Виды оркестров. Виды оркестров Какие группы инструментов есть в симфоническом оркестре

Инструменты духового оркестра. Wind instruments

Основу духового оркестра составляют медные широкомензурные духовые инструменты с коническим каналом: корнеты, флюгельгорны, эуфониумы, альты, тенора, баритоны, тубы. Другую группу составляют медные узкомензурные инструменты с цилиндрическим каналом: трубы, тромбоны, валторны. В группу деревянных духовых инструментов входят лабиальные — флейты и лингвальные (язычковые) — кларнеты, саксофоны, гобои, фаготы. В группу основных ударных инструментов входят литавры, большой барабан, тарелки, малый барабан, треугольник, бубен, там-там. Используются также джазовые и латиноамериканские ударные: ритм-тарелки, конго и бонго, том-томы, клавес, тартаруга, агого, маракасы, кастаньетты, пандейра и др.

  • Медные духовые инструменты
  • Труба
  • Корнет
  • Валторна
  • Тромбон
  • Тенор
  • Баритон
  • Ударные инструменты
  • Малый барабан
  • Большой барабан
  • Тарелки
  • Литавры
  • Бубен и тамбурин
  • Деревянная коробочка
  • Треугольник
  • Деревянные духовые инструменты
  • Флейта
  • Гобой
  • Кларнет
  • Саксофон
  • Фагот

Оркестр

Духовой оркестр — оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты, один из массовых исполнительских коллективов. Как устойчивое исполнительское объединение сформировался в ряде стран Европы в 17 в. В России появился в конце 17 — начале 18 вв. (военно-духовые оркестры при полках русской армии).

Инструментальный состав Д. о. постепенно совершенствовался. Современный духовой оркестр имеет 3 основные разновидности, представляющие собой оркестры смешанного типа: малый (20), средний (30) и большой (42-56 и более исполнителей). В состав большого Д. о. входят: флейты, гобои (включая альтовый), кларнеты (включая малый, альтовый и бас-кларнет), саксофоны (сопрано, альты, теноры, баритоны), фаготы (включая контрафагот), валторны, трубы, тромбоны, корнеты, альты, теноры, баритоны, басы (медные тубы и смычковый контрабас) и ударные инструменты с определенной и без определенной высоты звука. При исполнении концертных произведений в состав Д. о. эпизодически вводятся арфа, челеста, фортепиано и др. инструменты.

Современные Д. о. ведут разностороннюю концертно-популяризаторскую деятельность. В их репертуаре почти все выдающиеся произведения отечественной и мировой музыкальной классики. Среди советских дирижеров Д. о. — С. А. Чернецкий, В. М. Блажевич, Ф. И. Николаевский, В. И. Агапкин.

Большая советская энциклопедия

Строение духового оркестра

Основные группы, их роль и возможности

Основу духового оркестра составляет группа инструментов, существующая под общим названием «саксгорны». Они названы так по имени А. Сакса, изобретшего их в 40-х годах XIX века. Саксгорны явились усовершенствованным типом инструментов, носивших название бюглей (бюгельгорнов). В настоящее время у нас в СССР эта группа обычно именуется основной медной группой. В нее входят: а) инструменты высокой тесситуры — саксгорн-сопранино, саксгорн-сопрано (корнеты); б) инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны; в) инструменты низкого регистра — саксгорн-бас и саксгорн-контрабас.

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты. Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра — альты, теноры, баритоны — выполняют в духовом оркестре две важные задачи. Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.). Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний — исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Непосредственно к этой группе примыкают медные инструменты, типичные для симфонического оркестра, — валторны, трубы, тромбоны (по принятой в СССР терминологии духового оркестра — так называемые «характерные медные»).

Важным дополнением к основному медному составу духового оркестра является группа деревянных духовых инструментов. Это — флейты, кларнеты с их основными разновидностями, а в большом составе также гобои, фаготы, саксофоны. Введение в оркестр деревянных инструментов (флейты, кларнетов) позволяет существенно расширить его диапазон: например, мелодия (а также гармония), исполняемая корнетами, трубами и тенорами, может быть удвоена в одну или две октавы вверх. Кроме этого, значение деревянных духовых состоит в том, что они, как писал М. И. Глинка, «служат преимущественно для колорита оркестра», то есть способствуют красочности, яркости его звучания (Глинка, правда, имел в виду симфонический оркестр, но ясно, что это его определение применимо и к оркестру духовому).

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна. Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы (когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то прежде всего воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса).

Малый смешанный духовой оркестр

Решающим отличием между малым медным и малым смешанным оркестром является фактор высотный: благодаря участию флейт и кларнетов с их разновидностями оркестр получает доступ в «зону» высокого регистра. Следовательно, изменяется общая объемность звучания, что имеет очень большое значение, так как полнота звучания оркестра зависит не столько от абсолютной силы, сколько от регистровой широты, объемности расположения. Кроме того, возникают возможности сопоставления звучания медного оркестра с контрастирующей деревянной группой. Отсюда некоторое сокращение границ «деятельности» собственно медной группы, которая до известной степени теряет универсальность, естественную в малом медном оркестре.

Благодаря присутствию деревянной группы, а также характерной меди (валторны, трубы), появляется возможность введения новых тембров, возникающих от смешения красок как в деревянной и медной группах, так и в самой деревянной группе.

Благодаря большим техническим возможностям деревянная «медь» разгружается от технической форсировки, общее звучание оркестра делается более легким, не чувствуется типичной для техники медных инструментов «вязкости».

Все это вместе взятое дает возможность расширить границы репертуара: малому смешанному оркестру доступен более широкий круг произведений различных жанров.

Таким образом, малый смешанный духовой оркестр является более совершенным исполнительским коллективом, а это, в свою очередь, накладывает более широкие обязанности как на самих оркестрантов (техника, ансамблевая слаженность), так и на руководителя (техника дирижирования, подбор репертуара).

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Этот состав характеризуется прежде всего введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн. Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух больших и piccolo), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями, двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре геликоны, как правило, заменяются тубами (строй их, принципы игры, аппликатура те же, что и у геликонов).

Ударная группа добавляется литаврами, обычно тремя: большой, средней и малой.

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры — широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4-5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10-12 человек, малый смешанный 25-30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк. И. Губарев. М.: Советский композитор, 1963

Оркестр - это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом - играет свою партию. "Оркестр" - это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор - это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек - вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов - камерный хор.
  • 40-70 певцов - средний.
  • 70-120 участников - большой хор.
  • До 1000 артистов - сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, - симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип - это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.

Цель: формировать у учащихся представление о симфоническом оркестре и его музыкальных инструментах; развивать исследовательские навыки, умение определять звучание различных инструментов на слух, анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к классической и народной музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ТСО; карточки с изображением музыкальных инструментов; схема расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра; аудиозаписи со звучанием инструментов.

Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы "Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец»; Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».

Ход урока

Организация класса

Актуализация опорных знаний

Что такое сонатная форма?

Какие разделы ее составляют?

Сколько составляющих в классической сонате?

Произведение сонатной формы, которые мы изучали на предыдущем уроке?

Чем отличаются сонатная и вариационная формы?

3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности

У ч и т е л ь. Сегодня мы узнаем, что такое оркестр, симфонический оркестр, в частности, составляющие его музыкальные инструменты. Учитель прикрепляет на доску схему расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра.

1.Изучение нового материала

Ученики выступают с подготовленными заранее докладами.

Доклады учащихся

Историческая справка

Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра» — так во времена античной Греции называли площадку перед театральной сценой, куда выходил хор. Впоследствии на этом месте располагалась группа музыкантов — «оркестр». Через некоторое время этот термин приобрел более широкое значение; им стали обозначать большой коллектив музыкантов -инструменталистов. Симфонические оркестры возникли в начале XVII в. Их появление связано с возникновением оперы и инструментального концерта, требующих значительного количества исполнителей. Большой симфонический оркестр сформировался в середине XIX в. Сегодня в большом симфоническом оркестре играют 50-75 исполнителей.

Классификация инструментов симфонического оркестра

Доклады сопровождаются показом схемы.

Еще в давние времена с увеличением количества музыкальных инструментов возникает необходимость их классифицировать. В Древнем Китае музыкальные инструменты распределяли по материалу, из которого они изготовлены. Сегодня наиболее распространена классификация Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, по которой инструменты разделяют по источнику звука. В симфоническом оркестре музыкальные инструменты распределяют по способу звукоизвлечения. Самой многочисленной является группа струнно-смычковых инструментов, в том числе первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

Группа медных духовых инструментов — трубы, валторны, тромбоны, тубы.

Группу ударных инструментов составляют литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, там там, колокола оркестровые, звонки, ксилофон, вибрафон.

Также к составу симфонического оркестра принадлежат клавишные и щипковые инструменты: арфа, фортепиано, челеста.

Иногда в состав симфонического оркестра вводят саксофоны, электрогитары, синтезаторы и тому подобное.

Работа в парах

Учитель раздает на каждую парту по 3 карточки с изображением музыкальных инструментов.

Задание:

— Определите названия изображенных инструментов и группу, к которой они принадлежат.

— Все инструменты, изображенные на карточках, принадлежат указанным четырем группам?

— К каким группам инструментов относятся бубен, кобза, бандура, гитара, аккордеон?

— В каком оркестре их используют?

— Сделайте вывод: какие инструменты составляют оркестр народных инструментов, а какие — симфонический.

Работа в группах

У ч и т е л ь. Представим, что мы оказались в концертном зале. Вы объединиться в 5 групп и должны выполнить по два задания.

Задача группы No 1

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к струнно — смычковой группе.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предлагаемых к прослушиванию, фрагмент, где

звучат инструменты струнно-смычковых групп. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 2

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе деревянных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат деревянные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 3

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе медных духовых инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат медные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.

Задача группы No 4

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе ударных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат ударные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Задача группы No 5

  1. Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе клавишных инструментов.
  2. Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат клавишные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.

Произведения для прослушивания: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (труба); 2. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста) 3. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы "Сказка о царе Салтане» (группа струнно- смычковых инструментов); 4. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец» (ударные) 5. Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» (саксофон).

Учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности музыкальных инструментов к определенной группе и их выразительных возможностях.

Рассказ учителя:

Сегодня мы имеем возможность прослушать и проанализировать очень интересное музыкальное произведение Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества». В 1945 выдающийся английский композитор Б. Бриттен получил заказ от министерства образования Великобритании написать музыку к учебному фильму «Инструменты оркестра». Так было создано одно из самых известных произведений композитора.

Произведение построено в форме вариаций на тему Г. Перселла (драма «Абделязер»). Здесь, кроме характеристики музыкальных инструментов, мы больше узнаем о выдающемся композиторе XVII в., чувствуем взаимосвязь между прошлым и современностью.

Слушание произведения.

Произведение начинается звучанием торжественной радостной темы Перселла в исполнении всего оркестра. Постепенно она приобретает черты современной музыки. Далее начинаются вариации, каждую из которых исполняет один инструмент или небольшая группа. Тему начинает звучание флейты-пикколо — инструмента группы деревянных духовых. Далее тему подхватывают остальные инструменты группы деревянных духовых, затем — медные духовые. Струнная группа передает ее сольным звучанием арфам, далее — ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, исполняемой вместе всеми инструментами оркестра. Такое звучание оркестра называется тутти. Постепенно главная тема приобретает первоначальный характер, а финал произведения звучит величественно и торжественно.

Рефлексия

С каким музыкальным произведением мы познакомились?

Какие музыкальные инструменты использовал композитор в своем произведении?

Кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижер)

В чем заключается это управление?

В какой форме написан «Путеводитель...»?

О какой новой музыкальной форме мы узнали?

Какие группы инструментов использованы в этом произведении?

Коллективный вывод. Многогранные тембровые возможности различных групп музыкальных инструментов симфонического оркестра помогают композитору реализовать свои творческие замыслы, исполнителю — доказать свое художественное мастерство, а слушателю — получить эстетическое удовольствие от прослушивания и восприятия музыкальных произведений.

Домашнее задание

Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний: обработать материал учебника и дополнительной литературы по музыкальным инструментам симфонического оркестра; узнать об особенностях каждой группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Для учащихся с высоким уровнем знаний: узнать из справочной литературы, какие еще виды оркестров (кроме симфонического) существуют в музыкальной исполнительской практике. Какие инструменты принадлежат к электронным музыкальным инструментам и в чем их особенности?

Музыка - это, прежде всего, звуки. Они могут быть громкими и тихими, быстрыми и медленными, ритмичными и не очень…

Но каждый из них, каждая звучащая нота каким-то определенным образом влияет на сознание человека, слушающего музыку, на его душевное состояние. А если это оркестровая музыка, то оставить равнодушными кого-либо она уж точно не сможет!

Оркестр. Виды оркестров

Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов.

И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности.

Какие виды оркестров существуют? Главные из них - это:

  • симфонический;
  • инструментальный;
  • оркестр народных инструментов;
  • духовой;
  • джазовый;
  • эстрадный.

Еще бывает военный оркестр (исполняющий военные песни), школьный (в составе которого школьники) и так далее.

Симфонический оркестр

Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.

Есть малый симфонический оркестр и большой.

Малый - это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII - начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.

В составе малого обязательно присутствуют:

  • скрипки;
  • альт;
  • виолончели;
  • контрабасы;
  • фаготы;
  • валторны;
  • трубы;
  • литавры;
  • флейты;
  • кларнета;
  • гобой.

В большой включены следующие инструменты:

  • флейты;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • контрафаготы.

Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:

  • валторны;
  • трубы (басовая, малая, альтовая);
  • тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
  • туба.

И, конечно же, ударные инструменты:

  • литавры;
  • колокольчики;
  • малый и большой барабан;
  • треугольник;
  • тарелка;
  • индийский тамтам;
  • арфа;
  • рояль;
  • клавесин.

Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом - около 60.

Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры - полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века - это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

Духовой оркестр

Данный вид оркестра предполагает, что в его состав входят различные духовые и ударные инструменты. Он бывает: малый, средний и большой.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз - это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию - заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Состав современного симфонического оркестра

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой. Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты. Деревянные духовые

ФЛЕЙТА - один из самых старых инструментов мира, известный еще в древности - в Египте, Греции и Риме. С древних времен люди научились извлекать музыкальные звуки из срезанного тростника, закрытого с одного конца. Этот примитивный музыкальный инструмент и был, по-видимому, отдаленным предком флейты. В Европе в средние века получили распространение две разновидности флейты: прямая и поперечная. Прямую флейту, или "флейту с наконечником", держали прямо перед собой, как гобой или кларнет; косую, или поперечную - под углом. Поперечная флейта оказалась более жизнеспособной, так как легко поддавалась усовершенствованиям. В середине XVIII века она окончательно вытеснила прямую флейту из симфонического оркестра. В это же время флейта, наряду с арфой и клавесином, стала одним из самых любимых инструментов домашнего музицирования. На флейте, к примеру, играли русский художник Федотов и прусский король Фридрих Второй. Флейта - самый подвижный инструмент из группы деревянных духовых: в плане виртуозности она превосходит все остальные духовые инструменты. Примером тому может служить балетная сюита "Дафнис и Хлоя" Равеля, где флейта фактически выступает как солирующий инструмент. Флейта представляет собой цилиндрическую трубку, деревянную или металлическую, закрытую с одной стороны - у головки. Тут же имеется боковое отверствие для вдувания воздуха. Игра на флейте требует большого расхода воздуха: при вдувании часть его разбивается об острый край отверствия и уходит. От этого и получается характерный сипящий призвук, особенно в низком регистре. По той же причине на флейте трудноисполнимы выдержанные ноты и широкие мелодии. Римский-Корсаков охарактеризовал звучность флейты так: "Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхостной грусти в миноре". Нередко композиторы пользуются ансамблем трех флейт. В качестве примера можно привести танец пастушков из "Щелкунчика" Чайковского.

ГОБОЙ соперничает с флейтой древностью своего происхождения: он ведет свою родословную от первобытной свирели. Из предков гобоя наибольшее распространение получил греческий авлос, без которого древние эллины не мыслили себе ни пира, ни театрального представления. В Европу предки гобоя пришли с Ближнего Востока. В XVII веке из бомбарды - инструмента свирельного типа - был создан гобой, который сразу стал популярным в оркестре. Вскоре он стал и концертным инструментом. В течение почти целого столетия гобой был кумиром музыкантов и меломанов. Лучшие композиторы XVII-XVIII веков - Люлли, Рамо, Бах, Гендель - отдали дань этому увлечению: Гендель, например, писал для гобоя концерты, трудность которых может смутить даже современных гобоистов. Однако в начале XIX века "культ" гобоя в оркестре несколько угас, а ведущая роль в группе деревянных духовых перешла к кларнету. По своему строению гобой представляет собой коническую трубку; на одном конце ее находится небольшой воронкообразный раструб, на другом - трость, которую исполнитель держит во рту. Благодаря некоторым особенностям конструкции гобой никогда не теряет настройку. Поэтому стало традицией настраивать по нему весь оркестр. Перед симфоническим оркестром, когда музыканты собираются на эстраде, нередко можно услышать, как гобоист играет ля первой октавы, а другие исполнители подстраивают свои инструменты. Гобой обладает подвижной техникой, хотя и уступает в этом отношении флейте. Это скорее поющий, чем виртуозный инструмент: его область, как правило, - грусть и элегичность. Так звучит он в теме лебедей из антракта ко второму действию "Лебединого озера" и в простом меланхолическом напеве второй части IV-ой симфонии Чайковского. Изредка гобою поручают "комические роли": в "Спящей красавице" Чайковского, например, в вариации "Кот и кошечка" гобой забавно имитирует мяуканье кота.

КЛАРНЕТ - это цилиндрическая деревянная трубка с венчикообразным раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом. Из всех деревянных духовых только кларнету доступно гибкое изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета сделали его звук одним из самых богатых по выразительности голосов оркестра. Любопытно, что два русских композитора, имея дело с одним и тем же сюжетом, поступили совершенно одинаково: в обеих "Снегурочках" - Римского-Корсакова и Чайковского - пастушеские наигрыши Леля поручены кларнету. Нередко тембр кларнета связывают с мрачными драматическими ситуациями. Эту область выразительности "открыл" Вебер. В сцене "Волчьей долины" из "Волшебного стрелка" он впервые угадал, какие трагические эффекты скрыты в низком регистре инструмента. Позже Чайковский использовал жуткое звучание низких кларнетов в "Пиковой даме" в момент, когда появляется призрак графини. Малый кларнет. Малый кларнет пришел в симфонический оркестр из военно-духового. Впервые его использовал Берлиоз, поручив ему искаженную "тему возлюбленной" в последней части "Фантастической симфонии". К малому кларнету нередко обращались Вагнер, Римский-Корсаков, Р. Штраус. Шостакович. Бассетгорн. В конце XVIII века семейство кларнетов обогатилось еще одним членом: в оркестре появился бассетгорн - старинная разновидность альтового кларнета. По величине он превосходил основной инструмент, а тембр его - спокойный, торжественный и матовый - занимал промежуточное положение между обычным и басовым кларнетом. Он пробыл в оркестре всего несколько десятилетий и был обязан своим расцветом Моцарту. Именно для двух бассетгорнов с фаготами было написано начало "Реквиема" (теперь бассетгорны заменяются кларнетами). Попытка возрождения этого инструмента под именем альтового кларнета была предпринята Р.Штраусом, но с тех пор она, кажется, не имела повторений. В наше время бассетгорны входят в военные оркестры. Басовый кларнет. Басовый кларнет - самый "внушительный" представитель семейства. Построенный в конце XVIII века, он завоевал прочное положение в симфоническом оркестре. Форма этого инструмента довольно необычна: раструб его загнут вверх, наподобие курительной трубки, а мундштук насажен на изогнутый стержень - все это с целью уменьшить непомерную длину инструмента и облегчить пользование им. Первым "открыл" огромную драматическую мощность этого инструмента Мейербер. Вагнер, начиная с "Лоэнгрина", делает его постоянным басом деревянных духовых. Нередко использовали басовый кларнет в своем творчестве русские композиторы. Так, мрачные звуки басового кларнета раздаются в V-ой картине "Пиковой дамы" в то время, когда Герман читает письмо Лизы. Сейчас басовый кларнет - постоянный член большого состава симфонического оркестра, и его функции очень разнообразны.

Предком ФАГОТА считается старинная басовая свирель - бомбарда. Пришедший ей на смену фагот был построен каноником Афраньо дельи Альбонези в первой половине XVI века. Большая деревянная, перегнутая вдвое трубка напоминала вязанку дров, что и отразилось в названии инструмента (итальянское слово fagotto означает "вязанка"). Фагот покорил благозвучием тембра современников, которые по контрасту с хриплым голосом бомбарды стали называть его "дольчино" - сладостный. В дальнейшем, сохраняя свои внешние очертания, фагот подвергся серьезным усовершенствования. С XVII века он вошел в симфонический оркестр, а с XVIII века - в военный. Конический деревянный ствол фагота очень велик, поэтому его "складывают" вдвое. К верхней части инструмента прикрепляют изогнутую металлическую трубку, на которую надета трость. Во время игры фагот на шнурке подвешивается на шею исполнителя. В XVIII веке инструмент пользовался большой любовью современников: одни называли его "гордым", другие - "нежным, меланхолическим, религиозным". Очень своеобразно определил окраску фагота Римский-Корсаков: "Тембр старчески насмешливый в мажоре и болезненно печальный в миноре". Исполнение на фаготе требует большого расхода дыхания, а forte в низком регистре может вызвать крайнее утомление исполнителя. Функции инструмента очень разнообразны. Правда, в XVIII веке они часто ограничивались поддержкой струнных басов. Но в XIX веке у Бетховена и Вебера фагот сделался индивидуальным голосом оркестра, а каждый из последующих мастеров находил в нем новые свойства. Мейербер в "Роберте-Дьяволе" заставил фаготы изображать "гробовой хохот, от которого мороз подирает по коже" (слова Берлиоза). Римский-Корсаков в "Шахеразаде" (рассказ Календера-царевича) обнаружил в фаготе поэтичного рассказчика. В этом последнем амплуа фагот выступает особенно часто - поэтому, наверное, Томас Манн назвал фагот "пересмешником". Примеры можно найти в "Юмористическом скерцо" для четырех фаготов и в "Пете и волке" Прокофьева, где фаготу поручена "роль" Дедушки, или в начале финала Девятой симфонии Шостаковича. Разновидности фагота ограничиваются в наше время всего лишь одним представителем - контрфаготом. Это - самый низкий по диапазону инструмент оркестра. Ниже, чем предельные звуки контрфагота, звучат лишь педальные басы органа. Мысль продолжить звукоряд фагота вниз появилась очень давно - первый контрфагот был построен в 1620 году. Но он был так несовершенен, что до конца XIX века, когда инструмент был усовершенствован, к нему обращались крайне мало: изредка Гайдн, Бетховен, Глинка. Современный контрфагот - это инструмент, изогнутый в три раза: его длина в развернутом виде - 5 м 93 см(!); по технике он напоминает фагот, но менее проворен и обладает густым, почти органным тембром. Композиторы XIX столетия - Римский-Корсаков, Брамс - обращались к контрфаготу обычно для усиления баса. Но порой для него пишут интересные соло. Равель, например, в "Беседе красавицы и чудовища" (балет "Моя мать гусыня") поручил ему голос чудовища. Струнные

СКРИПКА - струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира де браччо, ведущая происхождение от старинных виол; подобно скрипке этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio - плечо), приемы игры также были похожи со скрипичными. С середины XVI в. скрипка утверждается в музыкальной практике как сольный и ансамблевый инструмент. Многие поколения мастеров работали над совершенствованием конструкции, улучшением звуковых качеств скрипки. История сохранила имена А. и Н. Амати, А. и Д. Гварнери, А. Страдивари - выдающихся итальянских мастеров конца XVI - начала XVIII в., создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойденными. Корпус скрипки имеет характерную овальную форму с выемками по бокам. Обечайка соединяет две деки инструмента (на верхней прорезаны специальные отверстия - эфы). Над грифом натянуты 4 струны, настроенные по квинтам. Диапазон скрипки охватывает 4 октавы; однако с помощью флажолетов можно извлечь и ряд более высоких звуков. Скрипка - инструмент преимущественно одноголосный. Однако на ней извлекаются гармоничные интервалы и даже 4-звучные аккорды. Тембр скрипки певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Для изменения тембра во время игры иногда применяют сурдину. Скрипке, обладающей исключительной технической подвижностью, часто поручается исполнение трудных и быстрых пассажей, широких и мелодичных скачков, различного рода трелей, тремоло.

АЛЬТ и способ игры на нем очень напоминают скрипку, так что, если не заметить разницы в размерах (а сделать это очень сложно: альт заметно больше скрипки), то их легко можно перепутать. Считается, что тембр альта уступает скрипке в блеске и яркости. Тем не менее, этот инструмент имеет и свои неповторимые достоинства: он незаменим в музыке элегического, мечтательно-романтического характера. В виртуозном отношении альт почти так же совершенен, как и скрипка, однако большие размеры альта требуют от исполнителя соответствующей растяжки пальцев и физической силы. Альт далеко не сразу получил подобающую ему роль среди инструментов оркестра. После расцвета полифонической школы Баха и Генделя, когда альт был равноправным членом струнной группы, ему начали поручать подчиненный гармонический голос. Альтистами в те времена становились обычно неудавшиеся скрипачи. В произведениях Глюка, Гайдна и отчасти Моцарта альт используется только как средний или нижний голос оркестра. Лишь в творчестве Бетховена и композиторов-романтиков альт приобретает значение мелодического инструмента. Своим признанием альт во многом обязан выдающимся скрипачам прошлого столетия, особенно Паганини, который играл на альте в квартете и выступал в сольном концерте. Позднее Берлиоз вводит в свою симфонию "Гарольд в Италии" партию солирующего альта, поручив ему характеристику Гарольда. После этого отношение композиторов и исполнителей к альту начало меняться. Вагнер в "Тангейзере", в сцене, которая называется "Грот Венеры", пишет для альта невероятно трудную по тому времени партию. Еще более виртуозно трактует солирующий альт Р. Штраус в симфонической картине "Дон-Кихот". Альтам часто поручают мелодический голос вместе с виолончелями, скрипками или же вполне самостоятельно, как, например, во втором действии "Золотого Петушка" Римского-Корсакого во время танца Шемаханской царицы.

ВИОЛОНЧЕЛЬ вошла в музыкальный быт во второй половине XVI века. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, Гаспаро де Сало, а позже - Амати и Страдивари. Как и альт, виолончель долгое время считали в оркестре второстепенным инструментом. Вплоть до конца XVIII века композиторы использовали его в основном как басовый голос, а в самом начале позапрошлого столетия в связи с этим партию виолончели и контрабаса писали в партитуре на одной строчке. Виолончель вдвое больше альта, ее смычок короче скрипичного и альтового, струны намного длиннее. Виолончель принадлежит к числу "ножных" инструментов: исполнитель ставит ее между коленями, упирая металлическим шпилем в пол. Бетховен первым "открыл" красоту тембра виолончели. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра - вспомним вторую часть VI-й симфонии Чайковского. Нередко в операх, балетах и симфонических произведениях виолончели поручается соло - как, например, в "Дон-Кихоте" Р. Штрауса. В количестве написанных для нее концертных произведений виолончель уступает только скрипке. Как скрипка и альт, виолончель имеет четыре струны, настроенные по квинтам, но октавой ниже альтовых. По техническим возможностям виолончель не уступает скрипке, а в некоторых случаях даже превосходит ее. Например, благодаря большей длине струн виолончели на ней можно получить более богатую серию флажолетов.

КОНТРАБАС намного превосходит своих собратьев и по размерам, и по объему низкого регистра: контрабас в два раза больше виолончели, которая вдвое больше альта. Скорее всего, контрабас, потомок старинной виолы, появился в оркестре в XVII веке. Форма контрабаса до наших дней сохранила черты старинной виолы: заостренный кверху корпус, покатые бока - благодаря этому исполнитель может перегнуться через верхнюю часть корпуса и "дотянуться" до нижней части грифа, чтобы извлечь самые высокие звуки. Инструмент так велик, что исполнитель играет на нем стоя или присев на высокий табурет. В виртуозном отношении современный контрабас достаточно подвижен: часто вместе с виолончелями на нем исполняют довольно быстрые пассажи. Но "благодаря" своим размерам он требует огромной растяжки пальцев, а смычок его очень грузен. Все это отяжеляет технику инструмента: пассажи, в которых требуется легкость, звучат на нем несколько тяжеловесно. Тем не менее, его роль в оркестре огромна: неизменно выполняя партии басового голоса, он создает фундамент звучания струнной группы, а вместе с фаготом и тубой или третьим тромбоном - и всего оркестра. Кроме того, контрабасы прекрасно звучат в октаву с виолончелями в мелодиях. В оркестре очень редко делят контрабасы на несколько партий или исполняют на них соло. Медные духовые

ТРУБА вошла в оперный оркестр с момента его зарождения; в "Орфее" Монтеверди уже звучало пять труб. В XVII и первой половине XVIII века для труб писали очень виртуозные и высокие по тесситуре партии, прообразом которых были партии сопрано в вокально-инструментальных сочинениях того времени. Для исполнения этих труднейших партий музыканты времен Персела, Баха и Генделя пользовались обычными в ту эпоху натуральными инструментами с длинной трубкой и мундштуком особого устройства, позволявшим с легкостью извлекать самые высокие обертоны. Труба с таким мундштуком называлась "кларино", то же название получил в истории музыки и стиль письма для нее. Во второй половине XVIII века, с изменением оркестрового письма, стиль кларино был забыт, и труба стала по преимуществу фанфарным инструментом. Она была ограничена в своих возможностях подобно валторне, и оказалась в еще худшем положении, так как расширяющие звукоряд "закрытые звуки" не употреблялись на ней из-за их дурного тембра. Но в тридцатых годах XIX века, с изобретением вентильного механизма, началась новая эра в истории трубы. Она стала хроматическим инструментом и через несколько десятков лет вытеснила натуральную трубу из оркестра. Тембру трубы несвойственна лирика, зато героика ему удается как нельзя лучше. У венских классиков трубы были чисто фанфарным инструментом. Те же функции они часто выполняли и в музыке XIX века, возвещая начало шествий, маршей, торжественных празднеств и охот. Больше других и по-новому пользовался трубами Вагнер. Их тембр почти всегда связан в его операх с рыцарской романтикой и героикой. Труба знаменита не только своей силой звука, но и выдающимися виртуозными качествами.

ТРОМБОН получил свое название от итальянского наименования трубы - tromba - с увеличительным суффиксом "one": trombone буквально означает "трубища". И действительно: трубка тромбона вдвое длиннее, чем у трубы. Уже в XVI веке тромбон получил свою современную форму и с момента возникновения был инструментом хроматическим. Полный хроматический звукоряд достигается на нем не посредством механизма вентилей, а при помощи так называемой кулисы. Кулиса - это длинная дополнительная трубка, по форме напоминающая латинскую букву U. Она вставляется в основную трубку и по желанию ее удлиняют. При этом строй инструмента соответственно понижается. Исполнитель выдвигает кулису правой рукой вниз, а левой поддерживает инструмент. Тромбоны издавна представляли собой "семейство", состоящее из инструментов различной величины. Еще не так давно семейство тромбонов насчитывало три инструмента; каждый из них соответствовал одному из трех голосов хора и получил его наименование: тромбон-альт, тромбон-тенор, тромбон-бас. Игра на тромбоне требует огромного расхода воздуха, так как движение кулисы занимает больше времени, чем нажатие вентилей на валторне или трубе. Технически тромбон менее подвижен, чем его соседи по группе: гамма на нем не столь стремительна и четка, forte тяжеловато, legato трудно. Кантилена на тромбоне требует от исполнителя большого напряжения. Однако у этого инструмента есть качества, которые делают его незаменимым в оркестре: звук тромбона отличается большей силой и мужественностью. Монтеверди в опере "Орфей", пожалуй, впервые почувствовал трагический характер, присущий звучанию ансамбля тромбонов. А начиная с Глюка три тромбона стали обязательными в оперном оркестре; они часто появляются в кульминационный момент драмы. Трио тромбонов хорошо удаются ораторские фразы. Со второй половины XIX века группа тромбонов дополняется басовым инструментом - тубой. Вместе три тромбона и туба образуют квартет "тяжелой меди". На тромбоне возможен весьма своеобразный эффект - глиссандо. Достигается он скольжением кулисы при одном положении губ исполнителя. Этот прием был известен еще Гайдну, который в оратории "Времена года" употребил его для подражания лаю собак. В современной музыке глиссандо используется довольно широко. Любопытно нарочито завывающее и грубое глиссандо тромбона в "Танце с саблями" из балета "Гаянэ" Хачатуряна. Интересен также эффект тромбона с сурдиной, которая придает инструменту зловещее, причудливое звучание.

Прародителем современной ВАЛТОРНЫ был рог. С древних времен сигнал рога возвещал о начале сражения, в средние века и позже, - вплоть до начала XVIII века, - он раздавался на охоте, состязаниях и торжественных придворных церемониях. В XVII веке охотничий рог стали изредка вводить в оперу, но лишь в следующем столетии он стал постоянным членом оркестра. И само название инструмента - валторна - напоминает о его прошлой роли: это слово происходит от немецкого "Waldhorn" - "лесной рог". По-чешски этот инструмент и сейчас называется лесным рогом. Металлическая трубка старинной валторны была очень длинной: в развернутом виде некоторые из них достигали 5м 90см. Такой инструмент невозможно было держать в руках распрямленным; поэтому трубку валторны изогнули и придали ей изящную форму, похожую на раковину. Звук старинной валторны был очень красив, но инструмент оказался ограниченным в своих звуковых возможностях: на нем можно было извлечь лишь так называемый натуральный звукоряд, то есть те звуки, которые возникают от деления столба воздуха, заключенного в трубке, на 2, 3, 4, 5, 6 и т. д. частей. Как говорит предание, в 1753 году дрезденский валторнист Гампель случайно вложил руку в раструб и обнаружил, что строй валторны понизился. С тех пор этот прием стали широко применять. Звуки, полученные таким образом, называли "закрытыми". Но они были глухими и сильно отличались от ярких открытых. Далеко не все композиторы рисковали часто обращаться к ним, удовлетворяясь обычно короткими, хорошо звучащими фанфарными мотивами, построенными на открытых звуках. В 1830 году изобрели механизм вентилей - постоянную систему дополнительных трубок, позволяющих получать на валторне полную, хорошо звучащую хроматическую гамму. Через несколько десятилетий усовершенствованная валторна окончательно вытеснила старинную натуральную, которая в последний раз была применена Римским-Корсаковым в опере "Майская ночь" в 1878 году. Валторну считают самым поэтичным инструментом в группе медных духовых. В низком регистре тембр валторны несколько мрачен, в верхнем - очень напряжен. Валторна может петь или неторопливо рассказывать. Очень мягко звучит квартет валторн - услышать его можно в "Вальсе цветов" из балета "Щелкунчик" Чайковского.

ТУБА - довольно молодой инструмент. Она была построена во второй четверти XIX века в Германии. Первые тубы были несовершенны и применялись поначалу только в военных и садовых оркестрах. Лишь попав во Францию, в руки инструментального мастера Адольфа Сакса, туба стала удовлетворять высоким требованиям симфонического оркестра. Туба - басовый инструмент, способный охватить самый низкий отрезок диапазона в медной группе. В прошлом ее функции выполнял серпент, - инструмент причудливой формы, обязанный ей своим названием (на всех романских языках серпент означает"змея") - затем басовый и контрабасовый тромбоны и офиклеид с его варварским тембром. Но звуковые качества всех этих инструментов были таковы, что не давали медной группе хорошего, устойчивого баса. До тех пор, пока не возникла туба, мастера упорно искали новый инструмент. Размеры тубы очень велики, ее трубка вдвое длиннее трубки тромбона. Во время игры исполнитель держит инструмент перед собой раструбом вверх. Туба - хроматический инструмент. Расход воздуха на тубе огромен; порой, особенно в forte в низком регистре, исполнитель вынужден менять дыхание на каждом звуке. Поэтому соло на этом инструменте обычно довольно коротки. Технически туба подвижна, хотя и грузна. В оркестре она, как правило, служит басом в трио тромбонов. Но иногда туба выступает как солирующий инструмент, - так сказать, на характерных ролях. Так, при инструментовке "Картинок с выставки" Мусоргского в пьесе "Быдло" Равель поручил басовой тубе юмористическое изображение грохочущей телеги, которая тащится по дороге. Партия тубы написала здесь в очень высоком регистре.

Создатель САКСОФОНА - выдающийся франко-бельгийский инструментальный мастер Адольф Сакс. Сакс исходил из теоретического предположения: нельзя ли построить музыкальный инструмент, который занимал бы промежуточное положение между деревянными и медными духовыми? В таком инструменте, способном связать тембры меди и дерева, очень нуждались несовершенные военно-духовые оркестры Франции. Для осуществления своего замысла А. Сакс использовал новый принцип построения: он соединил коническую трубку с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Корпус инструмента был сделан из металла, внешние очертания напоминали басовый кларнет; расширяющаяся на конце, сильно загнутая вверх трубка, к которой прикреплена трость на металлическом наконечнике, изогнутом в форме "S". Замысел Сакса блестяще удался: новый инструмент действительно стал связующим звеном между медными и деревянными духовыми в военных оркестрах. Более того, тембр его оказался настолько интересным, что обратил на себя внимание многих музыкантов. Окраска звука саксофона напоминает одновременно английский рожок, кларнет и виолончель, однако сила звука саксофона намного превышает силу звука кларнета. Начав свое существование в военно-духовых оркестрах Франции, саксофон вскоре был введен в оперный и симфонический оркестр. Очень долго - несколько десятилетий - к нему обращались лишь композиторы Франции: Тома ("Гамлет"), Массне ("Вертер"), Бизе ("Арлезианка"), Равель (инструментовка "Катринок с выставки" Мусоргского). Затем в него поверили и композиторы других стран: Рахманинов, например, поручил саксофону одну из лучших своих мелодий в первой части "Симфонических танцев". Любопытно, что на своем необычном пути саксофону пришлось столкнуться и с мракобесием: в Германии в годы фашизма он был запрещен как инструмент неарийского происхождения. В десятых годах XX века на саксофон обратили внимание музыканты джаз-ансамблей, и вскоре саксофон стал "королем джаза". Многие композиторы XX века по достоинству оценили этот интересный инструмент. Дебюсси написал Рапсодию для саксофона с оркестром, Глазунов - Концерт для саксофона с оркестром, Прокофьев, Шостакович и Хачатурян неоднократно обращались к нему в своих произведениях. Ударные