Социальная парадигма. Основы социологии

Социологические парадигмы

Понятийный аппарат социологии зависит от того, что считается предметом социологии как науки. Современная социологическая наука представлена несколькими парадигмами, которые олицетворяют ту или иную методологическую стратегию.

Понятие ʼʼпарадигма ʼʼ означает совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определœенный период времени.

Широкое распространение понятие ʼʼпарадигмаʼʼ получило благодаря работе американского историка физики и философа Томаса Куна ʼʼСтруктура научных революцийʼʼ. Господство парадигмы (некоторой модели), согласно Куну, есть период ʼʼнормальной наукиʼʼ, когда происходит накопление знаний в ее рамках (прогресс науки). Смена парадигм представляет собой научную революцию, когда происходит кризис господствующей парадигмы и она ʼʼвзрываетсяʼʼ изнутри под давлением ʼʼаномалийʼʼ (проблем, неразрешимых в рамках данной парадигмы). Вследствие этого создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис решается победой одной из них и началом нового ʼʼнормальногоʼʼ периода, и весь процесс повторяется заново.

Парадигма 1 → Нормальная наука → Аномалии →Кризис → Революция → Парадигма 2

Кун отрицал преемственность в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга. Прогресс, по Куну, – понятие, имеющее смысл только для ʼʼнормальнойʼʼ науки, где критерием прогресса выступает количество решенных проблем.

Парадигмальный статус науки характеризуется наличием одной или нескольких парадигм. В случае если наука не обладает парадигмальным статусом, то это означает, что она еще не выделила свой предмет среди других наук и потому не может считаться самостоятельной. Наука может иметь допарадигмальный, монопарадигмальный статус и мульти-, полипарадигмальный статус.

Объект социологии в социологической парадигме – социальная реальность и ее основные элементы. Критериями различия парадигм социологии являются: 1) содержательно отличные друг от друга основные социологические категории, 2) структурные элементы социальной реальности, соответствующие основным категориям, 3) интерпретация взаимодействия элементов социальной реальности. Парадигма может включать в себя несколько теорий.

В современной социологии выделяют несколько парадигм. Выделяют, к примеру,

Ø Парадигма ʼʼсоциального поведенияʼʼ (или поведенческая парадигма). Теории: бихевиоризм, теория социального обмена. Предметная область: неосознанное поведение индивидов как соответствующая реакция на определœенные внешние стимулы; особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения. Методы: эксперимент.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: бихевиоризм, теория социального обмена.

Бихевиоризм. Предмет исследований в бихевиоризме – факторы психической деятельности, не контролируемые сознанием и рассматриваемые как основные. В отличие от психоанализа бихевиоризм рассматривает не бессознательные, а условные реакции. Условная реакция - ϶ᴛᴏ целостный паттерн поведения, а не просто физиологический ответ организма. Условные реакции формируются как по принципу классического обусловливания, так и по принципу оперантного обусловливания, в последнем случае условные связи возникают между поведением и его последствиями. Важной категорией бихевиоризма является стимул , под которым принято понимать любое воздействие на организм со стороны среды, в т.ч. и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей. Представители: Д.Б. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скиннер, Д.Г. Мид.

Теория социального обмена. Теория социального обмена - одно из влиятельных направлений в западной социологии, рассматривающее обмен как основу социальных взаимодействий, на которой вырастают структурные уровни общественной жизни. Теория социального обмена опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, в случае если они считают, что вознаграждения, которые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты. Согласно этой теории, наше общественное поведение во многом обусловлено ожиданиями, что наши поступки по отношению к другим людям будут вознаграждены тем или иным образом. Отношения между людьми основаны на взаимовыгодном обмене. Представители: П. Блау, Дж. Хоманс.

Ø Парадигма ʼʼсоциальных фактовʼʼ (фактуалистская парадигма). Теории: структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта͵ теория систем. Предметная область: социальная реальность сводится к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам. Внимание акцентируется на изучении их природы и взаимодействия, но исследуется также их воздействие на индивидуальное мышление и действие. Методы: историческое сравнение, опросные методы.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта͵ теория систем.

Ø Парадигма ʼʼсоциальных определœений (дефиниций)ʼʼ (или дефиниционистская парадигма). Теории: теория социального действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Предметная область: внутри- и межсубъективность, и как результат – действие (социальная реальность рассматривается сквозь призму способа понимания, определœения людьми социальных ситуаций, влияния на последующее действие и взаимодействие). Методы: наблюдение, опросные методы.

Задание. Назовите представителœей и кратко охарактеризуйте суть следующих теорий: теория социального действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.

Социологические парадигмы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социологические парадигмы" 2017, 2018.

Исходная теоретическая модель постановки проблем, методов их исследования и решения. Впервые это понятие ввел американский специалист в области развития научного знания Т. Кун, который считал, что говорить о парадигме можно лишь в том случае, когда одна достоверная теория господствует над всеми остальными и все научное сообщество согласно с правильностью ее постулатов. Это коллективная познавательная установка (модель), посредством которой целое поколение ученых выстраивает и интерпретирует накопление новых фактов, не укладывающихся в иные модели. Другим условием существования научной П. в с. является ее способность объяснять сущностные аспекты реальной действительности. Согласно Т. Куну, ученые работают в рамках П. в с., которые являются общими способами видения мира и на основании которых определяется то, какого рода научной работой следует заниматься и какого рода теории являются приемлемыми. Однако со временем выявляется ряд аномалий, которые не могут быть решены в рамках существующей П. в с. Кун называет это моментом внезапного перелома, когда старая парадигма сменяется новой. В социологии это связано с появлением новой социологической школы. Каждая из школ относительно самодостаточна и использует собственные методы и теории. В социологии сложились и завоевали признание четыре П. в с. Их возникновение связано с именами К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Б. Скиннера. Соотвественно это парадигма в социологии: социально-исторического детерминизма, социальных фактов, социальных дефиниций и социального поведения. В рамках существующих научных П. в с. в ходе исторического развития сложились общеметодологические (концептуальные) подходы к анализу общества. Они характеризуются непосредственной направленностью на изучаемый объект, своеобразием исходных принципов анализа, акцентом на той или иной стороне рассматриваемого явления. Концептуальные подходы – совокупность общеметодологических принципов анализа общества, непосредственно направленных на изучаемый объект. В основе каждого из научных подходов лежит специфический исходный принцип рассмотрения социальных проблем, процессов и явлений, поэтому наличие разнообразных концептуальных подходов в социологии свидетельствует о плюрализме социологического знания.

Парадигма в социологии “социальных фактов” интепретируется в социологии с позиций структурно-функциональной, системной и конфликтной теорий. П. в с. “социальных дефиниций” включает теории социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. П. в с. “социального поведения” трактует социальную реальность с позиции теории социального бихевиоризма (бихевиористкой социологии) и теории социального обмена. П. в с. “социальных фактов”, структурный функционализм и теория социальных конфликтов широко использует понятия “согласие и конфликт”, сосредоточивая внимание на социальной обусловленности отношений и процессов. Целостность социальной системы достигается посредством процесса интеграции общепринятых социальных ценностей и норм, что означает постоянное упорядочение и сведение всего многообразия функций различных социальных систем в единую и строго организованную систему социального порядка. Так, в русле П. в с. социальных конфликтов особое внимание уделяется изучению не порядка, а социальных изменений, возникающих в результате борьбы за удовлетворение первичных потребностей через постоянный конфликт в обществе. В П. в с. “социальных дифиниций” наиболее значимой до сих пор остается теория социального действия, основы которой заложили М. Вебер, Т. Парсонс и Р. Мак-Айвер. Особое место в изложении основных принципов этой теории занимает наследие Т. Парсонса. Он дал ответ на вопрос, какие аспекты взаимодействия способствуют стабильности системы, что представляют собой выполняемые ими функции по поддержанию функционирования социальной системы, а также обобщил условия порядка и стабильности социальной системы. В рамках теории интеракционизма отправным пунктом является теоретическое наследие М. Вебера (где основной упор делается на символический, коммуникационный аспект общественной жизни). В числе предшественников символического интеракционизма были Г. Мид, Ч. Кули, У. Томас и др. Среди современных западных социологов широкой известностью пользуется Чикагская школа во главе с Г. Блумером, автором самого термина “символический интеракционизм”.

Формирование феноменологической теории в социологии связано с именами Э. Гуссерля, А. Щюца, Г. Гарфинкеля. Системное изложение теория получила в работе П. Бергера и Т. Лукмана. Важным ответвлением феноменологической теории является этнометодология, получившая статус самостоятельной социологической теории под определяющим влиянием трудов И. Гофмана. Этнометодология исходит из того, что, вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие. Эти представления организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения.

В П. в с. “социального поведения”, психологическом редукционизме и теории обмена рассматриваются аспекты психологического бихевиоризма. Р. Бегесс, Д. Бишелл сводят социальное поведение к поведению психологическому и используют для его описания биологические и психологические понятия. В теории социального обмена, возникновение которой связано с публикацией книг Д. Хоманса и П. Блау, индивид рассматривается как организм с биологическими потребностями, ищущий вознаграждения. Современный психологический подход многовариантен. Одно из центральных мест в нем занимает психоанализ, основы которого разработал З. Фрейд. Психоанализ ставит в центр психологических исследований бессознательные психические процессы и мотивации, в частности, вытеснение аффективных переживаний человека в сферу бессознательного, что непосредственно сказывается на поведении личности. К позитивистски ориентированным концептуальным подходам примыкает метод структурно-функционального анализа. Он ориентируется на рассмотрение общества как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические роли (функции). Деятельность элементов рассматривается в их взаимосвязи со структурной организацией общества.

Глубокую традицию имеет антропологический подход, основанный на видении истоков коллективистской сущности человека. Этот подход требует изучения обусловленности социальной жизни природными качествами человека, его потребностями в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д. Известное сходство с антропологическим методом в требованиях ориентироваться в исследованиях на человека имеет психологический подход. Однако в отличие от антропологизма он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, взятого в его непосредственном окружении. Психологический метод ориентирован на изучение механизмов поведения индивида, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологических мотиваций.

Системный подход состоит в рассмотрении социальной системы общества как особого механизма, тесно связанного с окружающей средой. Всестороннее изучение внешних и внутренних взаимосвязей и взаимодействий различных социальных образований и их адаптационных свойств и составляет главную познавательную проблему в рамках данного подхода. За сравнительно небольшой срок своего существования (с 1950–1960-х гг.) системный подход показал свою конструктивность и представлен в разнообразных теориях политических систем. Исследование динамичных аспектов явлений и процессов общества связано с использованием деятельностного подхода, который предполагает рассмотрение индивида через призму специфического вида деятельности как циклического процесса, имеющего последовательные стадии.

Парадигмальный статус науки. Как утверждает современное науковедение, любая наука достигает зрелости, т. е. становится самостоятельной, когда она переходит в парадигмальный статус.

Согласно концепции развития науки, тот или иной качественный этап такого развития - результат не эволюции, а революции. Ключевым понятием данной концепции науки является понятие парадигмы.

Понятие «парадигма» неоднозначно. Неоднозначно и отношение различных групп ученых к нему. Так, в книге Томаса Куна (р. 1922) содержится 21 дефиниция. Существенный момент концепции Куна в том, что он рассматривает любую науку определенного исторического этапа как задаваемую парадигмой, т. е. специфической структурой, включающей различные по характеру и содержанию вариации представлений о предмете науки, ее основополагающей теории и специфических методах исследования.

В развитии науки Кун выделяет четыре стадии: стадии ее нормального и аномального состояния, кризиса и революции. Нормальная стадия в развитии науки - период аккумуляции имеющихся знаний в пределах существующей парадигмы. Этот период с неизбежностью заканчивается переходом к аномальному состоянию, когда полученная совокупность научных данных не может быть объяснена с точки зрения существующей парадигмы. Наступает кризис, который приводит к научной революции: старая парадигма отбрасывается, и на смену ей приходит новая, способная объяснить новую систему научных фактов, теорий, методов.

Парадигмальный статус науки характеризуется наличием одной или нескольких ясно и четко выраженных парадигм.

В настоящем изложении мы исходим из понимания парадигмы как совокупности философских, общенаучных и метатеоре- тических оснований науки, в нашем случае - социологии.

В качестве указанных оснований выступают различного рода концепции, подходы и принципы, например, концепция детерминизма, системный подход, принцип историзма. Приверженность тех или иных ученых к той или иной парадигме позволяет дифференцировать одно научное сообщество от другого.

Критерии парадигмального статуса науки. Обычно в социологии науки выделяются три вида парадигм : во-первых, парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус определенной науки, отграничивающие на качественном уровне одно научное знание от другого (философию от социологии, социологию от экономики и т. д.); во-вторых, парадигмы, проводящие существенные различия между историческими стадиями в развитии науки (например, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм в социологии); в-третьих, парадигмы, дифференцирующие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития (три парадигмы современной западноевропейской социологии).

Если наука не обладает парадигмальным статусом, то это означает, что она еще не отдифференцировала свой предмет от других научных дисциплин и потому не может считаться самостоятельной наукой. Наука обладает парадигмальным статусом, если она имеет парадигму, которая признана данным научным сообществом. Это монопарадигмальный статус науки. После научной революции обычно складывается ситуация парадигмального дуализма: завоевала признание новая, но продолжает пользоваться поддержкой и старая парадигма. Наконец, есть науки, характеризующиеся наличием многовариантных парадигм.

Парадигмальные статусы науки в ряде случаев могут совпадать с исторической логикой ее развития. Эта логика, если отвлечься от некоторых специфических исторических особенностей и этапов, свойственна социологии, которая, минуя стадию монопарадигмального статуса, прошла путь развития от допа- радигмального к полипарадигмальному статусу.

Парадигма науки и научная теория. Понятие «парадигма» шире по объему, чем понятие «теория». Любая парадигма, кроме указанных ранее элементов, включает в свою структуру основные научные категории, интерпретирующие природу объекта данной науки, которые, во-первых, позволяют содержательно отличать данную парадигму от другой и, во-вторых, могут служить основанием для построения различных видов теорий в пределах данной парадигмы. В социологии такими категориями являются «общество», «культура», «личность», «социальное поведение», «социальные группы», «социальные институты», «социальные организации», «социальные факты» и др.

Теория - это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме, а также совокупность более или менее достоверных и логически взаимосвязанных суждений (выражаемых в форме законов, принципов или менее общих теорий), раскрывающих сущность исходных категорий, связей и отношений между ними. В теории, таким образом, выделяются: 1) основные научные категории, связи и отношения которых образуют структуру предмета данной науки; 2) система понятий, принятая для интерпретации этих категорий, фундаментальные законы и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения между понятиями; 3) вся совокупность логических следствий, которая вытекает из фундаментальных законов и принципов теории.

Социологическая парадигма и социологическая теория. В социологической парадигме объектом социологии является социальная реальность и ее основные элементы. Социологическая теория - это логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа (структура и генезис) тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними.

Критериями разграничения парадигм социологии (с полипа- радигмальным статусом) выступают содержательно отличные друг от друга основные социологические категории и соответствующие им структурные элементы социальной реальности, интерпретация взаимодействия которых позволяет понять природу последней.

Социологическая теория и метатеория. Философское и общенаучное обоснование парадигмального статуса той или иной науки, будучи в конечном счете определяющим, в то же время не является достаточным. И тут в действие вступает другой уровень обоснования - метатеоретический.

Метатеория есть критическое изучение определяющих принципов какой-либо совокупности уже аккумулированного знания. На этом уровне устанавливается степень соответствия (несоответствия) наличной информации, методов и теорий реалиям окружающего мира. Если такое соответствие не выявляется или выявляется в крайне незначительной степени, то это означает, что данная наука не достигла зрелости, не поднялась до уровня парадигмального статуса.

Обычно выделяются два основных вида метатеорий: те, которые служат предпосылками выработки социологической теории, и те, которые связаны с ее дальнейшим развитием.

Признавая правомерность обоих видов метатеорий, различные ученые, как правило, обычно отдают предпочтение одному из них. Согласно Дж. Тернеру, метатеоретический анализ начинается тогда, когда заканчивается анализ теоретический. С построением теории начинается метатеория, т. е. анализ допущений, стратегии и т. д. этой теории. В то же время нельзя не принять во внимание и аргументацию тех ученых, которые утверждают, что вряд ли можно приступить к построению завершенной теории, если не решены «фундаментальные» эпистемологические и метафизические вопросы. Тернер резко осуждает, но не отвергает этот вид метатеории. Он пишет: «...метатеоретизирование обычно увязает в значимых философских проблемах и демобилизует построение теорий... Оно вовлекает теории во внутренние неразрешимые и обычно дебатируемые противопоставления» .

Метасоциология. Различные виды метатеорий и метаанализа в социологии можно объединить общим названием «метасоциология».

Метасоциология - это анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии вообще, равно как и ее различных компонентов - концепций, теорий, моделей, методов и т. д.

Отличие метасоциологии от социологии состоит в том, что объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии - сама социология. Поэтому правомерно использовать наряду с понятием «метасоциология» понятия «социология социологии» и «рефлексивная социология», первое было введено в научный обиход Р. Фридрихсом , второе - А. Гоулднером .

Метасоциология анализирует социологию извне и изнутри. С внешней точки зрения социология - специфическое социальное явление, которое подобно другим явлениям доступно социологическому анализу. Это может быть изучение общественной роли данной социологической теории, ее функций (служебных или критических) по отношению к определенной политической системе, ее влияния в обществе за пределами узкопрофессиональной среды и др. С внутренней точки зрения социология исследуется как особая научная дисциплина, совокупность конкретных понятий, проблем, теорий и методов, отвлеченно от их социального контекста.

Метасоциология - это такая же наука, как и социология. Но в отличие от последней она связана с разработкой принципов анализа того, что уже создано социологией. Она берет ее в качестве объекта изучения. Исследование содержания и достоверности социологического знания является необходимым условием развития и совершенствования социологии - ее теории и методологии, упрочения ее научного статуса.

Многовариантный статус парадигм в социологии. Социологическое знание, зародившееся в недрах других наук (философии, антропологии, экономики и проч.), прошло исторический путь развития от допарадигмального к полипарадигмальному статусу. Путь этот был своеобразен. На его своеобразие оказали влияние культурные традиции и неравномерность развития социальных и гуманитарных наук в различных странах. Начало этого пути было обусловлено трудами К. Маркса (Германия), Г. Спенсера (Великобритания), О. Конта, Ф. Ле Пле (Франция), Ф. Тенниса, Г. Зиммеля (Германия), У. Самнера, Л. Уорда (США), Н. Я. Данилевского (Россия) и др. Затем, так и не достигнув одновариантного, монопарадигмального статуса, минуя статус парадигмального дуализма, а также сложный исторический период быстрого становления и упадка многочисленных школ и направлений, социология перешла к многовариантному, полипарадигмальному статусу. Сложились и завоевали признание четыре социологических парадигмы: социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально-исторического детерминизма .

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов: социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Социальные структуры и социальные институты отождествляются в этой парадигме с понятием реальных вещей.

Иное представление о социальной реальности содержится в парадигме социальных дефиниций. Ее основным элементом являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям. Важнейшим объектом изучения выступают внутри- и межсубъективность и как результат - действие. В отличие от бихевиористской концепции «стимул-реакция», социальное поведение людей строится в соответствии с их оценкой или пониманием социальной реальности. Социальная реальность в этой парадигме выступает как совокупность таких факторов (значений, символов и т. д.), исходя из которых, действующие личности оценивают свое окружение; эта реальность, сконструированная из различных символов и значений, в свою очередь, детерминирует их социальное действие.

Парадигма социального поведения уходит своими корнями в психологическую традицию американской социологии. Социальные бихевиористы считают, что парадигмы социальных фактов и социальных дефиниций являются метафизическими, поскольку они игнорируют человеческое поведение, которое представляет собой единственную социальную реальность. Особый акцент при этом делается на проблему вознаграждения желаемого и наказания запрещенного, т. е. нежелаемого социального поведения.

Основными элементами парадигмы социально-исторического детерминизма являются структурные и личностные элементы социальной реальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупности то, что называется социальной реальностью. Действующие личности в системе этой парадигмы выступают как объекты и субъекты социальной реальности. (О понятии социально-исторического детерминизма см. в § 2 гл. 3.)

Исторические корни этих видов парадигм уходят в концепции Э. Дюркгейма , М. Вебера , Б. Скиннера , К. Маркса.

Специфические и логически организованные комплексы понятий, объясняющие отношения между элементами социальной реальности, рассматриваемыми данной парадигмой в качестве основных (исходных), составляют разные виды теоретического осмысления процессов их взаимодействия, или различные виды социологических теорий.

Теоретическая ситуация в социологии в самом общем виде характеризуется теоретическим плюрализмом, разнородностью теоретических ориентаций, двумя противоположными тенденциями в социологическом мышлении - дивергенции и интеграции. Наряду с поисками единственно верной теоретической ориентации среди научной общественности еще шире распространено убеждение в том, что неоднородность предмета такой дисциплины, как социология, дает право на жизнь множеству очень разных теорий. Последнюю из названных позиций обычно именуют программой «критического плюрализма».

Названным основным социологическим парадигмам соответствуют и определенные виды социологических теорий. Парадигма социальных фактов интерпретируется с позиций структурно-функциональной, системной и конфликтной теорий (заметим, что системные теории обычно рассматриваются в западной социологии как составные части или разновидности структурно-функциональных теорий). Парадигма социальных дефиниций исходит из теорий социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма социального поведения трактует социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии и теории социального обмена.

Однако социология, как и любая научная дисциплина, самоопределяется по специфическому для нее относительно самостоятельному множеству существенно взаимосвязанных проблем. Как таковые они становятся предметом теоретического осмысления. Между проблемами данной науки имеются определенные связи. Существует возможность отобрать одну или несколько центральных проблем, с которыми соотносятся другие. В качестве таких центральных проблем социологии были выдвинуты две. Первая из них была обоснована в исследованиях Тернера, - это проблема социального порядка. Вторая - проблема уровней социальной реальности - получила развитие в трудах Д. Ритцера. Соответственно было положено начало формированию, помимо указанных, еще двух парадигм - парадигмы социального порядка и интегративной социальной парадигмы.

Cm.: Friedrichs R. Sociology of Sociology. N. Y., 1970.

  • Cm.: Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology. N. Y., 1970.
  • Подробнее об этом см.: Осипов Г. В. Социология и социализм. М.,1990. С. 74.
  • См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  • См.: Weber М. The Theory of Social and Economic Organization. N. Y.,1897.
  • Cm.: Skinner B. The Behavior of Organisms. N. Y., 1938.
  • Специфика социологии как научной дисциплины заключается в том, что в ее рамках сосуществует несколько конкурирующих подходов к объяснению общественных процессов и явлений. Поэтому социологию называют мультипарадигмальной наукой. Термин «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец) используют в философии науки для объяснения закономерностей формирования научных представлений, теорий и методов. Данное понятие известно со времен античности. Однако, широкое распространение оно приобрело после работ американского философа и историка науки Томаса Куна (1922-1996).

    Т. Кун в работе «Структура научных революций» (1962) определил парадигмы как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Данная дефиниция, как отмечает сам Т. Кун, предполагает двойное прочтение. Согласно своему первому смыслу, парадигма представляет собой один из решающих факторов формирования и функционирования научного сообщества . Такое понимание сути «парадигмы» Кун назвал социологическим. Здесь наше внимание сосредоточено не на объекте изучения, а на субъекте научного познания – научном сообществе.

    Второе значение термина «парадигма», по Т. Куну, – образец (пример) решения проблем . Такой образец представляет собой удачное решение сложной проблемы, появившееся на определенной стадии развития данной научной дисциплины. Впоследствии этот образец позволяет быстро и эффективно разрешать сходные затруднения. С этой точки зрения парадигма является своеобразным руководством для решения проблем определенного класса.

    Таким образом, понятие парадигмы позволяет соединить изучение объективного и субъективного аспектов знания, помогает понять не только, что и как исследует ученый, но и почему он в качестве объекта своего изучения выбрал определенный фрагмент реальности. Все это способствует формированию целостного представления о процессе роста научного знания.

    В социологическом словаре, составленном Н. Аберкромби, С. Хиллом и Б.С. Тернером, утверждается, что в социологии термин «парадигма» несколько размыт и является синонимом понятия «социологическая школа». Дж. Масионис полагает, что социологическая парадигма – это исходный образ общества, который направляет ход мышления и исследования.

    Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживает определение социологической парадигмы, предложенное профессором В.А. Ядовым. Он пишет, что «парадигма в социологии есть такое системное представление о взаимосвязях различных теорий, которое включает: (а) принятие некоторой общей для данных теорий философской ("метафизической") идеи о социальном мире с ответом на критериальный вопрос: что есть "социальное"? (б) признание некоторых общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знания относительно социальных процессов и явлений и, наконец, (в) принятие некоторого общего круга проблем, подлежащих или не подлежащих исследованию в рамках данной парадигмы». Данное определение, по нашему мнению, наиболее полно отражает суть описываемого явления.



    Приняв определение В.А. Ядова в качестве базового, проанализируем основные социологические парадигмы в трех ракурсах. Во-первых, рассмотрим парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус социологии и отделяющие ее от других сфер знания. Во-вторых, выделим парадигмы, проводящие существенные различия между стадиями в развитии социологии. И, в-третьих, раскроем суть парадигм, которые дифференцируют современные социологические научные сообщества.

    Парадигмой, явившийся «индикатором» самостоятельности социологии, фактором, отделившим социологическое знание от философского, стал позитивизм (от лат. positivus – положительный). Его появление неразрывно связано со становлением социологии как науки. Исходные принципы позитивизма были сформулированы «отцом» социологии О. Контом (1798-1857) в первой трети XIX века в противовес спекулятивному умозрительному теоретизированию. Цель позитивизма заключалась в создании новой системы знания об обществе на основе законов и методов естественных наук. О. Конт считал, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. Позитивисты призывали отказаться от абстрактных рассуждений об обществе и ратовали за создание такой «позитивной» социальной теории, которая соответствовала бы всем основным параметрам естественно-научной теории.



    Позитивизм был господствующей парадигмой в период ранней классики. На его основе строились практически все социологические теории. Поздняя классика ознаменовалась появлением антипозитивистской традиции, которая не представляет собой парадигму в истинном смысле этого слова. Антипозитивизм в социологии вбирает в себя целый ряд различных теорий и концепций: психологическая социология, формальная социология, неокантианская традиция, социология М. Вебера и др. Несмотря на многочисленные отличия, существующие между упомянутыми подходами, все они едины в своей критике позитивизма, в протесте против признания естествознания эталоном научности.

    Послевоенная социология характеризуется широким разнообразием социологических школ и направлений. Однако, статуса парадигмы, по нашему мнению, заслуживает лишь структурно-функциональный подход, разработанный Т. Парсонсом и Р. Мертоном. Структурный функционализм на несколько десятилетий превратился в локомотив развития социологической науки. В его рамках было создано множество теорий и концепций, описывающих и объясняющих основные структуры общественной жизни и функции этих структур.

    В преддверии того, что мы называем новейшей социологией, структурный функционализм впал в глубокий кризис. Оказалось, что анализ общественных структур на макроуровне, демонстрирующий свою эффективность в послевоенные годы, теряет из виду самое главное – человеческую жизнь. Восполняя этот пробел, многочисленные формы интерпретативной социологии (феноменология, этнометодология, символический интеракционизм и др.) постепенно приобрели статус парадигм. Структурный функционализм, имея огромный потенциал, не исчез, а трансформировался в неофункционализм.

    В современной социологии отсутствуют общепризнанные критерии выделения социологических парадигм, а, следовательно, нет и их единой классификации. Широкое распространение и признание значительной части научного сообщества получила точка зрения по этому вопросу американского ученого Дж. Ритцера. Он выделяет в западной социологии три основные парадигмы:

    1) «фактуалистская парадигма» (парадигма социальных фактов), куда он включает структурный функционализм и конфликтологический подход;

    2) «дефиниционистская парадигма» (парадигма социальных дефиниций, или определений), в которую входят символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология);

    3) парадигма социального бихевиоризма (концепция социального обмена и бихевиористская социология).

    Согласно парадигме социальных фактов нужно изучать объективную реальность. Социальные факты, по мнению одного из родоначальников этой парадигмы Э. Дюркгейма, имеют два главных признака: они существуют вне и независимо от индивида и оказывают на него принудительное воздействие. Социальная реальность, таким образом, представляется как внеиндивидуальная и на­дындивидуальная. Общество предшествует индивиду и определяет его поведение.

    Сторонники парадигмы социальных дефиниций считают, что общество – это не объективная, а субъективная реальность. Акторы создают его путем своих действий и взаимодействий, а также посредством определения социальных ситуаций. Знаменитая «теорема Томаса» (один из постулатов символического интеракционизма) гласит: «если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям». Иными словами, то, как мы воспринимаем действительность, важнее, чем сама эта действительность.

    Социальные бихевиористы также анализируют социальную реальность, исходя из межиндивидуальных взаимодействий. Эти взаимодействия рассматриваются как реакции на внешние раздражители (стимулы). Важную роль в человеческих взаимоотношениях играют награды и поощрения. Одно из фундаментальных стремлений индивида – это стремление к обмену.

    Другой американский теоретик Дж. Александер считает парадигмами марксизм, социологические теории конфликта, обмена, структурный функционализм, символический интеракционизм, концепцию культуры в герменевтической традиции и этнометодологию. Английский ученый Э. Гидденс в качестве парадигм классической социологии рассматривает концепции О. Конта, К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма. Среди современных социологических теорий статуса парадигм, по его мнению, заслуживают структурализм, функционализм, марксизм, теорию конфликтов, символический интеракционизм.

    В.А. Ядов предложил следующую классификацию социологических метапарадигм и связанных с ними предпосылок и следствий (см. таблицу 1).

    Таблица 1. Социологические метапарадигмы, по В.А. Ядову

    Этапы развития науки Научная картина мира Критерий научности Что есть обще­ство Критерий обосно­ванности знания
    Классическая наука Мир не зави­сим от нас. Надо вы­явить его свойства и законы раз­вития Воспроизводи­мость знания путем приме­нения той же методологии Целостная сис­тема Стройная непро­тиворечивая тео­рия
    Постклассика – модерн Мир объек­тивен, но ученый не может адек­ватно его от­разить В физике – принцип до­полнительно­сти. Понимаю­щая социоло­гия Социальные взаимодействия Подтверждение предсказанного и ранее не наблю­давшегося
    Постпостклас­сика. Наука на­шего времени (граница ХХ-ХХI вв.) Мир в посто­янном изме­нении Ясность исход­ных посылок и методологии. Дискурс в на­учном сообще­стве Конструкции не­прерывно ме­няющейся ре­альности аген­тами, которые и производят со­циальные изме­нения Неоднозначность, то есть множест­венность объясне­ния изучаемых процессов (фено­менов)

    Парадигма представляет собой исходную концептуальную схему, лежащую в основе теоретических моделей. Термин «парадигма» введен в научный оборот американским философом Т. Куном. Согласно его определению, парадигма (греч. paradeigma – пример, образец) – это система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых научным сообществом в качестве модели для постановки и решения научных проблем. В социологии парадигма чаще всего рассматривается как концептуальная схема, образованная совокупностью фундаментальных оснований научного знания об обществе. Как отмечает Г. Е. Зборовский, сегодня к парадигмам в теоретической социологии начали относить самые разные научные системы знания: теории, концепции, направления, течения в научной мысли и т. п. Понятие парадигмы все больше применяется и к таким знаниям, которые не носят революционного для науки характера, а просто дают приращение знания, существенное для дальнейшего развития науки. В связи с этим к социологическому знанию применимо понятие метапарадигмы – обобщающей теоретической характеристики ряда родственных парадигм.

    Принадлежность некоторой совокупности научных знаний по социологии к общей метапарадигме предполагает: 1) наличие общей для соответствующих теорий философской идеи о сущности социального; 2) признание общих принципов, критериев обоснованности и достоверности знаний о нем; 3) принятие общего круга проблем, подлежащих и не подлежащих исследованию.

    Парадигмальный характер могут приобретать новые модели мира, новые способы их осмысления. Полипарадигмальность современной социологии обусловлена:

    Плюралистичностью общества, неоднозначностью его идентификации в континууме «открытость – закрытость»;

    Характером саморазвития общества, обусловленным ростом его динамичности, сложности и уменьшением временных масштабов его существования.

    Почти сразу после появления социология начала развиваться как полипарадигмальная наука. Позитивизм был единственной парадигмой социологии лишь четверть века. Затем её потеснили марксизм и эволюционизм, а еще через полвека – веберианство. Для социологических теорий, сформировавшихся в русле классических традиций и их продолжения, характерно рассмотрение в целом качестве центрального предмета исследования общества в его макроуровневом измерении, преобладание системного подхода, позитивистская установка на связь с естественно-научным знанием.

    В предложенной Дж. Ритцером схеме социология представлена тремя парадигмами – «социальных фактов», «социальных дефиниций» и «социального поведения».

    В парадигме социальных фактов акцент в осмыслении социальных феноменов делается на системно-структурных формах организации общества, а ее общий смысл соответствует идее Дюркгейма: социальные факты следует рассматривать как вещи. С точки зрения относящихся к этой парадигме направлений (в основном различных версий функционализма) общество – объективно существующая реальность, довлеющая над индивидом.

    Парадигма социальных дефиниций – своего рода антитеза парадигмы социальных фактов. Дефиниционистские концепции (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология) могут быть проиллюстрированы т. н. «теоремой Томаса»: действия определяются как реальные, если они реальны по своим последствиям, т. е. социальное бытие человека обусловлено, прежде всего, его интерпретационной деятельностью, теми смыслами и значениями, которыми он наделяет окружающий мир.

    В парадигме социального поведения (к ней относятся теории социального обмена) используется бихевиористская модель стимула и реакции. Представители этой парадигмы считают единственным методологически адекватным способом познания изучение реально фиксируемых поведенческих актов в контексте их подкрепления/санкционирования.

    Неклассическая метапарадигма наиболее активно развивалась в 30-60-е годы XX в. В ней общество и все его составляющие рассматриваются как вторичные по отношению к человеку как мыслящему и действующему субъекту. Акцент делается на субъективной стороне социальной реальности, прежде всего на смыслах, значениях, символах.

    Постнеклассическая метапарадигма представлена двумя парадигмами: интегративной и постмодернистской. В первой ведущие позиции занимают ключевые понятия практики, агента, структуры, действия, поля, капитала, социального пространства и времени, габитуса, жизненного мира, коммуникации и др. В ней имеет место стремление современных социологов преодолеть противостояние парадигм и концепций первой половины и середины XX в., относящихся, в основном, к структурной и гуманистической (интерпретативной) парадигмам. Постмодернистская парадигма признает текучесть и неопределенность всего, что делают общество и человек.

    Несмотря на длительный период развития в форме социально-философской мысли, социология утвердилась в качестве академической науки лишь в XIX в.

    Черты социологии как способа познания общества:

    1. Способ получения знания. Использование научного метода, т. е. систематического и стандартизированного способа получения и обоснования выводов.

    2. Новые понятия и дефиниции, т. е. четкие и оптимально измеримые понятия, формирующие научный язык.

    3. Специфика задаваемых вопросов. Социологов интересовало не только то, какова социальная ситуация, то также ее причины, перспективы и средства воздействия на нее.