Фантастическое и реальное в повести портрет. Фантастика - это жанр в литературе

Основная функция фантастики в художественных произведениях - доводить то или иное явление до логического предела, причем неважно, какое именно явление изображается с помощью фантастики: это может быть, скажем, народ, как в образах былинных богатырей, философская концепция, как в пьесах Шоу или Брехта, социальный институт, как в «Истории одного города» Щедрина, или же быт и нравы, как в баснях Крылова.

В любом случае фантастика позволяет выявить в исследуемом явлении его главные черты, причем в максимально заостренной форме, показать, что будет представлять из себя явление в полном своем развитии.

Из этой функции фантастики прямо вытекает другая - прогностическая функция, то есть способность фантастики как бы заглядывать в будущее. На основе тех или иных черт и черточек сегодняшнего дня, которые пока малозаметны или же им не придается серьезного внимания, писатель строит фантастический образ будущего, заставляя читателя представить себе, что будет, если ростки сегодняшних тенденций в жизни человека, общества, человечества разовьются через некоторое время и проявят все свои потенции. Прекрасным примером прогностической фантастики может служить роман-антиутопия Е. Замятина «Мы».

На основе тех тенденций, которые Замятин наблюдал в общественной жизни первых послереволюционных лет, он смог нарисовать образ будущего тоталитарного государства, предвосхитив в фантастической форме многие его основные черты: стирание человеческой индивидуальности вплоть до замены имен номерами, полная унификация жизни каждого индивидуума, манипулирование общественным мнением, система слежки и доносов, полное принесение личности в жертву ложно понимаемым общественным интересам и т.д.

Следующей функцией фантастики является выражение разных видов и оттенков комического - юмора, сатиры, иронии. Дело в том, что комическое основывается на несоответствии, несообразности, а фантастика - это и есть несоответствие изображенного в произведении мира миру реальному, а очень часто - и несообразность, нелепость.

Связь фантастики с различными разновидностями комического мы видим в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в «Дон Кихоте» Сервантеса, в повести Вольтера «Простодушный», во многих произведениях Гоголя и Щедрина, в романе Булгакова «Мастер и Маргарина» и во многих других произведениях.

Наконец, не следует забывать и о такой функции фантастики, как развлекательная. При помощи фантастики повышается напряженность сюжетного действия, создается возможность строить необычный и тем интересный художественный мир.

Тем самым возбуждается читательский интерес и внимание, а интерес читателя к необычному и фантастическому носит устойчивый характер на протяжений веков.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 1998г.

  • Расширение представлений учащихся о творчестве Гоголя, помочь увидеть мир реальный и фантастический в повести "Портрет".
  • Формирование умений исследования, сравнительного анализа.
  • Укрепить веру в высокое назначение искусства.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, два варианта повести, иллюстрации к повести.

Подготовка к уроку. Заранее учащимся дается задание прочитать повесть "Портрет": первой группе - вариант "Арабесок", второй группе - второй вариант. Подготовить ответы на вопросы:

  1. Каково идейное содержание повести?
  2. Каким образом портрет появился у героя?
  3. Кто изображен на портрете?
  4. Как художник пытался избавиться от страшного портрета?
  5. Как происходит духовное падение художника?
  6. Какова дальнейшая судьба портрета?

Ход урока

Организационная часть. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

Одна из особенностей творчества Н.В. Гоголя - видение мира через фантастику. Его как романтика увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей из народа. Любимые многими читателями повести "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или утопленница", "Вий", "Страшная месть", "Заколдованное место" похожи на сказку, потому что в них мир поделен на обычный, реальный и необычный, "потусторонний". В его произведениях реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом.

Такую связь реальности с фантастикой мы видим и в повести "Портрет". Она считается одной из самых противоречивых и сложных повестей петербургского цикла; интересна не только как своеобразное выражение эстетических взглядов писателя, но и как произведение, в котором сказались противоречия мировоззрения Гоголя. Мир Петербурга у Гоголя - реальный, узнаваемый и в то же время - фантастический, ускользающий от понимания. В 30-годы пользовались особой популярностью повести о людях искусства, музыкантах, художниках. На фоне этих произведений гоголевский "Портрет" выделялся значительностью идейного замысла, зрелостью обобщений писателя.

Беседа об истории создания повести.

Учитель. Обратите внимание на дату издания повести.

Первоначальный вариант повести был напечатан в сборнике "Арабески" в 1835 году. Второй, переработанный вариант напечатан в 1942 году в журнале "Современник". Они и похожи, и различны.

Оказывается, первоначальная редакция повести вызвала ряд отрицательных отзывов критики. Особенно резко отозвался о ней великий критик В.Г. Белинский. В статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" он пишет: "Портрет" есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя: Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия: Вообще надо сказать, фантастическое как-то не совсем дается г. Гоголю".

Под воздействием критики Белинского Гоголь переработал повесть в 1841-1842 годах во время пребывания в Риме и послал Плетневу для издания, сопровождая словами: "Она была напечатана в "Арабесках", но вы этого не пугайтесь. Прочитайте ее: вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь. В Риме я ее переделал вовсе, или, лучше, написал вновь, вследствие сделанных еще в Петербурге замечаний" - писал он Плетневу.

Сравнительный анализ произведения.

Учитель. О чем же эта повесть?

В центре внимания писателя - трагическая судьба художника в современном обществе, где все продается, вплоть до красоты, таланта и вдохновения. Столкновение идеалов искусства, прекрасного с действительностью составляет основу содержания и первой, и второй редакции.

Талантливый, но бедный молодой художник приобрел на последние деньги старый портрет. Странность портрета - в глазах, пронзительном взгляде изображенного в нем таинственного человека. "Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью... Это были живые, это были человеческие глаза! Они были неподвижны, но, верно, не были бы так ужасны, если бы двигались". Молодой художник провел ночь, полную кошмаров. Он видел то ли во сне, то ли наяву, как изображенный в портрете страшный старик выпрыгнул из рам: Вот он стал приближаться к художнику, стал разворачивать свертки, а там - золотые монеты: "Боже мой, если бы хотя часть этих денег!" - мечтал художник, и его мечта сбылась. Но с этого дня стали происходить странные изменения в душе молодого человека. Польстившись богатством, не без вмешательства портрета постепенно он превратился из подающего надежды талантливого художника в жадного, завистливого ремесленника. "Скоро нельзя было в нем узнать скромного художника: Слава его росла, работы и заказы увеличивались: Но даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они все еще пользовались славою, хотя истинные знатоки и художники только пожимали плечами, глядя на последние его работы. Золото сделалось его страстью и идеалом, страхом и наслаждением, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках его". Чартков опускался все ниже, дошел до того, что стал уничтожать талантливые творения других мастеров, сошел с ума и, наконец, умер. После смерти на аукцион были выставлены его картины, среди них был и тот портрет. Узнанный одним из посетителей, таинственный портрет исчез, чтобы продолжить свое губительное влияние на людей.

Учитель. Сравним два варианта повести. Какое различие между повестями двух редакций вы найдете?

Каким образом портрет появился у героя?

Кто изображен на портрете?

Как художник пытался избавиться от страшного портрета?

Как происходит духовное падение художника?

Какова дальнейшая судьба портрета?

Редакция "Арабесок". Вторая редакция.
1. Картина появилась у художника Черткова таинственным образом. Чертков заплатил за портрет 50 рублей, но, ужаснувшись его глаз, убежал. Вечером портрет загадочным образом появился у него на стене. (Мистический элемент) 1. Чартков купил в лавке портрет за последний двугривенник и "потащил с собой". (Вполне реальное событие)
2. На портрете изображен таинственный ростовщик, то ли грек, то ли армянин, то ли молдаванин, которого автор назвал "странным существом". Но он имеет конкретную фамилию - Петромихали. Перед смертью он умолял, заклинал художника "нарисовать с него портрет". Половина его жизни перешла в портрет. 2. Неизвестный ростовщик, "существо во всех отношениях необыкновенное". Никто не знает его имени, но не сомневается о присутствии нечистой силы в этом человеке. "Дьявол, совершенный дьявол! - думает о нем художник, - вот бы с кого мне следовало написать дьявола". Будто узнав о его мыслях, ужасный ростовщик сам явился к нему заказать портрет. "Какая дьявольская сила! Он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре:" - Как он был прав, этот художник!
3. Автор портрета сжег его в камине, но страшный портрет снова появился, и художник пережил много несчастий. 3. У автора картину выпросил приятель, и портрет стал приносить людям несчастья одно за другим.
4. Клиенты каким-то загадочным образом узнают о славном художнике Черткове. Духовное падение художника происходит в результате вмешательства "дьявола". 4. Чартков сам заказывает объявление в газету "О необыкновенных талантах Чарткова". Из-за склонности к светской жизни, щегольству, любви к деньгам он опускается все ниже и ниже.
5. В конце портрет таинственно и бесследно исчез с полотна. (Опять мистика!) 5. Портрет украден. Но он продолжает существовать и губить людей. (Реалистический смысл)

Учитель. Каково идейное содержание повести?

Если в первой редакции "Портрет" - это повесть о вторжении таинственных демонических сил в творчество и жизнь художника, то во второй редакции - это повесть о художнике, изменившем искусству, понесшем возмездие за то, что он стал относиться к творчеству как к выгодному ремеслу. Во второй повести Гоголь значительно ослабил фантастический элемент и углубил психологическое содержание повести. Нравственное падение художника вовсе не было случайным, объяснялось не магической силой портрета, а склонностями самого художника, обнаружившего "нетерпеливость", "чрезмерную бойкость красок", любовь к деньгам. Таким образом, финал во второй редакции приобрел реалистический смысл.

Учитель. В повести Гоголь осудил коммерциализацию творчества, когда автор и его талант покупаются. Как автор предупреждает гибель таланта художника?

Гибель живописца Чарткова предопределена в самом начале повести в словах профессора: "Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь: Берегись: тебя уж начинает свет тянуть: Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант:". Однако молодой человек не обратил особого внимания на предупреждение наставника.

Учитель. Искусство призвано открыть человеку святость, тайну жизни, ее оправданность. О примиряющей миссии искусства говорит в "Портрете" художник, написавший таинственный портрет. Годами уединения и смирения он искупает зло, содеянное им невольно. Он передает свое новое понимание искусства сыну, тоже художнику. Эти идеи особенно близки, дороги Гоголю. Он пытается постичь сложнейшую природу творчества; поэтому в повести соотнесены судьбы трех художников. Назовите их.

Во-первых, Чартков, наделенный искрой Божьей и утративший талант; во-вторых, художник, создавший в Италии картину, которая поражает всех гармонией и тишиной; в-третьих, автор злополучного портрета.

Подведение итогов урока.

Учитель. В повести Гоголь постепенно разворачивает причину гибели не только таланта, но и самого художника. В погоне за богатством гоголевский персонаж теряет цельность духа, уже не может творить по вдохновению. Погубленная "светом" душа ищет спасения в материальном благе и мирской модной славе. Читатель верит, что в этом есть и участие мистических сил. Результат подобной сделки, а Гоголь считает это сделкой с дьяволом, - гибель таланта, гибель художника. В этом заключается слияние фантастического и реалистического в повести.

Гоголевская фантастика необычна. В ее основе, с одной стороны глубоко национальные, народные корни, с другой стороны, она опирается на известные западноевропейские традиции. Перед нами удивительная комбинация украинского фольклорного материала и немецкого романтизма. К тому же особую окраску приобретает она в связи с мировоззрением самого автора. Более того, фантастика эволюционирует от повести к повести.

Все произведения Гоголя, в которых так или иначе присутствует фантастика, делятся на два типа. Деление зависит от того, к какому времени относится действие произведения – к современности или к прошлому (давность прошлого: полвека или же несколько веков – не имеет значения; важно, что это прошлое) В каждом из произведений Гоголь реализует свои, особенные подходы к изображению ирреального, высвечивая при помощи этих «странностей» вполне реальные проблемы человеческой жизни.

"Сорочинская ярмарка" и "Майская ночь. . . " В «Сорочинской ярмарке» и «Майской ночи…» время действия начало XIX в. , время читателя Гоголя. «Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки? » («Сорочинская ярмарка»). Читатель может принять участие в ярмарке как ее современник и очевидец.

"Сорочинская ярмарка" В повести «Сорочинская ярмарка» в самом начале возникает ожидание каких-то страшных событий и бед: под ярмарку отведено «проклятое место» , в дело «замешалась чертовщина» . Обо всем странном ходят слухи. Купец говорит, что волостной писарь видел, как во окне сарая «выставилось свиное рыло и хрюкнуло так, что у него мороз подрал по коже» «Все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка. Старухе, продававшей бублики; почудился сатана…»

Прямого указания на ирреальность событий в повествовании нет. Но фантастический отсвет заметен: и в фигуре цыгана и, в образе Хиври. «В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе высокомерное…Совершенно провалившийся между носом и острым подбородком рот, вечно-осененный язвительною улыбкой небольшие, но живые, как огонь, глаза, беспрестанно меняющиеся на лице молнии предприятий и умыслов, все это как будто требовало особенного, такого же странного для себя костюма» . В другом месте «цыгане» вызывают ассоциацию с гномами: «…они казались диким сонмищем гномов, окруженных тяжелым подземным паром, в мраке непробудной ночи» . Гномы (неизвестные украинской и русской демонологии)были подсказаны Гоголю немецкими источниками, причем именно как фантастический образ злой силы.

Двойственно построен в «Сорочинской ярмарке» и образ Хиври. В то время супруга Черевика выступает просто злой, сварливой женщиной, и ведьмой нигде не названа, способ ее описания настойчиво убеждает в обратном. В ее лице «проскальзывало что-то столь неприятное, столь дикое, что каждый тотчас спешил перевести встревоженный взгляд…» Парубок при встречи с Хиврей бросает ей: «А вот … и дьявол сидит!» Черевик боится, что «разгневанная сожительница не замедлит вцепится в его волосы своими супружескими когтями» . Хивря очень напоминает типичную сельскую ведьму, какой она виделась Гоголю.

" Майская ночь, или утопленница " Так же соотнесено фантастическое и реальное в «Майской ночи…» . Голова приходит к выводу: «Нет, тут сатана не на шутку вмешался» . Вновь ходят слухи. «Мало ли чего не расскажут бабы и народ глупый» , предваряет Левко свой рассказ о злой мачехе-ведьме и утопленнице-русалке. Помимо фантастического оттенка, «Майская ночь…» демонстрирует материальный остаток фантастики. Вторично фантастический план возникает в «Майской ночи…» в форме сна, причем переход от яви ко сну замаскирован. Но вот события сна отменены пробуждением Левко, а в руках его – непостижимым образом оказавшаяся записка от панночки-русалки.

Таким образом, первый этап развития гоголевской фантастики характеризуется тем, что писатель отодвинул носителя фантастики в прошлое, оставив в современном плане его влияние, «след» .

" Ночь перед Рождеством " В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» описания чертовщины у Гоголя построены на откровенной аналогичности бесовского. Ведьма Солоха после путешествия по воздуху предстала в своей избе обыкновенной «сорокалетней кумушкой» , «говорливой и угодливой хозяйкой» , у которой можно отогреться и «поесть жирных вареников со сметаною» .

Многие эпизоды это явное снижение представлений о нечистой силе. Достаточно вспомнить черта в аду из «Ночи перед Рождеством» , который, «надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал…грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу» .

Повесть о том как поссорились Иванович с Иваном Никифоровичем В «Повести о том, как поссорился Иванович с Иваном Никифоровичем из цикла «Миргород» мы наблюдаем эволюцию фантастики. Алогизм в речи повествователя. Утверждается какое-то качество персонажей, требующие подтверждения, но вместо этого утверждается совсем другое. «Прекрасный человек Иванович! Какой у него дом» , «Прекрасный человек Иванович! Он очень любит дыни» .

Наблюдается нечто странное и необычное в именах и фамилиях персонажей. Нарушается принятая логическая основа сравнения «Иванович очень сердится, если ему попадется в борщ муха» - «Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться» . Появляется что –то необычное в плане изображения. Удивительным образом в ход дела вмешивается животное. Бурая свинья Ивана Ивановича «вбежала в комнату и схватила, к удивлению присутствовавших, не пирог или хлебную корку, но прошение Ивана Никифоровича…»

"Шинель" В «Шинели» есть два вида: нефантастическая фантастика и завуалированная фантастика. В повести осуществляется принцип «мира наизнанку» . Формы нефантастической фантастики: алогизм в речи повествователя, странное и необычное в именах и фамилиях персонажей. На первый план Гоголь выдвигает понятие «лицо» . У Гоголя «лицо» , если оно «значительное» , фигурирует как частное обозначение иерархии. Мотив «лица» - составная часть гоголевского гротескного стиля.

Здесь же другой вариант гоголевской фантастики – жизнь после смерти, карнавализация: мертвый оживает, униженный становится мстителем, а обидчик униженным. Завуалированная фантастика сосредоточена в эпилоге повести. Вводится особый тип сообщения от повествователя – сообщение о факте, якобы имевшим место в действительности, но не имевшим законченного результата. Это переводит повествование о жизни и смерти «маленького человека» в размышление о неотвратимости наказания и о торжестве высшей справедливости.

Гоголь развивал принцип параллелизма реального и фантастического. Важная особенность гоголевской фантастики в том, что божественное в концепции Гоголя – это естественное, это мир, развивающийся закономерно, а демоническое - это сверхъестественное, мир, выходящий из колеи. Итак, Гоголь отодвинул носителя фантастики в прошлое, потом спародировал поэтику романтической тайны сна. Фантастика ушла в быт, в вещи, в ведение людей и в их способ мыслить и говорить.

  • Расширение представлений учащихся о творчестве Гоголя, помочь увидеть мир реальный и фантастический в повести "Портрет".
  • Формирование умений исследования, сравнительного анализа.
  • Укрепить веру в высокое назначение искусства.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, два варианта повести, иллюстрации к повести.

Подготовка к уроку. Заранее учащимся дается задание прочитать повесть "Портрет": первой группе - вариант "Арабесок", второй группе - второй вариант. Подготовить ответы на вопросы:

  1. Каково идейное содержание повести?
  2. Каким образом портрет появился у героя?
  3. Кто изображен на портрете?
  4. Как художник пытался избавиться от страшного портрета?
  5. Как происходит духовное падение художника?
  6. Какова дальнейшая судьба портрета?

Ход урока

Организационная часть. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

Одна из особенностей творчества Н.В. Гоголя - видение мира через фантастику. Его как романтика увлекали фантастические сюжеты, сильные характеры людей из народа. Любимые многими читателями повести "Ночь перед Рождеством", "Майская ночь, или утопленница", "Вий", "Страшная месть", "Заколдованное место" похожи на сказку, потому что в них мир поделен на обычный, реальный и необычный, "потусторонний". В его произведениях реальная действительность причудливо переплетается с фантастическим вымыслом.

Такую связь реальности с фантастикой мы видим и в повести "Портрет". Она считается одной из самых противоречивых и сложных повестей петербургского цикла; интересна не только как своеобразное выражение эстетических взглядов писателя, но и как произведение, в котором сказались противоречия мировоззрения Гоголя. Мир Петербурга у Гоголя - реальный, узнаваемый и в то же время - фантастический, ускользающий от понимания. В 30-годы пользовались особой популярностью повести о людях искусства, музыкантах, художниках. На фоне этих произведений гоголевский "Портрет" выделялся значительностью идейного замысла, зрелостью обобщений писателя.

Беседа об истории создания повести.

Учитель. Обратите внимание на дату издания повести.

Первоначальный вариант повести был напечатан в сборнике "Арабески" в 1835 году. Второй, переработанный вариант напечатан в 1942 году в журнале "Современник". Они и похожи, и различны.

Оказывается, первоначальная редакция повести вызвала ряд отрицательных отзывов критики. Особенно резко отозвался о ней великий критик В.Г. Белинский. В статье "О русской повести и повестях г. Гоголя" он пишет: "Портрет" есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество юмористических картин и очерков во вкусе г. Гоголя: Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия: Вообще надо сказать, фантастическое как-то не совсем дается г. Гоголю".

Под воздействием критики Белинского Гоголь переработал повесть в 1841-1842 годах во время пребывания в Риме и послал Плетневу для издания, сопровождая словами: "Она была напечатана в "Арабесках", но вы этого не пугайтесь. Прочитайте ее: вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь. В Риме я ее переделал вовсе, или, лучше, написал вновь, вследствие сделанных еще в Петербурге замечаний" - писал он Плетневу.

Сравнительный анализ произведения.

Учитель. О чем же эта повесть?

В центре внимания писателя - трагическая судьба художника в современном обществе, где все продается, вплоть до красоты, таланта и вдохновения. Столкновение идеалов искусства, прекрасного с действительностью составляет основу содержания и первой, и второй редакции.

Талантливый, но бедный молодой художник приобрел на последние деньги старый портрет. Странность портрета - в глазах, пронзительном взгляде изображенного в нем таинственного человека. "Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью... Это были живые, это были человеческие глаза! Они были неподвижны, но, верно, не были бы так ужасны, если бы двигались". Молодой художник провел ночь, полную кошмаров. Он видел то ли во сне, то ли наяву, как изображенный в портрете страшный старик выпрыгнул из рам: Вот он стал приближаться к художнику, стал разворачивать свертки, а там - золотые монеты: "Боже мой, если бы хотя часть этих денег!" - мечтал художник, и его мечта сбылась. Но с этого дня стали происходить странные изменения в душе молодого человека. Польстившись богатством, не без вмешательства портрета постепенно он превратился из подающего надежды талантливого художника в жадного, завистливого ремесленника. "Скоро нельзя было в нем узнать скромного художника: Слава его росла, работы и заказы увеличивались: Но даже достоинств самых обыкновенных уже не было видно в его произведениях, а между тем они все еще пользовались славою, хотя истинные знатоки и художники только пожимали плечами, глядя на последние его работы. Золото сделалось его страстью и идеалом, страхом и наслаждением, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках его". Чартков опускался все ниже, дошел до того, что стал уничтожать талантливые творения других мастеров, сошел с ума и, наконец, умер. После смерти на аукцион были выставлены его картины, среди них был и тот портрет. Узнанный одним из посетителей, таинственный портрет исчез, чтобы продолжить свое губительное влияние на людей.

Учитель. Сравним два варианта повести. Какое различие между повестями двух редакций вы найдете?

Каким образом портрет появился у героя?

Кто изображен на портрете?

Как художник пытался избавиться от страшного портрета?

Как происходит духовное падение художника?

Какова дальнейшая судьба портрета?

Редакция "Арабесок". Вторая редакция.
1. Картина появилась у художника Черткова таинственным образом. Чертков заплатил за портрет 50 рублей, но, ужаснувшись его глаз, убежал. Вечером портрет загадочным образом появился у него на стене. (Мистический элемент) 1. Чартков купил в лавке портрет за последний двугривенник и "потащил с собой". (Вполне реальное событие)
2. На портрете изображен таинственный ростовщик, то ли грек, то ли армянин, то ли молдаванин, которого автор назвал "странным существом". Но он имеет конкретную фамилию - Петромихали. Перед смертью он умолял, заклинал художника "нарисовать с него портрет". Половина его жизни перешла в портрет. 2. Неизвестный ростовщик, "существо во всех отношениях необыкновенное". Никто не знает его имени, но не сомневается о присутствии нечистой силы в этом человеке. "Дьявол, совершенный дьявол! - думает о нем художник, - вот бы с кого мне следовало написать дьявола". Будто узнав о его мыслях, ужасный ростовщик сам явился к нему заказать портрет. "Какая дьявольская сила! Он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре:" - Как он был прав, этот художник!
3. Автор портрета сжег его в камине, но страшный портрет снова появился, и художник пережил много несчастий. 3. У автора картину выпросил приятель, и портрет стал приносить людям несчастья одно за другим.
4. Клиенты каким-то загадочным образом узнают о славном художнике Черткове. Духовное падение художника происходит в результате вмешательства "дьявола". 4. Чартков сам заказывает объявление в газету "О необыкновенных талантах Чарткова". Из-за склонности к светской жизни, щегольству, любви к деньгам он опускается все ниже и ниже.
5. В конце портрет таинственно и бесследно исчез с полотна. (Опять мистика!) 5. Портрет украден. Но он продолжает существовать и губить людей. (Реалистический смысл)

Учитель. Каково идейное содержание повести?

Если в первой редакции "Портрет" - это повесть о вторжении таинственных демонических сил в творчество и жизнь художника, то во второй редакции - это повесть о художнике, изменившем искусству, понесшем возмездие за то, что он стал относиться к творчеству как к выгодному ремеслу. Во второй повести Гоголь значительно ослабил фантастический элемент и углубил психологическое содержание повести. Нравственное падение художника вовсе не было случайным, объяснялось не магической силой портрета, а склонностями самого художника, обнаружившего "нетерпеливость", "чрезмерную бойкость красок", любовь к деньгам. Таким образом, финал во второй редакции приобрел реалистический смысл.

Учитель. В повести Гоголь осудил коммерциализацию творчества, когда автор и его талант покупаются. Как автор предупреждает гибель таланта художника?

Гибель живописца Чарткова предопределена в самом начале повести в словах профессора: "Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь: Берегись: тебя уж начинает свет тянуть: Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант:". Однако молодой человек не обратил особого внимания на предупреждение наставника.

Учитель. Искусство призвано открыть человеку святость, тайну жизни, ее оправданность. О примиряющей миссии искусства говорит в "Портрете" художник, написавший таинственный портрет. Годами уединения и смирения он искупает зло, содеянное им невольно. Он передает свое новое понимание искусства сыну, тоже художнику. Эти идеи особенно близки, дороги Гоголю. Он пытается постичь сложнейшую природу творчества; поэтому в повести соотнесены судьбы трех художников. Назовите их.

Во-первых, Чартков, наделенный искрой Божьей и утративший талант; во-вторых, художник, создавший в Италии картину, которая поражает всех гармонией и тишиной; в-третьих, автор злополучного портрета.

Подведение итогов урока.

Учитель. В повести Гоголь постепенно разворачивает причину гибели не только таланта, но и самого художника. В погоне за богатством гоголевский персонаж теряет цельность духа, уже не может творить по вдохновению. Погубленная "светом" душа ищет спасения в материальном благе и мирской модной славе. Читатель верит, что в этом есть и участие мистических сил. Результат подобной сделки, а Гоголь считает это сделкой с дьяволом, - гибель таланта, гибель художника. В этом заключается слияние фантастического и реалистического в повести.

«Портрет» является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В отличие от «Вечеров» и «Вия» фантастика здесь не имеет фольклорного характера. И она творит не прекрасный мир мечты, но направляется на социальные явления. В «Портрете» Гоголь становится очень близок к зарубежным романтикам, особенно Гофману. Фантастическим, «сверхъестественным» Гоголю представляется(власть денег, все более захватывающая мир. Эта зловещая сила посягает на высочайшее проявление и создание человеческого духа - искусство, творчество. В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое как бы проникает в обыденное, рождается из него. В лавочке на Щукином дворе, нарисованной Гоголем со всей «натуральностью», молодой художник Чертков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, а образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реальной петербургской Коломны.

Сделавшись обладателем денег, оказавшихся в рамке портрета, Чертков поддается их злому обаянию и изменяет искусству.

Он начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту, становится прозаическим и практическим человеком. Его «страстью» и «идеалом» делается золото. Но творческий дар Черткова гибнет и потому, что объект его изображения (светский Петербург) однообразен и не может вызвать вдохновения. «Казалось, кисть его сама приобрела, наконец, ту бесцветность и отсутствие энергии, которою означались его оригиналы».

Во второй части повести раскрывается происхождение страшного портрета, создается образ художника, его создателя. Рисуя умирающего Петромихали, он смог «совершенно схватить» огонь его глаз и тем самым увековечить на полотне часть демонической сути. Поняв, что его оригиналом был «сам антихрист», и удостоверившись в губительном воздействии портрета на людей, живописец удаляется в монастырь и предается покаянию, весь устремляется к религии. Создав картины идеального содержания, он искупает свой «грех». Идея II части утопична, религиозно окрашена. Но она своеобразно выражает страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом! Главная роль при этом отводится искусству. В романтической абсолютизации искусства во многом кроются корни последующих идейных заблуждений писателя. С другой стороны, романтическая позиция приводила Гоголя к утверждению героической общественной миссии художника и сопровождалась огромной требовательностью к его нравственному облику. Создать прекрасное и доброе искусство может лишь прекрасный, духовно чистый человек)- и отсюда та проповедь нравственного очищения и подвижничества, обращенная к художникам, которая содержится в повести.

Включив «Портрет» в Собрание своих сочинений 1842 г., Гоголь значительно переработал повесть. Фантастический колорит в ней остался, но сделался более сложным, границы фантастического размыты, реальность совершенно незаметно переходит в нечто чудесное и обратно. Усложняются мотивы духовного падения Черткова: оно не только связано с роковой ролью портрета, но и психологически мотивировано. Не случайно старый профессор видит в своем ученике наряду с талантом и любовью к искусству, легкомыслие молодости и склонность к тщеславию. Создается реальная мотивировка, что свидетельствует о глубоком проникновении Гоголя в «механизм» буржуазного общества: художник создает себе «рекламу», подкупив продажного журналиста (возможно, намек на Булгарина).

Речь в повести идет о сущности и специфике искусства, о его границах. Художник, автор портрета, давно мечтал о странном ростовщике как модели «духа тьмы», в котором ему хотелось осуществить «все тяжелое, гнетущее человека». Имеет ли право художник на изображение подобных явлений? И Гоголь приходит к выводу: да, имеет. Для истинного художника «нет низкого предмета в природе».[Гоголь утверждает правомерность, более того - необходимость обращения искусства к безобразной действительности. Чтобы устремить общество к прекрасному, необходимо показать «всю глубину его настоящей мерзости. Но писателя волнует вопрос, как изображать отрицательное. Не приведет ли стремление быть адекватно верным действительности к торжеству «злой» правды и утрате искусством его идеального, возвышающего человека значения? Поэтому для Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип романтизма - проведение жизненного материала, в том числе и низкого, «презренного», сквозь «чистилище души» художника. Отсюда на художника возлагается великая ответственность. Гоголь предъявляет максималистские требования к его личности: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». Противоречивость эстетической программы Гоголя заключается в выдвижении мысли о «примиряющем» значении искусства. Считая, что истинное искусство «не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к богу», Гоголь становится близок к идеям пассивного романтизма и вступает в противоречие с пафосом собственного творчества. Кроме того, в повести возникает, правда, эпизодический образ Екатерины II, которая показана «великодушной» меценаткой и покровительницей искусств, якобы расцветающих при блеске монархического правления. Во II ред., таким образом, намечается движение к идейному кризису Гоголя.

Высоко оценив первую часть повести, в том числе ее фантастический мотив, Белинский весьма критически отозвался о второй, имея в виду ее отвлеченный, рассудочный характер. В 1842 г. в одной из статей о «Мертвых душах» критик остановился и на только что появившейся II редакции «Портрета». Отметив, что I часть «стала несравненно лучше», он еще более резко, чем раньше, осудил вторую, не принимая ее религиозно окрашенной фантастики и считая, что «мысль повести была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе» и выполнил бы «просто, без фантастических затей».