Что делает человека личностью. Что делает человека человеком

: Что делает человека человеком? Человеческие дети, воспитанные животными, не стали людьми. Это говорит о том, что человек не есть природная данность, а порождение определенной культурной среды.

Человеком не рождаются, человеком становятся в результате кропотливой культурной работы, человека рождает социум, человек явление социальное.

Если человек на стадии формирования выпадет из социума – он не станет человеком, человеческое сознание само собой не воспроизведется.

Производство человека. Формирование определенного культурного типа происходит внутри соответствующих социальных групп. Устойчивую социальную группу создают общие интересы и объединяющий смысл. Этот смысл должен превосходить чисто практические цели, иначе он ничего связать не сможет. Необходимо производство самого человека.

Социоцид. Превратить людей в группу трудно. Обратная задача может быть решена разрушением связей социальной жизни, т.е. социальной войной, по 4 направлениям:

1. Отделение человека от иных людей, сужением сферы его интересов до минимальных бытовых – погрузить его в борьбу за выживание, в нерешаемые жизненные проблемы, без помощи государства и общества.

2. Через эскалацию наркотизации, алкоголизма, токсикомании, проституции – работает машина пропаганды растления людей, телевидение и СМИ, они предъявляют нищему населению примеры неограниченного потребления богатых, криминального поведения и пренебрежения нормами нравственности и законодательства.

3. Подрыв всех форм социальной – гражданской, трудовой, семейной.

– последний оплот нравственности. Через семью передаются из поколения в поколение духовные приоритеты и ценности жизни. Именно поэтому на разрушение института семьи сейчас работают практически все СМИ, дело идет к глобальному кризису института семьи.

Рост индивидуализма в обществе (вместо семьи – свобода, вместо детей – жизнь для себя), ослабление морально-нравственных сдерживающих факторов, которые раньше держали семью – вот истинная причина разводов. Люди разучились жить вместе.

4. Наращиванием дистанций между верхними и нижними стратами, раскол в обществе, с провоцированием и поощрением разнообразных форм агрессивности, распад общества.

Люмпенизация населения – отсутствие социальной, профессиональной, физической привязки к месту в жизни, к географическому месту, без профессии, устойчивого занятия и места работы. Студенты – без профессии.

Распад человека. Общество происходит от слова "общий". Коллектив создает общая идея и цель. Человек формируется и растет только внутри социума, человек – существо общественное.

Если общество разрушено, то человек начинает деградировать и это всеобъемлющий процесс. Распадается национальная культура – стирается лик человеческий, и в итоге появляется недочеловек.

Спасение: мы должны сами создавать социальные группы, наводить мосты друг с другом. Общество должно быть выстроено нашими усилиями – снизу, не ожидая, когда этим займется власть. Если мы не восстановим свое общество – погибель неизбежна.

Реплика: Мы наблюдаем повсеместное явление. Оно запланировано . Мы должны его пройти, чтобы создать новое общество – на иных принципах. Удержать прошлое не удастся, и нет смысла удерживать уже отжившее.

Социум должен обрести свою следующую форму – полная интеграция в дополнении друг друга, вплоть до "Возлюби ближнего, как себя". Но необходимость и потребность в этом возникнет именно в результате ощущения неотвратимости происходящего распада!

Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?

Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.

Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.

Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?

Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.

Вопрос 5. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.

Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

Вопрос 9. Как проявляются способности человека?

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. - результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

Вопрос 10. Что такое самореализация человека?

В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты

самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.

Инстинкт и разум.

У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.

Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:

Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!

А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.

Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.

Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.

Для человека мысль - венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.

Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.

Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:

а) человек - существо биологическое и социальное;

б) человек - существо биосоциальное.

а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.

б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.

Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что - обществом.

Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.

Мы все люди, а значит, существа высшего порядка. Почему-то никто не сомневается в том, что человек прямоходящий располагает властью над животными и растениями. Но не все задумываются, почему наделили себя подобными полномочиями. Есть несколько мнений и теорий, которые объясняют, дают понять, почему человек поставлен над остальным живым миром.

О чем расскажет священник

Что делает человека человеком? Если такой или подобный вопрос задать православному священнику, он ответит: душа. Именно бессмертная душа, которой наделил человека Создатель, дает ему способность осознавать свою сущность и стремиться стать лучше, ближе к Богу.

Душа – бесценный подарок, она помогает видеть, что является правильным, а что – нет. Она умеет болеть и радоваться. Благодаря наличию души, человек видит духовное и может развивать его осознание в себе.

Прагматическая точка зрения

Если не брать во внимание духовное начало, можно также сказать, что человек наделен волей и возможностью видеть выбор. Это то, что другим существам (животным) заменяет инстинкт. Человек может отключить инстинктивные желания, или хотя бы приглушить их. Если разумом он понимает, что в этот момент нужно обратить внимание на что-то более существенное.

Есть еще мнение, что делают человека человеком его чувства – любовь, доброта, совесть. Эти чувства не присущи животным, и они утрачены некоторыми людьми, спрятаны где-то глубоко. То есть, можно сказать, что человек, не наделенный совестью, и не способный любить, не является полноценным. Любить вообще могут немногие, хотя человек рождается с этой способностью.

Некоторые свойства и способности человека не так важны на первый взгляд, но тоже отличают его сущность от других существ на планете Земля. Например, творческое созидание. Человек способен создавать картины, писать музыку и увлекательные романы. Кроме этого, большинство представителей нашего рода, могут ощущать подъем и получать удовольствие от созерцания и прослушивания этих шедевров.

И самая нужная способность человека – это возможность саморазвития. Человек должен стремиться развивать свой внутренний мир, учиться видеть искусство, учиться любить и расти духовно. Иначе все то, что есть у него изначально, лишь заглохнет как растение без света и человек, деградируя, приблизится своим духовным наполнением к малоразвитым живым существам. Поэтому следует стараться как можно полнее использовать свои мощные внутренние возможности, наращивая потенциал.

Как становятся личностью? Зачем вообще это нужно? Ответы на эти вопросы будут даны далее.

Зачем становиться личностью?

Как становятся личностью? Этим вопросом начинает задаваться все больше и больше людей. Причина этого - обыкновенный застой. Застой в личной жизни, на работе, в творчестве и т. д. Среднестатистический гражданин, вполне неплохо обустроившейся в жизни, имеющий семью, хорошую, высокооплачиваемую профессию, а также несколько хобби, начинает замечать, что не представляет собой ничего значимого. Он не приносит почти никакой пользы обществу, а если и приносит, то минимальную. Люди его не замечают, а повлиять на что-то серьезное и вовсе не представляется возможным.

Что здесь можно предпринять? Неужели стоит и дальше продолжать жить подобным образом? Человек начинает думать о том, как можно самосовершенствоваться, как стать более значимой и ценной фигурой. Именно таким образом индивид становится личностью.

С чего начать?

Вопрос о том, с чего именно стоит начинать, является чуть ли не решающим в становлении человека как личности. Первое, что стоит уяснить, это один простой факт: личностью не рождаются, личностью становятся.

А, стало быть, все окружающие простого человека "крутые парни" вряд ли такими родились. Естественно, они много трудились и работали над собой, чтобы добиться настоящего результата.

К сожалению, многие люди делают первые шаги на пути к самосовершенствованию совершенно неправильно. В качестве простого примера можно привести следующую ситуацию: простой, скромный работник офиса внезапно начинает хамить и дерзить всем подряд. Он вступает в конфронтацию с начальством, портит все отношения с коллегами, ругается с семьей. Причина тому - нежелание жить так, как прежде. Человек, коим до определенного момента все помыкали, выплескивает накопленные отрицательные эмоции наружу в надежде на свершение желания "стать личностью в обществе".

Правильно ли он поступает? Конечно же, нет. Далее будет рассказано о том, как же все-таки верно и грамотно изменить себя и свой характер.

Правило зеркала

Первое правило, которое стоит учесть, звучит следующим образом: относиться к людям стоит так, как хотелось бы, чтобы они относились к вам. Всем уже давным-давно известно правило отзеркаливания: если индивид ведет себя с окружающими грубо и нагло, то подобное отношение будет проявляться и к нему. Однако это правило далеко не всегда работает в обратную сторону.

Так, доброжелательные и вежливые люди получают в свою сторону бесконечные упреки. С чем это связано? Все дело в том, что люди, с которыми обращаются плохо и несправедливо, как правило, сами позволяют такое отношение к себе. Окружающие видят слабохарактерных индивидов и начинают управлять ими как марионетками.

Какой здесь может быть выход? Как обычно, все решает золотая середина. Человек должен быть доброжелательным и вежливым со всеми, но не ведомым. В определенных случаях особенно наглым людям все-таки стоит давать отпор. Однако происходить это должно деликатно и культурно. Не стоит обижаться, а тем более хамить. Окружающие не должны замечать неустойчивости в поведении человека: наоборот, должен быть виден крепкий внутренний стержень, который не так уж и просто сломить.

Правило открытости

Как известно, личность - понятие весьма абстрактное и относительное. Формирует это понятие лишь ближайшее окружение человека. Следовательно, желающий стать личностью индивид должен работать над собой таким образом, чтобы это заметно отражалось и на окружающих людях. Один из важнейших моментов, который здесь стоит выделить, - честность и открытость. Но как добиться этих качеств?

Все мы ошибаемся. Практически каждый с самого детства знает, что не так страшно ошибаться, гораздо страшнее - не уметь признавать свои ошибки. Почему в обществе так важно оставлять открытой свою неидеальность? Ответ очень простой. Это дает возможность людям понять, насколько человек честен с окружающими. И это действительно важно. Ведь слабыми считаются те индивиды, которые не умеют признавать свои ошибки. Более того, многие и вовсе не желают отказываться от своих неверных взглядов и убеждений. Открытый же, честный со всеми человек считается невероятно сильным и крепким по характеру. Именно такой и может именоваться личностью.

Правило независимости

Выше уже был приведен пример человека, желающего показать себя как личность при помощи хамства и наглости. Некоторые люди идут еще дальше. Вопрос о том, как становятся личностью, они понимают совершенно неправильно. Из этого следует один в корне неверный тезис: "Мне все должны".

Самое страшное здесь то, что подобные люди считают такое убеждение логически обоснованным и верным. И действительно: ранее индивид шел на поводу у большинства, многие им помыкали как могли. А стало быть, пришло время, когда все должны именно ему. Конечно же, это в корне неверно.

Сильная личность всегда независима. Это одно из основополагающих правил, которое должны запомнить все люди, желающие стать чем-то большим, чем они есть. Зависимость же всегда предполагает обратную связь. Стоит ли говорить о том, как сильно эта связь мешает на пути к самосовершенствованию?

Правило присутствия

Стоит, наконец, выделить самое важное правило для людей, задающихся вопросом о том, как становятся личностью. Звучит оно очень просто и для многих знакомо: необходимо быть здесь и сейчас.

Каждый человек должен понимать, как важно совершенствоваться в той сфере, где он находится, где ему комфортно. Нельзя сделать что-то невозможное, слишком грандиозное и непосильное. Казалось бы, все и так понятно. А ведь многие люди поступают.

Личностью можно стать, только перешагнув через себя, одномоментно и резко. Это глубоко ошибочное убеждение, от которого необходимо избавляться. Путь к личности - очень долгий, трудный и тернистый. Это всегда сложности и препятствия. Однако других вариантов здесь попросту нет.

Правило оптимизма

Это самое простое и самое важное правило. Нельзя добиться чего-то, если на лице будет угрюмая гримаса, а в душе - злоба и негатив. Сильная и смелая личность всегда оптимистичная, а потому и крепкая. Она смотрит страху в лицо и улыбается. Именно поэтому людям, собирающимся работать над собой, стоит учесть, что нельзя изменить себя без капли радости и оптимизма.

Человек становится личностью общества только тогда, когда он выходит из зоны комфорта, но это не кажется ему чем-то ужасным. Наоборот, он радуется совершению первого шага.

Чаще всего учащимся приходится писать эссе именно по этому предмету. На досуге написал эссе по обществознанию, может кому-то этот пример будет полезен.

Эссе по обществознанию:

По мнению Л.Фейербаха, человек является частью природы, биологическим, чувственно-телесным существом. Нельзя не согласиться с его мнением. Человек, процесс развития которого — антропогенез начался более 2 млн. лет назад, действительно соединяет в себе биологическое и духовное начало.

Существуют различные теории его появления. Наибольшее количество приверженцев имеет эволюционная. В соответствии с этой теорией, развитой естествоиспытателем Ч.Дарвином, современные люди происходят от человекообразных обезьян. Некоторые придерживаются мнения, что жизнь попала на планету из космоса. По теологической теории человек был создан Богом, а основой для этого стал прах земной. После его появления начинается антропогенез.

Этот процесс объединяет в себе становление социума и человека как индивида и личности. Все эти понятия характеризуют его с разных позиций, но доказывают сочетание в нем природных и духовных черт. Человек – биологическое существо, прежде всего, потому что является частью природы. Кроме того, он обладает инстинктами, низменными потребностями. Продуктами деятельности природы в организме человека считаются тело и мозг. Все эти характеристики подтверждают мысль Фейербаха о биологических чертах.

Как духовное существо человека характеризует наличие возможности подавлять и управлять инстинктами. Многие качества, такие как умение общаться, речь, мышление и ряд других навыков появляются только среди людей. Человек не представляет себя вне общества. Об этом свидетельствует понятие Н.М.Карамзина личность. Оно включает в себя определение человека как общественного существа. Иными словами, личность формируется только в обществе и там же функционирует наиболее эффективно. Не случайно люди, выросшие вне социума среди животных, качественно отличаются от индивидов, воспитывавшихся среди себе подобных.

Способность контролироваться инстинкты – наиболее яркий аргумент, подтверждающий, что человек – существо чувственно-телесное. Социальные нормы, воспитание, мораль – все это не позволяет индивидам поступать, ориентируясь исключительно на свои желания. Важную роль в поступках людей играют чувства. Доказательством этого является поведение людей в сложных ситуациях. Милосердие к раненым, сострадание, например, становилось сильнее чувства самосохранения у медицинских сестер, которые под пулями спасали солдат во время Великой Отечественной войны.

В заключение стоит отметить, что Фейербах абсолютно прав, характеризуя человека как одновременно природное и чувственно-телесное существо. От рождения обладая исключительно биологическими чертами, индивид в процессе социализации становится личностью, в чем проявляется его духовное начало.