Павлопосадские платки: народный промысел. Павловопосадские платки

Гжель, Дулево, Федоскино, Сергиев Посад, Жостово, Богородское – далеко не полный перечень адресов, где можно познакомиться со старейшими народными художественными промыслами Подмосковья.

Визитной карточкой одного из пунктов этой «культурной программы – Павловского Посада стал знаменитый на весь мир «плат узорный», один из русских национальных символов.

Первое упоминание о Вохне или селище Павловом, давшем начало Павловскому Посаду, получившему статус города 171 год назад, относится к 1328 году. И сегодня здесь можно увидеть множество исторических построек, например, дом купца Широкова – памятник архитектуры первой половины XIX века, в нем оформлен уголок быта купеческой семьи. В будущем в исторической части города планируется реализовать масштабный проект «музея под открытым небом», представляющего образец провинциальной застройки торгово-промышленного посада.

Один из бревенчатых домов улицы Володарского еще до революции построил дед народного артиста СССР Вячеслава Тихонова. Здесь родился и вырос легендарный актер. В нынешнем году депутаты горсовета Павловского Посада приняли решение о покупке строения в муниципальную собственность с целью открытия дома-музея Тихонова. Здание находится в удручающем состоянии, предстоит его реставрация. Часть экспозиции будущего музея – мебель, посуду и другие вещи семьи Тихоновых, а также многочисленные фотографии – можно увидеть сейчас в историко-художественном музее Павловского Посада. Сбор экспонатов продолжается. Ожидается, что долгожданное открытие дома-музея состоится в следующем году.

Сохранились в Павловском Посаде и кирпичные корпуса ткацкой фабрики, основанной на рубеже XIX и XX веков русско-французским обществом. Фабричные здания занимают целый квартал, который в народе окрестили «Парижем». В память о российско-французском сотрудничестве у здания музея был установлен макет Эйфелевой башни.

Сохранилось и восстановлено в Павловском Посаде большинство церквей дореволюционной постройки. Архитектурным символом города является колокольня храма Воскресения Словущего, известного с 1389 года. А в 1989 году здесь был восстановлен Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Васильевского монастыря.

Монастырь этот непосредственно связан с павловопосадскими платками. Покровско-Васильевский храм построил во второй половине XIX века над могилами своей супруги Акилины и ее брата Василия Грязнова, компаньона по производству павловопосадских шалей, фабрикант и благотворитель, внук (по другим данным – правнук) основателя фабрики Яков Лабзин. Обитель стала одним из красивейших монастырей Московской епархии.

Лабзин и Грязнов вели масштабную благотворительную деятельность. В признание заслуг в 1999 году Василий Грязнов, местночтимый святой Праведный Василий Павлово-Посадский, был канонизирован церковью. Его мощи хранятся в Покровско-Васильевской обители.

В фильме «Платки» режиссера Юрия Павлова герой Валерия Баринова, старый художник, рассказывает своей ученице: «Знаешь, как моя старуха про наши платки говорит? Это Богу картинки! Сидит он на небе, сверху смотрит. Видит бабьи маковки и радуется».

Действительно, платок имеет сакральный смысл – он произошел от омофоров – головных покровов, изображенных на иконах. По библейской легенде сама Пресвятая Богородица распростерла свой головной покров над молящимися в знак высокого покровительства, с тех пор 14 октября мы празднуем один из великих православных праздников – Покров Пресвятой Богородицы.

Каждый платок был наделен своей символикой орнамента, благодаря которой уборы нередко имели силу оберегов и несли духовную информацию.

Язык узора канул в Лету и стал для нас тайной. Поэтому старинные платки, отреставрированные мастерами павлово-посадской платочной мануфактуры, работающей по сей день, имеют особую ценность. Немало таковых вы сможете увидеть в Павлово-Посадском музее русского платка и шали. В основу фондов, насчитывающих более 400 экспонатов, легла частная коллекция Владимира Шишенина.

Вся роскошь России

По отзывам специалистов, коллекцией равной полноты и выразительности обладают разве что Государственный исторический музей и Музей декоративно-прикладного искусства в Москве. Здесь представлены платки и шали многих известных мануфактур России и Европы с характерными художественными стилями, в том числе и знакомый нам оренбургский пуховый платок. Большой интерес представляют также старинные головные уборы и предшественник платка – вышитый убрус, то есть льняное полотенце, которое носили поверх головного убора – кичи или кокошника. На примере коллекции головных уборов русского Севера – сорок, кокошников, повойников – можно увидеть разные манеры ношения и способы завязывания платка, ставшего обязательным атрибутом традиционного русского женского костюма. Ведь с давних времен замужняя женщина не могла появиться на людях с непокрытой головой и распущенными волосами. «Не стоит изба без крова, а баба без покрова», – говорит пословица.

Особое место в экспозиции занимают памятные платки и панно, напечатанные в честь знаменательных событий. По их сюжетам можно проводить уроки о короновании императоров, о 300-летии царствования Дома Романовых, о столетии Отечественной войны 1812 года… В советский период эта традиция была продолжена в сюжетах о новых праздниках – десятой годовщине Красной Армии, 30-летии советской власти, 800-летии Москвы.

Представлены предметы русского быта XVIII-XX веков – прялки, рубели, коклюшки, утюги, чесалки. И, конечно же, инструменты, использовавшиеся старинными мастерами для ткачества и набивки рисунка платков – набивные доски, чугунные молотки и прочий инструмент.

Технологии меняются, традиции живут

Павловские мастерицы занимались изготовлением шерстяных набивных платков еще в XVIII веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин открыл фабрику – это была ткацкая светелка по выпуску шелковых платков с ручным трудом. В то время таких крестьянских фабрик только в Московской губернии насчитывалось более семидесяти.

Павлово стало центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов здесь начали выпуск шерстяных и полушерстяных платков, шарфов, шалей, палантинов, украшенных ярким набивным орнаментом. Фабрика получила огромную известность и бурно развивалась в период руководства внука основателя Якова Лабзина.

Торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», основанный в 1863 году, открыл торговлю по всей России и за рубежом.

К концу позапрошлого века мануфактура стала крупнейшим предприятием по выпуску шерстяных набивных платков в России, здесь трудились более двух тысяч рабочих. Настало время, когда платки посадской платочной мануфактуры вытеснили с прилавков все остальные головные уборы.

В XIX веке нанесение узоров на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось вручную способом набивки. Рисунок на платочную ткань переносили с деревянных резных форм, используя для этого доски двух типов: «манеры» и «цветки» (с ударением на е). С помощью «цветок» на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. Контур рисунка набивали «манерами». Их изготавливали так: сначала узор на дереве прожигали на определенную глубину, затем заливали свинцом. Полученный контур накладывали на отдельные доски. Изготовление набивных досок на величину всего платка было невозможно, рисунок разбивали на части. Для набивки одного платка могло быть использовано до семидесяти досок! Ручной способ был очень трудоемким и требовал огромной силы, выносливости и внимательности.

Позднее на Павлово-Посадской платочной мануфактуре внедрили метод трафаретной печати – для набивания узора на платки начали использовать шелковые или капроновые сетчатые шаблоны, рисунок стал переноситься на ткань способом фотокопирования. Метод положил начало автоматизации. Первая машина для многокрасочной фотофильмпечати была установлена на фабрике в 1961 году.

Несмотря на современные технологии, авторскую школу создания платочных рисунков и яркий «букетный» характер павловопосадского платка как традиции исконно народного промысла здесь бережно сохраняют. Аналогов этим рисункам нет нигде в мире, они уникальны. Сохраняют и традиционное качество чистошерстяного полотна, для изготовления которого пригодна только тонкорунная шерсть с загривка белоснежных овец.

Шелковую бахрому шалей по старинке вяжут вручную. А словосочетание «русский платок» по-прежнему ассоциируется именно с платком павловопосадским.

Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле.

Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком.

В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов — бобов и пейсли.

История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.

Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.

После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей революции, индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.

Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.

Павловский Посад, небольшой старинный русский город, стоящий на берегах реки Клязьмы неподалеку от Москвы, знаменит на всю Россию и не только своими удивительно красивыми, яркими, красочными, поражающими воображение и трогающими за душу так называемыми павлопосадскими платками. Легкие, женственные, насыщенные яркими цветами и положительными эмоциями это настоящее произведение текстильного искусства и на сегодняшний день не потеряло своей актуальности, мотивы этого народного промысла используются современными кутюрье и модельерами при создании новых модных коллекций одежды, обуви и аксессуаров.

История происхождения промысла

(Фабрика Лобзина, где впервые изготавлялись платки )

Начали изготавливать эти великолепные набивные платки и шали в конце 18 века на созданной двумя зажиточными крестьянами Лабзиным и Грязновым мануфактуре, которая позже переросла в фабрику и значительно расширила свое производство. В те времена практически все женщины (любого возраста и сословия) носили платки, поэтому идея открытия такого производства была очень удачной и выгодной.

(Узор "индийский огурец" )

С самого начала на платках был изображен такой узор как индийский огурец, а также растительные мотивы восточного происхождения. К середине 19 века широкое распространение получили цветочные орнаменты. Символ павлопосадского платка – изображение роскошной розы, переливающееся всеми цветами радуги. Основной стиль – крупный рисунок по краям с переходом к центру в мелкий, в уголках – яркие броские цветы. Классический вариант традиционного павлопосадского платка сложился в середине 19 века, число цветовых оттенков может достигать от 10 до 30. Узоры компоновались между собой, овалы, звезды, медальоны, фигуры из цветочных гирлянд и орнаментных полос, переплетаясь между собой, создавали уникальную и оригинальную композицию, делавшую эти платки настоящим произведением ткаческого искусства.

Главные технологические особенности изготовления

(Вот так печатается, набивается, рисунок на платок )

Постепенно с расширением мануфактурного производства появилось направление шелкоткачества, платки делались из шерстяных или полушерстяных материалов. Главная особенность традиционных павлопосадких платков – это то, что рисунки и узоры наносились набивным способом. Они отличались особой оригинальностью и уникальностью. Было невозможно встретить два одинаковых платка, каждый из них был по-своему прекрасен и неповторим.

(Сложная работа по набивке рисунка зачастую производится вручную )

Все великолепие цветовых оттенков и сложность причудливых цветочных узоров и орнаментов передавалось с помощью очень сложной и трудоемкой набивной технологии нанесения краски и узоров. Это достигалось путем применения специальных резных форм из дерева, на которых был искусно вырезан орнамент и узор, досками-формами под названием «цветок» краска переносилась на ткань, досками под названием «манера» набивались контуры будущего изображения. На «манерах» узоры выжигались, а затем заливались свинцом.

(Печать рисунка на платках )

В конце 19 веке в процессе изготовления павлопосадских платков стали использовать новую методику – трафаретную печать, с помощью которой узор наносился на ткань не деревянными формами, а капроновыми или нейлоновыми шаблонами, краску наносили специальные печатники. Таким образом, внешний вид платков претерпел некоторые изменения: узоры стали менее затейливые и детальные, появились строгие формы орнаментного контура.

(Федот Васильевич Сычков "Девушка в платке" )

Первоначально павлопосадкий платок был элементом национального костюма, его носили как в повседневной жизни, так и красовались на праздничных торжествах, ведь платки были издавна обязательным атрибутом костюма любой русской женщины, в особенности замужней. Причудливые узоры и орнаменты, яркие цветочные и растительные композиции как нельзя лучше отражают всю глубину души русского народа, его колорит и яркую самобытность.

Русская красавица в павлопосадском платке

Культура того или иного народа многокомпонентна. Кухня, быт, традиции и особенности в одежде — все это составляет целостную картину, делая узнаваемой ту или иную народность. Именно мелочи, нюансы, особенности и отдельные детали традиционного костюма являют всему миру народный образ. Без преувеличения, одной из самых ярких и многоликих считается российская культура. Симбиоз трудолюбия искусных ремесленников и мастерства художников дал начало такому уникальному произведению прикладного искусства, как павлово-посадские шали (платки).

История платка

Сегодня каждый иностранец — гость великой и необъятной России, почтет за честь приобрести в качестве сувенира необыкновенные посадские платки или шали. Но мало кто знает, что история такого уникального и популярного во всем мире аксессуара насчитывает уже более 200 лет.

Павлопосадский платок можно встретить на многих картинах

Истоки берут свое начало в середине ХIХ века. Город на Руси Павловский Посад, ранее именованный Богородским уездом, издавна считался своего рода центром талантливых и искусных ремесленников, а в особенности текстильного мастерства. В те далекие времена именно в Павловском Посаде насчитывалось бесчисленное множество текстильных цехов, которые сохранились с еще более старинных времен. В ХVII столетии богородские шали уже имели широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей.


Да и как такая красота могла не стать популярной

Позже производство стремительно набирало обороты и уже посадские платки изготавливались из различных тканей, а характер рисунка приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.

Мануфактурное производство расширялось, появилось направление шелкоткачества, платки изготавливались также из шерстяных и полушерстяных тканей.

История павлопосадских платков

Традиционные посадские платки имели одну особенность — необычный и уникальный в своем роде набивной рисунок. Узоры были настолько эксклюзивные, что невозможно было отыскать два идентичных платка.

Техника нанесения рисунка

Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или орнамента достигается непростой технологией нанесения. Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами». Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.


«Манера» для нанесения узоров

Эволюция коснулась и технологий набивания принтов, поэтому уже в 70-х годах прошлого столетия рисунок стал наноситься на посадские платки и шали способом трафаретной печати и специальных нейлоновых шаблонов. Более современные павлопосадские текстильные изделия несколько видоизменились: рисунок стал менее детализированным, а контуры орнаментов приобрели менее затейливые и несколькострогие очертания.


Промышленное производство отнюдь не сыграло в пользу красоты платка

Некоторое время для нанесения рисунка применялась техника ручной набойки, но в силу особой трудоемкости процесса, популярным он так и не стал. Хотя именно в этот период были созданы настоящие эксклюзивные модели, достойные звания культурной ценности России.

В 90-х годах прошлого столетия, в то время, когда многие отрасли поразил кризис, производство не только не сошло на нет. Павлопосадские изделия стали еще более красочными и самобытными. Количество красок на один платок или шали достигло 23-х. Сегодня трафаретная технология сохранилась, уникальный рисунок предварительно разрабатывается художниками, после чего изготавливаются трафареты, затем шали и платки запускаются в производство.


Разработка рисунка будущего платка — задача не из простых

Создание павлопосадских платков

Особенности узоров

С давних времен по сегодняшний день посадские платки и шали делятся на два основных вида:

  • Первые — это платки и шали, которые изготавливаются из тонкой полупрозрачной шерсти. Такие павлопосадские изделия могут иметь шелковую праоснову. Рисунок на такой шали или платке набивался на кремовом, черном, темно-вишневом или алом цветовом грунте. Орнамент представлял собой крупные цветы или букеты, строго подобранные стилевые узоры. Как говорится, награда нашла своего героя. Такие посадские платки получили в 1896 году высшую государственную награду, что дало право изображения Национального Герба на этикетке или вывеске.
  • Вторые — это павлопосадские изделия, которые выполнялись из плотной шерсти. Такие модели, как правило, отличались от первых не только тканями, но и орнаментом. Заглавным узором был позаимствован у восточного народа «огурец», заключенный в цветочные узоры. Акцент в таких платках делался на края, и точнее, углы платка, оставляя в центральной части небольшую фигуру средника.

В послевоенные период посадские платки приобрели большую яркость, нежели модели военного периода. Колорит павлово-посадской шали строится на контрастах желтого, зеленого, красного и синего. В рисунке появляются светотеневые обработки, которые придают реалистичности и осязаемости цветочным принтам.

Такой принцип ярких и необычных контрастов, национального орнамента или цветочных узором настолько уникален в своем роде, что делает посадские платки и шали вне веяний моды.


Подобная красота не может выйти из моды

Как носить павлово-посадский платок или шаль?

Современные тенденции в моде — это дань уважения и даже преклонения перед мастерством наших предков. Поэтому павлопосадские палантины, шали и платки невероятно популярны и сегодня среди модниц. Такой яркий и необычный аксессуар несомненно обладает своим характером, историей и душой, что придает образу самобытные народные ноты в необычном современном обрамлении, словно драгоценный бриллиант.


Образ русской красавицы будет не полным без такого платка

Есть несколько советов, как одеть павловопосадский аксессуар:

  1. Традиционным способом, как носили на Руси, одевая на голову и завязывая под подбородком. Такой способ подойдет красавицам с четкими и правильными чертами лица.
    Повязать платок традиционным способом очень просто
  2. Одевая на голову, а концы платка обматывая вокруг шеи. Идеально смотрится с шубой или дубленкой. Нужно быть осторожной с образом, состоящим из шубы в пол и павлопосадского платка, чтобы не принять облик боярыни Морозовой.
  3. Можно надеть на голову в виде банданы или тюрбана, а концы закрепить вокруг головы. Такой способ выглядит необычно и современно.
    Павлопосадский платок в виде банданы
  4. Просто накидывая на плечи, произвольно завязывая концы платка, чтобы окружающие могла восхищаться красотой рисунка.
    Оригинальная юбка из павлопосадского платка

Способов, как и с чем надевать посадские платки, палантины и шали немало. Можно смело отпускать фантазию и экспериментировать с таким необыкновенным аксессуаром, создавая свой собственный яркий и оригинальный образ.

Умелое сочетание или шали поможет придать облику не только народной самобытности. Павлопосадские изделия — это не просто модные аксессуары, они обладают душой, преображая облик женщины не только внешне, но и внутренне. Такие яркие расписные аксессуары никогда не выйдут из моды, формируя настоящий русский стиль вне модных тенденций.

Интересная информация о павлопосадских платках

История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением.

Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу.

В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки. Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир.

Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом павловопосадского платка. А сложившийся стиль — от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам — броские цветы — и сегодня является визитной карточкой фабрики.

Число тонов в рисунке от 10 до 18, но может доходить и до 30. Компоновка узоров овалами, звездами, «медальонами», фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность. Примечательно, что русские художники позаимствовали элементы для росписи платков из других культур: это и лотос, и ромашка, и античные вазы, и букетики цветов, и птицы, и древние символы, и многие другие образы…

Однако, главным лейтмотивом павловопосадских платков все равно остается жизнь российского народа: на ткани художники умудряются запечатлеть и нелегкую судьбу, и тут же рядом - радостные и веселые эпизоды из жизни людей.

Изначально искусные мастера расписывали платки вручную, что требовало особого мастерства. Однако, на рубеже 18-19 веков производство было автоматизировано московскими фабрикантами Гучковыми. И тут же русские платки стали получать высочайшие награды за качество на ярмарках и выставках. Уже тогда техника производства позволяла делать узоры на платках одно — и двухсторонними, предлагался огромный выбор платков: и по разнообразию узоров, и для разной погоды, и для разных случаев. Конечно, доступны они были изначально женщинам из более высоких сословий купцов.

В то время было несколько известных фабрик: в Калужской губернии фабрика Александровых и в Московской губернии павловопосадская мануфактура Лабзина и Грязнова, в дальнейшем получившая наибольшую известность из всех российских платочных производств. У каждой фабрики есть своя визитная карточка: узор, по которому сразу видно, какая фабрика выпустила платок. Например, павловопосадские платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка это пышные цветы (как правило, полевые, садовые, которыми богата земля русская; также это лилии, однако, рисунок хоть и считается классическим, но встречается реже, чем, например, розы), в центре чаще всего располагаются небольшие гирлянды. Также в павлопосадских платках используются восточные орнаменты (восточный огурец или пейсли - декоративный орнамент каплевидной формы), которые пришли в Россию из Азии. В любом случае, это всегда разнообразие узоров, фактуры ткани и несомненное качество.

На фабрике сложилась авторская школа создания платочных рисунков. Художники, работающие на предприятии, — члены Союза художников и Союза дизайнеров. В 1981 году они были удостоены Государственной премии РСФСР имени Ильи Репина, а в 1999 году — Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Современные павловопосадские платки изготавливаются не только из шерсти, но также из шелка и хлопка. Кроме платков, выпускается большой ассортимент шалей и шарфов. Всю эту продукцию можно узнать безошибочно — даже самые современные рисунки выполнены в традиционном стиле Павловского Посада: многоцветные, яркие, с филигранной проработкой деталей.

Может быть, популярности павловопосадских платков способствует то, что один из ее основателей был святым. Василий Грязнов (тот самый, который участвовал в основании торгового дома «Яков Лабзин и Василий Грязнов», живший в 1816-1869 годах) был канонизирован в августе 1999 года Русской православной церковью в лике святого Московской епархии как Праведный Василий Павлово-Посадский.
Не удивительно, что искусство изготовления павловопосадских платков обладает высокой духовностью. Без нее просто не создать уникальные рисунки, делающие продукцию фабрики популярной во всем мире.

Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций). Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.

Со временем павловопосадские платки получили более широкое применение: сегодня они являются любимым головным убором и украшением многих модниц, его носят в повседневной жизни, в любое время года. Павловопосадские платки и по сей день считаются самыми красивыми, качественными и шикарными. Для многих женщин - это лучший подарок.