Функционально-смысловые типы речи. Описание как тип речи

Справка

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на такие типы: описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.



Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Текст 1

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Задания к тексту:

1. Определите стиль каждого из текстов.

2. Выпишите прилагательные, определите род. Число, падеж.

3. Определите разряд прилагательных.

4. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольные вопросы:

1. Назовите функционально-смысловые типы речи.

2. Дайте определение описанию как типу речи.

3. Дайте определение повествованию.

Глоссарий:

1.Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

2.Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.

Рассуждение как тип монолога. Виды рассуждения. Языковые особенности типов речи.

Справка

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Как правило, композиция рассуждения строится по модели : тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) ивывод.

Рассуждение характерно прежде всего для научных и публицистических текстов, задача которых - сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать, опровергнуть ту или иную информацию, дать определение или объяснение факту, явлению, событию.

В научной речи выделяют такие подтипы рассуждения, как рассуждение-объяснение: Различают так называемого биографического автора, то есть историческое лицо, частного человека (А.С. Пушкин, 1799 - 1837), и автора-творца, чьи представления о мире и человеке отражаются в создаваемом им произведении (А.С. Пушкин, автор романа «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов), и рассуждение-умозаключение: Если автор-творец изображает в произведении себя, то можно говорить об образе автора как персонаже художественного произведения и рассматривать его в ряду других действующих лиц (образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин») (Словарь литературоведческих терминов).

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.: Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. <…>Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты (Л. Толстой).

К жанрам рассуждения относят научные, научно-популярные и публицистические статьи, эссе ([фр. essai - попытка, проба, очерк] - произведение, обычно посвященное литературно-критическим, публицистическим и философским темам и передающее индивидуальные впечатления и соображения автора о том или ином предмете или явлении. Эссе характеризуется свободной композицией: последовательность изложения в нём подчинена только внутренней логике авторских размышлений, а мотивировки, связи между частями текста часто носят ассоциативный характер: Картина в хрестоматии: босой старик. // Я поворачивал страницу; // мое воображенье оставалось // холодным. То ли дело - Пушкин: // плащ, скала, морская пена... (В. Набоков).

В рассуждении часто встречаются лексические сигналы причинно-следственной связи, своеобразные маркеры рассуждения: вводные слова и предложения во-первых, во-вторых, следовательно, итак, кроме того, наконец, далее, в заключение и др.; условные и уступительные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей: Надо заметить насчет гимназиста: если он сделался совсем зелен, значит, он созрел в науке и может получить аттестат зрелости. С другими фруктами бывает иначе (А. Чехов); вопросительные конструкции: К чему послужило мне то, что почти в утробе матери я был уже гвардии сержантом? Куда это меня завело? (А. Пушкин) и др.

Текст 2

Странная вещь – книга. Есть в ней что-то загадочное, мистическое.

Да, странная это вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берете ее в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …все? А разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?

Книга…Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери. В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.

(Н.Морозова)

Задания к тексту:

1. Выделите композиционные части текста.

2. Определите жанр текста.

3. К какому виду рассуждения относится текст?

4. Напишите эссе на тему «Книга в моей жизни».

5. Выделите маркеры рассуждения.

6. Рассмотрите таблицу. Сделайте выводы по каждому из типов текста.

Название типов речи На какой вопрос дается ответ в высказывании? О чем говорится в высказывании? Наиболее характерные для типов речи временные отношения Как строится высказывание каждого типа речи (их основные элементы)?
Повество- вание Что предмет или лицо делает или что с ним происходит? О событиях и действиях Последовательность Развитие событий, действий по схеме: экспозиция, завязка развития действия, кульминация, развязка.
Описание Каков предмет или лицо? О признаках предмета или явления Одновременность Общее впечатление (общий признак и отдельные признаки,
возможен вывод)
Рассуждение Почему предмет или лицо такие? Почему человек думает, поступает так, а не иначе? О причинах признаков, событий, действий Разные временные отношения Тезис (мысль, которая доказывается)аргументы (доказательства) вывод.

7. Используя таблицу, дайте полную характеристику смысловому типу текста. Определите основную мысль и стиль текста.

Михайловский парк – приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

(К.Паустовский)

Глоссарий:

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Тезис - др.-греч. ἡ θέσις (thésis) - положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком-нибудь рассуждении.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение рассуждению как типу речи.

2. Назовите виды рассуждения.

3. Какие виды рассуждения используются в научном стиле. А в художественном стиле?

4. Назовите средства-маркеры рассуждения.

5. Какие выделяются жанры рассуждения?

Неделя 3

Тема: Функциональные стили речи. Общая характеристика функциональных стилей речи. Деловой стиль и его особенности. Основные жанры документации. Публицистический стиль и его особенности. Научный стиль и его особенности. Основные жанры научно-учебных текстов аннотация, реферат, рецензия. Общее понятие о научном стиле речи, его отличие от других функциональных стилей. Жанры научного стиля. Средства массово информации.

Цель: формировать навыки и развивать умения по видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо.

Справка

Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. В лингвистике изучением стилей занимается такой особый раздел, как стилистика.

Выделяется пять сфер общения (их также называют языковыми ситуациями): быт, наука, право, политика, искусство. Что касается основных функций языка, то их три: общение, сообщение, воздействие. В зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие разновидности стилей:
разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже – сообщения);
научный (сфера науки, функция сообщения);
официально-деловой (сфера права, функция сообщения);
публицистический (сфера политики и искусства, функции сообщения и воздействия);
художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).

"Определите функционально-смысловой тип речи данного отрывка", - такое задание нередко присутствует в ЕГЭ по русскому языку. Данная статья будет полезна для подготовки к этому экзамену. Также в нескольких главах пойдет речь об отличии этой классификации текстов от некоторых других.

Основные функционально-смысловые типы речи

Как видно из названия, эта классификация текстов основана на предназначении их для тех или иных целей.

Главные функционально-смысловые рассуждение и повествование. Каждый из них имеет свои отличительные черты и в зависимости от стилистики текста может иметь определенные выразительные средства.

Это стоит запомнить!

Иногда в вариантах ответа на подобный вопрос в ЕГЭ присутствуют, наряду с действительно существующими функционально-смысловыми типами речи, и стили текстов. Поэтому нужно провести границу между двумя этими понятиями.

Типы речи характеризуют текст с точки зрения его функционального назначения, а стили являются системами определенных художественных языковых выразительных средств. К последним относятся такие разновидности речи, как научный, публицистический, художественный, разговорный и некоторые другие. Для большей ясности далее будет вкратце рассмотрен каждый из этих стилей речи.

Язык науки и документов

Как правило, такие тексты являются предельно зажатым, лаконичным выражением мысли автора. Например, в научных работах неприемлемы какие-либо субъективные суждения, а напротив, их авторы должны стремиться к абсолютной объективности, что проявляется в доказательстве каждого спорного утверждения. В подобных трудах обычно отсутствует эмоциональность. Поэтому читать их для человека, не принадлежащего к определенным кругам, является делом не вполне привычным.

К тому же научный стиль литературы предполагает наличие многочисленных терминов, чаще всего имеющих иностранное происхождение (большинство из таких слов пришли из греческого языка или латыни), каждый из которых требует отдельного рассмотрения и расшифровки. Это объясняется тем, что в Европе первые научные изыскания, как правило, предпринимались католическими монахами, а языком богослужения, который считался наиболее приемлемым также для всей официальной литературы, была латынь.

По этой причине и обучение в первых университетах, которые были основаны в период средневековья, велось на этом древнем языке. К тому же, основу учебного курса по любому предмету составляли труды древнегреческих и римских научных деятелей, которые читались студентами в оригинале.

Кроме этого стиля речи существует также и формальный, который предназначен для составления различных официальных документов. Он является еще более упорядоченной разновидностью научного стиля. Для таких текстов, как правило, характерны различные клише, соблюдение которых - обязательное условие составления деловых бумаг.

В таких документах также отсутствует любая эмоциональность, суждения авторов. Да и сами творцы этих текстов, как правило, не указываются. Такой стиль является самым обезличенным из всех существующих.

В газетах пишут...

Публицистический стиль можно назвать промежуточным звеном между художественным и научным. Здесь, так же как и в последнем, есть определенная четкость и логичность изложения мыслей, часто применяется лексика, характерная для академических работ. Тем не менее в журнальных и газетных статьях, а также в рекламных проспектах есть гораздо больше свободы для автора. Он может высказывать свое личное мнение по поводу тех или иных явлений, использовать лексические средства, характерные для разговорной речи, а также риторические вопросы.

Все это придает материалам прессы необходимую эмоциональность, которая способствует привлечению читательской аудитории.

Литературный и нелитературный язык

Для романов, рассказов, повестей и других жанров литературы характерен художественный стиль речи. Он является самым богатым с точки зрения лексического многообразия, а также наличия различных средств выразительности, которые часто употребляются авторами с целью сделать свои произведения более яркими.

В литературных произведениях могут также присутствовать элементы всех других стилей речи. Например, для придания высказываниям какого-либо персонажа большей жизненности и достоверности применяются слова, характерные для разговорного лексикона.

Эта разновидность речи является наименее структурированной и логически выстроенной. Здесь могут в одном предложении быть смешаны элементы других стилей.

Также в таких текстах нередко фраза бывает построена по схеме, не характерной и даже считающейся ошибочной в научной художественной литературе.

Назначение текстов

Рассмотрев различные стили, характерные для языка тех или иных произведений, нужно вернуться непосредственно к теме данной статьи и охарактеризовать каждый из функционально-смысловых типов речи. Поскольку теперь проблем по различению этих классификаций у читателей статьи возникать не должно.

Характеристика предмета

К функционально-смысловым типам речи, как уже было сказано, относятся повествование, описание и рассуждение. В данной главе будет рассмотрен первый из них. Описание как функционально-смысловой тип речи является самой статичной их разновидностью. В текстах, где требуется охарактеризовать тот или иной предмет или явление, используется именно описание.

Причем стиль такой литературы может быть любым: от научного до разговорного, ведь в каждой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда одно лицо должно передать сведения о чем-либо знакомым или незнакомым людям.

Для этого функционально-смыслового типа речи характерна следующая структура. В изложении материала обязательно должно присутствовать упоминание какого-либо предмета или явления с последующим раскрытием его характерных свойств. Если обратиться к формальному стилю речи, то описание может присутствовать, например, в инструкциях по эксплуатации бытовых приборов и другой техники.

Как правило, такие тексты не содержат информации об авторе, являются предельными обезличенными. Их структура довольно четкая. В такой литературе, а также в научной, описание включает в себя исключительно подтвержденную информацию, которая логически доказана. Свойства предметов и явлений, о которых упоминается, - это только существенные особенности.

В разговорном стиле речи описание может не содержать упоминаний о предмете беседы. Например, когда два человека общаются возле какого-либо здания, и один рассказывает другому о том, какие организации находятся внутри строения, то он не обязательно должен называть данный объект, а может использовать в качестве подлежащего местоимения, либо же просто указать жестом на дом, о котором в данный момент идет речь.

Чаще всего филологи причисляют описание к статичным функционально-смысловым типам речи, однако оно может быть произведено и в процессе развития. Например, когда автор описывает, как изменяется природа при смене времени суток.

В любом случае, чаще всего говоря о каком-либо действии, обычно употребляют несовершенные глаголы. Например, не "сделал", а "делал", и так далее. Как правило, определенный объект рассматривается как нечто, существующее в настоящий момент. Поэтому здесь нет указания на его изменение с течением времени, а значит употребление различных дополнений сведено к минимуму. Предложения обычно соединены между собой параллельной связью, то есть одно из них не является следствием другого. Все предметы описываются по принципу "снежного кома", то есть от начала рассказа и до его завершения читатель постепенно получает все новые и новые сведения об интересующей его теме. В итоге он должен получить достаточно полную картину.

В художественной литературе этот функционально-смысловой тип речи, как правило, встречается при описании внешности и внутреннего мира героев произведения. В произведениях, построенных по классическому принципу, такие фрагменты помещены в экспозиции.

Язык мемуаров и объяснительных записок

Функционально-смысловой тип речи повествование, в отличии от вида, описанного в предыдущей главе, является неотъемлемым атрибутом текстов, в которых необходимо отобразить какой-либо процесс. Например, жизнь человека - его взросление, изменение мировоззрения - часто отражается в мемуарах. Как правило, этот жанр художественной литературы изобилует глаголами. Они необходимы для описания многочисленных действий, которые совершил тот или иной персонаж. Глаголы здесь нередко применяются в совершенном виде, для того чтобы показать очередность происходящего. Однако возможно их употребление и в несовершенном виде для того, чтобы у читателя появилось ощущение присутствия. Он достигается благодаря тому, что такой глагол придает рассказу эффект продолжительности действия.

Кроме художественной литературы, так же как и описание, функционально-смысловой тип речи повествование может использоваться и в любых других стилях.

Например, в таком неприятном для всех служащих людей документе, как объяснительная записка, человек излагает причину своего неблаговидного поступка. Он перечисляет события, помешавшие ему исполнить свои обязанности.

Для этих целей используется повествование. Оно может быть как личностно окрашенным, так и обезличенным, в зависимости от характеристик текста, в рамках которого существует. Например, в исторических энциклопедиях описание тех или иных событий, как правило, не содержит их моральной и политической оценки. Повествование в них обычно ведется от третьего лица. А в художественной литературе, напротив, автор нередко выступает в роли рассказчика, помещая в произведение описание личностных переживаний и оценок.

Когда требуется сделать выводы

Функционально-смысловой тип речи рассуждение также заслуживает детального рассмотрения. Тексты этого вида невозможны без наличия в них субъективной составляющей. Такие литературные произведения, или образцы устной речи, всегда содержат мысли автора по поводу тех или иных обстоятельств или какого-либо предмета.

Функционально-смысловой тип речи рассуждение является одним из наиболее регламентированных и структурированных видов. Если рассмотреть его в классическом виде, то схема таких текстов обычно такова: введение, выдвижение тезиса, доказательство, выводы. Читатель может заметить, что этот принцип характерен для научных работ, содержащих в себе элементы исследования. И действительно, в таких трудах, как правило, сначала излагается актуальность описываемой проблемы, дается история ее изучения. Все это относится к введению. Затем происходит выдвижение тезиса. Что же он представляет собой?

Под этим понятием подразумевается постановка какого-либо вопроса. Когда проблема обозначена, то даются пути ее решения, то есть ответ. Все это и входит в понятие "тезис". Большую часть объема текста, написанного с применением такого функционально-смыслового типа речи, составляет часть, где происходит доказательство верности выбранного ответа. Стоит заметить, что вместо подтверждения тезис может быть и опровергнут.

За этой частью, как правило, следуют выводы.

Эта схема в классическом виде присутствует только в научных работах и иногда в художественной литературе. В разговорной речи обычно опускаются такие ее части, как введение и выводы, а иногда и постановка тезиса. Ведь участники разговора могут быть заранее осведомлены о сущности рассматриваемой проблемы.

В отличие от функционально-смысловых типов речи описания и повествования, рассуждение разделяется на несколько подвидов. В качестве основных из них можно назвать такие как разъяснение, доказательство и умозаключение.

Первое представляет собой подтверждение какого-либо положения. Как правило такой функционально-смысловой тип речи (повествование здесь неуместно) как раз и употребляется в научной литературе.

К разъяснению можно отнести такие фрагменты речи, в которых одно лицо вводит другого человека в курс дела.

Это может происходить в условии разговорной ситуации, поэтому все части, кроме доказательной, здесь могут быть опущены.

Умозаключение, как правило, содержит не один тезис, а несколько, употребленных в логической последовательности.

Заключение

В данной статье были рассмотрены такие функционально-смысловые типы речи, как рассуждение, описание и повествование. Существует мало произведений литературы, которые бы содержали только один-единственный вид. Но отдельные их отрывки можно охарактеризовать однозначно. Статья может быть полезна студентам и школьникам для подготовки к экзаменам. Известно, что одним из вопросов ЕГЭ по русскому языку часто бывает такой: "К функционально-смысловым типам речи относятся...". Нужно выбрать правильные из предложенных вариантов. Или, например, такое задание: "Какой функционально-смысловой тип речи у данного отрывка?". Вышеизложенный материал может помочь в выполнении этого теста.

В зависимости от содержания того, что мы говорим, нашу речь филологи разделяют на три типа функционально-смысловой речи: рассуждение, описание, повествование. Каждый из них имеет свои отличительные признаки.

В нашей внешней речевой оболочке, в ее уникальном строении многое зависит именно от задачи, которую мы ставим перед собой при изложении мыслей. Одно дело рассказать о чем-либо, совсем другое — описать какой-то предмет или местность, а третье — растолковать, объяснить что-нибудь. Конечно же, в каждом из вышеперечисленных случаев строй будет постоянно меняться. Уже далеко не первый век ученые пытаются развивать великий и могущественный язык матушки Руси. За все эти столетия были выработаны самые экспрессивные способы, схемы для определенных литературных задач, а также разнообразные словесные структуры.

Собственно, из-за этого «из толпы» выделяются такие функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их в области лингвистики называют функционально-смысловыми типами русской речи.

Лингвисты объясняют выделение всего лишь трех типов тем, что все изучения проводились сугубо для литературно-художественной речи. В том случае, если иметь в виду абсолютно все многообразные тексты, перечень таких функционально-смысловых типов может значительно увеличиться. Так сделал В. В. Одинцов, который добавил к повествованию, рассуждению, описанию также определение (проще говоря, объяснение). Его действия сложно назвать какими-то неправильными или еще что-то в таком духе, ведь он, по сути дела, прав. Но сейчас речь пойдет не об Одинцове, а о функционально-смысловых типах речи.

Описание

Описанием в лингвистике называется функционально-смысловой тип речи, описывающий какое-либо изображение, действие, предмет или внешний вид героя (лицо, глаза и т. д.). Возьмем, к примеру, случай, когда мы описываем портрет. Наше внимание сосредотачивается на следующих признаках: осанка и походка, рост, цвет глаз и волос, возраст, одежда, улыбка и прочее. Описывая помещение, мы указываем его размеры, внешний вид, оформление стен, мебельные особенности, количество дверей и окон, а также много другое. Если мы будем описывать пейзаж, основными признаками будут деревья, трава, реки, небо, озера и так далее. Общим и главным для всех типов описания, о которых подробнее речь зайдет немного позже, является одновременность всех признаков. Важно знать, роль описания, как функционально-смыслового типа речи, заключается в том, чтобы человек, читающий то или иное произведение, смог представить описывающийся в тексте предмет.

Как известно, описание используется во всех речевых стилях русского языка, но не все так просто. В научном стиле описание предмета должно быть предельно полным и конкретным, а вот в художественном тексте акцент делается на ярчайших деталях. Именно из-за этого языковые средства художественного и научного стилей сильно отличаются. В художественном тексте можно встретить не только существительные и прилагательные, но также наречия, глаголы, распространенные сравнения и слова, употребляемые в переносном значении.

Рассуждение

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи, — это словесное разъяснение или изложение, которое подтверждает или опровергает определенную мысль (догадку).

Композиция такого вида функционально-смысловой речи, как рассуждение, очень проста. В первой части текста идет какой-нибудь тезис — определенная мысль, к концу текста которую нужно доказать либо опровергнуть. Во второй части такого текста автор должен обосновать высказанную в первой части мысль, привести аргументы и доказательства, подтверждающиеся некоторыми примерами. В последней (третьей) части текста автор делает вывод и полностью завершает свою мысль.

Тезис такого типа текста должен быть четко доказан (чтобы не возникало каких-либо вопросов), понятно сформулирован, а аргументы и доказательства убедительны, чтоб опровергнуть или доказать выдвинутый ранее тезис. Тезис и его аргументы связываются как логически, так и грамматически. Для правильной грамматической связи между доказательством (аргументов) и главным тезисом чаще всего авторы используют вводные слова: наконец, следовательно, во-первых, во-вторых, в-третьих, таким образом и другие. В тексте-рассуждении частенько используются предложения, содержащие следующие союзы: несмотря на то что, хотя, однако, так как и другие.

Повествование

Повествование — функционально-смысловой тип речи, рассказ или сообщение о том или ином событии со всеми временными последовательностями. Повествование имеет свою особенность, которая заключается в том, что каждое следующие событие следует из предыдущего. Все повествовательные тексты (рассказы) объединены общей схемой: начало определенного события (проще говоря, завязка рассказа), развитие сюжета, концовка (развязка). Уникальность повествования в том, что оно может вестись как от первого, так и от третьего лица.

Чаще всего в повествовательных текстах автор употребляет разнообразные глаголы совершенного вида в прошедшем времени. Однако, для того чтобы придать тексту выразительности, вместе с теми глаголами употребляются другие. Глагол несовершенного вида также в прошедшем времени позволяет автору сделать выделение одного определенного действия, при этом обозначая его точную длительность. Глаголы в форме настоящего времени дают возможность представить все действия рассказа в виде, что все происходит в действительности (прямо на глазах у читателя). Формы глаголов с частицей "как" предают тексту особенной неожиданности определенного момента. Повествование, как функционально-смысловой тип речи, чаще всего используется в таких жанрах, как письма и воспоминания.

Примеры описания

Чтобы полностью понять, что такое описание, узнать, как распознать его в тексте, нужны примеры, которые мы сейчас приведем. Пример номер 1 (описание усадьбы):

«Кочановская усадьба расположена на реке, напротив небольшой деревни. Усадебка совершенно небогата, скорее, даже бедна — здание крыто щепой, ворота соединяют дом с несколькими флигелями. Кухня находится слева; сарай, рига и коровник — справа. Самое большое окошко выходит к реке, однако речку не видно. Рядом с домиком растут красивые деревья и кусты…»

Стоит отметить, что описание также может в себя включать последовательность так называемых эллиптических и номинативных конструкций. Это создает столь популярный в последнее время номинативный стиль подачи текста, в котором ярче всего представлены разнообразные сцены из кино, драматических произведений и записей, имеющих схожесть с дневником. В качестве примера можно привести следующий текст:

«Огромная комната, угол здания; здесь проживала наша героиня больше десяти лет, а сейчас проводит в этом месте большую часть своего дня. Немаленький стол для работы, перед ним находится легонькое креслице с невероятно жестким сидением. Очень большой шкаф, яркая карта и еще какой-то портрет находятся в левой части комнаты…»

Виды описания

Как уже было сказано выше, описание используется при подробном рассказе о каком-либо явлении, портрете, при необходимости дать определенную характеристику, чтобы показать целостный образ того или иного героя. Как вы уже знаете, функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение и повествование) являются неотъемлемой частью русского языка, а сейчас подробнее о видах типа речи описания.

Во всех текстах данного типа почти всегда авторы представляют читателям статичные картины, складывающиеся в нашей голове по небольшим кусочкам. Автор всегда перечисляет предметы, их некоторые признаки, подробное описание, за счет чего мы представляем ту или иную ситуацию (картину, пейзаж и прочее) в своей голове во время прочтения. Если немного подумать, можно понять, что в каждом следующем предложении текста уточняются некоторые признаки того, о чем речь шла в предыдущем — это, кстати, основной признак текста-описания. При их написании нужно строго придерживаться следующей структуры:

  1. Введение (первое впечатление).
  2. Описание всех деталей вокруг.
  3. Заключение (оценка событиям, конечный вывод).

Уже не первый год существует несколько конкретных видов текста-описания:

  • описание окружающей природы;
  • обстановки;
  • описание, характеризующее личность определенного человека;
  • портретное описание.

Такой тип используется в самых разных сферах нашей жизни, а его параметры зависят от точки зрения самого автора или же рассказчика, стиля написания, жанра текста и многого другого.

Пример рассуждения

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи в русском языке, играет не самую последнюю роль в столь популярном коммуникативно-познавательном процессе. Тип речи, о котором сейчас идет речь, является чистым выведением новейшего знания, а также попросту демонстрирует как авторский ход мыслей, так и путь решения появившейся проблемы. Если обратить свое внимание на структуру таковых текстов, можно понять, что рассказ является своего рода цепью последовательно связанных между собой предложений. Пример:

«Под влиянием разнообразных электромагнитных волн атом может перейти в уменьшенное энергетическое состояние или наоборот, причем вероятность того или другого исхода равна. Во втором случае сами магнитные волны начнут ослабляться, а в первой ситуации — усиливаться. В том случае, когда так называемый парамагнетик располагается в теплом равновесии, атомные частицы потихоньку начинают распределяться по определенным подуровням. Это происходит в соответствии с известнейшим в мире законом Больцмана. Из всего вышесказанного следует, что число атомных единиц, которые находятся там в меньшем количестве энергии, попросту значительно превышает количество тех атомов, которые имеют больше энергии».

Пример повествования

Повествовательные тексты раскрывают определенные события, которые связаны друг с другом. Предложения в повествовательных текстах повествуют о том или ином действии, явлении, мероприятии и прочем, но никак не описывают происходящее. Например:

«В Московской области не так давно стартовала специальная межведомственная операция, называющаяся «Помоги ребенку». По построенным планам можно понять, что создатели (организаторы) хотят оказать помощь детям, которые не могут получить свидетельство или паспорт граждана Российской Федерации. Помимо этого, специалисты из областей всего государства с большим удовольствием согласились помочь получить необходимые документы родителям детей…»

Если говорить кратко, то повествование считается конкретным рассказом о чем-то — это своего рода новость, представляемая в журнале или книге.

Немаловажно отметить то, что повествование считается основной (главной) частью всего текста. Многие философы утверждают, что повествование в литературе играет самую главную роль, повествование — душа всей русской литература. Писателем считается только тот человек, который способен захватывающе и интересно подать материал читателю, а при помощи повествовательного наклонения сделать это можно намного лучше.

В повествовательных текстах всегда точно указывается дата происходящего, а иногда еще и время, благодаря чему читать такие тексты намного интереснее, ведь кажется, что все именно так и происходило, как рассказывается в книге.

Триединство

Взяв совершенно любое произведение, а затем пролистав несколько десятков страниц, вы встретите всего три на данный момент известных типа русской речи. Особенно это касается романов. Никто не сможет написать такое произведение без таких функционально-смысловых типов речи, как повествование, рассуждение и, конечно же, описание. Так или иначе, в одной из своих форм каждый тип встречается в любом тексте. Однако некоторые авторы пытаются написать какое-либо произведение, используя только один функционально-смысловой тип речи, что у них, конечно, все-таки иногда получается, но текст читать в таком духе просто невозможно. Даже если подумать, кто захочет читать 200 страниц рассказа, в котором нет никакого смысла, а речь идет о каком-нибудь здании. Автор описывает одно здание на 200 страницах — это ужасно нудно. Такое захотят прочитать единицы, потому что большинство читателей любят динамичные рассказы с элементами описания героев, с определенными подозрениями, догадками, которые раскрываются только в конце произведения.

Произведения, основываясь лишь на описании, с легкостью можно назвать «буклетами», которые выдают на каждом углу вашего городка. Построить интересный и интригующий текст на описании чего-нибудь просто невозможно, а если что-то и получится, то это вряд ли кому-то понравится. Поэтому функционально-смысловые типы речи выделяются в русском литературном языке. Какие именно, мы рассмотрели в статье.

Функционально-смысловые типы речи - описание, повествование, рассуждение - используют авторы при написании произведений. Некоторые творцы считают описание самым «неудобным», ведь создать шедевр, используя только его, невозможно. А вот, например, написать интересный текст о чем-либо в стиле повествования или рассуждения можно, да и вполне вероятно, что многим это понравится. Функционально-смысловые типы речи выделяют по определенным критериям, речь о которых шла в статье.

Если вы все-таки хотите прочитать произведение в каком-то определенном стиле, вам этого запретить никто не может, но лучше не тратить на это время, а найти текст, в котором автор использовал все три типа речи, вот такое произведение действительно вам понравится.

Вывод

Стоит отметить, что проблема русского языка, которая была затронута в статье, имеет огромнейшее значение в жизни людей, разговаривающих на своем родном языке. Многие вообще не знают, что такое функционально-смысловые типы речи, а ведь это основа русского языка.

А теперь поговорим немного подробнее о развитии личности человека. Любой процесс, в том числе и развития личности человека, развитие умения общаться с другими людьми, попросту невозможен, когда человек не знает стили и функционально-смысловые типы речи. Если люди не умеют анализировать прочитанное, не могут определить тип того или иного текста, то о каком тогда развитии человечества может идти речь? Каждый должен уметь писать тексты, используя все три типа речи: описание, повествование и рассуждение.

Ну а теперь можно повторить, что функционально-смысловые типы монологической речи, выражающиеся некоторыми языковыми средствами, делятся на три вида: описание, повествование и рассуждение. Подробную информацию о каждом из видов вы можете найти в данной статье.

Выше были перечислены функционально-смысловые типы речи и их примеры, а также виды, на которые они подразделяются.

Федеральное агентство по образованию

Кафедра иностранных языков

Курсовая работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»

на тему

«Функциональные типы речи».

Выполнил:

Проверил:

Введение…………………………………………………..…………..3

Работа с терминологией………………………………….…………..4

Функциональные типы речи:

Описание……………………………………………………...……….5

Повествование…………………………………………….…..………8

Рассуждение………………………………………………..………..10

Памятка…………………………………………………….…….......13

Вывод…………………………………………………………….…..14

Литература……………………………………………………….…..15


Введение

Проблема знания человеком функциональных типов речи очень актуальна. Мы много общаемся с разными людьми: дома, на работе, в различных общественных местах, и умение грамотно строить свою речь имеет огромное значение. Также важно умение понимать других людей. Все это нам нужно, чтобы нас правильно понимали, чтобы человек, читая какое-либо произведение, слушая кого-либо, имел наиболее полное и четкое представление, о чем идет речь, смог лучше вникнуть в проблему. Знание функциональных типов речи необходимо для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой.

Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, композиционно-структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного функционального типа речи.

В данной работе пойдет речь об функциональных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Будут рассмотрены характерные особенности каждого типа речи, даны определения этих типов, приведены примеры использования.

Задачи, которые стоят перед данной работой: дать базовое определение на основе нескольких источников, дать характеристику типам речи, пояснить актуальность данной темы, показать на примерах применение типов речи.

Огромный вклад в развитие русского языка внесли ученые: Виноградов Виктор Владимирович (1894-1969) - советский литературовед и лингвист-русист, Анатолий Власович Жуков (филолог-pусист) и другие.


Работа с терминологией

В учебнике русского языка Н.Ю. Штрекера «Русский язык и культура речи» дается следующее определение типа речи: под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определенным обобщенным значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражается определенными языковыми средствами.

Данное определение дает нам понять, что тип речи несет определенное значение и выражается определенными языковыми средствами.

В учебнике для вузов Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. «Культура русской речи» про функционально-смысловые типы речи сказано: тип речи представляет собой монологическое повествование – информацию о развивающихся действиях, монологическое описание – информацию об одновременных признаках объекта, монологическое рассуждение – о причинно-следственных отношениях. Смысловые типы присутствуют в речи в зависимости от ее вида, цели и от концептуального замысла оратора, чем обусловлено включение или невключение того или иного смыслового типа в общую ткань ораторской речи; смена этих типов вызвана стремлением оратора полнее выразить свою мысль, отразить свою позицию, помочь слушателям воспринять выступление и наиболее эффективно повлиять на аудиторию, а также придать речи динамический характер.

В данном определении подчеркивается, что функциональные типы присутствуют в речи в зависимости от её вида, замысла автора.

Нечаева О.А. в книге «Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)» указывает определение типов речи: функциональные типы речи – коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение.

Данное определение показывает нам, что типы речи служат для общения людей друг с другом.

Итак, мы дадим свое определение типа речи на основе приведенных выше определений. Функциональные типы речи – это коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, которые выражаются определенными языковыми средствами.

Функциональные типы речи

Рассмотрим основные функциональные типы речи, подробно характеризуя каждый из них.

Описание

Описание – это функциональный тип речи, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. Например:

"Кочановская усадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата - дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правом рига, коровник, сарай. Одно окно кухни выходит на речку, но речки не видать, старый жесткий малинник подпирает флигель…" (К. Федин. Пастух).

В содержании описательных текстов главное – предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (речка, деревня, дом, ворота, флигель, окно и др.). Широко используются слова с пространственным значением – обстоятельства места (на речке, против деревни и т. п.). Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты (усадьба стоит на речке; окно выходит на речку), либо имеют качественно-изобразительное значение (жесткий малинник подпирает флигель). Часто используется глагольная форма настоящего времени, выражающая длительное состояние предмета или "вневременное" состояние (стоит, соединяют, подпирает).

Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке).

Для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее часты описания с единым планом настоящего времени или с единым планом прошедшего времени. Степень статичности в описаниях с планом прошедшего времени ниже, чем в описаниях с планом настоящего времени.

Описание может включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера. Например:

"Большая комната, угол дома; здесь Васса прожила лет десять и проводит бoльшую часть дня. Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги - от Рыбинска до Казани; под картой - широкая тахта покрыта ковром, на ней груда подушек; среди комнаты небольшой овальный стол, стулья с высокими спинками; двойные стеклянные двери на террасу в сад, два окна - тоже в сад. Большое кожаное кресло, на подоконниках - герань, в простенке между окнами на полу в кадке - лавровое дерево. Маленькая полка, на ней - серебряный жбан, такие же позолоченные ковшички. Около тахты дверь в спальную, перед столом - дверь в другие комнаты" (М. Горький. Васса Железнова).

В таких описаниях объекты как будто фиксируются видеокамерой. Предложения равноправны относительно друг друга. Их можно сгруппировать и иначе, все зависит от "точки отсчета".

Перечислительный смысл описательного текста часто передается параллельной связью предложений.

Это наглядно демонстрируют тексты описательных наук (биологии, геологии и др.), включающие в виде целых абзацев логические единства, которые состоят из предложений, выражающих параллельно связанные суждения с единым субъектом и разными предикатами.

Например:

"Обыкновенный уж хорошо отличим по темной, почти черной окраске… Распространен в европейской части страны, в Сибири на восток до Забайкалья и местами в Средней Азии. Держится по берегам болот, рек, прудов. Питается лягушками, ящерицами, грызунами, реже насекомыми. Рыбу ест редко" (С.П. Наумов. Зоология позвоночных).

Для художественного текста характерна контаминация описания с повествованием. Элементы описательности присутствуют практически в любом повествовательном тексте.

Иногда смысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о "динамическом описании" – типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Структурное содержание описания сводится к временному отношению простого следования. В связи с тем, что все внимание сосредоточено на фиксации динамики, на ряде моментов действия, их "шаговом" характере, такое содержание определяет отбор предложений, имеющих самостоятельный характер. Динамическое описание используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей - "секундный стиль").

План-конспект урока русского языка в 10 классе
Поповой Л.Ю., учителя русского языка и литературы

Тема: Характеристика функционально-смысловых типов речи. Структура. Лингвостилистические особенности. Функция. Смысловая основа типа речи.

Цели занятия: углубление знаний о функционально-смысловых типах речи, структуре, лингвостилистических особенностях, функции, смысловой основе типов речи. Закрепление навыков анализа текстов разных стилей и типов речи, навыков анализа текста с разными типами речи в одном тексте.
Методы и приемы: углубление ранее изученного материала, анализ текстов; словесный, наглядный, практический. Применение компьютерных технологий.
Тип занятия: урок-исследование, стилистический эксперимент.
Оборудование: мультимедийная установка, таблица «Как определить тип речи (памятка).

Ход занятия
Организационный момент. Сообщение темы занятия, знакомство с дополнительной литературой по данной теме, раздаточным материалом, таблицей.
Проверка домашнего задания. Анализ образных средств языка в предложенном тексте (По Белову). Блиц-опрос по теме, изученной на предыдущем занятии «Изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры. Стилистическая окраска слова (стилистические коннотации).
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Итог занятия.
-Наша речь (тема, композиционное и языковое оформление и т.п.) зависит как от цели, мотива, обстоятельств общения, так и от описываемой ситуации. Все разнообразие содержания наших высказываний в конечном счете может быть сведено к трем видам:
мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;
мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;
мир в причинно-следственных связях.
В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором – в форме повествования; в третьем – в форме рассуждения.
Рассмотрим характерные черты этих функционально-смысловых типов речи.
(Учащиеся составляют конспект)

ОПИСАНИЕ

Описание - функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе одновременно.
Мир в статике. К тексту можно задать вопрос - каков объект?
Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств предмета, явления. Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Структура описания:
общее представление о предмете;
перечень отличительных признаков предмета;
авторская оценка, вывод, заключение.
Основные виды описаний
Чаще всего говорят о научном, деловом и художественном описаниях. Научное, деловое описание – это описания, в которых дается перечень существенных признаков предмета, понятие о его свойствах. В описаниях научного характера главное – точность, логическая последовательность. Деловые описания – это инструкции, объявления Художественное – описание, где преобладают изображения образов, впечатлений. Главное здесь – дать яркое представление о предмете, при этом вовсе не обязательно исчерпывающее, полное.
Функции описания
Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными. Важная функция описания – создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, длинным перечислением их.
Лингвостилистические особенности описания
Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве исходного пункта. Все остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Эти предложения между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически. Каждое предложение относительно самостоятельно.
Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени. В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего. Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия. Характерен синтаксический параллелизм. Частотно употребление именных сказуемых, назывных и безличных предложений. В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Широко используются синонимы, определения, неполные предложения.
Примером художественного описания может служить отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа описания.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи описание)
Сад у тетки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, - ветки лип обнимали его, - был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, - так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами. А по бокам этих глаз были крыльца, - два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби, между тем как тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом.
М.Пришвин «Первый мороз». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа описания.
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Мир в динамике – рассказывается о действиях и событиях в определенной временной последовательности. Повествовательный текст развивается во времени, имеет сюжет, действующих лиц. К тексту можно задать вопрос – что произошло?
Основа повествования – рассказ о событиях, действиях, поступках. Повествовать – значит рассказывать о происходящем, сообщать о событиях в определенной последовательности.

Структура текста:
Завязка – начало противоречия (конфликта), составляющего основу сюжета, исходный эпизод, момент, определяющий последовательное развертывание действия.
Основная часть: развитие действия, кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия.
Развязка – исход событий, решение противоречий (конфликта).
Функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения.
Лингвостилистические особенности повествования
Связь между предложениями - цепная. Предложения максимально зависимы друг от друга, особенно рядом стоящие: связаны друг с другом на основе либо лексического повтора, либо с помощью указательных и других местоимений, либо синонимической замены.
Рассказ может вестись как от первого лица, так и от третьего.
Авторское повествование мы находим, например, в повести А.И.Куприна «Олеся». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа повествования.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи повествование)
Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.
- Что тебе, Ярмола? – спросил я.
- Да вот удивляюсь, как вы пишете. Вот бы мне Нет, нетне так, как вы, - смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь. – Мне бы только мое фамилие
-Зачем это тебе? – удивился я-Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?
А видите, какое дело, паныч, - ответил Ярмола необыкновенно мягко, - ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда гумагу какую надо надо подписать, или в волости дело, или чтоникто не можетСтароста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатаноТо хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.
Такая заботливость Ярмолы – заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, - такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать еу уроки. И что же это была за тяжкая работа – все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму.

РАССУЖДЕНИЕ

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли; имеет целью выяснить какое-нибудь понятие; развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль.
Мир в причинно-следственных связях – излагаются причины явлений и событий. В целом доказывается или опровергается какой-либо тезис, делается вывод, обобщение. К тексту можно задать вопрос – почему?
Основа рассуждения - перечисление фактов, аргументов, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор.
Структура рассуждения:
тезис – основная мысль.
доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождающиеся примерами.
вывод, или заключение.
Основная сфера использования рассуждений – научная, научно-популярная речь. Однако широко встречается рассуждение и в художественной литературе, особенно в интеллектуальной, психологической прозе. Рассуждение может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, ложности выдвинутого тезиса. В рассуждении могут быть все элементы (тезис, доказательство, вывод), а может отсутствовать вывод, который уже содержится в тезисе.
Лингвостилистические особенности рассуждения
В тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливается логическая и грамматическая связь. Все приводимые факты должны быть убедительными и подтверждающими выдвинутый тезис.
Связь между предложениями – смешанная. Характерно использование глаголов в форме настоящего или будущего времени, возможно, присутствие в тексте безличных глаголов или личных глаголов в безличной форме.
Примером рассуждения может служить отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Искусство видеть мир» (книга «Золотая роза»). Работа с текстом, необходимо доказать, что текст типа рассуждения.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи рассуждение)
Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии.
Поэзия обладает удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!
Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях.
Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую силу). А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.
Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.
И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.
Но главное не в этом.
Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является по существу, подлинной поэзией.

Учитель: Следует заметить, что рассмотренные типы речи редко встречаются в изолированном виде. Чаще всего в тексте фрагменты разных типов речи представлены в соединении, причем иногда в таком тесном, что трудно их отграничить. Рассмотрим отрывок из рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином».
Задание: Необходимо определить тип речи данного текста. Работа с текстом.
(Контекст начинается повествовательным предложением и сразу переходит в описание).

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею.
(Далее снова следует повествование):
Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.

(Затем снова описание):
Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей.

Работа по таблице «Как определить тип речи» (памятка), используем мультимедийную установку.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП РЕЧИ (ПАМЯТКА)

Функция речи (описание – описать; повествование – рассказать; рассуждение – доказать).
Смысловая основа типа речи (одновременность явлений, признаков - в описании; последовательность явлений, действий – в повествовании; причинно-следственная связь – в рассуждении).
Характер сообщения (перечисление одновременных, постоянных признаков, явлений – в описании; сообщение об изменяющихся, сменяющих друг друга действий – в повествовании; сообщение в виде вывода, доказательства – в рассуждении).
Характерные черты типа речи:
статичность – в описании;
динамизм – в повествовании;
наличие положения, которое нуждается в доказательстве.
Языковые признаки:
глаголы в одной форме времени, определения - в описании;
глаголы разных форм времени, наклонений - в повествовании;
вводные слова, союзы, безличные глаголы - в рассуждении.
Описание – ЧТО ТАКОЕ?
Повествование – ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Рассуждение – ТЕЗИС-ОБОСНОВАНИЕ-ВЫВОД

Итог занятия. Обобщение изученного материала.
Домашнее задание: определить тип речи текста (По Белову).

Исходный текст для домашнего задания

(1) Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбами темнеющие в небесах облака. (4) Неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.
(5) Страшная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.
(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.
(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает. (15) Да не будет конца свободе и радости!.. (По Белову)