Женские образы в "Капитанской дочке" (сочинение по повести Пушкина). Женские образы в произведениях А.С

Женские образы в "Капитанской дочке" немногочисленны. В своем сочинении я хочу остановиться на двух образах, которые кажутся мне очень привлекательными, - Маши Мироновой и Василисы Егоровны.

Изображая Василису Егоровну, Пушкин хотел показать читателям простую русскую женщину. Она благородна и самоотверженна, сильна, ее призвание - хранить семейный очаг. Она сообразительна, проницательна и по-женски любознательна. Василиса Егоровна умеет в трудный момент принять важное решение.

С этой женщиной мы знакомимся тогда же, когда знакомится с ней Петр Гринев, главный герой "Капитанской дочки". Как и Петра, вид жены коменданта удивляет нас. Пушкин пишет, что это была старушка, которая сидела в платке и телогрейке и разматывала нитки. И ее занятие, и одежда, и внешность не соответствовали положению, которое занимала Василиса Егоровна. Я считаю, что Пушкин хотел подчеркнуть этим то, что она вышла из народа. Речь Василисы Егоровны, изобилующая пословицами, подтверждает это. К примеру, обращаясь к Гриневу, она говорит: "Прошу любить и жаловать". Она уважала своего мужа, которого звала по имени и отчеству. Однако, как и любая сильная женщина, Василиса Егоровна ощущала свое превосходство над мужем.

До того, как в Белогорскую крепость прибыл Пугачев, эта героиня кажется проворной русской женщиной, которой подчиняется ее слабовольный муж. В начале произведения комендант крепости представился мне именно таким. Его одинаково интересует соление огурцов и то, что происходит в крепости. Василиса Егоровна из-за этого кажется даже несколько смехотворной героиней, управляющей слабовольным супругом.

Когда в крепости появляется Пугачев, эта старушка предстает перед читателем в совершенно ином свете. Из занятой только домашними хлопотами хранительницы домашнего очага она превращается в благородную и самоотверженную женщину. При необходимости она не раздумывая готова разделить трагическую судьбу своего супруга. Василиса Егоровна отклоняет предложение мужа уехать в Оренбург к родственникам, когда узнает, что мятежники могут завладеть Белогорской крепостью. Она решает отправить туда Машу, а сама остается с мужем. "Вместе жить, вместе и умирать", - говорит Василиса Егоровна. Безусловно, эти слова достойны уважения.

Маша Миронова - дочь, достойная своих родителей. Эта девушка унаследовала у них благородство и честность. Образ Маши Мироновой можно сравнить с образами других пушкинских героинь: Татьяны Лариной и Маши Троекуровой. Этих девушек многое объединяет. Они выросли на лоне природы, в уединении. Они впитали в себя народную мудрость. Каждая из них, полюбив, остается до конца верной своему чувству. На мой взгляд, Маша Миронова сильнее двух других девушек. Она не пожелала смириться со своей участью и решила бороться за свое счастье. Благородство и самоотверженность Маши Мироновой заставили ее преодолеть робость и отправиться к самой императрице, чтобы просить ее заступничества. Благодаря этому поступку судьба ее оказывается счастливее, чем судьбы ее предшественниц.

Женские образы в произведениях А. С. Пушкина. Яркие, неповторимые женские образы изображены в произ­ведениях А. С. Пушкина: романтическая гордая Земфира, весе­лая и очаровательная барышня-крестьянка, по-детски простодуш­ная Ольга, роковая хозяйка черной шали… Но есть в его произ­ведениях такие героини, о которых В. Г. Белинский сказал, что они воплощение национального русского характера.

Русский национальный характер воплощен у Пушкина в жен­ском типе не случайно: сущность его, по словам В. Г. Белинского, составляют «и пламенная страсть, и задушевность простого, иск­реннего чувства, и чистота и святость наивных движений благо­родной натуры», и многое другое. Особенно ярко проявляются эти качества в характерах таких героинь, как Татьяна Ларина и Марья Ивановна Миронова, неизменно вызывающих уважение и восхищение читателей. В их характерах много общего, хотя происхождение, условия воспитания у барышень различны.

Татьяна выросла в деревне, среди провинциального дворянст­ва, недалекого и в то же время добросердечного. Она читала и пи­сала по-французски, хотя, конечно же, русская няня сыграла гораздо более важную роль в ее воспитании. Отсюда идут типич­но народные черты в ее характере: любовь к природе, к родным местам (особенно это заметно перед отъездом в Москву), вера в приметы и народные поверья, любовь и знание фольклора.

Маша Миронова выросла в степном гарнизоне, лишенная да­же того общества, что было у Татьяны, и, конечно, не получила типичного дворянского образования - она пишет Гриневу на чистом русском языке. Но она еще менее отличается от народа, среди которого росла, кроме того, она бедна, все ее приданое - крепостная девка Палашка; и попадья Акулина Памфиловна принимает ее в свою семью в трудную минуту. Главное, что сбли­жает обеих барышень, - исконно народное нравственное нача­ло, заложенное в характере, которое помогает героиням претер­певать жизненные испытания, сохраняя в себе лучшее и совер­шенствуясь.

Способность любить глубоко, искренне соединяется в душе героинь с готовностью к самопожертвованию и чувством долга. На всю жизнь сохранит Татьяна Ларина верность своему чувст­ву. Онегин отклонил любовь провинциальной мечтательницы и после дуэли с Ленским уехал из имения. Татьяна бережно хра­нила свое глубокое чувство. Но Онегин ничем не напоминал о се­бе… Татьяна вышла замуж.

Зачем? Не для себя:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны…

Татьяна не способна на обман, на предательство, для нее не­возможно причинить страдания мужу, уважаемому человеку, нарушить обет верности, данный в церкви:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Такой итог ее объяснения с Онегиным закономерен, иного просто не могло быть, иначе это была бы уже не Татьяна - иск­ренняя и верная, готовая пожертвовать своими чувствами, но не причинить зло другому. Руководили ею ее высокая честность, чувство долга.

Такова же в любви и Марья Ивановна. Она не может выйти замуж за Гринева без благословения его родителей, она не со­гласна на венчание тайком, без их ведома. Причем она готова дать Петру Андреичу свободу, жертвуя своими чувствами. «Ко­ли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с то­бою, Петр Андреич; а я за вас обоих…» - так, заплакав, говорит она герою. Застенчивая и робкая, «трусиха» Маша в трудных жизненных испытаниях оказывается волевой и решительной. Потеряв родителей при нападении на крепость пугачевцев, скрывая свое происхождение, в тяжелой нервной болезни, она находит в себе силы и мужество противостоять домогательствам Швабрина.

«На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, покрытый ломтем хлеба».

Выдержав такие условия, Маша готова умереть, но не стать женою Швабрина. Даже Пугачев был тронут решимостью девуш­ки. И такую же решимость она проявляет, задумав спасти Грине­ва от несправедливых обвинений. Одна, без чьей-либо под­держки, она едет в Петербург просить милости у государыни, пренебрегая тем, что при открывшихся обстоятельствах может пострадать ее доброе имя, репутация честной девушки. Это такое же преступающее все правила приличия решение, как и письмо Татьяны с ее признанием в любви к Онегину. Но в таких жизнен­ных обстоятельствах нравственные законы, поиск истины, глубо­кое чувство сильнее норм общественной морали и высшим судьей для героини может быть только собственная совесть.

В душевной цельности видит Пушкин суть русского нацио­нального характера, в этом секрет непреходящей любви читате­лей к пушкинским героям. Русская литература дала впоследст­вии много прекрасных образов русских женщин. Но в богатой галерее их Татьяна Ларина и Маша Миронова остаются одними из лучших и незабываемых образов, бессмертными созданиями творческого гения Пушкина.

Женские образы в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка» Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление про­извели на меня образы Василисы Егоровны Мироно­вой - жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой. Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе ав­тор показал нам простую русскую женщину, храни­тельницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умею­щую принять важное решение, и в тоже время по-жен­ски любознательную, проницательную и смекалистую. С Василисой Егоровной мы знакомимся одновре­менно с главным героем повести Петром Гриневым. И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: "У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...». И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены ко­менданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: "Прошу любить и жаловать.

Садись, батюшка». Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувст­вовала над ним превосходство. До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огур­цов и всеми делами, что происходили в крепости. Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной.

Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь до­машними делами и хлопотами, Василиса Егоровна пре­вратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Его­ровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: "- Добро, - сказала ко­мендантша, - так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чу­жой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать». Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Васи­лиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив ко­менданта, казаки вытащили ее из дома "растрепанную и раздетую донага», Василиса Егоровна не стала про­сить пощады, а громко закричала: "Отпустите душу на покаяние.

Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузь­мичу». Так вместе они и погибли. Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась до­стойной своих родителей. Она взяла у них самое луч­шее: честность и благородство. Описывая Машу Миро­нову, невозможно не сравнить ее с другими пушкин­скими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уеди­нении на лоне природы, всех их питала народная муд­рость, однажды полюбив, каждая из них оставалась на­всегда верной своему чувству. Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшествен­ниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уго­товила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство за­ставили девушку побороть робость и пойти искать за­ступничества у самой императрицы.

В повести « » мы встречаем немного женских образов. Но, это не мешает нам понять характер и сущность настоящей женщины того времени. Перед нами представлены образы Василисы Егоровны и Маши Мироновой.

Василиса Егоровна была женой коменданта Ивана Кузьмича, но при этом, она очень проста, великодушна и добра. Семья Мироновых не жила в богатстве. Их домик был скромным и уютным. Поэтому, сама героиня выглядела так же. При знакомстве с ней, женщина была одета в теплой телогрейке и платке. Она была очень близка к народу, часто использовала пословицы в своих разговорах, старинные слова и обороты.

Василиса Егоровна всегда интересовалась делами своего мужа и давала ему совету, а иногда и указы. Именно она была главой семьи, но Иван Кузьмич на это не обижался, ведь между мужем и женой царила гармония и настоящая любовь.

После нападения Пугачева на Белгородскую крепость, Василиса Егоровна проявляет благородство и смелость, преданность своей земле и родному мужу. Женщина не соглашается на уговоры супруга об отъезде в Оренбург и предпочитает разделить смерть вместе с ним.

После того, как Ивана Кузьмича повесили, она громко оплакивала его, а затем отправилась вслед за ним.

Была дочерью Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Эта девушка воспитывалась в прекрасной атмосфере и взяла все лучшее от своих родителей. Она была чиста и непорочна, она напоминала ангела, который спустился с небес. Маша вызывала симпатию и нравилась всем, кто с ней встречался. Неудивительно, что и были влюблены в эту народную красавицу.

В ходе развития событий повести, Маша показывает стойкий характер. Оказавшись в плену, она считала смерть лучшим выходом, нежели замужество за Шабриным. Девушка проявила настойчивость и дошла до самой императрицы. Она произнесла речь и отвоевала свое счастье. Только лишь благодаря своей смелости и храбрости, девушка обрела любовь и счастье.

Вот такие два прекрасных образа предстают перед нами в повести «Капитанская дочка».