Кому помогла программа 12 шагов. Родительская семья созависимых

Даже беглый взгляд на историю программы "12 шагов" поражает и убеждает в некой особой феноменальности этого явления. Судите сами.

Рождение группы анонимных алкоголиков, созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В. (Вильям Грифт Вилсон, 1895-1971) и врачом – хирургом Бобом (Роберт Хальбрук Смит, 1895-1971) относят к 1935-1937 гг. .

Зародилось движение в Соединённых Штатах Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В последующем ячейки движения распространились в другие регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.

У истоков этого нового объединения стояли также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В 1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде, Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и масштабы распространения этой организации .

Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии "12 шагов", впоследствии дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.

Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

Химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

Зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

У человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели – полностью безмедикаментозное;

Лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

Ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.

Добрались "12-тишаговики" и до России.

С 1987 года "12-ти шаговая" программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА. Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда "вовремя" подсунул Запад, и стали активно внедрять "12-ти шаговую" программу в России. Недаром многие православные россияне считают общества АН оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется "пастырями" из-за рубежа или по их подсказке.

Да и стажировались некоторые наши "продвинутые" активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не только от проблем наркологии, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки – перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской Программе "12 шагов", а обучение этому проходит в реабилитационных центрах "Эшли" (штат Мэриленд) и "Грэймар" (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что "эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах" , руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США – "UST", очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников, а подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), "Грэймар" (штат Нью-Йорк).

"…Программа "12 шагов" лоббируется со стороны государства и финансируется международными структурами".

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания – "Полового воспитания" и "Планирования семьи" – тоже "хорошо себя зарекомендовавших" (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа "Альфа-Омега" все с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…

Нашу страну губят дилетанты и падкие на западные подачки новаторы-реформаторы.

По свидетельству многих российских исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет является духовным иммунитетом. В литературе наркологического профиля была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007 г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот опыт, их суждения не были уж столь восторженными.

Иеромонах же Иона Займовский, автор книги "Церковь и страдающая личность" и руководитель упомянутого Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп АА/АН, работающих по иностранному образцу, "как беспрецедентный успех". Догадайтесь, где стажировался уважаемый иеромонах?

Очень жаль, что священник, живущий в России, здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт душепопечения и излечения духовных недугов.

Это и положительный опыт исцеления пьяниц и алкоголиков в "Обществах Трезвости" перед началом Первой Мировой Войны.

Трудно предположить и печально, если он этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.

Этот опыт теперь активно возрождается в России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый опыт православных организаций по реабилитации наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать, духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в восторге от эффективности своих программ.

Можете ли вы представить себе владыку Николая Японского, просветившего светом Православия Японию, "работающим" там для удобства местного населения по "инославным" программам и говорящего "об иных богах"? Или Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих, многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы вынуждены руками православного священства проводить в православной среде протестантскую или иную миссию?!

В первом номере журнала "Наркология" за 2007 год опубликована статья профессора, доктора медицинских наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Росздрава А.Л. Игонина "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)". Данный материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных позиций объективно отражает различные аспекты работы сообщества "Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов (АА/АН)".

Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?

Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных по сути компонента метода движения АА/АН:

Обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;

Активное взаимодействие между собой и взаимопомощь друг другу пациентов в группе;

Создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент отрадный – тысячи людей перестают быть наркоманами без всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что алкоголизм и наркомания – это болезни, прежде всего, духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к освобождению от чумы XXI века.

Мы не будем сейчас анализировать так называемый "религиозный" опыт работы в 12-ти шагах. Он не только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе не является религиозным. В лучшем случае его можно в какой-то мере назвать "духовным". Но мы же знаем, что между понятиями "религиозный" и "духовный" не стоит знак равенства. Да и духовность духовности рознь!

Рассмотрим второй компонент деятельности АА/АН – групповое взаимодействие. Использование данного метода ни в коем случае не является изобретением общества АА. Это частное проявление групповой психотерапии при наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф. А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков в общении, имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным моментом в процессе реабилитации больных.

Третьим компонентом деятельности общества АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и члены их семей общаются не только во время заседания ячеек, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид деятельности АН требует также особого рассмотрения и внесения корректировки.

Следует отметить большой недостаток в деятельности АА/АН, который может привести их (и периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям. Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных (а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой стороны – может свидетельствовать даже о их связи с деструктивной сектой – в частности, сайентологическими организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой (например, "Нарконон". "Церковь сайентологии" и другие хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам! Сайентология – это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная секта .

И такая связь прослеживается. У нас имеются документы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы, свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире активно распространяются на деньги той самой деструктивной секты – Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи, как известно, питают особое пристрастие к методам психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию со своими сомнительными, а точнее – оккультными, подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.

Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими досье, о чем несколько лет назад показали по TV – о. Анатолий Берестов).

То, что во всём мире "12 шагов" продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские деньги, – это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские деньги.

Анатолий Берестов, иеромонах
Русская линия – 16.10.2007.

Использованная литература

1. Иванова Н., Бирун Н.. "Наркотики: выход есть". С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001. -С. 111-112.

2. Невярович В.К. "Порок души".

3. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность. - М.: Даниловский Благовестник, 2005. - С.21

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Христианская библиотека. 2006.

5. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность". – М.: Даниловский Благовестник, 2005. - C.14.

6. 12 шагов и 12 традиций. - Нью-Йорк, 1989. - С.26.

Лечение наркомании может быть действительно эффективным, если использовать при этом 12 шаговую программу. Конечно, это не быстрый способ. Но во всем мире эту программу признали не просто действенной, но и наиболее цивилизованной.

О программе

Лечение по программе 12 шагов применяется с 1939 года и с тех пор в нее не вносили никаких изменений. То есть она хорошо структурирована и разработана в соответствии с психологической моделью жизни. Также следует отметить, что она весьма универсальна, так как применяется она для лечения различных форм зависимости.

Наркомания – это заболевание, для которого характерна стойкая психологическая зависимость. Этот недуг сегодня успешно лечится с помощью программы 12 шагов. Группы Анонимных Наркоманов при работе с зависимыми основываются на принципах этой программы. Также она рассчитана на работу с близкими наркоманов, так как они являются созависимыми и это тоже проблема.

Сообщество Анонимных Наркоманов появилось несколько позже, чем сообщество Анонимных Алкоголиков, но принципы и традиции работы были те же. Сегодня эти группы есть во всех больших городах. На такие собрания могут приходить наркоманы или же люди, которые считают, что у них начинаются проблемы с наркотиками. Родные и близкие допускаются только на открытые собрания. Они как правило, проводятся раз в неделю.

Внимание!

В наших центрах мы используем мировую программу «12 шагов» Работаем с 1996 года по всей России. Методика признана лучшей, главным наркологом страны Е.А Брюном

Реабилитация

Психологическая реабилитация – это длительный этап. Лучше, чтобы он длился от 6 месяцев, этот срок очень важен. Так как статистика гласит, что 87% реабилитантов после нахождения в реабилитационном центре 6 и больше месяцев перестали употреблять наркотики.

Психологическая реабилитация заключается в работе специалистов с наркоманом. К специалистам относятся психологи, психотерапевты, и консультанты, некоторые из них сами употребляли наркотики и уже длительное время остаются трезвы. Эти люди помогают человеку признать свою зависимость в полной мере. А далее уже наркоману помогают поменять свои привычки, стиль жизни, и обрести новые навыки, увлечения.

Проверенные центры реабилитации. Самая результативная методика лечения

Важно понимать, что никому ничего не диктуют, и не заставляют что-либо делать, наркоману просто помогают, стимулируют его к действиям.

К сведению:

За время проведенное в реабилитационном центре человек что-то упускает, что-то новое обретает для себя, но в любом случае все это хорошо на него влияет.

Одной из главных задач этой программы является наполнить духовную и моральную сферы личности человека, так как за время употребления наркотиков они исчерпываются полностью.

После лечебная программа

Социальная реабилитация – это третий этап выздоровления. Он является также очень важным, так как в реабилитационном центре человек находится достаточно долго и привыкает к той обстановке. А когда он возвращается домой, то сталкивается с совсем другой реальностью.

Зависимый испытывает страхи перед социумом и не знает пока как влиться в него уже новым человеком. Адаптироваться ему поможет психолог, которого нужно посещать после реабилитационного центра. Такие встречи могут быть групповыми, то есть по 5 человек. Как правило, посещать психолога нужно 2-3 раза в неделю. Длительность такой терапии может быть от 2 до 6 месяцев, все зависит от того насколько быстро человек адаптируется.

В это же время можно посещать группы Анонимных Наркоманов. Они работают также по программе 12 шагов. Там собираются люди с разным опытом и разным сроком трезвости и обмениваются информацией. Там зависимый получит дополнительную мотивацию продолжать свой путь выздоровления. А именно, когда в группе свои истории рассказывают люди, которые не употребляют уже по 10 лет и живут счастливо. Это и есть та поддержка и мотивация, которая нужна человеку на данном этапе. Немаловажной является помощь другим зависимым, например, тем, кто совсем недавно бросил употреблять и еще борется со своими желаниями. Это тоже стимулирует не останавливаться и помогает осознать свои достижения в выздоровлении.

Доступная реабилитация

Сегодня самыми доступными и эффективными являются центры, которые входят в «Ассоциацию доступных реабилитационных центров» в России. Данные центры практикуют программу 12 шагов. При этом оказывается помощь не только в период нахождения на реабилитации, но и в пост реабилитационный период при восстановлении социального статуса зависимым. Также центры входящие в «Ассоциацию» оказывают психологическую помощь близким и родственникам наркоманов.

Внимание!

Информация в статье, носит исключительно информационный характер и не является инструкцией к применению. Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.

11. программа «12 шагов»

В 1935 году в США появилось Сообщество Анонимных Алкоголиков. Его основателями стали - Уильям (Билл) Уилсон и Роберт (Боб) Смит. Основой работы Сообщества стала программа 12 Шагов. Идея программы в покаянии, в перемене образа мыслей, т.к. без него работа по Шагам невозможна. Программа 12 Шагов завоевала признание среди пациентов и специалистов всего мира. Дело в том, что главной задачей программы является изменение взгляда человека на мир, возвращение его к нормальным человеческим ценностям. Практически речь идет о реабилитационной программе, "терапевтами" в которой выступают сами больные. Программа решает главную задачу лечения наркомании и алкоголизма: полную духовную переориентировку наркомана.

Это самая эффективная программа лечения алкоголизма/наркомании. Она включает в себя работу по преобразованию личности страдающего от зависимости человека в личность выздоравливающего от этой зависимости.

При этом человек прекращает употреблять алкоголь/наркотики и начинает вести трезвый образ жизни, в котором руководствуется вновь обретаемым здравомыслием, постоянным осознанным контактом с Богом и другими выздоравливающими. Первоначальной целью АА было помочь алкоголикам перестать пить. Это не была универсальная программа для всех людей. Программа "12 шагов», получила известность благодаря деятельности организованного в 1934 году в городе Айкрон, штат Огайо, США общества «Анонимных Алкоголиков». Теперь общество "Анонимных алкоголиков" - это всемирно известная организация, объединяющая мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом и надеждами и поддерживают друг друга в попытке излечиться от алкоголизма. Это общество существует на добровольных началах.

Одно из основных положений программы «12 Шагов» гласит: зависимый человек теряет контроль над управлением собственными чувствами и эмоциями. Именно эмоциональная незрелость, изменчивость и неразвитость является общим характерным свойством всех алкоголиков. Механизм эмоциональной устойчивости дает сбои, а затем полностью блокируется. Человек не может перенести никаких эмоциональных переживаний: ни горе, ни радость, ни страх, ни обиды, и выход из данной ситуации видится ему только один – прием алкоголя.

И когда наступает предел, он находит выход в употреблении ПАВ, которые хотя бы ненадолго дают ему состояние покоя, избавляют от внутреннего напряжения. Но это кажущееся чувство покоя – явление кратковременное, которое быстро проходит, а проблема так и остается нерешенной.

Исходя из этого, цель программы «12 Шагов» – достижение эмоциональной зрелости, получить которую возможно только путем тщательной проработки каждого этапа, при этом большую роль играет помощь и поддержка других участников сообщества. Программа «12 Шагов» ставит только одно, но очень важное условие – человек должен сам захотеть избавиться от зависимости, он должен настроиться на активную деятельность по «перестройке» самого себя, при этом осознавая длительность и сложность процесса излечения и реабилитации.

В соответствии с изречением программы: «принеси тело, голова придет позже», пациенты, целенаправленно работающие над избавлением от зависимости, в этом процессе меняют и свой собственный стиль поведения, и систему ценностей и убеждений.

Систематические занятия, постоянные тренировки позволяют участнику программы выработать навыки нового поведения, освоить его определенные модели для различных ситуаций.

Даже спустя длительное время, больной, вставший на путь выздоровления, еще не может мыслить и рассуждать по-новому, а вот действия свои уже может обновлять, копируя их у других участников программы, которые уже имеют определенный стаж трезвой жизни. В избавлении от зависимости используется при этом поведенческая имитация.

В результате пациент хоть и мыслит еще как алкоголик или наркоман, но уже совершает новые действия, характеризующие его как выздоравливающего. Не случайно человека в таком «пограничном» состоянии в АА называют еще не трезвым, а «сухим».

Программа «12 Шагов» воспринимается как особый инструмент, позволяющий алкоголикам изменить свое отношение к самим себе и собственной жизни, переосмыслить ряд сложившихся в их сознании стереотипов и начать жить нормальной жизнью. Целенаправленная работа над «Шагами» позволяет в определенные жизненные ситуации обойтись без алкоголя и прочих веществ, научиться радоваться жизни без приема каких-либо средств и препаратов, почувствовать себя вновь полноценным и здоровым человеком.

Важную роль в формировании определенной модели поведения больного, построения его отношений с социумом и планировании дальнейшей жизни играют краткие «Лозунги» или «Девизы» программы «12 Шагов». Своеобразные руководства к действию, они постоянно «советуют», как поступить в той или иной ситуации, облегчая тем самым выбор и существование пациента в реальной жизни. Вот эти «Лозунги»:

«Не торопись, но делай»

«Живи одним днем»

«Думай, думай, думай»

«Живи и давай жить другим»

«Первым делом главное»

«Это работает, когда работаешь ты»

«Я не могу – мы можем»

«Прими решение и выполняй»

Суть лозунга: постепенный процесс выздоровления больного требует постепенной поэтапной работы по положениям программы. Не нужно сразу пытаться сделать все, программа рассчитана на осмысление каждого шага, а форсирование событий может привести к срыву.

В своем рвении быстрее избавиться от зависимости, в желании охватить сразу все и быстрее получить результат больной может не справиться с выдвигаемыми к нему требованиями, оказаться к ним еще не достаточно готовым. И только постепенность может гарантировать успех в излечении от пагубной привычки.

«Живи одним днем»

Главная задача – не допустить приема «первой рюмки» или «первой дозы», которая зачастую в реальности и оказывается самой трудной и невыполнимой. Девиз требует: запрети себе просто начинать пить или принимать наркотик, только в этот день постарайся остаться трезвым, ведь за этим днем придут и другие. Но пока самым важным остается – не «принять» самую первую порцию.

«Первым делом – главное»

Больной должен сконцентрироваться на главном – быть трезвым. Никакие другие проблемы не должны его пока волновать, хотя естественно, и наркоманы и алкоголики связаны определенными отношениями и имеют множество самых разных обязательств перед другими людьми.

Но если человек не перестанет принимать алкоголь, то финал его жизни будет печальным, и тогда поздно будет думать о каких-либо обязательствах. Алкоголь будет подтачивать и уничтожать и душу и тело, настраивать на конфликт с близкими и друзьями, поэтому главным для больного в этот период является выдержка и стремление в любой ситуации оставаться трезвым.

«Я не могу – мы можем»

Зависимый должен четко осознавать, что выход из этого страшного тупика, куда он сам себя загнал – есть. И справиться с этим недугом гораздо легче в группе единомышленников, когда можно рассчитывать на поддержку и помощь.

Следует отметить, что «Девизы» играют огромную роль и в дальнейшей жизни больного человека, когда он уже вышел из клиники. Они помогают ему принять правильное решение в непростых условиях реальной жизни, где он может столкнуться с различными трудностями, соблазнами. Именно они помогают выстроить ту траекторию, по которой следует жить, принимать решения, причем обходиться при этом без приема наркотиков или алкоголя.

«Девизы» - это помощники, шаблоны, с помощью которых гораздо легче совершать нужные и верные в данной ситуации адекватные действия, отвечать на все вызовы суровой реальности, и это при том, что новые модели поведения еще только формируются и не закреплены в сознании больного человека.

Значимым является следование лозунгу «Живи одним днем», который используется в программах многих школ при избавлении больных от зависимости и трактуется как принцип «Здесь и сейчас». Этот девиз требует от больного четкого осознания своего места в мире в данный момент, осознания своих действий именно в эту минуту, полного сосредоточения на данной действительности. При этом больной ни в коей мере не должен забывать о своем прошлом, скорее знание своих прошлых проблем дают возможность ему рационально и эффективно строить планы на будущее. Пренебрежение к ошибкам прошлого чревато повторением их в будущем, поэтому так важно научиться чувствовать настоящее, осознавать ценность себя и свою ответственность за других.

«Девизы» помимо всего прочего – это своеобразный щит от тех установок, которые были закреплены в периоды приема наркотиков или употребления алкоголя. Умелое применение этих лозунгов позволяет более быстро и безболезненно адаптироваться в нормальной жизни, общаться с другими людьми, чувствовать себя полноценным человеком.

Из «Срыв – выздоровление» Шаг Первый: Мы признали свое бессилие перед алкоголем [наркотиками], признали, что потеряли контроль над собой.

"Я признал и принял факт, что обладаю порочной привычкой к алкоголю или другим наркотикам и что моя склонность порождает [для меня] серьезные жизненные проблемы. Я более не могу безопасно потреблять алкоголь и наркотики и нуждаюсь в помощи для обретения трезвости. Один я не в состоянии поправиться".

Шаг Второй: Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.

"Подразумевается помощь, которая может исходить от других людей и Высшей Силы".

Шаг Третий: Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.

"Я обращусь за помощью к этой Высшей Силе и буду следовать ее указаниям".

Шаг Четвертый: Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.

"Я оценю мои нынешние сильные и слабые стороны, и поэтому смогу укрепить свои достоинства и преодолеть недостатки".

Шаг Пятый: Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.

"Я обсужу свою самооценку по крайней мере с одним человеком и выслушаю его оценку".

Шаг Шестой: Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков.

"Напряжением воли я проделаю работу, необходимую для преодоления своих слабостей, обратив внимание на ежедневные страдания и проблемы, которые этими недостатками вызываются".

Шаг Седьмой: Смиренно просили Его исправить наши изъяны.

"Я получу от моей Высшей Силы смелость, силу и надежду преодолеть свои недостатки, намереваясь пунктуально исследовать способы их устранения".

Шаг Восьмой: Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.

“Мы определили тех людей, которым мы навредили своей пагубной привычкой и преисполнились готовностью исправить нанесенный им вред.”

Шаг Девятый : Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.

“Мы искренне постарались исправить ущерб, вызванный нашей пагубной привычкой, когда это было возможно сделать.”

Прекращение использования привычных наркотиков и посещение групп оказывается недостаточным, если мы отказываемся изменить другие аспекты нашей жизни. Шаги предполагают воплощение принципов восстановления во всех наших делах.

Шаг Десятый: Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.

“Мы взяли [на себя] обязательство сохранять здравомыслящее поведение и [анализировать] его последствия. Когда мы сталкивались с отрицательными последствиями, мы выясняли, какие поступки их вызвали и изменяли свое поведение.

Выздоравливающие познают разницу между мыслями, чувствами и поведением. Они учатся свободно обдумывать проблемы, отождествлять и разрешать все связанные с ними переживания, и действовать позитивно действия. Все это может быть обобщено аббревиатурой “МЧД” - Мысль, Чувство, Действие. выздоровление подразумевает рациональное мышление, четкое понимание собственных эмоций и умение управлять ими, способность действовать конструктивно и оказывать сопротивление саморазрушительным импульсам.

Шаг Одиннадцатый: Стремились путем молитвы и размышлений углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании силы для этого.

“Ежедневно мы уделяли время для сосредоточения своих мыслей на смысле и целях жизни и трезвости. В результате мы обрели внутри себя новый источник мужества, силы и надежды”.

Шаг Двенадцатый: Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах

“Мы произвели фундаментальное переосмысление своих ценностей, желаний и чувств. Мы обнаружили, что использование алкоголя и других наркотиков не является более для нас важным или притягательным. У нас появилось новое понимание нашей порочной привычки и той роли, которую она сыграла в нашей жизни. Мы начали ощущать трезвость, а также спокойствие и безопасность внутри себя. Эти перемены позволяют нам помогать другим людям, еще страдающим от пагубной привычки. Чтобы быть уверенными, что мы не потеряем достигнутого, мы обязаны ежедневно работать по программе выздоровления.

Для большинства людей разрешение проблем, обусловленных семейным воспитанием, затянется, если на них не будет обращено особое внимание. Помочь в этом может двенадцатишаговая программа Взрослые Дети Алкоголиков (ВДА). Многие выздоравливающие от химической зависимости люди с многолетней трезвостью, работая в программе ВДА, дополняющей их программу А.А. [АН], пересматривали свои болезненные установки, полученные в детском возрасте и совершенствовали общее качество выздоровления.

Еще информация (примерно то же самое, но другими словами, думаю, можно не читать, выложила на всякий случай):

Одна из традиций АА гласит, что их деятельность базируется на привлекательности идей, а не на пропаганде. В этой главе будет описано то, как сам автор понимает эти идеи, без претензии на оценку.

С клинической точки зрения, эта программа дает результаты довольно значимые. Во всем мире именно «12 шагов» считаются наиболее цивилизованным способом решения проблемы. Складывается впечатление, что «эта лошадка» не одного вытянула, а правильно это или нет с научной точки зрения? Как практикующий доктор, я стараюсь не задаваться такими вопросами, тем более, что мнение ученых по поводу действенности таких программ самое разнообразное. Порой, диаметрально противоположное…

Главное, что необходимо понять, это то, что «12 шагов» – это программа духовного роста. Это не клиническая детоксикация, не трудоустройство, не тренинги общения, а именно место, где человек может разобраться в себе сам. Другие члены сообщества могут ему в этом помочь, но все, что он сделает, или что упустит – будет сделано им самим. Никто не будет им руководит, или брать на себя его ответственность. Ведь в этом и заключается понятие свободы: делай, что хочешь, никому не мешай и неси ответственность за то, что сделал.

В зависимости от перевода на русский язык, шаги в разных изданиях несколько отличаются, но главная мысль везде одна.

Первый шаг: признали свое бессилие перед алкоголем, пришли к убеждению, что не управляем своей жизнью.

Многие, услышав такое на собрании АА, сразу испытывали негативное отрицание: «я думал, что смогу набраться у них силы, а они бессильны!» Идея заключается в том, что, только признав бессилие, человек может отказаться от продолжения попыток делать то, что он делал всегда.

Бессилие не слабость. Слабость частична, она унижает человека, бессилие абсолютно, оно возвеличивает. Признание бессилия – взрослое решение, только зная, на что я способен, я смогу развиваться, иначе мне придется продолжать проверять мир на прочность, узнавая, чего я еще не могу. Бессилие великолепная вещь, поскольку лишает необходимости запрета. Человеку не нужно запрещать себе ложиться на рельсы перед поездом, поскольку он признает свое бессилие перед локомотивом. Если он будет рассматривать это как слабость, ему придется каждый раз запрещать себе такие действия, пока он не обманет сам себя и не попытается все-таки совершить безумный поступок. Признание бессилия – это победа над искушением, не борьба, втягивающая в азарт и гнев, а возможность пройти мимо. Фактически признание полного бессилия позволит человеку избежать проклятия Сизифа. Если бы этот античный герой признал свое бессилие перед камнем, он пошел бы на гору без него.

Третий шаг в программе многие рассматривают как краеугольный, «замковый камень». Заключается он в том, что мы препоручили свою волю высшей силе, как мы ее понимали.

Мне часто приходилось видеть людей, которые после этих слов буквально вскакивали и убегали с собрания, считая, что попали на какую-то сектантскую проповедь. Многие чинно поясняли, что я – атеист, агностик, и, вообще, если я захочу поговорить о Боге, пойду в церковь. Во-первых, это третий шаг, с него не все начинали, кроме того, некоторые, начав с богоискательства, сразу становились религиозными фанатиками. В сообществе есть положение: «Вначале приди на группу, потом приди в себя, а потом к Богу». В любом случае, 12 шагов – не секта, и все делается для того, чтобы сектой не стать. Никаких проповедей не будет, за этим действительно нужно идти в храм.

Алкоголик – душевно больной человек, и поэтому вполне естественно, что это программа духовного роста. Пытаясь спасти душу, и не задумываясь о Всевышнем человек рискует опять ее потерять.

Анонимные алкоголики не религиозная программа: на собрании не рекомендуют упоминать имя Бога – у каждого свои представления. Есть люди, для которых Высшая Сила вообще представляется не в виде того Бога, который принято упоминать в традиционных конфессиях. Люди верят во Вселенскую Справедливость, в Мудрость Природы, в Целесообразность существования. Это не важно. Важно то, что у этих людей появляется смысл жизни, не земной, сиюминутный, который можно по-разному рассматривать в зависимости от ситуации, или настроения, а всеобъемлющий, не зависящий от обстоятельств и мнения окружающих.

Многие рассказывали, что до третьего шага, было ощущение, что ты пытаешься выбраться из ледяной ямы, но стены скользкие, и как бы ты быстро не перебирал ногами, все равно съезжаешь вниз. И только после того, как удалось взяться за что-то незыблемое, ситуация начала меняться по настоящему.

8-й и 9-й шаг: составили список людей, которым причинили вред, и пытались его возместить в том случае, если это никому не мешало.

Долги раздать надо. Эти «хвосты» болезни не дадут человеку идти дальше, но это 8_й и 9_й шаг. Не нужно с этого начинать. Долги должен раздать человек, способный больше не занимать. Только тогда, когда алкоголик уже приобрел навыки защиты от зависимости, он может начать делать что-то для других, осознавая, что может сделать. Долги раздать удается не всегда, Не все люди, которым ты чем-то обязан, готовы принять от тебя извинения. Не нужно требовать, главное – это твоя готовность, решимость.

12 шаг: пытались донести смысл наших идей до других алкоголиков – заключительный. Многие начинали свою трезвость с «борьбы против алкоголя». Буквально набрасывались на пьяного соседа, тащили за руку родственника на группу, или к врачу, знакомились с наркоманкой, и затем все свое время и деньги тратили на ее лечение. Как правило, заканчивался этот «бой» срывом самого агитатора. Это было плохо для больного и ужасно для его подопечных. Представляете, какие мысли появлялись у людей, которые вроде начинали верить, и вдруг, увидели его пьяным.

В современном виде программа 12 Шагов действует с 1939 года, за это время она помогла миллионам людей избавиться от зависимости, получить шанс на новую жизнь. Программу создали в 1935 году в Чикаго, первоначально использовали для лечения алкогольной зависимости в созданном в то же время обществе Анонимных Алкоголиков. С 1953 года программа используется и для лечения наркотической зависимости. Сегодня лечение алкоголизма и наркомании с помощью этого метода признано эффективным, применяется реабилитационными центрами всего мира.

О программе реабилитации «12 Шагов»

Сложность лечения зависимости в том, что человек не может вырваться из привычного круга представлений о жизни, привыкает к своему состоянию. Программа 12 Шагов предлагает способ измениться, указывает путь для духовного роста.

Цель программы — помочь человеку осознать болезнь, признать собственное поражение в борьбе с пристрастием, обратиться за помощью к людям, обрести смысл жизни. Программа была создана в протестантской среде, и первоначально имела выраженную религиозную составляющую.

Сегодня идею Высшей Силы не следует понимать с религиозной точки зрения, скорее, это тот идеальный образ, к которому каждый человек стремится, и понимает по-своему.

Высшую Силу из программы 12 Шагов можно сравнить с занятиями йогой. Чтобы совершенствовать тело по системе йоги, не обязательно принимать философию буддизма. Только йога – руководство для совершенствования тела, а программа 12 Шагов – руководство для духовного развития.

Описание и главная идея

Программа 12 шагов способствует пробуждению в человеке внутренней совести, обращается к душе человека, способствует ее росту. Успех программы зависит от желания человека измениться. Метод помогает осмыслить свою жизнь, выявить источник проблемы, обрести смысл жизни.

12 Шагов используется в реабилитационных центрах в группах анонимных алкоголиков и наркозависимых. Участники групп имеют возможность встречаться в пределах центра, общаться, делиться опытом. В занятии принимают участие и новички, и вылечившиеся от зависимости.

Новичок не сразу становится участником группы. Сначала ему предлагают посетить несколько занятий, ознакомиться с обстановкой в группе, сутью программы и с тем, как она работает. После того, как он принимает решение стать участником программы, ему необходимо выбрать спонсора – человека, к которому зависимый может обратиться со всеми своими вопросами и проблемами.

Спонсор – участник психологической программы, находящийся на стадии устойчивой трезвости, не употребляющий алкоголь более года. Спонсорство необходимо для того, чтобы облегчить прохождение шагов для новичка. Участники программы, как правило, продолжают посещать занятия и после выздоровления.
На видео суть программы 12 шагов:

Этапы

Все 12 Шагов программы имеют значение. Делать следующий шаг следует лишь после того, как осмыслен и освоен предыдущий Шаг. Нужно еще раз отметить, что программа не носит религиозного характера.

Шаг № 1

Признание своего бессилия, утраты контроля над влечением к алкоголю.

Этот Шаг наиболее сложный. Именно он служит главным поворотным пунктом в линии жизни человека. Далеко не каждый в состоянии сделать этот шаг, проститься с прежней жизнью.

Переход к трезвой жизни связан с ответственностью за тех, кто рядом с тобой – детей, родителей, супруга или супруги. От того, насколько хорошо будет освоен, продуман этот первый шаг, зависит результат всей работы по программе.

Зависимый человек должен признать, что его жизнь неуправляема, напоминает автомобиль без тормозов, несущийся в пропасть, по пути разрушающий жизни близких ему людей.

Шаг № 2

Осознание необходимости внешней Силы, способной вернуть здравомыслие.

Атеистам — понимание, подкрепленное примерами участников группы, что можно не пить и быть счастливым.
На втором этапе человек должен убедиться, что алкоголизм преодолим, при настойчивости можно вновь обрести здравомыслие, расстаться с безумием, заставляющем повторять ошибки.

Чем как не безумием, можно объяснить попытки лечения алкоголизма, без осознанного желания покончить с этой привычкой. Любой способ лечения оказывается бессильным, если человек не осознал в полной мере свою зависимость, не захотел от нее избавиться.

Лечение без осознания может привести к тому, что человек разуверится в своих силах. Второй Шаг как раз должен пробудить в человеке веру в себя, в существование Силы, способной ему помочь выбраться из омута зависимости.

Шаг № 3

Решение подчинить свою волю Силе, действующей человеку во благо.

Для атеистов: твердо решили покончить с пьянкой, перенять опыт у людей, научившихся жить без алкоголя.
Это решение означает, что необходимо принять данное в жизни, как есть.

Нужно прекратить сокрушаться о несбыточном, радоваться тому, что имеешь, строить отношения с близкими, исходя из общих интересов. Это решение нужно не только понять, но и принять сердцем, поверить всей душой, что если приложить усилия, можно достичь желаемого.

Третий Шаг — избавление от упрямства, эгоизма, стремления уйти в себя. Именно упрямство и агрессивность лишают человека способности контакта с Силой, противоречат самому естеству человека.

Шаг № 4

Подвергнуть свою жизнь самоанализу, бесстрастно оценить истинные побуждения своих поступков.

На этом этапе зависимый подвергает критической оценке самого себя, свои ценности, принципы или отсутствие таковых. На 4 Шаге человек должен понять, что он собой представляет, осознать мотивы своих поступков, найти себя, скрытого наслоениями эмоций, упрямства, озлобления, эгоизма.

В этот важный период зависимый должен найти причины своего раздражения, обид на мир, понять, что в действительности ему требуется от жизни. Целью этого Шага является выявление истинных причин, подтолкнувших к алкоголю, наркотику.

Шаг № 5

Представить итог работы над собой на суд людей.

Внутренние изменения должны перейти на новый уровень, нужно признать свое бессилие перед высшей Силой, другим человеком.

Результаты самоанализа предыдущих 4 Шагов больной должен изложить не только перед Силой и самим собой, но и рассказать о них другим людям. На практике больной обращается к спонсору, который не только внимательно его выслушивает, но и оказывает помощь рекомендациями.

Исповедь пятого Шага требует такого же мужества, как и само решение приступить к программе. Спонсор, которого избрали для исповеди, должен обладать определенной квалификацией.

Шаг № 6

Готовность к исправлению, избавлению от недостатков характера.

Этот шаг означает понимание своих недостатков, примирение с собой, но не потворство своим отрицательным наклонностям. Человек, сделав шестой Шаг, способен видеть, каким препятствием для него стали его же собственные привычки, черты характера.

На этом этапе ему приходится размышлять, о том, что заставляет поступать его вопреки здравому смыслу, какие именно дефекты характера провоцируют неправильные решения.

На этом Шаге человек полностью осознает свои дефекты характера, видит возможность дальнейшего продвижения к трезвости, контролируя себя. К завершению этапа больной полностью подготавливается к переменам, устремляется всей душой к Силе — совершенному образу, созданному его сознанием.

Шаг № 7

Начало осознанного действия – просьба о помощи, обращенная к Высшей Силе.

Для атеистов этот шаг – время изменения привычек, приобретения положительного опыта, искоренения дефектов своего характера.

Осознание своей несостоятельности, желание исправить ситуацию вызывают стремление действовать. Это проявляется готовностью принять всей душой новые правила жизни, оборвать последние ниточки, связывающие с пристрастиями.

Этот шаг очень важен, на этом этапе человек уже способен контролировать свои привязанности, в состоянии анализировать свои поступки независимо от эмоций, начинает жить духовной жизнью.

Шаг № 8

Время составления конкретного плана действий.

Для выполнения Шага № 8 необходимо очистить свою совесть от груза вины. На этом этапе всех людей, пострадавших от созависимости, нужно вспомнить поименно. Больной должен осознать весь объем причиненного ущерба другим людям, составить список близких людей, пострадавших от его действий.

Зависимый должен быть готовым к тому, что далеко не каждому захочется выслушивать его объяснения и извинения. Не озлобиться, принять с терпением негативное к себе отношение – задача не из легких.

Шаг №8 – моральная подготовка принять справедливые упреки, обвинения, неприятие, возможность получить прощение. Это прощение и есть начало выздоровления, оно снимает огромный груз вины с человека и дает ему силу жить дальше.

Шаг № 9

Время активного действия, помощи людям, пострадавшим от действий больного во время алкогольной или наркотической зависимости.

Шаг № 9 – время искупления вреда, причиненного близким. Зависимый на этом этапе полностью изменяет форму общения в семье, прилагает все усилия, чтобы восполнить недостаток любви детям, жене.

В этот период человек уже понимает свою ответственность перед другими. Задача этого этапа – наладить отношения с друзьями, родственниками, давать от сердца, не ожидая компенсации, не задумываясь о том, как будут восприняты эти шаги к применению и прощению.

Под возмещением ущерба понимается не только материальные убытки, причиненные человеку, но и моральный урон. На этом этапе важно участие спонсора, он поможет понять, как поступить в некоторых сложных случаях. Когда, например, пострадавший человек уже умер, находится в тюрьме, не желает встречаться даже для того, чтобы просто обсудить проблему.

Шаг №10

Время превращения энергии разрушения в созидающую силу, признания своих ошибок, контроля над своими пристрастиями.

На этом этапе необходимо научиться контролировать себя в любой ситуации, сохранять все положительные достижения, не позволяя себе срывов. Анализировать необходимо каждый свой поступок, любое изменение настроения, способное привести к рецидиву.

Человек должен стремиться к чистосердечию, самодисциплине, ответственности в каждой мелочи. Десятый шаг учит поддерживать продолжительные устойчивые отношения с людьми, что особенно важно для наркоманов, вносит в жизнь гармонию, душевный комфорт.

Шаг № 11

Молитва, осмысление, доверие, понимание воли высшей Силы.

Атеистам — совершенствование.

Шаг № 11 – время духовного поиска, развития заложенных в человеке талантов и возможностей. К этому Шагу у зависимых уже складывается собственный духовный мир, но он находится еще лишь в стадии становления.

Предпоследний этап лечения – период размышлений, сосредоточенности, умиротворения. На этом этапе легко разрушаются ложные привязанности к друзьям-собутыльникам, прекращается общение с приятелями-наркоманами, не желающими меняться.

Шаг № 12

Искреннее стремление распространять среди больных алкоголизмом, наркоманией знания о пути избавления от рабского подчинения привычке.

Эта встреча дает новичку тот необходимый начальный импульс, который позволит ему действовать эффективно и настойчиво.

На этом этапе человек полностью меняется духовно. Исчезает вечно раздраженный, сердитый наркоман, появляется человек, честный в общении с другими людьми, способный к настоящей дружбе, семейной жизни.

12 ступеней программы

Достоинства и недостатки

Главное достоинство программы 12 Шагов в том, что она объясняет, как жить в трезвой жизни и дает обещание полного избавления от зависимости. Программа пошагово ведет человека к самому себе, возвращает утраченные возможности – семью, карьеру, увлечения.

Достоинство программы и в том, что она спасла и продолжает спасать множество людей во всем мире от алкогольного и наркотического плена.

Возражения по поводу применения 12 Шагов для лечения зависимости отмечаются с двух, казалось бы, противоположных полюсов – от воинствующих атеистов и радикальных верующих. Одни обвиняют программу в апеллировании к высшей Силе, а другие видят в ней секту.

Видимо, это тот случай, когда выплескивают с водой и младенца. Нельзя отрицать очевидного – программа 12 Шагов работает, и очень успешно.