Физическое и духовное здоровье человека в чем заключается.

Светлана Румянцева

Проблема духовного развития злободневна и волнительна. При любых культурных и цивилизационных изменениях есть те, кто или интуитивно, или сознательно ищет свой путь и понимает, что духовное развитие для него – это жизненно необходимый процесс и цель. При этом немногие понимают, что такое духовное развитие. Не знают, как его достигнуть.

И действительно: о духовном развитии написаны миллионы трудов и сказаны миллиарды слов, открыты тысячи школ, проповедующих свой путь, но однозначной и универсальной инструкции ещё никто не дал. Искатели секрета духовного развития говорят, что развиваться следует с помощью духовной работы. Логично, но такие высказывания не способны в полной мере раскрыть суть проблемы.

Чтобы понять, как достичь цели, в первую очередь нужно определить цель. Определить понятие «духовное развитие». Толкований понятия духовное развитие (духовность) множество, но, несмотря на такое разнообразие, в каждой трактовке есть его фундаментальные основы. Прежде всего, духовность – это бескорыстная любовь, вера, осмысленность и .

Бескорыстная любовь

Бескорыстная любовь – это всеобъемлющая любовь по отношению ко всему, что окружает человека. Такая любовь исключает желание получить что-то взамен, она не ставит ограничений и условий, лишена . Но, бескорыстная любовь – это оксюморон. Любят всегда за что-то. Даже мать любит дитя за то, что это её ребенок.

Достигнуть бескорыстной любви практически невозможно, но тут важно не достижение цели, а путь к ней. Чтобы прогрессировать в духовном развитии через бескорыстную любовь, нужно принимать окружающий мир и людей такими, какие они есть. Без претензий, .

Важно наблюдать и исследовать людей, пытаться понять мотивы их поступков и причины тревог. Поняв, что стоит в основе намерений и поступков людей, можно избавиться от предвзятости к ним, проникнуться уважением, . Бескорыстная любовь – это любовь не благодаря чему-то, а вопреки всему.

Вера

Вера в данном случае — это не то, что проповедуют мировые религии. Вера для духовного развития – это не вера в кого-то, это понимание того, что всё возможно, и в то, что ограничения существуют только у нас в голове. Чтобы расти через веру, необходимо провести ревизию собственных ограничивающих убеждений и устранить их. Вместе с тем нужно обзаводиться новыми полезными убеждениями, выявить уже существующие и неустанно их развивать.

Осмысленность

Осмысленность – это состояние нахождения в действительности, проживание каждого мгновения жизни, умение фокусироваться на внешнем мире, а не только на собственной персоне.

Крайне важно уметь жить мгновением, это позволяет контролировать свое поведение и эмоциональное состояние, дает возможность наслаждаться процессом, а не только результатом. Умение жить «здесь и сейчас» позволит прошлого и разочарований от несбывшихся грёз и мечтаний.

Чтобы научиться жить осмысленно, во всем нужно соблюдать принцип мастеров Дзен, который гласит: «Когда я ем – я ем, когда несу воду – я несу воду». Чтобы понять, как это работает, попробуйте . Для этого возьмите банан или любой другой фрукт и вместо того, чтобы привычно стремительно его поглотить, разжуйте каждый кусочек в течение минуты. Сконцентрируйтесь на текстуре мякоти, на каждой нотке вкуса и аромата, попытайтесь сделать поглощение как можно длительнее. Важно, чтобы вы выжали из вкуса и аромата банана как можно больше удовольствия и ощущений. Таким способом вы научитесь осознавать значимость каждой частички целых вещей и явлений. Научитесь не обобщать, а чувствовать и видеть многообразие.

Душевный покой

Душевный покой – это ясность мыслей, безмятежное состояние души, раздражения и тревоги. Внутренний баланс и гармония.

Душевный покой достигается путем и чувств. Освобождайтесь от , ненависти, и. Достигнуть полного очищения сложно, но даже попытки избавиться от всего лишнего приносят облегчение.

В обретении душевного покоя есть секрет. Природа не терпит пустоты. Поэтому очищая сознание от мусора, нужно заполнить его конструктивными мыслями, полезными идеями, приятными чувствами и хорошим настроением. В противном случае пустота может снова заполниться нечистотами.

Что такое духовное развитие?

В целом духовный рост можно описать как трансформацию общего понимания мира и себя в нём. Такая трансформация влечет за собой очищение сознания от негативных убеждений и деструктивных мыслей, формирует и созидающий образ жизни.

Высокодуховная личность – это душевный покой, принятие себя и окружающей среды без искажения.

Зачем развиваться духовно?

Развитие нужно для улучшения жизни.

Его жизнь подобна потоку чистой горной реки. Такой человек чувствует себя в разы лучше, чем запуганная, агрессивная, полная ненависти и тревог личность, пытающаяся скрыться от реальности в выдуманном собой мирке.

Духовность дает возможность освободить и плодотворно использовать энергетические резервы, какие растрачивались на отрицательные чувства, мысли и действия. Развиваясь духовно, человек движется к гармонии и созиданию.

Как развиться духовно?

Прогресс в духовном развитии зависит от формирования его фундаментальных основ: бескорыстной любви, веры, осмысленности и душевного покоя. Сейчас вы ждете инструкций о том, как достигнуть духовности и просветления. Их не будет. Такое желание – это как раз пример ограничивающего убеждения. Шаблоны человеческого мышления сложились так, что люди обязательно ожидают выводов и дальнейших инструкции. Но это не аксиома. Жизнь не всегда дает человеку ответы на поставленные перед ним вопросы, и человеку вместо того, чтобы ждать манны небесной и поводыря, нужно и сделать самостоятельный шаг вперед.

Начните путь к духовным высотам с работы над этим убеждением.

В целом развитие – это естественный процесс. Это природный физиологический механизм, который функционирует, если человек создает необходимые условия для его проявления и работы.

Жизнь не даёт никакого другого правила, кроме безусловного принятия жизни. Все, от чего мы отворачиваемся, игнорируем и убегаем, всё, что мы отрицаем и ненавидим, в конечном итоге оборачивается против нас и становится причиной нашего уничтожения. И то, что воспринимается нами обидным и нездоровым или кажется отвратительным и безрассудным, станет ключом к красоте, радости и силе, встретив открытый разум. Каждое явление и момент станет золотом тем, кто видит их такими.

Физическое тело

Вместе с тем важно помнить, что кроме тонкого тела (души) человек еще имеет тело физическое. Развиваясь духовно нужно не забывать и о развитии физическом. Недаром говорят, что в здоровом теле здоровый дух. Через телесные ощущения человек воспринимает процессы, происходящие как в нём самом, так и за пределами самого тела.


Тело – это большой, сложный, но утончённый проводник между окружающим миром и человеческим сознанием и духом.

Чтобы проводник работал хорошо и способствовал духовному развитию к нему нужно относиться с любовью и заботой. В противном случае этот большой медиатор, как испорченный телефон, будет передавать сознанию искаженные и неправдивые сигналы окружающего мира.

Гармония формы и содержания

Гармония формы и содержания – это еще один закон развития человека. Кроме физических упражнений и здорового питания, есть несколько ментальных принципов, воздействующих на физическое здоровье.

Первый принцип. Человеку нужен . Личность без глобальной цели-миссии, без осознания причин своего пребывания на земле, не достигнет успеха в жизни и высокого уровня развития. Ни физического, ни духовного. Но, учитывая этот принцип, помните, что для каждого человека смысл жизни (опять же) свой и воплощается он для каждого по-разному.
Принцип второй. Этот принцип о самосовершенствовании. Если человек не идет вперед, то он непременно движется назад. Следуя этому принципу, человек получает ежедневный физический и духовный рост.
Третий принцип. Принцип равновесия и оптимизма. Человек, придерживаясь этого принципа, сохраняет эмоциональное равновесие и оптимистичные взгляды на жизнь.

Путь к духовному развитию долог и тернист, но тот, кто достигнет вершин, понимает, что иным путь не мог и не должен быть. За это человек и благодарен.

Притча о пути к духовному развитию

Мудрец отправился путешествовать и узнать чем люди живут. На своём пути он увидел шумную ораву людей, которые тащили в гору тяжелые камни. По людям было видно, что они утомлены. Ладони людей покрылись мозолями, по лицу градом лился пот. Мудрецу стало любопытно.
— Чем ты занят? – спросил он у одного мужчины.

— Я тащу камни на гору.

— А ты чем? – спросил он второго.

— Я зарабатываю детям на еду.

— Ну а чем занят ты? – спросил он третьего.

— Я строю храм Божий!

Тогда мудрец понял: не важно, что ты делаешь, важно отношение к этому. Одно дело несет человеку боль и мучение, а иному даёт радость.

1 апреля 2014

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Хакасский Технический Институт-филиал

Федерального государственного образовательного

Учреждения высшего профессионального образования

«Сибирский Федеральный Университет»

«Взаимосвязь физического и духовного развития личности. Возрастная физиология и психофизиология»

Абакан-2014г

Введение

Возрастная физиология и психофизиология

Рост и развитие организма

Этапы и периоды онтогенеза

Физическое и психическое развитие

Биологические ритмы, их показатели и классификация

Биоритмы и работоспособность

Литература

Введение

Предметом общей физиологии человека является взрослый организм. Физиологические особенности, наблюдаемые на ранних и поздних этапах индивидуального развития, т.е. онтогенеза, излагаются в специальных разделах физиологии и физиологии развивающегося организма (чаще этот раздел называют возрастной физиологией) и физиологией стареющего организма (геронтологической физиологией).

Возрастная физиология и психофизиология

возрастная физиология биологический ритм

Возрастная физиология - биологическая дисциплина, изучающая:

1. Функции целостного организма и отдельных физиологических систем (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.) в онтогенезе;

2. Функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения) в онтогенезе;

3. Взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образования эритроцитов в красном костном мозге) в онтогенезе;

4. Регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервных и гуморальных) в онтогенезе.

Рост и развитие организма

Рост и развитие -- важнейшие процессы, обусловливающие морфологические и функциональные изменения организма в восходящей фазе онтогенеза. Рост -- количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие -- качественное преобразование тканей и органов организма, которые протекают как за счет увеличения размеров, так и за счет дифференцировочных процессов (увеличение разнообразия и специализации клеточных структур), и приводит к качественным и количественным изменениям функций организма. Р. и р. протекают гетерохронно, причем для каждой из тканей организма фазы роста и дифференцировочных процессов чередуются.

Процессы Р. и р. начинаются с образования зиготы (начальная стадия образования зародыша человека) и завершаются в основном к 20 годам. Термин "рост" используется иногда как синоним длины тела; термин "развитие" -- для описания достигнутого уровня морфофункционального созревания отдельных свойств человека: развитие физическое, развитие психическое, развитие моторное и др.

Существуют периоды активации и торможения роста: первое отмечается в период до рождения и в первые месяцы жизни: затем интенсификация роста происходит в 6--7 лет (полуростовой скачок) и 11--14 лет (ростовой скачок, или пубертатный скачок роста).

Развитие также процесс нелинейный. В течение онтогенеза выделяются периоды постепенного, плавного развития и переломные периоды, характеризующиеся существенным качественным преобразованием функций.

Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента зарождения до смерти. Этот процесс индивидуального развития носит название онтогенеза. Организм не является простой суммой миллиардов клеточных элементов. Это качественно новый уровень клеточной формации

Любой организм для своего роста, развития и жизнедеятельности нуждается в определенных условиях существования, представляя единое целое с окружающей средой. У высших животных и человека в согласованной работе всех органов и систем, а также в осуществлении связи с окружающей средой руководящую роль играет нервная система. Всякие изменения во внешней среде оказывают влияние на весь организм через нейроэндокринный аппарат, в результате чего соответственно изменяются функциональные реакции, помогающие приспособиться организму к определенным условиям существования. Наиболее выраженные изменения в строении организма человека происходят в период от новорожденности до периода полового созревания. Современный врач, призванный заботиться о здоровье ребенка, не может относиться к детскому организму как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду от рождения до зрелости свойственны свои специфические особенности строения и функционирования.

Являясь биологическим объектом природной экосистемы и членом общества, человек находится под воздействием сложного комплекса климатических, химических, радиоактивных, электромагнитных, шумовых и других факторов, своеобразной социально-экономической среды его обитания. Поэтому здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье -- это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Институтом гигиены детей и подростков России предложено более конкретное определение здоровья: “здоровье -- отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и достаточная способность адаптироваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды”.

Этапы и периоды онтогенеза

Онтогенез (греч. on, ontos -- сущее, существо; genesis -- происхождение, развитие) -- процесс индивидуального развития, рассматривается как совокупность последовательных морфологических, физиологических, психофизиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до смерти. В процессе О. выделяют количественные изменения -- увеличение размеров и живой массы организма, продолжительность жизни -- и качественные изменения -- тканевая дифференциация, появление органов и систем, возникновение новых структур и функций. В ходе О. четко вычленяются определенные фазы -- пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения) периоды.

Этапы онтогенеза -- последовательные периоды онтогенеза с характерными морфофизиологическими особенностями: эмбриональный, ювенильный, зрелости, размножения, старости.

Эмбриональное развитие, или зародышевое развитие, включает стадии зародыша и плода. После родов начинается постэмбриональный период, продолжающийся всю жизнь и заканчивающийся смертью.

Постэмбриональный онтогенез человека делится на возрастные периоды (см. Возраст), каждый из которых характеризуется различными анатомическими и физиологическими изменениями в организме. Наиболее уязвимые, критические периоды онтогенеза - пубертатный (период полового созревания) и климактерический (период угасания половой функции). Изучение генетической программы онтогенеза помогает выявлять причины возникновения многих болезней и разрабатывать новые методы их лечения.

Закономерности онтогенетического развития. Индивидуальное развитие подчиняется общей закономерности -- оно находится под влиянием двух главных взаимодействующих факторов -- внутреннего (наследственная программа) и внешнего (окружающая среда). На разных этапах онтогенеза оба фактора характеризуются различной эффективностью влияний, и вклад каждого изменяется в ходе индивидуального развития.

В пренатальном периоде доминирует внутренний фактор, а влияния внешнего опосредуются материнским организмом. Наследственная программа интенсивно развертывается на протяжении внутриутробного периода. Ее полноценная реализация зависит, прежде всего, от качества генетического материала. Изменение числа хромосом и их характеристик, возникающее за счет непредвиденных мутаций, могут привести к различным нарушениям физического (заячья губа, волчья пасть, пороки сердца и др.) и психического развития (например, синдром Дауна).

Генетическая программа внутриутробного развития реализуется закономерно и последовательно во времени. Из физиологических причин, которые могут отрицательно повлиять на ее реализацию, следует упомянуть гипоксию. Развивающийся плод остро нуждается в притоке кислорода, поэтому нежелательны любые воздействия, приводящие к сужению или спазму сосудов у матери -- активное и пассивное курение и особенно стрессы.

Наследственная программа определяет органогенез -- закладку и развитие основных органов в первый, эмбриональный период (3-4 лунных месяца), и системогенез -- объединение элементов разных органов в существенные для выживания и развития системы жизнеобеспечения -- во второй, плодный (с 5--6 лунных месяцев).

В онтогенезе различают два периода:

эмбриональный;

постэмбриональный.

Для высших животных и человека принято деление на:

пренатальный, или антенатальный (до рождения), период;

постнатальный период (после рождения);

предложено также выделять проэмбриональный период, предшествующий образованию зиготы.

В онтогенезе можно выделить три фазы:

Эволютивную (внутриутробное развитие, детство и юношество);

Репродуктивную (половая зрелость);

Инволютивную (старость).

Каждая фаза онтогенеза распадается на периоды. Границы периодов определяются факторами, с которыми организм может взаимодействовать на данном этапе своей жизни. В эволютивную фазу эти факторы последовательно появляются, в инволютивной, напротив, также последовательно исчезают.

Физическое и психическое развитие

Жизненный путь человека -- это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой -- целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизненного пути, формирования личности стали определяющими характеристиками периодов роста и созревания индивида.

В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирования людей данного поколения, складываются «типичные характеры эпохи», социально ценные свойства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готовность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответственно характеру этого взаимодействия развитие отдельных свойств происходит неравномерно в каждый отдельный момент -- гетерохронно. Внутренняя противоречивость развития личности, проявляющаяся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливающим внутреннюю противоречивость онтогенетической эволюции.

Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.

Бесспорно, что точки отсчета для начала онтогенеза и истории личности разделены многими месяцами жизни и существенно различными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке; история личности, или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже. Основными ранними ее вехами являются поступление ребенка в детский сад и, что особенно важно, в школу, что обусловливает более обширный круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности, открывающих отдельному человеку доступ к истории человечества (через усвоение суммы знаний, традиций и т. д.) и к программам его будущего.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, что является необходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания.

Социальное формирование человека не ограничивается формированием личности -- субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирование человека -- это вместе с тем образование человека как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, кончая трудом, если следовать известной классификации видов человеческой деятельности. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и т. д. -- это одновременно стадии развития свойств субъекта познания и деятельности, изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, т. е. становление личности.

Различные характеристики формирующегося человека проявляются в несовпадениях моментов и направлений реализации мотивов общественного поведения и познавательных интересов, в относительном обособлении нравственных, эстетических и гностических ценностей, в различиях между тенденциями личности и ее потенциями как субъекта познания и деятельности.

Зрелость человека как индивида -- соматическая и половая -- определяется биологическими критериями. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазоном индивидуальной изменчивости моментов завершения соматического и полового созревания, наступления физической зрелости. Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость всего организма -- его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с определенным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху.

Как явление умственной зрелости, так и критерии ее определения -- исторические. В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены гражданской зрелости, с наступлением которой человек полностью становится юридически дееспособным лицом, субъектом гражданских прав (например, избирательных), политическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от общественно-экономической формации, классовой структуры общества, национальных особенностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физического развития человека. В общественной жизни важное значение имеет определение трудовой зрелости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере связаны с учетом состояний физического и умственного развития. Следовательно, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

Еще более выражена разновременность моментов, характеризующих финал человеческой жизни. Таким финалом для индивида является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, т. е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие, идеальная форма существования которого оказывается реальной силой общественного развития.

Эти формы существования и развития человека, изменяющиеся в разные периоды человеческой жизни, характеризуются специфическими комплексами психофизиологических особенностей, которые будут рассмотрены в следующих главах. Противоречия между этими формами с их различными психофизиологическими характеристиками не могут отвлекать нас от единства человека во всей множественности его состояний и свойств. Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются важными факторами высокой жизнеспособности и долголетия.

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет -- окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Биологические ритмы их показатели, и классификация

Биологические ритмы (биоритмы) -- регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. Б. р. в той или иной форме присущи всем живым организмам. Б. р. описываются рядом характеристик: периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем.

В зависимости от порождающей причины Б. р. делятся на экзогенные -- колебания, вызванные периодическими воздействиями извне, т.е. пассивные реакции на колебания факторов окружающей среды, и эндогенные -- автономные (син. спонтанные, самоподдерживающиеся, самовозбуждающиеся) колебания, обусловленные активными процессами в самой живой системе (к ним относится большинство Б. р.).

Эндогенные Б. р. поддерживаются механизмом обратной связи. В зависимости от того, на каком уровне биологической организации она замыкается, различают Б. р. в клетках (митотический цикл), органах (сокращения кишечника), организмах (овариальный цикл) и сообществах (колебания численности популяций в системе хищник-жертва).

По выполняемой функции Б. р. делят на физиологические ритмы -- рабочие циклы отдельных систем (дыхание, сердцебиение), и экологические, адаптивные (см. циркадные ритмы), служащие для приспособления организмов к периодичности окружающей среды. Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки; период экологического ритма, напротив, сравнительно постоянен, закреплен генетически. Экологические ритмы в естественных условиях захвачены циклами окружающей среды; выполняют функцию биологических часов (с их помощью организмы ориентируются во времени).

Б. р. с разными периодами у одного организма могут оказывать взаимное модулирующее влияние, но обычно сравнительно независимы. Б. р. с одинаковым периодом, напротив, часто сопряжены иерархическим образом: выделенные группы клеток могут играть роль центров синхронизации -- ритмоводителей.

Биологические ритмы интересны тем, что во многих случаях сохраняются даже при постоянстве условий среды. Такие ритмы называют эндогенными, т.е. «идущими изнутри»: хотя обычно они и коррелируют с ритмичными изменениями внешних условий, например чередованием дня и ночи, их нельзя считать прямой реакцией на эти изменения. Эндогенные биологические ритмы обнаружены у всех организмов, кроме бактерий. Внутренний механизм, поддерживающий эндогенный ритм, т.е. позволяющий организму не только чувствовать течение времени, но и измерять его промежутки, называется биологическими часами.

У человека не только сон, но и многие другие функции подчинены суточному ритму. Примеры тому - повышение и понижение кровяного давления и выделения калия и натрия почками, колебания времени рефлекса, потливости ладоней и т.д. Особенно заметны изменения температуры тела: ночью она примерно на t1С ниже, чем днем. Биологические ритмы у человека формируются постепенно в ходе индивидуального развития. У новорожденного они довольно неустойчивы - периоды сна, питания и т.д. чередуются бессистемно. Регулярная смена периодов сна и бодрствования на основе 24-25 часового цикла начинает происходить только с 15-недельного возраста.

Основными параметрами биоритмов являются такие показатели: Период -- время между двумя одноименными точками в волнообразно изменяющемся процессе. Акрофаза -- точка времени в периоде, когда отмечается максимальное значение исследуемого параметра. Мезор -- уровень среднего значения показателей изучаемого процесса. Амплитуда -- величина отклонения исследуемого показателя в обе стороны от средней.

Классификация ритмов базируется на строгих определениях, которые зависят от выбранных критериев.

По их собственным характеристикам, таким как период;

По их биологической системе, например популяция;

По роду процесса, порождающего ритм;

По функции, которую выполняет ритм.

Биоритмы и работоспособность

Основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех ритмов организма человека является чередование сна и бодрствования. Эти два процесса неразрывно связаны между собой и являются главным условием организации режима деятельности и отдыха. Бодрствование выступает основой активной и осознанной деятельности человека и занимает примерно две трети его жизни. Энергетическую сторону его отражает понятие психического тонуса. Психический тонус - это оптимальная интенсивность психических процессов, поддерживающих нормальное функционирование организма человека при разной степени его активности. Психический тонус зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, вида жизнедеятельности и состояния нервной системы человека. Необходимый уровень тонуса определяется бессознательными функциями головного мозга, но возможна и осознанная его регуляция. Регуляция психического тонуса осуществляется с помощью широкого спектра физических, психических и эмоциональных воздействий. Наиболее эффективными методами его стимуляции являются системы психологического тренинга, дыхательной гимнастики и воздействия на биологически активные зоны организма. Подробный разговор о них пойдет в следующих главах.

Не следует забывать о заметном влиянии эмоций на тонус. Положительные эмоции, хорошее настроение, уверенность и оптимизм способствуют его повышению, а отрицательные эмоции, растерянность, озлобленность - снижают. Для стимуляции психических процессов используют тонизирующие напитки: чай, кофе, квас. Алкоголь и никотин вызывают кратковременное поднятие тонуса, приводя затем к его резкому снижению.

Для поддержания высокого уровня работоспособности большое значение имеет принцип постепенного вхождения в трудовой процесс. Особенно важно его соблюдение после сна, выходных дней, летнего отдыха и перехода на другой вид деятельности. Всякая новая деятельность должна прийти в равновесие с системой уже имеющихся функций и навыков. Высокую продуктивность работы обеспечивает хорошо продуманная и отработанная последовательность, определенная система труда.

Ритмический труд - это равномерное распределение нагрузки в течение дня, недели, месяца, года. Требование ритмичности основано на учете физиологических особенностей центров нервной системы, которые наиболее экономно функционируют при правильном чередовании процессов возбуждения и торможения. Резкое снижение работоспособности может быть вызвано как чрезмерным утомлением при высоком темпе работы, так и периодами бездеятельности. Организация режима труда, основанного на ритмичной деятельности организма и работы головного мозга, является определяющим условием экономичной и высокопроизводительной работы.

Под режимом труда понимают чередование периодов работы и отдыха, который играет важную роль в профилактике утомления.

Литература

1. К.Г. Юнг. Психологические типы.- М.: Прогресс-Универс, 2005- 718 с.

2. Л.С. Выготский. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 2002, N 2.

3. А. Коссаковский. Психическое развитие личности в онтогенезе. - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 2005 - 183 с. - С. 37-67

4. И.А. Аршавский. Основы возрастной периодизации. - В кн.: Возрастная физиология. Л.: Наука, 2005 - С. 60

5. Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,2008- 338 с.

6. П.К. Анохин. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Медицина, 2008 - 547 с.

7. М. Тышкова. Индивидуальный опыт, культура и развитие личности. - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 2000 - 214 с.

8. А.В. Петровский. Проблема развития личности с позиций социальной психологии - Вопросы психологии, 1984. N 4

9. Е.С. Филатова. Соционика для вас. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2003. - 296 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Прикладные области психофизиологии: клиническая, эргономическая психофизиология, психофизиология диагностики и компенсации когнитивных нарушений. Методы психофизиологического исследования: полиграфия, электродермография. Психофизиология памяти и научения.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2012

    Натуралистические концепции онтогенеза человеческой психологии. Фундаментальные теории развития в соответствии с различными психологическими школами. Возрастные изменения психики человека в разные периоды жизни. Система диагностики психического развития.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Проблема возраста и возрастная периодизация. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Основные концепции психического развития. Кризис семи лет. Самосознание подростка.

    книга , добавлен 14.06.2007

    Принципы выделения этапов психического развития, которое основывается на внутренних закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную периодизацию. Периодизация развития личности З. Фрейда, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.

    реферат , добавлен 17.04.2010

    Возрастные периоды становления личности в процессе онтогенеза человека, истоки возникновения личностного кризиса и его возрастная динамика. Типологизация кризисов психического развития человека в период от рождения до юности, от молодости до старости.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Влияние биологических и социальных факторов на психическое развитие. Психическое развитие как развитие личности, психоанализ Фрейда. Теория Ж. Пиаже. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Характеристика возрастных периодов личности.

    курс лекций , добавлен 17.02.2010

    Сущность психофизиологии как науки и физиология познавательных способностей человека, роль психических процессов в его поведении. Зависимость сознания от моделирующей системы мозга и физиология мышления. Рефлекторная теория и основные свойства памяти.

    реферат , добавлен 04.08.2009

    Психическое развитие и воспитание в концепциях казахстанских психологов. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Исследование особенностей психического развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Понятие и предмет исследования психофизиологии как научной дисциплины, возникшей на стыке клинической психологии и физиологии. Методика регистрации сочетания конкретных переживаний и поведения с физиологическими процессами (в норме и патологии).

    презентация , добавлен 17.06.2015

    Физиология ребенка первого месяца жизни, его сон и еда, двигательное развитие. Основные аспекты развития ребенка с двух по шести месяцев. Физическое и психическое развитие малыша второго полугодия жизни, полезные игрушки и режим дня, уход и кормление.

Физическое и духовное здоровье человека в чем заключается, в чем смысл этих понятий? Как они взаимосвязаны между собой? В чём заключается здоровье человека? Как привести своё тело и душу в гармоничное состояние? Эти вопросы интересуют многих людей, однако не все понимают, что физическое состояние организма напрямую зависит от уровня духовности личности.

Что такое физическое здоровье человека?

Физически здоровый человек всячески поддерживает собственное тело в тонусе. Это подразумевает соблюдение гигиенических норм, развитие привычки правильно питаться, а также регулярные занятия спортом. Нельзя остаться физически крепким и здоровым, если не мыть руки и остальные части тела, не чистить зубы, не носить чистую одежду.

Поглощая пищу в избытке, а также принимая внутрь алкоголь или вдыхая табачный дым, нельзя рассчитывать на то, что тело справится с подобной нагрузкой и не пострадает. Регулярные занятия спортом помогут ускорить и улучшить многие процессы в организме, благодаря которым человек станет намного сильнее и здоровее.

Что такое духовное здоровье?

Духовное здоровье человека – это его внутреннее состояние, определяющееся чистотой мыслей, совести, взаимоотношениями с окружающим миром и самим собой. Оно проявляется чаще всего в поступках человека, ведь именно мысли предшествуют поступкам и образу действия. Духовно здоровый человек находится в гармонии с окружающими людьми, природой, своей совестью.

Совесть – наш внутренний компас. Если мы не сопоставляем своё направление с ним, не прислушиваемся к внутреннему голосу, совершая поступки, идущие вразрез с совестью, тем самым мы нарушаем гармонию с самими собой. В итоге получаем на внутреннем уровне потерю спокойствия, терзания, смятение, разочарование в самих себе, а на физическом уровне результатом становятся различные заболевания, нарушение отношений с окружающими людьми.

Как улучшить духовное здоровье?

Повысить свою духовность можно несколькими способами. Основные из них изложены практически во всех религиях мира.

1. Покаяние – признание собственных ошибок, изменение неправильного образа действий. Это не просто сожаление о плохих поступках, а их осмысление и отказ повторять неправильные действия снова.

2. Проявление любви – основа всего. Каждая религия учит любить Создателя, себя самого и ближних.

3. Следование тонким законам Вселенной. Если мы движемся по жизненному пути, действуя в согласии с законами и принципами, данными нам Богом, то наша жизнь преображается. Действуя наперекор тонким духовным законам, мы страдаем.

4. Молитва, медитация, размышление – путь к духовному исцелению.

5. Изучение божественных законов, принципов бытия, чтение соответствующей литературы, посещение различных семинаров – всё это помогает укрепить взаимоотношения с Создателем, а значит, ведёт к духовному исцелению.

6. Прощение – если мы затаиваем обиды на ближних или самих себя, эта негативная энергия разъедает изнутри, мешает двигаться вперёд, достигать успеха и лишает радости. Прощение – неотъемлемая часть духовного здоровья.

Что ведёт к разрушению духовного и физического здоровья?

Учёными уже доказана взаимосвязь возникновения физических недугов с духовным состоянием человека. Например, известно, что некоторые заболевания появляются тогда, когда мы недовольны собой, носим в сердце груз обиды на кого-то, завидуем. По поводу зависти упоминалось и в Библии, где сказано, что зависть – это гниль для костей. Это чувство присуще только людям с низкой духовностью, оно вначале оказывает влияние на качества личности, притупляя любовь к ближним, способность радоваться чужим успехам.

Затем зависть продвигается дальше – она способствует развитию других негативных качеств – злости, гнева и даже ненависти. Эти чувства разрушают человека физически. Что значит «гниль для костей»? Это буквально означает развитие недугов, таких как рак, сахарный диабет и других, которые связаны с процессами гниения тела.

Любые отрицательные эмоции и личностные качества приводят к разрушению физического здоровья. Вот почему важно всячески контролировать свои мысли и поступки, очищая их от зла.

В чем заключается здоровье человека?

Быть здоровым – это пребывать в гармонии с самим собой и ментальными законами Вселенной. Это понятие не только подразумевает заботу о физической форме. По определению ВОЗ, быть здоровым – не значит не иметь каких-то заболеваний. Это целостное понятие, включающее в себя состояние духовного развития человека, его психического состояния, а также физической формы. Входит в это определение и нравственная составляющая, ведь следование высоким нравственным нормам или принципам защищает людей от различных заболеваний, взять хотя бы те, что передаются половым путём.

Итак, подведём итоги, дав чёткое определение тому, в чём же заключается здоровье? Это означает:

1. Вести здоровый образ жизни – заниматься спортом, правильно питаться, отказаться от вредных привычек, содержать тело в чистоте.

2. Действовать по совести.

3. Проявлять любовь к окружающему миру и ближним.

4. В своих поступках руководствоваться принципами и ментальными законами Вселенной.

5. Избавиться от негативных чувств, разъедающих тело, - зависти, злобы, гнева, ненависти и обид.

6. Развить хорошие нравственные привычки.

Придерживаясь этих правил на протяжении всей жизни, вы можете рассчитывать на крепкое здоровье, причём в полном понимании этого слова.

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Взаимосвязь духовного и физического здоровья

Реферат подготовила:

Учащаяся 8 класса

МОУ Арсентьевской ООШ

Ржевская Ксения Владимировна

Научный руководитель:

Учитель биологии и ОПК

Ларина Ольга Робертовна

Введение.............................................................................................................3 1. Проблема здоровья в современном обществе............................................4 2. Понятие о здоровье и его критерии...........................................................6 3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8 4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10 5. Анализ результатов исследования..............................................................12. 5.1. Описание методики и организации исследования.............................12 5.2. Анализ результатов и их обсуждение...................................................15. Заключение.........................................................................................................19Литература..........................................................................................................20 Приложения........................................................................................................21

Введение

Мы говорим при встрече, здравствуйте, а это значит, что мы желаем друг другу здоровья. Я задумалась над тем, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – одна из главных жизненных ценностей. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат страшный: 4.5 млн. детей-сирот при живых родителях, рост наркомании и алкоголизма, частые суициды в подростковой и молодежной среде. Эти и многие другие факты подтверждают, что русская нация действительно находится в крайне тяжелой ситуации. Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. В одном из западных английских журналов опубликовано очень интересное исследование о том, как русские относятся к своему здоровью. И там приводится ряд цифр, которые говорят о том, что хуже, чем русские к своему собственному здоровью не относится, наверное, в Европе и других цивилизованных странах, никто. Как дар его никто не воспринимает, и губят его абсолютно спокойно. Ко всему прочему нужно отметить и продолжающееся старение населения. Уже сейчас на одного молодого человека приходится 1,5 пенсионера. Российская Академия наук в 1914 году, в самый канун первой мировой войны, подсчитала, что по самым скромным данным к началу XXI столетия в России должно было проживать 500 млн. человек.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни. Государство и общественные организации проводят в этом направлении определенную работу: но это работа, направлена на устранение последствий. Учитывая традиционную направленность современной медицины, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у детей и подростков.

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

1. Проблема здоровья в современном обществе

В самом начале этого года Министерство образования и науки Российской федерации обнародовало данные по числу учащейся молодёжи и образовательных учреждений в России на текущий момент. На самом деле цифры крайне тревожные. По сообщению главного образовательного ведомства страны, за парты российских школ в сентябре 2007 года село 14 500 млн. детей и подростков. Это на 260 тыс. человек меньше, чем в прошлом году, и на 1 млн. меньше, чем в позапрошлом. А это значит, на 1 миллион 400 человек уменьшилось число школьников за два года. За последние семь лет число учащихся сократилось в среднем на 5,5 млн. человек. На одного ребенка школьного и дошкольного возраста в современной России приходится 1,5 пенсионера, что свидетельствует о продолжающемся старении страны. Если подобные тенденции сохранятся впредь, то к 2040 году, как подсчитано, число учащихся в России составит не более 5,5 млн. человек. То есть в 2,5 раза меньше чем сегодня. Только 5,5 млн., когда 30 лет назад – 20 млн. Цифры очень тревожные, но статистика вещь суровая и во многом непреодолимая в рамках 1-2-3-х лет.

В России происходит процесс закрытия школ в связи с их неукомплектованностью. Если в начале 90-х годов их было 67 тысяч. То сегодня – 58 тысяч. То есть 10 тысяч школ за 10 лет в минусе. При сохранении данных показателей к тому же 2040 году в России останется менее 30 тысяч школ, а это в 2,5 раза меньше, чем в Российской империи 1914 года. Данные показатели не могут не волновать нас – подрастающее поколение России, за кем – будущее нашей страны.

Позволю несколько цифр по Самарской губернии. Учитывая, что Самара не совсем среднестатистический регион, экономические показатели у нас довольно высоки, однако демографические показатели по Самарской области таковы. По данным Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, в 2006 году в Самарской области родилось 32 тысячи человек. Умерло 50 тысяч человек. В 2010 году рождаемость составила - 34 тыс. человек, смертность - 45 тыс. В том числе от транспортных травм погибло – 2%, от отравления алкоголем – 1,5%. Таким образом, численность населения губернии составила 3,2 млн. человек. Это на 12 тысяч человек меньше, чем на год раньше и на 300 тысяч меньше чем в 1995 году. За 12 лет минус 300 тысяч – в одном из самых благополучных регионов страны.

Очень важный показатель, число школьников в Самарской области также значительно сократилось. Если в сентябре 1997 года за партой сидело 460 тысяч, в 2006 году – почти 300 тыс. человек, 160 тысяч за 12 лет в минусе. Таким образом, численность учащихся за 10 лет в Самарской области снизилась на 35% , в среднем по России – на 25%. Возникает вопрос, достаточно ли просто ввести экономические меры для преодоления демографического кризиса? Есть губернии более бедные, которые не демонстрируют такого тревожного показателя. Численность учащихся очень важный показатель, как и численность школ. Если в 1997 году в Самарской области было более 1000 государственных муниципальных образовательных учреждений, то сегодня – 780.

Каковы же данные статистики по Красноармейскому району? Позволю несколько цифр по нашему району. Мы сделали запрос в отдел ЗАГСа муниципального района Красноармейский о состоянии демографической ситуации в нашем районе за последние 5 лет: данные неутешительные – смертность по–прежнему превышает рождаемость. Число школьников за эти годы также сократилось: за пять лет на 700 учащихся.

Эти показатели и по России, губернии и нашему району, на мой взгляд, наглядно демонстрируют о том, что демографический кризис не только не преодолевается, но и не замедляется. Реальные цифры вещь конкретная. А конкретика такова, что по-прежнему, несмотря на все усилия, разрыв между умирающими и рождающимися людьми в России составляет около 1 млн. человек. И мимо этой цифры пройти нельзя.

Другим очень тревожным показателем демографического процесса в России является сокращение средней продолжительности жизни. У нас самый большой в Европе разрыв между средним возрастом мужчины и женщины – 13 лет. В 1990 году разрыв между возрастом мужчин и женщин в России составлял 6 лет. В Германии, к примеру, 2 года. Среднестатистический мужчина в нашей стране не доживает до пенсионного возраста, умирая в 59 лет. И эта тревожная цифра свидетельствует о том, что мужчины умирают не только из-за старости, а из-за того, что психологическое, депрессивное состояние, безысходность, которую они ощущали, приводила и к алкоголизации, и к наркомании. Особую тревогу вызывают эти показатели среди подросткового и трудоспособного населения.

Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. По данным РОЗ более 35% населения России находятся в той или иной степени в тревожно-депрессивном состоянии. А это потеря ощущения здоровья, потеря ощущения социальных и эмоциональных связей. В нынешнем веке среди заболеваний доминируют эпидемии, а также сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, артериальная гипертония, инсульты. Число инсультов растет, люди встревожены, испытывают влияние стрессов. И вот на эти стрессы организм отвечает такими заболеваниями. Стремительно растет заболеваемость сахарным диабетом второго типа, ухудшается легочное здоровье.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни.

- 170.00 Кб

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Взаимосвязь духовного и физического здоровья

Реферат подготовила:

Учащаяся 8 класса

МОУ Арсентьевской ООШ

Ржевская Ксения Владимировна

Научный руководитель:

Учитель биологии и ОПК

Ларина Ольга Робертовна

Введение.............................. .............................. .............................. ...................3

1. Проблема здоровья в современном обществе...................... ......................4

2. Понятие о здоровье и его критерии.............................. ............................. 6

3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8

4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10

5. Анализ результатов исследования.................. .............................. ..............12.

5.1. Описание методики и организации исследования.................. ...........12

5.2. Анализ результатов и их обсуждение.................... .............................. .15.

Заключение.................... .............................. .............................. .........................19

Литература.................... .............................. .............................. ..........................20

Приложения.................... .............................. .............................. ........................21

Введение

Мы говорим при встрече, здравствуйте, а это значит, что мы желаем друг другу здоровья. Я задумалась над тем, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – одна из главных жизненных ценностей. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат страшный: 4.5 млн. детей-сирот при живых родителях, рост наркомании и алкоголизма, частые суициды в подростковой и молодежной среде. Эти и многие другие факты подтверждают, что русская нация действительно находится в крайне тяжелой ситуации. Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. В одном из западных английских журналов опубликовано очень интересное исследование о том, как русские относятся к своему здоровью. И там приводится ряд цифр, которые говорят о том, что хуже, чем русские к своему собственному здоровью не относится, наверное, в Европе и других цивилизованных странах, никто. Как дар его никто не воспринимает, и губят его абсолютно спокойно. Ко всему прочему нужно отметить и продолжающееся старение населения. Уже сейчас на одного молодого человека приходится 1,5 пенсионера. Российская Академия наук в 1914 году, в самый канун первой мировой войны, подсчитала, что по самым скромным данным к началу XXI столетия в России должно было проживать 500 млн. человек.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни. Государство и общественные организации проводят в этом направлении определенную работу: но это работа, направлена на устранение последствий. Учитывая традиционную направленность современной медицины, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у детей и подростков.

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

1. Проблема здоровья в современном обществе

В самом начале этого года Министерство образования и науки Российской федерации обнародовало данные по числу учащейся молодёжи и образовательных учреждений в России на текущий момент. На самом деле цифры крайне тревожные. По сообщению главного образовательного ведомства страны, за парты российских школ в сентябре 2007 года село 14 500 млн. детей и подростков. Это на 260 тыс. человек меньше, чем в прошлом году, и на 1 млн. меньше, чем в позапрошлом. А это значит, на 1 миллион 400 человек уменьшилось число школьников за два года. За последние семь лет число учащихся сократилось в среднем на 5,5 млн. человек. На одного ребенка школьного и дошкольного возраста в современной России приходится 1,5 пенсионера, что свидетельствует о продолжающемся старении страны. Если подобные тенденции сохранятся впредь, то к 2040 году, как подсчитано, число учащихся в России составит не более 5,5 млн. человек. То есть в 2,5 раза меньше чем сегодня. Только 5,5 млн., когда 30 лет назад – 20 млн. Цифры очень тревожные, но статистика вещь суровая и во многом непреодолимая в рамках 1-2-3-х лет.

В России происходит процесс закрытия школ в связи с их неукомплектованностью. Если в начале 90-х годов их было 67 тысяч. То сегодня – 58 тысяч. То есть 10 тысяч школ за 10 лет в минусе. При сохранении данных показателей к тому же 2040 году в России останется менее 30 тысяч школ, а это в 2,5 раза меньше, чем в Российской империи 1914 года. Данные показатели не могут не волновать нас – подрастающее поколение России, за кем – будущее нашей страны.

Позволю несколько цифр по Самарской губернии. Учитывая, что Самара не совсем среднестатистический регион, экономические показатели у нас довольно высоки, однако демографические показатели по Самарской области таковы. По данным Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, в 2006 году в Самарской области родилось 32 тысячи человек. Умерло 50 тысяч человек. В 2010 году рождаемость составила - 34 тыс. человек, смертность - 45 тыс. В том числе от транспортных травм погибло – 2%, от отравления алкоголем – 1,5%. Таким образом, численность населения губернии составила 3,2 млн. человек. Это на 12 тысяч человек меньше, чем на год раньше и на 300 тысяч меньше чем в 1995 году. За 12 лет минус 300 тысяч – в одном из самых благополучных регионов страны.

Очень важный показатель, число школьников в Самарской области также значительно сократилось. Если в сентябре 1997 года за партой сидело 460 тысяч, в 2006 году – почти 300 тыс. человек, 160 тысяч за 12 лет в минусе. Таким образом, численность учащихся за 10 лет в Самарской области снизилась на 35% , в среднем по России – на 25%. Возникает вопрос, достаточно ли просто ввести экономические меры для преодоления демографического кризиса? Есть губернии более бедные, которые не демонстрируют такого тревожного показателя. Численность учащихся очень важный показатель, как и численность школ. Если в 1997 году в Самарской области было более 1000 государственных муниципальных образовательных учреждений, то сегодня – 780.

Каковы же данные статистики по Красноармейскому району? Позволю несколько цифр по нашему району. Мы сделали запрос в отдел ЗАГСа муниципального района Красноармейский о состоянии демографической ситуации в нашем районе за последние 5 лет: данные неутешительные – смертность по–прежнему превышает рождаемость. Число школьников за эти годы также сократилось: за пять лет на 700 учащихся.

Эти показатели и по России, губернии и нашему району, на мой взгляд, наглядно демонстрируют о том, что демографический кризис не только не преодолевается, но и не замедляется. Реальные цифры вещь конкретная. А конкретика такова, что по-прежнему, несмотря на все усилия, разрыв между умирающими и рождающимися людьми в России составляет около 1 млн. человек. И мимо этой цифры пройти нельзя.

Другим очень тревожным показателем демографического процесса в России является сокращение средней продолжительности жизни. У нас самый большой в Европе разрыв между средним возрастом мужчины и женщины – 13 лет. В 1990 году разрыв между возрастом мужчин и женщин в России составлял 6 лет. В Германии, к примеру, 2 года. Среднестатистический мужчина в нашей стране не доживает до пенсионного возраста, умирая в 59 лет. И эта тревожная цифра свидетельствует о том, что мужчины умирают не только из-за старости, а из-за того, что психологическое, депрессивное состояние, безысходность, которую они ощущали, приводила и к алкоголизации, и к наркомании. Особую тревогу вызывают эти показатели среди подросткового и трудоспособного населения.

Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. По данным РОЗ более 35% населения России находятся в той или иной степени в тревожно-депрессивном состоянии. А это потеря ощущения здоровья, потеря ощущения социальных и эмоциональных связей. В нынешнем веке среди заболеваний доминируют эпидемии, а также сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, артериальная гипертония, инсульты. Число инсультов растет, люди встревожены, испытывают влияние стрессов. И вот на эти стрессы организм отвечает такими заболеваниями. Стремительно растет заболеваемость сахарным диабетом второго типа, ухудшается легочное здоровье.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни.

2. Понятие о здоровье и его критерии

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” (10). Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу данного определения положена категория состояния здоровья, которое оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному (Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни (3).

Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко (1997).

П. Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании (5).

Итак, здоровье рассматривается как некая характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов (2). Ю.П.Лисицын, рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на “психологическое загрязнение” (сильные эмоциональные переживания, стрессы) и генетические факторы (4). Так, например, выявлено, что длительный стресс подавляет иммунитет, делая человека более уязвимым к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на стенках коронарных артерий (9).

Краткое описание

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Проблема здоровья в современном обществе............................................4
2. Понятие о здоровье и его критерии...........................................................6
3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8
4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10
5. Анализ результатов исследования..............................................................12.
5.1. Описание методики и организации исследования.............................12
5.2. Анализ результатов и их обсуждение...................................................15.
Заключение.........................................................................................................19
Литература..........................................................................................................20
Приложения........................................................................................................21