Личность. психологический словарь

ЛИЧНОСТЬ – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.


Сущность понятия "Личность"


Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.

В широком, традиционном смысле личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В данном понимании в структуру личности входят и все психические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Обыденное понимание значения феномена личности объясняет его устойчивую популярность и в обществе, и во всей мировой литературе.

В узком смысле личность - это определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении. Особое значение пониманию личности придавал Алексей Николаевич Леонтьев. Согласно его концепции, личность - качественно новое образование. Личность формируется благодаря жизни в обществе и поэтому личностью может быть только человек, достигающий определенного возраста. Ведь только со временем и в ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в общественные отношения, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Суженное понимание личности позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. В данном случае человек как объект общественной жизни приобретает новообразования (новые качества), которые отсутствуют, если рассматривать человека в изоляции от общества. И чтобы лучше понимать эти новые качества личности, необходимо их рассматривать с точки зрения общественных задач и интересов общества.

Как нам известно, каждый человек, как член общества, есть самоактивный субъект, деятельность которого определяется, прежде всего, собственными потребностями и мотивами. С другой стороны, общество должно заботиться о воспроизведении своих членов, способных поддерживать устойчивость этого общества и его развитие. Поэтому главный путь действительного воспитания настоящего члена общества, настоящей личности - воспитание его мотивов. Таким образом, человек становится личностью в той мере, в которой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. И с этого момента каждая личность начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей.

Критерии сформировавшейся личности

Для психологической конкретизации понятия личности необходимо ответить на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью и выделить несколько критериев взрослой личности. Основные критерии сформировавшейся личности таковы:

1) наличие в мотивах личности иерархии в одном определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу. Ибо при простом опосредованном поведении субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его действовать определенным образом, хотя и действует вполне нравственно;

2) способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство ведется на основе сознательных мотивов-целей и принципов. В отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самопознания как особой инстанции личности.

Основные характеристики взрослой, сформировавшейся личности таковы:

Активность . Человек стремится выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
Направленность . Устойчивая доминирующая система мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявляются потребности человека;
Глубинные смысловые структуры . Они обуславливают сознание личности, ее поведение. Эти структуры устойчивы к различным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности группы;
Степень осознанности . Сознательные отношения к действительности: установки, диспозиции, отношения с другими людьми.

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания, как личности.

Не нашли нужной информации?

Прочитайте текст и ответьте на вопросы С1-С4

Личность

«…каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование . Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности…

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый , но не реально действующий , т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания , или проживания . Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.



Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, ее обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

(Ю.Б.Гиппенрейтер)

С1

Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на ваш взгляд, можно назвать личностью.

Баллы
элементы : 1) Приведены авторские критерии личности с опорой на текст, например: - «человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого», если его поведение социально значимо; - человека можно считать личностью, если он способен «к сознательному руководству собственным поведением», человек руководствуется сознательными мотивами деятельности, обладает самосознание. 2) Сформулирован свой критерий личности, допустим: - личностью можно считать человека, обладающего знаниями, жизненным опытом, умением жить среди людей, обладающего нравственными принципами, в соответствии с которыми он действует. Могут быть приведены и иные критерии личности.
Приведены два авторских критерия и один собственный.
Приведены один авторский критерий личности и один собственный ИЛИ два авторских критерия, собственный критерий не приведен ИЛИ авторские критерии не приведены, но приведен один собственный.
Приведен один авторский критерий ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл 2


С2

Укажите с опорой на авторский текст отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, два примера проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) Приведены отличия в поведении людей , допустим: – «…от первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов…»; – «просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов…»» - «…во втором признаке имеется в виду опосредствованное поведение», сознательное опосредствование действий людей». 2) Приведены два примера проявления «стихийной нравственности», допустим: - оказать помощь пожилому человеку при переходе улицы; - остановить машину и помочь на дороге человеку, просящему о помощи; - помочь соседу по даче в ремонтных работах или работе по саду и прочее. Могут быть приведены иные адекватные примеры.
Приведены три отличия и два примера
Приведены два отличия и два примера ИЛИ три отличия и один пример ИЛИ одно отличие и один пример ИЛИ два-три отличия без примеров ИЛИ отличия не указаны, но приведен один пример.
Приведено одно отличие, ИЛИ Ответ неправильный.
Максимальный балл 2
С3

Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.

Баллы
В правильном ответе должны быть приведены элементы: Приведены указанные в тексте этапы формирования личности(два ее рождения) и иллюстрирующие их «приобретения», допустим: 1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который «знаменуется установлением первых иерархических отношений, мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам»; - «приобретения»: - ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если больна бабушка и не может проводить его во двор и т.д.; - ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями; - ребенок- дошкольник осваивает нормы этикета, поведения в общественных местах, экологического поведения в природной среде и др. 2) второй этап (второе рождение) – «начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению». - «приобретения»: - подросток осознает свои способности, определяет, какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим он делает ответственный и осознанный выбор профиля образования; - подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию сой собственности, например, мопеда, скутера и т.д. - подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный математический класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например, дворовый футбол, прогулки с друзьями, могут отойти на второй план и т.д. . Могут быть приведены иные адекватные «приобретения», характерные для каждого этапа.
Приведены два этапа и иллюстрирующие их «приобретения».
Приведены два этапа и одно «приобретение ИЛИ один этап и одно приобретение ИЛИ этапы не указаны, но приведены два «приобретения».
Приведены два этапа без «приобретения» ИЛИ этапы не указаны, но приведено одно «приобретение».
Приведен один этап без «приобретения» ИЛИ Ответ неправильный.
Максимальный балл 3
С4

Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания , или проживания …». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы : 1) пояснение , например: Автор подчеркивает , что человек может обрести новые мотивы и потребности только через обретение нравственного опыта, эмоционального сопереживания, прочувствования и проживания каждой жизненной ситуации. Одного накопления знаний, представления о действии недостаточно. Знать недостаточно, важно эмоционально сопереживать, сочувствовать. 2) приведены два проявления , допустим: – только пережив личную жизненную драму, потерю близких, конфликты с друзьями, измену друзей, человек способен по-настоящему понять и сопереживать беде другого; – человек может иметь умозрительные представления о добре и зле, но важно самому оказаться в ситуации выбора, когда самому человеку предстоит приять решение: идти ли на компромисс с совестью или не идти, совершать постыдный поступок или нет; именно этот момент и будет определяющим для формирования нравственного опыта личности. Может быть приведено иное пояснение, указаны иные проявления.
Приведено пояснение, приведены два проявления.
Приведено пояснение, приведено одно проявление ИЛИ пояснение приведено неявно, но приведены два проявления.
Приведено пояснение ИЛИ одно проявление.
Ответ неправильный.
Максимальный балл 3
С5

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «человеческая деятельность» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о человеческой деятельности.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «человеческая деятельность – целенаправленная, осознанная активность человека, выдвигающая в качестве цели удовлетворение разнообразных потребностей, преобразование сил и веществ природы». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о человеческой деятельности, опирающейся на знания курса, например: – «Человеческая деятельность носит преобразовательный и творческий характер, только человек способен создавать то, что не имеет аналогов в природе». – «Только в деятельности могут проявиться интеллектуальные, творческие качества человека, его нравственный потенциал, личностные ресурсы». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о человеческой деятельности.
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл 2
С6

Ученые утверждают, что практически в каждой профессии, каждом виде деятельности человек способен действовать творчески, создавать новое. Приведите три любых вида деятельности людей и проявившегося в ней творческого начала.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе должны присутствовать элементы: Приведены три вида деятельности и проявившегося в ней творчества, допустим: 1) деятельность ученого (например, открытие ученым-химиком нового вещества и изучение его свойств); 2) деятельность архитектора (например, разработка проекта застройки нового квартала с использованием инновационных идей, новых материалов, экологических стандартов); 3) деятельность учителя (например, использование авторских инновационных методик преподавания предмета, позволившего улучшить качество знаний и умений учеников). Могут быть приведены другие виды деятельности и другие примеры.
Приведены три вида деятельности и иллюстрирующие их примеры.
Приведены два вида деятельности и иллюстрирующие их примеры.
Приведен один вид деятельности и иллюстрирующий их пример.
Приведен один вид деятельности без примера, ИЛИ один пример, ИЛИ, ответ неправильный.
Максимальный балл 3
С7

Российский публицист и мыслитель XIX в. В.Г.Белинский писал:

«Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».

Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : Сформулировано три пояснения связи человека и общества, например: 1) человек «болеет недугами общества», допустим, в фашистской Германии многие немцы поддерживали Гитлера и его деятельность, либо молчаливо принимали происходящее, не пытаясь сопротивляться, тем самым становясь пособниками фашистов; - человек «мучится страданиями общества», допустим, в начале XX века многие представители интеллигенции сознавали кризисное состояние общества, несостоятельность самодержавия, находились в мучительных поисках выхода, думали о том, что делать. Выходы при этом находили разные, уходили в революцию, в либеральную оппозицию, раскол и метания страны переносились в умы и души отдельных людей; - человек «цветет здоровьем общества, блаженствует его счастьем», допустим, бывают времена общей радости, торжества, единения человека с обществом вследствие каких-то общих побед, например, каждый советский человек был сопричастен победе над фашизмом, первому полету человека в космос. В таком случае радость общества становится радостью и отдельного человека. Могут быть указаны и иные пояснения (аргументы).
Указаны три пояснения (аргумента).
Указаны два пояснения (аргумента).
Указано одно пояснение (аргумент).
Ответ неверный.
Максимальный балл 3
С8

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о деятельности. 2) Отличительные признаки деятельности человека (отличия деятельности человека от активности животных): а) целенаправленность; б) осознанность; в) представление идеальной модели результата; г) преобразовательный, творческий характер. 3) Основные виды деятельности человека: а) игровая; б) учебная; в) трудовая. 4) Деятельность духовная и практическая и ее проявления в обществе. а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная); б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная). 5) Деятельность и общение. 6) Деятельность и творчество. 7) Роль деятельности в преобразовании природных задатков человека в способности. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 2

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

С9

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт:

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
К2 Представление и пояснение собственной позиции выпускника
Представлена и пояснена собственная позиция выпускника
Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена.
К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы.
При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации
Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.
Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.
Максимальный балл 5

Раздел «Духовная культура»


Каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

Я воспользуюсь соображениями на этот счет автора монографии о развитии личности у детей Л. И. Божович (16). По существу, она выделяет два основных критерия.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что? именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Чтобы лучше понять названные критерии, разберем для контраста один пример – облик человека (ребенка) с очень сильной задержкой развития личности.

Это довольно уникальный случай, он касается знаменитой (как и наша Ольга Скороходова) слепоглухонемой американки . Взрослой Элен стала вполне культурным и очень образованным человеком. А вот в возрасте 6 лет, когда молодая учительница Анна Салливан приехала в дом ее родителей, чтобы начать обучение девочки, она представляла собой совершенно необычное существо.

К этому моменту Элен была довольно хорошо психически развита. Ее родители были состоятельными людьми, и Элен, их единственному ребенку, оказывалось всяческое внимание. В результате она вела активную жизнь, хорошо ориентировалась в доме, бегала по саду и огороду, знала домашних животных, умела пользоваться многими предметами обихода. Она дружила с девочкой-негритянкой, дочкой кухарки, и даже общалась с ней на понятном только им языке знаков.

И вместе с тем поведение Элен представляло собой страшную картину. В семье девочку очень жалели, потакали ей во всем и всегда уступали ее требованиям. В результате она превратилась в тирана семьи. Если ей не удавалось чего-нибудь добиться или даже быть просто понятой, она приходила в бешенство, начинала брыкаться, царапаться и кусаться. Ко времени приезда учительницы такие припадки бешенства повторялись уже по несколько раз в день.

Анна Салливан описывает, как произошла их первая встреча. Девочка ждала ее, так как была предупреждена о приезде гостьи. Заслышав шаги, вернее, почувствовав вибрацию от шагов, она, нагнув голову, бросилась в атаку. Анна попыталась ее обнять, но пинками и щипками девочка освободилась от нее. За обедом учительницу посадили рядом с Элен. Но девочка обычно не сидела на своем месте, а обходила стол, запуская руки в чужие тарелки и выбирая то, что ей понравится. Когда ее рука оказалась в тарелке гостьи, она получила удар, и ее насильно усадили на стул. Соскочив со стула, девочка бросилась к близким, но нашла стулья пустыми. Учительница твердо потребовала временного отделения Элен от семьи, которая полностью подчинялась ее прихотям. Так девочка была отдана во власть «врага», схватки с которым продолжались еще долгое время. Всякое совместное действие – одевание, умывание и проч. – вызывало в ней приступы агрессии. Однажды ударом в лицо она выбила у учительницы два передних зуба. Ни о каком обучении не могло быть и речи. «Надо было сначала обуздать ее нрав», – пишет А. Салливан (цит. по: 77, с. 48-50).

Итак, используя разобранные выше представления и признаки, можно сказать, что у Элен Келлер до 6-летнего возраста развития личности почти не происходило, так как ее непосредственные побуждения не только не преодолевались, но даже в какой-то мере культивировались потакающими взрослыми. Цель учительницы – «обуздать нрав» девочки – и означала приступить к формированию ее личности.

Личность- общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия- лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas)- терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Сущностная характеристика личности и её основные особенности определяются:

· степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества;

· степенью осознанности человеком своего места в обществе;

· спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

С конца 1930-х гг. в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Если подходить к подсчёту количества современных теорий личности формально, то существует, по меньшей мере, 48 их вариантов, и каждый из них может быть, в свою очередь, оценен по пяти параметрам.

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность- это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Личность, индивид и индивидуальность

Индивид выражает общие свойства человека, как организма.

Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

· Личность- результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А.Н.Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л.И.Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.