Какие качества печорина раскрываются в главе бэла. Каким предстает перед нами Печорин? Отношение к смерти

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В РАССКАЗЕ "БЭЛА"

Исходя из текста повести М. Ю.Лермонтова "Бэла", о личности главного героя Печорина Григория Александровича можно сделать следующие выводы:
Это молодой человек, офицер, привлекательной наружности, приятный с первого взгляда во всех отношениях, имеет хорошее образование, блестящий ум, прекрасный вкус; он - эстет, истинный аристократ, звезда светского общества.
Необыкновенная противоречивость его характера (стр.587) предопределяет, что с ним "…должны случаться разные необыкновенные вещи…". Противоречия пронизывают всю его натуру: пылкая страстность и логическая рассудительность, волевая целеустремленность и фатализм, эмоциональная увлеченность и апатия, романтичность и цинизм, демократичная широта взглядов и авторитаризм, непосредственное соучастие в событиях и отстраненность.
Действия главного героя повести импульсивны, ему свойственны авантюризм, любопытство и экспериментаторство.
Широта взглядов Печорина не свойственна людям его времени, и в первую очередь - это нигилизм, присущий скорее героям романов конца XIX в. Православная вера для него скорее традиция, чем руководство к действию: "…аллах для всех племен один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит тебе платить мне взаимностью?...", не стоит забывать и о его многочисленных романах в Петербурге.
Не удивительно, что Печорин проявляет живейший интерес к традициям кавказских народов, но это лишь интерес исследователя. Знать - не значит уважать и следовать. Как русские национальные традиции не являются для Печорина руководством к действию, так и все прочие нормы поведения и обычаи вызывают лишь познавательный интерес.
Ум нашего героя пытлив и изобретателен, Печорин похож на ученого, ставящего эксперименты (но, увы, на живых людях). Это блестящий психолог (предтеча Фрейда), человек, блестяще выстраивающий логические цепочки (умеющий плести интриги).
Он необыкновенно целеустремленный человек, но для достижения своей цели использует зачастую нечестные средства: провокацию, подкуп, шантаж. Ему интересен процесс достижения цели, но как только желаемое осуществлено, интерес пропадает.
Несмотря на все вышесказанное, Печорин предстает перед читателем существом крайне избалованным, в высшей степени эгоистичным и, ко всему прочему, абсолютно инфантильным. Он сам -- взрослый ребенок, который познает мир, постоянно нуждается в новых впечатлениях и новых "игрушках". Пожалуй, его жизненное кредо можно выразить строками стихотворения моего знакомого, широко известного в узких кругах поэта Павла Будкина:

"Я хочу!" - и выше нет закона,
Мне иных законов не дано,
Это слово для меня икона,
Губы в губы льются, как вино.

"Дайте мне!" - мне много не надо,
Я хочу не много - всего,
Мне угодна лишь одна ограда -
На могиле тела моего.

Нет теням! Я жив среди живущих,
Рук и губ холодных не коснусь.
Пью за пальцы теплые дающих,
Тех, к которым я еще вернусь!

Пью за то, чтоб мучило и било,
Чтобы рвало мысли на куски,
Чтобы в этой жизни что-то было,
Кроме скуки, злобы и тоски!

Пью за то, чтоб места было мало,
Чтоб трещали штампы и клише.
Я хочу, чтоб тело уставало,
Не давая уставать душе!

Мой бокал почти до края полон,
Выпью я, налей еще полней!
Пусть всегда собой венчает стол он:
Жизнь - игра, желанье - ставка в ней!
Кстати Павел большой почитатель творчества М.Ю. Лермонтова
Особенно скверно, что Печорин вполне осознает свой безграничный греховный эгоизм, но нисколько не пытается с ним бороться, напротив, всячески его культивирует.
Как не печально, но в этом человеке присутствует высокомерие, не только по отношению к "дикарям", но и к собственным товарищам и сослуживцам. Его самомнение необычайно высоко, иной раз он просто ощущает себя богом.
Но почему же личность Печорина столь привлекательна для окружающих?
Наш герой, следуя своим эгоистическим побуждениям, по-детски искренен во всех своих проявлениях. Он искренне влюбляется, искренне смел и отважен, искренен в рассказах о своем разочаровании в жизни. Ему даже хочется посочувствовать и как-то утешить.
Однако имеет ли право взрослый разумный человек, да еще с таким умом и логикой идти исключительно на поводу собственных желаний?
Результат таких действий, увы, плачевен, следствием становятся гибель ни в чем неповинных людей (Бэла, ее отец, без вести пропавший брат-подросток, испорченный, кстати сказать, самим же Печориным). Отрицание всех норм поведения в обществе делает из Печорина монстра, он даже хуже разбойника Казбича (тот не позволил себе украсть Бэлу из семьи, поменяв на лошадь)
Ради выполнения собственных амбициозных целей Печорин не готов считаться ни с чувствами, ни с жизнями других, даже дорогих ему людей. За нашим героем тянется шлейф смерти и разрушения, соприкосновение с ним приносит окружающим лишь беды и несчастия, что, в свою очередь, делает Печорина тоже несчастным, не позволяет иметь долгосрочные привязанности, превращает его в циничного странника на этой земле.
Печорин - одинокий, неприкаянный, беспокойный, "гонимый миром странник", отбрасывающий смертоносную, трагическую, роковую тень на близких и любящих его людей.

P.S. Мои краткие суждения о мыслях Печорина:
Любовь - игра,
Дружба - обуза,
Привязанность - пустяк,
Судьба - Фатум (фатализм),
Жизнь - одинокое путешествие…

Образ Григория Александровича Печорина в романе «Герой нашего времени», написанном Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838-1840 годах, представляет собой совершенно новый типаж главного героя.

Кто такой Печорин

Главный герой романа является молодым человеком, представителем высшего общества.

Григорий Александрович образован и умён, смел, решителен, умеет производить впечатление, особенно на дам, и… утомлён жизнью.

Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.

Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Григорий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера.

Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Григорий осознает слишком поздно. Итак, рассмотрим этого героя в действии через краткую характеристику по главам.

Характеристика Печорина по главам в романе

В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.

В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.

Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Григорий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.

Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

«Тамань» — третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.

В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.

В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более подробно и разносторонне. Мы видим такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким.

Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Григорий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.

Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Григорий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.

Григорий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Григорий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Григорий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Описание внешности Печорина

Григорий Александрович обладает достаточно привлекательной внешностью. У героя стройное крепкое телосложение при среднем росте.

Григорий обладает белокурыми волосами, нежной бледно-аристократической кожей, но тёмными усами и бровями. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! <…> Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Сколько лет Печорину

На момент действий в главе «Княжна Мэри» ему около двадцати пяти лет. Погибает Григорий в возрасте около тридцати лет, то есть ещё молодым.

Происхождение и общественное положение Печорина

Главный персонаж романа имеет дворянское происхождение, родился и вырос в Санкт-Петербурге.

Всю свою жизнь Григорий относился к высшим слоям общества, поскольку являлся потомственным богатым помещиком.

На протяжении всего произведения читатель может наблюдать, что герой является военнослужащим и носит военное звание прапорщика.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Воспитание Печорина

Григорий Александрович получил исключительно светское воспитание.

Юноша умело говорит по-французски, танцует, умеет держаться в обществе, однако книг много не читал, да и свет ему скоро надоедает.

Большой роли родители в его жизни не играли.

По молодости герой пустился во все тяжкие: спускал большие деньги на развлечения и удовольствия, однако и это разочаровало его.

Образование Печорина

Об образовании главного героя романа мало, что известно. Читателю даётся понять, что он увлекался науками некоторое время, но и к ним потерял интерес, счастья они не приносят. После этого Григорий занялся имеющим популярность в обществе военным делом, которое также скоро ему наскучило.

Смерть Печорина в романе «Герой нашего времени»

О смерти героя читатель узнаёт из предисловия к его дневнику. Причина смерти остаётся нераскрытой. Известно лишь, что это произошло с ним по пути из Персии, когда ему было около тридцати лет.

Заключение

В данной работе мы кратко рассмотрели образ главного персонажа романа «Герой нашего времени». Характер и отношение к жизни героя остаются непонятными для читателя вплоть до эпизода, когда Печорин рассказывает о своём детстве.

Виной того, что герой стал «нравственным калекой» является воспитание, ущерб от которого сказался не только на его жизни, но и на судьбах людей, которым тот причинил боль.

Однако, каким бы жестокосердным ни был человек, ему не избежать настоящей любви. К сожалению, Печорин слишком поздно осознаёт её. Это разочарование оборачивается потерей последней надежды на нормальную жизнь и счастье героя.

Образ был создан М. Ю. Лермонтовым, чтобы показать потерю нравственных ориентиров поколения 30-х годов девятнадцатого века.

Образ Печорина в главе "Бэла" из "герой нашего времени" и получил лучший ответ

Ответ от Лилия Аминова[гуру]
В повести «Бэла» Печорин показан как типичный представитель светского общества. Это особенно ярко выражается благодаря противопоставлению героя горцам - «детям природы» . Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего очень не хватает Печорину. В повести образ героя выглядит малопривлекательно, так как Максим Максимыч просто излагает факты, не давая им никакой оценки, поэтому герой предстает безжалостным и черствым человеком. И это неудивительно, ведь Печорин похищает Бэлу, не задумываясь о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь очень сильной любовью, а Печорин не испытывает ее. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни.. . мне с нею скучно» . Герою безразличны чувства других, его отношение к любви, показанное в повести, служит доказательством этому. Если судить о Печорине по первой повести, - это чудовище, но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его собственными глазами, и в новелле «Тамань» повествование переходит уже к самому Печорину. Именно в ней появляется полный и четкий психологический портрет героя.

Ответ от Верочка Круглова [новичек]
литра. ру
там ВСЕ есть!


Ответ от Дима Авотин [активный]
Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Именно его Лермонтов называет "героем нашего времени". Сам автор замечает следующее: "Герой Нашего Времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени.
П. умен, хорошо образован. Он чувствует в своей душе большие силы, которые потратил попусту. "В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги". Внутренние качества героя автор выражает через его внешность. Аристократичность П. показывается Через худобу его бледных пальцев. При ходьбе он не размахивает руками - так выражается скрытность его натуры. Глаза П. не смеялись, когда смеялся он. Это можно назвать признаком постоянной душевной драмы. Внутренние метания героя особенно ярко отразились в его отношении к женщинам. Он выкрадывает молодую черкешенку Бэлу из родительского дома, какое-то время наслаждается ее любовью, но после она надоедает ему. Бэла гибнет. Он долго и методично привлекает к себе внимание княжны Мери. Им движет лишь желание всецело обладать чужой душой. Когда герой добивается ее любви, говорит, что не собирается на ней женится. На Минеральных водах П. встречает Веру, женщину, которая любила его в течение многих лет. Мы узнаем, что он издергал всю ее душу. П. искренне увлекается, но чрезвычайно быстро ему становится скучно, и он бросает людей, как сорванный по дороге цветок. В этом состоит глубокий трагизм героя. Окончательно осознав, что уже никто и ничто не сможет составить смысл его жизни, П. ждет смерти. Он нашел ее в дороге, по возвращении из Персии.

Тема урока (серия, 2 урока)

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Цель:

Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.

Актуализация

Мы продолжаем работать над психологическим романом.

Сколько частей в этом романе?

Введение в тему

Перед нами «Бэла» - «восточная повесть»

Где происходит событие повести?

Кто является главным героем?

Кто рассказывает историю Бэлы?

Прочитав первую главу, вы успели заметить много незнакомых слов.

Обратимся к толковому словарю, найдите значение некоторых слов

Работа с таблицей

Подберите описание каждому герою

Маским Максимыч

На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.

офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий.

меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу.

мальчик лет пятнадцати. был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги.

Образ Печорина

Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч).

Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча?

Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный -слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

А о чем говорят эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).

Краткий пересказ

Как же развивались события в этой повести

Вашим домашним заданием было подготовить план событий

Расположите пункты плана по порядку

Встреча повествователя и Максим Максимыча

Максим Максимыч рассказывает историю знакомства с Печориным

Приезд Печорина в крепость

Приглашение на свадьбу к князю

Встреча с Бэлой

Ссора Азамата и Казбича

Сговор Печорина с Азаматом

Кража Бэлы в обмен на коня Карагеза

Печорин ухаживает за Бэлой, дарит ей подарки, одевает как куколку

Бэла влюбляется в Печорина

Печорин вскоре привыкает к Бэле, ему становится скучно, он целыми днями на охоте

Неожиданное появление Казбича

Максим Максимыч и Печорин уезжают на охоту

Месть Казбича: кража Бэлы и ее ранение

Смерть Бэлы

Отъезд Печорина в Грузию.

Итог урока

Сегодня мы познакомились с необычным героем, с его противоречивым характером

Вам понравился этот герой? Почему?

Д/з подготовить пересказ взаимоотношений Бэлы и Печорина

Актуализация (просмотр эпизода из к/ф)

Беседа по содержанию

Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?

Как Бэла оказывается у Печорина?

Почему Печорин решается на похищение Бэлы?

Почему любовь Печорина к Бэле обречена?

Как Печорин добивается любви Бэлы?

Любит ли Печорин Бэлу?

Почему Печорин разлюбил Бэлу?

Введение нового понятия «самоанализ»

Подтвердите свой ответ на последний вопрос словами из текста

В этом отрывке Печорин рассказывает о своей жизни, пытается оценивать свои поступки, стремиться понять самого себя. Этот прием называется самоанализ. Он используется в психологии.

Что мы узнаем о Печорине?

«у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив… я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться — науки также надоели... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления…»

На какого литературного героя похож Печорин? (Евгений Онегин)

Что у них общего? (Воспитание, род занятий, скучная однообразная жизнь)

Составление сравнительной таблицы

Попробуем сравнить наших героев

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Возраст

25 лет: «...молодой человек лет двадцати пяти...»

Внешность

Глаза героев

«...Как только вспомню взгляд холодный...»

«...карие глаза <...> они не смеялись, когда он смеялся!..»

Происхождение

Дворянин

Дворянин

Оба выросли в роскоши

«...я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги...»

Характеры героев

Оба странные

«...Неподражательная странность...»

«только немножко странен.»

Оба устали от красавиц

<...> сердце осталось пусто...»

Оба устали от наук

Оба несчастны

«…Но был ли счастлив мой Евгений […]? Нет: рано чувства в нем остыли…»

Заполните таблицу

Евгений Онегин

Григорий Печорин

Возраст

26 лет: «…Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов…»

Внешность

Следит за модой: «...Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет...»

Хорош собой: «...он был вообще очень недурен...»

Глаза героев

Происхождение и занятие героев

Происхождение

Оба выросли в роскоши

«... Забав и роскоши дитя...» «... Среди вседневных наслаждений...»

Характеры героев

Оба странные

«только немножко странен.»

Оба устали от красавиц

«...Красавицы не долго были / Предмет его привычных дум...»

«...влюблялся в светских красавиц и был любим - но <...> сердце осталось пусто...»

Оба устали от наук

«... Читал, читал, а всё без толку [...] / Как женщин, он оставил книги...»

Оба несчастны

«...если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив...»

Подведение итогов

В чем проблема наших героев? (вопрос с открытым ответом)

У героев противоречивый характер, они избалованы высшим светом, у них нет цели в жизни, они насытились всеми удовольствиями. Им все достается легко, поэтому они быстро теряют интерес.

Тема урока

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Цель:

Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.

ХОДУРОКА

I Организационный момент . (встала, поздоровалась, назвала себя,). Я рада нашей сегодняшней встрече, думаю, что в течение урока мы сработаемся и подружимся.

II Показ видеофильма (отрывок «Поднимаются в гору показа - 1 минута»)

III Слово учителя. Ребята, по этому небольшому отрывку вы догадались о каком произведении и героях пойдет речь на сегодняшнем уроке. Итак, назовите произведение и главного героя? (Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Григорий Александрович Печорин).

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадях. Образ Печорина через призму героев. Повесть «Бэла». (слайд№1 тема урока).

Мы с вами сегодня откроем для откроем для себя образ героя, разберемся в его поступках, составим портрет героя через отношения к нему других персонажей. (слайд № 2 с целями урока).

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю.Лермонтов

…Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» «Княжна Мери

«М.Ю.Леромнтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

(слайд № 3,4,5 с эпиграфами).

Это эпиграфы к образу Печорина, какой из них больше подходит к образу героя.

Обратимся к тексту «Я ехал на перкладных...»

Что рассказал М.М?

Итак, в центре нашего внимания Печорин (вешаю на доску имя), а кто нам рассказывает историю о Печорине (М.М. на доске), а какую историю рассказывает М.М. (Бэла). И мне хочется услышать ваше мнение о герое? (читатель)

Неожиданно А что такое призма? Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей. Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.

Работа с текстом

Фотография Печорина

Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч). Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (слайд офицер, молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча? Описание Печорина построено на приеме контраста. (одно противопоставляется другому). Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный –слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

А о чем говорит эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).

А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла). Какая мысль у Печорина возникла после возвращения в крепость? (выкрасть Бэлу, обменяв ее на коня разбойника Казбича).

И вот Бэла в крепости. Как вы относитесь к этому поступку? Зачем он это сделал? Значит, Печорин преследует только свои интересы

А что Печорин? (сначала добивался любви Бэлы, а потом ему стало неинтересно ) Почему? Посмотрим видеофрагмент (мне осталось одно средство - путешествовать).

Комментарий фрагмента (работает слуховая и зрительная память)

А что сам Печорин говорит о себе, как он пытается объяснить причину своего поведения? (он говорит, что он не всегда был такой, мог и любить, и страдать, и чувствовать, но, оказывается, обществу настоящие чувства не нужны, Печорин замкнулся, он стал прятать чувства, он надел какую-то маску, ему скучно, потому что он умный, глубоко-чувствующий человек, тонко чувствует, видит фальшь, лицемерие, но ничего исправить не может, от этого он страдает).

Что нового мы узнаем о Печорине, почему он считает, что у него несчастный характер? (рассказ Печорина о его прежней жизни). Как вы думаете, почему Максим Максимыч не понимает Печорина? (М.М.старый офицер, добрый, но ограниченный человек, он не может постичь душу человека, смотрит только поверхностно на события.)

Может быть откровения Печорина помогут объяснить нам его поступки.

Чем закончилась история с Бэлой (она умерла)

Как ведут себя после смерти Бэлы Максим Максимыч и Печорин?

(М.М. как обычный человек оплакивает Бэлу)

Работа с текстом (заготовка)

Печорин же, по словам М.М., повел себя странно. Зачитайте эпизод о поведении Печорина? (эпизод, в котором Печорин рассмеялся в глаза Максим Максимыч)

Умерла любимая девушка, почему же Печорин смеётся? Может ему уже не жалко стало Бэлу, он не знал, что с ней делать, и Бог помог?

Как вы можете охарактеризовать поведение Печорина, почему он поступил так? (пытался защититься, прячет свое бессилие за смехом, надевает маску)

А вы понимаете Печорина? Что же за человек Печорин?

Суд над Печориным

Печорин ужасный человек, в нем нет ничего человеческого (уточнить живет своими интересами), не переживал, что Бэла умерла

Защитники (он любил Бэлу,), переживал

Спорить можно долго, потому что много противоречий в образе Печорина. А что скажут нам судьи?

Для судей Печорин противоречивая личность, он молодой, но уже разочарован в жизни, он что-то ищет, Однако его поведение не понятно окружающим.

Я предлагаю составить таблицу противоречий характера Печорина

Составьте таблицу, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают. (слайд № 16 с таблицей пустая)

Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин? Глупец или злодей? На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.

Итоги урока

Вот такой портрет Печорина получился у нас. А теперь вернемся к эпиграфам, как вы думаете, какой наиболее точно отражает портрет Печорина и почему? (мне кажется, что стихотворение «Дума», потому что оно построено на сравнении, на противоречии, как и личность Печорина)

Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.

Спасибо вам за работу на уроке, с вами было приятно работать. Ваши оценки за урок таковы: (выставление и комментирование оценок) .

Домашнее задание:

Я задам два вопроса, первый более простой, а второй для учащихся, которые претендуют на высокую оценку.

  1. Что нового вы узнали о Печорине из главы «Максим Максимыч»?
  2. Чьими глазами мы видим Печорина в романе?