Проблемы счастья и долга онегин. Сочинение Пушкин А.С

Введение 3

Глава 1. Проблема долга и счастья с философской точки зрения 5

Глава 2. Роман «Евгений Онегин» в трудах литературоведов 9

Глава 3. Анализ образов Онегина, Татьяны и образа автора 12

Заключение 24

Список используемой литературы 25

Введение

Тема моего реферата - «Проблема счастья и долга в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»». Актуальность темы реферата обусловлена тем, что проблема счастья и долга является одной из самых значимых для человечества во все времена.

Особенно важен анализ обозначенных ценностей в произведениях классиков отечественной литературы, каким является А.С. Пушкин и его роман «Евгений Онегин», занимающий особое место в творчестве писателя и являющийся «энциклопедией русской жизни». Проблематика его широка и одновременно направлена на внутренние мотивы развития характеров героев. Автор рисует картины столичной жизни, и заботы, и быт помещиков; затрагивает вопросы современного образования и воспитания, крепостного права, развития культуры, роли деятелей культуры в формировании общественного сознания; возвращается мыслью к важным историческим событиям отечества и дает им современную оценку. И на этом фоне, в этой среде живут, скучают и влюбляются, радуются и скорбят, дружат, разочаровываются, отчаиваются и размышляют герои Пушкина, его современники. Пушкин писал его восемь лет: с 1823 по 1831 год. Это было трудным временем в истории России. Работа над романом начата еще при Александре I, а продолжена и закончена в царствование Николая I.Ключевая центральная в романе - проблема цели и смысла жизни, в этот переломный момент в истории, каковым была для России эпоха после декабристского восстания, в сознании людей все нравственные ориентиры внезапно сменились.

«Долг – это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Долг позволяет индивиду быть нравственным. Стремление исполнить долг – это стремление человека к счастью», - говорил Кант.

Счастье – это понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. По мысли же Аристотеля, счастье заключается в созерцательной жизни.

На переднем плане романа развивается любовная интрига. Герои Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский и Ольга Ларина – две любовные пары. Но дано ли им судьбою стать счастливыми?

Цель: выявить пушкинское понимание соотношения долга и счастья в жизни человека.

· определить философское понимание проблемы долга и счастья;

· изучить литературоведческие труды, посвященные роману «Евгений Онегин» А. С Пушкина, исследователей 19-20 в.;

· проанализировать текст романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения проблемы долга и счастья.

Предметом анализа является проблема счастья и долга в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Объектом является роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Глава 1. Проблема долга и счастья с философской точки зрения

Категория долга занимает чрезвычайно важное место в этической системе Канта. Долг по отношению к другим - делать добро, долг по отношению к себе - сохранять свою жизнь и прожить ее достойно. Он считает, что человек должен «благотворить, т.е. по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое-либо вознаграждение».

Подобно Канту, Тургенев различал действия, которые совершаются сообразно долгу, и действия ради долга: первые соответствуют нравственным критериям и удовлетворяют определенные склонности человека, являются для него либо приятными, либо выгодными; вторые совершаются только из-за нравственных соображений и противоречат эмпирическим интересам человека. Кант выдвигал идею «моральной необходимости» как «принуждения», то есть «обязанности», когда «каждый основанный на ней поступок должен быть представлен как долг, а не как образ действий, который нравится нам сам по себе». Тургенев также призывал «к настоящему жертвованию собой»: «… не к тому, о котором мы так много говорим в молодости и которое представляется нам в образе любви, то есть все-таки наслаждения - а к тому, которое ничего не дает личности, кроме разве чувства исполненного долга, и заметьте - чувства чужого и холодного, безо всякой примеси восторженности или увлечения». Писатель рассматривал «наслаждение» как эгоистическое, разъединяющее начало, и полагал, что естественное человеческое стремление к счастью является той силой, которая противостоит моральному поведению, объединяющему людей. При этом Тургенев осознавал, что самопожертвование не только не приносит человеку удовлетворения, но и лишает его неповторимой привлекательности: «… тихое чувство чего-то неудовлетворенного и даже грустного <···> всегда сопровождает исполнение долга». Кант, в свою очередь, заявлял, что соблюдение «чистого закона» вызывает «ощущение неудовольствия».

Проблему соотнесенности счастья и долга Тургенев решал в духе кантовской морали. Утверждая, что «высокое достоинство долга не имеет никакого отношения к наслаждению жизнью; у него свой особый закон и свой особый суд», Кант противопоставлял любовь долгу и заявлял, что принцип счастья не может лежать в основе нравственности. Философ писал: «Имеются некоторые столь участливо настроенные души, что они без всякого тщеславия или своекорыстного побудительного мотива находят внутреннее удовольствие в том, чтобы распространять вокруг себя радость, и им приятна удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю, что в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни был приятен, все же не имеет никакой нравственной ценности».

Решающее значение для оценки кантовского отношения к счастью, по мысли А. П. Скрипника, имеет вывод, утверждающий, что нравственность нельзя вывести из коренящейся в человеческой чувственности потребности в счастье, нельзя хотя бы потому, что не всякое стремление к счастью является нравственно-положительным: «Кант не выводит нравственность из стремления к счастью, как, впрочем, и последнее из первой. Эти основополагающие параметры человеческого существования остаются у него рядоположенными». Используя терминологию А. П. Скрипника, можно говорить о «рядоположенности» у Тургенева таких понятий, как нравственное сознание, «чувство долга» и естественные склонности, влечение к счастью. Писатель был убежден, что в сферу долга нельзя вносить личное начало в виде любви, то есть наслаждения. Исполнение долга, по Тургеневу, - это внеличное проявление духовных устремлений человека. Писатель не допускал мысли, что моральное поведение может быть связано с удовольствием, а исполнение долга - с наслаждением. Долг и чувство, с точки зрения Тургенева, исключают друг друга, более того, стремление соединить счастье и долг неизбежно влечет за собой наказание. Это и было показано в романе «Накануне». Тургенев сомневался в нравственной ценности счастья, «любви-наслаждения» и утверждал, что «счастие каждого человека» бывает «основано на несчастии другого», а «выгода и удобство» одних «требует» «невыгоды и неудобства других». По мысли писателя, «мечта о счастье» - это «мечта о веселости, происходящей от чувства удовлетворения в жизненном устройстве», тогда как на каждом человеке «лежит долг, ответственность великая перед богом, перед народом, перед самим собою».

Гончаров понимал долг как естественную потребность, приносящую «счастливое удовлетворение»: «Долг - все долг и без жертв прожить нельзя, жизнь потребует их везде <···> Принудить себя <···> можно ко всему, и даже убедить себя в необходимости труда и долга, но полюбить этот труд и долг уже трудно, если не любил его прежде, а не полюбивши долг нельзя его и исполнить». Исследователями уже было замечено, что Гончаров «стремился преодолеть тургеневский разлад между «счастьем» и «долгом» на базе своей, оригинальной формулы любви, полемически обращенной к тургеневской».

С точки зрения Шопенгауэра, нравственный человек должен понимать, что общепринятое суждение о том, что мы живем для счастья, ошибочно, а естественным атрибутом жизни является страдание, которое надо принимать как должное, не пытаясь уйти от него («чем больше человек страдает, тем скорее достигает он истинной цели в жизни»). Человек должен предельно ограничить свои претензии и желания: чем меньше их будет, тем легче достичь удовлетворения («каждое ограничение способствует счастью»). В отношении к другим должно проявлять альтруизм, вплоть до самоотречения, сострадать любому, кто в этом нуждается. Таким образом, личность избавляется от собственного эгоизма.

Вывод, к которому подходит Шопенгауэр, исключительно пессимистичен: "… цель нашего бытия вовсе не счастье. Напротив, если ближе беспристрастно присмотреться к жизни, то она покажется нам как бы нарочно приноровленной к тому, чтобы мы не могли себя чувствовать в ней счастливыми… по своему характеру жизнь представляет собою нечто такое, к чему мы не должны чувствовать склонности, к чему у нас должна быть отбита охота и от чего мы должны отрешиться..."

Ф. М. Достоевский говорил, что там, где нет сознания правды и долга, там нет и представления о счастье. И ведь правда, когда человек делает все возможное для правды, то есть, исполняет свой долг перед нею, он и чувствует себя счастливым. Исполнение долга всегда приносит человеку удовлетворение, а исполнение высокого, трудного долга - счастье. Счастье прочно лишь на основе долга и правды.

Глава 2. Роман «Евгений Онегин» в трудах литературоведов

Работа над «Евгением Онегиным» продолжалась долго. 26 сентября 1830 г. в Болдине, подводя итог работе над романом, Пушкин сделал запись: «1823 год 9 мая Кишинев - 1830 25 сент. <ября> Болдино» и подсчитал: «7 ле<т> 4 ме<сяца> 17 д<ней>». Знакомство современников с текстом «Евгения Онегина» также растянулось на многие годы. Первую главу читатели, не имевшие возможности познакомиться с ней в рукописи, увидели в 1825 г., в середине февраля. После этого остальные главы стали появляться, приблизительно, с интервалом в год: в октябре 1826 г. - вторая, в октябре 1827-го - третья. В начале 1828 г. вышли сразу две главы - четвертая и пятая, а в марте того же года - шестая. Затем наступил перерыв в два года, и седьмую главу читатель получил лишь в марте 1830 г. Восьмая появилась в январе 1832 г. Наконец, в 20-х числах марта 1833 г. «Евгений Онегин» вышел отдельным изданием, собравшим воединопубликовавшиеся на протяжении ряда лет тексты.

И публикация текста частями, и то, что по ходу создания романа менялся автор, менялся читатель, менялась эпоха, были в значительной мере обстоятельствами, внешними по отношению к первоначальному замыслу Пушкина. Определенные особенности романа сложились стихийно и только впоследствии были осмыслены поэтом как сознательный принцип. Однако очень скоро то, что порой появлялось случайно, сделалось осознанной конструктивной идеей. Тем более это стало справедливо для тех поколений читателей, которые знакомились с «Евгением Онегиным» уже не по отдельным выпускам и сразу же смотрели на него как на оконченный текст.

В самом начале своей работы над «Евгением Онегиным» Пушкин писал поэту Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница».

В самом деле, стихотворная форма придает «Евгению Онегину» черты, резко отличающие его от обычного прозаического романа. В стихах поэт не просто рассказывает или описывает, он при этом как-то особенно волнует нас самой формой своей речи: ритмом, звуками. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая передает чувства поэта, его волнения. Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретает в стихах особую яркость, убедительность. Пушкин создал особую форму для своего лирического романа. Стихи не текут непрерывным потоком, как почти во всех его поэмах, а разбиты на небольшие группы строчек - строфы, по четырнадцать стихов (строк) в каждой, с определением, постоянно повторяющимся расположением рифм - так называемая «Онегинская строфа», которая состоит из четырнадцати стихов четырехстопного ямба. Эти четырнадцать стихов делятся на четыре группы: три четверостишия и одно двустишие (заключительное).

Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический. Следовательно, роман строится на неразрывном взаимодействии двух сюжетов: эпического (главные герои которого Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой - рассказчик от чьего лица ведется повествование).

Таким образом, можно отметить перед нами лирический дневник автора; откровенный разговор с читателем, где исповедальные моменты перемежаются легкой болтовней. Автор то серьезен, то легкомыслен, иногда зло ироничен, иногда просто весел, иногда печален и всегда остер. И главное - всегда абсолютно искренен с читателем.

Простой сюжет романа излагается у Пушкина по очень четкой, строгой композиционной схеме. Любовное письмо Татьяны и жестокая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами - ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны.

Главные герои - ОН и ОНА - меняются местами к концу книги. Сначала ОНА любит его, а ОН не замечает ЕЁ, ОНА пишет ЕМУ письмо и выслушивает ЕГО проповедь… Потом ОН любит ЕЁ, а ОНА не замечает ЕГО, ОН пишет ЕЙ письмо и выслушивает ЕЁ проповедь - только и всего… Это «зеркальная» композиция.

Герои «Онегина» неизменно оказываются в ситуациях, знакомых читателям по многочисленным литературным текстам. Но ведут они себя не по нормам «литературности». В результате «события» - то есть сюжетные узлы, которые подсказывает читателю его память и художественный опыт, - не реализуются. Сюжет «Онегина», в значительной мере, отмечен отсутствием событий (если понимать под «событиями» элементы романного сюжета). В результате читатель все время оказывается в положении человека, ставящего ногу в ожидании ступеньки, между тем как лестница окончилась и он стоит на ровном месте. Сюжет складывается из непроисходящих событий. Приезд Онегина в деревню, письмо Татьяны к нему, гибель Ленского, вторая встреча и любовь Онегина - ни одно из событий не влечет за собой тех последствий, которые должны были вытекать из них в самых различных типах построения сюжета романа. Как роман в целом, так и каждый эпизод, равный, грубо говоря, главе, кончается «ничем».

Глава 3. Анализ образов Онегина, Татьяны и образа автора

Евгений Онегин - типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что, так как принято в светском обществе, жить нельзя.

Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим «добрым приятелем», друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей – Каверин, а затем в романе появляется ещё одно имя – Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы называем «франт».

Эти имена приведены не случайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.

Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи. Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.

Кризисные этапы в жизни Онегина, испытания любовью и дружбой. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой. Особенно среди поместного барства. И обрекали при отсутствии общественной деятельности на полное одиночество.

Итак, испытания дружбой Онегин не выдержал. И на именинах Татьяны, и перед дуэлью он показал свою неспособность «чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь», он оказался глухим и к голосу собственного сердца, и чувствам Ленского.

Герой не выдерживает испытания любовью. В первых главах автор показывает, что любовь прошла мимо Онегина, потому что Евгений лишён самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых – обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.

Онегин и Ленский – совершенно разные люди, но дело не только в этом. Онегину чувство дружбы не свойственно. «Малодушное большинство», «друзья», окружающие человека в «мертвящем» «омуте света» появляются в романе неслучайно. Как карикатурой на настоящую любовь стала «наука страсти нежной» так карикатурой на истинную дружбу - светское приятельство. «От делать нечего друзья» - таков приговор автора дружеским отношениям Онегина и Ленского. Дружба без глубокой духовной общности - лишь временный пустой союз. И эта карикатурность светских дружб приводит автора в ярость: «… от друзей спаси нас Боже!» На эту тему приведу сравнение - язвительные строки о клевете «друзей» в четвертой главе романа с проникновенными стихами о няне:

И гармонических затей

Читаю только старой няне

Подруге юности моей...

Невозможна полноценная жизнь без бескорыстной самоотдачи в дружбе - поэтому так страшны автору эти светские «дружбы». В истинной дружбе предательство - самый страшный грех который ничем нельзя оправдать, в светской же пародии на дружбу, предательство - в порядке вещей, нормально. Для автора неумение дружить - страшный признак моральной деградации современного общества.

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя

Мы почитаем всех нулями

А единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

Онегин убил…Восемь лет жизни, но душа его все еще не мертва. Он не верит чувствам, хотя тоскует по ним, поэтому общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. В юном Ленском «Онегину все было ново». От холодного Онегина Ленский отличен, прежде всего, тем, что «его душа была согрета», он не разочарован внешним миром. Но сошлись они не только потому, что крайности сходятся. Ленский, как и Онегин, резко выделяется из окружающей среды. Оба они представители новой, молодой России. Причем пылкий и восторженный романтизм Ленского – явление, не менее характерное для передовой дворянской молодежи пушкинского времени, чем «охлаждение» и скептицизм Онегина. Перемены происходят в Онегине, так как он, прежде бранивший Гомера, Феокрита, внимательно слушает отрывки «северных поэм» Ленского.

Шестая глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий, драматический перелом в судьбах всех героев. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился и, которое было основой его жизни, оказалось «мнимым» (вот когда реализовался вполне смысл эпиграфа к роману). И этим открытием Онегин «сражен». Убив на поединке друга, он нарушил, по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина (слово «хладнокровно» не раз повторяется в сцене дуэли) обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой. Оказалось, что, презирая общество, Онегин не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что ради мнения «глупцов» он готов убить «на поединке друга». Оказалось, что скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности доводят до преступления. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли. Но на дуэли был убит не только Ленский, был сражен и прежний Онегин. Он потерял уважение к себе, без которого не мог существовать. В дуэли Онегин увидел, что основания его жизни ложны. Мнимым оказалось и его разочарование в жизни: на дуэли он жизнь свою защищал и стрелял первым. Теперь «в тоске сердечных угрызений» Онегину предстоит измерять свою вину.

Онегин в конце романа не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой. Он полон жажды счастья, любви и желания бороться за это счастье, в нем появилась глубокая внутренняя жизнь, которой не было раньше, зародилась непримиримая вражда к обществу. Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, охвачен страстью. Обновлённый, он теперь может оценить всю глубину души Татьяны. Татьяна научилась «властвовать собою», как ей советовал когда-то Евгений. Его порыв глубоко оправдан и вызывает читательское сочувствие. Но Татьяна – человек другого склада: ей свойственно отказаться от счастья во имя более высоких нравственных ценностей. Её одухотворенность полна истинной душевной красоты, которой любуются и автор, и читатели. Именно то, что оба героя, каждый по-своему, достойны счастья, но оно не невозможно.

Прежний Онегин – такой, какого раньше знала Татьяна, мог бы ухаживать за княгиней даже из мелких, недостойных побуждений. Прежний – но не новый Онегин, которого Татьяна не знает. «А счастье было так возможно, так близко», - это неверно. Раньше счастье не было возможно, потому что Онегин не умел любить. Счастье возможно только теперь, с обновленным Онегиным,…но поздно. Чистый и цельный человек, Татьяна не может и не хочет обманывать мужа, которого она так уважает. Уйти же от него к Онегину – значило разрушить и свою жизнь (свет не простил бы такого поступка), и, главное, жизнь другого человека, любящего её, - Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем мужа ради своего счастья.

Татьяне остается только страдать. Прежний Евгений, равнодушный и эгоистичный, не понял бы её мучений. Теперь он понимает все – ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот «минуту, злую для него», Пушкин и оставляет своего героя.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Он в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку, провинциальную «барышню». Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Неслучайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

Встреча в саду - самая тяжелая минута в жизни Татьяны. Смысл проповеди Онегина именно в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «соблазнитель»), а просто как хорошо воспитанный светский и к тому же вполне порядочный человек, который «очень мило поступил//c печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам и правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к «счастливым свиданиям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем, намеки на которые были так щедро разбросаны в предшествующем тексте.

Что мешает героям быть счастливыми? Однозначного ответа здесь быть не может: видимо, эта встреча, как думает Онегин, произошла слишком поздно для героя, а, может быть, наоборот, рано, и Онегин еще не готов полюбить. Традиционная схема романа была такой: на пути к счастью есть серьёзные преграды, злобные враги, а здесь никаких препятствий нет, но нет и взаимной любви. Онегин дает Татьяне важный жизненный совет: «Учитесь властвовать собою; // Не всякий вас, как я, поймет; //К беде неопытность ведет». Только всё дело в том, что не «всякому», а именно Онегину открывает Татьяна свое сердце, и к беде ведёт не её неопытность, искренность, а слишком богатый жизненный опыт Евгения.

Объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую жизнь Татьяны, оставаясь самым большим горем в её жизни. Эти страшные минуты, эту боль Татьяна не забыла и в конце романа: вспоминая первую встречу с Онегиным, она чувствует, что в ней «стынет кровь».

После отъезда Онегина происходит переворот в судьбе Татьяны. Она убедилась в своем «оптическом» обмане. Восстанавливая облик Онегина по «следам», оставшимся в его усадьбе, она поняла, что её возлюбленный – человек донельзя загадочный, странный, но вовсе не тот, за кого она принимала.

Новый этап внутренней жизни Татьяны наступает, когда она осознаёт, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Этим новым шагом в своем внутреннем развитии Татьяна обязана Онегину. Теперь она ещё больше понимает его и ещё больше любит.

Через дневниковые записи Онегина героиня узнала его боль, раздумья о судьбе современного человека и была поражена остротой «озлобленного» ума, вынужденного жить в бездействии, в противоречивом сочетании добра и зла. Ей открывалась душа человека, живущего напряженной жизнью, ищущего правды, истины. Глубокое одиночество Татьяны. Её безразличие к интересам мелкопоместного дворянства помогли сохранить любовь к Онегину, как самое дороге чувство. Главным итогом «исследования» Татьяны стала любовь уже не к литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни.

Не надеясь на взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой были «все жребии равны». Она любит Онегина и подчиняется своему долгу перед семьей.

«Законодательница зал», «равнодушная княгиня» осталась в глубине души прежней - сердечной, искренней и простой Татьяной. Её угнетает обстановка пышной роскоши, среди которой она теперь живет. Недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей. Онегин и няня всегда были в её памяти. Няня умерла, и Онегин остался единственным дорогим для неё человеком.

Монолог Татьяны «А счастье было так возможно,// Так близко!// Но судьба моя // Уж решена.» свидетельствует о том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.

Татьяна не понимает чувств Онегина, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить её честь в глазах обществах, обвиняя его в корысти. Любовь Онегина для Татьяны «малость», «чувство мелкое», а в нём самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина.

Монолог Татьяны отражает её внутреннюю драму. Смысл её не в выборе между любовью к Онегину и верностью мужу, но в новых, сформированных под влиянием общества чувствах. Болезнь, от которой так мучительно избавился Онегин, поразила теперь Татьяну. Татьяна – живой человек, и поэтому «милый идеал» Автора. В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимость супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказания и песнях. Татьяна Ларина - не любовная героиня, это героиня совести. Появившись на страницах романа семнадцатилетней провинциальной девушкой мечтающей о счастье с возлюбленным, она на наших глазах вырастает в удивительно цельную героиню, для которой понятия чести и долга - превыше всего. Обостренное чувство долга - доминанта образа Татьяны. Счастье с Онегиным для нее невозможно: нет счастья построенного на бесчестии, на несчастье другого человека. Выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям. Об этом писал Ф.М. Достоевский в очерке «Пушкин»: «…Татьяна - это тип твердый стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и конечно умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы».

Пушкин, закончив работу над основными главами «Евгения Онегина», бил в ладоши и кричал, хваля самого себя: «Ай да Пушкин!..» Поэт, которого даже холодный Николай II признал «одним из самых умнейших мужей России», понял, что создал шедевр. Роман «Евгений Онегин» - легкий, изящный, искрящийся своей многогранностью и бездонной глубиной содержания. Этот «магический кристалл», отразивший в себе всю поэтическую и горькую русскую действительность «золотого века», - до сих пор не имеет себе равных не только в русской, но и во всей мировой литературе. Пушкин работал над романом не один год, это было самое любимое его произведение. Ведь автору «Онегина» пришлось пережить и изгнание, и одиночество, и потерю друзей, и горечь гибели лучших людей России. Наверное, поэтому роман был так дорог Пушкину. И не случайно создается впечатление, что главный герой романа все же не Онегин, а сам Пушкин. Он присутствует везде: и на балу, и в театре - иронически наблюдая за своим героем, и в деревне, и в убогих гостиных мелкопоместных дворян, и в саду у скамейки, на которой так и осталась сидеть Татьяна после отповеди, данной ей любимым человеком… И везде из-за спин видна улыбка самого Александра Пушкина. Роман был для поэта, по его словам, плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Образ автора создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»? Многие считают, что главный герой романа - это все-таки сам Пушкин. Но в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и о Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу же сказал о Евгении, что это «добрый мой приятель». Пушкин о себе и об Онегине пишет:

Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердцах жар угас...

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
На жизнь смотреть как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей...

Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину этого не дано, потому что он ясно видит, что «и в деревне скука та же». Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди «дикого барства» в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это «ветошь маскарада», и не просто сочувствует, он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою». Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая “от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться.
Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: «Там, под сению кулис, младые дни мои неслись». Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит:

Но грустно думать,
Что напрасно была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она

Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы разными ни были Пушкин и Онегин, они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты Ленскому и изобразил себя в нем. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат». Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.

Заключение

В результате анализа проблемы счастья и долга в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я пришла к выводу, что счастье по «Онегину» это то, что не может быть построено на бесчестии и на несчастье другого человека. Прав Ф.М.Достоевский говоря, что там, где нет сознания правды и долга, там нет и представления о счастье.

Я рассмотрела проблему долга и счастья с философской точки зрения и поняла насколько разнятся взгляды философов и писателей на проблему «соотнесенности счастья и долга».

Также я рассмотрела проблему счастья и долга на примере образов романа «Евгений Онегин». А.С.Пушкин благодаря образу Татьяны мастерски раскрывает эту проблему в своём произведении, ведь «выбор Татьяны - глубоко нравственный выбор, смысл жизни для нее - в соответствии высшим моральным критериям». А сама Татьяна, несомненно, героиня совести.

На каждом этапе жизненного пути, вспоминая Онегина, я буду по-новому видеть смыслообразующие ценности счастья и долга, в этом и суть романа, впрочем, как и всего творчества А.С Пушкина.

Список используемой литературы

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 8// Отечественные записки, 1844, № 12. т. XXXVII, отд. V, с. 45-72

2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 9// Отечественные записки, 1845, № 3. т. XXXIX, отд. V, с. 1-20

3. Бельская А.А. Тургенев и Гончаров: Этико-философские взгляды писателей.

4. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. - Москва, 1967.

5. Бонди С. Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы. // Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина Детская литература. – Москва, 1978.

6. Долинина Н. Г. «Прочитаем «Онегина» вместе».// Эссе. ДетГИз-Лицей - СПб., 2005.

7. Жуховицкий Л. А. Счастливыми не рождаются. // Политиздат - Москва, 1983.

8. Кант И. Соч. в шести томах. // Том 4. Часть 2. - Москва, 1965.

9. Климашевская И. В. Счастье и смысл жизни. - Москва: Народная асвета, 1986.

10. Лотман Ю. М. «Роман А.С Пушкина «Евгений Онегин».// Комментарий: Пособие для учителя. «Просвещение» - Ленинград, 1983.

11. Лотман Ю. М. «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»// Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста. – 1975.

12. Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. - Москва, 1963.

13. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах.// Теория. История. Словарь. – Москва, 2003.

14. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». - СПб., 1998.

15. Пушкин А.С. Лирика. Поэмы. Повести. Драматические произведения.// Евгений Онегин. - Астрель, АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2003.

16. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - Москва, 1992.

Важнейшей задачей Александра Сергеевича в романе «Евгений Онегин» являлось описание своего времени посредством центрального персонажа - своего современника. Основными событиями, где наиболее ярко отразились характер и верования Евгения, были любовная история его и Татьяны, а также дружеские взаимоотношения с Владимиром Ленским.

Счастье и долг в жизни главного героя

Онегин находится в поисках счастья, но его старания не увенчиваются успехом, поскольку он сам не осознает в полной мере, в чем оно состоит. Жизнь героя проходит бесцельно. Интересы русского дворянского сословия - богатство, карьерный рост, семейные ценности - ему чужды.

А поставить иную, высокую цель не удается. Хотя, если говорить прямо, он ни разу и не пытался этого сделать. Ведь для постановки цели требуется «воля и рассудка власть», а Онегин не обладает такими чертами характера. И вот он - типичный «лишний человек».

Выбор между чувством и долгом для Евгения появляется в тот момент, когда он ссорится с другом. В этой ситуации главный герой поступает необдуманно, находясь под влиянием мелкого чувства досады. На следующий день после бала он анализирует свои поступки: «Наедине с своей душой был недоволен сам собой». Но было слишком поздно раскаиваться, ничего нельзя уже изменить. Онегин, ведомый чувствами, смертельно ранил приятеля во время поединка.

Второй раз Евгений оказывается перед выбором, когда встречается после продолжительного путешествия с Татьяной. В последней главе романа история любви Онегина отлична от его мимолетного приключения в имении дяди. Сейчас в его душе настоящие чувства к Татьяне - гордой и неприступной княгине. Замужняя дама продолжает испытывать любовь к Евгению, хотя она уже не так наивна, как раньше.

И вот, как только серьезные чувства вновь затронули душу Евгения, он, как и ранее в ссоре со своим соседом, руководствуется лишь эгоистическими соображениями и запросто переходит все моральные принципы.

Он не оставляет в покое замужнюю женщину, демонстрирует ей свое чувство, ставит ее в неудобное положение в глазах общества, шлет любовное послание. Героя не волнует, что подумают в высшем свете те, кто видит его ухаживания, ведь его интерес - превыше всего.

На протяжении романа Евгений претерпевает изменения, но моральный долг для него так и не выходит на первое место.

Любовь и долг в понимании Татьяны Лариной

Татьяне свойственна иная позиция в жизни: долг и счастье не противопоставляются, а идут рядом. Того, к кому она испытывает любовь и уважение, она поддерживает в радости и печали. Приключения на любовном фронте - не для нее, хотя она не прочь почитать о них в книгах. В приоритете - стать женой любимого и любящего человека. Такое отношение к счастью ставит героиню в один ряд с простыми русскими женщинами.

Внешность Евгения соответствует идеалу Татьяны, который вобрал наилучшие черты героев ее любовных романов. Девушка влюбляется с первого взгляда, пишет письмо с признанием, потом безмолвно выслушивает пламенную нравоучительную речь Онегина.

Теперь уже в тоске пребывает Татьяна. Но печаль у нее другого рода, нежели у Онегина, - отрицательные эмоции у девушки от неразделенной любви. В этот момент читатели видят, насколько Татьяна сильна духом: она не дает несчастной любви разрушить свою жизнь.

Чувство долга в любимой пушкинской героине развито гораздо сильнее, чем у Евгения. В гармонии находятся личные мечты и ответственность перед родственниками. Она, как ее мать и младшая сестра, сочетается браком без любви. И это вовсе не помеха, чтобы чтить мужа и быть верной ему, то есть исполнять свой долг.

Делая выводы, нельзя не отметить, что поэт в произведении изобразил «национальную картину мира», то есть мировоззрение русского народа и их ценности. Если предстает выбор между долгом и счастьем, то народ отдает предпочтение долгу, поскольку он для русского человека важнее любви.

А счастье было так возможно,

Так близко!..

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

А. Пушкин

Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны Лариной, самой Татьяны и Евгения Онегина.

Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина.

В то время был еще жених

Ее супруг, но по неволе;

Она вздыхала о другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле:

Сей Грандисон был славный франт, Игрок и гвардии сержант.

Сначала она очень горевала, плакала и даже “с супругом чуть не развелась”, но со временем смирилась и привыкла к такой жизни.

Рвалась и плакала сначала,

С супругом чуть не развелась;

Потом хозяйством занялась,

Привыкла и довольно стала.

Неужели действительно:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она?

Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой.

Он с трепетом к княгине входит;

Татьяну он одну находит,

И вместе несколько минут

Они сидят. Слова нейдут

Из уст Онегина. Угрюмый,

Неловкий, он едва-едва

Ей отвечает. Голова

Его полна упрямой думой.

Упрямо смотрит он: она

Сидит покойна и вольна.

Но, обретя покой, Татьяна не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло.

“А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я:

Меня с слезами заклинаний

Молила мать; для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна”.

Евгений тоже раньше думал, что “вольность и покой замена счастью”, но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, в конце концов обретшие взаимную любовь? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому, что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно.

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину:

“Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас; и что же?

Что в сердце вашем я нашла?"

Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой.

“А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей...”

Только такой нравственный человек, как Татьяна Ларина, может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Что такое счастье? Представления о счастливой жизни у людей разные, и зависят они от уровня развития человека, то есть от интеллекта, взглядов и убеждений, воспитания, общей культуры отдельно взятой личности и всего общества в целом.

Как же понимали счастье столичные дворяне, современники Пушкина? Пожалуй, ощущение счастья зависело от соотношения богатства и знатности с положением в обществе, от представлений о жизни, а также от возраста человека. Так, Евгений в юности жил безмятежно и счастливо, благодаря заботам отца, который старался обеспечить семье достойный статус:

Служив отлично, благородно,

Долгами жил его отец.

Давал три бала ежегодно…

Балы – один из внешних атрибутов счастливой жизни. Если семья устраивает пышные приёмы, проводит балы, значит, эти люди богаты и успешны. Сияет огнями великолепный дом, слышны звуки музыки, смех, кругом весёлые и счастливые лица. Женщины испытывают гордость за свои наряды и драгоценности. Многие были удовлетворены таким досугом, так как получали не только удовольствие, но и удачно устраивали личную жизнь. Да и развлечения в молодые годы имеют большое значение. Пушкин писал по этому поводу:

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд…

Онегин также, почувствовав свободу, воодушевление, отдаётся «забавам» безудержно. Веселье, шум, возможность модно и дорого одеваться, блистать в свете, иметь успех у женщин – всё это закрутило, увлекло, как прекрасный и нескончаемый праздник. Молодой человек был доволен своим положением в свете, где о нём сложилось лестное мнение:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка…

Кроме того, «легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо», эффектно выглядел, говорил по-французски…

Свет решил,

Что он умён и очень мил.

Особенно же преуспел «молодой повеса» «в науке страсти нежной». И поначалу Евгению очень нравился такой образ жизни. Он стал театралом, но не потому, что стремился повышать свой культурный уровень или любил театр, испытывал духовную потребность приобщения к искусству, а потому, что так было принято, ведь театр был местом, где можно и на людей посмотреть и себя показать. И эта ночная жизнь требовала такого распорядка дня, когда сон длился до обеда:

Спокойно спит в своей постели

Забав и роскоши дитя…

Но однажды ощущение удовлетворённости от такого существования у Евгения исчезает. По мнению автора, человек мыслящий и умный не может долго оставаться в счастливом состоянии бездумного и пустого времяпрепровождения, как это и происходит с Онегиным:

Но был ли счастлив мой Евгений,

Свободный, в цвете лучших лет,

Среди блистательных побед,

Среди вседневных наслаждений?

Главная задача Пушкина в романе «Евгений Онегин» — описать своё время через образ заглавного героя — своего современника; важнейшими событиями, в которых проявились характер и убеждения Онегина, становятся история его любви к Татьяне и история его дружбы с Ленским. Поэтому закономерно, что в романе проблема выбора между чувством и долгом встаёт перед тремя героями (Онегиным, Татьяной, Ленским) и они демонстрируют разные решения этой проблемы.

Онегин ищет, но не может найти счастье в жизни, потому что сам хорошо не понимает, в чём оно, его счастье. Герой тратит свою молодость бесцельно и бесполезно. Обычные жизненные интересы русского дворянства (деньги, карьера, семья или прожигание жизни) его не привлекают: очень быстро

Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели... (1, XXXVII)

Однако найти другую, высокую цель он не может. Хотя, откровенно говоря, Онегин никогда серьёзно и не искал её. Для этого нужны «воля и рассудка власть» (5, XXX), а в характере героя нет этих важных черт, ни врождённых, ни воспитанных. Так он становится «лишним человеком».

Кроме того, Онегин не чувствует ни перед кем моральных обязательств. Он уверен, что никому ничего не должен: ни родным, ни семье, ни друзьям. Такой эгоизм (предпочтение собственных чувств и желаний) породил абсолютную свободу, из-за которой герою стало неинтересно жить:

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобно английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу... (1, XXXVIII)

Татьяна демонстрирует в романе совсем другую жизненную позицию: в её душе чувство и долг не противопоставляются, того, кого она любит и уважает, она должна поддерживать и в радости, и в горе. Любовные приключения её не интересуют, хотя она безотрывно читает о них в книгах. Она хочет быть женой любимого человека. Такой взгляд на счастье делает Татьяну близкой к простым (без модных светских затей) русским людям, например к няне Филипьевне. Достаточно сравнить высказывания обеих героинь. Няня рассказывает Татьяне о своей юности («В эти лета Мы не слыхали про любовь» 3, XVIII) и о свадьбе («Так, видно, Бог велел» 3, XVIII) — Татьяна в письме к Онегину пишет о том же:

То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой... (3, XXXI)

Внешне Онегин был как раз человеком из её мечты, то есть был похож на героя французского или английского романа, и она влюбилась, первая призналась в любви, молча выслушала в саду отказ вместе с нравоучением. Ею, каки Онегиным, овладела тоска, правда, другого рода, чем онегинская, — тоска от неразделённой любви. В несчастье проявился сильный и цельный характер героини: она не позволила, чтобы чувство неразделённой любви сломало её жизнь. Наоборот, её мозг и душа начали работать более активно, чтение книг из библиотеки Онегина углубило её понимание жизни и людей. Мечтательная и восторженная девушка превращается в серьёзного человека:

И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава Богу —
Того, по ком она страдать
Осуждена судьбою властной... (7, XXIV)

Чувство долга в Татьяне, в отличие от Онегина, чрезвычайно развито: в ней очень гармонично сочетаются личные желания и обязанности по отношению к семье и близким. Она, как и её мать, как и Ольга, выходит замуж без любви, то есть по расчёту, но это не мешает ей осознать свой моральный долг перед мужем.

Трижды в романе Онегин сталкивается с проблемой выбора: что предпочесть— чувство или долг? Сначала она встаёт перед заглавным героем, когда он неожиданно получает любовное послание от провинциальной барышни, которую видел один раз мельком в соседнем имении. Он, известный дамский угодник, «живо тронут был» (4, XI) письмом Татьяны и сразу понял, что барышня доверчива, неопытна, по-детски непосредственна. Скучающий в деревенской глуши Онегин могбы разогнать свою тоску очередным любовным приключением, которое, возможно, доставило бы ему несколько счастливых мгновений, но погубило бы наивную барышню, тем более что она и сама была готова погибнуть от любви, как героини её романов:

«Погибну, — Таня говорит, —
Но гибель от него любезна.
Я не ропщу: зачем роптать?
Не может он мне счастья дать». (6, III)

В сложившейся «чувствительной» ситуации Онегин выбрал долг (человеческий и сословный) и поступил действительно порядочно. Правда, этот благородный поступок дался ему без особого труда: ведь барышня ему не нравилась:

Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной. (4, XI)

Вторая ситуация выбора между чувством и долгом возникает для Онегина в ссоре с Ленским. Здесь Онегин ведёт себя, не думая о последствиях, а руководствуясь только мелким чувством досады. Евгений «надулся» (5, XXXI) на молодого приятеля за то, что тот привёз его на «глупый» деревенский бал к Лариным: и вот Онегин, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить. (5, XXXI)

Наутро после бала Онегин начал анализировать своё поведение и

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой. (6, IX)

Но это позднее раскаяние ничего уже не могло исправить. Легкомысленный поступок Онегина привел к трагедии: Ленский погиб на дуэли, а Онегин, выполняя требования сословного долга (дворянской чести), убил юного поэта и совершил непоправимое, с этого момента он постоянно чувствовал тяжёлые угрызения совести.

Ленский в той же ссоре с Онегиным демонстрирует свой выбор между чувством и долгом. Вернее, Ленский, как и Татьяна, не разделяет для себя долг и чувство, он вызывает Онегина на дуэль, соблюдая рыцарский долг перед прекрасной дамой: он хочет защитить от коварного соблазнителя любимую девушку (у Ольги нет ни отца, нибрата,кто бы вступился за её честь):

Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнём и вздохов и похвал
Младое сердце искушал...». (6, XV)

В третий раз проблема выбора между чувством и долгом возникает перед Онегиным, когда он и Татьяна встречаются в Петербурге после странствий героя по России и свадьбы героини. Для Онегина любовная история в восьмой главе принципиально отличается от короткого любовного приключения, бывшего с ним в деревне несколько лет назад, теперь он вроде бы по-настоящему влюбляется в Татьяну — блестящую княгиню, и она продолжает любить Онегина, хотя в её душе уже нет прежнего наивно-восторженного отношения к нему.

И вот, когда любовь серьёзно затронула душу героя, Онегин опять, как и в ссоре с Ленским, слушается только своего эгоистического чувства и легко переступает через все моральные (общечеловеческие) препятствия. Он преследует замужнюю женщину, всячески демонстрируя ей свою любовь, ставя её в ложное положение перед светским обществом, забрасывая любовными письмами. Ему безразлично, что подумают светские сплетники, наблюдая его ухаживания за Татьяной, самое главное — его страстные чувства. С начала романа он многое пережил и, конечно, изменился, но долг (моральный, а не долг чести) так и остался для него второстепенным понятием.

А Татьяна, как и прежде, чувствует моральный долг перед собой и семьёй, поэтому и не соглашается на предложение Онегина разделить его любовь. Дело не в том, что она не верит в искренность его любви, что предвидит скорое его охлаждение, — она считает, что её главный долг — быть верной мужу, нарушить его для героини невозможно. Благодаря правильному выбору, Татьяна достойно выходит из запутанного положения:

Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна. (8, ХLVII)

Такой выбор и такая любовь поражают Онегина. Недаром Пушкин пишет:

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражён. (8, ХLVIII)

Герой не обиделся, не разозлился на Татьяну, но искренно удивился, что долг перед кем-то может быть важнее собственных желаний.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что Пушкин в своём романе представил, как принято выражаться, «национальную картину мира», то есть взгляд русских на окружающую жизнь и нравственные ценности. Татьяна, Ленский, няня Филипьевна в любви видят судьбу, назначенную свыше, и, следовательно, долг перед Богом и людьми. А если уж приходится выбирать, то они предпочитают долг, так как для русского человека любовь — важное чувство, а долг — важней шее. Автор-рассказчик разделяет эту точку зрения: эгоистическое поведение Онегина он противопоставляет любви-долгу Татьяны и Ленского. Автор одобряет последний решительный поступок Татьяны (разрыве Онегиным); благородный поступок Ленского, стоивший молодому поэту жизни.

В любви, что понятно из пушкинского романа, русский человек очень ценит духовность, то есть понимание характера любимого человека, великодушие (прощение его недостатков), жертвенность. Именно духовность отличает любовь Татьяны к Онегину от любви её матери к Ларину-отцу или Ольги к Ленскому, а потом улану. Мать и Ольга не способны глубоко любить и понять близкого человека, но вполне могут привыкнуть и приспособиться к мужчинам, которые «волею судьбы» стали их мужьями.