Изучаем задачи, проблемы и выгоды клиентов перед написанием продающего текста. Вторичная выгода

Люди нередко (хотя и неосознанно) ищут и создают себе проблемы сами, для того чтобы решить какие-то задачи, получить те или иные выгоды.

Проблемы - не только неприятности, проблемы могут другим боком приносить человеку какую-то выгоду. Можно пожаловаться на жизнь, можно под предлогом проблемы отказаться от каких-то прежних обязательств или больше стребовать с другого человека...

Выгоды проблемых манипулятивных игр

Игра "Какой ужас!" наиболее драматичным образом разыгрывается среди людей, добивающихся, чтобы им сделали операцию, и в их транзакциях обнаруживаются все признаки игры. Эти люди "покупают" врачей и стремятся к операциям, несмотря на противодействие медиков. Для них пребывание в больнице и операция связаны с извлечением определенных выгод. Внутренняя психологическая выгода связана с тем, что телу их причинен ущерб; внешняя психологическая выгода - в том, что они избегают всякой близости и ответственности; вся ответственность при этом возлагается на хирурга. Биологическую выгоду олицетворяет забота медсестер. Внутренняя социальная выгода обеспечивается другими медицинскими работниками и пациентами. Выписываясь из больницы, пациент извлекает внешнюю социальную выгоду в виде сочувствия и благоговения перед его страданиями. В крайней форме эту игру профессионально ведут люди, утверждающие, что стали жертвой случайной или преднамеренной врачебной ошибки. При этом они требуют не только сочувствия, как игроки-любители, но и возмещения материального ущерба. Таким образом, "Какой ужас!" становится игрой, в которой игрок внешне изображает отчаяние, но в глубине души радуется, что может извлечь выгоду из своего несчастья. См.

Психологос psychologos

Психологос​​​​​​​ - образовательный проект, энциклопедия практической психологии , которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь: внятные определения основных психологических понятий, современные взгляды специалистов, видео-иллюстрации и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.

Здесь всё, что нужно знать о психологии, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Всё коротко и по делу.

Над Психологосом работают преподаватели Университета практической психологии , возглавляемым доктором психологических наук, профессором Николаем Ивановичем Козловым . На портале представлен синтон-подход - психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход интегрирует лучшее из всех современных психологических подходов на базе самостоятельных, отечественных разработок. Психологос сотрудничает с крупнейшими вузами России: РГГУ , СПбГИПСР , КИПУ и др.

Психологос делает свои рассылки: популярную, "по жизни", для обычных пользователей, кому нужны простые и практичные заметки и подсказки по практической психологии, - и профессиональную, для коллег-психологов, где обсуждаются вопросы теории и методики, рассматривается "кухня" работы практического психолога. Подписаться на ту или иную рассылку вы можете, заполнив форму "Подписка" вверху слева. Просто введите свой e-mail и нажмите ОК.

Вторичная выгода - тот самый мотив, которым руководствуются, когда не понимают причину своих поступков

Вторичные выгоды самообмана

В психологии есть такое понятие - вторичная выгода. Это сокрытый бонус, который получают в результате на первый взгляд бесполезного поведения. В качестве примера вторичной выгоды часто приводят человека, болеющего намеренно (иногда в тайне от себя же), чтобы заполучить желанные, прилагающиеся к болезни, внимание и заботу окружающих.

Еще чаще «выгодную» беспомощность предумышленно практикуют, чтобы свалить тяжелые обязанности на чужие плечи. Пытаясь извлечь вторичную выгоду, прикидываются неспособными и немощными, чтобы требовательные окружающие отстали, взяв всю ответственность на себя.

В раннем детстве ребенок интуитивно чувствует, какую роль отыграть для извлечения желанной выгоды. Но с годами с этой ролью сживается - принимает свое притворство за естество. Например, не желая напрягать ум, изображает неспособность понимать, а со временем начинает и сам верить, будто это - его реальная непреодолимая слабость. В последствии уже взрослый человек продолжает снова и снова по давней привычке закрываться от необходимости включать соображалку. В итоге действительно и в глазах окружающих, и в собственных делается бестолковым и заторможенным.

Часто опасение потревожить свою завышенную самооценку в реальном деле, нежелание преодолевать трудности и нести ответственность за собственную пассивность, «выгодно» прикрывают внешней невозможностью - мол, это у нас такая страна для инициатив неудобная, общество несправедливое, или супруг-тиран не дает продыху.

Другой наглядный пример - это человек, которого от якобы желанных спортивных нагрузок постоянно что-то «отвлекает», как бы принуждая против воли просиживать на мягком месте.

Вы ведь уже улавливаете, что его отвлекает на самом деле?

Реальное, но непризнанное желание, управляющее поведением, - это и есть вторичная выгода. Лень, ее наглядное проявление - это отказ признавать свое преобладающее желание заниматься именно тем, чем занимаешься, когда отлыниваешь от одобренных совестью дел.

А вершину «хит-парада» популярных устремлений, от которых рассудок открещивается, возглавляет чувство собственной важности. Прикрывают его по ситуации, чем угодно - благородными намерениями, защитой истины и справедливости, пользой здоровью - любым предлогом, от которого не подавится совесть. Банальный пример - роскошная вещь, купленная на словах - для «дела», а на деле - для понтов.

Истинные желания

Вторичная выгода, провисая в бессознательном, потому и не осознается ясным рассудком, что не кажется ему уместной. А может даже казаться порочной, раз уж держится на лжи. Раскрывшись рассудку, вторичная выгода подверглась бы угрозе мгновенного развенчания, и потому бессознательно покрывается, чтобы и впредь тайно извлекаться.

Сколько бы умных книжек о пользе самопознания ни было прочитано, даже и веком не поведешь, чтобы заглянуть в собственное нутро, пока в тайне от себя же хочется и дальше извлекать вторичные выгоды самообмана. И это совершенно естественно.

Как бы живописно ни описывали духовные и высокоморальные качества проповедники и учителя, они не достижимы, пока противоречат истинным желаниям - явным и вторичным выгодам.

Вторичная выгода - тот самый мотив, которым руководствуются, когда не понимают причину своих поступков. Едва ли не в каждом положении, когда кажется, что действуешь наперекор желаниям, можно констатировать самообман, при котором истинное преобладающее желание остается непризнанным.

Хочется понять, почему застряли в неприятной ситуации? Признайте честно реальные преимущества своего положения. Обнаружьте свою вторичную выгоду.

Вторичная выгода эмоций

Эмоции - это сила желаний. А желания, как вы уже знаете, могут быть подавлены в бессознательное и для рассудка невидимы. Поэтому эмоции кажутся самостоятельными - словно внешние стихии, они оккупируют разум в обход сознательной воли.

Проще говоря, личная воля, будучи непризнанной, начинает казаться потусторонней. И человек может поверить, будто его захватил какой-нибудь коварный и злой дух - собственное отрицаемое желание. Так работает вторичная выгода эмоций, которые на первый взгляд могут показаться совершенно невыгодно-деструктивными. В этом смысле своими страданиями самозабвенно наслаждаются, вовсе не желая от них отказываться.

Например, за обидой скрывается абсолютно эгоистичное намерение навязать обидчику вину, чтобы тот, раскаявшись, стал удобным.

За раздражением кроется навязчивое намерение установить свое, порой, совершенно беспочвенное авторитетное превосходство над объектом раздражения.

За любовными томлениями кроется надежда заполучить возлюбленного. Взять и проанализировать свою надежду, признав ее возможную тщетность, покажется влюбленному кощунственным предательством «святых» чувств. А пока томишься и страдаешь, то вроде как, продолжаешь поддерживать пространство будущего слияния в любви.

В основе жалости к себе коренится мотив - продемонстрировать всю глубину своих мучений, чтобы их выгодно покрыли заботой. Можно упоенно заливаться слезами даже в одиночестве, не замечая, как ожидаешь уже откровенно иррационального воздаяния. Словно существует особый слой тонкого плана, где все личные страдания подсчитывает высшая сила, оплачивающая слезы «справедливой» наградой.

Примеров можно привести много. Выводы делайте сами. опубликовано


Эта техника – увлекательная в своей простоте. Потому что она понятна и удобна в применении.
Сразу отмечу, что лично я к клиентам обращаюсь и на "вы" и на "ты".

Я предлагаю пошаговый алгоритм действий:

  • в процессе описании алгоритма данной техники, я буду, возможно, излишне "вьедливо" обьяснять, почему надо "так" делать. Пусть вас это не смущает - кому все ясно - тот не будет терять свое драгоценное время, зато, кому-то мои пояснения пригодятся
  • вы увидите в данном алгоритме достаточно много шагов. Это потому, что запросы разнообразные по своей сложности и индивидуальности. Исходя из этого, некоторые шаги вы опустите, в процессе работы с обратившимся к вам за помошью, человеком. Замечу, что опытные практикующие психологи так и делают. Зато при сложных запросах все пункты алгоритма данной техники "будут в помошь"
  • в процесссе "шагов" не лишне будет перепроверять уровень осознанности клиента(пациента) и правильность действий самого психолога! - задавать вопросы клиенту: " это вам понятно? - например, в 3-м пункте и др. моментах.
ИТАК:

1) определяем проблему (запрос, трудность)

  • клиент расскаывает, в чем состоит проблема
  • саму проблемную ситуацию
Здесь надо перепроверить истинность запроса клиента таким образом:
  • предлагаем сказать о своей проблеме двумя способами: "у меня есть эта проблема, я не знаю, что с этим делать" или "у меня была эта проблема, я знаю, что с этим делать". То есть, речь идет о том, что человек осознает только тогда, когда проговорит проблему в настоящем либо в прошедшем времени. Если в прошлом БЫЛА проблема - значит, она не актуальна и под этим запросом скрыта! ДРУГАЯ проблема. Потому что бессознательно человек говорит в прошедшем времени, что означает - на данный момент заявленная проблема уже решена, либо не актуальна.
  • если звучит слово "было" - тогда помогаем клиенту "сформировать" другой запрос.
  • это важно, потому что при не точном запросе "уходим не туда"
  • именно из-за скрытой вторичной выгоды, запрос клиента может звучать не точно
  • чем глубже проблема,тем клиент больше далек от истинного запроса
  • чем больше внутри личностный конфликт (базовых и личностных убеждений) - тем больше клиент склонен "выполнять" не свой запрос, а чужой, по причинам (смотрите в конце статьи в разделе "Скрытая выгода тут может быть")
2) помогаем ему определить, что он при этом чувствует (как эмоцию, естественно, отрицательную)
  • и ощущает в теле на физическом (физиологическом) уровне, например: боль, тяжесть....в животе, груди, горле.
  • ощущает
  • определяем это отрицательное чуство в баллах.
  • если клиент не в состоянии определить свое чувство при воспоминании о проблемной ситуации - предлагаем ему положить свою руку на область тела (живот, солнечное сплетение, грудь, горло) и тогда он по ощущениям в теле (разницу этих ощущений) - сможет определить. Мы знаем, что базовых чувств 5-ть - это: 2 положительных (радость и любовь) и 3 отрицательные (страх- вэивоте, обид - в груди, отчаяние - в горле, промежуточное чувство злости или даже гнева - в солнечном сплетении). Остальные чувства производные.То есть, не важно, как назовет свои чувства клиент, потому что, работая с чувством, названным клиентом - мы компенсаторно работаем и с другими. Причем! что важно - тут автоматически происходит следующее: при уменьшении отрицательного чувства - увеличение положительного, потому что:
  • природа не терпит пустоты
  • если в начале терапии отрицатеьное чувство было в 9 баллов, а, при завершении консультации - 3 - тогда! вероятнее всего, что положительного чувства стало 7 баллов, вместо 1-го.
Тут отлично подходят техники РПТ

3) принятие проблемной ситуации за полученный опыт, буквально, предлагаем клиенту повторить слова "я принимаю эту(и) стрессовую ситуацию (ситуации) с благодарностью за опыт, который я получаю(ил)"

  • клиент повторяет так, как ему "ложится на сердце"
  • психолог отмечает для себя особенности проговаривания клиента
  • говорит ли он в прошедшем, либо в настоящем времени
4) закрытие неэффективных отношений, либо – изменение своего отношения к проблеме (техники могут быть разные, привычнее начать с помощью вопросов-ответов) - выводим на осознание причастности человека «я тоже в чем-то не прав…» - вопросами,

например, этими:
  • как вы считаете, вы иногда ошибаетесь?
  • бываете ли вы не правы, не вежливы
  • почему вы оказались в такой ситуации
  • заболели
  • и т.п.
Здесь клиент "знакомится с собой настоящим" - выходит за рамки "узкого коридора чувств"

5) исследуем семейный род обратившегося за помошью - фактически, его базовые убеждения и скрытые выгоды

  • каковы ваши отношения с родителями сейчас
  • а раньше?
  • что изменилось
  • в чем вы теперь не согласны с родителями
  • почему
  • что вы чувствуете при этом….и т.п.
  • в чем согласны?
Тут клиент видит ограничения базовых (несвоих) убеждений, как внутри личностный конфликт

6) что вас сейчас в отношениях с людьми раздражает? Теперь мы определяем акцентуацию

  • почему это вас раздражает?
  • не потому ли, что хотите видеть не идеальный мир - идеальным? другая акцентуация
  • и не позволяете себе быть разной - и хорошей и не очень
Тут же рекомендации психолога клиенту: нормализуем излишнюю акцентуацию
  • начните позволять себе поступать с людьми не идеально (в границах нормы)
  • позволять себе делать именно то, что раздражает в людях (в пределах нормы). Например, люто! ненавидите несправедивость - позволяйте себе поступать с людьми не справедливо (в пределах нормы). Как вам это? - пусть клиент по ходу терапии "примерит" это новое поведение (состояние) на себя. И, если даже предложение психолога вызовет протест - это уже динамика, которая его "зацепила". Протест гораздо эффективнее равнодушия. Можно с уверенностью сказать, что позже, наедине с собою, клиент не раз будет размышлять об этом
7) в вашей проблемной ситуации
  • кто мешает?
  • что мешает
  • кто помогает
  • что помогает
  • что или кто ЕЩЕ может помочь получить желаемое.
8) какими ты (вы) видишь
  • идеальные отношения
  • ваше (твое) здоровье
  • вашу жизнь
  • и т.п., согласно заявленному запросу
9) как ты (вы) изменишься? в случае достижения желаемого результата по своему запросу

10) как изменится?

  • твое окружение
  • твой больной орган
  • другое по запросу
11) что для этого надо сделать ТЕБЕ?

12) что надо сделать

  • для них
  • для себя
13) что придется делать для изменения и положительного результата
  • твоему окружению
  • родным и значимым людям
  • твоему больному органу
  • другое, согласно запросу
С 11 по 13 пункты мы помогаем клиенту заменить его прежний, не адаптивный способ поведения - на более приемлемый, тем самым научаем его новому способу действия

14) почему будет меняться не только ты, а и твое тело…окружение… ….жизнь в целом?

15) как ты еще можешь помочь? Расширяем рамки видения конечного результата творческим подходом - вместо ограниченных "черно - белого" - "да - нет" - "хорошо - плохо"

16) представь, что то, что ты хочешь – ПОЛУЧИЛОСЬ?!

  • как тебе это
  • что чувствуешь?
Важно! - если не получается представлять в образе и описать этот образ (нет никаких образных представлений!) - тогда:
  • предлагаем это нарисовать, хотя бы схематично
  • бывает, что дети (особенно маленькие или с психотравмами) не могут рассказать о своем образе, как, например, при инцесте - из-за чуства стыда. Зато! они могут его нарисовать
  • если не может даже нарисовать - отправляем на консультацию к невропатологу, психиатру (взрослому, детскому), эндокринологу (взрослых)
Здесь отлично работают методы, с помощью стимульного материала МК - метафорические карты, особенно с детьми дошкольного возраста с 3-х лет

17) что еще хочется?

  • представь, что ты получил(а) то, что тебе еще хочется…
  • и т.д.
Весь мир у нас в голове! получилось увидеть картинку - вперед! начало есть...

Этими действиями (пункты 15-18) психолог уже "накачал" клиента ресурсами

18) предлагаем клиенту

  • вспомнить его запрос - проблемную ситуацию
  • определить чувство в баллах - как правило, баллы снизятся или обнулятся.
В итоге, человек должен осознать СВОЮ СКРЫТУЮ ВЫГОДУ!

Как он это узнает?

Когда вы ему зададите последний вопрос-предложение:

Попробуйте повторить «Я так долго жил(а) с этим чувством проблемой, что поживу-ка я с этим еще чуть-чуть! Наверное, мне это еще для чего-то нужно»

В результате:

  • если человек не хочет так говорить, как вы предлагаете ему – значит, скрытая выгода прояснена в процессе психотерапии, и положительное чувство вытесняет(вытеснило) отрицательное
  • если человек охотно и легко повторяет – в этом случае его скрытая выгода уже не будет мешать ему, и он не будет терять энергию на эти отрицательные мысли и чувства или способы поведения или повторяющиеся негативные ситуации и неприятных людей. Потому что! ведь это он сам сказал «Для чего-то мне это еще нужно!». В этом случае отрицательное чувство не наносит вред, а служит показателем необходимости вторичной выгоды для самосохранения - еще какое-товремя, как по инерции, давая возможность клиенту "собратьсяссилавми....".
Скрытая выгода тут может быть:
  • и в недостатке ресурсов
  • и в экономии энергии
  • и в получении внимания и ЛЮБВИ
  • и в нежелании брать ответственность на себя
  • и в самосохранении
  • и в не желании что-либо менять…
Механизм прояснения скрытой выгоды все-равно уже запушен! Дело за малым! – за пост эффектом, который в каждой конкретной ситуации - разный по временной протяженности.
Самое главное – что теперь человек САМ дал себе право так жить какое-то время.

Таким образом, с помощью данной техники: вопросов-ответов (применении РПТ, МК и многих др. - не обязательно именно этих техник!), замены отрицательных чувств на положительные, оценки клиентом в баллах динамики (изменения) своего тревожного состояния в начале психотерапии и при ее завершении - все выше перечисленное даст возможность самому клиенту:

  • взять на себя ответственность (вместо "волшебной таблетки") и
  • сделать свой личный выбор: менять ситуацию, либо оставить все, как прежде временно оставить потому что изменения уже начали происходить в ходе выполнения данной увлекательной техники по пониманию клиентом своей причастности к негативным событиям в его собственной жизни.
Пример из практики:

Когда ко мне обратилась с первончальным запросом клиентка по поводу не простых отношений на работе, несмотря на свой альтруизм (излишний) - она застряла между "было" и "сейчас". Однако по поводу акцентуации справедливости на почве излишнего альтруизма, - она твердо озвучила свой запрос "в настоящем моменте".

Далее все-равно запрос поменялся на глубоко спрятанный из-за чувства стыда и первоначального не полного доверия ко мне (что, впрочем, понятно в ее истории - инцест в нуклеарной (супружеской) семье, она узнала об этом позже и делала вид, что ничего не произошло, даже, когда ребенок пытался найти в ее лице поддержку). Тут скрытая выгода альтруистического поведения заключалась в:

  • попытке повышения (поддержания в норме) своей собственой самооценке, как компенсации за "плохую мать" - эта фраза звучала часто (позже) в ее высказываниях,
  • не достатке ее физических ресурсов,
  • в надежде. что ситуация разрешится сама собой.
Далее еще глубже - запрос поменялся на "я не могу помочь своему ребенку!!!".

Этот случай обьясняет, что для истинного запроса, маме пришлось понять свои не правильные действия, принять это, как опыт и разрешить себе полюбить себя разной - тем самым стать готовой к другим новым для нее способам действий.

Метки: Психотерапия ,


Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

Читать по теме:

Почему психологи раненые люди и как выбрать себе психолога

Если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист. И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда однажды…» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Метки: Психотерапия ,

Мы травмированы матерями, но компенсации не будет

Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий.

Метки: Материнство , Психотерапия , Инфантильность , Детско-родительские отношения ,

Невроз отложенной жизни

На терапевтической группе два дня подряд плакала одна женщина лет сорока. На все вопросы – о чем она плачет? – она не могла ответить. У нее были выявлены всевозможные заболевания: язва двенадцатиперстной кишки, мастопатия, вегетососудистая дистония, мигрень, варикозное расширение вен, гастрит, колит, куча гинекологических проблем. Было ясно, что ее абсолютно не удовлетворяет собственная жизнь. Но что в ней не так?

Метки: Невроз , Психотерапия , Случаи из практики психотерапии ,

Психотерапия пограничного клиента

Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Пограничные клиенты будут регулярно нарушать Ваши профессиональные и личные границы, чаще всего следующими способами: пытаться превратить терапевтические отношения в дружескую или любовную связь; задерживать время терапии любой ценой; отказываться покидать кабинет после окончания сеанса; не оплачивать встречи; предпринимать откровенные попытки соблазнить терапевта...

Метки: Психотерапия , Пограничное расстройство личности , Границы ,

5 ошибок, которые не дают психологу и тренеру получать клиентов

Психолог Юрий Черников: "Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?"

Метки: Психотерапия ,

Девочка и волк

Разговор с психотерапевтом: "- Ты же понимаешь, что до тех пор, пока ты не признаешь, что ты девочка, и ты устала, и тебе нужно плакать и ошибаться, ты будешь для всех волком, будешь одиночкой, будешь пугать деревенских и прятаться от людей с дрекольем. Ты понимаешь это? - Да. Но плакать и ошибаться - это для слабаков."

Метки: Психотерапия ,

17 ЛУЧШИХ КНИГ великих психологов, которые изменили нашу реальность

Эдвард де Боно: "Шесть шляп мышления". Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп - это шесть разных способов мышления. Красная шляпа - это эмоции, черная - критика, желтая - оптимизм, зеленая - творчество, синяя - управление ходом мыслей, а белая - факты и цифры.

Метки: Психотерапия ,

«Что-то происходит с моим сознанием»: лечение деперсонализации

Дмитрий Клевцов, врач-психотерапевт: "«Что-то происходит с моим сознанием», «сейчас сойду с ума» - у некоторых больных при обострении ощущения измененности собственного «Я» могут возникать состояния возбуждения с усилением тревожности, панического смятения. У других пациентов углубление нарушения деперсонализации развивается как бы «на ходу», без резкого обострения эмоциональных реакций."

Метки: Психотерапия , Синдром деперсонализации-дереализации , Деперсонализация ,

Один хлопок: Техника для построения границ в отношениях

Александр Кузьмичев, психолог: "Я предлагаю упростить там, где это возможно. Локализовать отношения до одного некоего стартового действия. Которое, пусть и не обещает 100% результат, но значительно ускоряет межличностные изменения и процесс построения своих границ. Притом не через «чистое» личностное саморазвития, а через совместную тренировку."

Метки: Психотерапия , Границы ,

Чужой мужик - мой мужик

Лика Ставцева, психолог: "Наша психика удивительные ходы выстраивает, побуждает играть по ее сценарию без разрешения самого человека. Эта история моей клиентки, публикуется с ее разрешения. Все имена не имеют к реальным людям никакого отношения"

Метки: Психотерапия ,

Жизнь с родителями: застревание на определенном этапе психического взросления

Проблемы совместного проживания с родителями – частая причина обращения к психологу. Попробуем выделить несколько типичных ситуаций и описать их. По современной психологической моде жизнь с родителями приравнивается к незавершенной сепарации, и означает застревание на определенном этапе психического взросления.

Метки: Психотерапия , Детско-родительские отношения ,

Карл Юнг о том, почему нас раздражают некоторые люди

Карл Юнг: "Нередко прискорбно наблюдать, как вопиюще человек спутывает свою собственную жизнь и жизни других, оставаясь полностью неспособным увидеть, что вся эта трагедия происходит в нем самом и как он продолжает подкармливать ее и поддерживать."

Метки: Психотерапия , Личность ,

Елизавета Мусатова, психолог: "Человек может «забыть» боль от предательства или страх от угрозы, даже если помнит факты. Происходит травматический раскол. Часть человека застревает в прошлом, и с этой частью там остается энергия и жизненные силы."

Метки: Психотерапия , Метод системных семейных расстановок ,

Размышления о маме: какая из мам твоя?

Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Клиент приходит к нам с историей. С нарративом. И там много матерей. Там его родная мать, бабушки – матери, воспитательницы детского сада, матери друзей. Матери из масс-медиа. Архетипическая мать (тоже не одна). Шизофреногенная мать (мифическая, но все же!). Мертвая мать (которая сама травмирована). Очень-даже-живая-и-активная мать, называемая в простонародье гипреопекающей."

Вы слышали о вторичной выгоде?

Это термин означает, что любая существующая у человека проблема является ему так или иначе выгодной. Приведу классический пример психологов. Женщина обращается с проблемой - она хочет обучаться танцам, но муж ее не пускает на занятия и она, бедняжка, боится ослушаться.

Но при подробном разборе проблемы выяснилось, что если бы муж отпустил ее, то она все равно боится учиться танцам. Вдруг у нее не получится, вдруг она будет смешно выглядеть, или вдруг получится и ей придется выступать на сцене, что еще страшнее. Поэтому ситуация строгого запрета мужа была на самом деле выгодна ей.

И так во всем. То, что вы не можете найти новую работу, может быть выгодно тем, что вы можете продолжать брать деньги у родителей или вам не хочется рано вставать. Постоянные расставания с любимыми выгодны тем, что всегда есть повод жалеть себя и т. д.

Часто именно из-за наличия сильной вторичной выгоды проблема не решается, потому что какая-то часть личности не хочет, чтобы она разрешилась.

Поэтому предлагаю вам технику для поиска вторичной выгоды, чтобы у вас была возможность от нее избавиться и решить проблему.

Краткая версия упражнения: подумав о своей проблеме, задайте себе вопрос: «Что хорошего, какие выгоды я получаю, когда у меня есть эта проблема?». Сначала сознание, возможно, будет возмущаться, что за странный вопрос, я так страдаю, какие тут могут быть выгоды… Но, нужно продолжать задавать себе этот вопрос до тех пор, пока не будут получены ответы. После получения ответов сделайте для себя какие-то выводы о том, как вам оставить выгоды при себе, при этом все же решить проблему.

Также здесь я приведу расширенную версию методики работы с проблемой в ключе вторичной выгоды.

В рамках этого метода выгода и осознается, и прорабатывается, также принимается решение начать работать с проблемой, снизив значимость выгоды.

Сформулируйте проблему.

Начинаем искать вторичную выгоду, отвечая письменно на вопросы:

  1. Самое плохое в этом то…
  2. Самое хорошее в это то…
  3. Если бы я достиг желаемого, что бы я при этом потерял?
  4. Достигаю ли я с помощью этой проблемы того, что без нее не добился бы?
  5. Что положительного делает для меня эта проблема?
  6. Есть ли состояние бытия, которому помогает эта проблема и которое не достижимо без нее?
  7. Есть ли состояние бытия, которое оправдывается этой проблемой?
  8. С чем мне не надо сталкиваться, пока у меня есть такая проблема?
  9. Что бы мне хотелось изменить?
  10. Каким бы мне хотелось стать?
  11. Чего не хватает, чтобы достичь этого?
  12. Когда я хочу, чтобы это случилось?
  13. Как я узнаю, что достиг желаемого результата?
  14. Какие у меня есть ресурсы, чтобы преодолеть проблему?
  15. Как можно использовать то, что мешает преодолеть проблему?
  16. Как я могу начать решать эту проблему?

Чаще всего именно вторичная выгода не позволяет решить проблему. До тех пор пока выгода остается сильной, проблема так и не сможет быть решена. Поэтому, если ты получил ответ на вопрос, в чем именно заключается твоя вторичная выгода, теперь необходимо любым методом усилить негативные последствия наличия проблемы и уменьшить выгоду. Это может быть метод плюсов и минусов (расписать подробно минусы от наличия проблемы и плюсы от ее устранения) или другой метод.

Состояние депрессии, апатии, безвыходные ситуации в жизни, отсутствие денег, отношений, наличие проблем в жизни — многим это знакомо. Каждый из нас рано или поздно сталкивается с проблемным состоянием, кто-то с успехом преодолевает его, а кто-то зависает в этом надолго. Кому это выгодно? Ответ для для многих станет шокирующим — это выгодно в первую очередь вам самим! Просто у нас есть достаточно причин не признаваться себе в этом, а ещё обвинять в своих проблемах других, снимая с себя ответственность за то, что происходит с нами.

Скорее всего, сейчас, после прочтения этих строк, вы почувствовали несогласие, сопротивление, а может, даже и раздражение… Это нормальная реакция! Так и должно быть.

Пытались ли вы задуматься, а почему я попал в это проблемное состояние? Почему мне выгодно сейчас находиться в таком положении?

Выгоды, которые стоят за вашими проблемами, вами просто не осознаются. Тем не менее, они для вас настолько важны, что вы подсознательно отказываетесь от решения своей проблемы, лишь бы получать эти выгоды и дальше.

Эти выгоды называются вторичными, они представляют собой непрямой позитивный результат, неосознанно возникший вследствие неприятной ситуации, и человек использует эту неприятность как опору для получения выгоды, в том числе иногда и материальной.

Вторичными они называются потому, что эти выгоды не являются первопричиной, вы извлекаете их из уже имеющейся проблемы.

Например, многих заболеваний можно избежать, если исключить вторичные выгодны от болячки. Задумайтесь, чего не хватает человеку, когда он плохо себя чувствует? Правильно! Внимания, теплоты, заботы, любви. Когда человек заболевает, он начинает это получать от родных и близких, друзей, коллег. Они делятся с вами своей энергией. Вам приятно это внимание, забота и поддержка. Поэтому ваше подсознание запоминает это, что таким образом очень просто заполучить то, чего вам не хватает, и вы неосознанно начинаете болеть чаще, дольше, сильнее. Когда давным-давно я ещё работала начальником отдела и не разрешала себе сходить в отпуск, потому что чувство ответственности зашкаливало, и мне казалось, что без меня на работе всё рухнет, мой организм с каждым разом всё настойчивей давал мне знать, что пора отдыхать, и начинал заболевать, заставляя таким вот странным образом отдохнуть. Наши родители, когда мы уходим в свободное плавание и начинаем уделять им меньше внимания, своими заболеваниями дают нам понять, что им надо наше внимание, что они скучают по нам. Дети своими заболеваниями получают от родителей любовь. Если найти первопричину и выгоду, то можно забыть о болезнях и наслаждаться своим здоровым состоянием.

Тоже самое касается и финансов, отношений и много другого. Если у вас нет денег, то значит, это вам чем-то выгодно. Не торопитесь сейчас закидывать меня гневными фразами о том, как это так?! Кому выгодно сидеть без денег? Просто посидите и подумайте, дайте своим мыслям волю. Список из вторичных выгод от отсутствия денег может исчисляться не одной сотней. У кого-то за отсутствием денег стоит страх их потерять, кто-то боится, что если у него будут деньги, то он изменится или к нему начнут по-другому относиться его родители, друзья, что он потеряет их уважение и любовь — все эти причины тщательно скрываются глубоко в подсознании, но всё-таки можно их оттуда достать и нейтрализовать. Когда вы убираете вторичные выгоды из своей жизни, все проблемные ситуации начинают решаться, появляются новые возможности, предложения, ресурсы.

Разбираться со вторичками можно и нужно!!! Иначе вы начинаете привыкать к своим проблемам, сживаетесь с ними настолько, что для вас это становится нормальным состоянием! От любой проблемной ситуации можно получать несколько разных вторичных выгод. Обычно за вторичной выгодой есть либо травмирующая ситуация, либо установка, которая важна для вас, которая управляет вами. Когда мы прорабатываем травму и устраняем убеждения, вторички исчезают сами собой.

Возможность получать заботу, любовь, сострадание, жалость и помощь, быть в безопасности — одна из самых значимых для человека. Поэтому, самые распространённые вторичные выгоды связаны именно с этим. Любая ситуация, в которой мы находимся — это лучшая ситуация для нас в настоящий момент времени, надо просто извлечь из неё опыт и идти дальше. Не дайте шанса вашим вторичным выгодам управлять вашей жизнью!