маски - несколько масок, которые служат нам для защиты от боли, испытанной на втором этапе. Этих масок всего пять, и соответствуют они пяти основным душевным травмам, которые приходится переживать человеческому существу.

Многолетние наблюдения позволили мне констатировать, что все человеческие страдания можно свести к этим пяти травмам. Вот они в хронологическом порядке, то есть в порядке их появления в жизни человека:

ОТВЕРГЛИ

ПОКИНУЛИ

УНИЗИЛИ

ПРЕДАЛИ

Были НЕСПРАВЕДЛИВЫ.

СОЗДАНИЕ МАСОК

Создание масок - это следствие нашего стремления скрыть от самих себя или от других людей нашу неулаженную проблему. Скрытничание есть не что иное, как форма предательства.

Что же это за маски? Вот их список вместе с теми травмами, которые они пытаются прикрыть.

Травмы -Маски

Отвергнутый - Беглец
Покинутый - Зависимый
Униженный - Мазохист
Предательство - Контролирующий
Несправедливость - Ригидный

Чем глубже твоя рана, чем чаще ты страдаешь от нее и тем чаще вынужден носить свою маску.
Мы носим маску только тогда, когда хотим защитить себя. Например, если человек чувствует несправедливость, проявленную им при каких-то обстоятельствах, или судит себя за то, что был несправедлив, или боится, что его осудят за несправедливость, - он надевает маску ригидного, то есть начинает вести себя как жесткий, ригидный человек.

Роль родителя одного с нами пола заключается в том, чтобы научить нас любить - любить себя и давать любовь. Родитель противоположного пола должен научить позволять любить себя и принимать любовь.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОТРАВМ

Характеристики травмы отвергнутого.

Пробуждение травмы: от момента зачатия до одного года; с родителем своего пола. Не чувствует права на существование.
Маска: беглец.
Родитель: того же пола.
Тело: сжатое, узкое, хрупкое, фрагментированное.
Глаза: маленькие, с выражением страха; впечатление маски вокруг глаз.
Словарь: «ничто», «никто», «не существует», «исчезнуть», «меня тошнит от...».
Характер: Отстраненность от материального. Стремление к совершенству. Интеллектуальность. Переходы через стадии великой любви к периодам глубокой ненависти. Не верит в свое право на существование.
Сексуальные трудности. Считает себя никому не нужным, ничтожеством. Стремится к уединению. Тушуется. Умеет быть незаметным. Находит разнообразные способы бегства. Легко отправляется в астрал. Считает, что его не понимают. Не может позволить спокойно жить своему внутреннему ребенку.
Больше всего боится: паники.
Питание: Аппетит часто пропадает из-за наплыва эмоций или страха. Ест маленькими порциями. Сахар, алкоголь и наркотики как способы бегства. Предрасположенность к анорексии.
Типичные заболевания: Кожные, диарея, аритмия, нарушение дыхательных функций, аллергии, рвота, обмороки, кома, гипогликемия, диабет, депрессия, суицидные наклонности, психозы.

Характеристики травмы покинутого:

Пробуждение травмы: Между одним и тремя годами, с родителем противоположного пола. Недостаток эмоционального питания или питания определенного типа.
Маска: Зависимый.
Тело: Вытянутое, тонкое, лишенное тонуса, обвисающее; ноги слабые, спина искривлена, руки кажутся чрезмерно длинными и свисают вдоль туловища, отдельные части тела выглядят дряблыми, провисшими.
Глаза: Большие, печальные. Притягивающий взгляд.
Словарь: «отсутствует», «один», «не выношу», «поедают», «не оставляют».
Характер: Жертва. Склонен к слиянию с кем-то или чем-то. Нуждается в присутствии, внимании, поддержке, подкреплении. Испытывает затруднения, когда приходится что-то делать или решать в одиночку.
Обращается за советами, но не всегда им следует. Детский голос. Болезненно воспринимает отказы. Печаль. Легко плачет. Вызывает жалость. То радостен, то печален. Физически цепляется за других. Нервный. Звезда эстрады. Стремится к независимости. Любит секс.
Больше всего боится: Одиночества.
Питание: Хороший аппетит. Булимия. Любит мягкую пищу. Ест медленно.
Типичные заболевания: Боли в спине, астма, бронхиты, мигрени, гипогликемия, агорафобия, диабет, болезни надпочечников, близорукость, истерия, депрессия, редкие болезни (требующие длительного внимания), неизлечимые болезни.

Характеристики травмы униженного.

Пробуждение травмы: в период от одного до трех лет, с родителем, который занимается физическим развитием ребенка (обычно это мать). Недостаток свободы. Чувство унижения из-за контроля со стороны этого родителя.
Маска: Мазохист.
Тело: Толстое, округлое, низкий рост, толстая плотная шея, напряженность в области горла, шеи, челюстей и таза. Лицо круглое, открытое.
Словарь: «достойный», «недостойный», «маленький», «толстый».
Характер: Часто стыдится себя или других или боится причинить стыд. Не любит быстрой ходьбы. Знает свои потребности, но не прислушивается к ним. Много взваливает на свои плечи. Прибегает к контролю, чтобы избежать стыда.
Считает себя неопрятным, бессердечным, свиньей, хуже других. Склонен к слиянию. Устраивается так, чтобы не быть свободным, поскольку «быть свободным» для него означает «быть несдержанным». Иногда он несдержан, то боится переступить черту дозволенного.
Любит роль матери. Чрезмерно чувствителен. Наказывает себя, полагая, что наказывает кого-то другого. Стремится, хочет быть достойным. Часто испытывает отвращение. Повышенная чувственность сочетается со стыдом в сексуальном поведении. Не считается со своими сексуальными потребностями. Отыгрывается в еде.
Больше всего боится: Свободы.
Питание: Любит сытную, жирную пищу, шоколад. Прожорлив или, наоборот, ест маленькими порциями. Стыдится покупать для себя и употреблять «лакомства».
Типичные болезни: Боли в спине, плечах, горле, ангины, ларингиты, заболевания дыхательных путей, ног, ступней, варикозы, растяжения связок, переломы, нарушения функций печени, щитовидной железы, кожный зуд, гипогликемия, диабет, сердечные заболевания.

Характеристики травмы предательства.

Пробуждение травмы: в период от двух до четырех лет, с родителем противоположного поло. Крушение доверия или несбывшихся ожиданий в любовно-сексуальной сфере. Манипуляция.
Маска: Контролирующий.
Тело: Излучает силу и мощь. У мужчины плечи шире бедер. У женщины бедра шире и крепче плеч. Грудь колесом. Живот тоже.
Глаза: Взгляд пристальный, соблазняющий. Глаза, которые все видят с первого взгляда.
Словарь: «отделить(ся)», «ты понимаешь?», «я могу», «я сам справлюсь», «я это знал», «доверься мне», «я ему не доверяю».
Характер: Считает себя очень ответственным и сильным. Стремится быть особым и важным. Не сдерживает свои обещания и обязательства или делает усилия над собой, чтобы сдержать их. Легко лжет.
Манипулятор. Соблазнитель. Имеет много ожиданий. Настроение неровное. Убежден, что прав, и стремится убедить других. Нетерпеливый. Нетерпимый.
Понимает и действует быстро. Хороший исполнитель, поскольку хочет быть отмеченным. Циркач. Доверяется с трудом. Не показывает свою уязвимость. Скептик. Боится нарушить или снять с себя обязательство.
Больше всего боится: Разъединения; развода; отречения.
Питание: Хороший аппетит. Ест быстро. Добавляет соль и специи. Может долго не есть, пока занят, но потом теряет контроль в еде.
Типичные болезни: Болезни контроля и потери контроля, агорафобия, спазмофилия, нарушения пищеварительной системы, болезни, название которых заканчивается на –ит, герпес ротовой.

Характеристики травмы несправедливости.

Пробуждение травмы: в возрасте от четырех до шести лет, с родителем своего пола. Долг быть исполнительным и совершенным. Блокирование индивидуальности.
Маска: Ригидный.
Тело: Прямое, жесткое и, в пределах возможного, совершенное. Хорошие пропорции. Округлые ягодицы. Невысокий рост, облегающие одежды или тесный пояс. Скованные движения. Кожа светлая. Сжатые челюсти. Шея напряженная, прямая. Осанка гордая.
Глаза: Взгляд сияющий, живой. Глаза светлые.
Словарь: «нет проблем», «всегда, никогда», «очень хороший, очень добрый», «очень специфичный», «точно», «совершенно, справедливо», «конечно», «ты согласен?»
Характер: Стремится к совершенству. Завистлив. Отстранен от собственных чувств. Часто скрещивает руки. Продуктивен - чтобы быть совершенным. Излишне оптимистичен. Живой, динамичный. Часто оправдывается. Очень неохотно обращается за помощью.
Смех по пустякам - чтобы скрыть свою чувствительность. Тон голоса сухой и напряженный. Не признает, что у него есть проблемы. Сомневается в правильности своего выбора. Сравнивает себя по принципу «кто лучше - кто хуже».
С трудом принимает что бы то ни было: считает несправедливым получить меньше, чем другие, но еще более несправедливым - получить больше.
Очень редко позволяет себе удовольствия, так как обычно испытывает из-за них чувство вины. Не считается со своими ограничениями, слишком требователен к себе. Контролирует себя. Любит порядок. Редко болеет, безразличен или безжалостен к своему телу. Холерик. Холоден, не умеет показать свои чувства. Любит выглядеть сексуально привлекательным.
Больше всего боится: Холодности.
Питание: Предпочитает соленые блюда сладким. Любит все хрустящее. Контролирует себя, чтобы не толстеть. Стыдится и оправдывается, когда теряет контроль над собой в еде.
Типичные болезни: Нервное истощение (профессиональное), фригидность (у женщин), преждевременная эякуляция или половое бессилие (у мужчин). Болезни с окончанием на" -ит "- тендинит, бурсит, артрит и др.
Кривошея, запоры, геморрои, спазмы и судороги, нарушение кровообращения, нарушение функций печени. Варикозы, кожные заболевания, нервозность, бессонница, плохое зрение.

P.S.Я напоминаю, что характеристики и поступки, описанные в этой главе, имеют место только в том случае, если человек принимает решение носить маску ригидного, надеясь таким способом избежать страданий от несправедливости.

В зависимости от глубины травмы, эта маска может надеваться либо изредка и ненадолго, либо очень часто.

Беглец больше всего боится паники.
- Самый большой страх зависимому внушает одиночество
- Мазохист больше всего боится свободы.
- Контролирующего больше всего пугают разъединение и отречение.
- Ригидный больше всего боится холодности

ШАГИ К ИСЦЕЛЕНИЮ

Первый шаг к излечению травмы - признание и принятие ее ; это, впрочем, вовсе не означает одобрения и согласия на ее существование.
Принять - значит смотреть на нее, наблюдать за ней, не забывая в то же время, что человек для того и живет, чтобы уладить еще не решенные проблемы.

Если у тебя что-то болит, это не значит, что ты плохой человек.
Мы злимся на родителя - бессознательно - еще и потому, что у него есть та же травма, что и у нас. То есть он становится в наших глазах моделью, образцом человека с этой травмой, тем самым обязывая нас смотреть на самих себя. А нам, вообще говоря, хотелось бы видеть иную модель, хотя и этого мы обычно не осознаем.
Вот чем объясняется наше стремление никоим образом не походить на родителей. Нам неприятно видеть в них свое отражение. Травмы не могут быть излечены иначе, как только через истинное прощение своих родителей и себя самого.

С другой стороны, когда любая из пяти травм переживается с лицами другого пола, чем родитель, которого мы считаем ответственным за нашу травму, тогда мы злимся на самих себя.
Именно в такие периоды мы склонны наказывать себя, используя для этого несчастный случай или любое другое средство физического повреждения.

Когда активизируется твоя травма отвергнутого, ты надеваешь маску беглеца. Эта маска вызывает у тебя желание уйти от ситуации или от людей, из-за которых, как тебе кажется, ты будешь отвергнут; ты боишься паники и чувства бессилия.
Эта маска может также убедить тебя стать как можно более невидимым, уйти в себя и не говорить и не делать ничего такого, что побуждало бы других отвергнуть тебя. Эта маска заставляет тебя верить, что ты не настолько важное существо, чтобы занимать место, которое ты занимаешь, что ты не имеешь права существовать в той полноте, в какой существуют другие.

Когда активизируется твоя травма покинутого, ты надеваешь маску зависимого. Она делает тебя как бы маленьким ребенком, который ищет и требует внимания, - ты плачешь, жалуешься и подчиняешься всему и всем, так как не веришь, что способен действовать самостоятельно.

Когда активизируется травма унижения, ты надеваешь маску мазохиста. Она позволяет тебе забыть собственные потребности и думать только о других, чтобы стать хорошим, великодушным человеком, всегда готовым оказывать услуги, даже превосходящие твои возможности.
Ты умудряешься также взваливать на свою спину дела и обязанности тех, кто ими обычно пренебрегает, и делаешь это даже раньше, чем они тебя об этом попросят. Ты делаешь все для того, чтобы быть полезным, чтобы не чувствовать себя униженным.
Тем самым ты ухитряешься никогда не быть свободным - для тебя это очень важно. Всякий раз, когда твое поведение или твои действия будут мотивироваться страхом стыда за себя или страхом унижения, это для тебя знак, что ты надел маску мазохиста.

Переживая травму предательства, ты надеваешь маску контролирующего, которая делает тебя недоверчивым, скептичным, осторожным, властным и нетерпимым, - все это связано с твоими ожиданиями. Ты делаешь все, чтобы показать, что ты личность сильная, и не позволишь так просто тебя дурачить или использовать, а тем более решать за тебя, - скорее, все будет наоборот.

Эта маска заставляет тебя хитрить, вплоть до лжи, лишь бы не потерять репутацию сильного. Ты забываешь собственные потребности и прикладываешь все усилия к тому, чтобы другие думали, что ты человек надежный и тебе можно доверять. Кроме того, эта маска требует поддержания показной уверенности в себе, даже когда ты сам себе не доверяешь и сомневаешься в собственных решениях и действиях.

Когда активизируется твоя травма несправедливости, ты надеваешь маску ригидного, которая сообщает твоим движениям и тону голоса холодность, резкость, сухость. Тело тоже становится таким же жестким, ригидным, как и поведение.

Второй этап - чувство боли , когда мы открываем, что не можем быть самими собой, поскольку это не устраивает окружающих нас взрослых. К сожалению, взрослые не понимают, что ребенок пытается открыть себя, выяснить, кто он есть, и вместо того, чтобы позволить ему быть самим собой, они главным образом внушают ему, каким он должен быть.
Третий этап - бунт против переживаемых страданий. На этом этапе у ребенка начинаются кризисы, сопротивление родителям.
Последний этап - капитуляция, сдача позиций: принимается решение создать себе маску, чтобы не разочаровывать других, а главное - чтобы не переживать вновь и вновь страдание, возникающее из-за того, что тебя не принимают таким, какой ты есть.
Исцеление совершится тогда, когда ты пройдешь через все четыре этапа в обратном порядке, начиная с четвертого и заканчивая первым, где ты снова становишься самим собой. И первым этапом в этом обратном путешествии является осознание маски, которую ты носишь. Осознать ее тебе помогут пять предыдущих глав, каждая из которых посвящена отдельной травме.
Второй этап - чувство возмущения, бунт при чтении этих глав, нежелание признать свою ответственность, стремление обвинить других в своих страданиях. Скажи себе в этом случае, что это вполне человеческое свойство - сопротивляться, когда открываешь в себе то, чего не любишь. Каждый по-своему переживает этот этап.
На третьем этапе ты должен дать себе право на пережитые тобой страдания и на озлобление по отношению к одному или обоим родителям. Переживая вновь страдания, испытанные тобой в детстве, ты проникнешься тем большим сочувствием и состраданием к ребенку в тебе, чем глубже и серьезнее будешь проходить этот этап.
На этом же этапе ты должен оставить свою злость на родителей и обрести сочувствие к их страданиям.
Наконец, на четвертом этапе ты становишься самим собой и перестаешь верить, что тебе все еще нужны твои защитные маски. Ты принимаешь как должное, что твоя жизнь будет наполнена опытами, которые служат познанию того, что для тебя благотворно, а что вредно.

Это и есть любовь к себе. Поскольку любовь обладает великой целительной и вдохновляющей силой, приготовься к разнообразным переменам в твоей жизни - как на уровне отношений с другими людьми, так и на уровне твоего физического тела.
Помни: любить себя - значит давать себе право быть таким, какой ты есть в настоящий момент. Любить себя - значит принимать себя, даже если ты делаешь другим то, в чем их упрекаешь. Любовь не имеет ничего общего с тем, что ты делаешь или чем ты обладаешь.