Отличительные черты американского романтизма: проблематика, новаторство. Достижения Э.А

В развитии американского романтизма выделяют два периода: ранний (20 – 30 гг.) и поздний (40 – 60 гг.). Ранний этап представлен именами Вашингтона Ирвинга и Фенимора Купера; переходным этапом считается творчество трансценденталистив – Емерсона и Торо; поздний романтизм является связанным с деятельностью Эдгара По, Натаниеля Готорна, Германа Мелвилла, Гарриет Бичер-стоу, Генри Лонгфелло и Уолта Уитмена. Американский романтизм розвився на фоне выдающихся событий американской истории: буржуазная революция ХУИИИ ст. привела к созданию США; война Америки за независимость (1812 – 1814), которая привело к освобождению от английского владычества, движение за отмену закона о рабстве, который получил название аболиционизма (от англ. to abolish – отменять закон).

Финальным событием, которое оставляло по себе глубинный след в литературе, стала война между Севером и Югом (1861 – 1865), которая началась через спор между промышленным Севером и плантаторским Югом за Дикой Запад, но впоследствии переросла в героическое деяние жителей северных штатов за демократические преобразования, за уничтожение позорного рабства. Таким образом в литературе американского романтизма приобрели развитие два направления: аболиционистский, главным жанром которого стала “повесть раба”; и “плантаторская традиция”, главный представитель которой, Вильям Гилмар Симмс, писал в сентиментальном духе о жизни черных рабов на плантациях и прославлял плантаторов, сравнивая их с давними римлянами.

Американский романтизм розвився как раз в период становления США. Молодая страна только начала осознавать собственную самобытность, и романтизм с его установкой на национальное лицо способствовал утверждению американской культуры как оригинальной. Несмотря на все проблемы, которые существовали в обществе, писатели молодой страны верили в большие возможности США, в их творчестве существовала вера в “американскую мечту”. Даже самый трагичный из ранних американских романтиков, Герман Мелвилл, не терял веры в возможности американской демократии. Эту оптимистичную веру хранил и Емерсон, который говорил в одной из своих лекций: “Америка является страной будущего. страной, где все только начинается.”

Культура США формировалась на основе разных источников, но главным источником все же является культура Англии. Всеобщность языка роднила и роднит американцев с британцами, но писатели романтики, хотя и с благосклонностью относились к английской традиции, славной своим богатством, но все же отстаивали право американской культуры на самобытность. Ярким примером синтеза европейской традиционности и американской самобытности можно считать творчество Купера, который в романе “Следопыт” взял эпиграфами слова из произведений Спенсера, Шекспира, Мильтона, Драйдена, Томсона, Вордсворта, Байрона, Мура и других британских поэтов волны романтизма.

Одновременно и мужай Чунгачгук, и благородные Натти Бумпо пришли к творчеству Купера из американского фольклора, который формировался на основе старинных сказал индианцев, негритянское устное народное творчество и творчество белых пионеров, которые успели породить таких “американских Робин Гудив”, как разведчик новых земель Даниель Бун, лесоруб Поль Беньян, охотник Кит Карсон, перевозчик Майк Финк. Большинство из них является историческими фигурами, воспетыми народом через силу их личностей, которые утверждалась в борьбе со стихиями. Когда перед американским романтизмом восстала проблема осмысления национального характера, на авансцену был выдвинут человек, который создал себя сама (self-made man). Российский писатель Л.Андрєєв считал мужество главной чертой американцев: “Их деятельность в мире является деятельностью мужчин, иногда безжалостных к жестокости, иногда широко и свободно великодушных, но всегда твердых, последовательных и сильных”.

Но сами американцы не были настроенными к собственному национальному характеру настолько положительно. Например, Ирвинг в своей “Истории Нью-Йорку” (1809) распределял американцев на “отважную породу китобоив, лесорубов, рыбаков” и сравнивал эту первую волну переселенцев с выносливыми кочевыми арабами. Но на смену пионерам шла другая волна иммигрантов: “вслед за повозами шла банда длинноногих, худощавых мазуриков с топорами на плечах и тюками за спинами, которые твердо решили благоустроити страну независимо от желания ее первобытных владельцев”. Зря философские настроены Емерсон и Торо воспевали жизнь на лоне природы и предостерегали своих соотечественников от безумной погони за социальным успехом и богатством. Америка однозначно избрала своим основным девизом словосочетания “To made money” и создала “общество потребителей”, в котором хорошо живется человеку с ограниченными духовными потребностями, и которое вынуждает поэтически настроенные души искать пристанища в марґінальних кварталах Нового Орлеану.

Американский романтизм породил не только концепцию национальной культуры, он породил и специфическое осмысление жанров, заимствованных в Европе. Безумный темп американской жизни создал условия для появления разнообразных “сокращенных явлений”. Например, явление “Fast food” (быстрой еды) возникло именно в Америке согласно с девизом “time is money” (то есть во все то время, когда американец занимается на едой, развлечениями, любовью или чтением, он не зарабатывает деньги и это плохо). Американские романтики вынуждены были приспосабливаться к условиям американской жизни. Потому и приобрел такое значение жанр “Short story” (короткого рассказа), которым было возможно что-то заработать литератору.

Деловые американцы ХІХ ст. не были большими сторонниками романной формы (она потребала слишком много времени). Короткое рассказе является представленным в американской литературе и разнообразных проявлениях: фантастическому, детективному, философскому, аллегорическому, психологическому. Особенно прославились в данной форме По и Готорн, которым пришлось вмешать свои таланты в “прокрустово кровать” газетного рассказа. Но результат оказался удачным: жанр короткого рассказа приобрел невиданную глубину и стал национальным американским жанром. Ну и, ясное дело, осмысление национальной специфики не обходится без эпической поэмы в духе “Энеиды” Вергилия. Это задание выполнил Лонгфелло, автор национального эпоса “Песня о Гайавату”.

Джеймса Фенимора Купера называют “американским Вальтером Скоттом”, потому что он осмыслил историю своей молодой страны. Но не только об истории США писал Купер. Его романы разделяются на следующие типы: исторические (“Шпион”, “Браво”, “Палач”, “Два адмирала” и др.); морские (“Лоцман”, “Красный корсар”, “Пират” и др.); семейная хроника (“Чертей палец”, “Землемер”, “Краснокожие”), романы-памфлеты (“Моникини”), публицистические романы (“Домой”, “Дома”). Основным произведением Купера считается пенталогия о Кожном Чулке (ее еще, не совсем точно, называют циклом “романов об индианцах”). К пенталогии о Кожном Чулке поступают романы “Пионеры” (1823), “Последний из могикан” (1826), “Прерия” (1827), “Следопыт” (1840), “Зверобой” (1841).

Купер начал свой творческий путь как писатель американской демократии. В ранних романах (“Шпион”, “Лоцман”), а также в произведениях, которые появились как результат странствий Европой (“Браво”, “Палач”), Купер подчеркивает преимущество республиканского строя над монархическим. В предисловии к “Шпиону” он отказывается от заимствованных “замков, лордов, и других атрибутов английских романов” и заявляет, что он будет писать о “американских обычаях”. Захвачено к мелодраматизму отношению к американским обычаям проявляется в возвеличенных подвигу простого человека. В романе “Шпион” мелкий торговельник Гарвей Бирч, рискуя жизнью, делает все, ради свободы своей страны от английского владычества, и когда президент Вашингтон вручает Бирчу денежное вознаграждение за проявленное мужество, Гарвей отказывается от нее.

Введение

Романтизм получил распространение в европейских странах. А развитие романтизма в США связано с утверждением национальной независимости. Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У. Ирвинг, Купер, У.К. Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э. По, Хоторн, Г.У. Лонгфелло, Г. Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которого необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.


1. Романтический герой

Можно говорить о романтике, как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

2. Произведения Купера

Нельзя не отметить мастерства Купера в построении сюжета произведения, создании ярких драматических сцен, образов, ставших олицетворением национального характера и одновременно «вечными спутниками человечества». Таковы Гарви Берч из «Шпиона», Натти Бампо, Чингачгук, Ункас из книг о Кожаном Чулке.

Пожалуй, лучшие страницы писателя – те, где изображена нетронутая грандиозная и поражающая воображение природа Нового Света. Купер – выдающийся мастер литературного пейзажа. Особенно его привлекают красочные ландшафты, либо покоряющие глаз мягкой прелестью (Мерцающее Озеро в «Зверобое»), либо величаво-суровые, внушающие тревогу и трепет. В «морских» романах Купер столь же ярко рисует изменчивую, грозную и чарующую стихию океана.

Важное место почти в каждом романе Купера занимают тщательно выписанные батальные сцены. Их кульминациями часто служит единоборство могучих противников: Чингачгука и Магуа, Твердого Сердца и Матори. Художественный язык писателя отличается эмоциональностью, диапазон оттенков которой различен – от торжественного пафоса до трогательной сентиментальности.

«История американского флота», свидетельствующая о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство Купера.

Купер считается ранним романистом. Его произведения имеют схожесть с произведениями Джека Лондона.

3. «Морской волк» Джека Лондона

Одно из последних произведений, которое я прочитал в свободное от занятии время, был роман великого американского писателя Джека Лондона «Морской волк». Раньше я уже был знаком со многими произведениями этого автора. Мною были прочитаны такие его романы, как «Зов предков», «Белый клык», «Смок Белью», а также большое количество рассказов. Сейчас, как мне кажется, без Джека Лондона невозможно представить себе литературу нашего столетия, а значит, он сказал в литературе свое слово, над которым время оказалось не властно. И это слово было услышано и современниками, и потомками. Роман «Морской волк» написан в 1904 году.

В этом произведении рассказывается о молодом интеллигентном человеке Хэмфри Ван-Вейлене, который после кораблекрушения, чтобы добраться до материка, был вынужден плыть на другом корабле в окружении невоспитанного и вульгарного экипажа.

Я думаю, что Джек Лондон вложил в эту книгу всю свою любовь к морской стихии. Его пейзажи поражают читателя мастерством их описания, а также правдивостью и великолепием: «затем временем шхуна «Призрак», покачиваясь, ныряя, взбираясь на движущиеся водяные валы и скатываясь в бурлящие пропасти, прокладывала себе путь все дальше и дальше – к самому сердцу Тихого океана. Я слышал, как над морем бушует ветер. Его приглушенный вой долетал и сюда».

Мне кажется, что «Морской волк» – роман очень необычный, и необычность эта заключается в том, что здесь почти нет диалогов, а вместо них автор через размышления героев показывает читателю, какие мысли, переживания и «споры» живут в их душах. Большее внимание автор здесь уделяет персонажу – капитану шхуны «Призрак». Волк Ларсен – характер чрезвычайно сложный, по-своему сильный и цельный, и такой персонаж приличествовал драме.

Роман, я полагаю, был начат блистательно. Но он «сломался» где-то в середине. Едва рассказчик, Хэмфри Ван-Вейден, сбежал с «Призрака», пустившись в шлюпке вместе с поэтессой Мод в рискованное плавание, завершившееся на необитаемом острове. Началось действие совсем иной книги-робинзонады влюбленных, которым «и рай в шалаше».

Джеку Лондону не изменило мастерство: морские пейзажи были все так же великолепны, приключенческая интрига развертывалась по-прежнему стремительно.

Как я узнал, за несколько дней до смерти Джек Лондон занес в блокнот: «Морской волк» развенчивает ницшеанскую философию, а этого не заметили даже социалисты. Творчески писатель еще не был готов вывести на смену героя-социалиста, Ларсену противостоял в романе либерально настроенный интеллигент Ван-Вейден, и капитан – «Призрака» не раз и не два опровергал его умозрительные аргументы жестокими истинами, почерпнутыми из практической жизни.

Жизнь – это изнурительная борьба за кусок хлеба, безработица, трущобы и бесправие. Ларсен отождествляет понятие «жизнь» с понятием «буржуазная цивилизация», и после этого ему не так уж трудно доказать ее порочность. Аргументированно спорить с «волком» мог бы только человек, понимающий «природу» общественных отношений. Мне кажется, что Волк Ларсен – трагический герой, потому что сама эта философия явилась во многом естественным результатом его изломанной жизни. И, несмотря на все варварские поступки, совершенные этим человеком, мне искренне жаль его самого и его загубленную жизнь.

В целом эта книга произвела на меня огромное эмоциональное впечатление. Особенно надолго «останется» в моей памяти капитан шхуны «Призрак» – Волк Ларсен. Я был просто поражен повелением этого героя, который, несмотря на все препятствия, остался верен своим убеждениям.

Вообще роман «Морской волк» произведение очень непростое. Только лишь после прочтения всей книги я понял, что автор здесь затрагивает огромное количество «вечных» проблем и споров. Я думаю, что Джек Лондон был отнесен к классикам для юношества слишком поспешно. Он намного сложнее – художественный талант писателя был без преувеличения щедрым, помогая ему подняться над всей эпохой и шагнуть к читателю сегодняшнего дня.

Заключение

Учить справедливости и стойкости в испытаниях – одна из благородных задач искусства. Этой задаче и служили книги Джека Лондона, и в каждом, кто их читал, остается отблеск их света.

По-моему мнению, что Купер, что Лондон – великолепны в описании моря. Для них оно священно. Одно из произведений Лондона «Сердца трех» описывает дружбу, любовь, приключения и море. Казалось бы, все как обычно, но именно этого мы ждем, когда берем еще одну книгу Купера или Лондона. Ведь не только эти писатели были романтиками, благодаря им, другие становятся тоже мечтателями. А этого так не хватает нам на сегодняшний день. Да, в их произведениях есть бунтари, но они, по-моему мнению, безобидны, потому что все делают в открытую, а не за спиной других.


Литература

1. Реизов Б.Г. «Между классицизмом и романтизмом». М., «Высшая школа» 1982 г.

2. Орлов А.С «Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв. Очерки» М., «Дрофа» 2001 г.

Американский романтизм возник в результате американской буржуазной революции 1776-1784 гг., как отклик на неё. Война за независимость – образование США Окончательное формирование американской нации. Америка край безграничных возможностей.

Романтизм Америки имеет те же исторические предпосылки и эстетическую основу, что и европейский:

1. внимание к внутреннему миру человека;

2. принцип романтического двоемирия – романтики утверждают мысль о несовершенстве реального мира и противопоставляют мир своей фантазии. Оба мира постоянно сравниваются, сопоставляются;

3. интерес к фольклору – одной из форм протеста против делячества и прозаизма повседневного буржуазного существования становится идеализация европейской старины, древней культурной жизни;

Хронологические же рамки американского романтизма отличаются от европейского. В 30-е годы в Европе уже реализм а в Америке романтизм начинается в 20-30 годы.

Ранний Америк. Романтизм:20-30гг 19 века. Купер. Прославление войны за независимость. освоения континента – одна из главных тем литературы. Появл. критические тенденции, забываются высокие идеалы, провозглашенные при рождении республики. Ищется альтернатива буржуазному укладу. Тема – идеализированная жизнь американского Запада, морская стихия.

Зрелый ам. романтизм – 40-50гг: Эдгар По. Недовольство ходом развития страны(сохран. рабство, идет уничтожение коренного населения, эконом кризис). В лит-ре драматические и трагические настроения, ощущение несовершенства человека и окружающего его мира, настроение скорби, тоски. В лит-ре герой который несет печать обреченности.

Поздний. 60-е г. Критические кризисные настроения растут. Романтизм не в состоянии отразить меняющуюся современную действительность. Реалистические тенденции.

Национальные особенности американского романтизма.

1. Утверждение национальной самобытности и независимости, поиск национального характера.

2. Последовательно антикапиталистический характер.

3. Популярность индейской темы

4. Три ветви американского романтизма

1 Новая Англия(Сев-вост штаты)-философичность, этические вопросы

2 Средний Штаты – поиск нац. , соц. проблематика

3 Южные штаты – Преимущества рабовладельческих порядков

Видное место в лит-ре тех лет занимают Ф. Купер и Ирвинг. Их тв-во отразило характерные особенности америк. ром-ма на раннем этапе развития. Ир. и К. на начальном этапе своего тв-ва были вдохновлены идеями ам. революции и борьбы за независимость. Большое положительное значение имели созданные ими образы сильных, мужественных людей, противопоставленные корыстолюбивым бурж. дельцам. Поэтизация человека, живущего на лоне природы, поэтизация его мужественной борьбы с нею составляют одну из характерных особенностей раннего ам. ром-ма. В своих ранних юмористических очерках Ирвинг выступал против истребления индийских племен. Характерно противопоставление идеализируемой им старины картинам жизни современной Америки. Также важное место занимает переплетение элементов фантастики с фольклорной традицией.

КУПЕР, ДЖЕЙМС ФЕНИМОР (Cooper, James Fenimore) (1789–1851), американский писатель, историк, критик общественного устройства. В 1820 сочинил для дочерей традиционный нравов Предосторожность (Precaution). Открыв в себе рассказчика, написал роман Шпион (The Spy, 1821), основанный на местных преданиях. Роман получил международное признание,

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия по Европе он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.

Ранний американский романтизм (1819-1830-е гг.), К которому критики и ученые отнесли творчество В. Ирвинга, Ф. Купера, Д. Кеннеди и др. Непосредственным предшественником этого периода был предромантизм, который развивался еще в рамках просветительской литературы. Творчество писателей раннего этапа носила оптимистичный характер, связанный с героическим временем Войны за независимость.

Формирование американской культуры, в частности литературы, происходило параллельно с бурным социально-экономическим развитием Соединенных Штатов как независимого государства. Молодая страна постоянно формировала собственную экономику, торговлю, промышленность, финансы, строила новые города.

Создание национальной культуры, достойной молодого государства, было провозглашено неотложной задачей. И именно в это время ведущим направлением в литературе Англии, Франции, Германии стал романтизм; американские художники именно в нем нашли созвучие своим идейно-художественным исканиям, продолжая развивать в своеобразных национальных условиях традиции европейских мастеров, в частности Скотта и Е. Гофмана.

Значительную роль в становлении философских основ романтизма США сыграли произведения французских просветителей, идеи Французской революции. В творчестве американских писателей довольно часто происходил определенный синтез просветительских идей и новых романтических форм.

По временными промежутками американский романтизм развивался немного позже западноевропейского и занимал передовые позиции с конца 10-х годов до начала 60-х гг. XIX в. Точкой отсчета стало появление книги романтических новелл В.Ирвинга (1819), а кризис американского романтизма характерна для переломного периода в истории США - годы гражданской войны между Югом и Севером.Окончательная победа капиталистической Севера над сельскохозяйственным рабовладельческим Югом совпала с тотальным распространением в литературе реалистического направления. Однако это не означало, что романтизм вполне исчез из произведений американских авторов. Он вошел - как отдельные структуры, характеры, элементы - в творчество многих писателей-реалистов. Сложным сочетанием романтизма и реализма стало творчество В. Уитмена. Романтические мотивы органично вплетены в творчестве М. Твена, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX в.

В. ИРВИНГ

Первым американским романтиком, "отцом американского романтизма" был Вашингтон Ирвинг 1783-1859), первый писатель США, чье творчество (а не личность, как в случае с Б. Франклином) получило европейское признание. Сам Ирвинг, человек остроумный и исключительно скромный, так объяснил причины своей популярности: "Просвещенная Европа была поражена тем, что человек из чащоб Америки изъяснялся на вполне пристойном английском языке. На меня взирали, - писал он, - как на нечто новое и странное в литературе, как на полудикаря, который взял перо в руки, вместо того, чтобы воткнуть его в голову".


Младший, одиннадцатый ребенок в семье преуспевающего нью-йоркского купца, всеобщий любимец, благодаря неизменно ровному, приветливому нраву, он был разносторонне одаренной личностью: превосходным рисовальщиком, страстным меломаном и неутомимым путешественником. Путешествовал Ирвинг много: он объехал чуть не половину американского континента, побывал в Англии, Германии, в разное время по нескольку лет жил в Испании. В его жизни, которую он воспринимал как в целом счастливую, бывали и досадные срывы и удары судьбы. Так, из-за слабого здоровья В. Ирвинг, единственный из всех братьев, не получил университетского образования; здоровье его позднее поправилось, и он благополучно дожил до семидесяти шести лет.

Ранние литературные опыты В. Ирвинга: "Письма Джонатана Олдстайла, джентльмена" (1802), опубликованные в газете его братьев Питера и Уильяма, участие в семейном литературном предприятии (совместно с братьями и их свойственникомДж.К. Полдингом) - создании сатирической серии "Салмагунди, или Причуды и мнения ЛанселотаЛэнгстаффа, эсквайра, и других" (1807-1808), даже первое имевшее успех произведение - пародийная хроника "История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии, написанная ДидрихомНикербокером" (1809), - находятся в русле просветительской эстетики.

Сразу после выхода в свет "Истории Нью-Йорка" для Ирвинга наступила полоса тяжкого и длительного творческого кризиса, начало которого совпало со смертью мисс Хоффман: целое десятилетие он практически ничего не публиковал.

Сдвиги во взглядах Ирвинга на перспективы национальной словесности, на принципы и задачи художественного творчества, на эстетику прозаических жанров были кардинальными; они в полной мере выразились в четырех книгах романтических очерков и рассказов, написанных в Европе, но теснейшим образом связанных с Америкой и отвечавших самым насущным потребностям национальной культуры. Это "Книга эскизов" (1820), "Брейсбридж Холл" (1822), "Рассказы путешественника" (1824) и "Альгамбра" (1832).

Предпринятое Ирвингом вскоре после возвращения путешествие на Юг и Запад США, результатом которого явились книги "Поездка в прерии", "Астория" (1836), "Приключения капитана Бонвиля" (1837), рассматриваются американскими исследователями как своего рода "инициация", то есть посвящение писателя в современную американскую жизнь.

Джеймс Фенимор Купер - американский романист, первый писатель Нового Света, чье творчество было признано Старым Светом и стало мощным стимулом для дальнейшего развития американского романа.

Его родиной был Берлингтон (штат Нью-Джерси), где он появился на свет 15 сентября 1789 г. в семействе, главой которого был судья, конгрессмен, крупный землевладелец. Он стал основателем поселка Куперстаун в штате Нью-Йорк, быстро превратившегося в небольшой городок. Там Джеймс Фенимор получил образование в местной школе, а, будучи 14-летним подростком, стал студентом Йельского университета. Высшее образование получить не удалось, т.к. за нарушения дисциплины Купера отчислили из альма-матер.

На протяжении 1806-1811 гг. будущий писатель служил на торговом, позднее – на военном флоте. В частности, ему довелось участвовать в постройке на озере Онтарио военного корабля. Полученные знания и впечатления впоследствии помогли ему порадовать публику превосходными описаниями озера в своих произведениях.

В 1811 г. Купер превратился в семейного человека, его женой стала француженка Делана. Именно благодаря случайному спору с ней, как гласит легенда, Джеймс Фенимор попробовал себя в качестве литератора. Поводом якобы послужила фраза, оброненная им во время чтения вслух чьего-то романа, о том, что написать лучше несложно. В итоге всего через несколько недель был написан роман «Предосторожность», действие которого происходит в Англии. Произошло это в 1820 г. Дебют остался не замеченным публикой. Но уже в 1821 г. выходит «Шпион, или Повесть о нейтральной территории», романтизирующий период американской революции и борьбу за национальную независимость, и автор становится известным не только на родине, но и в странах Европы.

Написанный в последующие годы цикл романов «Пионеры, или Истоки Сасквианны» (1823), «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт, или Озеро-море» (1840), «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841), посвященный американским индейцам и их отношениям с европейцами, прославили Джеймса Фенимора Купера на весь мир. Несколько идеализированный образ охотника НаттиБампо, не менее интересные образы Чингачгука и некоторых других «детей природы» быстро пробудили к себе всеобщую симпатию. Успех серии романов был огромен, и его вынуждены были признать даже суровые британские критики, назвавшие его американским Вальтером Скоттом.

Даже став известным писателем, Дж.Ф. Купер не занимался исключительно литературой. В 1826-1833 гг. его биография связана с масштабным путешествием по европейскому континенту в качестве американского консула во французском Лионе (должность была, скорее, номинальной, чем требующей активной работы). Купер посетил не только Францию, но и Германию, Англию, Бельгию, Нидерланды, Италию.

Получили известность и т.н. морские романы, в частности, «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828), «Морская волшебница» (1830), «Мерседес из Кастилии» (1840). Есть в творческом наследииДж.Ф. Купера произведения исторического, политического, публицистического характера. Опубликованная им в 1839 г. «История американского флота», отличающаяся стремлением к беспристрастности, восстановила против него и американцев, и англичан. В частности, жителями Куперстауна было решено убрать из местной библиотеки все книги знаменитого земляка. Судебные тяжбы с ними, с журналистской братией отняли немало сил и здоровья Купера в последние годы жизни. Умер он 14 сентября 1851 г., причиной смерти был назван цирроз печени.

Интернет-источники:

1. Богословский В.Н., Прозоров В.Г., Головенченко А.Ф. Американская литература (главы 23-29)/ История зарубежной литературы XIX века (Под редакцией Соловьевой Н.А). http://19v-euro-lit.niv.ru/

2. Ковалев Ю.В. Литература США (разделы: «Литература на рубеже XVIII-XIX веков», «Эпоха романтизма. Общая характеристика», «Ранний американский романтизм», «Ирвинг», «Купер», «Зрелый романтизм», «Готорн», «Эдгар По», «Мелвилл»)/ История всемирной литературы. 19 век, первая половина. http://19v-euro-lit.niv.ru/

3. Ковалев Ю.В. «Эдгар Алан По. Новеллист и поэт» http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=3009

К началу XIX в. Америка обрела политическую независимость от Старого света: бывшие колонии британской империи образовали самостоятельное государство США в результате победы в Войне за независимость 1775-1783 гг. Но американская культура и, в частности, литература пока развивается в русле европейской: она ориентирована на просветительскую идеологию и жанры (публицистика, социально-философская проза Т. Джефферсона, Б. Франклина, Т. Пейна и др.), популярен «готический роман» Ч.Б. Брауна. На повестке дня стояла задача создания национального эпоса, решенная в европейских литературах еще в Средние века, в пору формирования наций и националных государств. Эта задача оказалась по силам лишь Г. Лонгфелло, творцу индейского эпоса «Песнь о Гайавате», и У. Уитмену, создавшему лирический эпос «Листья травы». К национальным особенностям американского романтизма относятся параллельные (и притом весьма интенсивные!) процессы государственного стоительства и создания собственной американской литературы. Подобно французскому, американский романтизм запаздывал в своем развитии, но это позволило ему обращаться к творческому опыту романизма европейского. Этика новой нации, в основу которой легли традиционные ценности кальвинизма: трудолюбие, бережливость, прагматизм, способствовала стремительному социально-экономическому росту, что, в свою очередь, обусловило патриотические настроения, которые, однако, по мере развития капитализма оттенялись разочарованием в демократических идеалах. Американский романтизм можно условно разделить на следующие этапы:

1) ранний романтизм (1820-1830-е гг.) ‑ время художественного освоения американской действительности, природы и истории, проникнутый патриотическими настроениями, историческим оптимизмом и верой в здоровый дух и незыблемость национальной демократии. Он представлен школой «нативистов» , в первую очередь лириком У.К. Брайентом, В. Ирвингом, Дж.Ф. Купером:

2) зрелый романтизм (конец 1830-х – середина 1850-х гг.) – пора политических конфликтов, экономических кризисов, разочарования в буржуазной системе, появление трагических, пессимистических настроений;. Представители: Э.А. По, Г.У. Лонгфелло, Н. Готорн, Г. Мелвилл;



3) кризис романтизма (середина 1850-х гг. – начало Гражданской войны в 1861 г.), ознаменовавшийся тотальным разочарованием в американских духовных ценностях и идеологических приоритетах.

По причине обширных территорий, заселённых и освоенных поселенцами из различных государств Старого Света, носителями различных культурных традиций и языков, США в культурном и литературном плане развивались под знаком регионализма. Так, литература северо-востока США (т.н. Новой Англии), исторически формировавшаяся под влиянием первых американских колонистов ‑ выходцев из Англии, убежденных пуритан, отличается заостренностью нравственной проблематики, напряженностью духовных исканий, религиозным ригоризмом. Представители: Н. Готорн. В литературе американского Юга, складывавшейся в атмосфере французских, испанских и др. культурных влияний Старого Света, заметны расовая проблематика, тяготение к аристократизму, драматизм и даже трагизм мировосприятия, обусловленный нарастающим упадком и последующим крушением жизненного уклада южан после Гражданской войны 1861-1865 гг. История Юга отразилась в т.н. «южном мифе» и творчестве Э.А. По. Круг проблем литературы Среднего Запада (ее границы по мере освоения Дикого Запада продвигались все дальше к Тихому океану) как нельзя лушче обозначен в романах одного из первых ярких ее представителей Купера: это дух первопрохоцев-пионеров, тема взаимоотношений белых колонистов с исконными обитателями континента ‑ индейцами, тема человека и природы: пафос ее покорения и одновременно тревога об экологических последствиях такого вмешательства. Бостонские нравы?

Вашингтон Ирвинг (Washington Irving, 1783-1859)

У этого романтика типично американская биография: перепробовав на своем веку множество профессий и занятий (юрист, журналист, редактор, издатель, торговый представитель, военный, дипломат, путешественник, объехавший Старый и Новый Свет), Ирвинг в итоге стал профессиональным литератором. Увлечению Ирвинга европейским Просвещением обязана своим появлением сатирическая „История Нью-Йорка от сотворения мира до конца голландской династии” (1809) ; автор замаскировал ее под фундаментальный исторический труд и приписал эксцентричному джентльмену Дидриху Никербокеру, чье имя впоследствии стало нарицательным для жителя Нью-Йорка. Пребывание Ирвинга в Старом Свете (1818-1832) ознаменовалось 4 сборниками романтических очерков и рассказов: „Книга эскизов” (1820), „Брейсбридж Холл” (1822), „Рассказы путешественника” (1824), „Альгамбра” (1832) , историческими штудиями на испанские и арабские темы „История Колумба”, „Завоевание Гренады”, „Жизнь Магомета” ). Постепенно в его творчестве выкристаллизовался жанр романтической новеллы, материал для которого большей частью дала Европа, однако представивший собственно американский взгляд на вещи и события, в корне отличный от европейского. Самые известные „американские новеллы” писателя – „Сонная Лощина” , где на фоне уютного живописного пейзажа рассказывается легенда о „всаднике без головы”, и „Рип ван Винкль” , удивительная история о поселенце, заснувшем на 20 лет и после пробуждения заставшем родные места преображенными. В последней новелле символически отражен ход истории, движение Америки от патриархального уклада и неспешных ритмов жизни первых голландских поселений к новой, буржуазной, деловитости. Несмотря на явное подтрунивание Ирвинга над героем ‑ неудачником Рипом, писатель втайне испытывает ностальгию по „старым добрым временам”, недавнему прошлому, уже успевшему стать американской историей.

Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper, 1789-1851)

Среди обширного прозаического наследия Купера есть „морские” романы („Лоцман” (1824), „Красный корсар”(1828), „Морская волшебница”(1830) ), навеянные юношескими воспоминаниями о дальних странствиях и воспевающие изменчивую и неукротимую океанскую стихию, исторические романы ‑ цикл о европейском Средневековье „Браво”(1831), „Гейденмауэр”(1832), „Палач”(1833) ). Разделяя с европейскими романтиками В. Скоттом, В. Гюго увлеченность Средними веками – эпохой формирования наций и национальных государств, Купер обращается и к своей национальной истории, к сравнительно недавнему прошлому Америки, еще неотделенному от настоящего: Войне за независимость («Шпион», 1821 ), англо-французским военным столкновениям XVIII в. («Следопыт» ), сложной истории взаимоотношений белых колонистов и коренного индейского населения Америки.

Последняя тема, а также тема „фронтира” – подвижной границы, разделяющей „обжитые” и „дикие” территории, ‑ стали ключевыми в знаменитом куперовском цикле из 5 романов (пенталогии) о Кожаном Чулке (Leather Stocking Tales), куда вошли Пионеры» (1823). «Последний из могикан» (1826). «Прерия» (1827), «Следопыт» (1840), «Зверобой» (1841) . Сквозной герой цикла – пионер-первопроходец, обитатель «границы» Натти Бумпо, известный под прозвищами Кожаный Чулок, Соколиный Глаз, Зверобой, Следопыт, Длинный Карабин. Мужественный и великодушный, бескорыстный и находчивый, умудрённый жизненным опытом, готовый всегда прийти на выручку, Натти выступает живым воплощением авторского представления об идеальном человеке. Но трагическая ирония в том, что, прокладывая пути на Запад от атлантического побережья к Великим Озёрам и дальше к диким прериям, куперовский герой невольно способствует натиску хищнической и бездушной цивилизации на лесную стихию, ее истреблению. Сам Натти, закалённый жизнью в суровых природных условиях, оказывается бессильным перед властью закона, который воплощают в цикле фигуры шерифа и судьи Темпла. Важна для писателя и экологическая составляющая проблемы: если Кожаный Чулок, подобно своим краснокожим друзьям, интуитивно ощущает себя частичкой природы, то скваттеры (семейство Бушей в «Прерии», лесоруб Билли Керби в «Пионерах») приходят на индейские земли ради наживы и варварски уничтожают птиц и зверей, сжигают леса, оставляя после себя пустошь. Так гибнет под натиском цивилизации девственная природа Америки, так исчезает самобытная аборигенная культура, экзотический быт, обычаи, языки индейцев Америки («Последний из могикан»). В зрелом творчестве Купера все явственнее драматические интонации писателя, который «разошёлся со своей страной», не приняв воцарившегося в ней культа денег и голого практицизма.

Генри Водсворт Лонгфелло (Henry Wadsworth Longfellow, 1807-1882)

Уроженец Портленда и потомок первых переселенцев с корабля «Мейфлауэр», Лонгфелло представляет в американской литературе новоанглийскую традицию, тесно связанную с европейской. Ей соответствуют и полученное поэтом на родине и в Старом Свете первоклассное гуманитарное образование, и фундаментальные штудии европейской классической поэзии, которую он впоследствии преподавал в Гарварде, и многочисленные переводы из нее («Божественная комедия» Данте, многотомная антология «Стихотворения о разных странах» ). Современники знали Лонгфелло прежде всего как поэта-эрудита, живого классика, бесстрастного, несмотря на драматическую биографию, олимпийца. Однако цикл «Стихи о рабстве» , написанный как отклик поэта на животрепещущие проблемы современности, выдает в нем убежденного аболициониста, сочувствующего страданиям чернокожих невольников и призывающего покончить с национальным позором.

Все же в памяти читателей Лонгфелло остается автором одной книги – индейского национального эпоса «Песнь о Гайавате» (1855) . От фольклористики здесь основательное знание этнографического материала, традиций, народных сказаний и верований американских индейцев, от романтизма – сочетание проникновенного лиризма и поэтичности с героикой и грандиозным размахом событий. В Гайавате соединены черты божественные и человеческие. Он выступает в качестве культурного героя: учит соплеменников выращивать маис, строить пироги, устраивать праздники и чтить память предков, обучает их письменности, врачеванию, искусству заклинаний. Одно из наиболее выразительных мест поэмы ‑ пламенная речь Владыки Жизни Гитчи- Манито о Трубке Мира, возвещающей прекращение войн и согласие между всеми обитателями страны. В финале эпоса показана неизбежная смена эпох и цивилизаций: герой вслед за своей возлюбленной Миннегагой и друзьями отправляется в последнее путешествие в «страну Заката», возвещая приход на исконные индейские земли христианских миссионеров.

Трансценденталисты

В середине 1830-х гг заметную роль в духовной жизни Америки стали играть трансценденталисты. Центром движения была неофициальная столица Новой Англии – Бостон. Члены Трансцендентального клуба – философ Р.У. Эмерсон, писатель и моралист Г.Д. Торо, издательница и феминистка М. Фуллер и др. Трансценденталисты не ограничивались беседами и диспутами, сочинениями на философские, религиозные, нравственные темы («Природа» и «Эссе» Эмерсона, очерки Торо), но и непосредственно воплощали свое учение на практике: широко известны лесная робинзонада Торо, изображенная им в автобиографической книге «Уолден, или Жизнь в лесу» (1851) , и коммуна Брук Фарм, целью которой было духовное обновление и нравственное самосовершенствование её участников. Ключевым понятием новой романтической философии, возникшей на основе идей философии природы Шеллинга, наукоучения Фихте, неоплатонизма и восточных учений, стало трансцендентальное (т.е лежащее за пределами опыта) как средство познать Бога через собственное мистическое переживание. В религиозном отношении трансценденталисты проповедовали интуитивно-эмоциональный путь постижения мира, в философском плане они воодушевлялись мыслью о единении человека и природы. В сфере нравственной они ратовали за этический индивидуализм, утверждая гуманистическую идею «доверия к себе» (self-reliance) и неразрывную связь индивидуальной души с Мировой Сверхдушой (Over-soul) . В политике же трансценденталисты выступали за полную свободу личности от налагаемых обществом и государством ограничений, вплоть до «гражданского неповиновения» в знак несогласия отдельного человека с официальной позицией (понятие введено в обиход Торо).

Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe, 1809-1849)

По масштабу дарования и степени влияния на последующее развитие литературы этому американскому романтику найдется немного равных. Диапазон творческих интересов По охватывает журналистику, эстетику, поэзию, прозу. Из полусотни написанных им стихотворений, преимущественно «малоформатной» лирики, в читательском восприятии прочно закрепились хрестоматийные «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокольчики и колокола», «Эльдорадо» . В основе поэтической концепии По – идея о том, что к высшей Истине можно приблизиться через Красоту, поэтому задачу искусства поэт видит в создании особого, экстатического состояния души, когда только и возможно «прозрение» трансцендентного начала. Этой цели служит принцип «тотального эффекта» , охватывающий весь авторский художественный арсенал и стилистические средства. Поэзия По привлекает своей суггестивностью – неким зачастую невыразимым в словах, скрытым «мистическим смыслом», соединением логического и психологически-эмоционального подтекстов, что заставляет разбуженное читательское воображение работать в заданном направлении, воздействуя на него на всех уровнях поэтики – от звукописи до концепта. Поэтические метафоры По тяготеют к символам и часто бытуют в этом качестве: таковы образы умерших возлюбленных ‑ Ленор, Улялюм, Аннабель Ли, вестник инобытия и страж царства мёртвых Ворон, звон колоколов, знаменующий собой вехи жизни человеческой, вечно недостижимая страна грёз и сновидений Эльдорадо и т.д. Особая роль в суггестивной организации поэтического текста отводится музыкальности . Поэзия По рождается из духа музыки, самого субъективного и оттого самого романтического из искусств, но, в отличие от немецких романтиков, непременно в сплаве с мыслью и словом.

Другую вершину художественного мастерства По обозначила его проза, преимущественно новеллистика. Наряду с В. Ирвингом и Н. Готорном он разрабатывает новые жанровые модификации новеллы: психологические новеллы, иначе называемые «страшные» или «ужасные» («Падение дома Ашеров», «Вильям Вильсон», «Маска красной смерти», «Погребенные заживо», «Низвержение в Мальстрем», «Колодец и маятник», «Черный кот», «Лигейя» ); логические (или детективные) новеллы («Тайна Мари Роже», «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо», «Золотой жук» ); научно-фантастические («Ганс Пфааль», «Сфинкс» ) и сатирические новеллы («Очки», «Разговор с мумией» ).

По разработал канон детективного жанра, согласно которому завязкой действия становится некая загадка, тайна обычно криминального характера, которую предстоит разгадать, раскрыть. В расследовании принимают участие герой ‑ эрудит и эксцентрик, психолог, наделенный недюжинными логическими способностями и тонкой интуицией; рассказчик, строящий всевозможные (нередко ложные) предположения, чье восприятие в целом соответствует уровню обыденного сознания, и полиция. Акцент в детективном повествовании переносится из сферы действий и событий (они представлены в виде умозрительной реконструкции) в область мыслей и интеллекта.

Если детектив у По воспринимается как гимн человеческому разуму и его неограниченным возможностям, то психологические новеллы сосредоточены на пограничных состояниях души и психики человека, „танатологичны”. Примерами обостренного, подчас болезненного, интереса По к феномену перехода от жизни к смерти могут служить описание последних минут героя, приговоренного Инквизицией к изощренной казни, в „Колодце и маятнике”; изображение чувств и ощущений рассказчика, вовлеченного в гигантский водоворот Мальстрем и чудом выжившего; сцены „пира во время чумы” в „Маске красной смерти”; патологическое, вплоть до чувства потери собственного „я”, раздвоение сознания героя в „Вильяме Вильсоне”, мистические встречи с духом умершей возлюбленной, „узнавание” ее в других женщинах в „Морелле” и „Лигейе”; образ заснувшей летаргическим сном и похороненной заживо леди Мадлейн Ашер в „Падении дома Ашеров” и пр.