А пришелец последние листья читать. "Эмоционально-художественное восприятие стихотворения А.Пришельца "Снежинка"
Антон Пришелец (Антон Ильич Ходаков) – советский поэт. Родился Антон 20 декабря 1892 (1 января 1893) в Саратовской губернии - в селе Безлесье Балашовского уезда в крестьянской семье. . .
Антон Пришелец работал журналистом в Балашове, в 1922 г. переехал в Москву, где работал в редакции «Рабочей газеты». Антон Пришелец печатался в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Недра», «Молодая гвардия», «Октябрь» и других. . .
В 1920 г. Антон Пришелец опубликовал свой первый сборник стихов «Зорьные зовы», затем - «Стихи о деревне», «Мой костер», «Зерно», «Зеленый ветер», «Тропинка милая», «Охапка сена», «Полынья», «Излучина» и другие. Всего Антон Пришелец за свою жизнь выпустил 15 поэтических сборников. . .
Антон Пришелец - автор популярных песен: «У дороги чибис», «Ой ты, рожь», «Куда бежишь, тропинка милая», «Жизнь моя, любовь моя» и других. Среди соавторов песен Антона Пришельца - такие известные советские композиторы, как С. Прокофьев, С. Кац, С. Туликов, В. Мурадели. . .
* * * * * * * * * * *
Рецензии о поэзии
"Поэзия родной земли"
"Литературная газета" №150, 17.12.1955
Поэт рассказывает, как в детстве ему, открылся мир простой и задушевной красоты. Свое преклонение перед нею он пронёс через всю жизнь. Не только образы и звуки сберегла ему память, он сохранил большее: восторг перед щедростью природы, ясную и гордую веру в человека. Он бережно подбирает приметы родного края: волжский разлив, степной простор, саратовские частушки… Он рассказывает о хлебопашцах и воинах, о детях и девушках незатейливыми и точными словами. Правда детских впечатлений, подтвержденная всей последующей жизнью, стала правдой его поэзии.
В этом – обаяние книги стихов Антона Пришельца «Мой костер» («Советский писатель», 1955). В ней нет разнообразия и сложности, но удивительно се постоянство и единство. Тема её – родная страна, скромная прелесть природы, сила и талантливость народа. В его стихах красивы каждая яблоня и каждый степной колодец. Река Хопёр, Сенежское озеро, станция Расторгуево, волжские плёсы – не случайные поэтические этикетки, а точно названные любимые места. Увиденное и пережитое не украшено и не возвышено. Оно осталось обычным и знакомым, только согрето лирическим чувством. Так написаны и пейзажи и люди. К Пришельцу можно отнестись доверчиво, он выступает без позы. Поэт не знает восклицательных знаков. Он уважительно говорит о труде и о подвиге. Молодой боец «не мечтал прославиться героем», но под огнём переплыл с товарищами реку и пять часов оборонялся от жестокого натиска на узком клочке земли. «Ну, вот и всё, чем отличился он». У Пришельца не встретишь «яростной» любви, но горит в его стихах скромное чувство и утверждается молчаливая верность.
Августовской степи теплынь,
Мотыльковая легкость платья,
Горько пахнущая полынь
И две ёлочки на закате. . .
Стихи Пришельца читаешь, как страницы дневника, где летопись событий и личная жизнь нераздельны. Колхозная электростанция на маленькой речке. Голубые майки физкультурного парада. Ожидание фронтовых писем. Скорбь родителей, потерявших сына. В написанном об этом стихотворении «Твой портрет» поэт задушевно говорит с читателем. Надежда и счастье воплощены сильнее, чем печаль. Цикл стихов о погибшем воине торжественно и светло заканчивается стихотворением «Родине». Близость к природе и единство с людьми – лейтмотивы поэтических переживаний, поэтому так непосредственно выражено в поэзии Пришельца чувство Родины.
Сборник Пришельца назван «Мой костер». Можно припомнить известный романс Полонского и другое стихотворение его, обращенное к Тютчеву, где поэзия уподобляется костру, согревающему усталого спутника: Тютчев ответил четверостишьем «Другу моему Я. Полонскому» («Нет боле искр живых на голос твой приветный»). Такой же костёр у Пришельца, только огонёк его «веселый». Конечно, ассоциация эта не случайна. В стихах Пришельца порой слышатся интонации Некрасова, Лермонтова, Тютчева, даже фетовские соловьи поют в его стихах. Это органично для поэта. Он продолжает линию русского поэтического пейзажа, которая идёт от «Родины» Лермонтова к есенинской «Анне Снегиной». У поэтов прошлого восприятие природы нередко отягощалось трагическими нотами, у Пришельца пейзаж почти всегда одушевлён полнотой счастья. То же и в песнях Пришельца: они написаны интонациями русского романса, но в собственном, мажорном и сердечном тоне. «Куда бежишь, тропинка милая?» – как народная запевка, музыка тут необходима.
Стихи Пришельца привлекают свежестью, но не всегда оставляют впечатление законченности. Кажется, поэт понимает это сам: он много раз варьирует тему, не предлагая окончательных решений. В его стихах трудно сделать выбор, их нужно читать все вместе. Это можно воспринять, как недостаток. Но можно сказать и так: перед нами лирическая повесть, неторопливая и откровенная..."
Антон Пришелец (Антон Ильич Ходаков) – советский поэт. Родился Антон 20 декабря 1892 (1 января 1893) в Саратовской губернии - в селе Безлесье Балашовского уезда в крестьянской семье. . .
Антон Пришелец работал журналистом в Балашове, в 1922 г. переехал в Москву, где работал в редакции «Рабочей газеты». Антон Пришелец печатался в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Недра», «Молодая гвардия», «Октябрь» и других. . .
В 1920 г. Антон Пришелец опубликовал свой первый сборник стихов «Зорьные зовы», затем - «Стихи о деревне», «Мой костер», «Зерно», «Зеленый ветер», «Тропинка милая», «Охапка сена», «Полынья», «Излучина» и другие. Всего Антон Пришелец за свою жизнь выпустил 15 поэтических сборников. . .
Антон Пришелец - автор популярных песен: «У дороги чибис», «Ой ты, рожь», «Куда бежишь, тропинка милая», «Жизнь моя, любовь моя» и других. Среди соавторов песен Антона Пришельца - такие известные советские композиторы, как С. Прокофьев, С. Кац, С. Туликов, В. Мурадели. . .
* * * * * * * * * * *
Рецензии о поэзии
"Поэзия родной земли"
"Литературная газета" №150, 17.12.1955
Поэт рассказывает, как в детстве ему, открылся мир простой и задушевной красоты. Свое преклонение перед нею он пронёс через всю жизнь. Не только образы и звуки сберегла ему память, он сохранил большее: восторг перед щедростью природы, ясную и гордую веру в человека. Он бережно подбирает приметы родного края: волжский разлив, степной простор, саратовские частушки… Он рассказывает о хлебопашцах и воинах, о детях и девушках незатейливыми и точными словами. Правда детских впечатлений, подтвержденная всей последующей жизнью, стала правдой его поэзии.
В этом – обаяние книги стихов Антона Пришельца «Мой костер» («Советский писатель», 1955). В ней нет разнообразия и сложности, но удивительно се постоянство и единство. Тема её – родная страна, скромная прелесть природы, сила и талантливость народа. В его стихах красивы каждая яблоня и каждый степной колодец. Река Хопёр, Сенежское озеро, станция Расторгуево, волжские плёсы – не случайные поэтические этикетки, а точно названные любимые места. Увиденное и пережитое не украшено и не возвышено. Оно осталось обычным и знакомым, только согрето лирическим чувством. Так написаны и пейзажи и люди. К Пришельцу можно отнестись доверчиво, он выступает без позы. Поэт не знает восклицательных знаков. Он уважительно говорит о труде и о подвиге. Молодой боец «не мечтал прославиться героем», но под огнём переплыл с товарищами реку и пять часов оборонялся от жестокого натиска на узком клочке земли. «Ну, вот и всё, чем отличился он». У Пришельца не встретишь «яростной» любви, но горит в его стихах скромное чувство и утверждается молчаливая верность.
Августовской степи теплынь,
Мотыльковая легкость платья,
Горько пахнущая полынь
И две ёлочки на закате. . .
Стихи Пришельца читаешь, как страницы дневника, где летопись событий и личная жизнь нераздельны. Колхозная электростанция на маленькой речке. Голубые майки физкультурного парада. Ожидание фронтовых писем. Скорбь родителей, потерявших сына. В написанном об этом стихотворении «Твой портрет» поэт задушевно говорит с читателем. Надежда и счастье воплощены сильнее, чем печаль. Цикл стихов о погибшем воине торжественно и светло заканчивается стихотворением «Родине». Близость к природе и единство с людьми – лейтмотивы поэтических переживаний, поэтому так непосредственно выражено в поэзии Пришельца чувство Родины.
Сборник Пришельца назван «Мой костер». Можно припомнить известный романс Полонского и другое стихотворение его, обращенное к Тютчеву, где поэзия уподобляется костру, согревающему усталого спутника: Тютчев ответил четверостишьем «Другу моему Я. Полонскому» («Нет боле искр живых на голос твой приветный»). Такой же костёр у Пришельца, только огонёк его «веселый». Конечно, ассоциация эта не случайна. В стихах Пришельца порой слышатся интонации Некрасова, Лермонтова, Тютчева, даже фетовские соловьи поют в его стихах. Это органично для поэта. Он продолжает линию русского поэтического пейзажа, которая идёт от «Родины» Лермонтова к есенинской «Анне Снегиной». У поэтов прошлого восприятие природы нередко отягощалось трагическими нотами, у Пришельца пейзаж почти всегда одушевлён полнотой счастья. То же и в песнях Пришельца: они написаны интонациями русского романса, но в собственном, мажорном и сердечном тоне. «Куда бежишь, тропинка милая?» – как народная запевка, музыка тут необходима.
Стихи Пришельца привлекают свежестью, но не всегда оставляют впечатление законченности. Кажется, поэт понимает это сам: он много раз варьирует тему, не предлагая окончательных решений. В его стихах трудно сделать выбор, их нужно читать все вместе. Это можно воспринять, как недостаток. Но можно сказать и так: перед нами лирическая повесть, неторопливая и откровенная..."
Предисловие
Ныне хорошо известны книги Василия Васильевича Розанова, среди них «Уединенное», «Опавшие листья» (короб первый и второй), составившие его необычайную трилогию. В 1994 году впервые издано «Мимолетное. 1915 год», печатались фрагменты из «Мимолетного 1914 год», из «Сахарны» (1913). Но вот о книге Розанова «Последние листья. 1916 год» в розановедении не было слышно. Считалось, что записи не сохранились. Но история вновь подтвердила, что «рукописи не горят».
Розанов - создатель особого художественного жанра, сказавшегося на многих книгах писателей XX века. Его записи в «Уединенном», «Мимолетном» или «Последних листьях» - это не «мысли» Паскаля, не «максимы» Ларошфуко, не «опыты» Монтеня, а интимные высказывания, «сказ души» писателя, обращенный не к «читателю», а в абстрактное «никуда».
«На самом деле человеку и до всего есть дело, и - ни до чего нет дела, - писал Розанов в одном из писем Э.Голлербаху. - В сущности он занят только собою, но так особенно, что занимаясь лишь собою, - и занят вместе целым миром. Я это хорошо помню, и с детства, что мне ни до чего не была дела. И как-то это таинственно и вполне сливалось с тем, что до всего есть дело. Вот поэтому-то особенному слиянию эгоизма и безэгоизма - „Опавшие листья“ и особенно удачны». Розановский жанр «уединенного» - это отчаянная попытка выйти из-за «ужасной занавески», которой литература отгорожена от человека и из-за которой он не то чтобы не хотел, но не мог выйти. Писатель стремился выразить «безъязыковость» простых людей, «затененное существование» человека.
«Собственно, мы хорошо знаем - единственно себя. О всем прочем - догадываемся, спрашиваем. Но если единственная „открывшаяся действительность“ есть „я“, то, очевидно, и рассказывай об этом „я“ (если сумеешь и сможешь). Очень просто произошло „Уединенное“».
Смысл своих записей Розанов видел в попытке сказать то, чего до него никто не говорил, потому что не считал это стоящим внимания. «Я ввел в литературу самое мелочное, мимолетное, невидимые движения души, паутинки бытия», - писал он и пояснял: «У меня есть какой-то фетишизм мелочей. „Мелочи“ суть мои „боги“. Я вечно с ними играюсь в день. А когда их нет: пустыня. И я ее боюсь».
Определяя роль «мелочей», «движений души», Розанов считал, что его записи доступны и «для мелкой жизни, мелкой души», и для «крупного», благодаря достигнутому «пределу вечности». При этом выдумки не разрушают истины, факта: «всякая греза, пожелание, паутинка мысли войдет».
Розанов попытался ухватить внезапно срывающиеся с души восклицании, вздохи, обрывки мыслей и чувств. Суждения бывали нетрадиционные, ошарашивающие читателя своей резкостью, но Василий Васильевич и не пытался их «пригладить». «Собственно, они текут в вас непрерывно, но их не успеваешь (нет бумаги под рукой) заносить, - и они умирают. Потом ни за что не припомнишь. Однако кое-что я успевал заносить на бумагу. Записанное все накапливалось. И вот я решил эти опавшие листы собрать».
Эти «нечаянные восклицания», отражающие «жизнь души», записывались на первых попавшихся листочках и складывались, складывались. Главное был «успеть ухватить», пока не улетело. И подходил к это работе Розанов очень бережно: проставлял даты, размечал порядок записей внутри одного дня.
Предлагаем читателю отдельные записи из книги «Последние листья. 1916 год» которая полностью будет опубликована в выходящем в издательстве «Республика» Собрании сочинений В.В.Розанова в 12 томах.
При публикации сохранены лексические и шрифтовые особенности текста автора.
Публикация и комментарии А.Н. Николюкина.
Корректировал С.Ю. Ясинский
Василий Розанов
ПОСЛЕДНИЕ ЛИСТЬЯ
* * *
Неумная, пошлая, фанфаронная комедия.
Не очень «удавшаяся себе».
Её «удача» произошла от множества очень удачных выражений. От остроумных сопоставлений. И вообще от множества остроумных подробностей.
Но, поистине, лучше бы их всех не было. Они закрыли собою недостаток «целого», души. Ведь в «Горе от ума» нет никакой души и даже нет мысли. По существу это глупая комедия, написанная без темы «другом Булгарина» (очень характерно)…
Но она вертлява, игрива, блестит каким-то «заимствованным от французов» серебром («Альцест и Чацкий» А.Веселовского), и понравилась невежественным русским тех дней и последующих дней.
Через «удачу» она оплоскодонила русских. Милые и глубокомысленные русские стали на 75 лет какими-то балаболками. «Что не удалось Булгарину - удалось мне», - мог бы сказать плоскоголовый Грибоедов.
Милые русские: кто не ел вашу душу. Кто не съедал ее. Винить ли вас, что такие глупые сейчас.
Самое лицо его - лицо какого-то корректного чиновника Мин. иностр. дел - в высшей степени противно. И я не понимаю, за что его так любила его Нина.
«Ну, это особое дело, розановское». Разве так.
* * *
Темный и злой человек, но с ярким до непереносимости лицом, притом совершенно нового в литературе стиля. (resume о Некрасове )
В литературу он именно «пришел», был «пришелец» в ней, как и в Петербург «пришел», с палкою и узелком, где было завязано его имущество. «Пришел» добывать, устроиться, разбогатеть и быть сильным.
Он, собственно, не знал, как это «выйдет», и ему было совершенно все равно, как «выйдет». Книжка его «Мечты и звуки», - сборник жалких и льстивых стихов к лицам и событиям, показывает, до чего он мало думал быть литератором, приноровляясь «туда и сюда», «туда и сюда». Он мог быть и слугою, рабом или раболепным царедворцем - если бы «вышло», если бы продолжалась линия и традиция людей «в случае».
На куртаге случилось оступиться, -
Изволили смеяться…
Упал он больно, встал здорово.
Был высочайшею пожалован улыбкой.
Все это могло бы случиться, если бы Некрасов «пришел» в Петербург лет на 70 ранее. Но уже недаром он назывался не Державиным, а Некрасовым. Есть что-то такое в фамилии. Магия имен…
Внутренних препон «на куртаге оступиться» в нем не было никаких: и в Екатерининскую эпоху, в Елизаветинскую эпоху, а лучше всего - в эпоху Анны и Бирона он, в качестве 11-го прихлебателя у «временщика», мог бы на иных путях и иными способами сделать ту «счастливую фортуну», какую лет 70 «после» ему приходилось сделать, и он сделал естественно уже совершенно другими способами.
Как Бертольд Шварц - черный монах - делая алхимические опыты, «открыл порох», смешав уголь, селитру и серу, так, марая разный макулатурный вздор Некрасов написал одно стихотворение «в его насмешливом тоне», - в том знаменитом впоследствии «некрасовском стихосложении», в каком написаны первые и лучшие стихи его, и показал Белинскому, с которым был знаком и обдумывал разные литературные предприятия, отчасти «толкая вперед» приятеля, отчасти думая им «воспользоваться как-нибудь». Жадный до слова, чуткий к слову, воспитанный на Пушкине и Гофмане, на Купере и Вальтер-Скотте словесник удивленно воскликнул:
Какой талант . И какой топор ваш талант.
Это восклицание Белинского, сказанное в убогой квартирке в Петербурге, было историческим фактом - решительно начавшим новую эру в истории русской литературы.
Некрасов сообразил. Золото, если оно лежит в шкатулке, еще драгоценнее, чем если оно нашито на придворной ливрее. И главное, в шкатулке может лежать его гораздо больше, чем на ливрее. Времена - иные. Не двор, а улица. И улица мне даст больше, чем двор. А главное или, по крайней мере, очень важное - что все это гораздо легче, расчет тут вернее, вырасту я «пышнее» и «сам». На куртаге «оступиться» - старье. Время - перелома, время - брожения. Время, когда одно уходит, другое - приходит. Время не Фамусовых и Державиных, а Figaro-ci, Figaro-la" (Фигаро здесь, Фигаро там (фр. )).
Моментально он «перестроил рояль», вложив в него совершенно новую «клавиатуру». «Топор - это хорошо. Именно топор. Отчего же? Он может быть лирой. Время аркадских пастушков прошло».
Прошло время Пушкина, Державина, Жуковского. О Батюшкове, Веневитинове, Козлове, кн. Одоевском, Подолинском - он едва ли слыхал. Но и Пушкина, с которым со временем он начал «тягаться», как властитель дум целой эпохи, - он едва ли читал когда-нибудь с каким-нибудь волнением и знал лишь настолько, чтобы написать параллель ему, вроде:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Но суть в том, что он был совершенно нов и совершенно «пришелец». Пришелец в «литературу» еще более, чем пришелец «в Петербург». Как ему были совершенно чужды «дворцы» князей и вельмож, он в них не входил и ничего там не знал, так он был чужд и почти не читал русской литературы; и не продолжил в ней никакой традиции. Все эти «Светланы», баллады, «Леноры», «Песнь во стане русских воинов» были чужды ему, вышедшему из разоренной, глубоко расстроенной и никогда не благоустроенной родительской семьи и бедной дворянской вотчины. Сзади - ничего. Но и впереди - ничего. Кто он? Семьянин? Звено дворянского рода (мать - полька)? Обыватель? Чиновник или вообще служитель государства? Купец? Живописец? Промышленник? Некрасов-то? Ха-ха-ха…
Разделы: Начальная школа
Цель урока:
- познакомить с эмоционально-эстетическим содержанием стихотворения А. Пришельца "Снежинка";
- развивать умение находить характеристические свойства содержания произведения, понимать язык поэта, развивать воображение, эстетическую восприимчивость;
- воспитывать интерес к чтению, любознательность, душевные качества: нежность, обаяние, красоту.
Оборудование:
- Аудиозаписи: "Зима" – М.Крутицкий. "Зимний вечер" – П.Чайковский.
- "Танец снежинок" – А.Филипенко Иллюстрации о зиме (различные пейзажные изображения) композиции снежинок, мультимедиа – пейзажи зимних явлений.
Организационный момент
Релаксация.
- Я красивый, я хороший, я счастливый. Я буду всех
любить! И все будут любить меня!
У.
– Все улыбнулись и посмотрели
вокруг? О чем сегодня будем беседовать, и с каким
временем года будет связана наша тема урока?
Д.
– Много иллюстраций о зимней природе
и висят нежные снежинки, значит, будем говорить о
зиме.
У.
- Вы, дети правы. Сейчас прослушаем
музыкальный отрывок из произведения
М.Крутицкого "Зима". И вы мне скажите, что вы
услышали в музыке, что представили?
Прослушивание отрывка.
Д.
- Я представила волшебницу – Зиму,
сугробы, падающий снег.
Д.
- Мне кажется, что все кругом белое,
как большое пушистое одеяло укрыло землю.
Д.
- Падают снежинки, они летают, играют,
им весело.
Д.
- Все тихо, все укрыто снегом, звери
спят им тепло, а на верху ветер и снег летает.
У. - Вы ребята правы, я тоже представила мягкое белое покрывало кругом, все блестит – сверкает, а снежинки танцуют свой вальс и тихо падают с неба и укладываются в большие сугробы и красуются, играя с солнечными лучиками.
У.
- Посмотрите за окно, сколько,
сколько снега в этом году, сколько снежинок к нам
спустилось.
У.
- А это хорошо?
Д.
- Да.
У.
- Вспомните урок естествознания, с
какой поговоркой мы познакомились о пользе снега
Много снега – много хлеба!
У. – Правильно дети. Зима нам приносит не только пользу, но и красоту! Посмотрите, какие иллюстрации о зимних пейзажах я вам приготовила. Они молча висят и показывают изображение зимней природы. Давайте их “оживим”. Я вам раздам отрывки из произведений поэтов, а вы их соотнесете в соответствии с художественным изображением.
Раздаю детям карточки с отрывками произведений. Они ищут подходящие изображения на иллюстрациях – к своим отрывкам и встают около них. (Использую пространство класса).
Карточки.
1. "Мелькает, вьется первый снег, звездами падая на брег" –
Пушкин "Опрятней медного паркета".
2. Метели снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду за моря, океаны-
Построю дворцы изо льда.
Н.Некрасов "Мороз-воевода"
3. Валит снег и стелет шаль!
С.Есенин "Пороша"
4. Чародейкого – Зимою,
Околдован, лес стоит
Ф.Тютчев.
5. Белым снегом припорошено
Не осталось следу
Поднялась пыль да вьюга
Не видать и свету
И. Никитин "Песня"
6. На дворах и домах снег
лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
И.Никитин "Встреча зимы"
Остальные дети работают с учителем.
У. - Дети, пока ребята выполняют задание, скажите вы мне "Что характерно для зимнего периода нашей природной зоны" (показываю на глобус)
Д. - Морозы и метели, снегопады и вьюги, снежные заносы, бураны, поземка, ясная, морозная погода. Включаю мультимедиа. Даны “зимние” слова и картины к ним. Описываем явления природы.
У.
- Это зимние слова – снежные, все они
связаны с зимой со снегом.
У.
- А сейчас давайте послушаем и оценим
– как наши дети "оживили картины".
Если вы согласны с ответом, то показываем голубой кружок – это цвет зимы, а если не согласны – красный, и объясните, почему?
Дети зачитывают тексты со своих карточек, а другая группа детей оценивает их.
Кто помнит стихотворение Пришельца об осени, как оно называется?
Д.
– Это “Последние листья”.
У.
- Давайте вспомним его, побудем
листочками. Согласны?
Физминутка. Обыгрывание стихотворения
А.Пришельца "Последние листья". Учитель
читает текст, а дети показывают руками и мимикой,
что происходит вокруг.
стр.137.
Слова | Действия |
Летят над полям | Руки в стороны |
Последние листья | Машут |
Последние листья | Кружатся, приседают |
В лесу облетают | |
И солнце, едва | Руки вверх |
Пробиваясь сквозь тучи | И падают вниз - |
Роняет последний | Наклон негреющий лучик |
На речке не слышно | Повороты |
ни песни, ни слова | В стороны |
Ушли рыболовы | Руки на плечи |
С последним уловом | Ходят по классу |
Но верят упрямо | Встают, руки в верх |
и люди и птицы | Улыбаются, |
Все снова родится! | Хлопают в ладоши |
Все вновь повторится! | Садятся |
У.
- Чем характерны стихотворения
А.Пришельца? Подумайте?
Д.
- Он воспевает родную природу,
любуются и всегда говорит, что все будет хорошо!
Да, Алексей Пришелец открывает удивительное в природе.
Знакомство с новым материалом
Сегодня мы познакомимся с его стихотворением "Снежинка" – Как вы думаете, о чем оно? Подумаем вместе, можно другое название дать или нет? Хорошо!
У.
- Так о чем это стихотворение, как вы
предполагаете?
Д.
- О зиме, о снежинках, о красоте.
У.
- В тексте встретятся такие слова –
объясните, как вы их понимаете? Мультимедиа на
экране контекст.
- Робкой, потревоженной пушинкой (тихой,
незаметной, очень легкой).
- Сию минуту – (тут же, быстро)
Д. - Сейчас я прочитаю это стихотворение. Включаю музыку Чайковского "Зимний вечер " А ваша задача рассказать, какие картины возникли при чтении.
Включаю. Читаю (Живое слово 3 кл.(1-4) стр.196). .
Нарисуйте, опишите что представили.
Даю время на обдумывание.
Кто готов. Я снова включаю запись, а вы рассказывайте представленное.
Д.
- Я представил город, вечер, я гляжу в
небо, и падают снежинки. Я их ловлю.
Д.
- Ловлю снежинки, а они тают. Мне их
жалко.
У.
- Дети, а кто покажет любование
снежинкой. (чтение текста)
У.
- А чего боится автор? (что погибнет
снежинка).
Повторное чтение детьми.
У. - Сейчас будете читать самостоятельно, выразительно, продумайте, что хотел передать автор, какие качества душевные пробуждает в людях автор. Возьмите карандаш и подчеркните ту строчку контекста, которая наиболее затронула вас и почему?
Дети работают. Зачитывают строчки – выразительно, объясняют, какие качества в человеке воспитывают эти строчки.
(В ответах детей: любование, красота, движение падающих снежинок, растерянность, защита слабого, смелость, сожаление…).
Разбор куплетов стихотворения.
I. Чтение детьми 1 куплета.
"Ах, и до чего ж она красива! (чтение строчки несколькими детьми)
II. Чтение детьми 2 куплета.
Держать – растает, упадет – погибнет.
У. - Где возникла тревога? Почему?
Дети доказывают (Вот сейчас, сию минуту)
III. Чтение детьми 3 куплета.
У. - Где слова утверждения безопасности?
У меня, тебя никто не тронет!
(чтение несколькими детьми)
На ладони – долго ль до беды!
Крошечная капелька воды.
(Читают несколько детей)
Чтение – Ключевые слова. Итог.
Д.
- Автор показывает сожаление.
У.
- Жалко снежинку?
У.
- Ребята, это природное явление, что
снег в тепле тает, а вот над чем по- настоящему
сожалеет поэт?
Д.
- (О красоте, неповторимости снежинки).
У.
- Автор очарован красотой и
разочарован – гибелью ее.
Вот, что мы должны передать при чтении.
Работа над выразительностью.
Карандашом отмечаем паузы, повышение и понижение тона, выделение ключевых слов.
Работа с текстом.
Чтение стихотворения детьми
Д.
- А какие звуки- аллитерации
помогают нам читать тихо спокойно, неторопливо.
Д.
- (ж – ш, щ, глухие согласные).
У.
- Например: робкой потревож
енной
пуш
инкой, снеж
инка, ниж
е, с
пасти
крош
ечная, с
лезинка.
Д.
- Автор применил художественный прием
сравнение, для того, чтобы мы лучше представили и
поняли легкость снежинки.
У.
- С чем сравнивает автор снежинку?
Д.
- (с пушинкой) Прочитайте!
Д.
- А еще автор говорит, что снежинка
живая?
У.
- Где это видно?
Д.
- Несу твою слезинку.
Д.
- Это слезинка – снежинка-
то-растаяла.
Физминутка. Вы снежинки!
Аудиозапись (Танец снежинок А.Филиппенко)
Что услышите, что представите, то и изобразите. Можно летать, и кружится по всему классу.
(Музыка – задорная, веселая, быстрая и медленная).
Отдохнули? – Вернемся к нашему вопросу – Можно ли заменить название? Почему?
(Можно ли бы "жалость" назвать, но по всему тексту она не подходит, потому что автор показывает красоту, прелесть природного явления, а потом передает сожаление о том, что снежинка растаяла).
Д.
- Мне нравится это название, оно
нежное, точное.
Д.
- Оно легкое, прозрачное.
Д.
- Хоть она растаяла, но есть же другие
снежинки.
У. - Посмотрите, сколько их в классе, а сколько на улице.
Давайте в тетрадях нарисуем снежинку, ту которую вы представляете.
Д. - Вот тогда она не растает!
Домашнее задание выучить наизусть стихотворение и показать свою снежинку, можете вырезать, нарисовать.
Запись музыки "Зимний вечер" Чайковского. Зарисовка снежинки (синим карандашом)
И Т О Г:
Чем понравился урок?
Что удивило?
Что вызвало радость? Что жалость?
А теперь покажите все свои снежинки, (кто успел нарисовать), они у нас не растают. Я вами очень довольна. Спасибо! Работали прекрасно. (Детям ставятся оценки отлично и хорошо, работали вместе над выразительным чтением и задача учителя увлечь работой всех учащихся по системе Л.В.Занкова – это получается всегда).