Основными потоками в логистике являются. Финансовые потоки и их классификация

Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях.

Информационный поток -- это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей).

Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:

неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна.);

множественность подразделений -- поставщиков информации;

множественность подразделений -- потребителей информации;

сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;

множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;

многовариантность оптимизации информационных потоков.

Логистический информационный поток сам по себе является достаточно сложной системой и делиться на ряд составляющих: реквизит, показатель, документ и массив.

Реквизит -- элементарная единица сообщения. Реквизит характеризует количественную или качественную составляющую информационной совокупности. Так например, реквизиты -- наименование организации, наименование товара, цена товара, и т.п. Каждый реквизит может быть представлен совокупностью символов: цифровых, буквенных, специальных.

Документы, используемые в процессе управления, могут включать один или несколько показателей с обязательным удостоверением (подписью или печатью) лица, ответственного за содержащуюся в документах информацию. Поскольку получение исходных данных является сферой деятельности человека, то большинство документов создается на стадии сбора и регистрации данных, хотя немалая доля документов поступает в систему от внешних (вышестоящих и др.) организаций. Например, в бухгалтерском учете показатель, его основание является результатом счета, взвешивания и т.п. Он служит основой получения сводных бухгалтерских и статистических данных, которые в свою очередь будут входящей информацией при составлении статистических отчетов в разрезе организации, отрасли, региона и т.д.

Массив представляет собой совокупность однородных данных, имеющих единую технологическую основу и объединенные единым смысловым содержанием. Данные (процессы, явления, факты, и т.п.) представленные в формализованном виде, пригодном для передачи по каналам связи и для обработки на компьютере. Основными элементами массивов, определяющими их содержание, являются записи.

Записи - это элементы массива, которыми оперируют пользователи при обработке информации. Элементами записей, имеющих единое смысловое значение, являются информационные поля.

Данные, принадлежащие к одному массиву, записываются по общим правилам (в соответствии с технологией накопления, хранения и обработки данных, принятой в организации). Тип массива определяется его содержанием (например, массив материальных нормативов, массив поставщиков материалов), функциями в процессе обработки данных (входной, выходной, промежуточный массивы). Информационный массив, снабженный символическим именем, однозначно определяющим его в информационной системе, называется файлом.

Исходя из неоднородности и множественности поставщиков и потребителей логистических информационных потоков, а также руководствуясь главной целью классификации -- упорядочением логистических информационных потоков, первым шагом в классификационной группировке является деление по признаку, позволяющему образовать однородные по видам деятельности (или по функциям) информационные потоки.

Известно, что информационный поток, как правило, выражается в определенном виде документации (накладные, счета-фактуры, приказы и пр.). В соответствии с существующим делением документации по видам деятельности, логистические информационные потоки могут быть классифицированы на:

§ распорядительные (приказы, распоряжения);

§ организационные (инструкции, протоколы, положения);

§ аналитические (обзоры, сводки, докладные записки);

§ справочные (справки);

§ научные (статьи, рефераты);

§ технические (документации по технике безопасности).

Передача и прием информационных потоков осуществляется с помощью носителей памяти человека, документа, магнитного носителя, устной речи и т.п. По виду носителя информации логистические информационные потоки могут быть переданы на бумажные, электронные, смешанные. Носитель информации -- это любое материальное средство, фиксирующее информацию. В настоящее время для регистрации информации используются бумажные и электронные носители. Информационный поток может состоять из бумажных и электронных носителей, которые дублируют или дополняют друг друга.

Для того, чтобы человек мог воспринять любой вид информации, должна быть осуществлена её индикация. В зависимости от индикации информационные потоки делятся на:

цифровые (цифровая запись в документе, цифровое изображение на мониторе);

алфавитные (словесная запись в документе, на экране монитора);

символические (условное изображение на чертежах, организационных схемах);

предметно-визуальные (телеизображение, фотография).

Структура информационных потоков определяет их однородность и неоднородность. Однородные информационные потоки характеризуются единым видом носителя, единой функциональной принадлежностью, единым видом документационного сопровождения. Неоднородные информационные потоки соответственно не отвечают всем вышеперечисленным требованиям.

По периодичности информационные потоки делятся на:

· регулярные - соответствующие регламентированной во времени передаче данных;

· оперативные -- обеспечивающие связь в любой необходимый момент времени.

По степени взаимосвязи информационные потоки делятся на:

· взаимосвязанные;

· невзаимосвязанные.

Степень взаимосвязи характеризуется количеством видов информации, взаимосвязанных с данным видом информации.

По объему информационные потоки делятся на:

· малообъемные;

· среднеобъемные;

· высокообъемные.

Объем информации измеряется количеством символов (алфавитных, цифровых и служебных знаков) или байтов.

Выделяют виды информационных потоков в зависимости:

От вида связываемых потоком систем:

· горизонтальный - поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления управления;

· вертикальный - поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы.

От места происхождения:

· внешний - поток, протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде;

· внутренний - поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы либо одной из подсистем.

От направления потока:

· входной - поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем;

· выходной - поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы либо одной из подсистем.

От срочности:

· обычные;

· срочные;

· очень срочные.

От степени секретности:

· обычные;

От значимости почтовых сообщений:

· простые;

· заказные;

· ценные.

От скорости передачи:

· традиционные (почта);

· быстрые (факс, эл.почта, телеграф, телефон...).

От области охвата:

· местные;

· иногородние;

· дальние;

· международные.

Для обработки информационных потоков современные логистические системы имеют в своем составе информационный логистический центр. Задача такого центра - накопление получаемых данных и их прагматическая фильтрация, т. е. превращение в информацию, необходимую дли решения логистических задач. При этом связь центра с источниками информации может быть односторонней, двусторонней и многосторонней. Современные логистические системы используют последний способ связи.

Таким образом, логистика оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).

Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов квантов информации.

К такой информации относятся:

· телефонограммы и факсы;

· накладные, поступающие вместе с товаром;

· информация о поступлении и размещении грузов на складах;

· данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;

· изменения в динамических моделях состояния запасов;

· библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек;

· различная нормативно-справочная производственная информация;

· изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании;

· текущие сведения о производственных мощностях;

· текущие сведения о поставщиках и продуцентах;

· изменения в динамических моделях портфеля заказов;

· текущие сведения о незавершенном производстве;

· данные о планах выпуска;

· текущие данные о складах;

· данные об объемах и видах готовой продукции;

· данные о фактическом сбыте продукции потребителям;

· данные о финансовых потоках.

Таким образом, информация, создающаяся, хранящаяся, циркулирующая и используемая в логистической системе, может быть признана полезной, если возможно ее включение в текущие производственно-сбытовые процессы.

Для успешной и эффективной реализации логистического управления на основе анализа информационных потоков необходимы определенные факторы и предпосылки, а именно:

· наличие соответствующих информационных характеристик процесса;

· адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистического управления;

· организационные формы и система методов логистического управления;

· возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативного получения обратной связи по результатам логистической деятельности.

Информационный поток определяется следующими параметрами:

1. Источником возникновения.

3. Скоростью передачи, т. е. количеством информации, передаваемой в единицу времени.

4. Общим объемом, т. е. общим количеством информации, образующей данный поток.

Разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы. В каждой из этих функциональных подсистем реализуются материальные потоки, соответствующие целям, обеспечиваемым этими подсистемами. Информационные потоки объединяют эти подсистемы в единое целое, так что отдельные цели каждой подсистемы подчиняются общей цели всего производственно-сбытового комплекса. Именно это является основной концепцией логистики.

Информационные потоки в логистике нужно формировать, отвечая на следующие вопросы:

чем вызвана необходимость в данной информации (а не кем поставлена соответствующая задача);

на какую внутреннюю информацию можно рассчитывать, насколько она полна и достоверна;

какие реальные данные внешней информации можно фактически получить, каким образом и какую вторичную информацию можно достоверно использовать;

какую технику, кадры и ресурсы можно применить при создании и использовании информационных потоков;

каковы требования к степени оперативности получаемой информации, к ее долговечности.

Виды информационных потоков, циркулирующих в логистических системах, имеют некоторое отличие от всех других видов потоков. Отличие состоит в самом объекте движения - обмене информации между различными звеньями логистической системы.

2. 4 Используемые виды информационных потоков (Связь информационного потока и материального)

Главным условием процесса управления материальными потоками является обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т. е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т. д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный поток.

Также информационный поток может двигаться в противоположную сторону относительно материального. Информационный поток, двигающийся навстречу материальному, может быть не только предваряющим, но и отстающим. Например, поток информации, образованный документами о результатах приемки или отказе в приемке груза, различными претензиями, гарантийными документами и др.

Информационные потоки могут опережать, отставать или быть синхронными с соответствующими материальными потоками. Каждый из этих типов информационных потоков может двигаться в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, быть встречным ему или же двигаться в не совпадающем с ним направлении.

Каждый тип информационного потока характеризуется своим F сочетанием этих двух качеств. Соответственно можно назвать следующие разновидности информационных потоков:

· опережающие с совпадающим направлением;

· опережающие встречные;

· опережающие, различающиеся по направлению;

· синхронные с совпадающим направлением;

· синхронные встречные;

· синхронные, различающиеся по направлению;

· отстающие с совпадающим направлением;

· отстающие встречные;

· отстающие, различающиеся по направлению.

Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока. Информационный поток характеризуется следующими показателями:

· источник возникновения;

· направление движения потока;

· скорость передачи и приема;

· интенсивность потока и др.

Движущийся информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе. Опережающий информационный поток в прямом направлении -- это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящее через это рабочее место, а также без определения необходимой скорости её обработки.

Оперативно и качественно управлять информационным потоком можно посредством следующих операций:

переадресация информационного потока;

ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

уменьшая или увеличивая объем информации на отдельных участках прохождения информации;

ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Тверской государственный университет

по дисциплине

«Транспортная логистика»

«Поток и запас как главные категории логистики»

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......4

ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ………………………………………………..5

Материальные потоки

Информационные потоки

Финансовые потоки

Потоки услуг

ЗАПАСЫ В ЛОГИСТИКЕ……………………………………………..11

Резервные запасы для коррекции предложения и спроса

Типы запасов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………16

Введение

Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.

Объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а также сопутствующие ему информационные, финансовые, сервисные потоки, рассматриваемые в подчиненном плане как генерируемые исследуемым материальным потоком.

Предметом изучения логистики, как науки по управлению потоками материальных ресурсов, являются движение материальных ресурсов в пространстве и времени. Поэтому понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Принято считать, что материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного_потребления. Глобальная цель логистики – это уменьшение запасов, ацель логистического подхода - сквозное управление материальными потоками.

    Потоки в логистике

Под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Объектом изучения логистики как науки являются материальные потоки и соответствующие им финансовые и информационные потоки. При этом понятие материальный поток является ключевым в логистике.

1.1. Материальные потоки

Материальный поток – это материальные ресурсы, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Например, движение материального потока, поступающего на склад в рабочее время, может быть сразу направлен на хранение или предварительно пройти приемку. В выходной день, прибывший груз размещают в приемочную экспедицию. В первый рабочий день из приемочной он переходит на склад. В конечном итоге весь товар перемещается на участок хранения. Далее товар перемещается различными способами на участок хранения.

На Рис. 1 стрелками показаны различные варианты перемещения груза от участка разгрузки до участка хранения и далее до участка погрузки.

Рис.1

По ходу движения с грузом происходят различные операции: разгрузка, укладка в соответствующую тару, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т.д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени (месяц, год), представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

Размерностью материального потока является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м 3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). Материальный поток может рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом.

Существует большое разнообразие материальных ресурсов, продукции и операций с ними. Поэтому параметрами материального потока может быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др.

    отношение к предприятию,

    натурально-вещественный состав потока,

    количество образующих поток грузов,

    удельный вес образующего поток груза,

    степень совместимости грузов,

    консистенция грузов.

По отношению к предприятию груз различают:

Внешний - протекает во внешней для предприятия среде и имеют непосредственное к нему отношение.

Внутренний - образуется в результате операции внутри предприятия.

Входной - поступает из внешней среды и может определяться суммой величины материальных потоков при разгрузке груза.

Выходной - поступает из предприятия во внешнюю среду. «Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, отслеженные при выполнении операции по погрузке различных видов транспортных средств. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу и т. д. В табл. 1 приведена одна из возможных классификаций материального потока.

Таблица 1

Классификация материальных потоков

Признак

классификации

Вид МП

Описание

Отношение к ЛС и ее звеньям

Состоит из грузов, имеющих отношение к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среде

Внутренний

Образуется в результате выполнения ЛО с грузом внутри ЛС

Поступает в ЛС из внешней среды

Выходной

Поступает из ЛС во внешнюю среду

Ассортимент

Одноассортиментный, многоассортиментный

Количество груза

Массовый

Возникает при транспортировке грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом, колонной автомашин, караваном судов и т.д.

Возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

Промежуточный между крупным и мелким МП (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)

Возникает при транспортировке такого количества грузов, которое не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

Тяжеловесный

В процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например, металлы

Легковесный

Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия

Степень совместимости

Несовместимые

Такие МП нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания

Совместимые

Могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Консистенция груза

Насыпной

Перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Их главное свойство – сыпучесть (например, зерно)

Навалочный

Перевозится без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью

Тарно-штучный

Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать

Наливной

Перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других ЛО специальных технических средств

Номенклатура

Однопродуктовый, многопродуктовый

Определенность

Детерминированный

Все параметры полностью известны

Стохастический

Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной

Непрерывность

Непрерывный

Потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

Дискретный

МП, не являющиеся непрерывными

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный и финансовый потоки.

Потоки в логистических системах

2.1. Понятие материального потока

Человек может смотреть бесконечно на горящий огонь, текущую воду и работающего человека. Все перечисленное относится к потокам. Поток – это количество вещества, информации, денежных средств, перемещаемых в единицу времени.

Основополагающим в логистических системах является материальный поток, образующийся в результате выполнения перевозки, хранения, комплектации и выполнения других логистических операций на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя, включая обратные и возвратные потоки.

В определенные моменты времени материальный поток может быть запасом сырья, полуфабрикатов, незавершенного производства или готовой продукции, в том случае, если материальный поток находится в состоянии покоя.

Для удобства управления поток рассматривают в виде дроби, в числителе которой единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и др.) – т/год; м 3 за месяц и т. д.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного подхода заключается в следующем. Управление единичными потоками на предприятии или между предприятиями при традиционном управлении осуществляется разрозненно. Специфика логистического подхода заключается в управлении единым материальным потоком на уровне предприятия или группы предприятий службой логистики.

В классификации материальных потоков выделяют следующие основные группы.

Группа 1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внутренним и внешним, входящим и выходящим (рис. 3).

Группа 2. По ассортименту материальные потоки подразделяются на одновидовые и многовидовые. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем смешанным ассортиментом, будет существенно отличаться от процесса в картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

Рис. 3. Материальные и информационные потоки по отношению к предприятию

Группа 3. В зависимости от вида транспорта различают материальные потоки на железнодорожном, автомобильном, водном, воздушном и других видах транспорта.

Группа 4. По габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам грузов, составляющих потоки:

– тяжеловесные грузы (не обеспечивают полного использования грузовместимости транспортного средства, масса одного грузового места больше 500 кг);

большой массы (масса одного грузового места от 100 до 500 кг);

– легковесные грузы (не обеспечивают полного использования грузоподъемности транспортного средства, масса одного грузового места менее 100 кг);

– негабаритные грузы (высота одного грузового места более 3,8 м, ширина – более 2,5 м, длина – больше длины грузовой площадки);

– сыпучие грузы (перевозимые навалкой); наливные грузы (перевозимые в цистернах, бутылях и других специальных емкостях);

– штучные грузы (единицей измерения которых являются штуки); тарно-штучные грузы (измеряются количеством тары – мешков, ящиков, рулонов).

Группа 5. По способу затаривания при транспортировке различают потоки: в контейнерах; на поддонах (паллетах); в цистернах.

Группа 6. По характеру движения грузов в пространстве и времени различают:

– непрерывные материальные потоки, которые образуются при перемещении грузов с помощью трубопроводного транспорта;

– дискретные материальные потоки.

Большинство материальных потоков в сферах производства и товарного обращения являются дискретными в пространстве и времени.

Группа 7. По степени детерминированности параметров потока:

– детерминированные материальные потоки – с полностью известными параметрами;

– стохастические материальные потоки. Если хотя бы один из параметров потока не известен или является случайной величиной.

– Группа 8. По количественному признаку материальные потоки делятся на:

– массовые потоки, возникающие в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств, например железнодорожный состав;

– крупные потоки – несколько автомашин, к примеру, автоколонна;

– средние потоки образуют грузы, поступающие одиночными полностью загруженными транспортными средствами;

– мелкие потоки – образуются количеством грузов, не позволяющих полностью использовать грузоподъемность или грузовместимость транспортного средства.

Группа 9. По принадлежности к функциональной области логистики (в сфере снабжения, производства или сбыта товаров и т. д.).

Изучение составляющих частей материального потока и особенностей его перемещения на уровне предприятия или между предприятиями позволяет обнаружить «узкие места» и является первым этапом в оптимизации физического товародвижения. При этом материальный, информационный, финансовый и сервисный потоки следует рассматривать как единое целое.

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

Тема 10. Денежные потоки предприятий

автора

Тема 8 Транспортное обеспечение в логистических системах 8.1. Сущность транспортной логистики Транспортная логистика – это оптимизация управления транспортировкой грузов, то есть выполнения операций перемещения и хранения сырья, полуфабрикатов, объектов

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 9 Управление запасами в логистических системах 9.1. Причины создания запасов Запасы – это количество сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, товаров по каждой номенклатурной позиции, хранимое на складах в единицу времени для обеспечения бесперебойности процессов

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 11 Информационное обеспечение в логистических системах 11.1. Информационные технологии в логистике Доставка товаров в сферах производственного и товарного обращения связана с постоянным обменом информацией между участниками логистического процесса.В настоящее

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

13.2. Классификация логистических систем Логистические системы по масштабу деятельности подразделяются на макрологистические, мезологистические и микрологистические.Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, объединяющая

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Раздел 4 Подходы к совершенствованию логистических

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

19.1. Анализ и проектирование логистических систем Анализ логистических систем – это процедуры исследования, выработки, обоснования и принятия решений в процессе проектирования логистической системы предприятия. Включает в себя совокупность методов формирования и

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

19.3. Контроллинг в логистических системах Усложнение процессов планирования, появление новых подходов к планированию и контролю является основной причиной появления контроллинга.Контроллинг – это концепция поддержки управления предприятием на основе системы

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 22 Взаимодействие видов транспорта в мультимодальных системах 22.1. Особенности мультимодальных систем транспортировки Организация доставки грузов в международном сообщении предполагает взаимодействие продавцов, покупателей, экспедиторов, интермодальных

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 23 Транспортная экспедиция в мультимодальных системах 23.1. Понятия «транспортная экспедиция» и «экспедитор» в международной торговле При транспортировке грузов возникает необходимость выполнения целого ряда дополнительных, сопутствующих операций, которые носят

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 25 Управление рисками в транспортных системах 25.1. Сущность риска в транспортных системах Слово «риск» – испанско-португальского происхождения и означает «подводная скала». Риск в коммерческой деятельности в целом можно рассматривать с двух противоположных

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

2.8. Определение логистических расходов на транспорте. Транспортные тарифы. Логистические расходы на транспорте прежде всего складываются из стоимости транспортировки грузов на различных видах транспорта, которая определяется тарифом или фрахтовой ставкой. Тариф –

Из книги Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок автора Никифоров Валентин

3.3. Проблемы при создании логистических информационных систем В течение последних лет бурно развиваются основанные на информатике так называемые новые логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Развитие

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток.
Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями, начиная от первичного источника, сырья и вплоть до конечного потребителя. Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Материальный поток — продукция, которая включает различные изделия, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных технологических операций (погрузка, перевозка, разгрузка, переработка, сортировка, укладка на хранение и т.д.) и отнесенная к определенному временному интервалу (рис. 1).
Также материальные потоки можно определить как находящиеся в состоянии движения различные виды продукции (материальные ресурсы, незавершенное производство, произведенная продукция), к которым применяются логистические действия, связанные с физическим перемещением в пространстве и времени (погрузка, разгрузка, переработка, хранение, сортировка и т.п.). Если продукция не находится в состоянии движения, а находится в положении ожидания, то она относится к запасу.


Рис. 31. Структура материального потока
К материальным ресурсам относятся предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, топливо, запасные части, отходы производства. Незавершенное производство — продукция, незаконченная производством в пределах данной организации (предприятия), которая имеет обыкновение скапливаться или задерживаться в производстве, «переходниках» (т.е. между цехами или участками). Готовая продукция — продукция, прошедшая полный технологический (производственный) цикл в данной организации, полностью укомплектованная, сданная на склад готовой продукции или отгруженная потребителю (рис. 2).


Рис. 2. Структура состояния продукции
Задача логиста состоит в том, чтобы достичь оптимума значений логистического потока как в процессе его движения (оптимальный объем производства), так и в состоянии запаса (оптимальный объем продукции на складе). Оптимизация потока в процессе движения касается значений издержек и времени (производственного или коммерческого цикла). Издержки имеют стоимостное измерение, а время характеризует продолжительность производственного или коммерческого циклов. Оптимизация запасов предполагает значения уровней запасов (объем), их структуру и движения (обновления) запасов.
По мере продвижения по логистической цепи качественный и количественный состав потока меняется. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производствами движутся, как правило, массовые однородные грузы. В деревообрабатывающей промышленности это пиловочник — бревна различных пород древесины. По мере продвижения материальный поток все более трансформируется в различные виды сырья и продукции. Из пиловочника изготавливают пиломатериал, например, для срубов. Более разнообразными становятся характеристики материального потока. В конце цепи материальный поток представлен различными, приспособленными к индивидуальным запросам, готовыми к потреблению товарами. Внутри отдельных производств также имеют место материальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. И у каждого из этого подвида материальных потоков — свои характеристики — временные и стоимостные.
Таким образом, в ходе логистического процесса материальный поток начинается с сырья, а затем доводится до предприятия, где совершается его «волшебное превращение» в продукцию по мере прохождения через цепь технологических участков. По завершении производственного процесса с помощью транспортных средств и складских операций готовая продукция доставляется потребителю.
Для характеристики интенсивности материальных потоков используется показатель размерности материального потока, который представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.): R = n:t.
Чем выше показатель, тем выше интенсивность потока, что свидетельствует о хорошей организации логистики.
В целом логистическая оптимизация материального потока — это комплекс экономико-математических задач, в результате решения которых может быть создана интегрированная система, обеспечивающая экономический выигрыш за счет качественного изменения управления материальным потоком.

Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.

Поток в логистике: понятие, особенности, типы

Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.

Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.

Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .

Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).

Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:

1. По направленности движения:

  • входной поток – приходит в логистическую систему из внешней среды (например, закупка заводом комплектующих);
  • выходной поток – наоборот, исходит во внешнюю среду из логистической системы (например, отгрузка выполненного заказа).

2. По отношению к логистической системе:

  • внутренний поток – протекает внутри нее (например, перемещение заготовки по цеху в процессе ее обработки);
  • внешний поток – движется во внешней среде (например, перевозка товаров со склада в магазины). Но к внешним относятся не любые потоки, протекающие вне логистической системы, а только те, к которым организация имеет какое-либо отношение!

3. По степени сложности внутренней структуры:

  • простой (дифференцированный, однопродуктовый) поток – состоит из однородных объектов (например, поток одинаковых заготовок для штамповки);
  • сложный (интегрированный, многопродуктовый) поток – включает в себя разнородные непохожие объекты (например, поток разнообразных радиотехнических деталей: резисторов, конденсаторов, транзисторов).

4. По степени определенности:

  • детерминированный (определенный) поток – все его характеристики известны или заранее заданы (например, регламентированный процесс отпуска готовой продукции со склада предприятия);
  • стохастический (неопределенный) поток – как минимум один его параметр неизвестен, либо не поддается контролю, будучи случайной величиной (например, нельзя точно рассчитать число машин движущихся на отрезке трассы в некий момент времени).

5. По степени непрерывности:

  • непрерывный поток – за определенный промежуток времени (минуту, час, день) через некий пункт траектории протекания потока проходит фиксированное и/или ненулевое количество объектов (например, непрерывно движущийся конвейер с молочными тетрапаками);
  • дискретный (прерывистый) поток – объекты по траектории перемещения потока движутся с интервалами, паузами, перерывами (например, поставки сырья с определенным интервалом, допустим, раз в месяц).

6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:

  • твердый тарно-штучный – груз транспортируется без защитной оболочки, либо в ящиках, упаковках, контейнерах, бутылках, мешках; причем в обоих случаях его можно точно сосчитать поштучно (например, кирпичи на деревянных поддонах);
  • твердый навалочный – это сухой сыпучий груз, обычно минерального происхождения, перевозимый уже без какой-либо тары, навалом, и имеющий тенденцию к спеканию или слеживанию (примеры навалочных грузов: кварцевый песок, минеральная соль, уголь);
  • твердый насыпной – транспортируется также без упаковки в особо оборудованных транспортных средствах (специальные контейнеры, вагоны бункерного типа), обладает сыпучестью (примеры насыпных грузов: щебень, гравий, зерно);
  • жидкий, наливной груз - транспортируемый в цистернах или специализированных наливных судах (например, молоко, керосин, нефть);
  • газообразный груз – транспортируется в закрытых емкостях, цистернах; часто с соблюдением мер предосторожности (т.к. газ бывает взрыво- и пожароопасным). Примеры: бутан, кислород, метан.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.

Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.

Информационный поток в логистике и его виды

В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.

При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.

Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.

Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.

Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :

1. По типу носителей информации:

  • потоки на традиционных бумажных носителях (записки, документы, письма);
  • потоки на цифровых носителях (флеш-карты, компакт-диски);
  • потоки электронных каналов связи (компьютерные и телефонные сети).

2. По назначению информации:

  • директивные - передают приказы, указания; играют управляющую функцию;
  • нормативно-справочные - нормы, стандарты, различная справочная информация;
  • учетно-аналитические - контрольные параметры, бухгалтерская информация, аналитические данные;
  • вспомогательные потоки - все остальное, информация полезная, но не первостепенной важности.

3. По режиму обмена информацией:

  • потоки «онлайн» - данные передаются через телекоммуникационные сети в режиме реального времени;
  • потоки «оффлайн» - данные передаются вне сети, устно или посредством бумажных документов, писем.

4. По способу передачи информации:

  • почтовой службой;
  • курьером в руки;
  • телефоном или факсом;
  • электронной почтой (e-mail);
  • интернет-мессенджерами.

5. По степени открытости (секретности):

  • открытые потоки (доступны всем);
  • закрытые потоки (доступны только внутри фирмы, подразделения);
  • секретные (конфиденциальные) потоки.

Финансовые потоки и их классификация

Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.

Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.

Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.

Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.

Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:

1. По назначению:

  • закупочные (закупка сырья и материалов);
  • трудовые (оплата труда рабочих);
  • инвестиционные (приобретение ценных бумаг);
  • товарные (покупка товаров розничной сетью для реализации).

2. По направлению хозяйственных связей:

  • горизонтальные потоки - циркуляция финансов между одноуровневыми звеньями;
  • вертикальные потоки - циркуляция финансов между звеньями находящимися на различных уровнях иерархии.

3. По форме расчета:

  • денежные – движение наличности;
  • информационно-финансовые – переводы в безналичной форме;
  • учетно-финансовые – протекают при формировании материальных затрат в процессе производства.

Сервисные и другие виды потоков в логистике

Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.

Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.

К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.

Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .

Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.

Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на