Опыт и ошибки в произведении два капитана. Исследование романа Каверина «Два капитана

Любой писатель имеет право на художественной вымысел. Но где проходит она, грань, невидимая грань между правдой и вымыслом? Порой правда и вымысел бывают столь тесно переплетены, как, например, в романе Вениамина Каверина «Два капитана» - художественном произведении, которое с наибольшей достоверностью напоминает реальные события 1912 года по освоению Арктики.

Три русские полярные экспедиции вышли в Северный океан в 1912 году, все три завершились трагически: экспедиция Русанова В. А. погибла целиком, экспедиция Брусилова Г. Л. – почти целиком, а в экспедиции Седова Г. Я погибли трое, включая и начальника экспедиции. Вообще, 20-е и 30-е годы ХХ века были интересны сквозными плаваниями по Северному морскому пути, челюскинской эпопеей, героями-папанинцами.

Молодой, но уже известный писатель В. Каверин заинтересовался всем этим, заинтересовался людьми, яркими личностями, чьи деяния и характеры вызывали лишь уважение. Он читает литературу, мемуары, сборники документов; слушает рассказы Н. В. Пинегина, друга и участника экспедиции отважного полярника Седова; видит находки, сделанные в середине тридцатых годов на безымянных островах в Карском море. Также во время Великой Отечественной войны он сам, являясь корреспондентом «Известий», побывал на Севере.

И вот в 1944 году роман «Два капитана» появился в свет. Автора буквально завалили вопросами о прототипах главных героев - капитана Татаринова и капитана Григорьева. «Я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов»,- вот так вдохновенно писал Каверин о прототипах капитана Татаринова.

Попробуем разобраться, что - правда, что– вымысел, как удалось писателю Каверину совместить в истории экспедиции капитана Татаринова реалии экспедиций Седова и Брусилова. И хотьсам писатель не упоминал имя Владимира Александровича Русанова в числе прототипов своего героя капитана Татаринова, мы берем на себя смелость утверждать, что реалии экспедиции Русанова также нашли отражение в романе «Два капитана». Об этом будет сказано позже.

Лейтенант Георгий Львович Брусилов, потомственный моряк, в 1912 году возглавил экспедицию на парусно-паровой шхуне «Святая Анна». Он намерен был пройти с одной зимовкой из Петербурга вокруг Скандинавии и далее по Северному морскому пути до Владивостока. Но «Святая Анна» не пришла во Владивосток ни через год, ни в последующие годы. У западного побережья полуострова Ямал шхуну затерли льды, она начала дрейфовать на север, в высокие широты. Вырваться из ледового плена летом 1913 года судну не удалось. Во время самого длительного в истории российских арктических исследований дрейфа (1575 километров за полтора года) экспедиция Брусилова вела метеорологические наблюдения, замеры глубин, изучала течения и ледовой режим в северной части Карского моря, до того времени полностью неизвестный науке. Миновали почти два года ледового плена.

23 (10) апреля 1914 года, когда «Святая Анна» находилась у 830 северной широты и 60 0 восточной долготы, с согласия Брусилова шхуну покинули одиннадцать членов экипажа во главе со штурманом Валерианом Ивановичем Альбановым. Группа надеялась добраться до ближайшего берега, до Земли Франца-Иосифа, чтобы доставить материалы экспедиции, позволившие ученым охарактеризовать подводный рельеф северной части Карского моря и выявить меридиональную впадину на дне длиной около 500 километров (желоб «Святой Анны»). До архипелага Франца-Иосифа дошли всего несколько человек, но лишь двум из них, самому Альбанову и матросу А. Конраду посчастливилось спастись. Их совершенно случайно обнаружили на мысе Флора участники другой русской экспедиции под командованием Г. Седова (сам Седов к этому времени уже погиб).

Шхуна с самим Г. Брусиловым, сестрой милосердия Е. Жданко, первой женщиной – участницей высокоширотного дрейфа, и одиннадцатью членами экипажа пропала бесследно.

Географическим результатом похода группы штурмана Альбанова, стоившего жизни девяти моряков, было утверждение, что отмеченные ранее на картах Земли Короля Оскара и Петермана на самом деле не существуют.

Драму «Святой Анны» и ее экипажа мы в общих чертах знаем благодаря дневнику Альбанова, который под названием «На юг к Земле Франца-Иосифа» был опубликован в 1917 году. Почему же спаслись только двое? Из дневника это вполне ясно. Люди в группе, покинувшей шхуну, были весьма разношерстные: сильные и ослабленные, бесшабашные и слабые духом, дисциплинированные и непорядочные. Выжили те, кто имел больше шансов. Альбанову с судна «Святая Анна» была передана почта на Большую Землю. Альбанов дошел, но письма никто из тех, кому они предназначались, не получил. Куда они делись? Это до сих пор остается загадкой.

А теперь обратимся к роману Каверина «Два капитана». Из членов экспедиции капитана Татаринова вернулся лишь штурман дальнего плавания И. Климов. Вот что пишет он Марии Васильевне, жене капитана Татаринова: «Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну и со мной тринадцать членов командыНе буду рассказывать о нашем тяжелом путешествии на Землю Франца-Иосифа по плавучим льдам. Скажу только, что из нашей группы я один благополучно (если не считать отмороженных ног) добрался до мыса Флора. «Святой Фока» экспедиции лейтенанта Седова подобрал меня и доставил в Архангельск «Святая Мария» замерзла еще в Карском море и с октября 1913 года беспрестанно движется на север вместе с полярными льдами. Когда мы ушли, шхуна находилась на широте 820 55’. Она стоит спокойно среди ледяного поля или, вернее, стояла с осени 1913 года до моего ухода».

Старший друг Сани Григорьева, доктор Иван Иванович Павлов, спустя почти двадцать лет, в 1932 году поясняет Сане, что групповую фотографию членов экспедиции капитана Татаринова «подарил штурман «Святой Марии» Иван Дмитриевич Климов. В 1914 году его привезли в Архангельск с отмороженными ногами, и он умер в городской больнице от заражения крови». После смерти Климова остались две тетрадки и письма. Больница разослала эти письма по адресам, а тетрадки и фотографии остались у Ивана Иваныча. Настойчивый Саня Григорьев некогда заявил Николаю Антонычу Татаринову, двоюродному брату без вести пропавшего капитана Татаринова, что найдет экспедицию: «Я не верю, что она исчезла бесследно».

И вот в 1935 году Саня Григорьев день за днем разбирает дневники Климова, среди которых он находит интересную карту – карту дрейфа «Святой Марии» «с октября 1912 года по апрель 1914 года, и дрейф был показан в тех местах, где лежала так называемая Земля Петермана. «Но кто знает, что этот факт впервые установил капитан Татаринов на шхуне «Святая Мария»?»- восклицает Саня Григорьев.

Капитан Татаринов должен был пройти путь из Петербурга во Владивосток. Из письма капитана жене: «Вот уже около двух лет прошло с тех пор, как я послал тебе письмо через телеграфную экспедицию на Югорском Шаре. Мы шли свободно по намеченному курсу а с октября 1913 года медленно двигаемся на север вместе с полярными льдами. Таким образом, волей-неволей мы должны были отказаться от первоначального намерения пройти во Владивосток вдоль берегов Сибири. Но нет худа без добра. Совсем другая мысль теперь занимает меня. Надеюсь, она не покажется тебе – как некоторым моим спутникам – детской или безрассудной».

Какая же это мысль? Ответ на это Саня находит в записях капитана Татаринова: «Человеческий ум до того был поглощен этой задачей, что разрешение ее, несмотря на суровую могилу, которую путешественники по большей части там находили, сделалось сплошным национальным состязанием. В этом состязании участвовали почти все цивилизованные страны, и только не было русских, а между тем горячие порывы у русских людей к открытию Северного полюса проявлялись еще во времена Ломоносова и не угасли до сих пор. Амундсен желает во что бы то ни стало оставить за Норвегией честь открытия Северного полюса, а мы пойдем в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг. » (Из письма начальнику Главного Гидрографического управления, 17 апреля 1911 года). Стало быть, вот куда метил капитан Татаринов!. «Он хотел, как Нансен, пройти возможно дальше на север с дрейфующим льдом, а потом добраться до полюса на собаках».

Экспедиция Татаринова потерпела неудачу. Еще Амундсен говорил: «Удача любой экспедиции полностью зависит от ее снаряжения». Действительно, «медвежью услугу» в подготовке и снаряжении экспедиции Татаринова оказал его брат Николай Антоныч. Экспедиция Татаринова по причинам неудач была схожа с экспедицией Г. Я. Седова, который в 1912 году попытался проникнуть к Северному полюсу. После 352 дней ледового плена у северно-западного побережья Новой Земли в августе 1913 года Седов вывел судно «Святой великомученик Фока» из бухты и направил к Земле Франца-Иосифа. Местом второй зимовки «Фоки» стала бухта Тихая на острове Гукера. 2 февраля 1914 года Седов, несмотря на полное изнеможение, в сопровождении двух матросов –добровольцев А. Пустошного и Г. Линника на трех собачьих упряжках направился к полюсу. После сильной простуды умер 20 февраля и был похоронен своими спутниками на мысе Аук (остров Рудольфа). Экспедиция была плохо подготовлена. Г. Седов был плохо знаком с историей исследования архипелага Земли Франца-Иосифа, плохо знал последние карты участка океана, по которому собирался достичь Северного полюса. Он сам не проверил тщательно снаряжение. Его темперамент, желание во что бы то ни стало быстрее покорить Северный полюс преобладали над четкой организацией экспедиции. Так что это немаловажные причины исхода экспедиции и трагической гибели Г. Седова.

Ранее мы уже упоминали о встречах Каверина с Пинегиным. Николай Васильевич Пинегин - не только художник и писатель, но и исследователь Арктики. Во время последней экспедиции Седова в 1912 году Пинегин снял первый документальный фильм об Арктике, кадры которого в совокупности с личными воспоминаниями художника помогли Каверину ярче представить картину событий того времени.

Вернемся к роману Каверина. Из письма капитана Татаринова жене:« пишу и тебе о нашем открытии: к северу от Таймырского полуострова на картах не значится никаких земель. Между тем, находясь на широте 790 35’, к востоку от Гринвича, мы заметили резкую серебристую полоску, немного выпуклую, идущую от самого горизонтаЯ убежден, что это земляПока я назвал ее твоим именем». Саня Григорьев выясняет, что это была Северная Земля, открытая в 1913 году лейтенантом Б. А. Вилькицким.

После поражения в русско-японской войне России необходимо было иметь свой путь проводки кораблей в Великий океан, чтобы не зависеть от Суэцкого или других каналов теплых стран. Власти приняли решение создать Гидрографическую экспедицию и тщательно обследовать наименее трудный участок от Берингова пролива до устья Лены, чтобы можно было пройти с востока на запад, от Владивостока до Архангельска или Петербурга. Начальником экспедиции был вначале А. И. Вилькицкий, а после его смерти, с 1913 года – его сын, Борис Андреевич Вилькицкий. Именно он в навигацию 1913 года развеял легенду о существовании Земли Санникова, зато открыл новый архипелаг. 21 августа (3сентября) 1913 года был замечен севернее мыса Челюскин огромный архипелаг, покрытый вечными снегами. Следовательно, от мыса Челюскин севернее не открытый океан, а пролив, позже названный проливом Б. Вилькицкого. Архипелаг же первоначально был назван Землей императора Николая 11. Северной Землей он называется с 1926 года.

В марте 1935 года летчик Александр Григорьев, совершив вынужденную посадку на полуострове Таймыр, совершенно случайно обнаружил старый латунный багор, позеленевший от времени, с надписью «Шхуна «Святая Мария». Ненец Иван Вылко поясняет, что лодку с багром и человеком нашли местные жители на берегу Таймыра, самом близком к Северной Земле побережье. Кстати, есть основания полагать, что автор романа неслучайно дал герою-ненцу фамилию Вылко. Близким другом арктического исследователя Русанова, участником его экспедиции 1911 года был ненецкий художник Вылко Илья Константинович, ставший потом председателем совета Новой Земли («Президентом Новой Земли»).

Владимир Александрович Русанов был полярным геологом и мореплавателем. Его последняя экспедиция на парусно-моторном судне «Геркулес» вышла в Ледовитый океан в 1912 году. Экспедиция дошла до архипелага Шпицберген и открыла там четыре новых месторождения каменного угля. Русанов затем предпринял попытку пройти Северо-Восточным проходом. Достигнув мыса Желания на Новой Земле, экспедиция пропала без вести.

Где погиб «Геркулес», точно неизвестно. Но известно, что экспедиция не только плыла, но и какую-то часть шла пешком, ибо «Геркулес» почти наверняка погиб, о чем говорят предметы, найденные в середине 30-х годов на островах близ Таймырского побережья. В 1934 году на одном из островов гидрографы обнаружили деревянный столб, на котором написано «Геркулес»-1913 г. ». Следы экспедиции были обнаружены в шхерах Минина у западного берега полуострова Таймыр и на острове Большевик (Северная Земля). А в семидесятых годах поиск экспедиции Русанова вела экспедиция газеты «Комсомольская правда». В этом же районе нашли два багра, словно в подтверждение интуитивной догадки писателя Каверина. По мнению экспертов, они принадлежали «русановцам».

Капитан Александр Григорьев, следуя своему девизу «Бороться и искать, найти и не сдаваться», в 1942 году все же нашел экспедицию капитана Татаринова, вернее, то, что от нее осталось. Он высчитал путь, которым должен был пройти капитан Татаринов, если считать бесспорным, что он вернулся к Северной Земле, которая была названа им «Землей Марии»: от 790 35 широты, между 86-м и 87-м меридианами, к Русским островам и к архипелагу Норденшельда. Потом –вероятно, после многих блужданий- от мыса Стерлегова к устью Пясины, где старый ненец Вылко нашел лодку на нартах. Потом к Енисею, потому что Енисей был для Татаринова единственной надеждой встретить людей и помощь. Он шел мористой стороной прибрежных островов, по возможности – прямоСаня нашел последний лагерь капитана Татаринова, нашел его прощальные письма, фотопленки, нашел его останкиКапитан Григорьев донес до людей прощальные слова капитана Татаринова: «Горько мне думать о всех делах, которые я мог бы совершить, если бы мне не то что помогли, а хотя бы не мешали. Что делать? Одно утешение – что моими трудами открыты и присоединены к России новые обширные земли».

В финале романа читаем: «Заходящие в Енисейский залив корабли издалека видят могилу капитана Татаринова. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек, и долгое эхо катится, не умолкая.

Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца.

На высоте человеческого роста высечены следующие слова:

«Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

Читая эти строки романа Каверина, невольно вспоминаешь об обелиске, установленном в 1912 году в вечных снегах Антарктиды в честь Роберта Скотта и четырех его товарищей. На нем - надгробная надпись. И заключительные слова стихотворения «Улисс» классика британской поэзии Х1Х века Альфреда Теннисона: «To strive, to seek, to find and not yield»(что в переводе с английского означает: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»). Много позже, с выходом в свет романа Вениамина Каверина «Два капитана» именно эти слова стали жизненным девизом миллионов читателей, громким призывом для советских полярников разных поколений.

Наверное, не права была литературный критик Н. Лихачева, которая обрушилась на «Двух капитанов», когда роман не был еще полностью напечатан. Ведь образ капитана Татаринова обобщенный, собирательный, вымышленный. Право на вымысел дает автору художественный стиль, а не научный. Лучшие черты характеров арктических исследователей, а также ошибки, просчеты, исторические реалии экспедиций Брусилова, Седова, Русанова – все это связано с любимым героем Каверина.

И Саня Григорьев, как и капитан Татаринов, - художественный вымысел писателя. Но и этот герой имеет своих прототипов. Один из них – профессор-генетик М. И. Лобашов.

В 1936 году в санатории под Ленинградом Каверин познакомился с молчаливым, всегда внутренне сосредоточенным молодым ученым Лобашовым. «Это был человек, в котором горячность соединилась с прямодушием, а упорство – с удивительной определенностью цели. Он умел добиться успеха в любом деле. Ясный ум и способность к глубокому чувству были видны в каждом его суждении». Во всем угадываются черты характера Сани Григорьева. Да и многие конкретные обстоятельства жизни Сани были непосредственно позаимствованы автором из биографии Лобашова. Это, например, немота Сани, смерть отца, беспризорничество, школа-коммуна 20-х годов, типы учителей и учеников, влюбленность в дочку школьного учителя. Рассказывая об истории создания «Двух капитанов», Каверин заметил, что, в отличие от родителей, сестры, товарищей героя, о которых поведал прототип Сани, в учителе Кораблеве были намечены лишь отдельные штрихи, так что образ учителя полостью создан писателем.

Лобашов, ставший прототипом Сани Григорьева, поведавший писателю о своей жизни, сразу же вызвал активный интерес Каверина, который решил не давать воли воображению, а следовать услышанному рассказу. Но чтобы жизнь героя воспринималась естественно и живо, он должен находиться в условиях, лично известных писателю. И в отличие от прототипа, родившегося на Волге, а школу окончившего в Ташкенте, Саня родился в Энске (Пскове), а школу окончил в Москве, и она вобрала в себя многое из того, что происходило в школе, где учился Каверин. И состояние Сани-юноши тоже оказалось близко писателю. Он не был детдомовцем, но о московском периоде своей жизни вспоминал: «Шестнадцатилетним мальчиком я остался совершенно один в огромной, голодной и пустынной Москве. И, конечно, должен был потратить немало энергии и воли, чтобы не растеряться».

И любовь к Кате, которую Саня проносит через всю жизнь, не придумана и не приукрашена автором; Каверин и здесь рядом со своим героем: женившись двадцатилетним юношей на Лидочке Тыняновой, остался верен своей любви навсегда. И как много общего в настроении Вениамина Александровича и Сани Григорьева, когда они пишут женам с фронта, когда разыскивают их, вывезенных из блокадного Ленинграда. И воюет Саня на Севере тоже потому, что Каверин был военкором ТАССа, а затем «Известий» именно на Северном флоте и не понаслышке знал и Мурманск, и Полярное, и специфику войны на Крайнем Севере, и ее людей.

«Вписаться» же в жизнь и быт полярных летчиков Сане помогал другой человек, хорошо знакомый с авиацией и отлично знающий Север,- талантливый летчик С. Л. Клебанов, прекрасный, честный человек, чьи консультации в изучении автором летного дела были неоценимы. Из биографии Клебанова в жизнь Сани Григорьева вошла история полета в глухое становище Ванокан, когда разразилась в пути катастрофа.

Вообще, по словам Каверина, оба прототипа Сани Григорьева походили друг на друга не только упорством характера и необычайной целеустремленностью. Клебанов даже внешне напоминал Лобашова – невысокий, плотный, коренастый.

Великое мастерство художника заключается в том, чтобы создать такой портрет, в котором все свое и все не свое станет своим, глубоко оригинальным, индивидуальным. И это, на наш взгляд, удалось писателю Каверину.

Образ Сани Григорьева Каверин наполнил своей личностью, своим жизненным кодексом, писательским кредо: «Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах». Вениамин Александрович мог заблуждаться, но он всегда оставался человеком чести. И герой писателя Саня Григорьев – человек слова, чести.

У Каверина есть замечательное свойство: он дарит героям не только собственные впечатления, но и привычки свои, и родных, и друзей. И этот милый штрих делает героев ближе читателю. Стремлением своего старшего брата Саши воспитать силу взгляда, глядя подолгу на черный кружок, нарисованный на потолке, писатель наделил в романе Валю Жукова. Доктор Иван Иванович во время разговора вдруг бросает собеседнику стул, который непременно нужно поймать, - это не придумано Вениамином Александровичем: так любил беседовать К. И. Чуковский.

Герой романа «Два капитана» Саня Григорьев жил своей собственной неповторимой жизнью. Читатели всерьез поверили в него. И вот уже более шестидесяти лет читателям нескольких поколений понятен и близок этот образ. Читатели преклоняются перед его личными качествами характера: силой волей, жаждой знаний и поиска, верностью данному слову, самоотверженностью, упорством в достижении цели, любовью к родине и любовью к своему делу – всем тем, что помогло Сане раскрыть загадку экспедиции Татаринова.

На наш взгляд, Вениамину Каверину удалось создать произведение, в котором искусно переплелись реалии настоящих экспедиций Брусилова, Седова, Русанова и вымышленной экспедиции капитана Татаринова. Ему удалось создать также образы людей ищущих, решительных, отважных, таких, как капитан Татаринов и капитан Григорьев.

, Внеклассная работа

Цель: научить анализу эпического произведения через эпизод из текста произведения, усвоить необходимые теоретические знания с учетом элементов художественного анализа.

Литературные термины: роман, тема, идея, литературный герой, мораль, нравственность.

Эпиграф: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.

Сегодня на уроке мы поговорим о всеми любимом писателе В. А. Каверине и его удивительном романе “Два капитана”. Эта книга – роман достойно вошла в золотой фонд нашей русской литературы. В романе автор поднимает и решает целый ряд важных морально – нравственных проблем, которые и на сегодняшний день остаются все такими же важными, какими были в 40-ые годы 20-го века, когда писалась книга.

Кто же он Вениамин Александрович Каверин? (Автобиографическая справка. Сообщение учащегося).

Эта книга – роман. Давайте вспомним особенности романа как эпического жанра литературы. Назовите основные признаки “Двух капитанов” как романа:

    многоплановость,

    разветвленность сюжетных линий,

    временные пространства,

    большой охват событий,

    многогеройность.

Связь времен прослеживается за счет писем в романе, поэтому здесь присутствует эпистолярный жанр (лит. Жанр произведений, написанных в форме писем).

Понравилась ли вам книга Каверина? (Отзывы учащихся о романе. Оценка мнений).

Итак, вы уже смогли решить для себя, о чем эта книга. Какова же тема романа? Рассказ о жизни Сани Григорьева, который является главным героем романа.

Каковы же основные проблемы романа?

    выбор жизненного пути,

    что есть истина и ложь,

    честь и бесчестие,

    мужество, героизм и долг.

Вот и обозначился круг морально – нравственных проблем.

Об идее сказал сам Каверин: “Восстановление справедливости”.

Итак, давайте разберемся в морально – нравственных проблемах романа.

В чем же заключается истинная красота человека? Когда же человека можно назвать человеком с большой буквы, т. е. настоящим человеком?

Назовем главных героев романа.

Судьбы героев переплелись. Они живут в довоенное время по законам морали и нравственности своего времени.

Вы уже поняли, что они разные люди. Кого – то можно назвать человеком чести и совести, кого – то подлым и ничтожным человеком. Они сделали свой жизненный выбор.

Проблема чести и бесчестия

Обратимся к образу главного героя романа – Сане Григорьеву.

Каким вы его себе представляете? Как он рос? Что влияло на формирование его характера? Как он закалялся и мужал?

Сцена из школьной жизни (гл. 12 “Серьезный разговор”).

Виноват ли Саня Григорьев в смерти Марьи Васильевны? Хватило ли ему мужества продолжить поиски пропавшей экспедиции? Были ли у Сани ошибки?

У него нет жизненного опыта, это и приводит его к ошибкам. Человека формирует сопротивление среде, так произошло и с Саней. Он не может поступать, как все. Он выбирает свое решение. Помните клятву, которую они дали с Петькой Сковородниковым “Бороться и искать…”? Бороться прежде всего c самим собой, с собственными слабостями. Эгоизм, небрежность по отношению к чужим чувствам побеждает в себе Саня Григорьев.

Он вынес из детства высокую нравственную чистоту, и это помогло ему остаться настоящим человеком с высокой мечтой. Для него “искать” - значит иметь перед собой ясную цель и стремиться к ней. Он станет летчиком – это его цель.

Кто из героев произнес фразу: “Каждому охота схватить лакомый кусок”? Что вы можете сказать о Гаере Кулии? Кого из героев романа можно назвать любителями “лакомых кусков”?

Проблема лжи и истины

Мы помним, что идея романа - восстановление справедливости. Борьба против лжи и лицемерия.

Кто из героев является носителями лжи и лицемерия? Кто погубил капитана Татаринова? Чья подлость чуть не явилась причиной гибели Сани? Как вы объясните такое совпадение?

Остановимся на отношении героев к женщине. Почему любовь Николая Антоновича и Ромашова не делает их привлекательными?

Чем заканчивается спор между людьми, которые следуют девизу “бороться и искать”, и теми, для кого главное в жизни - “схватить лакомый кусок”? Сильная воля не только у Сани, но и у Ромашова. Почему же в Сане она привлекает, а у него отталкивает?

Проблема мужества, героизма и долга

Она раскрывается на образе двух капитанов.

Доказывая истину, Саня Григорьев проявил высокое мужество и героизм, ведь найти следы погибшей экспедиции он считал своим долгом. Путь этот был трудным. Нравственные уроки, которые получил Саня при этом, сделали из него настоящего человека.

Как связаны судьбы капитана Татаринова и капитана Григорьева?

События в книге кажутся настолько правдоподобными, что кажется, что она создана на реальных жизненных фактах. Что же в ней правда? А что художественный вымысел? (Сообщение учащегося о прототипах двух капитанов в реальной жизни.)

Иван Львович Татаринов после гибели экспедиции направляется к открытой им земле. Почему? Он считал, что это было его долгом. Для Сани Григорьева долгом стал поиск этой пропавшей экспедиции.

Роман завершается эпилогом – описанием обелиска, установленного в память Татаринова на арктической скале. Это одновременно и памятник делу Григорьева, поскольку на нем высечены слова его мальчишеской клятвы “Бороться и искать, найти и не сдаваться”. И он с честью выполнил свой долг.

Как он будет следовать этому девизу своей жизни, став взрослым человеком, мы узнаем, читая вторую книгу романа “Два капитана”, в которой решаются все те же морально - нравственные проблемы.

1. История создания произведения.

Замысел романа «Два капитана» у В.А. Каверина возник в 1936 году. В это время писатель познакомился с ученым, рассказы которого стали основой первой части произведения. Работа над романом длилась 3 месяца, однако она не была принята редакциями. В.А. Каверин вернулся к работе над «Двумя капитанами» спустя полгода, изменив сюжетные линии и сменив форму повествования от третьего лица на «я»-повествование.

Роман В.А. Каверина начал публиковаться в 1938 году журналом «Костер». Уже в 1940 году первая часть произведения вышла отдельным изданием.

После написания первой части «Двух капитанов» писатель решает продолжить историю Сани Григорьева. Работа В.А. Кавериным военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны помогала автору собирать творческий материал.

В том же 1940 году, когда первая часть вышла отдельным изданием, в журнале «Октябрь» вышла вторая часть романа. А в 1946 году «Два капитана» были награждены Сталинской премией.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

Жанровая принадлежность «Двух капитанов» - роман, на что указывает несколько сюжетных линий, динамичность, многоперсонажность и многоплановость. Произведение имеет черты приключенческого, исторического, биографического романа. Так как в произведении особое место уделяется письмам, которые связывают временные пласты, можно отметить и признаки эпистолярного жанра.

3. Название произведения и его смысл.

В.А. Каверин назвал свой роман «Два капитана», потому что в центре повествования находится капитан Саня Григорьев, который хотел установить факты экспедиции другого капитана – Татаринова.

Заглавие способствует соединению двух поколений, прошлого и нынешнего.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Форма повествования отличается своей сложностью. Повествование от первого лица соединяется с повествованием от третьего лица. Так, некоторые главы ведутся от лица главного героя, Сани Григорьева, некоторые – от лица Кати Татариновой. Эпилог же рассказывается от лица автора.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

«Два капитана» - это роман, повествующий о поиске. Герой, который хочет узнать тайну экспедиции, ищет не только истину, но и свой жизненный путь. Саня Григорьев и другие герои занимаются поиском нравственного и морального пути. Тема пути становится определяющей в романе, не зря центральными персонажами стали именно капитаны – люди, профессия которых тесно связана с поиском определенного пути.

Проблематика произведения – морально-нравственная. Автор поднимает вечные общечеловеческие проблемы: чести и бесчестия, истины и лжи. Сам В.А. Каверин говорил об идее своего романа: «Восстановление справедливости». Так, автор поднимает тему героизма и долга, проблему противостояния лжи и лицемерию. Писатель хочет донести до читателей мысль о том, что жить нужно честным и правильным путем, а для этого необходимо мужественно проходить все испытания, жить в соответствии с честью.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В романе «Два капитана» две сюжетные линии, одна из которых повествует о судьбе капитана Татаринова, а другая – о жизни Сани Григорьева. Эти сюжетные линии развиваются не параллельно, наоборот, они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Местом действия становятся несколько городов: Энск, Москва, Ленинград. Время действия – предвоенные и военные годы. За этот промежуток времени происходит становление Сани Григорьева как личности. В ходе повествования происходит множество неожиданных событий, которые тесно связаны с образом главного героя.

7. Система образов произведения.

Центральным персонажем романа «Два капитана» стал Саня Григорьев. Это честный и смелый человек, который хочет добиться правды. Примером для героя становится отец его возлюбленной Кати – капитан Татаринов. Саня Григорьев пытается найти истину, связанную с экспедицией капитана, и фактически посвящает поискам всю свою сознательную жизнь. Помогают ему в этом его сила воли, смелость и стремление достичь собственных целей.

С самого детства Саню Григорьева связывал образ капитана Татаринова. Это два положительных персонажа в романе. Немаловажным образом в романе служит Катя Татаринова. Героиня связана с обоими персонажами, является своеобразным мостиком между ними. Эта девушка искренне любит Григорьева, поэтому никакие трудности не помешали героям остаться вместе.

8. Композиция произведения.

Композиция романа «Два капитана» структурно сложна. Произведение состоит из двух книг, каждая из которых делится на пять частей. Также в романе есть эпилог.

Фактически роман В.А. Каверина повествует о двух историях, которые могли быть самостоятельными произведениями.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

В.А. Каверин, используя реальные прототипы героев, смог объединить в романе реальность и вымысел.

10. Отзыв о произведении.

Роман «Два капитана» рассказывает о мужестве и борьбе за правду. Произведение показывает те нравственные качества, к которым должен стремиться каждый.

Я хочу рассказать вам о книге, которую я прочитал, когда мне было двенадцать лет. Это замечательный роман Вениамина Каверина «Два капитана». Раньше, до того как я прочитал этот ро- ман, я не очень любил читать, но эта книга произвела на меня глубокое впечатление. Меня поразило то, что немой мальчик, к которому случайно попали последние письма пропавшей экспедиции, поставил перед собой цель - найти экспедицию. И добивается своего.
На мой взгляд, в судьбе главного героя романа - Саньки Григорьева большую роль играет его характер. Благородство, честность, неспособность к подлости, коварству - его главные качества. Также в нем привлекают настойчивость и сила воли.
В. Каверин описывает большой период времени: с дореволюционных времен до последних дней Великой Отечественной войны. Очень хорошо у Каверина получились описания городов: Москвы и Ленинграда. Читая роман, я на самом деле представил себе, что нахожусь на той или другой улице Москвы или на набережной Невы в Ленинграде.
Ярко и реалистично Каверин описывает как природу и климат Заполярья, так и образ жизни людей в экстремальных условиях на Севере.
С первых дней Великой Отечественной войны Григорьев оказывается на фронте. Моменты воздушных боев Саньки с фашистами Каверин описывает так, словно это он сам летал на самолете и сбивал «мессершмитты» и «фокке-вульфы». Я считаю, в этом большая заслуга писателя. Каверин знает досконально то, о чем он пишет: это не только фигуры высшего пилотажа «бочки» и «иммельманы». Он разбирается и в устройстве самолета, в его управлении.
Закончив летную школу и получив квалификацию пилота, Санька просится работать за Полярным кругом. Он бредит Севером. То, что Григорьев просит направить его на Север, говорит не только о его мужестве. Ведь летать в таких условиях опасно. Мало того, что корпус самолета не спасает от холода, так еще машина может повести себя по-разному. Желание служить на Севере говорит и о его упорстве. Он хочет найти экспедицию капитана Тата- ринова. По крупицам собирает сведения о ней. Летая, он представляет себе, как капитан Татаринов и его экспедиция проходили здесь тридцать с лишним лет назад. Те письма, которые попали к Саньке и решили его судьбу, он уже знает наизусть.
Экспедицию капитана Татаринова Санька ищет не только потому, что в детстве дал себе слово выяснить, что произошло с полярниками: он любит дочь капитана, Катю Татаринову.
В романе Каверин изображает людей, их характеры, показывает, как они меняются с течением времени. Персонажей в рома-
не много, как положительных, так и отрицательных. В произведении видно некое противостояние. Противостояние Кораблева, Санькиного учителя, и Николая Антоновича Татаринова, двоюродного брата пропавшего капитана. Николай Антонович - холодный, расчетливый, эгоистичный человек. Еще учась в школе, Санька понимает, что в письме капитан Татаринов обвиняет именно Николая Антоновича в том, что он погубил экспедицию, снабдив ее некачественными продуктами.
Так же противостоят друг другу Санька Григорьев и Ромашов, его одноклассник. Ромашов очень похож на Николая Антоновича. Все их противостояние основывается на любви к женщине. Николай Антонович погубил своего брата из-за любви к его жене, Марии Васильевне. Кораблев тоже любит Марию Васильевну.
По той же причине Санька и Ромашов ненавидят друг друга. Но они влюблены в дочь капитана Татаринова - Катю.
Ромашов - трус; встретив в поезде Саньку, он наставляет на него пистолет, но боится нажать на курок. Когда же состав разбомбили, Ромашов бросает раненого Саньку Григорьева одного в лесу.
Их противостояние прослеживается на протяжении почти всего романа. Борьба добра и зла. Благородство и подлость. Любовь и ненависть. Вот те проблемы, которые сотни лет описывают писатели.
Из этого романа я понял, что у каждого человека должна быть цель, к которой он должен стремиться, преодолевая все трудности.

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Литература, 8

Учитель

Верткая Светлана Александровна

Тема урока

В.А.Каверин «Два капитана». Дороги, которые мы выбираем.

Урок внеклассного чтения.

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Формирование у подростков устойчивого интереса к чтению.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению основных проблем в романе;

Помочь в осмыслении сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию некоторых аспектов мировоззрения В.А.Каверина;

Учить анализировать поступки героев, формировать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал для ответа на вопрос;
-помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала

Способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся

Воспитывать лучшие человеческие качества: верность своему слову, честность в любви и дружбе, мужество в трудных жизненных ситуациях;

Через использование групповой, парной формы организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Демонстрационные: отрывок из фильма «Два капитана», созданные учащимися презентации

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Скайп, ноутбук, мультимедийный проектор, экран,

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент.

-эмоциональный настрой на урок

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений и вместе проведём урок!

Сегодня мы проводим урок в интерактивной форме.

Целеполагание.

-читает стихотворение

Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
Шоссе, что лежит по равнине,
Маршрут каравана в пустыне,
Путь воина к славе Отчизны,
И путь человека по жизни.

В. Остен «Дорога»

- задает вопросы

- создает ситуацию актуализации опыта обучающихся

- формирует мотивацию

О чем сегодня пойдет разговор?

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы продолжаем серьезный и важный разговор о таких высоких нравственных понятиях, как честь, долг, человеческое достоинство, патриотизм.

«Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности… Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», - как – то сказал поэт Булат Окуджава.
Не только вернуть этим словам их подлинный смысл, но и научить нас, людей, честности, порядочности, патриотизму и призван роман «Два капитана».

С творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке?

Познакомиться с биографией писателя и историей создания романа вам помогут ребята из творческой группы

- вспоминают все, что знают по данной теме

- формулирует первые гипотезы

- определяется в своих мотивах и целях

Возможные ответы обучающихся

Мы будем говорить о выборе жизненного пути.

О том, как выбранная дорога формирует мировоззрение, характер человека.

О нравственных понятиях: честность, порядочность, чести

Формулируют тему и цель урока

«Дороги, которые мы выбираем»

Ответ обучающихся:

- с В.А.Кавериным

демонстрируется презентация

обучающихся, выступающих в роли «Библиографа»и «Историка»

Личностные УУД :

Мотивация учения.

Познавательные УУД :

Анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что ещё неизвестно.

II . Стадия осмысления

Задачи:

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом;

Помочь учащимся активно воспринимать материал;

Помочь соотнести имеющиеся знания с новыми.

Функции:

1.Информационная: получение новых знаний по теме.

2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.

3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.

2.Подготовка к восприятию

Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу.

Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока, выявить уровень литературного кругозора в области обсуждаемых на уроке вопросов.

- предлагает опорный текст по теме;

- организует процесс чтения, обсуждения, понимания, дискуссии;

- поддерживает мотивацию и цели;

- учит работать сообща.

Кто прочитал роман «Два капитана»?

Понравился ли вам роман «Два капитана»?
- Что понравилось в романе больше всего?
- Как вы думаете, какая основная тема этого романа?

Назовите главных героев романа.

- включаются в процессы чтения, обсуждения, дискуссии;

- участвуют в групповом взаимодействии;

- подкрепляют и делают коррекцию своих целей;

- слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации;

- учатся работать сообща.

-отвечают на вопросы;

-озвучивают свои варианты:

- Это роман о настоящей дружбе, любви, о предательстве и честности, о достижении свой цели, чего бы этого не стоило.

- Саня Григорьев, Катя Татаринова, Иван Татаринов

Вопрос:

- Кто они: реальные лица или художественный вымысел?

Выступление обучающегося, выступающего в роли «Рассказчика»

Коммуникативные УУД:

Контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.Восприятие текста

Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.

Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности, с целью поиска ответа на главный вопрос урока: « Какие нравственные проблемы поднимает в романе В.А.Каверин »?

Читает начало романа: «Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором. Двор стоял у реки, и по веснам, когда спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так однажды мы нашли туго набитую письмами сумку ».

Какую же тайну предстоит разгадать главному герою – Сане Григорьеву?

В письме говорилось о капитане Татаринове и о его экспедиции. Расскажите, что вы узнали об этом из романа.

Капитан Татаринов и его экспедиция – это художественный вымысел. Однако он имеет под собой реальную основу.

- Какими качествами обладали первооткрыватели Северной Земли?

Таков и герой романа капитан Татаринов.

Путь к разгадке тайны капитана Татаринова и его пропавшей экспедиции будет нелегким, с бесчисленными препятствиями и опасностями, страданиями и разочарованиями, обидами и расставаниями.

Чей это путь?

Сане Григорьеву очень повезло, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей.

Просмотр заключительного фрагмента видеофильма: «Выступление Александра Григорьева с докладом об экспедиции капитана Татаринова в Географическом обществе».

Я думаю, здесь уместно привести слова академика Д.С.Лихачева: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы». Хочется продолжить: другие сберегут в своих сердцах добрую память и о самих людях.

-слушают чтение учителя

-отвечают на вопросы

В первом же абзаце завязка: почтовая сумка с размокшими письмами

- Из писем Саня Григорьев, маленький немой мальчик, впервые узнал о пропавшей экспедиции Татаринова.

Тайну этой экспедиции и предстояло ему раскрыть.

Ч 1, гл.1 «Письмо. За голубым раком», стр.8 – 9

-слушают чтение одноклассников;

-выполняют задания.

- Из романа мы узнали, что Иван Львович Татаринов – капитан шхуны «Святая Мария», который осенью 1912 года отправился в северную экспедицию. Долгое время экспедиция считалась пропавшей, судьба Татаринова была неизвестна. И только волею случая и настойчивости Александра Григорьева стало известно, что Татариновым были сделаны важные географические открытия. Была открыта новая земля, которую он назвал « Землей Марии» и которая впоследствии была открыта Велькицким и названа Северной Землей. Это был смелый, мужественный человек. Смыслом его жизни было служение родине. «Его девизом были слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» .

Слушают сообщение обучающегося, выступающего в роли «Географа»

Возможный ответ:

- Первооткрыватели Северной Земли люди мужественные, целеустремленные, жаждущие новых открытий, пренебрегающие опасностью, преданно служащие своей родине, честные и бескорыстные.

Ответ обучающихся :

- Это жизненный путь Сани Григорьева

Сообщение обучающегося, выступающего в роли «Литературоведа». Презентация.

Кластер «Герои романа»

Капитан Иван Татаринов

Иван Павлович Кораблев

Иван Иванович Пирогов

Петька

Валя Жуков

Саня Григорьев

Катя Татаринова

Гаер Кулий

Николай Антонович Татаринов

Ромашов

Вопросы аудитории.

- Кто из них вызывает восхищение, а кто презрение и жалость? Почему?

- Какую роль в судьбе Григорьева сыграл каждый из них?

- Какие качества характера сформировались у Сани Григорьева на пути преодоления трудностей? (огромная сила воли, твердость характера, высокое чувство долга, упорство, настойчивость, целеустремленность, честность)

- Удалось ли главному герою найти пропавшую экспедицию?

- Что помогло Сане раскрыть загадку экспедиции Татаринова?(

Обучающиеся высказывают свое мнение.

- Почему роман называется «Два капитана»?

( Два капитана - это два «ведущих по жизни»

капитан Татаринов и капитан Саня

Григорьев.

люди ищущие, решительные, отважные. Им хорошо известны такие понятия, как долг, честь, и все поступки они совершают согласно этим качествам)

Ожидаемые ответы.

- Судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану.

Обучающиеся слушают чтение эпилога романа.

Чудная картина открывается с этой высокой скалы, у подошвы которой растут, пробиваясь между камней, дикие полярные маки. У берега еще видна открытая зеркальная вода, а там, дальше, полыньи и лиловые, уходящие в таинственную глубину ледяные поля. Здесь необыкновенной кажется прозрачность полярного воздуха. Тишина и простор. Только ястреб иногда пролетит над одинокой могилой.

Льды идут мимо нее, сталкиваясь и кружась, – одни медленно, другие быстрее.

Вот проплыла голова великана в серебряном сверкающем шлеме: все можно рассмотреть – зеленую косматую бороду, уходящую в море, и приплюснутый нос, и прищуренные глаза под нависшими седыми бровями.

Вот приближается ледяной дом, с которого, звеня бесчисленными колокольчиками, скатывается вода; а вот большие праздничные столы, покрытые чистыми скатертями.

Идут и идут, без конца и края!

Заходящие в Енисейский залив корабли издалека видят эту могилу. Они проходят мимо нее с приспущенными флагами, и траурный салют гремит из пушек, и долгое эхо катится не умолкая.

Могила сооружена из белого камня, и он ослепительно сверкает под лучами незаходящего полярного солнца.

На высоте человеческого роста высечены следующие слова:

«Здесь покоится тело капитана И.Л.Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года.

«Бороться» (в том числе с собственными слабостями) - первая задача человека. «Искать» - значит иметь перед собой гуманную цель. «Найти» - это сделать мечту реальностью. А если будут новые трудности, то «не сдаваться».

Познавательные УУД:

Установление причинно- следственных связей;

Построение логической цепи рассуждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

Предвосхищение результата и уровня усвоения.

Познавательные УУД: -формулирование проблемы.

3.Работа над нравственной идеей текста

Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное.

Итак, прочитана и закрыта последняя страница романа. А расставаться с его героями не хочется, потому что это люди чести, долга, мужественные и уверенные, целеустремленные и находчивые. Такие люди вызывают у нас чувство восхищения и гордости. Рядом с такими людьми живется уверенно и спокойно. На таких людей хочется равняться. Хочется, чтобы они жили рядом с нами.

- Какое впечатление о романе у вас осталось?

- Что общего у романа «Два капитана» с нашим временем?

- Какие проблемы, затронутые в романе, перекликаются с проблемами нашего времени?

А сам писатель говорил, что "это роман о справедливости и о том, что интереснее (так и сказал!) быть честным и смелым, чем трусом и лжецом ". И еще он говорил, что это "роман о неизбежности правды".

-составляют синквейны;

-отвечают на вопросы.

Личностные УУД:

4.Творческая работа над текстом

Задача этапа: формировать представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте

Ребята, мы с вами познакомились с романом«Два капитана». Напишите, пожалуйста, сейчас письмо-обращение к одному из героев романа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало?

Давайте послушаем, что вы написали.

У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?

Выполняют письменную групповую работу:

1 группа – письмо рассказчику

2 группа – письмо Николаю Антоновичу Татаринову

3 группа – письмо Кате Татариновой

Представитель из группы читает письмо-обращение.

Обсуждают письма-обращения.

Познавательные УУД:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Личностные УУД:

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

III . Рефлексия

Задачи:

Помочь учащимся самостоятельно обобщить материал;

Помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала.

Функции:

1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.

2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Итог

Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения

Задача учителя : выяснить представления о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность обучающимся поразмышлять над уроком.

- управляет подведением итогов;

- ставит новые вопросы и задачи на будущее;

- оценивает деятельность обучающихся.

Давайте вспомним все, что мы говорили с вами в начале урока.

Подтвердились ли ваши предположения?

Какие они: два капитана?

Какие же нравственные проблемы поднимает Каверин в своём романе?

Прошло уже 70 лет после написания романа. Что-то изменилось в России с тех пор?

Как вы думаете: почему?

Вольфганг Казак писал о В.А.Каверине: « Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас - детективной увлекательностью и искусным построением" .

Как вы считаете, можно ли отнести эти слова к роману В.А.Каверина «Два капитана»?

Какие выводы вы сделали лично для себя?

Я думаю, что вы все поняли суть романа В.А.Каверина «Два капитана». Надеюсь, что сюжет произведения затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами, поднятыми в романе, и пробудил потребность в прочтении. Этого хотел добиться великий русский писатель 20 века – В.А.Каверин.

- суммируют в групповой работе весь изученный материал;

- задают вопросы;

- делают самооценку своей деятельности;

-отвечают на вопросы.

Мы говорили о выборе жизненного пути.

Да.

Люди чести, долга, патриоты своей родины.

Да.

Захотелось

Взаимооценка работы на уроке.

Регулятивные УУД:

Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД:

Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.

Домашнее задание

Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.

Время неумолимо движется вперед. Взлетают в небо современные космические корабли, открываются новые звезды, строятся дороги и города. Неизменно главным в жизни остаются такие понятия, как ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ПАТРИОТИЗМ. Не забывайте об этом.

В качестве домашнего задания я предлагаю написать сочинение – рассуждение на тему « Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так уж это необходимо? »

А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось прослушиванием песни Б.Окуджавы «Святое воинство»

Записывают задание в дневнике и в тетради.

Слушают песню.

что в образе Татаринова слилось три реальных человека, три капитана, три начальника русских морских экспедиций - Георгий Яковлевич Седов , Георгий Львович Брусилов и Владимир Александрович Русанов . Седов мечтал водрузить на Северном полюсе российский флаг, погиб на земле Франца-Иосифа....Брусилов хотел пройти Северным морским путем, погиб во льдах, Русанов, посвятивший себя делу освоения Арктики...погиб. И потому надгробная надпись на могиле Татаринова: «Здесь покоится тело капитана И. Л. Татаринова, совершившего одно из самых отважных путешествий и погибшего на обратном пути с открытой им Северной Земли в июне 1915 года. Бороться и искать, найти и не сдаваться ».

Книга.

2. Увлекательная, познавательная.

3. Помогает, раскрывает и доказывает.

4. Это неиссякаемый источник знаний.

5. Мудрость.

Роман

биографический, любовный, исторический;

повествует, раскрывает, волнует;

Роман читаю каждый день.

Жанр

Жизнь. Короткая, длинная. Веселиться, горевать, проживать. Дана всем, отнята другими. Сложно.

Один из путешественников, покоритель снегов, льдов Арктики датчанин Ф.Нансен сказал такие слова: «Много заманчивого, нераскрытого, таинственного хранят северные широты». Всегда они влекли к себе людей ищущих, решительных, отважных, о ком и говорит Ф.Нансен. Много имен мы не знаем и никогда не узнаем. В Арктике разворачивались драмы и трагедии. Здесь проявлялись разные черты человеческого характера: романтичность и героизм, величие человеческого духа и слабость, бескорыстие и тщеславие, смелость и трусость. Но что интересно: благодаря усилиям многих поколений полярников наших и зарубежных, мы знаем сегодня природу этого холодного ледяного края не хуже других регионов земного шара.

Что касается открытия Северной Земли. Северная Земля, о которой говорится в романе, была открыта в 1913 году А.И.Вилькицким в период Гидрографической экспедиции на Северный Ледовитый океан, проходившей с 1910 года по 1915 год. Своим рождением эта экспедиция обязана поражению России в русско-японской войне. Необходимо было иметь свой путь проводки кораблей в Великий океан, чтобы не зависеть от Суэцкого и других каналов теплых стран. Власти приняли решение создать экспедицию и тщательно обследовать наименее трудный участок от Берингова пролива до устья Лены, чтобы можно было пройти с востока на запад, от Владивостока до Архангельска или Петербурга. Для этой цели построили два корабля с металлическим корпусом «Таймыр» и «Вайгач». Начальником экспедиции был вначале А.И.Вилькицкий, а затем с 1913 года его сын Б.А.Вилькицкий. Они вели гидрографические изыскания только летом, а на зиму возвращались во Владивосток. В 1913 году 21 августа бы замечен огромный архипелаг, покрытый вечными снегами, севернее мыса Челюскин. Следовательно, от мыса Челюскин севернее не открытый океан. А пролив, позже названный проливом Б. Вилькицкого. Архипелаг первоначально был назван Землей императора Николая 2. Северной Землей он называется с 1926 года.

Это низкие, подлые, трусливые, завистливые люди. Для достижения своих целей они совершают бесчестные поступки. Они не останавливаются ни перед чем. У них нет ни чести, ни совести. Иван Павлович Кораблев называет Николая Антоновича страшным человеком, а Ромашова человеком, у которого нет совсем никакой морали. Эти два человека стоят друг друга. Даже любовь не делает их более симпатичными. В любви оба выступают эгоистами. Добиваясь цели, они ставят свои интересы, свои чувства превыше всего, не считаясь с чувствами и интересами человека, которого они любят, действуя низко и подло. (Николай Антонович и Ромашов)

Гаер Кулий - отчим Сани и его сестры. Это глупый, ленивый и жестокий человек. С назидательно – угрожающим видом он рассказывал детям историю из своего детства, как он пожаловался своему дяде на мать, которая помогала людям, а потом спокойно стоял и смотрел, как дядя избивал ее. Он служил на пристани в конторе, но его выгнали оттуда за какие – то темные дела. Он нигде не работал, « висел» у матери на шее и пытался учить и воспитывать детей. Он требовал, чтобы дети приходили к нему по утрам здороваться и говорить ему: «Доброе утро, папа», просили у него позволения сесть за стол и благодарить его за обед, хотя в семье работала только мама, а обед варила сестра. Потом он поступил в батальон смерти, поддерживающий Временное правительство. Когда же батальон был разбит красными, он бежал из города, спасая свою жизнь

Николай Антонович часто рассказывал о своем брате, которому он оказывал моральную и нравственную помощь, а тот оказался неблагодарным. Несмотря на приятную внешность, Николай Антонович был подлым, низким человеком. Об этом говорят его поступки. Он подговорил Ромашова подслушивать все, что о нем говорят в школе, и доносить ему. Он устроил целый заговор против Ивана Павловича Кораблева, желая выгнать его из школы, потому что ребята его любили и уважали и потому что он просил руки Марьи Васильевны, в которую сам был сильно влюблен и на которой хотел жениться. Именно Николай Антонович повинен в гибели своего брата Татаринова: это он занимался снаряжением экспедиции и сделал все возможное, чтобы она не вернулась назад. Он всячески мешал Григорьеву вести расследование по делу пропавшей экспедиции. Более того, он воспользовался письмами, которые нашел Саня Григорьев, и защитился, стал профессором. Стремясь уйти от наказания и позора в случае разоблачения, он подставил под удар другого человека, фон Вышимирского, когда были собраны все улики, доказывающие его вину. Эти и другие поступки говорят о нем как о человеке низком, подлом, бесчестном, завистливом. Сколько подлости он совершил в своей жизни, сколько ни в чем не повинных людей погубил, скольких людей сделал несчастными. Он достоин только презрения и осуждения.
С Ромашовым Саня познакомился в 4 школе – коммуне, куда его забрал Иван Павлович Кораблев. Их кровати стояли рядом. Мальчишки подружились. Сане не нравилось в Ромашове, что он все время говорит о деньгах, копит их, дает взаймы под проценты. Очень скоро Саня убедился в подлости этого человека. Саня узнал, что по просьбе Николая Антоновича Ромашка подслушивал все, что говорили о заведующем в школе, записывал в отдельную книжку, а потом за определенную плату доносил Николаю Антоновичу. Он рассказал ему и о том, что Саня слышал заговор педсовета против Кораблева и хочет обо всем рассказать своему учителю. В другой раз он грязно насплетничал Николаю Антоновичу про Катю и Саню, за что Катю отправили на каникулы в Энск, а Саню перестали пускать в дом Татариновых. Письмо, которое Катя написала Сане перед своим отъездом, также не дошло до Сани, и это тоже было делом рук Ромашки. Ромашка опустился до того, что рылся в чемодане Сани, желая найти на него какой – нибудь компромат. Чем старше становился Ромашка, тем больше становилась его подлость. Он дошел даже до того, что стал собирать документы на Николая Антоновича, своего любимого учителя и покровителя, доказывающие его вину в гибели экспедиции капитана Татаринова, и готов был продать их Сане в обмен на Катю, в которую был влюблен. Да что продать важные бумаги, он готов был хладнокровно убить товарища детства ради исполнения своих грязных целей. Все поступки этого человека низкие, подлые, бесчестные.


Саню обвиняют в том, что он является виновником смерти матери Кати и жены капитана Татаринова Марьи Васильевны, которой он открывает правду о Николае Антоновиче, ставшем ее мужем. От него отворачивается Катя, упрекает его и Иван Павлович Кораблев. Сане очень тяжело, и он говорит, что ему остается или умереть, или найти экспедицию капитана Татаринова, чтобы доказать свою правоту. И Саня сдержал свое слово: он нашел экспедицию капитана Татаринова.

Трудно представить, как бы сложилась жизнь Сани Григорьева, если бы на его пути не повстречался удивительный человек Иван Иванович Павлов. Однажды морозным зимним вечером в окно домика, где жили двое маленьких детей, кто - то постучал. Когда дети открыли дверь, в комнату ввалился обессилевший обмороженный человек. Это и был доктор Иван Иванович, бежавший из ссылки. Он прожил с детьми несколько дней, показывал детям фокусы, научил их печь картошку на палочках, а самое главное – научил немого мальчика разговаривать. Кто же мог знать тогда, что этих двух людей, маленького немого мальчика и взрослого человека, прятавшегося от всех людей, на всю жизнь свяжет крепкая верная мужская дружба.

Пройдет несколько лет, и они встретятся снова, доктор и мальчик, в Москве, в больнице, и доктор долгие месяцы будет бороться за жизнь мальчика. Новая встреча состоится в Заполярье, где будет работать Саня. Они вместе, полярный летчик Григорьев и доктор Павлов, полетят спасать человека, попадут в страшную пургу, и только благодаря находчивости и мастерству молодого летчика сумеют посадить неисправный самолет и проведут несколько дней в тундре среди ненцев. Вот здесь, в суровых условиях Севера, проявятся истинные качества и Сани Григорьева, и доктора Павлова.