Кем был матфей до апостольства. Смотреть что такое "Левий Матфей" в других словарях

Святой апостол и евангелист Матфей, иначе называвшийся Левием, сыном Алфея, до своего избрания в число ближайших учеников Иисуса Христа был мытарем, то есть сборщиком податей. В глазах евреев он был подобен язычнику и грешнику, так как те из евреев, кто занимал такую должность, был приставлен к ней чужеземными римскими правителями, и, как правило, злоупотреблял своей властью, притеснял и грабил еврейское население. Однако Матфей, будучи мытарем, тем не менее отличался даже среди правоверных иудеев высокими нравственными качествами, и Господь провидел в нем Своего истинного последователя.

Благовестие Христово открыло ему истинный путь ко спасению, совершенно отличный от внешней фарисейской праведности. Согласно преданию, святой апостол и евангелист Матфей проповедовал Евангелие среди иудеев в Палестине, а после Вознесения Господня удалился в Эфиопию, где принял мученическую смерть.

[Архимандрит Марк (Петровцы). Священное Писание Нового Завета .]

Он жил в Капернауме и занимался сбором пошлин в таможне, к-рую учредил там тетрарх Ирод Антипа. Призванный Господом на служение, Матфей пригласил Его в свой дом, где собрались его товарищи по профессии (9:9-13). Других достоверных сведений о Матфее нет. В Мк 2:14 мытарь назван Левием Алфеевым, а в Лк 5:27 Левием (в списке апостолов - Матфеем - Лк 6:15). По-видимому, Левий было собственным именем мытаря, а Матфей (евр. Матайя - дар Господень) - прозвищем (ср.: Симон-Петр) или вторым именем (ср.: Иосиф Варнава). Если отца Левия, Алфея, можно отождествить с отцом Иакова Алфеева (Мк 3:18), то первые были братьями, как сыновья Зеведеевы. Профессия Матфея «требовала от него умения говорить и писать как на арамейском, так и на греческом, а возможно, и на латинском языках» (Д. Стэнли). Своей известностью ап. Матфей обязан тем, что раньше других записал слова Иисусовы. Принимая 1-е Евангелие в сохравнившемся греч. варианте, Церковь тем самым признала его боговдохновенность.

[Прот. Александр Мень. Словарь по библиологии.]

Матфей св. — апостол и евангелист, автор первого канонического евангелия. В число двенадцати апостолов он призван был с должности мытаря, т. е. сборщика пошлин, — самого унизительного для иудея положения (Матф. IX, 9). Сначала он носил имя Левия, но впоследствии постоянно назывался Матфеем. По свидетельству Климента Александрийского, Иринея, Евсевия и др., он в течение 15 лет по вознесении проповедовал иудеям в Иepyсалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам — к эфиопам, македонянам, персам. По преданию, он потерпел мученическую кончину. Память его чтится 16 ноября.

Имя «Матфей» – иудейского происхождения и означает «дар Яхве». Человек с таким именем упомянут в перечне Двенадцати апостолов в синоптических Евангелиях (Мф 10,3, где он к тому же назван «мытарем»; Мк 3,18 и Лк 6,15) и в Книге Деяний (Деян 1,13). Кроме того, в Евангелиях от Марка (Мк 2,13-17) и Луки (Лк 5,27-32) рассказано о призвании Иисусом мытаря (сборщика податей) по имени Левий (Алфеев, т.е. сын Алфея), а в Мф 9,9-13 в той же истории фигурирует человек по имени Матфей. Принято считать, что Матфей и Левий Алфеев – это одно и то же лицо. Церковная традиция приписывает ему составление канонического Евангелия, которым открывается свод книг Священного Писания Нового Завета.
В остальном о жизни и служении апостола Матфея сохранилось очень немного сведений. По одним источникам он проповедовал в Эфиопии, где и принял мученическую кончину около 60 г. Но другие предания называют местом его смерти город Иераполис в Малой Азии или селение Гонио в Грузии (Аджарии) в 15 км к югу от Батуми и в 5 км к северу от турецкой границы. Так и его гробница по одной версии находится в Гонио, а по другой – в итальянском городе Салерно.
считается небесным покровителем бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.

Три первых Евангелия включают рассказ о призвании мытаря Левия – будущего апостола Матфея, и помещают его сразу же после истории об исцелении расслабленного в Капернауме. По всей видимости, в тот же самый день, когда произошло исцеление, или днем позже, Иисус в окружении толпы людей направился к берегу озера (Мк 2,13). Путь лежал мимо таможни, где взимали налог за перевоз товаров из одной провинции в другую. Небольшой порт Капернаума как раз считался «пограничным». Отсюда товары переправлялись в провинцию Перея, располагавшуюся по другую сторону Галилейского озера.
Мытарь (таможенник) Матфей служил Ироду. Он не был облечен властью, а лишь собирал налоги. Его профессия не была в почете, лучше сказать, была в презрении у всех набожных иудеев, хотя кому-то из них и казалась соблазнительной: работая в таможне, легко можно было обогатиться. Можно предположить, что Матфей имел в таможне хорошую должность Об этом свидетельствует то обстоятельство, что он был в состоянии устроить в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними (Лк 5,29).

Иисус, заметив Матфея, предложил ему последовать за Собой. А тот встал и последовал за Ним (Мф 9,9). Иначе говоря, дал немедленный и великодушный ответ. Наверняка, Матфей и раньше был знаком с Иисусом. Он давно ждал этого знаменательного мгновенья, а потому, ни секунды не колеблясь, оставил всё и принял приглашение. О том, что происходило в его душе, знает лишь один Господь Бог. А о том, чем так привлек его Иисус, мог бы поведать лишь сам Апостол. Но, так или иначе, он оставил свою конторку и последовал за Господом. Выявив решительную твердость и немедленно отказавшись от всех мирских интересов, он своим совершенным послушанием доказал, что Господь призвал его вовремя.

Желая отметить день своего призвания и поблагодарить за него, святой Матфей устроил в своем доме большое пиршество и пригласил на него своих друзей, многие их которых считались «грешниками». Происходящее иллюстрирует, насколько безмерной была радость вновь призванного Апостола. Казалось бы, как можно не радоваться такому призванию стать ближайшим учеником Господа – этому величайшему из возможных сокровищ!? Но ведь Иисус предстал тогда перед вчерашним мытарем отнюдь не в сиянии Своей небесной славы, а в смиренном облике бродячего проповедника, которого вовсе не жаловала духовная и светская «элита» того времени. И если принять во внимание те жертвы, с которыми сопряжено подлинное следование за Христом, то легко можно и опечалиться, подобно богатому юноше, не пожелавшему расстаться со своим большим имением (ср. Лк 18,18). Тот юноша думал лишь о том, что он теряет. А Левий-Матфей терял больше, чем большинство других апостолов. Те, будучи рыбаками, могли в любой момент вернуться к кормившему их промыслу, а вот покинувший свой пост таможенник едва ли мог рассчитывать на возвращение на свое «теплое местечко», наверняка тут же занятое другим человеком. И, тем не менее, Матфей не только не проявил колебаний (он последовал за Учителем «тотчас»), но и публично выказал свою великую радость по поводу происшедшего.

Апостол Матфей дал исключительной силы свидетельство о жизни и деятельности своего Наставника. Он вошел в круг Двенадцати , следовавших за Христом везде, куда бы Он ни пошел. Он слушал Его проповеди, был свидетелем совершенных Им чудес, участвовал в Тайной Вечере, где было установлено таинство Евхаристии, а из уст Господа прозвучало Его завещание, в центре которого – заповедь любви. Он сопровождал Христа в Гефсимании, а потом бежал с другими учениками и оставил Учителя одного. Он пережил великую радость пасхального утра, встретил Воскресшего, видел Его Вознесение, и получил от Него повеление проповедовать Благую Весть по всему миру, вплоть до края земли. А в день Пятидесятницы на него, как и на других учеников, и на Марию, сошел Святой Дух. Сколько же милых сердцу воспоминаний пробуждалось в его уме, когда он писал свое ! Он прекрасно сознавал, что это значит, быть рядом с Господом. И что сталось бы с ним, если бы тем далеким утром он так и остался за своей таможенной конторкой, а не пошел бы за Господом…

По материалам книги Ф. Карвахала «Христос проходит рядом»

Об апостоле Матфее мы на самом деле знаем крайне мало. В написанном им Евангелии о нём самом сказано предельно кратко: Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним (9:9); подобный рассказ приводят Марк и Лука. Интересно, что Марк называет его другим именем: Левий Алфеев (2:14), а Лука называет его мытарем и добавляет одну, но очень существенную деталь: И он, оставив всё , встал и последовал за Ним (Лк 5:28). Впрочем, мытарем называет себя и сам Матфей, когда перечисляет имена Апостолов (10:3).

Вот и всё, что сообщает нам об этом человеке Новый Завет, который открывается Евангелием от Матфея. Этот Апостол, в отличие от других, не оставил нам своих посланий, ничего не сообщается и о его особом участии в каких-то событиях евангельской истории, о его проповеди после Вознесения, да вообще о его жизни. Ничего, кроме этого краткого эпизода - переломного момента, когда всё изменилось сразу и навсегда.

Итак, Матфей, он же Левий (тогда люди вполне могли иметь два имени), был братом другого Апостола, Иакова. Их отца звали Алфей, жили они в галилейском городке Капернауме, который был расположен на дороге, связывавшей два крупных города: средиземноморский порт Кесарию и столицу Сирии Дамаск. На таких дорогах с проезжих купцов взимались пошлины, служил на такой таможне и Матфей. Разумеется, таможенная служба давала немалые возможности для обогащения: собирать деньги можно не только в казну, но и в свой карман. К тому же мытари (то есть таможенники), обирая своих соплеменников, служили римским завоевателям и оккупантам. Неудивительно, что выражение “мытари

Святой апостол и евангелист Матфей.
Книжная миниатюра.Ок. 975–1000 г.
Codex Theodosianus (Sinai cod. 204)

и грешники” стало своего рода присловьем, что и отражено в Евангелии: это были обеспеченные и влиятельные, но горячо презираемые люди.

Что мог он думать, видя, как мимо него проходит знаменитый проповедник и пророк, о котором говорят все окружающие, - а некоторые, похоже, считают его долгожданным Мессией? Видимо, только одно: это не для меня. С мытарями брезговали общаться люди простого звания, а тут - великий праведник! Конечно же, Он не захочет даже взгляда бросить на погрязшего в коррупции чиновника, который пересчитывает отнятые у честных людей монеты с портретом чужеземного императора…

Христос не поставил никаких условий, ни в чем его не упрекнул и сказал только одно: следуй за Мною . И Матфей последовал, раз и навсегда, бросив и доходное место, и, страшно сказать, может быть, даже весь свой дневной сбор… Предание уточняет, что при этом он вчетверо заплатил всем, кого несправедливо обобрал прежде, как это обещал сделать другой обратившийся мытарь, Зак­хей (Лк 19:8). Но мы даже не знаем, была ли у Матфея возможность так поступить - кто только не проезжал мимо него по дороге! Тем более, идти за Иисусом требовалось сразу, сейчас - не оставалось времени на объяснения и расчёты даже с теми, кто жил неподалеку. Да, не всегда бывает возможно исправить причинённый ущерб, извиниться за нанесённую обиду - но всегда возможно переменить свою жизнь, что он и сделал, решительно и бесповоротно. Подробностей этой дальнейшей жизни мы не знаем, но мы твёрдо уверены, что она была посвящена проповеди Евангелия.

Его письменный текст Матфей создал предположительно в начале 40-х годов в Палестине. Относительно места написания споров нет: Матфей явно обращается к соплеменникам-евреям. В древности были свидетельства, что даже языком этого Евангелия изначально был древнееврейский (хотя так могли назвать и близкородственный арамейский), но этот текст до нас, к сожалению, не дошёл, и мы даже не можем быть уверены в его существовании - мы располагаем только греческим текстом этого Евангелия, равно как и остальных.

А вот что касается датировки, тут споров довольно много. Нет полного согласия о точной дате написания и даже об относительной хронологии Матфея и Марка: кто из них был первым? Можно с уверенностью сказать, что Лука писал позднее (наверняка ему был знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками). Ещё позднее создал свой труд евангелист Иоанн, но вот кто был первым, мы точно не знаем: расположение книг в новозаветном каноне вовсе не обязательно отражает время их написания. Большинство учёных сегодня отдаёт приоритет Марку и считает, что Матфей дополнил его текст деталями, которые были важны для его читателей. Но есть и другая точка зрения, к ней склоняются и раннецерковные историки: напротив, первым писал Матфей, а Марк, обращавшийся к совсем другой аудитории, опустил неинтересные для неё подробности, чтобы сделать свой текст более динамичным.

В любом случае, Матфей последовательно и подробно, с самых первых строк показывает, как в жизни Иисуса исполнились мессианские пророчества Ветхого Завета и как в то же самое время Он был связан со всей предшествующей историей избранного народа. Матфей изображает Христа во время Его земного служения как Пророка и Законодателя, как Царя и Первосвященника - ведь именно этого и ждали евреи от своего Мессии. Наконец, Матфей подробно описывает крестную смерть Спасителя, подчеркивая её жертвенный характер, и благовествует о Воскресении Христовом. Жизнь в Царствии Небесном - вот ещё одна центральная тема этого Евангелия. Именно для того, чтобы показать, в чём смысл этого Царствия и что требуется от человека для вхождения в него, Матфей начинает рассказ о служении Христа с длинной Нагорной проповеди - по-видимому, это не стенографическая запись какой-то одной беседы Иисуса с народом, а сведённые воедино самые известные из Его изречений. Сегодня именно к этой проповеди обращаются люди, чтобы понять: а по каким же законам должны жить христиане?

О дальнейшей жизни самого Апостола мы узнаём из церковного предания, но тут полного единства нет. Сначала он проповедовал в Иерусалиме и его окрестностях - книга Деяний, рассказывающая о первых миссионерских путешествиях, не упоминает Матфея. Но затем он, видимо, двинулся из Палестины на Восток и побывал в Сирии, Персии и Мидии (нынешний Иран), возможно, и в Индии. Особенно известны рассказы о его проповеди в Эфиопии и далее за её пределами, среди каннибальских племён чёрной Африки. Эта проповедь сопровождалась многочисленными чудесами и привела к основанию местной церковной общины, возглавлять которую Апостол поручил рукоположенному им епископу по имени Платон.

Там он, по описанию жития, принял мученическую смерть около 60-го года: местный правитель-язычник по имени Фульвиан велел его распять на земле и сжечь затем на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем принял крещение от епископа Платона, приняв имя апостола Матфея, которого он отныне почитал как святого. Со временем, отрекшись от светской власти, он стал епископом после Платона.

Насколько исторически достоверно это предание, судить трудно - во всяком случае, греческие и латинские имена (Платон, Фульвиан) явно были в чёрной Африке в ту пору не в ходу, так что рассказ о кончине Апостола очевидно подвергся дальнейшей переработке. Вполне возможно, что в данном случае “Эфиопией” называется некая достаточно дикая часть Азии, населённая чернокожими людьми - такая теория больше соответствует основному азиатскому направлению странствий Апостола. Это могла быть южная Аравия или какая-то область Индостана.

Впрочем, по другим источникам, его мученическая кончина случилась в малоазийском городе Иераполе, который известен сегодня туристам, посещающим в Турции кальциевые источники Памук-Кале. Как раз жители этого города носили греко-римские имена.

Мощи Апостола хранятся в храме Сан-Маттео в Салерно (Италия), его память отмечается православными 16/29 ноября, католиками и англиканами - 21 сентября. Своим покровителем святого Матфея традиционно считают таможенники и обладатели “финансовых профессий“ - правда, редко доводится им в единый миг оставить всё и пойти за Христом, как сделал это в своё время Левий Алфеев и так, лишившись доходного места, навсегда обессмертил своё имя.

Левий Матфей Левий Матфей (ивр. מתי‎, греч. Ματθαίος) один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, персонаж Нового Завета. По традиции, считается автором Евангелия от Матфея, написаного на арамейском языке. Упомянут в списках апостолов … Википедия

Матфей - Левий Матфей, бывший мытарь и будущий апостол и евангелист, который последовал за Господом сразу после того как был призван (Евангелие от Матфея, 9, 9). О его призвании упоминается также в Евангелии от Луки (5, 27) и в Евангелии от Марка (2,… … Православная энциклопедия

Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Матфей старая форма мужского имени Матве … Википедия

- (Левий), апостол из 12 ти и евангелист, священномученик, бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева (ск. 60), жил в галилейском г. Капернауме. До призыва на апостольское служение занимал должность мытаря сборщика налогов и податей, был человеком… … Русская история

Первоначальное имя Левий, один из двенадцати апостолов и автор первого Евангелия (Евангелие от Матфея). В апостолы был призван с должности мытаря, т. е. сборщика пошлин. Согласно Евсевию Кесарийскому, в течение 15 лет по вознесении Иисуса Христа… … Большой Энциклопедический словарь

- (греч. ф ма др. евр. имени Маттафия (Маттатия) дар Господень), один из апостолов, автор см. Евангелие от Матфея. Сравнение текстов Мф 9:9, Мк 2:14 и Лк 5:27 показывает, что М. упоминается также и под своим евр. именем Левий. Имя М. присутствует… … Библейская энциклопедия Брокгауза

МАТФЕЙ, первоначальное имя Левий, один из двенадцати апостолов и автор первого Евангелия (Евангелие от Матфея). В апостолы был призван с должности мытаря, т. е. сборщика пошлин. Согласно Евсевию Кесарийскому (см. ЕВСЕВИЙ Кесарийский), в течение… … Энциклопедический словарь

Матфей - встречается в трех списках, как один из 12 апостолов Господа (Map. 3:18; Лук 6:15; в Мат 10:3 назван Матфей мытарь) У Мат. 9:9 и дал. рассказывается, как Иисус призвал его, когда он сидел за сбором пошлин в Капернауме, и как он оставил все и… … Словарь библейских имен

Л’евий (привязанность) а) третий сын Иакова (Израиля) от Лии (Быт.29:34), родоначальник левитов (см.), колена Левиина (см. колена Израилевы). Жестокость Симеона и Левия в отношении Сихема (Быт.34) сильно смутила Израиля и он проклял ее. Его… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Рождественская история , , Евангелия – книги, особо почитаемые христианами всего мира как священные, в них рассказывается о жизни и деяниях Господа нашего Иисуса Христа, о Его рождении, чудесах, смерти и Божественном… Категория:

) по юлианскому календарю , в Католической церкви и других западных церквях - 21 сентября

Упоминания

Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (), от Марка (), от Луки (), а также в Деяниях святых апостолов (). Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея.

О жизни Матфея

Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем , то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями . Евангелие от Марка () и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея:

Евангелие от самого Матфея сообщает о призвании Левия Матфея:

О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии , где был замучен около 60 года ; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис . Ещё одна версия говорит о казни апостола в римской крепости Апсарос , которая находится в Грузии, в городе Гонио. Могила апостола по одной из версий находится там же, в Гонио. Однако в соответствии с так называемым Каталонским атласом , датированным 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».

Согласно другой, самой распространенной на сегодняшний день версии, мощи Матфея в Х веке были привезены в итальянский город Салерно , где и находятся по сегодняшний день в местном кафедральном соборе (англ.) русск. , привлекая сюда паломников-христиан со всего мира.

В искусстве

Святой апостол и евангелист Матфей часто изображался на иконах и произведениях искусства. Три картины из жизни апостола кисти Караваджо принадлежат к выдающимся шедеврам живописи.

Матфей - персонаж романа Мастера в романе Мих. Булгакова «Мастер и Маргарита ».

Дни памяти и покровительство

  • В православном церковном календаре: 16 (29) ноября по юлианскому календарю и 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов).
  • В католическом : 21 сентября .
  • В англиканском : 21 сентября.

Считается покровителем города Салерно в Италии, а также бухгалтеров , таможенников и всех финансовых служб.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.
У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики.
– Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице.
Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему.
– Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову.