Что изучают исторические науки. Временные рамки и перспектива

Историки — учёные, изучающие историю, исторический процесс, литературу и культуру.

Профессиональные историки работают в университетах, в академических центрах и музеях, школах и других учреждениях среднего общего образования.

Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями.

В зависимости от сферы интересов история и специалисты делятся на следующие кафедры и дисциплины:

Всеобщая история - изучение истории современных народов, со времени образования письменности

Древний мир - изучение истории Древней Греции и Рима, Эллинистического периода, история Древнего Египта (вместе с востоковедами)

История раннего и позднего Средневековья

История Нового времени

Изучение Новейшей истории

История Древнерусского государства и отечественной истории (до Петра Великого)

Отечественная история от времен царствования Петра I и до Великой Октябрьской революции

Новейшая история России (с конца 19 в - по 2000 гг)

Археология

Этнография

Источниковедение

Вспомогательные исторические дисциплины

История искусства

История изучает жизнь человечества на протяжении нескольких тысяч лет. Можно выделить историю древнего мира, средних веков, историю нового времени. Основной работой историка является сбор и интерпретация исторической информации путем проведения исследовательских работ и изысканий, работой с архивными материалами и документами. Он должен прочитать древний текст. установить автора, адресата, дату написания, вид документа, затем синтезировать информацию источника и информацию об источнике и дать интерпретацию полученным данным. В этом ему помогают такие специальные дисциплины, как нумизматика, геральдика, сфрагистика (наука о печатях), палеография и т.д. Уровень общения в работе историка минимальный при исследовательской работе и достаточно интенсивный при исследовательской деятельности.

Специфика профессии: интересный, но очень кропотливый труд в библиотеках, архивах и хранилищах, выставочных залах и запасниках музеев, общение с частными коллекционерами. Нередко историки выезжают в археологические и этнографические экспедиции, участвуют в научных конференциях и симпозиумах. Специалисты, изучающие историю зарубежных стран, нередко отправляются в зарубежные командировки. Эта профессия привлекает и мужчин, и женщин.

Области применения: Работают в учебных заведениях различного профиля, в архивах, библиотеках, музеях.

Доминирующая профессиональная направленность: На работу со знаковыми системами (тексты, числа, формулы и т. п.), а также на работу с людьми.

Личные качества историка

Склонность к гуманитарным наукам,

Аналитический склад ума,

Хорошая память на даты, факты, имена и события,

Усидчивость, готовность к рутинной работе.

Места работы - обычно научно-исследовательские институты, музеи, архивы, крупные библиотеки и мемориальные комплексы.

Среди профессиональных заболеваний выделяют болезни глаз и позвоночника.

Уровень заработной платы обычно не высокий.

История - одна из самых древних наук. Слово «история» в переводе с древнегреческого означает «рассказ, повествование, исследование». В современном языке понятие «история» употребляется в двух основных значениях: 1) прошлое и все, что происходило в нем; 2) наука, изучающая прошлое человечества.

Научное знание о прошлом является необходимым компонентом исторического сознания. Но не единственным. Осознание истории может формироваться на основе мифов, легенд, преданий, былин, песен. В них правда перемешана с вымыслом. Но этот вымысел нередко приобретает большую реальность, чем достоверные исторические факты. Например, согласно преданию битва на Куликовом поле в 1380 г. началась с поединка между русским иноком Пересветом и «злым печенегом» Челу-беем. Богатыри ударили друг друга копьями и оба упали замертво. Этот эпизод Куликовской битвы многие представляют по известной картине М. И. Авилова «По­единок». Без него очень трудно рассказывать об одной из самых героических страниц отечественной истории. А ведь, по мнению авторитетных историков, героем первой схватки с татарами был не Пересвет, действительно сложивший голову на Куликовом поле, а великий князь Дмитрий Иванович, выехавший навстречу врагам во главе сторожевого полка.

Таким образом, историческое сознание включает в себя и достоверное знание, и мифы, созданные народ­ной фантазией. В нашем примере легенда выполняет важную социальную функцию. Она способствует осознанию величия и героизма отечественной истории, побуждает гордиться нашими предками. И всетаки человеку свойственно стремление к исторической правде. Разрушение мифов и легенд при столкновении с реальными фактами чревато для общества глубокими разочарованиями, духовными потерями, безверием. Так, наша страна чрезвычайно болезненно переживает крушение мифов об Октябрьской революции, Гражданской войне, коллективизации и других важнейших событиях советской истории. И хотя сейчас многие легенды развенчаны, на смену им приходят новые, создаваемые телевидением, радио, прессой. Именно из них большинство людей получают информацию о прошлом своей страны.

Другим источником исторических «знаний» часто служат романы и кинофильмы. Например, А. Дюма-отец говорил, что история для него - лишь «гвоздь», на который он «вешает» свои романы. Тем не менее большинство людей представляют Францию времен Людовика XIII и кардинала Ришелье не по скучным научным монографиям, а по знаменитому роману великого рассказчика «Три мушкетера». Точно так же некоторые наши соотечественники «изучают» историю России по романам В. С. Пикуля. И это легко объяснимо. Художественные версии исторических событий ближе и понятнее научных описаний и характеристик. Они трогают сердце и пленяют мысль. Однако подлинная образованность и интеллигентность нуждается не в наборе исторических анекдотов, а в системе доказательств, которая немыслима без научного подхода к изучению истории. Для того чтобы отделить истину от вымысла, уметь разобраться в сложных политических и жизненных ситуациях, оперировать различными видами исторических источников, каждому образованному человеку необходимо овладеть определенным научным инструментарием. Мировая и отечественная историческая наука обладает богатым арсеналом разнообразных, зачастую весьма сложных и даже изощренных методов исследования.

Методы исторического исследования можно разделить на три группы: общенаучные (исторический, логический и метод классификации или систематизации) ; специальные (хронологический, синхронный, сравнительно-исторический, ретроспективный и ДР-); а также методы других наук (математический, конкретных социологических исследований, психологии и др.). В основе исторического метода лежит изучение истории в движении, как развивающегося процесса. Логический метод предполагает исследование системы через глубокий анализ ее элементов. Например, анализ такого ценнейшего источника, как «Русская Правда», позволяет не только узнать, как творился суд в Киевском государстве, но и воссоздать широкую панораму жизни Древней Руси. Активно используют историки метод классификации. В зависимости от выбора критерия классификация одних и тех же явлений может приобретать различный вид. Так, политические партии в России начала XX века можно сгруппировать по социально-классовому принципу (помещичьи, буржуазные, мелко­буржуазные, пролетарские), по отношению к государственному строю (монархические, конституционно-монархические, выступавшие за демократическую республику и ставившие целью установление социалистической республики), по методам борьбы (реформаторские и революционные). Каждая из этих классификаций дополняет картину социально-политической ситуации в России того времени новыми штрихами.

Историки изучают события прошлого во времени. Поэтому они часто пользуются хронологическим мето­дом, то есть выстраивают факты в их временной последовательности. Разновидностью хронологического метода является проблемно-хронологический метод, которым блестяще владели В. О. Ключевский и другие выдающиеся отечественные историки. К очень интересным наблюдениям может привести синхронный метод, позволяющий сопоставить события, происходившие одновременно в разных странах. Например, мы часто забываем, что герой «Слова о полку Игореве» князь Игорь был современником английского короля Ричарда Львиное Сердце, императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, грузинской царицы Тамары и великого монгольского завоевателя Чингисхана. На умелом использовании синхронного метода построены многие книги известного историка Л. Н. Гумилева. Активно используется в исторических исследованиях сравнительно-исторический метод. Так, сопоставление событий июльского международного кризиса 1914 года с предвоенным кризисом 1939 года помогает глубже разобраться в механизме возникновения мировых войн.

Богатые возможности открывает перед историками использование методов других наук. Интересные исследования созданы в области «психоистории», «новой социальной истории». Применение математических методов положило начало очень перспективному направлению в изучении прошлого - «клиометрии». До недавнего времени математические методы применялись главным образом при работе с массовыми источниками. Например, математик И. Н. Киселев и историк С. В. Мироненко при помощи ЭВМ обработали часть огромной кол­лекции формулярных списков гражданских чиновников, хранящейся в Центральном государственном историческом архиве в Петербурге и охватывающей весь XIX век. Это помогло им сделать интересные выводы о том, как в течение XIX столетия менялись возрастной состав, имущественное положение и социальное происхождение правящей элиты в России. Компьютерная техника позволяет решать и более сложные исследовательские задачи: установить авторство исторических произведений, изучить с помощью методики контент-анализа содержание средневековых текстов и, таким образом, понять образ мыслей людей прошлого.

Следовательно, историческая наука использует достижения современного научно-технического прогресса. Но при этом она имеет свою специфику. В отличие от естественных и технических наук она не может использовать метод эксперимента. Историческая наука изучает жизнь людей и результаты их деятельности. Поэтому ей приходится иметь дело со сложным переплетением объективных факторов и субъективного личностного начала. Факты истории индивидуальны и трудно поддаются типологизации. Наконец, в истории закономерность всегда соседствует со случайностью. Вот как писал об этом выдающийся русский философ С. Н. Булгаков: «Ход истории обуславливается не только уже известными нам социологическими причинами, общими условиями исто­рического развития, но и деятельностью людей. Между тем, каждая человеческая личность есть нечто абсолют­но новое в истории, не поддающееся никакому предвидению. В отличие от естествознания, которому приходится иметь дело с определенным числом элементов и определенными силами природы, история имеет дело с неопределенным числом постоянно появляющихся и уничтожающихся элементов…». Таким образом, использование в истории методов естественных наук имеет определенные границы. Механический перенос исследовательских приемов из естествознания и техники в историческую науку создает опасность примитивизации и искажения наших представлений о таком сложном феномене, каким является прошлое человечества.

Подведем итоги. ИСТОРИЯ - это наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии.

Поскольку исторический метод является универсальным, им пользуются все науки. С другой стороны, сама история может рассматриваться как комплекс наук, изучающих различные аспекты жизни общества, - от политической и военной истории до истории науки и техники. И все-таки главным объектом научного интереса историков был и останется человек. Великолепно написал об этом знаменитый французский историк М. Блок: «За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча».

Всеобщая история как область исторической науки занимается фундаментальными проблемами всемирно-исторического процес-са. Она изучает историю человечества от первобытности до совре-менности, анализирует многовариантность общественно-полити-ческого, социально-экономического и культурного развития регио-нов, стран и народов мира в различные хронологические периоды и эпохи. Она освещает историческую реальность в конкретно-исто-рических и теоретических аспектах.

Историческая наука основана на прочном фундаменте сохранив-шихся до нашего времени фактов. И всё же для объективного суж-дения о событиях, происходивших в глубокой древности, этих фак-тов порой недостаточно. Да и письменные источники ушедших и близких к нашему времени эпох (летописи, воспоминания, офи-циальные документы) подчас грешат противоречиями, субъектив-ными оценками, неточностями, идеологическими искажениями. Анализируя источники и, следовательно, высказывая свои пред-положения, можно ответить на главные проблемы истории: что движет развитием человечества? какова роль личности в истории? как менялась повседневная жизнь людей? как развивались искус-ство, наука, техника?

Прошлое человечества тогда становится силой, когда оно тесно связано с его настоящим. Познавая историю человечества, можно луч-ше понять себя и своё место в живом и многосложном потоке со-временных исторических событий, свидетелями и участниками ко-торых суждено быть каждому человеку.

Созданные и сохранённые человеком предметы материальной культуры , памятники письменности, обычаи , обряды и многое дру-гое несут информацию о далёком прошлом. Это — исторические ис-точники . Учёные стремятся привлечь как можно больше таких ис-точников, что позволяет достовернее воссоздавать исторический процесс. Сотни тысячелетий знания о прошлом передавали устно от поколения к поколению, они сохранялись, видоиз-меняясь, в памяти человечества в виде мифов, ле-генд, героических песен. Отделить вымысел от дей-ствительно протекавших в глубочайшей древности явлений и событий подчас не представляется воз-можным. Для учёного устное народное творчество — самая трудная, но, пожалуй, и самая увлекательная об-ласть исследования.

Всемирная История разделена по периодам. Основные периоды мировой истории: Доисторическая эпоха, Древний мир, Средние ве-ка, Новое время и Новейшее время.

Русский учёный В. П. Алексеев считает, что появление человека берет начало с формирования семейства гоминидов и трудовой деятельности. Историю формирования человека он делит на историю первобытного периода и историю последующего периода.

Доисторическая эпоха

Древний мир

История Древнего мира начинается с появлением че-ловека на Земле. Завершается этот период в 476 г. н. э., когда перестала существовать Западная Римская импе-рия. Это самый продолжительный отрезок времени в истории человечества.

Знать своё прошлое люди стремились во все времена, даже в самой глубокой древ-ности. Один из первых историков — Геро-дот — в своём историческом сочинении вместе с описанием действительных событий приводит фантастические сказания, услышан-ные им в разных странах. История в то время ещё не стала наукой. Тогда действительные события и вымысел не разделяли.

Средние века

Средние века длились более тысячи лет — от круше-ния Западной Римской империи (476 г.) до конца XV в. Следу-ет сказать, что границы исторических периодов не всегда можно определить с точностью до века, они до-статочно условны. Так, например, завершение периода Средневековья некоторые историки относят к концу эпохи Великих географических открытий , длив-шейся с середины XVI до середины XVII в.

Новое вре-мя

Новое время — это период мировой истории, продолжавшийся в Европе от Великих геогра-фических открытий (1492 г.) до конца Первой мировой войны (1918 г.). По некоторой периодизации окончанием Нового времени принято считать 1918 г., год окончания Первой ми-ровой войны .

Новейшее время

Новейшее время началось в XX в., и охваты-вает нынешний, XXI в.

История континентов и государств

Америка

Европа

Азия

Восточная Азия: Китай , Япония .

Африка

Исторические государства

Учёный-историк должен обязательно проверить достоверность, правдивость любых сведений, которые он хочет сооб-щить. Всё, что когда-то произошло, что было сделано, свершилось, учёные называют фактом . В переводе с латинского языка это слово означает «сделанное». Историк должен обязательно доказать, что произошедшее является фактом. Зна-чит, слово «факт» имеет и дру-гое значение — «правда», «ис-тина». Но для историка недос-таточно на основе фактов лишь назвать то, что про-изошло. Он должен устано-вить, как и почему именно так происходили события в дейст-вительности. Кроме того, обя-зательно нужно назвать места событий и указать, когда они происходили, то есть на-звать дату (день, месяц, год, столетие).

Изучая документы и вещественные источники, учё-ные восстанавливают исторические события.

На этом работа исследователя не заканчивается. В истории нет ничего случайного. Поэтому важно оп-ределить, что было до и после изучаемых событий, и установить связь между ними. И наконец, следует понять, каково значение того или иного события для истории страны или всего мира. Материал с сайта

Методы исторического исследования

Историко-типологический метод

Историко-типологический метод широко используется в источниковедении. В частности археологи применяют его при изучении исторических источников археологических культур, упорядочивая и сопоставляя типичные (однородные) артефакты.

Историко-генетический метод

Историко-генетические методы позволяют связывать во времени и пространстве формирование отдельных народов по информации, заложенной в генах человека. Генетический код у всех людей устроен таким образом, что у каждого имеются 23 пары хромосом, в которых хранится вся наследственная информация, доставшаяся от обоих родителей. При формировании хромосомы около половины берется от материнской хромосомы и около половины от отцовской. При этом одна мужская хромосома — Y целиком передается от отца к сыну. Через определенное количество поколений происходят её мутации и чем больше мутаций, тем древнее общий предок. Тем не менее, до конца не ясно, есть ли чёткая корреляция между скоростью мутаций и равными временными промежутками.

Класс: 5

Предмет: История Древнего мира

Учитель : истории и обществознания

Сергеева Саргылана Алексеевна

Тема урока:«Что изучает история »

Цели урока:

    Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;

    Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;

    Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

    Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

    Личностные – обучающиесясмогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Деятельностная:

    Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений).

    Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.

Образовательная:

    Определить значение исторического прошлого для современности;

    используя знания учащихся подвести их к ответу на проблемный вопрос, который выражен в теме урока.

Развивающая:

    продолжать развитие речи через ответы на вопросы;

    продолжать развитие текстовых умений и навыков

    осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход (творческие задания);

    развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать картографические умения и навыки.

Воспитательная:

    воспитывать любовь к Родине;

    чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее

Задачи: в результате изучения темы ученики должны уметь:

    давать определения понятиям история, геральдика, исторические источники, страна, гимн, флаг;

    приводить примеры вещественных, письменных и устных источников;

    уметь соотносить дату и век;

    знать и называть вспомогательные исторические дисциплины;

    сформировать умение заполнять таблицу;

    определять и объяснять свое отношение к событиям изучаемого периода;

    решать учебно-жизненные задачи с позиции человека XXIв.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала:

1. Что такое история.

2. Исторические источники.

3. Помощницы истории.

4. Хронология

5. О чем расскажет историческая карта.

6. Закрепление.

7. Домашнее задание

Ход урока:

1. Создание проблемной ситуацией

Ход урока :

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

1. Что вы видите на слайдах?Назовите те, которые вам известны.

Легендарный певец Баян, рассказывающий о давно минувших временах, наши предки славяне, встречающие заморских купцов. На полотне ВасилияИвановича Сурикова запечатлен русский полководец Суворов, совершающий со своими солдатами героический переход через высокие горы Альпы, это картина Александра Павловича Бубнова «Утро на Куликовом поле». В центре расположена фотография ракеты, символизирующая освоение нашей страной космического пространства.

2. Объясните, что объединяет картины (картины прошлого нашей Родины)

3. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?О науке истории

4. Что нам поможет в работе? Учебник,

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

Что же такое история? Зачем нужна история?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»

III . Изучение нового материала.

1. Что такое история.

- Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

– С помощью словаря объясните, что означает слово «история».

1) Работа со словарем.

Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука.

Вот как определяет историю энциклопедический словарь – ИСТОРИЯ (от греч. historia - рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Выясняют два значения слова:

1) история – процесс развития человеческого общества;

2) история – наука, помогающая восстановить прошлое человечества;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и перескажите его.

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука?История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история?История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества?Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

Ребята, основные знания по истории вы получаете из школьного учебника.

А где еще можно узнать о прошлом?

Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

Гипотезы:

1. Архив

2. Библиотека

3. Музей

1. Архив

Б. Место, хранения подлинных письменных памятников прошлого

2. Библиотека

В. Место, где собраны и хранятся книги для того, чтобы их читали

3. Музей

А. Место, где хранятся, изучаются, демонстрируются посетителям памятники прошлого (одежда, вооружение, картины)

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

- проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.

То, что я знал

Не понятно, вызывает сомнение

Хочу узнать

«Исторические источники»

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

2. устные;

3. Вещественные источники – это различные памятники материальной культуры (остатки зданий, орудия труда и оружие, предметы быта, монеты и т. п.);

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования ит.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фонодокументы – звуковые записи.

К примеру, в пещере, которая была пристанищем древних людей, были обнаружены наскальные рисунки. Пещерные люди изобразили на стене сцену охоты, где несколько мужчин пытаются застрелить из лука быка, а остальные жители бросают в животные копья. Такой рисунок сразу дает историкам несколько реалистичных выводов. Во-первых, уже в те годы жители пещеры охотились, во-вторых, их интересовала именно крупная добыча, а раз животное они убивали вместе, значит их умственное развитие уже тогда было на высоком уровне. Кроме того, они уже умели делать примитивное оружие.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант.Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

1.Какие занятия были знакомы жителям поселка?

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант.Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

«Я, царь великий, царь могучий, царь царей, отправился походом в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, шесть тысяч воинов убил, двадцать городов сжег, сто тысяч мужчин и женщин взял в плен, коней, верблюдов, овец без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа.Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

1. грамоты 2. оружие 3. монеты 4. одежда. 5. обувь 6. документы 7. орудия труда 8. домашняя утварь 9. дневники 10. былины 11. медали 12. воспоминания.

Письменные: 1,6,9,10,12.

1. грамоты

6. документы

9. дневники

10. былины

12. воспоминания

Вещественные: 2,3,4,5,7,8,11.

4. одежда.

7. орудия труда

8. домашняя утварь

11. медали

5) Творческое задание :

Какую историческую информацию можно почерпнуть из русских сказок?

Трудности «прочтения» источников: найти, понять, сохранить .

3. Помощницы истории.

Изучая источники, ученые по крупицам восстанавливают прошлое. Порой эта работа похожа на головоломку, неизвестные буквы, язык, материал, а ученым необходимо собрать воедино всю информацию.

Ребята, посмотрите на экран, что вы видите??? (Стол)

Давайте представим, что крышка у стола это история, а ножки – это ее помощники. А давайте уберем у стола ножки, он будет столом?

Значит и история, не будет существовать как наука, если у нее не будет помощников. А помощь истории оказывают, следующие науки.

1) Работа со словарем. Ознакомьтесь со вспомогательными историческими дисциплинами.

- какие из них вам известны?

Перечислите науки – помощницы истории

1. – археология 2. – палеография 3. – ономастика 4. – геральдика 5. – сфрагистика 6. – нумизматика 7. – генеалогия 8. –метрология

1. – археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества

2. – палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко – филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания.

3. – ономастика – наука, изучающая имена собственные всех типов и их происхождение.4. –5. –

4. – геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.

5. – сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

6. – нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

7. – генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, занимается изучением родственных взаимосвязейлюдей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

8. – метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

2) Блиц – турнир

Я предлагаю вам Блиц – турнир, определить, какая наука изучает предметы, которые я вам буду показывать.

    Лист старинной книги – палеография.

    Медаль – фалеристика.

    Герб – геральдика.

    Монета – нумизматика.

    Печать – сфрагистика

    Родословное древо – генеалогия.

    Флаг – флаговедение

Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и «ягоды одного поля», но различий в их истории предостаточно.

    Совок – археология

    Гиря – метрология

4. Хронология – наукао времени.

Люди во все времена ценили время, учились правильно его считать, беречь. Для истории это особенно важно. Без знания дат не может быть знания истории. Я предстоит выполнить о задание на знание хронологии. Вспомним государственные праздники РФ.

1. Работа в парах, взаимопроверка.

Государственные праздники России. Соотнести праздники и их даты.

    Новый Год;

    Праздник Весны и Труда;

    День Защитника Отечества;

    Рождество Христово;

    День Победы;

    День народного единства;

    День независимости России;

    Международный женский день.

2. Самостоятельная работа в тетрадях, у доски.

Напиши века римскими цифрами.

5. О чем расскажет историческая карта

«Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.Что это?»

Правильно – это историческая карта.

Хорошо знать историю, зримо представлять события нам и помогает историческая карта.

- какие государства Древнего мира вы изучали?

- я предлагаю сравнить римское государство в разные периоды его существования.

Римская республика в 4 – 3 вв. до н.э.


Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

IV Закрепление.

« История – это прошлое человечества и наука о прошлом человечества»

Предполагаемый вывод по проблеме:

История нужна для того, чтобы понять прошлое и разобраться в настоящем, и в этом нам помогают исторические знания.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗАНАНИЯ

1) работа в группах

Как ты думаешь, мы, люди XXI века, должны помнить о том, что было в прошлом? Сформулируй свою позицию и аргументируй (объясни) её. Свой ответ запиши.

Я считаю, что _____________

_________________________

Аргумент (ы)

Потому что _______________

_________________________

_________________________

_________________________

Игровой прием:

Ученики по очереди (или по желанию) должны высказать свое суждение об истории, начав его со слов «Мир истории – это…» . Выиграет тот, чье суждение понравится большему числу одноклассников.

V . Урок хочется закончить словами древнеримского оратора Цицерона: «Не знать истории – значит всегда быть ребенком».

Давайте изучать историю, чтобы стать взрослыми!ВПЕРЁД! В МИР ИСТОРИИ!

РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Значение изучения истории. Можно привести немало высказы­ваний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поуче­ние для настоящего, предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».

В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает луч­ше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недав­ним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человече­ства остается неизменным с момента его появления на Земле.

Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого всегда должны были трудиться, используя при­родные ресурсы. Они взаимодействовали друг с другом, объеди­няясь в различные общности. Между этими общностями (племе­нами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили столкновения и одновременно существова­ли взаимовыгодные связи и сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное зна­чение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жиз­нью (религия, культура).

Все сферы жизни человеческого общества имеют свои законо­мерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев дей­ствие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал, что история - это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории - вер­ный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы.

Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поко­ления: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством.

С другой стороны, неиспользование «уроков истории» проис­ходит и из-за недостаточного знания этой науки. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его профессии.


Проблема достоверности исторических знаний. В мире происхо­дило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значи­мости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматри­вать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прош­лого к настоящему.

В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахилес-сова пята»: объект исторической науки - прошлое - можно на­звать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше - в возможности познания истории вообще?

Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.

Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей прав­ды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и беско­нечен процесс его познания. Между историками идут острые спо­ры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, прин­ципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются осно­вой учебной литературы по истории.

Исторические источники и основные методы работы историка. Важнейшей проблемой исторической науки является проблема источников. В самом общем плане историческими источниками можно назвать все остатки прошлой исторической письменности, вплоть до совсем недавнего времени, роль архео­логических материалов очень велика (например, для изучения Великой Отечественной войны важные данные получают благо­даря поискам оружия и боевой техники, останков воинов в мес­тах боев). В настоящее время научные археологические раскопки прово­дятся при соблюдении жестких правил: ведь часто важнейшую информацию дают не только найденные вещи, но и, например, их взаиморасположение. С археологией тесно связана антропология, которая по остан­кам людей, как правило, извлеченных археологами, воссоздает внешний облик человека. Антропология особенно важна при вос­создании истории возникновения и расселения народов. Эти же вопросы являются одними из важнейших для исторической линг­вистики (языкознания), изучающей происхождение и развитие древних и современных языков. Частью лингвистики являются оно­мастика (наука об именах), топонимика (наука о географических названиях). Ценнейшие сведения для историков дают монеты, которые изучает нумизматика. Гербы исследует геральдика, печати - сфра­гистика. В изучении истории важное место отводится этнографии. Обы­чаи и традиции, занятия и образ жизни народов, в силу различ­ных причин оставшихся на

переходных стадиях развития, помога­ют в воссоздании прошлого всего человечества. Некоторые древ­ние обычаи и традиции сохранились и у вполне цивилизованных народов, что также является объектом изучения этнографов. Важные, а иногда и уникальные сведения о прошлом содер­жатся в сказаниях, преданиях, легендах, сказках народов мира. Изучающая эти источники фольклористика вносит огромный вклад в историческую науку. По мере развития человечества увеличивается количество ис­торических источников. В XIX-начале XX в. возникли такие из них, как фотографии, звукозаписи, кинохроника, во второй по­ловине XX в. появились документы на электронной основе. Все это расширяет возможности исторического исследования. Целью изучения исторических источников является извлече­ние фактов, необходимых для решения исследуемой проблемы. Таким образом, работа историка начинается с постановки во­проса, на который хочет найти ответ ученый. В связи с этим лю­бая научная работа по истории начинается с обзора научной литературы {историографии), который выявляет решенные и не­решенные проблемы и противоречия прежних исследователей. Историк также оценивает возможность решения поставленной проблемы и, прежде всего, наличие остаткам относятся как все, сознательно созданное людьми, так и все, появившееся независимо от их сознания (например, остан­ки самих людей). Источником является также «прошлое в настоя­щем», например возникшие в древности языки, на которых гово­рят ныне народы мира, обычаи и традиции, географические на­звания и т.д.

Историк при изучении какой-либо темы стремится привлечь как можно более широкий круг источников. При классификации источников учитывают их происхождение, форму и содержание. Чаще всего источники делят по их форме на семь типов:

1) письменные;

2) вещественные;

3) этнографические;

4) устные (фольклорные);

5) лингвистические;

6) кино- и фотодокументы;

7) фонодокументы.

Понятно, что многие источники трудно отнести к какому-то одному виду. Например, монеты являются одновременно и веще­ственными, и письменными источниками. Форма источника во многом предопределяет методы работы с ним. Существует ряд так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые изучают определенные виды источников.

Так, при работе с письменными источниками не обойтись без палеографии - науки, изучающей внешние признаки руко­писных и печатных источников в их историческом развитии (знаки письменности, особенности их графики, подчерки, материал для письма и т.д.). Исследуя древние письменные источники, кото­рые дошли до нас, как правило, в нескольких списках, имеющих некоторые отличия, историки используют текстологию - вспо­могательную историческую дисциплину, изучающую взаимоот­ношение различных списков, выявляющую их первоначальный вид.

Самые обширные сведения о прошлом историки получают из письменных источников. Однако их необходимо прочитать. Древ­нейшие письменные документы имеют возраст около 5 тыс. лет. Многие из них написаны либо мертвыми ныне языками, либо древними формами современных языков.

Ряд мертвых языков ни­когда не забывались (латинский, древнегреческий), другие были расшифрованы в XIX -XX вв. (древнеегипетский, шумерский, аккадский, хеттский, язык народа майя и др.), а некоторые не разгаданы до сих пор (например, эламский, этрусский).

Значительная часть вещественных источников получена при помощи археологии. Наши сведения об истории народов до появ­ления у них письменности в основном опираются на данные ар­хеологических раскопок. Да и для периода после изобретения

Для решения поставленной проблемы историк привлекает фак­ты, почерпнутые из источников. При отборе фактов, оценке их значимости, их интерпретации ученый опирается на свои теоре­тические представления. Среди них важное значение имеют мето­дология, которой пользуется историк, твердо установленные науч­ные выводы, касающиеся рассматриваемой проблемы, сведения других наук, помогающие разобраться в изучаемой исторической проблеме, общекультурные представления и, наконец, обыден­ные жизненные наблюдения, которые часто позволяют сразу оце­нить, например, достоверны или недостоверны содержащиеся в источнике сведения. Таким образом, процесс исторического исследования сочетает работу с источниками и использование теоретического знания. Именно таким путем историк может выявить закономерности ис­торического развития.