Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование духовно–нравственных норм у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Светлана Тушкова
Особенности нравственного поведения детей с ОВЗ

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были , есть и будут самым важным и актуальным для становления человека и превращения его в полноценного представителя общества.

В современном мире отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья во всех регионах Российской Федерации. Педагогу коррекционной школы в современном образовании отводится особая роль в воспитании , становлении учащегося как самостоятельной, нравственно развитой личности .

Множество повседневных и глобальных вопросов крутится в голове педагога. Главный из этих вопросов – как научить детей с ОВЗ жить по-человечески? Ответ на этот вопрос дает нравственное воспитание .

Что включает в себя понятие «нравственный человек » ? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, т. е. трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество. Он правдивый и честный.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей, сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности . Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер . Они узнают правила морали от учителей, от воспитателей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, либо воспользоваться ими.

Темперамент и характер у детей с ограниченными возможностями здоровья различны. Некоторые из них уравновешены, общительны, добродушны и ласковы, послушны и подчиняемы. Другие – вспыльчивы, злобны, мстительны, могут быть агрессивными и склонны к разрушительным действиям. Эти дети могут быть упрямы, патологически настойчивы. Может быть нелепая и непоколебимая убежденность в чем-то, у некоторых возникает склонность к сутяжничеству. Большинство из них некритичны к своим низким интеллектуальным способностям и своей несостоятельности.

Часто у детей такой категории наблюдаются двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Одна из характерных черт умственно отсталых детей – их повышенная внушаемость. Они легко попадают под чужое влияние и могут стать орудием в чьих-то руках. Это наиболее опасно в случаях, когда такой ребенок попадает под влияние человека с асоциальными или криминальными наклонностями и, исполняя его волю, но не осмысливая обстановку и не отдавая себе отчета в последствии своих действий, может совершить уголовно наказуемый поступок.

Эти отрицательные черты – следствие не только особенностей ребёнка , но и условий жизни, в которых воспитывается ребёнок – плохой пример со стороны родителей, отсутствие чёткого режима.

Правильное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них правильное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым.

Несмотря на то, что эти дети особенные , они не будут изолированы от общества. И все знания, и навыки, которые они приобретут в школе, им придётся применять на практике.

Основная задача школы – выработать навыки у детей с ОВЗ общепринятых норм поведения , воспитать достойных граждан своей страны.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах и при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств.

Формы и методы воспитания могут быть различны :

1. Учебно – познавательная деятельность.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей , детей между собой . Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями . Учебная деятельность должна стать коллективным трудом, когда для решения общей задачи нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу как общую, так и относящуюся лично к ним.

2. Тематические беседы по нравственной тематике .

Это одно из средств, направленных на формирование нравственных суждений , оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений . Особенность проведения бесед о морали будет заключаться в том, что они не переходили в назидательность, содержали больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций. Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка, который помогает открывать человеку глаза на самого себя.

3. Общественно - полезный труд.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С. Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.

4. Родительские собрания.

Одна из главных задач в работе с родителями - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей . Для родителей проводятся собрания на нравственные темы с приглашением социального педагога, педагога-психолога. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий, на которых они являются не только зрителями, но и активными участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение , отношение к окружающему миру.

Необходимо обеспечить единые требования к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа воспитателя, классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

В процессе нравственного воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства , но главное - включить их в различные виды деятельности. Так Л. С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения : «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения , в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.

1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст]:, 1956.- С. 87.

2. Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной

школы. [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., 1997. – С. – 112.

3. Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в С (К) ОУ [Текст]: теоретические основания и практические аспекты : материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 ноября 2010 года. - Челябинск, 2010. - 187с.

4. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие для классного руководителя /С. Г. Молчанов. - Челябинск : ООО «Энциклопедия» , 2010. - 36с.

5. Соколова, Н. А. Теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки ребенка в дополнительном образовании [Текст]: монография / Н. А. Соколов. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. –С. 252

6. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://beloomutintlmr.edumsko.ru . – Загл. с экрана.

Коробкова Ирина Константиновна,

заместитель директора по ВР, учитель технологии

МБОУ Ульяновской СШ с. Ульянова

Нижегородской области Лукояновского района

1. Краткая аннотация:

Работа может представлять интерес классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе при работе с детьми с ОВЗ.

2. Содержание

2.1. Введение

2.2 Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ.

2.3 Методы нравственного воспитания

2.4 Диагностический инструментарий

2.5 Заключение

3. Список использованных источников и литературы.

Добро творить,

Как воздухом дышать, -

Потребность, людям

Данная от Бога.

Лучами сердца

Мир отогревать,

Что отдал много …”

Марианна Озолиня

Нравственное воспитание детей с ОВЗ.

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). В сфере образования отказываются от уничижительных формулировок, указывающих на функциональные недостатки людей. Вводятся новые термины: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с проблемами здоровья, дети со специальными потребностями, дети с особыми образовательными потребностями (предложенный еще в конце 70-х гг. английскими специалистами – Специальная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов/Под редакцией Н.М.Назаровой. – 10-е изд., стер.-М.: Академия, 2010.) и так далее. Эти нововведения дают возможность таким детям получать образование наравне с другими детьми.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Это же диктует и федеральный государственный стандарт и призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества. (Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 14 декабря 2014 года) Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) дети, обучающиеся в С(К)ОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Методы нравственного воспитания

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Так, классные руководители нашего образовательного учреждения используют в своей практике:

    проведение мероприятий совместно с родителями, причём родители являются не сторонними зрителями, а активными участниками действа;

    включение в деятельность классного руководителя такой формы как «час общения»;

    привлечение к деятельности в данном направлении специалистов школы, города и района: сотрудников полиции, священнослужителей, педагога-психолога, социального педагога, медицинских сотрудников и другие;

    участие детей в общественной жизни школы (например, совместные «линейки» по подведению итогов четверти или школьных (районных) мероприятий; недели наук; конкурсов рисунков);

    проведение родительских собраний вместе с детьми;

    просмотр видеофильмов;

    экскурсии.

На уровне образовательного учреждения проводятся ряд мероприятий, направленные на социальную адаптацию личности для комфортного пребывания ребёнка в любой социальной среде как во время обучения в школе, так и по окончании её.

Важно, чтобы личность ребёнка была сформирована под воздействием не только педагогической теории, но и практической направленности. С этой целью мы проводим не только классические мероприятия, такие как: беседы, диспуты, встречи и так далее, но и экскурсии на предприятия города, участие в фестивалях профессионального мастерства, азы которого ученики получают на уроках и во внеурочное время.

В связи с тем, что учащиеся посещают группу продлённого дня, организация объединений дополнительного образования является общепринятой. В школе действует для таких ребят объединения по обработке древесины, металла, текстильных и поделочных материалов. Получив серьёзный профессиональный навык, ребята больше начинают ценить не только результаты своего труда, но и профессиональную деятельность окружающих людей. Нравственное воспитание ребёнок получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий, что ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ.

Диагностический инструментарий

Анкета «Нравственные понятия»

Как ты понимаешь следующие слова?

Мудрость

· Добро

· Зло

· Совесть

· Душа

· Любовь

· Гордыня

· Счастье

· Свобода

· Дружба

· Милосердие

· Долг

· Вина

Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные

3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова

Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.

Методика №1: диагностика нравственной самооценки

Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».

Методика №2: Диагностика этики поведения

«Незаконченные предложения»

Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос : отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос : Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос : Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос : Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос : Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень

Заключение

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

Опираясь на многолетний опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ, можно уверенно констатировать правильность применения вышеперечисленных методов, опираясь на результативность совместной работы. Выпускники нашей школы относительно легко адаптируются в окружающем мире современных нравственных устоев, а значит мы выбрали правильный путь.

Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост и задача школы помочь ему в этом.

Список использованных источников и литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 14 декабря 2014 года

2. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с. б) дополнительная литература: 1. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г.Банч // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 50-67.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

4. Марьенко И. С. Организация и руководство воспитательной работой в школе / И. С. Марьенко . - М. : Просвещение, 1974. - 223 с. - (Библиотека директора школы).

5. ФГОС с ОВЗ

6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., Педагогика, 1971. - 351 с.
Педагогика школы. (Учебное пособие для студентов пед. институтов) / Под. ред. Г.И. Щукиной. - М., Просвещение, 1977. - 383 с.

Педагогический совет.

«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА»

Подготовил: старший воспитатель С.А.Моисеева.

На современном этапе развития наше общество все больше приходит к по­ниманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравствен­ного становления и культурного развития общества. Сегодня все больше внимание уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Увеличивается количество телеви­зионных и радиопередач, печатных публикаций, посвященных православ­ной культуре, растет число верующих людей. Особенно актуален этот про­цесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформиро­вать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обще­стве, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходи­мо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.

Реабилитационный центр представляет собой специальное (коррекционное) учреждение, оказы­вающее комплексную психолого-педагогическую, медицинскую и социаль­ную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 18 лет с разными вариантами дизонтогении, имеющие различные ограничения жизнедеятельности в зависимости от заболевания. Программа «Основы пра­вославной культуры» является частью комплексной реабилитации воспитан­ников данной категории.

Основные формы работы: занятия, индивидуальные беседы. Основной формой занятий с воспитанниками являются занятия-обсуждения. Ход сво­бодной беседы сопровождается устным рассказом педагога, который сопро­вождается наглядностью (репродукции, иконы, географические карты, фото и видео материалы). В содержание занятия входят духовная литература, поэ­зия, сказки и легенды. Православная литература, основанная на морально- этических заповедях религии, направлена на воспитание личности, так как побуждает к самосовершенствованию, стремлению к добру, справедливости. Она учит восприятию себя и окружающих как наивысшей ценности, почти­тельному отношению к родителям, уважению к старшим, умению прощать, трудолюбию, бережному отношению к природе и социально приемлемому в обществе поведению.

Для лучшего усвоения материала в работе используются игровые мо­менты (кроссворды, игры, инсценировки). Часто занятия сопровождаются рисованием. Простые зарисовки, отксерокопированные рисунки служат опорными сигналами, дидактическим пособием в запоминании материала. В зависимости от возможностей ребенка одним предлагается нарисовать, другим раскрасить готовый рисунок.

Закрепление полученных знаний происходит через использование их в повседневной жизни. Это позволяет знать как вести себя в Храме и других посещаемых приходах и обителях.

На занятиях по «Основам православной культуры» применяются и та­кие формы обучения как практическая работа.

подготовка сувениров к православным праздникам;участие в церковных таинствах и богослужениях;совместные трапезы, чаепития с участием священнослужителя;организация и проведение православных праздников в виде концер­тов, утренников;дети совместно с родителями и специалистами Центра принимают участие в молебнах по случаю начала и окончания учебного года.

В целом такие занятия способствуют тому, чтобы ребёнок приблизил­ся к Господу, возможно, через собственный жизненный опыт или, может быть, через Таинства нашей Церкви. Учитывая индивидуальные возможно­сти и особенности развития наших воспитанников, у одних ребят есть воз­можность быть самостоятельными и активными участниками богослужения.

Богат церковный календарь на православные праздники «Рождество пресвятой Богородицы», «Рождество», «Крещение», «Светлая Пасха», «Троиц» и др. Православные праздники всегда были почитаемые русским народом. Это часть нашей истории, православной культуры и нашего быта. В обстановке духовного единства и общей радости проходят православные праздники в Центре, ставятся спектакли. Праздники сплачивают ребят, де­лают их друзьями и дают возможность использовать даже небольшие свои творческие возможности. В результате реализации про­граммы «Основы православной культуры» у воспитанников расширяется об­щий кругозор, повышается уровень знаний по православной культуре, фор­мируются духовные потребности и активная жизненная позиция.

Специфика деятельности нашего учреждения такова, что социализа­ция лиц с ограниченными возможностями здоровья является основной зада­чей всей его работы. Цели же православного обучения как раз и направлены на социальную интеграцию воспитанников.

ГКУ СО «Клявлинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (структурное подразделение пос.Сокский ул.Больничная 1).

«Взаимодействие педагогов и родителей

в процессе реабилитации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья»

Подготовил: старший воспитатель С.А.Моисеева

Во все времена, во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими родами, необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественным путем и достаточно буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. В настоящее время обостряется необходимость помощи родителям со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов, помощи в том, чтобы не преступить ту грань, за которой стоит социальная отверженность, безразличие к окружающим, собственным детям и, следовательно, к жизни.

Учитывая специфику семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, для родителей и лиц их заменяющих в нашем центре проводят лекции, занятия в активной форме по вопросам педагогики и особенностям психологии детей-инвалидов.

Но не только сотрудники, но и родители являются полноценными участниками реабилитационного процесса. Для них проводятся семинары, собрания, тренинги, круглые столы, открытые занятия специалистами центра, выпускаются информационные листы, памятки, брошюры. Регулярно проводится родительский всеобуч.

Находят особый отклик и пользуются популярностью праздничные мероприятия познавательно характера, спортивные соревнования и эстафеты. Мероприятия организуются как на базе Центра, так и на базе других общественных организаций. Дети и родители принимают активное участие в их подготовке. Проводятся не только традиционные праздники (посвященные Дню инвалида, Дню матери, Дню семьи), но и другие мероприятия, запланированные исходя из пожеланий семей.

На игровой программе «В гости к блинчику румяному», посвященной Масленице, родители и дети узнали историю возникновения масленичной традиции, задавали вопросы, принимали совместное участие в шуточных конкурсах, поддерживали друг друга. Нам, специалистам, приятно наблюдать, как дети раскрепощаются, без стеснения выражают эмоции, отрабатывают навыки поведенческой культуры. Закончилось мероприятие чаепитием с блинами.

На протяжении нескольких лет для наших детей-инвалидов является традиционным праздник «Святая Пасха», на котором батюшка читает проповедь, дает наставление детям и их родителям. Зажигаются пасхальные свечи. Все внимательно слушают настоятеля церкви... Вот и мальчик, который обычно насторожен, сердит, прослезился; заплакала рядом мама; девочка, которая в силу умственных способностей не в состоянии воспринимать речь батюшки, сидит и проникновенно прислушивается... Проповедь прочитана, дети, родители оживляются, делятся впечатлениями, желают друг друга здоровья, терпения. Заканчиваются мероприятия праздничным пасхальным столом.

Первый пробный семинар - практикум для 4 семей (14 чел.) проводился в составе родителей, детей-инвалидов и их здоровых братьев и сестёр. Основной целью проведенного семинара-практикума «Счастливые родители – здоровые дети» является помощь родителям в воспитании ребенка-инвалида, интеграция его в среду здоровых сверстников, проведение для семей с детьми-инвалидами комплекса реабилитационных мероприятий, которые бы сочетали в себе психокоррекционную, профилактическую, просвещенческую и социокультурную работу, как для родителей, так и для детей.

Программа пребывания включила в себя мероприятия различной направленности. Проведены занятия в Школе для родителей детей-инвалидов по темам: «Сенсорный мир – как средство психологической разгрузки», «Методы физической реабилитации детей-инвалидов (ЛФК)».

Программа повышения психолого-педагогической культуры родителей включила просвещение в форме консультаций специалистов, медицинских работников, тренингов, сеансов ароматерапии, релаксации в сенсорной комнате.

С большим интересом родители совместно с детьми приняли участие в празднике творчества, организованным преподавателем дополнительного образования и воспитателями реабилитационного центра. Изготовление поделок по старинной технологии, сувениры были подарены авторам на память.

Семьи, где дети с ограниченными возможностями и здоровыми детьми приняли участие в конкурсе-игре «Родительский дом – начало начал», в вечере отдыха, дискотеке «В кругу моих друзей», прослушали совместный концерт под руководством музыкального руководителя.

Немаловажный гость Центра – отец Сергий, настоятель храма с.Большое Микушкино, провел беседу с родителями и детьми о традициях православия в семье. В заключение семинара родителям детей-инвалидов и здоровых детей, вручены памятки с рекомендациями по различным направлениям реабилитации, игрушки, памятные подарки.

Анализ результатов проделанной работы показал, что все эти мероприятия помогают родителям научиться владеть собой в непредвиденной ситуации, уйти от конфликта, зарядить окружающих позитивным к себе и ребёнку отношением, создать благоприятный климат в семье (принимать ребёнка таким, каков он есть, развивать умение общаться как с ребёнком, так и со взрослыми членами семьи).

ДОКЛАД

«Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: Е.С. Жуковец, воспитатель I кв. категории

МО воспитателей

Будущее любой страны решается за школьной партой. Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) дети, обучающиеся в С(К)ОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения. На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма. Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников с ОВЗ, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению. На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Обратимся к опыту великих педагогов. В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной и воспитательной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Воспитательный процесс должен строиться таким образом, чтобы в нем предусматривались ситуации, в которых воспитанник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях учащихся к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Главная проблема нравственного воспитания детей с ОВЗ сформулирована следующим образом: каковы социально-педагогические условия эффективного использования воспитательного пространства коррекционной школы в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья?

Для решения данной проблемы необходимо:

1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновывать содержание нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) определять социально-педагогические условия нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) разрабатывать методико-технологичские основы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективность нравственного воспитания учащихся возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Данные мероприятия дают динамику развития нравственных качеств учащихся в сторону увеличения. И, наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы педагога?

Таким образом, совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«КУВИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Особенности работы по развитию

духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ»

доклад подготовила:

Истомина С.Н.

2012 - 2013

2 «Самый лучший учитель для ребенка тот,

кто, духовно общаясь с ним, забывает,

что он учитель, и видит в своем ученике друга,

единомышленника. Такой учитель знает

самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника,

и слово в его устах становится могучим орудием

воздействия на молодую, формирующуюся личность.

От чуткости учителя к духовному миру воспитанников

как раз и зависит создание обстановки,

побуждающей к нравственному поведению,

нравственным поступкам»

- В.А.Сухомлинский

3 Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

4Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

5Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

6Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Основой воспитания, определяющей духовно-нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого, исходя из индивидуальности.

Настоящее время – это эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человеческое общество достигло поистине фантастических успехов, с другой – успехи превращаются в бедствие. И самое страшное сегодня – это потеря нравственно-духовных устоев ребенка: его отношения к труду, его мышления, веры, совести, этики и эстетики.

Не секрет, что большинство родителей заботится в первую очередь о материальной стороне, что отодвинуло на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как патриотизм, гражданственность, утратили свою приоритетность, потеряли этическую значимость, поэтому вся работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся падает на педагогов.

Считается, что каждому ребенку вне зависимости от тяжести инвалидности дается возможность реализовать свое право на образование в учреждениях любого типа с использованием необходимой специализированной помощи. Вводятся более гибкие формы получения образования: альтернативой специальным учреждениям становится обучение в специализированных классах массовых школ, обучение на дому с посещением педагогов, дистанционное обучение.

Услугами специальных учреждений пользуются далеко не все дети-инвалиды. Большинство из них учатся в массовых школах, где для них не предусмотрено необходимых условий, заперты в квартирах, обучаясь «надомно», или не учатся совсем.

7 Дети с ОВЗ в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, в младшем школьном возрасте носят довольно поверхностный характер. Они узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такие дети по неразумению, либо по неустойчивости нравственных понятий, из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение учащихся с ОВЗ в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Педагог может добиться того, чтобы убеждения учащихся, несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей области 1,6 млн. человек.

Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.

8 Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

    Недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

    Дети, обучающиеся в МСКОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

    Семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем, и психоактивными веществами не уменьшается.

Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

    Стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности, можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика. 9Поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.

В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению.

10 Нравственные чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи - появляются у нормально развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте. У умственно отсталых детей, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт с взрослыми часто оказывается нарушенным.

Не лучше обстоит дело и с нравственными представлениями, так как стихийно, без специального направленного воздействия умственно отсталые дети их не усваивают.

В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Поэтому, правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.

Так, во время одевания детей на прогулку воспитатель учит их действовать спокойно, не мешать друг другу, при необходимости ждать товарищей, обращаться за помощью и оказывать ее; в игре детей приучают не вырывать игрушки друг у друга, играть рядом, а затем и вместе.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.

Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений.

Они связаны с правильной оценкой ситуации. Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей.

Прежде всего, дети учатся коллективным взаимоотношениям в деятельности, организованной взрослым. Особое место занимают здесь занятия по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков, картин. Развитие коллективных взаимоотношений способствует формированию у детей взаимопомощи и отзывчивости.

Для того чтобы у детей появились эти черты личности, с ними нужно проводить ежедневную работу. Если ребенок отталкивает другого ребенка, его поступок не должен пройти не замеченным. Если же один ребенок помог снять пальто с крючка другому ребенку, то его поступок должен быть одобрен. Более того, все дети будут готовы к выходу на прогулку, необходимо в двух–трех фразах обсудить моменты отзывчивости и взаимопомощи, которые наблюдались только что. Взаимопомощь детей надо постоянно организовывать и поощрять. Можно поручить поправлять воротник, застегивать пуговицы друг другу и т.д., при этом фиксировать внимание детей на том, что это и есть оказание помощи. Представление о взаимопомощи и отзывчивости необходимо обогащать и расширять с помощью литературных примеров – сказок, рассказов.

При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

«Если вы хотите, чтобы ваши питомцы стремились к добру, – воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».

МСКОУ и все ОУ, где есть классы для детей ОВЗ, ставят перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их возможностей, реабилитации и социализации их в общество.

11 Основные направления духовно-нравственного

развития и воспитания

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание ценностного отношения к традиционным российским религиям. Ценности: толерантность; представление о вере, религиозной жизни человека; ценности религиозного мировоззрения.

Направление 3. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 4 . Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

Направление 5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.

Направление 6 . Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Направление 7. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; духовной культуре и светской этике.

Нравственное воспитание детей с ОВЗ должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

Литература

1. Колесникова, И. А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком / И. А. Колесникова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. трудов / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 32-33.

2. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: дис. … доктора пед. наук: 13.00.01 / Соловцова Ирина Афанасьевна. – Волгоград, 2006. – 330 с.

3. Шеняк, Л. Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Шеняк Людмила Гурьевна. – Ростов н/Д, 2000. – С. 66.