Индустриальное развитие мира в первой половине XX века. История кардинальных изменений в первой половине хх века

Кардинальные изменения в культуре ХХ в. нашли свое воплощение в сфере искусства, где происходит поиск новых форм, стилей, идейно-художественных принципов, ему присуща широкая стилевая дифференциация при отсутствии господствующего стиля. Поэтому современную художественную культуру характеризуют как конгломеративная.

Искусство ХХ века продолжает развивать практически все созданные способы художественного постижения мира. В связи с огромным разнообразием художественных направлений, стилей, характеризующие Новую эпоху, рассмотрим сначала особенности искусства первой, а затем второй половины ХХ века.

Искусство первой половины ХХ века

Многочисленное количество непохожих между собой, противоречивых художественных направлений в мировом искусстве XX века обозначают как модернизм, или современное искусство, в котором полностью потеряно связи традиции и создается нечто совершенно новое, никогда ранее не было выражено художником, а сходство с реальностью является минимальной по принципу: чем меньше реальной жизни в искусстве, тем больше оно является искусством.

Искусство модернизма стало своеобразной оппозицией технократического мышления и сциентизма. Попытка выйти за пределы рациональной деятельности способствовала абсолютизации спонтанного, интуитивного диалога человека и мира. В рамках этой тенденции утверждалось мировосприятие, основанное на эмпатии - способности человека к глубокого сочувствия, постижению бытия через интенсивное эмоциональное прозрения. Это привело к появлению таких стилевых форм как фовизм, дадаизм, абстракционизм, ташизм, орфизм, сюрреализм и т.

Художники, чтобы привлечь к себе внимание, постоянно должны быть оригинальными, изобретательными, обогащая арсенал своих изобразительных приемов. Одни направления модернизма абсолютизировали объективное содержание образа (натурализм), его формальную сторону (формализм), другие - психологические истоки (литература "потока сознания"), эмоциональную насыщенность (экспрессионизм).

В целом многочисленные течения модернизма: кубизм, фовизм, неоимпрессионизм, экспрессионизм, символизм, футуризм, имажинизм, сюрреализм, конструктивизм, абстракционизм, поп-арт, примитивизм и другие - отошли от традиции внешнего сходства при изображении жизни. Основная черта модернизма - метафорическая построение образа по принципу ассоциативности, свободной соответствии выразительных форм настроениям и переживаниям. Иными словами, люди искусства XX в. сознательно отказались последовать реальному миру, а начали создавать свой искусственный мир, живущий по законам их фантазии и интеллекта. Отказываясь от традиций в искусстве и считая формальной эксперимент основой своего творческого метода модернисты развивали искусство под знаком уничтожения образности в пользу абстракции, аллегоричности, деформации и примитивизма.

Создание новой реальности искусством признавалось на уровне манифестов различных модернистских течений. Так, один из основателей эстетики модернизма К.Фидлер подчеркивал, что искусство не призвано проникать в никчемную реальность; его цель - создание новой действительности, порождает многочисленные условные формы. Со временем возникает тенденция к формированию беспредметного искусства.

Первым художественным направлением, в котором реализовались основные положения эстетики начала XX в., Считают фовизм (от франц. - Les fauves - дикий). Картины А. Матисса, Ж. Брака, А. Фриеза отличались необыкновенно яркими цветами, что поглощали природные очертания предметов, а также намеренно грубым искажением форм. Это и дало основание представителей этого направления назвать дикарями. Фовизм отмечался эмоциональной направленностью в художественном отражении мира, стихийностью ритма и интенсивности цвета. Он стал первым толчком к развитию нереалистичного искусства.

Одним из самых самобытных направлений искусства XX века считается кубизм, учредителями которого стали П. Пикассо и Ж. Брак. Сложность реальности и человека кубисты пытались представить в простых геометрических формах и их пространственных сочетаниях (кубы, треугольники и т.д.), что привело к деформации предметов, расщепление объектов на геометрические объемы. Признаками кубизма можно считать: геометризацию линий и форм, деформацию, плоскостность изображения, асимметрию. Для творчества кубистов характерны отказ от желания изображать вещи такими, какими они предстают перед нашим зрением; попытка строить картину из отдельных першоформ; не имитация внешности, а создание конструкции; избавление от зависимости живописи от зрения, что порождает лишь иллюзию и обман. Для кубистов форма всегда была приоритетной по отношению к сюжету. Кубистический принцип отображения привел искусство Провозгласив отказ от изображения жизни, это направление модернизма ознаменовал завершение искусства в его классическом понимании.

В начале ХХ века в Италии и Франции сформировался такое направление искусства как футуризм (от лат. Futurum - будущее), который тоже провозгласил свою оппозиционность реалистичным течениям. Первый Манифест футуризма был опубликован в 1909 году в Париже итальянским поэтом Ф. Маринетти. Футуризм пытался найти и ввести в художественную практику новые формы для отображения ускоренного темпа жизни и процесса индустриализации общества, которые, по их мнению, были признаками нового времени. Возлагая реальные надежды на возможности техники, футуристы считали, что традиционную культуру следует преодолеть путем технизации, урбанизации и научных достижений. На творчество художника-футуриста автомобиль, поезд, самолет вдохновляли больше, чем шедевры античного искусства, природа и чувства. Формой существования культуры XX в. футуристы считали движение, воплощался как в мобильности новых средств связи, динамике новых машин и механизмов, так и в бунтарстве масс, социальных конфликтах. Этот абсолютный движение они стремились выразить средствами искусства, в частности - путем наложения его последовательных фаз на одно изображение. Возникал эффект "смазанного" кадра, например, собаки с двадцатьма ногами. Фактически футуристы пытались изображать не сами предметы, а их энергетические линии.

На становление теории футуризма повлияли идеи Ф. Ницше, А. Бергсона, бунтарские лозунги анархизма, поэтому одной из главных черт футуризма был культ силы и личности художника. В социально-политическом плане футуристы считали "санитарами культуры" революции и войны. Провозгласив, что "война - единственная гигиена мира", многие из итальянских футуристов в 1914-1915 годах добровольно ушли на фронт и погибли. Поэтому футуризм можно считать не только направлением изобразительного искусства, но и активной общественно-политическим течением. В России воинственный нигилизм футуристов оказался созвучным идеологии пролетарской революции, анархизма. Лидерами футуризма были поэты В. Маяковский, А. Крученых,

В. Хлебников, которые первыми начали рассматривать искусство как силу в революционной перестройке мира.

Одним из самых сложных направлений искусства XX века стал абстракционизм (от лат. Abstractio - удаление, отвлечение); это направление еще характеризуют как беспредметное искусство. Абстракционизм - это своеобразное проявление человеческих поисков универсальных и существенных признаков бытия путем отвлечения от случайного и несущественного. Отказавшись от реалистического изображения предметов и явлений, от рисунка и сюжета, представители этого направления стремились заменить натуралистическую предметность свободной игрой цветов, линий и форм. Его основные представители: В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, Р. Делоне, П. Мондриан. При этом в абстракционизме выделяют две линии: абстрактный экспрессионизм, заключающийся в последовательной отказе от конкретности форм, изображаются, с целью усиления экспрессии (В. Кандинский) и конструктивный геометризм, который характеризуется попыткой конкретизировать абстрактные, общие идеи в геометрических формах (П. Мондриан, К. Малевич).

Своеобразным проявлением кризиса рационализма в искусстве XX века стал сюрреализм (от франц. Surrйalisme - надреализм). Как художественное направление, он сформировался в Париже в 1919-1924 гг. И первоначально существовал как литературное течение. Основные представители сюрреализма А. Бретон (автор "Манифеста сюрреализма»), С. Дали, Р. Магритт, М. Эрнст, Х. Миро, И. Танги. Философским основанием сюрреализма выступил фрейдизм, который способствовал формированию представления о позасвидому природу творческого процесса, по своей сути полностью алогичным и иррациональным, и выводится с "чистого психического автоматизма". Поэтому центральное понятие эстетики сюрреализма - "иррациональная реальность", сюрреальность, что является свободной от каких-либо рациональных характеристик и неподвластной законам логики. Сюрреалисты считали, что человек живет в абсурдном, драматично напряженном мире, воля ее парализована. Поэтому вдохновение для творчества они черпали в снах и галлюцинациях, изучали рисунки детей и психически больных.

Кроме указанных художественных направлений, в пределах искусства XX в. также развивались экспрессионизм, дадаизм и другие.

Подробно характеристика основных течений искусства первой половины ХХ века изложена в книге В.Г.Власова "Стили в искусстве", СПб., 1995. Т.1.

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Литература первой половины XX века……………………………….………4

2. Модернизм, как направление в литературе……………………………..……7

3. Техника «Потока сознания»………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………...…………………..15

Список использованной литературы…………………….……………………..16


Введение

Основным направлением литературы ХХ века является модернизм, охватывающий не только сферу литературы, но и искусства, и культуры прошедшего столетия. В рамках модернизма формируются такие литературные школы, как сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм, оказывающие значительное влияние на романистику, драму, поэзию.

Новаторская реформа романического жанра находит свое выражение в становлении литературы «потока сознания», которая меняет само понятие жанра, категории времени и пространства в романе, взаимодействие героя и автора, стиль повествования.

Д. Джойс, В. Вулф и М. Пруст являются творцами и теоретиками этой литературы, но повествовательная стратегия «потока сознания» оказывает влияние на весь литературный процесс в целом.

Философская проза в начале ХХ века приобретает черты «романа культуры», такие романы соединяют в своих жанровых модификациях эссеистику, историю становления личности, исповедь, публицистику. Т. Манн определит этот вид прозы как «интеллектуальный роман».

Эстетизация художественного сознания в модернистском и интеллектуальном романе говорит о формировании «элитарной литературы», где целью писателя становится проблема духовного поиска, «сверхзадачи», невозможность решения которой приводит к отказу от назойливой, прямолинейной дидактики романа ХIХ века.

Актуальную, историко-социальную тематику сохраняет литература «потерянного поколения» и психологическая проза. Эта литература ставит задачу исследования современного общества и современного героя.

В целом литературный процесс первой половины ХХ века характеризуется разнообразием и широтой новаторских явлений, ярких имен, представляет собой богатый материал для изучения.


1. Литература первой половины XX века.

Наступивший XXI век делает ХХ столетие предшествующим, как совсем недавно XIX век был прошлым по отношению к ХХ. Смена столетий всегда продуцировала подведение итогов и появление прогностических предположений о будущем. Предположение, что ХХ век будет чем-то необычным по сравнению с XIX, возникло еще до того, как он начался. Кризис цивилизации, который интуитивно предвидели романтики, в полной мере был реализован уходящим веком: он открывается англо-бурской войной, затем погружается в две мировые войны, угрозу атомной энтропии, огромное количество военных локальных конфликтов.

Вера в то, что расцвет естественных наук, новые открытия непременно изменят жизнь людей к лучшему, разрушается исторической практикой. Хронология ХХ века обнажила горькую истину: на пути усовершенствования технологий теряется гуманистическое наполнение человеческого существования. Эта идея становится уже тавтологичной в конце ХХ столетия. Но предчувствие неверно избранной дороги появилось у философов, художников еще раньше, тогда, когда завершался XIX и начинался новый век. Ф.Ницше писал о том, что цивилизация - это тонкий слой позолоты на звериной сущности человека, а О.Шпенглер в работе "Причинность и судьба. Закат Европы" (1923) говорил о фатальной и неизбежной гибели европейской культуры.

Первая мировая война, разрушив достаточно устойчивые социальные и государственные отношения XIX века, поставила человека перед неумолимой настоятельностью пересмотра прежних ценностей, поисками собственного места в изменившейся реальности, пониманием того, что внешний мир враждебен и агрессивен. Результатом переосмысления феномена современной жизни стало то, что большинство европейских писателей, особенно пришедшее в литературу после первой мировой войны молодое поколение, скептически воспринимали главенство социальной практики над духовным микрокосмом человека.

Утратив иллюзии в оценке выпестовавшего их мира и отшатнувшись от сытого мещанства, интеллигенция воспринимала кризисное состояние общества как крах европейской цивилизации вообще. Это породило пессимизм и недоверие молодых авторов (О.Хаксли, Д.Лоуренс, А.Барбюс, Э.Хемингуэй). Та же потеря устойчивых ориентиров поколебала оптимистическое восприятие писателей старшего поколения (Г.Уэллс, Д.Голсуорси, А.Франс).

Первая мировая война, которую прошло молодое поколение писателей, стала для них тяжелейшим испытанием и прозрением в лживости лжепатриотических лозунгов, что еще более усилило необходимость поисков новых авторитетов и нравственных ценностей и привело многих из них к бегству в мир интимных переживаний. Это был своеобразный путь спасения от воздействия внешних реалий. В то же время, писатели, познавшие страх и боль, ужас близкой насильственной смерти, не могли оставаться прежними эстетами, взирающими свысока на отталкивающие стороны жизни.

Погибшие и вернувшиеся авторы (Р.Олдингтон, А.Барбюс, Э.Хемингуэй, З.Сассун, Ф.С.Фицджеральд) были отнесены критикой к так называемому "потерянному поколению". Хотя термин не соответствует значительному следу, который оставили эти художники в национальных литературах, тем не менее, литературоведы продолжают акцентировать их обостренное понимание человека на войне и после войны. Можно сказать, что писатели "потерянного поклонения" были первыми авторами, которые привлекли внимание читателей к тому феномену, получившему во второй половине ХХ века название "военный синдром".

Мощнейшей эстетической системой, формирующейся в первой половине столетия, стал модернизм, который анализировал частную жизнь человека, самоценность его индивидуальной судьбы в процессе "моментов бытия" (В.Вулф, М.Пруст, Т.С.Элиот, Д.Джойс, Ф.Кафка). С точки зрения модернистов внешняя реальность враждебна личности, она продуцирует трагизм ее существования. Писатели полагали, что исследование духовного начала является своего рода возвращением к первоистокам и обретением истинного "я", потому что человек вначале осознает себя в качестве субъекта и затем создает субъектно-объектные отношения с миром. Психологический роман М.Пруста, ориентированный на анализ разных состояний личности в различные этапы жизни, оказал несомненное влияние на развитие прозы ХХ столетия. Эксперимент Д.Джойса в области романа, его попытка создать современную одиссею породила массу дискуссий и подражаний.

В поэзии первой половины ХХ века происходили те же процессы, что и в прозе. Так же как и для прозы, для поэзии характерно критическое отношение к техногенной цивилизации и ее результатам. Поэтические эксперименты Т.Тзара, А.Бретона, Г.Лорки, П.Элюара, Т.С.Элиота способствовали преображению стихотворного языка. Изменения касались и художественной формы, которая стала более изощренной (очевидно проявился синтез разных родов искусства) и сущностной стороны, когда поэты стремились проникнуть в подсознание. Поэзия больше, чем прежде, тяготеет к субъективизму, символу, зашифрованности, активно используется свободная форма стиха (верлибр).

Реалистическое направление в литературе расширяло границы традиционного опыта художественного исследования мира, заложенного в XIX веке. Б.Брехт подверг сомнению тезис о "жизнеподобии", то есть подражательности реалистического искусства как непременном и непреложном его свойстве. Бальзаковский и толстовский опыт был важен с точки зрения сохранения традиции, понимания интертекстуальных связей. Но писатель считал, что любое эстетическое явление, пусть даже вершинное, не может быть искусственно "законсервировано", в противном случае оно превращается в догму, мешающую органичному развитию литературы. Следует особо подчеркнуть, что реализм достаточно свободно использовал принципы нереалистической эстетики. Реалистическое искусство ХХ столетия столь отличается от классических вариантов предшествующего века, что чаще всего необходимо исследование творчества каждого отдельного писателя.

Проблемы гуманистического развития человека и общества, поиски истины, которая, по выражению британского автора второй половины столетия У. Голдинга, "всегда одна", волновали в равной мере и модернистов, и немодернистов. ХХ век был так сложен и противоречив, столь неодномерен, что писатели модернистской и немодернистской направленности, понимая глобальность происходивших в мире процессов и решая зачастую одни и те же задачи, делали при этом прямо противоположные выводы. Аналитическое дробление явлений, предпринятое модернистами в поисках скрытых смыслов, сочетается в общем потоке литературы первой половины века с исканиями реалистов, стремящихся синтезировать усилия по осмыслению общих принципов художественного отражения мира, чтобы остановить распад ценностей и уничтожение традиции, чтобы не прерывать связь времен.

2. Модернизм, как направление в литературе.

Модернизм - это общий термин, применимый в ретроспективе к широкой области экспериментальных и авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале двадцатого столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, футуризм, экспрессионизм, имаджизм, вортицизм, дадаизм и сюрреализм, а также другие новшества мастеров своего дела.

Модерни́зм (итал. modernismo - «современное течение»; от лат. modernus - «современный, недавний») - направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Если подходить к описанию модернизма серьезно и вдумчиво, то станет понятно, что авторы, относимые к модернизму, на самом деле ставили перед собой совершенно разные цели и задачи, писали в разных манерах, по-разному видели человека, и зачастую объединяло их то, что они просто жили и писали в одно и то же время. Например, к модернизму относят Джозефа Конрада и Дэвида Герберга Лоренса, Вирджинию Вульф и Томаса Стернза Элиота, Гийома Аполлинера и Марселя Пруста, Джеймса Джойса и Поля Элюара, футуристов и дадаистов, сюрреалистов и символистов, не задумываясь о том, есть ли между ними что-то общее, кроме эпохи, в которую они жили. Наиболее честные сами с собой и с читателям литературоведы признают факт расплывчатости самого термина «модернизм».

Лучше понять исторические процессы первой половины 20 века можно, просматривая картины художников того времени и читая интереснейшие литературные произведения их современников. Отправимся же в небольшой экскурс.

Культура и искусство первой половины 20 века: краткое содержание

На рубеже веков в европейской культуре царил декаданс - было огромное количество различных противоречивых течений, не имеющих между собой общих черт. Культура и искусство первой половины 20 века имеет два основных направления:

  • Модерн (франц. - Ар-нуво, нем. - Югендстиль).
  • Модернизм.

Первый зародился в последней декаде 19 века и постепенно завершил свое существование с началом Первой Мировой войны (в 1914 году).

Модернизм - это интереснейшее направление конца 19 - первой половины 20 века. Настолько богат шедеврами живописи и графики, что делится на отдельные течения по характерным признакам.

Модерн: природа - источник неиссякаемого вдохновения

Название направления произошло от французского слова "moderne", что означает "современный". Это течение в американском, европейском и русском искусстве на рубеже 19-20 веков. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой. Перечислим отличительные черты данного направления в искусстве:

  • поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;
  • отказ от резких линий;
  • блеклые, приглушенные тона;
  • декоративность, воздушность;
  • наличие на картинах элементов природы: деревьев, трав, кустарников.

Понять, что такое модерн, проще всего, созерцая архитектуру европейских городов в этом стиле. А именно - зданий и соборов Гауди в Барселоне. Столица Каталонии привлекает такое количество туристов именно за счет своей уникальной архитектуры. Декор зданий отличается возвышенностью, асимметрией и воздушностью. Святого Семейства) - это наиболее яркий проект великого Антонио Гауди.

Модернизм

Почему же это направление смогло зародиться, завоевать любовь зрителей и дать старт для развития таких интересных течений, как сюрреализм и футуризм?

Потому, что модернизм являлся революцией в искусстве. Возник как протест против устаревших традиций реализма.

Творческие люди искали новые способы самовыражения и отображения действительности. У модернизма есть свои характерные признаки, свойственные только ему:

  • высокая роль внутреннего мира человека;
  • поиск новых оригинальных идей;
  • огромное значение уделяется творческой интуиции;
  • литература способствует одухотворению человека;
  • появление мифотворчества.

Культура и искусство первой половины 20 века: картинки различных художниках изучим в двух следующих разделах.

Какие они? Удивительные: над ними можно размышлять и постоянно открывать для себя что-то новое. Культура и искусство первой половины 20 века кратко будут описаны далее.

Не будем томить и подадим информацию в наиболее сжатой форме - в виде таблицы. Слева будет значиться название художественного течения, справа - его характеристика.

Культура и искусство первой половины 20 века: таблица

Оригинальные течения модернизма
Название течения Характеристика
Сюрреализм

Апофеоз человеческой фантазии. Отличается парадоксальным сочетанием форм.

Импрессионизм

Зародился во Франции, а потом распространился по всему миру. Импрессионисты передавали окружающий мир в его изменчивости.

Экспрессионизм Художники стремились выразить в картинах свое эмоциональное состояние, от страха до эйфории.
Футуризм Первые идеи возникли в России и в Италии. Футуристы на своих картинах мастерски передавали движение, энергию и скорость.
Кубизм Картины состоят из причудливых геометрических фигур, находящихся в определенной композиции.

Культура и искусство первой половины 20 века (таблица, 9 класс) отражает базовые знания по теме.

Более подробно рассмотрим импрессионизм и сюрреализм как течения, привнесшие в искусство принципиально новые идеи.

Сюрреализм: творчество душевнобольных или гениев?

Являлся одним из течений модернизма, возник в 1920 году во Франции.

Изучая творчество сюрреалистов, обычный человек часто задается вопросом про их психическое здоровье. В большинстве своем художники этого направления были вполне

Тогда как же им удавалось рисовать настолько необычные картины? Все дело в молодости и в желании изменить стандартное мышление. Искусство для сюрреалистов было способом освобождения от общепринятых правил. Сюрреалистические картины совмещали сон с реальностью. Художники руководствовались тремя правилами:

  1. расслаблением сознания;
  2. принятием образов из подсознания;
  3. если первые два пункта удалось выполнить, они брались за кисть.

Понять, как они рисовали такие многозначные картины, довольно сложно. Одно из предположений говорит о том, что сюрреалисты увлекались идеями Фрейда о сновидениях. Второе - об употреблении определенных веществ, изменяющих сознание. Где тут правда - неясно. Давайте просто наслаждаться искусством, вне зависимости от обстоятельств. Ниже картина «Часы» легендарного Сальвадора Дали.

Импрессионизм в живописи

Импрессионизм - еще одно направление модернизма, родина - Франция...

Картины этого стиля отличаются бликами, игрой света и яркими красками. Художники стремились запечатлеть на холсте реальный мир в его изменчивости и подвижности. От картин импрессионистов у обычного человека улучшается настроение, настолько они жизненные и светлые.

Художники этого направления не поднимали никаких философских проблем - они просто рисовали то, что видели. При этом делали это виртуозно, используя различные техники и яркую палитру красок.

Литература: от классицизма к экзистенциализму

Культура и искусство первой половины 20 века - это новые направления в литературе, изменившие сознание людей. Ситуация схожа с живописью: классицизм уходит в прошлое, уступая новым веяниям модернизма.

Он способствовал таким интересным «открытиям» в литературе, как:

  • внутренний монолог;
  • поток сознания;
  • далекие ассоциации;
  • способность автора смотреть на себя со стороны (способность говорить о себе в третьем лице);
  • ирреализм.

Ирланский писатель Джеймс Джойс первый стал использовать такие литературные приемы, как внутренний монолог и пародии.

Франц Кафка - это выдающийся австрийский писатель, основатель течения экзистенциализма в литературе. Несмотря на то что при жизни его произведения не вызвали бурного восторга читателей, признан одним из лучших прозаиков 20 века.

На его творчество повлияли трагические события Первой Мировой войны. Он писал очень глубокие и тяжелые произведения, показывающие бессилие человека при столкновении с абсурдом окружающей действительности. При этом автор не обделен чувством юмора, правда, он у него весьма специфический и черный.

Мы предупреждаем, что осмысленнное чтение Кафки может способствовать снижению настроения. Читать автора лучше всего в хорошем настроении и немного абстрагируясь от его мрачных размышлений. В конце концов, он описывает всего лишь свое видение действительности. Наиболее известное произведение Кафки - "Процесс".

Кинематограф

Забавные немые фильмы - это тоже культура и искусство первой половины 20 века, сообщение о них читайте далее.

Нет другого вида искусства, развивающегося так стремительно, как кинематограф. Технология создания фильмов появилась в конце 19 века: буквально за 50 лет она смогла сильно измениться и завоевать сердца миллионов людей.

Первые фильмы создавались в передовых странах, в том числе и в России.

Изначально кино было черно-белым и без звука. Смысл немого кино заключался в передаче информации через движение и мимику актеров.

Впервые кино с говорящими актерами появляется в 1927 году. Американская фирма «Уорнер Бразерс» решается выпустить фильм «Певец джаза», а это уже полноценный фильм со звуком.

В тоже не стоял на месте. Первым успешным проектом стал фильм «Донские казаки». Правда, цензура в российских фильмах также имела место быть: под запретом были съемки церковных обрядов и членов царской семьи.

Особый этап развития отечественного кино начался после прихода к власти большевиков. Эти товарищи быстро поняли, что кино может быть не просто развлечением, но и серьезным оружием пропаганды.

Самым известным советским режиссером 30-х годов стал Такие работы, как «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», давно стали классикой. Киевский режиссер Александр Довженко также достиг высот в кинематографе. Самая яркая работа - фильм «Земля».

Интереснейшая тема для разговора среди взрослых людей - это культура и искусство первой половины 20 века. 9 класс дает усеченную информацию, которая быстро выветривается из головы. Восполнить такой пробел можно постоянным самообразованием.

1. Идейно-политическая борьба в обществе, в коммунистической партии в 20-е годы

Проиграв выборы в Учредительное собрание (6 января 1918), большевики установили режим пролетарской диктатуры. Это, а также подписанный унизительный Брестский мир (март 1918), стало одной из причин, спровоцировавших гражданскую войну (1918-1920). Во время войны и послевоенного восстановления экономики выборные органы, Советы, утратили реальное значение в политической жизни, их место заняла партия большевиков (РКП(б), ВКП(б), позже КПСС). Она реально руководила административными органами, созданными для управления страной и национализированной экономикой, а также Красной Армией и органами охраны правопорядка и безопасности государства. Возврат к более демократическим порядкам (НЭП) в середине 1920-х годов сменился борьбой за власть в партии и государстве, связанной с деятельностью генерального секретаря ВКП(б) И.В.Сталина.

Однако значительная часть населения России не признала новой советской власти, недовольство народа вызывал также оскорбительный и унизительный для страны Брестский мир. На Дону из казаков была сформирована Добровольческая армия. Левые эсеры, настаивавшие на продолжении войны с Германией, устроили провокацию в Москве, убив посла Германии Мирбаха и начав артиллерийский обстрел московского Кремля. В Сибири подняли мятеж почти 50 тыс. чехословацких военнопленных, которых большевистские власти пытались разоружить, чтобы воспрепятствовать их возвращению в Европу для продолжения войны с Германией. Большинство членов Учредительного собрания создали в Самаре Поволжское правительство (Комуч). Другие центры сопротивления были также организованы в Сибири и на севере. Британцы, пославшие в марте небольшие по численности войска в Мурманск, позже оккупировали Архангельск. Мятежи произошли в Москве, Ярославле и многих других городах Центральной России.

Верховный военный совет союзников решил (2 июля 1918) вмешаться и оказать помощь антибольшевистским движениям России. Президент США Вильсон послал небольшой военный отряд в Архангельск, другая группа американских войск была направлена на Дальний Восток, где во Владивосток уже вступили японцы. Французские войска высадились в Одессе, британские – в Батуми. Однако расширению британского вмешательства мешали симпатии лейбористов к большевикам, а французская интервенция вскоре была прекращена вследствие мятежа (которым руководил моряк-коммунист Андре Марти) на французском черноморском флоте.

Для защиты дела революции Советское правительство создало Красную Армию под командованием Троцкого в качестве военного комиссара. Ей противостояли «белые» армии, состоявшие в основном из царских офицеров, юнкеров, казаков и представителей дворянства и помещиков. Их возглавляли адмирал Колчака в Западной Сибири, генерал А.И. Деникин на юге России и генерал Н.Н. Юденич, грозивший Петрограду из Прибалтики. Однако в ходе длительной и кровопролитной Гражданской войны белые армии одна за другой были разбиты. Интервенция поляков, пытавшихся захватить часть Украины, также потерпела неудачу, но предпринятое в ответ плохо подготовленное и организованное контрнаступление Красной Армии вглубь Польши привело к поражению советских войск и, в конечном итоге, потере западной Украины и Белоруссии. Остатки белых, руководимые бароном П.Н.Врангелем, были вынуждены бежать из Крыма в ноябре 1920.

Коммунистическая партия, осуществляя диктатуру пролетариата, контролировала власть в стране. Внутри партии власть принадлежала Центральному комитету (ЦК), а в ЦК вплоть до своей смерти в январе 1924 непререкаемым авторитетом пользовался Ленин. В 1921 Ленин предложил запретить фракции внутри партии, и борьба мнений в ее руководстве постепенно приобрела характер борьбы за власть.

Сталин, став Генеральным секретарем ЦК, устранял потенциальных соперников и постепенно укреплял свое положение. С помощью Каменева и Зиновьева с руководящих постов был смещен Троцкий (1925); с помощью Бухарина, Рыкова и Томского Каменев и Зиновьев были в свою очередь лишены своих постов в 1926. Их попытка объединиться с Троцким привела к исключению последнего из партии и высылке его в Алма-Ату (1927). В 1929 сталинский ЦК выступил против Бухарина и депортировал Троцкого из Советского Союза.

Церковь была отделена от государства и подвергнута преследованиям, всячески поощрялась атеистическая пропаганда. Были легализованы развод и аборт. Одновременно почти полностью менялась старая система образования и внедрялись различные экспериментальные педагогические системы. В университетах появились "рабочие факультеты» (рабфаки), котрые вытеснили систему образования, созданную высшей школой царской России.

Осуществлялись многочисленные эксперименты в культуре. В музыке революционный дух символизировали имевшие успех концерты оркестров без дирижеров. Хотя великие С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев и И.Ф.Стравинский эмигрировали, выдающийся композитор Д.Д.Шостакович и старые мастера романтической музыки А.К.Глазунов и Р.М.Глиэр продолжали творить и создали новые музыкальные произведения. Фильмы С.М. Эйзенштейна Броненосец Потёмкин (1925) и Октябрь (1927) оказали сильное влияние на мировое кинематографическое искусство. Тем не менее, массовая эмиграция большей части старой русской интеллигенции долгое время отрицательно сказывалась на культурной жизни страны.

Допустить новых средств передвижения. Но, тем не менее, к 1861 г. в России протяженность железных дорог составила 1500 верст. С развитием транспорта, а следовательно, и экономических связей, во внутренней торговле России первой половины XIX века происходят качественные сдвиги. 1. Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало высокие прибыли именно из-за слабых торговых связей, из-за...

России достигло апогея: сыграв решающую роль в разгроме наполеоновской армии, она превратилась в основного гаранта Венской международной системы, поддерживавшей мир на континенте. В результате войн первой половины XIX века Россия значительно расширила свои границы. В состав государства вошли Финляндия (1809 г.), Бессарабия (1812 г.), Азербайджан (1804-1813 гг.), часть Польши (1815 г.). Внешняя...

Водой. Многие проекты подобных сооружений были созданы под руководством Петра I, в том числе и проект канала между Волгой и Доном, впоследствии построенного уже в XX веке. Значительных успехов в первой половине XVIII века достигло искусство фортификации, связанное с постройкой крепостей и необходимых для них сооружений, таких как башни, мосты, дороги, источники водоснабжения и т.д. Эти сооружения...

Великих держав Европы. Отныне важнейшие вопросы европейской политики будут решаться только с участием России. Вскоре после победы под Полтавой Пётр I преложил Швеции мир. В 1714 г. при мысе Гангут Россия одержала первую в своей истории крупную морскую победу. В 1720 г. русские одержали вторую крупную морскую победу у острова Гренкам. В 1721г. был заключён Ништадтский мир. Россия приобрела Ингрию, ...

Мне на плечи кидается
век-волкодав…
Осип Мандельштам

Двадцатое столетие, несмотря на стремительный научно-технический прогресс, гениальные открытия и невиданный ранее подъём человеческой мысли, вошло в мировую историю прежде всего как самая сложная и противоречивая эпоха кровавых войн и революций, колоссальных потрясений и тоталитарных режимов, трагедий как отдельной личности, так и целых народов… Многочисленные драматические события этой эпохи существенно повлияли на развитие культуры человечества. Последствия многих из них без преувеличения можно считать катастрофическими, ведь менялся не только социальный строй, устанавливались другие нравственные приоритеты, формировалось новое мировоззрение, уничтожались или предавались забвению одни и создавались другие духовные ценности. Попытаемся разобраться, что способствовало таким изменениям в обществе…

В начале ХХ века стремительно меняется всё, убыстряется и общий темп жизни человека. Русский поэт Александр Блок скажет об этом так: «Чистые нравы, спокойные улыбки, тихие вечера — всё заткано паутиной, и самое время остановилось. (…) Времени больше нет». Новое столетие назовут «веком скоростей ».

Время требовало кардинальных изменений. Многочисленные революции, появляющиеся как цепная реакция ещё с конца ХІХ столетия, выявили невозможность дальнейшего движения вперёд, чётко показали, что человечество оказалось в тупике. Первая мировая война (1914-1917) ещё острее подняла вопрос о необходимости пересмотра существующих ценностей, поиска собственного места человека в этой уже изменённой реальности, понимание того, что окружающий мир враждебный и агрессивный. Стремление обновления, поиски всего нового стали приметой этого времени.

Радикально менялся и мир вещей, окружавших человека. Изобретения радио и телеграфа, появление первых автомобилей и трамваев, развитие кинематографа и многие другие техниче-ские новинки способствовали общему динамизму жизни. Казалось, человечество стоит у самого порога раскрытия всех тайн природы. Однако не все изобретения начала века были мирные. Революционные открытия в физике впечатляли, но и вселяли страх перед будущим. «Мир рвался в опытах Кюри атомной лопнувшей бомбой… », — пророчески писал русский поэт Андрей Белый задолго до появления настоящей атомной бомбы.

Первая, а потом и Вторая мировая войны, перекроив сложившуюся веками карту Европы, привели к созданию сильных государств, разыгрывающих собственную партию на шахматной доске мира. Появление тоталитарных режимов, целью которых было силой и террором решить дальнейшую судьбу человечества, окончательно показало, что время безобидных обновлений закончилось, поскольку, по словам русского философа Петра Струве , человечеством были получены «слишком страшные ответы» на возникающие вопросы. В обществе всё острее возникает ощущение неустойчивости, опасности осуществляемых преобразований. Сам же человек уже не воспринимается эталоном красоты и силы духа, как было в эпоху Античности, и не божественным существом на земле, как во времена Возрождения, и даже не просвещённой личностью, способной к созданию новых идей. Человечество теряет свои моральные и духовные ориентиры.

В обществе приобретает популярность философия Фридриха Ницше , который утверждает отказ от традиционных ценностей, идею воспитания «сверхчеловека», начинающуюся с разрушения исконных христианских правил. Это и провозглашает Ницше: «Бог умер». Так человек становится отчуждённым, замкнутым в своей фантазии, поскольку это единственный путь познать и объяснить существующий мир. Материал с сайта

Этот новый, изменённый мир уже нельзя было передать средствами привычного классического искусства. Его можно познать либо с помощью интуиции (интуитивно), как считает французский философ Анри Бергсон, либо объяснить с позиций подсознательного , что утверждает австрийский психолог Зигмунд Фрейд, либо постигая вопросы жизни и смерти , как предлагают французские философы Жан Поль Сартр и Альбер Камю .

Так начинаются активные поиски нового пути развития культуры человечества. Появляются многочисленные течения и группировки, параллельно существуют различные художе-ственные школы и направления, которые предлагают своё видение развития искусства.

Одним из выдающихся достижений этой эпохи стала литература, отличающаяся свободой самовыражения писателей, разнообразием направлений, течений и стилей, оригинальными формами отображения действительности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему путешествие в 20 век
  • сочинение о первой половине 20 века