«Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения). Конспект «Экскурсия в историко-художественный музей I

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного

находим.

КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

с детьми подготовительной группы

Цели:

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Новохоперска;

Знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т.п.)

Ход экскурсии

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).

Воспитатель дополняет и утончает ответы детей.

Город Новохопёрск ведет свое летописание с середины 17 века, когда в Прихопёрье были образованы казачьи городки: Пристанский, Беляевский, Григорьевский. Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина в городке Пристанский сосредоточился повстанческий отряд разинского атамана Никифора Чертка. С осени 1695 до весны 1696 года на территории Воронежского края по указу царя Петра 1 было основано несколько судостроительных верфей первой в России Азовской военной флотилии, это положило начало созданию русского военно-морского флота. Одна из судоверфей располагалась на реке Хопер Пристанского городка.

В 1710 году по указу Петра 1 на месте Пристанского городка основывается военная крепость. С этого времени начинается летоисчисление города Новохопёрска.

С 1779 года город Новохопёрск становится уездным центром. На гербе изображалась река в зеленом поле с надписью "Новый Хопёр". В период с конца 18 до середины 19 века город жил тихой размеренной жизнью, типичной для России этого периода. В период крымских войн в Новохопёрске был сформирован Хопёрский казачий полк, отличившийся в боях с турецкими войсками на Балканах. Последние десятилетия 19 века - годы интенсивного строительства и обновления города Новохопёрска. Развивается судоходство по реке Хопёр, увеличивается грузооборот по перевозу пшеницы, спирта, леса, расширяется хлебная торговля, открываются конторы по скупке хлеба. В 1866 году из Михайловской станицы в Новохопёрск была переведена Богоявленская ярмарка. Воздвигались православные храмы, строились промышленные предприятия, образовательные и медицинские учреждения. Воскресенский собор воздвигнутый в 1861 году, построен на средства купца В М. Степанова по типу проектов церквей архитектора К. Тона. действует и поныне.

В 1895 год - была проложена железная дорога Валуйки - Поворино, прошедшая через Новохопёрск. 20 век принес с собой огромные изменения в жизни России. Революции 1905, 1917 годов, первая и вторая мировые войны прошли кровавыми тропами по истории Новохопёрского края, но именно эти годы стали и знаменательными В разное время с 1900 по 1920 годы Новохопёрский край посетили известные люди: художник С.Петров-Водкин, композитор С.В Рахманинов, писатели Аркадий Гайдар, Андрей Платонов, им здесь был собран материал для романа "Чевенгур".

открывается мемориал-комплекс посвященный 30-летию Победы, Аллея Героев к 55-летию Победы. Начиная с середины 20 века район и город развиваются и расширяются.

На территории района действуют ряд предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Один из крупнейших в России Елань-Коленовский сахарный завод, завод растительных масел, молокоперерабатывающий завод, два спиртовых завода, консервный и ремонтно-механический заводы. Продукция предприятий нашла своих потребителей, высоко оценена на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время на территории района проживают более 50 тысяч человек. Природа Прихопёрья славится своей первозданностью. Реки края Хопер, Савала, Елань, Татарка признаны экологически чистыми в России. Хопёрский государственный заповедник славится своей уникальной флорой и фауной далеко за пределами России. Гостям края предоставляется прекрасная возможность: полюбоваться чудесными пейзажами, увидеть красоту Прихопёрья, познакомиться с достопримечательностями края.

Дети начинаю осмотр с посещения исторического отдела

Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе –это печь. Как вы думаете, почему? (Ответы детей ). Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, место где спали. Рядом с печью строили голубец - для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Ребята, посмотрите куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособление- ухват.

У каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам, воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло .

А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. А вот это ткацкий станок, на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти . Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки) , короба, головные уборы.

Посмотрите, в центре комнаты, что стоит на столе? Да, это самовар. Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

В годы Великой Отечественной войны более 8 тысяч новохопёрцев встали на защиту государства. 13 новохопёрцев стали Героями Советского Союза. В 1943 году в Новохопёрске формировалась отдельная чехословацкая бригада под командованием Людвига Свободы. В послевоенный период на территории Новохопёрского края открываются памятники и мемориальные доски основным историческим событиям, в 1924 году на ст. Новохопёрск устанавливается первый в области памятник В.И. Ленину отлитый на ремонтно-механическом заводе Новохопёрска, в городе создаются Советско-чехословацкий и краеведческий музей, Благодаря акции « Бессмертный полк» в музее появилась стена памяти с фотографиями солдат защищавших нашу Родину!

На этой экспозиции вы видите предметы военных лет. Здесь вы уже видите предметы, которые знаете: полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.

По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:

Как называется музей?

Что вы видели в музее?

Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.

ЭКСКУРСИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»

Евтухова О.А.

Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.
«Добро пожаловать в музей!»
(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной дея-
тельности воспитанников.
Задачи:
- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и уг-лубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонирова-нием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего го-рода.

Рассказ об истории музея.
Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом го-ду краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.
Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, ко-торые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.
- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:
Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.
Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.
Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображаю-щие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.
Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.
Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?

Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)
Экскурсовод:
Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.
- Как раньше жили ханты?
-Какую одежду носят ханты?
- Чем любят заниматься ханты?

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.
- В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)
-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Синельная Рената
Конспект экскурсии в краеведческий музей

КОНСПЕКТ

ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Цели :

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа :

Знакомство детей с историей возникновения города Барабинска;

Формировать "образ музея ", приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь : экскурсовод , экспонаты, коллекция.

Разработка воспитателем маршрута. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее .

Условия : время проведения- октябрь.

Ход экскурсии

Сегодня я расскажу вам, что такое музей , и мы с вами побываем в самом настоящем музее .

Итак, музей - это то место , где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать» : о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим : «Экс-по-на-ты»

- Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, посмотрите сюда (показывает тематический альбом, краеведческие музеи , в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в Осе тоже есть такой музей .

В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.

Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?

Сбор таких предметов называют коллекцией.

Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях . И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией : картин, посуды, монет и т. д.

И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей , но музей не обычный .

Я вас приглашаю на экскурсию в наш Барабинский краеведческий музей .

Ребята, а что такое экскурсия ?

-Экскурсия – это поход в музей для того , чтобы узнать что-то новое и интересное.

Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом .

Ребята, но прежде чем идти в музей , мы должны с вами узнать как можно себя вести в музее и как нельзя . Как вы думаете?

Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея . Когда говорит экскурсовод , нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка» ,то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.

Вам понятны правила поведения в музее ?

Надеюсь, вы будете их соблюдать.

А сейчас подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее . (знакомит детей с мини, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т. д.)

На этом наша экскурсия заканчивается .

Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали.

Надеюсь, вам понравилась наша экскурсия ?

Публикации по теме:

Цель: формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать.

г. Купино "Видел я предметы быта Из ожившей старины. Для меня теперь открыто Прошлое моей страны!" Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему.

Город Саки богат своей исторической культурой. В нем установлено большое количество памятников, есть музей. Существуют памятники архитектуры.

Непосредственное знакомство дошкольника с коллекциями музея- подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие.

КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

с детьми старшей группы

Цели:

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Воронежа;

Формировать "образ музея", приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция.

Разработка воспитателем маршрута. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее.

Условия : время проведения- ноябрь.

Ход экскурсии

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. Что такое музей? (ответы детей.) Верно. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.

Вы бывали в музеях? В каких? Что видели? (ответы детей).

Сегодня мы побываем в Воронежском краеведческом музее и посмотрим выставку экспонатов. А, кто знает, что такое выставка и экспонаты? (ответы детей – когда нам что-то показывают)

Да , выставка – это показ предметов, выставленных для публичного обозрения, а экспонаты – это те предметы, которые выставлены для обозрения.

А кто водит посетителей по залам музея и рассказывает о коллекциях музея? (Ответы детей: экскурсовод).

Молодцы, а теперь давайте вспомним, как надо вести себя в музее и других общественных местах. (ответы детей - В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.

Воронежский губернский музей, родоначальник Воронежского областного краеведческого музея, был открыт осенью 1894 года. С первых дней своего существования в 1894 году и до наших дней этот музей был и остается одним из крупнейших центров историко-культурного наследия Центрального Черноземья. Более 3000 экспонатов, отражают различные аспекты истории, культуры и природы родного края, вызывают неподдельное восхищение и уважение к удивительно колоритной истории и культуре Воронежской земли.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году в здание находился военный госпиталь.

Гражданская война и Великая Отечественная война 1941–45 годов нанесли колоссальный ущерб городу, не пощадив и музеи. Работниками музея была развернута активная деятельность по спасению гибнущих исторических и художественных ценностей. Но во время Великой Отечественной войны только незначительная часть фондов была эвакуирована в Казахстан и Сибирь, а оставшиеся коллекции в основном погибли. В 1943 году музей возобновил свою деятельность. В 1948 году музею было возвращено принадлежавшее ему ранее здание, в котором был также размещен Музей изобразительных искусств. Спустя несколько лет музею было выделено отдельное здание по улице Плехановской, в котором он размещается и в наше время. . В отделе истории представлены материалы по истории Воронежского края по темам: археология, основание Воронежа, эпоха Петра I, Воронеж в ХVIII-ХIХ веков, Воронеж в конце ХIХ - начале ХХ веков, современная промышленность Воронежа и многие другие. Здесь же открыты два выставочных зала для постоянно меняющихся тематических экспозиций.

«Сегодня музей насчитывает около 170 тыс. экспонатов. В нем 18 залов, несколько выставок « История Воронежского края», « Оружие восьми веков Х II - ХХ вв», « Царство животных», « Крылатое чудо» В коллекции музея есть предметы с археологических раскопок «Частых курганов» и «Хозарского городища.

Остановка 1: Археология.

Все начинается с древних времен, первый небольшой зал – Археология 1.

Эпоха позднего палеолита. Мезолит. В нем размещается схема палеолитических памятников.

Так же в этом зале стоят бюсты, изображающие примерный внешний вид древних людей, проживающих на территории современной Воронежской области.

На отдельном стенде лежат кости древних животных, в основном мамонтов, но есть череп шерстистого носорога и рог тура.

Остановка 2: Археология 2

Этот зал тоже посвящен древним временам –Неолит. Энеолит. Эпоха бронзы.

На стендах в этом зале лежат найденная посуда и инструменты тех времен. Отдельно находятся остатки керамики эпохи бронзы III-II век до нашей эры.

Отдельно хочется сказать слово о древних рыболовах. Счастливые это были люди! Судя по крючкам, которые представлены в экспозиции музея, наши предки были весьма амбициозными добытчиками пищи. Природа позволяла им выуживать не ту мелочёвку, что таскают нынешние любители рыбалки, а трофеи, которыми можно было питаться не один день. Это можно удвидеть и по фотографиям самих рыб, и по крючкам, которые представлены на стендах.

Останова 3: Археология 3

Этот зал посвящен Кочевым народам раннего железного века. Древним славянам.

Здесь длинный стенд, отображающий находки разных времен, начиная от предскифского периода IX-VII до нашей эры до периода, когда на территории Воронежской области начали жить древние славяне VII-X века нашей эры.

Отдельно на целую стену весит изображение реконструкции Маяцкой крепости IX-X веков.

Остановка 4 Основание Воронежа.

Четвертый зал, посвящен основанию Воронежа. Официально год основания 1586, в этот год была построена крепость. Хотя до крепости здесь уже было поселение.

В этом зале есть карта Русского государства и Крымского ханства первой половины XVI века. Монеты, доспехи, документы и прочие вещи того времени.

Остановка 5: Петровские времена

Пятый зал связан со временем, которым, видимо, особенно гордятся воронежцы. А именно – с периодом кораблестроения в Воронеже. Это время, когда по указанию Боярской думы и Петра I начал строиться военно-морской флот.

В зале есть макет первого российского линейного корабля Гото Предестинация, его воссозданная копия стоит у Адмиралтейской площади и является кораблем-музеем.

Также есть пример того, как выглядели Воронежские верфи того времени. Они работали 1696 по 1711 год, пока река Воронеж не обмелела. После этого была построена новая верфь ниже по течению в селе Таврово .

Остановка 6: Кораблестроение в Воронеже.

Шестой зал тоже связан с кораблестроением в Воронеже. При переходе к нему проходишь небольшую комнату. В ней находятся якорь, пушка, схемы, картины и другие вещи, связанные с военно-морским флотом того времени.

В самом зале представлено оружие. Схема восстания на Дону 1707-1708 годов. Копия посмертной бронзовой маски Петра I рядом с его портретом.

В зале с маской Петра Великого и маской его руки очень много портретов других деятелей того времени с описанием их жизни и тем, как они относятся к Воронежу.

Казалось бы, где Петр I - и где Воронеж? Однако монарх не коротал все свои дни в центре России или в строящемся Петербурге. Он заботился не только о флоте на Балтике, но и на Черном море.

20 октября 1696 года Боярская Дума постановила начать строительство первого в истории России государственного военно-морского флота. По указу Петра I в Воронеже было создано Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон. К весне 1699 года были спущены на воду 10 кораблей, 2 галеры, 2 небольших судна и 4 парусные лодки...

Остановка 7: Воронежский край в начале XIX века.

В этом зале находится небольшая экспозиция, изображающая одну из комнат дворян того времени, а напротив неё весит крестьянская одежда.

Здесь стоят вазы, посуда, вещи, связанные с православием. Оружие, в том числе, комплект для дуэли.

Остановка 8: Жизнь Воронежской губернии в XIX – начале XX века.

Тут находится инсталляция крестьянской избы. Отдельно стоят вещи, представляющие быт того времени. В конце зала стоит макет паровоза и вещей, связанных с железными дорогами.

Остановка 9: Гражданская война 1917-1922 годов.

Стены здесь красные, видимо, под цвет флага большевиков. На стенах висят листовки, плакаты и фотографии революционного времени. Есть пулемет и аппарат из подпольной типографии, медали, оружие, сабли, мортиры!

Вот и легендарная тачанка, на которых по воронежским степям гоняли разные разбойные банды и доуничтожали белых. Надо сказать, во время Гражданской войны город дважды занимался войсками белых, первый раз в сентябре 1919 года Донским корпусом К. К. Мамонтова и в октябре 1919 года отрядами А. Г. Шкуро. Однако оба раза быстро освобождался.

Первая мировая отличилась и карикатурами. Забавное было у наших предков чувство юмора! На открытке, которую прислал с фронта в родной Воронеж солдат российской армии, изображены доблестно отступающие войска противника.

Вообще, в Воронеже, как в не самом отдаленном от фронтов Первой мировой, располагались госпитали и было очень активно общество Красного креста.

Удаленность от центра - города Москвы и Петербурга не повлияла на события 1917 года. В Воронеже тоже все было весьма жестоко и кроваво. 30 октября 1917 года после восстания 5-го пулеметного полка, расположенного в Воронеже, власть перешла к большевистскому военно-революционному комитету во главе с А. С. Моисеевым.

Остановка 10: денежные знаки России XIX – ХХвв.

В зале представлены первые царские деньги,много денег Временного правительства, затем идут учетные билеты, билеты казначейства и всякие «деньгозаменители» времен Гражданской войны.

Представлены несколько копилок. Возле них - монеты, которые в таких копилках держали. И, кстати, закапывали прямо в этих жестяных баночках. Клады в Воронежской земле нередки, потому что история здесь была весьма бурной, и, как водится, люди предпочитали хранить деньги отнюдь не в сберегательных кассах.

Остановка 11: Воронеж космический.

Воронеж оказывается тесно связан с отечественной космонавтикой. Вот информация из википедии:

В конце 1950-х годов на воронежском предприятии КБХА был разработан кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна», который позволил в 1959 году впервые в мире достичь второй космической скорости. На основе двигателя РД-0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту.

В этом зале находятся экспонаты космической отрасли и, в том числе, макет двигателя РД-0109.

Остановка 12: Выставка “Оружие восьми веков (XIII-XX века)”.

В зале за стеклом располагаются различные военные доспехи и форма, сабли и ружья, а также другое холодное и огнестрельное оружие.

Остановка 13: Выставка « Крылатое чудо»

В этом зале вы увидитесь с миром бабочек и интересными образцами членистоногих животных мировой фауны и частных собраний ряда Воронежских коллекционеров.

Эта выставка знакомит с необычайно ярким и многообразным миром насекомых нашей планеты. Выставлено более 3500 наиболее интересных и знаменитых представителей бабочек, жуков, стрекоз и некоторых других насекомых. Представлены также пауки-птицееды и скорпионы. Удивительная экспозиция заинтересует не только детей, но и взрослых.

Остановка 14: « Царство животных»

На этой выставке можно познакомиться с фауной Воронежской области, рассмотреть вблизи чучела зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся, а также увидеть археологические находки - фрагменты скелетов доисторических животных: кости мамонтов и тригонтерий, зубы акул и др.

В конце нашей экскурсии я хочу сказать следующее

Тип проекта:
— по деятельности учащихся – творческий проект;
— по дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
— по доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентировочный проект;
— по продолжительности – трёхдневный.
Основная цель: пробудить интерес учащихся к теме проекта, очертить круг проблем и обозначить пути их решения.
Задачи урока:
— образовательные: продолжить работу над формированием умения применять полученные знания на практике;
— развивающие: создать условия для расширения кругозора учащихся, пополнения их словарного запаса, развития речи, памяти и внимания;
— воспитательные: продолжить работу над умением критично относиться к собственным достижениям, над воспитанием самостоятельности и творческой активности.
Оборудование урока: набор открыток «Зоологический музей Санкт-Петербурга», толковые словари, журналы о животных, карточки с вопросами, тетради для творческих работ, папки для сбора материала по проекту, компьютер, экран, презентация,

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Проверка знаний учащихся по теме (погружение в проект) – 3 мин.
3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (организация деятельности) – 4 мин.
4. Физкультминутка 1 мин.
5. Усвоение новых знаний (осуществление деятельности) – 15 мин.
6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала (презентация, выступление творческих групп) – 15 мин.
7. Подведение итогов – 2 мин.
8. Рефлексия – 1 мин.
9. Объяснение домашнего задания – 2 мин.
10.Организационный конец урока – 1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент — 1 мин.
— Добрый день! Рада вас видеть. Проверим готовность к уроку… Садитесь!
Ученики входят в кабинет и встают у своих мест. Проверяют наличие необходимых предметов на партах и садятся.

2. Проверка знаний учащихся по теме:
погружение в проект. 4 мин.
— Давайте вспомним нашу недавнюю экскурсию. Где мы побывали?
В Зоологическом музее. (Слайд презентации)
— Какие экспонаты представлены в этом музее?
Чучела животных.
— Кому особенно может быть интересен этот музей?
Людям, интересующимся жизнью животных.
— Какие сведения об этом музее вам особенно запомнились?
Вспоминают рассказ экскурсовода об истории возникновения музея.
— Какие места нашего города также могут быть интересны любителям животных?
— Океанариум, дельфинарий, зоопарк… (Слайды презентации)

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности:
организация деятельности. 4 мин.
— Некоторые из этих мест мы с вами уже посетили. Нам повезло, что мы живем в Санкт-Петербурге и имеем возможность всё это увидеть собственными глазами. Но люди, живущие далеко, лишены этой возможности. Что мы можем для них сделать?
Написать об экспонатах, провести заочную экскурсию по музею.
— Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
Узнать об истории Зоологического музея, какие экспонаты там находятся, продумать маршрут, распределить выступления, подготовить рассказ об одном из экспонатов.
— Давайте станем экскурсоводами. Кто такой экскурсовод?
— Где можно уточнить значение этого слова?
Анализ значения слова «экскурсовод» на основе его состава и поиск значения в толковом словаре. (Слайд презентации)
Мы начинаем проект «Экскурсия в Зоологический музей». Сегодня на втором уроке каждому предстоит написать главу научно-популярной книги об одном из экспонатов Зоологического музея. В чем особенность научно-популярной литературы?
Содержит точные сведения, но интересные для широкого круга читателей.

4. Физкультминутка. 1 мин.
— Перед началом работы немного отдохнём.
Ученики выполняют упражнения и расходятся по группам, выбирают руководителя группы.

5. Усвоение новых знаний:
осуществление деятельности. 15 мин.
Учитель предлагает руководителям групп выбрать задание из набора открыток «Зоологический музей Санкт-Петербурга». (Слайды презентации).
— Как вы думаете, сколько частей будет в вашем сочинении? Какие части?
Три части: вступление, основная часть, заключение.
— О чем нужно написать в первой, второй, третьей части?
О музее, описание экспоната (в помощь даётся карточка с вопросами), впечатление, где можно увидеть экспонат.
— Где можно взять информацию?
— Энциклопедии, журналы, взрослые, библиотека, интернет.
— Вам даётся 12 минут для подготовки устного сочинения-описания экспоната. Представьте, что вы экскурсоводы.
Учащиеся работают в группах. Весь собранный материал помещают в проектную папку. (Заключительный слайд презентации).

6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала: презентация, выступление групп. 16 мин.
— Итак, заслушаем подготовленные выступления.
Выступление групп, сдача проектных папок.

7. Подведение итогов. 1 мин.
— Итак, чему был посвящён наш сегодняшний урок?
Проекту «Экскурсия в Зоологический музей».
— Какую цель поставили?
Подготовить заочную экскурсию в Зоологический музей.

8. Рефлексия. 1 мин.
— Поднимите руку те, кто остался доволен своей работой на уроке?
— За что себя можешь похвалить?
— Поднимите руку те, кому тяжело было на уроке?
— Что именно тебе хотелось бы изменить?
— Чьё выступление особенно понравилось вам?

9. Объяснение домашнего задания. 1 мин.
— Мы прослушали все ваши выступления. На следующем уроке каждый напишет сочинение об экспонате в тетради для творческих работ. А потом мы составим план экскурсии и проанализируем ваши работы.

10. Организационный конец урока. 1 мин.
На уроке используется презентация. Она поможет провести данный урок: восстановить в памяти учащихся самые яркие моменты прошедшей недавно экскурсии, сделать выбор темы сочинения, дать положительный эмоциональный настрой на работу. На уроке она используется в течение 10 минут.