Зарубежная литература XVII века. Характеристика зарубежной литературы XVII века Общая характеристика барокко

Зарубежная литература 17 – 18 вв.
17 век в мировом литературном развитии.

Литературный процесс в Европе в 17 веке отличается очень большой сложностью и противоречивостью. 17 век является эпохой, обозначившей переход от Возрождения к Просвещению, и это определило особенности исторического и культурного развития в европейских странах происходит укрепление позиций феодально-католической реакции, и это вызвало кризис ренессансного гуманизма, с наибольшей силой выраженный в искусстве барокко.

Барокко как стиль формируется не только в литературе, но и в живописи, музыке. Как литературное течение барокко обладает целым рядом общих мировоззренческих и художественных принципов.

В основу барокко положена полемичная по отношению к ренессансным традициям концепция человека. Существо слабое и хрупкое, человек, как полагали писатели барокко, обречен блуждать в трагическом хаосе жизни. Глубоко пессимистическая концепция бытия приводит литературу барокко к аскетическим религиозным идеалам.

Барокко создает элитарную теорию искусства, утверждает особый метафорический орнаментальный стиль. Основываясь на идее дисгармонии мира, писатели барокко, стремясь выразить идею дисгармонии в самой образной системе произведения, увлекаются смысловыми и живописными контрастами. Наиболее яркое воплощение принципы барокко нашли в творчестве великого испанского драматурга П.Кальдерона.

В европейском барокко складываются два течения - высокое и низовое, или демократическое, барокко. Элитарным идеям, возвышенной риторике высокого барокко, представленного театром П.Кальдерона, поэзией Л. де Гонгоры, Д. Донна, пасторальным и галантно-героическим романом, низовое барокко противопоставляет стиль комического бурлеска, во многом сознательно пародирующий возвышенную образность (наиболее ярко данные тенденции выразились в плутовском романе 17 века).

Другим литературным направлением 17 века стал классицизм, получивший особый расцвет во Франции. Необходимо помнить, что истоки классицизма уходят в эстетику Возрождения, создавшую культ античности как средоточия художественного идеала. Классицизм отразил подъем национального самосознания французского общества. В первой трети 17 века во Франции происходит становление абсолютной монархии, которая приводит к ликвидации феодальных междоусобиц и образованию единого централизованного государства. Этот исторически прогрессивный процесс создает объективные предпосылки для развития классицизма. Глубокое воздействие на эстетку классицизма оказали идеи Р.Декарта, создателя рационалистической философской школы.

В своем развитии классицизм 17 века прошел два основных этапа. В первой половине 17 века он утверждал высокие идеи гражданственности и героизма, что нашло отражение в политических трагедиях П. Корнеля.

Во второй половине 17 века, после трагических событий Фронды, в классицизме углубляются трагические мотивы. Классицизм создал стройную эстетическую теорию, которая получила завершенное воплощение в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство». Классицисты разработали нормативную теорию искусства, включающую четкую дифференциацию «высокого» и « низкого», строгие жанровые и стилевые каноны. Рационалистическая установка определила концепцию человека, особенности конфликта в классицистических произведениях. Вместе с тем классицисты отстаивали принцип «подражания природе», «разумного правдоподобия», что позволило им воссоздать в своих произведениях типические черты общественной жизни 17 века.
^ XVII век в мировом литературном развитии

Ренессанс трудно отделить от истории и культуры XVII века. В начале XVII века продолжают творить корифеи Ренессанса. Переход между эпохами является очень плавный и продолжается несколько поколений. То же самое происходит и на верхних границах периода. XVII - XVIII века – основополагающая эпоха для развития современной европейской культуры. В эту эпоху создаются современные по типу государства. Во Франции под влиянием культуры классицизма создаются нормы литературы и языка, укоренившиеся до XX века. Схожую регулирующую функцию в Англии имело просветительское движение и рационалистическая литература.

Эпоха Возрождения – эпоха социального оптимизма, открытия мироздания и возможностей человека. Общественная система становится более динамичной, открываются возможности человеческой личности, судьбы. Возникает вера в преодоление социальных препон в самых разных сферах. Идеал человека эпохи Возрождения типологически сходен в разных культурах. Общечеловеческий идеал воплощал триединство красоты, добра и истины. Но уже на исходе эпохи Возрождения, в XVI веке, этот идеал начинает расшатываться. В XVI веке происходят религиозные войны, борьба государств за колонии, конкуренция на европейской арене. Единая европейская культура расшатывается. Обобщающее влияние латинского происхождения утрачивается. Появляется национальная культура, и создаются разные типы государств: буржуазные (революция в Голландии и Англии), появившиеся в результате процесса рефеодализации, возврата к старым общественным отношениям (Испания, Германия, Италия). В Германии воцарился «карликовый абсолютизм», государство оказалось в состоянии раздробленности. Ситуацию усугубила произошедшая в XVI веке Тридцатилетняя война. Во Франции постепенно происходило движение к капитализму. Франция той эпохи – одна из ведущих европейских держав. Её считают классической для литературы эпохи. В ней наиболее ярко проявляются тенденции централизации: исчезают областные различия, усиливается центр, создаётся единая правовая и культурная система – и абсолютизма (исключительная роль королевской власти).

В XVII веке появляется концепция власти. Власть становится надличностной силой, которую невозможно контролировать. Английский философ Гоббс представлял государство в виде чудовища Левиафана, которое контролирует всё, требует подчинения и действует жёсткими методами. Происходит полная унификация жизни, подчинение королю. Ведущей в эпохе становится категория управляемости. В Европе возникают ритуалы, контролирующие культурную и общественную жизнь, вводится этикет. В эпоху Людовика XIV этикет был гипертрофирован. Жёсткий государственный контроль становится стесняющей силой. Происходят революции, сменяющиеся диктатурой и последующей реставрацией монархии.

На протяжении XVII века формируется новый религиозный идеал. Происходит поиск «личного» Бога, его приближение к повседневной жизни. Буржуазия предполагает личностную инициативу. Воплощением этого поиска становится Реформация в своих крайних проявлениях (пуританство, кальвинизм). Отбрасывается ритуальная сторона и остаётся голая вера. Основной постулат протестантизма – индивидуальное доказательство того, что ты достоин божественного спасения. Содержанием эпохи становится и контрреформационное движение, особо развивающееся в Испании и Италии. По мысли контрреформаторов, Бог отодвигается в эмпирей, он действует как слепая и иррациональная сила. Носителем этой веры становится Церковь, также отодвигаемая в эмпирей. Эту стратегию воплощает в жизнь орден иезуитов, чей лозунг – «Цель оправдывает средства».

XVII век – переломное время, когда ценности человека катастрофически смещаются. Символы эпохи – бесконечные поиски, доверие к иррациональным категориям и бунт, буйство собственной воли. Человек эпохи ищет опору в поисках. Этой опорой становится либо разум, либо чувство. Истина, добро и красота начинают существовать отдельно друг от друга. В результате возникают две противоположные тенденции: рационализм и иррационализм соответственно.

Наиболее отчётливый симптом рационализма – становление науки. В исследованиях эмпирики возникает проблема метода, сближающая науку с литературой (Рене Декарт, Спиноза, Гоббс). Эти научные поиски обнаруживают своё продолжение вплоть до XX века.

Оборотной стороной этих поисков является иррационализм. Иррационализм сомневается в возможностях человеческого познания. Он стремится выделить зоны непознанного, показать разнообразие и игру феноменов. В иррационализме выделяется категория концепта – сближения разных, но мистически связанных категорий. Из концепта развивается метафора. Литература этой эпохи метафорична. Выбор между частными истинами зависит от собственной воли.

Одной из универсалий эпохи является ощущение кризиса, перелома, переоценка идеалов Возрождения. Литература эпохи полемическая и пропагандистская. Идеал Возрождения либо пытаются восстановить, либо отрицают его. Также происходит отказ от принципа гармонии. В XVII веке идёт установка на доминирующие категории. Диалектика определяется единством и борьбой противоположностей: взаимодействием разума и чувств, личности и общества. Эпоха барокко интересуется личностными процессами. Изменяется гуманизм – он становится «гуманизмом вопреки». Ценность человека не задана изначально, она приобретается. Ещё одна черта эпохи – аналитизм, исследовательский подход. Вырабатывается метод расчленения действительности на детали и её неожиданное комбинирование. Эпоха стремится к широким эпическим панорамам. Писатели делают акцент на централизации идеи. Благодаря открытию идеи происходит взаимодействие между публицистическим и художественным творчеством. Сама идея в художественном тексте раскрывается через пафос и логику. Логика организует композицию, связь частей. Одним из основных вопросов эпохи становится правда и правдоподобие. Происходит поиск критериев истины.
^ Литература барокко (общая хар-ка).

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия)(См. Прециозная литература).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы.

На западе в области романа выдающийся представитель - Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы - П. Кальдерон (Испания). В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания), Д. Донн (Англия). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. выше).
литература барокко (общая характеристика).

универсалии эпохи предстают в барокко и классицизме. В европейской литературе классицизм представляется упрощённой версией барокко, в русской литературе барокко и классицизм рассматриваются как различные художественные направления. Но в творчестве одного писателя могут сходиться оба этих направления. В Испании барокко занимало доминирующее положение. Его эстетику и поэтику развивали представители школы Лопе де Вега. Классицизм там развивался лишь теоретически. В Англии ни один из методов не являлся доминирующим, так как там были сильны традиции Ренессанса. Лишь к середине века в английском искусстве нарастают классицистические черты (теория Бена Джонсона), но они не укореняются в этой стране. В Германии развивается низовое барокко, предпочтительными жанрами которого оказываются кровавая драма и плутовской роман. Основополагающим методом классицизм становится во Франции, но здесь проявляются и тенденции барокко. Наряду с классицистической существует и салонная литература, поэзия либертенов.

Барокко реализуется не только в литературе. Первоначально оно было выделено в архитектуре (работы Бернини, фонтаны Версаля). В музыке барокко было представлено творчеством Баха и Генделя, в живописи – Тициана и Караваджо, в литературе – Жана-Батиста Марино и Кальдерона. Барокко тесно связано с Ренессансом. Ю.Б. Виппер говорит о маньеризме – трагическом гуманизме позднего Возрождения. Это выход в аллегорические пространства с философскими конфликтами, демонстрирующими веру в человека и трагизм человеческого бытия.

Само слово «барокко» не имеет точного объяснения. Под этим термином понимается широкий ряд явлений. В барокко по определению нет канонов. Канон индивидуален, здесь царит разнообразие.
Мировоззренческие установки барокко:
1. Ощущение противоречивости мира, отсутствие устоявшихся форм, бесконечная борьба. Задача автора – уловить действительность в её изменчивости.

2. Пессимистический эмоциональный тон. Он происходит из разорванности, двойственности мира. В литературе этого направления часто встречается мотив двойника.

3. Ведущие мотивы – борьба плоти и духа, видимого и сущного. Излюбленная тема – борьба жизни и смерти. Авторы барокко часто изображают человека в его пограничных состояниях (сон, болезнь, безумие, пир во время чумы).

4. Театральность, игра, эксперименты героев с жизнью, трепетное отношение к земным радостям, любование мелочами быта. Произведения барокко отображают калейдоскоп жизни.

5. Герой барокко – законченный индивидуалист. Это либо яркое, но изначально порочное существо, которому нужно искупить свои грехи, либо изначально добрая, но изуродованная жизненными обстоятельствами личность. Второй тип героя стремится уйти от мира либо в творчество, либо путём создания жизненных утопий.
Эстетика барокко излагается в трактатах «Остромыслие или искусство быстрого ума» (Бальтазар Грассиан) и «Подзорная труба Аристотеля» (Эммануэль Тезауро). Искусство с точки зрения барокко – субъективное творчество. Оно не выражает истину, а творит иллюзию, подчиняясь воле автора. Задача писателя – преображение действительности. Полёт мысли должен быть преувеличен. Авторов барокко интересует всё необычное. Знакомясь с небывалым, читатель способен удивляться. Основное художественное средство – метафора. Метафора пересекается с амплификацией – преувеличением. Один и тот же предмет поворачивается с разных сторон.
^ Особенности английской литературы 17 века.

Первая половина 17 века отмечена в Англии расцветом поэзии барокко, представленной прежде всего школой поэтов-метафизиков. Одним из наиболее талантливых поэтов этого направления, открывшим новые горизонты европейской поэзии нового времени, был Джон Донн (1572 - 1631), с творчеством которого рекомендуется познакомиться студентам. Решающее воздействие на развитие английской литературы 17 века оказала английская буржуазная революция (1640 - 1650). Она проходила под религиозными пуританскими лозунгами, что определило специфику художественной мысли эпохи.

Главное внимание при изучении английской литературы 17 века следует уделить творчеству Д.Мильтона (1608 - 1674). Выдающийся революционный публицист, Мильтон отразил в своих поэмах актуальнейшие политические конфликты современности. Его поэма «Потерянный рай» представляет собой попытку социально-философского осмысления развития мира и человечества в целом. В художественном мире поэмы органически соединяются барочные и классицистические тенденции, на что необходимо обратить внимание при ее анализе.

Характеристика 17 века как особой эпохи в истории западной литературы

XVII век — век войн, политических и религиозных конфликтов, век, когда уходят в прошлое утопические ренессансные идеи о господстве, оставляя после себя ощущение абсолютного мирового хаоса. Человек в этом хаосе перестает быть высшей мерой всех вещей, он вынужден покориться новым законам и правилам. А усиление гонений на еретиков, ужесточение цензуры лишь усиливают трагические настроения, которые находят отражение в литературе. Появляются две концепции мировосприятия: католическая концепция свободной воли и протестантская концепция предопределения. Для первой концепции характерно восприятие человека свободным, вольным выбирать между добром и злом, тем самым предопределяя свое будущее. Протестантская же концепция предполагает, что спасение человека не зависит от того, как он живет, и все уже предопределено свыше. Но это не освобождает человека от обязанности быть добродетельным. Несмотря на минусы католической концепции свободной воли, которая предполагает некий обмен между Богом и человеком (добрые дела с расчетом на божественное вознаграждение), эта концепция больше всего повлияла на литературу XVII века.

Другими популярными идеями, нашедшими отражения в литературе XVII века, стали идеи стоицизма и неостоицизма. Основным принципом и девизом приверженцев этих идей стало сохранение внутреннего спокойствия. Для неостоицизма также характерно очень сильное религиозное чувство, параллельные евангельским верования и предчувствия.

В XVII веке формируются две противоборствующие художественные системы: барокко и классицизм.

Общая характеристика барокко.

Барокко переводится с итальянского как «причудливый», и это слово лучше всего характеризует данное литературное направление. Оно приходит на смену ренессанса и привносит в литературу причудливые, экспрессивные формы, динамику, дисгармонию, экспрессию. На смену линейной перспективе приходит странная барочная перспектива: двойные ракурсы, зеркальные отображения, сдвинутые масштабы. Все это призвано выразить неуловимость мира и иллюзорность наших представлений о нем. В барокко противопоставляются высокое и наука, земное и небесное, духовное и телесное, реальность и иллюзия. Ни в чем нет ясности, цельности. Мир расколот, в бесконечном движении и времени. Этот бег делает человеческую жизнь ужасно быстротечной, отсюда тема краткосрочности человека, бренности всего сущного.

В драматургии барочная игра изначально проявляется в зрелищности, иллюзионизме, переходе от реальности к фантазии. Человеческая жизнь уподобляется театру. Бог разыгрывает театр жизни, подняв занавес хаоса. Это драматическое представление о мире и о человеке вообще свойственно барокко. Оно обнажает комичность человеческого существования, когда стремление к счастью — это лишь жестокий исторический процесс.

Общая характеристика классицизма.

Обычно важнейшей чертой классицизма называет её нормативный характер, а именно свод законов и правил, обязательных для всех деятелей искусства. Однако многие сторонники классицизма не всегда строго соблюдали эти правила.

Bncz&Экзамен: История Зарубежной Литературы. 17-18 вв.

Преподаватель: Нинель Ивановна Ванникова

Место: 320 ауд.

1. Федра - есть слова ";повелевает страсть";, рассуждение о благородстве Ипполита.

2. Стойкий принц - есть слова Дона Фернандо ";я перенес мучения, но я верю...";.

3. Стойкий принц - сонет про цветы.

4. Сид - есть слова ";отречься от любви, вступиться за отца";.

5. Буало - рассуждение о трагедии, есть слова ";ужас и сострадание";.

6. Филдинг - описание стола, герою что-то послала природа.

7. Стойкий принц - есть слова ";ты победил не веру, а меня, несмотря на

то, что я умираю";.

8. Фауст - слова Мефистофеля ";Я - то...";. Эта цитата была уже в этой теме.

9. Свифт - герой попадает на остров лилипутов.

10. Сид - слова Химены, есть слова ";мстить за отца";, упоминается честь.

11. Разбойники - слова Карла ";меня заставили убить ангела";.

12. Фауст - беседа Фауста с Вагнером о раздвоении любви на земную и небесную.

13. Фауст - упоминаются журавли в последней строчке.

14. Лопе де Вега - упоминается Минотавр. (Видимо, этот кусок:

Смешение трагичного с забавным --

Теренция с Сенекою -- но многом,

Что говорить, подобно Минотавру,

Но смесь возвышенного и смешного

Толпу своим разнообразьем тешит.

Ведь и природа тем для нас прекрасна,

Что крайности являет ежечастно.)

15. Монахиня - упоминается мать.

16. Федра - упоминаются Афины.

17. Фауст - Мефистофель о зле и пороках.

18. Буало - упоминается ";гад в искусстве";.

19. Фауст - отказывается овладеть учением, упоминается счастье.

20. Жизнь есть сон - есть слова ";если я сплю, не будите меня";.

21. Андромаха - упоминается Гектор.

22. Федра - упоминается яд в жилах (Отрывок:

Струится по моим воспламененным жилам

Медеей некогда нам привезенный яд).

23. Федра - есть слова ";оправдать невинного";.

24. Гораций - есть слова ";О Рим...";.

25. Зов Ктулху – Есть слова «Пх"нглуи мглв"нафх Ктулху Р"льех вгах"нагл фхтагн».

26. Филдинг - Если будете в затруднении, а цитата начинается или заканчивается на ";ОН";, говорите, что Филдинг.

27. Задиг - отшельник, с которым странствует Задиг, сбрасывает подростка с хрупкого моста в реку, тот тонет.

28. Буало - есть слова ";под кистью мастера прекрасно";.

29. Сид - есть что-то вроде ";должна исполнить мой долг в ответ";.

30. Эмилия Галотти - говорится о портрете.

31. Филдинг - упоминается картина Хогарта, с которой сравнивается персонаж (жена Партриджа).

17 век.

1. Характеристика 17 века как особой эпохи в истории западной литературы (соотношение барокко и класицизма)

По лекциям Нинелль Иванны:

К кон. 16-го в. искусство и литература подошли к творческому кризису. Ренессансная идея господства человека в мире благополучно скончалась. В Ренессансе считалось, что мир – это место, где человек должен реализовать свое «я», гуманисты верили, что человечество посвятит себя творческому процессу. А на самом деле мир оказался ареной кровопролитных войн – религиозных, гражданских, захватнических («смерть наше ремесло»). В обществе царит атмосфера строгости и насилия. Усиление гонений на еретиков, создание индексов запрещенных книг, ужесточение цензуры => гармония человека с миром недостижима, реальный человек был неидеален в своих поступках (действуя по принципу «все дозволено», оказался небезупречен + научный и психологический аспект кризиса: думали, что без средневековой идеологии все сможем понять, а ничего не смогли). Географические открытия, открытия в физике (теория Коперника и не только) и т.д. показали, что ктулху зохавает всех, а мир сложнее, чем казалось, тайна мироздания человеку не доступна, мир понять невозможно. Новая Вселенная: человек теперь не центр мирозданья, а песчинка в мировом хаосе à мировосприятие с сильной трагической окраской. Пусть человек снова подумает о себе и сравнит свое существование ос всем сущим. Эпоха свидетельствует о бесконечности пространства, быстротечности времени, человек не всемогущ => на смену Ренессанса приходит барокко .

Вместо линейной ренессансной перспективы – «странная барочная перспектива»: двойное пространство, зеркальность, что символизировало иллюзорность представлений о мире.

Мир расколот. Но мало того, он еще и движется, только непонятно куда. Отсюда – тема быстротечности человеческой жизни и времени вообще, краткосрочность бытия человека.

Использование исторических и мифологических реминисценций, которые даются в виде аллюзий и которые надо расшифровывать.

Метафору поэты барокко очень любили. Ею создавалась атмосфера интеллектуальной игры. А игра – свойство всех жанров барокко (в метафорах, в сопряжении неожиданных идей и образов).

Драматургия отличалась исключительной зрелищностью, переходом от реальности к фантазии. В драматургии игра привела к особой театральности à прием «сцена на сцене» + метафора «жизнь-театр». Театр – тоже для выявления неуловимости мира и иллюзорности представлений о нем.

У Кальдерона: «великий театр мира», где на сцене разыгрываются жизни под занавес хаоса. Есть четкое разделение: божественная сфера и земная сфера, а на троне восседает создатель пьесы, которая призвана выразить всю иллюзорность человеческого бытия.

Искусство барокко стремилось соотносить человека с природой, космосом, оно пронизано переживанием конечности человеческого существования перед бесконечностью вселенной. В этом заключается жесточайшее внутренне противоречие.

Немецкое барокко возникает в условиях 30-летней войны, трагедии социальной жизни. Вечность является продолжением безвременья. Создание новой барочной гармонии, единства, прославление нравственной стойкости человеческого духа (широкое распространение идей стоицизма). И вот в таких условиях, когда все плохо, начинает вырисовываться некое начало, на основе которого преодолевается природный хаос – стойкость человеческого духа.

Считается, что человек обладает внутренней независимостью духа (сближение с католической концепцией свободной воли). В христианской религии существует противопоставление идеи предопределения и свободной воли (2 типа сознания). Лютер придерживался идеи предопределения (он считал, что после грехопадения порча прошла в человеческую природу => человек греховен). Реформация – путь каждого человека от рождения предопределен.

Учение о свободной воле появилось в 16 веке. Ее приверженцы доказывали, что всем людям от рождения дана благодать, и каждый человек сам выбирает свой путь.

В то же время возникает классицизм . Обе эти системы возникают как осознание кризиса ренессансных идеалов.

Классицизм как бы воскрешает стиль Высокого Ренессанса. Во всем должна соблюдаться мера и хороший вкус. Строгая система правил => сдержать буйство фантазии. Правила присущи любому творчеству, а искусство – вид игровой деятельности человека => игры без правил не бывает. Задача классицизма – придать правилам обязательный характер. Они создаются человеческим разумом, чтобы подчинить себе хаос вещей. Правила - неписанные законы, они условны и относятся к формальной организации произведения.

По Плавскину:

17 в. – век абсолютизма (господствующая форма гос-ва – абсолютизм).

17 в. – эпоха непрерывных войн в Европе. Старые колониальные державы – Испания, Португалия – оттесняются постепенно на задний план молодыми буржуазными гос-вами – Голландией, Англией; начинается эра капитализма.

Историю Европы в 17 в. Характеризуют переходность и кризисность.

17 в. – сдвиги в области науки; издаются научные журналы; схоластика средневековья => экспериментальный метод; господство математики и метафизического способа мышления.

Границы окружающего мира расширяются до космических масштабов, понятия времени и пространства переосмысляются как абстрактные, универсальные категории. Для 17 в. характерно резкое обострение философ., полит., идеолог. борьбы, кот. Получило отражение в формировании и противоборстве двух господствующих в этом столетии художественных системклассицизм и барокко .

Они возникают как осознание кризиса ренессансных идеалов. Художники и барокко, и классицизма отвергают идею гармонии; они обнаруживают сложное взаимодействие личности и соц-полит. среды; выдвигают идею подчинения страстей велениям разума; на первый план выдвигают интеллект, разум. Роль произведения как средства воспитания читателя или зрителя => «публицистичность» литературы.

2. Характеристика барокко.

итал. barocco - причудливый

Возникновение барокко . После эпохи Ренессанса наступил кризис идей. Принцип гуманизма связан с идеями гармонии, в центре мироздания вместо бога – человек. Все пристало человеку, если он отважен и талантлив. В Средние века человек противопоставлен природе, а в новое время природу поэтизировали. Искусству возрождения свойственна гармония в композиции и образах. Но вскоре гуманизм столкнулся с грубой реальностью. Мир превратился не в царство свободы и разума, а в мир кровопролитных войн. «Мы разумом бедны, и чувства оскудели». Атмосфера фанатизма, жестокости, насилия утвердилась в 16 в., после Тридентского собора, открывшегося в 1545 г. в Тренто по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшегося там же в 1563. Усиливаются гонения на еретиков, создан индекс запрещенных книг. Судьба гуманистов была драматична. Гармония недоступна, мир противопоставлен идеалам личности. Идеи гуманизма обнаружили свою несостоятельность. Качества человека стали превращаться в отрицательные: самореализация равно аморализм, преступления. Другой важный аспект кризиса - психологический. Люди считали, что можно все узнать, мешают только церковь и средневековые предрассудки. Географические и физические открытия, теория Коперника говорили о том, что мир сложнее. Разгадав одну загадку, человек натыкается на 10 новых. «Открылась бездна, звезд полна». Бесконечность – атрибут вселенной, а человек – песчинка в огромном мире. Иллюзии Возрождения вытеснены новым видением мира. На смену Ренессансу приходит барокко, которое «мечется между сомнениями и противоречиями». Причудливые, экспрессивные формы, для искусства барокко важна динамика, дисгармония, экспрессия . На смену линейной перспективе приходит «странная барочная перспектива »: двойные ракурсы, зеркальные отображения, сдвинутые масштабы. Призвана выражать неуловимость мира и иллюзорность наших представлений о нем. «Человек больше не центр мира, а квинтэссенция праха» (Гамлет). Противопоставлены: высокое и наука, земное и небесное, духовное и телесное, реальность и иллюзия. Ни в чем нет ясности, цельности. Мир расколот, в бесконечном движении и времени. Этот бег делает человеческую жизнь ужасно быстротечной, отсюда тема краткосрочности человека, бренности всего сущного.

Испанская поэзия . Современники считали поэзию Гонгоры (1561-1627) трудной. Аллюхии, метафорические описания. Романс «Об Анжелике и Медоре». (Если есть желание почитать: /~lib/gongora.html#0019). Непонятность. Увядшие розы – румянец на щеках Медоры. Китайский Алмаз – принцесса Анжелика, еще не испытавшая любовь. Усложненное литературное описание – замкнутый характер поэзии Гонгоры, атмосфера игры. Изощренная метафоричность, консептистское сближение далеких образов – барочная игра (свойственна Гонгоре, Грассиану, Кальдерону, Фхтагн).

С жорна :

Поэты барокко очень любили метафору. Ею создавалась атмосфера интеллектуальной игры. А игра – свойство всех жанров барокко (в метафорах, в сопряжении неожиданных идей и образов). В драматургии игра привела к особой театральности à прием «сцена на сцене» + метафора «жизнь-театр» (ауто Кальдерона «Великий театр мира» апофеоз этой метафоры). Театр – тоже для выявления неуловимости мира и иллюзорности представлений о нем.

И вот в таких условиях, когда все плохо, начинает вырисовываться некое начало, на основе которого преодолевается природный хаос – стойкость человеческого духа.

В то же время возникает классицизм. Обе эти системы возникают как осознание кризиса ренессансных идеалов.

Художники и барокко, и классицизма отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической ренессансной концепции. Но вместе с тем барокко и классицизм четко противостоят друг другу.

Лекция . В драматургии барочная игра изначально проявляется в зрелищности, иллюзионизме, переходе от реальности к фантазии . Театр метафоры – уподобление человеческой жизни театру (Шекспир «Как вам это понравится»). Представления о театре определили представления о мире, отсюда тема жизни-театра . Особенно у Кальдерона – «Великий театр мира». Бог разыгрывает театр жизни, подняв занавес хаоса. Иллюзорность человеческого бытия. Барокко давало более драматическое представление о мире и о человеке. Иллюзорное более соотнесено человеком не только с природой, но и с обществом социума (странная фраза). Комичность человеческого существования. Трагический диссонанс: стремление к счастью -- это жестокий исторический процесс. Об этом много говорится в поэзии немецкого барокко (они писали в условиях 30-летней войны).

Грифиус, «Слезы отечества», 1636 г. Пред лицом бедствий не осталось никаких надежд. Сокровищница души разграблена на безвременье. При интенсивных переживаний и трагических противоречиях организующее начало, незыблемая основа человеческого бытия: внутренняя нравственная стойкость человеческого духа . Философия стоицизма – независимость человеческого духа, способность противостоять всем обстоятельствам.

Католическая концепция свободной воли. Противопоставлены предопределение (Аврелий Августин) и учение о свободной воле. Реформация в лице Лютера развивала идеи предопределения. Человек счастлив и греховен, если ему необходима помощь свыше в виде божественной благодати. Другая идея (у католиков): каждый сам делает свой выбор, в пользу благодати или зла. Эти идеи стали философской основой драм Кальдерона. В «Стойком принце», например, противопоставлены христианский и мавританский миры

В драматургии: нет строгой нормированности, нет единств места и времени, смешение в одном произведении трагического и комического à основной жанр трагикомедия, барочный театр – театр действия . Обо всем этом пишет Лопе де Вега в «Новом руководстве к сочинению комедий

3. Особенности философских трагедий Кальдерона (";Жизнь есть сон"; и др.) 17век в Испании - золотой век драмы. Открывал его Лопе де Вега, а закрывал Кальдерон

Биография : Кальдерон родился в Мадриде, в семье дона Диего Кальдерона, секретаря казначейства, дворянина средней руки. Мать будущего драматурга Анна Мария де Энао, была дочерью оружейника. Отец готовил Кальдерона к духовной карьере: он получил образование в мадридской иезуитской коллегии, также учился в университетах Саламанки иАлькала-де-Энарес. Однако в 1620 году Кальдерон оставил учёбу ради военной службы.

Как драматург Кальдерон дебютировал пьесой «Любовь, честь и власть» за которую получил похвалы своего учителя, Лопе де Вега и ко времени его смерти, уже считался первым драматургом Испании. Кроме того, он получил признание при дворе. Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Святого Иакова(Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра, устроенного в недавно сооружённом дворце Буэн-Ретиро. Кальдерону были предоставлены услуги лучших на то время музыкантов и сценографов. В пьесах, написанных в бытность Кальдерона придворным драматургом, заметно использование сложных сценических эффектов. Например, пьеса «Зверь, молния и камень» была представлена на острове посреди озера в дворцовом парке, а зрители смотрели её, сидя в лодках.

В 1640-1642 гг., исполняя воинские обязанности, Кальдерон участвовал в подавлении «Восстания жнецов» (национально-сепаратистского движения) в Каталонии. В 1642 по состоянию здоровья он оставил военную службу и через три года удостоился пенсии. В дальнейшем он стал терциарием ордена св. Франциска (т.е. принял на себя монашеские обеты ордена, но остался в миру), а в 1651 году Кальдерон был рукоположен в священники; вероятно, это было вызвано событиями в его личной жизни (смерть брата, рождение незаконного сына), о которых сохранилось мало достоверных сведений, а также начавшимися гонениями на театр. После рукоположения Кальдерон отказался от сочинения светских пьес и обратился к аллегорическим пьесам на cюжеты, заимствованные главным образом из Библии и Священного Предания, так называемые ауто, представления, дававшиеся во время религиозных празднеств. Однако образщаясь к религиозным темам, он трактовал очень многиепроблемы в духе раннего христианства с его демократизмом и аскетизмом никогда не следовал принципам ортодоксальной церкви. В 1663 году он был назначен личным духовником Филиппа IV (королевским капелланом); эту почётную должность за Кальдероном сохранил и преемник короля, Карл II. Несмотря на популярность пьес и благоволение королевского двора, последние годы Кальдерона прошли в заметной бедности. Кальдерон умер 25 мая 1681 года. Контрастненько так, неправда ли?

Унаследовав традиции испанской ренессансной литературы, Кальдерон. вместе с тем выразил разочарование в гуманизме Возрождения. Кальерон в самой природе человека видит источник зла и жестокости, а единственным средством примирения с жизнью - христианскую веру с её требованием обуздания гордыни . В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко .

Драмы Кальдерона (к ним относят 51 пьесу) принято разбивать на несколько категорий: драмы исторические, филосовские, религиозные, библейские, мифологические и «драмы чести» . Но полнее всего дух испанского барокко и гений Кальдерона проявились в философских драмах, которые в Испании XVII в. принимали форму религиозно-философской или историко-философской драмы.

Пьесы этого типа затрагивают фундаментальные вопросы бытия, прежде всего - человеческой судьбы, свободы воли, причин человеческого страдания . Действие происходит чаще всего в «экзотических» для Испании странах (например, Ирландии, Польше, Московии); исторический и местный колорит подчёркнуто условен и призван акцентировать их вневременную проблематику. Конкретные чувства и поступки для него важнее в «комедиях плаща и шпаги», а в философских это было не столь важно. В них он сочетает черты исторической драмы, религиозно-философской и теологической аллегории типа ауто (представления в церковные праздники). В центре проблемы смысла жизни, свободы воли, свободы человеческого существования, воспитания гуманного и мудрого правителя . Здесь он и продолжает идеи Возрождения с его гуманизмом и вообще, но начинает идеи барокко, о которых скажу чуть дальше. Примеры: «Жизнь есть сон», «Волшебный маг», «Чистилище святого Патрика».

Кальдерон обладал чудной способностью в своих произведениях сочетать реальную картинку мира с его абстрактным, философским обобщением. Параллели легко угадываются, особенно легко угадывались тогда, потому что писал если не на злобу дня, то. как минимум, на волновавшие общество проблемы, рисуя трагические противоречия и прочие косяки общества.

Мироощущение в стиле барокко: пессимизм (жизнь полна бед, она вообще сон, мало того, эти беды еще и противоречат друг другу), но с чертами неостоицизма (все быстро вспомнили философию!). Жизнь у них хаотична, иллюзорна, несовершенна . («Что жизнь? Безумие, ошибка. Что жизнь? Обманность пелены. И лучший миг есть заблужденье, Раз жизнь есть только сновиденье, А сновиденья только сны»). Жизнь -комедия, жизнь – сон. Однако формула не абсолютна для поэта и не распространяется на любовь.

Сомнение в земных ценностях и тяга к сверхчувственному в драме Кальдерона объясняются богословским догматизмом, а распространенной в Испании XVII в. утратой уверенности в исторической перспективе и ощущением хаотичности мира.Чувство трагического неустройства жизни , проходящее через пьесы, с первых стихов делает понятным упорство, с которым проводится идея «жизнь есть сон». То же трагическое ощущение объясняет обостренное сознание «вины рождения» - греховности человека. При этом философия барокко у Кальдерона, воспитывавшая готовность мужественно встретить тяжелую судьбу , не обязательно предполагала покорность провидению. С начала драмы, наряду с темой неустройства мира, вины рождения, возникает и тема бунта, энергично высказанная в монологе заключенного отцом в башню Сехисмундо («...А с духом более обширным, / Свободы меньше нужно мне?»)

Только от человека зависит, как он сыграет свою роль в этом театре жизни. Помочь человеку хорошо или плохо сыграть свою роль поможет не божественное провидение, но разум, который противостоит хаосу жизни , направляется к истине. Он видит в разуме силу, способную помочь человеку обуздать страсти . В драмах он показывает мучительные метания этого разума , который выбивается из сил, чтобы этот хаос упорядочить. Жизнь есть движение, резкое столкновение контрастов. Несмотря на духовный сан и учебу на богослова, он не призывает к смирению, так как ему, повторюсь, чужд конформизм но призывает к стойкости, восхваляет силу воли, в общем, близок к ранним богословским взглядам. Даже в «Стойком принце» (1629), где религиозная и абсолютистская настроенность могут показаться доведенными до фанатизма, Кальдерон мыслит более универсальными, чем католицизм, категориями. Люди разной веры могут действовать заодно.

Замыслы героев нарушает что-то на первый взгляд необъяснимое , но на самом деле вполне материальное (как в Жизнь есть сон).

По сравнению с классицизмом драма «Жизнь есть сон» дает больший простор эмоциям и воображению . Ее форма свободна, а сценическое пространство не менее распахнуто в бесконечность, чем в «Стойком принце». Недаром романтиков так увлекали подобные примеры изображения человека перед лицом бесконечности. Контрреформационной идеологии духовного насилия противопоставлялась не очевидность правоты гармонически развитых, благородных, полных жизненной силы, телесной и душевной красоты людей, как у Шекспира или Лопе, но твердость воли в поражении, смятенный и ищущий интеллект.

Кальдероновская философская драма показывает глубину духовной и интеллектуальной жизни человека 17 века, его стремление пробиться сквозь море бед , найти выход из страшного лабиринта судьбы.

4. Драмы чести Кальдерона

Проблема чести была общей для многих драм 16-17-го века (в Испании этот вопрос стоял очень остро, т.к. в связи с реконкистой в своё время объявилось большое количество «кабальерос» («лошадников»), рыцарей, отправившихся на отвоевание испанских землей у мавров; по возвращении с военных действий эти люди приносили и постоянное желание и готовность биться насмерть, и высокие представления о чести, которую они будто бы добыли в боях – что и породило практику частых дуэлей в испанском высшем обществе), и у Кальдерона учебник «История Зарубежной Литературы XVII века» наряду с комедиями о любви (Дама-невидимка) и философскими драмами (Жизнь есть сон) выделяются драмы чести: «Врач своей чести» (вопрос супружеской чести), «Стойкий принц» (честь как уважение к себе, верность идее (сохранение крепости Сеуты за Испанией)), «Саламейский алькальд» (честь как достоинство всех людей, вырастающее из добродетели, присущее не только одним дворянам) и др. Из перечисленных нам должны быть знакомы только две первые драмы.

Во «Враче своей чести» честь является практически живым существом (Гутиерре говорит: «Вдвоём мы, честь, остались»), тотемом, сохранение которого ставится в высшую обязанность (обесчещенный, как он считает, дон Гутиерре без сомнений идёт на убийство своей якобы виновной жены чужими руками), действия в рамках её защиты – даже убийство! – признаются легальными (король, оповещённый об убийстве цирюльником, не назначает наказания дона Гутиерре, больше того, он выдаёт за него донью Леонор, и в конце драмы между наречёнными супругами происходит следующий диалог: (Дон Гутиерре) Но только помни, Леонор, /Моя рука омыта кровью. (Донья Леонор) Я не дивлюсь и не пугаюсь . (Дон Гутиерре) Но я врачом своей был чести, /И врачеванья не забыл. (Донья Леонор) Припомни, если будет нужно. (Дон Гутиерре) Условье это принимаю. Как видно, никого не смущает произошедшее – убийство во имя сохранения чести воспринимается как должное, и «молодые» уговариваются и в будущем придерживаться этого правила). Притом важна именно видимость (перед королём дон Гутиерре, уже мучающийся ужасной ревностью, твердит о своей жене как образце невинности и отсутствии любых подозрений в её отношении), и для начала действий по защите чести довольно даже не самого преступления, а подозрения, малейшего блика: донья Менсия, выданная замуж не по любви, но верная своему мужу дону Гутиерре, всячески отметает домогательства любимого ей в прошлом дона Энрике; однако и подозрения Гутиерре, и обнаруженный в его доме кинжал дона Энрике, и подслушанная Гутиерре, которого спутала с доном Энрике Менсия, речь жены, обращённая к инфанту, с просьбой прекратить свои «нападения» -- всего этого, плюс, обнаруженного Гутиерре письма Менсии к инфанту с просьбой не бежать из страны, дабы не подавать поводу сплетням запятнать честь Менсии и её мужа – довольно для дона, чтобы присудить к смерти любимую и чтимую им жену – ибо, как пишет своей жене, уже решив убить её, Гутиерре: «Любовь тебя обожает, честь тебя ненавидит, и потому одна тебя убивает и другая извещает». Но даже сама Менсия, погибая, как передаёт её слова Людовико, открывший ей вены, не винит в случившемся мужа.

Честь в этой драме предстаёт ужасающим тираном, власть которого признают все, она же санкционирует любые действия по сохранению и защите её.

Важно заметить, что в реальности подобные порядки, безнаказанное убийства жён, не были постоянным явлением (это доказывают хроники), т.е. драма не является отражением типического. Она, скорее, служит для отображения в критическом состоянии жесткости и непримиримости в понимании дворянской чести.

«Стойкому принцу» дону Фернандо и полководцу-мусульманину Мулею одинаково знакомо и понятно слово честь – и это сближает двух героев, принадлежащих противостоящим мирам – строгому и ясному, солнечному католическому миру Испании, миссионерами которого являются прибывающие войска во главе с доном Фернандо, позже – с королём Альфонсо, и загадочному и прекрасному «ночному» мусульманскому миру. И с момента первой их встречи – дон Фернандо побеждает в поединке на поле боя Мулея, но отпускает его на свободу по правилам чести, чем вызывает неподдельное уважение мавра, – и позже – когда Мулею оказывается поручена фактически осуждённого на смерть дона Фернандо, - герои как бы соревнуются, кто же проявит большее уважение к чести, кто же больше её заслуживает. В произошедшем споре между мавром и инфантом, где с одной стороны Мулей предлагает инфанту бежать из тюрьмы, чтобы он, Мулей, ответил головой перед королём Феца за бегство пленника, а с другой – инфант велит Мулею не предпринимать попытки к его освобождению, и счастливо жить остаток жизни с любимой им Феникс, - в споре побеждает именно Фернандо, и бегства не происходит, таким образом испанский принц жертвует своей свободой и жизнью для счастья своего друга. Притом после смерти призрак принца содействует исполнению цели этой жертвы – он-таки соединяет в браке Мулея и Феникс.

Но приверженность высшей чести отражается не только в этом – дон Фернандо жертвует своей жизнью, отказавшись становиться выкупом за принадлежащую христианам Сеуту (он разрывает письмо от короля Альфонсо к королю Феца, предлагающее подобный «торг», и отказывается в дальнейшем менять свою жизнь на Сеуту, за что оказывается брошен в тюрьму в невыносимые условия), ибо инфант отдаёт свою жизнь во имя идеи, торжества «солнечного» христианского мира, и потому он живёт в тяжелейших условиях и умирает без сожалений о своей горькой судьбе.

В «Саламейском алькальде», написанном с существенными трансформациями по мотивам произведения Лопе де Веги, честь предстаёт способностью к добродетели, нравственной чистотой и невинностью, которых лишены некоторые дворяне (вопреки мнению о передаче «чести» лишь по наследству в знатном роде), но которыми обладают и простые люди, например, крестьянин Педро (алкальд – что-то вроде старосты-судьи), у дочери которого проезжий армейский капитан похищает честь. Честь в понимании Кальдерона в «Алкальде» предстаёт высшим благом, ради возвращения её своей дочери, а для этого капитан обязан жениться на ней, крестьянин Педро, воспринимая честь как великое нравственное сокровище, готов отдать всё своё имущество капитану, а если этого будет не достаточно, то и отдать в рабство самого себя и своего сына. Так во имя чести, наличие которой у крестьян оспаривают некоторые негативные персонажи драмы, Педро готов поступить всеми материальными благами и даже свободой.

История французской литературы / А.Л. Штейн, М.Н. Черневич, М.А. Яхонтова. - М., 1988. Хрестоматии 1. Артамонов, С.Д. Зарубежная литература 17 -18 вв .: хрестоматия; учебное...

  • Аннотированная программа дисциплины/ модуля «история зарубежной литературы»

    Программа дисциплины

    История зарубежной литературы 17 -18 вв История зарубежных литератур XVII-XVIII вв

  • Аннотированная программа дисциплины/ модуля «история зарубежной литературы» (1)

    Решение

    Разрушение оптимистической модели. Специфика развязки История зарубежной литературы 17 -18 вв . (10 ч.) Тема 1.Поэтика барокко в... МГУ. Сер. 9. 1995. № 1. Мелихов О. В. История зарубежных литератур XVII-XVIII вв . Мето­дические указания. М., 1968. Меринг...

  • КОЗЛОВА Г.А.

    ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 17-18вв. 2 КУРС, ОЗО

    Требования к зачету.





    1. Буало. Поэтическое искусство.

    2. П. Корнель. Сид.

    3. Ж. Расин. Федра.


    4. Д. Мильтон. Потерянный рай.

    5. Д. Донн. Лирика.

    6. Д. Дефо. Робинзон Крузо.



    7. Р. Бёрнс. Лирика.


    8. Вольтер. Кандид.


    9. Шиллер. Разбойники.

    10. Гёте. Фауст.















































    Основная литература

    1. Артамонов, С. Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.: учебник / С. Д. Артамонов. – М. : Просвещение, 1978 / (переизд. 2005)

    2. Жирмунская Н. А. История зарубежной литературы XVII века: учебник / Н. А. Жирмунская. – М. : Высш. шк., 2007.

    3. Ерофеева Н. Е. Зарубежная литература. 17век. – М., 2005.

    4.Ерофеева Н.Е. Зарубежная литература. 18 век. Учебник. – М., 2005

    5. История зарубежной литературы: учебник. – М. : МГУ, 2008

    6.История зарубежной литературы 17 века / Под ред. М.В.Разумовской. - М.,2009.

    7. История зарубежной литературы 18 века / Под ред. Л.В.Сидорченко. - М., 2009.

    8. История зарубежной литературы 17-18 веков: Учебное пособия для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1988.

    9.Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы 17-18 веков. Учебно-методическое пособие. - М.: 19969.

    10. Самарин Р. М. Зарубежная литература. – М., 1987.

    11.Соловьева Н. А. История зарубежной литературы: Предромантизм. – М., 2005.

    Дополнительная литература

    1.Атарова, К. Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по

    Франции и Италии» / К. Н. Атарова. - М., 1988.

    2. Балашов, Н. И. Пьер Корнель / Н. И. Балашов. - М., 1956.

    3. Барт, Р. Расиновский человек / Р. Барт // Барт Р. Избранные работы

    Семиотика. Поэтика. - М., 1989.

    4. Бордонов, Ж. Мольер / Ж. Бордонов. - М., 1983.

    5. Верцман, И. Е. Жан-Жак Руссо / И. Е. Верцман. – М., 1958.

    6. Виппер, Ю. Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских

    литературах XVI - первой половины XIX века) / Ю. Б. Виппер. - М., 1990.

    7. Волков, И. Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода / И. Ф. Волков. - М., 1970.

    8. XVII век в мировом литературном развитии / Под ред. Ю. Б. Виппера.

    9. Ганин, В. Н. Поэтика пасторали: Эволюция английской пасторальной

    поэзии XVI-XVIII веков / В. Н. Ганин. - Оксфорд, 1998.

    10. Грандель, Ф. Бомарше / Ф. Грандель. - М., 1979.

    11. Де Санктис, Ф. История итальянской литературы. В 2 т. / Под ред.

    Д. Е. Михальчи. - М., 1963-1964.

    12. Длугач, Т. Б. Дени Дидро / Т. Б. Длугач. - М., 1975.

    13. Дубашинский, И. А. «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта / И. А. Дубашинский. - М., 1969.

    14. Елистратова, А. А. Английский роман эпохи Просвещения / А. А. Елистратова. - М., 1966.

    15. Ермоленко, Г. Н. Французская комическая поэма XVII-XVIII вв. / Г. Н.

    Ермоленко. - Смоленск, 1998.

    16. Жирмунский, В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы / В. М. Жирмунский. - Л., 1972.

    Зарубежная литература: Возрождение. Барокко. Классицизм. – М, 1998

    17. История английской литературы. В 3 т. - М., 1943 - 1945. - Т. 1

    18. История западноевропейского театра. В 8 т. Т. 1. / Под общ. ред. С. С.

    Мокульского. - М., 1956.

    19. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. А. П.

    Неустроева, P. M. Самарина. - М., 1974.

    20. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З. И. Плавскина. - М., 1987.

    2
    13
    1. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З. И. Плавскина.

    22. История немецкой литературы. В 5 т. Т.1 - М., 1962.

    23. История французской литературы. В 4 т. Т. 1. - М., 1946.

    24. История эстетики: Памятники эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. - М., 1964.

    25. Кадышев, B.C. Расин / В. С. Кадышев. - М., 1990.

    26. Кеттл, А. Введение в историю английского романа / А. Кеттл. - М., 1966.

    27. Кирнозе, З. И. Практикум по истории французской литературы / З. И. Кирнозе, В. Н. Пронин. - М., 1991.

    28. Конради, К. О. Гете: Жизнь и творчество. В 2 т. / К. О. Конради. - М., 1987.

    29. Луков, В. А. История зарубежной литературы: XVII-XVIII века. В 2 ч. / В. А. Луков. - М., 2000.

    30. Луков, В. А. Французская драматургия (предромантизм, романтическое движение) / В. А. Луков. - М., 1984.

    31. Моруа, А. От Монтеня до Арагона / А. Моруа. - М., 1983.

    32. Мультатули, В. М. Мольер / В. М. Мультатули. 2-е изд. - М., 1988.

    33. Муравьев, B.C. Путешествие с Гулливером / В. С. Муравьев. - М., 1972. 34. Обломиевский, Д. Д. Французский классицизм / Д. Д. Обломиевский. - М., 1968.

    35. Плавскин, З. И. Испанская литература XVII-XIX века / З. И. Плавскин. - М., 1978.

    36. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н. П. Михальской, Б. И. Пуришева. - М., 1981.

    37. Проблемы Просвещения в мировой литературе / Отв. ред. С. В. Тураев. - М., 1970.

    38. Пуришев, Б. И. Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. / Б. И. Пуришев. - М., 1955.

    39. Разумовская, М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов / М. В. Разумовская. - Л., 1981.

    40. Сидорченко, Л. В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII века / Л. В. Сидорченко. - СПб., 1992.

    41. Свасьян, К. А. Иоганн Вольфганг Гете / К. А. Свасьян. - М., 1989.

    42. Чамеев, А. А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай» / А. А. М. А. М. А. М. А. Чамеев. - Л., 1986.

    43. Черноземова, Е. Н. История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания / Е. Н. Черноземова. - М., 1998.

    44. Шайтанов, И. О. Мыслящая муза: «Открытие природы» в поэзии XVIII века / И. О. Шайтанов. - М., 1989.

    45. Шиллер, Ф. П. История западноевропейской литературы Нового времени. В 3 т. Т. 1. / Ф. П. Шиллер. - М., 1935.

    46. Штейн, А. Л. Литература испанского барокко / А. Л. Штейн. - М., 1983.

    47. Штейн, А. Л. История испанской литературы / А. Л. Штейн. - М., 1994.

    48. Штейн, А. Л. История немецкой литературы: Ч. 1. / А. Л. Штейн. - М., 1999

    49. Штейн, А. Л. История французской литературы / А. Л. Штейн, М. Н. Черневич, М. А. Яхонтова. - М., 1988.

    Хрестоматии

    1. Артамонов, С. Д. Зарубежная литература 17-18 вв.: хрестоматия; учебное пособие / C. Д. Артамонов. – М. : Просвещение, 1982.

    2. Пуришев, Б. И. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века: учебное пособие / Б. И. Пуришев. – М. : Высш. шк., 1973 / (переизд 1998)

    3. Зарубежная литература XVIII века: хрестоматия: учебное пособие для вузов в 2 т. / Под ред. Б. И. Пуришева - М. : Высшая школа, 1988. ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

    Тема № 1. Театр французского классицизма. Корнель. Расин. Мольер.


    1. Эстетические принципы классицизма 17 века. «Вечные образы» и «вечные сюжеты».

    1. Разработка Аристотелем эстетических принципов классицизма в «Поэтике».

    2. Философия рационализма и классицизм 17 в. Декарт, Бэкон.

    3. «Поэтическое искусство» Н. Буало и эстетика классицизма 17 в.

    1. Высокая трагедия театра французского классицизма.

    1. Отражение драматических принципов П. Корнеля в трагедии «Сид». Образы трагедии.

    2. Эстетические взгляды Ж. Расина. Древнегреческие мифы в трагедиях Расина («Андромаха», «Федра»).

    1. Высокая комедия классицизма.

    1. Эстетические взгляды Мольера. «Вечные сюжеты в комедиях Мольера.

    2. Проблематика комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Образы комедии.

    3. Проблематика изучения творчества Мольера в школе.

    1. Проблема изучения классицизма в школе. Русская критика и русские писатели о классицизме, классике и классицистах (Пушкин и др.)
    .

    Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

    - собеседование по теме занятия;

    - ответы на вопросы;

    Заслушивание сообщений по темам «Русская литература о французском классицизме», «Проблемы изучения творчества Мольера в школе» и их обсуждение.

    1. Внимательно прочитать материал лекции, учебных пособий по заданной теме.

    2. Ответить на вопросы плана.

    3. Сделать презентации.

    Литература


    1. Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 2005.

    2. История зарубежной литературы XVII в. / под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001.

    3. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Academia, 2009.

    4. Михайлов А.В., Шестопалов Д.П. Трагедия // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1972. – Т. 7. – С. 588-593.

    5. Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М.: НПК Интелвак, 2001.
    Задания для СРС. Подготовить критический материал по теме занятия. Прочитать художественные произведения Мольера, Корнеля, Расина..

    Тематика докладов, рефератов.

    1. Буржуазная революция и литература.

    2. Влияние идей пуританства на литературу 17-18вв.

    3. Философия 17-18вв и литература.

    4. Русские писатели о западноевропейской литературе 17в.

    5. Западноевропейское Просвещение и русская литература.

    6. Западноевропейская поэзия 17в. в контексте христианской мысли.

    7. Творчество писателей (поэтов) 17-18 вв. в контексте христианской мысли.

    8. Западноевропейская лирика 17-18вв. в контексте христианской мысли

    Промежуточная аттестация по дисциплине – зачет.

    Требования к зачету. Наличие конспектов, качество выполнения домашнего задания, знание художественных текстов, выполнение проверочных и контрольных работ, владение навыками аргументированной речи и работы с первоисточниками, Интернет-ресурсами.

    Художественные тексты для обязательного использования (2 курс ОЗО, 4 сем. 3 курс ZSВЛ, 5 сем.).


    1. Лирика барокко. Марино. Гонгора.

    2. Лопе де Вега. Овечий источник.

    3. П. Кальдерон. Поклонение кресту. Жизнь есть сон.

    4. Буало. Поэтическое искусство.

    5. П. Корнель. Сид.

    6. Ж. Расин. Федра.

    7. Ж. Б. Мольер. Тартюф. Мещанин во дворянстве.

    8. Д. Мильтон. Потерянный рай.

    9. Д. Донн. Лирика.

    10. Д. Дефо. Робинзон Крузо.

    11. Д. Свифт. Путешествие Гулливера.

    12. Г. Филдинг. История Тома Джонса, найдёныша» (отрывки).

    13. Р. Бёрнс. Лирика.

    14. Д. Дидро. Парадокс об актёре. Племянник Рамо.

    15. Вольтер. Кандид.

    16. Руссо. Новая Элоиза. Исповедь.

    17. Шиллер. Разбойники.

    18. Гёте. Фауст.

    1. Общая характеристика зарубежной литературы 17 века.

    2. Пуританство и его влияние на литературу.

    3. Английская буржуазная революция и мировой литературный процесс.

    4. Общая характеристика литературных направлений 17 века.

    5. Общая характеристика литературы 18 века. Понятие о Просвещении.

    6. Эстетическая программа Просветителей. Теории «естественного права», «естественного человека», «общественного договора».

    7. Философия 17 века и литература. В. Кожинов о влиянии западноевропейской философии на литературу. Декарт, Бэкон.

    8. Философия 18 века и литература. Гоббс, Локк, Юм.

    9. Общая характеристика литературы барокко. Барокко в архитектуре. Представители.

    10. Общая характеристика литературы классицизма. Архитектура, живопись. Представители.

    11. Драматургия Лопе де Вега как отражение нового периода развития театра. Проблематика драмы «Овечий источник».

    12. Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Вега.

    13. Барокко в поэзии Италии и Испании. Маринизм, гонгоризм.

    14. Поэзия испанского барокко. Луис де Гонгора. Франсиско де Кеведо.

    15. Эстетика Кальдерона. Тургенев о Кальдероне. Христианские мотивы драмы «Поклонение кресту».

    16. Проблематика драмы Кальдерона «Жизнь есть сон». Христианско-философский контекст драмы. Образы драмы.

    17. Английская литература 17 века и английская буржуазная революция. Пуританство и английская литература.

    18. Поэзия метафизиков. Творчество Д. Донна.

    19. Мильтон и английская буржуазная революция. Эстетика Мильтона в поэме «Потерянный рай».

    20. Особенности библейского сюжета в поэме Мильтона «Потерянный рай». Образы поэмы.

    21. Общая характеристика немецкой литературы XVII века.

    22. Художественные особенности романа Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус».

    23. Традиции «Поэтики» Аристотеля. «Поэтическое искусство» Буало и требования классицизма.

    24. Развитие эстетики классицистического театра в творчестве П. Корнеля. Конфликт долга и страсти в трагедии «Сид».

    25. Расин и традиции античной трагедии. Еврипид и Расин. Проблематика трагедии Расина «Федра».

    26. Особенности «высокой» комедии классицизма. Мольер об эстетике комедии.

    27. Тематика и проблематика комедий Мольера «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп».

    28. Проблематика комедии «Мещанин во дворянстве». Специфика изучения Мольера в школе.

    29. «Вечные сюжеты» и «вечные образы» в комедиях Мольера.

    30. Особенности литературы английского Просвещения и его теория романа. Проблематика романа «История Тома Джонса, найденыша».

    31. Английская драма XVIII века. «Школа злословия» Шеридана.

    32. Трудовая этика пуритан и проблематика романа Дефо «Робинзон Крузо». Проблемы изучения творчества Дефо в школе.

    33. Свифт и английское Просвещение. Проблематика романа «Путешествие Гулливера». Изучение романа в школе.

    34. Английский сентиментализм. Стерн, Смоллетт, Р. Бёрнс. Проблемы изучения лирики Бёрнса в школе.

    35. Книга Стерна «Сентиментальное путешествие».

    36. Литература французского Просвещения. Эстетические взгляды Вольтера. Проблематика философских повестей.

    37. Особенности эстетики Дидро. Проблематика философской повести «Племянник Рамо».

    38. Социальные, политические и философские взгляды Руссо. Художественные особенности «Исповеди».

    39. Руссо и сентиментализм. Общая характеристика сентиментализма.

    40. Проблематика романа Руссо «Новая Элоиза».

    41. Художественные особенности комедий Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».

    42. Особенности развития немецкого Просвещения. Литература «Бури и натиска».

    43. Веймарский классицизм»: эстетические характеристики, переосмысление наследия античности.

    44. Трактат Лессинга «Лаокоон» и его влияние на эстетику Просвещения.

    45. Проблематика драмы Шиллера «Разбойники». Изучение творчества Шиллера в школе.

    46. Философские взгляды Гёте. Гёте и русская литература. Изучение творчества Гёте в школе.

    47. Немецкий сентиментализм. Гёте «Страдания юного Вертера».
    Методические указания для СРС

    Самостоятельная работа студентов зависит от того, связана ли она с проблемами, входящими в лекционный курс, или же темы внесены только на СРС. Лекция во многом облегчает работу студентов и первым этапом СРС будет изучение материалов лекции и учебников.

    Если же лекции по материалу СРС не предусмотрены учебной программой, то студент опирается на материал учебников, научно-практической литературы и художественные тексты.

    Важной в обоих случаях является библиографическая работа . Преподаватель дает на лекции необходимые источники, либо указывает в списке научно-практическо литературы, имеющимся в методических планах по курсам.Особое внимание нужно уделить работе с терминами, в которой студент должен привлекать не только комментарии, но и справочную литературу: «Краткая литературная энциклопедия», «Словарь литературоведческих терминов», «Поэтический словарь», «Философская энциклопедия». Основные термины выписываться и применяться в ходе анализа произведений.

    О библиографической культуре студента свидетельствует и время появления работы, и противоречие между позицией критика и собственным мнением.

    Полезной формой является составление хронологических таблиц, например, таблиц дат жизни и деятельности писателя.

    Конспектирование – важный элемент работы над теоретическим и критическим текстом. Конспекты периодически проверяются.

    Конспект должен состоять из плана изученной работы и краткой ее аннотации. В конспекте должно быть несколько цитат, в которых формируются основные положения работы и их доказательство.

    При чтении художественных произведений также должны вестись записи.

    При подготовке к занятию студент должен составить план ответа на поставленные преподавателем вопросы, записать аргументацию ответов, уточнить терминологию, которой он намерен оперировать.

    Преподаватель должен также предоставить право самостоятельных действий студентам. Студент обязан самостоятельно восполнить тот пробел, который не заполнен лекционным материалом.

    К формам СРС относятся составление плана урока, факультативного занятия в соответствии с требованиями школьной методики. Могут быть подготовлены доклады, рефераты, которые могут быть прочитаны на практических занятиях, кружках, научных конференциях, заседаниях проблемных групп. Отдельные темы могут быть использованы в курсовых и ВКР. Тезисы или статьи по письменным работам студентам могут быть опубликованы. Подобная научная работа студентов может быть промежуточным контролем и влияет на промежуточную итоговую аттестацию .

    Индивидуализация является важным принципом СРС

    Перечень вопросов к зачету « Зарубежная литература XVII—XVIII вв.»

    1. XVII век в мировом литературном развитии.

    2. Барокко (общая характеристика направления, метода, стиля).

    3. Классицизм (общая характеристика направления, мето-да, стиля).

    4. Испанская литература XVII века и ее представители.

    5. Творчество Кальдерона. «Жизнь есть сон» Кальдерона (анализ произведения).

    6. Французская литература XVII века. Развитие теории классицизма от Малерба до Буало.

    7. Творчество Корнеля. «Сид» Корнеля (анализ произведения).

    10. Творчество Расина. Федра (анализ произведения).

    11. Роль Мольера в преобразовании жанра комедии.

    12. «Тартюф» Мольера (анализ произведения).

    13. «Мизантроп» Мольера (анализ произведения).

    14. Проза французского классицизма. «Сказки» Перро.

    15. Итальянская комедия. Гольдони и Гоцци.

    16. Английская литература XVII века. Лирика Донна.

    17. «Потерянный рай» Мильтона (общая характеристика произведения).

    18. Общая характеристика литературы эпохи Просвещения в контексте европейской культуры XVIII века.

    19. Творчество Дефо. «Робинзон Крузо» Дефо (анализ 1 тома).

    20. Творчество Свифта. «Путешествия Гулливера» (анализ произведения).

    21. «Школа злословия» Шеридана (анализ произведения).

    22. Лирика Бернса.

    23. Творчество Вольтера. «Кандид» Вольтера (анализ произведения).

    24. Творчество Дидро. Анализ одного из произведений Дидро.

    25. Творчество Руссо. Анализ одного из произведений.

    26. «Женитьба Фигаро» Бомарше (анализ произведения).

    27. Творчество Виланда. Сатира.

    28. Литература «Бури и натиска». Творчество Гете. Лирика.

    29. «Страдания юного Вертера» Гете (анализ произведения).

    30. «Фауст» Гете (анализ произведения)

    31. Творчество Шиллера. Анализ одного из произведений Шиллера.

    32. Предромантизм в зарубежной литературе XVIII века. Английская школа. От сентиментализма к предромантизму (обзор).

    Список литературы для обязательного чтения по дисциплине

    «История зарубежной литературы XVII - XVIII вв.»

    1. Лопе де Вега Ф. Собака на сене. Овечий источник(Фуэнте Овехуна). Учитель танцев.

    2. Тирсо де Молина. Благочестивая Марта. Севильский озорник, или Дон Хуан.

    3. Кальдерон П. Жизнь есть сон.

    4. Корнелъ П. Сид. Гораций.

    5. Расин Ж . Андромаха. Федра . Британик.

    6. Мольер Ж.-Б. Мизантроп. Тартюф . Скупой. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве.

    7. Донн Д. Стихи.

    8. Томсон Д. Времена года.

    9. Мильтон Д. Потерянный рай . Возвращенный рай.

    10. Дефо Д. Робинзон Крузо (том 1).

    11. Свифт Д. Путешествия Гулливера (взрослый вариант).

    10. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

    11. Шеридан Р.Б. Школа злословия.

    12. Стерн Л. Сентиментальное путешествие . Жизнь и мнения Тристрама Шенди.

    13. Бернс Р. Лирика.

    14. Монтескье Ш. Персидские письма.

    15. Вольтер Ф.-М. Простодушный . Кандид. Орлеанская девственница.

    16. Дидро Д. Племянник Рамо. Монахиня . Жак-фаталист.

    17. Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза (отдельные части). Эмиль . Исповедь. Пигмалион.

    18. Бомарше П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро .

    19. Лесаж. Приключения Жиль Бласа из Сантильяны .

    20. Лафайет. Принцесса Клевская.

    21. Лафонтен. Басни. Сказки.

    18. Лессинг Г.-Э. Эмилия Галотти. Лаокоон (предисловие).

    19. Гете И.-В . Лирика. Страдания юного Вертера . Фауст.

    20. Шиллер Ф. Коварство и любовь . Разбойники. Мария Стюарт. Дон Карлос.

    21. Грей Т. Элегии.

    22. Виланд. История абдеритов. Оберон.

    23. Гольдони К. Хозяйка гостиницы, или Трактирщица.

    24. Гоцци К. Принцесса Турандот.

    25. Перро Ш. Сказки.

    26. Шодерло де Лакло. Опасные связи.

    27. Прево А. История кавалера де Грие и Манон Леско.

    28. Остин Д. Гордость и предубеждение. Чувство и чувствительность, или Разум и чувства. Доводы рассудка. Эмма.

    29. Уолпол Г. Замок Отранто.

    30. Радклиф А. Удольфские тайны.

    Примечание. Обязательная для литература выделена жирным шрифтом. Студентам надлежит соблюдать пропорциональность в выборе произведений по списку с учетом национальных школ и жанров.

    Жирным шрифтом выделена обязательная литература. Обычным - дополнительная (бонусные баллы за прочтение).

    Список текстов для чтения состоит из обязательного и дополнительного. Все прочитанные произведения должны фиксироваться в «Дневнике читателя» (отдельной тетради) в следующей форме:

    1) выходные данные книги (с указанием перевода);

    2) метод;

    3) жанр художественного произведения;

    4) основные сюжетные линии;

    5) система образов, имена.

    В каждом модуле указаны списки статей для конспектирования. Конспекты должны записываться в отдельной тетради.