Поведение людей в экстремальных ситуациях. Правила поведения в экстремальных ситуациях

В ситуации вы-нужденного автономного существования благополучный исход зависит в первую очередь от правильных действий с первого мо-мента ее возникновения. Основное условие, определяющее успех выживания или гибель зависит от настроя человека (группы) на благополучный выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обя-зательства перед близкими людьми, обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.

Первое, что необходимо сделать при этом, — постараться ус-покоиться и объективно оценить сложившееся положение. Анализ многих ситуаций показывает, что очень часто наибольшую опас-ность для пострадавших представляет не сам свершившийся факт, а те последствия, которые ожидают их в результате первых необдуманных действий. Важно в момент возникновения аварийной или экстремальной ситуации проявить чувство самообладания, не поддаться страху, который не способствует концентрации внимания, принятию вер-ных решений.

Первые поступки под воздействием эмоций диктуются инстин-ктом самосохранения и далеко не всегда являются верными. Опас-ность надо постараться воспринять по частям, определив первоочередные. В ситуациях в природной среде при вынужденном автономном существовании, вызванной аварией транспортного средства в ненаселенной местности рекомендуется следующий порядок действий, который от конкретной обстановки:

В случае вынужденной посадки самолета, стихийного бедствия (сход лавины, угроза селя, лесной пожар) необходимо немедленно покинуть опасную зону. При этом следует вынести в безопасную зону раненых, постараться забрать без риска для жизни все имеющееся снаряжение, запасы воды и пищи. После этого следует оперативно обсудить сложившееся положение, определить наиболее безопасное место, наметить путь движения к нему и туда перебазироваться. Всеми работами на месте аварии руководит командир экипажа или старший группы. Голько окончательно убедившись, что все люди и снаряжение, запасы пищи и воды находятся в безопасности, приступают дальнейшим действиям.

При возникновении экстремальной ситуации в природной среде (потере ориентировки, отставании от группы, резком ухудшении погодных условий) нельзя конфликтовать и расслабляться. Общие действие попавших в экстремальные условия на природе следующие:

Все вещи, снаряжение и личное имущество, вплоть до предме-тов личной гигиены, в экстремальной ситуации переходят в раз-ряд общественных и используются для удовлетворения потреб-ностей всех пострадавших. Собираются в единый запас и все продук-ты питания, и имеющиеся запасы воды, образуя неприкосновенный запас. Назначаются ответственные за сохранность вещей, снаря-жения, продуктов. Самовольное их использование категорически запрещается.


Для принятия решения о дальнейших действиях нужно оце-нить реально сложившуюся обстановку и ответить на следующие вопросы.

1. Если ваше местоположение неизвестно, то придержива-лись ли вы заданного (согласованного) маршрута на момент аварии? Если обнаружат ваше отсутствие, то первоначальные поиски будут производиться в районе вашего предполагаемого маршрута.

2. Хорошо ли видны остатки транспортного средства с воздуха или окружающих возвышенностей? Можете ли вы сделать так, чтобы они были видны лучше?

3. Имеют ли местные власти в своем распоряжении достаточно сил и средств для организации эффективного поиска?

4. Способствуют ли метеоусловия работе поисково-спасательных самолетов и вертолетов?

5. Пролетают ли над вами транзитные или другие самолеты? Если да, то как часто?

6. Знаете ли вы точно свое местонахождение? Если да, то как близко вы находитесь от какого-либо населенного пункта? Каков характер местности между вами и этим населенным пунктом?

7. Каковы климатические условия и возможные сложности предполагаемого маршрута передвижения? Сколько времени потребует-ся для выхода к этому населенному пункту?

7. Смогут ли все члены группы или экипажа выдержать переход в этой местности? Есть ли пострадавшие с серьезными ранения- ми, требующие немедленной медицинской помощи?

8. Располагаете ли вы достаточным количеством вещей и сна-ряжения для длительного перехода, есть ли у вас компасы, спички и т.д.?

9. Какие у вас имеются запасы продовольствия и воды? Оцени-те ваши аварийные запасы и те, которые можно восполнить из природных источников. Есть ли хороший источник воды около места вашей аварии? Сможете ли вы добывать пропитание в без-людной местности после того, как израсходуете свои неприкосновенные запасы?

10. Что вам известно о том, как нужно выживать в тех природ-ных условиях, в которых вы оказались? Если вы не уверены в своих знаниях и умениях, оставайтесь на месте трое суток.

Существует два варианта принятий решений : оставаться на месте аварии и ждать помощи или попытаться добраться до ближайше-го населенного пункта.

Решение об уходе с места происшествия принимают в тех случа-ях, когда:

Нет уверенности, что о происшествии знают в точке выхода (вылета) группы;

Точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет его преодолеть;

Возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, раз-лом ледяного поля, наводнение и т.п.;

Люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;

В течение трех суток нет связи и помощи.

На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: оставить записку, выложить стрелку, сделать заруб-ки на деревьях, связать пучки травы и т.п.

Перед выходом следует произвести тщательную разведку, опре-делить направление выхода, упаковать и приготовить для перенос-ки все необходимое (может быть, даже и огонь, если нет спичек).

Приняв решение об уходе с места происшествия, необходимо придерживаться определенных правил.

Решение оставаться на месте происшествия принимается, если:

Сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия пере-даны при помощи аварийной радиостанции;

Место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т.п.);

Направление на населенные пункты и расстояние до них не-известны;

Большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм или заболеваний.

Приняв решение оставаться на месте происшествия, необ-ходимо придерживаться основных правил безопасного поведе-ния, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей (схема 8).

Во временном лагере, построив надежное укрытие из подруч-ных средств, можно создать условия для нормального отдыха, длительного сохранения нормальной жизнедеятельности, обес-печения ухода за больными и ранеными. Находясь на одном ме-сте легче организовать сбор съедобных растений, ягод, рыбалку и охоту.

Для организации такого лагеря надо разработать подробный план действий, который включает:

1) выбор наиболее подходящего места для лагеря с учетом рельефа местности, близости дров и воды, отсутствия опаснос-тей на его территории (сухостоя, камнепадов, лавин, подтопле-ния и т.д.);

2) планирование лагеря: определение места для строительства временного, но надежного жилища, мест для приготовления пищи, хранения продуктов, имущества, мусора и туалетов;

3) определение типа временного укрытия, исходя из возможностей местности и способностей «строителей»;

4) заготовку и начало строительства укрытия;

5) подготовку места для костра, заготовку достаточного коли-чества дров и разведение костра.

Для успешной реализации этого плана, а также для создания нормального климата в группе надо распределить обязанности между всеми ее членами с учетом их состояния здоровья и спо-собностей. При этом непременное условие — каждый должен иметь пору-чение. Это не надуманное требование. Дело в том, что успех выжи-вания в экстремальной ситуации определяется способностями и возможностями не только каждого члена группы в отдельности, но и группы в целом. Однако и жизнедеятельность всей группы зависит от физического и морального состояния каждого члена группы. Поэтому с первых мгновений наступления аварии необ-ходимо прилагать усилия для сохранения морально-волевого состояния группы в целом и каждого участни-ка в отдельности.

Непременным условием благополучных действий группы в экс-тремальной ситуации является наличие руководителя. Им может быть штатный руководитель — командир экипажа, руководитель туристской группы. При их отсутствии им может стать кто-то из наиболее подготовленных людей, авторитетный человек, способ-ный сплотить коллектив и направить его усилия на выживание в экстремальной ситуации. Это может быть человек, знакомый с правилами выживания.

При умелом руководстве группа избавится от таких отрица-тельных проявлений человеческого поведения, как паника, рас-терянность, неуверенность в своих силах, разобщенность в дей-ствиях, эгоизм и иждивенчество. В противном случае неизбежны конфликты, казалось бы, по самым незначительным причинам. Не дать им вспыхнуть, набрать силу и расколоть группу — задача руководителя. Решение этой задачи поможет избежать многих до-полнительных к неприятностей.

При аварии транспортного средства в группе могут оказаться совершенно разные люди. Однако даже у членов туристской груп-пы, попавшей в экстремальную ситуацию, могут проявиться ра-нее неизвестные качества. При определяющей роли руководителя многое зависит и от членов группы. Терпимость к слабостям или раздражению окружающих, способность первым пойти на при-мирение помогут избежать конфликтов, разрушающих единство группы. Хотя существуют и конфликты созидающие, дающие воз-можность найти наилучшее решение какой-то проблемы. В экстре-мальной ситуации, когда нервы у всех на пределе, как правило, возникают конфликты разрушающие.

Единоначалие руководителя не означает отказа от совета с чле-нами группы по каким-либо вопросам. Умение выслушать их — большое достоинство руководителя. Но, не соглашаясь с довода-ми собеседников, он должен аргументировано объяснить причи-ну принятия собственного решения.

Подводя итоги описания первоочередных действий человека (группы), попавшего в экстремальную ситуацию вынужденного автономного существования, можно сделать обобщающий вывод о правилах поведения, основывающихся на результатах анализа подобных ситуаций специалистами — спасателями.

При попадании в экстремальную ситуацию надо:

· уметь предвидеть опасность;

· уметь контролировать свое поведение;

· быть самостоятельным;

· уметь думать и придумывать;

· принимать быстрые решения;

· быть настойчивым и упрямым, когда это потребуется;

· уметь подчиниться, если это необходимо;

· не отчаиваться, если больше нет сил, бороться за свою жизнь;

· искать другие пути, прежде чем сдаться окончательно;

· и даже тогда не сдаваться.

Таким образом, благополучный исход в экстремальной ситуа-ции зависит от самого человека, от его воли, собранности, дис-циплинированности, физической подготовки, а главное — уме-ния действовать в экстремальной ситуации.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет наибольшую опас-ность для пострадавших в условиях экстремальной ситуации и каковы первые действия?

3. Назовите общие действие попавших в экстремальные условия на природе.

4. В каких случаях принимается решение об уходе с места происшествия?

5. В каких случаях принимается решение оставаться на месте происшествия?






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Учить вызывать экстренные службы спасения по телефону, учить принимать решения в экстремальных ситуациях, формировать привычку всегда быть внимательным при играх и прогулках. ознакомление школьников с элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях.

Задачи:

  • Образовательные: формировать представление у учащихся о том, что мы называем экстремальной ситуацией и где она может возникнуть.
  • Коррекционные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; формировать навыки работы с опорным конспектом, продолжать развивать умение работать с иллюстрациями.
  • Воспитательные: подчеркнуть, что принятое рациональное решение способствует предупреждению поступков разрушающих здоровье, воспитание бережного отношения к собственному здоровью, воспитание правовой культуры школьников и навыков выживания в экстремальных ситуациях.

Элементы содержания : Опасность. Опасные и безопасные ситуации. Правила поведения на улицах и дорогах, на воде, в экстремальных ситуациях. «Из любой ситуации выходы есть, возможностей много – их просто не счесть!», случайные повреждения и оказание первой помощи.

Оборудование: Цветные карандаши, рабочая тетрадь, иллюстрации, карточки с сюжетными картинками, игрушечный телефон, плакаты, памятки для учащихся, слайды.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент .

2. Водная часть .

Учитель беседует с детьми о том, что человек иногда попадает в экстремальные ситуации. Главное в такой момент – не испугаться, не растеряться и принять правильное решение. Но случается и такое, что человек сам создает такие ситуации из-за невнимательности, неправильного обращения с окружающими предметами. Дети вспоминают о том, что люди попадают в различные экстремальные ситуации. В этих ситуациях можно вести себя по-разному, но выбранный вариант поведения должен быть ориентирован на сохранения здоровья.

3. Основная часть урока .

Сообщается цель урока. Пусть дети объяснят, что такое в их понимании экстремальная ситуация, и приведут примеры. Учитель записывает варианты ответов на доске. К каждой записанной на доске экстремальной ситуации подбирается вариант поведения. Когда весь перечень исчерпан, учитель делает обобщение. В ходе обобщения дети приходят к выводу, что в сложных и трудных обстоятельствах можно, либо постараться выйти из ситуации, либо принимать меры по само спасению.

Класс делится на 4 – 6 групп. Каждая группа получает карточку - задание, на которой коротко описывается экстремальная ситуация. Дети читают задание, обсуждают свои варианты в группе, распределяют роли участникам, проигрывают сценку перед другими группами и объясняют, почему ими выбран тот или иной вариант поведения. Учитель знакомит детей с номерами телефонов экстренной службы. Они вместе пробуют правильно «вызвать» службы экстренной помощи по телефону.

Окружающее человека пространство можно условно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.), закрытое (школа, дом и т.д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т.д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, пытается сам выйти из ситуации или предпринимает действия по само спасении, то же и в закрытом. В замкнутом же пространстве у ребенка остается два варианта поведения: звать на помощь или самому принимать меры по спасению.

Ребята, сегодня мне хотелось бы предложить вам несколько советов и памяток о безопасности жизнедеятельности.

В жизни человека может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения. Давайте назовем их вместе.

При пожаре это ….(пожарные ).

При тяжелом заболевании это… (врачи )

Чтобы задержать хулигана и обезвредить преступника это… (полицейские )

Учащиеся по картинки должны сами продолжить, и определить

Памятка № 1 (Слайд 2.)

Если ты оказался дома без родителей, никому чужому или малознакомому без родителей дверь не открывай, как бы ни представлялся незнакомец;

Если пытаются открыть входную дверь, вызывай полицию по телефону «02», точно укажи адрес, а затем с балкона или с окна зови на помощь соседей или прохожих;

Не входи сразу в подъезд многоэтажного дома, если перед тобой туда вошел одинокий мужчина или молодой парень;

– Не садись к незнакомым или мало знакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.

Задание:

Составь словосочетания по образцу:

Машина - полицейская машина.
Жезл - … жезл.
Свисток - … свисток.
Рация - … рация.
Пост - … пост.

Памятка № 2 (Слайд 3.)

Избегать в темное время суток улиц и переулков с плохим или слабым освещением, не ходить домой короткими, но опасными, особенно пролегающими через лесопарковую зону, дорогами, дабы сократить путь до дома, так как это очень удобное место для преступников;

Не доверяйте случайным знакомым;

Если чувствуешь, что тебя преследует незнакомый человек, зайди в ближайший магазин, любое людное место или попроси взрослого прохожего проводить до дома;

Не садись к незнакомым или малознакомым лицам в автомобиль, даже если очень хочется покататься.

Памятка № 3 (Слайд 4, 5.)

Как правильно вызывать пожарную службу?

Что и в какой последовательности надо называть:

  1. объект;
  2. что горит;
  3. адрес;
  4. номер подъезда;
  5. этаж;
  6. код (для входа в подъезд);
  7. фамилия;
  8. телефон;
  9. сколько этажей в здании;
  10. есть ли опасность для людей.

Если возгорание произошло в квартире, при этом необходимо помнить:

  • во-первых, выделяющийся дым очень опасен, он содержит ядовитые вещества от него нельзя защититься, даже если дышать через сырую тряпку;
  • во-вторых, даже при успешном тушении не теряйте из виду путь к своему отступлению, внимательно следите за тем, чтобы выход оставался свободным и незадымлённым;
  • в-третьих, если на вас загорелась одежда: нельзя бежать, это лишь усилит горение, надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.

Задание: Рассмотри фрагмент картинки о пожаре. Расскажи, что здесь изображено. Опиши одежду пожарных. Какая это одежда? Как ты думаешь, из какого материала ее изготавливают?

(Из специального – огнеупорного, защищающего тело человека от огня.) А как называется головной убор пожарного? (Каска .)

Памятка № 4 (Слайд 6.)

Как можно потушить горящий электроприбор?

  • отключить электроэнергию, накинуть на него одеяло, покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха.
  • нельзя тушить водой аппаратуру, включенную в электросеть!
  • небольшое пламя на обесточенном телевизоре можно залить водой, но при этом надо находиться сзади или сбоку от телевизора во избежание травм при возможном взрыве кинескопа.
  • при возгорании масла на сковородке необходимо сразу же плотно закрыть сковородку крышкой или выключить плиту.

На доске вывешивается плакат с написанными или нарисованными правилами оказания первой помощи.

Первая помощь при травмах:

Вывихи – смещение суставных концов костей.

Симптомы – боль в конечности, невозможность движений в суставе;

  • холод на область поврежденного сустава;
  • обезболивающие средства (анальгин);
  • создать неподвижность конечности;
  • доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Перелом (открытый, закрытый) – повреждение кости нарушением ее целости.

Симптомы - резкая боль, невозможность движения в конечности, появление отечности, нарушение ее формы и длины;

  • наложить шину (подручный материал);
  • борьба с шоком или предупреждение его;
  • доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

Ушиб – механическое повреждение мягких тканей без нарушения целости кожи.

Симптомы – боль, опухоль на месте повреждения, возможен кровоподтек (синяк).

  • холод (лед, холодная вода);
  • покой поврежденной части;
  • при сильном ушибе – доставить пострадавшего в больницу;

- Из-за внезапности травм люди часто теряются, пугаются или действуют неумело. Но если вовремя и правильно оказать медицинскую помощь, то можно избежать серьезного ухудшения здоровья и даже гибели человека. Если ты поранился или тебя укусило животное и из раны течет кровь, не надо пугаться, плакать, впадать в панику. Необходимо быстро обработать края раны йодом или зеленкой. Саму ранку йодом смазывать нельзя. Чтобы грязь и микробы не попали в обработанную ранку, а так же чтобы рана меньше болела, ее нужно прикрыть, забинтовать или заклеить бактерицидным лейкопластырем. Затем как можно скорее обратиться в травм пункт к врачу.

- При падении или внезапном сильном ударе человек может сломать кость. Такая травма называется переломом.

Переломы закрытые и открытые (Слайд 8.)

Если осколки кости прорвали кожу и видны из кровоточащей раны, то такой перелом называется открытым. В этом случае нужно попытаться остановить кровотечение и обработать края раны. Чаще перелом бывает закрытым. При этом осколки не видны, но поврежденная нога или рука сильно болит, быстро отекает – и на месте перелома возникает бугор. Нужно

  • Позвать на помощь взрослых.
  • Обеспечить покой поврежденной конечности, чтобы обломки кости не могли двигаться и вызывать боль.
  • Наложить шину или ровную дощечку – на поврежденные места так, чтобы их середина была на месте перелома.
  • Затем обернуть место перелома чем – ни будь мягким.
  • Обязательно вызвать скорую помощь и показать пострадавшего врачу.

При растяжение связок (Слайд 9.)

При оказании первой медицинской помощи необходимо обеспечить покой и приложить холод к поврежденному месту. На ногу следует наложить шину, а руку зафиксировать с помощью косынки или прибинтовать к туловищу. После этого пострадавшего следует доставить к врачу.

Практическая работа в парах.

Блиц-опрос

  • Какие модели поведения в экстремальных ситуациях вы знаете?
    (Звать на помощь, стараться выйти из ситуации, принимать меры по само спасению )
  • Если вы потерялись на улице, к кому можно обратиться за помощью?
    (К полицейскому ).
  • Назовите номер телефона пожарной команды, полиции, «скорой помощи», аварийной газовой службы?
    (01, 02, 03, 04 )
  • Как определить место купания на водоемах?
    (По указательному знаку .)
  • Вы не умеете плавать. Можно ли лежать на надувном матрасе на воде? Почему?
    (Нельзя, потому что течение вас может отнести далеко от берега, матрас может в любой момент спуститься .)
  • Чем обрабатывается поверхностный укус собаки?
    (Теплой мыльной водой, дезинфицирующими средствами, накладывается чистая повязка .)
  • Ты возвращаешься домой один, в подъезде у лифта встречаешь незнакомого человека. Он предлагает подняться с ним. Твои действия?
    (Вежливо отказать .)
  • Ты идешь по улице без взрослых и видишь, что тебя преследует незнакомый человек. Куда ты можешь побежать?
    (Домой, в дом друга, в школу, зайди в ближайший магазин ).
  • Чем помочь человеку, на котором загорелась одежда?
    (Накрыть его одеялом или чем-либо подобным, чтобы прекратить доступ кислорода, и продолжать его катать ).
  • Почему от дыма погибает больше людей, чем от огня?
    (Дым содержит ядовитые вещества .)

Упражнение: «Пожарная, полиция, врачи, газовая служба»

Учащиеся встают по кругу. У ведущего в руках мяч.

Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из четырех слов: « пожарная, полиция, врач, газовая служба», а тот кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово «пожарная» - название 01 или огонь, огнетушитель, каска и т. д. ; «врач» - название 03 или шприц, градусник, аптечка и т. д.; «полиция» - название 02 или рация, свисток, уголовный кодекс и т. д.; «газовая служба» - название 04 или газ, противогазы и т.д. По ходу выполнения упражнения ведущий побуждает участников увеличивать темп. Упражнения направлено на развитие беглости мышления.

4. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что, на ваш взгляд, самое трудное в данных ситуациях?

Что было самым интересным?

Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Нарисовать плакат по теме данного урока.

Лекция 8

Пока человек находится в знакомой ему обстановке, он ведет себя обычно. Но как только наступает сложная, а тем более опасная ситуация, с ним могут происходить самые невероятные изменения. В экстремальной ситуации многократ­но возрастают психологические нагрузки, меняется поведение, снижается критичность мышления, происходит нарушение ко­ординации движений, понижается восприятие и внимание, ме­няются эмоциональные реакции и многое другое.

В экстремальной ситуации, иначе говоря в ситуации ре­альной угрозы, возможна одна из трех форм реагирования:

а) резкое понижение организованности (дезорганизация) поведения;

б) резкое торможение активных действий;

в) повышение эффективности действий.

Дезорганизация поведения может проявляться в не­ожиданной утрате приобретенных навыков, которые, каза­лось, доведены до автоматизма.

Повышение эффективности действий при возникновении экстремальной ситуации выражается в мобилизации всех ресур­сов психики человека на ее преодоление. Это - повышенный самоконтроль, четкость восприятия и оценки происходящего, совершение адекватных ситуации действий и поступков. Та­кая форма реагирования, самая желательная, но у всех ли и всегда ли она возможна?

Чтобы в экстремальной ситуации принять правильное решение, необходимо, по возможности, разобраться в том, в какую ситуацию вы попали.

Во-первых, в ситуации угрозы применения силы прежде всего следует определиться, насколько она реальна, можно ли избежать наступления нежелательных последствий . Оцените место, где угрожают. Если это ваш рабочий кабинет или жи­лое помещение, то следует учесть, что угрожающий гораздо хуже вас ориентируется в обстановке: вы знаете, где находит­ся та или иная вещь. Но в жилом помещении могут находиться ваши близкие, и угроза может при определенных обстоятель­ствах обернуться против них. Однако это может быть помеще­ние, в котором хозяином является угрожающий, и здесь инициатива в большей мере на его стороне.

Другая ситуация - улица. Одно дело - улица, на которой есть люди, другое - когда вокруг никого и возможность появ­ления кого бы то ни было весьма сомнительна.

Во-вторых, время, когда возникает угроза применения силы. (день или ночь) В темное время суток любая угроза воспринимается иначе, чем днем. Тут может сработать установка, что насилие совер­шается преимущественно в ночное время. Да и вообще многих людей темнота сама по себе может держать в повышенном напряжении.

В-третьих, количество людей, сопровождающих угрожа­ющего. Одно дело, если он один, совершенно иное, если с ним несколько человек. Характер взаимоотношений между ними может сориентировать вас в том, кто из них главный, впервые ли они совершают подобное деяние или действуют как сла­женный механизм.


В-четвертых, физические данные и экипировка угро­жающего. Характер одежды до определенной степени может свидетельствовать о том, гото­вился ли к встрече с вами угрожающий, соответствует ли она его намерениям. В одежде свободного покроя можно легко спрятать орудия насилия, которые впоследствии человек мо­жет применить.

При анализе обстановки, когда вас пытаются шантажи­ровать, следует обращать особое внимание на следующие моменты.

Во-первых, имело ли на самом деле место то событие, ко­торое использует шантажист. Если того, чем вам пытаются угрожать, не было, то далеко не всегда стоит об этом сразу же уведомлять шантажиста. Но иногда может сложиться ситуа­ция, когда само по себе событие имело место, но выглядело оно совершенно иначе, чем это излагается в угрозе. В данной ситуации необходимо оперативно оценить, сможете ли вы до­казать, как на самом деле выглядело это событие.

Во-вторых, насколько реальна возможность скомпромети­ровать вас в случае отказа выполнять требования шантажис­та. Каковы для вас могут быть последствия, каким способом этого будут пытаться достичь.

В-третьих, есть ли у вас время для нейтрализации воз­можных отрицательных последствий, можно ли хотя бы на не­много оттянуть их наступление.

В-четвертых, задевает ли угроза ваших близких или ка­сается только вас. Ведь это разные ситуации, когда шантажируют наступлением вредных последствии для вас самого и сейчас или когда угроза касается ваших близких, но в будущем.

В-пятых, осуществляется ли шантаж по телефону, в пись­менном виде или при личном контакте с шантажистом.

Лиц, от которых исходит угроза нападения или шан­тажа, можно классифицировать на три большие группы:

1) психически нормальные люди, находящиеся в со­стоянии, когда не наблюдается отклонений в поведении;

2) психически нормальные люди, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

3) люди с патологическими отклонениями в психике.
Если наличествует угроза физического нападения или оно уже осуществляется, то в первую очередь необходимо сориен­тироваться в физических данных партнера: рост, вес, телосло­жение, характерные признаки, указывающие на то, что он проходил какую-то специальную подготовку.

Обратите внимание на то, как человек стоит. (стойка боксера, каратиста, и т.д ) Боксер, как правило, принимает открытую, но все же боксерскую стойку, непроизвольно сжимает кулаки, нередко кулаком ведущей ру­ки постукивает в открытую ладонь другой, как бы играя сам с собой (тут вы можете получить наглядную информацию о том, левша он или правша). Нередко у боксеров можно наблюдать характерные изменения в строении носа - как следствие неод­нократного травмирования переносицы.

Борец обычно стоит несколько опустив плечи, руки -вдоль туловища, они могут быть полусогнуты, пальцы как бы готовы что-то схватить, ноги - на ширине плеч или чуть шире. Стойка может восприниматься как угрожающая, движения более плавные, чем у боксера.

Человек, занимающийся каратэ, может непроизвольно принять одну из стоек этого вида противоборства, ноги и руки занимают характерное положение, пальцы не всегда сжаты в кулаки, ио если и сжаты, то гораздо плотнее, чем по делают боксеры.

Как правило, все эти люди имеют хорошее телосложение, развитую мускулатуру, хорошо двигаются, смотрят на партне­ра, фиксируя малейшие изменения в его поведении.

Кстати, зафиксировать внешние признаки угрожающего, нападающего, шантажирующего крайне важно, поскольку не исключено, что вам придется вступить а отношения с правоох­ранительными органами, и тогда любая замеченная мелочь может пригодиться.

Если позволят время и условия, целесообразно обратить внимание на рост, особенности телосложения, цвет волос и особенности прически, цвет глаз, форму лба, носа, губ, подбо­родка, ушей. Обращайте внимание на то, во что одет против­ник, но самое главное - особые приметы, выделяющие данного человека.

К особым приметам относятся fie только родинки, шрамы, наколки, какие-либо физические изъяны, но и манеры гово­рить, жестикуляция, особенности голоса, произношения, лек­сика и многое другое, что в совокупности характерно только для этого человека.

Если угрожавший общался по телефону, обратите внима­ние на характер звонка - местный или иногородний, как або­нент представился, сразу же новел речь о существе дела, не спросив, с кем разговаривает, или вначале уточнил, с кем он говорит.

Характеристика его речи - быстрая или медленная, внят­ность, наличие заикания и акцента, четкость и другие особен­ности произношения. Голос - громкость, тембр, хриплый, мягкий, нетрезвый. Манера говорить - спокойная, уверенная, связанная, бессвязная, неторопливая, торопливая, пристойна», непристойная, озлобленная, эмоциональная, бесцветная.

Наличие шумов, сопровождающих разговор, - другой го­лос, который подсказывает, что говорить абоненту, тишина или сильный шум, звук транспорта (поезд, метро, автомобиль, самолет), шум станков, канцелярских машин, телефонных звонков, музыка, шум улицы.

Вступая в непосредственный контакт с угрожающим, сле­дует также обратить внимание и на степень его агрессивности. Направлена ли она конкретно на вас, что может свидетель­ствовать о личных мотивах, или это агрессивность общего характера, то есть направлена на вас просто как на объект, над которым поручено произвести насилие. Попытайтесь оце­нить, насколько реальна вероятность насилия или же вас пыта­ются «взять на испуг».

Важно определить эмоциональное состояние противника -от этого зависит характер и быстрота его действий, степень агрессивности, возможность ведения диалога с ним и уклоне­ния от вредных для вас последствий.

Опишем некоторые эмоциональные состояния и покажем, как по внешним признакам можно определить, какую (или ка­кие) эмоцию испытывает угрожающий.

Страх - иногда можно столкнуться с ситуацией, когда угрожающий или нападающий сам боится. При страхе, как правило, происходит резкое сокращение мышц, за счет чего у человека, испытывающего страх, появляется скованность в движениях. Они несколько раскоординированны, можно дос­таточно четко зафиксировать дрожание рук, особенно кончи­ков пальцев, ног и т.д. Брови почти прямые, несколько приподняты, их внутренние уголки сдвинуты друг к другу, лоб покрывают горизонтальные.морщины. Глаза раскрыты доста­точно широко, нередко расширены зрачки, нижнее веко на­пряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот открыт, губы напряжены и немного растянуты. Взгляд воспринимается как-бегающий.

Происходит более активное потоотделение, хотя в поме­щении или на улице комфортная температура. Пот можно на­блюдать в следующих зонах:, лоб, над верхней и под нижней губой, на шее, подмышках, ладонях, спине. Человек активно вытирает пот, его лицо бледнеет.

Гнев нередко можно наблюдать при агрессивном поведе­нии. Именно эта эмоция - показатель степени агрессивности партнера. Его поза приобретает урожающий характер, чело­век выглядит так, будто готовится к броску. Мышцы напряже­ны, но нет характерного для страха тремора. Лицо нахмурено, взгляд может фиксироваться на источнике гнева и выражать угрозу. Ноздри расширяются, крылья ноздрей вздрагивают, губы оттягиваются назад, иногда настолько сильно, что обна­жают стиснутые зубы. Лицо бледнеет, но чаще краснеет. Иногда можно заметить, как по лицу человека, испытывающе­го гнев, пробегают судороги.

Речь с нотками угрозы сквозь зубы. Могут иметь место весьма грубые слова, обороты и нецензурная брань. Харак­терно, что в сильном гневе даже люди нерусской национально­сти нередко используют русскую нецензурную лексику.

Следует особо отметить, что при гневе человек ощущает прилив сил, становится гораздо более энергичным и импуль­сивным. В этом состоянии он испытывает потребность в физи­ческом действии, и чем сильнее гнев, тем больше эта потребность. Самоконтроль снижен.

Презрение - в отличие от гнева эта эмоция редко вызыва­ет импульсивное поведение, но не исключено, что именно по­этому человек, демонстрирующий презрение, в чем-то более опасен разгневанного.

Внешне это выглядит примерно так: голова поднята вверх, и даже если человек, демонстрирующий презрение, ниже вас ростом, то создается впечатление, что он смотрит сверху. Можно наблюдать позу отстраненности и самодоволь­ное выражение лица.

Отвращение - негативная эмоция, могущая стимулиро­вать агрессию. Человек, испытывающий отвращение, выглядит так, будто ему в рот попало что-то отвратительное или он почувствовал крайне неприятный запах. Нос наморщивается, верхняя губа подтягивается вверх, иногда создается впечатле­ние, что у такого человека косят глаза. Как и при презрении -поза отстраненности, но без выраженного превосходства.

Отвращение в сочетании с гневом может вызвать весьма агрессивное поведение, поскольку гнев мотивирует нападе­ние, а отвращение - потребность избавиться от неприятного.

Не будем останавливаться на описании таких эмоций, как радость, удивление, горе, стыд, поскольку они не столь харак­терны для ситуаций агрессии, нападения. Но если.человек, причиняющий боль, демонстрирует внешние признаки радос­ти, то это как минимум признак садизма.

Человек «не в себе»

Нередко угрозу нападения, само нападение или шантаж осуществляет человек, находящийся в состоянии алкогольно­го или наркотического опьянения. Алкоголь и наркотики при­водят психику нападающего или угрожающего в состояние повышенной возбудимости, резко снижают уровень самоконт­роля. Именно поэтому иногда бывает важно определить, ка­кой «допинг» и сколько принял противник и что от него можно ожидать.

Признаки алкогольного опьянения так хорошо известны, что нет нужды их подробно описывать. Но важно знать: наи­более опасны легкая и средняя стадии опьянения, вызывающие нередко повышение агрессивности. Некоторые принимают алкоголь для «храбрости», преодолевая тем самым чувство страха, признаки которого тем не менее можно зафиксиро­вать.

При алкогольном опьянении снижается критичность вос­приятия происходящего, такой человек с трудом воспринима­ет или вообще не воспринимает какую бы то ни было аргументацию. Движения активизируются и быстро могут пе­рейти в агрессивные. Как правило, физическому нападению в подобных ситуациях предшествует ругань, брань, угрозы.

Человек, находящийся в состоянии наркотического опья­нения, внешне выглядит практически как любой нормальный человек, и тот, кто ни разу не видел людей в таком состоянии, может этого и не заметить.

Наркотическое опьянение характеризуется, как правило, повышенной активностью в движениях: быстрая, чрезмерно живая речь, не совсем адекватное реагирование на вопросы, своеобразный «блеск» в глазах, иногда беспричинный смех, в целом состояние эйфории. У некоторых людей в этом состоя­нии уменьшается чувствительность к боли, практически может не осознаваться ответственность за свои действия, отсутству­ет чувство сопереживания другим. Все это характерно для легкого наркотического опьянения, которое действует воз­буждающе.

У хронического наркомана можно зафиксировать следы от уколов, мешки под глазами. Следует иметь в виду, что реак­ция на наркотик может быть достаточно кратковременной, а окончание его действия в экстремальной для наркомана об­становке может вызвать у него абстиненцию, следствием кото­рой будет резкое ухудшение его состояния, он может стать подавленным, злобным, еще более возбужденным и агрессив­ным.

У него может возникнуть непреодолимое желание как мож­но скорее устранить препятствие на пути к очередной дозе нар­котика. У некоторых наркоманов этот период активизации длится непродолжительное время, после которого может на­ступить период резкой депрессии, вплоть до эпилептических припадков, когда человек становится практически беспомощ­ным.

Агрессия может исходить от человека, страдающего рас­стройством психики. Весьма условно такие люди подразделя­ются на четыре группы: больные, страдающие шизофренией параноидального типа; больные, страдающие маниакально-депрессивным психозом; больные с антисоциальным поведени­ем; лица с неадекватной реакцией.

Если лицо, угрожающее нападением, относится к первой группе, то следует учесть, что такие люди практически утра­тили всякую связь с реальностью, у них часты слуховые и зрительные галлюцинации, а также маниакальный синдром, проявляющийся в мании величия либо преследования. При мании величия человек считает себя наделенным особыми каче­ствами, вследствие чего он намного «выше» других. При ма­нии преследования человек уверен, что его преследуют за его «особую миссию», «особый дар» и т.д.

Маниакальный человек может посчитать вас «великим грешником», от которого он должен избавить мир. Это люди с достаточно развитым интеллектом, их трудно обмануть, ввес­ти в заблуждение. В определенных ситуациях они могут быть весьма агрессивными.

Лица, относящиеся ко второй группе, обычно находятся в состоянии такой глубокой депрессии, что теряют всякую связь с реальным миром. Часто считают себя недостойными жить, но готовы и других забрать с собой в мир иной, так как искренне считают, что окажут услугу, избавив от ужасов земного суще­ствования.

Речь больного чрезвычайно замедленна, для ответов на самые простые вопросы ему требуется от 15 до 30, а иногда и более секунд. Движения могут напоминать демонстрацию фильма в замедленном темпе. У него могут происходить спон­танные «улучшения» состояния, когда он вдруг совершенно спокойно говорит: «Ну хорошо, теперь я знаю, что надо де­лать». Не радуйтесь раньше времени, лучше, когда улучше­ние его состояния происходит постепенно.

Следующие две группы не относятся к душевнобольным, так как не теряют связи с реальностью, но и их можно причис­лить к разряду лиц с психическими расстройствами.

Классического манипулятора или афериста характеризует полное отсутствие чувства вины, укоров совести. Ему чужды мораль и этика в общечеловеческом понимании, что делает маловероятной его способность относиться к тем, кому он уг­рожает или на кого оказывает физическое воздействие, как к людям. Нередко он стремится к физическим удовольствиям, любит манипулировать другими людьми, умеет «подать» себя и на первых порах может сформировать о себе мнение как о приятном человеке. Повышенно импульсивен, может доби­ваться немедленного удовлетворения своих требований.

И, наконец, есть люди, которые, не теряя связи с реально­стью, мыслят незрело, хотя и могут осознавать последствия совершаемых действий и поступков. Проявляет неадекватную реакцию на стресс, чувствует себя неудачником в жизни, чело­веком, которому всегда не везет. Инцидент с вами - это воз­можность доказать кому-то что-то важное, а физическое столкновение может рассматриваться им как одно из острых ощущений. Он нередко делает заявления типа: «Я докажу им. на что я способен».

О казаться на волосок от смерти может каждый. Спасти того, кто оказался на волосок от смерти, может только герой. Парадокс в том, что и героем может оказаться каждый.

Запомните эти . Они спасут вам и вашим друзьям жизнь в экстремальной опасной ситуации , которая потенциально может произойти с каждым человеком .

В огне

Главное правило : никогда не пытайтесь самостоятельно тушить пожар. Звоните в пожарную службу.

Если вы проснулись и увидели огонь, немедленно убирайтесь из комнаты. Если выход из помещения затруднен, максимально близко подберитесь к окну. При большой концентрации дыма ложитесь на пол (горячий воздух с дымом поднимается к потолку) и ползите. Дверь в горящую комнату закройте, а щели заткните полотенцем.

Если вдруг ваша одежда загорелась, не нужно панически и прыгать. Таким поведением вы только еще больше распространите по телу огонь. Ложитесь на пол и катайтесь, пока не потушите пламя. Также можно использовать какую-нибудь плотную ткань, например одеяло или пальто, чтобы победить огонь.

Поможет существенно повысить шансы на выживание в экстремальной ситуации предварительная подготовка. Установите пожарную сигнализацию, обдумайте аварийный маршрут и всегда держите при себе ключи и телефон.

В воде

Главное правило : не паникуйте! Лучше берегите силы.

Если чувствуете, что идете ко дну, поднимите одну руку и громко закричите. Чувствуете, что можете добраться до берега? Помните, что расстояние всегда больше, чем кажется. Да и усталость может только усложнить ваше положение.

Всегда предупреждайте кого-нибудь, что собираетесь на реку или море, чтобы близкие знали, где вас искать в первую очередь, если вы пропали.

Если вы видите, как кто-то барахтается в воде, отдавайте себе отчет в том, что человек находится в паническом состоянии. Он легко может потащить вас с собой на дно. Срочно зовите профспасателя или звоните в скорую. Если же у вас с собой есть доска для серфинга, используйте ее, чтобы поддержать пострадавшего. Помогайте ему держаться на плаву и постепенно тащите к безопасному месту.

В воздухе

Переохлаждение начинается, когда температура тела падает ниже 35 градусов. Запомните симптомы: дрожь, бледная и сухая кожа, дезориентация, учащенное дыхание, медленный пульс.

Если кто-то вблизи вас подвергся гипотермии, немедленно отведите его в помещение, переоденьте в теплые и сухие вещи и дайте согревающий напиток или высококалорийную еду.

Готовясь к походу, следует тщательно обдумать содержимое сумки, свое поведение и любую возможную ситуацию . Например, в горы необходимо взять с собой верхнюю одежду, которая не промерзает и «дышит», шапку-фантомаску, термобелье, дополнительную одежду для ветро- и влагозащиты, перчатки, бахилы, ботинки.

Если налицо все признаки обморожения, нельзя давать пострадавшему спиртное или сразу нести к огню. Согревание должно происходить медленно.

На земле

Первое, что вы должны сделать на месте, где произошло происшествие, так это убедиться, что все в безопасности . Обдумайте свое поведение : как вы сможете помочь пострадавшему пешеходу или мотоциклисту. Например, перегородите машиной дорогу или включите аварийку, вызовите скорую.

В девяти из десяти случаев остановить открытое кровотечение можно обычной перевязкой. Используйте одежду, неважно чью. Туго обвяжите рану, чтобы остановить потерю крови. Если человек потерял конечность, одежду заменит ремень. Эта несложная процедура может спасти человеку жизнь .

Если вы оказались рядом с оборванным проводом, уходите с этого места мелкими шажками. И обязательно сообщите координаты этого места МЧС. Шаговое напряжение возникает, когда неизолированный конец провода падает на землю. Опасная зона располагается в радиусе 8-10 м от конца провода. Влажная земля дает дополнительный проводниковый эффект и увеличивает опасную территорию.

Даже самая экстремальная опасная ситуация потенциально оставляет человеку шанс на спасение. Главное правило поведения - это собраться с духом и не паниковать. Надеемся, что какое бы чрезвычайное происшествие ни случилось в вашей жизни , вы с этим справитесь!

Но всегда помните о безопасности!

Несчастье приходит к людям нежданно-негаданно, внезапно: пожар, ураган, наводнение, взрыв на предприятии, заражение территории радиоактивными веществами, разлив и испарение различных ядов, дорожно-транспортные аварии, а также другие катастрофы и стихийные бедствия. В результате подобных чрезвычайных ситуаций люди могут получить тяжелые травмы, острые отравления, ожоги.

Конечно, на помощь помчатся пожарные, машины скорой медицинской помощи и вслед за ними профессионалы-спасатели. Но это будет потом. А пока многие пострадавшие, в особенности с артериальным кровотечением, остановкой дыхания, в горящей одежде нуждаются в сиюминутной помощи. И если безотлагательно не остановить кровотечение, не устранить удушье, не восстановить дыхание и работу сердца, не потушить одежду, пострадавший может погибнуть, так и не дождавшись прибытия бригады экстренной медицинской помощи, какой бы в идеале скорой она ни оказалась.

В таких обстоятельствах, когда вопрос жизни и смерти решается в буквальном смысле – секундами, минутами, на помощь должны прийти МЫ– именно те, кто оказался рядом, живой, здоровый, может быть даже легко пострадавший, но не утративший способности мыслить и действовать. Успех будет сопутствовать лишь тому, кто знает, как оказать первую помощь пострадавшему, кто владеет соответствующими практическими навыками, у кого подручные средства мгновенно превращаются в необходимые медицинские: галстук или носовой платок становятся закруткой для остановки артериального кровотечения, женская косынка для наложения повязки на рану, валяющаяся рядом палка или зонтик заменяет шину для обездвиживания руки или ноги при переломах костей конечности.

Горько и обидно бывает медикам, когда они чувствуют свое бессилие перед болезнью, но еще тяжелее осознание факта, что человека можно было бы спасти, получи он своевременную необходимую помощь. Но как часто, увы, тот, кто находится рядом с пострадавшим, теряется и не знает, что делать, как помочь.

Набран номер телефона спасения – «112». Машина с красным крестом выехала по вызову. Сколько она будет в пути? Пять, десять, пятнадцать минут – тех самых роковых минут, когда пострадавший нуждается в незамедлительных и самых элементарных медицинских манипуляциях, доступных каждому взрослому человеку и помогающих спасти пострадавшего в необычных, экстремальных ситуациях до прибытия «скорой помощи».

Для спасения жизни пострадавших при авариях и катастрофах чрезвычайно важное значение имеет своевременное оказание медицинской помощи. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, 20% среди погибших в результате несчастных случаев в мирное время могли быть спасены, если бы медицинская помощь была им оказана на месте происшествия.

Нередко причиной гибели и поражения людей в чрезвычайных ситуациях является их неумение защищаться, неумение вести себя адекватно.

Что значит: научить людей вести себя адекватно в чрезвычайных ситуациях?

Это значит – усвоить определенный алгоритм поведения в непредвиденных различных обстоятельствах, если хотите, выработать безусловный поведенческий рефлекс. Например, группа туристов поднимается на крутую гору. Вдруг кто-то крикнул: «Камень!» Что делает опытный турист? Он мгновенно прижимается всем корпусом к скале. А неопытный? Начинает заглядывать вверх, выискивая, откуда исходит угроза. Еще пример: пожарные после ликвидации пожара в гостинице «Ленинградская» вскрыли на 12-м этаже две смежные комнаты: в одной жили русские – все они погибли, задохнувшись дымом, в другой – японцы, все они остались живы, так как, потеряв надежду пробиться вниз или спастись через окно, закрылись, законопатили двери и окна, обернулись мокрыми простынями и одеялами и дышали через мокрые полотенца. И еще: анализ травм при разрушении зданий, обвалах показал, что 55% людей получают травмы от неправильного поведения в результате страха и паники, из-за того, что их не научили адекватному реагированию на чрезвычайные ситуации.

Описаны случаи, когда обезумевшие родители выбрасывали детей из окон многоэтажных зданий, выпрыгивали вслед за ними и разбивались, хотя оставались другие пути отступления от огненной стихии.

В чрезвычайных обстоятельствах очень важно сохранить максимум хладнокровия, отстраниться от страха, оценить обстановку в целом и наметить наиболее безопасную линию поведения. Нерешительность, растерянность объясняются, как правило, элементарной безграмотностью, Не зная, что предпринять для своего спасения, человек впадает в оцепенение или панику, сменяющиеся отчаянием, чувством обреченности.

Каждый человек должен быть готов к возникновению аварийной ситуации. Желательно заранее составить план действий на случай аварии, особенно тем, кто связан на работе с потенциально опасным производством или проживает в районах, угрожаемых различными стихийными бедствиями.

Физическая и психологическая готовность к встрече с чрезвычайной ситуацией для человека более значима, чем государственные меры. Быть готовым самому часто означает спасти свою жизнь. Предвидеть, что может случиться во время урагана, пожара или обвала значит намного повысить шансы уцелеть. Если человек умеет распознавать источники опасности и быть всегда начеку, ему легче защитить себя, или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох. Неосторожный, неподготовленный и неуверенный человек – уже потенциальная жертва.

Основы выживания в экстремальных ситуациях – прочные знания защиты, поведения, первой медицинской помощи.

Каждому человеку необходимо владеть некоторыми практическими приемами при оказании первой помощи: например, как правильно перенести пострадавшего, как его уложить, как снять защитный шлем, одежду, обувь, наложить жгут, повязку... Только на первый взгляд кажется, что все это очень просто. Но зачастую на практике получается так, что неправильно оказанная первая помощь хуже, если бы ее вовсе не оказывали. Например, при переломе позвоночника неправильные манипуляции с пострадавшим могут привести к последующему полному параличу.

Отсутствие необходимых знаний не могут подменить ни энтузиазм, ни физическая выносливость, ни наличие запасов продуктов и аварийного снаряжения. Коробок спичек не спасет от замерзания, если человек не знает, как правильно развести костер под дождем.

Противогаз не защитит от ядовитых веществ, если не уметь им воспользоваться. Риск попадания в лавину возрастает многократно, если не знать правил преодоления лавиноопасных участков. Немало людей, оказавшись «один на один» с природой, гибло от голода в лесу, кишащем дичью, замерзало насмерть, имея под руками спички и топливо для костра, умирало от жажды в трех шагах от водоисточника, становилось жертвами ядовитых животных, не зная, как оказать первую медицинскую помощь.

Необходимо знать об опасных заблуждениях, которые укоренились в качестве «народных» средств при оказании первой помощи. Например, закапывание пострадавших в землю при поражении молнией, наложение жгута при укусе змеи, применение молока как противоядия при любых отравлениях, отваривание грибов для нейтрализации всех ядов...

Зачастую человек, считающий, что с ним ничего никогда не случится, в трудной ситуации вынужден на собственном опыте, методом проб и ошибок приходить к тому, что давно известно специалистам и подготовленным людям.

Существует большое количество приемов и способов для того, чтобы обезопасить себя в экстремальных условиях. Они просты и общедоступны и если им следовать, то шансы на спасение жизни в чрезвычайных ситуациях намного возрастут.

Необходимо «проигрывать» для себя и некоторые ситуационные задачи, возникающие в чрезвычайных ситуациях, заранее находить целесообразное решение. Например, вы возвращаетесь домой после работы, а дверь в квартиру открыта. О чем вы подумаете? Как поступите? Позвоните ли сразу в милицию? Вариантов много. Но для себя – надо выбрать наиболее реальный и безопасный.

Знающий человек, предвидящий потенциальные опасности катастроф, умеющий защититься и оказать первую медицинскую помощь всегда менее уязвим, нежели тот, кто полагается лишь на судьбу и везение в жизни.

Правила безопасности жизни – это предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать.

Итак: без паники! Будьте готовы защитить себя сами!