Ситуации нравственного выбора примеры из литературы. Нравственный выбор - аргументы

Бог создал человека по своему подобию. Но самое важное, что он дал своему творению - это умение думать, размышлять и делать выбор. Порой перед нами возникают очень сложные задачи, которые решить самостоятельно кажется довольно сложно. В этом случае на помощь приходят герои литературных произведений, которые предлагают свои весомые аргументы. Проблема выбора - это основная тема сочинений ЕГЭ, поэтому молодому поколению нужно как следует подготовиться к решающему этапу в их жизни.

Проблемы выбора в человеческой жизни

Задумайтесь, как часто за день вам приходится решать вопросы, на которые есть два, а то и больше ответов? Сначала вы думаете о том, что поесть на завтрак, потом, как одеться в школу и какой дорогой туда идти. После уроков обычно задаетесь вопросом, делать уроки сейчас, или после гулянки? А пойти сегодня гулять с Машей или Колей? Все эти вопросы - это всего лишь незначительные ежедневные проблемы, с которыми вы наверняка справитесь легко.

Но в жизни есть выбор посерьезней. Рано или поздно, но вам придется думать о том, куда пойти учиться, где работать, как определить свой жизненный путь. Об этом нужно размышлять уже сейчас, на пороге взрослой жизни. Именно для этого учителя задают в школе читать произведения, анализировать их и делать выводы. Чтобы в дальнейшем вам было легче, основываясь на опыте других. Мы предлагаем рассмотреть вам, какая встречается в литературе проблема жизненного выбора. Аргументы приведем в качестве примеров.

Проблемы социального характера

Какие у молодого человека могут возникать трудности с социумом? Подростки, как известно, народ очень эмоциональный и неустойчивый эмоционально. В период полового созревания у них возникают совершенно необыкновенные мысли, и порой им кажется, что весь мир настроен против них. А ведь выживание в социуме - это залог счастливой взрослой жизни. И научиться этому нужно как можно раньше. В таблице с левой стороны представлена проблема выбора, аргументы из литературы - справа.

Наименование проблемы

Аргумент

Одни люди слишком богатые - другие бедные.

Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». Несмотря на то что в романе поднимается очень много различных проблем, главная - это граница нищеты, за которой вынуждены существовать главные герои.

Замкнутость, ориентация лишь на собственный мир, без оглядки на других.

Встречается проблема выбора в произведениях: Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» и Чехов «Человек в футляре».

Одиночество и его тяжесть.

Хороший пример - «Судьба человека» Шолохова. Проблема жизненного выбора и одиночества представляется сразу у двух героев - Андрея Соколова и мальчика Вани. Оба во время войны потеряли все, что было им дорого.

Проблемы школьных взаимоотношений

Такие трудности тоже встречаются довольно часто. Причем понять их, а тем более решить, бывает очень сложно подростку. Родители, как правило, не могут или не хотят мешать взаимоотношениям учителей и школьников. Рассмотрим, что по этому поводу может сказать литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Нежелание учиться и получать знания

Это тоже существенная проблема выбора в жизни человека. Аргументы по поводу нежелания получать знания есть в комедии Ф. И. Фонвизина «Недоросль». Главный герой, будучи лентяем и разгильдяем так ничего и не добился в жизни, и был не приспособлен для самостоятельного существования.

Прекрасные доводы предлагает в своей автобиографической трилогии А. М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Роль русского языка в жизни любого человека

Набоков в своем романе «Дар» превозносит русский язык как подарок судьбы и учит, как ценить то, что дано свыше. Полезно также почитать стихотворения Тургенева, в которых он восхищается могуществом и величием русского языка.

Столкновение разных взглядов на жизнь

Учитель и ученик, как отец и ребенок. У одного за плечами колоссальный опыт и свой взрослый взгляд на мир. У другого - свое мнение, зачастую противоречащее взрослому. Это тоже своего рода проблема выбора. Аргументы из литературы можно черпать в произведении Тургенева «Отцы и дети».

Семейные проблемы

Куда же без них? Семейные проблемы возникают всегда и в любом возрасте. Мы можем сделать больно самому близкому человеку, и даже не задумываться о его чувствах. Все равно простит. И порой больнее всего мы делаем собственным родителям. Уберечься от ошибок очень сложно. Но можно прочитать, какая бывает проблема выбора. Аргументы из литературы помогут в этом.

Наименование проблемы

Аргумент

Сложность взаимоотношений между родителями и детьми.

Родители часто не понимают точки зрения своих отпрысков. Выбор детей кажется им ужасным, противоречащим нормам и правилам жизни. Но и дети порой оказываются не правы. Прочитайте повесть Гоголя «Тарас Бульба». Это очень серьезное произведение, заставляющее поразмышлять, как бывает проблема выбора в жизни человека. Аргументы впечатляющие.

Роль детства

Думаете, у детей все просто? Как бы не так. Мы живем в относительно спокойное и стабильное время и можем подарить детям радость взросления. Но не у многих это было. О том, как быстро можно повзрослеть в годы войны пишет Приставкин в повести «Ночевала тучка золотая». Еще встречается у Толстого проблема жизненного выбора. Аргументы ищите в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».

3.

Семейные отношения. Сиротство.

Семейные ценности нужно хранить. Доказательством этого служит роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Не поленитесь, прочитайте все, и вы поймете, как важно сохранить то, что сложилось и устоялось веками.

Проблема выбора жизненного пути. Аргументы из литературы

Даже взрослому человеку порой кажется, что его жизнь не удалась. Работа не по душе, профессия не приносит желаемой прибыли, любви нет, ничего вокруг не предвещает счастья. Вот если бы я тогда, десять лет назад, пошел учиться туда-то, или женился на том-то, то жизнь моя сложилась бы совсем иначе, возможно счастливее. Человек сам творит свою судьбу и от этого выбора зависит все. Самая большая трудность - это из литературы помогут разобраться в этом чрезвычайно сложном вопросе.

Наверное, самый лучший пример для молодого поколения - это роман Гончарова «Обломов». Тема всего произведения - это выбор своего места в жизни. На судьбах нескольких человек автор рассказывает, что может произойти, если быть безвольным, или наоборот, твердохарактерным и упорным. Илья Обломов, как главный персонаж, несет в себе отрицательные черты - неспособность к труду, лень и упрямство. В итоге он превращается в некую тень, без цели и счастья.

Еще один пример того, как наследство, а не собственный выбор влияют на жизнь человека, - это «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Казалось бы, чего еще нужно молодому дворянину? Беззаботная жизнь, балы, любовь. Не нужно думать, как работать, где взять деньги на пропитание. Но Онегина такая жизнь не устраивает. Он протестует против устоявшейся светской жизни, против моральных норм своего времени, за что многие считают его чудаком. Главная задача Онегина - найти новые ценности, смысл своей жизни.

Как быть с профессией

Еще одна неразрешимая задача молодого поколения - проблема выбора профессии. Аргументы могут приводить родители совершенно разные, предлагая своему чаду лучшее, по их мнению, занятие в жизни. Сейчас такая ситуация - не редкость. Мамы и папы заставляют идти учиться туда, куда их ребенок поступать совсем не хочет. Они аргументируют свою позицию по-разному: доктором быть выгодно, финансистом престижно, программистом востребовано, а бедный подросток просто хочет стать машинистом.

Так случилось с главным героем произведения Михаила Веллера «Хочу быть дворником». У главного героя была проблема выбора профессии. Аргументы в пользу того, кем нужно стать, ему давали родители. Они советовали посмотреть на других, кто с успехом защищает кандидатские, выступает на концертах после консерватории. Но герой не хотел менять свою свободу на просиживание штанов в аудиториях и штудирование книг. Его манила детская мечта стать дворником, к чему он и стремился.

Пример того, что мало выбрать хорошую профессию по душе, но и нужно развивать свои навыки, приводит А. П. Чехов в рассказе «Ионыч». Особенно если вы доктор. Так было с главным героем Ионычем. Он добросовестно работал, помогал людям, пока не стал морально устаревать. Он не следил за новинками в фармакологии, не интересовался новыми методами лечения. Он рисковал потерять свое благополучие. Мораль произведения: правильный выбор профессии - это лишь половина успеха, свое мастерство и талант нужно совершенствовать.

Проблема Аргументы

Все наши действия подвержены воздействию окружающего мира. Перед тем как совершить тот или иной шаг, мы обязательно задумаемся, не противоречит ли он нормам социальных отношений, совести, морали и т. д. Это все проблема нравственного выбора. Аргументы тут просты. Один мудрец сказал, что никогда не существует правильного решения. Потому что для вас оно будет истинным, а для кого-то - ложным. Посмотрим, чему учит нас литература.

Наименование проблемы

Аргумент

Человечность, милосердие

Самые лучшие примеры приводит М. Шолохов. У него есть несколько рассказов, откуда можно черпать тезисы про милосердие и человечность. Это «Наука ненависти», «Судьба человека».

Жестокость

Порой обстоятельства вынуждают человека совершать жестокие и ужасные поступки. Тяжело найти такие аргументы. Проблема выбора возникла у героев романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». Действие происходит в годы революции, и главным героям приходится чем-то жертвовать во имя революции.

3.

О мечте и реальности

Здесь не обойтись без романтической истории А. Грина «Алые паруса». Но что было бы, если бы Грей так и не появился в жизни Ассоль? В реальности так не бывает. Конечно, мечты порой сбываются, но нужно самому приложить немало сил для этого.

4.

Борьба добра и зла

В нас всегда борются две стихии - добро и зло. Задумайтесь над своими действиями, и вы найдете аргументы. Проблема выбора предстала и перед героями романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Это отличное произведение, в котором очень умело переплетаются ветви хороших и плохих поступков.

5.

Самопожертвование

И снова «Мастер и Маргарита». Женщина ради своего любимого покинула свой дом, благосостояние и семью. Она стала невесомостью, тенью, продала душу дьяволу ради своего Мастера. Произведение заставляет задуматься.

И еще один рассказ, который бы хотелось вспомнить в данном контексте. Это «Старуха Изергиль» Горького. Отважный герой Данко вырвал из своей груди сердце ради спасения людей, благодаря чему осветился путь, и все были спасены.

Личные проблемы

Самая больная тема для подростков - любовь. В то же время о ней интереснее всего писать. А уж сколько примеров можно привести! Любовь и романтические отношения - это еще одна проблема выбора. Сочинение заставляют писать, опираясь на собственные мысли, которые порой путаются и смешиваются. Рассмотрим, какие аргументы можно привести в данном контексте.

Сразу хочется вспомнить трагическую любовь Ромео и Джульетты в пьесе Шекспира. Непонимание со стороны родных и вражда кланов приводят к трагическим последствиям, хотя молодые искренне были влюблены и испытывали к друг другу только самые нежные и девственные чувства.

Прекрасный образец настоящих романтических отношений в рассказе Куприна «Гранатовый браслет». Прочитав это произведение, хочется верить, что любовь - это самое лучшее чувство, когда-либо возникавшее у человека. «Гранатовый браслет» - это ода молодым, гимн счастья и проза невинности.

Любовь иногда губительна. Этому в литературе есть свои аргументы. Проблема выбора предстала перед Анной Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого. Возникшие чувства к молодому офицеру Волконскому стали для нее губительны. Ради нового счастья женщина бросила преданного мужа и любимого сына. Она пожертвовала своим статусом, репутацией, положением в обществе. И что получила за это? Любовь и счастье или тоску и разочарование?

Проблемы экологии, взаимоотношений с природой

Разная бывает проблема выбора в жизни. Аргументы приводились самые разные. Пришло время поговорить о той среде, в который мы живем. В последнее время человечество всерьез задумалось о том, что человек, по сути, относится к своему дому, матушке Земле, очень пренебрежительно. И все действия, направленные на сохранение здоровья планеты не приносят значимого результата. Разрушается озоновый слой, загрязняется воздух, в мире практически не осталось чистой пресной воды…

А вы Позволяете ли вы себе оставлять за собой мусор после отдыха в лесу? Сжигаете ли вы пластмассу и тушите пламя перед уходом? О взаимоотношениях с природой авторы писали много. Рассмотрим, что может пригодиться для ЕГЭ.

Начнем с романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Речь идет о жителях некого Единого государства, которые стали нумерами, и все их существование возможно лишь в рамках Часовой Скрижали. У них нет деревьев и рек, ведь весь мир построен из человеческих зданий и приспособлений. Их окружают идеально ровные пропорции стеклянных домов. А отношения и любовь разрешены в том случае, если есть розовая карточка. Такой мир Замятиным был изображен специально, чтобы показать, что человек превратиться в запрограммированного робота без природы, настоящих чувств и красоты окружающего мира.

Борьба природы и человека происходит в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море». Здесь показана настоящая проблема выбора человека. Аргументы безупречны. Хочешь жить - держись. Это касается как слабого старика, так и сильной акулы, пойманной на крючок. Борьба за жизнь идет насмерть. Кто победит и кто сдастся? Небольшая повесть заставляет глубоко задуматься о смысле и цене жизни.

Проблема патриотизма

Прекрасные аргументы по поводу любви к Родине можно встретить во многих Именно в это тяжелое время по-настоящему проявляется искренность чувств.

Образцом идеологии о ложном и истинном патриотизме можно считать роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». В книгах много сцен, посвященных этому. Стоит вспомнить Наташу Ростову, которая уговаривала мать пожертвовать подводами для раненых под Бородино. В это же время князь Андрей Болконский сам получает смертельное ранение в решающей битве.

Но самая большая любовь к Родине - у простых солдат. Они не произносят громкие речи, не восславляют царя, а просто готовы умереть за свой край, за свою страну. Автор прямо говорит о том, что победить Наполеона в той войне удалось только за счет сплоченности всего русского народа. Французский полководец в других странах сталкивался исключительно с армией, а в России ему противостоял простой люд разных сословий и званий. Под Бородино армия Наполеона потерпела нравственное поражение, а российское войско выиграло благодаря могучей силе духа и патриотизму.

Заключение

Как сдать экзамен на отлично - это главная проблема выбора. Аргументы (ЕГЭ) мы постарались привести такие, которые чаще всего встречаются в темах сочинений. Осталось лишь выбрать необходимое.

Человек в течение жизни ежедневно сталкивается с ситуациями, когда нужно делать выбор, который оказывает непосредственное влияние на жизнь в будущем. Часто он основывается на том, что приходиться сравнивать хорошее и плохое, и становиться на одну из сторон.

Что такое нравственный выбор?

О человеке многое говорят его поступки и особенно ситуации, когда необходимо встать на сторону добра или зла, и это называется нравственным выбором. В пример можно привести противостояние верности и предательства, помощи или равнодушия и так далее. С раннего детства родители рассказывают своим детям, что хорошо, а что плохо. Нравственный выбор человека зависит от его характера, конкретной ситуации, воспитания и других важных аспектов.

В чем важность нравственного выбора?

Каждый человек в праве самостоятельно решать, как следует поступить в той или иной ситуации, основываясь на понятиях добра и зла. По таким ситуациям можно судить о его морально-этических установках. Стоит понять, зачем нужен нравственный выбор и какое он имеет влияние, так делая шаги в выбранном направлении, человек формирует свою и мнение окружающих людей о нем. Нравственный выбор может влиять на развитие народов, ведь часто президенты делают выбор исходя из собственной морали.

В чем проявляется нравственный выбор человека?

Совесть является основой нравственности, когда есть отчетливое понимание, что является допустимым и недопустимым в жизни. Еще один важный момент, на котором стоит остановиться – что определяет нравственный выбор человека, так вот от него зависит будущее, поскольку каждое решение имеет последствия. Люди, выбравшие путь зла, будут идти вниз, а те, кто решил жить в добре, наоборот, двигаются вверх.

Многие ошибочно полагают, что нравственный выбор подразумевает под собой некий набор ограничений, которые посягают на свободу человека и не дают ему проявлять свою . На самом деле он только задает направление, куда человеку лучше двигаться, чтобы духовно расти и развиваться, как личность. Исторически доказано, что в периоды духовного расцвета было максимально развита цивилизация, культура и мораль.


От чего зависит нравственный выбор человека?

К сожалению, но в современном мире нравственность находится в упадке, а все из-за того, что у людей отсутствует адекватное понимание добре и зле. Формирование личности должно начинаться с раннего детства. Нравственный выбор в жизни человека зависит от воспитания, уровня познания, сознания, образования и так далее. Влияние оказывает и среда, в которой растет и живет человек, например, положение семьи и взаимодействие с обществом. В ситуациях, когда приходится делать выбор в пользу добра или зла, проявляется суть людей, то есть их совестливая первооснова.

Понятие «нравственный выбор» указывает, что он должен быть осознанным. В любом обществе поведение человека рассматривают, анализируя поведение, поступки, отношение к разным вещам и свободу выбора. Психологи считают, что не менее важна сила воли, и если человек ею обладает, то перед ним, скорее всего, никогда не встанет проблема нравственного выбора.

Что зависит от нравственного выбора?

Поступки человека формируют его жизнь и будущее, поэтому от нравственного выбора зависит по какому пути пойдет человек. Например, если возникла ситуация, в которой необходимо солгать или сказать правду, то от каждого варианта будет зависеть дальнейшее развитие ситуации. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание – что требует от человека нравственный выбор, так вот для принятия верного решения необходимо все тщательно обдумать, взвесить все «за» и «против» и обязательно подумать о последствиях.

Моральные нормы и нравственный выбор

Психологи говорят о том, что мораль является важным ориентиром в жизни, чтобы определить верное нравственное направление. Становясь на сторону добра, человек стремится к целостности личности и достижению гармонии в отношениях с окружающими людьми и внутри себя. Зло, наоборот, разлагает внутренний мир. Нравственный выбор современного человека сталкивается с разными испытаниями и искушениями, и все чаще можно услышать девиз – выживает сильнейший.


Нравственный выбор в экстремальной ситуации

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, то он может принять такое решение, на которое он бы в обычной жизни никогда не решился. Если же поведение никак не будет отличаться от привычных условий, то считается, что это показатель нравственности. В любой ситуации необходимо поступать по совести, зная, что за все решения придется отвечать. Есть основные признаки нравственного выбора, в которых можно выделить пять компонентов:

  1. Мотив . Перед тем как принять решение нужно понимать, зачем это делается.
  2. Цель . Не менее важно учитывать намерения, то есть чего хочется получить в итоге.
  3. Средства достижения цели . Нравственность поступка подразумевает правильное соотношение цели и средств ее достижении. В современной жизни большинство людей живут по принципу – цель оправдывает средства, но чаще это неправильный путь.
  4. Выбор . Чтобы понять нравственную сторону вопроса, важно учитывать обстоятельства, в которых приходилось действовать, то есть добровольно или по принуждению.
  5. Результат . Важно проанализировать итог, чтобы сделать соответствующие выводы о правильности выбора.

Книги про нравственный выбор

Есть много литературных произведений, которые в качестве основной темы выбирают нравственность.

  1. «Живи и помни» В.Г. Распутин . В книгу вошло несколько рассказов, в которых остро стоит проблема совести и правильности выбора.
  2. «Маленькая хозяйка большого дома» Д. Лондон . В основу этого произведения положен «любовный треугольник». В романе много интриг, но при этом он пропитан благородными и честными поступками.
  3. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин . В этом произведении присутствует проблема нравственного выбора, перед которым встала Татьяна, получившая любовное письмо от Онегина.

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значительной в литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человек. В данном исследовании делается попытка сопоставить реализацию данной темы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» и в романе башкирской писательницы З. Биишевой «У Большого Ика»

Актуальность этого исследования продиктована духовными потребностями человека в современном мне мире. Ведь вопросы выбора, определение своего я, своего места в жизни волнует почти каждого молодого человека. Очень много общего в этих произведениях: эпоха, условия существования. В первую очередь это среда, формирующая внутренний мир, убеждения героев.

Есть и различия: в романе М. Шолохова рассматривается жизнь казаков, о прохождении военной службы, а в романе З. Биишевой рассматривается о судьбе юноши из башкирской деревни.

Задача исследования - показать связь между двумя героями, нравственную чистоту двух героев, путь и причины ведущих к трагедиям человека.

История двух героев Григория Мелехова и Закира Батырова ставят перед читателями вопросы, на которых трудно найти ответа. Оба писателя доказывают: война и человек- вещи несовместимы, человек по природе своей противопоставлен смерти, насилию, убийству. Революция, Гражданская война, расколовшие общество и страну на двое, заставляли сделать каждого жесткий выбор, неизбежно ставили вопросы: с кем? за кого? Страшная трагедия, имевшая необратимые для страны последствия, усиливают и трагедию человека, влияют на нравственный выбор, являются истоками жизненной драмы человека. Мне показалось интересным проследить за жизненным путем каждого героя, пронаблюдать, как исторические события повлияли на становление героев. Это и стало целью моей исследовательской работы.

Гражданская война 1918-1922 годов - один из самых трагичных периодов в истории России. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события гражданской войны, создали ряд жизненных, реалистичных

Введение

Гражданская война 1918-1922 годов - один из самых трагичных периодов в истории России. Отечественные писатели, отразившие в своих произведениях события гражданской войны, создали ряд жизненных, реалистичных и ярких образов, поставив в центр повествования, судьбу Человека и показав влияние войны на его жизнь, внутренний мир, шкалу норм и ценностей.

Любая экстремальная ситуация ставит человека в крайне сложные условия и заставляет его проявить самые значительные и глубинные свойства характера. Многие писатели русской и башкирской литературы пытались творчески осмыслить, что же происходит с человеческой личностью в огне сражений.

В данной исследовательской работе я обратилась к двум произведениям - к роману М. Шолохова «Тихий Дон» и роману З. Биишевой «У Большого Ика» из трилогии «Емеш». Рассмотрела судьбы двух героев, сравнила, попыталась найти сходства, различия. Эти задачи определили структуру моей работы. Я думаю, что мое исследование будет интересно многим сверстникам. Несмотря на то, что нас с героями разделяет время перед ними всегда стоит проблема нравственного выбора. Мы как и они, испытываем чувства любви, разочарования, учимся жить

М. Шолохов непревзойденный мастер слова вошел в XX век со своими идеями, образами и населяя литературу живыми человеческими характерами. Роман «Тихий Дон» повествует о сложнейшем времени в жизни России, принесшим огромные социальные и моральные потрясения.

Рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь.

Роман «Тихий Дон»- повествование об исторических судьбах донского казачества, о его путях к революции, о сложной ожесточенной борьбе. На широком эпическом фоне движения народных масс к революции Шолохов с большой художественной силой показал запутанный и противоречивый путь, трагичную судьбу Григория Мелехова. Именно на долю Григория выпадает быть нравственным стержнем произведения, воплощения основных черт мощного народного духа.

Воспитанный в лучших традициях, Григорий смолоду берег казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военную доблесть и верность долгу. «Война стала для Григория испытанием всех его жизненных сил. Он ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые годы». Вот так пишет о нем М. Шолохов. Григорию присущи смелость, мужество. Но вместе с тем он выступает против жестокости и ненависти, которых видит на войне.

Среди прозаиков башкирской литературы, в творчестве которых заметно стремление сочетать масштабность изображения гражданской войны, выделяется Зайнаб Биишева. Анализируя художественное мастерство З. Биишевой в романе «У Большого Ика» из трилогии «К свету» еще больше убеждаешься в этом.

Основная часть

Роман «У Большого Ика» заключает черты эпопеи. В нем судьбы героев неотделимы от судеб Родин в сложный переломный период гражданской войны. Это время осмысляется писательницей как время рождения героев и трагических утрат. По своей новизне представляет большой интерес образ младшего сына Таибы - эби - Закира. В 15лет он убежал из дому в Оренбург и стал служить в книжной лавке «мальчиком на побегушках». Жить он не смог ни дома - на своей земле, ни в городе, потому что у него не было для этого ни средств, ни ремесла. Все его мытарства закончились отправкой на фронт. Только там он начал задумываться над своей судьбой. После свержения царя вернулся Закир в родной аул героем, награжденным Георгиевским крестом, но вскоре «могучее эхо» гражданской войны докатилось и до затерянного в степях Ильсегула. Кулаки и солдаты- фронтовики составили два враждебных лагеря. Закир должен был выбирать: «Видно, не отсидеться не дома,- подумал он - не такое сейчас время. Только на какой бок повернуться? Кто знает, на чьей стороне правданадо разузнать». Это начало поиска своего пути. Начинается метания героя из одного стана в другой.

Автор показывает духовные искания и смятения этого героя: «Я сам не знаю, что буду делать, что буду делать завтра и где будуКак знать! Не сегодня, так завтра здесь объявятся белые. Что тогда будет со мною? Не знаю. » Мысли Закира представляют собой поток неупорядоченной речи: она отрывистая, логически не завершенная, обнаруживает подлинные чувства метущего героя. Он не может остаться в стороне от происходящих событий.

Показывая сложный путь исканий, обретений и разочарований Закира Батырова, З. Биишева, как и М. Шолохов (метания Закира Батырова напоминают Г. Мелехова), исследовала «диалектику души» своего героя. Этот прием встречается и у Шолохова при создании такого трогательного образа, как Григорий Мелехов.

Трагическая судьба рассматриваемых героев наполнена глубоким историзмом, воплощает всю остроту и непремиримость, историческую конкретность и размах Гражданской войны. Оба писателя показали трагизм Гражданской войны: отношение к власти определяло выбор позиции. Полное отчаяние, недоверие, сомнение заставляют сделать неверный шаг в жизни героев.

Вспомним Григория Мелехова. Мучительные поиски истины приводят Григория то в белогвардейские ряды, то в Красную Армию. Сражаясь в рядах белогвардейцев, он не может не видеть презрительного отношения к казакам, их жестокость, не разделяет он и желание белых офицеров привлечь англичан и французов для борьбы с Красной Армией.

А Закир Батыров также мечется из одного стана в другой. «Сначала посмотрю, чем дышат в отряде Хатыбала, что за люди там собрались, чего хотят. Надо своими глазами увидеть, и потом уж решать, как быть дальше»,- решил он и едет в Ташсарай. Поняв, что ему не по дороге с кулацкой бандой, он присоединился к дружинникам и откровенно радовался своему выбору: «Теперь держитесь, толстопузые!. пусть теперь сами баи глотают пыль по дороге в СибирьПусть на своей шкуре испытают! Настал наш черед вершить суд!» Закир уходит из банды, ступает в отряд красных, храбро сражается против белых. Но его опять одолевает сомнения, опять мечтает о возращении в аул, о женитьбе.

Проследим за Григорием Мелеховым. Всякий раз, вступая на борьбу против народа, Григорий испытывал тяжелые мучения, что заставляют тянуться к новому, испытывать «острые чувства огромного несчастного любопытства к красноармейцам, к этим русским солдатам, с которыми ему для чего-то нужно было сражаться».

Командуя дивизией повстанцев, Григорий хочет помириться с красными, но не знает, как это сделать. Григорий чувствует, что и у красных, и у белых есть своя правда, потому и мечется между двух огней, пытаясь понять, на чьей стороне истина. Но ни тем, ни другим Мелехов с его обостренным чувством справедливости не нужен. Не приживается и среди белых офицеров, презирающих новоявленного командира дивизии, да и красные тоже боятся и ненавидят Григория, не разбираясь, почему и как он стал белым офицером. Сначала мировая, затем гражданская войны загоняют героя в нравственный тупик: «Отдохнуть бы Григорию, отоспаться. А потом ходить по легкой пахотной борозде плугарем, посвистывать на быков, смущать журавлиный голубой трубный клич» Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости. Самым неприглядным образом показан Мелехов в сцене убийства матросов, после которой Григорий катается по земле, «в чудовищном просветленном» осознавая, что он сам стал орудием в руках неправедных сил: «неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый».

Недолго живет с радостью о новой жизни в душе Закир из романа «У Большого Ика». «Видно опять забродили в его голове, как в бурдюке кумыс, мрачные мысли, которым нет ни начала и ни конца», - пишет З. Биишева. Закира одолевали сомнения, он не понимал, почему его отряд все глубже уходит в горы, покидая просторы степей: «не лежит у него сердце к этому величественному и загадочному миру с вековыми темными лесами, с нависающими над головой скалами: и Закир больше растравлял себя. Внутренний монолог героя освещают борьбу мотивов в его душе, и за ней следует принятое решение: Закир бежит из отряда. З. Биишева неоднократно подчеркивает анархичность поведения Закира, отсутствия в нем твердой устремленности.

Мучительно и долго колеблясь между лагерями, Григорий Мелехов начинает искать несуществующий «третий путь». И от того, что он стал на грани в борьбе двух начал, -пишет Шолохов- откинул оба их, родилось глухое, неумолчное раздражение. Испытав в полной мере весь ужас гражданской войны, побывав попеременно то в белогвардейской армии, то в Красной Армии, так и не узнав правды и не определив своего пути, Григорий попадает к дезертирам. В романе неоднократно встречается сравнение Григория с волком, загнанным зверем. Жизненное метание главного героя романа обусловлено не только противоречивостью его сложной натуры, но и предельной сложностью искомой цели. Григорий ищет не удобную правду для себя, но общую правду, да еще за такую, за которую не придется больше убивать.

Следующий этап исканий Закира Батырова - страстное желание вернуться в отряд, заслужить прощение товарищей и идти с ними до конца. Вновь автор оказывает чувства героя, борьбу мотивов, принятые решения: «Ехать! Сегодня же, сейчас же ехать отсюда,- решил он. - В Белорецк, догнать свой отряд! Не расстреляют, простят на первый раз» Путь обретения смысла жизни заканчивается для Закира гибелью. Трагический конец Закира не показан непосредственно, о нем сообщается в письме.

Показывая сложный путь исканий, обретений и разочарований своего героя, Зайнаб Биишева заставляет нас искать сходные черты Закира в Григории Мелехове.

Не долго остается у дезертиров и Григорий Мелехов. Глубоки и безмерны были страдания Григория. Ему часто снились дети, Аксинья, мать и все остальные близкие.

Финал романа показывает Г. Мелехова с новой стороны. Он предстает перед нами измученным, истерзанным горем и страданиями, но мужественным и сильным человеком. Очень важно заметить художественный прием передачи внутреннего потрясения героя, свидетельствующий о трагическом глубинном неблагополучии: похоронив Аксинью, Григорий увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий диск черного солнца. Мы понимаем, какой мрак окутал душу измученного героя.

Мы так и не узнаем о дальнейшей судьбе Григория. Его будущее неизвестно. Прослеживая до конца судьбу Г. Мелехова, Шолохов показывает, что сложные и мучительные пути его жизни не вытравили из него благородных человеческих качеств - и это является залогом того, что люди типа Григория могут найти, и большая часть из них действительно нашла свое место в жизни.

Хаммат, старший брат Закира, вспоминал всегда про своего брата: когда он был солдатом- фронтовиком, «Вместе с рабочими сбрасывал Временное правительствоДа, он был революционным солдатом с неукротимым духом»

Очень ярко раскрывает образ Закира и воспоминания бабки Таибе. Она держала в руке книгу Закира. Он очень много читал. Автор показывает его тоску по непоседливому сыну, и боль из-за его рано оборвавшейся жизни, поздние раскаяния о том, что она не хотела понять его стремлений, не хотела взглянуть на мир его глазами. Было и горькое сожаление о том, что она всегда осуждала и ругала сына за пристрастие к книгам. У нее возникает желание хотя бы сейчас, пусть с опозданием понять душу своего сына.

Писатели показали, что любая война, а гражданская особенно, не несет человеку ничего, кроме смерти близких, потери дома, утраты семьи, физических лишений и духовных страданий.

Мы подробно и последовательно наблюдаем все это на примере героев романа.

Из огня, войны человек не выносит ничего, кроме собственного разрушения.

Заключение

Итак, рассмотрев трагический путь героев, мы видим, что и Григорий Мелехов и Закир Батыров выдержали испытания времени и страданиями. Сумели сохранить честь, сберечь жизненные ценности, а главное- честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Это те люди, которые сделали свой собственный выбор и остались на родной земле. Символическая фигура на руках у отца свидетельствует о том, что жизнь продолжается. Оба романа являются книгой пути и выбора, книгой прозрения.

По масштабности, по содержанию, возможно, образ Закира Батырова немного отличается от Григория Мелехова. Это и понятно, Закир не является самым главным героем романа. Но З. Биишева сумела показать проблему нравственного выбора человека в сложное для России и Башкортостана время, этот образ, несомненно обогатил трилогию писателя, сделал ее запоминающейся, яркой. Автор далека от идеализации исторических событий. В романе убедительно показано, каких огромных жертв стоила победа в период гражданской войны. Лучшие люди погибают в борьбе за счастливую жизнь своего народа.

Изучая данные произведения, я открывала для себя важные жизненные уроки. Высшей красотой обладают ценности, которые в жестоких испытаниях выстрадали люди. Человеческое достоинство, великодушие, свобода и патриотизм, доброта и нежность, любовь и доверчивая привязанность ребенка является образом психологического анализа в башкирской литературе. Тем самым З. Биишева обогатила свой роман, используя этот прием, она сумела выразить новое в теме гражданской войны, подсказанное ей временем, национальным опытом, индивидуальностью, и тем самым роман помогает представить целостную картину исторического прошлого Башкортостана и путь земного человека.

Проблема нравственного выбора современной молодёжи.
«Мне представляется любопытным сравнить тогдашние нравы с нашими и обратить внимание на то обстоятельство, что сильные чувства выродились, зато жизнь стала спокойнее и, пожалуй, счастливее. Остаётся решить вопрос: лучше ли мы наших предков, а это не так легко, ибо взгляды на одни и те же поступки с течением времени резко изменились.»
Проспер Мериме «Хроника царствования Карла IX» (XIX век)

Проблема нравственного выбора всегда была актуальна и довольно болезненна для общества. Наши предки, сравнивая себя со своими предшественниками, находили, что «нравы уже не те», опасаясь, что именно они, люди N-ного поколения, последние носители нравственных умирающих истин, а уже следующее откажется от них. Но века менялись, и новые колена проникались теми же мыслями. Даже сейчас, в ХХI веке, со всем наступившим и потенциальным прогрессом общество продолжает возвращаться к вопросу об «увядающей» морали, особенно среди юношей и девушек.
Одним из главных показателей нравственных принципов является добровольное вступление человека в «близкие отношения». Именно такое решение является одним из важнейших принятых человеком за всю жизнь. Как правило, человек определяется с ним ещё в молодости, если и вовсе не в юности. Этот добровольный выбор крайне важен для дальнейшего становления личности, ибо он один из ключевых нравственных принципов, заложенных или взращённых в человеке или даже человеком в самом себе.
Сказать, что проблема именно этого нравственного выбора сейчас стоит ребром, на мой взгляд, нельзя, ибо она всегда была актуальна. Но, по мнению многих, современные условия ставят сей вопрос всё острее. В большей степени именно телевидение и Интернет наиболее извращают юные умы, пропагандируя и даже агитируя формирующейся молодёжи «свободные нравы». В данном случае я попробую разобраться лишь в причинах и следствиях.Но во всём стоит разбираться по порядку.
Столь деликатная тема существовала задолго до появления ТВ или Интернет-ресурсов. И для каждого общества и времени решение этого вопроса принималось индивидуально. В свою очередь, оно принималось в соответствии с разными особенностями: общим развитием общества, исторической эпохой, политическим режимом и т.п. Сейчас проблема раннего созревания подростков возведена в ранг «табу». История уже имеет подобные случаи (к примеру, советская Россия, где подобные вопросы не выносились во всеуслышание), но если вспомнить свободные нравы Франции XVI века или даже ХХ век с периодом "Хиппи", пропагандирующих свободную любовь, то предположение о том, что отношение к одной и той же проблеме меняется с течением времени, а также обусловлено нормами морали (а в некоторых случаях и нормами права, становится совершенно очевидно верным.
Разбирая этот вопрос в нашем столетии, я хочу обратиться к двум представителям разных цивилизаций: штату США Миссисипи(Запад; форма правления: президентская республика) и королевству Камбоджа, провинции Ратанакири, (Юго-Восточная Азия; конституционная монархия).
В Ратанакири существует древняя традиция: отцы семейств строят своим дочерям некие хижины, предназначающиеся для них и их избранников (одна девушка имеет право иметь несколько избранников одновременно). Возраст девушки, на момент постройки её личной хижины, может быть каким угодно. Днём только официально помолвленная пара может видеться, но ночь влюблённые могут проводить в этой хижине до самого утра. Юные девушки, или даже девочки, сами решают все вопросы относительно своей личной жизни.
Такая традиция имеет свои мотивы: во-первых, Кампучия страна бедная, женщины в ней обязаны иметь мужей, которые выполняют всю тяжёлую работу (земледелие является основным занятием). Во-вторых, семьи не могут длительно содержать своих дочерей, поэтому стараются выдать девушек замуж как можно раньше.
Таким образом родители подталкивают девушек к принятию самостоятельных решений касательно своего будущего и выбора супруга. По словам родителей, эта традиция даёт их дочерям свободу и умение делать благоразумный выбор, чтобы в будущем им не пришлось нуждаться в чём–либо из-за неудачного
замужества. Никакого принуждения никто из девушек не испытывал, утверждая, что подобные хижины являются местом их свободного пространства и, в свою очередь, нравственного выбора.
Казалось бы, дикая традиция малоразвитой страны, но ведь достаточно, в своём роде, разумная. Но здесь есть подводные камни: так как уровень образования в стране низок, то истинные причины этого обычая известны не всем; также, из-за отсутствия должных знаний, подобные уединения могут привести к нежелательным беременностям. В таком случае юношей не принуждают жениться на девушках, это уже добровольный выбор мужчины.

В штате Миссисипи существует иная традиция: с 1998 года существует некий "бал целомудрия", где девушки, облачённые в белые одежды приносят клятву Богу хранить чистоту тела и разума до замужества. После этого на их безымянные пальцы отцами должны быть надеты кольца. И до тех пор, пока помолвка не будет одобрена главой семейства, кольца будут располагаться заместо обручальных. Но если клятва будет нарушена, то девушка должна покаяться за содеянное, чтобы её простил отец и Бог. Многим наблюдателям такая церемония представляется своеобразной свадьбой дочери и отца. Эти обеты приносятся американскими сверстницами девушек из Камбоджи.
Однако, быт среднестатистической женщины этого штата представляет собой домохозяйство. Женщине нежелательно работать. Её основная задача - растить детей, ухаживать за садом и домом. Решение о принятии участия в бале молодых девушек тоже чаще всего принимается мужчинами.
Несмотря на видимое благоразумия и беспокойство о нравственности своих дочерей, данном случае стоит взглянуть на эту церемонию с другой стороны: во-первых, основная мотивация для девушек основана на строго религиозном воспитании; во-вторых, чаще всего девушек активно наставляют о необходимости этой клятвы (но неужели без обета невозможно быть благоразумной?); в-третьих,
приносящим обет не дают сделать собственный нравственный выбор, убеждая, что родителям виднее, что будет лучше; в-четвертых, социальные опросы выявили, что девушки, поклявшиеся быть целомудренными с такой же вероятностью могут нарушить обещания, как и остальные.
Подводя итоги: сравнивая "слабую" страну, в которой мужчины помогают приспосабливаться женщинам к трудным условиям (конечно, эффективность данного метода весьма спорна) и одну из наиболее развитых, где женщины, имея конституционные права, лишаются одного из главных - вопросе о личной нравственности, подавляемом в них с ранних лет, напрашивается не только вопрос о теме вступления подростков в преждевременную близость или, наоборот, противоестественного подавления их физиологии, но и об истинной социальной роли женщины в современном мире...

(по произведениям военного периода)

Как это было! Как совпало-

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

(Давид Самойлов)

Мир литературы - это сложный удивительный мир, и в то же время очень противоречивый. Особенно на рубеже веков, где вновь вливающиеся, новое сталкивается с тем, что подчас усматривает или становиться образцовым, классическим. Либо одна формация заменяется другой: соответственно меняются взгляды, идеология, бывает, даже мораль, рушатся устои (что и происходило на рубеже 19 - 20 веков). Все изменяется. И сегодня, на пороге 21 века мы это ощущаем на себе. Неизменным остается только одно: память. Мы должны быть благодарны тем писателям, которые после себя оставили когда-то признанный, а порой, непризнанный труд. Эти произведения заставляют нас задуматься над смыслом жизни, вернуться в то время, посмотреть на него глазами писателей разных течений, сравнить противоречивые точки зрения. Эти произведения - живая память о тех художниках, которые не оставались обыкновенными созерцателями происходившего. “Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека”, - пишет В. Распутин. И пусть нашей благодарной памятью будет наше неравнодушное отношение к их творениям.

Мы пережили страшную войну, может быть самую ужасную и тяжелую по своим жертвам и разрушениям за всю историю человечества. Война, которая поднесла за собой миллионы не в чем неповинных жизней матерей и детей, пытавшихся хоть как то противостоять этому клину фашизма, уходящему все глубже и глубже в сознание каждого человека на планете. Но спустя вот уже более полувека, мы начинаем забывать тот ужас и тот страх, что испытывали наши отцы и деды, защищая Родину. Мы уже не удивляемся немного замаскированной свастике гитлеровского нацизма. Странно, почему же страна и народ, который остановил фашизм, казалось бы раз и навсегда, теперь получает таких людей как Илюхин и Баркашов. Почему же прикрываясь святыми идеалами единства и благополучия матери России, они в то же время разгуливают с нацистскими свастиками на рукавах и изображениями Гитлера на груди.


И снова перед Россией стоит выбор – выбор настолько сложный и неоднозначный, что заставляет задуматься о смысле бытия мирского и о назначении нашего существования на планете сия.

В этой работе я попытался, что называется вникнуть в саму сущность этих двух слов – выбор и нравственность. Что они значат для каждого из нас и как мы поведем себя в ситуации подталкивающей нас на безнравственное преступление, подталкивающей нас на преступление против самого себя, против устоявшегося мнения о чистоте души человеческой и о нравственности, против законов божьих.

Выбор – есть не что иное как вариант дальнейшего пути развития человеческого. Выбор с той только разницей отличается от фортуны, что выбор есть преднамеренное, осознанное и продуманное поведение человека, направленное или лучше сказать исходящее от человеческих потребностей и главного чувства самосохранения.

Чем хороши и прекрасны, на мой взгляд, писатели военного периода, хотя бы потому, что они являются зеркалом человеческой души. Они как бы приблизясь к человеку, разворачиваются на определенный угол, показывая тем самым душу человека со всех его сторон. Вячеслав Кондратьев на мой взгляд не является исключением.

Повести и рассказы Кондратьева переносят нас и на Дальний Восток (там служили срочную в армии герои, там застала их война), и в настороженно - суровую, но спокойную Москву сорок второго. Но в центре художественной вселенной Кондратьева то овсянниковское поле - в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из первых боев танком.

Ничем овсянниковское поле не примечательно. Поле как поле. Но для героев Кондратьева всё главное в их жизни совершается здесь, и многим не суждено его перейти, они останутся здесь навсегда. А тем, кому повезет, кто вернется отсюда живым, запомнится оно навсегда во всех подробностях - каждая ложбинка, каждый пригорок, каждая тропка. Для тех, кто здесь воюет, даже самое малое исполнено немалого значения: и шалаши, и мелкие окопчики, и последняя щепоть махры, и валенки, которые никак не высушить, и полкотелка жидкой пшенной каши в день на двоих. Всё это составляло жизнь солдата на переднем крае, вот из чего она складывалась, чем была наполнена. Даже смерть была здесь заурядно привычной, хотя и не угасала надежда, что живым и не искалеченным вряд ли отсюда выбраться.

Теперь издали мирных времен может показаться, что одни подробности у Кондратьева не так существенны - можно и без них обойтись: дата, которой помечена пачка концентрата, лепешки из гнилой, раскисшей картошки. Но ведь это всё правда, так было. Можно ли, отвернувшись от грязи, крови, страданий, оценить мужество солдата, понять по-настоящему, чего стоила народу война? Именно здесь и начинается нравственный выбор героя – между испорченной пищей, между трупами, между страха. Клочок истерзанной войной земли, горстка людей - самых обыкновенных, но в тоже время по своему единичных на всей планете. Эти люди смогли выстоять, смогли пронести через всю войну человеческое существо и человеческую душу, не разу не запятнанную в этой каше грязной войны. Кондратьев на небольшом пространстве полностью изобразил народную жизнь. В малом мире овсянниковского поля открываются существенные черты и закономерности мира большого, предстается судьба народная в пору великих исторических потрясений. В малом у него неизменно проступает большое. Та же дата на пачке концентрата, свидетельствующая, что он не из запаса, а сразу, без промедления и задержек, попал на фронт, без лишних слов указывает крайний предел напряжения сил всей страны.

Фронтовая жизнь - действительность особого рода: встречи здесь скоротечны - в любой момент приказ или пуля могли разлучить надолго, часто навсегда. Но под огнем за немногие дни и часы, а иногда в одном лишь поступке характер человека проявлялся с такой исчерпывающей полнотой, с такой предельной ясностью и определенностью, которые порой в нормальных условиях недостижимы и при многолетних приятельских отношениях.

Представим, что война пощадила и Сашку, и того тяжело раненного солдата из “папаш”, которого герой, сам раненый, перевязал и к которому, добравшись до санвзвода, привел санитаров. Стал бы вспоминать этот случай Сашка? Скорее, всего нет, для него в нём нет ничего особенного, он сделал то, что считал само собой разумеющимся, не придавая ему никакого значения. Но тот раненый солдат, которому Сашка спас жизнь, наверняка никогда его не забудет. Что из того, что он не знает о Сашке ничего, даже имени. Сам поступок раскрыл ему в Сашке самое главное. И если бы их знакомство продолжилось, оно бы не так уж много добавило к тому, что он узнал о Сашке в те считанные минуты, когда свалил его осколок снаряда, и лежал он в роще, истекая кровью. И не одно событие не может охарактеризовать нравственность человека – чем этот. И Сашка отдал предпочтение правильному выбору – выбору человеческой совести и человеческого милосердия.

Часто говорят, имея в виду судьбу человека, - река жизни. На фронте ее течение становилось катастрофически стремительным, она властно увлекала за собой человека и несет его от одного кровавого водоворота к другому. Как мало оставалось у него возможностей для свободного выбора! Но, выбирая, он каждый раз ставит на карту свою жизнь или жизнь подчиненных. Цена выбора здесь всегда жизнь, хотя обычно выбирать приходиться вещи как будто бы обыденные - позицию с обзором пошире, укрытие на поле боя.

Кондратьев пытается передать это неостановимое движение потока жизни, подчиняющего себе человека; иногда у него на первый план выступает герой - Сашка. И хотя он старается использовать все возникающие возможности для выбора, не упускает ситуаций, исход которых может зависеть от его смекалки, выдержки, он всё- таки во власти этого неукротимого потока военной действительности - пока он жив и цел, ему снова ходить в атаку, вжиматься под обстрелом в землю, есть что придется, спать, где придется...

Повесть “Сашка” была сразу же замечена и оценена по достоинству. Читатели и критики, проявив на сей раз редкое единодушие, определили ей место в ряду самых больших удач нашей военной литературы. Повесть эта, составившая имя Вячеславу Кондратьеву, и сейчас напоминает нам об ужасах той войны.

Но Кондратьев был не одинок, проблемы нравственного выбора пали и на плечи других писателей того времени. Юрий Бондарев писал много о войне, "Горячий снег" занимает особое место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологических задач, поставленных ещё в его первых повестях - “Батальоны просят огня" и "Последние залпы". Эти три книги о войне - целостный и развивающийся мир, достигший в "Горячем снеге" наибольшей полноты и образной силы. Первые повести, самостоятельные во всех отношениях, были вместе с тем как бы подготовкой к роману, быть может ещё не задуманному, но живущему в глубине памяти писателя.

События романа "Горячий снег" разворачиваются под Сталинградом, южнее блокированной советскими войсками 6-й армии генерала Паулюса, в холодном декабре 1942 года, когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести ее из окружения. От успеха или неуспеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и может даже сроки окончания самой войны. Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков. Показывая тем самым верх человеческого героизма и безграничие русского патриотизма.