Мышление и его формы. Мышление философское

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1 Понятие мышления

2 Психологическая сущность мышления и его особенности

3 Формы и виды мышления

4 Индивидуальные и психологические особенности мышления

5 Основные этапы мыслительного процесса

6 Сознание и интеллект

7 Воображение

8 Сознание и язык

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Философия как особая форма культуры и духовного освоения мира возникла примерно в середине первого тысячелетия до н.э. одновременно и независимо друг от друга в трёх регионах - в Индии, Китае и Греции. Одновременность её появления говорит нам о не случайности этого процесса.

Автором термина «философия» стал известный греческий математик и философ Пифагор. Как и многие другие греческие мыслители, он имел свою школу, в которой был единственным преподавателем. Рассказывают, что однажды ученик, восхищённый его лекцией, воскликнул: «О, Пифагор, ты - софос!». Софос - значит «мудрец». На что учитель скромно ответил: «Я не софос, а всего лишь философос», то есть «любитель мудрости». Стало быть, слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». На Руси, например, философов долгое время так и называли - «любомудры».

Первые философы были универсалами, энциклопедистами; они с равным любопытством исследовали природу и человека, космос и жизнь общества, не отделяя одно от другого. Экспериментальных методов ещё не существовало, поэтому в их теориях было много фантазии и интуитивных догадок, впрочем, гениальных. Наибольшее развитие в это время получают области знания, требующие «чистого» мышления: логика, геометрия, философия. Однако именно эти знания со временем легли в основу зарождения и развития таких наук, как астрономия, механика, медицина и т.п. Поэтому философию часто называют «матерью всех наук», сравнивая её с корнями дерева, от которых, как ветви, произрастают и питаются другие области знания.

Изучение философии всегда было сложным и противоречивым процессом. Круг ее интересов и проблем предполагает мудрое отношение к жизни, к вопросам добра и зла, справедливости и лжи, смыслу человеческого существования. С другой стороны, - это любовь к мудрости, любовь к истине. У каждого поколения свой уровень мудрости, истинности, поэтому тысячелетия не смогли решить все вопросы. Понимание проблем жизни, смысла философии остается прежним, т.к. в ней всегда присутствует сомнение, скептицизм и беспристрастие в оценках происходящих процессов.

Философия - это и культура мышления, которая способно увидеть общество таким, какое оно есть, какова в нем философия и в связи с этим, каковы ориентиры этого общества в будущее.

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого, требующего все более глубокого познания мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Вселенная бесконечна, и бесконечен процесс ее познания. Мышление всегда устремлено в эти бескрайние глубины неизведанного, нового. Каждый человек делает множество открытий в своей жизни (неважно, что эти открытия небольшие, только для себя, а не для человечества).

1 ПОНЯТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Происхождение сознания и его сущность - одна из сложнейших философских проблем. Достаточно сказать, что до сих пор продолжаются дискуссии о вторичности или первичности сознания по отношению к материальному миру. О мыслительной деятельности человека известно уже довольно много (нейрофизиология мышления, законы логики, связь сознания и языка и т.п.), однако остаётся ещё немало загадочного и таинственного.

Например, человек в состоянии управлять многими функциями своего организма: может некоторое время не дышать, обходиться без воды и пищи; встречаются уникумы, способные усилием воли даже изменять частоту биения собственного сердца. Но никто из нас не может даже на короткое время приостановить процесс мышления, который продолжается непрерывно и днём и ночью, - всю жизнь. Попробуйте ни о чём не думать, и вы тут же поймаете себя на том, что, по крайней мере, думаете о том, что ни о чём не думаете.

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

Познавая мир, человек обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

Можно дать еще одно определение мышлению. Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Например, Фалес из Милета узнал высоту египетской пирамиды благодаря переносу отношений между сторонами одних объектов на отношение таких же сторон других объектов - он измерил ее тень в полдень.

Установление всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств однородной группы явлений, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления.

Но мышление, выходя за пределы ощущений и восприятия, всегда остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Обобщения формируются на основе восприятия единичных объектов, а их истинность проверяется практикой.

Мышление - это свойство высокоорганизованной материи, свойство мозга. Машина не сможет смоделировать данный процесс, потому что в ней осуществляются низшие формы движения материи. Машина хорошо работает лишь в той области, которая имеет определенные законы, математические закономерности.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова.

Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Как уже отмечалось, первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер.

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩН ОСТЬ МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака: обобщенность и опосредствованность. Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Специфичность мышления заключаются в том, что: мышление, дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

· носит опосредствованный характер;

· всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

· исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

· в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

· связано с практической деятельностью человека.

3 ФОРМЫ И ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

В науке различают такие формы мышления как: понятие; суждение; умозаключение.

1) Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

· общими и единичными. Общие - это когда отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

· конкретными и абстрактными;

· эмпирическими и теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Все понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя.

2) Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: «Металлы при нагревании расширяются» - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается и опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть:

· истинными - это объективно верные суждения;

· ложными - это суждения не соответствующие объективной реальности;

· общими . Это когда что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами»;

· частными - это утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты - отличники»;

· единичными - это утверждение или отрицание относится только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».

3) Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: «Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно».

Различают умозаключение:

· индуктивное - это такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу;

· дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу;

· по аналогии - это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Рассмотрим теперь виды мышления. Существует следующая классификация видов мышления по:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое; абстрактно-логическое. Они являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое; практическое.

Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Это познание законов и правил.

Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное и продуктивное (творческое).

Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление: вербальное и наглядное.

Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление: критическое; творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. Отсюда человек использует такие виды мышления как: анализ; сравнение; абстрагирование; синтез; обобщение; классификация и категоризация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: общие как сходные признаки и общие как существенные признаки.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Проблемы для обсуждения:

1. Сущность мышления как процесса решения задач.

3. Основные типы мыслительных действий, характерных для процесса решения задач и их содержание.

4. Основные операции мышления и их сущность.

4 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Каждому человеку присуще свои особенности мышления. Т.е. является индивидуальной особенностью мышления. Эти особенности у различных людей проявляются по-разному. К индивидуальным особенностям мышления можно отнести такие качества познавательной деятельности как: продуктивность ума; самостоятельность; широта; глубина; гибкость; быстрота мысли; творчество; критичность; инициативность; сообразительность и т.д. При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

5 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Трактовка мышления как процесса означает, прежде всего, что сама детерминация мыслительной деятельности осуществляется тоже как процесс. Иначе говоря, по ходу решения задачи человек выявляет все новые и новые, до того неизвестные ему условия и требования задачи, которые причинно обусловливают дальнейшее протекание мышления. Следовательно, детерминация мышления не дана изначально как нечто абсолютно готовое и уже законченное, она именно образуется, постепенно формируется и развивается ходе решения задачи, т.е. выступает в виде процесса.

В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз:

· первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;

· на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

· на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);

· на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач;

· пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;

· шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.

С позиции теории функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974) основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией.

Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются некоторые представления о том, что прежде всего следует подтвердить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок.

Выполнение конкретного доказательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального действия. В случае неудачи активируется ориентировочно-исследовательская деятельность субъекта. Она приводит к изменению содержания акцептора результатов, а также афферентного синтеза. Возникают новые замыслы, идеи, и возможно, привлекаются иные способы доказательств.

6 СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Сознание - это способность мышления анализировать само себя. Умением думать о том, как именно он думает, обладает лишь человек. По крайней мере, другие случаи науке не известны. И это умение рождает понятие «Я», то есть осознание собственного существования, которое лежит в основе всех остальных че-ловеческих, качеств.

Сознание не дано от рождения, а вырабатывается у ребёнка при общении с окружающими людьми через воспитание и обучение. Вне этого общения сознание не возникает. Случаи, когда младенцы волею обстоятельств надолго попадают в стаю обезьян или волков и в силу этого навсегда утрачивают возможность стать людьми в строгом смысле этого слова, лишний раз подтверждают сказанное. Следовательно, сознание - не природный, не биологический, а социальный, общественно-исторический продукт.

Наличие сознания у человека (и только у человека!) оказывает сильное влияние на его мышление, то есть на сам процесс реализации логических опе-раций, на уровень их сложности и эффективности. Мышление, которое осознаёт себя, становится способным к целенаправленному развитию и совершенствованию, становится тем, что мы называем интеллектом человека.

Можно сказать, что интеллект человека - это его мышление, облагороженное сознанием. В таком случае интеллект содержит в себе две составляющие; природную, данную, как говорится, от Бога, и приобретённую через приобщение индивида к цивилизационной культуре.

Существует и более строгое определение интеллекта: это понятие, выражающее способность человека быстро принимать правильные решения в условиях дефицита или избытка информации. В нём выделяются три ключевых аспекта: быстрота мышления; его правильность по отношению к цели; умение действовать (анализировать) в некомфортных ситуациях, когда избыток информации или её недостаток одинаково затрудняют поиск верного решения или его вариантов. Чем быстрее протекает мыслительный процесс, чем меньше ошибок при этом совершается, и чем меньшей помехой при этом оказывается дефицит или избыток информации, тем выше уровень интеллекта человека.

7 ВООБРАЖЕНИЕ

Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.

Воображение - психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

Воображение выражается в: построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; создании образов, соответствующих описанию объекта.

Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

8 СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Сознание неразрывно связано с речью - второй сигнальной системой (первой являются ощущения). Понятие «язык» шире понятия «речь». Язык - это любой способ передачи информации, тогда как речь - передача информации с помощью слов. Есть язык звуков, жестов, мимики, рисунков и т.п.; и есть язык слов - речь - высшая форма языка.

Язык животных выполняет лишь сигнальную функцию, он не способен обозначать вещи и явления. Например, вожак гусиной стаи, заводя лисицу или ястреба, тут же подаёт сигнал опасности, но именно сигнал, а не знак; его крик одинаков при любой угрозе, он не обозначает характера опасности: грозит она с земли или с воздуха, и что именно угрожает. Стая гусей в этот момент прерывает своё занятие и поступает так, как поступает вожак - взлетает, если поднимается в воздух он, или устремляется в кустарник, если туда прячется вожак.

Речь, как язык сознания, как материальная оболочка мысли, не только сигнализирует, но и обозначает, то есть выполняет знаковую функцию. Кроме того, слово, выполняет функцию обобщения, без чего невозможно абстрактное мышление. У животных, даже высших, эта функция практически не развита. Вот описание хрестоматийного опыта. Шимпанзе была обучена заливать огонь водой из банки, чтобы достать банан из ящика (огонь мешал это сделать). Когда ящик с бананом и огонь расположили на плоту, а банку с водой оставили на берегу, то шимпанзе побежала по мосткам за банкой с водой, хотя вокруг было полно воды, и имелась пустая банка. Что мешает обезьяне зачерпнуть воды из озера? Низкий уровень обоб-щения: для шимпанзе вода в банке и вода в озере - не одно и то же. У неё нет понятия «вода вообще».

Известно, что у отсталых народов севера снег, лежащий на земле, имеет одно название; снег на дереве - другое; падающий снег - третье, и т.д. Их сознание ещё не столь развито, чтобы подняться до обобщающего понятия «снег вообще». Именно поэтому отсталые народы не имеют философских систем, так как для их создания необходим высокий уровень абстрактного мышления и соответствующей ему лексики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философские идеи имеют удивительное свойство. Они не стареют со временем. Каждое новое поколение находит в них нюансы; незамеченные прежними, наполняет их неожиданными интерпретациями и смыслами.

Это не значит, что не появляются новые философские идеи, что человечество будто бы «питается» лишь достижениями мыслителей далёкого прошлого. Однако новые идеи не могут произрастать из интеллектуального вакуума, идеи прошлого являются для них своеобразной питательной средой.

Философия - это, как было раньше сказано, и культура мышления, которая способно увидеть общество таким, какое оно есть, какова в нем философия и в связи с этим, каковы ориентиры этого общества в будущее.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида.

Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Мышление призвано уменьшить непредсказуемость окружающей среды, сделать её понятной, управляемой. Иначе говоря, если поначалу какое-то явление при первой с ним встрече воспринимается как сложное, непредсказуемое, непонятное и потому неуправляемое, то после осторожного, исследовательского взаимодействия с ним, оно становится понятным.

Мышление призвано изменять представления о явлениях действительности так, чтобы то, что при первой встрече казалось субъектом, после исследования стало бы восприниматься как объект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронов В.В. «Философия: Учебник для вузов», 2005 г.

2. Мельникова Н.А., Алексеев В.О., Мальшина Н.А. «Философия: конспект лекций»,2008 г.

3. Гуссерль Э., «Философия как строгая наука», 2007 г.

4. Аринин Е.И. «Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография», 1998 г.

5. Кудрявцев Т.В. «Психология технического мышления», 1975 г.

6. Пономарев Я.А. «Психология творческого мышления», 1960 г.

7. Леви-Брюль Л. «Первобытное мышление», 1932 г.

Подобные документы

    Понятие общественного сознания, его структура. Отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Отличие сознания от мышления. Процессы ощущения, восприятия, представления и воображения.

    реферат , добавлен 26.05.2012

    Исследование эволюции форм отражения, как генетических предпосылок сознания. Характеристика сознания, как высшей формы отражения объективного мира, его творческая и регуляторная деятельность. Единство языка и мышления. Проблема моделирования мышления.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Современная наука о природе сознания. Метафора сознания в античной философии. Христианство: открытие внутреннего духовного мира. Сознание в классической европейской философии. Сознательное и бессознательное. Противоречивое единство языка и мышления.

    реферат , добавлен 14.04.2008

    Понятие эмпирического и трансцендентального мышления. Сознание есть знание, знание о себе самом. Работы философов: Аристотеля, Канта, Декарта, Платона, Делезу. трансцендентальность способность чистых различий - сингулярность. Распределение сингулярностей.

    лекция , добавлен 16.02.2010

    Суть феномена души, сознания, рассудка, ума и мудрости, их связь с философской антропологией. Понятие, сущность и формы мышления. Уровни ясности сознания, его взаимосвязь с бессознательным, а также языком как средством общения и взаимного понимания людей.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Основные формы и особенности абстрактного мышления. Виды понятий и отношения между ними. Функции естественных и искусственных языков. Изучение дедуктивного умозаключения, элементов доказательства рассуждения. Гипотезы, их построение и этапы проверки.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2013

    Проблема сознания в истории философии. Сознание и отражение. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и язык. Способы духовного освоения природной и социальной действительности. Господство общественного сознания.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Сознание как состояние психической жизни человека. Взаимосвязь сознания и мышления, общее и различное. Сфера личности: биовыживательный, нейрогенетический, нероэлектрический, нейросоматический и социально-половой контур. Самосознание, рассудок и разум.

    презентация , добавлен 04.10.2013

    История возникновения первых учений о формах и способах рассуждений. Аристотель как основоположник формальной логики. Классификация форм мышления. Сущность и структура понятия. Особенности истинного и ложного высказывания, основные виды умозаключения.

    презентация , добавлен 24.11.2013

    Нравственное сознание, его сущность, структура, роль в жизни человека и общества. Формирование философского мировоззрения. Развитие самостоятельного, творческого мышления. Проблемы социальной философии. Социальная философия в системе наук об обществе.

Утверждал: «Я мыслю, следовательно я существую». Паскаль называл человека мыслящим тростником .

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты . Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция .

Мышление связано с функционированием мозга , однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка , логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно -знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин - логики , гносеологии , диалектики .

История представлений о мышлении

Первым философом, который поставил вопрос о мышлении (ноэзис) был Парменид . Результатом такого мышления может быть как истина , так и мнение .

С точки зрения психологии

В психологии мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания ; именно к мышлению относят активную сторону познания: внимание , восприятие , процесс ассоциаций , образование понятий и суждений . В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Операции мышления

  • Анализ - разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.
  • Синтез - объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.
  • Сравнение - сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.
  • Классификация - группировка предметов по признакам.
  • Обобщение - объединение предметов по общим существенным признакам.
  • Конкретизация - выделение частного из общего.
  • Абстрагирование - выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.

Закономерности рассмотренных операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

Виды мышления

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мышление (философия)" в других словарях:

    Мышление: Мышление (философия) Мышление (психология) … Википедия

    Мышление: Мышление (философия) Мышление (психология) Cписок значений слова или словосочетания со ссылк … Википедия

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

    мышление - МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление (значения). Мышление в диалектической логике понимается как идеальный компонент (деятельность в плане представления, изменяющая идеальный образ предмета) реальной деятельности… … Википедия

    Течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия

    философия - ФИЛОСОФИЯ (от греч. phyle любовь и sophia мудрость; любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА исследовательская область философии, в которой не просто анализируется взаимосвязь мышления и языка, а выявляется конституирующая роль языка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и… … Философская энциклопедия

    Теоретически выраженное мировоззрение, форма культуры, предлагающая рефлективное осмысление человека и его места в мире. Филос. дискурс отличается категориальным оформлением, теор. интерпретацией мировоззренч. проблем. В границах европ.… … Энциклопедия культурологии

Основные особенности философского типа мышления: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ - то есть последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами;

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ - философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов;

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов;

КРИТИЧНОСТЬ - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ.

Источниками рождения философского мышления и взгляда на мир можно считать:

продуктивное сомнение в правильности обыденных «мнений»;

потребность подняться над преходящими явлениями,
попытка проникнуть к Единому, Целому, Изначальному; личностное уникальное видение мира.

Многие основные свои темы философия почерпнула из мифологии и религии. Философия рождается из диалога с мифологическим и религиозным мировоззрением.

Предметом философии является духовный опыт человека. «Разные формы опыта (не только чувственного — внешнего, психического, социального, но и нечувственного — морального, эстетического, религиозного) ставят перед нашей мыслью проблемы и требуют их разрешения на путях разума» . Путь к смыслу лежит не через абстракции, а через целостную личность философствующего. «Философия как целостное миросозерцание есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет отвлеченным или чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов» . «Основные мотивы философствования, темы философских систем не выдумываются, но осознаются интуитивно, имеют сверхфилософское происхождение... философствование есть рефлексия разума на его узрения... в основе действительно оригинальных, творческих философских систем всегда лежит философский миф...»

Процесс философствования основывается на рациональном доказательстве и выводе. Но философия не является формальным мышлением или методологией. Гегель неправомерно абсолютизировал рацио, разум, придал ему онтологический статус. Мифологическое мышление существует в мыслящем субъекте наравне с рациональным, логическим. Мифологическое мышление, связанное с человеком в его сознательном и бессознательном аспектах, во многом ответственно за выработку человеком ценностей. Оно дает тему, импульс; рациональное мышление развивает эту тему, приводит в систематическую форму. В области философских, гуманитарных понятий мышление тесно взаимодействует с фантазией.

Философское мировоззрение строится из понятий, в которых фиксируются самые общие и необходимые признаки явлений, их сущность. У философии есть свой понятийный аппарат (понятия «дух», «идея», «материя», закон», необходимость», «свобода», «объект», «субъект», «причина», «истина» и др.).

Специфика философских понятий, в отличие от понятий математических или естественнонаучных, состоит в том, что они ни в какой мере не однозначны, из них трудно строить формально-логические схемы. Если понятие «квадрат» подразумевает одно значение, то понятие «добро», понятие философское, нравственное, никак не может быть сведено к одному значению. Более того, философские понятия максимально многозначны и общи. Для их исследования и определения необходимо определение либо более простых понятий, которые входят в это большое понятие, либо выявление многоуровневой связи этого понятия с другими понятиями. При объяснении мира с помощью философских понятий, не отбрасывая их всеобщности, приходится прибегать к наглядности, к конкретным примерам. В философии невозможно ограничиться только «чистым» понятием. Естественнонаучные понятия во многом условны, являются устоявшимися в научном сообществе знаками неких связей, эти понятия относятся к явлениям узкого сегмента эмпирической сферы. Наоборот, в философии понятие в наименьшей степени есть знак, оно постоянно вызывает споры относительно его сущности и смысла и именно в силу своего дискуссионного, незавершенного характера требует использования конкретики и истолкования с помощью других понятий и образов.
В языке философа наряду с понятиями важное место занимают метафоры, образы («Язык — дом бытия» — Хайдеггер, «Мир есть вода» — Фалес, «Сущее есть разум» — Гегель). Для философа метафора благодаря ее выразительной силе и захватываемой глубине часто оказывается адекватным выразителем философского мышления, мышления подчас парадоксального, алогичного. Метафора является живым, конкретным, качественным, внутренним, а не формальным единством различного. В философской метафоре осуществляется единство бытия и человека, фиксируется образ, на который опирается философ. В исходной философской метафоре происходит встреча мифологического и рационального компонентов мышления. Так, Фалес живет в окружении мифологических представлений. Диалектики в его рассуждениях еще почти нет. Однако Фалес преследует цель объяснить всё с помощью определенного образа. Вода есть аналог всего, единое начало всего.

Какое место занимает логика в философии?
Логика изучает логические формы мышления (понятия, суждения и умозаключения). Логика оперирует с отвлеченными понятиями как с величинами и устанавливает между ними правильные соотношения. С помощью логики критически анализируется ход философствования. Логика — это некая отвлеченная рассудочная сетка, схема, набрасываемая на живую действительность, позволяющая наиболее быстро и экономно решать какие-то проблемы, осмысливать огромные объемы информации благодаря использованию знаков-заместителей чувственных представлений. Другое дело, что логика не может дать целостного ответа на проблему, она только может указать путь. Найти ответ на мировоззренческую проблему означает не только определить понятие, но и пережить его в целостном личностном опыте. Логический знак, чистое, абстрактное понятие представляют только часть целостного образа мира, сам образ полностью в нем не изживается.
Вообще, в философии можно говорить о нескольких логиках. Одна логика — это формальная логика однозначностей: «нет или да». Возможна и другая логика: «верно и то и другое».

Суть как философских вопросов, так и философских ответов состоит в том, что они всегда открыты для новых вопросов, всегда порождают новые смыслы. Как разговор не предполагает однозначных ответов (иначе бы он прекратился ибо ответ нужно давать так, чтобы можно было потом задать вопрос), так и философия предполагает многовариантность суждений, предполагает многозначность, одновременное сосуществование нескольких смыслов, нескольких истин. Только при такой логике сосуществования нескольких истин возникает потребность думать, осмыслять мир.

Каковы методы и средства философской деятельности?
Основным философским методом является диалектика (метод разрешения противоречий).
Основной формой философствования является диалог. Поэтому обучение философии — это обучение прежде всего философствованию как самостоятельному диалогическому мышлению, рассуждению.

Философский взгляд на мир — это такой особый взгляд на мировые проблемы, который предполагает альтернативные, многообразные подходы к их решению. Человек, обдумывающий и обсуждающий философскую проблему, неизбежно рассматривает более чем одну ее трактовку. Философствование — это прежде всего свободное, творческое, диалогическое мышление и неиссякаемая любознательность.
Рассмотрим, на каких уровнях в философии существует диалог.
Диалог в философии возникает уже на уровне собственно философских систем, философских учений, полемизирующих друг с другом вокруг традиционных и новых для философии тем. Это собственно диалог мировоззрений. Невозможно изучать философию на примере только одной философской системы. За время своего существования философия не пришла к какому-то единому для всех ее течений итогу, философии сменяли друг друга. За всю историю философии различных вариантов ответов на одни и те же философские проблемы, способов их постановки и решения было множество, и все они рано или поздно оказывались одностронними.
Но и само философское понятие также диалогично. Имманентно присущая философствованию диалектика понятий приводит к диалогу.

При работе с философскими понятиями и проблемами диалог возникает как следствие:
— Логических противоречий. Логические противоречия возникают из-за нарушения формальной, нормативной стороны мышления.
—
Диалектических противоречий . Диалектика, согласно П. А. Флоренскому, есть движение живой мысли по пути «ее вглядывания, вживания в реальность» . На этом пути мышление время от времени останавливается, фиксирует результат своего движения, а затем преодолевает, «снимает» ограничение, переходит к новой точке, новому тезису, новому определению, которые тоже, в свою очередь, преодолевает. Даже обычный разговор имеет диалектический характер. С формальной стороны, необходимость формализации своих представлений в слове и приводит к противоречию между формой (высказыванием) и содержанием. При фиксации одной какой-нибудь стороны мира в суждении упускается другая сторона. А это неизбежно ведет к диалогизму при обсуждении проблем, т. е. к стремлению преодолеть односторонность формализации. Согласно Платону, диалектика есть движение мысли от разделенного к неделимому. По Гегелю, диалектика — двигатель духа. Ее движение — от абстрактного, отвлеченного, одностороннего к конкретному,
наиболее полному. Диалектика ведет к целостному, всеобъемлющему, всестороннему истолкованию, пониманию действительности, к синтезу противоположностей.

Диалектика является также и определенным принципом мышления. В качестве предмета мысли можно выбрать любой, но диалектика устанавливает определенные правила, порядок рассуждения. Например, первым шагом диалектического рассмотрения предмета является отличение, отграничение его от других предметов, выделение существенных признаков. Философское осмысление проблем (любых, пусть даже взятых из сказки) отличается от обыденного тем, что оно диалектично, руководствуется некими правилами. Но при всей своей рациональности диалектика фиксирует и иррациональные переходы в развитии.
— Антиномий. Платон полагал, что бытие само по себе противоречиво: оно одновременно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. И. Кант писал, что разум рано или поздно неизбежно сталкивается с рационально неразрешимыми антиномиями. Согласно воззрениям П.А. Флоренского, мир и человеческий разум настолько противоречивы, что окончательно снять противоречия не удается. Даже истина может быть представлена только в
форме антиномии, т. е. одновременно утверждающей и отрицающей саму себя. Через внутреннюю антиномичность рассудок рождается к высшей истине. Сама истина, таким образом, ведет к диалогу, к столкновению различных суждений.

Развитое мышление — это диалог, диалектика, многовариантность. То есть выявление многообразия отношений предмета, противоречий и антиномий. Суть диалектики: противоречия и антиномии не пределы мысли, а стимул к поиску неделимого и непротиворечивого (истины, всеобщего, целого). Противоречия (к которым ведет диалектика понятий) снимаются в синтезе, а также в опыте единого.

Диалектика — неотъемлемое свойство Целого.
B.C. Библер отмечает такой аспект диалога, как диалог «голосов поэта (художника) и теоретика, выступающий основой реального развития творческого (гуманитарного) мышления» .
М.М. Бахтин полагал, что в основе всех человеческих способностей, в том числе и мышления, лежит межличностное начало. Быть — значит общаться, в общении преодолевая тенденцию к овеществлению человека. Истина, понимание другого открываются только в диалоге. Вне речевого, одухотворяющего словесного контекста человек немыслим. Во взаимодействии человека с миром, в напряженном диалоге и создаются условия возникновения мышления.

Вообще мышление возникает как потребность разрешить противоречие, как практическое, так и нравственное, из несоответствия понятия внутренней или внешней реальности. Мышление не просто набор мыслительных операций, но прежде всего деятельность по построению понятий и суждений. Мышление — это синтетическая деятельность, путем анализа и синтеза движущаяся от одних обобщений к другим.
В философии, как игре, происходит освобождение от закосте-невших социальных ролей, от давления стереотипов. В свободном общении происходит раскрепощение человека, он раскрывается навстречу глубоким духовным смыслам.

К средствам философского исследования относятся:

Диалектическая и формальная логика;

Индуктивный и гипотетико-дедуктив-ный метод;

Экстраполяция;

Идеализация;

Мыслительный эксперимент;

Интерпретация;

Наблюдение;

Созерцание;

сомнение (ведущее к построению нового убеждения);

Рефлексия;

Интеллектуальная интуиция.

  • Ведущая философская деятельность — исследование философских проблем.
  • Способ организации философского исследования — диалог, дискуссия различных позиций, диалектическое решение философских проблем.
  • Результат философского исследования — картина мира (мировоззрение), состоящая из философских истин (т, е. ответов на философские вопросы) и выражающихся в категориальной и систематической форме .

Философия – одна из многих разновидностей мыслительной деятельности человека. Естественно, она отличается своей специфичностью от остальных форм его духовной активности. Эти отличия касаются не только целей, которые стоят перед философией, не только направленности философского мышления. На этом стоит задержать наше внимание, с тем, чтобы понять, в чем заключается самобытность философии в сравнении её с наукой, художественным словом или религией, и чем эта самобытность объясняется. Только так мы сможем уяснить место, которое философия занимает в культуре в целом, с тем, чтобы не предъявлять ей нелепых претензий и не выдвигать пустых обвинений.


Относительно философии сформировалось немало иллюзий и предрассудков, и рассеять хотя бы часть из них было бы в высшей степени полезно уже в момент первого знакомства с предметом.

Самый распространённый предрассудок – называть философию наукой. Этот предрассудок присущ не только лицам для философии посторонним. Он находил себе место и среди философов. Достаточно привести, скажем, только название работы Эдмунда Гуссерля "Философия как чистая наука", чтобы понять, что такие претензии выражались и в самой философии. Гуссерль полагал необходимым подвергнуть современную ему философию некоторому очищению для того, чтобы она смогла действительно претендовать на звание подлинной науки.

Между прочим, столетием ранее Георг Гегель (да и не только он) утверждал, что философия – это "наука наук". Однако, объявляя её наукой наук, Гегель фактически ставил философию выше науки. Он создавал для философии особый метод мышления – диалектику. Эта диалектика, будучи применённой в дальнейшем в эпоху сталинизма к конкретным наукам наделала в них много бед, став средством критики генетики, кибернетики, и ещё много чего.

Разумеется, на ранних этапах развития научного мышления философия могла брать на себя некоторые научные функции. И эта деятельность содержала в себе определённый позитивный смысл. Однако как только наука достигла зрелости, стало очевидным, что у философии и науки несколько различные подходы к действительности. Так что, отношения у них довольно сложные, неоднозначные, а порой и очень напряжённые. Хотя философия и наука несомненные родственники. Впрочем, некоторые философы наотрез отказывались это признавать.

Среди таких можно было бы назвать Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера.
Тот же, упомянутый ранее Гегель, говоря об отношениях религии и философии, заявлял, что истинная философия не может не быть по своей сути религией, а истинная религия – философией. И в истории философии мы находим немало воплощений этой мысли, как в форме так называемой теологии (богословия), так и в виде просто религиозной философии. Русский философ Николай Бердяев утверждал в своей "Философии свободы": "Религия есть жизненная основа философии, религия питает философию реальным бытием"

Такую же близость можно обнаружить между философией и художественным словом. Некоторые философские произведения по праву считаются достойным воплощением литературного языка своей эпохи. Так можно было бы сказать о Платоне или Ницше.
Бросим взгляд на разнообразие жанров философских произведений. Оно чрезвычайно красноречиво иллюстрирует положение философии, занимаемое ею в культуре в целом.

Самым древним жанром философских произведений была поэма. Так мы находим большое количество фундаментальных философских текстов в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". Первые греческие философы считали своим долгом сочинять пространные поэтические произведения под названием "Пэри фюзис", что означает "О природе". Один из таких текстов, но уже в латинском варианте, целиком сохранился до наших дней в виде сочинения римского философа Тита Лукреция Кара "О природе вещей". Почему именно поэма стала формой выражения раннего философского опыта человека? Да потому, что философия с самого начала толковала о вещах глубоких и значительных. В ней видели отблеск божественной мудрости, а поэтическая речь считалась разновидностью священной речи. С помощью такой речи люди общались с богами. Естественно, значительные вещи подобает излагать языком особым. Потому философия выражала себя при помощи такого языка, на каком сочинялись гимны и славословия в честь божества.
Крупнейший греческий философ Платон облекал свои произведения в форму диалогов. То есть он, по сути, создавал драматические произведения на философские темы. Диалог – это основа основ любой драматургии, т.е. сочинения пьес. Платоновы диалоги и были своеобразными пьесами, где действовали реальные исторические персонажи (в том числе и учитель Платона Сократ) и решались разнообразные философские вопросы. Использовали эту форму и в другие эпохи.

Знает философия и такой жанр как притча. Притча – простая жизненная история с глубоким философским смыслом. Притча – один из излюбленных видов фольклора, т.е. чисто народного творчества. Удивительной красоты и поэтичности этот жанр достигает в творчестве древнего китайского мыслителя Чжуан Цзы.
Почётное место в арсенале философской мысли занимает афоризм – яркое короткое высказывание, нередко носящее парадоксальный характер, т.е. потрясающее наше воображение сочетанием каких-либо противоречивых сторон действительности. Афоризм также неизбежный компонент фольклорного творчества, где он принимает вид пословицы. В философии же хорошо известны афористические высказывания многих греческих философов. Нашли себе здесь достойное место и афористические произведения философов более позднего времени. Например, "Афоризмы житейской мудрости" Артура Шопенгауэра.

Хорошо известен философии и такой почтенный жанр как роман или повесть. Этот вид художественной прозы очень любили французские философы ХУ111 столетия. Обращались к нему и в ХХ веке, к примеру сказать, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Справедливости ради надо заметить, что ему отдали должное и некоторые средневековые арабские мыслители.
И уж, конечно же, философия знает и широко применяет такой вид организации текста как трактат. То есть систематическое логически организованное рассуждение на какую- либо тему. А это уже научный жанр.
Самым же удивительным видом философского произведения является образ жизни, который практиковали те или иные философы прошлого, воплощая в нём свои идеи. Вспомним греческого философа Диогена, который жил в бочке. Являя собой тип древнегреческого бомжа, Диоген своим образом жизни пропагандировал естественность и возврат к природе, отвергая то, что, по его мнению, является не только обузой для человека, но и портит его нрав – имущество, удобства, изнеженность, власть и т.д. Диоген превратил свои жесты, поступки, высказывания – всю свою жизнь в реальное живое произведение философии, из которого люди самым натуральным образом усваивали его философские взгляды. До сих пор у нас в ходу некоторые из произнесённых им крылатых фраз. Например: "Всё своё ношу с собой". Или: "Днём с огнём". Последняя отражает ту историю, когда Диоген бродил днём по улицам Афин с зажжённым светильником в поисках "человека", давая тем самым понять, что настоящего человека в жизни отыскать совсем нелегко. Таких практически действовавших проповедников философской мысли в её истории было немало. В своей деятельности они чем-то напоминают нам религиозных подвижников.

Поэма.

Драматический диалог.

Притча.

Афоризм.

Философский роман.

Научный трактат.

Образ жизни.

Такое многообразие жанров философских произведений оформилось в философии не случайно. Оно основано отнюдь не на произволе и субъективных устремлениях авторов. Хотя влияние субъективных склонностей тут, безусловно, проявляется. Но это не делает, как говорят, в этом вопросе погоды. Данное положение вещей объясняется природой самой философии, её спецификой, характером вопросов её интересующих, сущностью, в конце концов.


Мир как единое целое невозможно изучать средствами науки. Невозможно постичь научно всю глубину и многообразие человеческой истории. Освальд Шпенглер, к примеру, заявлял: "Природу нужно толковать научно, история требует поэтического творчества". Характеризуя сложность такой ситуации в области познания действительности, испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет констатировал: "Перед нами открытое противостояние двух типов истин: научной и философской. Первая точна, но недостаточна, вторая достаточна, но не точна. И получается, что эта неточная истина является более глубокой и, следовательно, истиной, несомненно, более высокого ранга, не только потому, что её предмет шире, но и как сам метод познания; короче, менее точная философская истина более верна"

Философия – синтетическая форма человеческого мышления. Прямо и откровенно обращаясь к вещам неисчерпаемым и необъятным, таким как мир в целом и человек в нём, философия не может строится на ограничениях, присущих науке. Не может она практиковать и безотчётную, догматическую религиозную веру. Не способна она оставаться и только в рамках откровенного воображения, на котором зиждется искусство и художественное слово, в частности. Мощь и действенность философского мышления проявляются в его многосторонности и синтетичности.
Философия соединяет в себе многие черты, присущие иным видам человеческого опыта. Делает она это по-своему гармонично, опираясь в равной мере на разнородные человеческие способности — рациональное мышление (интеллект, логику), художественную интуицию и воображение, способность формировать определённую веру, убеждённость.
Каждая из остальных форм отображения действительности (наука, литература, религия) выводят на первый план единственную, главную для них форму человеческого восприятия. Все другие в них глубоко второстепенны. Наука основана на рациональности и не выходит за её пределы. Литература – на переживаниях, художественном воображении. Религия исходит из веры как из своей основы. Задействованы в них и другие ресурсы человеческой психики. Однако не так, как в философии. Философия использует их более или менее равномерно. Именно поэтому философское мышление играет всеми красками человеческих способностей – от логики до поэзии.
Определяя место философии в общем ресурсе человеческого опыта, один из крупнейших философов ХХ столетия, англичанин Бертран Рассел писал: "Между теологией (т.е. богословием, религией) есть ничейная земля, и имя ей – философия... Философия родственна науке, ибо она не догматична, но отличается от неё тем, что имеет дело с умозрением (т.е. не может практиковать форму конкретно-научных наблюдений и экспериментов со своим предметом)"
. Не может она не потому, что философы к этому патологически не способны. Не может потому, что нельзя экспериментировать с миром в целом и человеком вообще – это нам не под силу. Так же как и наука, философия стремится исследовать действительность. Но по-своему. Анализируя её в умственных образах. Она ищет обоснований своим взглядам на реальность, мобилизует логику. Однако одной логики для освоения широты философской проблематики мало. И философы дополняют её художественным воображением. Потому в конечном итоге они оказываются способными выработать не знание о мире и человеке, а только сформировать некоторые убеждения, т.е. определённую разновидность веры. Но веры не религиозной, а веры критической, ограничивающей свои притязания на истину в последней инстанции.
Такое положение вещей приводит к непреодолимому многообразию и расхождению философских позиций и взглядов по одним и тем же вопросам. Они конкурируют между собой, но преодолеть друг друга теоретически не могут. При всей гибкости философского мышления всё равно не хватает аргументов в пользу окончательного утверждения той или иной позиции. Все философские обобщения с неизбежностью имеют статус гипотез. Это там, где речь идёт об объяснении реальности.

Ещё трудней найти общий язык в пропаганде и оправдании тех или иных жизненных смыслов, оценок целей, идеалов. К этому философия также всегда имеет прямое отношение. Данное внутреннее многообразие философии, его неуничтожимость именуется философским плюрализмом (от латинского pluralis - множественный). Это ещё одна из особенностей философии.

Разные философы идут в ней разными путями, используя порой совсем различные средства. Имея ввиду эту сторону философии, сербский писатель-сатирик и драматург Бранислав Нушич в своей пьесе "Доктор философии" шутил: "Философия – это когда ты не понимаешь, что говорю я, а я – что говоришь ты". А упоминавшийся уже нами американский философ У. Джемс констатировал: "История философии является в значительной мере историей своеобразного столкновения человеческих темпераментов... От темперамента зависит значение и убедительность, приписываемые философом тем или иным аргументам; темперамент влияет подобно фактам или принципам, побуждая выбирать более мягкую или суровую точку зрения на мир" .
Если философия, не в пример науке, не может дать единой для всех точки зрения на реальность, то в чём её польза? Не является ли она одним из дополнительных стимулов к межчеловеческой розни и противостоянию? Нет, не является! Наоборот, она учит мыслить широко, гибко, не догматично, избавляет нас от излишней самоуверенности, фанатизма в вопросах мировоззрения, жизненных позиций, жизненного выбора.
Философия делает нас чуткими к разнообразным аргументам и стимулирует культуру мышления в целом. Она приучает к уважению различных разумных и гуманных точек зрения, помогая понять и оценить всю сложность природы человеческого существа. Она даёт возможность увидеть в человеке своеобразное чудо природы и утвердить человеческое достоинство на должном уровне. Она учит нас брать на себя груз осмысленного отношения к реальности и не идти на поводу у расхожих мнений. Она избавляет нас от бездумного, стадного отношения к жизни, дает нам уроки демократии мышления, освобождая от влияния дутых авторитетов. В этом смысле она делает нас свободно, независимо мыслящими людьми, открытыми для любых позиций и мнений. Разумеется, если эти мнения выдерживают надлежащую философскую критику.
В философии нет ничего бесспорного. И совсем не всё, что мы в ней можем найти – истина. Но истина не преподносится на блюдечке, в готовом виде. Истина – это поиск, это вдохновение, это ответственность за всякое высказываемое мнение. Разумеется ответственность интеллектуальная, а не уголовная.
Так что собой представляет философия? К какой сфере культуры её следует относить – к науке, искусству или религии? Ответ очевиден. Философия – вполне самостоятельный, самобытный вид мыслительной деятельности. Обладая сходством с другими её видами, она, тем не менее, утверждает себя на своих собственных основах. Так, как это соответствует её предназначению. Иными словами, философия не наука, не художественное слово, не религия. Философия – это философия. И только! Таков вывод, итожащий рассмотрение основных особенностей философии.

Подведём же последнюю черту под всеми нашими рассуждениями относительно философии и выделим самое важное из того, к чему мы с вами пришли:

Возраст философии – примерно 2500 лет.

Философия как явление возникает и существует отнюдь не случайно, но вполне закономерно там, где для этого появляются надлежащие условия.

Философия – это особый род мыслительной деятельности, разрабатывающий наши представления о мире в целом и месте человека в нём.

Конечная цель философии (предназначение) сформировать наше самосознание на основе глубокого понимания природы мира и человеческого существа.

Функция самосознания – правильно ориентировать человека относительно самого себя, относительно своих способностей, возможностей и перспектив исторического существования.

Философия имеет ввиду не личные стороны самосознания конкретного индивида (например, некоего Иванова относительно его личных житейских обстоятельств), а более глубокие, общие людям вообще его основы.

Философия имеет ряд общих черт и отличий относительно науки, художественного слова (литературы), религии, но является совершенно самостоятельным видом мыслительной деятельности.

Особой самобытной чертой философии следует признать её плюрализм.

Философия развивает: а) культуру мышления человека; б) культуру отношения к другим мнениям; в) укрепляет позитивный критический дух; г) способствует интеллектуальной независимости личности; д) прививает представление о сложности и ценности человеческой личности при условии её гуманной ориентации относительно других людей и общих принципов человеческого общежития; е) повышает чувство человеческого достоинства у осознавших и усвоивших всё это.

Философское мышление имеет ряд особенностей, отличающих его от научно-технического, экономического, политического, художественного и других форм мыслительной деятельности. Философское мышление направлено на выявление самого существенного в мире и поэтому самого важного для человека и его жизни.

Вся проблематика философского мышления строится вокруг феномена человеческого существования в мире, обществе.

Философское мышление – это высший теоретический уровень отображения реальности в сознании человека. Важнейшими задачами философского мышления является поиск целого, общего, универсального порядка, красоты, гармонии, истины. Философское мышление является самым предметно-масштабным. Философское мышление ориентировано не только на раскрытие общих принципов и законов познавательного и практического взаимодействия человека с миром, но и на постижение смысла жизни человека, ценностей и перспектив его существования в изменяемом им мире.

Основные особенности философского мировоззрения:

1. Рефлексивность. (р. – приобретенная способность сознания сосредоточиться на самом себе). Философское мышление представляет собой рефлексию над всеми сферами жизни общества, благодаря чему выявляются основные законы его развития. Оно функционирует и развивается на основе анализа характера и значения других форм мышления (обыденного, научного, политического, художественного, экономического и др.) и выступает в качестве мышления о самом мышлении.

2. Целостность – направленность на объединение, многообразие человеческой жизни (личной, социальной, духовной). философское мышление отличается наивысшей степенью полноты воспроизведения в сознании общих условий существования любого явления, высшей степенью (предельным масштабом) абстрактности (теоретичности) своих идей, положений, выводов (знаний), наиболее глубоким, целостным и полным познанием истины.

3. Критичность. Философское мышление критично по своей сути. Представляя собой эпоху, схваченную в мысли, философия в лице своих творцов осмысливает и содействует преодолению образцов культуры, ее доминирующих стереотипов, утративших свое значение для современности, обосновывает и распространяет новые ценности жизни.

Особенность творческого характера философского мышления проявляется в способности заглядывать в далекое будущее, прогностических догадках и предположениях, на века и тысячелетия опережающих время. Примером этого может служить идея атома (Левкип, Демокрит, Эпикур и др.), на 2,5 тысячелетия опередившая возникновение атомной теории.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм -- философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил -- Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм -- тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Типы философского мировоззрения:

1. Один из важных вопросов в философии – вопрос о том, разделен ли мир на материю и дух, и если да, то что первично.

1. Два основных типа – идеализм и материализм.

Идеализм – это учение о том, что началом всего существующего является дух, идея, сознание, т. е. нечто идеальное.

Две разновидности: Объективный и. , субъективный и.

Объективный и. (Платон, Гегель) – полагают, что идеальное существует объективно, т. е. независимо от человека.

Субъективный и. (Беркли, Юм) – считают идеальное формами внутреннего человеческого опыта.

Материализм (создатель Демокрит; представители: Ф. Бэкон, К. Маркс) – это учение, признающее первичным исходным началом всего существующего материю.

Декарт – дуализм. Считал, что одновременно равноправно существуют тело и душа, материальное и идеальное. Дуализм – это учение, признающее равноправное существование и материального и духовного начала.

2. Важное значение в философии имеет вопрос о возможностях познания мира и в этом вопросе философы делятся на агностиков, представителей рационализма и представителей сенсуализма.

Агностики - представители агностицизма (непознаваемости)), отрицают возможность познания мира и мыслителей, признающих, что мир познаваем в той или иной форме.

Рационализм (разум) – направление, представители которого полагают, что человек познает мир, прежде всего, с помощью разума (Декарт). Основной способ познания – дедукция.

Сенсуализм (чувства) – направление, представители которого полагают, что основной способ познания мира – чувственное восприятие (Джон Локк).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 4. Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения.:

  1. 4.Специфика философского мышления. Типы философского мировоззрения.
  2. Мировоззрение: понятие и сущность. Специфика философского мировоззрения.
  3. 3. Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование. Понятие «предельное (метафизическое) вопрошание и предельное противоречие (антиномия)».

Существует очень широкий спектр философских идей, учений, дисциплин. Исходя из этого, можно ли говорить о существовании общего метода философского познания?

Принципиально что впервые именно в рамках философского познания метод начинает восприниматься как самостоятельная проблема. Вне философии интеллектуальная деятельность направлена прежде всего на какой-то практический результат. В философии – прежде всего на процесс познания, на самонаблюдение способа, которым человек пользуется для решения каких-то вопросов. Это и есть проблема метода.

Важнейшим достижением философского осмысления проблемы метода познания в эпоху классики явилось обоснование двух фундаментальных идей:

1) философия реализует свои познавательные и объяснительные возможности в форме рефлексии над фундаментальными характеристиками сознания и универсалиями культуры. Рефлексия – это мыслительная процедура, которая заключается в фиксации и исследований опыта сквозь призму внутренней жизни сознания самого исследователя. При этом содержание опыта рассматривается в таких ракурсах, как 1) механизмы восприятия и обработки информации, 2) личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), 3) способы поведения, 4) психоэмоциональные реакции. Рефлексия и формализация – две интеллектуальные стратегии обращения с абстрактными сущностями. Первая характерна для гуманитарного познания, вторая – для е/научного

2) Во-вторых, был сформулирован вывод о том, что метод познавательной деятельности (в том числе и в философии) должен быть скоррелирован с ее предметом. Зависимость метода от предмета .

В процессе исторического развития философии разрабатывались различные методы познания. Диалектический метод Платона, опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, диалектико-материалистический метод К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д.

Обычно выделяют два основных метода философствования: метафизический и диалектический.

Метафизический метод познания является не столько собственно философским, сколько научным методом исследования природы и социальных объектов. Он возник в эпоху Нового времени в контексте великой интеллектуальной революции, давшей миру классическое естествознание. Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводятся к перемещению в пространстве. Метафизический метод ориентировался на фиксацию объективной устойчивости и неизменности вещей . В соответствии с новой картиной мира метафизический метод мышления оказался связанным с абсолютизацией таких познавательных приемов и процедур, как анализ , эксперимент , классификация и систематизация исследуемых явлений природы. Его характерными чертами стали абстрактность, односторонность, абсолютизация тех или иных моментов в целостном процессе познания.



Диалектический метод формируется уже в античной философии в структуре так называемых сократических диалогов. Слово диалектика (от греч. dialego - искусство вести беседу, спор) означает прежде всего философский диалог как полемический способ изложения философских идей. Классический философский диалог

§ имеет полемическую направленность,

§ предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций,

§ представляет собой рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины.

Особое понимание диалектики развивает Аристотель. Диалектика у Аристотеля как форма дедуктивно-аксиоматического размышления, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство

Наиболее развитой формой диалектического метода в рамках классической европейской философии была диалектика Г. Гегеля . Диалектика, согласно Г. Гегелю, основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей.

Таким образом, диалектический метод ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта.

В постклассической философии проблема метода усложняется. Современная философия заявляет о кризисе рефлексивных форм философствования . В качестве методов современного философствования порой провозглашаются «различные формы артикуляции парадоксов» (А. Шопенгауэр), «диалогическое воображение» (Э. Левинас), «интерпретация» (Г. Гадамер), «конструирование повествовательных интриг» (П. Рикер), «террористический способ расчленения сущего и понятия» (Ж. Делез) и др.

Обобщим. В отличие от «обычных» наук и обыденного сознания философия стремится зафиксировать в языке своих категорий представление о культуре, природе, мире в целом как целостности. Философия – это искусство мышления об общих, универсальных, интегральных предметах. Если научная дисциплина, как правило, стремится так сказать, «разрезать» свой предмет, то философия – наоборот, обобщить,.

Важно указать и такую черту философского мышления, как творческий характер. Творческая и продуктивная природа философского мышления обнаруживает себя в социальных прогнозах, в сочинении «утопий» и «антиутопий» - моделей будущего идеального или, наоборот «антиидеального» общества, нужных в качестве ориентира или предостережения человечеству, в предсказании путей научно-технического развития.

Творческая и креативная направленность философского мышления определяет наличие такой важнейшей его характеристики, как критическое осмысление реальности и неприятие укоренившихся догм и стереотипов сознания.