Когда купаются в проруби на крещение. Купание в проруби на крещение

Обязательно ли «нырять» в студеную воду?


Освящение водой проводить вправе только священослужитель Церкви. Обряду предшествует чтение соответствующих молитв и погружение креста в «иордань», в воду. В дни Крещения Господня вся вода становится святой и используется православными для исцеления, молитвы и укрепления духа. Важно помнить, что полное омовение святой водой, безусловно, часть традиции, но не обязательно погружаться в прорубь полностью.


Омовение в освящённых водоемах производится с целью укрепления и закаливания организма. Данная традиция берет начало с купания младенцев в ледяной воде у древних скифских народов.


Церковь разъясняет, что омовение в проруби – это не обязанность верующих, прикосновение к святой воде людьми должно выполняться по их силам, например, слабым и больным людям достаточно зачерпнуть воды и умыться, а погружаться всем телом в холодную воду водоема допустимо лишь наиболее отважным.


Важно помнить, что омовение не снимает грехов с человека, это происходит после ряда молитв и во время традиционной процедуры причастия.


Подготовка


К «иордани», проруби в форме креста, нужно подходить в нескользкой обуви (тапочки, сланцы) или шерстяных носках. Ступая по снегу босиком, можно поранить ноги или спровоцировать потерю чувствительности ступней. Женщинам дозволено окунаться в купальнике или в простой длинной полотняной рубашке. Мужчины могут погрузиться в плавках или белье. Из дома нужно захватить большое полотенце, теплый халат и комплект сухого белья. Кроме того, рекомендуется захватить горячий чай в термосе, желательно с медом.


Не нужно торопиться к проруби, важно помнить о том, что дорожка может быть скользкой, поэтому ступать нужно, не спеша и аккуратно. До того как погрузиться в воду, советуют сделать несколько разогревающих движений, к примеру приседания, махи или наклоны.


Основные правила


1. Погружаться разрешено только в специально прорубленные проруби, так называемые «иордани». Прорубь должна быть недалеко от берега, желательно чтобы рядом дежурили спасатели. Помощь будет неоценимой, если кому-то внезапно станет плохо от перепада температур или начнет затягивать под воду.


2. Ступени лестницы должны быть устойчивыми, а сама лестница прочно закреплённой. Для подстраховки лучше, если будет висеть над иорданью канат с узлами. Он нужен для того чтобы окунающиеся люди могли за него держаться.


3. Окунаться можно по шею, но если позволяет здоровье, то трижды окунаются с головой. После верующие читают молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!» и трижды крестятся


4. «Ныряние» вперед головой запрещено. Входить в воду нужно постепенно, сохраняя вертикальное положение тела. Смещение тела может спровоцировать удар о кромку льда.


5. Общее время нахождения в студеной воде не должно превышать 2 минуты. В противном случае, легко получить переохлаждение организма, особенно если окунались с головой, так как это вызывает большие потери тепла.


6. После выхода из проруби важно хорошенько растереть тело полотенцем, вытереться насухо и переодеться в шерстяную одежду.


Противопоказания


У купания в проруби, как у экстремальной процедуры, существуют противопоказания. Так, окунаться в ледяную воду категорически запрещено, если человек болен острыми респираторно-вирусными заболеваниями, находится в лихорадочном или алкогольном состоянии. Лицам с заболеваниями сердца, сердечнососудистой системы, ЦНС и хроническими эндокринологическими заболеваниями также противопоказано полное погружение в зимнюю прорубь.

Купание на Крешение. Фото: sanrussia.ru

Крещение Господне - великий православный праздник, который имеет многовековую историю, свои обряды, правила и традиции. Именно этим праздником заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января.

История праздника уходит корнями в далекое прошлое, когда в реке Иордан крестили божьего сына Иисуса Христа. Именно отсюда и пошла неотъемлемая традиция купания в проруби.

С каждым годом количество людей, желающих окунуться в проруби только растет. Однако не все знают базовые правила, которые обязательно нужно соблюдать при погружении в ледяную воду.

Когда лучше купаться

Многие задаются вопросом, когда лучше купаться - в канун праздника 18 января, или же на само Крещение Господне 19 января.

Считается, что 18 января лучше всего сходить в храм на вечернюю службу. Там обязательно нужно прочесть молитву и набрать домой святой воды. При этом в данном случае нельзя набирать воду пластиковые или бутылки из-под алкогольных напитков. Для святой воды должна быть своя тара, предварительно хорошо вымытая.

Уже после праздничной вечерней службы можно купаться в проруби. Наилучшим для этого действа считается промежуток времени с 00:00 до 01:30. Именно в это время крещенская вода обладает самыми сильными целебными свойствами, которые помогают от любых недугов. Конечно же, не каждый может встать в такое время, чтобы искупаться, поэтому сделать это можно в любое время уже в само Крещение 19 января.

Как правильно окунаться в прорубь

Окунаться в прорубь можно только в специально отведенных для этого местах и под присмотром спасателей. Изначально во льду должна быть вырезана специальная иордань в виде креста, после того как священник опустит в воду распятие и прочитает молитву, в ней можно купаться.

Просто так заходить в воду нельзя. Организм и так будет в шоковом состоянии и если не соблюсти определенные правила, последствия могут быть плачевными:

  • за час до купания обязательно нужно поесть, но не употреблять алкогольных напитков;
  • перед купанием нужно разогреть тело, сделать разминку, пробежаться;
  • одежда должна быть простой, чтобы ее можно было просто снять и одеть;
  • до проруби босым идти нельзя, лучше всего в ботинках или хороших шерстяных носках, их нужно одеть, чтобы не поскользнуться;
  • проверить устойчивость лестницы или спуска в воду;
  • в воду заходить нужно постепенно, не делать этого резко, иначе можете спровоцировать проблемы с давлением. Нырять в воду также не рекомендуется, так как может наступить шоковое состояние;
  • максимальное время нахождения в воде не должно превышать 30 секунд, этого вполне достаточно, чтобы трижды окунуться;
  • окунаться с головой нельзя, лучше всего сделать это только по шею. Если окунаться с головой, то сосуды могут резко сузиться, это приведет к резкому снижению температуры и шоковому состоянию тела;
  • старайтесь не плавать в холодной воде, конечности может свести судорогой;
  • если с вами ребенок, следите за ним, в шоковом состоянии от холодной воды он может забыть, что умеет плавать;
  • выходя из воды, держитесь за поручни не мокрыми руками, а сухим полотенцем;
  • после купания вновь разотритесь полотенцем;
  • чтобы согреться лучше всего подойдет травяной или ягодный чай, но вновь же ни в коем случае не алкогольные напитки.

Что нужно иметь при себе

Чтобы купание в крещенской проруби прошло удачно с собой нужно иметь ряд на первый взгляд повседневных, но в данном случае очень необходимых предметов.

К ним относятся:

  • полотенце и махровый халат;
  • комплект сухой одежды;
  • купальник или сменное белье (в нем тоже разрешают окунаться);
  • тапочки, чтобы не скользить по льду, а лучше всего шерстяные носки;
  • резиновую шапочку, чтобы не замочить голову и потом не мерзнуть на морозе;
  • силу воли и желание.

Противопоказания

Как оказалась в случае купания в проруби существует очень много противопоказаний, которые могут не только испортить эффект от этого действа, но еще и привести к обострениям заболеваний.

  • с сердечно-сосудистой системой;
  • с центральной нервной системой - эпилепсия, последствия тяжелых травм черепа; склероз сосудов головного мозга в выраженной стадии, сирингомиелия; энцефалит, арахноидит;
  • с периферической нервной системой - невриты, полиневриты;
  • с эндокринной системой - сахарный диабет, тиреотоксикоз;
  • воспалительные процессы носоглотки;
  • с органами зрения - глаукома, конъюнктивит;
  • с органами дыхания - туберкулез легких, воспаление легких, бронхиальная астма;
  • с мочеполовой системой - нефрит, цистит, воспаление придатков, воспаление предстательной железы.

Мария Бабич


Протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевского храма Кишинева:

Протоиерей Виталий Шинкарь

Традиция вполне по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою удаль молодецкую.

Говоря на языке современного искусства, это акционизм – человек решает свою религиозную проблему через какое-то лихое действие.

Я думаю, такое поведение свойственно всем типам религиозности, но это именно языческое явление, которое имеет отношение к примитивным человеческим представлениям о взаимоотношениях неба и земли. Человек считает, что существует некая технология, внутри которой не обязательна вера, но которая позволяет штурмовать небеса усилием своей удали.

Вообще, купание в источниках – это повсеместно культивируемая традиция. Сегодня во всех паломнических центрах, монастырях висят объявления, на которых красными чернилами написано: «Купание в источниках». Что это означает, какую пользу приносит, никто толком не знает, но эта традиция начинает постепенно распространяться и за пределами России.

Однажды я видел, как на Афоне, у источника святого Афанасия остановился автобус русских паломников, и все мужчины побежали голышом окунаться. Мимо проходили греки, для которых все происходящее, конечно, было серьезным переживанием. А теперь, насмотревшись на русскую действительность, и у нас в Молдавии, и в других странах тоже начались все эти купания и окунания.

Это языческий подход к действительности, когда человек вступает в отношения с Небом через какую-то обожествленную материю и овеществленные предметы.

Некое механическое благочестие – разделся, в воду окунулся – и всё, ты уже весь духовный. Это как бы инициация – испытать холод, жар, боль. Все равно что хлористый кальций внутривенно – не лечит, зато чувствуешь жар каждой клеточкой. И поэтому подобные традиции остаются и даже культивируются.

К сожалению, если какая-то традиция существует в нашем обиходе более 20–30 лет, она становится чуть ли не догматическим элементом. Но надо говорить честно, традиция купаний – не церковная, и нам надо по отношению к ней немного «опротестантиться», то есть удалить языческий налет.

К сожалению, отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразия – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию. А нужно вырабатывать общую церковную позицию, и тогда, хотя бы внутри Церкви, мы сможем честно и единомысленно говорить о крещенских купаниях.

А пока что у нас так: один сказал, что окунаться в прорубь хорошо, другой назвал купания великой русской традицией, третий – жидовско-масонской ересью, а четвертый вообще во всем обвинил проклятую Америку.

В результате же происходящие сегодня на купания – это некий православный экстрим, отношения к которому у каждого свое.

«Братия и сестры моржи! Любите ли вы Христа?»

Священник Сергий Круглов: Попытки как «правых», так и «левых» навести в деле купания на Крещение единообразие и порядок, насадить ту или иную точку зрения («Это язычество!» или: «Это исконное православие, только бесы святой воды боятся!») растут из одного корня – советского, из отсутствия свободного и осознанного отношения к жизни, из желания, чтобы раз и навсегда сказали, «как правильно».

Жизнь же – жительствует, и факт сей жизни таков: окунались и окунаться будут.

Священник Сергий Круглов. Фото Анны Гальпериной

Я сам лично? Нет, ни разу не окунался и не собираюсь, возможно, моя жизнь от этого чем-то обеднена, но – каждому свое, каждый проживает только свою жизнь, поспеть за всем и попробовать всё немыслимо.

Я только-только начал с трудом понимать, что такое жить во Христе, пытаюсь еще и делом хоть как-то это попробовать, на прочее – немощных смертных сил моих уже не хватит, а к числу таинств Церкви, без которых жизнь во Христе невозможна, купание в зимней иордани не относится.

Но тех, кто хочет окунаться, отговаривать тоже не собираюсь. Повторю: велик Божий мир, жизнь человеков многообразна, захотят пойти окунуться – меня не спросят. И, кстати, по тому только факту, что человек «для здоровья» ныряет в ночь с 18 на 19-е января в прорубь, судить о том, что Он отпал от Христа, не стану – о таких вещах Сам Христос судит, только Он знает, «что в человеке».

Единственное, что было бы полезно – присутствующим при сем окунании священникам, раз уж это дело маркируется как церковное, делать время от времени перерывы и, призывая всех ко вниманию, просто и внятно говорить людям примерно следующее:

«Братия и сестры моржи! Хочу вам напомнить некоторые вещи. Если кто думает, что крещенская вода смывает грехи – тот ошибается, это неправда. Да, святая – святыня, но грехи смываются покаянием, в таинстве исповеди и исправлении своей жизни по заповедям Христовым. Правда, вы такие слова и словосочетания навыкли слышать, потому объясню попроще: если мы хотим иметь жизнь, а не смерть – надо наладить живое общение с Богом. Жизнь дает только Он Сам, потому что нас любит. А мы Его? Вот вопрос важный.

В Церкви есть для налаживания общения со Христом важнейшие способы: знать Его через Священное Писание и через Тело и Кровь Его, то есть через участие в евхаристической жизни Церкви, это прежде всего, и это самое главное. Так что, дорогие моржи, желаю вам здравыми изойти из сей проруби, а затем, если кто хочет – прийти в Церковь, чтоб побольше разузнать о Христе и о том, как быть с Ним.

Посему, кто сейчас «для сугреву» пьян – протрезвитесь, кто некрещен – сначала пройдите в любом близком к вам храме Божием курс катехизации и креститесь, кто крещен – отодвиньте в сторону красочные мечты про «волшебную воду» и лубочные «богатырские традиции», и все – возьмите в голову помысел: кто я? и кто мне Бог? не пора ли мне к Нему вернуться по-настоящему, чтобы как-то изменить себя и свою жизнь?

И (повторю – кто хочет, ведь невольник не богомольник) приходите, будем пытаться разобраться вместе. Жизнь свою, мозги свои и сердце, желания и претензии свои менять, да еще так, чтоб со Христом – да, тяжело. А без этого никак. Без этого вы хоть весь год в этой проруби просидите, толку не будет».

Между кощунством и приобщением благодати Духа Святого

Протоиерей Игорь Прекуп:

Когда дело касается крещенского купания, то, прежде всего, отношение к этому действу зависит от самого человека, который окунается, от его духовного состояния.

Во-первых, человек может желать купаться на Крещение, считая это данью традиции, возможностью проникнуться некой солидарностью со своими предками, которые также окунались в прорубь на Крещение, почувствовать родовое единство.

В этом нет ничего плохого, но и духовного смысла в таком купании немного. Если люди думают, что через окунание на Крещение они поддерживают традицию и укрепляют духовные связи, это параллельно духовному смыслу крещенского купания.

Протоиерей Игорь Прекуп

Другое дело, когда купание для человека – это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Если для человека эта прорубь не просто место обрядового купания, а окно в тот самый евангельский день, фрагмент Иордана здесь, сейчас, в данном месте, то при таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам.

Потому что человек, совершающий такое купание, думает о Боге, ради Него это делает. И тогда это окунание – форма приобщения благодати Духа Святого.

Но у меня есть большие сомнения, что большинство окунающихся на Крещение именно так относятся к своему купанию. Часто во время массовых купаний люди думают о чем угодно, только не о смысле праздника. Для многих людей крещенское купание – просто развлечение, очередная забава, сопровождаемая визгами, криками со всевозможными традиционными словосочетаниями, выражающими острые ощущения, не говоря уже о всевозможных «вспомогательных средствах» эмоционального подъема. Такое купание даже не параллельно празднику и его смыслу, а против него.

Если человек просто моржует в любой другой день, в любой другой проруби, не посвященной празднику Крещения, пусть изгаляется как хочет. И все идиоматические выражения, которые он себе позволяет при этом купании остаются на его совести в этот момент, как и в любой другой момент его жизни. Это быт, культурное времяпрепровождение.

Но когда прорубь посвящена именно событию Крещения Господня, да еще и вырублена в виде креста, чтобы помочь человеку настроиться должным образом, не говоря уже о совершенном здесь чуть ранее водосвятии, а человек окунается так, будто его в парк аттракционов привели, я воспринимаю такое поведение как кощунство.

Поэтому если человек решил поучаствовать в крещенском купании и не хочет кощунствовать, пусть он сначала должным образом настроится, осознает смысл праздника, при этом не даст и окружающим своим легкомыслием сдвинуть себя в сторону от этого здравого настроя, а потом совершает окунание в прорубь-Иордань.

Крещение Господне - это, пожалуй, один из трех самых главных праздников в православном мире. С ним связано множество традиций и обрядов, которые идут к нам из самых истоков истории христианства. К этим обрядам относится и купание в проруби.

История Крещения

Чтобы понять суть купания в проруби, необходимо вспомнить о том, что же такое Крещение и как оно связано с историей Иисуса Христа. Началось всё, когда Спасителю исполнилось 30 лет. По преданию, он должен был найти Крестителя, коим оказался Апостол Иоанн. Иоанн услышал слова Бога о том, что Иисус обязан креститься как и любой другой человек. Иисус явился к нему с просьбой о крещении, то есть об омовении водой, дабы очиститься от грехов. Однако своей божественной сутью Христос сам крестил воду, а не вода его.

Это символизировало, что в будущем сын Божий спасет людей от бед, дьявола и дурных мыслей и поступков. В день крещения любая вода несет в себе особую силу, поскольку Иисус Христос 2000 лет назад окунулся в нее и сделал ее источником света, добра и жизни.

Иное название Крещения — Богоявление. Христос пришел к Иоанну, чтобы иметь право явиться к людям со своим учением. Это был день явления Бога народу и миру.

Когда купаются в проруби

По правилам купания производятся в сочельник — в вечер перед праздником. 18 января проводится вечерняя служба, после которой каждый верующий может набрать святой воды. После этого никто не запрещает отказаться от процедуры купания, ведь это нужно делать только по желанию и по зову души.

Купание в проруби чудодейственным образом не только не приводит к простудам, а напротив, помогает избавиться от различного рода недугов и улучшить состояние здоровья. Это не только духовное, но и физическое очищение, которое даровано нам самим Богом. Кстати, строгих правил купания не существует — многие просто окунаются с головой в прорубь три раза со словами: «Во имя Отца, Сына, Святого Духа». Главное, помнить нужную дату — в проруби купаются с 18 на 19 января, начиная с вечера и заканчивая ночью.

Для тех, кто все же боится заболеть, искупавшись на Крещение, существует альтернатива — утром 19 января можно умыться святой крещенской водой , также помолившись и попросив Бога о здоровье и душевном спокойствии. Так или иначе, но праздник Крещения — это символ того, как Бог может помочь нам, обычным людям обрести счастье. Будьте добры, честны, пусть хранит вас Бог, и не забывайте нажимать на кнопки и

16.01.2016 00:50

Близится праздник Крещения, а значит, пора идти в церковь за святой водой. Крещенская вода - ...

Практически всем православным праздникам предшествует вечерняя литургия. Именно поэтому каждое великое празднество начинается с Навечерия. ...

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.