Проблема благотворного влияния природы на человека (по тексту Б. П

Сдача Единого государственного экзамена - это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем - ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы ("Проблема человека и природы") могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы - все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров - человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова - это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» - тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор - о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой - доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле.

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Вся природа оберегает обитателей Обломовки от невзгод, проживая жизнь в таком благословенном месте, люди находятся в гармонии с миром и самими собой. Их души чисты, здесь нет грязных пересудов, столкновений, поисков выгоды. Всё мирно, дружелюбно. Обломов – порождение этого мира. В нём есть доброта, душа, щедрость, внимание к ближнему, то, за что так ценит его Штольц и полюбила Ольга.

2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Главный герой – разночинец Базаров – в силу своих убеждений считает природу не храмом, а мастерской. Его точка зрения – все деревья одинаковы. Однако приезжая в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была его талисманом в детстве. Теперь он, мол, понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всём. Почему же во время развития своих страстных чувств к Одинцовой ворвавшаяся в окно свежесть ночи производит на него такое впечатление? Он готов упасть к ногам Одинцовой, он ненавидит себя за это чувство. Разве это не влияние той самой мастерской для исследования и опытов. Жаль, что опыт Евгения Базарова закончится так плачевно.

3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Поездка в Европу происходит совсем не по тому плану, который составил человек, считающий себя господином. Вместо яркого солнца и светлых дней природа встречает героев пасмурно, неулыбчиво: «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да всё гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью», – вот такой была природа, она словно не хотела дарить своё тепло и свет этим слишком заевшимся господам. Однако после смерти господина небо очистилось, солнце засияло, и над всем миром: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово». Рядом с такой природой могут жить только настоящие люди такие, как знаменитый рыбак Лоренцо.

4. В.Г. Распутин «В ту же землю»

Главная героиня – Пашута – женщина с неоднозначной судьбой посвятила всю свою жизнь великой советской стройке. Прошли года, когда комбинат вступил в строй и начал давать продукцию, город потерял свою прелесть чистого таёжного поселения.

Город постепенно приобретал другую славу. На дешёвой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом.

Люди потеряли связи друг с другом, каждый за себя – вот девиз этого мира. Разрушая природу, мы разрушаем себя, своё будущее.

Какое воздействие оказывает природа на человека? Как смена окружения может изменить взгляды и вкусы личности? Проблему благотворного влияния природы на человека поднимает Б. П. Екимов.

Размышляя на эту тему, автор приводит в пример эпизод из своей жизни. Он вместе со своим внуком, выросшим в окружении города, решает устроить "невеликий праздник", отправляясь в поселок Пятиморск. Вдали от городской суеты и грохота ребенку, ровно как и пожилому человеку, автору, на лоне природы открывается новый мир, не испорченный выхлопными газами вездесущих автомобилей и ржавым железом гаражей.

Позиция автора не выражена в одном предложении, однако не представляет труда сформулировать ее: взаимодействие человека с природой постепенно учит его находить прекрасное в мелочах, расширяет кругозор и морально, нравственно обогащает внутренний мир человека.

Я полностью согласен с точкой зрения автора. Людям, живущим исключительно в городах, необходимо уделять больше времени, ведь ничто, кроме как девственная, нетронутая рукой цивилизации природа, не воспитывает в человеке хорошие качества и добрые намерения.

Катерина Петровна Кабанова, героиня пьесы Александра Николаевича Островского "Гроза", являет собой яркий пример личности, воспитанной в окружении любви и свободы. Детство этой искренней, открытой женщины прошло в тесном контакте с природой, что в итоге и воспитало в ней столь добрую, чувственную, ранимую натуру. Молодая, свободолюбивая и мечтательная Катерина чахнет под гнетом представителей "темного царства", единственным спасением представляя только любовь к Борису… Но и это увлечение вскоре рушится: героиня понимает, что эта любовь была страшным грехом. Не чувствуя поддержки, не находя выхода из своего положения, Катерина погибает.

Толстой Лев Николаевич в романе-эпопее "Война и мир" также изобразил силу природы, возможность изменять человека, вдохновлять его. Старый, сухой дуб, который видит в первый раз князь Андрей Болконский, не дарит ему никаких впечатлений, однако, возвратившись к этому могучему дереву во второй раз, герой вдруг осознает, что именно нужно ценить в этой жизни, находит в себе силы избавить свою жизнь от той сухости, угрюмости: князь Болконский застает дуб полным жизненных сил, что и обновляет его взгляды на мир.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие человека с природой действительно позволяет тому найти вдохновение, силы жить дальше, воспитать в себе важные нравственные качества.

Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов) М. Булгаков «Собачье сердце» Главный герой повести - профессор Преображенский - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. М. Булгаков «Роковые яйца» Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его. Р. Брэдбери «И грянул гром» В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев, рассуждает о том, что подобное безрассудство не только недопустимо, но и катастрофически опасно: «...Допустим, мы случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что... всех будущих потомков этой мыши уже не будет..., уничтожается миллион мышей... Не хватит десяти мышей - умрет одна лиса... Сгинет... множество форм жизни... И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть целая цивилизация, уничтожен...» Ж. Берн «Вверх дном» Завязкой романа является «безобидный» замысел героев: замена старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось. Но последствия этого изобретения были бы ужасными: часть территорий ушла бы под воду вместе с людьми, другая - стала горами, где всё погибло бы.от отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения, люди погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство человека в устройство окружающего мира обернулось бы бедой для него самого.

Бесчеловечности и бессмысленности войны В. Быков «Одна ночь» Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц - такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле. К. Воробьев «Убиты под Москвой» Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов - это сцена ада, в котором нет места ничему живому. М. Шолохов «Бахчевник» Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата- красноармейца. М. Шолохов «Родинка» Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре. Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» Лейтенант Генри понимает, что война - это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом.

Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории) В. Распутин «Прощание с Матерой» Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле. А.П. Чехов «Студент» Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий. В. Распутин «Поле Куликово» На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,:- значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране». В. Солоухин «Человек - явление социальное, национальное, историческое,... у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых... его просто нет». В. Солоухин «Черные доски» Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик. В. Солоухин «Письма из Русского музея» Рассуждая о" реконструкции Москвы, автор говорит, что «на месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом.

НТР и Будущее Р. Брэдбери «Электрическое тело пою!» Электрическая бабушка - это машина, созданная, чтобы нести добро, заботу. Она оказалась нравственнее живых людей, борясь с действительностью, откровенно враждебной гуманизму. Р. Брэдбери «451 ° по Фаренгейту» В книге изображены два символа «механизации» человечества. Первый - «механический пёс» - кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй - модернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта человека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приводит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам агрессии. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой» В романе образ идеальной подводной лодки «Наутилус» капитана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она не исходила. Верн считал, что путь к прогрессу прокладывают открытия науки и достижения техники и что именно они в конце концов приведут человечество к идеальному будущему. Г. Уэллс «Война миров» Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но организованное сопротивление продолжалось всего несколько дней. Потом исчезли государство, общество, цивилизация. Остались лишь обезумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан подразумевается не только это событие, но и разрушительные войны, научные открытия, которые приведут к гибели человечества. Социальной ответственности ученых за их изобретения Г. Уэллс «Человек- невидимка» Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение, помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. Попытка Гриффина реализовать свое открытие сразу же привело его к конфликту с окружающими, в результате которого ученый погибает.

«С Земли на Луну», Жюль Верн 1867 Ракета Антиперегрузочный гидравлический бак (спасение от перегрузок в космосе) Реактивный снаряд Физика полета Пусковая установка Приземление. «Кирпичная Луна»,- Эдвард Хейл 1869 Искусственный спутник «20000 лье под водой», Жюль Верн 1870 Электрические пули Подводная лодка Высоковольтная защита корпуса подлодки «Удар судьбы», Роберт Кроми 1871 Атомное оружие «Доктор Оке», Жюль Верн 1874 Создание микроклимата в помещениях и на улицах

Роман «Лезвие бритвы», 1963 Высказана идея лазера, способного излучать под действием солнечного света, т.е. работать за счет даровой энергии солнца. Такие лазеры созданы. Например, лазер с накачкой излучением солнца, изобретенный в 1984 году в Институте высоких энергий АН СССР. Роман «Час Быка», 1968 Высказана идея скрепления сломанных костей и их мелких осколков специальными крючками, чтобы обеспечить их правильное срастание. Учеными Сибирского физико-технического института разработаны и внедрены в практику крючки из сплавов с памятью формы, обеспечивающие правильное скрепление костей без накладывания гипсовых повязок. С их помощью можно лечить самые сложнейшие переломы, не поддающиеся другим методам лечения. Высказана идея конструкции телескопической башенки, выдвигаемой из свернутой в рулон металлической ленты. В настоящее время подобные конструкции уже изобретены. Так, в изобретениях США предлагаются подобные раздвижные телебашни, мачты, антенны, опоры и т.п. Г. Альтов «Регистр фантастических идей и ситуаций» Автор изучал идеи классиков – фантастов: Верна, Беляева, Уэллса и др. У него получилось, что около 80% из предложенных идей у этих писателей уже сбылись (на 60-е годы прошлого века) или сбываются. По его данным, у Жюля Верна стало реальностью 98 из 108 прогнозов, у Уэллса из 86 прогнозов верными оказались 77, а Александр Беляев сделал только 3 ошибки на 50 своих прогностических фантазий.

Проблема отношения к животным Песнь о бездомной собаке Сергей Александрович Есенин Сергей Есенин очень любил братьев наших меньших и не выносил, когда с животными обращались грубо. Знакомство собаки с человеческой жестокостью и безысходность ситуации кардинально меняют ее образ. Совсем недавно она наслаждалась счастьем в уютном закуте, а теперь беспомощно и бессильно плетется по сугробам.Животные находятся в прямой зависимости от человека и его действий. Жалость и сочувствие неведомы хмурому хозяину, который, не задумываясь, утопил семерых щенков.Собака знает, что такое материнское чувство Радостью переполнены строки, описывающие заботу собаки о щенках. Она «причесывает» их языком, ласкает, согревает у теплого живота.

Проблема уничтожения природных богатств После сказки (Белый пароход), ПлахаЧингиз Айтматов Еще в 70-е годы Ч. Айтматов поднимал вопрос безысходности пути, при котором человек губит природу. Она обязательно отомстит вырождением и бездуховностью. Эту тему автор рассматривает в таких произведениях, как "После сказки", "Буранный полустанок", "Тавро Кассандры", "Плаха". Сильное впечатление оставляет после себя роман "Плаха". Автор на примере волчьей семьи показывает, к чему приводит гибель природы от деятельности человека. По сравнению с людьми волк проявляет себя более гуманным и «человечным». Проблема пагубного влияния человека на природу Пикник на обочине СтругацкиеВ лес на пикник на машине приезжают молодые люди. Они привезли с собой провизию, технику, транзисторы, разжигают костер, включают музыку, ставят палатки. Поутру гости разъезжаются, и напуганные лесные обитатели видят, что оставили после себя люди: пустые бутылки, консервные банки, масляные фильтры, свечи, пролившиеся бензин и автол

Проблема постижения прекрасного в природе Разбуженный соловьями Юрий Яковлевич Яковлев Непоседливый озорник Селюжонок был разбужен соловьями. Дело происходило в пионерском лагере и разозлившийся мальчик взял камень, чтобы отомстить птицам, однако завороженный песней соловья он так и замер. Он был тронут до глубины души и захотел увидеть, а затем изобразить прекрасную птицу. Хотя вылепленный из пластилина лесной певец мало схож с соловьем, Селюжонок ощутил живую силу искусства. В следующий раз, когда трели соловья разбудили мальчика, он поднял всех ребят, чтобы и они насладились его песней. По мнению автора, наслаждение красотой природы неизбежно приводит к постижению красоты в себе и искусстве.

Проблема неразрывной связи человека и природы Герой нашего времениМихаил Юрьевич ЛермонтовВ повести М. Лермонтова «Герой нашего времени» прослеживается тесная эмоциональная связь между человеком и природой. По мере развития событий в жизни Григория Печорина изменяется и природа, отражая его настроение. Перед дуэлью с Грушницким главный герой видит «свежее и голубое» небо и «ярко сияющее солнце». Глядя на мертвого противника, он уже ощущает, что солнце тусклое и его лучи не греют. Кроме того, природа выполняет роль одного из действующих лиц. Так, гроза сделала свидание Печорина и Веры более длительным, а в дневнике перед встречей с княжной Мери он пишет, что воздух Кисловодска «располагает к любви». Природа помогает Лермонтову подчеркнуть свое авторское присутствие и отразить эмоциональное состояние героев.Мы Евгений Иванович ЗамятинРоман-антиутопия Е. Замятина «Мы» показывает неразрывную связь между человеком и природой. Жители Единого государства отказываются от своего естественного начала, становятся «нумерами», а распорядок их жизни подчиняется рамкам Часовой Скрижали. Красоту природы заменили идеальные с точки зрения пропорции стеклянные здания, а любовь может быть доступна только, если есть розовая карточка. Д-503, главный герой произведения, может получить только математически выверенное счастье, обрести которое можно после удаления фантазии.

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным Белый Бим, Черное Ухо Гавриил Николаевич Троепольский Грустная история о всепоглощающей преданности собаки своему хозяину. Скитания Бима заставляют его сталкиваться с самыми разными людьми – злыми и добрыми, участливыми и равнодушными. Его жизнь заканчивается печально, и заставляет подумать о многом. Бим – самый преданный и умный пес! Не зря ему поставили памятник в Воронеже как самой «человечной» собаке в мире. Проблема восприятия природы, её красоты Война и мир Лев Николаевич Толстой Видение окружающего мира зависит от внутреннего настроя. Когда Болконский был убит горем после смерти жены, старый дуб показался ему уродливым, сердитым, больным. После знакомства с Ростовой это же дерево предстало перед князем Андреем в другом свете. Теперь Болконский увидел всю его мощь, мудрость, вековую красоту. Для тонко чувствующего человека природа является своеобразным показателем, характеризующим события с положительной или отрицательной стороны. Перед битвой окружающий мир дал Безухову понять, насколько противоестественны и отвратительны грядущие события. После Бородинского сражения хмурая природа словно говорила: «Опомнитесь, хватит!».

Проблема благотворного влияния природы на человека Кладовая солнца Михаил Михайлович Пришвин Настя и Митраша понимали красоту природы, постигали ее секреты и испытывали на себе ее чудесную благодатную силу. Она отвечала на их любовь, поэтому была им другом, а не безжалостным оппонентом. Бежин луг Иван Сергеевич Тургенев И. С. Тургенев по праву считается певцом русской природы. Приверженец «тайной психологии», он раскрывает тончайшие движения души человека с помощью пейзажа. В рассказе «Бежин луг» он показывает двойственность природы: с одной стороны, она дарит чистоту, внутреннюю тишину и просветление, с другой стороны, демонстрирует, насколько беспомощен человек перед ее простором и таинственными силами. Природа в «Бежином луге» – это среда обитания крестьянских мальчиков, которые рано приобщаются к труду на земле.

Проблема взаимопонимания человека и животных Песнь о собаке Сергей Александрович Есенин Взаимопонимание животного и человека в стихотворении кроется гораздо глубже, чем образы героев. Есенин как бы очеловечивает страдания собаки, тем самым показывая, что она мать. А значит, и у матери человеческой такой же человек как она сможет отобрать ее ребенка. Строки, говорящие о том, что собака заплакала, переносят метафору собаки на человека, ведь плакать способны только люди. На этом моменте страдание достигает своего апогея. А ведь человек даже не задумался о том, какую боль он нанес животному. В стихотворении стираются грани взаимоотношений между человеком и животным. Появляется новая оппозиция отношений: добро и зло. И, к сожалению, зло несет человек. Взаимоотношения собаки и человека в стихотворении показаны в ракурсе того, что человек сам разрушает все то, что заложено природой, уничтожает тех, за кого он в ответе. Но при этом не понимая, что убивая щенков, он сам убивает свою собственную душу.

Проблема влияния природы на душу человека Степь Антон Павлович Чехов Девятилетний Егорушка поражен красотой степи. Он наделяет ее человеческими качествами, делает своим двойником. Егор уверен, что степное пространство может страдать, тосковать и радоваться. У него появляются не по-детски серьезные и философские мысли.Война и мир Лев Николаевич Толстой Наташу Ростову окрыляет красота ночи в Отрадном. Она чувствует, что готова лететь, словно птица. Андрей Болконский также впечатлен природой деревни. По дороге он увидел старый дуб, который подтолкнул его ко многим изменениям в душе.Царь – рыба Виктор Петрович Астафьев Браконьер Утробин ловит настолько большую рыбу, что вынужден отпустить ее, чтобы сохранить себе жизнь. Эта рыба символизирует нравственное начало природы и заставляет героя взглянуть по-новому на свои жизненные принципы

.Проблема воздействия природы на человеческую натуру Гой ты, Русь, моя родная! Сергей Александрович Есенин Посредством пейзажной лирики поэт выражает свое отношение к Родине. Любовь к крестьянской Руси лежит в основе поэзии Есенина. Она предстает в небесной синеве, залитая золотом полей, утопающая в зеленых лесах. Религиозные мотивы часто используются Есениным в его произведениях. Лирическим героем стихотворения является странник – «захожий богомолец», пришедший помолиться в родные места. Пейзаж, окружающий его, тесно связан с воспоминаниями о прошлой жизни, о тоске по Родине.Цветопись крайне важна для понимания контекста. Синий цвет в стихотворении является основообразующим, ярким, пронзительным. Этот цвет олицетворяет все высоко духовное, святое, божественное. При этом «синь» в стихотворении не только небо – это простор, бескрайность в целом. Частое употребление глаголов показывает движение внутри стихотворения. «Пахнет», «чахнут», «гудит», «побегу», «прозвенит» - эти глаголы придают произведению динамику. Природа живет полной жизнью и оказывает на лирического героя чувство умиротворения, глубокой любви к Родине, восхищает и не перестает удивлять его.

Проблема сохранения культуры и духовной свободы общества 451 градус по Фаренгейту Рэй Брэдбери В романе Рея Бредбери центральной темой является проблема сохранения культуры и духовной свободы общества. Антиутопия рисует перед нами ужасную картину мира, в котором сжигают книги, хотя именно они являются носителями культуры, идей и свободы общества. Необходимо задуматься о том, что невежество может уничтожить нашу общую ценность – культурное наследие.В книгах человечество хранит накопленные знания и представления о жизни, которые представляют собой культурное наследие, передающееся из поколения в поколение. В них также заключены смелые идеи о свободе человека. «451 градус по Фаренгейту» повествует о том, что с миром может случиться беда, если уничтожить культуру.

Проблема сохранения культурного наследия Белая гвардия Михаил Афанасьевич Булгаков Проблема сохранения культурного наследия раскрыта в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия». Дворянская семья Турбиных ревностно чтит духовность и русскую культуру. Никакие обстоятельства не заставят их менять свои убеждения. Проблема творчества (вдохновения, писательский труд…) Доктор Живаго Борис Леонидович Пастернак Свой взгляд на миссию поэта Б. Пастернак выразил через Юрия Живаго, главного героя романа «Доктор Живаго». По его мнению, творчество является Божьим даром.Михаил Афанасьевич Булгаков Веру в неудержимую силу искусства М. А. Булгаков выразил в романе «Мастер и Маргарита» всего лишь одной фразой: «Рукописи не горят».

Проблема восприятия произведения искусства Портрет Николай Васильевич Гоголь Произведения искусства всегда вызывают в человеке какие-либо эмоции. В рассказе главный герой увидел портрет неизвестного и был поражен до глубины души его глазами.Гениальность творческих людей всегда граничит с мистицизмом. Очень сложно объяснить природу возникновения чувств людей от увиденного или услышанного произведения искусства. В рассказе на портрет ростовщика обратил внимание лишь один человек, который даже самому себе не мог объяснять, почему это произошло.Предметы искусства прошлых лет воссоединяют прошлое и современность в одно целое. Старинное полотно, изображающее загадочного старика, открывает Чарткову путь в прошлое. Произведение искусства отображает отношение автора к изображаемым предметам или явлениям. В рассказе на портрете обращают внимание на себя глаза. Так автор картины выразил самое главное во внешности старика.

Проблема красоты оружия Мать изменника Алексей Максимович Горький Нельзя не восхищаться по-настоящему красивой вещью. Бондарев утверждает, что нужно осознавать необходимость создания красивых предметов, даже при изготовлении оружия. Он описывает, насколько маленький мальчик был восхищен красотой трофейного оружия. По мнению автора, оружие может быть красивым, несмотря на свое предназначение – убивать «высшую красоту творения»: душу человека. Максим Горький в сказке "Мать изменника" рассказывает о юноше, который владел очень красивым оружием, усыпанным драгоценными камнями. Этот меч подобно зеркалу отражал лучи солнца. И сегодня, как во все времена, оружие служит не только для убийства, но и для эстетического наслаждения. Современные мастера даже покрывают лезвие мечей бриллиантовой пылью. Такой образец находится в Оружейной палате в Москве.

Проблема назначения подлинного искусства Поэт и гражданин Николай Алексеевич Некрасов Подлинное искусство может отражать не только вечные ценности, но и насущные проблемы людей. В стихотворении утверждается значимость идейной направленности поэзии и определяется важнейшая роль поэта-гражданина. Последний выступает своеобразным общественным трибуном.Настоящее, искреннее творчество и жизнь находятся в неразрывной связи. Подлинная поэзия неотделима от судьбы самого поэта. Важной составляющей при этом является активная гражданская позиция.Герой стихотворения воплощает зарождающийся дисбаланс между «чистым искусством» и «гражданской поэзией». Некрасов призывает истинных поэтов забыть о бездействии и погрузиться в борьбу за достойное будущее своего народа.

Проблема нравственного долга писателя Отцы и дети Иван Сергеевич Тургенев Писатель в своих произведениях должен не только рассказывать о каких-либо событиях, он должен объяснять читателям свою жизненную позицию. В романе И.С.Тургенев проводит мысль о важности и необходимости отмены крепостного права.Писатель не должен оставаться в стороне от общественно-политической жизни в стране. Автор романа затрагивает проблему нигилизма как нового социального направления в России и отношение людей разных сословий к ней.Долг каждого писателя – раскрыть все аспекты социально-политической жизни в стране. И.С.Тургенев, рассуждая о нигилизме, показывает несостоятельность этой теории в чистом ее виде и говорит о необходимости ее приверженцев изменять свое отношение к ней.

Проблема проблемы восприятия искусства. отсутствие духовности в искусстве Статья Экология культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев Не менее существенной задачей, чем сохранение окружающей природы, является сохранение культуры. Так думал Д. Лихачев. В своей статье «Экология культуры» он не может понять того, что вопрос нравственной чистоты в современном обществе не изучается. Более того, он не обозначен наукой как «жизненно важный для человека».

Проблема глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество. Мы Евгений Иванович Замятин В романе «Мы» главный герой, которого называют Д-503, восторженно рассказывает о своей жизни в «Едином Государстве» с тоталитарным режимом. Общество построено на математике, научно-техническом прогрессе. Однако автор уверен, что такое устройство пагубно влияет на нравственность и чувства людей, ведь они не поддаются анализу.Роковые яйца Михаил Афанасьевич Булгаков В повести «Роковые яйца» М. Булгаков поднимает проблему научно-технического прогресса. Одержимый собственными целями профессор Рокк, не думая о последствиях, дает ход эксперименту Персикова. Он выращивает огромных страусов и рептилий, которые оказываются опасными для цивилизации. Они умерщвляют Маню, жену Рокка, профессора и еще тысячи людей.Собачье сердце Михаил Афанасьевич Булгаков Профессор Преображенский осуществляет сложнейший эксперимент по преобразованию собаки в человека. Однако он не может предугадать, что милый песик превратится в настолько отвратительную человеческую личность. Автор поднимает вопрос целесообразности действий человека по отношению к природе, если последствия этих действий невозможно предвидеть.

Проблема неистребимость тяги к развитию, науке. Горе от ума А. С. Грибоедов в произведении "Горе от ума" поднимает проблему тяги к науке. В монологе Чацкого "А судьи кто?" звучит утверждение, что молодые люди могут заниматься наукой и искусством. Он говорит, что «ум, алчущий познаний» непременно устремится к науке, а в душе «сам Бог возбудит жар» к искусству. Однако у Фамусова такие взгляды вызывают страх. Оберегая устои общества как чиновник и любящий отец, он предпринимает попытки «наставить на пусть истинный» и «вразумить» Чацкого. Тем не менее последний смог отстоять право быть собой, несмотря на пережитую личную драму. Нельзя истребить в человеке тягу к развитию и науке.Отцы и дети Иван Сергеевич Тургенев Главный герой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" Базаров стремится заниматься полезной деятельностью, увлекается наукой, медициной. Однако он отвергает искусство и любовь, неотъемлемые составляющие души человека, бросает вызов устоявшимся жизненным законам. По мнению автора, нигилизм противоречит естественным духовным ценностям и потребностям. Он приводит Базарова к гибели.Горе от ума Александр Сергеевич Грибоедов В произведении "Горе от ума" А. С. Грибоедов рассматривает вопрос обучения и развития ума. В монологе "А судьи кто?" главный герой Чацкий утверждает, что молодые люди должны заниматься искусством и наукой. Жадный к знаниям ум «в науки вперит», и в душе «сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным...» Такие заявления пугают Фамусова, который как отец и чиновник, стремится сохранить то общество, в котором живет. Он пытается вразумить Чацкого, но молодой человек упрямо отстаивает право быть собой. Тяга к самосовершенствованию в человеке неистребима.


  • Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути.
  • Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни.
  • Проблема ложной цели в жизни. (В чем заключается смысл жизни человека?)


  • В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

  • - искусств. художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов.

  • Возможный вариант вступления/заключения
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

  • Тезисы Цитаты

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей… (О. Мандельштам)

В повести А. Платонова «Котлован» раскрывается проблемы трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Так, в деревнях идёт страшный процесс коллективизации, уничтожения кулачества, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная собственность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузнице трудится за всех медведь- батрак, истинный пролетарий, полный ненависти к «хозяевам» и фанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. Особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночные вспышки бунта.


  • Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в романе «Мы» в образе Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, сведен к «нумеру», где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман Е.3амятина прозвучал предупреждением, которое не дошло до советского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться в его жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е. Замятина, в чем-то далеко от нее отступая. Общим было одно - отношение к личности как к строительному материалу, обесценивание человека, его жизни. К проблеме бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве обращается.
  • А. Ахматова. Поэма «Реквием» написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.

  • В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема духовного здоровья людей, то есть утраты духовных ценностей. В повести царит атмосфера бездуховности, грубости, бескультурья. Коллективизация предстает как коллективное убийство и самоубийство. Люди превращаются в животных: Чиклин механически убивает оказавшегося под рукой мужика; крестьян, не вошедших в колхоз, отправляют на плоту; мужики не видят различий между убийством активистов и скота, вырубкой деревьев и уничтожением своей плоти. Человек обезличен и превращен в понятие («кулак», «буржуй», «активист»). Храм опустел. Креститься не допускается. Народ лишь ставит свечку, вместо молитвы, и скрывается, поднимая за собой траву. Люди потеряли смысл жизни: «я остался без Бога, а Бог без человека…» Для мужиков гроб – цельное хозяйство, ради которого они и живут. Чиклин же приносит два гроба: один для постели Насти, а другой – для красного уголка. Таким образом, можно сказать, что в «Котловане» нет надежды на будущую жизнь. В основе всей жизни лежат лишь одни мечты.

  • В повести А.П. Платонова «Котлован» раскрывается проблема утраты духовных ценностей. Так, взорван Храм Христа Спасителя – центр духовной жизни России, а на его месте предлагается построить Дворец Советов. А котлован «нового дома», в котором человек был бы «обручен с землей», становится для многих могилой, «вечным домом» для маленькой Насти. Уничтожение религии и фанатичное поклонение новы идеям, это не атеизм, а безбожие: «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот». В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты – гроб с телом ребенка. «Я теперь ни во что не верю!» Вот итог строительства новой жизни, нового человека и его духовного здоровья.
  • Герои романа Е. Замятина «Мы» - «нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, является математиком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной? В предисловии к роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов написал, что его

Проблема благотворного влияния природы на человека (Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?)

  • Тезис

Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, ее часть.

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь при наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.


  • К проблеме будущего России в 20-е годы ХХ века обратился Е. Замятин в романе- антиутопии «Мы». Создавая модель идеального государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, автор предупреждал об опасности обезличивания, утрате живой души и превращении человека в безликую массу «нумеров».

Проблема научного прогресса

  • Цитаты

«Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» (Ю. Бондарев). - Прогресс неизбежен, его нельзя отменить (А.Д. Сахаров).

Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее (Юрий Бондарев).

В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно- технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно- технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу.

Заключение: «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.