Детские произведения н носова. Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках

По определению С. Я. Маршака, это писатель «с отчетливой творческой индивидуальностью», в произведениях которого проявилось «соединение юмора, лиризма и памятливой зоркости бытописателя». Николай Носов создавал преимущественно детские произведения.

Произведения Носова для детей: список

  • «Затейники»
  • «Тук-тук-тук!»
  • «Огородники»
  • «Мишкина каша»
  • «Телефон»
  • «Ступенька»
  • «Про репку»
  • «Фантазеры»
  • «Приключения Толи Клюквина»
  • «Под одной крышей»
  • «Веселая семейка»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Приключения Незнайки и его друзей»
  • «Незнайка в солнечном городе»

И это не весь список детских произведений Носова , любимых многими поколениями.

Как Николай Носов стал детским писателем?

Николай Николаевич Носов родился в Киеве, в семье актера. В 15 лет он поступил на бетонный завод чернорабочим. В 1927 годуначал заниматься в Киевском художественном институте. Через два года перешел в Московский институт кинематографии, а затем работал режиссером кино - снимал учебные и мультипликационные фильмы. В годы войны Носов за создание военно-технических фильмов был награжден орденом Красной Звезды.

Кому из родителей не приходилось сочинять стихи, сказки, рассказы для своих детей ? Пришлось заняться этим и Николаю Николаевичу: у него рос мальчик. Опыты оказались удачными. В 1938 году в журнале «Мурзилка» появился рассказ Носова «Затейники» . Но профессиональным писателем он стал лишь в 1945 году, когда вышла его первая книжка.

«Тук-тук-тук!» - этим заголовком Носов как бы постучался в двери большой литературы для маленьких. Подзаголовком «Веселые рассказы» была сделана заявка на рождение писателя-юмориста. Здесь мы впервые знакомимся с Мишкой, которого потом встречаем в целом цикле маленьких произведений Носова: «Огородники», «Мишкина каша», «Телефон» и других. Этот мальчик всегда пытается делать что-то хорошее, но не соразмеряет это стремление со своими силами, умениями. Отсюда и возникают ситуации, вызывающие смех, но не осуждающий, а доброжелательный. Носов считает, что «юмор - это осмеивание с оттенком сочувствия». Большим успехом у читателей пользуются и другие произведения Носова для детей : «Ступенька», «Про репку», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина», «Под одной крышей» .

Детские произведения Н. Носова

Повесть «Веселая семейка»

В 1949 году вышла в свет первая повесть Носова – «Веселая семейка» . Во многом она еще близка к тем рассказам писателя, где разработаны образы ребят, именовавших себя «Мы с Мишкой». Друзья по-прежнему не знают покоя: «Такой уж у нас с Мишкой характер - нам обязательно нужно какое-нибудь занятие». Вначале ребята быстро переходят от одного увлечения к другому: «Мишка такой человек - ему обязательно надо, чтоб от всего была польза». Но мальчик думает о выгоде не для себя, а для всех. В его размышлениях о том, какую пользу приносят инкубаторы в совхозе, чувствуется общественный подход. Значит, детям нужно помогать находить именно такие занятия, которые воодушевляли бы их большой целью. Только благодаря такой цели Мишка и его приятель смогли почти месяц (большой срок для непоседливых мальчиков!) заниматься выращиванием цыплят в самодельном инкубаторе.

Всем развитием сюжета автор подсказывает, что за большое дело нужно браться сообща, коллективом. Мы видим, как в мальчиках, особенно в Мишке, который совсем недавно был таким безалаберным, зреет чувство долга, чувство ответственности за свои промахи.

Повесть «Дневник Коли Синицына»

В повести «Дневник Коли Синицына» тоже говорится о стремлении ребят заниматься общеполезным делом. В отличие от «Веселой семейки» в этой книге ребята с самого начала действуют сообща и осознанно ищут «такую работу, чтобы была польза». Форма дневника позволила писателю передать размышления своего героя. В них немало наивности, окрашенной авторским юмором, и в то же время сколько моральной чистоты, свойственной пионерам.

По примеру персонажей Носова многие из ребят стали сооружать инкубаторы, разводить пчел. Писатель В. Катаев рассказывает, какой разгром учинил в доме его сынишка, который, прочитав «Веселую семейку», решил последовать примеру Коли и Миши. Читателей привлекают в повестях Носова увлеченность героев, быстрое развитие сюжета, отсутствие длинных описаний, которые, как отмечала Н. К. Крупская, неприемлемы для ребят 8-13 лет. Многие ребята сообщают Носову, что сами, по примеру Коли Синицына, стали писать дневники, а некоторые даже спрашивают, как их издать.

Родители, прочитав эти повести, по-настоящему поймут, как важна для детей поддержка взрослых. Старик-пчеловод из «Дневника Коли Синицына» не обругал мальчиков, нечаянно забежавших к нему на пасеку, а помог им. Коля размышляет об этом: «Вот какой добрый оказался дедушка! Он не только обещал дать нам пчел, но и выполнил свое обещание». Это упрек тем взрослым, которые бездумно нарушают слово, данное ребятам. «И еще у меня сегодня была радость, – пишет через некоторое время Коля в своем дневнике, – мои мама и папа пришли на пасеку и смотрели на наших пчел». Вот пример того, как важно вникать в интересы своих детей, поощрять их своим вниманием!

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Если в книгах «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицына» Носов показывает развитие интересов и чувства коллективизма в процессе внеклассной работы, то его третья и самая значительная по содержанию повесть - «Витя Малеев в школе и дома» (1951)-в основном посвящена учебному труду. Она была удостоена Государственной премии и оказалась среди лучших на конкурсе художественной книги для детей, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

…Неразлучные друзья Витя Малеев и Костя Шишкин любят школу, хотят хорошо учиться, вырасти настоящими людьми. «Мечтаешь о чем-то чудесном, - размышляет Витя,- и хочется поскорей вырасти, стать сильным и смелым, совершать разные подвиги и геройства…» В этих мечтах ничего удивительного нет. Они определены всем нашим строем, открывающим перед детьми с первых же лет школьной жизни ясные перспективы. Витя отчетливо представляет себе, почему он должен учиться, но беда в том, что он не умеет сосредоточиться, - соблазн поиграть в футбол оказывается сильнее его еще неокрепшей воли.

В книгах советских писателей и раньше встречались образы ребят, которые под воздействием учителя и всего класса становились успевающими. Но мы не видели, как проходил этот процесс в сознании самих двоечников. Носову же удалось заглянуть в мир мыслей и чувств своего героя. «Открытие, которое совершает Витя Малеев, впервые самостоятельно решив задачу, - говорил С. Я. Маршак на II съезде писателей,- это не только открытие Вити, но и самого автора. Не так-то легко показать, отчего непонятное становится вдруг понятным, как соображение зависит от воображения».

Гораздо сложнее проходит процесс исправления у Кости. Он меньше, чем Витя, способен анализировать свои поступки, критически относиться к ним. Костя даже перестает ходить в школу и, обманывая мать, притворяется больным. Ему кажется, что легче выступать на арене цирка, чем написать диктант. А Витя хоть и испытывает угрызения совести, все же скрывает правду от учительницы, от всего класса. Иначе поступать, думает он, будет не по-товарищески. Но вскоре Витя осознал, что настоящий пионер должен не скрывать плохие поступки друга, а помочь ему исправиться. Страницы, описывающие, как Малеев занимается с Шишкиным, как они, несмотря на первые неудачи, добиваются успеха, особенно интересны в повести.

Говоря словами Льва Кассиля, «воспитатели найдут в повести Носова немало такого, что пригодится в их труде». Пусть родители задумаются над тем, как мать Кости не сумела верно направить увлечения сына и внушала ему, что у него нет воли. А тетя Зина все грозилась “взяться за него, проверять его учебу, но каждый раз забывала это делать”. Поучителен и пример родителей Вити. Мать каждый раз ругала сына за то, что он поздно садится за уроки, но не помогала ему правильно распределить свое время. А отец, взявшись помочь мальчику по арифметике, просто решил за него задачу, а объяснял так нетерпеливо, что Вите не захотелось больше к нему обращаться.

Книга «Витя Малеев в школе и дома» уже в первые три года издавалась 30 раз. Сотни писем о полюбившейся ребятам повести хранятся в Доме детской книги.

Повесть-сказка “Приключения Незнайки”

Н. Носов рассказывает, что при обсуждении его книг ребята часто говорят: без дружбы не может быть полноценного школьного коллектива, причем девочки жалуются на мальчиков, которые нередко ведут себя по отношению к ним высокомерно. Этой теме в основном и посвящена повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» . Но почему же писатель решил прибегнуть к фантазии? Он объясняет, что «сама форма сказки, как произведения, рассказывающего о вымышленных событиях, своей занимательностью близка к игре, что возбуждает интерес ребенка, который всегда охотно играет». Как обычно в произведениях Носова, главный герой новой книги - Незнайка - наделен и недостатками. Он любознателен, активен, но трудиться не умеет, ему для этого не хватает терпения. Стремясь к славе, этот коротыш не пренебрегает даже обманом. Незнайку перевоспитывают.

Увлекательные эпизоды новой сказочной повести Носова «Незнайка в солнечном городе» говорит о том, что добрые дела нужно совершать бескорыстно, что, обладая преимуществами, следует пользоваться ими обдуманно, иначе нанесешь вред окружающим. Картины солнечного города явно устремлены в будущее.

Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не читал в детстве произведения Носова или не знал хотя бы одного героя его замечательных книг и рассказов. Эта статья - об удивительном детском писателе, Николае Николаевиче Носове.

Детские годы писателя

Родился в царской России, в прекрасном городе Киеве, 23 ноября 1908 года. Детство и юность писателя были связаны с небольшим городком Ирпень, расположенным неподалеку от Киева. Отец Николя был эстрадным артистом, и, скорее всего, от него мальчик получил в наследство яркое воображение. После смерти Носова была опубликована автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца», где он описал свои детские годы.

Будучи страстной и быстро увлекающейся натурой, маленький Коля пытался заниматься музыкой, но быстро понял, что это не для него. Он очень любил театр, хорошо играл в шахматы, интересовался электротехникой, фотографией и химией.

Детство и юность писателя пришлись на очень сложные годы - Первая мировая и Гражданская война, революция. С 14 лет он начал работать, чтобы помочь семье, а после окончания школы стал чернорабочим.

Писатель окончил Московский институт кинематографии и 19 лет, до 1951 года, работал режиссером-постановщиком научных, мультипликационных и учебных фильмов.

Осознание себя и воображение

По воспоминаниям писателя, осознавать себя и вещи вокруг он начал годам к четырем. Предметы, окружающие мальчика, обладали для него характером и своей особенной жизнью. Шкаф погружен в думу и говорит на странном скрипящем языке, буфет - существо легкомысленное, а кресла - это словно две чопорные тетушки, которым очень хочется посудачить, да нельзя им показывать, что они могут интересоваться всякими пустяками. Все эти детские впечатления затем очень помогли писателю, и некоторые из них впоследствии вошли в произведения Носова для детей. Можно для примера вспомнить один из знаменитых его рассказов «Шляпа». В нем мальчики в первую очередь думают не о том, что под ней спрятался котенок, а в панике решают, что она ожила. Вообще, надо сказать, что все рассказы Носова показывают великолепное знание детской психологии.

Начало творческого пути

Дебют Носова как писателя состоялся в 1938 году. Это был рассказ «Затейники». Автору тогда было 30 лет. Как признавался сам писатель, его приход в литературу - случайность. Маленький сын требовал все новых сказок и интересных рассказов, и Носов стал их сочинять сначала для него, а потом и для его друзей. Писатель понял, что это творчество требует и больших знаний, и понимания детской психологии. А главное - уважения. И такой вот большой любовью и вниманием к детям пронизаны все произведения Носова.

Первые сборники рассказов

Затем появляются другие детские рассказы Носова - «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Огурцы», «Фантазеры». Каждый из них уже с нетерпением ждали маленькие читатели, сразу же высоко оценившие произведения нового писателя. Печатали его тогда в лучшем детском журнале «Мурзилка». Чуть позднее эти рассказы были объединены в пока еще тонкую книжку «Тук-тук-тук». Произошло это событие не сразу, в 1945 году. Но уже через год появляется новый сборник веселых рассказов писателя - «Ступеньки».

Одно за другим выходят произведения Носова. Список их обширен:

- "Бобик в гостях у Барбоса".

- "Веселая семейка".

- "Веселые рассказы".

- "Витя Малеев в школе и дома".

- "Дневник Коли Синицына".

- "Огородники".

- "Приключения Коли Клюквина".

- "Телефон".

- "Чудесные брюки".

Произведения Носова нравятся детям, но всеобщая популярность приходит к нему после издания повести «Витя Малеев в школе и дома». Взяв за основу совершенно обыденный сюжет о школьнике и его учебе, писатель смог написать о реальной, настоящей жизни обычных мальчишек, искренних и наивных.

Повести о Незнайке

Даже те, кто не знает писателя Носова, слышали о Незнайке - самом знаменитом и любимом детьми литературном персонаже. Автор характеризовал своего героя следующим образом: «Это обобщенное представление о ребенке с неуемной жаждой деятельности, с огромным желанием все узнать, но одновременно несобранном и неспособном еще удерживать свое внимание. Это совершенно обычный нормальный ребенок. У него есть прекрасные задатки, которые он разовьет в будущем, и недостатки, с которыми нужно бороться».

Незнайка - представитель народа коротышек, живущих в красивых городах с поэтическими названиями Цветочный, Солнечный. Очень деятельный и жизнерадостный, главный герой искренне хочет помогать всем друзьям, но из-за своей неусидчивости и спешки постоянно оказывает им Друзья прощают Незнайку, хотя его поступки частенько доставляют большие неприятности. Всего писатель создал три повести о маленьких человечках.

Кстати, имя своему герою Носов придумал не сам, а заимствовал из книжки о лесных человечках. Там Незнайка был не главным персонажем, а одним из самых незначительных. Писатель никогда не скрывал этот факт. Это, кстати, сейчас мешает наследнику Носова, его внуку, бороться с пиратством в отношении творчества деда. Несколько раз его иски были отклонены с формулировкой, что Незнайка придуман не Николаем Носовым.

Говорят, что непоседливый коротышка списан писателем с его сына Пети, а шляпу герою Носов подарил, потому что сам очень любил их носить.

Герои произведений Носова

Самое удивительное - все произведения Носова, которые считаются веселыми, написаны им вовсе не для смеха и развлечения. Он никогда не ставил перед собой задачу рассмешить читателя. Носов описывал обычную повседневную жизнь детей, наполненную победами и неудачами, маленькими открытиями и большой радостью жизни. Даже если герои его произведений лентяи или двоечники, они все равно вызывают симпатию тем, что искренне раскаиваются в своих поступках.

Экранизация произведений Носова

По книгам писателя было снято 6 художественных и огромное количество мультипликационных фильмов. В их числе два сериала о приключениях Незнайки.

Творчество замечательного писателя Николая Носова востребовано и сейчас. Его книги все так же популярны и любимы и маленькими детьми, и их родителями, как и много лет назад.

Носов стал студентом киевского художественного института, а через два года перевелся в институт кинематографии, получив диплом которого, начал работать как режиссер-постановщик научно-популярных, анимационных и учебных фильмов, выпускаемых в очень хорошем качестве. Именно работа в этой области принесла Носову орден Красной Звезды.

Свои рассказы автор начинает публиковать с 1938 года преимущественно в «Мурзилке» - читатели знакомятся с такими его произведениями как «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники» и остальные замечательные рассказы, которые вошли в сборник «Тук-тук-тук», изданного в 1945 г.

Сам писатель говорит о том, что у него не было цели писать - он стал автором случайно - в его семье появился малыш, поэтому пришлось придумывать простые и интересные рассказы. Н. Носов ушел из жизни двадцать шестого июля 1976 г. Могила писателя находится на московском кунцевском кладбище.

О Мишке, Косте и Незнайке…

Самыми любимыми читателями сочинениями Носова для детей считаются следующие:

  • рассказы, из которых был составлен сборник «Тук-тук-тук» — такие, как «Автомобиль», «Фантазеры», «Огурцы», «Живая шляпа», «Заплатка», «Ступеньки», «Метро» и многие другие, не менее искренние и увлекательные.
  • «Веселая семейка»
  • повесть о Мите Малееве, за которую писатель был награжден Сталинской премией.
  • «Дневник Кости Синицина»
  • серия рассказов о Незнайке - обаятельном персонаже, который завоевал сердца не только детей, но и взрослых своей добротой и искренностью.

Иллюстрировал первое издание произведений об этом герое А. М. Лаптев, позже - не менее знаменитый художник Г. Вальк.

Рассказы Носова — для детей и их взрослых родственников!!!

Рассказы Носова для детей каждый день находят новых маленьких читателей и слушателей. Сказки Носова читать начинают с самого детства, практически в каждой семье в личной библиотеке хранятся его книги.

Как Николай Носов начал писать рассказы

Рассказы Николая Носова частично описывают его детство, отношения со сверстниками, их мечты и фантазии о будущем. Хотя увлечения Носова совершенно не были связаны с литературой, всё изменилось, когда у него родился сын. Сказки Носова перед сном своему ребенку будущий известный детский автор сочинял на ходу, придумывая совершенно реалистичные истории из жизни обычных мальчишек. Именно эти рассказы Николая Носова сыну подтолкнули уже взрослого мужчину к писательству и изданию небольших книг.

По прошествии нескольких лет, Николай Носов понял, что писать для детей – лучшее занятие из тех, которые можно только придумать. Рассказы Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки и рассказы.

Рассказы Носова для детей

Каждая сказка Носова, каждый рассказ – это житейская повесть о детских насущных проблемах и проделках. На первый взгляд рассказы Николая Носова очень комичны и остроумны, но не эта их особенность самая важная, важнее то, что герои произведений – настоящие дети с настоящими историями и характерами. В любом их них вы сможете узнать себя в детстве или своего ребенка. Сказки и рассказы Носова читать приятно ещё и по той причине, что они не приторно сладки, а написаны простым понятным языком с детским восприятием происходящего в каждом приключении.

Хотелось бы отметить немаловажную деталь всех рассказов Носова для детей: в них нет идеологической подоплеки! Для сказок времен советской власти – это очень приятная мелочь. Всем известно, что как бы ни были хороши произведения авторов той эпохи, “промывание мозгов” в них порядком наскучивает и с каждым годом, каждым новым читателем всё ярче бросается в глаза. Рассказы Носова читать можно абсолютно спокойно, не беспокоясь, что сквозь каждую строчку будет сквозить коммунистическая идея.

Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его рассказы, сказки и их персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.

Зная, что рассказы и сказки Носова читать лучше в оригинале, без современных обработок, мы именно так их и размещаем. Мы ценим все строки, оставшиеся нам от Николая Николаевича, каждую его сказку, рассказ и повесть.
———————————————
Николай Носов.Рассказы и сказки
для детей.Читаем бесплатно онлайн

Рассказы Носова – это мир взрослых глазами детей. Обо всех жизненных ценностях, о добре, зле, о настоящей дружбе рассказывается простым для детей языком наглядных примеров.

И наоборот, те взрослые, которые хотят лучше понять своих крох, могут начать исследовать «энциклопедию» детского мира. А «справочным материалом» являются как раз произведения Николая Носова.

Неизменными на протяжении всего времени остаются детские мечты и фантазии, стремление малышей к знанию, маленькие и большие радости мальчишек и девчонок. И узнать обо всем этом можно, если читать онлайн приключения Коли Синицына, Вити Малеева, Толи Клюквина и других персонажей любимого автора.

Выберите рассказ Носова Н.Н. для чтения

Каждый рассказ в этом разделе словно маленькая история, в которой герои очень похожи на современных мальчиков и девочек. Они могут испугаться, когда заметят, что шляпа двигается. Или же, решив сварить вкусную кашу, ребята узнают, что каши способны расти, и их никак не удержать крышкой!

Некоторые истории совсем не выдуманные! В них Николай Носов говорит о себе и о том, что происходило с ним, его товарищами и с его сыном! В свое время он сам читал эти истории для мальчиков и для девочек. Спрашивал малышей их мнение. И теперь ребятишки могут узнать в некоторых персонажах себя.

Есть в сказках Носова и потешные герои, такие, как Барбос и Бобик, есть и Незнайка с целым городом, в котором живут «маленькие взрослые». Но кто сказал, что Бобик никогда не ходил в гости к Барбосу или, что Незнайка не существует где-то там, на Луне, а может быть и тут, на Земле? Этот малыш открыт новому опыту. Он пытается узнать все на свете и примеряет на себя роль то поэта, то художника. Разве не такие все малыши? Разве они не пытаются понять, кто они и чем им хочется в жизни заниматься?

Такие истории поучительны для всех поколений. А наш сайт детских сказок предоставляет малышам и взрослым бесплатно с ними познакомиться.