Космическая философия циолковского. Человек, мир и бог в космической философии К.Э

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935 гг.) – ученый, инженер-изобретатель, писатель, философ. Получив диплом учителя, работал в школе и одновременно занимался научной деятельностью. Циолковского интересуют философские проблемы: о космосе, и месте в нем человека, о конечности или бесконечности человеческого существования, о смысле и целях человеческой жизни. В этом человеке удивительно сочетался талант ученого теоретика и экспериментатора, с интересом к научной фантастике. В научной фантастике он был философом, тонким и точным предсказателем будущей реальности (повести “Грезы о Земле и небе”, “Вне Земли”, “Живые существа в космосе” и другие). Циолковский писал, например, о том, что на Луне с ее шестикратно уменьшенной силой тяжести передвигаться лучше всего прыжками, отталкиваясь от грунта обеими ногами вместе.

К. Э. Циолковский является создателем “космической философии”, в которой он представляет космос, как пространство, где жизнь кишит в разнообразных формах, причем на различных ступенях развития, вплоть до самых совершенных, высокосознательных и бессмертных ее представителей.

Циолковский называл себя “чистейшим материалистом”. Он действительно признавал существующий во Вселенной одну субстанцию и одну силу – материю в ее бесконечном превращении: “Этими явлениями синтеза и анализа совершается вечный круговорот материи – то образующий солнца, то разлагающий их в эфир и очень разреженные, невидимые массы... Но кроме этого колебательного, или повторяющегося (периодического), движения возможно общее усложнение материи, так, что периоды несколько отличаются друг от друга, именно все большею и большею сложностью вещества. Есть ли конец этому усложнению и не начнется ли снова упрощение – неизвесно”.1

Э. К. Циолковский, принимая кругооборот, как самый общий тип развития, все же признает в нем огромные отрезки восходящего, усложняющегося развития, но с последующим “разложением”, “упрощением”, возвратом в более элементарную форму и опять – новым витком еще большего усложнения, и так до бесконечности. Циолковский представлял себе Вселенную единым материальным телом, по которому бесконечно путешествуют атомы, покинувшие распавшиеся смертные тела, атомы, которые и есть неразрушимые “первобытные граждане”, примитивные “я”. Настоящая блаженная жизнь для них начинается в мозгу высших, бессмертных существ космоса, притом что огромнейшие промежутки “небытия”, нахождения в низшем материальном виде, как будто и вовсе не существуют. Гарантией достижения бессмертного блаженства для мозговых атомов становится уничтожение в масштабах Земли и космоса несовершенных форм жизни, подверженных страданию, куда эти атомы могли бы попасть.

Для этической направленности утопии Циолковского характерны трансформированные элементы буддийских мотивов переселения душ (на “атомном” уровне) и отталкивание от “низких” форм телесного воплощения. “Калужский мечтатель” боролся с пессимистическими выводами из постулатов науки его времени, утверждая неуничтожимость жизни во Вселенной, возможность ее “вечной юности”, учитывая обязательно творческую активность разумных ее сил. Безграничны возможности человеческого разума, через него бесконечность входит как неотъемлемое измерение человека. “Человеческий разум, сознание, дух на который возлагают надежды активно-эволюционные мыслители, отличается качеством принципиальной открытости, способностью к бесконечному вбиранию в себя мира, творческому развитию, стремлению перерасти себя”.1

В фантастической повести «Живые существа в космосе» Циолковский говорил о взаимодействии и взаимопомощи всех “солнечных систем”, где есть разум.

Отец русской космонавтики, именно в этом словосочетании имя Циолковского упоминается чаще всего, очень расстраивался, когда всю его деятельность связывали только с работой над ракетным двигателем. Его интересы были гораздо шире, всю жизнь он пытался найти ответы на вечные и вечно мучительные для человечества вопросы: Кто мы? Откуда? Куда идем?

Понять наш мир, считал он, можно только с космической точки зрения. Закономерно, родившиеся в разных культурных и географических регионах все религии несут в себе представление о душе, вечной жизни, потустороннем мире. Для Циолковского это было знаменательно, в этих представлениях он видел символы, смутные догадки о будущем человечества, расшифровать которые необходимо с космической точки зрения. Материя бесконечна в своем развитии, человек (носитель разума) не является последней ступенью. Будущее мира связано с космосом, и человечество как единый объект эволюции изменится, пройдя несколько эволюционных этапов расселения и жизни в космосе, через сотни миллиардов лет превратится в вид лучистой энергии, заполнив собой все космическое пространство.

Космос это не только будущее человечества, это и мерило его сегодняшней жизни. Центральной в космической этике Циолковского стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого, поскольку это ведет к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий. Жизнь каждого человека - частичка общего процесса, своим поведением, нравственностью он определяет не только свой путь, но жизнь космического целого. Человек ответственен не только перед собой, но и перед тем будущим, частью которого он является, его жизнь есть служение человечеству не только сегодняшнему, но и будущему, он в ответе за него. Только это может открыть путь к бессмертию.

К. Э. Циолковский был энтузиастом и идеологом космического расселения человечества в Солнечной системе и других звездных мирах. Он предполагал в отдаленном будущем полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в разумные “животные растения”, непосредственно перерабатывающие солнечную энергию, считая, что носители разума в будущем максимально эмансипируются от среды обитания.

Циолковский фантазировал о живых существах в открытом космосе, которые воспринимают извне лишь лучистую энергию центрального светила, а все жизненные процессы происходят в замкнутой системе их организма. “...Круговорот газов, жидкостей и растворенных твердых тел - все это совершается внутри живого существа, а не через посредство наружной среды. Поверхность тела с наибольшими крылообразными придатками, освещенными солнцем, служит лабораторией для приготовления силы и жизни”.1 Идея соединения космического и земного направления человеческой деятельности принадлежит Циолковскому.

Когда ученый говорил: “Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели”, он не создавал альтернативы - либо Земля, либо Космос. Правда, он придерживался мнения, что жизнь в “эфире”, в искусственных сооружениях, в космическом пространстве более благоприятна, чем жизнь на Земле, к которой человек прикован “цепями тяготения”.

Циолковский никогда не считал выход в космос следствием какой-то безвыходности жизни на Земле. Напротив, он неоднократно говорил о рациональном преобразовании природы Земли, о развитии планеты силой разума. Люди, утверждал он, “изменят поверхность Земли, ее океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и распоряжаться в пределах Солнечной системы, как и на Земле”.

Утопические космические идеи К. Э. Циолковского были первыми попытками систематического изложения проблем, характерных для начала “космической Эры”. В этих идеях были предвосхищены некоторые современные космологические и информационные теории.

Глубоко пророческими оказались слова Циолковского: “Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль”. Сам он решительно приступает ко второму этапу этой последовательности, выводит ставшую теперь знаменитой формулу конечной скорости движения ракеты, посвящает свое научное творчество техническому обоснованию ракеты как пока единственно целесообразного снаряда для космических путешествий. Свою веру в реальность полетов за пределы земной атмосферы Циолковский основывал на расчетах условий для жизни в невесомости, что широко используется в практике космических полетов.

Боль за губящее себя в разъединении и раздорах, в своем “небратстве” человечество, понимание того, что вера во всемогущество технического прогресса губительна для человека и природы его окружающей, уверенность в нашем космическом предназначении - эти идеи вышли за пределы философских размышлений и нашли свое продолжение в философских работах крупнейших русских ученых А. Л. Чижевского и В. И. Вернадского. Исследования Чижевского в области космической биологии и учение Вернадского о ноосфере стали связующим звеном между “фантастическими” идеями русских мыслителей начала XX века и современным планетарным мышлением.

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистическогопанпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи». Все тела Вселенной «имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)», что очень сходно с философией Платона. «Атом-дух» («идеальный атом», «первобытный дух») по Циолковскому, «есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее». Следовательно, «атом-дух» - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Это означает:

1) единство материального и духовного начал Вселенной;

2) единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";

3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;

4) выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до «эфирных островов» разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.



Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. «Всё живо», т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

1) эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы «атомов-духов», образующих космические структуры разных уровней;

2) самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;

3) эволюция и самоорганизация как «глобальный эволюционизм» (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Космическое бытие человечества по Циолковскому может быть подразделено на четыре основных эры:

1. Эра рождения , в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

2. Эра становления . Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

3. Эра расцвета человечества . Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.

4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

Современный космизм представляет собой программу становления человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариант осуществления такой программы. Русский космизм - течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное Русский космизм - течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма иэзотеризма. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах.

Интерес к учениям космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы, хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» (фр. philosophie cosmique) встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский), а также в эволюционной философии Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским. В 1980-1990-х годах в отечественной литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Николай Фёдоров, Hиколай Умов, Николай Холодный, Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и другие). Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями отечественного космизма, такими как религиозно-философское, поэтически-художественное, эстетическое, музыкально-мистическое, экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими. При этом исследователи отмечают разнообразие и условность классификаций этого феномена по двум причинам: все «космисты» были одарены талантами в различных сферах культуры, и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые системы, требующие индивидуального анализа.

Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки. Сторонники видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.. Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеединства».

С другой стороны, русский космизм тесно связан с псевдонаучными, оккультными и эзотерическими течениями философской мысли и признаётся некоторыми исследователями умозрительной концепцией, сформулированной в весьма неопределённых терминах.

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи». Все тела Вселенной «имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)», что очень сходно с философией Платона. «Атом-дух» («идеальный атом», «первобытный дух») по Циолковскому, «есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее». Следовательно, «атом-дух» - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Это означает:

    единство материального и духовного начал Вселенной;

    единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";

    единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;

    выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до «эфирных островов» разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. «Всё живо», т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

    эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы «атомов-духов», образующих космические структуры разных уровней;

    самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;

    эволюция и самоорганизация как «глобальный эволюционизм» (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Космическое бытие человечества по Циолковскому может быть подразделено на четыре основных эры:

    Эра рождения , в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

    Эра становления . Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

    Эра расцвета человечества . Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.

    Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

Современный космизм представляет собой программу становления человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариант осуществления такой программы. Русский космизм - течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное Русский космизм - течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма иэзотеризма. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах.

Интерес к учениям космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы, хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» (фр. philosophie cosmique) встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский), а также в эволюционной философии Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским. В 1980-1990-х годах в отечественной литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Николай Фёдоров, Hиколай Умов, Николай Холодный, Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский и другие). Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями отечественного космизма, такими как религиозно-философское, поэтически-художественное, эстетическое, музыкально-мистическое, экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими. При этом исследователи отмечают разнообразие и условность классификаций этого феномена по двум причинам: все «космисты» были одарены талантами в различных сферах культуры, и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые системы, требующие индивидуального анализа.

Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки. Сторонники видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры.. Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеединства».

С другой стороны, русский космизм тесно связан с псевдонаучными, оккультными и эзотерическими течениями философской мысли и признаётся некоторыми исследователями умозрительной концепцией, сформулированной в весьма неопределённых терминах.

ВЫВОД

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIXв. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования вXXв. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

…Гражданин Космоса …Детство и глухота …Жажда знаний
…Женитьба и половая энергия …Необычный школьный учитель
…Еда – чёрный хлеб и вода …Космическая философия
…Невежество науки и полёт в Космос …Лучистый человек Земли

Циолковский известен всем как отец космонавтики, изобретатель ракеты. Он первый в мире доказал, что можно полететь в Космос.

Но он был не только гениальным изобретателем, но и смелым мыслителем, развившим свою «космическую философию», идеи которой расширяют границы жизненного пространства и открывают путь человечеству в необъятные просторы Космоса.

«Новый гражданин Вселенной Константин Циолковский», как называл себя он сам. Появился на свет 17 сентября 1857 года в селе Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии в семье лесничего, обрусевшего поляка, одним из предков которого был «бунтарь Наливайко». Отец, человек «сильного и тяжёлого для окружающих характера», передал сыну свою страсть к изобретательству и незаурядную силу воли. Мать же, с примесью татарских кровей, натура сангвиническая, пылкая, доброжелательная, наделённая прекрасным голосом, передала ему свою общую, по выражению Циолковского, «талантливость».

Из смутных глубин памяти о детстве вылавливает Константин Эдуардович особый штришок своей натуры, «любил мечтать и даже платил младшему брату, чтобы он слушал мои бредни».

В десять лет Костю постигает несчастье: сильная простуда, скарлатина и как результат – глухота, почти полная. Шок от этого внезапного увечья был так силён, что мальчик до 14 лет погрузился в «период несознательности», произошла остановка в развитии, чуть ли не регрессия в раннее «вегетативное» детство. Но что-то в нём полубессознательно накапливалось и готовилось к пробуждению. Интересная деталь этих лет: проявление лунатизма. С 14 лет – внезапный интерес к учебникам по математике, физике (всё в них оказалось совершенно доступным) и всплеск увлечённого и успешного изобретательства; это и побудило отца Константина, уверовавшего в необычные технические способности сына, отправить его, к тому времени 16-летнего гимназиста в Москву.

Самим же юношей движет жажда знаний, потребность создавать всё более изощрённые машины, расширяющие мощь человека, его власть над материей и пространством. Сам физический ущерб Циолковского стал внутренним импульсом к развитию, к превозможению себя, к восхождению не только на обычный, но и сверх-обычный уровень. Полу-глухой чудак, с отросшими волосами, прожженными там-сям от химических опытов брюками, полуголодный (все присылаемые отцом деньги уходят на реактивы), Константин регулярно является с 1873 года сначала в Чертковскую, единственную общедоступную московскую библиотеку, потом в открывшуюся Румянцевскую.

В 1897 году Константин Эдуардович сдаёт экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии с правом преподавания в уездных училищах. Внешняя канва его существования неприхотливо и однообразно ткалась из года в год: преподавание в училищах, а свою службу Циолковский любил, умея зажигать любопытство учеников остроумными опытами и техническими штучками собственноручного изготовления; материальные заботы о большой семье, где духовно ближе всего были к нему дочери, и главное – непрерывная работа мысли и воображения, постоянные эксперименты, изобретательство, конструирование, чтение и сочинение собственных произведений (научно-теоретических, художественно-фантастических, натурологических).

Как же сложилась его личная жизнь?

Женился в 23 года, будучи начинающим учителем. Его женой стала дочь священника Варвара Евграфовна Соколова. Подругу он выбрал раз и навсегда. Позже, почти через 40 лет, в 1919 году а автобиографии «Фатум, Судьба, Рок» он признаётся: «На первом плане я ставил свои труды, был битком набит неземным, страстно увлекался Евангелием. В то же время у меня была страстная натура, я постоянно влюблялся вплоть до 60-летнего возраста, но это не мешало сохранить целомудрие, все романы были самого платонического характера. Но идеи всё же вытесняли страсти. Я решил жениться без любви на доброй, трудолюбивой девушке, которая не могла мешать моим стремлениям.

Знакомство с будущей женой начал с беседы и был поражён её пониманием Евангелия. Она соглашалось со мной, что Галилейский плотник (Иисус Христос) был человек, только необыкновенного ума, но не Бог.

Пора было жениться, и я женился на ней, надеясь, что такая жена не будет мной вертеть, будет работать и не помешает мне делать то же. Такая подруга не могла истощить мои силы. У меня был врождённый аскетизм и я ему всячески помогал. В жене я не обманулся. Но половое чувство сердечной неудовлетворённости – самой сильнейшей из всех страстей, заставляло мой ум и силы напрягаться и искать. К вечному унижению глухоты присоединилось непрерывно действующее неудовлетворённое сердечное чувство. Эти две силы гнали меня в жизни, как не могли гнать какие бы то ни было выдуманные, искусственные или педагогические средства».

В философских трактатах, данных Учителями Мудрости, сказано, что половая энергия низших центров, не израсходованная на удовлетворение половой страсти, поднимаясь к высшим центрам, трансмутируется в высшее творчество. Тому немало примеров из жизни гениев.

Продолжая рассуждать о своей личной жизни, К.Э. пишет: «Так я и она (жена) до глубокой старости сохранили свои силы и способности к умственной деятельности».

«Хорошо ли это – брачная жизнь без любви? Довольно ли в браке одного уважения? Кто отдал себя высшим желаниям, для того это хорошо. Но он жертвует своим счастьем и даже счастьем семьи. Последнего я тогда не понимал. Но потом это обнаружилось. От таких браков дети не бывают здоровы, удачны и радостны».

Академический брак, по выражению Циолковского, сыграл роль катализатора его творчества. Глухота с детства, бедность, отсутствие официального образования – усиливали его стремление реализовать себя, сделать то великое, ради чего он пришёл на Землю. Константин Эдуардович полагал, что именно благодаря таким обстоятельствам он достиг научных вершин, стал человеком с мировым именем.

Циолковский развил теорию совершенствования человечества путём освобождения от страстей разного рода и нарисовал картину развития более совершенных качеств человека. «Разум настолько вырос, что теперь человек мог бы, по-видимому, существовать без низших средств бытия, т.е. животных страстей или инстинктов… Он мог бы жить и быть счастливым без страстей. Многие люди не обходятся без страстей, потому что разум и воля их слабы».

Он говорил о том, что счастливая жизнь – это «не смертный покой, но жизнь богатая делами, великими поступками».

В 1892 году в Калуге поселился учитель физики и математики Константин Эдуардович Циолковский. Его перевели из уездного города Боровска в губернский город как хорошего и добросовестного учителя.

Среди калужан он прослыл странным и даже таинственным человеком. Никогда не играл ни в карты, ни в лото, не ходил ни к кому в гости. Разве можно терять на эти бессмысленные занятия дорогое время! Жизнь так коротка, а у него так много замыслов. Даже в церкви он появлялся лишь тогда, когда об этом напоминало начальство. Если бы узнали, что Циолковский неверующий, его сразу бы прогнали из учителей.

Всё свободное от уроков время Циолковский отдавал своей научной работе – мастерил модели, производил опыты, писал книги, изучал труды учёных.

Про него говорили, что он безбожник, гордец, чудак и что ведёт он себя не так, как полагается учителю. Разве приличные господа занимаются грязной работой мастеровых? А Циолковский и в праздники встаёт чуть свет, не помолившись Богу, сразу берёт в руки инструменты и забывает про всё на свете.

У него был такой период в жизни, когда он совершенно не обращал внимания на свой внешний вид, – ходил зимой без чулок, проданных для покупки химических реактивов, в штанах с желтыми пятнами и дырами от тех же реактивов, носил длинные волосы, потому что некогда было стричься. Питался одним чёрным хлебом и водой и при этом не думал о том, что голодает.

«И в доме у этого человека не так, как у людей, – всюду железки, проволоки, инструменты. Даже в святом углу, под иконами поставлено какое-то железное страшилище с раздутым пузом. Говорит, что это «ди-ри-жа-ба». Прости, Господи, сразу и не выговоришь! Словом. Какая-то штука из железа. Да разве ей место с ликами святых? Зашел как-то батюшка с молебствием и ужаснулся: загажено святое место, оскорбился и не стал молиться. Говорят, этот человек задумал летать по поднебесью. Рехнулся что ли?»

Да, всё, чем занимался тогда Циолковский, было так необычно, что обывателям было трудно даже вообразить, что это могут делать нормальные люди. В Калуге в ту пору редко кто слышал про воздушные шары и дирижабли, а о самолётах и говорить нечего. Первый самолёт калужане увидели только в 1912 году. И кто их них мог бы поверить, что у их горожанина учителя Циолковского сделаны расчёты дирижабля и самолёта особой, наиболее совершенной конструкции, задуманы даже полёты на ракетах к другим мирам! Никто бы не поверил.

В течение всей жизни за счёт своих научных изысканий не заработал никаких денег, даже гонорары из журналов получал оттисками собственных статей. Работал один, не имея штата сотрудников. На учительское жалование, а позже на пенсию учёный содержал семью, издавал научные брошюры, проводил опыты, иногда дорогостоящие. Он делал фантастически много, но хотел делать ещё больше. Его полигоном был письменный стол в скромном кабинете и обычная домашняя мастерская с токарным станком, простым набором инструментов.

Круг общения его был очень узок, только с людьми необыденных интересов, короткий отдых, прогулки пешком, коньки, велосипед. Тесно общавшийся с ним в Калуге молодой Александр Чижевский, впоследствии крупный учёный и мыслитель, вспоминает о его особой любви к среднерусской природе. На лоне её одиноких прогулок и являлись, по признанию Циолковского, все его лучшие идеи, которые он потом лишь записывал или осуществлял.

Калужский Загородный сад (теперь парк Циолковского) был любимым местом Константина Эдуардовича. Там, под высокими липами, всегда тихо и прохладно.

В 45 лет он купил по случаю старый велосипед, за два дня выучился на нем кататься и катался на велосипеде почти до самой смерти. Велосипед доставлял учёному радость общения с природой. Задумчивые пейзажи окрестной Калуги будили воображение, помогали думать и мечтать. Наслаждаясь ими, можно было забыть на время непонимание и равнодушие людей.

Кроме того, привычная прогулка по окраине соснового бора, гордости здешних мест, становилась хорошей подготовкой к напряжённой вечерней работе. Дальше сосны уступали место дубам, и здесь, на опушке дубовой рощицы, он садился на любимый пенёк и отдыхал.

Сзади него шептались деревья, а впереди расстилалась спокойная зелёная гладь. Бескрайность зелёной равнины навевала мечты о бескрайности Вселенной и её неизведанных тайнах.

Хороша наша Земля! Тепла и ласкова к тому, кто её любит. Земля – колыбель человечества. И как всякая колыбель она мягка и уютна. Но ребёнок вырастает и покидает свою колыбель. Человечество тоже не сможет вечно оставаться на Земле. Мужая, оно прорвётся в просторы Вселенной и сделает своим домом всё околосолнечное пространство. А дальше… Но нужно сделать первый шаг по этой дороге. Ведь первый шаг самый трудный.

Он, скромный провинциальный учитель, закончил недавно подготовку к этому шагу. В своей работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он дал научное обоснование и расчёт математических формул, по которым должно совершаться движение межпланетного корабля. Пусть полёт в мировое пространство произойдёт ещё не скоро.

Но когда бы это ни случилось, человечество не пройдёт мимо расчётов, сделанных в этой работе. (В дальнейшем именно эти его расчёты послужили созданию современной ракетной техники, которая сделала возможными полёты наших космонавтов).

Если межпланетный корабль будет двигаться со скоростью не менее 8 вёрст в секунду, то он поднимается за пределы атмосферы и станет спутником Земли наподобие Луны, т.к. при этой скорости центробежная сила уравновесит силу притяжения Земли.

А если движение будет совершаться со скоростью не менее 12 вёрст в секунду, то тогда снаряд окончательно преодолеет притяжение Земли, унесётся в околосолнечное пространство и побродив там среди планет и метеоров, станет спутником Солнца, как наша Земля или Марс. Если рассчитать хорошенько время полёта и его траекторию, то такой корабль сможет достичь Марс или Венеру. Если же повышать скорость еще больше, то реактивный корабль вырвется из солнечной системы и уйдёт к другим звёздам. Всё это так, и любой человек, знающий математику, согласится с этими расчётами. Они неоспоримы.

Но как достичь этих скоростей, как воплотить в жизнь эти формулы?

Он, Циолковский, понял и доказал, что они достижимы, если их применить к ракете с жидким горючим. Он создал свою собственную формулу, по которой будет двигаться корабль-ракета. Дело теперь за техническим воплощением. И оно придёт. Техника неизменно движется вперёд.

Придёт время и вокруг Земли будут летать искусственные спутники. Люди начнут осваивать космическое пространство и станут обладателями его безграничных энергетических богатств.

Циолковский с грустью подумал о том, что хотя эту его работу прочитали многие учёные, но она удивила и испугала их своими необычными мыслями и расчётами. Они просто промолчали, не решаясь высказать своё мнение. Очевидно посчитали его выводы преждевременными или ненужными.

И в самом деле, люди только учатся летать над поверхностью Земли, а он уже поднял глаза к другим планетам и звёздам! До звёзд ли тут?!

Кругом океан невежества и нищеты, народ забит, неграмотен, а он, Циолковский, думает о межпланетных путешествиях!..

Но и не думать о них он не может! В этом – его страсть и призвание. Конечно, Циолковскому, не дожить до того дня, когда гордый межпланетный корабль Земли устремится в космические дали. Жизнь коротка и может легко оборваться от глупой случайности или болезни, но человечество вечно, оно-то и возьмёт на свои плечи его незаконченные труды и понесёт дальше, к звёздам все его неосуществлённые мечты.

В своей космической философии Циолковский создал грандиозную концепцию космоса, вселенной, органической частью которой является человек.

Вот основные идеи этой концепции.

…Вселенная – это единый, бесконечно сложный организм, имеющий свою «причину» и «волю».

…Вселенная бесконечна в Пространстве и Времени. Она включает в себя бесконечную иерархию космических структур – от атомов-духов до мегагалактик разного уровня сложности.

…Вселенная живая (самоорганизующаяся) и вечно юная. В ней протекают процессы, компенсирующие тенденции к умиранию и разрушению.

…Во Вселенной огромную, в известном смысле даже определяющую роль, играют космические цивилизации, наше человечество лишь одна из них.

Перечисленные идеи космической философии Циолковского как бы заново открываются современной наукой, т.е. «переоткрываются».

Константин Эдуардович неоднократно подчёркивал: «Я – чистейший материалист, но признающий чувствительность всей вселенной. Атом не только бесконечно малая материальная частица, но и дух, обладающий способностью к ощущению»

«Всё живое и только временно находится в летаргии в форме неорганизованной материи. Согласно древним классическим религиозным философиям и современным научным представлениям, атом практически бессмертен, он живёт всё время существования вселенной. Циолковский считал, что атом обладает потенциальной чувствительностью, это свойство проявляется по-разному: в камне оно как бы спит, в растениях начинает понемногу раскрываться, в животных проявляется в большей степени, в человеке проявляется максимально, но этот предел условен.

Учёный полагал, что человечество ещё не достигло совершенства и находится на одной из низших степеней развития, если сравнить его состояние с высокоразвитыми космическими цивилизациями. Совершенствование прежде всего касается человеческой морали, социальных отношений. Итак, небытия нет, есть только бесконечные комбинации атомов.

«Время есть субъективное ощущение и принадлежит только живому. Для «мёртвого», неорганизованного оно не существует. «Короткие промежуточные жизни сливаются в одно бесконечное целое. Исчезает лишь форма, но чувствовать вы можете и в Васильеве и в Петрове». Циолковский не рассматривал человека как вершину космической эволюции. Подобную точку зрения разделяли и Вернадский, и другие учёные космисты. По его мнению, существуют более высокоразвитые люди, имеющие крепкое здоровье, долголетие, совершенный ум и пр., всего ни предвидеть, ни вообразить нам нельзя.

«Вот вам бог с этой точки зрения», – говорил Константин Эдуардович. Богами более высокого порядка, по Циолковскому, являются «президенты» других Миров. Мы должны признать существование Богов самых разных рангов, чем они выше, тем не постижимее для земного человека. Что же представляет собой «последний, самый высочайший Правитель?».

По словам Циолковского «Вселенная непрерывно кричит нам о существовании «причины», которая безмерно выше Космоса и несоизмерима со своим творением. Космос – лишь одно из множества изделий «причины». «Причина» является всемогущей в отношении Космоса, Она есть высшая Любовь, беспредельное Милосердие и Разум. Во многих своих сочинениях он прямо отождествляет Причину с Богом, стоящим над миром и находящимся вне космоса.

Ещё одна ключевая идея, высказанная Циолковским, – это периодичность явлений Космоса: «Всё непрерывно периодически перемещается и преобразуется. Этот процесс обмена и преобразования элементов совершается всегда».

По словам Циолковского, «кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделённых громадными промежутками времени, но сливающихся субъективно в одну непрерывную жизнь. Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем. Смерть есть только переход одного состояния материи в другое. Это есть новая группировка атомов водорода. Простое переходит в сложное, сложное – в простое. И это повторяется бесчисленное множество раз, так как время не имеет конца, как оно не имеет начала. Наш бог (космос), как и мы, его части, всегда были и будем».

«Человечество, как единый объект эволюции, тоже изменяется, и, наконец, через миллиарды лет превратится в единый вид лучистой энергии, то есть единая идея заполняет всё космическое пространство. Чем будет наша жизнь в далёком грядущем? Возможно, что это вечное блаженство и жизнь бесконечна, о чём писали древние мудрецы. Материя через посредство человека не только восходит на высший уровень развития, но и начинает познавать самоё себя».

«Материя в образе человека дошла до вопроса зачем и почему? И ответ на этот вопрос будет дан – но не нами, а нашими потомками. Учёные и философы построят картину мира близкую к действительности».

Циолковский писал о том, «что космическое бытие человечества подразделяется на несколько основных периодов эволюции, длящихся миллиарды лет, на определённом этапе корпускулярное вещество (атом) превратится в лучевое, перейдя в лучистую форму высокого уровня, человечество становится бессмертным во времени и бесконечным в пространстве».

«Допустим, что через многие миллиарды лет лучевая эра Космоса снова превратится в корпускулярную, но более высокого уровня, чтобы всё начать сначала возникнут солнца, туманности, созвездия, планеты, но по более совершенному закону. И снова в Космос придёт более совершенный человек, чтобы перейти через новые эры и через миллиарды лет снова погаснуть, превратившись в лучевое состояние более высокого уровня».

И так бесконечно будет протекать смена космических Эр и бесконечное совершенство Космического Разума.

Он задавал себе вопрос: «Какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?» И смысл этот, по его мнению, в неизбежности возникновения высокоразвитых космических Цивилизаций, стремящихся к совершенству.

«В Млечном Пути сотни миллиардов солнц. В известной Вселенной миллионы млечных путей. Значит в ней миллионы миллиардов солнц. У каждого солнца с десяток больших планет и тысячи малых. Хотя бы одна из больших близка к Земле по температуре, объёму, тяжести, воде и воздуху и пр., то невероятно отрицать на них жизнь. Все солнца с их планетами составлены из одних и тех же веществ, которые имеют один источник, одну первобытную материю. Если жизнь зародилась на Земле, то почему не появиться ей при таких же условиях на сходных с Землёй планетах? Вселенная полна живых существ!

На чём основано отрицание разумных планетных существ Вселенной? Перечислим эти основания.

Нам говорят: если бы они были, то посетили бы Землю. Мой ответ: может быть, и посетят, но не настало ещё то время. Дикие австралийцы и американцы древних веков дождались посещения европейцев, но прошло много тысячелетий, прежде чем они появились. Так и мы когда-нибудь дождёмся. Другие планеты, возможно, давно взаимно посещаются своими могущественными жителями.

Нам ещё возражают: если бы они были, то какими-нибудь знаками могли бы нам дать понятие о своём бытии.

Мой ответ: наши средства очень слабы, чтобы воспринять эти знаки. Наши небесные соседи понимают, что при известной степени развития знаний люди и сами докажут себе населённость иных планет. Но придёт время, когда ступень развития человечества окажется достаточной для посещения нас небесными жителями.

Мы, братья, убиваем друг друга, затеваем войны, жестоко обращаемся с животными. Как же отнесёмся к совершенно чуждым нам существам? Не сочтём ли их за соперников по обладанию Землёй и не погубим ли самих себя в неравной борьбе? Человечество так же далеко по своему развитию от более совершенных планетных существ, как низшие животные от людей. Можем ли мы завести разумные отношения с собаками и обезьянами? Так и высшие существа пока бессильны для (разумных) отношений с нами.

С другой стороны есть ряд странных фактов, которые доказывают участие иных существ в нашей жизни. Это уже непосредственное подтверждение бытия иных, более зрелых организмов.

Я сам два раза в жизни был свидетелем явления проникновения каких-то разумных сил в наш мозг и вмешательство в человеческие дела, потому не могу их отрицать. Если же они со мной были, то почему не могли быть с другими? Это действительное доказательство пребывания в Космосе неизвестных разумных сил. Каких-то существ, устроенных не так, как мы, по крайней мере, из несравненно более разряжённой материи».

Циолковский описывал случай, произошедший с ним в 28 лет, в ту пору у него был период тяжёлого душевного состояния. «Унывал я. Книги Нового Завета тщательно изучал и высоко ценил Галилейского Учителя, но широкой точки зрения не имел. Всё затемнялось узкой наукой. Едва мерцала возможность того, о чём проповедовал Учитель.

В отчаянии я прибегнул к Нему, к Его силе, желая поддержки и думая так: если бы я видел знамение в виде совершенного правильного креста или грубой, но правильной фигуры человека, то этого было бы довольно, чтобы я придал высшее значение Христу в земных делах.

Потом я забыл эти мысли и желания. Прошло несколько месяцев и я увидел облачный крест, будто вырезанный из бумаги (четырёхконечный католический), потом увидел фигуру человека, грубую (без глаз, без пальцев), но правильную.

Явление это я понял так: крест есть удел человека, в особенности мой».

Как и большинство гениальных людей, Циолковский в тяжких трудах нёс свой жизненный подвиг. В час духовной нужды ему был послан знак, помогший развеять сомнения.

Разрыв внешней «убогости» его существования, усугублённой глухой и бедностью, и внутренней значимости его своеобразного гения, улетавшего мыслью в космические дали, нашедшего первый эффективный способ отрыва человека от Земли, был поистине гигантский.

Немногие признают его идеи и сейчас, когда большинство идей и прозрений Циолковского в других областях знаний подтверждено практикой. Такова общая беда всех гениев. Таково несчастие современной цивилизации, неспособной вместить всей широты взглядов гениального прозорливца, уверенно всматривающегося в просторы Вселенной, в глубины Космоса и в беспредельность Будущего.

Вспомним несколько исторических фактов, доказывающих неприятие человечеством реформаторов, мыслителей, изобретателей и других благодетелей человечества, которыми двигался прогресс и благодаря которым человек удалился от состояния животного и приблизился к небу.

…Поначалу изобретатели паровых машин были отвергнуты и не поддержаны. Был забыт русский рабочий Ползунов, построивший действующую паровую машину раньше Уатта Майера, основателя механической теории теплоты. Его осмеяли учёные. Расстроенный, огорчённый Ползунов покушался на самоубийство и был посажен в сумасшедший дом.

…Колумб возбуждал весёлый хохот среди передовых людей своего времени, был в цепях, и даже открытая им Америка была названа не его именем.

…Галилей был приговорён к сожжению, но по старости и смирению освобождён от казни и только лишён свободы и умер в неволе.

…Ян Гус был сожжён духовным судом, так же как и Джордано Бруно, указавший на существование в небесах множества миров, помимо Земли.

…Академии наук отрицали возможность аэропланов и дирижаблей.

…Древнегреческий философ Анаксагор за естественное объяснение лунного затмения влиянием Земли был приговорён (вместе с семьёй) народным судом к смертной казни. Только красноречие Перикла заставило заменить смертную казнь изгнанием.

…Леден открыл газовое освещение, но так и умер, не дождавшись его применения. Ему доказывали, что огонь не может существовать без фитиля.

…Ома немецкие учёные называли дураком. И так далее. Примеры эти бесчисленны.

Длинными рядами проходит перед нашими глазами история этих осмеянных, забитых, обезглавленных и сожжённых Светочей мира и Благодетелей человечества.

Даже отношение учёных, мыслителей и гениев к своим не прославленным ещё собратьям нередко ошибочны, несправедливы, безжалостны и жестоки. А чего же ждать от средних людей, не умеющих отличить правой руки от левой, пребывающих в святой, но (преступной) простоте?

Что же делать? Каким образом не топтать жемчуг, не сжигать святыни, не уничтожать корней растений, на которых растут питающие нас плоды?

Циолковский считал, что спасение – в особом народном устройстве, основа которого всё же сам народ. Если гении в своих суждениях о собратьях ошибаются, то это отчасти потому, что они всё же остаются людьми со всеми нравственными недостатками: завистью, ревностью, эгоизмами всякого рода (личным, семейным, родственным и т.д.)..

Гении большей частью развиваются односторонне, даже в ущерб другим своим свойствам. Их нравственные недостатки нередко бывают гораздо сильнее, чем у средних людей. И нет большего заблуждения, чем думать, что гении и мыслители, двигающие науку и прогресс, выходят из дипломированных учёных и специалистов своего дела.

Великие выдвигаются большей частью из всего человечества, из всевозможных его слоёв, не имея при себе дипломов, свидетельствующих о принадлежности их к учёному миру.

Так, всеобъемлющий гений Леонардо да Винчи был художником. Физик Франклин – тряпичником и типографом. Кулибин – мещанином-самоучкой, как и астроном Семёнов.

Астроном Коперник был дьячком. Чарльз Дарвин – фермером. Ньютон – чиновником, смотрителем монетного двора. Эдисон – из самоучек, как и Фарадей. Менделеев был педагогом. Эти и подобные им люди дали науке и человечеству безмерно больше, чем все официальные учёные, вместе взятые.

Великие дела творили не высокооплачиваемые присяжные учёные, а люди, в общепринятом смысле, маленькие.

Итак, чтобы быть судьёй человека выдающегося, недостаточно быть самому изобретателем или мыслителем, они могут быть просто несправедливы и пристрастны в силу общей человеческой слабости, в силу (животной зависти и ревности, в силу профессиональной ограниченности).

Простые средние люди бывают справедливы и добры, но им не достаёт знания, гениальности и всеобъемлющего дарования.

Судить людей, в особенности высших, могут только избранные, соединяющие в себе чистое, беспристрастное сердце с обширным разумом, талантами, свежестью и многосторонними знаниями.

Циолковский мечтал о сотрудничестве учёных: «Трудно работать в одиночку, долгие годы ниоткуда не видя просвета».

В научно-фантастической повести «Вне Земли» Константин Эдуардович описывал, как трудятся гении (он назвал их именами известных учёных), поселившихся вдали от людской суеты в красивом замке, расположенном между величайшими отрогами Гималаев. Это жилище величайших учёных всего мира, мудрецов, дарящих человечеству свои изобретения для его же блага.

Как все мыслители-космисты, Циолковский не считал человека окончательным венцом творения, остро чувствовал его несовершенную, промежуточную, кризисную пока природу. «Разве человек не имеет бездну физических, умственных и социальных недостатков, чтобы оставаться с тем, что он имеет!»

И хотя он всю жизнь боролся за техническое средство освоения Космоса, за свою ракету, но в более далёкой перспективе он видел усовершенствованные сознательные существа, уже обходящиеся без искусственных, технических приставок к своим органам. Он утверждал, что одной из высших целей человечества должна быть беспредельность прогресса и надежда на уничтожение смерти. Циолковский представляет себе будущего человека максимально независимым буквально от всех условий нашего теперешнего существования, от всех – вплоть до пищи. Он писал: «Вас ожидает непрерывная радость. Мне хочется, чтобы эта жизнь ваша была светлой мечтой будущего, никогда не кончающегося счастья…Вы будете умирать с радостью, в убеждении, что вас ожидает счастье, совершенство, беспредельная и субъективная непрерывность богатой органической жизни. Мои выводы более утешительны, чем обещания самых жизнерадостных религий».

Вся настоящая наука о Космосе проросла идеями Циолковского. Он называл себя материалистом по причине неоспоримой убеждённости, что всё в Космосе создано из одной единой тончайшей Материи, которая в разных частотных диапазонах есть – свет, цвет, атом, молекула, из которых состоит весь проявленный и не проявленный мир, и мы с Вами.

Циолковский говорил о гигантской творческой активности разумных сил Вселенной. Космос – это творческая лаборатория!

Космические идеи, которые являются основным двигателем всего творчества Константина Эдуардовича, говорят о величайшей воли к жизни, заложенной в нём. Это воля к победе человеческого разума над стихийными силами природы, воля, основанная на твёрдом знании, всё осуществлении, покорении безграничных сил, пространств и времён Вселенной.

Она жила и бурлила в уме и сердце калужского мечтателя – жить и во что бы то ни стало выйти в космические просторы, освоить и преобразовать их. Для Циолковского отрыв сознательных существ от материального лона своей планеты – это эволюционно необходимый и неизбежный момент в развитии цивилизации! «Какой бы смысл имела Вселенная, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром?»

И сегодня мы имеем все основания сказать: «Он шёл впереди своего века!»

«Привет тебе, небо!
Привет вам, звёзды-малютки,
От всего сердца
И помышленья.
Вечно вы мерцаете в чёрно-синем небе
И маните моё одинокое сердце.
Там, где в глубоких ущельях бесконечности
Приютились планеты,
Может быть, там
Такой же жалкий и такой же одинокий странник,
Обнажив голову, простирает руки
К нам, к нашему солнечному миру,
И говорит те же вдохновенные,
Те же вечные слова
Изумления, восторга и тайной надежды.
О, мы понимаем друг друга!
Привет тебе, далёкий брат во Вселенной!»

Литература

1. «Русский космизм». Сборник. М., «Педагогика-Пресс», 1993.
2. К.Э. Циолковский. «Космическая философия», М., «Сфера», 2001.
3. Н.Усова. «Летатели-мечтатели». Тула «Золотая аллея», 1998.
4. К.Э. Циолковский. «Любовь к самому себе, или истинное себялюбие». М., МИП «Память», 1992.
5. К.Э. Циолковский. «Ум и страсти. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы.», М., МИП «Память», 1993.
6. К.Э. Циолковский. «Общественная организация человечества», М., МИП «Память», 1992.
7. «Агни Йога» в 4-х кн., М., «Сфера», 1999.
8. «Введение в Агни Йогу». Новосибирск, 1997.
9. «Грани Агни Йоги» в 15-ти т., Н.-сибирск, «Алгим», 1994-2005.
10. «Криптограммы Востока». Рига, «Угунс», 1992.
11. «Письма Елены Рерих», в 2-х т., Минск, «Лотаць», 1999.
12. «Современные космические легенды Востока». Новосибирск, «Согласие», 1999.
13. «Спираль познания», в 2-х т., М. «Прогресс», 1996.
14. «Тайная Доктрина», в 2-х т., Адьяр, Теософское изд-во, 1991.
15. «Учение Храма», в 2-х т., М. МЦР «Мастер Банк», 2001.
16. «Чаша Востока». С-Пб. «Вахта Мира», 1992.
17. Дмитриева Л.П. «Посланник Христос…», в 7-ми т., М., Изд. «Дом имени Е.И.Рерих», 2000.
18. Клизовский А.И. «Основы миропонимания Новой Эпохи». Минск, «Мога Н – Вида Н», 1995.
19. Рерих Н.К. «Листы дневника», в 3-х т., М. МЦР, 1996.
20. Рокотова Н. «Основы буддизма». Н.-сибирск, «Согласие», 2001.
21. Уранов Н. «Нести радость». Рига, «Мир Огненный», 1998.
22. Дмитриева Л.П. «”Тайная Доктрина” Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», в 3-х т., Магнитогорск, «Амрита», 1994.

1. Понятие космоса в античной философии и русской философии к. 19 –нач.20вв.

Космос – термин древне – греческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого .

Впервые космос как "мирострой" был засвидетельствован около 500 до н.э. во фрагментах Гераклита, затем прочно входит в натурфилософский лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит).

Древне – греческое восприятие космоса (особенно у Платона и Аристотеля) как предельной полноты бытия, как эстетически прекрасного, совершенного и невинного существа составляет историческую антитезу иудео – христианской концепции "ущербности" природы как результата грехопадения.

у Аристотеля в трактате "О небе" с термином космос конкурирует термин "небо", окончательно уступающий место космосу, начиная с эпохи эллинизма. У Платона в диалоге "Тимей" исходным понятием является "демиург" - устроитель космоса, создающий его по определенному образцу. Космос возникает по Платону из смеси идей и материи, демиург создает мировую душу и распространяет эту смесь по всему пространству, которое предназначено для видимой вселенной, разделив его на стихии – огонь, воду, воздух и землю. Вращая космос, он округлил его, придав ему наиболее совершенную форму – сферы. Соответственно гармоническим математическим соотношениям он преобразовал орбиты планет и небо неподвижных звезд. Результат – космос как живое существо, одаренное умом. Космос един, ибо единому прообразу, которому подражает бог, творя мир, должен соответствовать и единственный, прекраснейший мир, который состоит из демиурга (божественный ум), мировой души и мирового тела .

Таким образом, античный космический строй мира, возведенный Платоном к философскому сознанию и заключавший в себе почти все начала новоевропейской рациональности, был основан на древнегреческой мифологии.

Иная ситуация сложилась к началу промышленной революции нового времени. Она потребовала других основ, нового пантеона и новой "мифологии".

Русский космизм на рубеже веков был одной из основательных попыток человеческого разума познать самого себя и постичь свое истинное место и призвание, излечиться от недуга сциентизма и повернуться лицом к человеческим ценностям. Он воплотил в себе многие родовые черты российской мысли, выросшей на почве "греко-православных представлений, в свою очередь во многом заимствованных у античности, но в основе лежали выводы теоретического рассудка: законы и формулы, логические конструкции и числа, идеализации механики и математики. В сущности, создавался новый "механический миф" европейского человека, вступившего с природой в орудийные отношения принципиально иного уровня. .

В отличие от чувственно-материального, самодостаточного и завершенного во всех своих частях космоса Платона и Аристотеля, новый космос имел ряд принципиальных особенностей.

Несмотря на "частичный возврат к греческому отношению к телу" и "преодоление отвлеченного спиритуализма, противополагавшего дух телу и видящего в теле враждебное духу начало, русский космизм остался верен православному персонализму и даже усилил эту линию (Н. Бердяев, Л. Карсавин).

Русский космизм в отличие от античного космоса, который был одним из лучших миров, гармоническим и прекрасным, видел мир в развитии и становлении, его космос эволюционен и историчен - это 8-й день творения, осуществляемый человеком в соавторстве с Творцом.

Русский космизм не отменяет апокалипсис, но он развивает свою идею наступления Царства Божия не через смерть, а через преображение тварного мира, он возделывает поле понимания между религией, наукой и искусством, между физикой и метафизикой, знанием о природе и человеке.

2. Т.Кун о критериях научности

Первоначально Т.Кун останавливается на вопросе о характеристике добротной научной теории. Среди набора совершенно обычных ответов он выбирает пять.

1. Точность - теория должна быть точной: следствия, дедуцированные из теории, должны обнаруживать согласие с результатами существующих экспериментов и наблюдений.

2. Непротиворечивость - теория должна быть непротиворечива, причем не только внутренне или сама с собой, но также с другими принятыми теориями, применимыми к близким областям природы.

3. Область приложения - теория должна иметь широкую область применения, следствия теорий должны распространяться далеко за пределы тех частных наблюдений, законов и подтеорий, на которые ее объяснение первоначально было ориентировано.

4. Простота (это тесно связано с предыдущим) - теория должна быть простой, вносить порядок в явления, которые в ее отсутствие были бы изолированы друг от друга и составляли бы спутанную совокупность.

5. Плодотворность - это менее стандартная, но весьма важная для реальных научных решений характеристика - теория должна быть плодотворной, открывающей новые горизонты исследования; она должна раскрывать новые явления и соотношения, ранее остававшиеся незамеченными среди уже известных.

Все эти пять характеристик - стандартные критерии оценки адекватности теории. Тем не менее, перед теми, кто использует эти критерии, регулярно возникают два вида трудностей: каждый в отдельности критерий смутен: исследователи, применяя их вконкретных случаях, могут с полным правом расходиться в их оценке; используемые вместе, они время от времени входят в конфликт друг с другом.

Первый критерий, который рассматривает Кун – это точность, под которой он подразумевает не только количественное согласие, но и качественное. В конечном счете из всех характеристик она оказывается наиболее близкой к решающей частично потому, что от нее зависят объяснительная и предсказательная силы, составляющие такие критерии, которыми ученые не склонны поступиться. Он замечает, что теории не всегда могут быть различены в терминах точности, приводя в примеры систему Коперника, которая не была точнее, чем система Птолемея, пока она не была более чем через 60 лет после смерти Коперника коренным образом пересмотрена Кеплером .

Одна теория лучше пригнана к опыту в одной области, другая в другой. Чтобы произвести выбор между ними на основании точности, ученый должен решить, в какой области точность более важна. Каким бы важным ни был критерий точности, но он редко (или никогда) является достаточным критерием выбора теории.

Другие критерии также функционируют, но они не закрывают вопроса. Для иллюстрации этого утверждения Кун останавливается на двух - непротиворечивости и простоте, ставя вопрос, как они функционировали в ходе выбора между гелиоцентрической и геоцентрической системами. Как астрономические теории Птолемея и Коперника были внутренне непротиворечивы, но их отношение к родственным теориям в других областях знания было различным. Стационарная Земля, помещенная в центре, была существенным компонентом общепризнанной физической теории, компактного скопища доктрин, объяснявших, кроме всего прочего, как действует водяной насос, как падают камни, почему облака медленно движутся по небесам. Гелиоцентрическая астрономия, предполагающая движение Земли, была несовместима с существовавшими тогда научным объяснением этих и других земных явлений. Следовательно, критерий непротиворечивости высказывался в пользу геоцентрической традиции.

Простота, однако, тогда покровительствовала Копернику, правда, когда она оценивалась совершенно специальным способом. Если, с одной стороны, две системы сравниваются с точки зрения того реального вычислительного труда, который надо вложить, чтобы предсказать положение планеты в некоторый момент времени, то они оказываются в сущности эквивалентны. Такие вычисления как раз и делались астрономами, и коперниковская система не располагала какими-либо методами, позволяющими уменьшить их трудоемкость. В этом смысле она не была проще птолемеевской. Однако если, с другой стороны, вопрос возникал о сложности математического аппарата, требуемого не для того, чтобы дать количественное объяснение деталей перемещения планет, а лишь для того, чтобы качественно объяснить важные свойства этого движения - ограниченные элонгации, попятные движения и тому подобное, то Коперник предполагал только одну окружность на планету, а Птолемей две. В этом смысле теория Коперника была проще, и этот факт был жизненно важен для Кеплера и Галилея и, таким образом, для грандиозного триумфа коперниканства. Но этот смысл простоты не был единственным и, более того, он не был наиболее естественным для профессиональных астрономов, тех, кто, собственно, и занят расчетами положения планет .

Трудности в применении стандартных критериев выбора типичны и они встают в ситуациях науки XX в. не менее явственно, чем раньше.

Другие факторы, влияющие на выбор, лежат вне пределов науки. Например, предпочтение, отданное Кеплером коперниканству, протекало частично из его вовлеченности в неоплатонические и герменевтические движения его времени, немецкий романтизм предуготовлял тех ученых, которые оказались под его влиянием, к признанию и принятию закона сохранения энергии; общественная мысль Англии XIX в. подобным же образом сделала доступным и приемлемым дарвиновское понятие борьбы за существование.

Кроме того, в качестве факторов выступают индивидуальные особенности ученых. Некоторые ученые более, чем другие, склонны к оригинальности и соответственно более настроены рисковать, некоторые же предпочитают более широкие объединяющие теории точным и детальным решениям задач в относительно узкой области.

Список использованной литературы

1. Бакина В.И. Соотношение макрокосмоса и микрокосмоса в ранней древнегреческой философии// Вестник Московского университета серия 7: философия, № 5, 2000