Что такое политическая власть. Шпаргалка: Политическая власть сущность и особенность

Задач [ ] .

Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности . Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

Механизмы передачи харизматической власти:

  1. Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
  2. Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС , КПК и т. п.).
  3. Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример - правление семьи Ганди в Индии .

Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

  • преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)
  • недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность

Фобократия

Фобократия (от др.-греч. φόβος и

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

— способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и норм и специального института — .

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Структурные элементы власти

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других , следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

Основные признаки политической (государственной) власти

Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

Легитимность политической власти

- политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Власть и властные отношения

Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики . Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.

Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение , т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет .

Источники власти:

  • авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
  • сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;
  • богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
  • знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
  • харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
  • престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Необходимость власти

Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.

Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

Общество - сложная социальная система, имеющая множество различных элементов.

Функционирование и развитие общества складываются из поведения и деятельности людей.

Деятельность и поведение людей в нужном для общества направлении невозможны без осуществления власти. Власть - одно из основных понятий политической науки и практики.

Но, пожалуй, это понятие является еще более распространенным в обыденном сознании, в сознании нашего народа в период развала всех структур нашего государства, вооруженных сил и др.

Можно часто слышать: куда смотрят власти? Почему бездействует власть? Не пора ли применить власть?

По этим вопросам видно значение в жизни общества, особенно нашего, подсознательно, интуитивно придается власти.

Вопрос о сущности власти, ее средствах, видах не новый для науки и практики.

Власть является одним из центральных понятий политологии, дающих ключ к разъяснению многих процессов и явлений политической жизни общества. Мысль о сложности и многообразии природы власти проходит через все посвященные ей научные изъяснения от древности до наших дней.

Политическая мысль прошлого, которая основывалась на мифологических и религиозных представлениях, все общественные явления, в том числе и власть, объясняла сверхъестественными причинами. Развитие философских, естественно-научных знаний, форм и методов научного познания поставило изучение проблем политики, власти и государства на теоретическую почву. В эпоху Возрождения значительный вклад в анализ проблемы власти внес Н. Макиавелли, который подверг резкой критике власть церкви, высказал ряд интересных идей об умеренной республике. Большую роль в развитии учения о власти сыграл Ш. Монтескье, глубоко обосновавший идею о разделении властей, развитую в целостную и стройную концепцию.

Своеобразные подходы к проблеме власти можно найти в научных трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, И. Канта, Г. Гегеля, А. Герцена, Вл. Соловьева, Н. Бердяева и др. В целом трактовка концепции политической власти возникла в политологии в результате критического анализа исторического опыта и накопления человечеством знаний об обществе. Вот почему выяснение сущности и характера власти имеет важное значение для понимания природы политики и государства.

На уровне обыденного сознания власть - это нечто грозное, суровое, способное только карать. Это что-то вроде гоббсовского «левиафана» - чудовища.

На теоретическом уровне понимание власти имеет несколько трактовок:

  1. Бихевиористское понимание власти (от англ. biheviorism - поведение) - это особый тип поведения людей, основанный на определенных стимулах.
  2. Телеологическое понимание власти (от греч. telos - цель) - это действия, направленные на достиже-ние определенных целей.
  3. Инструменталистское понимание власти - это возможность использования определенных средств, органов для подчинения одних людей другими. Здесь не последнюю роль призвано играть насилие.
  4. Социально-психологическая концепция власти. Эту точку зрения разделяют Ч. Мерриам, Г. Лассуэл, Дж. Кетлин и другие представители Чикагского университета. В своих политологических работах они доказывают, что стремление к власти является доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. При этом власть является исходным пунктом и конечной целью любого политического действия. Следовательно, политический человек - это человек, стремящийся к власти. В свою очередь, власть, к которой устремляется человек - это средство улучшить его политическое состояние. Представители Чикагского университета небезосновательно считают, что это средство используется всеми людьми, во все исторические времена и в любом обществе, при любом социально-политическом строе. Вот почему политика выступает ареной социального взаимодействия политических субъектов.
  5. В ходе этого весьма разнообразного, подчас противоречивого, взаимодействия воспроизводятся устойчивые формы политической власти, такие как государство, партии, политические организации и институты. Политическая система общества выступает как особая структура, в которой власть должна быть распределена между всеми ее элементами так, чтобы устанавливалось определенное равновесие сил, стремящихся к власти и достигающих ее. Достичь данного равновесия можно лишь в том случае, если арена политического действия станет рынком власти. На этом рынке власть оплачивается и продается. Особая роль в обуздании стихии политического рынка отводится государственной власти, стоящей над политическим рынком и обеспечивающей его нормальное функционирование.

  6. Структурно-функциональная концепция власти, особенно популярная в современной политологии. К ней относятся: теория властвующей элиты; проблема разрешения конфликтов в условиях осуществления власти; вопросы политического лидерства и т. д. Более подробно они будут рассмотрены при анализе сущности, структуры и основных функций власти.

Следовательно, современная западная политология характеризуется, с одной стороны, теоретическим разнообразием в определении власти и подходов к анализу ее сущности, а с другой - научным анализом реальных процессов и тенденций развития современного мира с точки зрения проблемы власти. При этом большинство современных политологов критически относятся к концепции власти, в основе которой лежит чисто классовый подход.

Можно было бы привести и некоторые другие подходы к теоретическому определению власти. Вместе с тем приведенные определения страдают метафизической односторонностью, и в этом их недостаток, порок. Они подчеркивают лишь отдельные моменты, аспекты власти, не выделяя главного, существенного. Подчеркивается, как видно из определений, цель власти, средства ее осуществления и т. д.

В обыденной жизни и в политологической литературе термин «власть» и ее классификация используется в разных смыслах. Естествоиспытатели говорят о власти над природой, философы - о власти объективных законов над обществом, социологи - о власти социальной стихии, юристы - о государственной власти и т. д. Крайняя запутанность и противоречивость этого термина дает повод говорить об ореоле мистики и таинственности, который окружает власть.

Иногда власть отождествляют с ее непосредственными орудиями - государством, политической организацией общества, с ее средствами - управлением, с ее методами - принуждением, убеждением, насилием. Нет основания отождествлять власть с ее орудиями - государством и политической организацией общества. Во первых, потому, что государство обладает мощной государственной властью, а политическая организация общества является механизмом политической власти. Во-вторых, политическая власть - это более широкое понятие, чем государственная власть.

Нельзя ставить знак равенства между властью и управлением. Естественно, что без управления невозможно осуществлять власть, но и без власти невозможно управлять. Конечно же, понятие «управление» шире чем понятие «власть». Власть является элементом управления. Процесс же управления - это процесс реализации властной воли для реализации цели властителя. Управление выступает только средством, при помощи которого осуществляется целенаправленное воздействие власти.

Нет причин также отождествлять власть с ее методами - принуждением и убеждением. Принуждать и убеждать может не только властитель, но и подвластный. Так, например, та или иная политическая организация (партия), не входящая в коалицию правительства, может принудить его пойти на уступки, но от этого организация или партия еще не становится властвующей.

С точки зрения современной политической науки понятие «власть» вообще означает асимметричное социальное отношение, выражающее способность и возможность осуществлять кем-либо свою волю, подчиняя этому деятельность, поведение других людей с помощью какого-либо источника власти для достижения собственных целей.

Другими словами власть можно определить как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия.

Основные источники власти:

  • авторитет (традиционная власть);
  • престиж (статусная власть);
  • знание (экспертная власть);
  • богатство (вознаграждающая власть);
  • сила (насильственная власть);
  • харизма (обожествляющая власть) и др.

В соответствии с этим выделяются:

  • власть как вера, предполагающая способы завоевания доверия;
  • власть как выгода, имеющая формы вознаграждения;
  • власть как опасение, включающая методы запугивания и диктата.

Структуру власти можно представить в виде своеобразной пирамиды, верх которой обладает полномочиями управлять людьми, принимать законы, использовать определенную систему принуждения к их исполнению. При этом методы ее осуществления и средства применяются весьма разнообразные. В итоге это привело к разделению общества на власть имущих и людей, не обладающих властью. В дальнейшем именно это обстоятельство стало одной из главных причин политического отчуждения масс от институтов власти.

Постепенно, с образованием государства, его специального аппарата насилия, это политическое отчуждение усиливалось и в конце концов привело к конфликтам с верхом пирамиды народных масс, отстаивающих свое естественное право на свободу и независимость. Последствия нарушения этой стабильности в разных странах неодинаковы, но всегда этот процесс для общества был мучителен, а порой и трагичен.

Любая власть обладает специфическими признаками. К ним можно отнести следующие:

1) доминирование властной воли, а не просто влияния;

2) наличие особого аппарата управления;

3) возможность принуждения в отношении общества и отдельной личности;

4) монополия на регламентацию политической жизни;

5) суверенитет органов власти по отношению к другим государствам.

Классификацию власти можно осуществить по различным основаниям:

  • субъективность власти - государственная, партийная;
  • сфера функционирования - законодательная, исполнительная, экономическая, политическая, идеологическая, семейная и др.;
  • форма правления - господство, руководство, управление, организация, контроль и т. д.;
  • методы осуществления - насилие, принуждение, убеждение, подавление;
  • тип власти - тоталитарная, авторитарная, либеральная, демократическая.

Власть имеет много различных видов:

  • общественная;
  • политическая;
  • государственная;
  • семейная;
  • военная;
  • личная и т. д.

Все эти виды власти переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть.

Политическую власть политологи, как правило, рассматривают в качестве одного из видов власти вообще, соответственно начиная с определения общей сущности власти.

К таким характерным определениям можно отнести следующее: «В общем смысле власть - это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью или партией, государством и т.д.), оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств».

Данное определение, являющееся, кстати, перефразировкой более ранних определений в научных энциклопедиях, очень близко к известным определениям власти М. Вебера, раскрывающим сущность власти именно через возможность какого-либо субъекта проводить свою волю в тех или иных социально-политических взаимодействиях.

В подобном ключе было выдержанно и одно из самых лапидарных в научной литературе толкований власти американского политолога Г. Саймона: «А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В».

В зарубежной политологии существует специальная обширная литература, посвященная описанию признаков и функций политической власти.

Перечислим ряд характеристик, которыми зарубежные политологи наделяют власть. В процессе политических отношений власть, по их мнению, проявляет себя через следующие основные признаки и функции:

1) принуждение,

2) приманивание,

3) «блокирование последствий» (помеха конкуренту в борьбе за власть),

4) «создание требований» (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг),

5) «растяжение сети власти» (включение дополнительных источников зависимости от агента),

6) шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинения в будущем),

7) подсказки, информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.).

Необходимо отметить, что все эти характеристики, так же как и обобщения типа «любая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно», в зарубежной политологии относятся, как правило, к политической власти вообще, без выявления ее социальных оснований и спецификаций. Считается, что власть обладает своего рода некой демонической иррациональной силой, вследствие которой носитель власти наделяет ее собственными характеристиками, а политическая власть как бы переделывает по своим канонам природу, существо своего носителя, будь то любой класс, социальный слой, любая партия, правительство или парламент.

Поэтому строящееся правовое государство обязано отслеживать характерные признаки, функции, тенденции развития политической власти и уметь вовремя погасить их негативные последствия и черты либо не допустить их переход за определенные границы. Например, принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Общество невозможно построить на одних позитивных (положительных) стимулах. Так же как невозможно построить здоровое общество на одном принуждении и насилии. Соответственно, задача правового государства - строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это, в определенном смысле, и есть политика, поскольку она является прежде всего миротворчеством, созданием разумных балансов между общественными движущими силами и социальными компонентами.

Политическая власть - это реальная способность данного класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в политике посредством идеологических, организационно-правовых и других методов.

В приведенном определении можно выделить три стороны власти, органически неразрывно связанные друг с другом и составляющие ее структуру:

1) способность, возможность и право кого-либо оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение, деятельность людей с целью осуществления своей политики;

2) политическое господство и руководство одной группы людей над другой;

3) система государственных органов, с помощью которых осуществляется власть.

Политическая власть неразрывно связана с экономической, семейной, военной, личной и другими видами власти, испытывает на себе их влияние, иногда сливается с ними (при тоталитарном режиме).

Осуществление власти непосредственно связано с субъектами политики. Они и являются социальными компонентами власти: господствующий класс; руководящие органы массовых общественных движений и политических институтов; группы партикулярных интересов.

Господствующий класс - это социальная группа, олицетворяющая государство в экономических отношениях, в социальной и политической сферах. Руководящие органы массовых общественных организаций легитимируются активной частью населения, наделяются определенными полномочиями в достижении поставленной цели. Как правило, здесь немаловажную роль призван выполнять общественный авторитет, способность сплотить вокруг себя и мобилизовать массы на достижение поставленной цели. И, наконец, группы пертикулярных интересов. Это система контор и агентств крупных монополий, например ВПК, оказывающих влияние на законодателей и государственных чиновников.

Рассматривая социальные компоненты власти, следует отметить, что политическая и государственная власть связаны с борьбой и господством. Господство - это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает расчленение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления.

Необходимо отметить, что в настоящее время есть две точки зрения на проблему борьбы и господства: марксистская и точка зрения западной политологии. В первом случае проблема борьбы и господства рассматривается в виде классовой борьбы и классового господства. При этом основные идеи сводятся к следующему:

1) в классовом обществе господство имеет классовый характер;

2) господство обусловлено социально-экономическими отношениями;

3) господство предполагает создание политического и военного аппаратов для удержания власти в руках господствующего класса;

4) сферы функционирования власти предопределяют виды устройства, основными из которых являются экономическое, политическое и идеологическое.

В западной политологии сложились две основные точки зрения на проблему господства и власти. Сторонники первой утверждают: традиционное господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной части людей. Легитимное (законное) господство основывается на праве и правосознании. Оно связано с разделением властей, с вычленением особого административного аппарата управления, обеспечивающего исполнение предписаний и распоряжений. Вторая точка зрения представлена взглядами политологов Р. Михельса и Г. Моска, которые отмечают, что в современных условиях наблюдается тенденция к харизматическому типу господства, основанного на вере в исключительные качества политического лидера. Для некоторых современных государств эта проблема действительно является весьма актуальной.

В связи с этими рассуждениями возникают вопросы: «Может ли общество обойтись без власти? Для чего нужна власть в обществе?». Власть в обществе предназначена прежде всего для поддержания его единства. Следовательно, современное общество не может обойтись без власти вообще, а без политической тем более. Власть необходима для организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения участников этого производства единой воле, для регулирования всех других взаимоотношений между людьми, связанных с жизнью в обществе.

Важно также подчеркнуть, что власть воплощается и опирается на установившийся порядок и определенные организационные действия, на право действовать по своему усмотрению. Субъект власти может быть индивидуальным и коллективным, им может быть и все общество.

Таким образом, власть как социальное явление необходима обществу, она безусловно, неотъемлемая часть любого общества.

Политическая власть и авторитет, влияние, контроль. Политическая власть и поддержка

Политическая организация правового государства есть по своей сущности институализированные властные (т. е. по поводу власти) отношения основных социальных групп.

Политические институты, овеществляя, венчая собой властные отношения, являются тем самым важнейшим инструментом развития общественного организма.

Для того чтобы реанимировать, более того, кардинально усилить способности и возможности политических институтов - традиционных субъектов власти по радикальному преобразованию общества, - необходимо, как представляется, в ходе их трансформации освободиться от некоторых еще бытующих взглядов на их главные функции. Один из них заключается в том, что политические институты рассматриваются исключительно как механизм захвата и удержания власти в интересах одного или нескольких классов.

Подобное определение, очевидно, не является исчерпывающим. Во-первых, овладение властью - это лишь определенный этап в длительном генезисе основных политических институтов общества и государства.

Во-вторых, необходимо учитывать, что власть различается по своей форме, специфике, характеру, основе. Говоря о власти того или иного политического института, необходимо не только вскрыть ее социальную природу, но и иследовать ее характер, отличать власть, происходящую от силы и принуждения, от власти, проистекающей из авторитета, компетентности. Соответственно каждый политический институт правового государства не только должен выполнять свою функцию, но и обладать своей собственной формой власти.

Кроме того, характер, форма власти политических институтов существенно изменяются в зависимости от того, в рамках какой общественной формации, культурных условий они функционируют.

Таким образом, задача подлинной демократической системы властных институтов - не просто захватить и удержать власть, но и придать самой власти существенно иной характер, чем в авторитарном государстве, выйти на существенно иной уровень преодоления отчуждения простого гражданина от власти, от политического и государственного управления.

Политическая власть - это механизм общественного управления.

Его суть и специфика заключаются в том, что объектом его непосредственного управления на этапе правового государства выступают уже не вещи (даже самые дефицитные) и не люди, что характерно для тоталитарных режимов, а все виды общественных отношений: экономические, социальные, духовные, а еще точнее, создание общественного режима благоприятствия для оптимального саморазвития, самодвижения этих отношений.

При описании целей и функций политической системы необходимо разграничение понятий «власть» и «управление». Это важно, потому что названные понятия не только частично совпадают, но и существенно различаются. Власть - это всегда управление (в той или иной форме, тем или иным субъектом), но управление - далеко не всегда власть.

Чрезмерная концентрация определенной формы власти, всегда возникающая при монополизации политической системы, сведение ее к одному реальному субъекту, что, как правило, сопровождается умножением субъектов формальных, не играющих главной роли, на деле подтачивает способности политических органов к управлению.

Это происходит вследствие того, что:

1) эти монопольные органы утрачивают ответственность за результаты своих решений в силу того, что контролируют себя сами;

2) утрата центральными институтами власти ответственности за решение приводит к своего рода «беспределу», т. е. к расширению зоны их властно-управленческого воздействия на общество сверх разумного предела.

Вместо собственного объекта политического управления правового государства - общественных отношений (т. е. базовых отношений социальных групп между собой и государством по поводу сущностных аспектов общественного устройства: собственности, социальной справедливости, доступа к духовным ценностям и пр.) - объектом управления политики становятся отношения в обществе (т. е. бесчисленное множество всевозможных частных социальных, хозяйственных, нравственных и иных отношений). Вместо управления обществом и людьми через систему государственных законов возникает управление со стороны политической власти непосредственно вещами и людьми.

Реформа политсистемы по вектору правового государства как раз и должна быть направлена на то, чтобы изменить структуру власти, переориентировать ее институты, направив их на решение главных общественных задач, а не на тотальную регламентацию всех частных вопросов.

Главной функцией политических институтов и субъектов власти обязано стать научное управление и регулирование общественных отношений, основанное на постижении их объективных законов и закономерностей саморазвития.

Целью же властных субъектов при подобном подходе выступает такая взаимосвязь между ними и общественными отношениями, когда первые обеспечивают наиболее оптимальные условия для динамического хода развития последних. При этом регулирующее вмешательство субъектов власти в динамику развития экономических, социальных, духовных общественных отношений будет определяться строго необходимой мерой, отражающей общественную необходимость, глубинные интересы общества. Не случайно политологи отмечают, что власть тем успешнее выполняет свои функции, тем она лучше, чем меньше ей приходится о себе заявлять.

Сила власти зависит не от количества охватываемых ею функций, а от эффективности выполнения именно своих, сугубо властных функций.

Четкое определение специфических функций и задач субъектов власти при четком и компетентном, объективно обоснованном разграничении и создает запас политической прочности демократии, составляет костяк правового государства.

Хотя политическая жизнь осуществляется в рамках различных политических систем (партий, профсоюзов), центральным институтом политической власти является государство.

Политическая власть неразрывно связана с государством. Она не существует вне и независимо от государства как органа в руках господствующего класса. Поэтому сущностью политической власти является государственная власть.

Государственная власть:

  • имеет классовый характер;
  • опирается на специальный аппарат принуждения;
  • распространяется на все население той или иной страны;
  • носит суверенный верховный характер внутри страны.

До появления государства существовала общественная власть. Она сохранится в той или иной форме и после исчезновения государства.

Государственная власть добивается своих целей различными средствами:

  • идеологическим воздействием,
  • экономическим стимулированием,
  • административными актами,
  • правовыми нормами,
  • принуждением.

Следует подчеркнуть, что монополией на принуждение с помощью спецаппарата обладает только государственная власть.

К основным формам проявления государственной власти относятся:

1) господство,

2) руководство,

3) управление,

4) организация,

5) контроль.

  1. Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим.
  2. Руководство - способность осуществлять свою волю путем воздействия в различных прямых и косвенных формах на руководимые объекты.
  3. Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответствующих полномочий у руководителей при минимальном осуществлении властно-принудительных функций.

    Эффективность руководства зависит от правильности политики субъекта власти, от того насколько органы руководства опираются на рекомендации науки.

  4. Управление - функции управления выполняются профессиональными политическими деятелями, аппаратом управления (специалисты, работающие в сфере хозяйства, культуры, просвещения и др.).
  5. Организация - совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями единого целого социального механизма (общества).
  6. Контроль - проверка, а также наблюдение с целью проверки. Контроль - одно из важнейших условий обеспечения выполнения решений, законов, конституции, постановлений правительства и других органов.

В механизме осуществления власти большую роль играет политический лидер. Если политический лидер понимает основные тенденции времени и поступает сообразуясь с ними, то его действия можно считать прогрессивными. И наоборот, какими бы благими намерениями не руководствовался лидер, все равно применяемое им насилие над историей неизбежно ведет к тяжелейшим издержкам для всей страны и народа.

Перед демократическими силами в нашей стране стоит сложная задача - создать механизм, гарантирующий недопущение культа личности в обществе, искоренение остатков авторитарной власти. Немаловажную роль в этом деле должны сыграть гласность, контроль за деятельностью должностных лиц, формирование соответствующих институтов, позволяющих максимально воздействовать на весь процесс формирования власти, политики и участия в ней. Сильная власть не противопоставляет себя обществу, а максимально активизирует его возможности.

Рассматривая проблему власти, на наш взгляд, важно проследить, как происходила бюрократизация ее. Бюрократия (фр. - бюро, канцелярия и греч. - власть, господство) - это специфическая форма управленческих структур и отношений, которые характеризуются:

  • наличием привилегированного слоя служащих, призванного осуществлять власть и господство;
  • безличной системой управления;
  • отрывом исполнительной власти от законодательной;
  • поручением функций контроля лицам, ответственным за исполнение;
  • созданием системы служебной зависимости, приводящей к главенству формы над содержанием деятельности.

Бюрократия в нашей стране зародилась как социальная прослойка в 1920-е гг., когда постепенно, но уверенно стала отделяться от власти. Если в первой половине 1920-х гг. Советы народных депутатов были достаточно стабильными органами власти, то уже к концу десятилетия и, особенно, в 1930-егг. состав депутатов стал быстро обновляться. Внешне это выглядело вполне демократично, но менялись депутаты, а руководящий механизм оставался прежним. Бюрократия достигла своего расцвета в период застоя. В начале 1980-х гг. в стране было уже более 70 министерств и ведомств, а общее число управленческого персонала превышало 18 млн человек. Система бюрократизации была тесным образом связана с командно-административной системой во всех областях жизнедеятельности общества. Предполагалось, что переход к демократическому типу власти прекратит существование огромной бюрократической машины, которая формировалась десятилетиями. Однако в настоящее время отличается новое торжество бюрократии: чиновников в современной России больше, чем было во всем Советском Союзе.

В цивилизованном обществе власть носит законный характер:

  • устанавливается и сменяется демократическим путем,
  • опирается на правовые и нравственные нормы,
  • осуществляется на основе широкой демократии,
  • существует единовластие.

В неправовом обществе всегда налицо такие варианты власти, как:

  • всевластие,
  • многовластие,
  • двоевластие,
  • безвластие,
  • кризис власти,
  • паралич власти,
  • деформация власти и др.

Правовое государство характеризуется принципом разделения власти:

  • на законодательную,
  • исполнительную,
  • судебную.

Теория соотношения властей в государстве впервые была выдвинута английским философом Джоном Локком (1632-1704) и затем развита Шарлем Луи Монтескье (1689-1755).

Эта теория сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма.

Данная теория предполагает, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти:

  • законодательная,
  • исполнительная,
  • судебная.

Законодательная власть - это система органов власти, имеющих право принимать законы. В разных странах она носит разное название (верховный совет, парламент, конгресс и др.).

Исполнительная власть - это система органов государственного управления (правительство, министерства и др.). Эта власть (теоретически) независима от органов законодательной власти.

Судебная власть - это система судебных органов, осуществляющих правосудие.

В качестве примера рассмотрим существующую систему разделения властей в США. По конституции страны законодательная власть принадлежит конгрессу, состоящему из палаты представителей и сената. Исполнительной властью наделен президент. Избирается он не конгрессом, не населением, а выборщиками. Президент является главой государства и правительства. Он не подчинен конгрессу. Однако палата представителей может возбудить обвинение (импичмент) против президента в случае совершения им серьезных правонарушений. Но решение о привлечении его к ответственности принимает сенат. Госбюджет утверждает конгресс по представлению президента. Президент назначает министров, но с согласия сената. Законы, принятые конгрессом, подписывает президент, он же может их возвращать (наложить вето). Конгресс может преодолеть вето, одобрить закон вторично (2/3 голосов в каждой из палат). Верховный суд состоит из председателя и членов суда, пожизненно назначаемых президентом с согласия сената. Суд является органом конституционного надзора. Такова система разделения властей в США.

Основные признаки реального осуществления принципа разделения властей:

  • юридическое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, их безусловная независимость друг от друга;
  • многопартийность и, безусловно, парламентская демократия;
  • сочетание президентской и парламентской власти;
  • первенство и верховенство закона в государстве и обществе;
  • разделение выборов в различные органы власти (по времени и по структуре);
  • наличие института отставки.

Поскольку в обществе все властвовать не могут и этим правом обладает только часть людей, коллектива, группы, класса, стоит вопрос о делегировании власти.

Делегирование власти осуществляется по двум основным направлениям – «наверх» и «вниз». Вначале рассмотрим делегирование власти «наверх», когда один субъект власти передает управление установившимся порядком под его контролем, другому субъекту, обладающему большей независимостью и возможностью к действию, чем он сам.

При делегировании власти «наверх» должны соблюдаться определенные условия. Прежде всего нижестоящие органы власти добровольно отдают часть своих полномочий вышестоящему органу. Далее, вышестоящий орган ни в коем случае не должен узурпировать власть нижестоящего, не должен дублировать и подменять его. Власть нижестоящего органа при делегировании части полномочий вышестоящему остается суверенной, независимой в своей компетенции. Не допускается также мелкая опека, недоверие к нижестоящему органу власти. И в то же время нижестоящий орган власти не должен оспаривать решения вышестоящего, если эти решения правомерны, объективны и законны. При делегировании власти «наверх» существует периодическая отчетность вышестоящих органов перед нижестоящими об использовании делегированных полномочий. Если нижестоящий орган убедится, что делегированные им полномочия не выполняются, он может отозвать их и сам выполнять их.

Как же происходит процесс делегирования власти «вниз»? Субъект власти верхнего эшелона делегирует какую-то из своих возможностей к действию вниз, оставаясь по-прежнему обладателем большой власти и надеясь управлять субъектом меньшего уровня. Это выгодно для централизации власти, но здесь есть риск, т. к. субъект власти нижнего уровня стремится выйти из-под опеки центра и нередко диктовать свои правила поведения. Обладатель центральной власти в связи с этим становится зависимым от будущих решений и суждений других и может утратить возможность управлять своими ресурсами в соответствии с разработанным планом действий.

Делегирование объема полномочий «вниз» имеет определенную границу, за пределами которой может наступить опасность не только потери власти ее носителем (субъектом), но и расстройство всех государственных дел и, более того, потеря самостоятельности страны. История знает довольно много таких примеров. Так и случилось с бывшим СССР.

В нормальном правовом демократическом государстве четко функционирует субординация властей:

  • верховная;
  • средняя;
  • местная.

ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ - это высшая власть в государстве, которая формируется и осуществляется на территории всего государства.

Сильное государство немыслимо без сильной верховной власти, т. к. в ее ведении находятся такие функции, от осуществления которых зависит целостность, могущество и национальная независимость государства:

  • законодательная функция (без нее невозможно обеспечить правопорядок и безопасность граждан в обществе);
  • координация экономической деятельности в масштабе страны;
  • функция обороны страны.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (ЭШЕЛОН) ВЛАСТИ - это власть национально-государственных образований:

  • штаты в Америке (США),
  • кантоны в Швейцарии,
  • ландтаги в Германии,
  • субъекты федерации в России и др.

МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ - это низший эшелон власти:

  • местные советы;
  • мэрии и др.

Местная власть распространяется на строго определенную территорию (район, город, область). Она решает вопросы, связанные с обеспечением нормального функционирования жизни и деятельности населения соответствующих территорий.

Местная власть опирается на законодательные акты высших и средних эшелонов власти, на конституцию государства.

Таким образом, любое государство нуждается в сильной и авторитетной власти. Обязанность граждан государства - действовать по законам власти, избранной народом. Обязанность власти - действовать по закону. Верховенство закона - неотъемлемый атрибут правового государства. Только верховенство закона избавляет общество от анархии, безвластия, прихода к власти реакционных режимов.

Власть во всех проявлениях призвана:

  • обеспечить соблюдение конституционных норм, прав, свобод и обязанностей граждан;
  • регулировать экономическую и культурную жизнь страны;
  • заботиться об укреплении обороноспособности государства.

Выяснив сущность власти, рассмотрим механизм ее осуществления. В политологии известны несколько типов власти: тоталитарная, авторитарная, либеральная и демократическая.

Типы политической власти

Каждая власть, в зависимости от конкретного типа, имеет свой, только ей присущий механизм осуществления.

  1. Тоталитарная власть. Данный тип власти не знает проблемы «власть и общество», поскольку в тоталитарном сознании интересы объекта и субъекта власти неразделимы и составляют единое целое. Народ в таком обществе не безмолвствует, а горячо принимает и поддерживает все, что делают власть предержащие. В таком обществе главенствует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано. Вся жизнедеятельность людей полностью регламентирована, причем тоталитаризм не просто регламентирует, а очень строго контролирует всякую деятельность, любое выражение мысли. В обществе существует строго вертикальная система подчиненности, при этом все формы общения людей по горизонтали, свойственные демократическому обществу, разрушаются.
  2. Власть на всех уровнях формируется закрыто (обычно одним человеком или несколькими людьми из правящей верхушки). В перспективе такую власть ждет распад. Как правило, тоталитарная власть существует до тех пор, пока жив диктатор. По мере своего разложения, тоталитарная власть замещается другим типом власти - чаще всего авторитаризмом.

  3. Авторитарная власть. Такая власть концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Однако в обществе существует некоторое размежевание сил, их определенная поляризация. При столкновении интересов конфликт пресекает «железная рука», но лишь в том случае, если возникнет угроза авторитарной власти. Здесь отношения власти и общества строятся по типу «разрешено все, кроме политики». В политике власть не допускает компромиссов, но она не вмешивается в другие области, предоставляя экономическим силам свободу действия. Через авторитаризм прошли все страны, которые в силу исторических условий задержались в своем развитии. При достижении определенного экономического уровня авторитаризм становится тормозом и заменяется на демократические институты власти.
  4. Либеральная власть. Такой тип власти использует в своей политике и практике диалог с различными политическими силами и социальными группами, допуская их к участию в принятии решений, но при этом она строго придерживается принципа «позволено все, что не ведет к смене власти». Допуская выборность органов управления на альтернативной основе, она, тем не менее, старается поставить их в определенное положение. Это, естественно, вызывает протест со стороны демократических сил, которые, опираясь на массы, пытаются не допустить реставрации прошлых порядков, но в обществе сохраняются структуры, заинтересованные в обратном повороте политического курса.
  5. Демократическая власть. Для такой власти характерны: довольно широкое участие граждан в управлении; равенство всех перед законом; наличие гарантированных прав и свобод; возможность для каждого избирать и быть избранным; построение взаимоотношений граждан и государства по принципу «разрешено все, что не запрещено законом». Время показало, что демократия является общечеловеческой ценностью, достижением всего цивилизованного мира и она способна интегрировать различные социальные интересы.

Власть не приходит сама собой к тому или иному классу, группе лиц, отдельным личностям. Она берется, завоевывается (честным или нечестным способами). Вопрос о власти является основным вопросом всякой социальной революции, всякой избирательной кампании, путча и т. д.

Взять власть, прийти к власти - это еще не все. Надо ее удержать. В зависимости от того, какими способами берется и удерживается власть, можно судить о ее характере: демократична она или авторитарна, прогрессивна или реакционна, долговечна или временна.

Власть в политической сфере - это, по мнению многих крупных политологов (Парсонса и др.), все равно, что деньги в сфере экономики, функциональная близость власти и денег делает возможными их взаимопревращения: деньги легко превращаются в политическую власть, равно как и последняя - в деньги.

Опасность и последствия такого рода превращений очевидны, и в правовом государстве существуют выверенные временем технологии правового и общественного контроля за метаморфозами власти и денег, за гласностью, законностью и пределами их взаимопревращений.

Другое дело, когда вместо этих, хотя и общественно опасных, но все же контролируемых, процессов происходит негласный натуральный обмен власти на дефицитные материальные и социальные блага и услуги. Возможность такого натурального и поэтому особенно трудно контролируемого обмена делает политическую власть особенно желанной для некоторых субъектов политической власти. Это и является одним из серьезных факторов ее ожесточения.

Наиболее полно характер власти проявляется в ее функционировании и осуществлении.

Функционирование власти осуществляется в рамках определенной политической системы.

Механизм контроля политической власти

Взаимодействие структурных элементов политической системы составляет механизм функционирования политической власти. Каждый элемент политической системы выступает субъектом политической власти и реализует ее в соответствии со своим общественным статусом, своими специфическими средствами.

Государство - главный инструмент политической власти. Оно выражает прежде всего интересы господствующих социальных групп (класса).

Для осуществления власти государство создает специальные органы (суд, прокуратору, армию, милицию и др.), чиновничий аппарат, средства массовой информации. Для нужд государства взымаются налоги с населения.

Государство принимает и отменяет законы, добивается выполнения принятых решений и законов, осуществляет управление всеми социальными процессами в обществе.

Политическая власть будет прочной и эффективно функционирующей при условии:

  • госорганы и учреждения (парламент, правительство, правоохранительные органы, органы госбезопасности, вооруженные силы) функционируют четко, эффективно;
  • все структурные элементы государства тесно взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга;
  • все структурные элементы строго выполняют свои функции.

Государство должно делать все, чтобы заручиться поддержкой своей политики, своей политической воли со стороны основных партий, союзов, организаций и т. д.

Когда политическая жизнь пускается на самотек, общество начинает напоминать растревоженный муравейник. Общество превращается в неуправляемую систему, возрастают центробежные силы, слабеет власть.

Средства массовой информации - важнейший рычаг в функционировании политической власти. Средства массовой информации называют «четвертой» властью в обществе. В этой оценке большая доля правды. Дело в том, что печать, радио, телевидение формируют общественное мнение, настроение, определенное понимание деятельности правительственных органов, вооруженных сил, отдельных политических деятелей.

Из всего этого складывается отношение народа к власти, а следовательно, его социальная база.

Под воздействием массовой информации и по ряду других причин может возникнуть оппозиция власти.

Сущность оппозиции - представляя определенные социальные силы, подвергать властные структуры конструктивной критике в рамках существующей конституции и бороться за приход к власти законным путем.

Оппозиция может иметь разные формы:

  • парламентская оппозиция,
  • внутрипарламентская оппозиция,
  • в средствах массовой информации.

Такие формы оппозиции в правовом государстве терпимы и даже полезны. В борьбе с ними существующая власть самосовершенствуется, укрепляется.

Иное дело, когда оппозиция занимает позицию прямо противоположную, враждебную существующей власти. В этом случае общество может быть поставлено на грань силового противостояния, вплоть до гражданской войны.

Выводы

  1. Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми, при котором применение его носителем особой системы средств и методов обеспечивает выявление и доминирование властной воли в целях управления обществом.
  2. Тесты

Власть - центральное организационное и регулятивно-контрольное начало политики, средство ее осуществления. Борьба за овладение властью и се использование является одним из важнейших аспектов политической жизни общества.

В политической науке существуют следующие основные интерпретации власти.

Натуралистическая. Исходит из того основания, что человек)" как природному существу свойственны стремление к власти, жажда подчинения и возвышения одних индивидуумов над другими. Этот подход использовался Н. Макиавелли и нашел отражение в договорной теории Т. Гоббса. Обстоятельное обоснование теории власти под утлом зрения природы человека, его влечений, страстей и склонностей принадлежит А. Гельвецию.

Бихевиористская. Исходит из понимания власти как особого типа поведения людей, одни из которых командуют, а другие подчиняются. Согласно Г. Лассуэллу, первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Политическая власть складывается из столкновений многих воль к власти как их баланс, как равновесие политических сил.

Психологическая. Основывается на бихевиористском понимании власти как результата поведения индивидов, но делает акцент на раскрытии субъективной мотивации этого поведения, выявлении его корней в сознании и подсознании людей. По мнению создателя теории психоанализа 3. Фрейда, власть возникает как взаимодействие воли к ней у одних людей и готовности к подчинению у других.

Системная. В противоположность бихевиористской и психологической трактовкам основывается на понимании власти не как производной взаимодействия индивидуальных воль, а как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивать собственную стабильность (Т. Парсонс, Д. Истон и др.).

Структурно-функционалистская. Характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и исполнения. Согласно этому подходу, в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть позволяет контролировать ресурсы и средства влияния, воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания.

Реляционистская. Рассматривает власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать определяющее воздействие на других, направлять или изменять их поведение. Трактовка власти в реляционистском аспекте, т. е. как отношения, - характерная черта веберианской традиции, предусматривающей возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие.

В важнейших трактовках власти делается акцент на различных сторонах и проявлениях этого феномена. С учетом этих трактовок власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет, право, насилие и другие средства.

Смысл, исторически закрепившийся за понятием власть , фиксируется в таких терминах, как господство , влияние , подчинение , насилие, авторитет. Эти термины указывают на отдельные функции и формы власти, на доминирование тех или иных их признаков.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, время и пространство. Источник власти - то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т. п. Масштабы власти - это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти - это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти - это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными признаками политической власти являются:

  • верховенство, т. е. обязательность ее решений для всего общества;
  • всеобщность, т. е. функционирование на основе права от имени всего общества;
  • моноцентричность. т. е. существование общего государственного центра принятия решений;
  • многообразие ресурсов - экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.

Основные компоненты структуры власти - это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.

Субъект власти - это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.

Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическим режимом народ является только объектом политической власти.

Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемых ему требований, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.

Качества объекта политической власти во многом определяются политической культурой населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готового нести ответственность за страну; а нс покорного слугу властей предержащих.

Ресурсы власти - средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.

Социальные ресурсы - группы и слои общества, на поддержку" которых может рассчитывать власть в проведении политики.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.

Демографические ресурсы - наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы - оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.

Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.

Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования.

Механизм власти - это социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Существуют два главных подхода к властвованию:

  • 1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту,
  • 2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.

Используемые способы властвования позволяют выделить различные типы политических режимов: демократические (при участии исполнителей в принятии решений); авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными); тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); деспотические, тиранические (всевластие и произвол).

При классификации способов властвования нередко учитывается столь поведения правителей. Так, Н. Макиавелли рахличал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких). Эти психологические характеристики впоследствии были использованы известным итальянским ученым В. Парето, исследовавшим роль элит в процессах оптимизации власти.

В истории политической мысли видное место занимает проблема оптимальной организации структуры власти и предотвращения злоупотреблений ею.

Механизм функционирования власти в рамках закона в XVII в. был разработан Дж. Локком. Его проект предусматривал разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Согласно этому проекту, власти по функциональному признаку делились на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями.

В XVIII в. Ш. Монтескье создал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая легла в основу конституций конца XVIII-XIX вв. Впоследствии эта схема была дополнена еще одним субъектом высшей власти, который мог выступать в качестве координатора и арбитра в конфликтах между вышеназванными тремя ветвями, - монарх или президент.

Принцип разделения властей необходим, во-первых, в силу потребности в их специализации и, во-вторых, для поддержания в обществе определенного баланса власти. Последнее обстоятельство отражает тот факт, что в деле управления государством нельзя опираться лишь на благие намерения и добродетели правителей. Возможность неограниченной власти способна превратить в тирана даже мудрого лидера.

Конституционным правом демократических государств разработана эффективная система сдержек и противовесов во взаимоотношениях трех ветвей власти. Так, законодательная деятельность парламентов контролируется институтами конституционного надзора; представительные органы не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность правительства; исполнительная власть может наложить вето на некоторые законы. В свою очередь, исполнительная власть нередко наделяется полномочиями издавать нормативные акты законодательного характера, которые, однако, могут быть заблокированы представительной властью при условии квалифицированного большинства в две трети депутатских голосов. В то же время глава государства - президент может быть отрешен от должности при соответствующей санкции Конституционного суда.

В настоящее время особую и чрезвычайно важную роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом играет Конституционный суд. Он призван определять отношение всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону и прежде всего к Конституции.

Особенности различных элементов атасти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии. В зависимости от су бъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуттравлен- ческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов - на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект - на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются:

  • мегавласть - международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др);
  • макровласть - центральные государственные институты;
  • мезовласть - учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру;
  • микровласть - уровень власти в малых группах, самоуправление.

В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее

классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

Экономическая власть - контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ.

Социальная власть , частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть - прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению объективных сведений, но и манипулятивным целям - управлению сознанием и поведением людей в интересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условиях кризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан.

Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов.

Общественные власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль. Вместе с тем многие политологи, прежде всего марксистского направления, считают важнейшей власть собственников средств производства и других общественных богатств.

Слияние политической, экономической, социальной и культурноинформационной власти при определяющей роли политики характерно для тоталитарных государств. Демократ!тческий строй предполагает разделение властей и каждой из них. В политике оно осуществляется путем разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые поддерживают определенный баланс между собой, а также между основными институ тами политической системы. В экономике разделение власти осу ществляется благодаря наличию множества конкурирующих центров влияния. В культурноинформационной сфере имеет место плюрализм средств массовой информации и других источников знания.

О характере и содержании власти можно судить по ее функциям и эффективности. Функции власти - крут ее деятельности: организация, упраатение, контроль, воспитание, прогнозирование, достижение общественного согласия. Эффективность власти - ее способность выполнять свои задачи функции с наименьшими затратами и издержками в максиматьно короткие сроки.

Критерии эффективности власти таковы:

  • достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;
  • рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
  • действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;
  • организационно-техническое и кадровое обеспечение улета и анализа властных распоряжений;
  • наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжений властных структур;
  • действенность системы самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.

В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества и может вести к смуте и беспорядкам.

Деятельность конструктивной оппозиции, анализирующей решения власти, позволяет выявлять их слабые стороны и формулировать содержательные альтернативы. Конкурентная смена президента, парламента и правительства способствует гибкой корректировке политического курса в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Важная характеристика политической власти - ее социальная база. Любая власть зависит от социальных интересов и выражает таковые. Во всей предшествующей истории политическая власть слу"- жила интересам господствующих классов.

В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому" во многом ориентируется на так называемый средний класс. В странах постиндустриального типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие.

Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.

Политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Биологический подход представлен, в частности, в работах французского социолога М. Марсаля, считающего, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными. Антропологический подход подразумевает, что политическая власть распространяется на все социальные, в том числе и доклассовые образования; социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. Сторонники психологического подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом, считая, что власть - это явление не общественное, а психологическое. Суть социологического подхода состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую. В его рамках выделяются следующие определения власти:

а) бихевиористское, в соответствии с которым власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей;

б) телеологическое, согласно которому власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов;

в) инструменталистское, трактующее власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия;

г) структуралистическое, характеризующее власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым;

д) функционалистское, рассматривающее власть под углом зрения осуществляемых ею функций;

е) конфликтологическое, определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Исходным пунктом социологического анализа политической власти является ответ на вопрос, интересам каких социальных групп эта власть служит. Что касается философского подхода к понятию "власть", то власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.

Сущность и содержание политической власти четче выявляются на фоне рассмотрения взаимодействия гражданского и политического общества.

Под ГРАЖДАНСКИМ обществом чаще всего понимается независимая от государства и существующая наряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социальных групп, движений, объединений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формой выражения многообразных интересов личности. В систему гражданского общества входят экономические, брачно-семейные, этнические, воспитательные, образовательные, культурные, информационные, религиозные отношения, способные существовать и развиваться относительно независимо от государства. Весьма существенным признаком гражданского общества является экономическая и социальная свобода его индивидов. Эта свобода существует там и тогда, где и когда индивиды: не отчуждены от собственности, а выступают в качестве ее полноправных субъектов.

Важный признак гражданского общества состоит также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека, создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов.

Если попытаться коротко определить гражданское общество, то можно сказать, что оно представляет собой совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных главным образом негосударственными и неполитическими методами обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов.

Что касается ПОЛИТИЧЕСКОГО общества, то оно не что иное, как официальное выражение гражданского общества. Ведущую роль в нем играют институты и учреждения политической власти. На первом месте среди них стоит государство, т. к. именно оно претендует прежде всего на официальное выражение гражданского общества. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой социальных норм - правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким образом сделать свои интересы всеобщими.

Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое общество использует свои властные полномочия для предотвращения деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны.

Культурно-исторический опыт многих стран, в особенности западных, со всей очевидностью свидетельствует. что переход к гражданскому обществу отнюдь не означает отказа от политического общества. Если говорить в общем плане, то гражданско-политическое общество - это такое общество, в котором в равной степени и наиболее полно реализуются многообразные потребности и интересы человека и как гражданина и как политического объекта. Важнейшей чертой такого общества является открытость, выражающаяся в доступе граждан ко всем источникам информации, широкой гласности осуществляемых общественно-политических мероприятий, свободе слова, приверженность общечеловеческим принципам морали, свободу деятельности иностранных и международных организаций.

Плюрализм как существенная черта гражданско-политического общества характеризует все его сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Кроме того, гражданско-политическое общество - это правовое общество, объединяющим началом которого является защита прав человека во всех сферах общественной, политической, экономической и личной жизни. К числу основополагающих принципов гражданско-правового общества как правового общества относятся следующие:

1) господство закона;

2) связанность законом самого государства и его органов;

3) незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность;

4) взаимная ответственность государства личности, предполагающая с одной стороны, четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а с другой - закрепление и соблюдение политического и правового статуса личности;

5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов, что требует полной независимости суда, прокуратуры и арбитража, совершенствования процессуального законодательства, соблюдения норм правосудия и права на защиту.

Реальная роль тех или иных институтов политической власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима.

В последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политического режима без учета руководящей роли коммунистической партии). Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (категория политологии), а о государственном режиме. Однако эти понятия нельзя разводить или противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот.

Государственный режим - это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Характер государственного режима в стране. применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, господствующая в стране идеология и др.

В мировой научной литературе существует множество классификаций политических режимов и в гораздо меньшей степени - государственных. Большинство исследователей используют укрупненную классификацию исходя из совокупности признаков, не зависящих от географических факторов. С этой точки зрения различают три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. Эти же главные членения применяются и для государственных режимов. Более дробные деления приводятся внутри этих трех главных разновидностей.

Различные разновидности ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО государственного режима на практике до сих пор были связаны с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики.

Известны два различных подхода к концепции демократии: либеральный и марксистско-ленинский. При первом акцент делается на политическую демократию (многопартийность, политические права и личные свободы, правовое государство и т. д.), при втором во главу угла ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и ликвидация имущественного неравенства, всесильное государство как главное орудие создания нового строя и т. д.)

В свою очередь в рамках концепции либеральной демократии существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее влиятельных является теория плюралистической демократии. Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов. В современном "государстве благоденствия", считают приверженцы это теории Р. Даль, В. Кий, А. Роуз и др.

Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсусной или социетальной демократии (Дж. Лиджпхард). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методами компромиссов, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение осуществляется прежде всего сверху, государством.

Концепция социетальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти или имеет очень сильные позиции (Австрия, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.).

Третья современная теория - теория плебисцитарной демократии - была разработана на опыте Франции голлистского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху НТР, и, во-вторых, с открытыми этой революцией возможностями для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управляться профессионалами (состав парламента не всегда отвечает этим требованиям), во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдумов.

В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (ее основа - представительные учреждения), непосредственной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа - соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента) и т.д.

С точки зрения конституционного права демократический государственный режим характеризуется следующими чертами:

1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только проправительственным, но и оппозиционным партиям;

2) политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, следовательно, формирование основных высших органов государства путем всеобщих и свободных выборов гражданами;

3)разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

4) обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;

5) свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи действуют в рамках закона.

АВТОРИТАРНЫЙ (властный) режим также может существовать в условиях различного общественного строя. Он имел место в развитых капиталистических странах (например, его элементы были во Франции в условиях президентства де Голля). Это довольно частое явление в большинстве развивающихся стран (Индонезия, Марокко, Перу и т. д.).

Авторитарные режимы ищут свое обоснование в различных вариантах концепции героев и толпы. Одним из таких вариантов является теория правящей элиты В. Парето и Г. Моска и развитая затем Р. Михельсом, Р. Милсом и др. Концепции элитаристов нашли продолжение в теориях массового общества и массового государства, исходные начала которых были разработаны М. Вебером, Э. Ледерером, Г. Марселем и др. Они представляют себе общество страны в виде толпы, в которой отдельный человек подчиняется поведению толпы и действует в соответствии с примитивными эмоциями - патриотизмом, расизмом, ненавистью и т. д. Для действий толпы нужен вождь, который направляет ее, хотя она этого и не осознает.

Теории элитаризма в каких-то элементах реализуется во многих государствах, теория массового государства - воплотилась в жизнь при фашистских режимах в Германии, Италии, Испании, Португалии.

1) политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики, не предоставляет права некоторым оппозиционным партиям действовать легально;

2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства на основе выборов, но сам выбор партий избирателями ограничен. Выборы депутатов парламента происходят часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов подчинены харизматическому принципу;

3) признается лишь ограниченный политический плюрализм, разрешаются только некоторые организации, причем только на определенных условиях, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, права политической оппозиции нарушены, ее издания подвергаются цензуре, а ее лидеры подвергаются арестам. Это нередко происходило в Гондурасе, Кении, Тунисе, Белоруссии и др;

4) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства вторгаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контролем исполнительной власти;

5) плюрализм политической идеологии ограничивается;

6) вооруженные силы часто играют политическую роль.

Некоторые признаки претерпевают модификации в специфических условиях тех или иных государств, в результате чего возникают разновидности авторитарных режимов (олигархический, конституционно-авторитарный и др.)

В основе ТОТАЛИТАРНОГО режима лежат разные концепции. Его идеологи используют расистские "теории",массового государства, харизматического лидера и толпы, диктатуре пролетариата, двойной роли армии и т.п.

Тоталитарный режим также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической Германии (фашизм) и социалистических государствах (СССР, Румыния, Албания). С точки зрения институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:

1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против нее, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;

2)переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как массовые общественные организации, находятся под контролем партии; руководящая роль партии закреплена конституционно;

3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; принцип демократического централизма, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все существующие общественные организации, создается единый механизм политического властвования. Иногда, как это было в Гвинее, провозглашается создание целостного, слитного организма "партии-государства", членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства, как это было в Заире становятся органами партии (парламент - законодательный совет партии, правительство - исполнительный совет и т. д.);