Тема человек время отцы дети. Какие вечные темы в романе "Отцы и дети"? Получение новых знаний

Какие вечные темы в романе "Отцы и дети"?

    Вечные темы вечного романа можно найти самые разные. Конечно, как и следует из названия во-первых это конфликт отцов и детей, старшего и младшего поколений, прошлого и будущего. Эта тема широко представлена в романе не только спорами между Базаровым и Кирсановым папой, но и тем непониманием которое можно увидеть в отношениях Аркадия со своим отцом. Вечная тема любви, также присутствует в произведении, да и как без нее если любовь, по замыслу Тургенева должна не только примирить старшее поколение с младшим, но и служить мерилом всех поступков героев, испытывать их на прочность. Вечная тема борьбы также затронута в романе, это нигилизм Базарова, который для тех времен был максимально революционен и шокировал не только Кирсанова-старшего, но и читателей. Тема жизни и смерти показана в эпизодах с кончиной и болезнью Базарова, удастся ли герою остаться верным своим идеалам перед лицом неминуемой гибели, или он поймет свои заблуждения, вот вопрос который интересовал Тургенева.

    Да там любые темы можно притянуть, если постараться)

    Во-первых очевидан тема отцов и детей, она выражена в конфликте Павла Петровича с Базаровым. Неоднократно Кирсанов-старший говорит, что сына он не понимает, но и его родители в сво время не понимали его.

    Второе, это идея развития общества. Опять же нигилизм Базарова и прятянутый либерализм (как он сам называет) Кирсанова.

    Тема предназначения женщины раскрывается в образах развязной современной Кукшиной и прекрасной, но закостенелой в своих суждениях Одинцовой.

    Тема любви ярко раскрывается в парах Кирсанов-княгиня, Кирсанов-Дуня (не уверена с именем), Аркадий -Катя и Базаров-Одинцова.

    Ну практически вся концовка и эпилог — это тема жизни и смерти, их противоборства и отношения к ним людей.

    Основная вечная тема романа Отцы и дети — это, конечно, конфликт поколений: противоречия между молодым поколением, олицетворением которого является Базаров и поколением отцов — его красноречивее всего олицетворяет Павел Петрович Кирсанов.

    Конфликт отцов и детей, юности и зрелости — тема вечная и актуальная во все времена.

    Еще одна вечная тема романа — трудности, которые стоят на пути незаурядного человека (Базарова) в его попытках найти свое место в обществе.

    Вечные темы российского общества: что делать, кто виноват, кому живется весело, вольготно на Руси. Отсюда и вечные темы, по какому пути и как двигаться России.

    Иван Сергеевич обладал особым чувством времени, и его произведения отражали самые острые события в обществе.

    Таков и роман Отцы и дети, он появился в острый политический момент, после отмены крепостного права.

    Закончен был роман в 1861 году в июле, а в 1862 году вышел отдельным изданием. Действие романа происходит в 1859 году, то есть накануне отмены крепостного права. Эпилог романа рассказывает о событиях, после отмены крепостного права.

    Споры отцов и детей в романе — это ярые столкновения дворянских либералов и разночинцев-демократов.

    Главные темы их споров: отношение к существующей крепостнической действительности, к дворянскому культурному наследию, о противостоянии Запада и Востока, о воспитании,общественном долге, о принципах поведения человека,об отношении к женщине, о любви. И самая важная тема — о судьбе народа.

    Вид деревень и народа накануне отмены крепостного права печален. И Тургенев с присущим ему лаконизмом глазами Аркадия рисует печальный вид деревень: …мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках…;исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам И Аркадий, видя эту картину, думает о преобразованиях, но …как их исполнить, как приступить? Аркадий, молод, но Тургенев его относит к поколению отцов.

    Он нерешителен и не космополит-западник, как Павел Петрович, но он не знает, что делать, как изменить эту жизнь. Он не способен на решительные действия, поэтому его жизнь обычна, такая же как и у Николая Петровича его отца. И это лучшие представители дворянства: братья Кирсановы, Аркадий Кирсанов. Но сам Тургенев говорит, что в их лицах слабость и вялость или ограниченность

    Евгений Базаров — другой. он представляет новое поколение детей, поколение разночинской демократической молодежи. Впервые в русской литературе в лице Базарова представлен ученый-практик. Базаров- нигилист, его кредо: все разрушить и начать строить заново.

    И это базаровское кредо было воплощено в революции 1917 года, и в августе 1991 года

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев описывает русское общество 1859-60-х годов. В это время в России особенно обострились противоречия между революционными демократами, которых представляли разночинцы, и либеральными дворянами. Тургенев описывает также новое общественное движение - нигилизм.

Нигилисты - это люди, отрицающие авторитеты и идеалы, не принимающие на веру ничего, что не подтверждено реальными фактами. Они противостоят либералам. Их цель - место расчистить, сломать существующие порядки, чтобы потом построить на ровном месте новые. Но, отрицая и ломая старое, нигилисты не предлагают ничего взамен. Их задача - сломать, а уж созидать будут другие.

Главный герой романа, Евгений Базаров, является представителем этого течения. Он сын полкового лекаря, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся естественными науками и медициной, в которую, впрочем, он и сам не верит. Автор показывает Базарова в оторванности от единомышленников. Его мнимые ученики -Аркадий и Ситников - не являются самостоятельными носителями идей нигилизма: первый лишь увлекся модным движением, не разделяя полностью его идей, а второй и вовсе клоун, копирующий все, перед чем преклоняется. Идеи Базарова раскрываются в противоречиях с дворянской средой, в которую автор помещает своего героя.

Уже при описании внешности героя заметна его отчужденность от дворян. Евгений одет в «балахон», «одежонку», немыслимую для аристократа, он не носит перчаток, а его рука - красная рука труженика, а не холеная ручка дворянина. Базаров действительно любит труд. На протяжении всего романа он постоянно занят, занимается медициной, ставит опыты...

Базаров отличается от дворян не только одеждой, но и своими манерами. Он очень небрежен в отношениях с окружающими. Например, молодой человек может позволить себе разговаривать, потягиваясь, с дворянином, отцом своего друга, с человеком, которого едва знает. И эта невежливость проявляется во всем, доходя порой до грубости.

Базаров уверен в себе. По его словам, он сам себя воспитал и очень этим гордится. Он ставит себя выше других. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю мнение о самом себе». Он не признает никаких принципов и не уважает убеждения других людей. Ему абсолютно безразлично отношение к нему окружающих. «Настоящий человек об этом не должен заботиться», - говорит он.

Отношение Базарова к общественным вопросам проявляется в его спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, отставным полковником, живущим в деревне, убежденным аристократом и либералом.

Базаров считает, что любой институт в России заслуживает самого «полного и беспощадного отрицания», что дворянство - отживший класс, неспособный к действию. За дворянами нет будущего, они не способны вести Россию вперед.

Евгений - убежденный материалист, и главный критерий для него при оценке чего бы то ни было - полезность. Все, что не приносит ощутимой, материальной пользы, он считает «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Поэтому он отрицает религию, семью, брак, родственные отношения. Ему ничего не стоит уехать от родителей через три дня после трехлетней разлуки, несмотря на то что, как он говорит, он их любит. Герой отрицает любовь, объясняя отношения между мужчиной и женщиной лишь физиологией, отрицает культуру.

У Базарова особое отношение к народу. С одной стороны, он работает и живет ради народа, ради общественной пользы, а с другой - он признается Аркадию, что возненавидел бы того мужика, ради блага которого ему бы пришлось «из кожи вон лезть». И сам же лечит этого мужика.

Отношение народа к герою тоже двойственно. С одной стороны, когда Базаров предстает в роли гостя в доме Кирсановых, слуги принимают его за «своего брата, не барина», несмотря на то, что он «не потакал им и обходился с ними небрежно». С другой стороны, когда Евгений у себя дома и предстает в роли барина, его попытки бесед с мужиками приводят к тому, что последние принимают его за «шута горохового».

В романе Базаров и его идеи проходят испытание любовью. Влюбившись в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдовую помещицу, умную и красивую, герой, всегда отрицавший любовь и считавший романтизм белибердой, сам стал с бешенством замечать в себе романтика. Он дошел до того, что признался в своем чувстве, но потерпел неудачу. Базаров пытался убить в себе любовь, но его нигилизм не имел больше силы над его душой, над его чувствами. После этого молодой человек утратил прежнюю уверенность в себе, стал пессимистом, его начали посещать мысли о смысле бытия, о его ничтожестве по сравнению со всем миром... Базаров теряет прежний интерес к жизни. На него нападает хандра. Сама его смерть кажется нелепой. Да он и сам не ожидал ее так рано. Перед смертью в герое проявляются все его лучшие качества: мужество, сила воли, нежность к родителям, поэтическая любовь к Одинцовой... В нем остается все меньше того, что так отталкивало от него. Он начинает говорить красиво: «Дуньте на умирающую лампаду, и она погаснет...» Его мечты об общественной деятельности не оправдались. « Я нужен России... Нет, видно, не нужен...», - говорит он.

В конце романа Базаров умирает, потому что нигилизм - зарождающееся движение. И неизвестно, как проявят себя молодые отрицатели в будущем. Поэтому герой показан только в настоящем.

В Базарове автор обобщил многие типические черты разночинцев-демократов 60-х годов, но писатель преувеличил некоторые отрицательные черты своего героя, потому что сам не разделял идей нигилистов. В конце концов, сам Тургенев уже не знал, любит он или ненавидит своего героя.

Передо мной И. С. Тургенева «Отцы и дети». Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества - либералами и демократами. Роман в целом и главный герой - демократ-разночинец Базаров - явились, по определению самого автора, «выражением новейшей нашей современности». Роман замечателен тем, что вызывает желание подумать, поспорить.

Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа - Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.

Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели.

Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него «отроду лишней копейки не взяли». Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности.

Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться. Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия.

Опыт - вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение - последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: «Аристократизм... либерализм... сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Меня привлекает ваша манера говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: «Шила в мешке не утаишь», «Бабушка надвое сказала». Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек.

И в то же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете?

Вы сами ответили на этот вопрос: «Все!» А что «все»? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права - это похвально. Отрицание всего того, что порождено «безобразным состоянием общества», - народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.
  6. Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

    Характеристика героев романа

    Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.
  • Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

    • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
    • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
    • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
    • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
    • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
    • Этот человек глубоко несчастен.

    Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

    • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
    • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

    Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

    • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
    • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
    • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

    Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

    Конфликт «отцов» и «детей»

    Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

    Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

    Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

    Главные темы

    Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

    Главные темы в романе «Отцы и дети» :

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

, Экономика

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщение материала по теме “Характеристика России начала и середины 19в.”
  2. Подготовка учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов.
  3. Формирование навыка анализа художественного произведения, умения выделять в нем важные содержательные части.
  4. Подведение учащихся к пониманию авторского замысла.

Развивающие:

  1. Развитие умения выделять главное в изучаемом материале.
  2. Развитие аналитических умений при сравнительной характеристике исторических эпох и экономических систем.
  3. Развитие познавательного интереса через подготовку сообщений, создание презентаций.

Воспитательные:

  1. Воспитание коммуникативной культуры, способствующей адаптации в новом коллективе, обществе.
  2. Воспитание творческого подхода к выполнению заданий.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

При подготовке к уроку учащиеся получают домашнее задание: Прочитать 1-4 главы романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” заполнить в таблице графы: даты, биография Н.Кирсанова.

На доске записан эпиграф к уроку:

А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно зависит от меня.
(Базаров в разговоре с Аркадием (гл.VII))

Ход урока

Учитель литературы: Тема сегодняшнего урока звучит так: (слайд 2) "Человек и время в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”". Частная жизнь и история, человек и время – достаточно сложные философские понятия. Какие ассоциации вызывают они у вас? Чтобы понять это, я попрошу вас написать небольшое философское размышление, составить секвейн со словами время и человек, работая по группам (составление секвейна учениками по группам, чтение вслух).

Учитель литературы: Анализ предложенных размышлений.

Человек и время… Главный герой романа И.С.Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров в одной из начальных глав романа в разговоре с Аркадием высказывает такое мнение: “А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же оно зависит от меня.” (гл.VII). Неслучайно я выбрала именно эту цитату из текста в качестве эпиграфа к разговору. Думаю, он поможет нам сформулировать основной вопрос, на который мы должны ответить, размышляя над первыми главами романа “Отцы и дети”. (Учащиеся формулируют цель урока. Вариант учителя: Как, по мнению И.С.Тургенева, связаны два понятия: человек и время) (слайд 3).

Учитель литературы: Человек и время… “Время, - так начинается семнадцатая глава романа, - летит иногда птицей, иногда ползёт червяком”. Перед глазами Тургенева, когда он пишет, стоят не только лица современников, не только картины событий, но и сам образ времени. Это особенность тургеневского дарования. Временные потоки он слышал, как люди слышат ропот бегущих ручьёв. Время течёт всегда. Поэтому роман начинается будто бы не сначала. Река уже текла… мы подошли, услышали: (слайд 4).

Ученик читает начало романа:

Что, Пётр, не видать ещё? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками.

Учитель литературы: Уже в первых строчках романа мы встречаемся с необычной исторической достоверностью Тургенева, автор указывает точно не только год, но и месяц и даже число, когда начинается действие 20 мая 1859 года. Как вы думаете, почему? (ответ уч-ся ) А почему эти, а не другие даты взяты Тургеневым? Послушаем сообщение на эту тему.

Сообщение группы литературоведов: Приложение 1 .

(Учащиеся заполняют таблицу) (слайд 5).

Учитель экономики: 1859 год – время начала действия романа…

Вводя точные даты, Иван Сергеевич Тургенев соотносит мир героев с реальностью 50-х, 60-х годов 19 века.

А какова была экономическая реальность России этого периода?

Проверка проводится в парах по слайду 9.

Учитель экономики: Вы рассмотрели факты экономической ситуации России только из 3 главы, а (имена учащихся, готовивших выступление) поработали с текстом всего произведения. Результат своей работы они сейчас вам представят.

2 строка таблицы ).

Учитель литературы: ВЫВОД (запись в тетрадь): Николай Петрович принадлежит к поколению людей, чье формирование происходит в эпоху последекабрьской реакции: в 1835 году он кончил университет. Политические интересы в это время не могли проявляться открыто, поэтому на первый план выступило увлечение литературой, искусством, философией. В них-то подспудно и выявлялись настроения передовой части общества.

Какими годами обозначена следующая историческая веха? (47-48 гг., смерть жены и отъезд на жительство в деревню) Современные Тургеневу читатели легко понимали значение фразы: “... но тут настал 48-й год”.

Учитель истории: Какие же события в России и за рубежом определяют жизнь страны, состояние общества в указанное Тургеневым время? 1835-1848 гг.

(Ученики по ходу сообщений заполняют таблицу) проверка на слайде 17 (3 строка таблицы ).

Учитель литературы: ВЫВОД (запись в тетрадь): Новое обострение реакции после революции на Западе привело к тому, что часть дворянства окончательно избрала своим местом жительства деревню, как сделал Николай Петрович, - подальше от столичных дел - и ограничила жизнь личными интересами. В такой обстановке выработался характер “отцов”.

А что касается времени становления поколения “детей”, то и для него Тургенев определяет в своем произведении исторические рамки 1848 – 1859 гг.

Учитель истории: Какие же события в России и за рубежом определяют жизнь страны, состояние общества 1848-1859 гг.

(Ученики по ходу сообщений заполняют таблицу) проверка на слайде 17 (4 строка таблицы ).

Учитель литературы: (запись в тетрадь) Итак, мы видим: в 1855 году Николай Петрович повез сына в университет, а, как известно, именно этот год является началом новой эпохи, эпохи общественного подъема в стране. 1859 год, когда Николай Петрович ждет сына домой, чреват революционной ситуацией в России.

Подводя итог работе, проделанной нами на уроке, возвращаюсь к его теме "Человек и время в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”". Хочу услышать ваш ответ на вопрос, поставленный в начале занятия: Как, по мнению И.С.Тургенева, связаны 2 понятия: человек и время (слайд18)?

Домашнее задание: слайд19.

Герой своего времени или "лишний человек" своей эпохи (по роману И.Тургенева "Отцы и дети")

Русская литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных бед и чаяний. Квинтэссенцией общественных проблем, носителем новых идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных произведений - герой своего времени, он же, как правило, “лишний человек” своей эпохи.

Литература XIX века представила галерею людей такого типа, мятущихся, с большим духовным потенциалом, но слабой жизненной потенцией, рафинированных, рефлектирующих и ничего не делающих. Бурный XIX век, ломающий столетиями установившийся уклад российской жизни, богатый на различные политические веяния, рождал своих “героев”, которые так ими и не становились.

В противовес либерально-демократическому движению появился художественный образ нигилиста Базарова. Тургеневу, чуткому ко всему новому, нарождающемуся в общественной жизни России, виделась фигура бунтарская, исполинская, как бы наполовину выросшая из народа, этакий интеллектуальный Пугачев.

Кто же все-таки он, новый герой 60-х годов?

Убежденный материалист до мозга костей, проповедующий новые немецкие истины отцов русского нигилизма Молемотта и Фогота, отрицающий все и почитающий отрицание за двигатель общественного прогресса, презревший идеализм как шелуху уходящего времени, а вместе с ним размягченные идеализмом и старостью пресловутые “принсипы” отцов, или бунтарь, мятущаяся душа, жаждущая перемен и чувствующая их приближение, сложная противоречивая личность, заплутавшая в себе и обстоятельствах, изначально обреченная на гибель в силу своей незрелости и необозначенности путей дальнейшего развития.

Большой и чуткий художник рисует нам не схему, а живого, полнокровного человека со всеми противоречиями его натуры - характерный продукт своей эпохи. В поведении Базарова есть та двойственность, которая переходит в надрыв к финалу романа. И способность любить, и “романтизм”, и семейное чувство, и умение ценить красоту и поэзию в тургеневском “нигилисте” скрывается за преувеличенной резкостью и жестокостью нападок на оппонента. Внутренний конфликт героя особенно ярко прорывается в его чувстве к изнеженной аристократке Анне Сергеевне Одинцовой. Базаров, так активно проповедующий отсутствие духовной основы любви, любые романтические порывы, становится жертвой своих же “принципов”: “Он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Жизнь оказалась сложнее того, что узнал о ней “физиолог”. Еще в своей статье “Что такое обломовщина” Н. А. Добролюбов обратил внимание, что все “герои своего времени” в русской литературе XIX века страдают одним и тем же пороком - неспособностью по-настоящему любить женщину. Как бы они ее ни боготворили, как ни возвышенны были бы их чувства к любимому человеку, но стоит женщине достаточно серьезно отнестись к их чувству, как почитатели высокого демонстрируют полное фиаско. Великая ответственность пугает наших героев. Правда, в отношениях Одинцовой и Базарова это чувство “непонятного испуга” испытывает Анна Сергеевна. Уроки любви привели к кризису в душе Евгения. Вставшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни опровергают его прежний, упрощенный взгляд на человека. Бессмертный вопрос о неповторимой ценности каждой человеческой личности влечет за собой критику самой идеи прогресса.

Бесконечные и непростые мысли возникают в голове Базарова, и эти “проклятые” вопросы делают его человечнее и душевно богаче. В нем просыпается “пресловутый” романтизм. Воистину поэтично звучат его последние слова: “Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. Так “нигилист” Базаров прощается с бренной жизнью. Цветы на его могиле призывают нас к “вечному примирению и к жизни бесконечной”, к вере во всесилие святей преданной любви.

Своим романом в ту непростую пору С. Тургенев пытался примирить два враждующих лагеря - либералов и демократов. Ему этого не удалось. “Отцы и дети” еще более углубили пропасть. И только время выявило всю пророческую мудрость и удивительную интуицию автора. Роман, написанный на злобу дня, стал непреходящей ценностью русской литературы.