Индивид и личность. Два рождения личности, по А.Н.Леонтьеву, и их критерии

В психологической литературе есть очень интересный и, как мне кажется, не до конца оцененный опыт разработки того же общего положения о «снятии» характера личностью. Его мы находим в работе А. Ф. Лазурского (47).

А. Ф. Лазурский вводит понятия эндопсихики и экзопсихики. Под эндопсихикой он понимает совокупность внутренних психических (и психофизиологических) функций, относя к ним темперамент, характер, умственную одаренность и т. п. Экзопсихикой он предлагает называть совокупность отношений личности – отношений к природе, обществу, духовным ценностям, к собственной душевной жизни.

Кроме того, рассматривая различные степени зрелости (взрослой) личности, Лазурский выделяет три уровня: низший, средний и высший. Так вот, при характеристике личностей каждого уровня он пользуется различными понятийными средствами. Суть этих различий состоит в том, что, переходя от низшего уровня к высшему, автор постепенно перемещает акцент своих описаний с эндопсихики на экзопсихику.

Так, представителей низшего уровня Лазурский разбивает на следующие типы: «рассудочные» (преобладает ум), «аффективные» (преобладает чувство), «активные» (преобладает воля). Очевидно, что классификация здесь производится по признаку того, как живут и действуют данные лица. Обращаясь же к высшему уровню (я пропускаю средний), автор предлагает делить их представителей по видам ведущей деятельности, т. е. по тому, ради чего эти люди живут. Рубриками классификации здесь оказываются различные сферы социальной и культурной жизни, в которых личности высшего уровня находят свое настоящее призвание, а именно: «знание», «красота», «альтруизм», «общество и государство» и др.

Итак, можно сказать, что переходя от низшего уровня к высшему, А. Ф. Лазурский исключает из описания человеческой индивидуальности черты характера, заменяя их свойствами личности.

Нельзя, однако, думать, что «снятие» свойств характера личностью происходит всегда. Сказанное выражает лишь самую общую тенденцию. Часто эта тенденция реализуется не до конца, а иногда встречает серьезные препятствия в виде резко выраженных черт характера, которые еще более усугубляются внешними условиями. В таком случае личность оказывается не в состоянии преодолеть или «переработать» свой характер. Тогда последний оказывается существенной детерминантой поведения, а иногда и тормозом к развитию личности (что и наблюдается при психопатиях).

В заключение рассмотрим проблему «нормального» характера. Существует ли нормальный характер, и если да, то как он проявляется?

Формальный ответ на этот вопрос как будто очевиден; нормальный характер, конечно, существует: это характер без отклонений. Человек обладает нормальным характером, если он не излишне живой – и не излишне заторможенный, не излишне замкнутый – и не излишне открытый, не излишне тревожный – не излишне беззаботный… – и здесь, продолжая, пришлось бы перечислять все основные черты, отличающие, например, известные типы акцентуаций друг от друга. Иными словами, нормальный характер – это «золотая середина» целого ряда качеств.

Попробуем сначала отдать себе отчет, насколько типичен, т. е. широко распространен, такой гипотетический характер. Пусть «нормальными» будут считаться такие степени отклонения какого-нибудь свойства от математического среднего, которыми обладает половина популяции; тогда по 1/4 популяции разместится на обоих полюсах «оси» этого свойства в зонах «отклонения от нормы». Если теперь взять не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в «нормальной» зоне окажется уже 1/4 часть популяции, а остальные 3/4 попадут в зоны «отклонений», при пяти независимых свойствах «нормальным» окажется один человек из 32, а при десяти – один из 1024! Так что иметь «нормальный» характер очень трудно, и такое явление довольно редко.

Я позволила себе эти расчеты, чтобы опровергнуть то распространенное мнение, что отклонения характера встречаются значительно реже, чем «норма». Однако это только количественная сторона дела.

Обратимся к более принципиальным соображениям, которые заставляют подвергнуть сомнению само понятие «нормальный характер». Одно из них было высказано П. Б. Ганнушкиным, а еще раньше – цитируемым им Т. Рибо. Эти авторы обращают внимание на внутреннюю противоречивость словосочетания «нормальный характер». По существу, оно означает «неотличающуюся индивидуальность» или «нехарактерную характерность». Ведь характер – это уже само по себе отличие, особенность, индивидуальность.

В связи с этим мне вспоминается случайно услышанный рассказ одного московского журналиста.

«Проводил я, – рассказывает он, – однажды лето в глухой деревне Калужской области. Сижу как-то в доме и слышу: идут огородами бабы и разговаривают, и вдруг понимаю, что речь идет обо мне. «А он, – говорит одна женщина, – мужик ничего, бессловесный, бесхарактерный!» Я так и сел. «Ничего себе, – думаю, – какое впечатление я произвожу!».

А надо сказать, что мужчина он живой, энергичный, вполне соответствует своей бойкой профессии.

«На следующий день, – продолжает он, – разговариваю с соседкой и как бы между прочим спрашиваю: «Тетя Настя, а какой это такой человек – бессловесный?» – «А это, – говорит, – который бранными словами не ругается». – «А бесхарактерный?» – «А это, – говорит, – который своего характера не кажет, не куражится!»

Эти ответы как будто вполне относятся к человеку с нормальным характером: ровно ведет себя, правильно общается, не создает проблем. И вот такую «нормальность» народное сознание определяет как «бесхарактерность», смыкаясь тем самым с точкой зрения Ганнушкина и Рибо! По-видимому, и для народного сознания характер – это, если можно так выразиться, «острые углы», которые проступают в поведении человека. Если таких углов нет, то нет и характера – человек «бесхарактерный» (и заслуживает всяческих похвал). Иными словами, «нормального» характера не бывает.

Откровенно говоря, я охотно присоединяюсь к этой точке зрения. Но тогда вы вправе меня спросить: «Что же, выходит, что человек, который не психопат и не акцентуант, – серый и безликий, и о нем ничего особенного сказать нельзя?» Нет, совсем не так. В случае гармоничного (с точки зрения характера) человека для описания его индивидуальности необходимо перейти с языка свойств характера на язык свойств личности. И тогда обнаружится масса уникальных его особенностей, среди которых и свойства его мотивационной сферы, и его нравственность, и мировоззрение, и его внутренние проблемы, и достигнутый уровень развития личности, и потенциал ее дальнейшего роста, и многое другое. Однако все эти аспекты индивидуальности составляют материал следующей лекции.

Личность и ее формирование

Еще раз: что такое личность? Критерии сформированной личности. Формирование личности: генеральный путь. Этапы («первое» и «второе» рождение личности, по А. Н. Леонтьеву); стихийные механизмы; сдвиг мотива на цель; идентификация, усвоение социальных ролей. Самосознание и его функции

При попытках определить личность в литературе часто цитируются слова К. Маркса: «…человек есть совокупность всех общественных отношений» (1, т. 3. с. 3).

Некоторые авторы видят в этих словах прямое определение личности. Другие не соглашаются с ними, замечая, что у Маркса речь идет, во-первых, не о личности, а о человеке, во-вторых, скорее всего об обобщенном человеке (человечестве в целом), ибо ни один конкретный человек не может быть совокупностью всех общественных отношений.

Мне представляется верной эта вторая точка зрения: приведенная формула Маркса отражает общефилософский взгляд на человека, а именно постулирование его социальной сущности. Вы уже познакомились с одной психологической конкретизацией этого общего положения – с теорией Л. С. Выготского. Она раскрывает социальную природу высших психических функций. Та же задача стоит и в отношении личности. Марксистская философия задает самое общее понимание личности как такого образования, которое возникает благодаря вхождению каждого конкретного индивида в общественные отношения и «интериоризации» этих отношений.

Выше мы выясняли, как личность устроена, как она работает, а теперь еще обсудим и зачем она нужна. Сразу начнем с определения. Личность – это функциональный орган индивидуальный интеграции, сознательного самоопределения, формирования активной жизненной позиции . В этом определении следует объяснить несколько моментов.

1. Личность – это функциональный орган в том смысле, что это не анатомический орган, который можно пощупать, не телесный. Его «плоть» – это иерархия мотивов, возглавляемая ценностями. Функциональный орган – это устойчивое сочетание сил (процессов, структур), созданное для выполнения некой функции. Примеры функциональных органов: вторичные/интегральные способности, практически все высшие психические функции (произвольное внимание, культурная память, мышление, воображение) и т.п.

2. Личность как функциональный орган выполняет работу по интеграции побуждений человека таким образом, чтобы он был способен выступать как целостное существо. Необходимость в таком органе состоит в том, что все потребности человека для своего удовлетворения претендуют на один и тот же ресурс – поведение человека. У животных приоритеты расставляются структурой наличной ситуации и ключевыми раздражителями (внешними и внутренними), определяемыми актуализированными инстинктами. У человека приоритеты выставляются не только на основе требований, предъявляемых ситуацией и силой собственных потребностей, но и предписаниями со стороны общества в целом, ожиданиями и требованиями со стороны актуальных партнеров по общению. Всем им одновременно соответствовать невозможно, и чтобы поведение было организовано однозначно (целенаправленно и продуктивно), необходим инструмент для выставления приоритетов. На обсуждавшемся выше примере мы посмотрели, что если человек не совершает поступка, он дезинтегрируется, разрушается, а если он совершает поступок, то остается интегрированным как личность. Таким образом, первый критерий, наличие которого указывает на наличие личности, это мотивационная упорядоченность. В его сознании это представлено как понимание: это я сделал.

3. Второй критерий – способность к сознательному самоопределению. Это означает, что личностью является тот человек, который понимает, кто он есть, знает о своих качествах: я такой и такой, я хочу таким быть, постараюсь им быть, этот человек осознает, что он делает, способен описать и объяснить свое поведение. В основе сознательного самоопределения лежит умение сравнивать себя с другими людьми, понимать и уметь пользоваться критериями (характеристиками) для оценки других и себя. Интегрирующей структурой здесь выступает осознание своего образа «Я». Наличие проработанного (детализированного и принятого человека) образа «Я» является основным признаком того, что человек прошел данный этап своего личностного становления.


4. Третий критерий – «формирование активной жизненной позиции» – позволяет охарактеризовать зрелую личность. Проявляется наличие данной способности в высказываниях такого типа как «на том стою и не могу иначе», «да, я занял эту позицию, я ответственно ее занял и буду на ней настаивать». В этом «настаивать» и заключается готовность к активности. Состоит она в умении принимать в расчет отдаленные перспективы своих поступков, сознательно и ответственно соотносить их с устремлениями других людей, встраивать свое видение в широкий социальный контекст. Самое яркое социальное проявление активной жизненной позиции – гражданская позиция.

Таким образом, мы имеем три этапа развития личности, можно сказать, что человек как личность рождается как минимум трижды. Первое рождение личности происходит в возрасте примерно 2,5-3 года, когда количество требований к ребенку и разнообразие его желаний предъявляет новые требования к ребенку. Для поведения ребенка в высшей степени характерно так называемое полевое поведение (К. Левин), которое запускается элементами мотивационного поля, окружающего ребенка. Субъективно часть из них напоминают сказочные говорящие предметы: все вещи, как и люди, что-то требуют от ребенка. Пирожок говорит: «Съешь меня», чашка говорит: «Брось меня», скатерть говорит: «Потяни меня», дверка тумбочки: «Подергай меня», мама одергивает: «Иди сюда», лужа приглашает: «Прыгни в меня», папа грозит дать по заднице, а ботинки требуют, чтобы ими ударили что-нибудь.

Где те основания, которые помогли бы выбрать? И однажды ребенок вдруг находит гениально простое основание: «Я хочу!». Понимаете, это же примитивный произвол: «Хочу!», «Я сам!», «…буду!!!» Но как же сладко – быть автором своего поведения: хочу и все. В этих «Я сам» и «Я хочу» выражается новое качество – желание и умение быть автором выбора. Именно автором, а не исполнителем. До сих пор только потребности, элементы ситуации и люди побуждали ребенка к тому или иному поведению. Исход выбора зависел от сочетания сил в динамике мотивационного поля, побеждал, как правило, сильнейший на данное мгновение мотив. Теперь же появилась совершенно новая сила – произвольность , правда, пока необузданная, в виде произвола, который в детском исполнении называется каприз. (Каприз у взрослых людей – это, соответственно, регрессия в детство.)

И этот вот период, когда ребенок с упоением осваивает переживания субъекта принятия решений, взрослые (воспитатели и родители) назвали кризисом. Кризис для кого? Для родителей, чей ребенок перестал быть послушным, предсказуемым, покладистым. Это кризис в их отношениях с ребенком, который почувствовал, что может намеренно (произвольно) управлять родителями! Родители говорят: «Как будто испытывает нас». Но ребенок не столько родителей испытывает, сколько себя в отношениях с ними. Это проба своей силы, пока межличностной, которой еще предстоит интериоризироваться и стать силой личностной – точно в соответствии с законом культурно-исторического развития Л.С. Выготского «всякая психическая функция появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва как межличностная, интерперсональная, а затем как внутриличностная, интраперсональная».

А ребенок тем временем тренирует себя как личность, он в первый раз испытал в себе новое ощущение – личностность. Вот это и есть момент индивидуальной интеграции: ребенок впервые собрал себя в одной точке – «Я хочу, я сам». Теперь он полезет в лужу, получит по заднице и будет плакать (для родителей), но он готов стерпеть все это ради того, чтобы снова погрузиться в сладкое переживание оттого, что это он сделал, сам решил, захотел – и сделал! Личностно это самые ценные ощущения, действительно ценные – в них ребенок первый раз рождается как личность. Вот это самое «готов стерпеть ради» и есть первые кристаллы ответственности, пока как межличностной функции – готовности отвечать перед родителями за свой выбор. Но позже и перед интериоризированным родителем – своей совестью.

Вместе с тем, кризиса не будет, если родители вовремя заметят, что в ребенке зарождается личность. Ребенок капризничает: «Я сам застегну (пуговицы)». Но мама с утра торопится: «Да куда ты, дай я сама застегну. Ты все равно неправильно…». Что для нас важнее: обслужить его и побыстрее отвести в детсад, или поддержать формирование его личности? Немногим родителя хватает мудрости, терпимости и гибкости, чтобы встать на 10 минут раньше, и, имея запас времени, инвестировать в ребенка: «Ну давай, делай сам… я только немного помогу… теперь молодец». Здесь и сотрудничество, и распределение функций: в технической части помогаем, в личностной он тренируется сам. Именно это и требуется от взрослых – поддержать личность в тот момент, когда она начинает создаваться. Послушный ребенок – это, конечно, удобный ребенок. Но послушный для родителей легко станет слушать и ребят в подворотне, если же умеет возражать родителям, сможет возразить и там. Что важнее: чтобы ребенок был послушным, или чтобы он научился принимать правильные решения?

Второе рождение личности происходит в подростковом возрасте. Основная решаемая подростком задача, как указано в обсуждаемом определении личности – это сознательное самоопределение. Если первое рождение личности проходит под девизом «Я сам», то второе – под вопросом «Кто я?». Важное личностное новообразование – рефлексия в отношении своих субъектных качеств. Заметим, не рефлексия вообще как способность к децентрализованному взгляду на себя, как операция самоанализа, а содержательный анализ и оценка себя как личности, осознание своих основных особенностей. Внешним результатом является умение подростка презентовать себя другим людям, уметь объяснять, кем ты являешься, причем отвечать ответственно, принимая на себя заявленные характеристики.

Процесс сознательного самоопределения происходит в разных формах. Во-первых, это споры со сверстниками о том, кто каким является, в которых формируются конструкты, с помощью которых описываются важные для подростков черты характера и индивидуальные особенности, отрабатываются вербальные средства их обозначения. Выражения «ты такой-то», «я такой-то» получают дополнительное значение и важность, особенно важными новоприобретениями оказываются сопоставления черт («суров, но справедлив»), сравнительное шкалирование («ну не то чтобы жадина, а скорее экономный»), признания с вызовом («да, вот такой я есть!»).

Во-вторых, обостряется процесс идентификации с кумирами. Осваивается умение выделять ключевые характеризующие их черты, сравнивать себя с ними. Стремление подражать кумирам – это первые самостоятельные попытки преобразования себя. Родители и другие взрослые порой трудно понять причины привязанности к образу («что они в нем такого нашли»), но для начала важно само по себе умение ставить цели по изменению себя и их достижению, хотя бы частичному.

В-третьих, это ведение дневников, как вполне серьезных, в которых немало действительных открытий себя, так и примитивных сборников понравившихся стишков и вырезок из журналов. Но так или иначе, письменная запись позволяет не только анализировать себя и других, но превращать результаты этого анализа в документ.

Таким образом, человек осознает себя, начинает называть свои качества, а назвав их, он знает с чем имеет дело, он может согласиться с этим, или не согласиться. Помочь подростку можно, если расширить словарь понятий, описывающий качества людей, тогда ему будет легче разбираться и в самом себе.

Третье рождение личности , совершенное вовремя и сравнительно точно, это почти экзотика в нашей жизни, настолько редко такое случается. Основная задача человека на данном этапе личностного развития состоит в том, чтобы осмысленно разместить себя в системе общественных отношений. «Осмысленно» означает с осознанием причин выбора своей жизненной позиции и с полной ответственностью за последствия своего выбора. Обсуждаемое нами новообразование соотносится с понятием интернального локуса контроля (по Роттеру). В той мере, в которой человек берет на себя ответственность за свою жизнь (с поправкой на естественные ограничения со стороны обстоятельств), он занимает активную позицию по отношению к миру в целом, его частям, и в особенности – к себе лично. И наоборот, если человек активно берется за формирование себя и обустройство обстоятельств в соответствии со своими представлениями, он не может не быть ответственным за последствия того, что он делает. Быть активным, значить взять ответственность на себя, а ответственный человек не может быть пассивным.

Статистика говорит, что социально активными являются лишь 15-20 % населения. Это такие люди, которые направленно стремятся к получению социально значимого результата (пока не берем во внимание, какими мотивами они при этом руководствуются). Остальные же остаются в значительной степени пассивными, в том смысле, что они чаще реагируют ситуативно (признак не вполне изжитого полевого поведения), склонны поддаваться чужим влияниям. В этом качестве они не вполне личностны и поэтому чаще подвершены неврозам и другим личностным деформациям.

Те люди, которые прошли этап формирования активной жизненной позиции, особенно если они ставят себе социально значимые цели, способны занимать активную гражданскую позицию. Но занимать позицию, это значит стать «жирафом», значит выдвинуться, высунуться, проявиться, а такие люди собирают на себя шишки и удары. Общество в своем стремлении нормировать людей, делать всех одинаковыми, таких жирафистых не поощряет. Делают это в первую очередь те, кто остается чаще пассивным, но в ситуациях, когда появляются раздражающе активные люди, они следуют своему инстинкту выживания и стремятся сохранять все по-прежнему.

Но если человек прошел через препятствия, сумел увернуться от удара, или выдержал его, то он способен выстроить себя как личность, и отстоять себя как индивидуальность. Такие люди, если возникнет вдруг неприятная или опасная ситуация, все же станут спасать тех, у кого на это недостает потенциала. Про таких говорят «выдающаяся личность» – она и вправду выдается, выделяется из общего серого ряда. В языке это понимание уже есть, нам важно и в науке найти теоретическое соответствие и описать это явление надлежащим образом.

В отношениях с другими субъектами (людьми, группами, организациями, всем обществом) вышедший на высокий уровень самореализации человек выступает со своим специфическим лицом, он и рассматривается как носитель некой социальной позиции, социального «лица». Здесь вскрывается сущностное соответствие этимологии слова «личность» глубокому пониманию места личности в обществе. Даже понятие индивидуальности описывается через категорию «отличие» (одного от другого), где также обнаруживается корень «лицо».

Возвратимся к проблеме определения понятия «личность» в современной психологической литературе. В широком смысле слова личность - это синоним человека с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии). Эта точка зрения на личность подразумевает, что, изучая, например, телосложение и его связь с особенностями темперамента, мы занимаемся личностью. При этом подчеркивается уникальная не-

1 Эта проблема часто формулируется в психологии как проблема соотношения «интеллекта» (под которым в данном случае подразумеваются все познавательные процессы) и «аффекта» (под которым в данном случае имеются в виду все мотивационно-смысловые стороны деятельности человека). Как мы видим, в деятельностном подходе эта проблема диалектически решена: аффект и интеллект находятся друг с другом в конкретном единстве.

повторимость личности уже на уровне телесной организации (рост, вес, цвет глаз, особенности внешности и т.п.). «Правда» этой точки зрения состоит в том, что человек действительно уникален и индивидуален уже на уровне телесной организации, а психофизиологические особенности служат основой для формирования особых уже собственно личностных свойств. Но войдет ли та или иная физическая особенность в структуру собственно личности - в этом можно сомневаться.

А. Н.Леонтьев приводит в этой связи следующий пример. У мальчика врожденный вывих бедра. Определит ли данный грубый анатомический дефект его личностные особенности, как думают некоторые люди (считая, что, родившись с тем или иным уродством, например с горбом и т.п., человек уже автоматически становится злобным завистником, мечтающим отомстить всему человечеству за свои недостатки)? Нет. Сам по себе дефект выступает лишь «органической предпосылкой» формирования личности, а на базе этих предпосылок могут быть сформированы разные типы личности. Как говорил в таких случаях Л. С. Выготский, если взрослый определенным образом не «означит» этот дефект, он может вообще не существовать для ребенка или восприниматься им просто как индивидуальная особенность. Впрочем, нельзя отрицать, что имеющиеся дефекты накладывают ограничения на приемы и технику воспитания.

Обратимся в этой связи к литературному примеру (может быть, он покажется кому-то немного искусственным, но зато он хорошо иллюстрирует процесс означивания дефекта другим человеком и тем самым осознания данного индивидного свойства как «дефекта» его обладателем). В опере П.И.Чайковского «Иоланта» главная героиня слепа от рождения, но не знает об этом, поскольку окружающие тщательно выстроили способы общения с ней и избегают упоминаний в речи соответствующих слов. Случайная встреча «открывает ей глаза»: она не такая, как все, она не знает о мире, который знаком любому зрячему человеку. И девушка переживает, можно сказать, душевный кризис и чувствует себя неполноценной. Так что какой именно будет личность мальчика с врожденным вывихом тазобедренного сустава (станет ли он завистником или будет, напротив, чрезвычайно доброжелателен к людям) - зависит от очень многих факторов, которые нельзя искать в самом дефекте и в самом индивиде.

Поэтому в школе А.Н.Леонтьева настаивают на разведении понятий «индивид» и «личность», сужая при этом объем последнего понятия (индивидом рождаются, личностью становятся). Мы называем словом «индивид» отдельного человека как субъекта его деятельности уже с момента его рождения. Он целостен и неделим, но данная целостность обеспечивается закономерностями биологической 1 эволюции. Индивид - продукт онтогенетическо-

1 Выше говорилось, что в чистом виде биологического развития человека в условиях человеческого общества не бывает. Поэтому надо помнить об условности термина «биологическое» по отношению к развитию человека даже на самых ранних этапах его приобщения к культуре.

го развития заложенных в его организме генетических программ в конкретных условиях его деятельности в определенной среде. Конечно, становление индивида как носителя врожденных и приобретенных свойств можно лишь в абстракции отделить от становления собственно личности, которая характеризует человека уже с другой - социальной - стороны. Поэтому А. Н.Леонтьев давал более узкое определение личности, чем это встречалось в подавляющем числе концепций зарубежной психологии, и с данной позицией согласны практически все отечественные психологи.

Личностью человека можно назвать лишь с определенного момента его развития. Личность «рождается» в онтогенезе «дважды», говорил А. Н.Леонтьев. Первое рождение личности начинается (это не одномоментное событие) в возрасте около 3 лет и продолжается фактически все дошкольное детство. Критерием произошедшего рождения является принятие субъектом социальных норм и ценностей как мотивов своего собственного поведения. Внешне это проявляется, например, в способности ребенка «не взять» понравившийся ему предмет только потому, что «мама запретила его трогать». Даже когда его никто не видит, ребенок может ходить вокруг этого предмета, но трогать не будет. Значит, социальная норма, выступавшая внешним регулятором поведения ребенка (раньше ребенок не трогал предмет только в присутствии мамы или другого взрослого), теперь становится внутренней формой регуляции.

Одним из внешних признаков начальной стадии процесса интериори-зации социальных норм является «феномен горькой конфеты» (полученный однажды в качестве побочного результата одного из экспериментов школы А.Н.Леонтьева). Ребенок-дошкольник, участвовавший в эксперименте, должен был, не вставая с места, достать предмет со стола, стоявшего довольно далеко от него. За успешное выполнение действия в этих условиях ребенку обещали дать конфету. Пока взрослый был в комнате, ребенок не вставал с места. Но тут взрослого якобы вызвали - и он ушел (на самом деле из соседней комнаты он наблюдал, что делает оставшийся один ребенок). Ребенок встал с места и взял тот предмет, который ему нужно было взять, по инструкции не вставая с места. Взрослый тут же вернулся в комнату и предложил обещанную конфету в качестве награды за выполненное действие. Ребенок, однако, сначала отказался от вознаграждения, а затем, когда взрослый стал настаивать, тихо заплакал.

Как объяснял этот феномен А.Н.Леонтьев? Действие ребенка объективно вписано в систему двух разных отношений ребенка к действительности. Одно отношение - отношение «ребенок - взрослый», второе - «ребенок - предмет». Как мы помним, любое отношение субъекта к объекту реализуется (существует) только в форме какой-либо деятельности субъекта, побуждаемой соответствующим мотивом. Таким образом, мы имеем дело с тем, что

одно и то же действие ребенка оказалось в разном отношении к двум значимым для него мотивам: очень хочется достать предмет (поскольку за него обещана награда), но социально одобряемым способом его взять нельзя (а ребенок в этом возрасте стремится соответствовать ожиданиям взрослого). Появление экспериментатора привело к переживанию ребенком конфликта мотивов, и полученная им конфета оказалась «горькой» по своему личностному смыслу. Таким образом, у данного ребенка начался процесс иерархизации мотивов, при этом все более и более значимым для него становится выполнение им социальной нормы.

Второе рождение личности, по А. Н.Леонтьеву, происходит в подростковом возрасте, когда ребенок, у которого сложилась уже в результате предшествующей деятельности определенная более или менее устойчивая иерархия мотивов, оказывается вдруг перед необходимостью ее пересмотра. Это происходит потому, что все больше и больше расширяется круг социальных отношений, в которые входит ребенок, увеличивается число реализующих эти отношения видов деятельностей и возникают противоречия уже внутри круга соответствующих им социальных мотивов. Особенно отчетливо это впервые может обнаружиться в подростковом возрасте, когда социально одобряемый родителями ребенка поступок (например, не пропускать ни одного урока) вдруг получает резко отрицательную оценку других учеников класса, ставших для подростка «значимыми другими». В этом возрасте ребенок начинает ставить перед собой глобальные вопросы о том, что такое добро, что такое зло, к чему следует стремиться и чего избегать, каковы должны быть жизненные идеалы и т.п. Естественно, это требует большой работы самосознания, особенности которой раскрыть в вводном курсе не представляется возможным. Завершим разговор о втором рождении личности выделением критерия этого рождения.

Таким критерием может быть первый в жизни самостоятельный и ответственный поступок. Обсуждая этот критерий, В. В. Петухов и В. В. Столин еще больше сужают объем понятия «личность» и считают, что в подлинном смысле личностью может быть назван субъект, способный на подобного рода поступок. Согласно этой точке зрения, в результате «первого рождения» рождается не личность, а социальный индивид, который воспринимает социальную норму как значимый для него внутренний регулятор поведения, но при этом даже не задумывается о возможных альтернативных социальных нормах. Социальный индивид может так и не превратиться в личность: ведь становление субъекта личностью предполагает повышение его ответственности и самостоятельности, которое часто имеет своим следствием появление новых проблем для субъекта. Особой проблемой, например, может выступить появление большей свободы деятельности, к которой субъект не привык (он привык к тому, чтобы все решали за него другие, а теперь надо

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Наши специалисты и эксперты рады приветствовать на информационном сервисе и надеемся, что сможем ответить на все волнующие Вас вопросы. Вы заглянули на наш сайт с задачей понять, какие в психологии существуют этапы рождения личности по А. Н. Леонтьеву?

Стоит заметить в первую очередь, что предмет психология сложный и стоит из многих подсистем, поэтому для эффективного понимания темы необходимо разобраться с тем, что лежит в основе, то есть является фундаментом. НАУКА ПСИХОЛОГИЯ – это такая наука, которая изучает закономерности возникновения, а также развития, а также функционирования психики человека и группы людей. После того, как мы выяснили, что изучает наука психология, мы можем перейти к рассмотрению данного вопроса более конкретно.

Для начала стоит разобраться, что принято понимать под термином «ЛИЧНОСТЬ»? ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. А что же принято считать в психологии за ЭТАП? ЭТАП – это некая позиция и место какого-либо предмета, его характеристик в психологии.

Заметим, что ситуация развития человеческого индивида обнаруживает свои характерные особенности уже на самых первых этапах. Главная из них – это опосредствованный характер связей ребенка с окружающим миром. Стоит дополнить, что по мнению исследователя, личность – это не только индивид, обладающий определенным жизненным опытом, это человек, чье развитие связано с формированием мотивационной сферы. Человека можно признать личностью в той мере, в какой совокупность его мотивов обусловлена потребностями социума. Качество и масштаб тех ценностей, которые усваиваются человеком и частью которых он становится, предопределяют качество и масштаб его личностных особенностей. Так, «Первое рождение» протекает в дошкольном возрасте. Основным критерием прохождения данного этапа в процессе формирования личности является принятие индивидом норм и ценностей социального устройства общества в качестве основополагающих мотивов поведения.
Следует добавить, что процесс «второго рождения» протекает в подростковом возрасте, выражаясь в оформлении умений распознавать мотивы собственной деятельности, контролировать, соподчинять их друг другу.

Можно сделать следующий вывод, что этапы развития личности последовательны и неизменны, они напрямую связаны как с биологическим началом в личности, так и с психологическим. На этом наш урок подошел к завершению. Полагаю, что это занятие прошло для Вас информативно и с пользой, и Вы узнали для себя что-то новое. Если же что-то осталось непонятным или сложным для восприятия из этой темы, Вы всегда можете задать свой вопрос у нас на сайте в более детальной форме.
Желаем успехов и удачи!

Пара слов о деятельности.

Согласно отечественной психологии (психологии деятельности) деятельность это активность человека, направляемая осознаваемой целью.

Т.е. человека можно спросить: «Что ты делаешь, зачем? Что ожидаешь в результате?». И человек ответит: «Играю в шашки, потому что нравится», или «Изучаю психологию, чтобы сдать экзамен», или «Окучиваю картошку, чтобы осенью был большой урожай»…

Есть три вида деятельности:

- Игра. Это процессуальная деятельность , люди играют потому, что им это нравится, интересно; при этом важен процесс, а не результат, который не столь важен.

- Учение. Это результативная деятельность , при этом важен результат: приобретение знаний, умений, навыков, обогащение социальным опытом . А вот процесс учения, как таковой, не столь важен, отговорка: «Я учил, учил, но всё равно ничего не знаю», не принимается.

- Труд. Это тоже результативная деятельность, нацеленная на производство потребляемого продукта материального или идеального. Здесь тоже процесс не важен, потому что потребляется не процесс, а результат.

По психологической природе учение и труд похожи, поскольку они являются результативными деятельностями. А раз так, то человек должен уметь формулировать цель и стремиться к ней, т.е. удерживать в сознании цель до её достижения, и, наконец, быть готовым изменить весь характер деятельности, если вдруг изменится ситуация.

Но какой бы деятельность ни была, - игрой, учением или трудом, - деятельность неотделима от сознания. Сергей Леонидович Рубинштейн, ведущий советский психолог, даже сформулировал основополагающий принцип единства сознания и деятельности.

Если коротко, суть этого принципа такова: деятельность направляется и регулируется сознанием, а сознание, в свою очередь, развивается и совершенствуется только в процессе деятельности.

К чему все эти рассуждения о деятельности? - А вот к чему.

Неизбежность детской игры.

Активность ребёнка в диаде мать-дитя - полноценная деятельность так как, несмотря на то, что ребёнок ещё не обладает автономным сознанием, он пользуется сознанием матери, взятым как бы напрокат. Именно поэтому, т.е. через деятельность, сознание ребёнка в диаде мать-дитя не только формируется, но и быстро развивается.

На рубеже трёх лет ребёнок, высвободившись из диады мать-дитя, встречается с принципиально новыми для себя задачами.

Он уже обладает самостоятельным, автономным сознанием, но не может ни учиться, ни трудиться, потому что труд и учение, - результативная деятельность, необходимым условием которой является умение ставить перед собой цели и добиваться их реализации.

А трёхлетний ребёнок, очевидно, даже не умеет удерживать цели в своём сознании.

Например, ребёнок что-то делает, например, рисует. Вдруг в комнату пришла кошка Мурка, он бросает все свои дела и начинает играть с Муркой и т. п., т. е. ребёнок в каждый момент времени делает то, что ему нравится. Это и есть игра.

Итак, ребёнок не может ни учиться, ни трудиться. Остаётся одно - играть.

Кто-то возразит: всем известно, что дети умные, они могут учиться.

То, что дети умные, правильно. А то, что они могут учиться, неправильно. Нужно говорить, что дети обучаемы, причём обучаемы в двух следующих ситуациях:

В игре; играючи можно многому научиться, или

В тесном сотрудничестве с взрослым человеком, когда по сути, устанавливаются врЕменные диадные отношения.

Нужно сказать, что дети, и даже взрослые охотно идут на установление временных диадных отношений с более опытными и интересными людьми. И, наоборот, некоторые, правда, далеко не все, опытные люди легко устанавливают такие отношения.

Вот, например, как работал с аспирантами замечательный физик-теоретик Аркадий Бейнусович Мигдал. Он усаживал молодого аспиранта вместе с собой, и они вместе решали одну и ту же задачу. По сути дела Аркадий Бейнусович пускал аспиранта на свою творческую кухню. Через несколько месяцев, а не лет, как обычно, аспирант достигал уровня кандидата наук!

Первое рождение личности.

О том, что такое личность, поговорим подробнее позже, а сейчас лишь самое главное.

Личность это такой слой психики человека, который определяет социальное бытие человека, или иначе, включённость человека в человеческое общество.

Очень важно понимать, что человек, по своей сути, существо социальное. Поэтому жизнь в человеческом обществе, живое человеческое общение, - необходимое условие для формирования полноценной психики человека.

Интересно, что психика детей-маугли, воспитанных животными, и, следовательно, лишённых человеческого общения, ближе к психике животных, чем к психике человека.

Жизнь среди людей предполагает, прежде всего, подчинение принятым в обществе правилам поведения. Это значит, что ребёнок, также как и взрослый человек, должен вести себя в соответствии с правилами, с нормами поведения, сразу, как только это станет для ребёнка возможным, т.е. примерно, с трёх лет. Именно поэтому трёхлетний возраст считается временем первого рождения личности.

Каких именно норм и правил будет придерживаться ребёнок , а может быть, он вообще будет вести себя, как будто никаких правил совсем нет, решают родители, воспитатели , потому что трёхлетний ребёнок не знает особенностей общественной жизни, он не в состоянии самостоятельно выбрать собственный, своеобразный стиль социального поведения.

Так случилось, что первое рождение личности и рождение субъекта происходят примерно в одно и то же время, на рубеже трёх лет. Но, вообще-то, это очень разные, пусть и взаимосвязанные процессы.