Пьеса на дне м горький характеристика героев. «На дне» (главные герои)

Горький знал мир «бывших людей» не понаслышке. «Когда я писал Бубнова, я видел перед собой не только знакомого “босяка”, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин - дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел “двойника” - это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме». Раскрывая характеры обитателей ночлежки, писатель делает со-циально-философские обобщения.

В пьесе Горький поставил вопрос о судьбе людей, отверженных обществом. Писатель не сразу нашёл название своей пьесе. Сначала она называлась «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни» и, наконец, «На дне».

Перед читателем разыгрывается сразу несколько драм, и нет среди их участников ни одного человека, которому можно было бы дать однозначную характеристику. Все ночлежники осознают своё существование как ненормальное и мечтают выбраться со дна жизни. Между окружающей жизнью и героями пьесы во многом оборваны важнейшие связи: общественные, духовные, семейные, профессиональные. В то же время ничто не связывает между собой и самих ночлежников. Они случайно оказались в одном месте и, быть может, завтра же разойдутся в разные стороны и никогда друг о друге не вспомнят. Перед читателем предстает как бы «обнажённый» человек, лишённый тех внешних наслоений (культурных, профессиональных и др.), которые он неизбежно приобретает, живя в человеческом обществе. Как поведут себя эти люди? Как они будут строить свою жизнь? Кто и как им может помочь? Вот вопросы, которые интересуют Горького, читателей, зрителей.

Обратите внимание на описание подвала: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды...» В подвале живут люди, которых сюда загнала судьба. Горький вводит в описание символику (некоторые исследователи называют её символикой ада): располагается ночлежка ниже уровня земли (свет падает «сверху вниз»); обитатели её ощущают себя «мертвецами», «грешниками». Если вспомнить песню, которую поют в подвале: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», то возникает ещё одно значение - тюрьма.

Кто же они, обитатели ночлежки? Бывший рабочий Клещ, его жена Анна, бывший актёр, бывший барон, а теперь все они люди без определённых занятий. Девица лёгкого поведения Настя, торговка пельменями Квашня, картузник Бубнов, сапожник Алёшка, крючник Кривой Зоб, Татарин, Сатин, сестра Василисы Наташа, старец Лука.

Герои пьесы - Актёр, Пепел, Настя - стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но бессильны что-либо изменить. У них возникает чувство безысходности и тяга к иллюзии, которая даёт им надежду на будущее. Когда же иллюзии исчезают, люди эти гибнут.

Владельцы ночлежки, Василиса и Костылёв, тоже в общем-то люди дна, но «выше» по социальному статусу, чем «жители» подвала. Ночлежники «находятся в вечной кабале у содержателей ночлежек», которые «так ставят дело, что человеку необходимо совершить преступление...» (М. Горький). Василиса злобно набрасывается на Настю: «Ты чего туг торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего стоишь пнём? Мети пол!» Она способна из ревности ошпарить кипятком родную сестру, любовника использовать для расправы с ненавистным мужем... «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» - говорит Бубнов. Представитель власти полицейский Медведев как бы узаконивает это: «Никого нельзя зря бить... бьют - для порядку...»

Пьеса «На дне» не только социальная, но и философская. Герои пьесы - фигуры колоритные, неповторимые, способные мечтать, размышлять, философствовать. По мнению Ю. Айхенваль-да, «они все - философы. Их у Горького целая академия. Большинство из них - бродяги, странники, беглецы - время проводят в обобщениях, в монотонной беседе отвлеченно-этиче-ского характера... только и говорят, что о правде, о душе, о совести».

О чём рассуждают герои пьесы? О вере, человеческом достоинстве, независимости, свободе, о самобытности человека, чести, совести, честности, правде, о равенстве, счастье, любви, таланте, законе, гордости, сострадании, жалости, покое, смерти... Эти темы в связи с самым важным для них вопросом: «Что такое человек, для чего он явился на землю и в чём смысл его жизни?»

Литературовед В.Ю. Троицкий отмечал, что «ночлежники иногда вспоминают и беседуют о вере, но чаще всего понимают её в обыденном смысле. Поглощённые нелегкой добычей хлеба насущного, обитатели “дна” в большинстве своём глубоко равнодушны ко всему вечному, святому, к Богу. <...> ...Все ночлежники живут “без солнца”, без истинной веры, без Бога. И это катастрофическое безверие усугубляет безысходность их положения».

В понимании ночлежников человеческое достоинство, независимость и свободу разделить невозможно. О какой свободе, независимости мечтает каждый из них? Василиса - освободиться от мужа, Клещ - от хозяев ночлежки. Квашня гордится, что она свободная женщина... Сатин «подводит итог»: «Человек - свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!» О чём мечтают другие герои? Настя - о прекрасной, чистой, светлой любви; Актёр - о возвращении на сцену; Васька Пепел - о честной жизни. Но, говоря о человеческом достоинстве, они его попирают своим поведением, отношением друг к другу, словом... «Ты чего хрюкаешь?», «Врёшь!», «Козёл ты рыжий!», «Дура ты, Настька...», «Молчать, старая собака!», «Бродячие собаки», «Свиньи», «Звери», «Волки» - вот неполный набор обращений друг к другу характеристик. Почему это возможно? Потому что живут... без веры в Бога, в честь, совесть. «А куда они - честь, совесть?», «В совесть - я не верю», - говорит Пепел. Не верят и другие обитатели ночлежки.

Сатин и Лука.
Главные «философы» в пьесе - Сатин и Лука. Сатин, бесспорно, один из самых колоритных персонажей. Арестант и убийца, он даёт характеристику босякам: «тупы, как кирпичи», «скоты». Он лучше других понимает Луку, соглашается с ним, что люди «для лучшего живут», что правда связана с представлениями о человеке, которого нельзя принижать и обижать. В IV акте в начале своего монолога он защищает и одобряет Луку, но во второй части монолога вступает с ним в спор - исключает жалость к человеку, провозглашает гимн людям сильным, гордым: «Человек - свободен... он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он - свободен!..»

Лука - утешитель страдающих. Он сострадает всем несчастным: утешает, обманывает, поддерживает иллюзии. Обращаясь к Пеплу, он спрашивает: «...чего тебе правда больно нужна... <...> На что самому себя убивать?» Этому персонажу принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в людях лучшее.

Характеристика героев «На дне» помогает составить общий портрет людей, находящихся на «дне жизни»: бездействие, смиренность, нежелание и неспособность изменить собственную жизнь.

Костылевы

Владелец ночлежки, в которой проживают главные герои пьесы «На дне», и его жена Василиса - злые и порочные люди. Данные персонажи «На дне» считали себя «хозяевами жизни», не понимая, что нравственно они оказываются хуже тех, кому не повезло в жизни.

Актер

Это бывший актер, организм которого теперь «отравлен алкоголем». М. Горький не наделяет своего героя даже именем, чтобы показать нахождение его на «дне жизни», его безволие и бездействие.

Сатин

Сатин попал в ночлежку после тюремного заключения за убийство человека. Герой понимал, что его жизнь кончена, поэтому он не старался изменить ее. Сатин является своеобразным философом, который рассуждает на многие вечные вопросы. М. Горький особое внимание уделяет описанию данного образа, так как он во многом выражает авторскую позицию.

Настя

Это молодая девушка, которая мечтает об искренней любви, несмотря на то что сама она является девушкой легкого поведения.

Васька Пепел

Васька является вором, который мечтает о честной жизни в Сибири рядом со своей возлюбленной Наташей. Однако мечтам Пепла не суждено сбыться: желая защитить Наташу, он убивает Костылева и оказывается в тюрьме.

Наташа

Это сестра Василисы, которая вечно терпит издевательства и даже побои от Костылевых.

Лука

Это пожилой странник, взгляды которого воздействуют на жителей ночлежки. Лука сострадает окружающим людям, утешает их, считая, что ложь во спасение способна замотивировать человека на конкретные действия.

Роль Луки в жизни жителей ночлежки велика, однако помощь героя неоднозначна, что отражает следующая таблица:

Клещ

По профессии Клещ является слесарем. Он честно и упорно работает, чтобы выбраться из ночлежки. Постепенно его старания прекращаются, так как он понимает, что он ничем не отличается от находящихся рядом с ним людей, которых ранее он презирал. Клещ злится на собственную судьбу, уже прекратив стараться изменить жизнь к лучшему.

Анна

Жена Клеща, которая находится при смерти. Она понимает, что абсолютно никому не нужна, даже собственному мужу, который считает, что ее смерть пойдет на пользу им обоим.

Бубнов

Раньше герой владел красильной мастерской, но окружающая среда сломала Бубнова, когда его жена сбежала от него к мастеру. Находясь на «дне жизни», Бубнов не стремится к улучшению жизни, он фактически плывет по течению, не думая о будущем.

Барон

Барон является человеком, который не думает о хорошем будущем, он живет в прошлом, которое для него было хорошим.

Квашня

Героиня произведения является торговкой пельменями. Это сильная женщина, которая привыкла зарабатывать на жизнь собственным трудом. Жизнь не озлобила ее, она привыкла помогать другим людям.

Медведев

Это полицейский, который посещает ночлежку для сохранения порядка. На протяжении всего повествования ухаживает за Квашней, в итоге женщина соглашается на отношения с ним.

Алешка

Это молодой сапожник, пьянство которого привело его на «дно жизни». Он не стремится исправить себя, сделаться лучше, он доволен тем, что имеет.

Татарин

Татарин является ключником, считавшим, что каждый человек должен жить честной жизнью, несмотря на различные обстоятельства.

Кривой Зоб

Это еще один ключник, который оправдывал свой нечестный образ жизни тем, что честные люди не смогут выжить в этом мире.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика героев «На дне»», даст краткие сведения о персонажах пьесы М. Горького.

Тест по произведению

Имя героя Как попал «на дно» Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает
Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. «Все люди на земле лишние». Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая его негативное отношение к миру.
Настя Жизнь заставила ее стать проституткой, что и является социальным дном. Мечтательная и романтичная особа, которая живет любовными романами. Долгое время мечтает о большой и чистой любви, продолжая заниматься древнейшей профессией
Барон В прошлом был настоящим бароном, но судьба распорядилась иначе, и он утратил все свое богатство. Продолжает жить прошлым, не воспринимает насмешки обитателей хижины Главная мечта — вернуть прошлое положение и стать вновь состоятельным господином
Алешка Вечно пьяный и веселый сапожник, который никогда не старался подняться по социальной лестнице. Его легкомысленность и привела его на дно. «А я — ничего не хочу; я — ничего не желаю», «Зато я весёлый мальчик, зато я хороший». Алешка всегда всем доволен и о каких-то нуждах сложно сказать. Скорее всего, он мечтает о «вечном солнце и теплом ветерке».
Васька Пепел Потомственный вор, который дважды сидел в заключении. Влюбленный, слабохарактерный вор. Мечтает уехать с Натальей в Сибирь и начать жизнь с нового листа, став добропорядочным гражданином.
Актер На дно опустился из-за постоянного пьянства. Часто цитирует литературные произведения. Мечтает вылечится от алкоголизма, найти работу и выбраться из социальной ямы.
Лука Загадочный странник, о котором мало что известно. Утешает героев, учит их быть добрыми и сочувствовать, направляет на истинный путь. Мечтает помочь многим нуждающимся.
Сатин Однажды убил человека, из-за чего был отправлен в тюрьму на 5 лет. «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…». Мечтает создать собственную философию и преподнести ее людям.
    • Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
    • Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки - убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
    • Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
    • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
    • Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не […]
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят […]
    • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, […]
    • Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]
    • Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
    • Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Автор «На дне» Максим Горький работал над произведением два года. Труд из четырех актов писался долго, автор очень нелестно отзывался о работе. Горькому казалось, что тема устарела, история о двух десятках «пропащих» людей не заинтересует ни современников, ни будущие поколения.

    Вконтакте

    История создания романа

    История создания пьесы «На дне» начинается на рубеже 19–20 веков , Горький решил попробовать себя в написании драмы. Для пьесы было задумано примерно 20 героев из босяцкого «дна» жизни. Рассказав об идее Станиславскому, автор приступил к написанию, в процессе работы совершенно не рассчитывая на успех.

    Важно! Создавалась «На дне» для труппы Московского театра, была поставлена вскоре после окончания работы. Вопреки ожиданиям писателя, пьесу «настиг» как грандиозный успех, так и множественная критика. Для того чтобы «выжить», драме пришлось пережить немало запретов, забытья, цензуры.

    О чем рассказывает «На дне»

    Описывая жанр пьесы, остановимся на философской драме. Автор поставил в произведении ряд наиважнейших жизненных вопросов: нужна ли человеку совесть , что находится «по ту сторону» благополучной жизни, хороша или смертельна истина, нужна ли «ложь во благо» или наоборот – именно из-за лжи гибнут люди? Итак, краткое содержание по действиям.

    Акт 1

    Знакомство с главными героями. События разворачиваются в ночлежке, которая своим видом больше напоминает подвал.

    Торговка пельменями Квашня, которой недавно сделал предложение Абрам Медведев – местный полицейский, ему около 50 лет, разглагольствует о том, что замужество – это каторга , единственное, что может муж, – это загнать жену до смерти. У Квашни одно мнение – замуж, значит на тот свет.

    В это время над бабой подшучивает Клещ, утверждающий: что бы та ни говорила, замуж за Медведева все равно пойдет с радостью. Умирающая жена Клеща, рабочего человека, который бил супругу, морил голодом, лежит на лавке за занавеской, тяжело кашляя. Квашня шутит по этому поводу, но получает грубый отпор.

    Настя – молоденькая девушка легкого поведения, читает книжку со звучным названием «Роковая любовь», которую отбирает Барон. Увидев, о чем книга, начинает смеяться . Далее оставшиеся обитатели ночлежки – Сатин, Бубнов, Актер и Клещ вспоминают, что были «нормальными людьми», что-то значили для .

    В этот момент приходит хозяин приюта Костылев – разыскивает свою молодую жену Василису, у которой роман с живущим здесь же вором Васькой Пеплом. Не найдя супругу, мужчина будит самого Ваську, но последний выгоняет хозяина из ночлежки, раздосадованный тем, что прервали интересный сон.

    В это время Сатин говорит, беря деньги у Пепла, что тому не жалко денег – они ему легко достаются. Если работа не приносит удовольствия, то это не работа вовсе, а настоящее рабство . После Сатин приглашает Актера в пивнушку, оба уходят.

    Наташа, младшая сестра хозяйки, вводит нового постояльца – странника Луку. Вор начинает заигрывать, однако девушка это игнорирует. Появляется Алешка – 20-летний пьяный сапожник. Клещ считает себя единственным порядочным человеком здесь, остальные – без чести и совести. Васька утверждает, что остальные не хуже, а ни честь, ни совесть на ноги вместо сапог не наденешь .

    Появляется Василиса и гонит Алешку за то, что распускал слухи о романе с Пеплом, бранит окружающих за мусор, что до сих пор не подметено. По ходу разговора выясняет, что младшая сестра общалась с любовником, злая, уходит на кухню, где начинает бить Наташу. Акт заканчивается тем, что Медведев, Барон и Квашня убегают разнимать сестер.

    Акт 2

    Второй акт продолжается в той же комнате, только уже наступил вечер, горят два фонаря. Бубнов играет с пришедшим Медведевым в шашки, а остальные в карты на деньги. Лука сидит у кровати умирающей Анны. Женщина рассказывает о своей тяжелой, полной лишений жизни. Старик успокаивает Анну, убеждая, что после смерти мучеников ждет покой , где не будет боли.

    Актер перед походом в пивную хочет прочитать свои любимые , но в последний момент понимает, что забыл текст. Мужчина начинает сокрушаться – из-за пьянства все пути теперь закрыты.

    Лука ему сообщает, что существуют лечебницы, там человека могут избавить от пьянства, однако не помнит, где те находятся. Актеру нужно немного потерпеть и не пить, чтобы туда попасть.

    Расстроенный Пепел, входя в ночлежку, спрашивает у обитателей, насколько сильно Василиса избила Наташу. Медведев – дядя девушек – заявляет, что это не Васькино, а семейное дело, из-за чего оба ссорятся.

    Васька отвечает, что если сядет, то следом пойдет это семейство, так как именно бывшая любовница с мужем подбили на кражу , после чего купили ворованные вещи. Медведев тут же отнекивается, продолжая играть.

    Лука пытается вмешаться, чтобы примирить спорящих, однако Васька грубо перебивает старика и спрашивает, почему тот обманывает, говоря, что где-то может быть хорошо. Первый в свою очередь начал убеждать молодого вора, что нужно уходить из этой ночлежки, ехать в Сибирь, где будет лучше, так как именно там нужны сильные люди с правильными мозгами .

    Приходит Василиса, выгоняет постояльцев, однако Лука не уходит, а прячется на печи. Женщина узнает, что надоела вору, что Васька никогда на самом деле не любил хозяйку, предлагает Пеплу сосватать свою сестру, дать денег за то, что вор убьет мужа, который сильно надоел. Васька отвечает, что у нее нет души, сомневаясь в предложении.

    В этот момент неожиданно заходит Костылев, который хотел найти жену дома, а не рядом с вором. Соперники ругаются, Пепел уже собирается ударить мужа любовницы, когда Лука начинает ворочаться на печи. Когда семейная пара уходит, старик советует Ваське, чтобы тот не связывался со склочной бабой, не брался за предложенное дело, а уезжал с Наташей как можно дальше отсюда.

    После этой фразы Лука прерывает разговор, направляясь к кровати Анны. Женщина уже мертва. За несколько минут возле кровати покойной собираются обитатели приюта.

    Акт 3

    Третий акт проходит уже во дворе, куда выходят действующие лица. Настя повествует о том, как любила когда-то, а остальные смеются и, не скрывая, утверждают, что эти слова ложь. Лука утешает девушку, говорит, чтобы та не переживала. Происходит спор о правде и лжи .

    Бубнов развивает мысль, что люди, которые врут, пытаются подправить свою душу, добавить себе больше смысла, а это лишнее. Клещ в свою очередь просто говорит, что все люди недостойны существовать, рабочий их ненавидит и выражает это очень эмоционально.

    Настя убегает, а Наташа заявляет, что тоже ждет кого-то особенного, так как не верит людям. Приходит Пепел и все-таки уговаривает девушку ехать с ним.

    Василиса, которая слышит этот разговор, приходит на пустырь вместе с мужем и провоцирует ссору с бывшим любовником. Лука гасит ссору, но, найдя повод, женщина выгоняет старика, который действительно уходит, оставив поверивших людей наедине с собой.

    Постояльцы возвращаются в комнату, где рассказывают свои истории. Слышатся крики Наташи, которую бьет сестра. Младшую сестру заводят в комнату – избитую, с обваренными кипятком ногами. Васька нечаянно убивает Костылева в порыве эмоций. Василиса зовет полицию, указывает на Пепла, тот признается, что эта женщина подбила его на такой поступок.

    Наташа, услышав это, падает в обморок, обвиняет бывших любовников в сговоре, требуя, чтобы в тюрьму забрали именно ее.

    4 акт

    Все обитатели приюта в своей комнате обсуждают Луку – их мнения разнятся: одни говорят, что тот был хорошим и добрым, другие – просто мягкотелым и лживым. Постояльцы считают, что Василиса избежит наказания, а Пепла если не повесят, то точно посадят. Настя хочет бросить все, уйти «куда глаза глядят», только подальше от людей.

    Сатин говорит, что само понятие человек – это гордость , поэтому не стоит унижать людей жалостью или снисхождением. Актер, слушая окружающих, внезапно слезает с печи и убегает. Через некоторое время приходит Медведев и остальные, а следом вбегает Барон, сообщая, что Актер повесился.

    Важно! Закончилась пьеса знаковой фразой Сатина, который пел при появлении Барона: «Эх, испортил песню – дур-рак!».

    Характеристика героев (цитаты)

    Описание личности персонажей:

    1. Костылев («А долг твой мне - это так и есть долг!»), муж Василисы, скупой, злой старик, который жутко ревнует свою жену. Готов забрать у постояльцев последнее , буквально выжать душу.
    2. Его супруга Василиса («Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…») не лучше – изворотливая и склочная. Хочет извести мужа со свету, чтобы жить в свое удовольствие.
    3. Ее любовник – вор Пепел («Мы звери… нам надо… нас надо приручать…») запутался в мире и не может найти правды. Отец Пепла был вором, Васька привык, что его таковым считают, однако внутренне понимает, что живет неправильно , хочет это исправить.
    4. Лука – мудрый старик, который утверждает, что человеку нужно помогать добротой, а правдой душу только калечат. Человека нужно жалеть, ласково к нему относиться. Помогает обитателям ночлежки, однако быстро и ловко уходит, когда нужен больше всего («Мяли меня много, от того и мягок»).

    Цитатная характеристика героев, не участвующих в основных действиях:

    1. Бубнов – разочарован в жизни, зол, считает, что нужно рубить правду и не жалеть никого. Не проявляет положительных качеств и просто плывет по течению. Верит в судьбу и считает, что человек не в силах ничего изменить («Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь…»).
    2. Сатин против унизительной жалости к человеку и презирает тех, кто проявляет это . Попал в ночлежку из-за того, что убил человека, однако его единственная мечта – убедить человечество, что мыслит единственно верно.
    3. Характеристика Насти – девушка вся в фантазиях и мечтах о вечной и чистой любви, при этом зарабатывает на хлеб проституцией. Не выпускает из рук романтической книги и сочиняет лживые лирические истории.
    4. Актер – пьяница, разочарованный жизнью. Придает особое значение таланту и считает, что его суть в вере в себя. Сам ни ставит себя ни в грош, оттого и не может найти смоделировал мир низов человеческого общества, для того чтобы каждый читатель мог увидеть свои пороки и бороться с ними.

    Вводный урок по пьесе Горького «На дне».

    Знакомство с героями. Конфликт и проблематика». Анализ 1-го действия.

    Цели урока :

    образовательные : способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации; организовать деятельность учащихся по выявлению прогностической силы пьесы Горького в сопоставлении с другими произведениями;

    развивающие : способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;

    воспитательные : приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.

    Оборудование:

    Проектор (презентация к уроку, слайды);

    Портрет М. Горького;

    Иллюстрации к роману;

    Таблица: характеристика героев;

    Тип урока : работа по новой теме с комплексным применением знаний учащихся, урок-размышление (беседа по вопросам, ассоциативное мышление, заполнение таблицы о героях, выписка цитат-афоризмов).

    Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.

    Методические приёмы:

    Исследование афиши: (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев; прототипы героев);

    Осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;

    Заполнение таблицы: цитаты о героях, особенности языка;- выразительное чтение по ролям 1-го действия.

    Учебник: «Русская литература XX-века» под редакцией Ю.И. Лыссого

    Основной вопрос, который

    я хотел поставить в пьесе

    «На дне», - это что лучше:

    Истина или сострадание?

    М Горький

    Горький нагромоздил гору

    величайших страданий...

    и объединил жгучим стремлением

    к правде и справедливости.

    Л. Андреев о пьесе «На дне»

    Ход урока

    Оргмомент. Сообщение темы урока: «Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку». Обращение к эпиграфам урока, комментирование их.

    Повторение . Драматические произведения. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

    Ответы учеников.

    Драма (греч . - "действие") - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

    Учитель . Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев - все герои должны быть включены в конфликт.

    Прежде чем приступить к изучению пьесы объясните вашу ассоциацию на слово «дно».

    Варианты ответов учеников: дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность.

    Учитель: а что значит оказаться на «дне»?

    Ученики: быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим.

    Учитель: Горький писал эту пьесу в начале прошлого века. Изменилось ли что-нибудь?

    Ученики : практически нет. Существуют ночлежки, нищие, бездомные.

    Учитель: таким образом, тема, которую определил автор, до сих пор актуальна.

    А сейчас задержимся на афише, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.

    Проектор:

    • Горький отверг первоначальные названия пьесы - «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
    • Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.
    • . 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
    • Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.

    Учитель добавляет: напряжённая тишина, прерываемая временами то рыданиями, то гневными выкриками свидетельствовала о том, как был потрясён зал...Каждая реплика о «волчьей жизни», о том, что «работы нет, хлеба нет», что «бьют для порядка», вызывала такую неистовую реакцию зрителей, что Немирович-Данченко шептал из-за кулис актёрам, чтобы те играли «полегче». Он опасался, что полиция не даст закончить спектакль.

    • Чем могло привлечь зрителей название пьесы?

    "Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт , несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.

    Вопрос : Почему одни действующие лица названы только по фамилии,

    другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?

    • Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

    Прототипы героев

    • Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
    • артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
    • Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
    • В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки.
    • Сатин также писался с конкретного человека.
      Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.

    Поговорим об именах, фамилиях

    Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией ЛУКА?

    Один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)

    Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").

    В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.

    Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?

    • Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

    О чём говорит род занятий действующих лиц?

    Клещ - слесарь,

    Квашня - торговка пельменями,

    Алёшка - сапожник,

    Кривой Зоб и Татарин - ключники.

    Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

    Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

    Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.

    Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

    Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.

    Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

    Учитель: прежде чем приступить к чтению по ролям 1-го действия, попрошу дать краткую информацию о героях. (Индивидуальные сообщения) Учащиеся заполняют таблицу о героях, дома работу продолжат, сделают выводы и сдадут после изучения произведения.

    Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».

    Знакомство с героями. Клещ.

    • Всего полгода находится в ночлежке.
    • Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.
    • Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.
    • В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
    • Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»

    Актёр.

    • В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.
    • Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.
    • на данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
    • Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
    • У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

    Бубнов.

    • Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
    • Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха».
    • Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала»,-говорит он.
    • Когда-то имел мастерскую...пропил.
    • «Ленив я. Страсть как работать не люблю».
    • С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.

    Барон

    • Потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества.
    • Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» - и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст».
    • «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.

    Васька Пепел .

    • Богатырь по своей силе и душевной щедрости;
    • Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
    • Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
    • Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.

    Настя.

    • В 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)
    • Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.

    Сатин.

    • Появляется не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница.
    • Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.
    • Оказался здесь потому, что убил негодяя.
    • Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты.
    • Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
    • В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
    • Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит...гордо!»

    Лука.

    • Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий...странствующий».
    • Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
    • В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет.
    • Для каждого находит ласковое слово, утешение.

    Но нуждаются ли в этом обитатели ночлежки? Ответим на этот вопрос позже.

    Чтение 1-го действия по ролям. На проекторе текст.

    (в драме важно появление героев, их первые реплики).

    Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

    Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя.

    Выводы после чтения.

    В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своём.

    Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.

    Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки.

    Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

    Учитель: это домашнее задание, ответить устно, опираясь на текст, образы Сатина и Луки, приводя цитат (заполнить таблицу).

    Рефлексия: составить синквейн по теме урока.